Объективная необходимость налогов.
Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.
С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.
Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов.
Для выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема).
Социально-экономическая роль налогов в современном обществе.
Налоги являются основной частью, основным источником бюджета РФ.
От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, уровень благосостояния граждан.
Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Современное государство должно развиваться, а для это нужны средства, а так как налоги являются основным источником получения этих средств, то налогообложение надо контролировать, налоги должны быть приемлемы для налогоплательщиков, но и их сумма должна быть существенна, в общем, своем объеме для государства.
Специфические признаки налогов.
К специфическим признакам налогов можно отнести:
1.Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
2.Обязательность - каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы
3.Уплата в денежной форме; безвозвратная безвозмездность (часть дохода не возвращается субъекту)
4.Общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
5.Участие в экономических процессах общества.
Функции налогов и их взаимосвязь.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Функции налогов:
§ фискальная;
§ контрольная;
§ распределительная или социальная
§ регулирующая
Фискальная функция
- основная, характерная изначально
для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.
Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Социальная или распределительная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.
Регулирующая функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру.
Для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и освобождений; дестимулирующая – через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса и т.п.; воспроизводственная – аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.
Фискальное и регулирующее значение налогов.(см. вопрос 4)
Отличие понятий «налог», «сбор», «пошлина».
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства.
Сходство и различия налога, сбора и пошлины.
Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами, установленными государством.
1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.
2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.
3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами. Налог же является платежом безвозмездным.
В законодательстве многих стран мира, в том числе и в России, закреплены процедуры взимания с граждан и организаций налогов и пошлин. В чем специфика данных типов платежей в бюджет страны?
Факты о налоге
Под налогом принято понимать установленный государством платеж в бюджетную систему, начисляемый:
- на доход или прибыль, получаемые налогоплательщиками вследствие трудовой или предпринимательской деятельности;
- на актив, имеющий рыночную стоимость (например, недвижимость или транспортное средство) и облагаемый налогом в соответствии с законодательством;
- на пользование тем или иным инфраструктурным ресурсом - например, казино или торговым центром.
Налоги в РФ классифицируются на федеральные, региональные и местные. Но утверждаются они во всех случаях на федеральном уровне - власти в субъектах РФ и муниципалитетах не могут вводить свои платежи.
Ключевой признак налога - его обязательность. Если гражданин или организация не уплатят его вовремя, то государство вправе инициировать процедуру взыскания соответствующего платежа.
Налог должен иметь:
- объект (доход, прибыль, актив);
- базу (конкретный объем дохода, прибыли, величину рыночной стоимости актива);
- ставку (сколько процентов от дохода, прибыли или рыночной стоимости актива человек или организация должны заплатить государству).
Отмеченные составляющие налога закрепляются законодательно. Также в нормативных актах, утверждаемых государством, фиксируется порядок, в соответствии с которым налог должен исчисляться, и то, в какие сроки его необходимо уплачивать.
Рассматриваемые платежи, как правило, носят периодический, а не единовременный характер. То есть уплачиваются они в соответствии с более или менее стабильным графиком. Например, НДФЛ с зарплаты гражданина вносится его работодателем в бюджет каждый месяц. Налог по УСН уплачивается ежеквартально.
Платежи, о которых идет речь, иногда можно возвращать из бюджета - в виде различных вычетов. Основанием для их предоставления может быть, к примеру, покупка гражданином квартиры - в этом случае он вправе вернуть 13 % от расходов на ее приобретение за счет уплаченного НДФЛ.
Факты о пошлине
Под пошлиной , если следовать нормам законодательства РФ, принято понимать платеж, который:
- взимается с граждан и юрлиц при обращении за некоторыми видами услуг, оказываемых государственными органами, - таких как, например, регистрация предприятия, оформление загранпаспорта;
- взимается с граждан и юрлиц при ввозе некоторых видов товаров из-за границы или их вывозе за пределы РФ.
Уплата пошлин - процедура добровольная. Но без их предварительного перечисления в бюджет РФ гражданин или организация не смогут воспользоваться соответствующими государственными услугами, а в ряде случаев - перевезти товар через границу.
Уплата пошлин, как правило, носит единовременный, а не периодический характер. Данные платежи в общем случае не возвращаются государством - только если будут внесены на счета бюджета гражданином или организацией ошибочно.
Пошлины бывают только федеральными - вне зависимости от того, каким конкретно органом власти взимаются.
Сравнение
Главное отличие налога от пошлины в том, что платеж первого типа обязателен, если гражданин или организация получили доход, прибыль или актив, подлежащие налогообложению. Пошлины, в свою очередь, уплачиваются добровольно - но как условие получения государственных услуг или осуществления законной перевозки товара через границу.
Поводы для взимания с гражданина или организации налогов, как правило, появляются у государства чаще, чем необходимость уплаты ими пошлины. И это предопределяет тот факт, что первые являются в основном периодическими платежами, а вторые - единовременными.
Рассмотрев, в чем разница между налогом и пошлиной, отразим выводы в небольшой таблице.
Таблица
Налог | Пошлина |
Что общего между ними? | |
Оба типа платежа вносятся в бюджет РФ | |
В чем разница между ними? | |
Платятся по факту получения налогоплательщиком дохода, прибыли, приобретения актива со значительной рыночной стоимостью | Платятся за получение государственных услуг, за возможность перевезти товар через границу |
Обязательны | В общем случае добровольны |
Могут быть федеральными, региональными, муниципальными | Бывают только федеральными |
Как правило, являются периодическими платежами | Обычно являются единовременными платежами |
Могут быть возвращены в виде вычета в случаях, предусмотренных законом | Могут быть возвращены только при ошибочной уплате |
Вопрос - ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги бывают официальными и скрытыми.
2 вопрос – НАЛОГИ, СБОРЫ, ПОШЛИНЫ: ОБЩ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Сходство и различия налога, сбора и пошлины.
Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.
1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.
2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.
3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).
4) То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков
3 вопрос – СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАЛОГА, ВИДА ФИН ПЛАТЕЖА
Определяющие признаки:
- законность установления
- односторонний характер его установления (никогда введение налога не обсуждается с народом)
- обязательность и индивидуальная определенность платежа, вносимого налогоплательщиком в бюджет
в виде денежного взноса
За неисполнение уплаты налогов применяются налоговые санкции (ст 114 НК РФ)
- индивидуальная безвозмездность
Парафискалитет
- обязательный сбор,устанавливаемый в пользу юридических лиц
публичного или частного права, которые не
являются органами государственной власти или
публичной администрации.
4 вопрос – ЭВОЛ ФИН МЫСЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ НАЛОГОВ
Налоги, формировались из практических предпосылок. Они находились под большим влиянием объективных и субъективных факторов. Таких, например, как войны, стихийные бедствия, какие-либо притязания государя . Однако постепенно разрозненные мысли, высказывания отдельных философов, экономистов стали приобретать стройный, систематизированный вид. Во временном интервале это относится примерно к XVIII в. Авторы, анализируя ход развития налогообложения, рассматривают вклад ученых по отдельным направлениям и проблемам. Не повторяя известные истины, попытаемся выделить исследования некоторых ученых разных стран, и на этом фоне - рассмотреть генезис теории налогов с учетом их вклада в решение конкретных проблем.
Теоретические представления о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялись по мере развития общественных отношений. На первых этапах налог рассматривался исключительно как экономическая категория (в феодальных государствах налог был даром, подарком главе государства, помощью государству). В дальнейшем налог получил еще и правовое содержание. Начало формирования теорий о налогах относится к XVII веку. С этого периода основные принципы и положения ложились в науку под названием «Общая теория налогов».
5 вопрос – ТЕОРИИ ОБОСНОВАНИЯ ПРОИСХОЖ НАЛОГООБЛОЖ
СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1 вопрос – ФИКСАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ
Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы - это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.
Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.
Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.
2 вопрос – РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:
§ снижение налоговой ставки;
§ сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);
§ возврат ранее уплаченного налога или его части;
§ отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
§ зачет ранее уплаченного налога;
§ замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.
Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.
Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.
3 вопрос – СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.
К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.
Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.
Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:
§ функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
§ антиинфляционная функция - ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.
4 вопрос – КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.
Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.
По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.
Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.
Принципы налогообложения:
1. Юридические принципы налогообложения:
1)обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
2) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. 4) обоснованность. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
5) экономическая целостность. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
6) определенность и доступность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
7) принцип «презумпции невиновности налогоплательщика». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
2. Организационные принципы:
· Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
· Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.
· Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
· Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.
· Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика.
Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.
А сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):
- либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
- либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.
Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:
- являются обязательными к уплате;
- взимаются с организаций и физических лиц.
Чем отличается налог от сбора
Начнем с того, что в отличие от сбора налог является индивидуально безвозмездным платежом. Уплачивать налоги - прямая обязанность каждого налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). И взамен в его интересах государство не должно совершать какие-либо действия обеспечивать благами или предоставлять определенные права.
А вот уплата сбора предполагает совершение юридически значимых действий в пользу плательщика сбора, в которых он персонально заинтересован. То есть имеет место возмездность со стороны государства: плательщик уплачивает сбор, а взамен получает, к примеру, лицензию или разрешение.
Разница между налогом и сбором в порядке их установления
Как известно, налог считается законно установленным, если определены налогоплательщики и все элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и т.д. (п. 1 ст. 17 НК РФ).
Вместе с тем при установлении сбора должны быть определены его плательщики, а также те элементы, которые необходимы, (
Тестовая система по дисциплине «НАЛОГОВОЕ ПРАВО»
1. Основным методом налогово-правового регулирования является:
а) императивный метод;
2. Налогово-правовые санкции:
б) имеют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы;
3. Особенность налоговых правоотношений – это:
а) принцип справедливости;
4. Основной метод в налоговом праве – это:
в) государственно-властные предписания;
5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:
б) отрасли права;
6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:
б) применение мер налоговой ответственности;
7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:
в) контроль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;
8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:
в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
9. Налоги характеризуются следующими признаками:
а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;
10. Отличительной чертой сбора является:
б) единовременный характер платежа;
11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:
б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет;
12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:
а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;
13. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены:
а) федеральным законом РФ;
14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:
б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;
15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:
а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ,
16. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:
б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ,
17. Налоговые органы субъектов Федерации:
а) не могут создаваться;
18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:
б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;
19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:
в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации;
20. В отличие от налогового планирования при уклонении от уплаты налогов используются:
в) методы, связанные с искажением данных учета и отчетности;
21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:
б) активное поведение;
22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:
а) действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;
23. Понятия «контроль за соблюдением налогового законодательства» и «налоговый контроль»:
в) неравнозначны – первое охватывает второе;
24. Видами налоговых проверок являются:
в) выездная и камеральная;
25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ:
б) только должностные лица организаций;
26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления:
27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:
б) на момент, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет;
28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:
а) к преступлениям в сфере экономической деятельности;
29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается:
а) со дня совершения правонарушения;
30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:
а) указаны в НК РФ;
31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:
б) родовой объект правонарушения;
32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:
в) действием или бездействием;
33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:
г) независимо от возраста.
34. В территориальных налогах иностранным элементом может быть:
а) только объект налогообложения;
35.Международное налоговое право объединяет нормы:
а) внутригосударственного и международного права;
36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:
в) во всех перечисленных случаях.
37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:
а) только на федеральном уровне;
38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:
г) федеральных, региональных и местных;
39. Единство налоговой политики предполагает:
в) исключение воздействия регионального налогообложения на рыночные отношения;
40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:
а) налоговым законодательством;
41.Налогоплательщиками признаются физические лица:
а) независимо от возраста;
42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:
б) налоговым органом;
43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:
б) поставщиком товаров (работ, услуг);
44. Объектом обложения НДС является:
б) реализация товаров и услуг и импорт товаров
45. Ставки акцизов установлены:
б) постановлением Правительства РФ;
46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:
а) субъекты малого предпринимательства;
47. Размер земельного налога зависит:
48.Налоговое законодательство включает:
в) нормативные правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ;
49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:
б) устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков;
50. Придание законам о налогах обратной силы означает:
а) принятие закона по истечении срока уплаты налога;
51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:
а) могут иметь обратную силу по указанию законодателя;
52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:
б) относятся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий;
53. Прием и взимание налогов производят:
в) сборщики налогов и налоговые органы;
54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:
б) четырех лет;
55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:
б) срок уплаты налога;
56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:
а) односторонний характер;
57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:
а) обязательство имеет строго определенный состав участников;
58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщики:
а) имеют право не выполнять;
59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являются:
г) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом.
г) лично или по почте или по телекоммуникационным сетям.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20