Льготы по налогу на прибыль: ищем выгоду. Особенности льготного налогообложения прибыли организаций

Все объекты предпринимательской деятельности обязаны платить налог на прибыль в государственный бюджет, а также в счет бюджета субъектов Федерации. Но есть определенные категории организаций, которые могут получить льготы по налогу на прибыль. Ниже рассмотрим, как это происходит, в каких условиях и каков принцип действия.

Статья Налогового Кодекса № 284 регулирует предоставление льготной налоговой ставки для определенных групп налогоплательщиков. Это подразумевает начисление налогоплательщику определенного льготного размера процентной ставки, использующейся при расчете предстоящего к оплате в бюджет налога.

Ставки определяются органами местного субъекта Федерации, а в госбюджет процент для налогового обложения прибыли является стандартным и равен 2%.

Всем налогоплательщикам стоит хорошо подумать при переходе на льготный режим уплаты налога на прибыль, так как он является выгодным для таких предприятий, у которых постоянно есть прибыль и отсутствуют убыточные суммы. Это связано с тем, что льготная ставка в 0% закрывает перед налогоплательщиком возможность переносить свои убытки во времени и, соответственно, возмещать эту сумму.

Как получить

Законное право для перехода на льготную ставку предоставляется налогоплательщикам, подавшим заявление месяцем ранее января в новом налоговом периоде в местный орган налоговой. Заявление дополняется пакетом документов, которые могут подтвердить соблюдение установленных законом ограничений, являющихся условиями получения льготы. Содержание такого пакета варьируется в зависимости от вида или видов деятельности организации, которая хочет получить льготный процент по .

Например, заведения медицинского или образовательного характера ко всему прочему обязаны предоставить лицензию и документацию по квалифицированным специалистам.

Всем претендующим на льготы организациям необходимо подать данные по аналитическому учету дохода по разновидностям деятельности.

В конце налогового годового периода налогоплательщик кроме обычной декларации по прибыли обязуется предоставить расчетные документы по количеству доходов от льготируемого вида деятельности. То есть предприниматель должен в документальном виде подтвердить выполнение необходимых для начисления льгот по налогу на прибыль условий.

Если по каким-то причинам плательщик налогов не может подтвердить свое право на предоставление льгот в конце периода, то льготы с него снимаются, и предприниматель обязан самостоятельно сделать перерасчет сумм налогов на прибыль в размере 20%. Еще обязан рассчитать суму пени со дня, положенного для . Оплатить эти суммы и самостоятельно подать в налоговые органы декларацию, являющейся уточненной. Медицинского и образовательного типа заведения в атком случае потеряют право на льготирование на пять лет.

Кому предоставляются льготные ставки

  • Заведения медицинских и образовательных профилей, независимо от того, частные они или принадлежат государству. Льготная ставка будет применяться к . Обязательными условиями получения нулевой ставки является то, что тип деятельности, на доходы от которой предоставляется льготная ставка, будет приносить 90% всех получаемых доходов организации. Штат во время действия льгот должен быть не меньше 15 человек. У половины медицинских работников организации должны быть сертификаты действующего типа и т.д.
  • Предприятия сельскохозяйственного направления, которые 70% доходов получают именно от сельскохозяйственной деятельности, находятся на обычной системе налогообложения и т.д.
  • Предприятия, которые предоставляют социальные услуги. Причем их штат должен быть не менее 15 человек, а доход на 90% состоять из суммы выручки от предоставления услуг и т.д.
  • Льготы предприятиям-участникам особых зон (экономических и свободно экономических, участники ТОСЭР).
  • Льготы предпринимателям других характеров (участвующих в региональных инвестиционных предприятиях, участвующих в проекте Сколково).

Пример расчета с использованием льгот по налогу на прибыль

Разберемся на примере частного учреждения медицинского профиля. Я – плательщик налогов. Налогооблагаемая база за год равна сумме 2 000 000 рублей.

В таком случае в бюджет Российской Федерации я должен оплатить налог по прибыли в 2%:

  • 2 000 000*2%=40 000

Процентная ставка для меня от субъекта Федерации 18 %. Значит, в этот бюджет я оплачиваю:

  • 2 000 000*18%=360 000

Если я вовремя подал заявление и все сопроводительные документы, то получаю 0% ставки налога на прибыль на льготной основе, а значит, в бюджет не перечисляю ничего.

Но если общая сумма доходов не состоит на 90% от основного вида деятельности или, подавая декларацию по прибыли, я не смогу отобразить данные хоть по одному сотруднику из необходимых, то не просто лишусь освобождения от уплаты налога, но и буду вынужден заплатить 364 000 в федеральный бюджет и бюджет местный, а также своими силами произведу расчет пени, оплачу и ее тоже.

Итак, льготы по налогу на прибыль предоставляются особым группам налогоплательщиков при наличии у них всей необходимой документации и соблюдении всех условий налогового льготирования. Одним из условия является то, что тот вид деятельности, прибыль от которого не облагается налогом, должна приносить определенный процент всех доходов организации.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 284 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль равна 20%, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1.1 - 5.1 данной статьи.
В силу п. 1.1 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены п. п. 3 и 4 этой статьи), применяется ставка 0% с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.
Согласно п. 1 названной статьи организации при ведении указанных видов деятельности вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль, то есть фактически не уплачивать этот налог. Данное обстоятельство, по мнению автора, позволяет считать такой порядок налогообложения льготным, который в силу ч. 6 ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ действует с 1 января 2011 г. до 1 января 2020 г. Однако для освобождения от уплаты налога на прибыль хозяйствующим субъектам необходимо соблюсти несколько условий.

Примечание. Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять ставку 0% по налогу на прибыль в период с 01.01.2011 до 01.01.2020.

Виды деятельности

В силу п. 1 ст. 284.1 НК РФ льготой могут воспользоваться только те организации, которые осуществляют деятельность, включенную в особый Перечень, устанавливаемый Правительством РФ. Перечень (Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 (вступило в силу 26.11.2011)) был разработан и утвержден только в конце 2011 г., что заставило налогоплательщиков несколько понервничать. Минфин России в Письме от 15.02.2011 N 03-03-10/10 высказал мнение, что отсутствие сведений о видах деятельности, подпадающих под льготный режим налогообложения , является препятствием для реализации права на него, поэтому использовать ставку в размере 0% можно только с 2012 г. Другими словами, применение льготы в 2011 г. было под угрозой.

Примечание. Отметим, что изначально налогоплательщики в целях перехода на льготный режим налогообложения с 01.01.2011 не могли выполнить условие о представлении в налоговый орган документов, указанных в п. 5 ст. 284.1 НК РФ, в срок не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого он будет применяться, поскольку Федеральный закон N 395-ФЗ был принят 28.12.2010, опубликован в официальных источниках информации 30.12.2010.

Чтобы этого не произошло, летом 2011 г. ст. 5 Федерального закона N 395-ФЗ была дополнена ч. 8 (Часть 8 введена Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ), согласно которой для применения с 01.01.2011 налоговой ставки 0% организации должны представить в налоговый орган документы, поименованные в п. 5 ст. 284.1 НК РФ, в течение двух месяцев со дня официального опубликования Перечня, но не позднее 31 декабря 2011 г.
Следует отметить, что такой порядок перехода на льготное обложение налогом на прибыль предусмотрен только в отношении 2011 г. Для применения ставки 0% с последующих налоговых периодов организации, осуществляющие медицинскую и (или) образовательную деятельность, согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ должны уведомить об этом налоговый орган не позднее чем за один месяц до начала налогового периода. При нарушении этих сроков налогоплательщик лишается права на льготное налогообложение в течение соответствующего налогового периода. На это указали московские налоговики в Письмах от 17.10.2012 N 16-12/099091@, от 22.03.2012 N 16-15/024876@.

Важный нюанс

Льготный режим налогообложения не распространяется на деятельность, связанную с санаторно-курортным лечением, поскольку она не относится к медицинской, на что прямо указано в п. 1 ст. 284.1 НК РФ.

Примечание. На применение ставки 0% не могут претендовать организации, деятельность которых связана с санаторно-курортным лечением.

Поскольку речь идет о виде деятельности, налоговики при проверке правомерности применения налогоплательщиками льготной ставки, очевидно, обращают внимание на коды видов их экономической деятельности, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Напомним, что сведения об экономической деятельности юридического лица отражаются в его учредительных документах и подлежат обязательному указанию в заявлении о государственной регистрации при создании. Согласно пп. "п" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ (Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") в ЕГРЮЛ в числе сведений об организации должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) (Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст). Причем определение кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется им самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции Классификатора (за исключением случаев, установленных законодательством РФ).

Примечание. На это указано в п. 9 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.

Лечебные учреждения (код ОКВЭД 85.11) могут иметь один из двух кодов:

  • 85.11.1 - деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных;
  • 85.11.2 - деятельность санаторно-курортных учреждений.

Вероятно, если в ЕГРЮЛ содержатся сведения об осуществлении юридическим лицом экономической деятельности с кодом по ОКВЭД 85.11.2, контролирующие органы будут против применения им льготного режима налогообложения. Причем неважно, что санаторно-курортное учреждение имеет одну или даже несколько лицензий на осуществление медицинской деятельности, включенной в Перечень.

Такова позиция финансового ведомства, изложенная в Письме от 18.05.2012 N 03-03-06/1/252. В нем чиновники рассмотрели вопрос применения нулевой ставки организацией, осуществляющей на основании соответствующих лицензий более трех десятков видов медицинской деятельности, входящих в установленный ст. 284.1 НК РФ Перечень. Однако все медицинские услуги организации связаны с санаторно-курортным лечением. По мнению Минфина, в такой ситуации право на применение ставки 0% по налогу на прибыль у налогоплательщика отсутствует в силу положений ст. 284.1 НК РФ. Ведь данной правовой нормой четко установлено, что деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, к медицинской не относится, в связи с чем использование организациями, осуществляющими этот вид деятельности, льготного режима налогообложения не предусмотрено. При этом Минфин по всем вопросам определения деятельности, связанной с санаторно-курортным лечением, посоветовал обращаться в Минздравсоцразвития (см. также Письмо Минфина России от 24.06.2011 N 03-03-06/1/379).

Следует отметить, что ст. 284.1 НК РФ установлено еще одно ограничение, касающееся видов деятельности образовательных и (или) медицинских организаций. В силу пп. 5 п. 3 указанной статьи для использования льготного режима налогообложения они не должны в течение налогового периода совершать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок .

Наличие лицензии

Подпунктом 1 п. 3 ст. 284.1 НК РФ установлено, что для применения нулевой ставки по налогу на прибыль плательщик должен иметь соответствующую лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

В настоящее время отношения, возникающие между органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами в связи с лицензированием отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от N 99-ФЗ, в ч. 1 ст. 12 которого приведен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Образовательная и медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") поименованы в данном перечне в п. п. 40 и 46 соответственно.

Примечание. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступил в силу 03.11.2011 по истечении 180 дней со дня его официального опубликования в "Российской газете" от 06.05.2011 (N 97), за исключением положений, для которых ст. 24 данного Закона установлены иные сроки начала действия). Данный Закон пришел на смену Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

В целях реализации норм данного Закона Правительство РФ утвердило положения о лицензировании конкретных видов, в которых содержатся исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ). Положение о лицензировании медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением "сколковцев"), утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, о лицензировании образовательной деятельности - Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174.

Отметим, что порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован также Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (это предусмотрено п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 99-ФЗ). Особенности лицензирования данного вида деятельности изложены в ст. 33.1 названного Закона.

К сведению. В силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 99-ФЗ лицензии предоставляются на неопределенный срок, то есть действуют бессрочно. При этом лицензии, выданные до изменения законодательства о лицензировании (несмотря на указание в них срока действия), также становятся бессрочными со дня вступления в силу названного Закона, то есть с 03.11.2011. Причем их переоформление по истечения срока действия не требуется, за исключением двух случаев: если в "старой" лицензии отсутствует перечень работ (услуг), которые выполняются (оказываются) в составе лицензируемого вида деятельности, и если изменилось наименование лицензируемого вида деятельности. Согласно ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 99-ФЗ в указанных случаях "просроченные" лицензии подлежат переоформлению в порядке, установленном ст. 18, где перечислены все обстоятельства, при наступлении которых лицензия должна быть заменена на новую.

Контролирующие органы обращают внимание, что оформленная надлежащим образом лицензия должна быть у налогоплательщика на дату окончания налогового периода . Столичные налоговики в Письме от 30.01.2012 N 16-12/007416@ отметили: если образовательная организация на конец налогового периода не имеет действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности, она не может применить в налоговой декларации по налогу на прибыль нулевую ставку. Соответственно, если условие о наличии лицензии не будет выполнено и в следующем году, в декларациях за отчетные периоды этого года (до даты оформления новой лицензии) налоговая ставка 0% заявляться не должна.

Структура доходов

В силу пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ право на льготное налогообложение имеют организации, у которых за налоговый период доходы от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90% доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо если они за налоговый период не имеют доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

Важно отметить, что положения названной правовой нормы не устанавливают требования по округлению доли доходов от упомянутых видов деятельности до целых единиц. Если, например, рассматриваемый показатель будет равен 89,8%, организация не вправе претендовать на применение нулевой ставки по налогу на прибыль. Такая позиция высказана финансовым ведомством в Письме от 23.05.2012 N 03-03-06/4/46.

Московские налоговики в Письме от 20.06.2012 N 16-15/053964@ обратили внимание на то, что невыполнение условия, установленного пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, по итогам отчетных периодов не влияет на право использования нулевой ставки по налогу на прибыль. Контролеры отметили: из названной правовой нормы следует, что для применения ставки 0% хозяйствующему субъекту необходимо соблюсти процентное соотношение доходов от льготируемых видов деятельности в общей сумме доходов только по итогам налогового периода.

Напомним, что доходы организации в целях гл. 25 НК РФ определяются в соответствии с положениями ст. 248, которые состоят из доходов от реализации (ст. 249) и внереализационных доходов (ст. 250).

Не следует забывать, что при определении доходов от ведения финансово-хозяйственной деятельности часть доходов не должна учитываться в силу положений ст. 251 НК РФ. Для медицинских и образовательных организаций это могут быть, например, доходы в виде:

  • имущества, безвозмездно полученного от учредителя организации, доля участия которого в уставном капитале составляет более 50%, при условии, что это имущество в течение одного года со дня его получения (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (пп. 11 п. 1);
  • имущества, полученного в виде целевого финансирования, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого финансирования (пп. 14 п. 1);
  • имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности, при условии наличия соответствующей лицензии (пп. 22 п. 1).

Кроме того, в силу п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

По мнению специалистов финансового ведомства, при определении процентного соотношения доходов, позволяющего организации применять нулевую ставку по налогу на прибыль, должны учитываться только доходы от деятельности, входящей в Перечень. Причем они определяются за минусом сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком покупателю (Письма Минфина России от 01.11.2012 N 03-03-06/4/105, от 14.12.2011 N 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 N 03-03-06/1/580).

Налоговики при расчете указанного соотношения рекомендуют руководствоваться не только названным Перечнем, но и Классификатором ОК 029-2007 (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2013 без отмены ОКВЭД). Так, в Письме от 11.03.2012 N ЕД-4-3/3960@ ФНС России рассмотрела вопрос об отнесении к доходам от образовательной деятельности доходов от реализации услуг по предоставлению за плату мест для проживания в общежитии. Налоговое ведомство подтвердило, что в Перечень видов образовательной деятельности включена в том числе деятельность по реализации дополнительных образовательных программ. Однако ОК 029-2007 установлено, что такой вид деятельности, как дополнительное образование, предусмотрен в составе вида экономической деятельности "Образование" (группировки 80.1, 80.2, 80.3), а деятельность по предоставлению мест для временного проживания в общежитиях для студентов - в составе вида экономической деятельности "Гостиницы и рестораны" (группировка 55.23.5). Таким образом, доходы от реализации услуг по предоставлению жилья в общежитии за плату к доходам от реализации образовательных программ, в том числе и дополнительных образовательных программ, не относятся , соответственно, при определении доли дохода от осуществления образовательной деятельности в целях применения ставки налога на прибыль не учитываются .

Важно помнить, что общая сумма полученных доходов, от размера которых зависит право хозяйствующего субъекта на льготное обложение налогом на прибыль, включает в себя и внереализационные доходы (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 N 16-03/123383@). В качестве таковых Минфин России признает, например, суммы, полученные образовательными или медицинскими организациями от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг и услуг связи (Письмо от 30.05.2012 N 03-03-06/4/55). При этом, по мнению чиновников, не имеет значения, что рассматриваемые доходы четко не поименованы в составе внереализационных, главное, чтобы они не были указаны в ст. 251 НК РФ.

Пример 1. Негосударственное образовательное учреждение, осуществляющее на основании лицензии вид деятельности, включенный в Перечень, в 2012 г. получило доходы в общей сумме 4 438 000 руб., в том числе: 2 500 000 руб. - целевые поступления на содержание учреждения (по смете доходов и расходов); 1 450 000 руб. - доходы от оказания лицензируемых платных образовательных услуг; 250 000 руб. - доходы от сдачи имущества в аренду; 88 000 руб. - возмещение стоимости потребленных арендаторами коммунальных услуг; 150 000 руб. - средства целевого финансирования на проведение капитального ремонта кровли здания учреждения. Имеет ли право организация применять ставку 0% при исчислении налога на прибыль?
В соответствии со ст. ст. 248 - 251 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль составит 1 788 000 руб. (1 450 000 + 250 000 + 88 000). Доля доходов от образовательных услуг будет равна 81,1% (1 450 000 / 1 788 000). Поскольку критерий, установленный пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, составляет менее 90%, образовательное учреждение не вправе в 2012 г. при исчислении налога на прибыль применить ставку 0%.

Численность медицинского персонала

Следующее условие, выполнение которого необходимо для получения права на применение льготного режима налогообложения, касается только организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. В силу пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ в таких организациях медперсонал, имеющий сертификат специалиста, должен составлять не менее половины всех работников. При этом указанное соотношение должно выдерживаться непрерывно в течение всего налогового периода по состоянию на любую его дату (Письмо Минфина России от 23.03.2012 N 03-03-06/1/154).

В пп. 1 п. 1 ст. 100 Федерального закона N 323-ФЗ (Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") (вступила в силу 01.01.2012) установлено, что до 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. В случае если дипломированный медик не работал по своей специальности более пяти лет, он может быть допущен к медицинской деятельности после дополнительного обучения и только при наличии сертификата специалиста (пп. 3 п. 1 ст. 100). Причем п. 2 указанной статьи определено, что названные сертификаты, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока.

С учетом изложенного, а также прямого указания в пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ на наличие в штате медучреждения, претендующего на применение льготного режима налогообложения, не менее половины сертифицированного персонала приравнивание к сертификату специалиста других документов , полученных работниками по окончании медицинских учебных заведений, в целях применения нулевой ставки не допускается . Такое мнение столичные налоговики высказали в Письме от 02.07.2012 N 16-15/057950@.

Предельный минимум работников

На применение льготного налогообложения в силу пп. 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ могут рассчитывать только те образовательные и (или) медицинские организации, в штате которых в течение налогового периода непрерывно числятся не менее 15 работников . К сожалению, НК РФ не содержит положений о том, каким образом следует определять этот показатель, поэтому обратимся к разъяснениям контролирующих органов.

Финансовое ведомство в уже упоминавшемся Письме от 23.03.2012 N 03-03-06/1/154 для расчета критериев, установленных пп. 3 и 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, рекомендовало использовать методику, применяемую для определения среднесписочной численности работников. С 01.01.2012 данный показатель рассчитывается на основании Приказа Росстата от 24.10.2011 N 435, которым, в частности, утверждены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (далее - Указания). Налоговики, развивая эту тему, разъяснили, какие конкретно положения Указаний следует использовать. Так, в Письме от 28.08.2012 N 16-15/080173@ столичное УФНС отметило, что п. 77 Указаний предусмотрено, что средняя численность работников организации включает в себя среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В соответствии с п. 79 Указаний в списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В п. 80 Указаний приведен перечень категорий работников, которые не включаются в списочную численность. Это прежде всего принятые на работу совместители из других организаций (пп. "а") и лица, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера (пп. "б"). Данные работники не участвуют в формировании среднесписочной численности, следовательно, не учитываются при определении критериев, предусмотренных пп. 3 и 4 п. 3 ст. 284.1 НК РФ.

Как видим, установленный п. 3 ст. 284.1 НК РФ перечень условий, предоставляющий медицинским и образовательным организациям право на льготный режим налогообложения прибыли, является исчерпывающим. Причем для реализации такого права необходимо, чтобы все установленные критерии выполнялись непрерывно в течение всего периода использования нулевой ставки. В противном случае организация утрачивает возможность ее применения. Причем в силу п. 4 ст. 284.1 НК РФ она обязана пересчитать и уплатить налог на прибыль по ставке 20% с начала налогового периода, в котором лишилась права на применение ставки 0%, а также начислить и уплатить соответствующие пени. Вновь получить освобождение от уплаты налога на прибыль такая организация сможет только по истечении пяти лет, что закреплено в п. 8 ст. 284.1 НК РФ. Отметим, что в соответствии с п. 7 указанной статьи образовательные или медицинские организации могут в добровольном порядке возвратиться на общий режим обложения налогом на прибыль.

Совмещение медицинской и образовательной деятельности

Из содержания ст. 284.1 НК РФ следует, что организации, подпадающие под льготный режим налогообложения, могут одновременно осуществлять и образовательную, и медицинскую деятельность. Как в этом случае определяются соответствующие ограничения по численности и структуре доходов? В НК РФ ответа на этот вопрос мы не найдем, поэтому вновь обратимся к разъяснениям контролирующих органов, например Письму Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-10/9.

Примечание. Письмо доведено для применения в работе нижестоящими налоговыми органами Письмом ФНС России от 21.02.2012 N ЕД-4-3/2858@.

Чиновники в данном документе указали, что если организация совмещает образовательную и медицинскую деятельность, входящую в соответствующий Перечень, то для определения процентного соотношения доходов выручка от указанных видов деятельности должна суммироваться .

Кроме того, для применения нулевой ставки по налогу на прибыль в медицинских организациях должно выполняться условие о 50%-ном соотношении сертифицированного медперсонала в общей численности работников, под которой следует понимать суммарное количество работников организации, занимающихся как образовательной и медицинской, так и иной деятельностью в данной организации (Письмо УФНС России по г. Москве от 12.03.2012 N 16-15/020615@). При этом, как указал Минфин в вышеназванном Письме, каких-либо исключений в отношении организаций, осуществляющих одновременно как медицинскую, так и образовательную деятельность, положениями пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ не установлено. Поэтому, если организация совмещает названные виды деятельности и при этом доходы от образовательной или медицинской деятельности по отдельности составляют менее 90% доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, условие о наличии в штате данной организации не менее половины медработников, имеющих сертификат специалиста, для применения нулевой ставки по налогу на прибыль должно быть выполнено. Однако, если организация одновременно осуществляет образовательную и медицинскую деятельность и при этом доходы от образовательной деятельности составляют не менее 90% совокупных доходов, выполнение условия, предусмотренного пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, для применения льготного режима обложения налогом на прибыль не является обязательным. Аналогичная позиция содержится в Письмах Минфина России от 23.05.2012 N 03-03-06/4/45, УФНС России по г. Москве от 05.03.2012 N 16-15/018805@.

Пример 2. Организация с численностью 57 человек совмещает медицинскую и образовательную деятельность. В 2012 г. доходы от указанных видов деятельности составили 63 и 32% соответственно. Доля медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности организации равна 47%. Имеет ли право плательщик на применение в 2012 г. нулевой ставки по налогу на прибыль?
В рассматриваемой ситуации организацией выполнено условие, предусмотренное пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, поскольку суммарная доля доходов от осуществления медицинской и образовательной деятельности составила более 90% всех доходов, а именно 95% (63% + 32%).
Однако доходы от каждого вида деятельности в отдельности составляют менее 90% (в том числе от образовательной деятельности - 32%), следовательно, организацией для использования льготного режима налогообложения должно быть выполнено условие, установленное пп. 3 п. 3 ст. 284.1 НК РФ, о соотношении медперсонала, имеющего сертификат специалиста. В нашем случае доля сертифицированных медработников составляет менее 50% в общей численности организации (47%), поэтому организация не вправе использовать при исчислении налога на прибыль ставку 0%.

Особенности применения нулевой ставки вновь созданными и реорганизованными организациями

Отметим, что в ст. 284.1 НК РФ не урегулирован вопрос о праве применения льготного режима обложения налогом на прибыль вновь созданными организациями с момента их государственной регистрации. Поэтому таким налогоплательщикам не остается ничего другого, как вновь руководствоваться разъяснениями контролирующих органов.
Финансовое ведомство полагает, что вновь созданные медицинские и (или) образовательные организации не имеют оснований для применения нулевой ставки по налогу на прибыль в первом налоговом периоде своей деятельности в связи с невозможностью выполнения ими условий, установленных ст. 284.1 НК РФ, а именно условий о численности и представлении лицензии на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности. На это специалисты Минфина России указали в Письме от 15.03.2012 N 03-03-10/23.

Примечание. Письмо доведено до нижестоящих инспекций Письмом ФНС России от 03.04.2012 N ЕД-4-3/5543@ (документ размещен на официальном сайте налогового ведомства www.nalog.ru в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами").

Аналогичную позицию контролирующие органы распространяют и на ситуацию, когда в течение налогового периода организация подверглась преобразованию. Так, в Письме от 04.12.2012 N 03-03-06/1/624 Минфин России рассмотрел вопрос правомерности применения ставки 0% медицинской организацией, которая в середине налогового периода была преобразована из ЗАО в ООО. Причем ЗАО до изменения организационно-правовой формы применяло льготный режим налогообложения. По мнению чиновников, ООО как вновь созданная организация не может выполнить определенных ст. 284.1 НК РФ условий о численности и представлении лицензии на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Главное налоговое ведомство аналогичную позицию изложило в Письме от 01.11.2012 N ЕД-4-3/18513. При этом налоговики подошли к данному вопросу ответственнее и аргументировали свою точку зрения более подробно. ФНС напомнила, что в силу п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При этом в соответствии с п. 9 ст. 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшая организация.

Далее авторы Письма отметили, что из содержания ст. 284.1 НК РФ следует, что льготная ставка по налогу на прибыль организаций предоставляется конкретному налогоплательщику, осуществляющему медицинскую деятельность и (или) образовательную деятельность, при соблюдении условий, установленных названной правовой нормой. Поскольку в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования образуется новая организация, вопрос наличия у вновь созданного лица права на применение льготной ставки разрешается отдельно . В заключение Письма ФНС сделала вывод: несмотря на то что вновь образованное юридическое лицо в данном случае и является правопреемником в части исполнения обязанностей по уплате налогов, правопреемство в части льготного режима налогообложения, установленного ст. 284.1 НК РФ, на данную организацию не распространяется.

А вот в отношении реорганизации юридического лица в форме присоединения позиция контролеров иная. Столичные налоговики в Письмах от 17.10.2012 N 16-15/099195@, от 05.10.2012 N 16-15/094918@ указали на следующее: образовательное учреждение, реорганизованное в 2012 г. путем присоединения к нему другого образовательного учреждения, применявшего до этого установленную ст. 284.1 НК РФ ставку налога на прибыль 0%, может применять льготный режим налогообложения только в случае, если своевременно в 2011 г. подало в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет заявление о намерении применять указанную ставку с приложением копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной деятельности, а также при соблюдении условий, предусмотренных в п. 3 названной статьи.

В заключение отметим, что образовательные и (или) медицинские организации, изъявившие желание применять ставку 0% по налогу на прибыль, представляют в налоговый орган соответствующее заявление однократно на весь период ее применения. На это указали специалисты финансового ведомства в Письме от 27.12.2011 N 03-03-06/4/151. Однако такие организации не освобождаются от представления соответствующих деклараций по налогу на прибыль. Об этом московские налоговики напомнили в Письмах от 02.07.2012 N 16-15/057962@, от 05.03.2012 N 16-03/018831@.

Кроме того, организации, не уплачивающие налог на прибыль на основании ст. 284.1 НК РФ, в силу п. 6 указанной статьи ежегодно в сроки, установленные п. 4 ст. 289 для представления налоговой декларации, обязаны подтвердить обоснованность применения ставки 0%, а именно подать в налоговый орган сведения:

  • о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации;
  • о численности работников в штате организации;
  • о численности сертифицированного медицинского персонала (для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность).

Представить данную информацию организации должны по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.11.2011 N ММВ-7-3/892@. Кроме того, указанная отчетность может быть направлена в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с Форматом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.12.2011 N ЯК-7-6/1010@.

Важно, что при непредставлении в установленные сроки названных сведений налогоплательщик лишается права на применение льготной ставки по налогу на прибыль. А это значит, что за весь налоговый период ему придется исчислить налог по ставке 20% и уплатить его в бюджет с учетом пени. Подобная "забывчивость" может привести к тому, что возвратиться на льготный режим налогообложения медицинская или образовательная организация сможет только через пять лет.

Минимизировать затраты на хозяйственную деятельность – основная задача большинства предприятий. Ее успешное решение позволяет привлечь новых клиентов и выделиться среди конкурентов. Экономия средств возможна и при использовании льгот по налогу на прибыль . Расскажем, на что можно рассчитывать.

Что говорит закон

В Трудовом кодексе отсутствует информация о как таковых льготах для плательщиков налога на прибыль. Но для некоторых организаций предусмотрены привилегии:

  • пониженные налоговые ставки;
  • выведение объекта обложения из налоговой базы;
  • новогодние каникулы и т. п.

Все вышеперечисленное относятся к льготам по налогу на прибыль . Они позволяют сократить производственные затраты и повысить рентабельность. Предоставляют их при соблюдении определенных условий. Более того, при прохождении камеральной ревизии инспекторы могут потребовать документацию, подтверждающую право на использование послаблений по налогу на прибыль.

Сниженные ставки: кому положены

Предприятия обязаны вносить в казну налог на прибыль по ставке 20 процентов, из которого большая часть суммы идет в общий бюджет страны. Именно за счет нее возможно снижение платежа до 13,5%. Например, такая льгота по налогу на прибыль одним московским законом предусмотрена для организаций, в которых основную часть персонала составляют инвалиды. Условие – среднесписочное число таких работников составляет не меньше половины, а их доля в ФОТ – от 25 процентов.

Снижение налога на прибыль до 0% положено для определенных плательщиков. Подробная информация и условия предоставления показаны в таблице.

У кого право на нулевую ставку Условия предоставления
Образовательные, медицинские учреждения (за исключением санатарно-курортных) деятельность компании должна быть включена в правительственный список (№ 917);
наличие лицензии;
минимальное число сотрудников – 15 единиц в течение года (непрерывно);
специалисты имеют действующие сертификаты, подтверждающие квалификацию;
в процессе работы не используются векселя или финансовые инструменты, предназначенные для срочных сделок.
Сельхозпредприятия полное соответствие критериям, установленным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ;
использование общего режима налогообложения.
Компании, оказывающие социальные услуги населению организация зарегистрирована в соответствующем реестре;
в штате непрерывно на протяжении отчетного периода работает от 15 сотрудников;
нельзя работать с векселями и финансовыми инструментами заключения срочных сделок.
Компании-резиденты территорий с опережающим социально-экономическим развитием (ТОСЭР) регистрация фирмы на ТОСЭР;
отсутствие подразделений за пределами зоны;
нельзя работать на спецрежимах;
нельзя вести деятельность на рынке ценных бумаг;
доходы учитывают раздельно.
Фирмы, ведущие деятельность в свободной экономической зоне ведение учета доходов и расходов отдельно по каждому виду деятельности (в СЭЗ и за ее пределами);
оплата других налогов происходит в общем порядке.

Как получить преференции

Налогоплательщик должен подать соответствующее заявление в местную ИФНС. Срок – не позднее, чем за месяц до начала нового отчетного периода. Потребуется также приложить:

  • документы, которые подтверждают право на предоставление льготы по налогу на прибыль ;
  • справки, доказывающие соблюдение всех условий.

Также обычно нужно приложить отчет с рассчитанной долей расходов, на которые распространяется льгота по налогу на прибыль .

С 1 января 2002 года утратил силу Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Отменяются и льготы, предоставленные этим законом, кроме тех, что сохранят силу на какое-то время в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

Льгота по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей

Абзацем первым пункта 5 статьи 1 закона о налоге на прибыль определено, что не являются плательщиками этого налога предприятия, получающие прибыль от реализации сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, которую они произвели или добыли сами. Исключение составляют лишь сельскохозяйственные предприятия индустриального типа.

Такой же порядок налогообложения этих организаций сохранится и в этом году. Он будет действовать, пока не будет принята глава Налогового кодекса, которая введет специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Льгота по налогу на прибыль для малых предприятий

В соответствии с законом о налоге на прибыль малые предприятия пользовались льготами по этому налогу. Они не платили его в первые два года своего существования, а в третий и четвертый годы работы должны были уплачивать налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от ставки налога на прибыль. Правда, эта льгота распространялась не на все предприятия, а лишь на те, которые:

Глава 25 Налогового кодекса отменила многие льготы, но часть из них пока еще будет действовать. О них и пойдет речь в данной статье.

  • строили объекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения. Воспользовавшись этой льготой, малое предприятие должно было следить за тем, чтобы доля выручки от вышеуказанных видов была больше:
  • 70 процентов общей выручки предприятия (в первые два года деятельности);
  • 90 процентов общей выручки предприятия (во вторые два года деятельности).

В 2002 году эти льготы также будут действовать, но только для тех предприятий, которые успели зарегистрироваться до 31 декабря 2001 года. А вот малым предприятиям, которые открылись уже в этом году, придется платить налог на прибыль в полном объеме.

Из пункта 4 статьи 6 закона о налоге на прибыль следует, что срок, с которого начинает действовать эта льгота, - момент государственной регистрации малого предприятия. Таким образом, малое предприятие, для которого 2002 год является первым или вторым годом его деятельности, вообще не уплачивает налог на прибыль. А малое предприятие, для которого 2002 год является третьим или четвертым годом работы, должно исчислять налог в размере 25 процентов (третий год) и 50 процентов (четвертый год) от ставки, установленной статьей 284 Налогового кодекса.

Пример

ЗАО «Актив» является малым предприятием. Оно зарегистрировано 15 ноября 2000 года и использует льготу, предусмотренную пунктом 4 статьи 6 закона о налоге на прибыль. До 15 ноября 2002 года при соблюдении условий пользования льготой предприятие налог на прибыль не уплачивает. 15 ноября 2002 года истекает двухлетний срок деятельности предприятия. И если доля выручки от деятельности, указанной в пункте 4 статьи 6 закона о налоге на прибыль, превышает 90 процентов от общей выручки предприятия, налог на прибыль с 16 ноября 2002 года по 15 ноября 2003 года уплачивается по ставке 6 процентов (24% # 25%). А по прибыли, полученной с 16 ноября 2003 года по 15 ноября 2004 года, налог исчисляется по ставке 12 процентов (24% # 50%).

Льгота по налогу на прибыль для вновь созданного производства

Согласно абзацу двадцать седьмому пункта 6 статьи 6 закона о налоге на прибыль, прибыль, полученная от вновь созданного производства, налогом не облагалась. При этом вновь созданным признавалось производство, которое выделено в обособленное структурное подразделение на базе новых производственных мощностей, стоимость которых превышала 20 000 000 руб. Чтобы получить эту льготу, предприятие должно было составить соответствующее технико-экономическое обоснование и согласовать его с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следует так же иметь в виду, что не признавалось вновь созданным производство, организованное на базе производственных мощностей, которые приобретены как имущественный комплекс. Эта льгота не распространялась на производства, созданные в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций.

Льготу разрешалось применять в течение периода окупаемости производства, но не свыше трех лет. В 2002 году данная льгота в отношении прибыли, полученной от производства, которое было вновь создано до вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса, сохраняется.

Пример

ООО «Пассив» в октябре 2000 года закупило оборудование и приобрело лицензию для производства черепицы по немецкой технологии. Стоимость оборудования составила 35 000 000 руб. Решение открыть поточную линию по производству черепицы было одобрено государственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В технико-экономическом обосновании предприятие прогнозировало выйти на полные производственные мощности через четыре года.

Таким образом, прибыль «Пассива» от реализации произведенной черепицы освобождается от налогообложения на три года, то есть с октября 2000 года по сентябрь 2003 года. Целевые программы Исходя из абзаца четырнадцатого пункта 6 статьи 6 закона о налоге на прибыль, освобождалась от налогообложения прибыль иностранных и российских юридических лиц, которую они получили от выполнения строительно-монтажных работ и оказания консультационных услуг при осуществлении целевых социально-экономических программ жилищного строительства и создания центров профессиональной переподготовки военнослужащих.

Но существовало одно условие: эти мероприятия должны были осуществляться за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи международных организаций и правительств иностранных государств в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями. Эта льгота независимо от вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса действует до окончания соответствующих программ.

Радиационная льгота по налогу на прибыль

Закон о налоге на прибыль (абз. 10 п. 6 ст. 6) освобождал от налогообложения прибыль предприятий, находящихся в регионах, которые пострадали от радиоактивного загрязнения (вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф). И чтобы получить эту льготу, предприятия должны были:

Доля таких работ должна превышать 50 процентов от общего объема выполненных работ. Если предприятие не выполняло это условие и указанные работы были менее 50 процентов в общем объеме, то оно могло не платить налог только с части прибыли, полученной в результате выполнения этих работ. Перечень же регионов радиоактивного загрязнения определяется правительством. С 1 января 2002 года эта норма не утратила свою силу. Она действует до тех пор, пока не завершатся ранее начатые программы по ликвидации последствий радиационных катастроф.

Другие федеральные льготы по налогу на прибыль

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль по облигациям, которые предприятия получили при новации государственных ценных бумаг, таких как ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ, до 1 января 2002 года был установлен пунктом 4 статьи 2 закона о налоге на прибыль. Этот же порядок сохранится и в дальнейшем до полного выбытия этих облигаций с баланса предприятия.

Кроме того, закон о налоге на прибыль определял, что прибыль, полученная инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции, включается в состав внереализационных доходов (абз. 1 п. 6 ст. 2). А в целях налогообложения эта прибыль вычиталась из валовой прибыли.

Точно такой же порядок будет действовать и в этом году до тех пор, пока не вступит в силу глава Налогового кодекса, которая определит специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции.

Региональные и местные льготы по налогу на прибыль

На основании пункта 9 статьи 6 закона о налоге на прибыль законодательные органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо федеральных льгот могли устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы.

Размер этих льгот не должен был превышать сумм налога на прибыль, который подлежит зачислению в их бюджеты. Закон № 110-ФЗ отменил действие всех этих льгот, кроме одной. Она касается предприятий, которые реализуют инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности. И если на 1 июля 2001 года такие проекты были уже начаты, то в 2002 году льгота для предприятия сохраняется и действует до окончания срока, на который она была предоставлена.