Основные положения теории кейнса. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика

Кейнсианство – направление в экономике, преобладавшее в первой половине XX века. Название происходит от имени выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, автора работы «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году.

В основе кейнсианства лежит предположение, что равновесие, обеспечивающее , недостижимо для . Виной тому являются , в результате которых не равен, а меньше, чем .

Таким образом, Кейнсианское учение, объясняющее действие ряда экономических механизмов, основывается на следующих положениях:

  1. уровень занятости определяется объемом производства;
  2. общий спрос не всегда устанавливается на уровне, соответствующем объему платежных средств, т.к. часть этих средств откладывается в виде сбережений;
  3. объем производства фактически определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период, которые содействуют инвестированию капитала;
  4. при равенстве между инвестициями и сбережениями, свидетельствующем о сравнимости банковской процентной ставки и процентной эффективности капиталовложений, акт инвестирования и акт сбережений становятся практически независимыми.

Нельзя сделать так, чтобы население не сохраняло часть дохода. Единственное, что возможно в данной ситуации, – это воздействовать на спрос, регулировать и процентные ставки на государственном уровне, стимулируя производство и сбыт. Недостаток спроса с точки зрения кейнсианства должен компенсироваться государственными закупками и общественными работами, оплачиваемыми за счет бюджета.

В докейнсианской экономике считалось, что стремление сберегать – это благо, которое лежит в основе роста и прогресса. Однако кейнсианство разделяет сбережения и , считая их не равными друг другу. Сбережения зависят прежде всего от уровня доходов, а инвестиции – от целого ряда факторов, в т.ч. от действующих процентных ставок.

Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: , занятости, потребления и др. Решающая сфера воспроизводства - рынок, основные цели - поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости». Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государственного бюджета, расширение общественных работ, абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости и др.

Таким образом, Кейнс отверг главный постулат об эффективности рыночного саморегулирования и обосновал необходимость государственного регулирования экономики; переключил внимание экономистов с предложения на спрос, обосновал возможность инфляционного финансирования экономического роста. Он поставил на первый план проблемы краткосрочной экономической динамики, тогда как до него анализировалась преимущественно статичная экономика. Кейнс фактически разработал новый язык экономической науки и новую науку — макроэкономику, введя понятия совокупный спрос, совокупное предложение, эффективный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, мультипликатор инвестиций, предельная эффективность капитала, предельная эффективность инвестиций и др.

Кейнсианство сформировалось благодаря анализу ситуации, сложившейся в мировой экономике в период . Оно было противопоставлено доктрине . Последователи Кейнса утверждают, что государство должно воздействовать на совокупный спрос тогда, когда его объем недостаточен. В качестве инструментов регулирования величины спроса они рассматривают и бюджетную политики.

Появление экономической теории Кейнса называют «кейнсианской революцией». С 40-х до первой половины 70-х годов XX века концепция Дж. М. Кейнса занимала доминирующие позиции в правительственных и академических кругах наиболее развитых индустриальных стран Запада. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под сомнение представителями неоклассической школы. Появление прервало господство кейнсианства, тем не менее, монетаризм использовал концепцию денежного регулирования, разработанную Дж. М. Кейнсом. Именно Кейнсу принадлежит идея создания .

Под влиянием кейнсианства большинство экономистов пришли к убеждению в полезности и необходимости проведения макроэкономической политики для долгосрочного роста, избежания и . Однако, в 1970-х гг. в Соединенных Штатах снова случился кризис, при котором была высокая и одновременно высокая инфляция, это явление получило название . Это ослабило доверие экономистов к кейнсианству. Впоследствии кейнсианцы смогли объяснить в рамках своей модели и явление стагфляции.

В рамках кейнсианства выделяют следующие направления:

  • неокейнсианство;
  • посткейнсианство;
  • новое кейнсианство.

Неокейнсианство — ряд современных течений экономической мысли, объединенных теорией Кейнса как методологической базой. Исходной в неокейнсианстве остается центральная идея теории Кейнса о том, что стихийно развивавшаяся рыночная экономика не является идеальной системой саморегулирования. Отрицание у способности стихийно обеспечивать наиболее полное и рациональное использование экономических ресурсовглавный критерий, отделяющий экономистов кейнсианского образа мышления от всех современных защитников экономики свободного предпринимательства.

В неокейнсианстве наметились два основных подхода. Один, подчеркивающий новизну теории Кейнса, ее революционизирующую роль, ее разрыв с неоклассической школой, породил левое кейнсианство . Другой подход, напротив, стремился подчеркнуть ее связь с неоклассической традицией. Это направление развития кейнсианства легло в основу создания неоклассического синтеза , то есть формального включения кейнсианской теории в неоклассическую систему общего равновесия, в которой кейнсианство объясняло частный случай равновесия – «равновесия в условиях неполной занятости».

Однако важнейший недостаток кейнсианства – неразработанность его микроэкономических основ – до начала 80-х годов XX века так и не был преодолен. Неокейнсианские исследования так и не дали убедительного и логически непротиворечивого объяснения отсутствия у капиталистической экономики потенций к саморегулированию. Предлагавшиеся трактовки к тому же часто противоречили принципу рациональности поведения хозяйственных агентов. Последнее обстоятельство делало неокейнсианские построения весьма уязвимыми для критики со стороны представителей монетаризма и новой классической макроэкономики, имевших куда более разработанный микроэкономический аналитический аппарат. Но в 1980-е гг. в развитии неокейнсианства наметились новые тенденции, в результате которых оно пошло по пути создания более реалистичных основ микроэкономической теории.

Посткейнсианство — экономические теории, содержащие попытку возврата к предложенным Дж. М. Кейнсом методам экономической политики на обновленной теоретической основе. Например, бывшие кейнсианцы часто полагают, что теоретическая база кейнсианства устарела. Однако они продолжают верить, что вмешательство государства для смягчения вынужденной безработицы является оправданным.

Исторически посткейнсианство сложилось из слияния двух потоков. С одной стороны, это было английское «рикардианское» кейнсианство, центр которого находился в Кембридже, а с другой, — американское неортодоксальное кейнсианство, представители которого стремились возродить истинный, по их мнению, смысл «кейнсианской революции».

Примерами новых теоретических подходов, используемых посткейнсианцами, могут служить теория эффективной заработной платы и теория подразумевающегося (скрытого) контракта. Некоторые посткейнсианцы для защиты предлагаемого их теорией государственного вмешательства в экономику опираются и на более радикальные подходы, в том числе и на марксизм. В целом посткейнсианство представляет собой направление, последователи которого предприняли много исследований, но достигли ограниченного успеха.

Новое кейнсианство — это школа современной макроэкономики, которая стремится обеспечить микроэкономические основы экономики Кейнсиана. Новое кейнсианство отчасти возникло в ответ на критику кейнсианской макроэкономики сторонниками новой классической макроэкономики.

Два ключевых предположения определяют новый кейнсианский подход к макроэкономике. Подобно новому классическому подходу, кейнсианский макроэкономический анализ обычно предполагает, что домохозяйства и фирмы имеют разумные ожидания. Но две школы отличаются тем, что в кейнсианском анализе обычно учитывают различные рыночные отклонения. В частности, новые кейнсианцы предполагают, что существует несовершенная конкуренция в отношении цены и заработной платы, чтобы помочь объяснить, почему цены и заработная плата могут стать «застывшими», а это означает, что они мгновенно «не выравниваются» в соответствии с изменениями экономических условий.

«Застывшестью» уровня зарплат и цен, а также другими рыночными «аномалиями», присутствующими в моделях кейнсианцев, обосновывается почему экономика может не получить полной занятости. Поэтому новые кейнсианцы утверждают, что макроэкономическая стабилизация со стороны правительства (с использованием фискальной политики) или центрального банка (с использованием денежно-кредитной политики) может привести к более эффективному макроэкономическому результату, чем политика laissez faire.

Экономисты нового кейнсианства не выступают за использование экспансивной денежно-кредитной политики для краткосрочного роста производства и занятости, поскольку это повысит инфляционные ожидания и тем самым перенесет проблемы на будущее. Вместо этого они выступают за использование денежно-кредитной политики для стабилизации. То есть внезапное увеличение только для создания временного экономического бума не рекомендуется, так как устранение возросших инфляционных ожиданий будет невозможно без возникновения рецессии.

Однако, когда экономика сталкивается с неожиданным внешним шоком, компенсация макроэкономических последствий шока посредством денежно-кредитной политикой является хорошей идеей. Это особенно верно, если неожиданный шок обусловлен, например, падением доверия потребителей, которое, как правило, снижает как производство, так и инфляцию; в этом случае расширение денежной массы (снижение процентных ставок) помогает увеличить выпуск продукции, стабилизируя при этом инфляцию и инфляционные ожидания.

Теория Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государственных финансов в процессе воспроизводства. Важнейшим положением этой теории служит утверждение, что экономика не является саморегулирующейся самостоятельно развивающейся системой и для поступательного развития она нуждается в активном вмешательстве государства. Приверженцы кейнсианства доказывают, что при капитализме не существует механизма, способного обеспечить полную занятость, и полагают, что автоматическая взаимосвязь между ставкой кредитного процента, соотношением цен и заработной платы отсутствует.

В подтверждение своей позиции они приводят такой аргумент, как слабая взаимосвязь между уровнем сбережений населения и размером процентной ставки по депозитам, поскольку в домашнем хозяйстве решение о сбережении некоторых сумм принимается под влиянием таких мотивов, как сбережение денег на случай потери работы или совершения крупной покупки. Кроме того, решения о сбережениях и инвестициях принимаются разными людьми, и при принятии инвестиционного решения размер стоимости заемных средств является лишь одним, причем не определяющим фактором, поскольку для потенциального инвестора более весомыми аргументами являются норма чистой прибыли, наличие политической стабильности в стране-реципиенте, состояние фондовых рынков, наличие платежеспособного спроса, совокупность рисков и т.д. В результате, как отмечал Кейнс, размеры сбережений домохозяйств и инвестиций предпринимателей могут совпасть только случайно.

Дж. М. Кейнс сформулировал постулат о том, что рыночная система никогда не была конкурентной. На основе данного положения и анализа реалий экономики первой трети XX в., он сделал вывод о том, что существование производителей-монополистов препятствует практическому применению положений классической теории об эластичности цен и заработной платы. Кроме того, существование организованных профсоюзов, политические факторы и фактор выборности органов государственной власти не дадут практической возможности реализовать курс на широкомасштабное снижение заработной платы.

Приверженцы этой теории особо подчеркивали ошибку представителей классиков, считавших, что снижение цен и заработной платы не приведет к росту безработицы. Действительно, поскольку заработная плата является основным источником доходов населения, то ее снижение вызовет падение доходов подавляющей части населения и последующий обвал спроса на продукцию. В этих условиях предприниматели не только будут ограничивать численность новых работников, но и, скорее всего, проведут сокращение числа занятых на предприятии. Развивая свою теорию, Кейнс доказывал факт нестабильности совокупного спроса, необходимость общего воздействия на экономику посредством активной государственной экономической политики, особенно в области финансов и кредитно-денежного регулирования. Большое значение придавалось фискальной политике. По этому поводу Кейнс писал, что "государство должно будет осуществлять свое руководящее влияние на склонность к потреблению частью путем соответствующей системы налогов, частью фиксацией нормы процента и частью, может быть, еще и другими способами".

Как полагали кейнсианцы, количество произведенных товаров и услуг, т. е. объемы производства, а соответственно и совокупная занятость, находятся в прямой зависимости от величины совокупных расходов на приобретение вышеупомянутых произведенных товаров и услуг. Поэтому первоочередная задача государства - регулировать размер совокупных расходов с целью смягчения циклического характера развития экономики и стимулирования экономического роста.

В данной теории выделяются четыре элемента совокупных расходов: потребление, инвестиции, расходы на чистый экспорт (за вычетом импорта), государственные расходы.

Очевидно, что наибольшее значение для определения размера потребительских расходов, как и уровня сбережений населения, имеет величина чистого дохода субъекта экономики, т. е. дохода, остающегося после уплаты налогов (поскольку инвестиционные затраты находятся под действием налоговых ставок и ставки процента, которая во многом определяется политикой центрального банка, экспорт и импорт также зависят от уровня налогообложения и таможенных пошлин). Наконец, государственные расходы, представляющие собой значительную часть совокупного спроса и непосредственно воздействующие на производство, занятость и уровень цен, зависят от размера государственных доходов, которые обеспечиваются налоговыми поступлениями. Следовательно, делали вывод кейнсианцы, и государственные расходы также зависят от уровня налогообложения и размеров налоговых ставок.

Важнейшее место в системе государственного регулирования кейнсианская теория отводила государственным расходам. Финансировать их предполагалось за счет займов и эмиссии денег, сознательно допуская дефицит бюджета. Однако при финансировании государственных расходов за счет займов происходит рост государственного долга, что имеет целый ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, рост государственного долга обусловливает и увеличение расходов, связанных с его обслуживанием. Следствием такой ситуации будет неизбежный рост налогового бремени, который может погашать стремление к инвестициям, предпринимательству в целом. Эта ситуация, в частности, демонстрирует, как существование большого государственного долга может подорвать экономический рост.

Конечно, государство может использовать методы рефинансирования и частично переложить реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущего поколения. Однако в этом случае неизбежно будет иметь место значительный "эффект вытеснения", заключающийся в том, что выход государства на рынок ссудного капитала в качестве крупного заемщика неизбежно вызовет рост процентных ставок на рынке капитала. Такой рост ставок неизбежно сократит инвестиционный потенциал, поскольку рост процентных ставок сужает возможности частных фирм и населения по использованию заемного капитала. Соответственно, имеются все основания полагать, что повышение стоимости заимствований на рынке кредитных ресурсов приводит к сокращению объемов инвестиций и потому уменьшает размер фондов, остающихся следующим поколениям.

Воздействие государства на субъекты экономики, согласно теории Кейнса, подразделяется на фискальную политику, кредитно-денежную и комбинированную. Рассматривая значение финансов в государственном регулировании экономики, кейнсианцы обращали внимание на налоги не столько как на инструмент фиска, сколько как на элемент регулирования экономической политики, имеющий важное стабилизационное значение.

Кейнс впервые ввел понятие налоговых стабилизаторов и создал целую концепцию встроенных налоговых стабилизаторов экономики, которая получила весьма широкое распространение. Согласно данной концепции роль стабилизаторов призваны играть именно прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты государства.

Задача государства состоит в том, чтобы сглаживать последствия экономических циклов и содействовать стабильности экономического положения, поскольку, как отмечал Кейнс, во время экономического подъема облагаемые доходы растут быстрее, чем налоговые поступления, а при кризисе налоговые поступления уменьшаются быстрее, чем падают доходы, и тем самым достигается относительное равновесие в обществе. Другими словами, объем налоговых доходов бюджета зависит не только от величины ставки налога, но и от изменения величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале налога. Колебания происходят автоматически и более значительны в уровне налоговых поступлений, нежели в уровне доходов. Сокращаясь (за счет изменения налоговой ставки, налоговых льгот), размер налогового бремени способствует росту доходов, что стимулирует и "склонность к потреблению", т. е. спрос. Кроме того, кейнсианцы полагали необходимым освобождение от подоходного налога малообеспеченных граждан параллельно с применением прогрессивного подоходного налогообложения для богатых слоев населения, обосновывая это не только доказательствами стимулирующей роли таких мер, но и тем, что подобная система является социально справедливой.

Следует отметить, что кейнсианская теория была "порождена" Великой депрессией. Сегодня, как реакция на современный мировой финансовый кризис, эта теория приобретает второе дыхание и, с определенными изъятиями, находит отражение в современной финансовой политике многих государств.

Послевоенное противоречие протекционизма и тенденций начинающейся глобализации мировой экономики, резкое ускорение научно-технического прогресса, распад Бреттон-Вудской валютной системы, растущая инфляция и общее падение уровня контроля национальных правительств над процессами, идущими в мировой экономике, вновь повысили актуальность поиска новой макроэкономической модели регулирования экономики.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КЕЙНСА

Наиболее видным представителем сторонников “регулируемого” капитализма” был английский вульгарный экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1846). Он был сыном Джона Невилля Кейнса, автора книги “Предмет и метод политической экономии”, опубликованной в 1853 г. Он получил образование в Итоне и Кембридже. В 1905 г. А.Маршалл написал Кейнсу: “Ваш сын великолепно работает в области экономической науки. Я говорил ему, что был бы очень рад, если бы он решил посвятить себя карьере профессионального экономиста” .

В 20-х и 30-х годах Кейнс выступил с рядом работ по экономическим вопросам, но особую известность получил его главный труд “Общая теория занятости, процента и денег (1936). В связи с выходом этой книги буржуазные экономисты выдвинули версию о так называемой кейнсианской революции, о “новой экономической науке”. Ученик вульгарного экономиста А. Маршалла он по основным теоретическим проблемам - стоимость, капитал, заработная плата, рента т др. - разделял его взгляды. Он исходил из примата психологических факторов, отрицал теорию трудовой стоимости и прибавочной стоимости, использовал концепцию факторов производства .

Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков, которые до Кейнса вообще отрицались: большинство буржуазных экономистов до Кейнса считали кризисы случайными явлениями. В отличие от своих предшественников, изучавших проблемы увеличения производства товаров, Кейнс на первый план поставил вопрос об “эффективном спросе”, т.е. о потреблении и накоплении, из которых складывается эффективный спрос. он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами - национальным доходом и накоплениями.

Основное содержание общей теории занятости Кейнса сводится к следующему. Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и, следовательно, увеличивается потребление. Но потребление растет медленнее, чем доходы, так как по мере роста доходов у людей усиливается стремление к сбережению. Т.е. по Кейнсу психология людей такова, что рост доходов ведет к увеличению сбережений и к относительному сокращению потребления. Последнее, в свою очередь, выражается в уменьшении эффективного (действительно предъявляемого, а не потенциально возможного) спроса, а спрос влияет на размеры производства и таким образом на уровень занятости.

Кейнс не считал безработицу и кризисы неизбежным явлением в капиталистическом обществе. Он считал, что сам механизм капиталистической системы хозяйства оказывается не в состоянии автоматически обеспечивать “устранение” этих явлений. Возникает “жизненная необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне, в основном предоставлены в частной инициативе...”, - пишет Кейнс.

В качестве решающего средства для повышения общего объема занятости Кейнс выдвигает увеличение частных и государственных капиталовложений (инвестиций). В качестве средства для стимулирования частных инвестиций Кейнс предлагал регулирование нормы процента. Норма процента по Кейнсу (плата за заем), ”есть вознаграждение за расставание с ликвидностью на определенный период”, т.е. за расставание с ликвидной, денежной формой богатства. Кейнс считал, что государство имеет возможность регулировать уровень процента путем увеличения количества денег в обращении. Проводя “политику экспансии”, государство должно взять на себя стимулирование частных инвестиций за счет снижения налогов и увеличивать свои расходы путем расширения государственного сектора или увеличения дотаций потребителям (пенсий, пособий, стипендий). Особые надежды возлагаются на дефицитное финансирование из бюджета, покрываемое за счет выпуска и размещения на рынке крупных правительственных займов. Путем дополнительного выпуска денег в обращение государство может влиять на снижение нормы процента. Все это повышает покупательную способность в экономике и, следовательно, общий объем спроса. При этом возникает эффект мультипликатора: первоначальный стимул “умножает сам на себя”. Рост покупательной способности вызывает рост производства и занятости, что еще больше увеличивает рост спроса .

Особо практическое значение теории Кейнса проявилось при разработке “плана Маршалла”, т.к. в послевоенный период кейнсинианский подход к экономическому регулированию - стимулирование спроса через достижение полной занятости путем государственного манипулирования налогами и расходами стал весьма актуален.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Негиши Т. История экономической теории: Учебник/ Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова и В.С. Автономова.- М.: АО “Аспект Пресс”, 1995. - 462с.

2. История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов/ Рындина М.Н., Василекский Е.Г., Голосов В.В. и др. - М.: Высш. школа, 1983 г. - 559с.

3. Павлова И.П. История экономических учений: Учеб. пособие; СПбГААП, Изд.2-е. СПб.,1996.


Ликвидность - деньги или вещи, которые можно быстро и легко превратить в деньги без потери или при небольшой потере их покупательной способности.

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЖ. М. КЕЙНСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.. 4

1.1. Кейнсианская революция. 4

1.2. Основные положения кейнсианской теории. 9

1.3. Тенденции в послевоенной эволюции кейнсианства. 17

2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙНСИАНСКОЙ ТЕОРИИ.. 19

2.1. Применение кейнсианских концепций за рубежом.. 19

2.2. Применение кейнсианских концепций в России. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 34


ВВЕДЕНИЕ

Углубление процессов глобализации на рубеже ХХ-ХХI веков вызывает ряд остро дискуссионных проблем, связанных с трансформацией роли и места государства в меняющихся параметрах мировой экономики. Сохранит ли национальное государство суверенитет и реальную возможность влиять на социально-экономические процессы? Как изменятся функции национального государства в рамках «глобальных институций»? Как сложится баланс национального и наднационального регулирования. Эти ключевые проблемы, как и вопросы более частного порядка, требуют тщательного анализа и теоретического обоснования.

Существуют разные оценки формирующихся тенденций. Среди них доминирует точка зрения, что речь идет, в сущности, о новом этапе эволюционного процесса, основанном на использовании новейших информационных технологий и дальнейшей либерализации экономических режимов. В этих условиях представляется правомерным прогнозировать дальнейшую эволюцию роли государства и ее теоретическое обоснование с учетом исторически сложившейся траектории развития научных представлений о роли и функциях государства в социально экономическом развитии.

Важную роль в формировании представления о роли государства в регулировании экономики сыграла теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, а современная парадигма макроэкономического регулирования, опирающаяся на фундаментальные принципы неоклассической теории общего равновесия, обнаруживает тенденцию к интеграции с «новым» кейнсианством и институциональными концепциями.

Целью данной курсовой работы исследование вопросов эволюции кейнсианства и опыта его применения в России и зарубежных странах.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЖ. М. КЕЙНСА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Кейнсианская революция

Кейнсианская концепция базируется на идеях одного из крупнейших экономистов ХХ столетия Джона Мейнарда Кейнса. Он произвел революцию в экономической науке своего времени, создав концепцию рыночной экономики как целостной системы.

Имя английского экономиста Дж. Кейнса является одним из самых громких среди экономистов XX века. Ему самому и его теории посвящено огромное количество литературы.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) - выдающийся английский экономист, государственный деятель и публицист. Профессор Кембриджского университета. Основные работы: «Трактат о деньгах» (1930 г.), «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Основоположник одного из наиболее значимых течений экономической жизни ХХ столетия - кейнсианства. Автор теории мультипликатора накопления.

В 1944 г. Кейнс совместно с Гарри Декстером Уайтом разработали Бретен-Вудскую валютную систему. В основе этой системы лежала привязка курса валют стран-участниц системы к доллару США, обеспеченному золотом.

Д. Кейнс ввел в научный оборот понятие «макроэкономики», которая как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. его главной книги «Общая теория занятости, процента и денег». Разработанные им агрегированные модели макроэкономических показателей получили не только количественную определенность, но и собственный измеритель - деньги.

Кейнс имеет ряд несомненных и по-настоящему крупных заслуг: во-первых, он открыл новое направление в развитии экономической науки - макроэкономический анализ; во-вторых, он обосновал идею о необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь, а в-третьих, тесно связал экономическую теорию с практикой жизни, предложив практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса и снижения уровня безработицы.

В 20-е годы Кейнс разрабатывает проблему денег (Трактат о денежной реформе (A Tract on Monetary Reform), 1923) и публикует итоги теоретических и практических исследований в Трактате о деньгах (A Treatise on Money, 1930). Совместно с группой молодых экономистов, членов «Кембриджского кружка» (в частности, Ричардом Каном, Остином и Джоан Робинсон, Пьеро Сраффой) он предлагает план анализа ситуации, сложившейся в результате кризиса 1929 г., возложив интеллектуальную ответственность за нее на маржиналистскую теорию. Единственным путем выхода из кризиса могло, по мнению Кейнса, стать доказательство неверности последней. С этой целью в 1936 г. им публикуется Общая теория стоимости, процента и денег.

Не принимая активного участия в становлении того, что стало известно как кейнсианство, Кейнс во время второй мировой войны вновь обращается к проблемам денег. Он предлагает план образования международной денежной системы, Клирингового союза, предполагавший введение международной валюты, обеспечивающей стабильность обменов и запасы наличных денег у стран и сохраняющей возможность проведения национальной денежной политики. Он отстаивает ее от имени британского правительства на конференции в Бреттон Вудсе в 1944 г., выступая против «Белого плана», предложенного США. Несмотря на неудачу, Кейнс, тем не менее, принимает активное участие в создании Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). В 1946 г., вскоре после возвращения с одной из конференций, посвященных становлению новой системы, Кейнс умирает от сердечного приступа.

Большая часть экономических работ Кейнса была опубликована по заказу Королевского экономического общества Кембриджским университетом и издательством Макмиллан в тридцати томах Собрания сочинений с 1971 по 1989 годы. Столь значительное наследие невозможно охватить в рамках данной главы. Поэтому мы ограничимся изложением важнейших идей основной работы Кейнса, написанной в 1936 г., Общей теории занятости, процента и денег..

Этот труд был подготовлен Кейнсом в особых условиях. С одной стороны, последствия кризиса 1929 г., особенно устойчивая массовая безработица, поставили под сомнение положение маржинализма о возможности рыночного механизма восстановить полную занятость после выхода из кризиса. С другой стороны, доминирующее направление маржинализма, у истоков которого стояли Альфред Маршалл и Артур Питу, представители Кембриджского университета, подвергалось все более резкой критике в стенах породившего его университета. В своей работе Кейнс использовал как свои знания экономики, полученные на службе в Казначействе и в бизнесе, так и полемику с «Кембриджским кружком».

В результате появилась книга, адресованная одновременно коллегам Кейнса, указывающая на их ошибки, и научной общественности, с целью демонстрации иного видения экономической ситуации в целом. Практические рекомендации и критика теории были приняты большинством и, спустя шестьдесят лет после «маржиналистской революции», появилось понятие «кейнсианской революции». На основе Общей теории, популяризированной Джоном Хиксом и Алвином Хансеном, в течение более чем тридцати лет велось преподавание макроэкономики и осуществлялось конъюнктурное регулирование. На неолиберальной волне восьмидесятых годов престиж этой работы несколько уменьшился, однако она остается в центре большинства дискуссий, касающихся совокупной деятельности, занятости, денег и финансов.

Название работы, Общая теория стоимости, процента и денег, - удачное резюме причинных отношений между перечисленными понятиями. В эпоху, когда недооценка работ Леона Вальраса привела к забвению введенного им понятия общего равновесия, термин «общий» оказался синонимом термина совокупный, относящийся к системе в целом. Кейнса интересовала не основная для маржинализма проблема - распределение ресурсов между отраслями и определение цен благ, а одно из ее следствий - общий уровень использования ресурсов и производства, который, согласно его мнению, в течение длительного времени может находиться ниже своего потенциального уровня.

На первом этапе исследования им была пересмотрена маржиналистская теория занятости. Согласно Кейнсу, уровень общей занятости не определяется взаимодействием на рынке труда его предложения и спроса на труд, предъявляемого предприятиями, а зависит исключительно от решений предпринимателей относительно объемов производства, принимаемых на основе ожидаемого ими и адресованного им спроса на блага. Уровень занятости, следовательно, определяется общим уровнем производства, зависящим от ожидаемого уровня «эффективного спроса».

Совокупный спрос складывается из двух элементов: спроса домашних хозяйств на потребительские блага и спроса предпринимателей на инвестиционные блага. Инвестиции автономны, т.е. их величину определяют ожидания предпринимателей относительно величины предельной эффективности капитала. Чем значительнее инвестиции, тем, в результате действия механизма мультипликации, больше национальный продукт.

Инвестиционная деятельность определяется также нормой процента по займам, осуществляемым предприятиями с целью полного или частичного финансирования своих инвестиций. Чем выше норма процента (и, следовательно, финансовые издержки предприятий), тем ниже уровень совокупных инвестиций, и, следовательно, национальный продукт и занятость. Таким образом, существует причинная (обратная) зависимость между процентом и занятостью.

Последнее утверждение противоречит выводам маржиналистов, которые считали, что норма процента определяется на рынке ссудного капитала при взаимодействии предложения домашними хозяйствами их сбережений и спроса предприятий на инвестиции. Кейнс полагал, что норма процента является платой, требуемой экономическими субъектами за отказ от ликвидности, обеспечиваемой деньгами, и согласие на хранение своих сбережений в форме финансовых активов. «Стремление к ликвидности» - источник спроса на деньги, который, взаимодействуя с предложением денежных властей, определяющих денежную политику, определяет и норму процента.

Чем больше экономических субъектов предпочитает хранить деньги, тем выше норма процента, и, следовательно, ниже уровень занятости. Устойчивый характер безработицы является, таким образом, следствием денежного характера рыночной экономики и не может спонтанным образом измениться.

Кейнс пессимистически оценивал возможности снижения нормы процента путем увеличения предложения денег органами денежного регулирования. В Общей теории он указывает на возможности, путем осуществления государственных инвестиций, довести эффективный спрос до уровня, соответствующего полной занятости в случае, когда объем частных инвестиций недостаточно высок. Денежный подход привел Кейнса к антилиберальным выводам о необходимости государственного вмешательства в работу рыночного механизма путем влияния (через государственные расходы) на уровень совокупных инвестиций (а не на структуру частных инвестиций). Многочисленные последователи Кейнса выступали впоследствии за проведение денежной политики, пока не предпочли метод общей взаимозависимости Вальраса каузальному анализу Общей теории. «Неоклассический синтез» постепенно затмил революционную значимость идей этой работы, что не раз приводило к ее повторному «открытию».

Общая теория основана на детальной критике того, что Кейнс называл «классической теорией». Это понятие обычно используется для обозначения течения, основанного Адамом Смитом, апогеем которого стали работы Давида Рикардо. Хотя Кейнс признавал, что маржиналистская теория ценности, существующая с 1870 г., значительно отличается от рикардианской теории ценности, он относил к классическому направлению и работы основных авторов-маржиналистов. Как мы видели, его интересует макроэкономическая теория, а не теория ценности, в основе которой, как у Рикардо и Стюарта Милля, так и у Маршалла и Питу, лежит «закон Сэя», связующий воедино данную «классическую теорию». Мы, вслед за Кейнсом, рассмотрим ключевые элементы упомянутой теории, а затем основные направления критики и предлагаемые решения.

Основные положения кейнсианской теории

Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Утверждается, что экономика может и быть сбалансированной - то есть может достичь равновесия совокупного объема производства - при значительном уровне безработицы и при существенной инфляции. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна. Капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе». Более того, нельзя связывать экономические колебания исключительно лишь с внешними факторами, такими, как воины, засуха и другие подобные аномалии. Наоборот, причины безработицы и инфляции кроются в значительной мере в отсутствии полной синхронности в принятии некоторых основных экономических решений, в частности решений о сбережениях и инвестициях. Кроме того, цены на продукцию и заработная плата устойчивы к понижению - значительному снижению цен и заработной платы предшествуют, таким образом, внутренние факторы, которые в дополнение к внешним вносят свой вклад в нестабильность экономики.

Кейнсианцы подкрепляют свои утверждения тем, что отрицают сам механизм, на котором основана классическая платформа, - автоматическое регулирование ставки процента и соотношения цен и заработной платы.

В центр своей теории эффективного спроса Дж. Кейнс поставил исследование зависимостей и пропорций между совокупными народно-хозяйственными величинами: национальным доходом, инвестициями, совокупным спросом и сбережениями. Основную задачу Кейнс видел в достижении общенациональных экономических пропорций. Он подверг критике закон рынков Ж. Б. Сэя. Несостоятельность этого закона в годы великой депрессии стала очевидной. В противовес Сэю и неоклассикам, считавшим, что проблема спроса (т.е. реализация общественного продукта) решается сама собой, Кейнс поставил ее в центр своих исследований, сделал исходным пунктом макроэкономического анализа. Исходной посылкой теории Кейнса является убеждение, что динамика производства национального дохода и уровень занятости определяются непосредственно не факторами предложения (размерами применяемого труда, капитала, их производительностью), а факторами спроса, обеспечивающего реализацию этих ресурсов.

В теории Кейнса они получили название «эффективный спрос» - сумма потребительских расходов и инвестиций. В своей знаменитой работе «Общая теория занятости процента и денег», опубликованной в 1936 году, Кейнс основное внимание посвятил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления и инвестиций. Согласно Кейнсу, прирост личного потребления представляет собой устойчивую функцию прироста дохода, роль остальных факторов не существенна. С ростом же доходов предельная склонность к потреблению уменьшается. Такую динамику потребления Кейнс связывал с так называемым основным психологическим законом - уменьшение доли потребления и соответственно увеличение доли сбережений с ростом доходов. Отсюда следует, что при росте дохода доля эффективного спроса, обеспечиваемая личным потреблением, постоянно падает и поэтому расширяющийся объем сбережений должен поглощаться растущим спросом на инвестиции. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса и, как следствие, роста национального дохода. Для поддержания постоянного роста национального дохода должны увеличиваться капитальные вложения, призванные поглощать все более расширяющийся объем сбережений. Именно инвестиционному компоненту эффективного спроса принадлежит определяющая роль в определении уровня национального дохода и занятости.

Ключевым уравнением кейнсианской теории можно считать следующее равенство:

где GNP - валовый национальный продукт;

С - потребительские расходы;

I - инвестиции.

В теории Д. Кейнса уровень сбережений определяется уровнем дохода, а уровень капиталовложений иными факторами. Поэтому равенство сбережений и инвестиций представляет собой скорее случайность, чем закономерность. По Кейнсу, реальный размер инвестиций зависит от двух величин: ожидаемого дохода от капиталовложений или их предельной эффективности от нормы процента. Предприниматель продолжает процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Следовательно, существующая норма процента определяет нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем она ниже, тем, при прочих равных условиях, оживленней инвестиционный процесс и наоборот.

Уровень занятости по Кейнсу определяется динамикой эффективного спроса - ожидаемых расходов на потребление и предполагаемых капитальных вложений Этот фактор, а не предложение ресурсов и изменение их относительных цен обусловливает уровень занятости и национального дохода. Понижение заработной платы влияет на капиталистическую экономику через независимые переменные: предельную склонность к потреблению и предельную эффективность капитала. Поэтому Кейнс был противником снижения заработной платы.

В масштабе же народного хозяйства снижение заработной платы уменьшит размеры потребительского спроса, что приведет к сокращению производства и инвестиций, вызывая дальнейшее уменьшение совокупного спроса вследствие уменьшения заработной платы и повышения безработицы. За счет выталкивания в ряды безработных какой-то части экономически активного населения в системе восстанавливается равновесие. Следовательно, в теории Кейнса оказывается возможно достижение общего равновесия при неполной занятости. Кейнс доказал, что возможность длительной безработицы существует в самой системе. Он выделяет, помимо добровольной и фрикционной безработицы, еще так называемую, вынужденную безработицу. Реальная зарплата зависит от спроса на труд, но поскольку он ограничен, существуют безработные. В тезисе о вынужденной безработице Кейнс в очередной раз связал объем занятости с объемом совокупного спроса. Далее, Кейнс утверждает, что денежная (номинальная) заработная плата не участвует ни в регулировании рынка труда, ни в процессе достижения макроэкономического равновесия. Кейнс отметил, что под влиянием профсоюзов и других социальных факторов денежная заработная плата вообще не может снижаться.

Итак, в теории Кейнса снижение заработной платы является фактором уменьшения совокупного спроса, в том числе и такой ее составляющей, как инвестиционный спрос. В его модели экономического развития именно размеры эффективного спроса определяют уровень и темпы роста валового национального продукта.

Согласно теории Кейнса основой экономического роста является эффективный спрос, главным элементом экономической политики является его стимулирование, а средством - активная фискальная политика государства, направленная на стимулирование инвестиций и поддержание высокого уровня потребительского спроса за счет государственных расходов. Следствиями такой политики являются дефицит бюджета и рост денежной массы в экономике. Увеличение денежной массы в обращении будет приводить к инфляционному росту цен в той же пропорции только в условиях полной занятости. В условиях же неполной занятости рост денежной массы будет приводить к увеличению степени использования ресурсов. Чем дальше от состояния полной занятости находится экономика, тем в большей степени увеличение денежной массы будет сказываться на росте производства и занятости, а не на росте цен. Рост денежной массы, инфляция, по мнению Кейнса, являются вполне приемлемой ценой за поддержание высокого уровня занятости и стабильное повышение уровня национального дохода. В работе Дж. Кейнса заложены основы инфляции издержек, т.е. роста цен, связанного с увеличением заработной платы.

Кейнс полагал, что первоочередными задачами государства являются увеличение эффективного спроса и снижение остроты проблемы реализации продукта. Решающими факторами эффективного спроса Кейнс считал инвестиции. Он уделял их стимулированию первостепенное значение.

Кейнс в своих работах рекомендует два основных метода увеличения инвестиций: денежно-кредитную и бюджетную. Бюджетная предполагает активное финансирование, кредитование из госбюджета частных предпринимателей. Такую политику он называл социализацией инвестиций. С целью оживления экономической конъюнктуры Кейнс рекомендовал увеличение государственных капиталовложений, которые бы играли роль запускающего механизм мультипликатора. В условиях депрессии частные инвестиции резко сокращаются, поэтому государство должно взять на себя решение о стимулировании инвестиций. Главным критерием успеха для государственной стабилизационной бюджетной политики, по мнению Кейнса, является увеличение платежеспособного спроса. Государственные расходы на непроизводительные цели предпочтительнее, так как они не сопровождаются ростом предложения товаров, а мультипликационный эффект будет обеспечен. Потребление, как канал подкачки эффективного спроса, имеет в практических рекомендациях характер подчинения.

Джон Кейнс фактически утверждает допустимость инфляции, ибо считает ее меньшим злом, чем безработица.

Кейнс считал необходимым пересмотреть отношение государства к внешнеэкономической политике.

Сущность его экономических воззрений заключается в отказе от ряда аксиом, общепринятых в неоклассической школе и именно в этом проявляется сущность «кейнсианской революции». К этим аксиомам он относит:

· тезис об автоматическом установлении равновесия спроса и предложения;

· взгляды на национальный доход как величину постоянную при данном экономическом потенциале;

· убеждение о нейтральном характере денег по отношению к экономическим процессам. Дж. Кейнс выразил несогласие со всеми указанными тезисами. В отличие от представителей классического и неоклассического направлений, которые сосредоточили свое внимание на потенциальных факторах экономического роста, лежащих на стороне предложения, Дж. Кейнс сделал акцент на факторах экономического роста, лежащих на стороне спроса, разрушив представление об автоматическом достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

В кейнсианской теории уровень процентной ставки тесно связан с величиной денежного спроса, которая, в свою очередь, складывается из двух компонентов. Первый - так называемый трансакционный спрос, то есть спрос на деньги: если растут доходы, то увеличивается и число сделок. И второй компонент - так называемый спекулятивный спрос, рождаемый состоянием риска и неопределенности на финансовых рынках. Этот последний вид спроса крайне капризен и неустойчив. Поэтому с ним связано стремление сохранять наличные деньги - склонность к ликвидности. Эта склонность, по Кейнсу, и воздействует на уровень процентной ставки, определяя ее колебания: чем больше стремление хранить денежную наличность, тем выше процентная ставка. И наоборот, чем слабее склонность к ликвидности, тем ниже процентная ставка, тем сильнее стимулы для инвестирования.

Кейнс отмечает, что в нормальных обстоятельствах количество денег, требуемое для того, чтобы удовлетворить мотивы обращения и предосторожности, зависит главным образом от общей активности экономической системы и от уровня денежного дохода. Но именно посредством воздействия на спекулятивный мотив управление денежной системой (а при отсутствии такого управления - случайные изменения количества денег) приводит к желаемым экономическим результатам. Спрос на деньги, отвечающий остальным мотивам, обычно не реагирует на какие бы то ни было воздействия, за исключением случаев действительных изменений уровня общей экономической активности и величины дохода. В то же время опыт показывает, что совокупный спрос на деньги, отвечающий спекулятивному мотиву, обычно гибко реагирует на постепенные изменения нормы процента, т.е. существует непрерывная кривая, связывающая изменение спроса на деньги по спекулятивным соображениям и изменение нормы процента, задаваемые изменениями цен облигаций и долговых обязательств разных сроков.

В самом деле, если бы это было не так, то «операции на открытом рынке» были бы неосуществимы. Кейнс утверждает, что опыт подтверждает наличие такой постоянной связи, потому что при нормальных обстоятельствах банковская система фактически всегда в состоянии купить (или продать) облигации в обмен на наличные деньги, предложив на рынке умеренную прибавку (или уступку) в цене. И чем больше количество наличных денег, которое банки стремятся создать (или изъять) посредством покупок (или продаж) облигаций и долговых обязательств, тем в большей степени должна упасть (или возрасти) норма процента. Однако там, где операции на открытом рынке свелись к покупке лишь краткосрочных ценных бумаг (как в Соединенных Штатах в 1933-1934 гг.), их возможный эффект, разумеется, ограничен в основном краткосрочной нормой процента и слабо сказывается на долгосрочной норме процента, имеющей гораздо большее значение.

Рассматривая спекулятивный мотив, очень важно, однако, проводить различие между изменениями нормы процента, которые вызваны изменениями в предложении денег для удовлетворения спекулятивного мотива (без каких-либо изменений в функции ликвидности), и изменениями, которые в первую очередь связаны с изменениями в предположениях, затрагивающих саму функцию ликвидности.

Операции на открытом рынке могут влиять на норму процента по обоим каналам, поскольку они могут не только изменить количество денег, но и послужить поводом к изменению предположений, касающихся будущей политики центрального банка или правительства. Изменения в самой функции ликвидности, вызванные появлением новостей, которые побуждают к пересмотру предположений, зачастую носят скачкообразный характер и потому дают импульсы к столь же скачкообразным изменениям нормы процента. Вероятность роста активности на рынке облигаций возникает лишь в той мере, в какой появление новостей по-разному интерпретируется различными людьми или по-разному затронет индивидуальные интересы. Если новости оказывают совершенно одинаковое влияние на суждения и запросы каждого, то норма процента (как она отражается в цене облигаций и долговых обязательств) приспособится к новой ситуации без малейшей необходимости рыночных сделок купли-продажи.

Каждой конкретной совокупности обстоятельств и предположений соответствует своя определенная норма процента, и ни перед кем не возникнет вопрос о каком-либо изменении своего обычного запаса наличных денег.

Норма процента, по Кейнсу, - в значительной степени психологический феномен. Норма процента не может находиться в равновесии на уровне ниже того, какой соответствует полной занятости, потому что при таком уровне возникло бы состояние подлинной инфляции, в результате чего M1 поглощало бы все новые и новые увеличения денежной наличности. Но при уровне выше той нормы, которая соответствует полной занятости, рыночная ставка процента по долгосрочным долгам зависит не только от текущей политики органов, регулирующих денежное обращение, но также и от господствующих на рынке предположений относительно их будущей политики. Норма процента по краткосрочным займам легко контролируется этими органами и потому, что нетрудно создать убеждение, что их политика не подвергнется большим изменениям в самом ближайшем будущем, и потому, что возможный убыток мал по сравнению с текущей выгодой (если только она не приближается к крайне малой величине). Но долгосрочная норма процента может оказаться более неподатливой, стоит ей только упасть до уровня, который в типичном мнении выглядит как «ненадежный» на основании прошлого опыта и нынешних предположений относительно будущей денежной политики. Кейнс отмечал, что в стране, привязанной к международной системе золотого стандарта, на норму процента, меньшую, чем где-либо в другом месте, будут смотреть с законным недоверием; однако внутренняя норма процента, подтянутая до паритета с наивысшей нормой (наивысшей с поправкой на риск), существующей в странах, принадлежащих к международной системе, может быть много выше, чем это совместимо с полной занятостью внутри первой страны.


Похожая информация.


1. Государство активно вмешивается в регулирование экономики

2. Государство становится ведущим субъектом экономики, обладающим собственностью

3. В рыночной экономике должно действовать регулирование

4. Государственный план определяет направления экономического и социального развития страны

5. Государство поддерживает «эффективность» спроса

Причины спадов производства и увеличения безработицы Кейнс видел в недостаточности покупательского спроса. Потребители с увеличением дохода увеличивают потребление, но не в той мере, поскольку все большая часть дохода уходит в сбережения. Отсюда возникает недостаточность спроса.

Государство должно стимулировать:

1. Спрос потребителей на предметы потребления

2. Спрос предпринимателей на инвестиционные товары

3. Государственные расходы на экономические и социальные цели

4. Кейнсианская концепция нашла применение в государственной политике многих стран, что принесло им ощутимые результаты. В 50 – начале 70-х годов повысились темпы экономического роста, занятость и уровень жизни разных стран.

НЕОКОНСЕРВАТОРЫ

1. Середина 70-х годов ознаменовалась глубоким мировым экономическим спадом, вызванным совпадением кризиса перепроизводства и спадом большого цикла.

Также существенное повышение цен на мировом рынке на сырье, спровоцировало существенное увеличение темпов роста инфляции издержек.

Кейнсианская теория преодоления цикличности развития экономики с помощью государственного регулирования не оправдала себя. Более того, появилась стагфляция, совмещающая в себе инфляцию и спад производства.

Активировались неоклассики, разбившиеся на два течения:

· Последователи кейнсианства , опирающиеся на основную роль государства в экономике

· Неоконсерваторы , выступившие за невмешательство государства в экономическую деятельность

2. Основные направления неоконсервативной критики кейнсианской теории:

· Кейнс пренебрегал дефицитностью бюджета, если спрос надо было увеличить. погашение дефицита за счет займов и дополнительных эмиссий порождало инфляцию. Кейнс считал, что умеренная инфляция способствует росту спроса.

· Для обеспечения государственных расходов Кейнс вводил большие ставки налогов. Но увеличение налогов снижает стимулы к труду, падает доход и, следовательно, налоговые поступления.

3. Неоконсерваторы разбились на 3 школы , предлагавшие свои методы преодоления стагфляции:

· Монетаризм , поддерживающий количественную теорию денег.

Стагфляция объяснялась большой денежной массой. Объем денежной массы влияет на уровень производства в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – на инфляцию.

Представитель монетаризма Милтон Фридмен признавал систему цен регулятором рыночной экономики, основывавшимся на 3-х функциях цен: инфляционной, стимулирующей и распределительной.

Предлагаемые меры по преодолению инфляции (государство регулирует только денежную массу):

o Ограничение денежной массы

o Недоступность дополнительных эмиссий

o Ограничение социальных выплат

· Теория рациональных ожиданий отвергала государственное регулирование и планирование.

Рынки равновесны, отклонения объясняются недостатком информации. Хозяйственные субъекты оценивают экономическое положение и принимают решения. На правильность решений влияет непредсказуемость действий государства. Причиной цикличного развития экономики являются шоки, основными из которых являются изменения производительности и объема государственных расходов.

· Теория предложения выступает за свободу частного предпринимательства и саморегулируемость рынка. Мерой против стагфляции признавалось снижение налогов на зарплату и прибыль. увеличатся стимулы к труду, повысится доход и, следовательно, налоговые поступления.

Разработанное неоконсерваторами рыночное регулирование экономики опиралось на принцип «эффективного предложения» - поощрение частного предпринимательства.

4. Наиболее последовательно неоконсервативная теория применялась в экономической политике США и Англии в период правления Р. Рейгана и М. Тэтчер, получив соответствующие названия «рейгономики» и «тэтчеризма». Снижение налогов на прибыль и доходы, частичная приватизация государственных предприятий снизили темпы инфляции и дефицит бюджета и увеличили темпы экономического роста. Но и неоконсервативная политика не преодолела цикличность развития экономики (кризис 1979 – 1981 гг.).

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ

1. После краха кейнсианской концепции, отстаивающей главную роль государства в регулировании экономики, потерпела неудачу и теория неоконсерваторов, опиравшаяся на саморегулируемость рынка.

Применение чистого государственного или чистого рыночного регулирования экономики показало свою неэффективность и нецелесообразность.

2. Необходимость смешанного регулирования экономически породила неоклассический синтез.

Основой неоклассического синтеза является отрицание существования макроэкономического регулятора, избавляющего экономику от цикличности развития, инфляции и безработицы. Неоклассический синтез подразумевает смешанное управление.

Признается необходимость государственного регулирования для производства общественных благ и для социальной сферы. Рыночное регулирование применяется для производства потребительских товаров.

3. Основными целями смешанного управления является поддержание:

· Эффективности экономики

· Постоянства экономического роста

· Социальной справедливости

Посредством смешанного управления, достигается равновесие совокупного спроса и предложения, являющееся результатом действия и рыночного, и государственного регулирования.

И наконец, необходимость государственного вмешательства в экономику, построенную на принципах рынка, ее государственного регулирования подтверждается последними исследованиями.

В 2001 г. Нобелевская премия в области экономики присуждена трем американским экономистам – Стиглицу, Акерлофу и Спенсу за исследование по теории рынков с ассиметричной информацией.

Исследование, которое проводилось ими в течение 13 лет, показало, что в условиях абсолютно свободного, стихийного рынка продавец и покупатель поставлены в заведомо неравные условия. Возникает масса проблем, что ведет (при отсутствии государственного вмешательства) к дестабилизации рынка, к кризису.


ВОПРОСЫ:

1. Какова эволюция взаимного влияния государства и рынка? Чем она обусловлена?

2. Какую связь вы видите между развитием рынка и НТП?

3. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано? Отличается ли практическая сторона экономической политики от научной?

4. Что вы можете сказать по поводу мнения немецкого экономиста Олкена: «Больше или меньше государственности – такая постановка проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом».

(Подсказка: процесс производства может и должен регулироваться самонастраивающимся экономическим механизмом, государство же должно присматривать за созданием этого механизма, а далее – за его исправностью).

5. Расскажите о:

· Либеральном направлении отношения к государственному регулированию рыночного хозяйства

· Консервативном направлении

· Неоконсервативном направлении

6. Раскройте содержание опыта США по выходу из кризиса 1929 – 1933 гг. на основе государственного регулирования хозяйственной жизни.