Системы налогообложения: как сделать правильный выбор? Чем интересна прогрессивная шкала налогообложения

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Совокупность денежных ресурсов (денежных фондов), мобилизуемых для содержания государства, называется государственными финансами (от лат. финансы – наличность, доход). Основным источником государственных финансов являются налоги.

Налог (Т ) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное оформление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.

Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют фискальную (от лат. фискалис – казенный) функцию, формируя доходы государства, необходимые для финансирования его расходов. В развитых странах налоги мобилизуют от 35 до 45% ВНП, (в Японии и США – 27%). Доля налогов в ВВП России в 1997 г. составляла около 20%.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. Налоги в этом своем качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулируют их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение доходов и ресурсов общества. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создают для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Принципы налогообложения. Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще А.Смитом, и остались актуальными и сегодня:

Справедливость и равенство налогообложения;

Эффективность налогообложения;

Простота и доступность для исчисления.


Первый принцип – равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве?

Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предусматривает прежде всего соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (например, получающие одинаковый доход) должны платить одинаковый налог. Вертикальная справедливость предполагает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.

Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства.

Принцип равенства на основе платежеспособности (или принцип «уплаты по возможности») реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями: те, кто получает большие доходы, должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должны платить меньше. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:

У источника дохода – изъятие части дохода в момент его получения (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);

В момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).

Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод (получаемых преимуществ) означает, что тот, кто больше получает от государства, платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты за пользование дорогами).

Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, живущий на пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер. Естественно, на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.

Второй принцип налогообложения – эффективность – касается потерь, которые порождают налоги. Налоги могут оказывать негативное воздействие на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между ценами товаров и издержками производства, между оценками товаров покупателями и продавцами, что создает искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

Возможные негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы учитывать те отрицательные результаты, которые могут возникать при налогообложении и стремиться к их минимизации.

Третий принцип налогообложения – простота и доступность, для исчисления – означает, что налоговая система не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов – слишком дорогим.

Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

Всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

Стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

Равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

Обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

Самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:

прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).

В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственные и местные налоги. К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др. К местным – земельный налог, поимущественный налог и др.

По целям использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге; человек – в подушном налоге).

Источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка (t ) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный

В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:

пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 11.1, линия б). Прирост налога Т 3 Т 4 равен приросту дохода Y 1 Y 2 ;

прогрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 11.1, линия а ). Прирост налога Т 1 Т 2 больше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

регрессивное налогообложение – налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис. 11.1, линия в). Прирост налога Т 5 Т 6 , меньше прироста дохода Y 1 Y 2 ;

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Q ) и ставками налогов (t ) описывается кривой Лаффера (рис. 11.2).

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (t opt). Превышение этого уровня (до t 1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q 1 < Q max). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы могут быть предоставлены путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, возврата ранее выплаченных налогов, полного освобождения, от уплаты налогов и др.

Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.

Каждый предприниматель, принявший решение организовать собственный бизнес, неизменно задается вопросом - какую же систему налогообложения выбрать для своей компании, общую или упрощенную? Этот важный выбор касается как владельцев юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Вышеуказанные системы налогообложения имеют ряд существенных различий, которые следует учитывать, чтобы принять взвешенное решение при выборе между УСН и ОСНО.

Необходимо иметь в виду, что данный вопрос следует решить еще на стадии регистрации бизнеса. Ведь если заранее не уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения компании о том, что юридическим лицом планируется применение упрощенной системы налогообложения, то для организации будет автоматически установлена общая система.

Основные отличия УСН и ОСНО

Упрощенная система налогообложения по сути является формой поддержки малого бизнеса. Она разработана государством именно для малых предприятий, находящихся на этапе становления и развития бизнеса.

Общая система используется всеми юридическими лицами без исключения, вне зависимости от видов деятельности и организационно-правовой формы и, как указывалось выше, применяется по умолчанию в случае неуведомления налоговой инспекции о переходе на УСН.

УСН предполагает более простую по сравнению с ОСНО технологию расчета налога. Применение данной системы освобождает юридическое лицо от начисления и уплаты налога на прибыль и налога на имущество.

Индивидуальный предприниматель, в свою очередь, освобождается от налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц. Плательщики так называемого «единого налога» также не являются плательщиками НДС, за исключением различных таможенных платежей.

Налоговым Кодексом РФ установлены два объекта налогообложения УСН:

1) «Доходы» - в этом случае все доходы в форме выручки, полученной на расчетный счет компании за налоговый период (календарный год) облагаются налогом по ставке 6%;

2) «Доходы минус расходы» - при выборе этого объекта налогообложения полученные доходы уменьшаются на величину произведенных расходов и полученный результат облагается налогом по ставке 15%.

Применение общей системы налогообложения подразумевает уплату полного перечня налогов, основное место среди которых занимает налог на прибыль организаций, его ставка составляет 20%. Соответственно, компании придется уплачивать следующие налоги:

1) Налог на прибыль организаций по ставке 20%;

2) НДС по ставкам 10% или 18%;

3) Налог на имущество предприятий, ставка которого составляет 2,2%.

Таким образом, УСН имеет ряд очевидных преимуществ по сравнению с ОСНО, однако его применение возможно при выполнении определенных условий, в частности, при соблюдении критериев отнесения компании к субъектам малого предпринимательства. Законодательством в частности установлено, что применять УСН не могут компании:

Имеющие филиалы или представительства;

Доля участия в которых других компаний превышает 25%;

Средняя численность сотрудников которой за один календарный год превышает 100 человек;

Остаточная стоимость основных средств больше 100 миллионов рублей;

Доходы за один год превышают 60 миллионов рублей;

Нарушившие срок уведомления налоговой инспекции о переходе на УСН.

Как только одно из вышеуказанных требований нарушается, компания не вправе продолжать применять УСН и обязана перейти на общую систему налогообложения, начислить и уплатить соответствующие налоги.

Практика аудиторских и налоговых проверок показывает, что некоторые компании, стараясь не нарушить критерии применения УСН, пытаются регулировать соответствующие показатели.

Наиболее «простым» методом руководителям видится искусственное сокращение штата компании (например: путем перевода штатных сотрудников на договоры гражданско-правового характера). Однако подобные действия в ходе проверок довольно очевидны и многочисленные судебные решения не в пользу налогоплательщика свидетельствуют о том, что в таких случаях компании лишаются права на применение УСН.

УСН ИЛИ ОСНО: КОМУ ЧТО ВЫБРАТЬ?

Общую систему налогообложения применяют крупные компании с большой штатной численностью сотрудников и существенной остаточной стоимостью основных средств.

Очень важно учитывать, что для контрагентов-покупателей значительное конкурентное преимущество будут иметь предприятия, применяющие ОСНО. Это связано с тем, что стоимость приобретенного товара (работы, услуги) будет включать в себя сумму НДС, который покупатель впоследствии сможет возместить из бюджета.

Упрощенно сумма НДС по ставке 18% будет рассчитываться как общая сумма сделки умноженная на 18 и поделенная на 118. Полученный результат заказчик вернет себе через налоговый вычет. При этом поставщик - плательщик единого налога предложит примерно аналогичную цену, не включающую НДС.

Таким образом, налоговая нагрузка покупателя окажется значительно выше. Исходя из этих соображений, для того, чтобы сохранить клиентов, даже небольшие компании вынуждены применять общую систему налогообложения.

Кроме того, значительным преимуществом ОСНО является возможность выплачивать налоги только в том случае, если компания получила прибыль в текущем периоде. Если деятельность соответствующего календарного года оказалась убыточной, то налог на прибыль не уплачивается, а полученный отрицательный финансовый результат может уменьшить налоговую базу последующих периодов.

Ограничения в части штатной численности персонала, объема выручки, остаточной стоимости основных средств и прочих критериев, свойственных для УСН, для общей системы налогообложения не предусмотрены.

Бухгалтерский учет УСН и ОСНО

В части ведения бухгалтерского учета существенных различий между компаниями, применяющими рассматриваемые налоговые режимы, не установлено.

От обязанности вести бухгалтерский учет освобождены только индивидуальные предприниматели - плательщики единого налога. На юридических лиц данная льгота не распространяется.

В связи с этим общая система налогообложения является более трудоемкой - помимо ведения бухгалтерского учета в полном объеме, необходим контроль за корректностью расчета налогов, своевременностью их уплаты в бюджет, соблюдением периодичности сдачи налоговых деклараций.

Общая система считается самой сложной системой налогообложения. Соответственно, требуется определенный профессионализм и высокая квалификация бухгалтера, ведущего бухгалтерский и налоговый учет.

С этой точки зрения применение УСН является менее трудоемким и предъявляет меньше требований к квалификации бухгалтера. Специальный налоговый режим более доступен для понимания человеком, не имеющим специального образования.

Однако необходимо учитывать, что в течение года менять системы налогообложения нельзя, соответственно, необходимо заранее определиться с тем, какой режим подходит компании в большей степени, поскольку чтобы его поменять, придется дождаться следующего года.

УСН по ставке 6% или 15%?

При выборе объекта налогообложения УСН следует учитывать, что применение объекта «доходы» наиболее актуально для компаний, имеющих небольшой объем расходов, либо при наличии сложности документального подтверждения произведенных расходов.

Если разница между доходами и расходами предприятия невелика и все расходы организации можно подтвердить документально, целесообразно выбрать систему налогообложения с объектом «доходы минус расходы».

Безусловно наиболее простой методикой расчета является применение объекта «доходы». В этом случае нет необходимости вести учет расходов, документальное оформление и экономическая обоснованность которых может быть поставлена под сомнение при налоговой проверке.

Вся выручка, полученная в кассу, на расчетный либо валютный счета в банках, умножается на ставку налога 6%. Указанная сумма выручки может быть уменьшена на сумму взносов в Пенсионный фонд РФ и пособий по листкам нетрудоспособности. При такой системе налогового учета возникновение споров с налоговыми органами сводится к минимуму.

Использование объекта налогообложения «доходы минус расходы» несомненно более трудоемко. Кроме того, уменьшить выручку можно не на все расходы, а на затраты, предусмотренные закрытым перечнем.

Необходимо четко определить момент возникновения расхода, обеспечить правильное оформление первичного документа.

Помимо этого даже если предприятие получит убыток, оно должно будет уплатить минимальный налог в размере 1% от выручки. При этом компания должна предварительно рассчитать разницу между доходами и расходами, умножить ее на ставку налога 15% и сравнить полученный результат с 1% от выручки. Та сумма, которая будет больше, должна быть уплачена в бюджет.

        • Похожие бизнес-идеи:

Какую систему налогообложения выбрать? Предлагаем обзор систем налогообложения, действующих на территории Российской Федерации.

На каждый отдельно взятый бизнес определенный вид налогов оказывает разное финансовое влияние и предоставляет разные возможности. Системы налогообложения действующие на территории РФ:

  • Общая система налогообложения (ОСНО);
  • Упрощенная система налогообложения (УСН);
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • Патентная система налогообложения;
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Перечень всех налогов, плательщиками которых может являться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель , установлен статьями 13, 14 и 15 НК РФ. В данной статье предлагается обзор каждой системы налогообложения, действующей на территории Российской Федерации.

Общая система налогообложения (ОСНО)

Общая система налогообложения (ОСНО) - традиционная и самая сложная система налогообложения, которая включает уплату полного перечня налогов (Налог на прибыль, НДС и т.д.) и ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Если при регистрации бизнеса в налоговую не подавать никаких заявлений, то организация или ИП автоматически становятся плательщиками ОСНО. Общая система налогообложения предполагает уплату следующих видом налогов: 1) НДС - 18% (основная ставка, действующая в большинстве случаев). Существуют также льготные ставки: НДС - 10%, при реализации некоторых продовольственных и детских товаров, медикаментов и печатных изданий; НДС - 0%, льготная ставка применяется при экспорте товаров; 2). Налог на прибыль - 20%; 3). Налог на имущество - 2,2%; 4). НДФЛ (с дохода работника) - 13%; 5). Страховые взносы с оплаты труда (30% — 2013 год): в ПФР (22%), ФФОМС (5,1%), ФСС (2,9%); 6). Местные налоги: земельный налог, транспортный налог, за негативное воздействие на окружающую среду и прочие. Основные минусы ОСНО:

  • Необходимость вести бухгалтерский учет;
  • Полное и сложное налогообложение бизнеса;
  • Первичная документация должна храниться не менее 4 календарных лет;
  • Налоговые органы более тщательно проверяют организации находящиеся на ОСНО, так как из-за сложности ведения бух. учета у них проще выявить ошибки.

Когда выгодно применять ОСНО для ИП и юридических лиц:

П.С.: Предпринимателю, открывшему шиномонтаж или продуктовый киоск не целесообразно применять ОСНО.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Упрощенная система налогообложения (УСН) является добровольным режимом налогообложения. УСН - один из самых «гуманных» налоговых режимов, который используют большинство небольших организаций и ИП. Данная система налогообложения освобождает юридическое лицо или ИП от уплаты таких налогов как НДС, налог на имущество, налог на прибыль. На УСН существует два объекта налогообложения, которые ИП или юр. лицо выбирают самостоятельно: 1). Доходы - 6%. При таком режиме налогоплательщик платит 6% от выручки от реализации товаров или услуг. 2). Доходы, уменьшенные на величину расходов - 15% . При таком режиме налогоплательщик платит 15% от прибыли от реализации товаров или услуг. Для каждой отдельно взятой организации (ИП) будет выгоден свой объект налогообложения (6% от выручки или 15% от прибыли). Выбор объекта налогообложения, как было сказано выше является добровольным. Основные критерии перехода на упрощенную систему налогообложения: 1). Величина доходов организации за последние 9 месяцев не превысили 45 млн. рублей.; 2). Численность сотрудников организации за налоговый период не превысило 100 человек; 3). Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации не превышает 100 миллионов рублей. Данный критерий не распространяется на ИП; 4). В момент перехода организации на УСН, доля участия сторонних организаций составляет не более 25% (п.3 ст. 346.12 НК); 5). Переход на УСН возможен с начала года, после представления заявления в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября предыдущего года. Если же юридическое лицо или ИП создаются впервые, то у них есть 5 дней на то, чтобы написать заявление на УСН , в противном случае их ждет ОСНО. Плюсы УСН:

  • Сниженная налоговая нагрузка на бизнес. Отсутствует необходимость уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество;
  • Более упрощенная процедура ведения бухгалтерского учета;
  • Упрощенная сдача отчетности в налоговую инспекцию.

Минусы УСН:

  • Существует вероятность утери права применять УСН. В этом случае необходимо доплатить налог на прибыль и начисленные пени;
  • Отсутствие обязанности уплаты НДС одновременно является и минусом, так как значительно снижает количество клиентов-плательщиков НДС (которые не могут сделать вычет, если будут работать с вами);
  • При потере права на УСН необходимо восстановить все бухгалтерские документы за весь период работы по упрощенной системе;
  • Отсутствует возможность заниматься определенными видами деятельности, открывать филиалы и представительства, заниматься внешнеэкономической деятельностью.

Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения с 2013 года заменила действующую до конца 2012 года упрощенную систему налогообложения на основе патента и приобрела статус самостоятельного спецрежима. Переход на патент является добровольным и он может совмещаться с иными режимами налогообложения. Патент выдается налоговым органом индивидуальному предпринимателю по месту его постановки на учет и действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте.

Патент получают на срок от 1 до 12 месяцев (и не более). При этом предприниматель освобождается от уплаты таких налогов как НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц. Налоговая ставка при патенте устанавливается в размере 6%. Сумма налога к уплате рассчитывается путем умножения налоговой ставки (6%) на налоговую базу (потенциально возможный доход по виду деятельности) в соответствии с положениями ст.346.51 НК РФ.

В налоговом кодексе выделено 47 видов деятельности, по которым действует патентная система налогообложения. Это такие виды деятельности как парикмахерские услуги , ремонт жилья, транспортные услуги, розничная торговля и т.д. Применять патентную систему могут только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численностью работников, за налоговый период, не должна превышать 15 человек, а выручка в течении календарного года не должна быть более 60 млн. руб.

Плюсы патентной системы налогообложения:

Минусы патентной системы налогообложения:

  • Отсутствует возможность уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов;
  • Срок действия патента не более 1 года, при этом ограничены сроки получения патента;
  • Патентную системы могут применять только ИП.

Единый налог на вмененный доход

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) является специальным режимом налогообложения. Принципиальным отличием данной системы от остальных является то, что база налогообложения определяется не по отчетности налогоплательщика, а на основе дохода от различных видов деятельности. Данный налог вводится в действие нормативными правовыми актами муниципальных образований и в регионах, где такие акты не приняты, ЕНВД применяться не может.

Данная система налогообложения регулируется гл. 26.3 Налогового кодекса РФ. С 2013 года ЕНВД является не обязательным налоговым режимом, то есть предприниматель может выбрать нужен ли ему ЕНВД, или можно выбрать другую систему, например УСН или патент.

Основной смысл ЕНВД и принцип расчета заключается в следующем. Для определенного вида деятельности государство устанавливает размер потенциального возможного дохода - так называемый вмененный доход. Данный доход и является налогооблагаемой базой. Размер реального дохода организации или ИП при применении ЕНВД ни как не влияет на размер налога к уплате. Ежемесячный налог зависит от величины натурального физического показателя, характеризующего тот или иной вид деятельности, и рассчитывается по формуле:

ВД = Базовая доходность х физический показатель х К1 х К2, где:

К1 - корректирующий коэффициент, который учитывает инфляцию. Устанавливается федеральными органами власти (в 2013 году к1 = 1,569);

К2 - корректирующий коэффициент, учитывающий особенности ведения деятельности на территории субъекта РФ. Устанавливается муниципальным образованием. При этом К2 не может быть больше единицы, меньше — пожалуйста. То есть в отдельных случаях местная власть на свое усмотрение может уменьшить размер налога на определенный вид деятельности.

Сам налог на вмененный доход рассчитывается ежеквартально по формуле: ЕНВД = 15% х ВД х 3

Для отдельного вида деятельности налоговым кодексом установлен свой физический показатель и базовая доходность. К примеру, для оказания услуг физическим показателем является количество работников. Установлено, что каждый работник в месяц приносит 7500 рублей - это и есть базовая доходность. Для розничной торговли физический показатель — 1 кв. м площади торгового зала, и установлено, что он приносит ежемесячно 1800 рублей дохода.

При применении ЕНВД налогоплательщик освобождается от уплаты следующих налогов:

  • налог на прибыль организаций (для ИП — НДФЛ);
  • налог на имущество;
  • НДС - за исключением налога, подлежащего уплате при импорте товаров на территорию РФ.

Минусы ЕНВД:

  • Налоговым кодексом установлены лимиты физических показателей, при которых применять ЕНВД невозможно. Например, в розничной торговле для применения ЕНВД площадь торгового зала не должна быть больше 150 кв.м.;
  • Организация или ИП обязаны вставать на налоговый учет в том районе, где непосредственно осуществляется деятельность;
  • Так как при ЕНВД налогом облагается конкретный вид деятельности, то при осуществлении организацией или ИП разных видов деятельности, в частности которые не облагаются ЕНВД, у компании или предпринимателя возникает ситуация совмещения разных налоговых режимов. Фактически компанией одновременно может применяться и ЕНВД и УСН (или ОСНО), а это предполагает ведение раздельного учета доходов и расходов и уплаты всех налогов в рамках УСН и ОСНО. В отдельных случаях данный пункт является плюсом.

Плюсы ЕНВД:

  • Упрощенная система ведения бухгалтерского учета и сниженная налоговая нагрузка на бизнес;
  • Фиксированный размер налоговых платежей является большим плюсом при получении большой прибыли организацией или ип.
  • С 2013 года ИП на ЕНВД имеют право уменьшить налог на сумму уплаченных за себя (ИП) взносов в ПФР и ФФОМС;
  • При наличии работников налог по ЕНВД можно уменьшить на сумму страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию работников.

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. К налогоплательщикам ЕСХН относятся физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели и КФХ), а также организации — производители сельскохозяйственной продукции , которые согласно положениям главы 26.1 НК РФ написали заявление о переходе на уплату ЕСХН в установленном законом порядке.

При применении ЕСХН налогоплательщик освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество и НДФЛ (только для ИП). Налоговая база при ЕСХН определяется как: доходы минус расходы помноженные на ставку 6%. В этом плане ЕСХН - один из самых выгодных налоговых режимов.

Условия перехода на ЕСХН:

  • организации и ИП производят, перерабатывают и реализуют сельхозпродукцию;
  • доля доходов от реализации сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки сырья собственного производства) в общем объеме доходов от реализации продукции составляет не менее 70%;
  • организации или ИП, планирующие перейти на ЕСХН в следующим году, написали заявление о переходе на уплату ЕСХН до 31 декабря текущего года.

Если организация или индивидуальный предприниматель платят ЕНВД по одному или нескольким видам деятельности, то они вправе перейти на ЕСХН по другим видам деятельности. При этом доля доходов от реализации сельхозпродукции, при которой возможен переход на ЕСХН, определяется исходя из суммарного дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по всем видам деятельности, включая ЕНВД.

С бедных граждан на богатых законодателями была придумана прогрессивная шкала налогообложения, которая применялась в России до 2000 года. Но наряду с положительными сторонами прогрессивное налогообложение, как оказалось, имеет свои минусы, которые делают его не очень популярным.

Что такое прогрессивное налогообложение

Если объяснять простыми словами, то прогрессивный налог - это сбор, который начисляется в пропорциональной зависимости от получаемого дохода. Иными словами, чем больше получаешь, тем выше налог.

Такая система налогообложения имеет свой экономический смысл. Она разработана с целью перераспределения налоговых платежей между гражданами, которые имеют разный уровень дохода. Прогрессивная шкала способна наиболее эффективно управлять социальным расслоением населения.

Какой налог был прогрессивным

Прогрессивная шкала налогообложения в России применялась в отношении налога на доходы физических лиц. В зависимости от размера полученного дохода НДФЛ имел несколько процентных ставок. Каждому разряду были установлены определённые рамки доходности, в случае превышения которых ставка менялась в сторону увеличения. В связи с тем, что рассчитывалась нарастающим итогом, у работников предприятия происходило ближе к концу года.

Основные виды налогообложения, имеющие прогрессивный характер начисления

Прогрессивное налогообложение может иметь различные механизмы начисления платежей. В связи с этим их можно разделить на несколько видов:

  • В основе одноступенчатого начисления лежит минимальный необлагаемый размер дохода и довольно высокая ставка.
  • Многоступенчатый принцип начисления имеет несколько ступеней доходности, ограниченных определёнными суммами. В рамках такой системы может быть использовано от двух до пятнадцати ступеней. Интересной особенностью такого метода начисления является тот факт, что при переходе на очередную ступень, повышенная ставка действует только в той части прибыли, которая превышает установленный порог.
  • Прогрессивная шкала налогообложения может иметь линейный принцип начисления. В его основе лежит постепенное увеличение основной ставки налога, в зависимости от коэффициента роста дохода. Такая система считается довольно эффективной, но трудно внедряемой.

Каждая из вышеперечисленных систем прогрессивного налогообложения имеет свои плюсы и минусы и применяется в различных странах, в зависимости от государственной политики налогообложения. Так, в одних странах определённый вид обеспечил эффективное поступление бюджетных платежей, в то время как в других метод полностью провалился.

Вернётся ли прогрессивный налог в нашу страну?

Совсем недавно законодатели снова подняли вопрос внедрения прогрессивной шкалы налогообложения. В основе предлагаемого метода лежит многоступенчатый способ начисления. Каждой отдельной категории присваивается своя и при переходе от одной ступени к другой доход облагается в части превышения норматива. Например, было предложено категории лиц с доходом до 60 тыс. руб. установить ставку 5%. Более высокие доходы - от 60 до 600 тыс. руб. - облагать 15%, а начисления от 600 тыс. руб. - 25%. Но, несмотря на то что такая прогрессивная шкала налогообложения могла бы принести в бюджет значительные доходы, закон был отклонён. Метод отложили до тех времён, когда он станет максимально эффективным для экономического развития страны. Также причиной отклонения стали большие расходы, связанные с внедрением такой системы.

Система налогообложения с дифференцированной ставкой

В виде альтернативного примера прогрессивного налогообложения может быть приведена дифференцированная система начисления сборов по налогу на добавленную стоимость. Суть идеи состоит в том, что при налогообложении предметов первой необходимости предлагается использовать наиболее низкую ставку, а для дорогостоящих товаров применять более высокую. Предполагается, что граждане, имеющие наиболее высокий доход, являются основными покупателями предметов роскоши, в связи с этим они будут платить налог по завышенной ставке. В свою очередь, граждане, имеющие небольшой доход, будут освобождены от такого бремени. Такая система может наиболее равномерно распределить между слоями населения.

Плоская и прогрессивная шкала налогообложения находятся в постоянной конкуренции. Сторонники плоского налогообложения аргументируют свои доводы тем, что прогрессивная шкала снижает мотивацию граждан зарабатывать больше, так как с ростом доходов увеличиваются налоговые сборы. В свою очередь, плоская шкала не способствует установлению социальной справедливости, уравнивая всех граждан, независимо от уровня дохода.

Положительные и отрицательные стороны прогрессивного налогообложения

Как и любая система, прогрессивная шкала налогообложения имеет свои положительные и отрицательные характеристики. Среди преимуществ можно отметить эффективное поступление бюджетных платежей, снижение социального разделения общества. К недостаткам прогрессивной шкалы можно отнести увеличение теневых доходов, рост безработицы, снижение материального стимулирования, большие затраты по внедрению.

Если проанализировать всё вышесказанное, то можно сделать следующий вывод, что прогрессивная шкала налогообложения - это довольно мощный регулятор социального неравенства и источник дополнительного дохода в бюджет. Возможно, предлагаемые законодателями модели налогообложения не совсем идеальны, но есть уверенность в том, что, основываясь на опыте других стран и учитывая особенности нашей экономики, в результате будет принято правильное решение, которое окажется наиболее приемлемым для простых граждан.

Выберите верные суждения о налогах и налогообложении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) При пропорциональной системе налогообложения ставки увеличиваются при возрастании объекта налога.

2) Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства в порядке и на условиях, определённых законодательством.

3) Налоги устанавливаются законом и обязательны к уплате.

4) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета и финансировании расходов государства.

5) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость.

Пояснение.

Налоги служат как источником пополнения государственных доходов, так и рычагом воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны. Основным элементом налоговой системы являются налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.

В зависимости от ставки различают налоги:

Пропорциональные налоги - налоги, у которых средняя и предельная налоговая ставки остаются постоянными при любом изменении дохода.

Прогрессивные налоги - когда при возрастании дохода увеличиваются средние и предельные ставки налогов. При прогрессивном налогообложении, как правило, устанавливается необлагаемый минимум дохода. Это доход, с которого налоги не взимаются. По мере превышения доходами этого уровня средняя и предельная ставки возрастают.

Регрессивные налоги - налоги, средняя предельная ставки которых уменьшаются по мере роста облагаемой суммы.

По объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доходы физических и юридических лиц или на объекты имущества. Основными объектами прямых налогов являются налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, поимущественные налоги. Косвенные налоги - это те налоги, которые включаются в цены товара или услуги, увеличивая ее. Такие налоги перечисляются в налоговые органы предприятиями, фирмами, а фактически оплачивает их потребитель. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины.

1) При пропорциональной системе налогообложения ставки увеличиваются при возрастании объекта налога - нет, неверно.

2) Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства в порядке и на условиях, определённых законодательством - да, верно.

3) Налоги устанавливаются законом и обязательны к уплате - да, верно.

4) Фискальная функция налогов проявляется в наполнении государственного бюджета и финансировании расходов государства - да, верно.

5) К прямым налогам относят налог на добавленную стоимость - нет, неверно.