Рыночное хозяйство. Понятие рыночного хозяйства. рыночное хозяйство

Понятиерыночной структуры отражает все аспекты рынка, а именно: количество фирм в отрасли; тип производимого продукта; возможности для входа в отрасль и выхода из неё иных фирм; способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут влиять на поведение фирм.

Важной характеристикой рынка является егоконкурентность, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего, изменять цену производимого товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ими товара, тем в большей степени конкурентным считается рынок.

Необходимо различать два термина: конкурентность рынка (она характеризует рыночную структуру) и конкурентную борьбу (степень соревновательности фирм отрасли друг с другом). Например, с повышением конкурентности рынка, снижается потребность фирм в соревновании, а в условиях совершенной конкуренции отсутствует какая-либо конкурентная борьба: в отрасли действует огромное число фирм, и их влияние на рынок товара столь незначительно, что отдельной фирме нет необходимости предпринимать какие-либо меры в отношении других фирм. И напротив, в отрасли, где действуют несколько крупных фирм, и каждая их этих фирм в состоянии активно воздействовать на рынок, влиять на изменение ценовых характеристик товара, то конкурентность такого рынка незначительна, и фирмы отрасли ведут активную конкурентную борьбу.

С учетом некоторых факторов (количество фирм, производящих продукцию; тип производимого продукта; контроль над ценой; степень сложности входа в отрасль), выделяют четыре принципиально возможные рыночные структуры: совершенная (чистая) конкуренция; чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция (см.: данные нижепрведенной табл.2).

Существуют два правила, которые применимы для любой рыночной структуры:

· Правило 1. Фирма должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи любого объема ее продукции не превосходит переменных издержек производства этого количества товаров и услуг.

· Правило 2. Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам.

Таблица 2.

Сравнительная таблица рыночных структур

Основные черты рыночной ситуации Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монополисти­ческая конкуренция
Количество фирм, производящих продукцию Множество незави­симых товаропро­изводителей Одна крупная Несколько крупных Достаточно много
Тип производимого продукта Стандартизирован­ный Уникальный, нет близких заменителей Стандартизи­рованный Дифференцированный
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Степень сложности входа в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход и выход возможны


Исторически развиваясь, рыночная экономика приобретает различные формы проявления, национальную специфику. Вместе с тем, можно выделить следующие разновидности рыночной системы:

1. Свободная рыночная экономика возможна там, где регулирующая функция государства сведена к минимуму, где отработаны рыночные стимуляторы, такие как: цены, прибыль, конкуренция.

2. Регулируемая рыночная экономика предполагает систематическое вмешательство государства в хозяйственную жизнь через налоги, кредиты и прочие механизмы с целью поддержания экономического роста, ослабления кризисных и инфляционных процессов.

3. Социальная рыночная экономика направлена на поддержку населения, особенно тех его слоев, которые сами не в состоянии влиять на уровень своих доходов (пенсионеры, инвалиды, безработные, дети). Однако, социализация экономики предполагает достижение относительно высокого уровня общественного благосостояния и общественного сознания.

4. Смешанная рыночная экономика означает наличие в стране весомой государственной или муниципальной собственности. Она, чаще всего, возникает при экстраординарных обстоятельствах, связанных с войной, структурным кризисом и т.п. В настоящее время, в развитых странах удельный вес государственной собственности незначителен (не превышает 10-12 процентов), и напротив, в развивающихся государствах, особенно с выраженным военно-бюрократическим уклоном достаточно высок.



Таким образом, главным критерием различий между разновидностями рыночной экономики выступает степень и формы государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. До сих пор, переходное состояние российской экономики не выходит за рамки государственно-капиталистического уклада (в этом проявляется особенность российской экономики в переходный к рынку период).

Чтобы государственное регулирование рынка состоялось, должен существовать сам рынок, то есть предмет регулирования. И главной задачей экономической политики государства в переходный период к рынку является необходимость способствовать формированию рыночного хозяйства, поощрять этот процесс, устраняя административные препоны.

Черты Современная рыночная система хозяйство-

и условия вания сформировалась в результате разло-возникновения ясения натурального и развития товарного рыночного производства.

хозяйства Рыночное хозяйство - это такое хозяйство, которое обеспечивает взаимодействие между производством и потреблением посред-ством рынка.

Оно основано на товарном производстве и рыночном обмене.

Понятия "рынок" и "рыночное хозяйство" не тождественны. Рыночное хозяйство предполагает высокий уровень развития рынка, и ему характерны следующие черты:

1. Свобода предпринимательства - полная самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическая ответственность и рационализм. Предприниматель, организуя хозяйственную деятельность, никогда не будет производить товар, если на него нет спроса на рынке и его изготовление не приносит прибыль.

2. Свободное ценообразование, что исключает государственное вмешательство в процесс установления цен на многие. вилы_товаров. Цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества.

3. Конкуренция, которая регулирует цены и количество производимых товаров. Столкновение интересов субъектов рыночных отношений приводит к рациональным результатам как для отдельных лиц, так и для общества в целом. Любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества. Многообразие форм собственности и хозяйствования создает благоприятные возможности для использования предпринимательского и человеческого потенциала субъектов рынка, разнообразит и интенсифицирует конкуренцию.

Натуральное хозяйство не позволяло добиться высокой производительности труда и обеспечивало удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей.

По мере развития производительных сил углублялось об щественное разделение труда, которое предполагает специализацию производителей на определенных операциях или на изготовлении определенных продуктов. Если общественное производство делится на крупные его роды (земледелие, промышленность, торговлю), то такое разделение труда называется общим. Распадение этих родов производства на виды и подвиды приводит к частному разделению труда. Специализация внутри отдельного производства (работы) приводит к единичному разделению труда.

В результате общественного разделения труда обосабливаются и сосуществуют различные виды трудовой деятельности. Эта общая форма организационно-экономических отношений продолжает изменяться при совершенствовании орудий труда. В свою очередь, это ведет к улучшению профессиональной подготовки работников и техническим новшествам, росту производительности их труда. На этой основе стало возможным производить продуктов больше, чем необходимо для поддержания жизни человека. Тем самым возникла потребность в обмене излишками продуктов. На основе дальнейшего развития общественного разделения труда появились такие экономические явления, как специализация 92 производителей на выработке какого-либо одного продукта и диверсификация (одновременное развитие многих, не связанных друг с другом технологических видов производства).

Однако одного общественного разделения труда недостаточно для возникновения товарного производства. Продукты труда становятся товаром, когда их производят для обмена самостоятельные, экономически обособленные производители. Данное организационно-экономическое отношение дополняет общественное разделение труда: человек не только выбирает какой-то вид работы, но и превращает его в самостоятельную производственную деятельность.

Это усиливает зависимость работника от других производителей и порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией.

Поскольку произведенный продукт является собственностью производителей, для товарного производства необходимо также их обособление как собственников. Товарно-рыночное хозяйство не может нормально развиваться в рамках общей собственности, которая затрудняет и общественное разделение труда, и хозяйственное обособление производителей, и их свободную предпринимательскую деятельность.

Итак, условиями возникновения рыночного хозяйства выступают:

1. Общественное разделение труда и специализация производителей.

2. Хозяйственное обособление людей при изготовлении какого-то продукта.

Формы В современных условиях в развитых странах рыночного экономические отношения преимущественно хозяйства основаны на товарных связях. Попытки заменить товарные отношения на регулирование из единого центра оказались неэффективными. Однако современные товарные отношения отнюдь не стихийны и анархичны, как это часто представляется. Производитель, вкладывая средства в организацию производства, стремится развивать их в перспективе, заинтересован в установлении долгосрочных связей с поставщиками, ориентируется на прогнозы изменения поведения покупателей и т.п.

Товарные отношения способствуют развитию экономики. Производитель должен продать свой товар и выиграть в конкурентной борьбе на рынке с производителями аналогичных товаров или товаров-заменителей. Поэтому он стремится ис

пользовать достижения научно-технического прогресса, которые обеспечивают снижение затрат на производство продуктов, рост их качества, ищет новые формы обслуживания покупателей, пути расширения своего рынка и т.п.

В своем развитии товарное производство проходит ряд стадий, на которых складываются формы рыночного хозяйства. Исторически первым было простое товарное производ ство. Оно основано на трудовой частной собственности и личном труде, использующем сравнительно простые орудия труда в целях производства товаров на продажу ради приобретения другого товара, удовлетворяющего личные потребности товаропроизводителя. На основе развития форм собственности - появления государственной, акционерной и других форм - сложилась более развитая форма товарного производства - так называемое предпринимательское товарное производство. Оно основано на различных формах частной и государственной собственности, на наемном труде в целях увеличения п; ибыли.

В условиях индустриального и постиндустриального развития многократно расширилось пространство товарного производства. Отношения купли-продажи распространились на услуги труда основной части трудящихся, капитал, землю и большинство создаваемых полезных благ, включая платные услуги и результаты научных и опытно-конструкторских исследований. Развитое товарное производство принимает всеобщую форму.

Вместе с этим на современной стадии производства иод воздействием научно-технической революции, развития социальной инфраструктуры и участия государства в экономике выделился нетоварный сектор. В него вошло производство благ, продвижение которых в сферу потребления происходит без участия рынка. Это - результаты фундаментальных научных исследований, бесплатные виды образования, медицинского и социального обслуживания и т.п. Таким образом, в условиях современной смешанной экономики в хозяйственной жизни соединяются товарные (как ведущие и определяющие) и нетоварные связи.

Товарное производство имеет свои специфические атрибуты - товар, стоимость, ценность, деньги, цена и др. и развивается по своим экономическим законам.

Товарное (рыночное) хозяйство

Товарное (рыночное) хозяйство - это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Товарное производство определяют как тип организации общественного производства, при котором экономические отношении между людьми проявляются через рынок, куплю-продажу продуктов их труда.

Основными признаками товарного производства являются:

  • 1) общественное разделение труда;
  • 2) экономическое обособление хозяйствующих субъектов;

общественное хозяйство товарное производство

  • 3) производство продукта на продажу, а не для собственного потребления;
  • 4) обмен товарами;
  • 5) эквивалентность обмена.

Товарное производство имеет общие черты которые были свойственны различным историческим эпохам. В то же время в каждой общественно-экономической формации он приобретает особые, специфически исторические особенности и зависит от господствующего способа производства, формы собственности и всей системы производственных отношений данного общества.

Само по себе товарное производство не порождает ни одного способа производства, поэтому было бы неправильно утверждать, что товарное производство порождает капитализм. Не товарное производство привело к господству капитализма (хотя оно сыграло большую роль в разложении феодального строя) а, наоборот, капиталистический способ производства сделал товарное производство всеобъемлющим. Становится оно таковым только в условиях капитализма, когда средства производства являются капиталом, а рабочая сила - товаром. Основным условием возникновения и существования товарного производства является общественное разделение труда. Общественное разделение труда - это обособление разных видов трудовой деятельности, которые способствовали повышению производительности труда и создали материальные предпосылки для регулярного обмена. С развитием общества появляются новые отрасли производства, благодаря чему углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и, в то же время удовлетворить ею все свои потребности. Это обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства.

Однако для возникновения товарного производства общественного разделения труда недостаточно. Общественное разделение труда существовало и в первобытной общине. Кто-то изготовлял орудия труда, кто-то - предметы быта, но продукты их труда не поступали в обмен (продажу). Собственником всех продуктов была община. Но совсем другое дело, когда речь идет о взаимоотношениях различных общин. С появлением частной собственности и прибавочного продукта, производимого сверх необходимого для поддержания жизни производителей, их обособление усилилось, возможности для развития товарного производства возросли и сфера товарно-денежных отношений расширилась.

Таким образом, причиной возникновения товарного производства является экономическое обособление производителей. Экономическое обособление применительно к товарному хозяйству предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юридического лица), свободу выбора или хозяйственной деятельности, собственности на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами. Различными, обособленными собственниками средств производства и продуктов могут быть общины, частные лица, кооперативы, государство. Понимание экономического обособления товаропроизводителей важно для оценки современных экономических процессов, перехода к рыночным отношениям, составной частью которых является укрепление экономической самостоятельности предприятий (объединений).

Экономическое обособление производителей есть такое их состояние, которое позволяет им относительно свободно распоряжаться производимой продукцией, отчуждать ее, владеть ею и использовать ее по своему усмотрению, т.е. быть ее собственником. Стало быть, экономическое обособление неотделимо от собственности на средства производства и производимую продукцию, так как формы собственности многообразны, различна по своей социально-экономической природе и экономическая обособленность. Нет экономической обособленности вообще, как нет и собственности вообще, а есть исторически определенная форма собственности, которая и определяет специфически историческую природу экономического обособления.

Разложение натурального производства, возникновение и укрепление товарного ознаменовало собой экономический прогресс, благодаря товарно-рыночному механизму, производительные силы продвинулись в своем развитии гораздо дальше, чем за всю предшествующую историю.

Товарное производство обладает высокой адаптивностью к разным экономическим системам. В каждой из них оно обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

Типы товарного производства. Истории общества известны два основных типа товарного производства: простое и крупное капиталистическое. Простое товарное производство - это хозяйство крестьян и ремесленников, основанное на частной собственности и на собственном труде. Капиталистическое товарное производство базируется на наемном труде.

Простое и капиталистическое товарное производство имеют общие черты и различия. Их общими чертами являются частная собственность на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, продукты производства, предназначенные для рынка. Разница между ними состоят в следующем: при простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистическом товарном производстве они находятся в собственности предпринимателя.

Первое основано на личном труде, второе - на наемном; при первом продукт принадлежит производителю, при втором - предпринимателю; при первом рабочая сила не является товаром, а при втором - она товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формой производства, при втором - оно носит всеобщий характер; при первом цель - удовлетворение потребностей производителя, при втором - получение прибыли; при первом товары - продукты труда, при втором - продукты капитала; простое товарное производство базируется на отсталой технике, капиталистическое - на развитой машинной технике.

Общее и различия простого и развитого капиталистического товарного производства предопределяют природу мелкого производителя: с одной стороны, он выступает как труженик, а с другой - как собственник, это важно для определения закономерностей развития мелкого товарного производства, которое преобладает в развивающихся странах, эта двойственность проявляется в период революционных преобразований общества.

Типичной моделью товарного производства можно считать и предпринимательство - инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность граждан и их объединений. К предпринимательству могут относиться любые виды производственной деятельности, а также коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультативная деятельность, операции с ценными бумагами. Одной из ведущих его форм является частное предпринимательство. Предпринимательство может осуществляться как отдельными лицами, так и объединением граждан и государством.

В экономической литературе выделяют и такие разновидности, модели товарного, или рыночного, хозяйства: товарное хозяйство свободной конкуренции, товарное хозяйство организованного рынка, планово-директивная и планово-нормативная модели. В первой модели отсутствует какая-либо монополия, имеет место свободная конкуренция; для второй - характерно наличие различных форм экономического монополизма и государственного регулирования; третьей - регулируемое хозяйство на основе директивного плана; четвертой - на основе плановых нормативов.

В исторической ретроспективе выделяют следующие модели товарного хозяйства: товарные хозяйства, экономическая направленность которых целиком определялась волей государства; товарные хозяйства, полностью основанные на частной собственности, независимой от государства; товарные хозяйства, основанные на взаимодействии частной или коллективной собственности с государственной.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Рыночное хозяйство [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Основу рыночной системы хозяйства составляют его субъекты. В качестве субъектов рыночного хозяйства выступают экономические агенты, действующие на рынке в собственных интересах и для удовлетворения своих потребностей. В своей деятельности экономические агенты вступают в экономические отношения между собой, образуя экономическую систему. Структура современной рыночной системы хозяйства имеет в своей основе свободные экономические отношения, которые в определенной мере регулируются государством.

Субъектная структура рыночного хозяйства

В современном мире субъектная структура рыночного хозяйства является отражением частичного регулирования рынка со стороны государства, которое выступает гарантом благополучия и экономического развития национальной экономики. Фактически, в отдельно взятых государствах и странах существует обособленная субъектная структура рынка, которая формируется под действием экономических реалий. Объективным фактором является усложнение рыночного хозяйства в результате регулируемого воздействия государства на экономическое развитие страны с помощью финансовой и фискальной политики.

Субъектная структура рыночного хозяйства представляет собой системный комплекс экономических отношений, возникающих между экономическими агентами, которые функционируют в национальной экономике.

Действия экономических агентов направлены на отстаивание собственных хозяйственных интересов и достижение поставленных целей. В рыночной системе хозяйствования действия разных экономических агентов преследуют равноправные цели и взаимовыгодные интересы в условиях интенсивного многостороннего движения товаров и услуг.

Рыночная система хозяйства включает в себя следующих субъектов:

  • предприниматели;
  • работники, продающие свой труд;
  • конечные потребители;
  • владельцы ссудного капитала;
  • собственники ценных бумаг, торговцы и т.д.

Экономические агенты в структуре рыночного хозяйства делятся на четыре основные группы:

  1. Домашние хозяйства,
  2. Предприятия,
  3. Банки,
  4. Государство.

Очевидно, что экономические агенты и субъекты являются основными элементами структурной системы рыночного хозяйства.

Домашнее хозяйство представляет собой экономического агента, чьи основные интересы находятся в сфере потребления, при этом оно может включать в себя одного человека или несколько лиц, объединенных общими интересами. Вместе с тем, внутри домашнего хозяйства могут совместно вести экономическую активность несколько экономических субъектов: работники, потребители, инвесторы, предприниматели. При этом число разных субъектов может варьироваться в зависимости от количества лиц в одном домашнем хозяйстве. В рамках субъектной структуры рыночной системы хозяйства домашние хозяйства являются основой производства и воспроизводства человеческого капитала. Домашнее хозяйство выступает самостоятельным экономическим агентом в том случае, если является единственным собственником какого-либо фактора производства, объем которого определяется располагаемыми ресурсами. Основным экономическим интересом домашнего хозяйства является удовлетворение личных потребностей, а не наращиванием объемов прибыли или увеличением фактора производства в количественном плане.

Предприятие вступает в экономические отношения для получения прибыли и стремиться к наращиванию объемов получаемой прибыли в среднесрочном и долгосрочном периоде. Предприятия, как и домашние хозяйства, самостоятельно принимают решения, однако имеющиеся в его распоряжении факторы производства применяются для изготовления товаров, оказания услуг или выполнения работ с целью их реализации на конкретном рынке. Предприятие функционирует на основе вложенных в него инвестиций, собственного или заемного капитала, что предопределяет самостоятельность в экономической деятельности и необходимость обеспечения окупаемости вкладываемых ресурсов. В субъектной структуре рыночной системы хозяйства предприятия, преследуя цель получения прибыли, не расходуют ее на личное потребление, а распределяют ее в различных пропорциях на расширение производства, выплату дивидендов, формирование страховых и резервных фондов.

Банки, представляя собой обособленные финансово-кредитные организации, обеспечивают осуществление денежных расчетов и движение капиталов между отраслями экономики и отдельными экономическими агентами. Таким образом, банки являются основной для нормального функционирования финансово-кредитной системы в рамках национальной экономической системы рыночного хозяйства. Основной целью банков является получение прибыли в виде процентов на вложенный капитал и комиссий за осуществление расчетно-кассовых операций. При этом, в отличие от домашних хозяйств и предприятий, банки стремятся аккумулировать полученную прибыль, расширяя объем финансовых ресурсов, которыми они располагают.

Государство, представляя интересы страны, национальной экономики в целом, использует различные органы государственной власти, которые используют властные полномочия для регулирования экономического развития или действий отдельных экономических субъектов в целях обеспечения роста экономики и достижения национальных целей в долгосрочном периоде. При этом организации и предприятия, финансируемые за счет государственных средств, не преследуют цель получить прибыль, а реализуют отдельные функции для реализации мер по государственному регулированию экономики. Следует отметить, что степень государственного вмешательства в экономику и уровень реализации предпринимаемых мер зависит от текущей ситуации и выбранной политики по регулированию экономического развития. В рамках субъектной структуры рыночной системы хозяйства и в отличие от других экономических агентов государство не преследует целей потребления, увеличению прибыли или аккумулирования капитала, вместо этого осуществляя распределение поступающих в государственный бюджет средств в виде налоговых и неналоговых доходов в зависимости от текущих потребностей национальной экономической системы.

Экономические институты в рыночном хозяйстве

Не может функционировать без экономических институтов, под которыми понимаются совокупность положений, правил и нормативных актов, регламентирующих экономические, социальные и финансово-кредитные отношения заранее определенным образом. Экономические институты функционируют независимо от экономических агентов. Однако группы экономических агентов, объединенных в специальные организации, могут выступать инициатором развития конкретных экономических институтов. Примером таких объединений, которые оказывают влияние на функционирование и развитие экономических институтов, являются ассоциации банков, союзы предпринимателей, объединения промышленников, торговые палаты и т.п.

Следует отметить, что экономические институты нельзя отождествлять с конкретной организацией или их совокупностью, так как между ними имеются существенные и принципиальные различия. Экономические институты предопределяют развитие отдельных сторон общественной и экономической жизни, регламентируют отдельные сферы взаимоотношений между экономическими агентами и субъектами.

Примеры экономических институтов:

  • Институт кредитования,
  • Институт частной собственности,
  • Институт конкуренции и т.д.

Организации, как некоммерческие, так и коммерческие, а также частные лица будут являться лишь действующими лицами и участниками отношений, которые регламентируются отдельным институтов, определяющим «правила игры» в определенной сфере.

Рыночная система хозяйства предопределяет главную цель экономических институтов, которая состоит в минимизации трансакционных издержек. Термин "трансакционные издержки" введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Р.Коузом (1910). Эти издержки связаны не с производством непосредственно, а с сопутствующими ему затратами, такими, как поиск информации о ценах, контрагентах хозяйственных сделок; издержки заключения хозяйственных договоров, контроль за их исполнением и др.

Человек в рыночной экономике

С развитием рыночного хозяйства внимание экономической науки к человеку постоянно возрастало. И связано это не только с тем, что человек всегда был и остается центральной фигурой рыночного хозяйства. В условиях современного рыночного хозяйства человек сталкивается с непредвиденными результатами своей деятельности, которые могут привести к экологической катастрофе и поставить под угрозу существование самого человека.

Человек в рыночной экономике реализует себя следующим образом:

  • труд в личном подсобном хозяйстве. В нем имеется продуктивный скот, птица, сельскохозяйственный инвентарь. В личном подсобном хозяйстве создается около 28% валовой и около 13% всей товарной продукции сельского хозяйства. В нем сосредоточено 13% всех основных фондов сельского хозяйства, занято несколько миллионов человек;
  • производство на дому по заказам государственных, кооперативных и частных предприятий;
  • индивидуально-трудовая и частнохозяйственная деятельность.

Накладывает существенные ограничения на распределение благ внутри общества, стимулируя к активным действиям отдельных индивидов и сплоченные группы. В нашей стране у каждого человека есть возможность продавать свой труд, работая на предприятиях, или самому выступать индивидуальным предпринимателем. Группа предпринимателей в рыночном хозяйстве становится самостоятельным предприятием, осуществляющим производство, оказание услуг или выполнение работ.

Введение. -2 стр.

Глава 1. Сущность и особенности

рыночного хозяйства

1.1. Условия возникновения рыночного хозяйства -4 стр.

1.2. Рынок и рыночная экономика -6 стр.

1.3. Характерные черты рыночного хозяйства -7 стр.

1.4. Исторические типы рыночного хозяйства -11 стр.

1.5. Нерыночный сектор экономики -13 стр.

Глава 2. Рыночный механизм

2.1. Основные элементы рыночного механизма -15 стр.

2.2. Само регулируемая и регулируемая части

рыночного механизма -17 стр.

2.3. Рыночные регуляторы экономики -20 стр.

2.4. Государственное регулирование

рыночных отношений -22 стр.

2.5. Преимущества и недостатки

рыночного механизма -25 стр.

2.6. Теорема Коуза -29 стр.

Заключение -35 стр.

Практическое задание -35 стр.

Список используемой литературы. -36 стр.
Введение.

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.

Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики.

В известный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала себя и, "перепрыгнув" реформы М.С.Горбачева, целенаправленно шагнула к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму. Говоря о роли рыночной системы в нашей стране на данном этапе, хочется привести следующий тезис из учебника: "Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития... Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим...сторонникам.

Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника низок." Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь?

Кризис экономики России "переплюнул американскую "великую депрессию" 1929-1933гг. В обоих кризисах при всех различиях немало общего. Оба - это кризисы методов регулирования экономики. "Великая депрессия" ознаменовала крах прежней модели экономики и породила (в рамках одной и той же экономической системы) новую модель, с большей социальной ориентацией и множеством "встроенных" регуляторов, позволяющих уменьшать глубину и социальные последствия циклических кризисов. Российский кризис - кризис системы, что объясняет его большую глубину и трудность преодоления.

Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное - найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.

Глава 1. Сущность и особенности рыночного хозяйства

1.1. Условия возникновения рыночного хозяйства

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, вы решили занят ся выпечкой пирожных у себя дома с целью их последующей продажи на самых оживленных точках ваше­го города. Однако необходимо получить разрешение сан-эпидемстанции на подобную деятельность; лицензию от муниципалитета; вероятно, придется платить дань рэкети­рам, если речь идет о нынешних российских условиях и т.п. Если все эти трансакционные издержки, по предвари­тельным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохо­да, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существо­вать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться про­изведенной продукцией. Только свободный обмен, суще­ствующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут под­сказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

1.2. Рынок и рыночная экономика

В самом общем виде рынок определяется как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении невозможно осве­тить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрали­зованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономи­ческих отношений. В состав рынка входят и предпринима­тели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и в адельцы ссудного капитала, собственни­ки ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашнее хозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домаш­ние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Получен­ные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расхо­дуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потреб­ление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом ра лич­ными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и прави­тельственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея ценными бумага­ми какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; рас­ходуя свой доход на цели личного потребления, вы являе­тесь членом домашнего хозяйства. Соответственно совре­менная рыночная экономика - это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.

1.3. Характерные черты рыночного хозяйства

Категории товарное производство и рыночное хозяйство относятся к характеристике типов организации производства и общественного хозяйства, которые определяют экономические формы богатства общества. Эволюция типов общественного хозяйства подчинена определенным объективным закономерностям, они уже давно выявлены классической экономической наукой. А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) рас­крыл причины возникновения товарных отношений и товарного производства. Сто лет спустя эти причины были систематизированы Л.Вальрасом в «Элемен­тах чистой политической экономии», в частности, в его теории обмена и теории производства.

Тип общественного хозяйства, в первую очередь, зависит от формы связи произ­водства и потребления как способа разрешения исходного противоречия обще­ственного труда. Принято различать натуральное хозяйство, товарное (рыночное) хозяйство и сознательно регулируемое хозяйство.

Натуральное хозяйство явилось самой элементарной формой организации эко­номики. Для него характерно производство продуктов лишь для удовлетворения собственных потребностей людей. В натуральном хозяйстве главные проблемы организации экономики, касающиеся вещественной стороны дела. решаются наи­более просто: что и как производить, для кого делать -- это определяют собственни­ки, работники хозяйства, ориентируясь на внутрихозяйственное потребление. Чер­тами натурального хозяйства выступают замкнутость, универсальный труд, прямые экономические связи. Общество состоит из массы разрозненных хозяйств (семей, общин, поместий, хозяйственных регионов), каждое из которых опирается на соб­ственные ресурсы производства и обеспечивает себя всем необходимым для жизни. Натуральное хозяйство было свойственно прошлым, доиндустриальным этапам ис­тории человечества. Но оно не исчезло окончательно и все еще распространено в развивающихся странах: тенденция к натурализации производства может прояв­ляться и у современных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объе­динений, регионов, в результате чего сворачиваются экономические связи с други­ми звеньями экономики. Отдельные государства могут проводить хозяйственную политику под названием автаркия, когда тенденция к натурализации рас­пространяется на все общество.

Смена натурального хозяйства товарным производством, в котором доминирует специализация производителей на производстве какого-либо одного товара, проис­ходит в результате развития производительных сил и общественного разделения труда.

Принципиальной особенностью общественного труда (научной абстракции. выражающей подход к труду как к процессу, осуществляемому в масштабе об­щества) является его осуществление в системе общественного разделения труда. которое предполагает специализацию производителей на производстве какого-либо продукта или услуги.

По своему историческому развитию различают: разделение труда по полу и возрасту - это естественное общественное разделение труда; выделение ското­водческих племен - это первое в истории крупное общественное разделение труда: второе крупное общественное разделение труда -~ отделение ремесла от сельского хозяйства и третье крупное общественное разделение труда ~" выделе­ние купечества. Любое углубление разделения труда приводит, с одной стороны. к появлению новых отраслей и тем самым к расширению многообразия потреб­ностей и способов их удовлетворения, а с другой стороны - ведет к усилению взаимосвязей производителей. Таким образом, с развитием разделения труда развивается и сам общественный труд. разнообразятся его формы, разрешаются противоречия общества в необходимости удовлетворения возрастающих по­требностей при наличном объеме общественного труда.

По мере развития производительных сил общественное разделение труда уг­лубляется. Расширяется и база товарных отношений. Однако на начальных эта­пах становления общества общественное разделение труда было развито слабо, технический уровень производства находился на крайне низкой технической ступени. В связи с этим товарные отношения развивались медленно и хозяйство оставалось преимущественно натуральным. Хотя товарное производство воз­никло в период разложения первобытнообщинного строя и получило значитель­ное распространение в «азиатском», античном и феодальном обществах, в каж­дом из них оно существовало в виде своего экономического уклада, роль и значение которого возрастали по мере развития товарных отношений, подрывая условия существования патриархального хозяйства. После промышленной рево­люции конца XVIII - середины XIX вв. большинство товаров стало произво­диться уже не вручную, а с помощью машин. Резко увеличилось количество това­ров. реализуемых на рынках. Купля и продажа охватили не только продукты, но и факторы производства. Предметом торговли стали машины и оборудование, а также земельные участки, которые раньше в основном передавались только по наследству. Объектом купли-продажи стала и рабочая сила. Работники могли ею свободно распоряжаться в отличие от крепостных и цеховых ремесленников и подмастерьев. Так возникли рынки капитала, земли и труда. Экономика, в кото­рой все главные отношения построены на рыночных основах, получила название рыночной. Здесь товарное производство приобретает развернутый характер и начинает играть определяющую роль в системе общественного хозяйства, при этом все или почти все продукты труда производятся для обмена.

Итак. как уже отмечалось, общей предпосылкой или необходимым условием существования товарного производства служит общественное разделение труда между производителями, каждый из которых специализируется на изготовле­нии определенных продуктов.

По мере углубления специализации и разделения труда различия внутрипро­изводственного и общественного разделения труда не исчезают, а получают новые формы своего выражения. Это отражается в углублении общественного ра ­деления труда многообра зии предприятий, появлении все новых форм включе­ния труда отдельных звеньев в общественн ый труд. поиске способов регулиро­вания поведения прои водителей в обще тв нном хозяйстве.

Экономическая обособленность производителей есть такое состояние которо вытекает из их относительно свободного владения пользования и распоряжения про­изводимой продукцией по своему усмотрению. Производители являются собств нни­кам и продукци и и средств производства с помощью которых она произведена

Исторический процесс развития экономической обособленности базируется на историческом процесс развития форм собственности и тепени зр лости товарного производства. Частная собств н ость обесп чивает наиболее возможную и полную экономическую обособленность производителей: они сами решают что. как. для кого производить.

Товарное производство имеет характ рные особенности: во-первых, оно вс гда обусловлено разделением труда которое является следствием технического про­гресса. Промы ленная революция началась с изобр тения рабочей машины кото­рой была передана от человека исполнительная функция: затем машинам была пере­дана двигательная функция. В настоящ е время созданы автоматизированные системы которым человек пер дает управленческую контролирующую функции. Следовательно одно из бесспорных пр имуществ то арного производства по срав­нению с натуральным - его неразрывная связь с ростом разде ления труда с про­грессом техники т хнологии и других элементов производительных сил.

Производительный класс на вырученные у бесплодного класса деньги поку­пает у этого же класса орудия производства:

Бесплодный класс приобретает у производительного класса сельскохозяй­ственное сырье для изготовления промышленной продукции.

Обмен продукции между I и II подразделениями осуществляется на основа­нии трех услови реализации общественного продукта. Первое условие: I (1000 V 1000 т) II 2000 С

Вновь созданная стоимость в первом подразделении должна быть равна по­требляемому постоянному капиталу второго подра деления. Второе условие:

Сумма продукции I подразделения должна быть равна потребляемому посто­янному капиталу в I и II подразделениях. Третье условие:


4. одель общего экономического р вновесия в ус овиях де ствия зако на сво бод ой конкуренции Л. Вальраса. Эта модель имеет следующий вид:

предложение спрос

Формула читается так: общее предложение конечных продуктов в денежном вы­ражении должно быть равно общему спросу на них как сумме доходов, приносимых всеми факторами производства их собственникам.

При этом равновесие лишь тогда достигнуто, когда сущ ствует не только равнове­сие спроса и предложения, но и равное благосостояние участников рыночных отно­шений, которое предполагает, что благосостояние всех участников растет.


т. е. сумма счетов затрат отрасли 1 равна сумме счетов выпуска ее продукции. Межотраслевое равновесие, например, для обрабатывающей и добывающей промышленности:

т. е. итог предложения продукции отраслью 3 для отрасли 2 равен итогу спроса отрасли 3 на продукцию отрасл 2.

В области государств нного регулирования разработаны и внедрены условия ограничения поведения производител й в проц ссе конкуренции и монополи­зации производства. Система государственного р гулирования возникла в ре­зуль ате конкуренции между товаропроизводит лями которая превратилась в основы законодательной р гламентац и пре принимательской деятельности. обеспечивая товаропроизводителям «коридор свободы», внутри которого они не в состоянии оказывать воздействие на соперников:

В области обмена сформировалась концепция маркетинга. Она возникла в результате развития методов конкурентной борьбы и постепенно стала действенным механизмом интеграции сфер производства и потребления, базирующейся на консенсусе интересов независимых производителей и по­требителей:

В области использования трудовых ресурсов создана система занятости нас ­ления. Она появилась в результате конкуренции между пред принимателями и наемными работн ками. В результате система занятости населения превратилась в составную часть социально ориентированной рыночной экономики.

В заключение следу т отметить, что в процессе размы тия рыночная экономика продолжает сохранять ри своем функционировании су ественные негативные мо­менты, связанные с использованием не воспроизводимых ресурсов с зашитой окру­жающей среды, с регулирован ем использования общенародных богатств к числу которых относятся запасы лесов, рыбы диких животных. Интеграционные процес­сы действуют как тенденция при сохран нии конкурентного соперничества. Они лишь оказывают стабилизирующ е влия и на рыночны процессы, способствуют повышению устойчивости рыночной экономики как саморегулируемой системы.

2.4. Государственное регулирование рыночных отношений

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы

границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им

практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика

только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике,

государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто

обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется государством, сводит на нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.

Теоретические взгляды на государственное регулирование.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период

формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая

тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с

этим ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что

пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического

либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство

в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и

никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство.

Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее

значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его

размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных

формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является

собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята

довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного

труда во Франции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях(угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразно. К ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.

Косвенное вмешательство.

В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики

могут быть направлены на:

стимулирование капиталовложений и восстановление (если это воз-

можно) равновесия между сбережениями и инвестициями;

обеспечение полной занятости;

стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;

поддержку устойчивого экономического роста;

перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику,

проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и

централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в объятиях государства этот животворящий интерес.

2.5. Преимущества и недостатки рыночного механизма

Рынок как определенный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах (как в жестко централизованной экономической системе), а на добровольном обмене, имеет целый ряд очевидных преимуществ.

Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Через рынок происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в каком количестве производить. Рыночная экономика в принципе (за некоторыми весьма редкими исключениями) не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т. д.

В отличие от затратного, расточительного характера командно-административной системы, с большим трудом, медленно и болезненно внедряющей достижения научно-технического прогресса, рыночная система стремится использовать имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом. Производитель в условиях жесткой конкурентной борьбы может укрепить свои позиции, расширить рынки сбыта, увеличить получаемую прибыль главным образом путем снижения издержек, роста производительности труда, совершенствования технического уровня производства. Используя последние достижения науки и техники, производитель получает хотя и временные, но весомые преимущества в конкурентной борьбе за счет снижения индивидуальных издержек и получения квазиренты. Таким образом, сам рыночный механизм создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности производства. Командно-административная система, провозглашая на словах принцип распределения по труду, на практике осуществляет жесткий централизованный контроль за уровнем доходов, что неизбежно порождает преимущественно уравнительное распределение, не создающее должных стимулов к труду. С этой точки зрения рыночный механизм обладает несомненным преимуществом, поскольку устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Рынок в должной мере вознаграждает тех, кто интенсивно и эффективно работает, строго дифференцирует доход каждого и тем самым постоянно поддерживает действенные стимулы к труду.

Следует особо подчеркнуть, что в рыночной экономике не существует производства ради производства. В центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство. Основная задача любого товаропроизводителя - найти на рынке потребителя своей продукции, продать ему товар. От того, насколько успешно решается эта задача, в конечном итоге зависит благосостояние производителя. Поэтому именно потребитель, используя находящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итоге определяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенные товары.

Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы, которая подразумевает свободу предпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения, свободу выбора продавцов и покупателей, свободу ценообразования. Это означает, что важным преимуществом рыночной экономики является то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Эта система обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Миллионы разновидностей товаров и услуг производятся миллионами людей без централизованного руководства и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.

Наконец, очевидно, главным преимуществом рыночной системы является то, что это не какая-то умозрительная схема, искусственно сконструированная и насильственно внедряемая. Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, изменяясь, приспосабливаясь к менявшимся условиям и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех известных до сих пор форм организации общественного производства. Более того, сам факт не только многовекового успешного функционирования рыночного механизма, но и господства рыночных отношений в наши дни в подавляющем большинстве стран на Земле свидетельствует и о естественности, нормальности рыночных отношений в смысле их соответствия природе человека (по крайней мере, пока человек таков, каков он есть).

Вместе с тем было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий.

Прежде всего тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Причем речь идет о нарушении не только частичного равновесия на отдельных рынках, но и общего равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Другими словами, рыночная экономика является хотя и динамичной, но недостаточно стабильной системой. Эта макроэкономическая нестабильность рыночной системы имеет целый ряд проявлений: неустойчивые темпы экономического роста и циклический характер развития; недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность общего уровня цен и инфляция. Следует особо подчеркнуть, что хотя рыночные механизмы саморегулирования в каждом конкретном случае способны преодолевать кризисные тенденции в экономике, однако в целом для рыночной системы характерны периодические колебания объема национального продукта, занятости и цен. Причем эти колебания являются следствием не только внешних факторов, но и несовершенства самих рыночных механизмов.

Как уже отмечалось, одним из обязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой является конкуренция. Однако внутри самой рыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабить силы конкуренции. Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция более чем желательна, каждый отдельный предприниматель стремится избавиться от тех жестких ограничений, которые она налагает на него. Это порождает тенденцию к тайным сговорам производителей, использованию государства в своих интересах и т. д. Во-вторых, технический прогресс, постоянно стимулируемый рыночным механизмом, во многих отраслях требует, с чисто технологической точки зрения, крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размеров фирм - как абсолютных, так и относительно размеров рынка. Сокращение числа фирм и увеличение их размеров неизбежно порождают тенденцию к монополизации рынка. В-третьих, к монополизации ведет и сама логика развития конкурентной борьбы, в ходе которой одни производители укрепляют свои позиции, другие разоряются, более сильные подчиняют себе и поглощают более слабых. Так происходит процесс централизации производства и капитала, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для монополизации рынков.

Таким образом, рынок внутри себя неизбежно рождает монополию, а монополия, господствуя на рынке, концентрирует в своих руках экономическую власть и получает возможность устанавливать монопольные цены и извлекать монопольную сверхприбыль. Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок - это механизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных в деньгах. Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т. е. получают свое отражение в цене.

Вместе с тем в ряде случаев рыночная система сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями), которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. Эти эффекты не находят на рынке адекватной денежной оценки, поскольку они направлены на третьих лиц и, следовательно, никак не отражаются в цене этого блага. При наличии таких внешних эффектов рынок выполняет свою функцию распределения ресурсов недостаточно эффективно. Существуют отрицательные внешние эффекты и положительные внешние эффекты. Отрицательные экстерналии возникают в том случае, когда производство или потребление какого-либо блага порождают не компенсируемые издержки у третьей стороны. Классическим примером отрицательных экстерналии является загрязнение окружающей среды. Производитель, загрязняя атмосферу ядовитым дымом или спуская промышленные стоки в реку, как бы переносит часть издержек, непосредственно связанных с производством данного товара, на население, но никак их не компенсирует. В этом случае фактические затраты производителя, учитываемые в цене, оказываются меньше полных издержек с учетом отрицательных последствий загрязнения.

На рис. 1 графически показаны последствия отрицательных внешних эффектов для распределения ресурсов. Если не компенсируемые издержки составляют величину Т, то кривая фактического предложения S сдвигается вправо по отношению к кривой предложения , которая включает все издержки. Реальный равновесный объем производства оказывается больше оптимального уровня , а равновесная цена Ре - ниже оптимальной цены Ро . Таким образом, рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, направляет чрезмерно много ресурсов в производство данного товара.

Рис. 2
Рынок сталкивается и с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство или потребление какого-либо блага порождают не компенсируемые выгоды у третьей стороны. Например, услуги здравоохранения илиобразования приносят выгоду не только тем, кто эти услуги непосредственно получает и оплачивает, но и обществу в целом. А это значит, что истинная предельная полезность данного блага с точки зрения общества выше, чем предельная полезность с точки зрения индивидуума, оплачивающего это благо. Другими словами, рынок в денежной форме как бы недооценивает полезность этого блага, а следовательно, и не доплачивает за него. На рис. 2 это проиллюстрировано графически. Кривая реального спроса Q занижает общую сумму выгод, получаемых обществом от потребления данного блага (которая показана кривой ). В результате равновесный объем предложения ( и равновесная цена Ре оказываются меньше, чем оптимальный объем Po и оптимальная цена Ро . Таким образом, при наличии положительных внешних эффектов рынок направляет на производство данного блага ресурсы в недостаточном количестве.

Доказательству влияния содержания и распределения прав собственности, как на распределение ресурсов, так и на объем и условия обмена, на распределение и уровень дохода, на процессы ценообразования и внешние эффекты посвящена так называемая теорема Коуза.

2.6. Теорема Коуза

Эта теорема была сформулирована Р. Коузом в статье «Проблемы социальных издержек», опубликованной в 1960 г., и сейчас признана на Западе одним из наиболее важных достижений экономической мысли послевоенного периода.

Теорема Коуза посвящена проблеме экстернальных (внешних) эффектов и доказательству того, как их можно трансформировать с помощью распределения прав собственности во внутренние издержки участников рыночного процесса. Заметим, что изучение этих эффектов экономической теорией началось с А. Пигу, крупного английского экономиста, представителя кембриджской школы. Он показал, что в устранении социально значимых внешних эффектов рыночная система обнаруживает свои «провалы», или «фиаско», поскольку данные эффекты, как отмечалось ранее, не имеют денежной меры оценки. Для разрешения конфликтов, вызываемых экстерналиями, им была предложена необходимость государственного вмешательства и обоснован специальный налог на тех, кто порождает внешние эффекты, названный в науке «налогом Пигу». В практической деятельности рекомендации А. Пигу получили широкое распространение, однако их использование не всегда дает однозначные положительные результаты.

Ошибочность теоретического подхода А. Пигу и была доказана Р. Коузом.

Свои логические рассуждения Р. Коуз построил на вполне вероятном примере потравы посевов фермера скотом владельца соседнего ранчо. Если хозяин ранчо не несет по закону ответственности за производимую его стадом потраву, то, решая вопрос о поголовье скота, он не будет принимать во внимание причиняемый им ущерб (т. е. он не будет нести полные и «социальные издержки выращивания скота»). Но если государство потребует от хозяина ранчо уплаты налога, равного по величине нанесенным убыткам, то тогда у него появится стимул полностью учесть последствия своих действий. В этом случае внешние эффекты превратятся для него во внутренние (интернальные).

Но логика рассуждений Р. Коуза выглядит иначе: он убирает государство как арбитра из отношений между скотоводом и фермером и допускает возможность установления между ними самостоятельных соглашений по поводу потравы посевов. В этом случае, полагает он, не имеет никакого значения, несет хозяин ранчо ответственность за причиняемый им ущерб или нет.

Допустим, рассуждает далее Р. Коуз, фермер получает на своих полях 10 ц зерна, а стадо хозяина ранчо насчитывает 10 коров. Выращивание еще одной коровы обойдется ему в 50 долл., а ее рыночная цена при продаже составит 100 долл. Предельные убытки фермера от увеличения стада на одну голову будут равны 1 ц зерна, или в стоимостном выражении - 80 долл. (20 долл. прямых затрат плюс 60 долл. недополученной прибыли).

В результате оказывается, что социальные издержки равны 130 долл. (50+80), а социальная выгода от выращивания дополнительной коровы - 100 долл. Понятно, что такое распределение ресурсов неэффективно. Но если хозяин ранчо должен возместить фермеру причиненный ущерб, то тогда, взвесив свою частную выгоду и свои частные издержки (стоимость выращивания - 50 долл. плюс компенсация фермеру - 80 долл.), он откажется от решения об увеличении поголовья стада на одну единицу. Частное соотношение «издержки - выгоды» совпадает с социальным, что свидетельствует об эффективном распределении ресурсов.

ответственности за потраву. В этом случае земледелец предложит хозяину ранчо «выкуп», чтобы тот не увеличивал свое стадо еще на одну корову. Размер выкупа будет колебаться от 50 долл. (прибыль скотовода от выращивания одиннадцатой коровы) до 60 долл. (прибыль фермера от продажи десятого центнера зерна).

В обоих случаях ущерб оборачивается для скотовода одинаковыми издержками: в первом случае, когда он имеет право свободного пользования полями фермера, он несет убытки в виде штрафа, во втором - когда фермер имеет право вето на использование хозяином ранчо его полей - в виде недополучения выгоды от выращивания еще одной коровы.

Это дало основание Р. Коузу сделать вывод, что если права собственности ясно определены и предписаны, если люди согласны твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает «Провалов рынка» нет, а значит, нет оснований для государственного вмешательства с целью его корректировки. Задача государства состоит в том, чтобы четко распределять и защищать права собственности рыночных агентов. Этому выводу американский экономист Дж. Стиглер придал форму теореме Р. Коуза, которая выглядит так: «В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны» Из теоремы Р. Коуза следовало несколько важных выводов.

Во-первых, что внешние эффекты носят не односторонний, а обоюдный характер. Фабричный дым наносит ущерб близлежащим фермам - это очевидно, поскольку промышленник навязывает дополнительные издержки фермерам без их согласия. Он получает благо за счет причинения ущерба другим, не имея на это права. Но, с другой стороны, запрет на выбросы оборачивается убытками для хозяина фабрики, а стало быть для потребителей продукции. Поэтому с экономической точки зрения речь должна идти не о том, «кто виноват», а о том, как минимизировать величину совокупного ущерба. Иначе говоря, юридическую постановку вопроса о том, кем совершено действие, нельзя путать с экономической постановкой вопроса об экономической эффективности.

Во-вторых, теорема Коуза раскрыла экономический смысл прав собственности. Четкое их распределение среди хозяйствующих субъектов ведет к тому, что все результаты деятельности каждого субъекта касаются только его, в результате чего любые внешние эффекты превращаются во внутренние. Поэтому главная функция прав собственности состоит в том, чтобы давать стимулы для большей интернализации экстерналий. Внешние эффекты появляются там, где размыты права собственности (в частности, при использовании таких ресурсов, как вода, воздух и т.п.). Четкое их распределение ведет к исчезновению или минимизации внешних эффектов.

В-третьих, теорема Коуза сняла обвинение с рынка о его «провалах». По мнению Р. Коуза, ключевое значение для успешной работы рынка имеют трансакционные издержки (затраты по поиску информации о ценах, по подбору партнеров, заключению контрактов, контролю за их использованием, защите права собственности и т. п.). Если они малы, а права собственности четко определены, то рынок способен сам, без участия государства, устранять внешние эффекты: заинтересованные стороны смогут самостоятельно прийти к наиболее рациональному решению. При этом не будет иметь значения, кто именно обладает правом собственности, скажем, фермеры на чистый воздух или хозяин фабрики на его загрязнение. Участник, способный извлечь из обладания правом большую выгоду, просто выкупит его у того, для кого оно представляет меньшую ценность. Для рынка важно не то, кто именно владеет данным ресурсом, а то, чтобы хоть кто-то владел им. Тогда появляется возможность для рыночных операций с этим ресурсом, для его передачи по цепочке рыночных обменов. Сам факт наличия прав собственности и четкого их разграничения важнее вопроса о наделении ими того, а не другого участника.

В-четвертых, даже тогда, когда трансакционные издержки велики и распределение прав собственности влияет на эффективность производства, государственное регулирование необязательно представляет наилучший выход из положения. Нужно еще доказать, что издержки государственного вмешательства будут меньше потерь, связанных с «провалами рынка». А это, по мнению Коуза, в высшей степени сомнительно.

Таким образом, своей теоремой Р. Коуз выявил сам механизм образования рынков: рынок заработает, как только будут разграничены права собственности и появится возможность для заключения сделок по обмену ими по взаимоприемлемым ценам. Именно Р. Коуз ввел представление о собственности как о пучке прав, которые могут покупаться и продаваться на рынке. В процессе обмена права собственности начнут переходить к тем, для кого они представляют наибольшую ценность - производственную или непосредственно потребительскую. Они, следовательно, будут приобретаться, подразделяться, комбинироваться и перегруппировываться таким образом, чтобы их использование в хозяйственной деятельности обеспечивало максимальный экономический выигрыш. Но, как отмечает сам Р. Коуз, перераспределение прав будет происходить лишь в том случае, если издержки необходимых для этого трансакций меньше, чем возрастание ценности в результате такого перераспределения . Поэтому именно от трансакционных издержек зависит, как будут использоваться права собственности, какой (и насколько эффективной) будет структура производства. А это значит, что трансакционные издержки должны в обязательном порядке включаться в экономический анализ вообще и при исследовании внешних эффектов - в частности.

Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не намерена производить, поскольку не может дать им денежной оценки. Обычные товары и услуги подвержены действию принципа исключения, поскольку поступают в пользование лишь тем, кто в состоянии заплатить за них необходимую цену. Иными словами, чтобы пользоваться такими благами, их надо купить. Потребление же общественных благ становится возможным не в результате покупки, а в результате самого производства таких благ. К числу общественных благ

относятся национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, маяки, регулирование паводков и т. д.

Перечисленные блага характеризуются принципом неисключаемости потребления. Это означает, что выгоды от общественных благ могут получать люди, которые не несли никаких издержек на их производство и не участвовали в их оплате. При этом трудно найти дешевый способ отделения неплательщиков («зайцев») от тех, кто оплатил потребление такого рода благ. Поскольку принцип исключения здесь не применим, и все будут надеяться получить общественное благо бесплатно, то не будет и стимулов у частного бизнеса создавать эти блага. Таким образом, рыночная система не выделяет ресурсов на производство общественных благ. Поскольку же потребность в таких благах значительна, выходом из ситуации может быть только вмешательство государства и финансирование их производства с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов со всех членов общества.

Следует особо подчеркнуть, что в ряде случаев (в том числе и в случае с производством общественных благ) попытки решить экономические проблемы с помощью чисто рыночных механизмов сопряжены с чрезмерными издержками. Дело в том, что работа рынка как системы добровольного сотрудничества независимых хозяйствующих субъектов, кроме всего прочего, порождает уже известные трансакционные издержки, возникающие при ведении переговоров и контроле за выполнением решений об обмене. В большинстве обычных сделок купли-продажи товаров и услуг эти затраты относительно незначительны и не перевешивают тех выгод, которые получает от сделок каждый из ее участников. И в этом случае рыночный механизм срабатывает эффективно.

Теоретически можно себе представить и решение проблемы производства общественных благ (например, национальной обороны) на базе рыночных соглашений о добровольном обмене. Но в этом случае трансакционные издержки возрастут до таких огромных размеров, что ни один из участников этого обмена не согласится их нести. И одна из основных причин резкого возрастания трансакционных издержек - проблема «безбилетников» («зайцев»). В этом случае принуждение, к которому прибегает государство, вмешиваясь в экономику, способствует минимизации трансакционных издержек.

Говоря о недостатках рыночной системы, обычно особо подчеркивают социальные проблемы. Действительно, рынок порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения. Но поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим получать чрезмерные доходы и пребывать в роскоши. Кроме того, рынок предъявляет одинаково жесткие требования ко всем, но разные люди находятся в разном положении: в любом обществе существуют достаточно многочисленные социально уязвимые слои - больные, инвалиды, сироты и т. д., которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночная система сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их без средств к существованию.

Вместе с тем такая постановка вопроса не вполне корректна. Ведь рынок представляет собой социально нейтральный механизм, призванный решать экономические проблемы распределения ограниченных ресурсов. И, как уже было показано, с этой своей задачей рынок справляется вполне эффективно. Но нельзя требовать от экономического механизма решения еще и социальных проблем. Эту функцию должно взять на себя государство и проводить активную социальную политику.

В целом же наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом путем вмешательства государства в экономическую жизнь. Основные функции государства состоят в проведении макроэкономической политики (антициклической, антиинфляционной, политики полной занятости) и антимонопольной политики, в предоставлении общественных благ и регулировании внешних эффектов, а также в решении социальных проблем.

Представления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы.

В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, разгосударствлением и приватизацией собственности, т.е. с возникновением системы современной рыночной экономики.

Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы.

Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный характер.

Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от административно-командной к современной рыночной) экономика может быть названа системой.

В пользу термина «переходная система», или «экономика переходного периода», говорит и то, что у этой системы уже есть немало моделей (восточноевропейская, прибалтийская, среднеазиатская). В своеобразных формах эта переходная система существует в КНР и Вьетнаме. Перспективы формирования высокоэффективного механизма хозяйственного управления в нашей стране связаны с освоением и использованием всего того положительного, что выработала отечественная и мировая практика в этой области.

Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет в конечном счете определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективностью поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями.

Заключение

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство.

Таким образом, существование рыночной системы не возможно без правового государства, честной конкуренции а так же без справедливого налогообложения.

Практическое задание

Задача №2

Определите величину стоимости совокупного общественного продукта, если стоимость потребленных средств производства при его создании составляет 600 млрд. долларов заработная плата рабочих во всех отраслях материального производства 100 млрд. долларов, а норма прибавочной стоимости 350 %.

Решение:

1. Капитал, идущий на покупку рабочей силы называется переменным капиталом – V

V=100 млрд. $

2. Капитал, затраченный на приобретение средств и предметов труда, т.е. материально общественных факторов производства, называется постоянным капиталомC

C= 600 млрд. $

V=100 млрд. $


Прибавочная стоимость (m) составит 350 млрд.$

3. Определим величину стоимости совокупного общественного продукта:

W=C+V+m; W=600+100+350=1050 млрд.$

Ответ: Стоимость совокупного общественного продукта равна 1050млрд. долларов.

Список используемой литературы.

1. Ламперт Х., "Социальная рыночная экономика. Германский путь", Москва, "Дело ЛТД", 1994 г.

2. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., "Курс экономической теории",

Киров, "АСА", 1995 г.

3. Камаев В.Д., "Учебник по основам экономической теории", Москва, "Владос", 1996 г.

4. Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ, Стенли Л. БРЮ, " Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1) ", Москва, "Республика", 1995 г.

5. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., "Введение в рыночную экономику", Москва, "Высшая школа", 1995 г.

6. Добрынин А.И. "Экономическая теория", Учебник для вузов.


С.Л.Брю, К.Р.Макконела "Экономикс"

(Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992, т. 1. С.9).

В западных странах эти выплаты обозначаются термином трансферт ные плат жи и означают выплаты, например, правительством домохо зяйству или фирме денег (или передачу товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно нс получает товары и услуги

Коуз Р. Указ. соч. С. 17

Коуз Р. Указ. соч. С. 14