Совокупность денежных отношений. Финансовые отношения

К субъектам финансовых отношений относят:

- государство;

- хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т. п.);

- домашние хозяйства.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта .

8.Финансовая система РФ.

Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

1. Государственную бюджетную систему;

2. Внебюджетные специальные фонды;

3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

4. Фонды страхования (имущественного и личного);

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является исполнительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ. Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.



Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Федеральная налоговая служба входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее ФТС РФ. Финансовые институты:

9.Финансовая политика

Финансовая политика – часть экономической политики. Однако финансовая политика – это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики. В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации финансовых ресурсов, так и на формы и методы организации финансов. Одни экономисты определяют финансовую политику как «совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач». Другие же считают, что «финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов». Третьи под финансовой политикой понимают самостоятельную сферу деятельности государства в области финансовых отношений, направленную «…на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития»

10.Управление финансами.

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них , деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности .

11.Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организации осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана.

12.Финансовый контроль

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

13.Финансовый рынок. (от лат. financia - наличность, доход) в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов изаёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

14.Понятие государственных финансов, их роль и основные звенья.

Понятие финансы - это одна из самых важных, сложных и противоречивых экономических категорий. Правильное понимание сущности этой категории является очень важным. Оно позволяет формировать финансовую сферу и осуществлять финансовое управление адекватно уровню развития национальной и международной экономики. Финансы имеют как видимую, так и немного скрытую форму проявления.

Видимость финансов проявляется в потоках денежных средств, которые двигаются между субъектами финансовых отношений, формируют содержание фондов, обеспечивающих экономические транзакции. Скрытая сторона понятия финансов связана с обменными и распределительными отношениями, которые возникают во время формирования, распределении и перераспределении имеющегося валового внутреннего продукта.

15.Государственный долг, государственный кредит.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, июридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

1. Госуда́рственный внебюдже́тный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

16.Внебюджетные фонды - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

17.Территориальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

18.Финансы предприятий как звено финансовой системы РФ.обслуживает процесс создания и распределение общественного продукта и национального дохода.В зависимости от форм собственности финансы предприятий подразделяют на финансы государственных предприятийи финансы субъектов негосударственных форм собственности (частные, кооперативные, совместные предприятия).Финансы предприятий выполняют распределительную и контрольную функции.

19.Финансовые риски предприятия.

Финансовые риски возникают в связи с движением финансовых потоков и проявляются в основном на рынках финансовых рисков. Эти риски характеризуются большим многообразием, и в целях эффективного управления ими целесообразно классифицировать их по различным признакам.

По возможности страхования финансовые риски подразделяются на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые.

Риск страхуемый - это вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. Страховщик обязан возместить потери доходов в полном объеме или частично при наступлении следующих событий:
- остановка производства и сокращение объема производства в результате оговоренных событий;
- банкротство;
- непредвиденные расходы;
- неисполнение договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;
- понесенные застрахованным лицом судебные расходы;
- иные события.

Задача предприятия - рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство.

20.Прибыль предприятия, ее планирование и распределение

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности организации (предприятия).

Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений. В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана и является решающим в определении финансового результата от всей деятельности предприятия.

Следует усвоить связь планирования прибыли с параметрами производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на прибыль. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

В планировании прибыли используются методы прямого счета, аналитический и метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага.

21.Кредит как форма движения ссудного капитала.

Ссудный капитал и кредит – это одна из составных частей финансовых отношений обеспечивающих жизнедеятельность и функционирование рыночного хозяйства.

Под влиянием многих факторов кредитные и финансовые отношения претерпевают ряд изменений, поэтому постоянное изучение мирового опыта на рынке ссудного капитала и кредита представляет большой интерес для формирования позиции способствующей определить плодотворные шаги в непростой, современной рыночной экономике.

22.Кредитная система- совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.

Существуют два звена кредитной системы: банковские учреждения - банки и парабанковские учреждения.

Банки - кредитные учреждения, выполняющие большинство кредитно-финансовых услуг и поэтому являющиеся универсальными (коммерческие банки, инвестиционные, сберегательные, ипотечные, земельные и т.д.).

Парабанковская система образована специализированными кредитно-финансовыми и почтово-сберегательными институтами, ориентированными на выполнение круга финансовых услуг или обслуживание определённого типа клиентуры (ломбарды, страховые и инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые фирмы, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые палаты).

Основой кредитной системы является банковская система, которая несет основную нагрузку по кредитно-финансовому обслуживанию всего хозяйственного оборота.

23.Центральный банк РФ.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - главный банкпервого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институтРоссийской Федерации, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическимилицами.

24.Коммерческие банки.

Комме́рческий банк - кредитное учреждение, осуществляющее банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции) .

Процентные ставки по выданным кредитам выше процентных ставок по вкладам. Разница между этими показателями является банковской прибылью - маржой. Эпитет «коммерческий» в отношении банка условен, потому что означает, что главной целью деятельности организации является получение прибыли. В то же время встречаются банки, специализирующиеся более глубоко на отдельных банковских услугах.

25.Экономическая сущность страхования.

Страхова́ние - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

Страхование (страховое дело) в широком смысле - включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счётденежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов - самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

26. Правовая основа страховой деятельности

Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Правовое регулирование страхования. Страхование является одним из видов экономической деятельности, в котором правовое регулирование играет заметную роль. Это связано с необходимостью государственных гарантий в условиях асимметрии информации, а также высокой значимостью страхования для экономической и социальной жизни любой страны.

27.Валюта: понятие, классификация.

Валюта (англ. Currency ) в широком смысле этого слова представляет собой любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке . В узком смысле валю́та представляет собойденежную единицу - ключевой элемент денежной системы государства, а такжерегиональной или мировой валютной системы: денежный знак, полноценная монета,счётная денежная единица и другие выполняющие функции денег меры стоимости, средства обращения и платежа. Данные денежные единицы в соответствии с законодательством данного государства (территории) или международными соглашениями являются :

28.Валютный курс.

Валю́тный курс - цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Понятие «обмен валюты» связано с такой её характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. [источник не указан 534 дня ] Таким образом, конвертируемость - это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту навалютных рынках.

Это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач,
Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?
Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств -бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01, Пруссии - 3,9, России - 2,7% общего объема государственных рас-
4
ходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.
Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение -формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем - и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.
Можно выделить два основных этапа развития финансов.
Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.
В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
5
В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.
Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.
Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но йсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес\"частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.
Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника,
Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.
В связи с этим государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.
Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений - налоги.
6
Налоговая система данного периода характеризовалась особой множественностью налогов.
К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства, создания фонда улучшения бьпа рабочих и служащих. Средства фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета.
В тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, поэтому такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток - не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года; соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.
Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. Такими объектами стали отдельные акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т.д.
Особое место в налоговой системе занимал промысловый налог, которым облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двух-самостоятельных платежей - патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался налогом на всем пути движения от производителя к потребителю.
Регулярность поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй - крестьянство.
7
Вторую группу налогов составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары народного потребления.
Широко использовалась система доходов от государственного имущества. Сюда относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т.д.
Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления позиций социалистического сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций, система льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространялась на всех плательщиков. Но уже s 1926 г. ставки диффен-цировали по группам плательщиков.
Максимальная ставка для капиталистических элементов была повышена до 67,5%, а с 1927 г. - до 81%. Кроме того, в 1931 г. был введен специальный сбор на нужды культурного и жилищного строительства. С рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников эта надбавка достигла 200%, т.е фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.
Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.
Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.
Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в про-
8
мышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.
Основным производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. На этом этапе у государства уже другие задачи: реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткой централизации средств, предназначенных как для накопления, так и потребления. Новые условия и новые задачи требовали коренного изменения системы финансовых отношений. Основной же группой финансовых отношений выступают денежные отношения между юридическими лицами и бюджетом, поэтому изменения коснулись прежде всего их.
Налоговая реформа 1930-1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых заданий предприятий.
Доля налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета всегда была очень высока. Например, в 1940 г. она составляла 58,7%, в 1950 г. - 55,8, 1960 г. - 40,7, 1970 г. - 31Д 1975 г.-30,4, в 1980 г.-31,1%.
Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г.-12,1%, I960 г. -24,2, 1970 г. - 34,6, в 1975 г. - 31,9%. Этот доход, наоборот, претерпел существенные изменения.
Итак, в результате налоговой реформы 1930-1931 гг. подоходный налог с государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе
9
был принят следующий порядок распределения прибыли. Прежде всего отчисления шли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые потребности. Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого распределения предприятие получало около 28% прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 8% - на прирост норматива собственных оборотных средств, 5% - в поощрительные фонды и 3% - на другие цели. В бюджет вносилось 72% прибыли.
В сельском хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставки еще жестче воздействовали на необобществленный сектор сельскохозяйственного производства.
Данная организация финансов позволила государству даже в условиях Отечественной войны 1941-1945 гг. выполнить поставленные задачи, и к 60-м годам по уровню развития промышленности страна становится одним из крупнейших индустриальных государств мира. Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных промышленных предприятий. Число отраслей и производств в промышленности возросло с 81-87 в 1925-1927 гг. более чем до 300 в 1966 г. Особенно значителен был рост отраслей в машиностроении, химической промышленности. Почти вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.
Масштабы производства обусловили процесс децентрализации в управлении экономикой, так как стало невозможным из центра решать конкретные задачи отдельного предприятия. Но, передавая часть своих функций предприятиям, социалистическое государство должно было обеспечить их соответствующими денежными ресурсами. Возникла необходимость формирования фондов денежных средств не только на уровне государства, но и на уровне отрасли и предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали к жизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и государством по поводу формирования и использования отраслевых фондов и фондов предприятия. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как основного их источника.
10
Экономическая реформа 1965 г, утвердила новую систему распределения и использования прибыли, в основу которой были положены следующие принципы:
повышение заинтересованности работников предприятий в общих результатах работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников были поставлены В\" зависимость от роста реализации, прибыли и уровня рентабельности;
создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет прибыли и части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и других мер по внедрению новой техники, расширению производства;
введение платности за пользование производственными фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем использовании фондов;
повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность собственных оборотных средств,
Финансовые отношения по поводу распределения прибыли представляют сложную систему взаимоувязанных нормативов, методик расчета налогооблагаемых баз, очередности отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности предприятия, а. от фактического наличия у предприятия производственных фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности, либо избавляться от них.
После первоочередных отчислений оставалась расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с рядом показателей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и др.
11
Так как затраты второго (использование фонда материального поощрения - ФМП, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства - ФСКМ И ЖС, фонда развития производства - ФРП) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, финансирование прироста собственных оборотных средств и т.д.) уровней планировались и утверждались министерствами, то, безусловно, их объемы устанавливались ниже планируемой и утверждаемой прибыли, т.е. в централизованном порядке обеспечивались условия возникновения свободного остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.

Из табл. Ы видно, что
Анализ данных финансовых отношений показывает, что социалистическое государство очень неохотно выпускало из своих рук финансовые ресурсы, хотя условия этого настоятельно требовали. В самый жесткий период государство забирало у предприятий 72%
12
прибыли, а провозгласив политику децентрализации системы управления экономикой - в среднем 60%. В итоге произошло несовпадение организованных государством конкретных групп финансовых отношений с задачами производства. Жесткое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.
Стремясь изменить положение, государство в 80-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, первой и второй моделей хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов - государственных, отраслевых, региональных,
К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности, Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д.; институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.
Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду
13
с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, те, самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.
В результате финансовая политика приобретает революционные черты. Многие экономисты сравнивают современный этап с этапом становления социалистических финансов.
Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются следующие тенденции:
1 Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.
2. Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников или их потеря компенсируется увеличением их количества Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, -налог на операции с ценными бумагами и др Налоговый пресс привел к еще большему спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты налогов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики.
3. Невмешательство государства в экономику подтверждается следующими цифрами: в 80-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы - не более 12% Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием.
14

Еще по теме Финансы:

  1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
  2. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
  3. 1. 1. Наука о финансах и ее задачи. История возникновения и необходимость финансов.
  4. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов
  5. Экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов в условиях рынка.
  6. § 1 Финансы и их роль в регулировании экономики Финансы: что это такое
  7. 4. Финансы хозяйствующих субъектов как основное звено системы финансов, состав финансовых ресурсов организаций.
  8. 17. Сущность и происхождение финансов. Функции финансов и их роль в экономике.
  9. 46 Модуль «Финансы». Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
  10. Раздел. Финансы экономических субъектов. Тема. Основы функционирования финансов в разных сферах деятельности.
  11. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015

Совокупность денежных отношений, которые возникают в связи с формированием и использованием денежных фондов, образует финансовые отношения.
К финансовым отношениям принято относить денежные отношения, которые возникают:

1. между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
2. между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и использовании;
3. между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетных и внебюджетных фондов, а также при финансировании из бюджета разных задач
Отношения хозяйствующего субъекта с государством в связи с формированием бюджетов осуществляется в форме уплаты налоговых и неналоговых платежей, иных обязательных отчислений;
4. между государством и населением по поводу взимания налогов, сборов, получения займов, привлечения вкладов в коммерческие банки, выплаты пенсий, пособий и т.д.;
5. между хозяйствующими субъектами и банковской системой по поводу получения, погашения кредита, а также выплаты процентов за пользование кредитом;
6. внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств.
7. между хозяйствующими субъектами и работниками по поводу выплаты зарплаты, премий, материальной помощи.
8. между Правительством РБ и правительствами других стран и международными финансово-кредитными организациями по поводу получения, погашения кредита и уплаты процентов по нему;
9. между отельными звеньями бюджетной системы.
10. между хозяйствующими субъектами (гражданами) и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении из страховых фондов ущерба при наступлении страховых рисков.

В связи с рассмотренными типами финансовых отношений можно дать следующее определение финансов.
Финансы – это денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

В связи с этим финансы подразделяются на:
общегосударственные;
материального производства.

Типы финансовых отношений составляют базис финансов.
Надстройка финансов – это тот инструментарий, с помощью которого реализуются типы финансовых отношений.

Еще по теме 4. Типы финансовых отношений:

  1. Цели и функции предприятий в условиях рынка. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации. Типы финансовых отношений предприятий
  2. 12.1 Цели и функции предприятий в условиях рынка. Сущность и функции финансов предприятий, принципы их организации. Типы финансовых отношений предприятий Финансы предприятий

Финансы – совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые ими для решения социальных и экономических задач.

Термин финансы возник в 15 веке в торговых рядах Италии. И сначала обозначал любые денежные отношения. В дальнейшем этот термин получил международное распространение начал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондовых денежных средств(где нет денег там не может быть финансов). Сущность финансов как экономической категории в том, что они всегда имеют денежное выражение. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах. Кроме того движение всех инвестиционных капиталов, других ценностей заменяющих в определённый момент времени денежные средства(драгоценные металлы, ценные бумаги, имущество и т.д.).

Финансы – это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием фондом денежных у субъектов участвующих в создании совокупного общественного продукта. Финансы это многогранное экономическое явление. Денежные средства – это деньги которые находятся в полном распоряжении хозяйствующего объекта или частного лица и используются ими свободно без всякой цели и ограничений.

Денежные фонды – это обособившаяся часть денег имеющаяся целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Финансовые ресурсы – это деньги задействованные реально функционирующие в экономике в качестве финансовых средств, обращения, платежа, измерения цен и сбережения.

Особенности:

1) денежный характер финансовых отношений;

2) распределительный характер финансовых отношений;

3) в процессе распределения у экономических субъектов формируются денежные доходы, поступления и накопления, которые используются для решения социальных и экономических задач.

Материальными носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансы выполняют следующие функции:

  1. Распределительная или перераспределительная . Означает участие финансов в распределение и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д.
  2. Контрольная. Это контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению.
  3. Регулирующая! . Связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства(это государственные расходы, налоги, государственный кредит).

Существует ряд определённых функций финансов:


  1. Образование публичных и частнохозяйственных денежных доходов.
  2. Использование публичных и частнохозяйствующих денежных доходов.
  3. Контрольная.

Существуют следующие принципы финансов:

  1. Принцип единства. Основан на том что существует единство законодательной и нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой систем, единство форм финансовой документации и отчётности, единство порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учёте.
  2. Принцип сбалансированности. Означает, что стоимостная оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретные источники формирования, за счёт поступлений и доходов, в том числе собственных, заёмных и привлечённых средств. Если имущество формируется за счёт собственных доходов, то отсутствует обязательство и внешняя задолженность перед контрагентами, при этом всегда существуют обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами. Если имущество формируется за счёт банковского и коммерческого кредита, то возникают финансовые обязательства и образуется кредитная задолженность перед контрагентами. Принцип сбалансированности бюджета и государственных внебюджетных фондов означает что объём запланированных расходов должен соответствовать общему объёму доходов, формируемых из налоговых и неналоговых поступлений, а также заёмными средствами.
  3. Принцип целевой направленности. К традиционным целям предпринимательской относится - получение прибыли, повышение рентабельности производства, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточность материальных трудовых и финансовых ресурсов. К целям государственных финансов относятся – мобилизация доходов в форме налогов и сборов, перераспределение ресурсов с утверждёнными параметрами и направлениями развития в социальных сферах, государственных и муниципальных секторах экономики.
  4. Принцип диверсификации(проявляется двояко). 1. Инвестирование денег из различных источников в разные объекты имущества. 2. В создании многопрофильных предприятий, которые занимаются различными видами предпринимательской и некоммерческой деятельностью. Диверсификация обеспечивает общий рост доходов, позволяет снизить риск банкротства и повысить конкурентоспособность организации. Вмести с тем, она сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов, что требует высокой манёвренности в их использовании.
  5. Принцип стратегической ориентированности. Означает, что для достижения конкретных целей следует выработать чёткую стратегию мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающую оптимальное и эффективное функционирование сферой производства, услуг, включая не только покрытия текущих затрат, но и вложения инвестиционного капитала на долгосрочную перспективу.


Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.  

В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления1 требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.  

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.  

Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде четырех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса, активы и пассивы и финансовую устойчивость предприятия. Отток части денежных средств предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие этих ресурсов из его индивидуального кругооборота. Указанные средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.  

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.  

Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в том числе социальной) государственной политики.  

Финансовая система.  

Итак, финансовая система (рис. 3.1.) представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.  

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.  

Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.  

Следует отметить, что под термином финансовая система в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране1, т.е. имеются два значения понятия финансовая система. В настоящей главе финансовая система рассматривается только как совокупность финансовых отношений.  

Результатом такого пере-аспределения является формирование финансовых ресурсов ор-государственной власти и органов местного самоуправле-в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые обществом возлагается удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.  

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики1, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.