Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура. Налоговая система российской федерации

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Они заключаются в следующем27 [ Тедеев, А.А. Парыгина, В.А. Налоговое право / А.А. Тедеев В.А. Парыгина, М: Юрайт, 2012]:

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов.

Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система -- основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины -- но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, -- то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права28.[ Тедеев, А.А. Парыгина, В.А. Налоговое право / А.А. Тедеев В.А. Парыгина, М: Юрайт, 2012]

Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Система налогового права, впрочем, как и любого другого, -- это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

К Общей части налогового права относятся29 [ Игнатущенко, Н.А. Новикова, Н.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.А. Игнатущенко Н.М. Новикова, МГОУ, 2011]:

Нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации;

Принципы формирования налогового законодательства;

Правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;

Основные черты правового положения участников налоговых отношений.

Особенная часть содержит30[ Тедеев, А.А. Парыгина, В.А. Налоговое право / А.А. Тедеев В.А. Парыгина, М: Юрайт, 2012]:

Нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;

Круг плательщиков по каждому налогу;

Объекты налогообложения;

Налоговую базу;

Порядок исчисления и уплаты.

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов.

Итак, налоговая система - совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты налогов и контроля за ними.

Налоговая система РФ включает три уровня: федеральный, региональный и местный. К федеральному уровню относятся следующие виды налогов:

Налог на добавленную стоимость;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

Местные налоги включают в себя:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами31.[ Игнатущенко, Н.А. Новикова, Н.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.А. Игнатущенко Н.М. Новикова, МГОУ, 2011]

Низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения РФ и вызванной этим недостаточной налоговой базой.

В структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения.

Существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.

Рисунок 2. Классификация налогов РФ по принадлежности к уровню власти

Особенности современной налоговой системы России32.[ Филина, Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Ф.Н. Филина, ГроссМедиа; РОСБУХ, 2011]

Структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц и высокой долей налога на прибыль предприятий. Поэтому груз налогового давления между различными плательщиками распределен неравномерно;

Чрезмерное преобладание в российской налоговой системе фискальной направленности. Это проявляется в достаточно высоких ставках по некоторым налогам;

Остра проблема собираемости налогов. Сегодня в российской экономической практике введен специальный показатель «собираемость налогов», которого нет ни в одной развитой стране. В настоящее время он составляет около 74%, а это означает, что налогоплательщики вносят в государственную казну на ј меньше налогов, чем они сами обязались внести;

Регулирующая функция налогов ограничивается в основном стимулированием инвестиций;

Слабо проявляется социально-справедливое перераспределение доходов юридических и особенно физических лиц;

Сложившаяся система налогообложения в России не стимулирует развития реального сектора экономики, а приводит к отвлечению средств в сферу потребления и услуг.

Все это приводит к большему налоговому гнету, к усилению репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.

Итак, в состав налоговой системы входят:

Виды налогов, установленные на территории государства,

Субъекты налога (налогоплательщики),

Законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения,

Органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.


Рисунок 3. Структура налоговой системы РФ

В целом можно подвести итог, что налоговая система - это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система - это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства.

Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

Основные элементы налоговой системы

Инструментом фискальной политики являются налоги.

Налог – это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенными законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему .

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента самостоятельного распределения доходов. Налогам свойственны две основные функции:

1) фискальная функция;

2) экономическая или регулирующая функция:

а) перераспределительная функция;

б) стимулирующая функция;

в) учетная функция;

г) контрольная функция.

1) Фискальная функция предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Фискальная функция налогов является главной, основополагающей, так как именно она формирует основную часть бюджетов всех уровней.

Фискальная функция фактически доминировала до начала 1930-х гг. Однако по мере развития системы налогообложения и изменения социально-экономических процессов роль фискальной функции уменьшилась и на определенном этапе развития экономики стала проявляться регулирующая функция.

2) Экономическая или регулирующая функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т. е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Экономическая функция раскрывается более подробно в своих подфункциях:

а) Перераспределительная подфункция проявляет себя через перераспределение доходов между бюджетами различных уровней.

б) Стимулирующая подфункция преследует цель смягчать цикличность развития производства и обеспечивает равномерность и поступательность движения общества. Она проявляется через налоговую политику, размеры и ставки налогов, систему льгот и скидок.

в) Учетная подфункция вытекает из того, что налоги - это часть на­ционального дохода и что государство заинтересовано в строгом учете налоговых доходов и облагаемой базы.

г) Контрольная подфункция тесно связана с учетной и дополняет ее. Она характеризует количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в денежных средствах

К элементам налогов относятся:

1) субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

2) носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

3) объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог;

4) ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Различают следующие виды ставок налога:

а) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода;

б) пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

в) прогрессивные ставки предполагают возрастание ставки по мере роста дохода;

г) регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1) По способу платежа

а) прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица (налог на прибыль предприятий, подоходный налог).

б) косвенные налоги – взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Например, акцизы на табачные и алкогольные изделия уплачивается производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).

2) По использованию налоги подразделяются на следующие виды:

а) общие налоги – поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий;

б) специальные (целевые) налоги – имеют строго определенное назначение. Например, налог на реализацию горюче-смазочных материалов поступает в дорожный фонд, который используется для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3) В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог различают следующие виды налогов:

а) федеральные налоги поступают в федеральный бюджет и устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

Налог на прибыль (доход) организаций;

Налог на доходы от капитала;

Подоходный налог с физических лиц;

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

Государственная пошлина;

Таможенная пошлина и таможенные сборы;

Налог на пользование недрами;

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

Сбор за право пользоваться объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Лесной налог;

Водный налог;

Экологический налог;

Федеральные лицензионные сборы.

б) региональные налоги поступают в бюджет субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

Транспортный налог;

Налог на имущество организаций (предприятий);

Налог на игорный бизнес.

в) местные налоги формируют бюджет местных органов власти. К ним относятся:

Налог на землю;

Налог на стройку объектов производственного назначения в курортной зоне;

Налог на перепродажу каров, вычислительной техники и персональных компьютеров;

Местные регистрационные и лицензионные сборы, которые включают:

Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей. К иным сборам относятся:

Целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и остальные цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за роль в бегах на ипподромах, сбор на выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, сделанных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку местности населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).

На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность. Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:

Налог на имущество физических лиц;

Земельный налог;

В современных условиях выработаны следующие принципы налогообложения, сформулированные шотландским экономистом А. Смитом:

1) Принцип выгоды .

Разные люди должны облагаться налогом в той степени, в какой они используют программы, финансируемые за счет налогов.

2) Принцип платежеспособности .

Размер налога должен соотноситься с величиной дохода и богатства налогоплательщика, т.е. налогообложение должно способствовать справедливому распределению доходов;

3) Однократность взимания налога.

С одной налогооблагаемой базы взимается один вид налогов.

4) Обязательность уплаты налогов .

Система штрафов, санкций и общественного мнения в стране должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем их своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

5) Простота и понятность процедуры уплаты налогов.

Система и процедура уплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для налоговых органов;

6) Гибкость налоговой системы.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно0политическим потребностям.

Эти принципы просты, но реализовать их сложно. Поэтому в современном обществе затруднено точное соблюдение всех принципов.

Известный экономист Артур Лаффер (1940) предложил следующую связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями.

Рисунок 3 – Кривая Лаффера

По мере роста ставки налога от нуля до 100 % налоговые поступления будут расти до некоторого максимального уровня «А», а затем будут снижаться до нуля. Сокращение налоговых поступлений после уровня «А» объясняется тем, что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, следовательно, налоговая база (национальный доход) будет сокращаться. Если экономика находится в точке «В», тогда снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. Если ставки налога снизить с «R b » до «R c », то правительство будет собирать неизменное количество налоговых поступлений. Это объясняется следующим: более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков. Это приведет к расширению национального производства и дохода. Кроме того, сокращение бюджетного дефицита будет обеспечиваться следующими обстоятельствами:

1) Уменьшатся масштабы уклонения и неплатежа налогов.

Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налоги посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций, выплата процентов по которым не облагается налогом; укрывательство доходов. Поэтому снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях;

2) Стимулы к производству и увеличению занятости.

Стимулы к производству и увеличению занятости могут возникнуть в результате снижения налоговых ставок, что обеспечит сокращение правительственных трансфертных платежей. Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице, в результате – сокращение дефицита бюджета.

Система налогов и сборов в рыночной экономике выполняет важнейшую задачу. Ее действие должно быть четко отлажено и отвечать условиям, в которых развивается общественное производство.

Основные функции

Система налогов и сборов обеспечивает в первую очередь формирование части дохода бюджета страны. Эта функция, несомненно, важна, однако не считается основной. Дело в том, что бюджет может вполне формироваться и без таких поступлений. Система налогов Российской Федерации выполняет важнейшую регулирующую функцию. Она реализуется в двух актуальных направлениях. Госрегулирование распространяется на товарно-денежные и рыночные отношения. Оно включает в себя главным образом разработку законов, инструкций, постановлений госорганов. Этими нормативными актами определяются порядки, в соответствии с которыми осуществляются взаимодействия товаропроизводителей, покупателей и продавцов, деятельность фондовых бирж, торговых домов, финансовых институтов, правила, по которым функционирует рынок ценных бумаг и так далее.

Специфика регулирования

В рыночных условиях методы административного воздействия на предпринимателей сводятся к минимуму. В такой ситуации такое понятие, как "вышестоящая организация", которая имеет право управлять работой предприятий посредством распоряжений, приказов и команд, постепенно исчезает. Однако необходимость подчинять предпринимательскую деятельность целям сочетания личной заинтересованности бизнесменов с общественной остается. В качестве адекватной меры воздействия в данном случае будет выступать экономическое принуждение в комплексе с материальной заинтересованностью. Развитие системы хозяйствования, таким образом, регулируется посредством нескольких инструментов. К ним относятся:


Первый элемент занимает центральное положение в процессе госрегулирования. Государство маневрирует налоговыми ставками, штрафами, льготами, корректирует условия обложения, вводит одни и исключает другие обязательства. Этим власть способствует решению первоочередных общественных проблем.

Стимулирование

Система налогов РФ оказывает влияние на технический прогресс, способствует увеличению количества рабочих мест. Стимулирование выражается в первую очередь в том, что прибыль, которая направляется на переоснащение, расширение и реконструкцию производства продукции народного потребления, оборудования для ее выпуска и некоторых других товаров, освобождается от обложения. В ряде развитых государств налоги не предусмотрены для опытно-конструкторской и научно-исследовательской сферы.

При этом часть поступлений от граждан, предпринимателей и предприятий в бюджет перераспределяется на развитие социальной и производственной инфраструктуры, инвестиции в фондоемкие и капиталоемкие отрасли с продолжительным сроком окупаемости. К ним, в частности, относят автострады, железные дороги, электростанции, добывающую промышленность. В настоящее время актуальным направлением считается сельское хозяйство. Отставание в развитии этого сектора крайне болезненно сказывается на состоянии всей экономики и жизни общества.

Фискальная функция

Она представляет собой изъятие части прибыли предприятий и физлиц на содержание госаппарата, оборонного сектора и части непроизводственной сферы, не имеющей собственных источников дохода или если их средств недостаточно для обеспечения необходимого уровня развития. К ним, в частности, относят многие образовательные учреждения, музеи, театры, фундаментальную науку.

Понятие системы налогов

Приведенные выше функции разграничиваются весьма условно, поскольку они реализуются одновременно, тесно переплетаясь друг с другом. Структура системы налогов обладает подвижностью и стабильностью. Чем устойчивее она будет, тем увереннее будут чувствовать себя предприниматели. В таком случае они имеют возможность достаточно точно заранее рассчитать эффект от реализации того или иного экономического решения, заключенной сделки, хозяйственной или финансовой операции.

Понятие системы налогов формируется при наличии определенных условий. Они отражают экономическое состояние страны, характер общественного устройства, социально-политическую устойчивость, уровень доверия населения к власти. При изменении этих и прочих условий система налогов перестает отвечать исходным требованиям, вступая в противоречие с объективными факторами развития народнохозяйственного сектора. В этой связи, корректируется вся схема либо ее отдельные элементы. В структуру системы входит 4 категории налогов:

  1. Федеральные (определяются законодательством).
  2. Республиканские (устанавливаются нормативными актами этих национально-государственных единиц).
  3. Местные (определяются территориальными органами власти).
  4. Общеобязательные.

Основные принципы

Структура системы налогов считается стабильной и благоприятной для деятельности предпринимателей, если неизменными остаются ее основополагающие элементы, наиболее значимые санкции и льготы (если ставки не выходят за рамки экономической целесообразности). Если говорить о современной ситуации, то в рассмотрение с данной позиции попадают в первую очередь НДС, акцизы, отчисления с прибыли. Прочие налоги и соответствующий состав системы обложения могут и должны корректироваться относительно экономических изменений в стране в целом и производстве в частности.

Классификация

В отечественной практике используются следующие виды систем налогов:

  1. ЕНВД.

Первая представляет собой основной тип обложения. Второй и третий - специальные режимы. Рассматривая виды систем налогов для последующего выбора наиболее подходящей схемы, следует принять во внимание ряд факторов:


ОСН

Данная система налогов Российской Федерации является основной (общей). Ее действие распространяется на любой тип деятельности, не попадающий под прочие режимы. Основными налогами и взносами выступают:

  • Налог на прибыль.
  • НДФЛ (на дивиденды).
  • Налог на имущество.
  • НДФЛ (из фонда з/п).
  • Местные налоги (в случае, если присутствует объект обложения).
  • ФФОМС.
  • ТФОМС.

Сдача отчетности и выполнение платежей осуществляется ежеквартально. По страховым взносам отчетность сдается ежемесячно, а выплата производится раз в квартал.

Достоинства и недостатки ОСН

Основная система налогов в России предоставляет возможность предпринимателям осуществлять достаточно широкий спектр деятельности. Бизнесмены получают неограниченные возможности для развития серьезного и стабильного предприятия. Для отдельных типов деятельности предусматривается возмещение НДС. Кроме этого, в расчет налога на прибыль включаются понесенные убытки и расходы. К минусам системы следует отнести:


Упрощенная система налогов

Она может применяться при следующих условиях:

  1. Доход за год - не более 60 млн руб.
  2. Количество сотрудников в штате - не больше 100 чел.
  3. Если, ранее зарегистрировавшись по ОСН, по истечении 9 мес. предприятие получило прибыль менее 45 млн руб.
  4. Общий вклад в уставной капитал прочих предприятий - меньше 25%.
  5. Остаточная цена основных фондов меньше 100 млн руб.

Данная система налогов предполагает следующие обязательные отчисления:

  • Ставку от общего дохода.
  • НДФЛ (на дивиденды).
  • Ставка от общей прибыли за вычетом расхода.
  • НДФЛ (с фонда зарплаты).
  • Местные сборы при наличии объекта обложения (транспорт, земля и пр.).

Выплаты осуществляются ежеквартально. Отчетность по УСН сдается раз в год. По страховым взносам выплаты производятся каждый квартал. Отчетность по ним следует сдавать ежемесячно.

Плюсы и минусы УСН

К достоинствам следует отнести:


Однако данная система налогов обладает и недостатками. В частности, перейти на данный режим не могут предприятия, осуществляющие деятельность, оговоренную в ст. 346.12 НК. К ним, в частности, относят ломбарды, банки, инвестиционные фонды, негосударственные ПФ и прочих. Нельзя использовать УСН и организациям, имеющим филиалы либо представительства. Изменение режима обложения для предпринимателей, использовавших ОСН, допускается только в начале года. Для этого предварительно (с 1-го октября по 30-е ноября) следует подать соответствующее заявление. При использовании шестипроцентной ставки расчет осуществляется по всему полученному доходу без учета убытков. Если применяется УСН 15%, при исчислении учитывается расход, но на него необходимо предоставить первичные документы. В этом случае ведение бухгалтерии усложняется.

ЕНВД

Эта система налогов обязательна для определенных типов деятельности. Их перечень утверждается органами местной власти. Расчет суммы налога осуществляется с использованием формулы БЗ х К1 х ФПО х К2 х 15%, в которой:

  • К2 - коэффициент, который устанавливается местной властью.
  • БЗ - определенная законодательством базовая доходность для каждого конкретного типа деятельности.
  • ФЗО - физический показатель предприятия/организации (число работников, площадь зала и пр.).

Выплата и сдача отчетности осуществляются раз в квартал. Платежи по страховым взносам проводятся каждый месяц. Отчетность по ним сдается также ежеквартально.

Преимущества и недостатки ЕНВД

Единый налог существенно упрощает ведение налогового и бухгалтерского учета. Предпринимателю при этом вменяется единая сумма для уплаты в бюджет. Законодательство допускает использование ОСН и УСН по отдельным видам деятельности для предприятий, использующих ЕНВД. При расчете выплат НДФЛ уменьшается на величину страховых взносов в Пенсионный фонд. Среди недостатков стоит отметить:


Кроме этого, постановка на учет в налоговый орган осуществляется непосредственно по месту производственной деятельности.

Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.

В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.

Налоговая система РФ кратко

Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

Налоговая система Российской Федерации - это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Принципы построения налоговой системы РФ

Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:

  • Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
  • Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
  • Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
  • Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
  • Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.

Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.

Структура налоговой системы РФ

Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

Уровни налоговой системы РФ

Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

  • Федеральный.
  • Региональный.
  • Местный.

Налоговая система: классификация налогов в РФ

Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:

  • Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
  • Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
  • Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.

Элементы налоговой системы

Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.

Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:

  • Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
  • Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
  • Способы и виды контроля в налоговой сфере.
  • Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
  • Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
  • Принципы установления налогов.
  • Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
  • Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.

Функции налоговой системы

Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:

  • Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
  • Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
  • Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
  • Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
  • Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

Налоговая система России представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, форм и методов контроля и ответственности за нарушение законодательства, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства (в качестве "встроенных амортизаторов"); создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции - ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый - полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй - минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.

Приведенное выше определение раскрывает и структуру налоговой системы.

В большинстве стран мира с федеральным государственным устройством принята трехуровневая система налогообложения. С начала 90-х гг. она введена и в России. Налоги подразделяются на федеральные, региональные (или налоги штатов - например, в США) и местные. Это деление вызвано необходимостью обеспечить каждому уровню управления свои собственные постоянные источники формирования бюджетов в соответствии с принципом бюджетного федерализма.

Раньше в СССР была фактически одноуровневая система налогов: все платежи поступали в единый государственный бюджет и потом волевым порядком перераспределялись сверху вниз бюджетам нижестоящих органов управления.

Структура налоговой системы предусматривает определенный перечень принципов, форм и методов налогообложения, которые подробно будут рассмотрены в следующих разделах. Здесь же отметим, что степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов. Так, доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными (в % к итогу):

Налоги на личные доходы 40

Налоги на прибыль корпораций (фирм) 10

Социальные взносы 30

Налог на добавленную стоимость 10

Таможенные пошлины 5

Прочие налоги и налоговые поступления 5

В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная.

Структура налоговой системы включает и органы, обеспечивающие ее функционирование. Общее управление налоговой системой осуществляют Федеральное собрание и Президент страны как законодательный орган власти, утверждающий основные акты налогового законодательства; правительство страны (в лице преимущественно Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета) как исполнительный орган, разрабатывающий и принимающий подзаконные акты по налоговым вопросам.

Налоговыми органами признаются органы Министерства по налогам и сборам, органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета.

Министерство по налогам и сборам осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов (кроме тех, контроль за которыми возложен на Государственный таможенный комитет). Оно построено по принципу многоуровневой иерархической организации: регионального, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Органы Государственного таможенного комитета осуществляют контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу страны, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов, таможенной пошлины и других таможенных платежей.

Органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению и (или) пресечению налоговых правонарушений, коррупции и других правонарушений в налоговых органах.

Современная налоговая система регулируется высшим законом страны - Конституцией РФ, в соответствии с которой к компетенции Федерального собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие функции налогообложения. Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются федеральным законом. Президент страны обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу. После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы и с этого момента подлежат исполнению.