План счетов бюджетных организаций включает разделов. Учет в бюджетных организациях. План счетов

Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2-3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…» .

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190-209 (приказ № 183н), пп. 161-180 (приказ № 174н), пп. 131-150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18-26 все однозначно, значения для разрядов 19-26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1-9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1-17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

подгруппа

Прил. 9 к указаниям № 65н

Прил. 2 к указаниям № 65н

Прил. 10.1 к указаниям № 65н

Прил. 3 к указаниям № 65н

Чтобы определить знаки 1-17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

Соответствующий номер разряда КБК

На месте разрядов 5-14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1-17 переносятся разряды 4-20 КБК (либо разряды 1-17 КБК переносятся на место разрядов 1-17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

В 2019 году Инструкции 157н и 162н применяются в новых редакциях. Мы рассказываем, какие поправки внесены в соответствующие приказы Минфина, изменилась ли структура плана счетов и где можно посмотреть корректные бухгалтерские проводки.

Скачайте образец рабочего плана счетов в нашей статье, составленного с учетом последних изменений в законодательстве.

Последние изменения в Плане счетов бюджетного учета в 2019 году

Внесли изменения в Инструкцию 157н с Единым планом счетов, смотрите Далее Минфин приказом от 28.12.2018 года 297н внес поправки в Инструкцию 162н для казенных учреждений.

В плане счетов бюджетного учета для казенных учреждений добавлены новые счета по расчетам:

  • 205 12 – с плательщиками государственных пошлин, сборов;
  • 205 13 – с плательщиками таможенных платежей;
  • 205 14 – с плательщиками по обязательным страховым взносам;
  • 205 2к – по доходам от концессионной платы;
  • 206 80 – по безвозмездным авансовым перечислениям организациям капитального характера;
  • 208 33 – с подотчетными лицами по приобретению непроизведенных активов.

Введен счет расчета по доходам бюджета от возврата выделенных на выполнение госзаданий субсидий: 205 36. Увеличение и уменьшение дебиторской задолженности по этому счету отражается по КОСГУ 562 и 662, потому что возврат возможен только от бюджетных и автономных учреждений.

В связи с детализацией КОСГУ изменены все счета расчетов с подотчетными лицами. Увеличение задолженности отражается по статье 567, уменьшение – по статье 667, потому что расчеты производятся с физлицами.

В новой редакции 162н добавлены три счета для учета прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме:

  • 206 14 – расчеты по авансам;
  • 208 14 – расчеты с подотчетными лицами;
  • 302 14 – расчеты по выплатам.

Аналогично в план включены счета для учета социальных компенсаций в натуральном виде:

  • 206 67;
  • 302 67.

В названиях счетов 206 12, 208 12, 302 12 и 206 66, 302 66 в обновленной Инструкции указано, что они применяются только для расчетов в денежной форме. В названиях счетов 206 24 и 302 24 отмечено, что они не используются при расчетах за аренду земельных участков и других природных объектов. Это связано с тем, что для указанных расчетов ранее введены счета 206 29 и 302 29.

В новой редакции указаны счета:

  • 401 10 100 – доходы экономического субъекта;
  • 401 20 200 – расходы экономического субъекта.

Исключены ранее действующие 401 10 120, 401 10 130 и так далее, а также 401 20 211, 401 20 212, 401 20 213 и прочие. В рабочих планах детализацию учреждениям следует выполнить самостоятельно в соответствии с 209н . В 162н счета, являющиеся групповыми, для которых возможно добавление статьи и подстатьи КОСГУ, помечены сноской <1>.

Скачайте шпаргалку с последними изменениями в КОСГУ:

Обратите внимание! Важно использовать правильные коды КОСГУ во избежание ошибок в учете и отчетности.

Образец плана счетов бюджетного учета казенного учреждения 2019

Рабочий план счетов бюджетного учета обязательно включают в состав учетной политики учреждения. В нем указывают счета, которые применяет в учете учреждения, в том числе которые ввели самостоятельно.

Рабочий план счетов составляйте на основе Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденных Минфином России для конкретного типа учреждения. Одновременно рабочий план должен учитывать специфику деятельности учреждения.

Структура Плана счетов бюджетного учета

План счетов бюджетного учета на 2019 год с пояснениями состоит из шести разделов. Первые пять содержат счета учета:

  1. Нефинансовых активов – ОС, МЗ, НМА, НПА, вложений в НФА, амортизации, затрат на изготовление, обесценения и прав пользования.
  2. Финансовых активов – денежных средств в кассе и в банках, финансовых вложений, всех видов ценных бумаг, доходов от различных источников, авансов выданных, расчетов с подотчетными лицами, по ущербу и недостачам, с прочими дебиторами.
  3. Обязательств – расчетов по выплатам персоналу, начислениям на оплату труда, пособиям ФСС, налогам, взносам, долгам, кредитам, с контрагентами за товары, работы и услуги, внутриведомственным передачам, по выплатам из бюджета.
  4. Финансового результата – доходов и расходов текущего, прошлых и будущих периодов.
  5. Санкционирования расходов – сметных назначений, принятых бюджетных обязательств и денежных обязательств, полученных ЛБО и бюджетных ассигнований.

Шестой раздел посвящен порядку учета операций по централизованному снабжению.

Проводки бюджетного учета

До мая 2018 года план счетов бюджетного учета публиковался с пояснениями и проводками. В Инструкцию 162н было включено приложение «Корреспонденция счетов бюджетного учета», содержащее корректные бухгалтерские записи по операциям с бюджетными средствами. В редакции от 08.05.2018 года приложение было упразднено.

В настоящее время для формирования и проверки проводок следует руководствоваться инструкцией по применению плана счетов. В ней указано, какие счета используются в дебете и в кредите при отражении в учете фактов хозяйственной жизни.

Также вы можете использовать примеры проводок в Системе Госфинансы. Они актуализируются под изменения в законах и инструкциях по учету.

Независимо от целей ведения деятельности все организации в России обязаны вести бухгалтерский учет (исключение - индивидуальные предприниматели). Существует определенная специфика для каждого экономического субъекта. Например, для коммерческих предприятий, кредитных учреждений и некоммерческих предприятий разработаны собственные обособленные планы счетов.

Бюджетные учреждения - основные понятия и функции

На территории Российской Федерации для развития социально-культурной сферы жизни общества и решения наиболее остро стоящих вопросов в других сферах создаются некоммерческие предприятия, которые делятся на следующие категории:

  • Унитарные (план счетов по приказу 162н);
  • Бюджетные (приказ 174н);
  • Автономные (приказ 183н)

Согласно действующему законодательству под бюджетным учреждением в России понимается некоммерческое объединение, создаваемое Российской Федерацией, ее субъектами или муниципальными образованиями. Основное назначение данных учреждений - выполнение работ, оказание услуг в наиболее важных для населения сферах - образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения и т. д. Их функционирование полностью или частично финансируется государством.

Все функционирование бюджетных организаций осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а также Федеральном законом «О некоммерческих организациях».

Замечание! Деятельность некоммерческих организаций, помимо этого, осуществляется на основе ГК РФ.

Ведение бухгалтерского учета бюджетными предприятиями, план счетов

Для отображения финансово — хозяйственной деятельности при осуществлении бухгалтерского учета бюджетные предприятия руководствуются законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Согласно ему сохраняется главный элемент — принцип двойной записи (отображение на взаимосвязанных счетах всех операций с имеющимися активами, источниками финансирования и финансовых результатов деятельности).

Совет! В бухгалтерии должны быть отражены все сведения о финансах организации - как бюджетные доходы, получаемые из фондов, так и от осуществляемой дополнительной предпринимательской деятельности.

Особенности учета в бюджетной сфере:

  • контроль над исполнением заранее составленной сметы расходов;
  • организация всего учета должна происходить в соответствии со статьями классификации бюджетов;
  • работа в строгом соответствии с нормативными документами;
  • специфичность в зависимости от отрасли.

Для анализа фактов функционирования предприятия и для упорядочивания деятельности бюджетных и муниципальных организаций Приказом Минфина был утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий в управлении государственными внебюджетными фондами. Кроме того, была разработана инструкция по его применению (Приказ № 157н от 01.12.2010), которая в 2016 году претерпела значительные изменения. Этот Приказ можно скачать в конце статьи с внесенными изменениями, вступившими в силу в 2016 году.

Единый План счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций в общем виде состоит из пяти основных разделов, операции в которых группируются по своему экономическому содержанию для составления достоверной и точной финансовой отчетности и отражения показателей, которые учитываются при формировании государственного задания:

  1. Нефинансовые активы . Здесь содержатся основные данные об имеющихся активах организации: основные средства и НМА, условия начисления амортизации имущества, материалы, готовая продукция и капитальные вложения.
  2. Финансовые активы . Сосредоточена информация об имеющихся денежных средствах предприятия и его финансовых вложениях в акции других организаций, приобретениях ценных бумаг и открытии вкладов.
  3. Обязательства . Отражена вся информация об имеющейся кредиторской задолженности.
  4. Финансовый результат . Отражена эффективность деятельности организации. Учитывается не только разница между доходами и расходами текущего года, но и информация о финансовых результатах предыдущих лет, доходах будущих периодов.
  5. Санкционирование расходов . Указаны пределы получаемых и передаваемых бюджетных обязательств, в рамках которых осуществляется деятельность. Информацию по данным операциям учитывают распорядители денежных средств и казначейство.

Замечание! Все ценности, не принадлежащие данному некоммерческому учреждению, но находящиеся у него, должны быть учтены на забалансовых счетах.

При разработке рабочего плана счетов бюджетное учреждение имеет право на ввод дополнительной аналитики в целях формирования расширенной информации о текущем финансовом состоянии организации, которая, в свою очередь, необходима внешним и внутренним заинтересованным в бухгалтерской отчетности лицам.

Замечание! Ввод дополнительный аналитических кодов счетов следует производить на основании Инструкции к Единому Плану счетов.

Изменения в 2017 г.

С 2015 года были произведены коррективы в правила формирования экономически важных показателей (Приказ 124н). Существенные изменения вступили в силу с 2016 года.

  1. Изменения формирования учетной политики и учета объектов. С 2016 года определен перевод стоимости объектов, выраженный в иностранной валюте, в рублевый эквивалент (официальный курс ЦБ РФ или котировки на валютных рынках).
  2. Внесение корректировок с 2016 года в коды аналитического учета для отражения получаемой информации о деятельности. В бухгалтерском учете бюджетных предприятий используются 26 разрядные счета, разряды которого можно представить в виде следующей таблицы. Общую структуру счетов бюджетных учреждений можно скачать в конце статьи.

18-23 номера счетов Плана счетов - Код счета бухгалтерского учета

24-26 разряды - КОСГУ (с 2016 не применяются для составления и исполнения бюджетов, но необходимы при формировании отчетностей).

Заключение

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений - это сложная иерархическая система, позволяющая сгруппировать и проанализировать все активы и обязательства любого предприятия. Он представляет собой таблицу синтетических счетов, сформированную по определенным признакам. Для обеспечения функционирования бюджетных предприятий в соответствии с их целями утвержден свой Единый план счетов, на его основании разрабатываются рабочие планы в зависимости от вида деятельности некоммерческих учреждений.

Рабочий план отражения операций по функционированию бюджетных предприятий, требования к содержанию аналитического учета, которые утверждаются при формировании учетной политики некоммерческих предприятий, должны применяться постоянно и непрерывно. Это переменные величины, подлежащие изменению для обеспечения сопоставления данных бухгалтерских результатов и составленной отчетности с показателями текущего и очередного финансового года.

Аналитический учет бюджетными предприятиями разрабатывается самостоятельно с учетом их потребностей для более качественной оценки деятельности.

Настоящий порядок ведения учёта в разных организациях регламентирует не один государственный акт. Чтобы понять, как применять эти требования, стоит выучить особенности плана для счётов в бухгалтерской работе разных предприятий.

План счетов бухгалтерского учета 2016, что такое и что включает в себя?

Поскольку в 2000 году Минфин РФ установил основной алгоритм, по которому нужно приводить суммы, тема « » актуальна сегодня.

Каждому нужно обратить внимание на полный текст этого приказа, все разделы и их содержание. Перечень таблиц и положений включает в себя единый порядок для написания отчетности. Это также структура, формирование которой делает каждое учреждение. Каждая таблица здесь будет содержать код или показатель, который требует бухучет. Использование типовой формы с пояснениями предусматривает применение в Ворде или в другой программе.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Бюджетный учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органам гос. власти, органам управления гос. внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, судом или бюджетными учреждениями; об операциях проводящих к изменению указанных активов или обязательств.

Задачи бюджетного учета:

Формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а т. ж. о финансовых результатах их деятельности;

Формировать полную и достоверную информацию об исполнении всех бюджетов бюджетной системы;

Обеспечение контроля за соответствием законодательства РФ осуществляемых в ходе исполнения бюджета, а т. ж. контроля за состоянием активов и выполнения обязательств учреждений;

Обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств, а т. ж. отчета по испол -

нению бюджета.

Нормативное регулирование:

    Бюджетный кодекс (закон о бух.учете ФЗ№115 ФЗ от15.08.96г. «О бюджетной классификации).

    Инструкция по бюджетному учету, утверждена по приказу МИНФИНа 10.02.2006г. №25Н.

    Нормативно-правовые акты издаваемые органами организующими исполнение ФБ, буджета гос. внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных по вопросам бюджетного учета.

    Формируется нормативно-правовые акты издаваемые с учетом отраслевых особенностей главными распорядителями средств соответствующего бюджета.

    Локально-правовые документы бюдж. учреждений.

Субъекты бюджетного учета:

    Органы организующие исполнение бюджета (финн.органы).

    Органы осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов (УФК).

    Главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств (бюдж. средства- являются органы гос.власти, органы управления гос. внебюдж. фондом, орган местной администрации находящийся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюдж. средств в бюдж. учреждения имеющие право на принятие и исполнение бюдж. обязательств за счет средств соответствующего бюдж. в соответствии с бюдж. росписью.

Объекты бюджетного учета:

    Нефинансовые активы.

    Финансовые активы.

    Обязательства.

    Финансовый результат.

    Санкционирование расходов бюджета.

    Порядок исполнения бюджета учреждениями, казначейская система исполнения бюджета.

Основные этапы исполнения бюджета:

    Составление и утверждение бюдж. росписи (- это свод бюдж. обязательств признанных органом исполняющим бюджет, обязанность совершения расходов бюдж. средств в течение определенного срока, возникающего в соответствии с законом о бюдж.).

    Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных асигнованиях до распорядителей и получателей бюдж. средств, а т. ж. утверждение смет доходов и расходов.

    Утверждение и доведение о лимитах бюдж. обязательств до распорядителей и получателей бюдж. средств.

    Принятие денежных обязательств получателями бюдж. средств.

    Подтверждение и выверка исполнении бюдж. денежных обязательств.

    Представление бюдж. отчетности.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюдж., привлечения и погашения источников финн. дефицита бюджета и осуществле-ние всех расходов с единого счета. Кассовое обслуживание исполнения бюдж. осуществляет федер. казначейство, которое открывает счет в ЦБ РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осущ. федер. казн. через указание счета и отража-ются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов.

    Учетная политика бюджетной организации.

Статья 5 ФЗ «О бух. учете» обязывает организации самостоятельно формировать учетную политику исходя из своей структуры отрасли и др. особенностей деятельности.

Порядок (разделы) учетной политики:

    Организация бух. службы.

    Порядок и сроки проведения в дни финансовых активов.

    Рабочий план счетов, корреспонденции счетов.

    Документооборота граф.

    Технология обработки учетной информации.

    Форма первичных учетных документов.

    Формы учетных регистров.

    Структура инвентарного номера.

    Учет расчета с подотчетными лицами.

    Перечень лиц имеющих право подписи первичных учетных документов.

Учетная политика для целей налогообложения. Бюджетные учреждения формируют на общих основаниях в соответствии с НК, а именно по НДС 167 п.12 НК и по налогу на прибыль ст. 312 НК, т. к. отсутствуют документы регламентирующие организацию и состав калькуляции учреждения составляет смету доходов и расходов по предпринимательской деятельности не содержащей информации о себестоимости, поэтому в учетной политике необходимо отразить порядок определения себестоимости. Если бюдж. учреждение выпускает несколько видов продукции или оказывает различные услуги, выполняют работу, т. ж. необходимо определять порядок распределения накладных расходов. определяются учетные моменты связанные с отраслевой спецификой деятельности.

4. Структура бюджетных счетов.

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным настоящей Инструкцией № 25Н.

1-17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (приложение N 4);

18 разряд - код вида деятельности:

бюджетная деятельность - 1;

приносящая доход деятельность - 2;

деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении, - 3;

19-21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22-23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24-26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления (приложение N 5).

Разряды 18-23 образуют Код счета бюджетного учета.

Кроме того, при отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

При завершении отчетного финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета следующего финансового года не переходят.

5.План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Планом счетов называют систематизированный по установленным принципам перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета.

Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.

Плана счетов бухгалтерского учета состоит из пяти разделов:

Раздел 1. Нефинансовые активы

Раздел 2. Финансовые активы

Раздел 3. Обязательства

Раздел 4. Финансовый результат

Раздел 5. Санкционирование расходов бюджетов

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности - 0, бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд - код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.