Курсовая работа: Валютный курс и его регулирование. Виды валютных курсов их характеристика и методы регулирования

Валютный курс и валютное регулирование.

1. Основные понятия системы валютного регулирования и функции Национального Банка в этой системе.

Под валютным регулированием принято понимать совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностраннйо валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса.

Основными элементами системы валютного регулирования являются:

1) законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основные принципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования, уровни реализации данной системы;

2) органы валютного регуоирования;

3) процедура регламентации проведения валютных операций (при директивном механизме валютного регулирования).

Первый элемент системы предназначен для определœения:

Стратегических целœей, достигаемых применяемым механизмом регулирования;

Органов валютного регулирования, их состава и функций.

Органы валютного регулирования, в соответствии со своими функциями, устанавливают регламент валютного регулирования на каждом его уровне - уровень контроля.

Система валютного регулирования Республики Беларусь представляет собой совокупность субъектов и объектов регулирования, а также набор инструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения цели по обеспечению устойчивого обменного курса национальной денежной единицы.

Одним из субъектов валютного регулирования является Национальный Банк Республики Беларусь.

Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка Республики Беларусь (НБ РБ), является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком (НБ) используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь (РБ) на Национальный банк возложены функции исполнительного органа государственного валютного регулирования и контроля по определœению сферы и порядка обращения иностранной валюты на территории Республики Беларусь, регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам, лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютными ценностями.

2. Критерии оптимальности национальной валютной системы. Особенности различных видов валютных режимов и выбор эффективного механизма валютного регулирования.

Направления деятельности органов государственного валютного регулирования (НБ РБ, Министерства финансов и др.) определяются, исходя из критериев оптимальности национальной валютной системы. Для выбора оптимального валютного режима и эффективной системы валютного регулирования должны быть определœены критерии оптимальности элементов национальной валютной системы, рассмотрены особенности различных видов валютных режимов для применения в нашей стране и уточнены действующие принципы директивного механизма валютного регулирования – определœение сферы валютного регулирования (1), монополизация валютных операций уполномоченными банками (2), декларирование цели и крайне важно сти проведения внешнеэкономической операции (3), лицензирование прав резидентов на авуары за границей (4), изоляция внутреннего рынка национальной валюты от европейского рынка (5), запрет компенсационных и арбитражных операций резидентами на рынке ʼʼFOREXʼʼ.

Валютный режим - ϶ᴛᴏ совокупность форм и методов, используемых при установлении валютного курса, ᴛ.ᴇ. , режим установления курса обмена валют.

Главная цель любого валютного режима – сохранение внешней конкурентоспособности экономики на базе укрепления платежного баланса и стабилизации производства.

В переходной экономике обменный курс выполняет важную функцию. Он используется для устранения искажений в структуре относительных цен на товары и услуги, оставшиеся от предыдущего состояния экономической системы, в которой ценообразование не велось с учетом рыночных механизмов. В экономике рыночного типа производители экспортируемых товаров подстраивают свое производство под мировые цены, после чего происходит корректировка относительных цен на не экспортируемые товары. В результате, национальная экономика органично встраивается в мировую структуру относительных цен. При изменении цен на внешних рынках стабилизатором цен на внутреннем рынке является адекватно измененный курс национальной валюты. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, внешние потрясения не будут отражаться на конкурентоспособности отечественной экспортной продукции.

При выборе системы обменного курса (валютного режима) правительства, как правило, руководствуются следующими критериями :

Текущим уровнем конкурентоспособности экономики;

Состоянием платежного баланса и финансовой системы;

Состоянием валютных резервов;

Экономическим и политическим климатом в стране и др.

Выбирая ту или иную систему обменного курса, Центральный банк фактически делает выбор между целœевыми агрегатами регулирования, среди которых можно выделить – внутренние кредиты, дефицит платежного баланса, международные резервы и внешний долᴦ.

Главный критерий оптимальности валютного режима и механизма валютного регулирования можно определить как минимизация отклонения объёмов реального производства народного хозяйства в условиях кризиса, возникающего из-за внешний и внутренних факторов, от объёмов производства в периоды подъема экономики.

Разработка механизмов валютного регулирования, способствующих приостановлению и последующему предотвращению оттока отечественного капитала в переходные периоды развития и период, охватывающий развитие элементов финансового рынка – эту задачу можно рассматривать, как основную для решения проблемы дефицита платежного баланса Республики Беларусь.

Исторически, движение денежных потоков классифицируют на потоки текущего и капитального характера. С позиции воздействия на эти потоки средств выделяется директивное направление валютного регулирования и экономическое (либеральное). Результаты реализации данных направлений валютного регулирования направлены на изыскание дополнительных источников финансирования внешнеэкономических диспропорций и создания условий для их ликвидации:

Применение директивного направления валютного регулирования определяется экспертами МВФ, как использование механизмов директивного вмешательства;

Применение экономического механизма определяется как применение операций на ʼʼоткрытом рынкеʼʼ (либеральное направление).

В мировой практике образования валютно-обменного курса выделяют два базовых режима :

1) механизм фиксирования или привязки курса национальной валюты по отношению к курсу другой валюты или корзинœе валют;

2) режим, противоположный первому, основанный на свободноплавающих валютно-обменных курсах.

Стабилизация экономики может осуществляться через один из перечисленных режимов. Применение в явном виде определœенного механизма валютного регулирования, одного из двух валютных режимов в конкретной стране не происходит, так как не дает положительного эффекта в силу наличия национальных особенностей данного хозяйственного механизма. Вместе с тем, гибкие валютные режимы, такие как ʼʼуправляемыеʼʼ или ʼʼпривязки к нескольким валютамʼʼ, завоевывают всœе большее количество стран.

Эволюция валютных режимов в мировой практике свидетельствует о наличии тенденции постепенного перехода стран от режимов фиксирования валютно-обменного курса к более гибким валютным режимам. В корне механизма образования курса валют при гибких валютных режимах лежит реальный спрос и предложение на национальную валюту на внутреннем и внешнем рынках.

2.1. Применение валютного режима в форме механизма Валютного Совета и единой валютной зоны, фиксированного обменного курса.

2.1.1. В случае отказа от применений развития валютных режимов, страна входит своей территорией в зону действия определœенной валюты (зону механизма Валютного Совета).

Валютный режим в форме механизма Валютного Совета и единой валютной зоны полностью исключает возможность финансирования расходов государства кредитной или бюджетной эмиссией центральным банком и правительством. Валютное обеспечение режима Валютного Совета и единой валютной зоны означает, что государству необходимы достаточные иностранные резервы для обеспечения свободной внутренней конвертируемости национальной валюты. Данное условие является основным при выборе валютного режима в форме Валютного Совета и единой валютной зоны.

Принимая валютный режим в форме механизма Валютного Совета и единой валютной зоны, страны привязывают курс своей валюты к курсу валюты более крупной страны. До тех пор, пока денежно-кредитная политика этой крупной страны является стабильной, малая страна будет выигрывать от этого.

Механизм Валютного Совета устанавливает фиксированный обменный курс по отношению к той иностранной валюте, к которой привязывается внутренняя валюта͵ а иностранные резервы внутренней валюты полностью обеспечены при конвертации внутренней валюты. Такой валютный режим означает, что эмиссия национальной валюты осуществляется только лишь в обмен на резервы в иностранной валюте, к которой привязана внутренняя валюта.

Важно заметить, что для стран с высоким уровнем инфляции и длительным ее периодом, благодаря чему правительство потеряло доверие общества, пересмотр валютных курсов становится чрезмерно обременительным. Достаточно эффективным режимом для таких стран может стать режим вхождения в Валютный Совет и единую валютную зону.

2.1.2. Фиксированные курсы обязывают органы финансового регулирования к проведению более жестокой денежно-кредитной политики и ʼʼдисциплинœе ценʼʼ, что помогает в сжатые сроки снизить темпы инфляции с меньшими потерями для экономики. Фиксация курса может в среднесрочном плане способствовать ограничению роста инфляции издержек в экономиках, находящихся под влиянием импорта.

Фиксирование обменного курса в пределах утвержденного размера допускает бюджетную и кредитную эмиссии без соответствующего обеспечения резервами в иностранной валюте. Такая гибкость может привести к серьезным осложнениям в состоянии резервов государства в иностранной валюте. При фиксированном обменном курсе и мобильном капитале Центральный банк не может одновременно регулировать предложение денег и обменный курс, так как хозяйствующие субъекты имеют возможность обращать национальную валюту в иностранные активы. Денежная экспансия снижает ставку процента͵ и капитал устремляется за границу. При значительном увеличении объёма денежной массы, фиксированный обменный курс, по мере истощения иностранных резервов, будет испытывать возросшее давление. Центральный банк будет вынужден принять меры по ужесточению денежно-кредитного регулирования и повысить краткосрочные проценты ставки по депозитам для удержания фиксированного уровня обменного курса.

Удержать фиксированный обменный курс становится достаточно проблематично. Центральный банк может попытаться устранить воздействие изменений в валютных резервах на денежную массу посредством девальвации обменного курса. В случае если такая корректировка не производится, обменный курс может потенциально испытывать еще большее давление.

Как показывает мировой опыт, фиксированный валютный курс наиболее эффективно действует в стране со следующими условиями в экономике :

Небольшая и открытая экономика, находящаяся под влиянием сильной валюты (или валюты основного торгового партнера);

Значительная часть внешней торговли осуществляется со страной, к валюте которой привязана национальная валюта (для создания стабильных условий торговли для национальных производителœей);

Макроэкономическая политика нацелена на поддержание инфляции на уровне страны, к валюте которой предполагается осуществлять привязку (при условии низких уровней инфляции);

В стране реализуются структурные реформы, и обеспечивается реальная независимость Центрального банка.

При этом фиксированный валютный курс без проведения ощутимых реформ не может обеспечить длительной макроэкономической стабилизации. По этой причине с введением фиксированного курса правительству крайне важно одновременно уравновесить такие макроэкономические показатели, как объём денежной массы, объём товаров и услуг и уровень цен. Очень важно не допустить роста номинальной заработной платы, так как иначе ее рост будет съедать прибыли предприятий-экспортеров, которые не смогут соответственно повысить свои цены ввиду крайне важно сти сохранения конкурентоспособности на мировом рынке.

Т.о., при использовании механизма Валютного Совета и единой валютной зоны, фиксированного обменного курса, стране необходимы значительные иностранные резервы для завоевания, а затем поддержания доверия к национальной валюте, а также обеспечения полной конвертируемости национальной валюты в иностранную валюту, с которой она объединœена в случае режима Валютного Совета.

Механизм валютных ограничений предусматривает ускорение валютных поступлений на корреспондентсткие счета Центрального банка и уполномоченных банков, сдерживание вывоза валютных ценностей из страны, так как механизм валютных ограничения, как правило, распространяется на движение капитала. Основанная на этом режиме экономическая политика руководящих органов страны обеспечивает постепенность экономического подъема и перехода к рыночной экономике, стабилизацию потоков сбережений резидентов на стадии, когда доверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось.

Фиксированный валютный курс эффективен :

1) при значительных резервах иностранной валюты у центрального регулирующего органа;

2) при отсутствии неожиданных ценовых шоков;

3) в случае привязки к корзинœе валют.

В странах с переходной экономикой использование номинального валютного курса ограничено тем, что в этих странах инфляция имеет не только монетарное происхождение, но также связана с деформацией механизма ценообразования, сильным монополизмом в экономике и кризисом неплатежей.

Фиксированный валютный курс, как правило, не является эффективным при кризисе платежного баланса ввиду неизбежности макроэкономической корректировки. При фиксированных валютных курсах эффективность фискальной политики относительно выше, чем монетарной, так как весь эффект от изменения объёма денежной массы уходит на цели поддержания валютного курса и не затрагивает уровней занятости и выпуска.

2.2. Влияние теневого валютного рынка на выбор валютного режима

Неотъемлемым сегментом официального валютного рынка при данном валютном режиме обменного курса является наличие теневого валютного рынка.

Оптимальность валютного режима и механизма валютного регулирования проявляется в следующем:

1) минимизации спекулятивных факторов, влияющих на динамику валютно-обменного курса национальной валюты, как на сегментах внутреннего валютного рынка, так и на внешнем валютном рынке ʼʼFOREXʼʼ;

2) в повышении конкурентоспособности экспортной отечественной продукции, выражающейся как в сокращении дефицита текущего счета платежного баланса, так и минимизации оттока капитала.

Валютно-обменные котировки теневого рынка ориентируются на котировки неорганизованного рынка нерезидентов, на котором используется механизм валютного режима свободного плавания обменного курса. В конечном итоге валютно-обменные котировки теневого рынка окончательно подрывают доверие субъектов хозяйствования (резидентов и нерезидентов) и физических лиц к национальной валюте. По этим причинам с середины 70-х годов развивающиеся страны начали постепенно менять системы методов расчета обменного курса. От привязывания валютно-обменного курса национальной валюты к одной валюте они переходят к ориентации курса национальной валюты к корзинœе валют, либо к применению более гибкой системы расчета валютных курсов, при которой курс национальной валюты часто пересматривается.

Решение возрастающего числа развивающихся стран перейти от привязки к отдельной валюте к методу корзины валют, частично, вызвано желанием максимально снизить неблагоприятное воздействие на экономику колебаний валютного курса базовых валют, которые происходят с момента всœеобщего признания плавающих валютных курсов в 1973 году и особенно в 80-е годы. Курсовые колебания создали для развивающихся стран массу проблем, начиная от неопределœенности доходов от инвестиций в сектор от экспортируемых товаров, до управления государственными финансами, внешним долгом и резервами в иностранной валюте.

Развивающиеся страны стали также всœе более активно обращаться к режиму с более гибким установлением обменного курса национальной валюты, при котором валютный курс часто пересматривается. Эти системы именуются в официальных документах как ʼʼприспособление к индексамʼʼ, ʼʼуправляемое плаваниеʼʼ или ʼʼнезависимое плаваниеʼʼ, но эти термины не соответствуют действительности, так как в большинстве случаев валютный курс устанавливается органами государственного валютного регулирования, хотя его достаточно часто пересматривают. Одна из проблем для развивающихся и не чересчур стабильных экономик состоит в том, что внешние обменные рынки многих таких стран чересчур слабы, чтобы предотвратить чрезмерную изменчивость курсов.

2.3. Использование свободно плавающего валютного курса

Своевременно учитывающим соотношение спроса и предложения на национальную валюту является режим свободного плавания валютно-обменного курса.

В случае отсутствия достаточных резервов для интервенций в целях поддержания объявленного фиксированного уровня обменного курса, для Центрального банка наиболее приемлемым становится вариант выбора валютного режима свободно плавающего курса. При этом принятие такого решения отпугивает крайне важно стью частого изменения валютного курса и проведения валютных интервенций со стороны государства по открытым правилам. Государственные органы валютного регулирования лишаются возможности распределœения иностранной валюты директивным способом. При валютном режиме свободно плавающего курса происходит частое изменение валютного курса под влиянием изменений реального спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем и внешнем валютных рынках.

Центральный банк, как правило, следит за обменным курсом и определяет его влияние на изменение внутренних цен. В странах с переходной экономикой складывается ситуация, когда внутренние цены ориентируются на обменный курс. В промышленно развитых странах обменный курс зависит от уровня цен. Центральный банк может влиять на динамику обменного курса посредством изменения процентной ставки. Для успешного применения валютного режима свободноплавающих обменных курсов нужно гораздо меньше резервов в иностранной валюте, чем для успешной реализации режима с фиксированным обменным курсом.

Гибкие валютные курсы наиболее благоприятны для стран со стабильной и планируемой денежной и бюджетной политикой. Устранение нестабильности экономической политики как источника внутренней нестабильности означает, что наибольшее влияние будет оказывать внешнеторговый сектор, гибкие валютные курсы помогут преодолеть их отрицательное влияние с наименьшими потерями для экономики.

В случае если экономика страны широко диверсифицирована, то ценовая эластичность спроса будет достаточно высока, и система плавающего валютного курса будет способна нормально функционировать и более эффективно реагировать на потребности, как внутреннего регулирования, так и внешнего. Чем выше открытость экономической системы, тем сильнее воздействие регулирования валютных курсов на стабильность местных относительных цен в национальной валюте и распределœение ресурсов.

Валютный режим, ориентированный на плавающий валютный курс наиболее эффективен :

В странах со стабильной экономикой с многосторонними внешнеторговыми отношениями и прогнозируемой фискальной и денежно-кредитной политикой;

В условиях гиперинфляции;

При системе управляемого плавания;

Для урегулирования кризиса платежного баланса.

Выбор свободноплавающего курса снимает проблему определœения уровня обменного курса национальной валюты, так как проблема определœения стоимости национальной валюты разрешается на рынке. К преимуществам такого режима также относится и тот факт, что в такой ситуации не возникает проблема дисбаланса платежного баланса в результате истощения резервов государства в иностранной валюте, имеющая место при режиме фиксированного обменного курса.

При этом следует отметить, что замедление темпов инфляции и стабилизация экономики с помощью регулирования объёма денежной массы и использования свободно плавающего валютного курса требуют от Центрального банка страны осуществления определœенных интервенций с целью недопущения чрезмерных колебаний валютного курса. Как показывает опыт наиболее прогрессивных в реформах бывших социалистических стран, управляемое плавание возможно только в случае, в случае если Центральному банку удается накопить достаточный объём валютных резервов либо за счёт достижения положительного сальдо текущего счета͵ либо за счёт займов международных организаций.

Как и любой другой режим, режим свободноплавающего курса должен рассматриваться с учетом национальных особенностей экономики страны, в которой планируется его применение, так как наличие форм внутреннего теневого рынка и спекулятивных проявлений на неорганизованном рынке национальной валюты могут привести к отрицательным последствиям. Полная свобода движения капиталов в условиях перестройки экономики может вызвать рост спекулятивных операций с национальной валютой, которые носят особенно разрушительный характер на начальной стадии процесса реформ, на этапе отсутствия достаточного доверия к политике правительства. Большое движение капиталов может вызвать большие колебания уровня официальных валютных запасов и, тем самым, воздействовать на денежную массу. Данные колебания, в свою очередь, делают процентную ставку по депозитам очень неустойчивой и создают атмосферу еще большего недоверия, не способствующую развитию производства и росту капиталовложений.

В этих условиях (экономика страны испытывает период структурных преобразований) валютные ограничения могут содействовать стабильности и независимости денежной политики государства. Центральным банком должны быть разработаны четкие принципы организации валютного контроля, как одного из направлений валютного регулирования, позволяющего минимизировать дестабилизирующий фактор спекулятивных ожиданий.

Валютный контроль должен предшествовать валютному регулированию на экономических принципах. Ограничивая движение капитала, государственные органы валютного контроля получают возможность маневра для установления процентной ставки по депозитам исходя из внутренних целœей государства, а не от уровня процентных ставок за рубежом.

2.4. Преимущества и недостатки альтернативных режимов валютного курса и условия, определяющие выбор одного из них.

Выбор валютного режима определяется в немалой степени экономическими целями правительства, причинами кризиса экономики:

Режим фиксированных валютных курсов в большей мере сдерживает правительства с отрицательным сальдо в международных расчетах. Следовательно, при переходе к режиму плавающих валютных курсов страны с дефицитом платежного баланса получают больше свободы;

Для стран с дефицитом платежного баланса рекомендуется дефляционная политика, для стран с активным сальдо – инфляционная. При этом отказ от фиксированных курсов и переход на режим плавающих приводит к инфляционной политике.

В случае кризисных явлений экономики внутри страны крайне важно рассматривать и учитывать причины их возникновения – в финансовой сфере, либо в сфере товарного производства.

В случае если кризисные явления вызваны потрясениями на финансовых рынках в результате краткосрочных конъюнктурных колебаний, как правило, применение валютного режима фиксированного курса позволит в течение краткосрочного периода стабилизировать кризисные явления, при условии наличия сильной валютно-резервной позиции Центрального банка.

В случае возникновения причин кризиса в сфере материального производства, применение режима фиксированного курса без кардинальной структурной перестройки хозяйственного механизма приведет к истощению валютных резервов государства и к усилению внешнеэкономических диспропорций в форме дефицита платежного баланса.

Можно заключить, что выбор оптимального варианта режима валютного курса должен осуществляться с учетом национальных особенностей состояния экономики:

Система фиксированных валютных курсов является более эффективной в делœе стабилизации денежного обращения и денежного рынка, в то время как гибкие валютные курсы имеют преимущества при стабилизации производства и улучшении платежного баланса;

Валютный режим Валютного Совета и единой валютной зоны, фиксированного валютно-обменного курса, как правило, применяются в периоды краткосрочных конъюнктурных колебаний на внутреннем финансовом рынке. Длительное использование режима фиксированного обменного курса может привести к неоправданным расходам государства по поддержанию зафиксированного уровня обменного курса и усилению внешнеэкономических диспропорций.

Вместе с тем, при выборе системы валютных курсов важно учитывать степень инфляции и уровень состояния резерва иностранной валюты:

Если уровень инфляции в стране незначительно превышает уровень инфляции за рубежом, то должно быть проведено снижение курса собственной валюты. Но, в случае если разница в уровнях инфляции значительна, и дисбаланс в структуре стоимости и цен достиг огромных значений, то для выхода из сложившегося кризиса применяется система плавающих валютных курсов как на краткосрочный, так и на долгосрочный период;

Если запасы иностранной валюты сильно истощены, а внешний долг достиг очень значительного уровня, то крайне важно большее регулирование валютного курса для того, чтобы не только поддержать международную конкурентоспособность, но и для накопления запасов, необходимых для корректировки неустойчивости платежного баланса.

Ни один оптимальный валютный режим в полной мере не может защитить национальную экономику от проявлений внешних кризисных явлений. Валютный режим является только дополнением главному элементу национальной валютной системы – механизму валютного регулирования (в условиях экономики переходного периодана принципах ʼʼвалютного контроляʼʼ). Только эффективный механизм валютного регулирования, построенный на четко определœенных в законодательном порядке принципах, через который предупреждаются и минимизируются последствия кризисных явлений на внешних финансовых рынках, в полной мере может защитить внутренний валютный рынок от внешних потрясений в краткосрочном периоде.

Директивные меры валютного регулирования в определœенном отрезке времени оказывают положительное влияние на развитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения для производства капиталовложений не в иностранные предприятия, а внутри страны, что является не маловажным фактором в условиях недостаточной поддержки со стороны инвесторов из-за недоверия к политике своего правительства.

Вместе с тем, директивное регулирование в целом не может заменить экономической политики, ориентированной на стабилизацию цен. Валютные ограничения не могут обеспечить долгосрочной стабильности обменного курса и валютной политики. Такой результат возможен только при условии направления механизма денежно-кредитного регулирования на стабилизацию цен и установление прочного внешнеторгового равновесия.


Формы государственного валютного регулирования:
прямое (административное), реализуемое путем законодательных актов. Нивелирует последствия от падения рынка;
косвенное (экономическое), через воздействие на участников рынка посредством экономических стимулов и методов воздействия определяет границы рынка.

Направления валютного регулирования – регулирование:
платежного баланса;
вывоза - ввоза капитала;
объема и структуры импорта и экспорта товаров и капиталов;
золотовалютных ресурсов государства;
текущей конъюнктуры валютного рынка (воздействие на спрос и предложение);
международных расчетов (сроки проведения, порядок платежей).
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КУРСА
1) валютные интервенции;
2) дисконтная политика (процентное регулирование);
3) протекционистские меры.
4) двойной валютный рынок.
5) девальвация и ревальвация.
6) диверсификация золотовалютных резервов.
7) регулирование валютного рынка.
8) валютные кредиты.
1. Валютные интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже валюты.
Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную, что уменьшает активную денежную массу в стране. Одновременно уменьшается спрос на иностранную валюту, что в совокупности и увеличивает курс национальной валюты.
Для снижения курса национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную, что увеличивает денежную массу в государстве.
Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.
Выделяют «стерилизованные» и «нестерилизованные» валютные интервенции.
«Стерилизованные» интервенции предполагают проведение мероприятий, нейтрализующих влияние интервенций на внутренний денежный рынок (прежде всего на денежную базу). Последствия интервенции иностранных активов компенсируются обратными изменениями внутренних активов (например, покупкой-продажей государственных ценных бумаг). Меняется структура активов Центрального банка, но не их объем.
«Нестерилизованные» интервенции не предполагают подобных компенсирующих мер и ведут к изменению денежной базы.

Валютные интервенции не затрагивают причин долгосрочного движения валютных курсов, что снижает их эффективность как метода валютного peгулирования.
Для того чтобы валютные интервенции привели к изменению курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

  • изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы;
- наличие золотовалютных резервов в центральном банке;

2. Дисконтная политика - это изменение центральным банком процентной ставки (СР, учетной), с целью регулирования курса через стоимость кредита на внутреннем рынке и международное движение капитала (платежный баланс).
В условиях пассивного платежного баланса центральный банк может повышать ставку рефинансирования и тем самым стимулировать приток капитала из тех стран, где она ниже. Приток капитала улучшает состояние платежного баланса и повышает покупательную способность национальной валюты.
При активном сальдо платежного баланса для целей его уравновешивания центральный банк снижает ставку рефинансирования, что вызывает отток капиталов за рубеж. Это одновременно уменьшает покупательную способность национальных денег.
Эти манипуляции центрального банка с процентными ставками могут ухудшить условия функционирования субъектов национальной экономики (вызвать удорожание кредита или, наоборот, необоснованный рост денежного предложения).
Более эффективно комбинирование методов интервенций и процентной политики.

3. Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. Это валютные ограничения, использование тарифов и лицензий. Валютные ограничения – это регламентация операций с валютой.
Валютные ограничения контролируют приток капитала, сужают валютный обмен и платежи по международным сделкам.

Виды валютных ограничений:
1. Валютная блокада - полное или частичное блокирование валютных счетов,
2. Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты,
3. Регулирование международных платежей в части движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг,
4. Концентрация в руках государства (центральном и уполномоченных банках) иностранной валюты и других валютных ценностей.
5. Лицензирование валютных операций.

4. Двойной валютный рынок предполагает деление валютного рынка на две части: коммерческий рынок, где используется официальный (заниженный) валютный курс, и финансовый рынок (движения капиталов, кредитов) с oпeрациями по рыночному (реальному) курсу. Данный метод (протекционистского характера) позволяет экономить валютные резервы, снижая потребность в валютной интервенции.
5. Девальвация и ревальвация. В условиях фиксации курса реальный курс будет отклоняться от официального (фиксированного), что потребует девальвации (ревальвации) валюты.
Девальвация повышает конкурентоспособность экспорта, но может привести к росту цен на внутреннем рынке.
Ревальвация дестимулирует экспорт, но дает прямые выгоды импортерам и кредиторам.
6. Диверсификация золотовалютных резервов. Формирование оптимальной структуры резервов за счет различных резервных валют (в зависимости от курса и стабильности валют) и рациональное размещение резервов. Формы размещения валютных резервов: покупка государственных ценных бумаг в резервной валюте и размещение средств в депозиты (как правило, краткосрочные) зарубежных банков. Высоколиквидные средства должны быть размещены в высоконадежных учреждениях с минимальным риском.
7. Регулирование валютного рынка. В период дестабилизации экономики усиливается роль биржевого рынка (проведение валютных аукционов), а в условиях устойчивой повышается значимость межбанковского (внебиржевого) рынка.

8. Валютные кредиты – способствуют притоку капитала.

Еще по теме 1.4.4. Методы государственного регулирования валютного курса::

  1. ФИКСИРОВАННЫЙ И ПЛАВАЮЩИЙ ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ. СИСТЕМА регулирования валютного курса
  2. 2 вопрос. Виды режима валютного курса. Методы валютной котировки
  3. Валютная политика и теории регулирования валютного курса
  4. Политика России по регулированию валютного курса. Повышение открытости российской экономики
  5. 42. Метод регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств и суть валютных ограничений
  6. 16.4. Государственное регулирование экономики и экономическая политика основы методологии и. методы регулирования экономики; функции государства в смешанной экономике; система государственного регулирования экономики

Введение

В России действует режим плавающего валютного курса. Это означает, что курс рубля не является фиксированным и какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. Динамика курса рубля определяется соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на валютном рынке. Гибкий валютный курс помогает экономике России подстраиваться под меняющиеся внешние условия, сглаживая воздействие на неё внешних факторов. Банк России в нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью повлиять на динамику курса рубля. В то же время Банк России пристально следит за ситуацией на валютном рынке и может совершать операции с иностранной валютой для поддержания финансовой стабильности. Валютное регулирование в России осуществляется с непосредственным использованием нормативной базы. Основными законодательными актами в этой категории являются положения федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ, а также перечень нормативных актов, распорядительных документов, писем и методических рекомендаций Банка России. Актуальность рассматриваемой проблемы валютного регулирования, направленного на стабилизацию курса национальной валюты в условиях нестабильности, бесспорна. Современная ситуация в геоэкономике– применение санкций к России, резкое падение цен на нефть, являющейся основной статьей доходов государственного бюджета, - оказывает непосредственное влияние на экономику России, в том числе на курс национальной валюты – рубля. В таких условиях важность валютного регулирования и контроля ощутимо возрастает: для стабилизации состояния экономики и возможности сведения к минимуму негативного воздействия кризиса необходимо прямое воздействие Центрального Банка совместно с Правительством страны. Часто это воздействие сводится к варьированию либо в сторону укрепления курса валюты, либо в сторону сведения ее к «плавающему» курсу. Однако не только подобная функция составляет валютное регулирование: в различных ситуациях действия упомянутых органов принимают множество форм. Поэтому целью нашего исследования является рассмотрение мер и способов валютного регулирования в России в период с 2013 года, когда экономика пребывала в относительной стабильности, по 2016 год, охватывая, таким образом, экономическую нестабильность в России. Цель работы – изучение методов валютного регулирование и их необходимость. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Рассмотреть понятие и виды валютных курсов. Выявить роль Центрального Банка на валютном рынке. Рассмотреть основные инструменты регулирования и контроля валютных курсов. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Сущность и виды валютных курсов Валютный курс - это некое денежное соотношение между валютами, т.е. выражение стоимости валюты одного государства в денежных единицах другого. По-другому, валютным курсом можно в перспективе назвать цену иностранной валюты. Валютные курсы внешне представляются участникам обмена в виде коэффициента пересчета одной из валют в иную, который определяется соотношением спрос/предложение на рынках валют. Но при этом стоимостной основой любого курса валют будет покупательная способность определенной валюты, которая выражена в среднем национальном уровне цен на услуги, товары и инвестиции . Покупатели и производители при помощи валютных курсов ведут сравнение национальной цены с ценами других государств и выявляют степень выгодности инвестиций либо развития производства. виды валютных курсов используются в государствах и мировой экономике: - Фиксированный курс валют это некое соотношение между 2-мя валютами разных стран, которое устанавливается законодательными актами. - Установление плавающего валютного курса происходит на валютных биржах в процессе торгов. - Промежуточный валютный курс между фиксированным курсом и плавающим. К такому курсу относится режим, так называемой «скользящей фиксации», когда Центробанки устанавливают валютные курсы ежедневно, опираясь на определенные показатели, к примеру, уровень инфляции, изменение величины золотовалютного резерва и т.п. Также к такому курсу относят режим «валютного коридора», т.е. Центробанки устанавливают пределы колебания (верхний/нижний) курса валют. - Текущий валютный курс или спот-курс, является курсом кассовой, т.е. наличной сделки. По данному курсу расчеты производятся только в течение двух суток. - Валютный кросс-курс это прямое соотношение между 2-мяопределенными валютами, вытекающее из их курсов в отношении к третьей валюте. Во время расчетов кросс-курсов, как правило, в роли третьей валюты выступает $ США. Связано это с тем, что USD, это не только основная валюта резерва, но и валюта сделок в которой совершается большинство валютных операций. - Курс срочных сделок или валютный форвардный курс. Данный курс применяется при осуществлении расчетов по форвардным (валютным) контрактам через определенный временной промежуток после заключения таких контрактов. - Фундаментально-равновесный валютный курс. При помощи данного валютного курса государство поддерживает внешнее и внутреннее состояние макроэкономического равновесия.

Заключение

Валютное регулирование на рынке осуществляется государством с целью обеспечения развития экономики и национальной безопасности. Валютное регулирование представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и иных мер в сфере валютных отношений, предпринимаемый государством на национальном и международном уровнях для управления движения валютных ценностей внутри страны и в процессе внешнеэкономической деятельности. Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики любогогосударства с полностью или частично конвертируемой валютой. Его основная цель – достижения полной конвертации. Конвертируемость рубля - важнейшей условие для интеграции отечественной экономической системы в мировое хозяйство, обеспечивающее российским предприятиям, осуществляющим внешнеторговые операции, финансовую самостоятельность и полный хозрасчет. Помимо этого, конвертируемость рубля даст возможность соизмерения российской экономики в сравнении с западной, отечественные издержки с издержками других стран, а также иметь объективный показатель экономического веса РФ в мировом хозяйстве . Методы регулирования курса валют могут быть административными и экономическими. Административные методы регулирования направлены на волевое рыночное управление, которое преследует цель удаления с него нежелательных участников и заключается в прямых запретах на осуществление определенного вида операций. Экономические методы регулирования курса валют, как правило, не затрагивают интересы конкретных лиц и больше рассчитаны на их добровольный выбор своего поведения.

Список литературы

Федеральный закон Российской Федерации № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. О валютном регулировании и валютном контроле (в ред. федерального закона от 30.12.2015 № 430-ФЗ, от 03.07.2016 № 285-ФЗ) [принят Гос. Думой 21 ноября 2003 г.; одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 г.] Алпатов, Г.Е. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин; под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: Проспект, 2014. – 314 с. Дорофеев, Б.Ю. Валютное право России: Учебник / Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов, В.А. Пушин. – М.: Норма, 2015. – 348 c. Понаморенко, В.Е. Валютное регулирование и валютный контроль: Учебник / В.Е. Понаморенко. – М.: ОМЕГА-Л, 2014. –304 c. Тосунян, Г.А. Валютное право Российской Федерации: Учебник /Г.А. Тосунян, А.В. Власов. – М.: Дело, 2014. – 368 c. Фетисов, Г.Г. Регулирование курса рубля и движения капитала /Г.Г. Фетисов // Деньги и кредит. – 2016. – №8. – С. 53-58.

Валюты подразделяются на три группы:

1. Замкнутые валюты, сфера использования которых огра­ничена территорией страны.

2. Конвертируемые валюты, т.е. обратимые в другие валюты.

3. Ограниченно обратимые валюты, т.е. конвертируемые лишь в некоторые другие валюты (в пределах определенной валютной зоны).

В СССР монополия государства на валютные операции, внешние экономические связи предопределяла и замкнутость национальной валюты. В процессе реформирования монополия перестала существовать как ограничивающая свободу предпри­нимательства, введена конвертируемость рубля, валютный рынок.

Режим конвертируемости национальной валюты по всем ви­дам текущих операций определяет ст. VIII Учредительного Со­глашения (Устава) МВФ, которым на страны - члены МВФ налагаются соответствующие обязательства. В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 Россия приняла на себя эти обязательства. Правительство РФ и Банк России реализуют меры, вытекающие из указанных международных обязательств, придерживаются рекомендаций МВФ.

Основой валютной политики государства является регулиро­вание обменного курса рубля, т.е. цен иностранных валют, вы­раженных в рублях (валютных курсов). Валютный курс служит барометром состояния национальной денежной единицы, пла­тежного баланса, влияет на макроэкономические показатели, доходные и расходные статьи государственного бюджета.

В условиях открытой экономики величина валютного курса за­трагивает интересы буквально всех - от безработного до олигарха. Большая часть населения следит за информацией о валютном кур­се и в зависимости от нее принимает финансовые решения, при­чем возможно прямо противоположного содержания: одни валюту продают, другие покупают, одни так действуют из-за того, что курс повысился, а другие - из-за того, что он понизился.

Таким образом, исходя из корпоративной или личной выгоды одни участники валютного рынка могут ее достигнуть на основе понижения, другие - повышения курса нацио­нальной валюты. Экспортерам и производителям, у которых мала доля импортного сырья и комплектующих, выгоден низ­кий курс рубля, так как повышается конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке и падает конку­рентоспособность иностранных фирм на внутреннем рынке России. Низкий курс выгоден и зарубежным покупателям российских предприятий (предприятия в долларах дешевеют). Импортерам, населению нужен сильный рубль: больше мож­но приобрести иностранных товаров, выше покупательная способность заработной платы. Спекулянтам важно, чтобы как можно дольше сохранялась неопределенность, скачкооб­разное изменение курсов, они умело используют кризисные ситуации и заинтересованы в них. Больше всего спекулянты боятся гарантирования динамики курса.



Крепкая, устойчивая валюта всегда благо, но конкретно вы­сокий или низкий курс может быть и полезным и вредным. Все зависит от валютного режима в стране, ситуации в экономике, соотношения между экспортом и импортом, целей, которые ставит курсовая политика.

Разноплановость отношений участников валютного рынка к курсу рубля убеждает, что Банк России не может отдать курсообразование во власть стихии, так как защищает национальные ин­тересы на мировом рынке и выступает покупателем и продавцом валюты. Рыночное регулирование валютного курса безопасно лишь в ограниченных пределах, когда предложение валюты дос­таточно по сравнению со спросом на нее. Но увеличение предложения - это длительный путь, требующий привлечения част­ных инвестиций, вкладов населения, расширения экспорта. И пока он не пройден, государственное валютное регулирование обязательно.

Различают следующие виды валютного регулирования:

1. Жесткий фиксированный курс, включая модификацию в виде валютного совета (Аргентина, Литва, Эстония).

2. Управляемый фиксированный курс - коридор (Бразилия, Россия до 17 августа 1998 г. и др.).

3. Плавающий, в том числе свободный, управляемый с по­мощью периодических интервенций курс (США, Япония, Рос­сия после 17 августа 1998 г. и др.).

Валютное регулирование осуществляется как экономически­ми, так и административными методами. Экономические методы (ставки рефинансирования, интервенции на бирже и т.д.) инте­ресы конкретных участников рынка не затрагивают, рассчитаны на добровольный выбор их поведения. Административные мето­ды предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных игроков и включают прямые запреты на какие-то операции.

Государство осуществляет также валютный контроль, кото­рый призван обеспечивать соблюдение законов о валютном ре­гулировании, т.е. определять соответствие валютных операций соответствующим нормативным актам, проверять выполнение обязательств в иностранной валюте перед государством, обосно­ванность валютных платежей, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям. Объектами контроля слу­жат права собственности на валютные ценности, функциониро­вание валютного рынка, валютные счета и операции юридиче­ских и физических лиц.

Основными направлениями валютного регулирования яв­ляются.

1. Определение курса рубля на основе спроса и предложения на валютном рынке.

2. Обязательная продажа экспортерами части валютной вы­ручки для формирования валютного резерва.

3. Продажа иностранной валюты юридическим лицам для целей импорта, иностранным инвесторам для перевода за гра­ницу прибыли и дивидендов.

4. Запрет расчетов и платежей между юридическими лицами и гражданами в иностранной валюте.

5. Установление пределов вывоза гражданами валюты за рубеж.

Валютное регулирование использует понятия резидента (предприятие, организация с местонахождением в России, а также физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами) и нерезиден­та (юридические и физические лица за пределами России).

Валютное регулирование и контроль концентрируются на пресечении спекуляций против рубля, незаконного вывоза ва­люты, расширении использования рубля во внешнеторговом обороте, дедолларизации экономики. Для организаций и част­ных лиц устанавливаются ограничения покупки и продажи ино­странных валют, а также другие ограничения с целью уменьше­ния дефицита платежного баланса и поддержания курса нацио­нальной валюты.

Полученная резидентами иностранная валюта должна обяза­тельно зачисляться на их счета в уполномоченных банках, они могут продавать ее на внутреннем рынке. Покупка и продажа инвалюты, минуя уполномоченные банки, не допускается.

Текущие валютные операции резиденты осуществляют без ограничений, а операции, связанные с вложением капитала, - в порядке, установленном Банком России. Вывоз иностранной валюты из России резидентами регламентируется Банком Рос­сии и ГТК России.

Нерезиденты могут без ограничений продавать и покупать валюту за рубли, ввозить ее в Россию.

Банк России в условиях функционирующего валютного ре­жима не берет на себя никаких обязательств по уровню курса, но решает задачу создания благоприятных для рубля условий на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной ди­намики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресече­ния угроз дестабилизации национальной валюты.

Валютный курс устанавливается на единой торговой сессии (ETC) ежедневно в 11.30. ETC объединяет все региональные ва­лютные рынки, и средний курс по итогам торгов приобретает общероссийское значение. К торгам допускаются банки - чле­ны валютных секций всех валютных бирж и банки с валютной лицензией. Обязательным является депонирование рублей и долларов на счета за день до торгов. Стандартным лотом служат 1000 долл. США. Предел отклонения значения курса заявок ус­тановлен в размере 15% от средневзвешенного курса предыду­щих торгов. В случае большего отклонения торги прерываются для изучения ситуации. Выставляя заявки, банк указывает объем продажи (покупки) валюты, курс обмена. Сделка заключается на двусторонней основе, когда котировки продавца удовлетво­ряют покупателя, что исключает сделки по нереальным курсам. Через Интернет участники торгов - банки и их клиенты могут в режиме реального времени видеть ситуацию на рынке, изме­нение котировок и оказывать влияние на конъюнктуру.

Банк России в торги не вмешивается, но может воздейство­вать на курс рубля следующими рычагами:

Валютные интервенции;

Изменение процентных ставок по операциям на денежном рынке;

Депозитные операции для регулирования рублевой лик­видности на межбанковском рынке;

Изменение порядка обязательной продажи экспортерами части валютной выручки;

Депонирование импортерами в обслуживающем банке суммы рублей, равной сумме аванса (по курсу на день приобретения валюты), при предоплате по договорам на импорт товаров;

Изменение резервных требований и других экономических нормативов кредитных организаций;

Изменение порядка проведения валютных торгов на упол­номоченных валютных биржах и правил совершения ва­лютных операций;

Предоставление права ввоза валюты лишь при условии декларирования;

Установление для коммерческих банков лимита остатка кассы в инвалюте, запрет банкам иметь на конец дня по­ложительную валютную позицию;

Продажа валюты населению только через валютные счета и кассы коммерческих банков при свободной ее скупке через обменные пункты и другие ограничения хождения наличной валюты;

Запрет для участников рынка на покупку валюты с целью инвестирования в ценные бумаги;

Выпуск Банком России собственных облигаций в качест­ве альтернативы для коммерческих банков вложению средств в валюту.

Одни из перечисленных мер Банк России использует, дру­гими может воспользоваться при необходимости.

Так, валютная интервенция (продажа или скупка Банком России иностранной валюты) или повышает, или понижает курс рубля. Для повышения курса Банк России выбрасывает на ры­нок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает. Ва­лютные резервы сокращаются. Когда их остается немного или валюта требуется для других нужд, он может выступить покупа­телем на рынке валюты и курс рубля понизится. Рубль дешеве­ет, а валюта расходуется, например, на выплату по внешнему государственному долгу. В этом случае поднимаются цены на импортные товары, население теряет, т.е. долг частично выпла­чивается за счет населения. Когда рубль дорожает (доллар пада­ет), то валютные резервы тратятся на поддержание рубля, поку­патели долларов довольны: можно закупить больше импортных товаров и дешевле продать, т.е. население выигрывает.

Если сальдо валютных операций Банка России на ММВБ равно нулю, это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.

В условиях действующего порядка курс рубля фиксируется ежедневно; Банк России официально объявляет фактически о размерах девальвации или ревальвации.

Девальвация может быть одномоментной и в значительных размерах (десятки, сотни процентов) и постепенной или ползу­чей (доли процента, несколько процентов).

Девальвация восстанавливает макропропорции, нарушенные политическими решениями, корректирует платежный баланс, обеспечивая положительное сальдо по текущим операциям. Для экономики ее последствия могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные стороны девальвации заклю­чаются в следующем:

Снижаются валютные риски, уменьшаются процентные ставки и повышается инвестиционная активность.

Обесценивается государственный долг, номинированный в национальной валюте, и удешевляется его обслуживание.

Снижается уровень внутренних цен по сравнению с миро­выми и повышается конкурентность обрабатывающей промыш­ленности.

Укрепляется экономика экспортно-ориентированных пред­приятий и усиливается приток валюты в страну. Отрицательные стороны девальвации:

Возрастает вероятность повышения цен, инфляции.

Сокращается импорт дешевых товаров.

Снижается уровень жизни населения.

Возрастает угроза банкротства предприятий, банков.

Растут затраты по обслуживанию госдолга, номинирован­ного в иностранной валюте.

Парализуется функционирование фондового рынка.

Для выявления назревания девальвации сравнивают рубле­вые обязательства негосударственного сектора с объемом ва­лютных резервов*.

* В июне 1998 г. соотношение было 70: 15,6, что и предопределило девальвацию в пропорции 1: 4 и выше.

Россия к середине 1998 г. оказалась втянутой в мировой ва­лютный кризис. Его предпосылками послужили завышение кур­са рубля, высокие процентные ставки, увлечение краткосроч­ными кредитами международных банков, истощение валютных резервов, отток капитала из страны.

Следствием валютного кризиса стала девальвация в сочета­нии с высоким темпом роста инфляции. Ее последствия ощути­мы до сих пор. Так, экспортеры вначале выиграли, а затем про­играли из-за повышения внутренних цен; кроме того, большие суммы валютных кредитов они возвращают, покупая валюту по новому курсу. Отечественные производители не удержались от соблазна повысить цены, упустив благоприятную ситуацию для укрепления своих позиций на внутреннем рынке. Лопнули многие банки, так как их обязательства (внешние займы, вкла­ды населения) выражены в валюте, а требования - в основном в рублях. В бюджет поступает больше доходов через налоги, но требуется индексировать государственные расходы.

Девальвация не решила ни одной проблемы окончательно. Обесценение рубля продолжается, накапливается критическая масса для новой масштабной девальвации и инфляции, которая раскручивается по схеме: эмиссионные деньги - валютная бир­жа - падение курса рубля - рост цен, а затем цикл повторяется. Использование вместо эмиссионного финансирования высокодо­ходных государственных ценных бумаг лишь на время стабили­зирует курс рубля и цены, так как увеличивает государственный долг с неопределенными источниками его обслуживания.

Если и впредь поддерживать конвертируемость*, то для ста­билизации платежной системы потребуется увеличение золото­валютных резервов в несколько раз.

* Марка ФРГ стала свободно конвертироваться лишь в середине 60-х годов, а иена Японии - в начале 90-х.

В ряде стран используется валютное управление специальным го­сударственным комитетом, которому передается контроль за денежной системой страны.

Сущность валютного управления заключается в уравнении: если в наличном обращении находятся, например, 200 млрд руб., то им должен соответствовать валютный резерв 8 млрд долл. при курсе 25 руб./долл. И если требуется дополнительно напечатать 10 млрд руб, то для этого предварительно нужно пополнить валютный резерв на 0,4 млрд долл.

Курс фиксируется и привязывается к твердой валюте, каждому новому рублю в обращении должна соответствовать единица валюты, в которой исчисляются золотовалютные резервы. Объявленный курс на­циональной валюты сохраняется ряд лет. Все это должно способство­вать росту доверия к валюте, притоку капитала в страну.

При недостатке твердой валюты используются займы, заемная валюта покупается Центральным банком страны у правительства за национальную валюту по текущему курсу и закладывается в зару­бежных банках в качестве резерва. Национальная валюта расходуется правительством в установленном порядке.

В России для оздоровления валютной системы дважды успешно применялся выпуск параллельной денежной единицы (С. Витте - ко­нец XIX в., Г. Сокольников - 20-е годы XX в.). Дополнительная денежная единица с золотым обеспечением (золотой червонец) делила денежное обращение на две части:

Обеспеченная часть бюджета, т.е. сфера обслуживания стабиль­ным золотым червонцем;

Статьи бюджета, требующие эмиссионного наполнения, т.е. сфе­ра обслуживания постепенно девальвирующимися рублями.

Рост золотого запаса вытеснял слабый рубль, укрепляя червонец, который уже не нуждался в привязке к какой-либо другой валюте.

Банк России является основным органом валютного регули­рования, он издает правила обращения иностранной валюты, выдает лицензии коммерческим банкам на валютные операции, проводит все виды валютных операций. Органами валютного контроля являются Банк России, Минфин России.

Регулированию и контролю подвержены все этапы движения валюты - от выделения квоты до перечисления валютной вы­ручки. Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Экспортная вы­ручка фиксируется уполномоченными банками и поступает на транзитные счета предприятий-экспортеров. Жестко контроли­руются авансовые платежи (предоплата).

Ужесточаются требования к банкам относительно реального соответствия внешнеторговых сделок договорным условиям, информации о валютных счетах.

Банк России и его территориальные управления налагают и взыскивают в бесспорном порядке штрафы за неправильный учет валютных операций или непредставление органам и аген­там валютного контроля необходимой документации. Полномо­чиями по наложению и взысканию штрафов за другие валютные нарушения обладает также Минфин России.

Контролируются движение валюты внутри страны и через границу, возврат вывезенных за рубеж капиталов. Россия явля­ется членом международной организации по борьбе с легализа­цией преступных доходов - ФАТФ.

Вопросы для повторения

1. Перечислите задачи государственного регулирования экономи­ки на современном этапе.

2. Каковы основные рычаги государственного воздействия на эко­номику?

3. Покажите роль Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в регулировании экономики.

4. Какие показатели и критерии используются в государствен­ном регулировании экономики?

5. В чем состоит процедура государственной регистрации пред­приятий?

6. Рассмотрите лицензирование деятельности юридических и фи­зических лиц.

7. Что представляют собой стандартизация и сертификация?

8. Покажите место государственного заказа в системе регули­рования экономики.

9. В чем заключаются функции Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству?

10. Какие существуют способы антимонопольного контроля?

11. Как происходит регулирование тарифов и цен на продукцию естественных монополий?

12. Назовите участников фондового рынка.

13. Охарактеризуйте способы государственного регулирования рын­ка ценных бумаг.

14. Назовите основных эмитентов корпоративных ценных бумаг.

15. Назовите приоритеты денежно-кредитной политики.

16. Какие существуют неинфляционные инструменты денежной политики?

17. Какие существуют инструменты регулирования количества денег в обращении?

18. Как формируется обменный курс рубля?

Глава 6. Управление основными народно­хозяйственными комплексами

Направления научно-технической и промышленной политики Органы управления топливно-энергетическим, агропромышленным, транспортным, оборонным комплексами Акционерные компании и общества Реформирование государственных предприятий Опера­ции с пакетами государственных акций

Согласно теории «трех секторов», развитие идет последова­тельно от общества, где большая часть населения занята добычей и производством сырья, к обществу индустриальному, а затем и постиндустриальному, где дальнейший экономический рост свя­зан с перемещением хозяйственной деятельности в сферу услуг, информационной индустрией, охраной окружающей среды.

В годы реформ государство оказывало минимальное влияние на отраслевую структуру производства и она формировалась больше под воздействием стихийных рыночных механизмов, приспосабливаясь к платежеспособному спросу. В результате произошли структурные изменения, характеризующиеся значи­тельным снижением доли машиностроения, строительства, лич­ного потребления и резким повышением доли сырьевых отрас­лей и сферы обращения. Их нельзя считать прогрессивными, так как рост непроизводительных услуг не повышает эффектив­ность производства.

Нерациональная производственная структура представляет большую опасность, чем нехватка ресурсов. Поэтому в настоя­щее время государственное управление направлено на обеспече­ние экономического роста путем структурной перестройки, по­вышения инвестиционной активности, внедрения новейших на­учно-технических достижений, использования потенциала предприятий всех отраслей. Структурная политика берет курс на качественное совершенствование и восстановление объемов производства при активной государственной поддержке пер­спективных отраслей. На основе технологической базы более высокого уровня предстоит перейти к общенациональной, спо­собной в зависимости от ситуации решать и гражданские, и оборонные задачи промышленности. Приоритетами структурной политики становятся наука, производства, образующие «точки роста», транспорт и коммуникации, социальная сфера.

В первичном звене экономики - на предприятиях - преду­сматривается решение комплекса правовых, организационных, экономических проблем, связанных с корпоративным управле­нием, разграничением прав и ответственности между собствен­никами и менеджерами, укреплением договорной дисциплины, введением бухгалтерского учета по международным стандартам.

В новой экономической системе государство непосредственно не вмешивается во внутренние дела частных предприятий, не могут директивными методами управлять отраслевые министер­ства. Государственное воздействие на предприятия осуществляет­ся прежде всего упорядочением законодательства, установлением справедливых правил экономического поведения на рынке, вне­дрением новых форм и методов регулирования, при которых ми­нистерства берут на себя ответственность за структурные и ин­ституциональные преобразования, содействуют развитию эффек­тивного частного сектора. При этом функциональные органы исполнительной власти взаимодействуют с отраслевыми органа­ми, являющимися традиционными для экономической системы страны, и становятся штабами, где разрабатываются концепции развития, направления научно-технической и промышленной политики, на которые ориентируются все предприятия независи­мо от форм собственности и хозяйствования.

Межгосударственное регулирование курсов валют осуществляют МВФ, ЕВС (Европейская валютная система) и другие организации. Регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, обеспечение сбалансированности внешнеплатежных позиций страны, создание благоприятных условий для развития национальной экономики, стимулирование экспорта и т. д.

Основные методы регулирования валютных курсов - валютные интервенции, дисконтная политика и валютные ограничения.

Валютные интервенции центральных банков направлены на противодействие снижению курса национальной валюты или, наоборот, его повышению. Валютные интервенции могут быть эффективным методом воздействия на валютные курсы в краткосрочном плане, так как не только интервенциями невозможно обеспечить такие уровни курсов, которые соответствуют базисным экономическим и финансовым показателям.

Наиболее эффективны валютные интервенции, сопровождаемые соответствующими мероприятиями в области общеэкономической политики государства.

В Российской Федерации термин «валютная интервенция» обычно употребляется в связке с задачей поддержания российского рубля, его стабильного курса по отношению к доллару США, когда Центральный Банк РФ продаёт доллары и/или евро, чтобы не дать упасть рублю на валютном рынке и тем самым воздействовать на покупательную силу денег, валютные курсы и на экономику страны в целом. И наоборот, скупка иностранной валюты Банком России влечёт за собой падение курса российского рубля. Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, поэтому при больших нарушениях в системе платёжного баланса валютная интервенция может в конце концов привести к истощению валютных резервов страны, не предотвратив обесценивания национальной валюты.

В зарубежных странах широко применяется дисконтная политика, заключающаяся в манипулировании учетным процентом. Стремясь повысить курс валюты, центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны, и в результате курс валюты понижается.

На валютный курс оказывают влияние валютные ограничения, т. е. совокупность мероприятий и нормативных правил государства, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободноконвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, швейцарский франк, канадский доллар, шведскую крону, японскую иену, английский фунт стерлингов и евро.

Девальвация (снижение курса своей валюты) и ревальвация (повышение курса).

Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики. Если ЦБ проводит мероприятия, направленные на снижение инфляции в экономике, то это приведет к стабилизации обменного курса.

При ужесточении денежно-кредитной политики ограничивается рост денежной массы, сокращается предложение национальной валюты, что ведет к повышению ее курса. Смягчение денежно-кредитной политики создает тенденции к повышению курса национальной валюты.

Ужесточение налоговой политики в целом, и особенно по отношению к нерезидентам, ведет к падению курса национальной валюты.

СДР - международные платежные и резервные средства, выпускаемые Международным валютным фондом (МВФ). Используются для безналичных международных расчетов между странами - членами МВФ и с МВФ путем записи на специальных счетах, а также в качестве расчетной единицы МВФ; являются международным резервным активом.

Выпускаемые платежные средства распределяются между странами в размерах, пропорциональных квоте последних в МВФ.

СДР выполняют ряд функций мировых денег по регулированию платежных балансов, пополнению официальных валютных резервов, соизмерению стоимости национальных валют, но не имеют собственной стоимости и реального обеспечения.