Работа 24 политическое развитие экономика развитого социализма. Попытки решить проблему НТП

Дата 20.04.17г 9 класс

Тема: Консервация политического режима. Экономика развитого социализма

Ц ель урока

осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества

Задачи урока

освоить новые понятия и уметь ими оперировать

уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала

критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам

сформировать системное видение темы

мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме

Понятия и термины

консервация

политический режим

идеологемы

социализм

функционеры

партийная номенклатура

формализм

План урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Домашнее задание

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ход урока

Организационный момент

Проверка д/з

Изучение нового материала

Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны» . Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.

Л.И.Брежнев

Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».

Беседа с классом

Вопросы для беседы:

1. Что такое пропаганда?

2. Где используется пропаганда и в каких формах?

3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.

4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях «хорошо-плохо»?

Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким . Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.

После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.

Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.

Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.

К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».

Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному…

Объяснение терминов

Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.

Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.

Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.

Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.

Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.

Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.

Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.

Закрепление выученного материала

Мини-дискуссия на тему «Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов»

Домашнее задание

1. Изучить материал темы по учебнику.

2. Написать эссе на одну из тем:

Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.

Мое видение коммунизма в СССР

Коммунизм или демократия?

10 класс

Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России, основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.

Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных источниках, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.

Воспитание культуры речи и поведения.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)

2. Проверка д/з

1. Дайте развернутый ответ на вопрос:

Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы?

В каком году был созван конгресс? 1814 год

С какой целью был созван конгресс? Для решения вопросов послевоенного устройства

Какие страны участвовали в его работе? Решающий голос имели Россия во главе с Александром, Великобритания и Австрийская империя.

Какие решения были приняты? Объединение польских земель под властью Александра 1

Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой арене?

2. Дайте развернутый ответ на вопрос:

Какова роль Священного союза для России и Европы?

Для этого ответьте на вопросы:

Когда был создан Священный союз?

Какие страны вошли в союз?

С какой целью он был создан?

Какую роль в союзе играла Россия

Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло. Но уже к началу 20-х гг. все чаще стали давать о себе знать противоречия между странами-участниками союза. Камнем преткновения, приведшим к распаду Священного Союза, стал Восточный вопрос.

3. Изучение нового материала:

Внешняя политика Николая 1 достаточно тесно связана с внешней политикой его брата.

Учащиеся записывают тему урока « Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг. »

Работа в парах:

Задания на рабочих листах: определите направления внешней политики. Запишите в тетрадь.

А. борьба с революциями

Б. решение Восточного вопроса

Пост министра иностр. дел России занимал с 1822 года Карл Васильевич Нессельроде , который считал главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.

2) Россия и революции в Европе.

Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:

Почему Россию называли "Жандарм Европы"? (планировал подавление революции во Франции, но вспыхнуло восстание в Польше)

Какие события об этом свидетельствуют?

Как это связано с внутренней политикой Николая I? (III отделение Собственной его императорского величества канцелярии)

3) Восточный вопрос.

Беседа по вопросам:

Что такое "Восточный вопрос"? (Три основных фактора обусловили возникновение и в дальнейшем обострение восточного вопроса: 1) упадок некогда могущественной Османской империи, 2) рост национально-освободительного движения против османского ига, 3) обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке.)

Какие цели в этом вопросе преследовала Россия? (Для самой России восточный вопрос в первую очередь был связан с обеспечением безопасности ее южных границ и хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через черноморские порты.)

Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?

Заполните таблицу:

Критерий сравнения

Русско-иранская война

Русско-турецкая война

Кавказская война

Хронологические рамки

Причины войны

Страны участницы

Итоги войны

4) Кавказская война.

Дайте определение понятий: имам, газават, мюридизм.

4. Закрепление:

Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:

А) Чего добилась Россия на международной арене?

В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?

Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.

5. Домашнее задание:

Параграф

Открытый урок по теме:

« Экономика «Развитого социализма»

учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области

Варава Ирины Михайловны

Класс: 9-а 19.02.2014

Предмет: история

Цели урока:

Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР

Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.

Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

Тип урока: Проблемный

Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

На уроке формируются компетенции:

  • информационные,
  • учебно-познавательные,
  • коммуникативная,
  • ценностно-смысловая.

Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

Основные даты:

март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;

1979 г. - реформа хозяйственного механизма.

Термины:

*Товарный голод

*Экономический застой

*Дефицитная экономика

*Экстенсивное развитие

*Интенсивное развитие

Ход урока.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку;

Постановка целей и задач урока.

II. Проверка знаний

Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел

Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел

У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)

Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел

Фронтально с классом:

Вопросы:

  1. Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
  2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
  3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
  4. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
  5. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
  6. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

III. Изучение нового материала

  1. Аграрная реформа 1965г и ее итоги
  2. Содержание и итоги экономической реформы в промышленности.

3. Научно- технический прогресс.

4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

(Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)

Цель реформы:

1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;

2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

  • рост капиталовложений и незавершенного строительства;
  • массовое производство изделий, не находивших сбыта;
  • несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
  • нарастание бумаготворчества.

Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.

Сущность и основные направления реформы.

Работа с содержание реформ по вариантам:

Фронтальное подведение итогов по вариантам

2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:

« Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

1. Решение социальных проблем села.

2. Частичное использование экономических стимулов к труду:

а) повышение закупочных цен,

б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Проверка выполнения задания.

1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

Ход и итоги реформы в промышленности

При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.

В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

  • изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
  • введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
  • сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
  • разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
  • восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
  • сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.

(Проверка выполнения задания.)

Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %

Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

Научно-технический прогресс.

В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?

Укажите положительные тенденции в это время.

Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

Анализ социальной политики.

После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

В чем причины улучшения жизни?

Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

IV. Закрепление.

Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

Выполнение проблемного задания.

V. Домашнее задание: § 44.

VI. Подведение итогов урока.

План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие

Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ

Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма

Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %

Результаты сворачивания реформ %

Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным

Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Экономика развитого социализма »

А.А.Данилов. История России, 9 класс

    Цель урока: Усвоение учащимися знаний об экономики развития «развитого социализма» в СССР.

    Задачи:

образовательные:

показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х годов;

раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году;

определить причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

развивающие:

умение соотносить исторические знания с социальными реалиями их отражающими;

анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, диаграмма, таблица);

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и терминами и понятиями;

формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к истории своей страны;

формировать негативное отношение к директивному типу экономической системы как несоответствующей демократическому политическому режиму.

    Тип урока изучения нового материала

    Формы работы учащихся фронтальная , групповая

    Форма урока комбинированный

    Необходимое техническое оборудование:

компьютер, экран, проектор;
– презентация;
– рабочий лист
– словарь ключевых понятий и терминов
– экспресс-тест

академический школьный учебник «История. Россия в XX – начале XXI века» под редакцией А. А. Данилова (Москва, «Просвещение», 2011 год);

    Структура и ход урока:

Структура и ход урока

Слайд №1

Приветствуют учителя.

1 мин

I этап урока. Мотивация учащихся

Слайд № 2

Перед нами проблема: советская экономика 1965 – 1984 годов – расцвет? Кризис? Застой?

Слайды № 3, 4

Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо решить задачи, сформулированные в вашем рабочем листе и повторить основные понятия и термины.

Слайды № 5, 6

В ходе нашего исследования вы приобретете следующие знания о периодизации и содержании процессов в социально-экономической сфере страны.

Слайд № 2

Просмотр видеофрагментов («Полет Ю. А. Гагарина» и «А. Райкин. Миниатюры») и фотоматериалов.

Слайд № 3, 4

Знакомятся с задачами (Приложение 1) и словарем урока (Приложение 2)

Слайды № 5, 6

Ознакомление с рабочим листом (Приложение 1).

5 мин

II этап урока. Изучение нового материала

Слайд № 7

Ознакомьтесь с планом урока в вашем рабочем листе (Приложение 1)

Слайд № 7

План урока:

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.
2. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.
3. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в промышленности.
4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма.
5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере.
6. Результаты сворачивания реформ.

5 мин

Слайд № 8

Используя понятия и термины (Приложение 2), а также материал учебника (§ 45, с. 158), определите причины, вызвавшие необходимость проведения реформ. Самостоятельно сформулируйте меры по их преодолению.
Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение1).

Слайд № 8, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Причины:

1. Неэффективность административного диктата (директивная экономика).
2. Неэффективность внеэкономического стимулирования производства (убеждение, принуждение).
3. Экстенсивный путь развития экономики.
4. Превышение производства товаров группы А над товарами группы Б.

Меры:

1. Внедрение элементов рыночной экономики.
2.Экономические (материальные) стимулы к труду.
3. Интенсивный путь развития экономики.
4. Развитие пищевой, легкой промышленности.

3 мин

2. Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.

Слайд № 9

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 158-159) определите дату, направления и итоги реформы в сельском хозяйстве. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

Слайд № 9, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата: март 1965 год.

Направления:

1. Решение социальных проблем села;
2. Частичное использование экономических стимулов к труду.

Меры:

1. Повышение закупочных цен;
2. Установление на 6 лет твердого плана закупок;
3. Введение 50% надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов;
4. Увеличение капиталовложений;
5. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

Итоги:

1. Деятельность колхозов убыточна;
2. 1965-1988 – сокращение пашни на 22 млн. га;
3. Потери с/х продукции от 20% до 40%;
4. Импорт зерна и продуктов питания.

Причины:

1. Ставка власти на административные рычаги управления;
2. Отсутствие экономических стимулов к труду.

5 мин

3. Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

Слайд № 10

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 159-160) определите дату, направления и итоги реформы в промышленности. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 3).

Слайд № 10, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата : сентябрь 1965 год.

Направления:

1. Изменение условий планирования;
2. Усиление экономического стимулирования.

Меры:

1. Сокращение числа планируемых показателей;
2. Повышение качества продукции;
3. Предприятия распоряжаются частью дохода (треть фонда);
4. Управление через отраслевые министерства;
5. Введение местной инициативы.

Итоги:

1. Рост объема производства в 1,5 раза;
2. Построено 1900 крупных предприятий;
3. Коней 60-х – начало застоя.

Причины:

    Снижение количества трудоспособного населения;
    2. Истощение сырьевой базы;
    3. Удорожание добычи полезных ископаемых;
    4. Износ и моральное старение оборудования;
    5. Рост военных доходов;
    6. Директивная экономика.

5 мин

4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

Слайд № 11

На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 160) определите дату и меры реформирования хозяйственного механизма страны. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

Слайд № 11, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Дата: 1979 год.

Меры:

1. Совершенствование хозяйственного механизма (возврат к директивной экономике);
2. Повышение роли партийного руководства;
3. Моральные (внеэкономические стимулы к труду).

3 мин

5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ)

Слайды № 12,13

На основе анализа диаграмм сформулируйте основные выводы о результатах сворачивания экономических реформ в 1979 году. Результаты занесите в таблицу на рабочем листе (Приложение 1)

Слайды № 12,13, рабочий лист (Приложение 1)

(Возможные ответы учащихся)

Результаты сворачивания реформ:

1. Национальный доход – падение в 2 раза;
2. Промышленное производство – падение в 2 раза;
3. С/х производство – падение в 3 раза;
4. Производительность труда – падение в 2 раза;
5. Реальные доходы на душу населения – падение в 3 раза;
6. Понизились капиталовложения в жилищное строительство;
7. На треть сократилась доля экспорта машин и оборудования;
8. В 3 раза уменьшился прирост реальных доходов на душу населения;
9. Доля экспорта нефти и газа возросла в 3,5 раза.

3 мин

III этап урока. Закрепление полученных знаний

Слайд № 14

Сделайте вывод урока в соответствии с поставленной проблемой, вывод урока запишите в рабочий лист.

Пройдите экспресс-тест. (Приложение 3).

Слайд № 14

(Возможные ответы учащихся)

Вывод: период 70-х – первой половины 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой, характеризующийся развитием экономики по экстенсивному пути, усилением централизации управления, возвратам к количественным показателям. А не к качественным.

Учащиеся проходят тестирование.

Результаты тестирования.

10 мин

IV этап урока. Домашнее задание:

§ 44, вопросы и задания;

Задания по выбору:

1. Презентация по теме: «Благосостояние городских жителей в 1965 – 1984 гг.»
2. Эссе по теме: «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60 – 70 гг»
3. Сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей и материалов газет по изученной теме.

Записывают домашнее задание в дневники

1 мин

Приложения.

Приложение 1.

Рабочий лист учащегося 9-А класса

Ф.И. _________________________

Приложение 1

Тема урока: «Экономика развитого социализма»

Проблема: Советская экономика 1965 – 1984 гг. – Расцвет? Кризис? Застой?

Задачи:

1. Показать неизбежность изменения советской экономической системы в средине 60-х годов.

2. Раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году.

3. Раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономики и социальной сфере.

Основные знания: – аграрная реформа 1965 года;

– реформа 1965 года в промышленности;

– научно-техническая политика;

– социальная политика.

Основные понятия: – теневая экономика;

– товарный голод;

– социалистическое соревнование;

– стагнация;

– экономический застой;

– лимитчики;

– дефицитная экономика;

– стадиальное отставание;

– рыночная экономика;

– директивная экономика;

экстенсивное развитие;

– интенсивное развитие;

товары группы «А»;

– товары группы «Б».

Основные даты: – март 1965 года – реформа сельского хозяйства;

– октябрь 1965 года – реформа промышленности;

– 1979 год – реформа хозяйственного механизма

План:

1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.

5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

    Причины проведения экономической реформы 1965 года

1.

    Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве

Направления

Меры

Итоги

Причины

    Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

Направления

Меры

Итоги

Причины

    Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

Меры

    Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере

Итоги сворачивания «косыгинской реформы» (анализ диаграмм)

    Национальный доход –

    Промышленное производство –

    Сельскохозяйственное производство –

    Производительность труда –

    Реальные доходы на душу населения –

    Капиталовложения на жилищное строительство –

    Доля экспорта машин и оборудования –

    Прирост доходов на душу населения –

Выводы урока:

Приложение 2.

Основные понятия и термины

Дефицитная экономика – это экономическая система, при которой невозможно добиться устранения дефицита товара и услуг.

Интенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается с помощью технического прогресса.

Интенсификация труда – это повышение увеличения напряжённости труда.

Инфляция – падение покупательской способности денег, их обесценивание, связанное с избытком денежной массы и недостатка потребительских товаров.

Кризис – перелом, тяжёлое переходное состояние.

Модернизация – становление и развитие индустриального общества, его способность к самоподдерживающейся изменяемости.

Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего народного хозяйства той или иной страны.

Либерализация цен – это отказ от государственного регулирования цен.

Совет министров – высший исполнительный и законодательный орган власти.

Реформа – прогрессивное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ социально-экономических и политических структур.

Средства производства – совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства.

Стабильность – прочность, устойчивость, постоянность.

Стагнация – застой в производстве и торговле.

Стадиальное отставание – сохранение тех или иных стран на прежней стадии развития в аграрном, индустриальном обществе, в условиях перехода других государств и народов с следующими стадиями общественного процесса.

Теневая экономика – система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально.

Хозрасчёт – метод планового хозяйствования, основанный на измерении в денежной форме затрат.

Холодная война – этап развития отношений Восток-Запад (1945-1991), характеризующийся конфронтацией и повышенной враждебностью, недоверием друг к другу.

Экстенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных и материальных ресурсов, а не за счёт технического прогресса.

Директивная экономика – тип экономической системы, при которой производители лишены самостоятельности.

Рыночная экономика – тип экономической системы, при которой производитель сам решает что производить, сколько производить и для кого производить.

Товары группы А – производство средств производства (тяжёлая промышленность).

Товары группы Б – создаётся при помощи товаров группы А (лёгкая промышленность).

Приложение 3.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМСнижение эффективности советской
экономики;
Сокращение темпов экономического
развития;
Снижение производительности труда:
- отсутствовала заинтересованность
предприятий в результатах своей
экономической деятельности;
- методы управления экономикой устарели.

1966-1970гг. – Восьмая пятилетка («золотая»)– наилучшие показатели развития страны в Советский период

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1965Г.–
«КОСЫГИНСКИЕ РЕФОРМЫ»
Возврат к
отраслевой
системе
управления
промышленностью.
Внедрение
элементов
хозрасчета в
деятельность
предприятий при
сохранении
административнокомандной
системы.

Из воспоминаний ф.м.бурлацкого

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Ф.М.БУРЛАЦКОГО
… В аппарате пересказывали слова Брежнева
по поводу доклада Косыгина на сентябрьском
пленуме 1965г.: «Ну что он придумал? Реформа,
реформа…Кому это надо, да и кто это поймет?
Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не
в таком ли отношении к экономической
реформе была главная причина, почему она не
состоялась?
Что бы вы ответили на этот вопрос одного из
работников ЦК КПСС?

Аграрная реформа

АГРАРНАЯ РЕФОРМА
Повышение закупочных цен на продукцию
совхозов и колхозов;
Отмена ограничений в отношении личных
подсобных хозяйств;
Введение гарантированной оплаты труда
колхозников вместо трудодней;
Укрепление материально-технической базы
сельского хозяйства;
Уменьшение плана обязательных поставок
зерна.

Аграрная реформа.

АГРАРНАЯ РЕФОРМА.
Однако, сохраняется ведущая роль
Министерства с/х по
планированию и руководству
аграрным сектором.
Огромные средства тратились
крайне неэффективно. Часть
расходовалась на строительство
гигантских комплексов, часть –
непродуманную мелиорацию и
химизацию почвы.

Итоги:

ИТОГИ:
Введение
стабильных денежных окладов
колхозников
Убыточная деятельность колхозов и
совхозов
Сокращение пашни на 25 млн.га
Страна, обладавшая богатейшими залежами
чернозёмных земель, стала самым крупным
импортёром зерна и продуктов питания.

Реформа промышленности

РЕФОРМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Переход от территориального принципа
управления к отраслевому: ликвидация
совнархозов и восстановление министерств;
Совершенствование планирования и
повышение самостоятельности предприятий
(внедрение элементов хозрасчета);
Усиление экономического стимулирования
коллективов (фонды стимулирования) и
повышение материальной
заинтересованности работников.

Реформы в промышленности

РЕФОРМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
За годы восьмой пятилетки
объём промышленности
вырос в 1,5 раза. Было
построено около 1900
крупных предприятий, в
том числе и ВАЗ в
Тольятти.

Поработаем с диаграммой на стр. 288. Какие особенности экономического развития страны в 1965 – 1985 гг. она позволила

ПОРАБОТАЕМ С ДИАГРАММОЙ НА СТР.
288.
КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В 1965 – 1985 ГГ.
ОНА ПОЗВОЛИЛА УСТАНОВИТЬ?

Причины неудач реформы

ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ РЕФОРМЫ
Реформа не затронула основ экономического
базиса советской системы;
отсутствие поддержки со стороны партийного
руководства;
Износ и моральное старение оборудования;
Рост военных расходов и т.д.

Новые проблемы

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Заводы-гиганты монополизировали отрасли
производства – что привело к отсутствию
выбора, к низкому качеству продукции
Товарный дефицит
Нарастание импорта товаров

Научно-технический прогресс

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Развитие оборонной
промышленности;
Активное освоение
космоса:
космический корабль
«Союз»,
орбитальная станция
«Салют»,

«Луна -9» в 1966г.
впервые совершила
мягкую посадку
на поверхность Луны,
«Луна-16»
доставила на
Землю образцы
лунного грунта,
«Луноход-1»
совершил поход
по лунной
поверхности.

В 1975 г.
состоялся полет
по программе
«Союз-Аполлон».
В 1975г. началась
эксплуатация
сверхзвукового
пассажирского
самолета ТУ-144,

В 1976г. появился
1-й советский
«аэробус» - Ил-86.
В 1975 г. начался
выпуск карьерных
самосвалов
БЕЛАЗ-110.

Социальная политика

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Сокращение финансирования социальной
сферы;
Неблагоприятная демографическая
ситуация: отток молодежи из села;
Рост негативных явлений в социальной
сфере (пьянство, взяточничество, коррупция)
Социальная дифференциация общества
(привилегированное положение партийногосударственной номенклатуры в отличие от
основной массы населения.

Какие выводы позволяет сделать анализ диаграммы?

ДОЛЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ
ДОХОДЕ В 1985 Г., В %.
80
70
60
50
40
30
20
10
0
СССР
США
Швеция, Швейцария
КАКИЕ ВЫВОДЫ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ
ДИАГРАММЫ?

ВЫВОД

Несмотря на не очень удачные реформы,
положение основной части населения улучшилось:
уменьшилось количество людей, проживающих
в коммуналках;
в обыденную жизнь входили холодильники,
телевизоры, стиральные машины;
несколько выросла заработная плата.
Однако удержать статус великой державы
становилось возможным лишь за счет
сокращения социальных программ и
жесткой эксплуатации природной среды.

Закрепление и повторение

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ
А1. Что предполагала экономическая реформа второй
половины 1960-х гг.?
1) разрешение свободного обмена иностранной валюты
2) полную отмену директивного планирования
3) замену министерств совнархозами
4) введение принципов хозрасчета
А2. Что стало причиной неудачи аграрной реформы
1965 г.?
1) неблагоприятная погодная обстановка
2) использование административных рычагов управления
3) развитие рыночных механизмов
4) разрушение колхозов

Закрепление и повторение

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ
А3. В ходе проведения реформы в промышленности
в 1965 г.:
1) было сокращено число планируемых сверху
показателей
2) было разрешено свободное предпринимательство
3) были закрыты предприятия-гиганты
4) был сокращен управленческий аппарат
А4. Что было главным стержнем развития
советской экономики в 1970-1980-е гг.?
1) микроэлектроника
2) сфера услуг
3) легкая промышленность
4) военно-промышленный комплекс

Закрепление и повторение

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ
В1. Как называется ведение хозяйства
предприятия на основе самоокупаемости,
самофинансирования и самоуправления?
Домашнее задание: § 44
задание 2,стр. 304

Хозяйственный расчет (хозрасчет) -

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ (ХОЗРАСЧЕТ) -
метод хозяйствования,
основанный на соизмерении
затрат и результатов
хозяйственной деятельности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Консервация политического режима»

Цели урока: Дать характеристику политического режима 60-80 – х гг. ; Познакомиться с личностью Брежнева; Развивать умение работать с учебником, анализировать. обобщать, делать выводы

Проверяем домашнее задание: Задание: « Верно или неверно»: если вы согласны с высказыванием полностью – « в», если нет – «н». (в каждом ряду по 4 вопроса, всего 5 рядов)

Первое после сталинское десятилетие ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись деятели литературы. «Верно или неверно»

3. С 1957 года встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства стали регулярными. 4. В 1958 г. были пересмотрены отношения государства к творчеству Шостаковича, Хачатуряна и др. «Верно или неверно»

5. Политика « оттепели» имела вполне определённые границы. 6. Б Пастернак получил Нобелевскую премию за роман « Доктор Живаго». «Верно или неверно»

7. На полку был положен фильм « Летят журавли» . 8. Первый искусственный спутник земли был запущен в 1960 году. «Верно или неверно»

9. Были возобновлены работы в области генетики. 10. Молотов предлагал сохранить жёсткое противостояние двух систем. «Верно или неверно»

11. В 1953 году между СССР и США был достигнут компромисс. 12. В 1955 году СССР объявил об окончании состояния войны с Германией. «Верно или неверно»

13. Запад и СССР находились в доверительных взаимоотношениях. 14. В 1959 году СССР завершил испытания первой в мире континентальной баллистической ракеты. «Верно или неверно»

15. В 1961 году Н. Хрущёв и Д. Кеннеди сумели прийти к согласию. 16. Венгерский кризис подтолкнул советское государство к « закручиванию» гаек. «Верно или неверно»

17. После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток – Запад. 18. В 1955 году нормализованы северо – югославские отношения. «Верно или неверно»

19. Критика сталинизма была болезненно встречена в большинстве государств. 20. Мораторий – это временный запрет на проведение чего – либо. «Верно или неверно»

В В В В В Н Н Н В В В В Н Н Н В В В В В Проверьте:

менее 8 – «2» от 8 до 13 – «3» от 14 до 18 – «4» 19 – 20 - «5» Поставьте себе оценку:

Изучаем новый материал: План: Брежнев. Его политика. Основные черты политического режима. Конституция 1977 года.

Задание на урок: Подтвердите примерами, что в период правления Л.Брежнева во всех отраслях жизни общества наблюдался застой?

1964 год – смешение Хрущёва Н.С. и назначение Брежнева Л.И. Со смещением Н.С. Хрущёва и приходом к власти Л.И. Брежнева для партийно – государственного аппарата наступил « золотой век»

В качестве главного лозунга были выдвинуты идея « стабильности кадров», что вело к коррупции, разрыву между словом и делом. Главный критерий при назначении на должность – личная лояльность чиновника.

Возвращение к привычным методам управления; Упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства; Увеличение числа государственных чиновников; Средний возраст высшего руководства перешагнул за 70 лет. При Брежневе:

Точка зрения на руководство Брежнева: « В отличие от Сталина и Хрущёва, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А.Бовин)

Точка зрения на руководство Брежнева: « Если же иметь в виду человеческие качества, то…Брежнев был, о общем. Неплохим человеком, общительным. Устойчивым в своих привязанностях. Хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино 2про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни» (А. Бовин)

Первый секретарь ЦК КПСС в 1964 -1966 годах, с 1966 по 1982 год - Генеральный секретарь ЦК КПСС. Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960 - 1964 и 1977 -1982 годах. Маршал Советского Союза (1976). Герой Социалистического Труда (1961) и четырежды Герой Советского Союза. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973)

Ответьте на вопрос: Какой политический портрет вы нарисовали, анализируя высказывания о Брежневе?

Был узаконен контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Делегаты XX съезда проголосовали за отмену принципа регулярного обновления партийной номенклатуры. В Уставе КПСС было закреплено право контроля деятельности администрации в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения. Политика Л.И. Брежнева.

Важнейшие вопросы для страны по-прежнему решались узким кругом лиц. Гнушалась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной» линией. Свёртывалась любая критика.

По личному распоряжению Леонида Ильича во время его выступлений зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. Для таких случаев во дворце съездов рассаживалась специальная группа скандирующих.

Для материального обеспечения государственного аппарата была усовершенствована система льгот и привилегий. Бесконтрольность вела к разложению части партийно – государственного аппарат. Подарок Брежневу

В художественных произведениях, кинофильмах, периодической печати Сталин представал скромным, мудрым, пекущимся о благе своего народа.

Поработаем по учебнику: Стр. 295 - 296

Положения Конституции: В преамбуле говорилось, что СССР построено развитое социалистическое общество, характеризовались его основные черты В 6 ст. было официально закреплено особое руководящее положение КПСС Добавились новые права и свободы граждан (на труд, бесплатное образование, медицинская помощь, пенсионное обеспечение) Но на самом деле эти права нарушались, либо так и остались на бумаге.

Подведём итог урока: Ответьте на вопросы на странице 298.

Домашнее задание: Параграф 43, вопросы, записи, задание в тетради.