Как получить договор соцнайма квартиры? Правила получения жилья от государства

Договор социального найма жилого помещения - это документ, который дает право на пользование государственной или муниципальной собственностью жилого помещения. Жилищный кодекс регулирует права как нанимателя, так и наймодателя, которые подписали такой акт.

Как получить договор социального найма и на какой срок он действителен? Кто может претендовать на государственную помощь и к кому нужно обращаться? Это часто задаваемые вопросы людей, у которых нет возможности самостоятельно приобрести или арендовать жилплощадь для проживания. Малоимущим семьям с минимальными доходами и без места проживания необходимо ознакомиться с возможностями социальной помощи.

Жилье в социальном найме

Квартира по договору социального найма - это возможность приобрести жилую площадь в собственное пользование на льготных условиях. Правила и порядок передачи такой собственности регулируется законом РФ главами семь и восемь Жилищного кодекса.

Федеральное и местное законодательство определяет граждан, которые имеют права на приобретение такого жилья. Получение государственного жилища происходит в порядке живой очереди. Для этого необходимо подать документы и стать на учет.
Договор социального найма жилого помещения предусматривает, что после его заключения есть возможность приватизировать квартиру на общих основаниях. Это дает жильцу возможность на сдачу в аренду, на дарение, продажу или на обмен квартиры или дома.

Кто имеет привилегии на социальную жилплощадь

Возможность получить общественное жилье есть у которые нуждаются в квартире. Основные условия для получения помощи от государства:

  • члены семьи не заключали ранее соглашение социального найма;
  • если у граждан или их есть жилплощадь меньше установленной нормы;
  • если граждане проживают в квартире, которая не соответствует необходимым требованиям.
  • дети, которые остались без родителей;
  • тяжелобольные люди с хронической формой болезни;
  • люди, которые живут в помещениях, непригодных для жизни.

Права на получение квартиры из государственного фонда имеют люди особой категории, которых определяют специальным федеральными законами. К ним относятся:

  • люди с первой и второй группой инвалидности;
  • пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • граждане, утратившие свою жилплощадь во время катастрофы или стихийного бедствия;
  • военнослужащие, которые получили на службе серьезные травмы.

Договор социального найма: как получить и где оформить

На основании решения о передаче жилой площади в общественную аренду подписывается контракт. Подписать и получить его можно в государственных органах или в муниципалитете. Все зависит от того, кто предоставляет социальную помощь. Такой договор включает в себя:

  • точные данные наймодателя и данные арендатора;
  • данные объекта сделки;
  • полный список жильцов, которые будут проживать;
  • права и обязанности сторон, заключивших сделку;
  • прописаны условия расторжения договора;
  • подписи обеих сторон.

Для заключения контракта гражданам необходимо подать определенный пакет документов. Требуемый перечень документов:

  1. Копии документов всей семьи: свидетельства о рождении, паспорта, свидетельства о браке и так далее.
  2. Свидетельство, которое подтверждает разрешение на выдачу квартиры.
  3. Если граждане проживают в аварийном помещении, то нужно предъявить акт о сносе здания или переведения его в
  4. Справка из домовой книги по месту прописки всех членов семьи.
  5. Выписку из банка о финансовом состоянии.
  6. Выписка, которая подтверждает отсутствие жилого имущества.

После предоставления требуемого пакета документов будет выдана расписка и назначена дата для заключения контракта.

Особенности договора и виды жилплощади

Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма, не могут быть общими комнатами или неизолированным жилым помещением. К жилплощади относятся:

  1. Дом или половина дома.
  2. Квартира или половина квартиры.
  3. Комната в квартире или доме.

Согласно документу о найме, жилая площадь передается от хозяина к другому лицу на временное пользование за оговоренную плату. В сделке фигурируют две стороны:

  1. Наймодатель - собственник жилья. Если это общественная жилплощадь, то собственником являются муниципальный жилищный или государственный фонд.
  2. Наниматель - это физическое лицо, которое будет проживать в квартире или доме и вносить за него определенную оплату.

В контракте социального найма должен быть указан объект сделки. В соглашении должны быть указано:

  • полные данные жилплощади для социального найма;
  • точный адрес, квадратная площадь и этаж;
  • точное описание самого помещения и предметов, которые находятся в нем.

Расторжение сделки

Срок договора социального найма не устанавливается и является бессрочным согласно статье шестидесятой Жилищного кодекса России. Но бывают ситуации, когда контракт аренды расторгается на законных основаниях. Житель, который арендовал жилое помещение, может в любой момент прекратить сделку и переехать в другое место проживания. Собственник может расторгнуть контракт, руководствуясь обстоятельствами:

  1. Если проживающий человек использует арендную площадь не по назначению.
  2. Если происходит нарушение правил проживания и нарушение спокойствия окружающих жильцов.
  3. Договор социального найма (по Жилищному кодексу) предусматривает расторжение, если арендосъемщик не платит за жилье в течение шести месяцев.
  4. Не оплачиваются коммунальные услуги на протяжении шести месяцев и больше.
  5. Расторжение контракта происходит также в случае смерти нанимателя или если жилплощадь становится аварийной для проживания.

Размеры жилой площади для малоимущих людей

Размер жилого помещения определяется согласно статье пятидесятой (часть первая и вторая) Жилищного кодекса. Нормы социальной жилплощади устанавливают местные органы самоуправления. Для каждого жильца предоставляется жилплощадь с соответствующей площадью согласно закону. Размер площади зависит от количества проживающих людей:

  • для одного жителя предоставляется 33 квадратных метра;
  • для двух жильцов - 42 квадратных метра;
  • для трех жителей и больше предоставляется по 18 квадратных метров на каждого проживающего.

Квадратная площадь помещения может быть уменьшена на десять процентов, если отсутствует необходимое жилое помещение.

Необходимые оплаты

Как получить договор социального найма и сколько нужно платить ежемесячно? Общие правила существуют для всех нанимателей, если жилплощадь в коммерческом найме, социальной аренде или безвозмездном пользовании. Проживающие должны оплачивать своевременно коммунальные услуги, производить оплаты по обслуживанию или ремонту.

Коммерческая аренда не имеет льготных скидок по оплате коммунальных услуг, а уплата за жилье намного выше социального найма. Если был подписан контракт на безвозмездное пользование, то во время оплаты коммунальных услуг наниматели могут воспользоваться скидками и льготами. За само жилое помещение жильцы не платят. Плата за наем по договору социального найма предусматривает льготы и скидки на коммунальные услуги и на оплату жилья.

Права и обязанности нанимателя

Обязанности и права по договору социального найма прописаны для обеих сторон. В статье шестьдесят седьмой регулируются права и обязанности для арендосъемщика. Обязанности нанимателя:

  1. Использовать жилую площадь исключительно по назначению.
  2. Сохранить помещение и имущество в нем в целости и сохранности.
  3. Поддерживать квартиру в надлежащем виде.
  4. По необходимости провести ремонтные работы.
  5. Оплачивать своевременно и в полном размере деньги за аренду жилья.

Права арендосъемщика:

  1. Сдавать в аренду.
  2. Вселять в квартиру лиц, не указанных в контракте.
  3. Требовать от наймодателя выполнения условий контракта.
  4. Разрешить временно проживать другим лицам.
  5. Совершить обмен жилья.

Права и обязанности наймодателя

Статья шестьдесят пятая ЖК РФ регулирует права и обязанности собственника. Обязанности:

  1. Предоставить съемщику свободное помещение.
  2. Качественно обеспечить коммунальными услугами.
  3. При необходимости сделать ремонт.
  4. Участвовать в жизнедеятельности дома.

Права владельца недвижимости:

  1. Своевременно получать оплату за жилое помещение.
  2. Требовать оплату коммунальных услуг.
  3. Требовать возмещения ущерба причиненному имуществу или помещению.

Согласно сделке социального найма, для двух сторон могут быть указаны дополнительные права и обязанности.

Необходимые действия для получения квартиры

Договор социального найма составлен, как получить жилье? Существует специальный алгоритм действий, который нужно пройти, чтобы получить жилье по контракту социального найма. Последовательность действий:

  1. Нуждающемуся жителю стать на жилищный учет.
  2. Получение письменного решения о предоставлении квартиры.
  3. Сбор нужного пакета документов.
  4. На основании контракта вселиться в квартиру.

По закону, такое жилье предоставляется жителю в том же районе, в котором он имеет прописку.

Договор социального найма: как получить в Москве социальное жилье

Договор является основным документом для аренды жилплощади. Ордер - это документ, который только устанавливает привилегии на пользования. Ордер без договора не подтверждает законное владение социальным помещением.

Московский департамент жилищного фонда и политики исполняет полномочия наймодателя (только в Москве). С 1999 года осуществляют подписание социального контракта с москвичами. Без подписания такого документа у москвичей будут проблемы с Жилищно-эксплуатационным контролем и с другими государственными органами. Без данного документа проживающий человек не будет считаться законным нанимателем.

В соответствии с законодательством, московский департамент должен гражданам, которые имеют ордера или другие акты пользования, обеспечить регистрацию и заключение сделки социального жилья от имени города Москвы.

Выселение жителей из квартир социального найма

Чтобы выселить нанимателя с социальной квартиры, необходимо обращаться в суд. Варианты выселения:

  1. Замена жилого помещения с более комфортными условиями проживания. Такая ситуация возникает, если дом подлежит сносу, если необходимо жилое помещение перевести в нежилое или если дом требует полной реконструкции. Кроме того, если жилое помещение по закону необходимо отдать религиозной организации.
  2. Переселение в общежитие, если размер помещения будет соответствовать требованиям законодательства.
  3. Выселение без предоставления жилья. Такая ситуация может быть, если проживающий и его семья используют квартиру или дом не по назначению, нарушая законные права соседей. Без предоставления другого жилья могут выселить родителей, которые лишились родительских прав.

Других вариантов выселения нет.

В виду некоторых обстоятельств многие граждане сталкиваются с социальным наймом жилого помещения. Однако, что означает это понятие, и какие нюансы имеет такое пользование недвижимостью, знают немногие. Разберемся в статье, что это такое – социальный найм жилья и какие юридические особенности за собой несут подобные правоотношения.

В соответствии со ст. 675 ГК РФ, социальным называется жилье, которое находится в жилищном фонде государства. Права и обязанности, а также порядок оформления социального найма регулируются гражданским и жилищным законодательством.

По социальному найму собственник (муниципальные или государственные органы) передает нанимателю (гражданину особой социальной категории) жилое помещение для пользования и проживания. По сути, социальный найм – это юридическая сделка между государством и гражданином, по которой последнему предоставляется жилье на льготных условиях.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Эта сделка оформляется посредством заключения договора. В тексте этого документа фигурирует одно лицо, но предоставленной квартирой вправе пользоваться все члены его семьи. Они не будут лишены этого права даже в случае смерти главного нанимателя (ст. 672 ГК РФ).

Отличие коммерческого найма от социального

Можно подумать, что социальный найм – это вид арендных отношений. В какой-то степени так оно и есть.

Перечислим основные отличия коммерческого найма от социального:

  1. Наймодателем всегда выступает государство или муниципалитет. Граждане оформляют квартиру в аренду у государства.
  2. Жилая площадь предоставляется нанимателю на бессрочной основе.
  3. Строго тарифицированная и фиксированная плата за пользование жилым помещением.

Кроме вышеперечисленных отличий, жилье, предоставляемое с соцнайм, должно соответствовать установленным требованиям.

Жилье по договору социального найма

Не всякое жилье может быть предоставлено по договору соцнайма. Существует ряд требований, которым оно должно соответствовать, закрепленных в ст.62 ЖК РФ:

  • полная изоляция;
  • помещение не должно быть нежилым;
  • предоставленное помещение не должно входить в общедомовую собственность.

Кроме того, жилье должно территориально располагаться в месте нахождения нанимателя. Особые требования установлены и в отношении площади, которая полагается на каждого проживающего в муниципальном жилье. Эти нормы устанавливаются в зависимости от региона и других критериев. В среднем, показатели следующие:

  • 33 м 2 для одного нанимателя;
  • 42 м 2 для двух проживающих;
  • 18 м 2 на каждого, если проживающих три и более человек.

Если в жилищном фонде отсутствует жилье с нужной площадью, указанная норма может быть уменьшена до 10 %.

Согласно ст. 62 ЖК РФ, предметом соцнайма может стать любое изолированное жилое помещение – дом, квартира, часть дома или квартиры, а также комната.

Кому предоставляется социальный найм?

Лица, которые могут получить жилье в социальный найм, перечислены в ст. 49 и ст. 51 ЖК РФ. К таким гражданам относятся:

  1. Лица, официально признанные малоимущими, которые нуждаются в жилплощади.
  2. Сироты или несовершеннолетние граждане, оставленные без попечения родителей.
  3. Лица, проживающие в аварийных помещениях, не подлежащих ремонту.
  4. Люди, страдающие хроническими тяжелыми формами заболеваний, с которыми не могут проживать члены семьи (перечень заболеваний приведен в ст.51 ЖК РФ).

Гражданин будет считаться малоимущим, если у него отсутствует договор социального найма с государством или же такое жилье было предоставлено, но его площадь не соответствует нормам на человека, установленным в регионе. Такое может произойти, если в период проживания появился новый член семьи, на которого также положены метры.


Кроме того, претендентами на получение социального жилья являются:

  • ветераны ВОВ;
  • люди, лишившиеся жилья в результате природного бедствия;
  • военнослужащие, получившие травмы во время несения службы;
  • люди, участвующие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и получившие инвалидность по этой причине;
  • инвалиды I и II групп.

Нанимателем может быть только гражданин РФ. Члены семьи нанимателя являются сонанимателями. Это могут быть супруг/супруга, дети или родители. Другие родственники или иждивенцы могут быть сонанимателями, если участвуют в ведении хозяйства на равных правах.

Иные граждане признаются сонанимателями в судебном порядке при наличии веского основания.

Правовое положение нанимателя по договору социального найма

Проживание в предоставленном государством помещении является основанием для возникновения прав и обязанностей сторон. Наниматель вправе проживать в социальном жилье, если:

  • своевременно вносит полную оплату за пользование недвижимостью и услугами ЖКХ;
  • соблюдает общественный порядок и не создает неудобств соседям;
  • использует жилье только по целевому назначению;
  • содержит помещение в надлежащем состоянии и при необходимости делает ремонт.

Эти обязанности предусмотрены в ст. 67 ЖК РФ. Договором социального найма могут быть предусмотрены и иные условия проживания. Наниматель обязан ставить в известность наймодателя, если у него произошли какие-либо изменения, которые могут стать основанием для изменения условий договора.

Кроме обязанностей, у нанимателя есть также и ряд прав. В соответствии со ст. 67 ЖК РФ, он может:

  • сдавать помещение в поднаем третьим лицам;
  • заселять в жилье других лиц;
  • требовать от наймодателя выполнения своих обязательств (к примеру, проведения капитального ремонта);
  • допускать временное проживание других лиц;
  • обменивать жилплощадь на другую.

Если наймодатель не выполняет со своей стороны условий договора, квартиросъемщик вправе требовать снижения размера оплаты за жилье или возмещения ущерба.

Права и обязанности наймодателя

Правовое положение наймодателя регулируется ст. 65 ЖК РФ. Согласно этому нормативному акту, собственник социального жилья при предоставлении его в наем обязан:

  • передать нанимателю жилое помещение, прав на которое нет у других лиц;
  • обеспечить предоставление качественных коммунальных услуг;
  • проводить капитальный ремонт, когда это требуется;
  • принимать участие в действиях, направленных на обеспечение надлежащего состояния объекта недвижимости.

Наймодатель вправе получать от съемщика оплату за жилое помещение, а также требовать внесения платежей за услуги ЖКХ.

Если съемщиком будет нанесен ущерб имуществу, наймодатель может потребовать возмещения ущерба, а в некоторых случаях расторжения отношений.

Предоставление жилого помещения по социальному найму

Получить жилье из социального фонда можно, воспользовавшись следующим алгоритмом:

  1. Обращение в жилищный отдел муниципалитета.
  2. Предоставление пакета документов и написание заявления о предоставлении жилья.
  3. Выждать срок рассмотрения обращения (не более месяца). Ответ придет в письменной форме.

В ответе может содержаться отказ от предоставления недвижимости в пользование или решение о постановке в очередь. При наличии преимущественного права на вселение заявителю будет определенно место в отдельной очереди.


В перечень необходимых бумаг, как правило, входит:

  • общегражданские паспорта РФ и свидетельства о рождении (до достижения 14-ти лет) каждого члена семьи заявителя;
  • справки о доходах;
  • справка о стоимости имущества, если таковое есть в собственности семьи;
  • справка о постоянной регистрации за последние 10 лет.

Потребуются и иные документы, список которых определяется индивидуально в зависимости от ситуации и социального статуса заявителя. Перечень следует уточнять в муниципалитете.

Что входит в оплату за квартиру по социальному найму?

Если рассматривать в целом, то оплата за жилье включает в себя следующие составляющие:

  1. Оплата аренды по договору.
  2. Оплата услуг ЖКХ.
  3. Оплата .

Граждане, относящиеся к категории малоимущих, освобождаются от оплаты аренды. Однако коммунальные платежи и содержание помещение остается их обязанностью.

Социальное жилье – хорошая альтернатива для людей, которые не имеют возможности приобрести недвижимость в собственность и проживают в неблагоприятных условиях. При таком виде отношений единственной материальной обязанностью остается оплата услуг ЖКХ и ремонта помещения.

Служебное жилье по социальному найму

Некоторым гражданам предоставляется служебное жилье. Например, военнослужащим по контракту или сотрудникам государственных учреждений.

Когда срок действия контракта подходит к концу, жилое помещение подлежит возврату собственнику, т.е. государству. Однако если в семье съемщика есть дети, не достигшие совершеннолетия, то он получит материальную компенсацию до 40 % от стоимости жилья.

Если семья признается малоимущей, то служебное жилье может перейти в категорию муниципальное. Тогда возможно оформление дальнейшего проживания по социальному найму.

При возникновении спорных ситуаций и вопросов, касающихся муниципального жилья, обращайтесь за консультацией к юристу. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте.

Теперь вы знаете, что такое социальный найм жилья, кому предоставляется такая жилплощадь и какие правовые последствия за собой несут такие правоотношения.

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям ().

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим. Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ().

Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих ( , ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления ().

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (). Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв. м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях ():

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения , но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в , является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия , то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ " "). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Не все граждане нашей страны могут себе позволить купить квартиру. Или даже взять ее в ипотеку. Для тех, кто этого сделать не может государство предоставляет социальное жилье. Однако поскольку желающих много, а жилья явно мало, действует определенный порядок предоставления социального жилья. В чем же он заключается?

Шаг первый: Встаем в очередь на получение социального жилья

Очередность в получении жилья была всегда. Еще с советских времен люди годами стояли в таких очередях. В настоящее время ситуация не сильно отличается и рассчитывать на быстрое получение квартиры могут только льготные категории граждан. Благодаря тому, что с 2010 года работает государственная Жилищная программа, фонд социального жилья растет и смысл постоять за ним в очереди все же есть.

Итак, для начала надо определить свой статус. К льготным категориям граждан , которым в первую очередь положено социальное жилье, относятся:

Ветераны ВОВ и труда, инвалиды войны;

Участники боевых действий в современных горячих точках;

Дети оставшиеся без попечения родителей, выпускники детских домов и интернатов;

Инвалиды детства и лица, имеющие инвалидность нерабочей группы;

Семьи, утратившие жилье по независящим от них обстоятельствам, в результате стихийных бедствий;

Служащие силовых структур, уволенные в запас по выслуге лет;

Так, могут претендовать на льготы многодетные семьи, семьи, потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей и другие.

Все остальные граждане попадают в общую очередь на получение социального жилья. Однако для этого им придется доказать свое право на его получение. Социальное жилье положено только тем, кто относится к малоимущим слоям населения . Малоимущими гражданами может признать только орган местного самоуправления в порядке, установленном по этому поводу законом субъекта РФ. Основным критерием для отнесения к этой категории является уровень дохода. Он определяется в целом по семье, из расчета минимального прожиточного минимума, приходящегося на каждого члена семьи, в зависимости от его возраста и социального статуса. Такой минимальный прожиточный минимум рассчитывается каждый квартал на федеральном и региональном уровнях. Он отличается у детей, трудоспособного населения и пенсионеров. Кроме того, играет роль стоимость имущества, которое находится в собственности всех членов семьи и подлежит налогообложению.

Надо сказать, что при определении доходов семьи , подлежат включению абсолютно все, включая пенсии и пособия. При этом доход определяется в том размере, в котором он был начислен, а не в том, в котором был фактически получен, за минусом налога на доходы физических лиц. Доходы сравниваются с региональным прожиточным минимумом. И, если у семьи в собственности есть дорогой автомобиль или загородный дом, ее никогда не признают малоимущей, даже несмотря на уровень доходов.

Кроме того, необходимо прожить 10 лет в одном городе и в течении 5 лет не допускать намеренного ухудшения жилищных условий. То есть не продавать квартиру или комнату, не прописывать в своем жилье других лиц, намеренно уменьшая количество квадратных метров на одного человека.

Важно понимать, что на муниципальное жилье могут рассчитывать только те категории граждан, которые указаны в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ. Им органы местного самоуправления могут предоставить жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. До вступления в силу этой нормы Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 года) на социальные жилые помещения могли претендовать не только малоимущие, но и другие категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому, те граждане, которые встали на очередь до этого момента, также имеют право на получение квартиры. Снять их с очереди возможно только в случае если основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, были полностью или частично утрачены.

В силу статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 1 марта 2005 года принятие граждан на учет с целью последующего предоставления им жилья по договорам социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. Для постановки на очередь необходимо собрать и предоставить в муниципальный исполнительный орган власти все необходимые документы . К ним относятся справки о доходах на всех членов семьи, документы о праве на льготы, справки о существующих жилищных условиях и документы о владении недвижимым и движимым имуществом. После рассмотрения всех документов орган местного самоуправления принимает решение о постановке на очередь на социальное жилье или отказе в этом.

Шаг второй: Если очередь подошла к предоставлению социального жилья

Порядок предоставления социального жилья регулируется нормами статьи 49 Жилищного кодекса РФ. Поэтому, если подходит очередь на квартиру и планируется сдача объекта с социальным жильем или освобождение квартиры из старого жилого фонда, то гражданина должны вызвать в местный орган самоуправления. При этом у него опять могут потребовать документы, подтверждающие то, что он не утратил право на социальное жилье. Исключение составляют только те граждане, которые встали на жилищный учет до 1 марта 2005 года, когда действовали другие требования на право получения и порядок предоставления социального жилья.

Если выясняется, что гражданин перед постановкой на жилищный учет намеренно ухудшил свои жилищные условия или занизил доход, он лишается права получить квартиру и повторно может быть принят на учет, не ранее чем через пять лет. При этом он должен будет доказать свою принадлежность к малоимущим слоям населения. Изменения жилищных условий членов семьи гражданина, стоящего на жилищном учете, не влечет за собой изменений в его статусе, как нуждающегося в жилье.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ определяется Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, за также законами субъектов Российской Федерации. В первую очередь данные нормативные акты регулируют нормы предоставления социального жилья. При этом, учетной нормой площади жилья является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого и определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения. Учетную норму устанавливают органы местного самоуправления. Ее размер не может превышать размер нормы предоставления, который был установлен данным органом.

По договору социального найма жилое помещение должно быть предоставлено гражданам по месту их постоянного жительства (в границах населенного пункта, где они постоянно проживают), при этом общая площадь на одного человека не должна быть менее нормы предоставления (обычно от 16 до 18 кв. метров).

Если проверка документов показала, что гражданин по-прежнему имеет право на предоставление социального жилья, то с ним заключается договор социального найма. В зависимости от обстоятельств, он может быть, как бессрочным, так и заключенным на определенный срок. При этом будущего нанимателя квартиры знакомят со всеми правилами пользования социальным жильем. После подписания договора наниматель получает ордер и может заселяться.

Предоставление бесплатного жилья - мера беспрецедентная для всякого государства.

Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

Кто может претендовать на получение социального жилья

Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

а) малоимущими;

б) нуждающимися в предоставлении жилья.

Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

Основные термины и законы

Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

Социальное жилье

Социальное жилье - жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

Норма предоставления

Норма предоставления - «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

Учетная норма

Учетная норма - минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения (с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

Малоимущие - как определяется уровень обеспеченности

Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены - то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

Определение имущественной обеспеченности

Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

а) Расчет дохода семьи

Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве - 20 лет, то есть 240 месяцев).

Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению

Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:

  • земельные участки в полной или долевой собственности, рассчитанные по кадастровой стоимости;
  • дачные дома, гаражи и иные нежилые помещения (по рыночной стоимости);
  • автомобили и другие регистрируемые транспортные средства (по оценочной среднерыночной стоимости);
  • паенакопления в любых кооперативах;
  • имущественные доли, акции и ценные бумаги.

Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.

Исчисление стоимости необходимой жилплощади

Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.

О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области - 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.

При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве - 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург - 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ - 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике - 20 700 рублей, Чеченской Республике - 21 050 руб. и Республике Ингушетия - 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове - 23 750 рублей, Ульяновской области - 25 400 рублей и Ставропольском крае - 24 500 рублей.

Порядок признания малоимущим в Москве и необходимые документы

В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:

1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html ;

2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;

3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;

4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.

5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.

6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):

В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).

Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ - копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.

Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

Необходимым условием является одна из ситуаций:

1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.м., в Калининграде - 12 кв.м., в Оренбурге - 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке - 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере - Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе - ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

  • своих несовершеннолетних детей;
  • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
  • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
  • временных жильцов.

Влекут ухудшение жилищных условий:

  • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
  • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
  • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
  • выдел доли собственниками жилых помещений.

Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.

В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru .

Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):

  • паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей и иные документы, на гражданина Российской Федерации, подтверждающие личность и место жительства заявителя и членов его семьи;
  • свидетельства о браке, разводе и об иных родственных отношениях, связывающих лица, указанные в заявлении;
  • копия решения о признании семьи малоимущей, если заявитель озаботился об этом заранее, либо пакет документов, подтверждающий размер доходов за последние два года, и сведения об имеющемся имуществе (кроме жилья, пригодного для проживания).

В особых случаях дополнительно прилагаются документы:

  • о праве собственности членов семьи на жилые помещений, пригодные для проживания, в том числе расположенные за пределами города Москвы или Российской Федерации за последние 5 лет;
  • о наличии прав на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, которыми обладают граждане, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные граждане по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.

Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.

В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве - окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).

На что можно претендовать и кто первый в очереди

В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара - на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.

Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.

В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь - тяжело больные хроники; в третью - жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.

За что снимают с учета или отодвигают очередь

Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.

Реально ли получить социальное жилье?

Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве - 9701, в Санкт-Петербурге - 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.

Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.

Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.

В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.

Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет - смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!

Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.

Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», - предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.

Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье - доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.

Законы и подзаконные акты

«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»