Топ крупных польских брендов. Вы будете удивлены! Общие черты хозяйства

Польша - это страна, которая является одной из самых развитых промышленных стран. Именно здесь сегодня прекрасно развиты ведущие отрасли, в которых работают сотни тысяч специалистов, выпускается не только готовая продукция, но также важное сырье для промышленных центров Европы. Чем же именно могут на сегодняшний день похвастаться промышленники Польши, и какие самые крупные предприятия есть в этой стране, нужно разобраться подробнее.

Что производит Польша самостоятельно

В Польше выпускается различная продукция, ее качество во всем мире довольно таки высоко оценивается. В частности, промышленность выпускает:

  • фармацевтику;
  • косметику, парфюмерию;
  • различные виды удобрения;
  • различные виды синтетических волокон;
  • каучуки;
  • автомобильные покрышки;
  • продукты питания, табачные изделия;
  • одежду и обувь.

Большого внимания заслуживает машиностроение в Польше. На сегодняшний день именно эта промышленность производит большое количество разнообразных изделий, востребованных не только в Польше, но и в Италии, Франции, а также Германии.

Сюда из Польши идет поставка суда, комплектующие для самолетов, а также готовые машины в основном сельскохозяйственного назначения. Кроме этого промышленность Польши выпускает вагоны и другие транспортные средства обычно под заказы других государств.

Металлургия Польши

Металлургическая отрасль Польши сконцентрирована в нескольких самых больших промышленных центрах страны. Это такие города как Лодзь, Краков, Светохловиц и остальные. Польша в последнее время провела полную модернизацию предприятий, за счет этого получилось одновременно не только увеличить выпуск продукции, но и поднять промышленность на другой уровень использования ресурсов, а также улучшить качество продукции.

Помимо этого, поднялся и объем поставок изделий в остальные страны в связи с расширением производства и налаживанием новых коммерческих связей. На сегодняшний день как раз польская промышленность выпускает такие разновидности продукции, как длинный и плоский прокат, стальные трубы, полуфабрикаты и остальные.

Главным потребителем продукции металлургии Польши считается, конечно, ЕС туда поставляли до 90 процентов всей продукции. Также польский металлургический продукт является очень популярным в Китае, России, Украине, где товар ценят за высокое качество, а также достаточно приемлемую цену.

Самые крупные предприятия

В Польше работают самые крупные предприятия Европы в различных направлениях экономической деятельности. Наиболее перспективными из них являются следующие:

  • Polpharma SA эта фармакологическая компания, имеющая широкий спектр продукцию, в том числе, включающий антибиотики.
  • Wilk Elektronik SA компания, специализирующуюся на различных картах памяти, затребованных странах Европы, Африки, Азии.
  • Zelmer крупный производитель бытовой техники, входящий в состав европейской группы BSH, в чьей линейке в последние годы представлено свыше 150 образцов недорогого, однако надежного домашнего оборудования.
  • Азотный комбинат «Пулавы», обеспечивающий производство различных минеральных удобрений.
  • Brilux компания, занимающаяся разработкой и поставками светотехники практически по всей территории ЕС, а также далеко за ее пределами. В этой стране расположен ее крупнейший центр.

У этих компаний сегодня есть филиалы практически по всей Еврозоне, они обеспечивают экспорт товаров в разные страны. Некоторые из данных организаций продолжают расширяться, в связи с этим часто приглашают на собственные предприятия не только специалистов, на данный момент проживающих в этой стране, но и мигрантов.

Крупнейшие заводы в Польше

Как раз в Польше находится несколько больших заводов, обслуживающих в основном металлургию, а также оборонную отрасль. Если говорить о самых развитых среди них, отметить можно будет Гданьску судоверфь, ее производство ориентировано на ЕС, а также Тарнувский механический завод и Радомский оружейный центр.

Другие предприятия Польши немного меньше по своим масштабам, хотя и по комплектации организаций, и по уровню квалификации сотрудников практически вышеупомянутым не уступают.

Эти предприятия были организованы на основе более мелких предприятий, в основном это средняя промышленность, основанная еще в пятидесятых годах. Как и все производственные комплексы, после 1990 года они полностью были модернизированы, благодаря этому они выпускают продукцию, которая соответствует современным высоким нормам качества. Многие из них также входят в более крупные европейские объединения.

На сегодняшний день польские центры только наращивают свой объем выработки, благодаря этому они имеют довольно-таки широкие перспективы дальнейшего развития и даже могут вытеснить конкурентов. Уже в ближайшее время по объему выпускаемой продукции они будут опережать немецкие, и французские предприятия, занимая тем самым лидирующее место на рынке во всей Еврозоне.

Развитие Польши по социалистическому пути превратило ее из отсталой аграрной страны в передовую индустриально-аграрную державу. В промышленности Польской Народной Республики работает сейчас свыше 3 млн. человек (по данным 1963 г.), тогда как накануне второй мировой войны промышленных рабочих было всего 800 тыс. человек. 60% населения довоенной Польши занималось сельским хозяйством, а сейчас в сельском хозяйстве занято лишь 38,2% жителей.

В период с 1950 по 1962 г. валовая продукция промышленности выросла в Польше в 4 раза, производство средств производства почти в 5 раз, а производство предметов потребления более чем в 3 раза.

Экономическое развитие Польской Народной Республики базируется на принципах планового хозяйства. С 1961 г. в Польше осуществляется пятилетний план развития народного хозяйства, по которому предусмотрен рост промышленного производства на 52%. Намечены основы экономического развития страны на 1966-1970 гг.

Экономические районы

По специфике хозяйства и уровню экономического развития Польша делится на семь основных районов, которые в известной мере совпадают с прежним историческим делением польских земель на Западное Поморье, Гданьское (Восточное) Поморье, Великую Польшу, Силезию, Малую Польшу, Мазовию и Мазурскую область. Возникновение некоторых хозяйственных различий между этими районами было вызвано, главным образом, своеобразием местных природных условий и исторических судеб. Эти различия прослеживались уже в феодальную эпоху. Тогда самыми богатыми экономическими районами были Малая Польша, Силезия и Великая Польша. Издавна здесь были благоприятные условия для земледелия и животноводства. В Силезии и Малой Польше на основе местных природных богатств развивалось горное дело и металлургия. В эпоху капитализма различия между экономическими районами Польши не только не исчезли, но в некоторых случаях даже углубились. Этому способствовал раздел польских земельмежду тремя государствами.

В XIX-XX вв. на первое место по развитию промышленности выдвинулась Силезия, где находится свыше 4 / 5 ресурсов польского угля. Современная Силезия занимает 13% общей площади ПНР. В ней наиболее густая сеть дорог, а также самый лучший в Польше водный путь (Одра и Гливицкий канал), связывающий ее с портом в Щецине. Свыше 60% населения Силезии живет в городах и поселках. В Верхней Силезии концентрируется большая часть польских угольно-химических предприятий. В Нижней Силезии находятся угольные шахты, медные, никелевые рудники и т. п., металлургические заводы, а также предприятия легкой промышленности. Земледелие в Силезии поставлено хорошо, но несмотря на это очень густо заселенная Верхняя Силезия все же вынуждена ввозить продовольствие.

Малая Польша - самый большой район польского государства, она занимает 25% всей его территории. Но сеть шоссейных дорог в этом районе невелика, что несколько затрудняет связь между его отдельными частями.

Малая Польша обладает наибольшими природными богатствами из всех районов страны. Там имеется каменный уголь, нефть, железная руда, цинк, олово, медь, фосфориты, сера, соль, гипс, керамическое сырье и др. Главные отрасли промышленности - горнодобывающая и металлургическая - базируются на местном сырье. Однако Малая Польша не занимает первого места в промышленном производстве ПНР. В этом сказались неблагоприятные условия экономического развития этой части страны в период разделов, когда южный район Малой Польши принадлежал Австрии, а северный - России. По развитию сельского хозяйства этот район - один из передовых. Здесь выращивается большая часть пшеницы и свеклы, находится более трети общего поголовья скота, много фруктовых садов. Малая Польша, как и Силезия, славится курортными местами.

Великая Польша и Мазовия - обширные низинные районы страны. Великая Польша занимает 23% ее земель. В западной части этого района хорошая сеть шоссейных и железных дорог, но в восточной части коммуникационная сеть развита слабо. В Великой Польше очень мало естественных богатств (немного железной руды, бурого угля, соли, гипса). Главные отрасли ее промышленности - пищевая и текстильная. Последняя сосредоточена преимущественно в Лодзи и ее окрестностях и базируется на импортной хлопчатобумажной пряже. Значительно развито также машиностроение и химическое производство. Великая Польша - главный сельскохозяйственный район ПНР, она имеет с^амый большой процент пахотных земель (около 55% общей площади угодий) и несмотря на среднее качество почвы - высокий уровень земледельческого хозяйства. Этот район дает государству более 60% свиней, наибольшее количество птицы и яиц.

Мазовия занимает 19% территории Польши. Около половины ее населения живет в городах. Сеть шоссейных и железных дорог этого района самая редкая во всей стране. Это район со слаборазвитой промышленностью и сельским хозяйством, в нем нет почти никаких минеральных богатств. Большая часть промышленных предприятий сосредоточена в Варшаве и ее предместьях. Другой промышленный центр (главным образом текстильный) находится в районе Белостока. Бедность почв (особенно в северной и восточной частях Мазовии) не способствовала развитию сельского хозяйства, и оно находится здесь на более низком уровне, чем в других районах страны. В Мазовии преобладает возделывание ржи и картофеля; несмотря на обилие лугов, мало разводят рогатого скота.

Три северных района Польши значительно меньше остальных. Район Восточного Поморья занимает лишь 5% поверхности страны. Для этого района характерен большой процент городского населения (60%), причем примерно треть горожан живет в портовых городах - Гдыне, Гданьске, Сопоте. Промышленное производство включает судоверфи, машиностроительные заводы, предприятия пищевой промышленности и др. Сельское хозяйство развивается в благоприятных условиях только в надвисленских равнинах, в большей части района почвы плохие, и жители Восточного Поморья не могут обеспечить себя сельскохозяйственными продуктами.

Западнопоморский район по площади составляет 8% всей Польши. Свыше 50% его населения живет в городах. Район этот, однако, слабо ин: дустриализирован. Почвы не плодородны. Здесь находится значительное число государственных сельских хозяйств, которые организованы на землях бывших имений. Для обоих поморских районов характерен большой процент населения, занятого в мореходстве и рыболовстве, это жители многих небольших портов и рыбацких деревень на побережье Балтийского ""моря и озер.

Мазурский район заселен слабее других и имеет наименьшую долю в промышленном производстве, хотя по площади он не самый маленький (7% территории ПНР). Основные отрасли хозяйства - земледелие, животноводство и рыболовство. Все три северных района обладают достаточно хорошей коммуникационной сетью.

ПОРП и правительство особое значение придают всестороннему экономическому и культурному развитию северных и западных земель, возвращенных Польше после второй мировой войны. Главное внимание уделено здесь развитию тяжелой промышленности, прежде всего металлургии, горного дела, энергетики, машиностроения, а также химической промышленности.

Промышленность и рабочий класс. Развитие промышленности. Формирование и численный рост рабочего класса

Цеховое ремесло в средневековых польских городах было сравнительно слабо развито в виду узости рынка: магнаты и шляхта предпочитали поддерживать в своих поместьях сельских ремесленников. Городскими ремесленниками были по преимуществу немцы.

Возникновение мануфактурного производства в Польше относится к XVI в. В это время развилось горное дело и металлургия, особенно производство олова и серебра около Олькуша и в Верхней Силезии и разработка соляных копей в Величке (под Краковом), где в конце XVI в. работало уже около 1 тыс. человек. На мануфактурах и рудниках кроме крепостных работали вольные люди, которые составляли прослойку наемных рабочих. Некоторое число их сохранялось в XVII и первой половине XVIII в., несмотря на упадок мануфактур и значительное сокращение горного производства (в основном из-за войн).

Развитие промышленного производства возобновилось в Польше с середины XVIII в. В восточной части государства были открыты магнатские и королевские мануфактуры; в Великой Польше, а также в Силезии, Поморье и в Варшаве - городские мануфактуры. Магнатские мануфактуры еще в значительной степени использовали труд крепостных крестьян, тогда как в городских мануфактурах трудились ремесленники и неквалифицированные наемные рабочие, набиравшиеся из городского простонародья, выгнанных из цехов подмастерьев, из крестьянской бедноты. Часть городских мануфактур позднее преобразовалась в капиталистические фабрики.

В первой четверти XIX в. в Польше развивались капиталистические промышленные предприятия. С самого начала многие из них были собственностью иностранных капиталистов и помещиков. Так, например, на землях бывшей немецкой аннексии в руках поляков находилась только незначительная часть мелких предприятий, а в Верхней Силезии вся промышленность и все рудники принадлежали немецким помещикам и капиталистам. В австрийских областях Польши (Галиция) большей частью промышленных предприятий владели немецкие, австрийские, английские, бельгийские капиталисты. К 1900 г. в их руках было 75% угольных шахт и 99% добычи нефти. В Королевстве Польском наплыв иностранных капиталистов вырос после уничтожения автономии в 1831 г. К началу XX в. почти 2 / 3 промышленной продукции там приходилось на предприятия, которыми владели иностранные, преимущественно немецкие, капиталисты.

Польский рабочий класс сформировался уже в первой половине XIX в., причем ранее всего в Верхней Силезии, в Лодзи и Варшаве. Около 1830 г. в Польше было более 50 тыс. рабочих, а 20 лет спустя численность польского рабочего класса дошла до 100 тыс. человек (не считая немецких рабочих в западных областях). Быстрее всего рабочий класс рос в центральной и западной частях Польши, где уже в начале XIX в. была уничтожена личная зависимость крестьян. Наименьшая численность рабочего класса была в юго-восточной, восточной и северной частях страны со слаборазвитой промышленностью. Здесь в небольших местечках и деревнях было много кустарей и ремесленников, иногда работавших даже на заграничный рынок. Однако кустарничество и народный промысел со второй половины XIX в. пришли в упадок, и только немногие их центры сохранились, развившись со временем в фабричные производства (например, ткацкий промысел в Андры- хове около Кракова): В конце XIX в. общее число кустарей в Польше превышало несколько десятков тысяч.

Даже во второй половине XIX в. многие рабочие (преимущественно горняки и металлурги) жили в деревнях и поселках. Промышленными городами со значительным рабочим населением были Лодзь и Варшава. В последней четверти XIX в. развитие промышленности и горного дела привело к возникновению большого числа городов, особенно в угольном бассейне. В начале XX в. в промышленности и в копях работало более 1 млн. человек, из них половина в угольном бассейне и более V 4 в районе Лодзи и в Варшаве. На многих рудниках и фабриках было занято по несколько тысяч рабочих.

Самыми многочисленными профессиональными категориями были гор- няки, железнодорожники и текстильщики, затем металлурги, строители, рудокопы и др. Значительную часть рабочего класса составляли также сельскохозяйственные рабочие, особенно многочисленные в Западной и Центральной Польше. Положение их почти везде было более тяжелым, чем положение промышленных рабочих. Нередко им вместе с семьями приходилось переселяться с места на место в поисках работы; многие эмигрировали за границу. Их заработка зачастую едва хватало на содержание семьи.

В 1919-1939 гг. возникли два новых центра промышленности - Гдыня (порт и город, построенный на месте старинной рыбацкой деревни) и промышленный округ в районе Сандомира, который до 1939 г. включал несколько фабрик.

В современной Польше успешно развиваются разные отрасли как тяжелой (угольная, металлургическая, судостроение и др.), так и легкой (текстильная, пищевая и др.) промышленности; с каждым годом растет численность рабочего класса. Особенно много рабочих занято в машиностроении, в угольной промышленности Силезии, на текстильных фабриках Лодзи. Крупнейшими предприятиями ПНР являются металлургический комбинат имени В. И. Ленина под Краковом (город Новая Гута), построенный с помощью Советского Союза, завод качественных сталей «Варшава» на окраине Варшавы, большой металлургический завод в Ченстохове. Выплавка стали на одном лишь металлургическом комбинате имени Ленина превышает сейчас продукцию всех 23 довоенных металлургических заводов Польши. Широко развернулась разработка соляных бассейнов-Предкарпатского (Бохня, Величка) и Великопольского (Иноврацлав, Шубин и др.). Открыты залежи серы в Келецком воеводстве и меди в Нижней Силезии.

Переселение крестьян в города и промышленные центры приняло большие размеры уже в первой половине XIX в. Крестьяне, лишенные земли, искали работу главным образом на текстильных фабриках Лодзи, на рудниках и металлургических заводах угольного бассейна, в Варшаве и других городах. Приток сельского населения усиливался по мере развития промышленности.

В некоторых городах, особенно в только что возникших, таких, как Лодзь, Катовицы, Сосновец, с самого начала образовывались целые рабочие кварталы, нередко занимавшие большую часть города. В старинных городах, та ких, как Варшава, Быдгощ или Краков, новые рабочие кварталы развивались из пригородных деревень, которые затем вошли в пределы города.

Когда промышленные предприятия открывались в сельской местности, переход местных жителей на работу в промышленности не вел к переселению их в города. Так было главным образом в угольном бассейне, а позднее в нефтяном, где тысячи рабочих жили в деревнях и приходили на работу на ближайшие рудники и фабрики. Некоторые рабочие в деревне ничего не имели, кроме избы или части ее, иногда с небольшим участком земли, но некоторые имели небольшие или даже среднего размера хозяйства. В добыче ценных металлов (олова и серебра) такое соединение занятий земледельца и горняка было известно еще сотни лет назад. Рабочие, которым удавалось заработать больше денег (это стало возможным только с конца XIX в.), покупали себе участки земли и строили собственные дома С третьей четверти XIX в. с развитием дорожной сети начали учащаться случаи приезда рабочих из деревень в отдаленные города на заработки. Позднее некоторые из этих рабочих, особенно безземельные, переселились в города окончательно.

Наибольший прилив сельского населения в города и промышленные центры приходится на последние 40-50 лет перед первой мировой войной. Тогда из деревни переселилось до 2 млн. человек. В то же время происходила усиленная эмиграция за границу (в частности в Германию и особенно в Северную Америку).

В междувоенные годы переход сельского населения в города и промышленные центры был очень ограничен, особенно со времени большого кризиса 1929-1933 гг. Только после 1944 г. перемещение крестьян из перенаселенных польских деревень в города стало массовым явлением. В течение последних пятнадцати лет в города переселилось свыше 3 млн. человек; кроме того, ряд деревень, где жили рабочие, разросся до размеров поселков и даже городов. Одновременно возросло число рабочих, живущих в деревнях и приезжающих оттуда на работу (это особенно характерно для Малой Польши). Большинство тех рабочих, которые имели в деревне маленький участок земли или только дом, уже целиком вошло в состав рабочего класса, однако часть их, хотя и меньшая, считает работу в промышленности побочной или временной.

До конца XIX в. условия труда рабочих были очень тяжелыми. Сравнительно хорошо оплачивались только высококвалифицированные рабочие (например, механики), а подавляющее большинство их имело такие низкие заработки, что и члены их семей должны были наниматься на работу. Фабриканты часто допускали злоупотребления по отношению к рабочим, особенно к недавно прибывшим из деревни. Они самовольно уменьшали им заработную плату, часто штрафовали и т. д. Продолжительность рабочего дня в середине XIX в. доходила до 12 и даже до 14 и более часов. Рабочий день кустарей длился 16-17 часов.

Условия труда начали улучшаться только с 1870-1880 гг. вследствие успешной деятельности рабочих организаций. Выросла заработная плата (особенно в тяжелой промышленности), но в ней по-прежнему были велики различия в зависимости от пола и возраста. Очень низкими оставались заработки сельскохозяйственных рабочих. Рабочий день был сокращен до 10 часов, было введено страхование рабочих от несчастных случаев и болезни, медицинский надзор (зачастую он был фиктивным), несколько улучшились жилищные условия.

Во второй половине XIX в. в промышленности было занято сравнительно много женщин и детей. Труд женщин и детей под землей был запрещен только в 1890 г.

В 1920 г. условия труда рабочих несколько улучшились в связи с законом о восьмичасовом рабочем дне. Однако уже через несколько лет, после разразившегося в 1929 г. большого кризиса, закрылось много фабрик и шахт, сильно понизилась средняя заработная плата и начались массовые увольнения.

Реальное право на труд, медицинское обслуживание и отдых, обеспечение пособиями и пенсией - все это рабочий класс получил только в Народной Польше. Средняя заработная плата польских рабочих сейчас уже значительно выше, чем в 1939 г.; с каждым годом улучшаются жилищные условия.

Территория Польши протянулась с запада на восток почти на 700 км, с севера на юг — на 650 км. Она расположена в бассейнах рек Вислы и Одры, между горной дугой Карпат и Судет на юге и Балтийским морем на севере. Современная территория страны сформировалась после Второй мировой войны. ЭГП Польши определяется выгодным транспортным положением на пересечении широтных (между странами Западной и Восточной Европы) и меридиональных (между странами Дунайского бассейна и Балтийским морем) путей и широким выходом к морю.

По государственному строю Польша — президентско-парламентская республика, главой которой является президент, а функции парламента выполняет Сейм.

Природно-ресурсный потенциал Польши

Польша богата полезными ископаемыми. По запасам медной руды и самородной серы, каменного угля она занимает одно из первых мест в мире, по запасам бурого угля, поваренной соли, полиметаллов, строительного сырья — одно из первых мест в Европе. Подавляющее большинство полезных ископаемых концентрируется в южной части страны, что объясняется особенностями геологического строения. Однако железной и марганцевой рудой, нефтью, фосфоритами Польша обеспечена недостаточно.

Распространенные почвы Польши — дерново-подзолистые, дерново-карбонатные и черноземы. Лесами покрыто около 20% территории страны, но для хозяйственных нужд их не хватает.

Население Польши

На численность населения Польши немалое влияние имела Вторая мировая война. Страна потеряла около 15% населения (около 7 млн. человек), изменилась его половая структура. Изменение границ страны в 1945 г. привела к массовым внешним миграциям: несколько миллионов человек (преимущественно немцы) выехали из Польши, однако возвращение поляков из других стран, в том числе и из Украины, было еще больше. Благодаря демографической политике правительства в послевоенное время увеличился естественный прирост населения. По возрастной структуре на начало 90-х годов поляки стали одной из самых молодых наций Центральной Европы.

Индустриализация, которая началась в послевоенное время вызвала и повышенные темпы урбанизации. Сейчас в городах проживает более 60% населения. На территории страны расположено 9 агломераций с населением 1-2 млн. человек каждая.

Польша — однонациональная страна, поляки составляют 98,7% населения. Наиболее густо заселены южные районы страны (250 человек на 1 км кв.), Всего — северо-восточные районы. Средняя плотность населения составляет 123 человека на км кв.

Общая характеристика хозяйства Польши

До Второй мировой войны Польша имела преимущественно аграрную специализацию. В сельской местности проживало 65% населения. В промышленности значительным было влияние иностранного капитала. В годы построения социализма (1945-1990 pp.) состоялась индустриализация, получили развитие отрасли тяжелой промышленности: энергетика, металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и лесохимическая, легкая промышленность. В конце 1991 г. в Польше была принята программа реорганизации экономики, которая базировалась на быстром переходе к рыночной экономике: осуществление приватизации, укрепления финансовой системы, равенства развития всех форм собственности, привлечения иностранных инвестиций. Однако перестройка экономики проходила на фоне спада жизненного уровня населения, в первую очередь среди работников угольной, металлургической и текстильной промышленности. Резко снизился уровень жизни крестьян (на 30-40%). Это произошло потому, что владельцы мелких крестьянских хозяйств ранее сами сбывали свою продукцию, однако в условиях отсутствия дефицита продукции сельского хозяйства это стало невозможным.

И все же, несмотря на трудности, Польша первой из стран Центральной Европы вышла из спада. Рост ВНП продолжается, около 60% ВНП создается в частном секторе. В стране создан новый экспортный комплекс, произошла переориентация на рынки Западной Европы и Ближнего Востока.

Среди факторов экономического роста во второй половине 90-х годов следует отметить активизацию инвестиционной деятельности и внешней торговли, связанную с экономическим оживлением и благоприятной ситуацией на рынках развитых стран. Благодаря успехам в рыночных преобразованиях хозяйства Польша одной из первых постсоциалистических стран должна к 2004 г. стать членом ЕС.

Промышленность Польши

ТЭК Польши использует собственный каменный и бурый уголь, нефтеперерабатывающая промышленность развивается на сырье, поступает из стран Ближнего Востока, России. В энергетике преобладают ТЭС.

Черная металлургия Польши зависит от импорта железной руды из России и Украины, поэтому сейчас в ее развитии есть определенные проблемы. Основной район размещения черной металлургии — Верхняя Силезия. Большее значение имеет цветная металлургия, которая использует собственное сырье (выплавка меди, цинка, серебра).

Ведущей отраслью промышленности является машиностроение (точное и общее). Предприятия выпускают оборудование для угольной промышленности, химических и сахарных заводов, вагоны, развиваются судостроение, производство электронных и электротехнических приборов.

Химическая промышленность Польши представлена отраслями основной химии и химией органического синтеза. Последняя начала развиваться на основе углехимии, а затем перешла на использование импортной нефти. В последнее время быстрыми темпами развивается фармацевтическая промышленность.

В Польше традиционно высокий уровень развития имеют текстильная и пищевая промышленность. Важнейшие промышленные центры страны — Варшава, Лодзь, Познань, Гданьск, а также промышленные районы Верхней и Нижней Силезии.

Сельское хозяйство Польши

Ведущую роль в сельском хозяйстве играет растениеводство. Под сельскохозяйственными угодьями занято 61% площади страны. Польша занимает заметное место в Европе по производству картофеля, ржи, сахарной свеклы. Большое значение имеют выращивание пшеницы, льна, садоводство (в том числе выращивание ягод), овощеводство.

Доля животноводства в сельском хозяйстве достигла 45%. Здесь разводят крупный рогатый скот и занимаются свиноводством. Развитие животноводства сдерживается недостаточной кормовой базой.

Морское рыболовство ведется в Балтийском море и Атлантическом океане.

Транспорт Польши

До последнего времени основой транспортной системы Польши были железные дороги, но на современном этапе на первое место по перевозкам грузов вышел автомобильный транспорт. Развиваются речной (Одра, Висла и каналы) и морской транспорт (крупнейшие порты — Гданьск, Гдыня, Щецин). Трубопроводный транспорт имеет широтное направление, вследствие ориентации на транспортировку российской нефти и газа в страны Западной Европы. Сейчас создается сеть трубопроводов меридионального направления для экспорта североевропейской и ближневосточной нефти, в том числе и нефтепровод Одесса — Гданьск.

Говорят – польской промышленности не существует, польская промышленность неконкурентноспособна, польская промышленность устарела, польскую промышленность сожрал ЕС. И из года в год повторяют, словно мантру, 5 главных стереотипов о, якобы, не существующей промышленности Речи Посполитой. На самом деле, может эта отрасль и не является главной рабочей лошадкой государственной экономики, но все же она чувствует себя гораздо лучше, чем многим может показаться.

Они говорят – ее не существует.

- Польской экономики не существует, поскольку ее сожрал иностранный капитал

Согласно данным Центрального бюро статистики, на конец 2013 года количество иностранных инвесторов в экономике Речи Посполитой составляло 12 государств или 26 128 компаний. Следует отметить, что львиная доля инвесторов «прибыла» из стран Евросоюза – более 90 %. Чистая прибыль от таких внедрений составляет более 42 миллиарда злотых и почти 2 миллиона рабочих мест.

Хотя сухая статистика показывает, что иностранный капитал чувствует себя в Польше вполне прекрасно, все же остается вопрос: существует ли польская фирма? Как на фоне мировой экономики, полноправным членом которого Польша является вот уже без малого четверть столетия, можно определить «национальность» промышленности?

Как определить национальность промышленности?

Когда акционерами компании являются представители разных государств или инвестиционные фонды, регулярно подкармливаемые финансовым потоком со всего мира, довольно трудно определить «гражданство» фирмы. Как правило, при таком раскладе считается, что компания безвозвратно утратила свою национальную идентичность и превратилась в один из винтиков мирового капитала. Однако, с точки зрения самого государства, не столь важно, кто именно руководит фирмой. Действуя на территории Речи Посполитой, сплачивая налоги, предоставляя рабочие места, внося вклад в польскую экономику, все эти иностранные «фирмочки» принимают важное участие в экономическом развитии страны. Нельзя забывать и о присутствии польских инвесторов в зарубежных компаниях. Только в 2012 году дивиденды от их существования составили около 4 миллиардов злотых, а тенденция к их росту повышается с завидным упрямством из года в год.

Не важно кто, важно - где.

- У польской промышленности нету ни одного известного мирового бренда

Пожалуй, более дурацкого аргумента и не придумать. В качестве примера частенько представляют компании, которые, не смотря на свою откровенную «польскость», принадлежат иностранным инвесторам. Знаменитейшая кондитерская марка «E. Wedel», приобретенная «PepsiCo», известные алкоголи «Soplica», «Absolwent», «Żubrówka» и «Bols», принадлежащие концерну «Русский Стандарт», «Krupnik» и «Balsam Pomorski», которые в свое время выкупила французская «Belvedere Group», сеть супермаркетов «Biedronka», которая в 1997 году перешла в руки португальского «Jeronimo», или «Gadu-Gadu», являющегося от недавнего времени собственностью южноафриканского концерна "Naspers». В самом расцвете своей промышленной карьеры все эти бренды, давно ставшие мировыми, были исключительно польскими.

Но польская промышленность не заканчивается на этих «утраченных» марках. На иностранном рынке огромную популярность приобрели одежда и обувь польского производства. Крупнейшие производители этого типа товаров – «LPP», «CCC» и «Coccodrillo», которые в совокупности открыли за пределами Речи Посполитой 260 фирменных магазинов. Новые рыночные горизонты постепенно осваивают и «запасные игроки». Компания «Big Star» делает ставку на популярность в Румынии, Хорватии и Испании, «Wójcik Fashion Group» прекрасно чувствует себя на территории Германии, Италии и Китая. Производители детской обуви «Gucio» и «Bartek» покорили сердца (и кошельки) родителей в Украине, Великобритании и, даже, в США.

Обувной монстр.

- Польская промышленность еле дышит

Знаете, какой самый главный враг современной польской промышленности? Это, как ни странно, фраза: «При социализме было лучше». Отбрасывая в сторону все , лучшим аргументом в сторону оппонента будут не гласнословные заверения о развивающемся промышленном потенциале Речи Посполитой, а сухие статистические факты.

Поскольку в эпоху развитого социализма Польша являлась таким себе сырьевым придатком, то, естественно, что с 1998 года экономика опустилась ниже плинтуса. Однако, правильная политика властей и внедрение в действие плана Бальцеровича помогло государству довольно безболезненно и быстро (в мировых масштабах) справиться с депрессией. И, если в 1990 году показатель ВВП составлял 56, 6 миллиарда долларов, то на сегодняшний день эта цифра возросла до 550 миллиардов.

- Польская промышленность лишилась главного козыря – судоверфи

Хотя гордость польской промышленности – мощные судоверфи, бывшие во времена ПНР экономическим движком, фактически утратили свой боевой потенциал, на их фундаменте, как грибы после дождя, прорастают мелкие, но гораздо более специализированные частные предприятия. На конец 2013 года совокупный доход этой отрасли составил 10 миллиардов долларов. По словам ведущих мировых экономистов, эта тенденция не может не радовать и польские современные судоверфи чувствуют себя, как рыба в воде.

Если в 90-х годах прошлого столетия в Польше строились суда, стоимость которых составляла примерно 3 доллара за килограмм, то сегодняшнее судостроение претерпело значительные метаморфозы. На сегодняшний день, стоимость водного транспорта возросла до 18-20 евро за килограмм, что отвечает стоимости Мерседеса класса С. А это, кстати, служит лучшим подтверждением технологического рывка. Весь ПНР-овский «металлолом» не идет ни в какое сравнение с ультрасовременными роскошными яхтами и другими видами судов.

Флагман польской судоверфи.

- Польская промышленность, даже, если и существует, давно устарела

Позвольте категорически не согласиться. Еще в 1991 году в Польше было создано Агентство Промышленного Развития. В переходный период эта государственная служба смогла спасти тысячи рабочих мест, вложив огромные средства в модернизацию средних и крупных предприятий. Хотя до недавнего времени главной задачей Агентства являлась реструктуризация компаний, в последние лет десять главный акцент делается на инновации. Власти Польши всячески поддерживают талантливых ученых и разработчиков, занимающихся стремительным развитием научно-исследовательских проектов, которые помогут максимально смодернизировать промышленный сектор, снизить себестоимость конечного продукта и вывести экономику на новый положительный виток своего существования.

Так что вы там говорили о несуществующей польской промышленности? Она не только существует, она еще и вносит свою огромную лепту в мировую экономику. Оптимизм терять нельзя ни при каких условиях, и Польша, в скором времени, наверняка превратиться в доброго промышленного монстра старенькой Европы.


Польская промышленность — это свыше 380 тыс. экономических субъектов. Значительное большинство промышленных предприятий в Польше — это частные субъекты. В 2003 г. они составляли 99% всех компаний (из чего 1,3% — это зарубежные субъекты, ведущие деятельность на територии Польши и 0,5% субъекты смешанной собственности с преимуществом частного капитала). Частный сектор производит около ¾ промышленной продукции и занимает почти 80% рабочих, работающих в польской промышленности.

Согласно данным за 2004 год, значительное большинство промышленных субъектов занимались переработкой (98,5%), а в пределах этой категории самую многочисленную группу составляли компании специализирующиеся в производстве металлических изделий (свыше 52 тыс.). Очередные наибольшие группы — это компании, занимающиеся производством одежды и меховой промышленностью, производством мебели, а также производством древесины и деревянных изделий. Больше информации о значении отдельных отраслей промышленности в Польше в части: «Участие отдельных отраслей промышленности в составлении ВВП».

Структура польской экономики сильно изменилась за последнее 15 лет. Повысилось значение сектора услуг, уменьшилось значение промышленности. В настоящее время промышленность составляет около ¼ добавленной стоимости польского ВВП (смотри табель 25.1). Эти изменения были результатом как динамического развития сектора услуг — которое является всемирным явлением, так и основательной реструктуризации сектора неэффективных государственных промышленных предприятий в Польше в 90-ых годах. Одновременно, этому процессу сопутствовало развитие современных отраслей промышленности, которое происходило главным образом благодаря зарубежным инвестициям. После периода ухудшения конъюнктуры в 1999-2002 годах, с 2003 года польская промышленность является одной из наибыстрее развивающихся среди стран Европейского Союза. В 2004 году темп роста проданной продукции составил 11,7%, при средней величине для стран Европейского Союза на уровне 2,1%.

Очень значительным изменением, которое произошло за последнее 10-15 лет, был также быстрый рост экспорта промышленных товаров при повышающимся одновременно участии в экспорте сильно переработанных изделий. В настоящее время самую крупную позицию в экспорте промышленных благ составляют изделия электромашиностроительной промышленности. Большое значение имеет в нем также продажа изделий химической и металлургической промышленности.

Самые распространенные стереотипы о польской промышленности

Аналогичные главы из других работ:

Анализ инвестиционной политики Тульской области

1.1.3 Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс занимает важное место в системе народного хозяйства Тульской области. К началу 2006 года в сельском хозяйстве работало пять сельскохозяйственных хозяйств …

Макрорегион Западной Бисси

1.4 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство в Западной Сибири характеризуется производством зерновых, промышленных растений, овощей, картофеля, а также развитием скотоводства, овец и овец.

Из зерна являются основными продуктами пшеницы …

Город России в международном разделении труда

3.3 Сельское хозяйство

Согласно оперативному отчету Росстата, объем сельскохозяйственной продукции в текущих ценах увеличился на 9% за период с января по август этого года в России …

Опыт и состояние экономического развития в Польше

2.4 Сельское хозяйство

Характеристика социально-экономического развития во второй половине XVIII века.

1.1 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство в этот период, как и прежде, оставалось основой экономики страны, а сельское население доминировало (около 4% проживали в городах к концу века).

Развитие сельскохозяйственного производства было главным образом …

Проблема регионов в России

3.2 Сельское хозяйство

Сокращение производства и увеличение расхождений в цене привели к снижению доли сельского хозяйства в ВВП страны с 16,4% в 1990 году

до 5,5-5,5% в 2003-2004 годах. Только в республиках Южного федерального округа и республики Алтай доля сельскохозяйственного сектора в ВРП достигает 20-32% …

Промышленно-экономические отношения между агропродовольственными секторами

2.2 Сельское хозяйство

Центрально-Черноземный регион является одним из основных сельскохозяйственных регионов страны. Доля аграрного сектора в регионе в ВВП составляет почти 25%. Фруктовый пол …

Социально-экономические характеристики муниципального образования «Онежский город и Онежский район»

2:10.

сельское хозяйство

В сельскохозяйственном производстве города и области темпы роста продаж мяса и мясных продуктов увеличиваются — на 41% больше, чем в 2007 году …

Социально-экономический анализ развития Приднестровской Молдавской Республики

2.3 Сельское хозяйство

Валовая сельскохозяйственная продукция во всех категориях сельскохозяйственных хозяйств за период с января по июнь 2014 года.

он оценивался в 415309,2 тыс. руб. в текущих ценах, что на 6,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года …

Территориальная организация экономики Воскресенского района Саратовской области

3.1 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство, включая растениеводство и животноводство, играет важную роль в социально-экономическом развитии региона. Сельскохозяйственный и промышленный комплекс района представляет 33 сельскохозяйственных хозяйства, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью …

Экономика в Бельгии

1.7 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство очень интенсивно, но оно не играет важной роли в экономике страны.

Сельскохозяйственные земли составляют около 1/4 территории страны, в том числе 65% для кормовых растений и пастбищ …

Экономика Израиля

2.5. сельское хозяйство

После независимости Израиля общая площадь пахотных земель увеличилась в 2,6 раза, сейчас она составляет около 445 170 гектаров, а площадь орошаемых полей выросла в 8 раз, достигнув 220 816 га …

Экономика во Франции в 90-е годы.

XX век и начало XXI века

1.3. сельское хозяйство

Франция является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции в Западной Европе.

На долю сельского хозяйства приходится около 4% ВВП и 6% рабочего населения страны, но он дает 25% продукции ЕС …

сельское хозяйство

Регулярная армия, увеличение числа городов, развитие заводского производства и экспорт сельскохозяйственной продукции привели к увеличению товарности сельского хозяйства.

Тем не менее, его шаг замедлился благодаря развитию cerfdom …

Экономическая политика Петра I

5. Сельское хозяйство

Во время правления Петра I были улучшения в сельском хозяйстве.

Регулярная армия, увеличивающая число городов, развивающая фабрику по производству …

§ 29. Польша. (учебник)

2.4 Отраслевая структура производства Польши

Вспомните

  1. В каких природно-климатических условиях расположена территория Польши?
  2. На примере Польши, как может повлиять на экономику страны наличие выхода в море?
  3. К какой языковой группе относится население Польши?

Визитная карточка

Площадь : 312,7 тыс.

Населения :38 483 000 (2010)

Столица : Варшава

Официальное название : Республика Польша

Государственное устройство : Парламентско-президентская республика

Законодательной орган : Двухпалатные Национальное собрание (Сейм и Сенат)

Глава государства : Президент (избирается на 5 лет)

Административное устройство : Унитарная республика (16 воеводств)

Распространенные религии : Христианство (католики)

Член ООН, НАТО, ЕС

Государственный праздник : Годовщина Конституции 1791 (3 мая), День независимости (11 ноября)

ЭГП и природно-ресурсный потенциал. Государстворасположена почти в центре Европы между Карпатами и Балтийским морем,граничит с Россией, Беларусью, Украиной, Германией, Чехией, Словакией иЛитвой.

Большую часть поверхности страны занимает невысокая равнина сприморскими низменностями и полосой озер.

В южной части -Малопольская и Люблинская возвышенности и горы: Судеты, Северные Карпаты,Западные и Восточные Бескиды, Высокие Татры. Климат умеренный, переходный отжаркого и влажного летом (17 — 200С) до умеренно холодного зимой (-1 — 50С).

Территория страны отмечается плотной речной сетью. Главныереки: Висла с Бугом и Одер с притоками. На севере — обилиеозер. Около 27% территории занято преимущественно хвойными лесами.

Польша отличается значительными запасами полезных ископаемых: Силезскийкаменноугольный бассейн (считается одним из богатейших в Европе),нефть, природный газ, железная руда, медь, свинец, цинк, никель, серебро, сера, каменная и калийная соли подобное.

Населения. Польша — типичная однонациональная страна,98% ее населения составляют поляки, проживают также украинские, белорусы, немцы, евреи.

Более 95% — верующие католики. Государственный язык — польский,что относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи.

Во времена Второй мировой войны Польша потеряла примерно пятуючасть своего населения. Послевоенное значительный рост численности населенияобеспечило быстрое восстановление его численности. Процессы паденияуровня жизни и безработица вызвали миграцию населения из страны вразвитых стран Западной Европы и Англо-Америки. За последние годыуровень жизни населения улучшился, что положительно отметилось надемографической ситуации в стране.

Процесс депопуляции изменился незначительно,но положительным естественным приростом населения. В сельском хозяйствезанято 17,4% трудоспособного населения, в промышленности — 29,2%, всфере услуг — 53,4%.

Плотность населения — 123,5 чел. на км2. Внутренняя миграция способствуетпроцессам урбанизации в стране, усиливаются развитие городов, в которыхпроживает около 65% населения.

Крупнейшими из них являются Варшава, Лодзь,Краков, Вроцлав, Познань, Гданьск, Щецин.

Варшава, столица Польши, порт на реке Висла, крупный транспортныйузел, является международный аэропорт (Окенце). Город возник в XIII в. околопереправы через Вислу и быстро росло, используя свое выгодноеторговое положение.

Промышленность представлено предприятиямимашиностроения, металлообработки, металлургии, химической, парфюмерной,швейной, полиграфической, пищевой промышленности.

Варшава — культурный и научный центр страны, здесь работают Польскаяакадемия наук, университет, медицинская академия, вузы, Народный музей,музей Войска Польского, театры.

Лодзь, второй по населению город в центральной частиПольши, на водоразделе Вислы и Одры.

Значительный центр текстильной, химической,пищевой, швейной, мебельной, бумажной, полиграфической промышленности имашиностроения. Транспортный узел. Лодзь — один из крупнейших в странеакадемических центров, здесь работают университет, политехнический институт,высшая школа кинематографии, телевидения и театра.

Первое письменное упоминание о городе относится до 1332 г.

Основан нареке Лодка (отсюда название города), на торговой дороге Торунь-Краков в 1423 Лодзь получил права города. Главная улица Петрковская — одна издлинных торговых улиц Европы. Сохранились множество храмов различныхконфессий и крупнейшее в Европе еврейское кладбище с 1892 г.

Краков , Город в Польше, на реке Висла, основано на месте поселения вислян в VIII-X вв. Значительный центр черной металлургии(Здесь с помощью СССР построен крупнейший в стране металлургическийкомбинат) и машиностроение.

Развито химическое, цементное, мебельную,пищевкусовая, табачную, полиграфическую промышленность. Международныйаэропорт Иоанна-Павла II. Крупнейший образовательный центр: работают 18 вузов, в т.ч. один из старейших в Европе Ягеллонский (от имени польскогокороля Владислава Ягайло) университет, обсерватория, Национальный ихудожественный музеи и тому подобное.

На одной из площадей Кракова — старинной столице Польши

Экономика. Польша — индустриально-аграрная страна.ВВП на душу населения составляет около 13 275 $.

Реформы 90-х годовпривели к развитию частного бизнеса и перестройки структурыведущих отраслей промышленности страны — машиностроение и текстильнойпромышленности.

Развито горнодобывающую промышленность (добыча каменного и бурого угля, медных, цинковых и свинцовых руд, каменной соли и серы).Важное место занимают судостроение, транспортное машиностроение,черная и цветная металлургия, химическая (производство серной кислоты,лекарственных препаратов, парфюмерных и косметических товаров), текстильная(Льняная, шерстяная и хлопчатобумажная) промышленность, а также изготовление фаянсаи фарфора.

Польша — один из крупнейших производителей серы: около 2 млн т ежегодно.

Быстрое наращивание экономического потенциала и рыночные преобразования вэкономике значительно укрепили национальную валюту Польши. Структурнаяперестройка способствует развитию социальной сферы и увеличение доли новыхотраслей производства.

Промышленность. В состав ВВП страны сельское хозяйство дает 4%, промышленность — 31,3%, сфера услуг — 64,7%.

Промышленность Польши за последние 20 лет претерпела значительные изменения, однако, прежнему продолжают развиваться отрасли специализации, сложившихсяво времена социалистического прошлого страны.

Основным источникомэлектроэнергии являются тепловые электростанции, которые ориентируются на собственное бурый(Конин, Радомско) и каменный уголь (Верхняя Силезия).

Машиностроение специализируется на выпускеметаллоемких горнодобывающего, энергетического оборудования, грузовыхвагонов, морских судов. Выпускается продукция сельхозмашиностроения, радиоэлектронное и электротехническое промышленное оборудование.

Егопроизводство сосредоточено в крупных города: Варшава, Забже, битом,Вроцлав, Лодзь, Гданьск. Польша также специализируется на производствелокомотивов и самолетов.

Черная и цветная металлургия получили значительноеразвитие на базе Верхней Силезии, что имеет собственные запасы угля ижелезняка.

Предприятия химической промышленности ориентируются на линиитрубопроводов (Бдигощ, Пулавы, Плоцк, Гданьск), морские порты (Щецин) и собственную химическое сырье (Тарнобжег, Торунь).Внутренний рынок полностью обеспечивает мощная легкая промышленность сцентром в Лодзи (Згеж, Озоркув). Несмотря на значительную внешнююзадолженность и высокий уровень безработицы Польша занимает ведущее место в Европе по динамике роста иностранных инвестиций.

Сельское хозяйство. В аграрном секторепреобладают индивидуальные хозяйства — это было индивидуальной особенностью исоциалистической Польши, где в отличие от других социалистических стран небыло колхозов.

Главными зерновыми культурами являются рожь, ячмень, овес, пшеница.Важное значение имеет плодоводство, выращивание сахарной свеклы,картофеля, овощей, ягод и фруктов.

Эти отрасли имеют экспортное значение.Ведущая отрасль животноводства — свиноводство, а также молочно-мясноескотоводство и птицеводство. Животноводство Польши обеспечивает внутренниепотребности в продуктах питания и экспортирует мясо и мясопродукты, живуюскот и животноводческие корма. Немалый доход приносит государству морскоерыболовство, разведение рыбы во внутренних водоемах и лесное хозяйство.

Сельское хозяйство обеспечивает работу разветвленной пищевой промышленности страны: хлебопекарной, молочной, кондитерской,мясо-и овощеконсервной т.д., но требует значительных капиталовложенийчтобы выйти на конкурентоспособный уровень по соответствующей продукции ипроизводительности отрасли стран Западной Европы.

Транспорт. В стране получили значительное развитие всевиды транспорта.

В целом положение страны способствовало созданию на еетерритории транзитных путей европейского значения. В пассажироперевозке лидером является автомобильный транспорт благодаря значительнойреконструкции имеющихся и строительству новых дорог. Основнымиавтомобильными узлами является Варшава, Лодзь, Вроцлав, район ВерхнейСилезии. Общая протяженность автомобильных дорог составляет более 430 тыс. км.

Железнодорожный транспорт является ведущим в перевозкегрузов внутреннего и экспортно-импортного сообщения.

Польшаболее 25 тыс. км железных дорог. В крупнейших городах работают аэропорты: Варшава, Лодзь, Краков подобное.

Трубопроводный транспорт имеет как внутреннюю, так и транзитное значение.

Морской транспорт выполняет основную экспортно-импортная нагрузка. Крупные морские порты: Гданьск , Щецин , Гдыня , Свиноуйсьце .

16 млн жителей страны пользуются сетью Internet.

Внешнеэкономические связи. В структуре экспортапреобладают машины и транспортное оборудование, промежуточные и готовыепромышленные товары, продовольствие и живые животные. Наибольшие объемыэкспортной продукции направлена

Импортирует Польша машины и транспортное оборудование, сырье иполуфабрикаты, продукцию химической промышленности, минералы, топливо,масла и т.д.. Основные поставщики этой продукции: Германия, Россия,Италия, Нидерланды, Франция, Китай.

Значительной статьей доходов являетсятуристический бизнес. Важнейшие курорты страны Сопот, Закопане (центрзимнего туризма и спорта), Величка (бальнеологический курорт), песчаныепляжи Балтики и др..

. Хозяйство современной. Польши отмечается развитой отраслевой и территориальной структурой. Это индустриально-аграрное государство (промышленность дает около 36% стоимости. ВВП, 4% — сельское хозяйство и 60% — сфера услуг)

Промышленность имеет многоотраслевую структуру, в которой ведущее место занимают угольная промышленность, металлургия, машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность. Хорошо развита строительная промышлен словисть.

Особенностью территориальной организации промышленности.

Польши является ее значительная концентрация на юге страны. В наследство от социалистической экономики. Польша получила ряд нерентабельных, энергоемких и экологической чно грязных производств.

После вступления в. ЕС в 2004 г страна получила многомиллиардную финансовую помощь для преодоления кризисных явлений в топливно-энергетическом, машиностроительном комплексах, легкой промышленно сти и других отраслях и успешно осуществляет их модернизациицію.

Топливная промышленность в значительной степени ориентирована на добычу и использование собственного топлива. Так, объемы добычи угля (прежде всего. Верхне-Силезский бассейн) составляют в последние годы 215-250 млн т т.

Значительная часть его поступает на экспорт (в страны. Западной. Европы, скандинавских, а также в Украину). Нефть и газ. Польша импортирует, в основном, трубопроводами из.

России. Рассматривается возможность имп орта нефти морским путем из. Норвегии и стран. Персидского залива.

В перспективе. Польша может импортировать нефть. Каспийского бассейна при достройке нефтепровода. Одесса-Броды (Украина) до м. Плоцк. Производ тво электроэнергии сосредоточено на.

ТЭС (97%), 3% дают. ГЭС. Треть тепловых электростанций сосредоточена в. Верхней. Силезии. Работают они в основном на угле, частично, на мазутна мазуті.

Металлургическая промышленность представлена??черной и цветной металлургией. Черная металлургия производит около 20 млн т стали и работает на собственном коксующихся углях и привозном руде (железной — из.

Швеции т и Украины, марганцевой — из Украины). Черная металлургия сконцентрирована на юге в. Верхней. Силезии. Крупнейшими центрами е. Краков,. Катовице,. Ченс-тоховова.

Цветная металлургия частично работает на собственном сырье (медной и свинцово-цинковой) и на привозном (бокситы из. Венгрии). Цветная металлургия сконцентрирована в юго-западной части. Польши, ориентированных уеться на медные руды. Нижней. Силезии (Глогув,. Легница). Свинец и цинк выплавляют в. Катовице и других промышленных центрах.

Верхней. Силезии. На электроэнергии. ТЭС работают предприятия по производству алюминиевых мини -. Скавиний и. Конинін.

Металлургия в целом удовлетворяет потребности. Польши в металле. Часть ее продукции идет на экспорт

Машиностроение, которое является важнейшей отраслью промышленного комплекса. Польши, дает около. ЗО% стоимости промышленной продукции и составляет значительную долю ее экспортного потенциала.

В 1980-1990-х гг проблем мою польского машиностроения было технологическое отставание от уровня высокоразвитых стран. ЕС. Теперь эта проблема решается в основном за счет импорта технологий. Польское машиностроения специа лизируется на выпуске судов (Гдыня,. Гданьск,. Щецин), оборудования для энергетики, металлургии и химической промышленности (Краков,. Катовице,. Чен-стохова,. Бытом), для пищевой промышленности (Варшава,.

Быдгощ), а также сельскохозяйственные машины»легковые автомобили, вагоны и т.д.. В последние годы получило развитие станко-и приборостроение, производство бытовых машин, развиваются отрасли точного наукоемног в машиностроение (Варшава,. Вроцлав,. Познань,. Краковаків).

Химическая промышленность. Польши имеет многоотраслевую структуру. Здесь активно развивается нефтехимия (Плоцк), газохимии (Пулавы и. Тарнов), химия органического синтеза, основная химия. Предприятия выпускают га алузи пластмассы, синтетические волокна, каучук, минеральные удобрения, серную и азотную кислотыти.

Текстильная промышленность — традиционная отрасль.

Польши. Она отличается высоким уровнем территориальной концентрации. Большинство предприятий находится в. Лодзи (2/3 работающих) и в. Нижней. Силезии

Пищевая промышленность подверглась значительной модернизации в последние годы. Она выпускает муку, сахар, плодоовощные и мясные консервы и другую продукцию. В своем размещении тяготеет к районам производства сел ькогосподарськои сырьяни.

Сельское хозяйство

Проблемой сельского хозяйства.

Польши в низкая эффективность, небольших фермерских хозяйств. Однако рост сельскохозяйственного экспорта в страны-члены. ЕС в 2004-2006 гг укрепляет его позиции й за счет качества и дешевизны продукции животноводства и растениеводства. Польское сельское хозяйство специализируется среди стран. Центральной. Европы на производстве картофеля (пятое место в мире), лен в, молока, табака, мяса, сахарной свеклы, ягод. В структуре сельскохозяйственной продукции основное место принадлежит растениеводству.

Под зерновыми культурами занято 56% посевных площадей, кормовыми — 13%, к артоплею — 16%, техническими — 5%. Крупнейшие посевы пшеницы в южной и юго-восточной. Польше. На севере, в центре и на востоке в структуре зерновых увеличивается доля ржи и ячменя. Южная и центр альная. Польша — районы развитого садоводства и овощеводства.

Здесь значительного развития приобрело выращивание, ягод (смородины, клубники, малины и др.ни та ін.).

Не указаны проблемы промышленности. Польши, в частности легкой промышленности и машиностроения

Транспорт

Железнодорожная и автомобильная транспортная система радиальное (от.

Варшавы) простирания. Однако все большее значение приобретают транспортные артерии направления. Восток -. Запад (две железнодорожные ветки: южная, щ что уходит из Украины через. Краков -. Катовице в. Варшаву, и северная — из.

Промышленность Польши: краткая характеристика ключевых отраслей

России через. Беларусь в. Варшаву и. Познань), а также меридиональные пути от. Балтики на юг. В. Польше идет реконструкция отдельных вы дев транспорта, создание трубопроводной сетижі.

На сегодня автомобильные перевозки превышают железнодорожные-Наивысшая плотность автодорог сформировалась на западе.

Морской транспорт. Польши осуществляет значительную долю международных перевозок грузов. Речной транспорт использует судоходные реки. Одра,. Вислу и каналли.

Трубопроводный транспорт представлен нефте-и газопроводами, которые идут с. Востока через. Польшу в. Западную. Европу, а также от портов на.

Балтийском море

Внешнеэкономические связи

К середине 1980-х гг были ориентированы на социалистические страны. Во время рыночных преобразований возросла интенсивность связей со странами. Запада, хотя восточноевропейские также составляют значительную долю в эксп портно-импортных операциях.

Польши. Сейчас она экспортирует судна, оборудования для пищевой и химической промышленности, автомобили, кокс, продукты питания, изделия деревообрабатывающей промышленности, медь и другое продукцию. Польша импортирует нефть, газ, руды черных металлов и бокситы, химическую продукцию, машиншини.

Экономика Польши

После окончания Второй мировой войны и в начале 1990-х годов польская экономика была организована как советская.

Единственным исключением было то, что государство коллективно не коллективизировалось.

В начале 1990-х годов начались экономические реформы и политические реформы.

Структура и промышленность

После принятия закона о приватизации большинство компаний перешли в частные руки.

Почти половина территории страны занимает пахотные земли. Основными культурными продуктами являются картофель, корма и промышленные продукты. Животноводство (особенно животноводство) хорошо развито в стране.

Важной отраслью экономики является морская рыбалка.

Основным источником энергии является уголь.

Его довольно крупные поселения расположены в бассейнах Люблина и Валбжиха, а также в Силезии. Уголь используется для тепловых электростанций, которые обеспечивают государство львиной долей электричества. Запасы нефти в стране незначительны, они в основном импортируются.

Промышленность в Польше

Польская промышленность диверсифицирована и преимущественно распределена по всей территории Польши.

Основными отраслями промышленности являются угольная промышленность, текстильная промышленность, машиностроение, приборостроение и продукты питания.

Несмотря на общее равномерное распределение, существуют области концентрации промышленного производства. Фактически, они обусловлены ресурсами. Итак, в Верхней Силезии существует много компаний в металлургической и металлургической промышленности.

Есть концентрированные компании цветной металлургии, металлоемких отраслей (таких как аппаратные устройства). Около 40% текстильной промышленности в стране сосредоточено в Лодзинском регионе, а электрическая промышленность географически связана со столицей страны в Варшаве. Щецин и Гданьск являются главными судостроительными центрами.

Приблизительно половина грузовых перевозок приходится на долю грузовых автомобилей, еще 40% — на железные дороги. Оставшийся трафик обеспечивается речным и морским транспортом.

В Польше довольно сильный торговый флот. Основными внутренними водными путями являются реки Одра и Висла. Большая часть морских грузов (около 60%) обеспечивается портами Гданьска и Гдыни.

Основным ввозом польского государства являются пшеница, хлопок, нефть, нефтепродукты, железная руда, стальные и металлообрабатывающие станки. Польша экспортирует машины и оборудование, продовольствие, текстиль, строительные материалы.

К концу 1980-х годов основными торговыми партнерами Польши были СССР и советский блок.

Таким образом, доля СССР составляла до четверти импорта и экспорта. В нынешнем веке основными торговыми партнерами являются Германия, Италия, Россия, Франция, Великобритания и Чехия. До 70% польского экспорта приходится на страны ЕС.

Основным источником дохода для польского бюджета являются корпоративные налоги, а также оборот и продажи.

Внешняя торговля

Экспортная композиция: машины и транспортное оборудование, промышленные товары, продукты питания и животные.
География экспорта (2010) .): Германия — 26,9%, Франция — 7,1%, Соединенное Королевство — 6,4%, Италия — 6,3%, Чешская Республика — 6,2%
Объем экспорта (2010 г.) 162,3 млрд. Долл. США
Структура импорта: машины и транспортное оборудование, промышленные товары, химические продукты.
География импорта (2010) .): Германия 29,1%, Россия 8,8%, Нидерланды 6%, Италия 5,8%
Объем импорта (2010 г.) 173,7 млрд долларов
Внешний долг (2010): 365,4 млрд долларов