Как поставить на кадастровый учет земельный участок в этом году. Новые правила постановки на кадастровый учет недвижимости и земельных участков

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

  • Общий обзор закона
  • Общий обзор закона

    Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

    «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

    После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

    После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

    Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

    Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

    Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

    Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

    1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
    2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
    3. реестр границ;
    4. реестровые дела;
    5. кадастровые карты;
    6. книги учета документов.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

    Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

    А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

    Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

    Порядок регистрации прав

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

    Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

    1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
    2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
    3. акты о приватизации жилых помещений;
    4. свидетельства о праве на наследство;
    5. вступившие в силу судебные акты;
    6. акты о правах на недвижимое имущество;
    7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
    8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
    9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

    Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

    Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

    Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

    • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
    • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
    • прекращение существования объекта недвижимости;
    • государственная регистрация ограничений и обременений.

    Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

    Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

    В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

    Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

    Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

    При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.

    Место и сроки регистрации прав

    Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

    Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

    • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
    • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
    • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

    Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

    Подтверждающие документы и остальные новшества

    Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

    Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

    • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • о переходе прав на объект недвижимости;
    • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
    • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

    Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

    Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

    Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

    При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.

    Что еще стоит отметить?

    Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

    Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

    Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

    Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

    Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

    Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

    Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

    До встречи в следующих статьях!

    Уважаемые читатели! Буду благодарен, если вы поделитесь этой статьей в социальных сетях

    Если статья оказалась для вас полезной, оставьте, пожалуйста, свой отзыв или мнение ниже в комментариях.

    С уважением, Альберт Садыков

    Ваши данные не разглашаются и не передаются третьим лицам для коммерческого и некоммерческого использования

    С 1 января 2017 года вступают в действие новые положения закона о земельном кадастре. Собственникам земельных участков необходимо пройти регистрацию в ЕГРП. Кроме того, продолжится поэтапный переход на применение кадастровой оценки земли, что приведет к дальнейшему повышению налоговой нагрузки.

    Закон о земельном кадастре: нововведения с 1 января 2017 года

    До конца 2016 года собственники земельных участков должны зарегистрироваться в ЕГРП, что зафиксировано в законе №251-ФЗ. В противном случае наделы перейдут в муниципальную собственность, что чревато различными проблемами. В рамках нового закона, земельный надел будет снят с кадастрового учета, если в течение пяти лет после постановки на учет участок не был внесен в ЕГРП.

    Нововведения станут проблемой для рядовых дачников, которые не успели пройти процедуру регистрации. При этом «бывший» собственник земли не узнает, о переходе земельного участка муниципальным властям, поскольку для суда данный надел является «бесхозным». Не спасет ситуацию даже наличие постройки на участке, если надел не поставлен на учет в ЕГРП.

    В рамках принятых изменений, собственникам участков придется сделать межевание, в противном случае будет ограничено право на продажу, передачу в наследство и т.д. Данная норма вступает в силу с 2018 года. Помимо учета в ЕГРП, проблемным вопросом является переход на применение кадастровой оценки участков.

    Сомнительная стоимость

    Со следующего года при расчете земельного налога будет применяться кадастровая оценка участка. Если ставка налога останется без существенных изменений (0,1-2%), то стоимость участков вырастет в разы, что станет настоящей проблемой для рядовых налогоплательщиков.

    Утвержденные изменения предполагают исключительное право государства осуществлять оценку участка, которая будет отображаться в кадастре с 2017 года. На данный момент определить кадастровую стоимость могут представители специализированных частных компаний. В результате появится государственная монополия, что приведет к негативным последствиям и возможным манипуляциям, считают эксперты. По сути, региональные власти будут сами проводить оценку и утверждать ее результаты.

    Кроме того, появится необходимость в дополнительном штате чиновников, которые будут проводить оценку в специализированных государственных учреждениях – ГБУ. Данное намерение властей явно контрастирует со стремлением экономить государственные расходы, что стало необходимостью после начала кризиса.

    Еще один проблемный момент – определение кадастровой стоимости. В некоторых ситуациях кадастровая оценка участка существенно превышает его рыночную стоимость, что вынуждает граждан обращаться в суд для защиты своих интересов. В результате чиновники разработали новую методику определения стоимости, которая поможет решить существующие проблемы. Данный процесс будет унифицирован и стандартизирован, что нивелирует влияние ситуативных факторов. Эксперты подчеркивают, что достоверное определение стоимости участка зависит от полноты информации, которой владеет оценщик.

    Борьба за свои интересы

    Среди положительных моментов изменений, которые вступают в силу в следующем году, можно отметить усовершенствование механизма, который поможет уточнить кадастровую стоимость участка. Собственники смогут инициировать внесение уточнений в кадастровую оценку, с учетом текущей динамики рынка земли. Таким образом граждане получат дополнительные возможности для снижения расходов на оплату налогов.

    На данный момент граждане вынуждены обращаться в суд в следующих ситуациях:

    1. Утвержденная кадастровая оценка превышает рыночную стоимость.
    2. Некорректные данные, которые применяются для проведения оценки.

    Действующая судебная практика подтверждает, что более половины граждан, которые отстаивают свои интересы в суде, добиваются пересмотра кадастровой стоимости. В результате удается существенно снизить рассчитанную сумму налога, который подлежит уплате в бюджет.

    Экономические реалии

    Изменения в кадастровом учете, вступающие в действие с 1 января 2017 года, связаны с экономическими реалиями. Власти стремятся увеличить бюджетные поступления, для чего необходимо перейти на применение рыночной стоимости земли.

    Ранее собственники участков могли оперировать инвентаризационной оценкой, которая была существенно ниже реальной стоимости земельного надела. Дополнительные налоговые платежи помогут стабилизировать дефицит бюджета, который в нынешних условиях является главной проблемой чиновников.

    Однако эксперты отмечают, что предложенная реформа не приведет к экономии государственных расходов. Создание ГБУ потребует увеличить штат чиновников, что в свою очередь увеличит затраты бюджета.

    С 2017 года вступает в действие ряд изменений в части кадастрового учета. Собственники земельных наделов должны будут поставить на учет свои участки в ЕГРП, в противном случае земля перейдет в муниципальную собственность.

    Кроме того, расчет налога будет производиться на основании кадастровой оценки земельных участков.

    00:13 2016

    Процедура постановки земельного участка на кадастровый учет осуществляется согласно Федеральному закону № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.07г. .

    Что такое кадастровый учет и зачем он нужен?

    Проведем разъяснение основного термина.

    Кадастровый учет – это действия уполномоченного госоргана по внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН) информации об уникальных характеристиках объекта недвижимого имущества, на основании которых можно установить существование данного объекта. Совокупность сведений по всем поставленным на учет объектам недвижимости на территории России и составляет государственный кадастр недвижимости. В соответствии с законом ГКН должен вестись по единой технологии на всей территории РФ, быть общедоступным и постоянно обновляться.

    Ведение государственного кадастрового учета осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно Росреестр), которая действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства № 457от 01.06.09г. .

    Объектами недвижимости, подлежащими кадастровому учету, являются:

    • земельные участки (доли земельного участка кадастровому учету не подлежат, они не имеют уникальных кадастровых номеров );
    • здания, сооружения, помещения (капитальные объекты, неразрывно связанные с землей);
    • объекты незавершенного строительства;
    • подземные сооружения.

    Им присваивается уникальный, не повторяющийся во времени и на территории страны, не изменяемый кадастровый номер, который дает возможность однозначно идентифицировать конкретный определенный объект недвижимости среди прочих объектов и удостоверить его существование.

    Кадастровому учету не подлежат участки недр, воздушные и морские судна, судна внутреннего плавания, космические объекты, предприятия как целостные имущественные комплексы.

    Для земельного участка в ГКН, кроме кадастрового номера, вносятся сведения о таких основных характеристиках :

    • описание местоположения границ (поскольку земельным участкам не присваиваются адреса, то их местоположение указывается с отсылкой на субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт, на территории которых или рядом с которыми расположен данный земельный участок );
    • сведения о лесах, водных объектах и других природных объектах, расположенных в пределах земельного участка;
    • площадь земельного участка;
    • кадастровая стоимость;
    • категория земель;
    • вид разрешенного использования;
    • сведения о вещевых правах (зарегистрировано ли право собственности на участок, какая форма собственности );
    • сведения о правообладателе (фактический адрес проживания и адрес электронной почты );
    • сведения о кадастровом инженере;
    • сведения о земельном участке или земельных участках, из которых образован данный земельный участок;
    • сведения об обременениях или ограничениях использования;
    • отметка о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков.

    Поводами для внесения новых сведений в кадастр недвижимости, являются:

    • образование нового земельного участка (в порядке раздела, объединения, перераспределения земельных участков, а также при выделе или при образовании земельных участков из земель или земельных участков в государственной или муниципальной собственности; земельный участок может быть также искусственно созданным). Суть процедуры кадастрового учета – постановка на учет ;
    • прекращение существования земельного участка в случае раздела, объединения с другим земельным участком или перераспределения смежных участков. При этом суть процедуры кадастрового учета – снятие с учета .
    • изменение уникальных характеристик земельного участка (категории, вида разрешенного использования, кадастровой стоимости, смена формы собственности или правообладателя). Суть процедуры кадастрового учета – внесение изменений в ГКН .

    Для чего нужен кадастровый учет земельных участков?

    На уровне государства кадастровый учет нужен для сбора, систематизации и анализа информации обо всех наличных земельных ресурсах в стране и их принадлежности. Увеличение процента размежеванных земельных участков с зарегистрированным правом собственности на них увеличивает налогооблагаемую базу. Важной частью ГКН являются сведения о прохождении Государственной границы, границах между субъектами РФ, муниципальными образованиями, населенными пунктами, об особых экономических зонах и о территориях объектов культурного наследия. Кадастровый учет земельных участков граждан и юридических лиц необходим для последующей регистрации права собственности на землю.

    Порядок постановки земельного участка на кадастровый учет

    Процедура постановки земельного участка на кадастровый учет состоит из следующих этапов:

    • Возникновение необходимости в постановке земельного участка на кадастровый учет (раздел, объединение, перераспределение и пр.);
    • Выбор кадастрового инженера, проведение кадастровых работ, изготовление межевого плана;
    • Подача в орган кадастрового учета заявления (вместе с необходимыми документами) о постановке земельного участка на кадастровый учет;
    • Выдача органом кадастрового учета или МФЦ заявителю расписки о получении документов;
    • Проверка предоставленных заявителем документов, и принятие органом кадастрового учета решения о постановке на учет или об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка;
    • В случае положительного решения органа кадастрового учета – выдача заявителю кадастрового паспорта земельного участка.

    С заявлением о постановке на учет земельного участка вправе обратиться собственник такого земельного участка или иные лица (в случае приватизации земельных участков из земель в государственной или муниципальной собственности). От имени этих лиц с заявлениями в орган кадастрового учета могут обращаться их представители, действующие на основании нотариальных доверенностей. От имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения может обратиться представитель, уполномоченный на подачу такого заявления решением общего собрания долевых собственников.

    Заявление (и прочие документы) о постановке на кадастровый учет могут предоставляться непосредственно в орган кадастрового учета, через МФЦ по месту расположения земельного участка в пределах кадастрового округа, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении, в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Одновременно с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, в Росреестр можно подавать заявление о государственной регистрации права собственности на этот земельный участок.

    Документы для постановки на кадастровый учет земельного участка

    Форма заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и образец его заполнения можно скачать по ссылке . Кроме заявления, необходим паспорт заявителя и межевой план земельного участка . Межевой план может подготовить только кадастровый инженер, который имеет соответствующий квалификационный аттестат. При необходимости план должен содержать сведения о состоявшемся согласовании местоположения межевых границ. Если заявление подает представитель заинтересованного лица, он обязан подтвердить свои полномочия документально. Подлинность межевого плана, передаваемого в орган кадастрового учета в электронной форме, через интернет-портал Росреестра, должна быть заверена электронной цифровой подписью.

    Сроки постановки на кадастровый учет земельного участка

    Постановка на учет земельного участка осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней:

    с момента подачи заявления и всех необходимых документов в Росреестр,

    — с момента получения Росреестром заявления и документов в случае подачи их через МФЦ или посредством почтового отправления.

    Передача документов из МФЦ в Росреестр не должна превышать 2 рабочих дней. По почте отправление идет значительно дольше. Датой завершения кадастрового учета является день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о присвоенном земельному участку кадастровом номере.

    Стоимость постановки земельного участка на кадастровый учет

    Процедура постановки земельного участка на кадастровый учет в Росреестре осуществляется без взимания платы с заявителя. Но подготовка документов стоит немалых денег. Кадастровые работы (межевой план) выполняют кадастровые инженеры, имеющие сертификаты, а Росреестр ведет учет таких специалистов. Полный список кадастровых инженеров (34,5 тыс. человек) можно посмотреть по ссылке . Они выполняют свою деятельность в любом регионе России без привязки к конкретному населенному пункту, району и региону.

    Кадастровые инженеры ведут свою деятельность в штате юридического лица на основании трудового договора (и тогда их должно быть не менее двух), или в качестве индивидуальных предпринимателей. Стоимость подготовки межевого плана и постановки земельного участка на кадастровый учет зависит от месторасположения земель, количества участков, их площади, категории и прочих факторов. Стоимость в Москве и Московской области значительно выше, чем в других регионах, она составляет в среднем от 20 до 50 тыс. руб.

    Список использованных источников:

    Начал действовать новый закон, касающийся государственной регистрации недвижимости. Теперь встать на кадастровый учет станет намного проще и быстрее. Эксперты уверяют, что россияне могут уже сегодня подать заявление и документы на регистрацию недвижимости и заметит существенные изменения.

    Расскажем, что нового принес новый закон.

    Процедура постановки объектов на кадастровый учет в 2019 году

    Закон федерального уровня под номером 218 принес такие изменения:

    1. Регистрирующим органом стал только Росреестр

    Специалисты Росреестра будут обязаны вести госрегистрацию объектов недвижимости.

    Территориальные отделы службы будут принимать заявления и документы, передавать информацию в главный орган. Они также смогут вносить поправки и выдавать необходимые сведения на бумажных носителях гражданам.

    На другие структуры эти функции не возложат.

    2. Появится единая база данных

    Единый реестр недвижимости будет не обновленным, а совершенно новым. Он возникнет на основе информации, которая была ранее предоставлена владельцами собственности в службу Росреестра.

    Планируют брать дополнительные сведения об объектах из госкадастра.

    Известно, что пока база данных разрабатывается. В нее вносится подробная информация об объектах недвижимости - например, о точных границах , существующих обременениях , возможных владельцах.

    Реестр ведется в электронном виде . Но это не значит, что реестровые дела будут также производиться в электронном формате. Будут иметься копии на бумаге. Любой гражданин, заинтересованный в проверке информации на свою собственность, может получить бумажную копию документов .

    Говорят, что операции с недвижимостью будут проходить быстрее и удобнее. Новая база данных поможет облегчить процесс регистрации прав и постановки на учет недвижимости. Это две разные процедуры, которые, как правило, проводятся в одно и то же время. Теперь гражданин сможет зарегистрировать объект, поставить на учет и получить соответствующий документ, подтверждающий его право собственности.

    Новая база будет надежнее. Отмечают, что у системы высокая степень безопасности, которая позволяет сохранить и защитить надежно данные. Новшество уменьшает угрозу мошенничества и снижает риски операций, связанных с продажей объектов недвижимости.

    3. Расширили список объектов, подлежащих регистрации

    В перечень теперь входят не только отдельные строения и участки земли, но и имущественные комплексы .

    С юридической точки зрения, специалисты будут вынуждены разграничивать предприятие на несколько отдельных сооружений, которые затем регистрировать. Такой способ увеличит расходы, необходимые на проведение операции, а также усложнит процедуру оформления.

    Нет четкой позиции по поводу этого вопроса. Но на практике специалисты придерживаются такого принципа – если комплекс находится на одном земельном участке, то регистрация объекта должна быть оформлена, и - неважно, каким способом.

    Из списка объектов исключили участки недр . Такую землю не будут касаться операции по регистрации.

    4. Новое в процедуре постановки на учет

    Согласно закону, у каждой недвижимости будет свой кадастровый номер - вне зависимости от того, было ли оформлены права на собственность.

    Особенно это касается объектов, которые еще не числились на учете в госкадастре.

    Специалист Росреестра может поставить на учет объект и зарегистрировать право собственности - то есть, провести одновременную регистрацию - при таких случаях:

    1. Объект вводят в эксплуатацию.
    2. Появился новый участок, сооружение.
    3. Владельцем стал новый гражданин.
    4. Объект уничтожили, снесли и т.п.
    5. Структурно изменили строение, например, если изменились границы участка.

    Объекты, которые уже были внесены в старый реестр, не будут проходить процедуру регистрации. Новые поданные данные о них будут вноситься в новую базу данных.

    Напомним, свидетельство о праве собственности уже не выдают. Делается только выписка из ЕГРП, а с 1 января 2017 года - выписка из ЕГРН .

    Порядок подачи заявления и документов – по каким причинам могут отклонить запрос?

    Рассмотрим, каков порядок обращения граждан в Росреестр, что изменилось:

    1. Обратиться с просьбой, поставить объект на учет, можно в любом офисе Росреестра или многофункционального центра, независимо от адреса нахождения недвижимости. Например, проживая в Санкт-Петербурге, гражданин может поставить на учет участок, приобретенный в Волгограде. Ему не потребуется ехать в Волгоград специально для этого.
    2. Заявление может подать не только собственник недвижимости, но и представитель муниципалитета или должностное лицо, которое выдает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
    3. 3.Оформление услуги может проходить через интернет. Система будет действовать по примеру портала госуслуг. Гражданин, решивший поставить недвижимость на учет, должен будет пройти регистрацию на портале, заказать услугу, оплатить пошлину и явиться в назначенный день в офис Росреестра или МФЦ либо сможет просто получить электронный документ по почте или с курьером (эта услуга будет платной).
    4. Представителям организаций теперь не нужно будет предоставлять заверенные копии документов. Упрощение процедуры стало возможно, так как в полномочия органов будет входить запрос учредительных, регистрационных, организационных бумаг.
    5. Перечень документов может быть разным, так как действует несколько законов о недвижимости. Обратившимся гражданам рекомендуют подавать все документы, которые необходимы для регистрации и учета, независимо от того, указаны они в законах или нет.
    6. Установили новые причины отказа принятия заявления и документов. К ним относится, в первую очередь, невозможность идентификации личности, а также неправильно написанное и оформленное заявление, с ошибками, исправлениями, без подписи и т.п. Еще один немаловажный факт – оплата госпошлины. Если в органы не поступит информация о проведенном платеже в течение 5 дней с момента обращения гражданина, то документы и заявление будут также возвращены.

    Стоит внимательно отнестись к новым требования при подаче документов, и особенно важно – написать и оформить правильно заявление.

    Как правило, форма заявления выдается в офисе Росреестра или МФЦ при обращении гражданина.

    Срок регистрации и постановки на учет недвижимости

    Изменился период регистрации и оформления недвижимости.

    Теперь на разные операции отведено несколько рабочих дней:

    1. На кадастровый учет специалист должен будет потратить 5 дней .
    2. Чтобы присвоить кадастровый номер объекту, и одновременно провести регистрацию, потребуется 10 дней .
    3. Внести поправки и записи о правах на недвижимость может потребоваться 7 дней .

    Помните, если вы оформляете документы через многофункциональный центр, то срок увеличивается на 2 дня.

    По окончании проведения регистрации, обратившийся гражданин получит выписку из ЕГРН .

    Если была проведена регистрация договора или другой сделки, то на документе должна появиться соответствующая надпись от сотрудника Росреестра.

    Пока что мнение экспертов и специалистов Росреестра неоднозначное. Конечно же, хорошо, что процедура регистрации и постановки на учет займет меньше времени, но такая оперативность может привести к ошибкам и большой нагрузке на специалистов Росреестра.

    Каждый девелопер после окончания строительства сталкивается с необходимостью постановки новостройки на кадастровый учет. Подробно о данной процедуре и трудностях, с которыми приходится сталкиваться застройщикам, мы совместно с нашими экспертами и поговорим сегодня.

    Дадим определение

    В первую очередь разберемся с понятиями и ответим вопросы: что же такое государственный кадастровый учет (ГКУ) и зачем он нужен. Итак, после того как стройка подошла к концу и новый дом введен в эксплуатацию, нужно его зарегистрировать и внести данные в государственный кадастр недвижимости, где новостройке будет присвоен уникальный номер, который записывается в базу данных Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). После чего государство юридически признает новый объект с зафиксированными границами и определенной площадью.

    Процедура ГКУ является обязательной и дает застройщику возможность зарегистрировать свои права на построенную недвижимость, стать ее полноправным владельцем и осуществлять с ней любые сделки, в частности, он получает возможность продавать квартиры новым жильцам.

    Прежде чем поставить возведенный дом на учет, девелоперу необходимо получить разрешение на ввод его в эксплуатацию. Оно, в свою очередь, оформляется только по завершению всех строительных работ и подтверждения соответствия параметров объекта, заявленных в проектной документации, реальной картине.

    В теории постановка на кадастровый учет выглядит очень просто, отмечает Александр Зубец, генеральный директор ООО «Новые Ватутинки». После ввода дома в эксплуатацию застройщик приглашает кадастрового инженера, который делает обмеры каждого помещения, устанавливает общую площадь здания, а также жилую и нежилую площадь помещений. На основании собственных замеров он составляет технический план и записывает его на диск со своей электронной подписью. Затем информация подается в государственный реестр недвижимости (Росреестр) и остается ждать, когда новый объект будет поставлен на учет. Причем Росреестр объединил работу ранее двух взаимосвязанных, но отдельных структур - Государственного кадастра недвижимости (ГКН) и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Проблема в том, что из-за наличия фактически двух дублирующих друг друга структур, информация о кадастре задваивалась, что часто приводило к неразберихе и усложнению процедуры постановки на учет. После выполнения всех необходимых процедур застройщику выдается паспорт, который содержит полную и подробную информацию о новом доме.

    Сколько ждать

    В процессе постановки нового объекта на кадастровый учет Олег Куринной, заместитель генерального директора по девелопменту «МД Групп» выделяет два этапа: работа кадастрового инженера и присвоение номера в государственных органах. Первую часть работы, в которую включены обмеры помещений, геодезическая съемка, прорисовка планов этажей и подготовка технического плана для дома на 100-150 квартир опытная компания обычно выполняет за месяц-полтора.

    На втором этапе после проверки техплана государственный регистратор в Росреестре принимает решение ставить новый объект на ГКУ или нет. Однако, перед тем как технический план попадет в Росреестр застройщик направляет его в орган, осуществляющий ввод объекта в эксплуатацию. В Москве эту функцию осуществляет Мосгосстройнадзор, который изучает техплан и дает разрешение на ввод. Далее документы попадают в Росреестр, где их должны рассмотреть в течение нескольких дней и вынести решение о проведении или приостановке кадастрового учета. При положительном решении зданию присваивается номер и выдается паспорт. В противном случае технический план должен быть доработан кадастровым инженером.

    На сегодняшний день функцию проверки планов передали от специалистов кадастровой палаты юристам-регистраторам в Росреестр. По словам Олега Куринного, это отрицательно сказывается на работе, так как некоторые регистраторы пока не вполне разобрались с техническими тонкостями и приостанавливают заявления по необоснованным причинам.

    В связи с последними изменениями, внесенными в актуальное законодательство, срок рассмотрения документов при постановке на ГКУ не должен превышать 10 дней, поясняет Юлия Симановская, директор департамента правового сопровождения сделок TEKTA GROUP. Несущественно увеличивается время при работе с МФЦ - всего на 2 дня. Несмотря на это, в связи с большим количеством заявок девелоперы постоянно сталкиваются с задержками и увеличением срока рассмотрения документов.

    Александр Зубец сообщает, что в районе Новые Ватутинки на постановку корпуса на кадастровый учет уходит в среднем три месяца. Самый большой срок, который был зафиксирован - восемь месяцев. По его же словам, с 1 января 2017 года в столице в постановке на ГКУ начал принимать участие Мосстройнадзор, который стал связующим звеном между девелопером и Росреестром, после чего застройщики потеряли право напрямую общаться с ЕГРН, что сильно усложнило работу. В общем и целом главное препятствие на пути постановки на учет - это бюрократические проволочки, с которым сталкивается, наверное, каждый девелопер.

    Придомовая территория - ставить или нет

    Некоторых дольщиков волнует вопрос, нужно ли, после того как дом построен и квартиры переданы в их пользование, ставить на учет придомовую территорию или это забота застройщика. Под придомовой территорией в данном случае понимается участок, который относится к новостройке со всеми объектами благоустройства - стоянками, пешеходными дорожками, детскими и физкультурыми площадками и т.д. По словам Олега Куринного, необходимости новоселам заниматься подобной процедурой нет, потому что кадастровый номер присваивается участку при получении разрешения на строительство. Это касается территорий, сформированных после 2005 года, именно тогда начал действовать Жилищный кодекс РФ. Таким образом, по закону территория, расположенная под домом становится общей собственностью новых жильцов автоматически и бесплатно. Никакие документы, подтверждающие это, не требуются.

    В том случае, когда придомовой участок был сформирован до начала действия кодекса, есть смысл ставить его на ГКУ, если в дальнейшем планируется оформление его в собственность. Александр Зубец считает, что данный вопрос стал особенно актуален с начала действия программы сноса пятиэтажек. Ведь собственники «хрущевок» при расселении имеют право выбрать денежную компенсацию, которая учитывает не только рыночную стоимость квартиры, но и долю в праве на земельный участок придомовой территории (только в том случае, когда она оформлена в собственность). Поэтому, если вас как-то касается данный вопрос, то лучше не затягивать с постановкой объекта на учет. Тем более, что сделать это достаточно просто: после положительного решения на общем собрании владельцев жилья, необходимо подать заявление на ГКУ. Далее органы власти сформируют земельный участок и поставят его на государственный учет.

    Основные изменения 2017 года

    С начала года вместо устаревшего закона от 1997 года вступил в силу Федеральный закон от 2015 года (№ 218), в который вошел ряд существенных изменений. Важным нововведением стала возможность единовременно поставить новостройку на учет и оформить госрегистрацию права собственности. Благодаря сведению этих процедур в одну стало проще оформлять документы, сократились и временные затраты. Таким образом, владелец получает выписку из единого реестра недвижимости и подтверждение прав собственности единовременно.

    Как самостоятельный вид имущества, наконец, признали машиноместа, которые по новому закону также должны учитываться в кадастре и регистрироваться. Это облегчит процедуру купли-продажи, в которой до настоящего времени отсутствовали законные основания.

    Также теперь разрешено подавать документы и заявления, не привязываясь к территориальному местонахождению новостройки. Другими словами, девелопер может обратиться в то отделение Росреестра или МФЦ, в которое ему наиболее удобно.

    Изменения коснулись и сроков постановки нового дома на учет, что должно существенно облегчить жизнь как гражданам, так и застройщикам. Кроме того, Росреестр и госрегистратор несет персональную ответственность за свои действия или бездействие при проведении кадастрового учета.

    Самое главное изменение, которое должно было вступить в силу с 1 января 2017 года - это возможность одновременной подачи заявки на ввод в эксплуатацию и постановки на ГКУ, считает Александр Зубец. Это должно значительно ускорить процедуру получения кадастрового паспорта, поскольку теперь необязательно дожидаться сдачи дома. Однако, к сожалению, пока все данные новшества действуют только в теории. Дело в том, что нельзя в один момент кардинальным образом изменить всю систему получения кадастрового номера и паспорта. Сейчас активно идет переходный период по налаживанию новой схемы взаимодействия через Мосстройнадзор. Несмотря на то что прошло уже полгода с момента вступления в силу поправок, девелоперы фактически вынуждены жить по старым правилам, ожидая, когда все заработает в штатном режиме и без накладок. Вероятнее всего, застройщики действительно смогут ставить дом на кадастр быстро и без прохождения многочисленных бюрократических процедур только к концу 2017 года.

    Специально для портала "Все Новостройки