Китайское экономическое чудо. Причины экономического подъема в Китае. Экономические реформы в кнр

В марте 1970 г. был составлен план экономического развития на год, который предусматривал стабилизацию аграрной политики. Принимались меры против увеличения коммун и производственных бригад и против односторонней зерновой специализации сельского хозяйства.

По всей стране начали засыпать озера и пруды для увеличения производства зерна. Ликвидировались последние приусадебные участки.

Основные инвестиции были направлены в центральные и западные регионы страны (до 55%) для создания так называемой третьей линии обороны.

Несмотря на провал 3-й пятилетки, в 1971 г. были объявлены основные направления четвертого пятилетнего плана (1971-1975 гг.).

В январе 1974 г. началась очередная политическая кампания по критике Линь Бяо и Конфуция. По всей стране вновь прокатилась волна чисток и репрессий.

В результате и 4-я пятилетка была полностью провалена.

В январе 1975 г. Дэн Сяопин взял в свои руки управление экономическим развитием. В марте 1975 г. начал составляться план развития народного хозяйства на 10 лет (1976-1985 гг.). Сначала Мао Цзэдун поддерживал Дэна, но вскоре поддержал кампанию «левых» под лозунгом: «Критиковать Дэна, бороться с правыми».

1976 г. был особенно тяжелым для Китая. В этот год скончались такие ведущие деятели страны, как Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай. Дэн Сяопин был арестован.

3. Современный этап социально-экономического развития Китая

Ноябрьский 3-й пленум 11-го созыва 1978 г. явился своеобразным водоразделом между плановой моделью развития советского образца и современной экономической реформой.

Первоначально реформа не имела какого-либо четкого теоретического обоснования.

Тем не менее, уже в 1978 г. КНР занимала 1-е место в мире по производству тканей; 2-е - по зерновым, чаю и ряду масличных культур; 3-е - по хлопку, бобовым, мясу, углю, химическим удобрениям; 5-е - по стали, 7-е - по электроэнергии, 8-е - по нефти.

Китайская экономика отличалась крайне низкой производительностью труда.



Региональное развитие страны характеризовалось ярко выраженной неравномерностью.

Сравнительно низким уровнем характеризовалось развитие науки, образования, культуры. В этих важнейших областях Китай отставал от мирового передового уровня самое скромное на 30 лет.

Первый этап реформы (1978-1984 гг.) обычно называют этапом реформирования аграрной экономики. С одной стороны, успехи были несомненными и впечатляющими: так, производство зерна увеличилось с 304,77 млн. т в 1978 г. до 407,31 млн. т в 1984 г.

Главной особенностью начала реформ можно назвать осторожность, постепенность и настойчивость.

Лозунгом 1980 г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новый лозунг: «Плановая экономика - главное, а рыночная - второстепенное».

В 1983 г. экономика условно была разделена на 4 сферы. В первую область директивного, прямого регулирования входили крупные промышленные предприятия и оборонная промышленность (примерно 30% валового промышленного производства). Вторая область (частичного директивного планирования) охватывала примерно 10% промышленного производства. Третья область (30%) (охватывающая средние и частично мелкие предприятия) подлежала так называемому направляющему планированию. Наконец, остальные 20% экономики регулировались исключительно рынком.

За первый период реформы объем ВВП вырос с 320,19 млрд. юаней (1977 г.) до 717,10 млрд. (1984 г.), а ВВП на душу населения с 339 до 692 юаней.

В октябре 1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформе экономической системы в городах, чем объявлялся ее второй этап.

Второй этап реформы (1984-1992 гг.) можно назвать ускорением демонтажа плановой системы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике.

1985 и 1986 гг. были объявлены «периодом урегулирования» диспропорций.

XIII съезд КПК (октябрь-ноябрь 1987 г.) объявил о курсе: «Построение социализма с китайской спецификой». На нем была провозглашена задача доведения к 2050 г. среднедушевого ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран мира. Лозунг 1981 г. («Плановая экономика - главное, а рыночная - второстепенное») был заменен в 1987 г. на новый: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие».

К концу второго этапа экономической реформы экономическая структура страны продолжала оставаться весьма отсталой.

Период 1984-1988 гг. отмечен первым официальным закреплением в документах КПК (в постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, октябрь 1984 г.) курса на «развитие многообразных форм экономики и способов хозяйствования» при главенстве общественной собственности на средства производства. На селе наблюдается бурное развитие волостных и поселковых предприятий, индивидуального уклада, в аграрном секторе появляются «новые хозяйственные объединения». Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формы установления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряется аренда государственных и коллективных предприятий. С 1987 г. политически разрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками и более.

С началом реформы государственный бюджет страны стал перманентно дефицитным. С точки зрения правоверной Неоклассической школы - это полная катастрофа.

Однако кроме неоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильному росту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать - вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета. Именно по этому пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай - не исключение.

СЭЗ в КНР

Когда в 1980 г. в Китае были созданы первые свободные зоны («специальные экономические зоны» Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь), то перед ними были поставлены задачи выступать в качестве «окна» во внешний мир для привлечения зарубежных капиталов и технологий, а также в качестве «передового отряда» и «полигона» экономических реформ. Немаловажной была и политико–экономическая функция зон как инструментов реинтеграции в основной китайский массив отторгнутых территорий Гонконга, Макао и Тайваня. Сам характер тех проблем, которые призваны были решать зоны, делал необходимым осуществление в них политики специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и др.) для стимулирования инвестиций, происходивших из-за рубежа или из внешних китайских анклавов. Специальные преференции должны были хотя бы отчасти компенсировать зарубежным компаниям очевидные несовершенства инвестиционного климата в китайском хозяйстве, только вступавшем в полосу преобразований. Но следует отметить, что большинство льгот уже изначально предоставлялось не на безусловной основе, а в обмен на выполнение определенных требований принимающего государства. Более активное, чем на остальной территории страны, экспериментирование с рыночными методами хозяйствования создавало условия для привлечения иностранного капитала в те области, которые за пределами зон жестко контролировались государством. В частности, еще в 1984 г. в «специальных экономических зонах» было разрешено создание кредитных организаций с иностранными инвестициями.

Важно и то, что практика создания свободных зон соответствовала выдвинутой в 1980-е годы руководством КНР политической установке, согласно которой части общества разрешалось повысить свое благосостояние быстрее, чем остальным. Применительно к региональной политике этот курс выразился в ставке на ускоренный экономический рост в и без того наиболее развитых восточных, приморских провинциях Китая, обладавших преимуществом более легкого доступа к внешним рынкам. Развитие свободных зон вполне укладывалось и в рамки проводившейся в 1980–е - начале 1990-х годов политики фискальной децентрализации, усиления бюджетных полномочий провинциальных и местных властей путем внедрения так называемого «территориального финансового подряда».

Как следствие, с середины 1980-х годов процесс «территориальной открытости» резко ускорился. После «открытия» в 1984 г. четырнадцати морских портов от северного Даляня до южного Бэйхая в этих городах стали создаваться преференциальные «зоны экономического и технического развития», в отличие от «специальных экономических зон» ориентированные не на создание, а на структурную перестройку уже имеющейся индустриальной базы. В 1988 г. пятой, крупнейшей в Китае, «специальной экономической зоной» был объявлен о. Хайнань территорией в 34 тыс. кв. км. В 1990 г. создается «новая зона» Пудун в восточной части Шанхая. В 1991-1992 гг. возникают специализированные преференциальные формирования новых типов, такие как «зоны высоких технологий» по образцу западных технополисов; «зоны свободной торговли», ориентированные на развитие внешнеторговой деятельности; «зоны приграничного сотрудничества» и др. В итоге в начале 1990-х годов в Китае, преимущественно в восточных провинциях, складывается целый пояс свободных экономических зон, различающихся между собой по функциям и отраслевой специализации (см. ).

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов

рыночного регулирования.

2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип

декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е

гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех

инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а

также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%,

внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.

3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до

1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в

4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение

импортного сырья.

5. Включение обширных национальных регионов.

6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.

7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям

СЭЗ. ,

Основные цели создания СЭЗ:

Привлечение иностранного капитала, передовой техники и

технологии, овладение опытом управления, подготовка

национальных кадров;

Увеличение экспортной валютной выручки;

Стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее

мероприятий;

Эффективное использование природных ресурсов;

Стимулирование развития экономики страны в целом, передача

передовой зарубежной технологии и опыта управления во

внутренние районы страны;

Создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997

г.) и Макао (1999 г.);

Мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

Обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где

находятся спецзоны всех типов

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как

объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное

географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга,

Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для

развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные:

курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для

иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны

для развития зон.

К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более

30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых

портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства,

районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ

являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ

расположены на юго-восточном побережье.

Идеологическая основа

В 2013 году Председатель КНР Си Цзиньпин объявил новую программу экономических реформ. Реформы направлены на устранение дисбалансов в развитии, накопленных в период высоких темпов роста: социальное неравенство, неэффективность государственного сектора, диспропорции в региональном развитии.

Идеологически комплекс реформ опирается на несколько стратегических концепций - «китайская мечта», «новая норма» и «один пояс, один путь».

Под «китайской мечтой » понимается «возрождение китайской нации» в два шага – к столетию КПК (2021 г.) завершить строительство общества «средней зажиточности» (формирование среднего класса, ликвидация нищеты и сокращение разрыва в доходах населения), а к столетию КНР (2049 г.) войти в число развитых государств мира (в том числе удвоение ВВП на душу населения по сравнению с показателем 2010 года - $8,4 тыс.).

Практические шаги на пути к достижению «китайской мечты» реализуются через концепцию «четырех всесторонних аспектов »: проведение курса на повышение жизненного уровня населения; продолжение реформ; установление власти закона; усиление партийной дисциплины.

Концепция подкреплена идеей «новой нормы », которая определила новый подход к экономическому росту – замедление количественных показателей с ориентацией на качественные показатели развития. То есть - изменение модели экономического роста, которая ранее базировалась преимущественно на стимулировании экспорта и инвестиций, к росту, базирующемся на внутреннем потреблении.

Стратегический вектор развития КНР за рубежом был обозначен в программе «один пояс, один путь » (состоит из «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути»). Суть программы заключается в формировании транспортной и морской инфраструктуры для движения китайских товаров, получения доступа к новым рынкам сбыта и природным ресурсам, в первую очередь для развития экспортного потенциала западных провинций КНР, а также в комплексной поддержке увеличения присутствия китайского капитала и китайского влияния в Европе и Азии.

Основные направления экономических реформ можно агрегировать в 4 базовые направления: реформа государственной экономики и повышение роли рынка, финансовая реформа, реформы в социальной и экологических сферах, реформа деревни.

Механизмы реализации реформ

Для координации осуществления реформ были создана специальная руководящая группа ЦК КПК по всестороннему углублению реформ. Группу возглавляет лично Си Цзиньпин, в ее состав входят ключевые члены Правительства. Группа работает в тесной связке с возглавляемым Си Цзиньпином Советом по государственной безопасности. Группа в данной конструкции призвана направлять экономическую реформу, а СГБ – политическую.

Последнее связано с пониманием того, что рыночные процессы, последовательно разворачивающиеся в экономике КНР, самым непосредственным образом отражаются на политической жизни.

Задачей политических реформ является, с одной стороны, борьба с коррупцией и повышение эффективности работы бюрократического аппарата, а, с другой стороны, усиление позиций пришедшей с Си Цзиньпином команды.

По имеющимся оценкам в Китае в среднем около 100 чиновников в день попадают под расследование дисциплинарных органов за нерадивость и коррупцию.

Реформа государственного сектора экономики и повышение роли рынка

Правительство КНР в соответствии с задачей ориентации на рыночные принципы ведет работу по облегчению доступа частного капитала в экономику. В частности, три года подряд сокращается список отраслей экономики, для инвестирования в которые требуется обязательное одобрение Госсовета КНР. В 2013 году он был урезан на 416 пунктов, в 2014-м - на 246.

Проводится реформа государственных предприятий. Наряду с ротацией руководства госкомпаний в августе 2015 года было объявлено о сокращениях зарплат топ-менеджеров государственных компаний, вводятся опционные программы, стимулирующие материальную заинтересованность последних в результатах деятельности.

Создаются так называемые государственные инвестиционные холдинги с целью привлечения частных инвесторов на бирже или среди пула инвесторов. Создание подобных структур планируется в сферах добычи ресурсов, телекоммуникаций и инфраструктурного строительства.

Рыночные механизмы внедряются при образовании тарифов естественных монополий . Так, в энергетической сфере с 1 января 2015 действует пилотный проект по разделению сетей и сбыта в СЭЗ Шэньчжэнь: в результате реализации проекта тарифы на передачу и сбыт снизились на 8%. Реализуется инициатива по заключению прямых договоров на поставку электроэнергии (для крупных потребителей). Одновременно, постепенное дерегулирование ценообразования происходит в таких отраслях как ж/д перевозки, здравоохранение, телекоммуникации.

Постепенное дерегулирование происходит в отношении иностранных компаний при получении статуса квалифицированного иностранного инвестора (дает право инвестировать в активы в юанях). Особая процедура предусмотрена для инвесторов в новых зонах свободной торговли (с 2013 года). Опыт новой зоны свободной торговли в Шанхае был признан успешным, и подобный режим в декабре 2014 года был распространен на другие территории - Фуцзянь, Тяньцзинь и Гуандун. В зонах свободной торговли отменяются ограничения для иностранных инвестиций (доля участия иностранных компаний может достигать 100%) в отдельные сектора экономики, в том числе:

  • банковская сфера (иностранные финансовые организации, соответствующие предъявляемым требованиям, получают возможность создавать банки со 100% иностранным капиталом), а также совместные с китайскими финансовыми организациями кредитные учреждения;
  • медицинское страхование (разрешено создание компаний с иностранным капиталом, оказывающих услуги по добровольному медицинскому страхованию);
  • лизинг (отменяются ограничения к минимальному размеру уставного капитала для иностранных компаний);
  • морской транспорт (снижены требования к совместным паевым и совместным кооперационным предприятиям в данной сфере);
  • телекоммуникационные услуги (предприятиям с иностранным капиталом разрешено оказывать некоторые виды телекоммуникационных услуг);
  • бюро кредитных историй (разрешается создание предприятий с иностранным капиталом, занимающихся оценкой кредитоспособности китайских организаций и физических лиц);
  • кадровые агентства (разрешается создание совместных паевых предприятий китайского и иностранного капитала, которые занимаются подбором персонала. Правда, доля иностранного участия в таком предприятии не может превышать 70%);
  • инвестиционные компании (разрешается создание акционерных инвестиционных компаний с иностранным капиталом);
  • строительство и проектирование (разрешается создание предприятий с иностранным капиталом, которые будут оказывать услуги проектирования на территории зон свободной торговли);
  • образовательные услуги (разрешается создание совместных коммерческих образовательных учреждений и коммерческих учреждений по профессиональной подготовке);
  • медицинские услуги (разрешается создание медицинских учреждений со 100% иностранным капиталом).
Одновременно наблюдается тренд на стимулирование китайских инвестиций за рубежом . В 2014 году объем прямых инвестиций КНР за рубежом достиг $102,9 млрд. Для ряда приоритетных секторов был изменен порядок осуществления зарубежных инвестиций с разрешительного на уведомительный (инфраструктура, энергетика и инвестиции, связанные с добычей и обработкой природных ресурсов, а также наукоемким производством).

Финансовая реформа

Руководство КНР поэтапно стремится к либерализации финансовой системы страны . Проводится постепенное смягчение требований, связанных с движением капитала, что облегчает деятельность иностранных финансовых институтов на территории КНР.

В пилотном режиме запущены торги между Шанхайской и Гонконгской биржами. К концу года планируется подключить к ним Шэньчжэнскую биржу. В случае успеха такая «объединенная биржа» будет иметь капитализацию около $13 трлн. При этом фондовый рынок КНР характеризуется институциональной неразвитостью. Так, 89% его участников составляют неквалифицированные инвесторы (зачастую физические лица), на рынке отсутствуют сложные финансовые инструменты. Такая структура фондового рынка способствует развитию спекулятивных настроений и формированию финансовых пузырей.

Постепенно проводится рыночная реформа процентных ставок и ценообразования . Этот процесс, в частности, призван решить проблему «финансового пузыря», образовавшегося на рынке недвижимости и затронувшего фондовый рынок. Первым шагом было изменение принципа образования обменного курса юаня в сторону большего учета рыночных факторов при определении курса. Кроме того, в 2015 году Народный банк Китая, стремясь облегчить доступ мелкого и среднего бизнеса к кредитам, взял курс на смягчение кредитно-денежной политики. 1 марта 2015 года ставка рефинансирования была понижена до 5,25%, а банкам было разрешено варьировать кредитной ставкой в диапазоне 30% (прежде – 20%) от этого уровня.

В стране принимаются меры по повышению финансовой дисциплины (бюджетные расходы и налоговые сборы) местных правительств. Подобные меры призваны решить проблему чрезмерных долгов местных правительств , которые достигают 45% ВВП. Проблему планируется решить с помощью долгового рынка. Так, с января 2015 года местным правительствам разрешается привлекать дополнительное финансирование для погашения задолженности за счет размещения облигаций на китайском фондовом рынке по упрощенной процедуре. Иностранным ЦБ и международным банкам разрешается покупать подобные финансовые инструменты без предварительного получения соответствующей лицензии. Несмотря на это, проблема пока не решена. Дефицит региональных бюджетов вырос в 2014 г. на $16 млрд. (до $83,3 млрд).

Крупный пакет финансово-налоговых реформ адресован проблеме увеличивающегося теневого банковского сектора , который составляет порядка 50% ВВП КНР. Здесь контролирующие органы КНР проводят противоречивую политику. С одной стороны, теневой банковский сектор является источником дополнительных инвестиций. С другой, внутри сектора накапливаются «плохие кредиты», что создает риски для устойчивости банковской системы в целом. В этой связи регуляторы пока в основном ограничиваются административными мерами. Главная же причина развития теневых банков – занижение процентных ставок по депозитам со стороны Народного банка Китая – пока не решена.

Реформы в социальной и экологической сферах

В Китае в руках 1% населения сосредоточено более трети всех материальных благ, а беднейшая четверть населения довольствуется лишь 1%.

Активно реализуется кампания по искоренению нищеты . В 2014 году численность живущих за чертой бедности удалось сократить на 12,3 млн. человек. Несмотря на это, в Китае до сих пор насчитывается более 70 млн. малоимущих. В рамках данной программы в 2015 году на 10% (до $180-250 в зависимости от региона) был повышен размер пенсии (пенсионная система охватывает около 30% населения); за счет этого численность населения, живущего за чертой бедности, сократилась еще на 10 млн. человек.

В 2015 году правительство большое внимание уделяло проблеме занятости . Запланировано создание более 10 млн. новых рабочих мест. Планируется, что безработица не должна превысить 4,5%. Повышаются доходы рабочих и служащих. В 2014 году рост среднестатистической зарплаты по стране составил 8%. В целом же размер среднедушевых доходов китайцев в годовом исчислении после уплаты налогов и сборов по итогам 2014 года составил 20 167 юаней ($ 3250).

Развернута программа "доступное жилье " для малообеспеченных городских жителей: в ее рамках в 2015 году по экспертным оценкам будет построено 7,4 млн новых квартир (40% планируемых к постройке квартир).

Долгосрочной задачей этих мер является создание к 2020 году среднего класса численностью 600 млн. человек, что составит 40% населения страны. Доля бюджетных расходов на социальную сферу составила свыше 70% .

Отдельное внимание руководство Китая уделяет экологическим проблемам . В двух третях городов максимально допустимое загрязнение воздуха превышено в 5 раз. Около 80% тепловых электростанций Китая работают на угле (самом экологически вредном в плане выбросов СО2 топливе).

В этой связи руководство страны прилагает усилия по созданию системы экологической ответственности и новых природоохранных стандартов. Они касаются учета степени энергоэффективности, внедрения ресурсосберегающих технологий, безотходных производственных процессов, экологического зонирования всех территорий, четкого проведения «красной черты» - назначения пределов допустимой нагрузки на природные объекты, внесение экологических критериев в систему аттестации госслужащих всех уровней и т.д.

Среди конкретных шагов можно отметить внедрение системы субсидий и прямой поддержки инициатив в рамках вышеуказанных направлений. Так, только в двенадцатой пятилетке (2011‒2015) на экологические цели было выделено более $800 млрд., причем в 2015 г. объем расходов почти в два с половиной раза превысит уровень 2011 г. В результате в 2014 году снижение потребления угля на 66% сопровождалось увеличением потребления нефти (на 5,9%) и природного газа (на 8,6%). Потребление энергоресурсов в расчете на единицу ВВП сократилось на 4,8% – наилучший показатель за последние годы. На чистые источники энергии (ГЭС, АЭС, новые ВИЭ и природный газ) в 2014 г. в КНР пришлось 16,9% энергопотребления. Доля угля сократилась до 66% общего энергопотребления.

В пилотном режиме (7 крупных городов) реализуется программа по торговле выбросами. Система планируется к запуску на национальном уровне в 2016 году.

Реформа деревни

Инициативы касаются трех направлений.

Снижение потока мигрантов из деревень в города . Основным достижением последнего времени в этой области рассматривается фактическое появление частной собственности в деревне, когда крестьяне получили право распоряжаться землей, на которой они работают. Так, в начале 2015 года 77% крестьян получили сертификаты, подтверждающие их право распоряжаться своими земельными участками.

Стимулирование урбанизации в западных регионах страны . В рамках программы предусматривается прямое субсидирование рабочих мест и проектов в западных провинциях и городах. На данный момент программа охватывает 90 проектов с объемом государственных и региональных инвестиций более $170 млрд.

Корректировка политики «одна семья – один ребенок» и пересмотр системы прописок , которая привязывает жилье, медицинское обслуживание и образование граждан к их официальному месту жительства. При этом принятые изменения пока коснулись только небольших населенных пунктов с населением до 5 млн. человек. При этом в области миграции в средние и особенно большие города будет сохраняться жесткий государственный контроль, что позволит избежать разрастания бедных районов в мегаполисах. К 2030 году планируется, что программа охватит 390 миллионов человек и потребует расходов в $8,3 трлн.

Выводы для России

Китай последовательно реализует рыночные преобразования, допуская больше частной собственности и частной инициативы в экономике. Реализация реформ сочетается с активной борьбой с коррупцией и укреплением политической власти. Вместе с тем отсутствие опыта работы Правительства в условиях меньшего, чем прежде регулирования экономики и боязнь ответственности на фоне борьбы с коррупцией приводит к непрогнозируемым событиям, в частности - серьезной коррекции фондового рынка в августе 2015 года.

Российскому бизнесу стоит обратить внимание на отрасли китайской экономики, открытые для доступа иностранным компаниям в зонах свободной торговли (банковская сфера, медицинское страхование, лизинг, телекоммуникационные услуги, строительство и проектирование, образовательные услуги, медицинские услуги).

Многие иностранные инвесторы уже активно используют облегченные условия инвестирования в эти сектора и в обозримом будущем могут занять соответствующие ниши. В государственных предприятиях, претерпевающих реформирование, иностранные компании могут входить в акционерный капитал. Очевидно, что иностранным инвесторам будет особенно интересен сектор услуг, удельный вес которого в структуре китайского ВВП постоянно растет (к 2015 году он достиг 48,2%, обогнав промышленность и сельское хозяйство).

Снижение доли традиционных источников энергии в КНР сопровождается ростом использования газа и альтернативных источников энергии . Одновременно расширяется доля инновационной промышленности, базирующихся на зеленых технологиях. В среднесрочной перспективе этот сектор в экономике будет расти.

Постепенное снижение требований к движению капитала и либерализация фондового рынка предоставляет возможность доступа к дополнительным финансовым ресурсам . При этом стоит учитывать особую структуру финансового рынка страны и неразвитость существующих финансовых инструментов. Долговой рынок КНР здесь можно рассматривать в качестве альтернативы при диверсификации инвестиционных рисков.

Увеличение среднего класса при ограниченной территории потребует от КНР решения продовольственной проблемы. В условиях снижения обменного курса рубля российская сельскохозяйственная продукция становится все более конкурентной на китайском рынке, а следовательно российский сельскохозяйственный сектор становится привлекательным для китайских инвесторов.

Большой потенциал содержит в себе сотрудничество в рамках стратегической программы «Один пояс, один путь» в особенности «Экономического пояса Шелкового пути». Здесь в основном фокус сосредоточен на инфраструктурных проектах, добыче и разработке природных ресурсов, и проектах по производству наукоемкой и инновационной продукции. В этом смысле большое значение имеет возможность привлечения значительных инвестиционных ресурсов выделенных для реализации программы. В 2015 году созданы Фонд Шелкового пути ($40 млрд.), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций ($100 млрд.) и Новый банк развития БРИКС ($100 млрд.).

Всего лишь четыре десятка лет назад такая страна, как Китай, имела довольно слабую, отстающую экономику. Произошедшие за эти годы экономические реформы, сделавшие экономику страны более либеральной, принято считать китайским экономическим чудом. Темпы роста экономики за последние 30 лет невероятны и поразительны: в среднем на 10% в год повышался ВВП страны, и на 9% рос ВВП на душу населения. Сегодня Китай занимает лидирующие позиции среди мировых экономик. Рассмотрим, как удалось этой стране достичь таких показателей, как происходило экономическое чудо, каковы его причины и какая обстановка предшествовала ему.

КНР в середине ХХ века

После окончания Второй мировой войны Китай стоял на распутье и не знал, что выбрать: либеральный капиталистический или, по примеру великой державы СССР, социалистический путь развития. Сотрясавшая страну до 1949 года гражданская война привела к отделению острова Тайвань и созданию Китайской Народной Республики во главе с Мао Цзедуном.

С приходом коммунистической партии начинается болезненная стройка социализма: национализация собственности и проведение аграрной реформы, осуществление пятилетних планов развития хозяйства... Принимая помощь от СССР и ориентируясь на политический и экономический строй своего социалистического соседа, Китай проводит индустриализацию экономики. Порой приходилось прибегать к жестким и бескомпромиссным методам.

«Большой скачок» в никуда

Однако после 1957 года отношения Китая и СССР остыли, и не разделявший взглядов тогдашнего советского руководства Мао Цзедун принимает решение о реализации новой программы, получившей название «Большого скачка». Целью амбициозной программы было резкое развитие экономики, но новое направление оказалось неудачным и имело трагические последствия как для народа, так и для экономики Китая в целом.

В 60-е страна переживает сильный голод, культурную революцию и массовые репрессии. Многие государственные инструменты перестали действовать, разваливалась коммунистическая партийная система. Но в начале 70-х правительство берет курс на восстановление партийных организаций и улучшение отношений с США. После кончины «Великого кормчего» Мао Цзедуна в 1976 году страна оказалась в тяжелом экономическом положении, возросла безработица, была введена карточная система.

С конца 1976 года во главе Китая становится Хуа Гофэн. Но фактические бразды правления берет на себя Дэн Сяопин - политический деятель, попавший в жернова культурной революции и восстановившийся в должности вице-премьера Китая в 1977 году.

Решающий пленум

Считая во многом ошибочной программу «Большого скачка», Дэн Сяопин, опираясь на поддержку коммунистической партии, начинает осуществление программы по модернизации экономики. В 1978 году на очередном пленуме компартии официально провозглашается курс на социалистическую рыночную экономику, в которой будут сочетаться две экономические системы: планово-распределительная и рыночная.

Новый правительственный путь называют курсом реформ и открытости. Либеральные реформы Сяопина основываются на постепенном переходе экономических структур на рыночные рельсы и сохранении коммунистического строя. заверил что все преобразования будут проходить под руководством компартии, а диктатура пролетариата будет укрепляться.

Основные моменты преобразований и реформ

Если говорить о новых реформах кратко, то экономика Китая должна быть ориентирована на экспортное производство и массовое привлечение инвестиций. С этого момента Поднебесная провозглашает себя страной, открытой для расширения связей с другими государствами, что привлекло иностранных инвесторов. А либерализация внешней торговли и создание территорий особых экономических зон для иностранных предпринимателей привели к невиданному росту экспортных показателей.

Первым делом Сяопин снижает государственный контроль над многими секторами экономики и расширяет управленческие функции руководителей предприятий. Всячески поощрялось развитие частного сектора, появляются фондовые рынки. Серьезные преобразования коснулись аграрного сектора и промышленности.

Четыре этапа

В ходе всего реформирования экономики Китая можно выделить четыре временных этапа, проводившихся под определенным лозунгом. Первый (с 1978 по 1984) этап, подразумевающий преобразования в сельской местности, создание специальных экономических зон, имел такой лозунг: «Основа - плановая экономика. Дополнение - рыночное регулирование».

Второй (с 1984 по 1991) этап - это перемещение внимания с аграрного сектора на городские предприятия, расширение их поля деятельности и самостоятельности. Вводится рыночное ценообразование, реформам подвергаются социальная сфера, наука, образование. Этот этап носит название «Плановая товарная экономика».

Третий (с 1992 по 2002) этап проходил под лозунгом «Социалистическая рыночная экономика». В это время формируется новая экономическая система, подразумевающая дальнейшее развитие рынка и определяющая инструменты макрорегулирования государственного контроля на новой основе.

Четвертый (с 2003 года и по сей день) обозначен как «Этап совершенствования социалистической рыночной экономики».

Преобразования в аграрной сфере

Китайское экономическое чудо началось с преобразования Сутью аграрной реформы было упразднение существовавших тогда народных коммун и переход к семейному подряду с единой коллективной собственностью. Это означало передачу земли китайским крестьянам в собственность на срок до пятидесяти лет, часть полученной продукции с этой земли отдавалась государству. Также было введено свободное ценообразование на крестьянскую продукцию, разрешалась рыночная торговля сельхозтоварами.

В результате таких преобразований сельское хозяйстве получило толчок к развитию и вышло из застоя. Новая сложившаяся система коллективной собственности и семейного подряда качественно повысила уровень жизни крестьян и помогла решить продовольственную проблему.

Преобразования в промышленности

Хозяйственная система промышленных предприятий была почти освобождена от директивного планирования, их предполагалось превратить в самоокупаемые предприятия с возможностью самостоятельного сбыта продукции. Крупные предприятия стратегического назначения остаются под контролем государства, а средним и мелким дается право не только на управление хозяйствованием, но и на смену формы собственности. Все это способствовало тому, что государство сосредоточилось на улучшении положения дел в крупных госпредприятиях и не мешало развитию частного сектора.

Постепенно происходит уменьшение дисбаланса в производстве тяжелой промышленности и товаров народного потребления. Начинается поворот экономики в сторону роста производства товаров для внутреннего потребления, тем более что большая численность населения Китая этому способствует.

Особые экономические зоны, налоговая и банковская системы

К 1982 году в качестве эксперимента некоторые приморские регионы Китая объявили себя особыми экономическими зонами, а после пленума 1984 года в качестве специальных экономических зон утверждены 14 городов в общей сложности. Целью формирования этих зон стало привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая и освоение новых технологий, ускорение экономического развития этих регионов, выход экономики страны на международную арену.

Реформы коснулись и налоговой, банковской и валютной системы. Вводятся налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для организаций. В центральные бюджеты стала поступать большая часть доходов благодаря новой системе распределения между местными администрациями и центральным правительством.

Банковская система страны разделилась на государственные банки, проводящие экономическую политику правительства, и остальные кредитно-финансовые организации на коммерческой основе. Курсы иностранных валют теперь пустились в «свободное плавание», которое регулировалось лишь рынком.

Плоды реформ

Китайское экономическое чудо начинает проявляться уже в конце 80-х. Результаты преобразований качественно отразились на жизни обычных граждан. Снижаются показатели безработицы в 3 раза, удваивается розничный товарооборот. Объемы внешней торговли к 1987 году увеличились в 4 раза по сравнению с 1978 годом. Были привлечены миллиарды долларов иностранных инвестиций, и к 1989 году насчитывалось 19 000 совместных предприятий.

Если говорить кратко, развитие экономики Китая проявилось в уменьшение доли тяжелой промышленности и увеличении производства предметов народного потребления и легкой промышленности. Значительно расширяется сфера услуг.

Поражал небывалыми темпами роста: 12-14% в начале 90-х. Многие эксперты в эти годы говорили о феномене китайского экономического чуда и предрекали Китаю роль экономической сверхдержавы 21 века.

Отрицательные последствия реформ

Как и у всякой медали, у китайских реформ было две стороны - положительная и отрицательная. Одним из таких отрицательных моментов стала угроза инфляции, последовавшей как побочный эффект роста производительности труда после реформ в аграрном секторе. Также в результате ценовой реформы усугубилось положение в индустриальном секторе. Начались волнения, вылившиеся в студенческие демонстрации, в результате которых в отставку отправляется генсек Ху Яобан.

Только в начале 90-х предложенный Дэн Сяопином курс ускорения и оздоровления экономической среды помог преодолеть перегрев экономики, создать системы контроля за инфляцией и развитием страны.

Китайское экономическое чудо и его причины

Итак, теперь о причинах. Изучая феномен экономического чуда Китая, многие экспертами выдвигаются следующие причины экономического подъема:

  1. Эффективная роль государства в экономических преобразованиях. На всех этапах проведения реформ управленческий аппарат страны адекватно отвечал задачам экономической модернизации.
  2. Значительные трудовые ресурсы. Спрос на рынке труда Китая всегда больше предложения. Это позволяет сохранять низкие зарплаты при высокой производительности.
  3. Привлечение иностранных инвестиций в промышленность Китая, а также в высокотехнологичные отрасли.
  4. Экспортоориентированная модель развития, позволявшая за счет валютной выручки повысить наукоемкость экономики и освоение новейших технологий.

Однако главный экономический прогресс Китая состоял в отказе от «шоковой терапии» и в постепенном формировании рыночного механизма, который оздоровил экономику благодаря эффективному рыночному регулированию.

Китай сегодня

К чему привели четыре десятилетия мудрых реформ Китая? Рассмотрим основные показатели экономики далее. Сегодняшний Китай - это мощная ядерная и космическая держава, имеющая современную промышленность и развитую инфраструктуру.

Немного цифр

За три квартала 2017 ВВП Китая достиг около 60 триллионов юаней. Это составляет 6,9% в годовом выражении. Увеличение ВВП Китая в 2017 году составляет 0,2% к периоду прошлого года. Увеличивается доля в ВВП аграрного, промышленного секторов, сферы услуг в среднем на 5-7 %. В 2017 году сохраняется тенденция роста инновационных и высокотехнологичных секторов экономики.

В целом, несмотря на небольшое замедление темпов роста, экономика Китая (кратко рассказать об этом феномене довольно сложно) сегодня сохраняет потенциал длительного роста и продолжает структурные реформы.

Прогнозы развития китайской экономики

Создав рыночный механизм в экономике, правительство Китая планирует и дальше ее совершенствовать, показывая при этом преимущества социализма. Однако специалисты делают как оптимистичные, так и пессимистичные прогнозы развития китайской экономики. Одни уверены, что сложно будет противостоять нарастающим экономическим, политическим и социальным проблемам, сохраняя коммунистическую власть. Растущая эмиграция в развитые страны, пропасть между бедными и богатыми может снизить эффективность государственной власти и роль партии. Им в противовес другие эксперты утверждают, что все-таки гибрид социализма и капиталистического рынка возможен в силу самобытности китайской нации и менталитета, только ей свойственного. Остается только сказать, что время расставит все на свои места.

(1 Голос)

Реформа экономической системы Китая привела к успехам, привлекающим внимание всего мира.

Эти успехи можно в общих чертах представить следующим образом: во-первых, сформирована плюралистическая структура собственности, в которой разнообразные экономические элементы развиваются одновременно. Во- вторых, создана система рыночной конкуренции, рыночные механизмы начали играть основную роль в важнейших отраслях. В- третьих, от прямого регулирования и контроля в области макроэкономического управления государство благодаря реформе финансовой, налоговой и денежно-инвестиционной системы перешло к косвенному. В-четвертых, произошли важные изменения в системе трудоустройства и распределения доходов. В-пятых, сформирована структура всесторонней и многоуровневой внешней открытости. После вступления Китая в ВТО в 2001 г. внешняя открытость китайской экономики значительно продвинулась вперед.

Поэтому, стоит обобщить весь успешный опыт и извлечь пользу из полученных уроков. В то же время сейчас перед китайскими реформами стоит еще немало проблем. При изложении как всей книги, так и данного раздела, мы стремились изложить не только процесс реформ, но и взгляды китайских ученых на реформу.

Анализ двадцатипятилетнего хода реформ китайской экономики дает следующий основной опыт.

1) Основная особенность китайской экономической реформы сохранение социалистической идеологии. Реформа - это переход от существовавшей командной системы к новой. Ошибочно, как мнение, что традиционными методами государственного управления можно осуществлять реформы, так и советы пустить реформы на рыночное саморегулирование. Когда под реформой понимают исключительно либерализацию экономической деятельности, которую без традиций и рыночных институтов предприниматели превращают во вседозволенность, растаскивание общественной собственности. Китайская реформа отличается от стихийной либерализации направляющей рукой прагматичного государства. И по этому вопросу еще будут вестись споры. В 1991 г. Цзян Цземинь заявил, что если не провести реформу, то страна не сможет сохранить свою жизнедеятельность; а если в ходе реформы не придерживаться социалистической идеологии, то можно погубить все достижения семидесятилетней борьбы, которую вела партия и народ. Поэтому с одной стороны реформа должна освободить сознание от предрассудков, но также должна проводиться на основе сохранения преемственности традиций. Иным странам это удается, другие (как Россия) на десятилетие погружаются в систему анархии, произвола и вседозволенности. Иногда ход реформ и открытости в Китае обобщают как «три этапа освобождения сознания от предрассудков», считая первым этапом победу над «двумя надо», вторым этапом - отказ от разделения на «социализм» и «капитализм» в 1992 г., а третьим этапом - отказ от противопоставления понятий «общественное» и «частное» в 1997 г. Однако это лишь кажущаяся правда. На самом деле от «двух надо» необходимо было отказаться, но разом отказаться от понятий «социализм», «капитализм», «общественное» и «частное» было невозможно. Определяя сущность, направление и основной путь реформы, нельзя не задаться вопросом о понятиях «социализм» и «капитализм», «общественное» и «частное».

Дэн Сяопин указал, в ходе реформы необходимо соблюдать два основных принципа: приоритет социалистической экономики общественной собственности и общественное благосостояние. В 1992 г. во время своей южной речи Дэн Сяопин критиковал такой подход, когда любое явление относилось либо к «общественному», либо к «частному», однако это вовсе не означает, что вообще не надо говорить об «общественном» и «частном». Как раз наоборот, именно в этой речи Дэн Сяопин четко указал на то, что предприятия «трех капиталов» - это полезное дополнение социалистической экономики и что в конечном итоге они приносят пользу экономике.

В 1997 г. на своем докладе о планах 15-й пятилетки Цзян Цзе- минь заявил, что экономика общественной собственности существует не в чистом виде, она может существовать и развиваться в условиях смешанной экономики. Это не был отказ от понятий «общественное» и «частное», это было новое понимание форм существования экономики общественной собственности. Совместное развитие экономики различных форм собственности - это важная новая идея экономического строя Китая. Согласно Цзян Цземиню: «... главенствующее положение общественной собственности в основном проявляется в том, что общественное собственность составляет наибольшую долю, государственный сектор контролирует жизненные центры общественной экономики и играет ведущую роль в развитии экономики». В конце 1999 г. на заседании, посвященном 78-летней годовщине основания КНР, Цзян Цземинь вновь заявил: «Поскольку на XV всекитайском съезде КПК было заявлено о необходимости изыскания форм освобождения производительных сил и о разрешении создания акционерных обществ и акционерных кооперативов, некоторые представители иностранных государств пришли к выводу, что в Китае осуществляется приватизация. Некоторые китайские товарищи также допустили подобную ошибку, что вызвало в некоторых местах перегибы в работе. За 50 лет развития, прошедшего с момента основания КНР, государственная собственность достигла 1 трлн, это достояние всего народа, важная экономическая основа социалистического строя в Китае. Если подходить к нему недостаточно трезво и легко им распоряжаться, например, без ограничений распределять его между отдельными личностями, с тем чтобы, в конце концов, оно оказалось в руках небольшого числа людей, есть риск «разбазаривания» государственного достояния, социалистический строй может утратить экономическую базу. Что же тогда произойдет с Китаем? На что мы будем опираться, сохраняя социалистический строй, укрепляя власть народа, обеспечивая достижения общего благосостояния?»

Основное отличие китайских реформ заключается в следующем: с одной стороны, были разграничены социальный строй и экономическая система, в области строя был четко определен вопрос реформы разделения на «капиталистическое» и «социалистическое», «общественное» и «частное», в области системы и методов развития производительных сил идеология была освобождена от сковывавших ее пут, не велся бессмысленный спор о разделении на «капиталистическое» и «социалистическое», «общественное» и «частное»; с другой стороны, социальный строй и экономическая система были связаны, реформа экономической системы по сути была социалистической, благодаря реформе экономической системы совершенствовался социалистический строй и развивались производительные силы общества. Это был важный опыт реформ в Китае.

В Китае считают, что нельзя из того, что экономические реформы в бывшем СССР и странах Восточной Европы в конце концов привела к социальным переменам, делать вывод, что любая реформа приводит к революционному концу, когда свергается существующий социальный строй. Точно так же как нельзя из-за того, что модернизация, происходившая в ходе китайской экономической реформы, в конце концов, превратилась в реформу, отрицать значимость модернизации в отдельности. Поэтому обобщать и определять сущностное содержание экономической реформы и переходного периода при помощи направления экономической реформы в бывшем СССР и Восточной Европе будет неверно. По мнению китайских ученых «Переходный период» - это специальная категория, отражающая изменения строя и системы в социалистических странах во второй половине XX века, она обозначает переход от планирования к рынку, а не от социализма к капитализму. Что же касается возникновения в процессе перехода двух путей, а именно: в некоторых странах во время перехода от планирования к рынку произошли изменения строя, иначе говоря, произошла революция, а в других странах замена механизма и системы происходила в рамках социализма, необходимо рассматривать это явление как результат того, что каждая страна конкретно осуществляла процесс перехода «в зависимости от выбранного пути». Нельзя подводить понятие переходного периода на основании первого пути и использовать его для подведения под норму стран, выбравших второй путь.

Некоторые ученые, исследующие теоретическое обоснование реформ в различных странах мира, являются апологетами радикальных реформ и утверждают, что несмотря на кратковременный отрицательный эффект таких реформы, долгосрочный положительный эффект гораздо значительнее. Они имеют в виду, что, хотя после того, как в бывшем Советском Союзе и в Восточной Европе был использован метод «большого взрыва» для изменения системы, и на протяжении нескольких лет наблюдался спад экономики, однако в перспективе такие экономики будут динамично развиваться, и следующее поколение будет пользоваться благосостоянием, полученным благодаря этим изменениям. Этот вопрос необходимо всесторонне проанализировать. Конечно же, нельзя на основании того, что экономический рост временно снизился, полагать, что выбранный путь реформ неправильный, но ни в коем случае нельзя также скрывать разумную оценку и критику текущих недостатков реформ за идеей будущего динамичного роста. Результаты изучения переходного периода показали, что соответствие и несоответствие методов реформ имеет большое значение для развития экономики. В особенности существование таких экономических явлений как значительный спад производства и финансовый кризис нередко прерывало нормальный ход экономической реформы и приводило к политическим и экономическим беспорядкам. Нужно ли платить такую цену? Можно ли восполнить эти потери за счет будущего роста? История не дала нам утвердительного ответа. История реформ в СССР и странах Восточной Европы в 1990-х гг. не доказала это. Поскольку существовавшие в методах реформ значительные недостатки повлияли на экономическое развитие, инициаторы радикальной реформы тем более должны произвести критику собственной теории реформ, они не должны прикрываться догматической теорией экономических свобод, игнорируя отсутствие институциональной среды, традиций предпринимательства и наличие в сознании народа социалистических догм.

С точки зрения практики, если определить переход как движение от социализма к капитализму, это не будет соответствовать тенденции многообразия развития человеческого общества. Как и после «холодной войны», когда мировая политика начала двигаться в направлении к плюрализму, в процессе осуществления перехода, аналогов которому нет в истории, также часто встречается явление плюрализма режимов. Китайская система социалистической рыночной экономики как раз и является представителем такого плюрализма. Сущность этой системы заключается в том, чтобы собрать достижения и мудрость человеческой цивилизации, обобщить исторический опыт сложного развития социалистического строя, создать экономическую систему, в которой бы сохранилась справедливость и в то же время стимулировалась эффективность, найти лучший строй для развития человечества. В этих условиях экономисты должны проанализировать причины появления и исчезновения с исторической арены плановой экономики, и, что еще важнее, исследовать пути создания социалистической рыночной экономики. Например, известный экономист Но Сы отмечает в одной из своих статей: «Успех китайских сельских предприятий не соответствует нашим прежним предположениям об успешной организационной структуре и системе. Уникальный путь Китая, начавшийся с введения системы подрядной ответственности в селах, стимулировал быстрый экономический рост. Это напоминает нам о том, что нам еще многому нужно учиться». Попытки определить структуру перехода на единственной основе либеральной капиталистической модели и пресечения нового пути развития социализма теоретически не могут удовлетворительно обобщить опыт перехода и не способны верно направлять будущее реформы, это очень далеко от принципов многообразия развития человечества и плюрализма научных исследований.

В целом, можно сделать следующее заключение о сущности китайской экономической реформы: суть реформы заключается в том, чтобы на основе социалистического строя выполнить задачу замены планового механизма функционирования экономики рыночным механизмом. Это определило то, что целью китайской реформы является создание системы социалистической рыночной экономики. Поскольку эта цель обладает такой особенностью как недостаток информации, это определяет выбор постепенного проведения реформы по созданию рыночной экономики. Разные ученые пришли к подобным выводам. Например, профессор Чжан Ю считает, что китайская экономические реформы предполагает создание рыночной экономики в условиях ограничения со стороны социалистического конституционного строя, ее цель - совершенствование социалистического строя, осуществление постиндустриализации и модернизации страны. Конституционный строй здесь означает социалистический политический строй и политическую структуру. Это фундаментальное определение сущности китайской экономической реформы не меняется в новом веке. Китайские экономические реформы в начале XXI века развиваются вдоль этой «главной оси».

Разумеется, в связи с появлением новых обстоятельств, таких как новая волна реструктуризации мировой экономики, расширение открытости Китая после вступления в ВТО, изменения обстоятельств внутреннего экономического роста, масштабное освоение западных районов, новые требования по охране окружающей среды и экологии и т. п., в следующем веке в китайской экономике появится новое содержание, и будут изменены основные моменты.

2) Основным моментом китайской экономической реформы является осуществление прорыва. Дэн Сяопин являлся главным вдохновителем китайских реформ и открытости. В соответствии с основными противоречиями социализма и с центральной задачей экономического строительства он утвердил в качестве основного элемента системную реформу. Начиная с конца 1978 г., в селах был введен семейный подряд, в городах проводился эксперимент по расширению прав государственных предприятий на самостоятельное хозяйствование. В октябре 1984 г. после третьего пленума ЦК КПК двенадцатого созыва усиление жизненной силы государственных предприятий стало центральным звеном реформы системы хозяйствования, а реформа ценовой системы - ее ключом. После XIV всекитайского съезда КПК, прошедшего в 1992 г., начата работа по созданию современных предприятий по строительству новой системы макрорегулирования и т. д. На втором этапе реформ постоянно уделялось большое внимание этим основным моментам, решались такие глубокие вопросы как права и обязанности субъектов экономики, имущественные права и экономические механизмы.

3) Китайская экономическая реформа означает целостное движение вперед. Основной момент китайской реформы - экономические реформы, однако это не означает, что, как некоторые говорят, реформируется исключительно экономика. Социальная структура является многоуровневой, системная реформа обладает широтой и всесторонностью. Содержание реформы, кроме реформы системы хозяйствования, включает реформу политической системы, системы образования, культуры, науки и техники и т. д. Реформа должна вызвать важные изменения образа жизни, идеологии и морали, стимулировать переход на новые рельсы. После того как КПК свергла «банду четверых», было проведено исправление всего ошибочного и восстановление всего правильного в области политической линии и линии руководства, в сущности это было политической реформой. После середины 1980-х гг. началась реформа в области науки и техники и образования. В марте и мае 1985 г. ЦК КПК опубликовал «Решение о реформе системы науки и техники» и «Решение о реформе системы образования»; после середины 1990-х гг. было усилено партийное строительство, строительство духовной культуры, соблюдалась тактика первенства законов, предоставлялись политические гарантии реформы, духовная и интеллектуальная поддержка. Дэн Сяопин говорил: «С начала реформ и открытости мы создали немало всесторонних положений. В области экономики, политики, науки и техники, образования, культуры, военного дела и международных отношений существует четкий курс и политика. Кроме того, существует точный язык для их выражения». Цзян Цзэминь также подчеркивал: «Наша реформа - это огромный сложный системный проект, он включает экономическую политическую реформу, реформу образования, науки и техники и культуры, их необходимо согласовать и проводить в комплексе». Можно предположить, что вне согласования с реформой политической системы, без всесторонней реформы системы образования, науки и техники, культуры реформа системы хозяйствования не смогла бы углубляться и привести к существующим огромным успехам.

4) Китайские экономические реформы означают обновление системы в направлении рынка. В китайском научном мире считается, что поражение в полувековом реформировании социализма в бывшем СССР в конечном итоге объясняется тем, что так и не была найдена цель реформы, внимание заострялось на совершенствовании системы плановой экономики, в конце концов это привело в тупик, печальной ценой чего стало то, что, когда в конце 1980-х гг. - начале 1990-х гг. происходил отказ от плановой экономики, был отброшен и социалистический строй. Социалистическая китайская реформа, происходившая до 1978 г., ограничивалась административным разделением власти между центром и местами, в результате она не привела к успеху. Выдвинутая идея о том, что плановая экономика должна являться главной, а рыночное регулирование - вспомогательным, в реальности также была неосуществимой, поскольку долгое время существовавшая система плановой экономики в корне отрицала роль рынка. Плановые показатели, устанавливаемые правительством в приказном порядке, доводились по инстанциям до сведения низовых организаций, жестко управляя деятельностью предприятий, что привело к тому, что производство на предприятиях не зависело от изменения рыночного спроса и предложения и от закона конкуренции и выживания сильнейшего. Ключ к решению этой проблемы в реформе системы плановой экономики, в движении экономической реформы по пути к рынку.

Китайская экономическая реформа направлена на рынок. В 1979 г. Дэн Сяопин выдвинул совершенно новую идею о том, что при социализме также можно строить рыночную экономику, в 1980 г. он отметил, что «плановое регулирование и рыночное регулирование взаимосвязаны». С учетом того, что для исследования реформы и освобождения идеологии от сковывавших ее пут необходимо время, в то время идеи Дэн Сяопина о социалистической рыночной экономике не были высказаны открыто. В 1982 г. на XII всекитайском съезде КПК об экономической системе говорили так: «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование - вспомогательным»; в 1984 г. формулировка третьего пленума ЦК КПК двенадцатого созыва была следующей: «товарная экономика с элементами планирования». В 1985 г., отвечая на вопросы американских гостей, Дэн Сяопин заметил, что «между социализмом и рыночной экономикой нет коренного противоречия». Если соединить плановую и рыночную экономику, можно освободить больше производительных сил, усилить экономическое развитие. На этой основе XIII всекитайский съезд КПК выдвинул курс на сочетание планирования и рынка. К началу 1990-х гг. идеи Дэн Сяопина о социалистической рыночной экономике зрели с каждым днем, были поочередно выдвинуты следующие идеи: «различие между социализмом и капитализмом не в вопросе планирования и рынка», «чуть больше планирования или рынка - это еще не существенное различие между социализмом и капитализмом... Планирование и рынок - это экономические средства...» Выдвижение Дэн Сяопином идеи о социалистической рыночной экономике - важный вклад в экономическую теорию, обеспечивший теоретическую основу для утверждения на XIV всекитайском съезде КПК «создание системы социалистической рыночной экономики» в качестве цели реформы экономической системы. Переход от продвижения рыночной реформы к открытой борьбе за развитие социалистической рыночной экономики - это явное проявление целей реформы экономической системы, установленных после третьего пленума ЦК одиннадцатого созыва, и в то же время секрет успешного развития экономической реформы.

1. Китайская экономические реформы означает активное создания правительством рыночной системы при помощи административных мер. Создания рыночной системы при помощи административных мер осуществимо и в определенных пределах эффективно. Этот вывод получил реальную поддержку на опыте изменения строя в большом числе (разумеется, не во всех) стран с переходной экономикой. В целом, процесс перехода на рыночные рельсы начинался по инициативе государственных властей. Как в СССР и странах Восточной Европы, выбравших радикальные методы реформы, так и в Китае, где реформа продвигалась постепенно, государство по собственной инициативе начало процесс перехода на рыночные рельсы. Начавшаяся в Китае в конце 1970-х гг. реформа - это рыночная реформа, запуск которой произошел с помощью административных сил. Решения, принятые третьим пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва и соответствующая южная речь Дэн Сяопина сыграли ключевую роль в реформе системы хозяйствования. Это же относится к реформам на территории бывшего Советского Союза и в странах Восточной Европы. Отказ правительства Горбачева от традиционной системы плановой экономики в реальности был первым шагом перехода на рыночные рельсы. Правительство Ельцина применило так называемую «шоковую терапию», опираясь на значительные административные силы, принудительно осуществило полную приватизацию существовавшей государственной экономики, стремительно перешло к рыночной системе хозяйствования. Независимо от того, каков краткосрочный эффект данной рыночной реформы, то, что административные силы подтолкнули переход на рыночные рельсы, неоспоримый факт.

Можно привести еще больше фактов из конкретной практики реформ, в доказательство объективности и эффективности продвижения рыночной реформы при помощи административных сил:

Реформу китайских государственных предприятий запустило и постоянно подталкивало именно правительство. Реформа государственных предприятий - основной и самый сложный момент всей реформы хозяйствования, это также ключ к успеху китайской рыночной реформы. Она отличается от сельской реформы. Хотя сельская реформа продвигалась при сильной поддержке центрального правительства, однако запущена реформа была самими крестьянами, кроме того, многие важные методы реформы были созданы на низовом уровне, в основном это была реформа, двигавшаяся снизу вверх. А реформу государственных предприятий главным образом подталкивало правительство. В октябре 1978 г. комитет партии и правительство провинции Сычуань выбрало 6 государственных предприятий, включая металлургическую компанию города Чунцин, для проведения эксперимента по «расширению прав предприятий на самоуправление» и «передаче прав и прибылей низовым организациям», на следующий год по всей стране была постепенно расширена сфера проведения эксперимента. В мае 1979 г. 6 учреждений выбрали в Пекине. Тяньзине и Шанхае 8 экспериментальных предприятий, среди которых Пекинская металлургическая компания, для распространения на них Сы- чуаньского опыта реформы по разделению власти.

В 1981-1983 гг. центральное правительство организовало эксперимент по введению «подрядной системы ответственности», в 1983 г. подрядная система была введена повсеместно на территории всей страны. В 1983-1984 гг. была проведена реформа по «замене отчислений из прибыли налогами». Примерно в 1986 г. по всей стране было выбрано несколько государственных предприятий для проведения эксперимента по созданию акционерных обществ. В марте 1987 г. в докладе ВСНП было вновь заявлено о необходимости продолжения реформы государственных предприятий и совершенствования разнообразных форм подряда. Весной 1992 г. после «южной речи» Дэн Сяопина по всей стране началась волна преобразований государственных предприятий в акционерные общества. С 1995 г. углублялось совершенствование структуры экономики, продвигалось стратегическое регулирование государственных предприятий до настоящего времени. Несложно заметить, что процесс реформы государственных предприятий - это непрерывный процесс организации правительством «экспериментов» и их «расширения» с опорой на административную силу, это процесс постепенного продвижения правительством государственных предприятий к рынку, превращения их в действительные субъекты рынка. Нужно признать, что в том, что рыночная реформа сохранила китайские государственные предприятия, сохранила рабочие места, а позже превратила их в современные предприятия, не может не быть заслуги правительства. К тому же вмешательство и руководство правительства было неизбежным выбором, хотя и не лучшим, однако в данных условиях самым выполнимым. Разве мог быть осуществлен запуск и продвижение реформы без опоры на административную силу, когда бремя государственных предприятий было таким тяжелым, а старая система пустила такие глубокие корни? Типичной особенностью прежних государственных предприятий было неразделение правительства и предприятий, собственником было правительство, если бы само правительство не приняло решения, не начало активно продвигать рыночную реформу, кто еще отнял бы у него предприятия и начал движение к рынку?

Достаточно быстрое развитие экономики во многих районах также является результатом активного продвижения реформы местными властями. Например, во многих городах провинции Шуньдун после начала реформ власти выдвинули так называемый «хор товарной экономики», на основе исследования, объектом которого стали внешнеторговая корпорация и корпорация табачных изделий, был разработан путь интеграционного развития, промышленности и сельского хозяйства. Затем с 1992 по 1994 г. средние и мелкие государственные предприятия были достаточно быстро проданы рабочим и служащим, было проведено акционирование. Предприятия продвигались к рынку, образовывались действительные субъекты рынка, имевшие независимое положение. Далее была выдвинута идея ускорения перехода на рыночные рельсы, составления производственной политики, усиленного развития основного производства с одновременным углублением реформы правительственной системы и стремлением к соответствию требованиям рынка. Постепенное углубление рыночной реформы во многих городах дало этим городам возможность придерживаться тенденции непрерывного роста. Самой значительной была реформа средних и мелких городских предприятий, подведомственных органам городского управления. Данная реформа означала, во- первых, что посредством продажи государственного имущества стимулировалось изменение формы государственного права собственности на имущество предприятий; во-вторых, что рабочие и служащие лично становились собственниками предприятий, вводился плюрализм субъектов имущественных прав на предприятия; в-третьих, что из-за плюрализма имущественных отношений, в структуре управления предприятиями произошли изменения; в- четвертых, что правительство и предприятие полностью разграничивались или, по крайней мере, создавались условия для их полного разграничения. Такую глубокую реформу действительно можно было проводить только при стимулировании со стороны правительства. Органы управления данных городов изначально были представителями имущественных прав на эти государственные предприятия, признавали необходимость соглашались продавать государственное имущество, появилась возможность начала реформы, стартом которой была «продажа»; разграничение правительства и предприятий означало уступку прав правительства и его компетентных органов, только при условии осознания правительством общей эффективности этой уступки и согласия на нее разграничение правительства и предприятий могло стать реальностью. В процессе реформы средних и мелких государственных предприятий органы местного управления осознали, какими тяжелыми могут быть последствия, если не осуществить реформу, использовали момент реформы, утвердили форму и цели реформы, составили проект реформы и непосредственно управляли претворением проекта в жизнь, организацией экспериментов и распространением их опыта, активно мобилизовали чиновников, рабочих и служащих к участию в реформе и т. п. В общем, значение активности и инициативности правительства и административных методов было огромным.

6. В процессе экономической реформы Китай разумно использовал опыт других стран, и на основе общеполитической обстановки в стране активно проводил исследования по созданию системы социалистической экономики с китайской спецификой. Можно сказать, что китайская экономические реформы - это нечто небывалое в истории, она началась в ситуации, когда очень недоставало опыта. Поэтому с самого начала подчеркивалась, что необходимо внимательно относиться к опыту других стран, что надо смело заимствовать достижения человеческой цивилизации, включая передовые методы хозяйствования и управления капиталистических стран, отражающих современные законы производства. В то время иностранный опыт в основном происходил из двух источников: во-первых, успехи и опыт, полученный некоторыми бывшими социалистическими странами, например, Югославией, Венгрией, Польшей и т. д. в ходе экономических реформ, поскольку их реформы начались достаточно рано, в то время они уже явно шли впереди Китая, очень многое у них можно было позаимствовать. Во-вторых, некоторые развитые или сравнительно развитые страны и регионы благодаря долгому опыту не только сформировали особые модели функционирования экономики и управления ей, как, например, англо-американская, германская, скандинавская, японская и восточно-азиатская модель; кроме того, у некоторых стран после второй мировой войны уже был опыт перехода от плановой экономики к рыночной экономике.

Однако конкретные условия и общеполитическая обстановка в Китае сильно отличалась: размеры страны велики, население большое, фундамент слабый, экономическая и рыночная база мизерная, развитие в разных районах неравномерное; хотя в некоторых районах, экономика и является централизованной и плановой, но в действительности китайское планирование далеко от строгих норм административно-командной экономики; хотя общей тенденцией было развертывание реформы, направленной на рынок, однако Китай по-прежнему должен был двигаться в направлении социализма. Поэтому одновременно с заимствованием опыта других стран Китай подчеркивал, что ни в коем случае нельзя его копировать, необходимо в соответствии с китайской действительностью заимствовать все лучшее у других и в то же время идти собственным путем, проводя активные исследования по созданию системы социалистической экономики с китайской спецификой.

Например, в области сельской реформы Китай не выбрал ни путь приватизации земли, по которому шли некоторые страны Центральной и Восточной Европы, ни путь реорганизации госхозов и колхозов, по которому шли некоторые социалистические страны; он выбрал особый метод подрядного хозяйствования, при котором сохранялась коллективная собственность на землю, но центром которой стал крестьянский двор.

В области реформы предприятий Китай не выбрал ни самоуправление рабочих, как в Югославии, ни метод некоторых социалистических стран, ограничивавшийся лишь регулированием пределов планирования на государственных предприятиях; он избрал путь развития различных форм собственности, главной из которых является общественная собственность, активное увеличение доли предприятий, на которых не осуществлялся централизованный плановый контроль, и постепенного расширения прав государственных предприятий на самоуправление.

В области развития рынка не была выбрана ни «шоковая терапия», применявшаяся в ФРГ и Японии после второй мировой войны, ни метод согласования и так называемого косвенного административного контроля, применявшийся в некоторых странах Восточной Европы; а был выбран направленный на рынок путь поэтапного расширения доли рыночных цен, основным моментом которого была ценовая реформа, завершавшийся распределением ресурсов при помощи рынка.

В области распределения доходов подчеркивался отказ от уравниловки, соответствующим образом была увеличена разница в доходах, определенной доле районов и отдельным людям была дана возможность разбогатеть раньше других; в то же время соблюдался принцип сочетания эффективности и справедливости при преимуществе эффективности, постепенно достигалось общее благосостояние. Эти методы не только эффективно заимствовали опыт экономического управления и экономической реформы других стран, но также сыграли важную роль в обеспечении благополучного продвижения экономической реформы и создании системы социалистической экономики с китайской спецификой, этот опыт стоит обобщить и приумножать далее.

Эта статья из раздела-направления китайской экономической реформы , которая посвящена теме-

Цзян Цзэминь, продолжая развивать общий конфуцианский подход, заявил о том, что необходимо к середине нынешнего века значительно повысить уровень материального благосостояния китайцев, перейти от улучшения жизни социальных слоев к улучшению жизни всего народа. В решениях XVI съезда КПК в 2002 году заявлено о продолжении избранного курса, что партия будет способствовать всестороннему строительству «общества средней зажиточности» (сяокан).

Вплоть до начала нового века в Китае действовала с 1955 года «система регистрации постоянного населения». Крестьянство оказалось изолированным от городского населения и, согласно законодательству, прикреплялось к земле, постоянному месту жительства. За жителями села закреплялись обязанности работать на земле, обеспечивать город продовольствием, а промышленность - сырьем. Лишь в 2002 году была отменена сельская прописка и введена единая система регистрации китайских граждан.

Цзян Цзэминь начал эксперименты в целях изменения этого порядка и поставил точку над средневековой традицией, полностью изжившей в условиях нового политического курса.

К началу нового тысячелетия Китай прошел длительный и мучительный путь в поисках модели развития и добился в экономическом и социальном плане многого. XXI век открыл для Китая новые возможности для модернизации и превращения его в одну из развитых стран мира.

Ху Цзиньтао (2002) на XVI съезде КПК был избран в качестве нового генерального секретаря КПК – рулит страной.

Цзян Цзэминь, который играл на съезде решающую роль, передавая политическую власть Ху Цзиньтао, подвел некоторые итоги своего правления. Успехи действительно впечатляют. За 13 лет правления Цзяна темпы прироста экономики составляли ежегодно 9,8 процента и являлись самыми высокими в мире. ВВП за два десятилетия вырос более чем в 20 раз. В начале XXI века Китай по более чем 11 показателям основных традиционных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции занял лидирующее положение в мире. Он стал занимать первое место в мире по производству мяса, зерна, хлопка, семян рапса и пр. В ходе реформ, несомненно, повысился жизненный уровень китайского населения. Сократилось число беднейших слоев населения. До 2002 года действовало постановление госсовета Китая «О семилетке преодоления бедности 80 миллионов человек». Основная задача удовлетворения потребности населения в пище и одежде для 1,5 миллиардного населения Китая в основном выполнена. Среднестатистический уровень повышения благосостояния страны превзошел 500-долларовый рубеж, а к 2050 году поставлена задача достижения нынешних среднедушевых показателей развитых стран. Намечено, что к 2015-2050 годам Китай достигнет и превзойдет абсолютные показатели совокупной национальной мощи США и Японии по всем основным современным видам производства. Однако при решении этих задач необходимо учитывать одну из главнейших проблем, которая приобрела для Китая глобальный характер и воздействовала на все процессы экономического и социального характера. К ней необходимо отнести колоссальное демографическое давление при решении наиболее важных вопросов экономики. Китаеведами подсчитано, что для решения экономических и социальных проблем Китай должен постоянно поддерживать темпы развития не менее семи процентов. Даже если Китай к середине XXI века добьется промышленного уровня ведущих капиталистических стран, то и тогда он будет серьезно отставать от высокоразвитых государств по уровню жизни. Это связано с тем, что население в Китае в пять раз больше, чем в США, в десять раз больше, чем в Японии и в девять раз больше, чем в России. Хотя по многим видам промышленной продукции Китай стал занимать первое место в мире, однако на душу населения производство товаров отстает, например, от Японии в 30 раз.

Решение социальных проблем требует особого внимания политических лидеров в Китае. До сих пор не решена проблема гигантской безработицы, которая фактически к началу века приняла критическое содержание. Излишняя рабочая сила колеблется от 150 до 180 миллионов безработных. Это представляет горючий материал для создания угрозы стабильности страны. Данная проблема увязывается с углублением пропасти между богатыми и бедными в период развития реформ в Китае. Увеличение темпов дифференциации крестьян началось в начале XXI века в связи с процессом концентрации земель в руках так называемых «мастеров урожая». С начала экономических реформ закрепление земельных наделов за подрядными дворами осуществлялось на 15 лет, то есть до 2000 года. Начался пересмотр условий распределения земель и нового подворного подряда. Концентрация земель в руках «мастеров урожая» и кооперативов нового типа, способных применять современные агротехнологии, будет способствовать выталкиванию миллионов крестьян и появлению более широкого круга безземельных крестьян. Процесс маргинализации социальных слоев за период реформ остановить не удалось.
Подведение итогов развития деревни за годы реформ показало, что многие проблемы села решить так и не удалось. Несмотря на официальную статистику увеличения номинальных доходов, среднедушевые показатели доходов крестьян остаются все равно крайне низкими. Увеличение доходов в денежном выражении поглощается ростом потребительских цен, которые за двадцать лет выросли в 3,6 раза. По утверждениям китайской печати, налоги на крестьянские хозяйства нисколько не уменьшились - они должны были оплачивать до 400 различных налогов, сборов, взносов. В официальных документах признавалось, что остающиеся довольно низкими доходы сельских жителей, стали серьезным ограничителем темпов социально-экономического развития страны. Низкая покупательная способность сдерживала становление внутреннего общенационального рынка и развитие промышленности. Руководители страны во главе с Ху Цзиньтао вынуждены были сосредоточить главное внимание на решении именно этих проблем, без которых невозможно было дальнейшее продвижение вперед по пути реформирования.