Почему имущественное неравенство возникает в условиях. Имущественное неравенство. Дифференциация в потреблении

Муниципальное образовательное учреждение

«**ая средняя общеобразовательная школа № 47»


Василий Осипович Ключевский. Биография

(РЕФЕРАТ)


Выполнила:

ученица 10 «Г» класса


Белгород, 2007


Введение

Раздел 1. Детство и юность

Раздел 3. Блестящий лектор

Заключение

Список литературы

Введение


Сегодня, в начале XXI, мы изучаем историю, оглядываясь в прошлое, анализируя и сравнивая его. Пытаемся объективно оценить картину мира того времени, дать характеристику, выявить закономерности и извлечь уроки из каких-либо событий. К тому же в современном мире, в период глобализации, знание истории Отечества просто необходимо.

Ответы на многие актуальные вопросы необходимо искать, прежде всего, в глубине веков, то есть в книгах об истории, составление которых является огромным трудом. Здесь необходимы и знания о работе с источниками (которые могут быть очень старыми), и умение критически оценить ситуацию, и пытливый ум, а самое главное - любовь к истории, к Отечеству. Этими и многими другими качествами обладал Василий Осипович Ключевский - величайший русский историк.

Раздел 1. Детство и юность


Василий Осипович Ключевский родился 16 (или по старому стилю 28) января 1841 года в селе Вознесенском (Воскресенском) Пензенской губернии в семье сельского священника Пензенской епархии. Когда маленькому Василию исполнилось восемь лет, его отец умер, а матери пришлось со всеми детьми переехать в маленький домик в Пензе. Положение семьи было тяжёлым - Ключевские жили бедно, так как основным источником их доходов было казённое пособие, которое получал Василий, как ученик городского духовного училища. Мальчик тяжело пережил смерть отца. Для него это было настоящим нервным потрясением, что сказывалось и на учёбе. Но постепенно Ключевский стал выделяться среди других учеников и, по окончании училища, был зачислен в духовную семинарию. Именно там он увлёкся историей.

Молодого Василия так увлекла наука о прошлом, что он даже отказался от духовной карьеры. В 1861 году он бросает учёбу в семинарии и, преодолевая материальные трудности, отправляется в Москву, где поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Здесь он слушал лекции крупнейших мыслителей своего времени - Ф. М. Буслаева, Н. М. Леонтьева, Г.А. Иванова, К.Н. Победоносцева, Б. Н. Чичерина, С. М. Соловьева. Именно в Московском университете складываются собственные научные интересы будущего историка. В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях Соловьева он познал, по собственным его словам, «какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет». В 1865 году Ключевской окончил Московский университет.


Раздел 2. От преподавателя до академика

ключевский историк диссертация

После кандидатской диссертации на тему «Сказания иностранцев о Московском государстве» Ключевской выбрал для научного исследования обширный рукописный материал житий древнерусских святых.

В нём он надеялся найти «самый обильный и свежий источник для изучения участия монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси». В этой работе и проявилось усердие Василия Осиповича: нужно было собрать в единое целое различные рукописания из разных книгохранилищ. В 1872 году Ключевский превосходно защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». Позже он дополнил и опубликовал её как книгу, которая до сих пор считается справочником, в котором собрано всё, что когда-либо писали иностранцы о средневековой Руси.

В сентябре 1879 году он стал доцентом Московского университета.

В 1882 г. вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в «Русской Мысли» докторская диссертация Ключевского, знаменитая «Боярская Дума Древней Руси». В этом своем труде Ключевский связал важнейшие вопросы социально-экономической и политической истории Руси до конца XVII века. В этом же году он был избран экстраординарным профессором (в 1885 году - ординарным)

С 1887 года по 1889 русский историк был даже деканом историко-филологического факультета и проректором Московского университета, но он попросил освободить его от этих обязанностей - такая работа была ему в тягость. Можно даже сказать, что занятиям наукой мешала его известность.

В 1893 - 1905 годах Василий Осипович был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете.

В 1901 году он был избран ординарным академиком. (В 1906 г. великого учёного назначили членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания.) А с 1908 г. - почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук.


Раздел 3. Блестящий лектор


С 1867 года историк начал преподавательскую деятельность (Высшие женские курсы Александровское военное училище, и др.)

В 1871 году Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 года.

Лекции Василия Осиповича Ключевского пользовались колоссальной популярностью. Не смотря на то, что он всю жизнь страдал от заикания, на них собиралось столько народу, что приходилось пропускать в аудиторию только тех, кто должен был их слушать по расмисанию.1 Учёный прославился как блестящий и оригинальный лектор. Ключевский рассказывал об исторических событиях так, что его слушатели как будто видели их своими глазами.2

Вот как отзывался об этих лекциях М. М. Богословский, прослушавший курс в конце XIX столетия: «… Язык Ключевского красив ещё особой разлитой в нём художественной красотою, красотою поэтических сравнений и колоритных образов, которые не только возбуждали внимание в слушателе, но и вызывали в нём эстетическую эмоцию; и не помню кто, характеризуя лекции Ключевского, верно сравнивал впечатление от них с действием музыки Бетховена. Тонкая красота его мысли передавались блещущее красотой слово, а это изящное слово выходило из его уст, облечённое в красоту звуков его удивительного голоса. Под действием красоты мысли, слова и звуков, бывало, выходишь с лекции Ключевского в просветлённом очаровании и, действительно, испытываешь то же радостно-взволнованное, повышенное и именно просветлённое настроение, какое случается уносить после выдающегося исполнения классической музыки. Долго потом звучали в ушах эти звуки, вставали в памяти, как живые, развернувшиеся образы и передумывались высказанные мысли».3

В 1893 году, по поручению императора Александра III, он выехал на Кавказ в Абас-Тумане, где должен был преподавать курс русской истории великому царевичу Георгию Александровичу, лечившемуся там от туберкулёза. Там же он с 1900 по 1911 г. читал лекции в училище живописи, ваяния и зодчества.

Новаторство Василия Осиповича заключалось в том, что он, в отличие от своих предшественников, дающих систематизированное изложение исторических фактов и событий, обнаруживал общие закономерности всемирно-исторического процесса, где главная роль отдавалась народу. В связи с этим появился новый термин «историческая личность народа». Ключевский заявлял, что это и является «основным предметом изучения его истории».


Раздел 4. Труды и политические взгляды Ключевского


Политические взгляды Василия Осиповича в буржуазно-либеральном направлении и менялись в некотором роде на протяжении его жизни в сторону правого крыла партии кадетов. Образ идеального государства учёный видит в сотрудничестве всех классов в буржуазном государстве с представительным правлением. В своих работах и лекциях выступал против самодержавия, а с конца XIX века поменял позицию и начал поддерживать монархию.

В 1860-е гг. на формирование исторических взглядов Ключевского определённое влияние оказали революционно-демократические идеи, условия пореформенной действительности.1 В нём более ярко стал проявляться интерес к истории народа с его бытом и хозяйством. Историк подчёркивал географический фактор и освоение территорий России.

В 1880-е гг., в период расцвета его творчества, он акцентировал своё внимание на анализе различных обстоятельств в истории общества. В «Сказаниях иностранцев о Московском государстве» была отведена значительная часть для описания занятий населения. Учёный рассматривал колонизацию, как следствие роста народонаселения и особенностей природы какого-либо края, а не как результат деятельности государства в таких работе как «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867-1868) и монографии «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871).

В труде «Боярская Дума Древней Руси» (1882) Ключевский пытался проследить общественно-политические развитие страны X-XVIII вв. Здесь он стремился проанализировать процесс развития классов, их взаимоотношения и роль в жизни страны, но не принимал классовой борьбы и противоречий. Истории крестьянства в России Василий Осипович уделяет внимание в исследовательских работах «Происхождение крепостного права в России» (1885), «Подушная подать и отмена холопства в России».

По мнению историка, крепостная зависимость крестьян была обусловлена экономической задолженностью крестьян землевладельцам.

К концу XIX века взгляды Ключевского снова изменились, но на этот раз в сторону так называемой государственной школы. В работах «Императрица Екатерина II. 1796-1896» (1896) и «Пётр Великий среди своих сотрудников» (1901) он, в некотором смысле, идеализирует монархов прошлой России.

В основе методологии и исторических концепций Ключевского лежали позитивные взгляды.1 Ключевский попытался доказать, что развитие общества от сочетания целого ряда внешних и внутренних факторов - географических, этнографических, политических, экономических и социальных.2

Василий Осипович не признавал последовательную смену социально-экономических формаций. Главным критерием периодизации историк считал этапы колонизации, рассматривая при этом два наиболее важных момента: политический и экономический.


Заключение


Василий Осипович Ключевский один из самых знаменитейших историков России и мира. Вклад, который он внёс в развитие исторической науки, воистину огромен и значителен. Он позволил взглянуть на историю в новом свете, с другой точки зрения. Русский учёный, подробно рассмотревший многие исторические события и факты.

Он жил в не лёгкое время, да и жизнь его на самом раннем этапе не баловала, но она одарила его необыкновенным умом и любовью к истории.

Многие его работы актуальны и в современном мире. Это источники того, как видел прошлое человек того времени, что и верно ли он предполагал, почему обращал внимание на конкретные темы. Сама работа В. О. Ключевского и его жизнь - это уже повод любить историю, ибо это настоящий пример искреннего чувства и интереса к науке об Отечестве.

Список литературы


Медведев Ю. В. О. Ключевский. М.: Эксмо. 2005. 912 с.

Шалаева Г. П. Кто есть кто в мире. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 2004. 1680 с.

Прохоров А. М. Большая Советская Энциклопедия. где издана??? ., 1970-1977. 30 т.

Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Ключевский В. О. //http:/ www.KM.ru / Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», 1911 - 1916


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

"Исторические портреты" известного русского историка В.О. Ключевского рисуют серию политических деятелей Российского государства XIV-XVIII вв. Воссоздание типов людей прошлого - будь то цари, общественные деятели, святые или простые люди - было для Ключевского одним из способов понять исторический процесс в целом.

"Исторические портреты" В.О.Ключевского - это блестящие характеристики русских князей, монархов, летописцев, священнослужителей, полководцев, дипломатов, святых, деятелей культуры.
Издание основывается на знаменитом лекционном "Курсе русской истории".

Сегодня трудно представить изучение университетского курса "Отечественной истории" без работ В. О. Ключевского. За Василием Осиповичем Ключевским современники закрепили репутацию глубокого исследователя, блестящего лектора, неподражаемого мастера художественного слова.

Василий Осипович Ключевский (1841-1911) - автор множества трудов по русской истории, но главным из них, несомненно, является предлагаемый вниманию читателя "Курс русской истории". В публикуемых лекциях автор освещает основные элементы своей концепции и общей периодизации отечественной истории. Повествование охватывает древнейший период русской истории, "удельные века", развитие Русского государства до середины XIX в.

В книге представлены статьи и заметки В. О. Ключевского, посвященные вопросам нравственности и русской культуры.
Второе издание (1-е - 1998 г.) дополнено воспоминаниями писателей и людей искусства о великом русском историке.
Для студентов гуманитарных специальностей вузов и всех, кого интересуют вопросы русской культуры.

Библиотека проекта "История Российского государства" - это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники исторической литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков.
О полной трагизма и противоречий эпохе правления первых русских царей Ивана Грозного и Бориса Годунова рассказывают классики отечественной историографии В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров и С. М. Соловьев, избранные главы из трудов которых публикуются в этом томе.

Василий Осипович Ключевский (1841-1911) - сын сельского священника и выпускник Пензенской духовной семинарии, ставший выдающимся отечественным историком.
Его вершинное творение - "Курс лекций по истории" (1904).
Научный труд историка выдержал множество переизданий и до сих пор является одним из самых популярных руководств по истории России.

В настоящий сборник впервые собраны оригинальные работы В. О. Ключевского, которые показывают важнейшие аспекты истории православия в России: блестящее магистерское исследование житии святых; работа, раскрывающая роль русской церкви в установлении цивилизационных норм гражданского права; статьи о характерных особенностях русских монастырей, их участии в колонизационной деятельности; о значении преподобного Сергия для русского народа и...

КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1841–1911), русский историк. Родился 16 (28) января 1841 в селе Воскресенском (под Пензой) в семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850. Семья вынуждена была перебраться в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», – писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства и отрочества. В Пензе Ключевский учился в приходском духовном училище, затем в духовном уездном училище и в духовной семинарии. Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал труды многих ученых-историков. Чтобы иметь возможность посвятить себя науке (начальство прочило ему карьеру священнослужителя и поступление в духовную академию), он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам в университет.

С поступлением в Московский университет в 1861 начинается новый период в жизни Ключевского. Его учителями становятся Ф.И.Буслаев, Н.С.Тихонравов, П.М.Леонтьев и в особенности С.М.Соловьев: «Соловьев давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов, взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет».

Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни страны – буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества. Предметом выпускного сочинения в университете Сказания иностранцев о Московском государстве (1866) Ключевский избрал изучение около 40 сказаний и записок иностранцев о Руси 15–17 вв. За сочинение выпускник был награжден золотой медалью и оставлен при кафедре «для приготовления к профессорскому званию».

Другому виду средневековых русских источников посвящена магистерская (кандидатская) диссертация Ключевского Древнерусские жития святых как исторический источник (1871). Тема была указана Соловьевым, который, вероятно, рассчитывал использовать светские и духовные знания начинающего ученого для изучения вопроса об участии монастырей в колонизации русских земель. Ключевский проделал титанический труд по изучению не менее пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований, в том числе такую крупную работу, как Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае (1866–1867). Но затраченные усилия и полученный результат не оправдали ожидаемого – литературное однообразие житий, когда авторы описывали жизнь героев по трафарету, не позволяло установить подробности «обстановки, места и времени, без чего для историка не существует исторического факта».

После защиты магистерской диссертации Ключевский получил право преподавать в высших учебных заведениях. Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище, курс русской истории в Московской духовной академии, на Высших женских курсах, в Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 преподавал в Московском университете, где заменил на кафедре русской истории скончавшегося Соловьева.

Преподавательская деятельность принесла Ключевскому заслуженную славу. Одаренный способностями образного проникновения в прошлое, мастер художественного слова, известный острослов и автор многочисленных эпиграмм и афоризмов, в своих выступлениях ученый умело выстраивал целые галереи портретов исторических деятелей, надолго запоминавшихся слушателям.

Докторская диссертация Боярская дума Древней Руси (впервые опубликована на страницах журнала «Русская мысль» в 1880–1881) составила известный этап в творчестве Ключевского. Тематика последующих научных трудов Ключевского ясно указывала это новое направление – Русский рубль ХVI–ХVIII вв. в его отношении к нынешнему (1884), Происхождение крепостного права в России (1885), Подушная подать и отмена холопства в России (1886), Евгений Онегин и его предки (1887), Состав представительства на земских соборах древней Руси (1890) и др.

Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, – Курс русской истории в 5-ти частях. Ученый трудился над ним более трех десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории, вокруг которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней». Исходя из этого, Ключевский разделил русскую историю на четыре периода. Первый период длится приблизительно с 8 до 13 в., когда русское население сосредоточивалось на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь была тогда политически разбита на обособленные города, в экономике господствовала внешняя торговля. В рамках второго периода (13 – середина 15 в.) главная масса населения передвинулась в междуречье верхней Волги и Оки. Страна по-прежнему была раздроблена, но уже не на города с прилагающими к ним областями, а на княжеские уделы. Основа экономики – вольный крестьянский земледельческий труд. Третий период продолжается с половины 15 в. до второго десятилетия 17 в., когда русское население колонизировало юго-восточные донские и средневолжские черноземы; в политике произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства. Последний, четвертый период до середины 19 в. (более позднее время Курс не охватывал) – это время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя во главе с самодержавием, опирающимся на военно-служилый класс – дворянство. В экономике к крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.

Научная концепция Ключевского, при всем ее схематизме, отражала влияния общественной и научной мысли второй половины 19 в. Выделение природного фактора, значения географических условий для исторического развития народа отвечало требованиям позитивистской философии. Признание важности вопросов экономической и социальной истории до некоторой степени было родственно марксистским подходам к изучению прошлого. Но все же наиболее близки Ключевскому историки так называемой «государственной школы» – К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев и Б.Н.Чичерин.

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Биография самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. Его политические выступления немногочисленны и характеризуют его как умеренного консерватора, избегавшего крайностей черносотенной реакции, сторонника просвещенного самодержавия и имперского величия России (неслучаен выбор Ключевского в качестве учителя всеобщей истории для великого князя Георгия Александровича, брата Николая II). Политической линии ученого отвечали и произнесенное в 1894 и вызвавшее возмущение революционного студенчества «Похвальное слово» Александру III, и настороженное отношение к Первой русской революции, и неудачная баллатировка весной 1906 в ряды выборщиков в I Государственную думу по кадетскому списку.

Василий Ключевский (1841-1911 гг.) - крупнейший и один из самых видных российских историков второй половины XIX века. Его по праву считают основателем буржуазного экономизма в отечественной историографии, поскольку он первый обратил самое пристальное внимание на изучение народной жизни и экономические основы общественного быта.

Некоторые сведения о юности историка

Ключевский Василий Осипович, краткая биография которого представлена в настоящем разделе, родился в 1841 году в Он был сыном сельского священника. Его оба деда и прадеда также были священнослужителями. Поэтому церковное учение оказало на него большое влияние. Интерес к православной истории исследователь сохранил на всю жизнь: его первая диссертация была посвящена житиям святых, а в своих знаменитых курсах по русской истории он неизменно обращался к духовному развитию народа и роли православия в прошлом страны.

Василий Ключевский учился в пензенском приходском училище и пензенской семинарии, однако решил посвятить себя светской науке истории. Его привлекал историко-филологический факультет Московского университета, который был центром общественно-политической жизни в рассматриваемое время. Однако церковное образование оказало на него большое влияние. Сам историк признавался, что изучение схоластики развило в нем умение логически мыслить.

Годы учебы и первые исследования

Ключевский Василий Осипович, краткая биография которого продолжена в настоящем разделе, четыре года проучился в Московском университете. Это время стало определяющим в выборе его профессии и тематики исследований. Большое влияние на него оказали лекции историка Ф. Буслаева. Тогда же будущий ученый очень сильно заинтересовался народной культурой, фольклором, поговорками, пословицами.

Василий Ключевский решил посвятить себя изучению основ народной жизни, как он выражался. Его первая диссертация была посвящена тщательному изучению агиографической литературы. До него никто из отечественных историков не занимался так подробно данной тематикой. Другое крупное исследование посвящено изучению состава Василий Ключевский очень тщательно проанализировал те социальные слои, которые входили в этот совещательный орган при российских князьях и царях. Его работа открыла новые подходы в историографии при изучении социальной структуры общества. Его методология включала подробнейший анализ всех проявлений жизни и быта простого народа, что было особенно актуально для России во второй половине XIX века после отмены крепостного права.

Работы по истории

Василий Ключевский, биография которого была вкратце представлена в предыдущих разделах, известен как автор знаменитого курса лекций, которые он читал на протяжении нескольких десятилетий. Будучи прекрасным оратором, он великолепно владел литературным языком, который делал его выступления особенно яркими и выразительными. Благодаря метким и остроумным замечаниями и заключениям, которыми он сопровождал свои научные рассуждения, его лекции приобрели особенную популярность. Василий Ключевский, история России которого стала настоящим эталоном не только для его учеников, но и для многих других отечественных ученых, также прославился как вдумчивый наблюдатель над бытом русского народа. До него исследователи, как правило, обращали внимание на политические события и факты, поэтому его работы без преувеличения можно назвать настоящим прорывом в историографии.

Язык ученого

Особенностью лексики Ключевского является выразительность, меткость и яркость высказываний. Исследователь умел очень четко выразить свои мысли по поводу самых разных проблем современности и прошлого. Например, ему принадлежит следующее высказывание о реформах первого российского императора: «От большой стройки всегда остается много сора, и в торопливой работе Петра пропадало много добра». Историк часто прибегал к подобного рода сравнениям и метафорам, которые, отличаясь остроумием, тем не менее, очень хорошо передавали его мысли.

Интересно его высказывание о Екатерине II, которую он называл «последней случайностью на русском престоле». Ученый довольно часто прибегал к подобным сравнениям, которые позволяли лучше усвоить пройденный материал. Многие выражение Ключевского стали своего рода поговорками в отечественной историографии. Нередко на его фразы ссылаются для того, чтобы придать выразительности рассуждениям. Многие его слова стали афоризмами. Так, высказывание «В России центр на периферии» почти сразу ушло в народ: его нередко можно встретить в прессе, на симпозиумах, конференциях.

Ученый об истории и жизни

Мысли Ключевского отличаются оригинальностью и своеобразием. Так, он на свой лад переделал знаменитую латинскую поговорку о том, что история учит жизни: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Меткость, четкость и яркость языка принесли ученому не только всероссийскую, но и мировую славу: многие иностранные исследователи, изучая историю России, ссылаются именно на его труды. Представляют интерес и те афоризмы историка, в которых он выражал свое отношение не только к истории, но и к общефилософским проблемам вообще: «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Некоторые факты из биографии

В заключение следует обозначить несколько интересных моментов из жизни этого выдающегося исследователя. Будущий исследователь научился читать в четыре года и с самого раннего детства проявил удивительную способность к учебе. В то же время он боролся с заиканием и в результате больших усилий сумел преодолеть этот порок и стать блестящим оратором. Он принимал участие в знаменитых Петергофских совещаниях по составлению проекта думы, а также баллотировался в качестве депутата от однако не прошел. Итак, Ключевский Василий Осипович, биография и творчество которого стали предметом настоящего исследования, является одним из ведущих отечественных специалистов по изучению российской истории.