Любой человек сталкивается с победами и поражениями. Согласны ли вы с тем, что победа над слабым подобна поражению

Цели и средства
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов.
И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов.
Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.

Сочинение на тему Цели и средства

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Сочинение: Цели и средства

Цель оправдывает средства - данную фразу следует понимать так,
что цель и средства должны быть соразмерными.
Не надо лечить перхоть отрубанием головы или сниманием скальпа.
Цель должна оправдывать средства, которые были затрачены для её достижения, а средства должны соответствовать цели.
Но парадокс ситуации состоит в том, что очень часто цели сами становятся средствами для достижения более поздних или более высоких целей.
Цепочка превращений целей в средства может быть очень длинной и упирается она в высшую цель, которой конкретный человек посвящает свою жизнь. Это и есть цель жизни.
Для достижения этой цели человек готов использовать любые средства, которые ему не запрещает его мораль или совесть, даже свою жизнь.
Возвращаюсь к мысли о том, что не существует аморальных средств.
Существуют люди, чья мораль позволяет использовать те или иные средства.
Для них эти средства являются моральными. Нацисты считали моральным массовые уничтожения людей. Убийца считает моральным убийство другого человека ради наживы.

Каждый человек имеет свою шкалу ценностей.
Человек никогда не пожертвует высшей своей ценностью для достижения низшей,
и наоборот, низшие ценности легко жертвуются для достижения высших.
Общество тем сильнее и стабильнее, чем больше в нём людей с одинаковой или очень близкой шкалой ценностей,
и высшей ценностью этих людей является общественное благо.
Нам часто пытаются навязать западную шкалу ценностей.
Высшей ценностью этой шкалы объявляют человеческую жизнь. Кто будет возражать против этой ценности.
Я готов добавить и вторую ценность.
Перефразируя Достоевского, определю эту ценность как отсутствие человеческого страдания.
Проанализируем эти две ценности.
Человеческая жизнь является более высокой ценностью, поэтому для её сохранения допустимо человеческое страдание.
А вот для устранения человеческого страдания недопустимо жертвовать человеческими жизнями. А что мы видим в окружающем нас мире.
Оказывается, что Если цель сама является средством для достижения других целей, то и она должна быть оправдана.
Получаем следующее выражение: цель оправдывает любые средства, которые ведут к достижению данной цели, если сама цель оправдана.
Что может служить оправданием цели? Основным оправданием для любой цели должна служить её общественная значимость.
Человек не может существовать вне общества, общественное признание ему необходимо.
А что определяет общественную значимость той или иной цели? Общественное благо или нравственность. Именно этим критерием общество оценивает деятельность той или иной личности.
И наше выражение становится таким: цель оправдывает любые средства, которые ведут к достижению данной цели, если эта цель нравственна.

Нужно отметить, что цель жизни для человека не является постоянной, как и его мораль.
Она меняется по мере развития самой личности.
Многие философы пытались дать людям нравственный закон жизни.
Иначе говоря, дать людям цель жизни.
Троцкий определял это так: "С точки зрения марксизма, который выражает исторические интересы пролетариата, цель оправдана, если она ведёт к повышению власти человека над природой и к уничтожению власти человека над человеком".
Кант давал своё определение цели: "Практическим императивом, таким образом, будет следующий: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству".

С мнением Троцкого я не могу согласиться.
Во-первых, человек является частью природы, и повышение власти человека над природой является повышением власти и над самим человеком.
Во-вторых, требование к уничтожению власти человека над человеком ведёт к уничтожению общества.
Есть власть кумира над поклонниками, есть власть учителя над учениками, есть власть писателя над читателями и т.д.
Какую власть имеет ввиду Троцкий? Политическую?
Но есть власть лидера партии над членами партии, есть власть идеолога над последователями его идеологии.

Не могу я согласиться и с Кантом в той части его императива, где он призывает человека относиться к себе как к цели. Я считаю это призывом к эгоизму. Наоборот, человек должен рассматривать свою жизнь как средство для достижения какой-то высшей цели.
Но какой? Я критикую Троцкого и Канта, но в состоянии ли я сам предложить ответ на этот вопрос?
Попытаюсь! Цель жизни человека в нравственном и интеллектуальном самосовершенствовании, потому что только высокоразвитая нравственно и интеллектуально личность может определить в чём состоит цель жизни. Сразу соглашусь с критиками, что я не дал ответа на вопрос, но я дал алгоритм поиска ответа.

Есть очень важная функция в жизни общества, которая использует людей как средство во имя демократии можно убивать других людей.
Чтобы освободить людей от страданий тирании, можно их разбомбить.
Для установления рыночной экономики можно заставить страдать миллионы людей.
Вот и получается, что высшей целью всё-таки должно быть общественное благо, которое включает в себя и сохранение человеческой жизни, и устранение причин страданий людей.

Это управление. Любое управление.
Управляющий использует средства для достижения цели управления. Одним из средств является труд подчинённых. А что такое труд как не частица жизни человека? Кстати, и капитал, и земля так же включают в себя труд людей.
Получается, что управляющий косвенно использует жизни своих подчинённых. И не всегда косвенно. Шахтёры, добывая уголь, расплачиваются за это своими жизнями, а управляющие ничего не делают для того, чтобы эти жизни сохранить.
Даже наоборот, известны случаи, когда руководители намеренно игнорируют требования техники безопасности ради увеличения добычи угля.
Может ли цель, которая состоит в увеличении добычи угля, оправдать средства, которыми являются жизни шахтёров? Если шахтёры имеют моральное право рисковать своей жизнью, то руководители не имеют морального права рисковать чужими жизнями.
Нравственная цель не может быть достигнута безнравственными средствами.

И тут мы возвращаемся к терроризму. Невозможно победить человека, который готов жертвовать своей жизнью ради блага других людей.
Можно убедить его отказаться от террористических методов борьбы только предложив альтернативу.
Терроризм, как средство, становится безнравственным, если существуют другие средства достижения конкретной цели. При любых других условиях терроризм будет нравственен, а это означает, что он будет пользоваться поддержкой общества.
В этом случае победить терроризм можно только уничтожением общества, что в свою очередь является терроризмом.

Сочинение: Цели и средства

Часто в повседневной жизни можно услышать такую фразу, как цель оправдывает средства.
На мой взгляд, это просто отговорка от совершенного неправомерного поступка, который маскируется «благородной» целью.
Ни одно действие не должно приносить зло, насилие и боль.
Даже если кажется, что от этого многим станет лучше.

Жизнь очень непростая, поэтому часто могут возникнуть очень спорные ситуации, в которых реально кажется, что небольшое отступление от общих правил морали может принести очень большую пользу для всего человечества.
Иногда в мою голову приходят такие мысли, а чтобы было, если бы кто-нибудь покончил с Адольфом Гитлером до того,
как он стал фюрером нацистской Германии?
Этот поступок мог бы уберечь весь мир от одной из самых страшных страниц в истории двадцатого века и спасти колоссальное число жизней.
Всего одно убийство, которое, безусловно, является ужаснейшим поступком, принесло бы спасение людям от смертей и потери близких.
Оправдывала бы такая цель все средства?

Об этом можно найти большое количество рассуждений в бессмертном произведении Федова Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».
В нем Родион Раскольников долго рассуждает о том, что людей можно поделить на две категории.
Одни могут совершать самые неправомерные действия и при этом не нести никаких наказаний, так как от их поступков будет лучше всем.
А другая категория людей не может иметь таких прав и должна только служить для достижения целей первой категории.
Практически стать их рабами и во всем потакать. Молодой человек долго не мог определиться, к какой именно категории он принадлежит.
Поэтому решил проверить это самым надежным способом, совершив убийство, как ему казалось бесполезной и корыстной старушки-процентщицы.

Одной старушкой дело не обошлось, поэтому свершилось двойное убийство еще и свидетеля данной сцены.
После этого в жизни Родиона начинается новый период в жизни, который сопряжен с огромными и сильнейшими душевными муками и страданиями.
Он понимает несостоятельность и даже бессмысленность своей теории.
Но все дела уже сделаны, изменить ничего невозможно, остается только понести справедливое наказание.

Другой персонаж в данном романе также подтверждает, что не всякая цель оправдывает любые средства для ее достижения.
Это - Свидригайлов.
С одной стороны - это спокойный и уравновешенный человек, который помогает сиротам и Сони Мармеладовой, жертвуя им деньги.
Но с другой, он очень злой, циничный и для достижения своих целей готов пойти на любое преступление при этом совершенно не чувствуя угрызений совести или раскаяния.
Такой человек вдвойне страшен. Ведь он понимает, что поступает плохо. Но при этом всеми силами пытается убедить себя, что делается это для общественного блага и так будет всем лучше.
Судьба Свидригайлова печальна и заканчивается самоубийством.
Он понимает, что жизнь его бессмысленна и поражена пороками.
Ему отказывает во взаимности сестра Раскольникова - Дуня, так как тоже считает его ужасным человеком.

В конце романа Родион осознает, что не все цели оправдывают средства и что теория его в корне неверна и даже вредна для общества.
Поэтому ищет спасения в православной вере и искренней любви к Соне Мармеладовой.

Благородная цель - это довольно сложное понятие.
Прежде всего, для каждого эта цель будет своя.
Кому-то благородной целью кажется собственная нажива, которая приобретается через воровство и чужое горе.
Поэтому я убежден, что никакая цель не стоит пролитой крови или чужой боли.
Всегда можно найти другой, гораздо лучший и право законный способ сделать жизнь окружающих людей счастливее.

Сочинение по направлению: Победа и поражение (608 Слов)

Победа и поражение в литературе.
Отцы и дети

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:
«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых - тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей». И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих - низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света - сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения - нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице - княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство - любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:
…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Слайд 1

Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва)

Слайд 2


Аргументы к сочинению. Литература 19 века.

Слайд 3


Аргументация. Произведения мировой литературы

Слайд 4


Аргументы к сочинению. Литература 20 века

Слайд 5


Итоговое сочинение. Тематическое направление «Победа и поражение» В сочинениях по данному направлению можно порассуждать о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском и психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, её причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных.

Слайд 6


«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие- душевная подлость» Л.Н Толстой

Слайд 7


Победа и поражение. Афоризмы по теме
Нужно уметь проигрывать. Иначе нельзя было бы жить. э. М. Ремарк Успех-это всегда чьё-то поражение. Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя Эрнест Хемингуэй

Слайд 8


Примерные темы сочинений
Можно ли прожить счастливую жизнь без побед? Самая главная победа-победа над самим собой. Победы можно быстро добиться, самое трудное-её закрепить. Победа над страхом придаёт человеку силы. Чтобы выиграть «войну», иногда нужно проиграть «бой». Поражение помогает понять себя.

Слайд 9


Как написать вступление по теме? Вступление первое.
Победа и поражение…В человеческой жизни они всегда существуют рядом. Каждый из нас стремится добиться определённого успеха, одержать победу и закрепить её. Жизненный путь любого человека очень труден. Это, как правило, путь побед и поражений. Человек стремится к тому, чтобы меньше допускать ошибок, которые приводят его к полному поражению. В жизни мы тяжело переживаем любое поражение. Это достаётся очень трудно, так как человек находится в сложном положении. Но бывает и другая ситуация, когда человек одерживает победу, которая потом оказывается полным поражением. Бывает и третья ситуация, когда человек одерживает не одну победу и умеет всегда закрепить этот успех. Почему же так происходит в жизни?

Слайд 10


Переход от вступления к основной части сочинения
Эти и другие вопросы, связанные с проблемой победы и поражения, всегда были интересны мировой литературе. Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» мы видим, какой трудный жизненный путь проходят его любимые герои-это путь путь исканий, путь побед и поражений. Анализируем страницы романа с точки зрения того, какие победы одерживали в жизни князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, через какие неудачи и поражения они прошли.

Слайд 11


Второй аргумент к основной части сочинения
А в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы встречаемся с простым русским солдатом, попавшим в плен к немцам. Да, плен –это страшное поражение. Но мы убеждаемся в том, что автор рассказа, показывая такую сложную жизненную ситуацию, подчёркивает, что поражение оказывается высокой нравственной победой русского человека. В сцене допроса поражение Андрея Соколова становится его нравственной победой, когда комендант лагеря военнопленных под Дрезденом Мюллер восхищается достоинством, мужеством и стойкостью пленного и высоко оценивает его за это- сохраняет жизнь, называет его настоящим русским солдатом.

Слайд 12


Заключение к сочинению
Итак, какой же вывод можно сделать? К чему привели меня рассуждения по книгам Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова? Перечитывая и вспоминая страницы этих произведений, прихожу к выводу о том, что в жизни любого человека проблема победы и поражения играет серьёзную роль, так как трудно пройти жизненный путь без побед и поражений. И то, как человек переносит победу и поражение, полностью зависит от него самого, от его характера. Это очень важно в жизни каждого из нас. Так пусть же в нашей реальной жизни будет больше таких людей, которые одерживают победы, чем терпят поражение.

Слайд 13


Чацкий. Кто он? Победитель или побеждённый?
В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы видим, что Чацкого мало кто понимает в доме Фамусова. Герой со своими взглядами оказался совсем не ко двору. Московский свет выносит Александру Чацкому свой приговор: сумасшествие. А когда герой произносит свою главную речь, его никто не хочет слушать. Что это? Поражение Чацкого? Писатель И.А. Гончаров в очерке «Мильон терзаний» утверждал, что Чацкий-победитель. Почему к такому выводу пришёл автор очерка? С Гончаровым трудно не согласиться: ведь Чацкий встряхнул застойное московское общество, разрушил надежды Софьи, пошатнул положение Молчалина. А это и есть настоящая победа!

Слайд 14


Сцены из спектакля «Горе от ума»

Слайд 15


А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»
Личность австрийского композитора Моцарта итальянец Сальери воспринимает как какое-то чудо, которое опровергает всю его жизнь как человека и композитора. Сальери мучается и терзается, так как безумно завидует великому Моцарту. Итальянец-сухой человек, эгоистичный, рассудочный, страшно завистливый. Он отравил австрийского гения. Фактическая победа достаётся Сальери. Но чего же добился итальянский композитор? Ведь он понимает и осознаёт превосходство Моцарта над собой, чувствует великую силу его таланта и великую силу его музыки. Убив Моцарта, Сальери не смог освободиться от той страшной зависти, которая является источником его настоящей нравственной пытки. Он утратил способность легко и радостно воспринимать жизнь, его душу сжигает зависть и гордыня. А жизнь в таком психологическом состоянии- пытка, это и есть настоящее поражение.

Слайд 16


«Моцарт и Сальери». Сцены из спектакля

Слайд 17


Победа и поражение Сальери

Слайд 18


Теория Раскольникова и её крах
Читая роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание», мы узнаём, что мысль о спасении мира заставила Раскольникова создать собственную теорию. В качестве жертвы он выбирает старуху-процентщицу. Идея не даёт герою покоя. Всё, что происходит вокруг, подталкивает Раскольникова к убийству старухи. Благородное преступление оборачивается кровавым убийством. Убийство-страшное преступление, его невозможно рассчитать. Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую смиренную Лизавету. Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшно терзается. Антигуманные мысли и дела никогда не могут служить во благо человечеству. Счастье невозможно построить на крови, жестокости и насилии. Поэтому эта теория потерпела крах. Это полное поражение Раскольникова. Он приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». И, читая страницы романа, мы чётко осознаём и понимаем, что только через гуманное начало человечество может подняться и возвыситься, что другой дороги нет и быть не может.

Слайд 19


Кадры из фильма «Преступление и наказание»

Слайд 20


Поражение и победа старого рыбака Сантьяго
Старый рыбак Сантьяго-герой повести американского писателя, лауреата Нобелевской премии Эрнеста Хемингуэя. Сантьяго прожил очень трудную жизнь, у него не было семьи. У кубинского старика есть верный друг-мальчик Манолино. Восемьдесят четыре дня старик возвращался ни с чем. А на восемьдесят пятый день все его усилия были вознаграждены. Рыба тянула старика с лодкой вперёд. Впервые ему пришлось сражаться с такой огромной рыбой. Обессиленный Сантьяго побеждает. Когда рыбак мужественно охранял рыбу от акул, которые наскакивали целыми стаями, он потерял гарпун. Старик притянул к берегу лишь огромный скелет. «Они одолели меня, Манолин»,- сказал рыбак мальчику.

Слайд 21


Что же показал Эрнест Хемингуэй? О чём заставляет задуматься его повесть «Старик и море»? Чем всё закончилось? Победой или поражением? Безусловно, победой! Это была не просто победа, а победа человеческого духа, выносливости и мужества. Находясь в открытом море, Сантьяго разговаривал сам с собой и говорил: «Человек создан не для поражения. Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя». Как здорово сказано! Повесть американского писателя о человеке, который не сдаётся. Поединок старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, оказал на писателя огромное впечатление. И он решил рассказать о достоинстве человека, о горе и счастье победителя. Тема победы и поражения в повести обретает особую роль. Старик побеждает не только рыбу, но собственную слабость, усталость и старость.
Главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»-русский солдат Андрей Соколов. . Он-ровесник века, его жизнь вобрала в себя историю страны. Русский солдат попал в плен к немцам и находится в лагере Б-14 недалеко от Дрездена. Здесь около двухсот тысяч военнопленных.Это страшное поражение. Кто-то донёс на Андрея Соколова, который возмутился непосильной нормой выработки. Пленного вызывает на допрос Мюллер, комендант лагеря. Диалог с Мюллером-это психологическая дуэль, из которой русский солдат выходит победителем. В конце допроса комендант вышел безоружный и сказал,что Соколов-храбрый русский солдат и стрелять в него Мюллер не будет. Комендант наградил пленного: подал ему буханку хлеба и кусок сала. Соколов-победитель, так как он сумел выстоять, сохранил честь солдата, проявил стойкость несгибаемую силу воли, мужество, самообладание, храбрость, проявил свой твёрдый характер. Он настоящий русский солдат! И мы видим, что «Характер человека зависит не от того, как он переносит победу, а от того, как он переносит поражение» .Слайд 28


Кадры из фильма «Я-русский солдат»
Кадры из

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

ЦИТАТЫ И ЭПИГРАФЫ Величайшая победа - победа над самим собой. (Цицерон) Человека можно уничтожить, но его нельзя победить. (Хемингуэй Эрнест) Сознание честно выдержанной борьбы едва ли не выше торжества победы. (Тургенев) Где согласие - там победа. (Лат. посл.) Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой. (Вольфрам) Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна. (Махатма Ганди) Победа над слабым подобна поражению. (Арабская посл.) Победа над страхом придаёт нам силы. (В. Гюго) Победителей не судят. (Екатерина Великая)

1. Наверное, нет человека, который бы не мечтал пусть и о маленькой, но победе. Даже малый ребёнок желает, чтобы его игрушка была лучше, а песочный замок выше. Потом, в школе, мы мечтаем о других победах: лучших оценках, высших результатах на олимпиадах. Став взрослыми, желаем уже более значимых побед. А вот проигрывать никто не любит, поражения воспринимаются всегда очень болезненно. Каков же вкус победы? Победа придаёт сил, делает человека настойчивее, активнее. Каждый хочет, чтобы его радость раздели окружающие. А какова цена победы? Говорят, что «победителей не судят». Но если победа досталась при слабом противнике, то и цена её невелика, а если досталась нечестным путём, то и вообще грош ей цена. Только честная игра приносит истинную победу и удовлетворённость от неё. ВСТУПЛЕНИЕ (ВИДЫ)

Но легко ли быть победителем? Одержать победу нелегко. Многое необходимо сделать, чтобы добиться её. А если вдруг поражение? Что тогда? Уметь преодолевать преграда, стремиться к победе даже после поражения - вот что отличает сильную личность. Главное - идти вперёд, к своей цели, и тогда победа обязательно станет наградой. Отечественная литература описывается немало примеров как победы, так и поражений. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. Ещё одна разновидность победы – победа над собой. Ярким примером могут стать паралимпийские игры. Наблюдая за выступлениями спортсменов, поражаешься их воле к победе, их сильным духом, оптимизмом. А бывает и так, что оступился человек, и, чтобы «подняться», нужно преодолеть немало испытаний. И если человек смог выстоять, не предать собственных идеалов, тогда и цена победы будет велика. Величайшая победа - победа над самим собой. (Цицерон)

АРГУМЕНТАЦИЯ «Слово о полку Игореве» – известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета два похода князей, один из которых закончился победой и всеобщим ликованием, а другой – неудачный поход русских князей на половцев, организованный князем Игорем Святославичем. Главная идея – идея единства Русской земли. Княжеские междоусобицы, ослабляющие русскую землю и ведущие к разорению её врагами, заставляют автора горько печалиться и сетовать. Но именно поражение способствует переосмыслению прежнего поведения. То есть поражение стимулирует русских воинов на победы и подвиги. Автор «Слова» обращается ко всем русским князьям, зовет их защитить Русскую землю. Именно поэтому, хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет уныния: поражение должно объединить русских князей. «Слово» заканчивается возвращением Игоря из плена и пением ему славы при въезде в Киев. Итак, несмотря на то что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли, в победу над врагом. История человечества состоит из побед и поражений в войнах.

А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» представил конфликт двух начал: общественного и личного. Главный герой Чацкий, будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, противостоит фамусовскому обществу. Он осуждает чинопочитание и лесть, слепое поклонение Западу, бесчеловечность крепостного права, ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе: «Да и кому в Москве не затыкали рты обеды, ужины и танцы?». Чацкий стремится служить «делу», а не лицам: «служить бы рад, прислуживаться тошно», он изумлён выбором Софьи, которая предпочла герою пустого, бессловесного Молчалина. Чацкий открыто высказывает свои взгляды Фамусову, доходит до негодования: «А судьи кто?..» и становится опасным фамусовскому обществу, объявившем его сумасшедшим. Чацкий вынужден покинуть Москву, он принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». Так кто же он: победитель или побеждённый? И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» полагает, что «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Поражение Чацкого лишь временное поражение и только его личная драма. В общественном же масштабе победа Чацких неизбежна. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость устоев фамусовского общества. На смену «веку минувшему» придет «век нынешний», и это доказала история.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». Писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений двух политических направлений. Сюжет романа построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями двух поколений, не находящих взаимопонимания. Представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь безнадежно устарели. По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы, Отрицает роль природы как вечного источника красоты, «…В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем», – говорит Базаров. А Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи незыблемые: «аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе. Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков.

Есть ли победители и проигравшие в этом споре? В характере Базарова – сила, самостоятельность, энергия, большие потенциальные способности к революционному делу. Базаров имеет высокие моральные качества, благородную душу. И всё-таки Базаров – фигура трагическая. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", – размышляет он. Тургенев проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них – испытание любовью. Базаров влюбился в Анну Одинцову, которую высоко ценил и которой в конце концов был отвергнут. Кажется, что в испытании любовью Базаров терпит поражение, но герой нашел в себе силы с честью его принять, не теряя своего достоинства. В финале нигилист Базаров умирает. Значит всё-таки это поражение? Только формально. Перед смертью герой проявляет необыкновенную силу духа. «Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что совершить великий подвиг» , – заметил Д. И. Писарев. По мнению Тургенева, время Базаровых ещё не пришло. Автор не находит в нигилизме созидающей творческой силы. Он заставляет героя умереть, так как не видит продолжения его деятельности. Но писатель признавал, что последнее слово остается за Базаровым.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Одна из проблем многопланового романа – проблема борьбы добра и зла, их взаимодействия. Изображая образ Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и Воланда – Сатаны в человеческом обличье, автор даёт понять читателю, что добро и зло существуют вне времени: то добро одерживает верх, а то и зло вершит торжество победы. Иешуа объявлен преступником, он физически проиграл, поскольку был казнён, однако его идеи добра, равенства, любви к людям всепобеждающи. Именно поэтому главный герой романа, Мастер, пишет книгу об этом мире, однако, гонимый критиками, сжигает своё творение и вынужден скрываться в психиатрической лечебнице: именно там он обретает, как ни странно, желаемую свободу. Маргарита, возлюбленная Мастера, всячески борется за его духовное воскрешение, она готова идти на сделку с Воландом во имя всепобеждающей любви, и, согретый этой любовью, Мастер обретает вновь творческие и нравственный силы. «Рукописи не горят»,- восклицает вслед за Воландом автор, и это означает победу добра над злом – победу Мастера и Маргариты. Роман «Мастер и Маргарита» – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он – о всепобеждающей любви и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.

Победа народа в годы войны - это признак сплочённости нации и величия народного духа. Особенно это показала Великая Отечественная война, самая кровопролитная война 20 века, когда ценой невероятных потерь и мужества, отстояли рубежи своей Родины. Немало значимых произведений о военных сражениях, о досадных поражениях и о великих победах. В повести Б. Васильева «А здесь тихие» главные героини - молодые женщины. Им бы любить и растить детей, хранить семейный очаг, но они мужественно встали на защиту своей Родины. Женя Комелькова, Рита Осянина, Галина Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина. У каждой свои мечты, и у каждой из них свой счёт к фашистам. Все они погибли геройской смертью. И пусть не всем удалось совершить истинный подвиг, как Рите Осяниной, но они пошли на фронт добровольно, зная, что их может ожидать смерть. Да, девушки погибли, оборвалась жизнь пятерых людей - это, конечно, поражение. Не случайно Васьков, этот закалённый в боях мужчина, плачет, не случайно его ужасное, переполненное ненавистью лицо вызывает ужас у фашистов. Он, один, взял в плен несколько человек! Но всё же это и победа- победа нравственного духа советских людей, их непоколебимой веры, их стойкости и героизма. А сын Риты Осяниной, воспитанный Васьковым, ставший офицером,– это продолжение жизни. А если жизнь продолжается- это уже победа – победа над смертью!

1. Круг произведений, в которых раскрывается тематическое направление «Победа и поражение», значительно шире. Читатель понимает, что победа и поражение – понятия относительные. И важно не то, проиграем ли мы или нет, а важно, как мы проиграем и что нового вынесем для себя. Таким образом поражение может обернуться победой. 2. Итак, очевидно, что любой человек нацелен на победу, но не всегда достигает её. Главное: мужественно за неё бороться. По мнению Тургенева, «сознание честно выдержанной борьбы едва ли не выше торжества победы». В моей жизни ещё немного важных побед, но они, несомненно есть. Читая произведения классиков, я понял(а), что главная победа – победа над самим собой, нельзя бояться проигрыша, необходимо идти до конца, и тогда победа будет считаться достойной. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дата публикации: 03.12.2016

Пример: Проверенное итоговое сочинение на тему «Все победы начинаются с победы над самим собой» по направлению «Победа и поражение»

Введение (вступление):

Жизненный путь каждого человека тернист и труден. Он соткан из множества побед и поражений , которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. Мы ошибаемся, терпим поражение, глубоко переживаем по этому поводу, и, как случается очень часто, опускаем руки. Человек теряет веру в свои силы и способности. Чтобы одержать победу , необходимо для начала победить самого себя, свои страхи и сомнения. Это и есть та самая дорога, ведущая к большим победам, и только люди сильные духом способны преодолеть этот трудный путь.

Комментарий: Умничка, очень хорошо. Только будь внимательнее с повторами, не допускай их, используй синонимы, местоимения или синонимичные выражения. Иногда можно просто убрать слово.

Объем хороший, тема раскрыта. Только тезис не оформлен. Чтобы он не терялся на фоне остального текста, желательно сделать на нем акцент.

Аргумент 1:

Что значит победить себя? Победа над собой - это огромный успех, значимое достижение, потому что победить себя могут лишь люди, обладающие определенным набором качеств. Одни из них - это целеустремленность, а также желание жить и стремление к лучшему (слишком длинный переход) . Ярким примером такого человека является главный герой повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» - Алексей Мересьев. История об отважном летчике основана на реальных событиях, что доказывает, что победить себя может каждый, если сумеет приложить все усилия. Один из полетов Алексея закончился печально: произошла страшная авария, по вине которой летчик утратил способность самостоятельно передвигаться. Но, даже потерпев поражение в небе, герой не сдался, не опустил руки, а смог не только поставить цель, но и достичь ее. Алексей Мересьев мечтал о том, как он снова взлетит и увидит с высоты лазурное небо, ширь полей, луга и реки. Только желание вернуться к прежней полноценной жизни, целеустремленность и ежедневная работа над собой помогли Алексею победить страх и недуг и достичь своей цели.

Комментарий: Очень хорошо. Но переход великоват, можно от него вообще отказаться. Аргумент хороший, даже стало ясно, какой тезис ты доказываешь.

Аргумент 2:

Иногда от победы над своими страхами зависит главная ценность - человеческая жизнь (может это и верно, но не в данном аргументе. Получается, что ты немного съехала с темы). Именно благодаря своей выносливости выжил старый рыбак Сантьяго в повести Эрнеста Хемингуэй «Старик и море». Только на восемьдесят пятый день удача улыбнулась рыбаку, и на его крючок попалась огромная рыба. Сантьяго бросает все силы на борьбу с ней, но она тащит его все дальше в море. Превозмогая усталость и голод, рыбак все-таки вступает в финальную схватку с рыбой и побеждает ее. Что бы случилось с Сантьяго, опусти он руки и перестань бороться за жизнь? Его жизнь в таком случае закончилась бы нелепой смертью посреди моря, а люди на берегу никогда бы и не узнали о том, что произошло на самом деле. Не каждый смог бы выстоять в такой неравной борьбе, но старому рыбаку это удалось благодаря его храбрости и силе духа.