Материальное благосостояние населения.Понятие, формирование, показатели благосостояния

Cтраница 1


Повышение материального благосостояния и культурного уровня народа неразрывно связано с дальнейшим упрочением и развитием социалистического образа жизни. Советские люди видят, как в ходе коммунистического строительства все полнее сказываются великие преимущества социализма.  

Повышение материального благосостояния советского народа зависит от уровня развития отраслей, производящих товары народного потребления, - легкой, текстильной, пищевой промышленности, производства бытовых товаров в машиностроении, электротехнической, химической отраслей промышленности.  

Ее цель - повышение материального благосостояния и культурного уровня народов социалистических стран на основе более полного использования результатов научно-технического прогресса, достижение максимальной эффективности общественного производства, еще большее сплочение единого содружества суверенных социалистических государств, укрепление обороноспособности и упрочение позиций содружества стран социализма в мировой экономике, в борьбе за превосходство над капитализмом во всех сферах общественной жизни. Главным методом организации экономического сотрудничества и углубления международного социалистического разделения труда является плановая деятельность стран - членов СЭВ, роль которой в условиях интеграции еще более возрастает.  

Определенную роль сыграло повышение материального благосостояния народа во второй половине 30 - х гг. Однако, за 1 - ю пятилетку уровень жизни резко упал.  

Курс партии на повышение материального благосостояния народа предусматривает широкое внедрение в пищевую промышленность достижений науки и техники, всестороннюю интенсификацию производства и, ускорение роста производительности труда.  

Неустанная забота о повышении материального благосостояния народа, о его благополучии и здоровье является первейшей обязанностью Коммунистической партии и Советского правительства. Внимательно изучая проект Директив XX съезда нашей партии по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР, нельзя не заметить, что все разделы новой пятилетки призваны прямо или косвенно содействовать улучшению состояния здоровья советских людей, повышению работоспособности и продлению их жизни.  

Определяя задачи в области повышения материального благосостояния народа, Программа определила взаимодействие двух основных принципов удовлетворения потребностей граждан: повышения индивидуальной оплаты по количеству и качеству затраченного труда и расширения общественных фондов потребления, предназначенных для удовлетворения потребностей членов общества независимо от затрат труда.  

Партия последовательно сочетает борьбу за повышение материального благосостояния народа с заботой об умножении духовных благ и культурных ценностей, с утверждением марксистско-ленинской идейности и высокой морали. Тем самым со всей наглядностью выявляется гуманистическая суть социалистического строя.  

Обе формы распределения направлены на повышение материального благосостояния народа. Вторая из них является по существу коммунистической формой распределения по потребностям.  

В решении задач в области повышения материального благосостояния населения большая роль принадлежит жилищному строительству. За пятилетку 1966 - 1970 гг. должно быть построено 480 млн. MZ жилой площади в городах и рабочих поселках и 2 - 2 5 млн. домов силами сельского населения и колхозов.  

Грандиозная задача развития производительных сил, повышения материального благосостояния народа поставлена в докладах Леонида Ильича Брежнева и Алексея Николаевича Косыгина. Ее осуществление благотворно скажется н на нашей республике.  

Наиболее обобщенным показателем и реальной базой повышения материального благосостояния трудящихся при социализме является рост национального дохода.  

Партия и правительство уделяют первостепенное внимание повышению материального благосостояния трудящихся.  

С совершенствованием организации общественного питания и повышением материального благосостояния студентов необходимость IB столовой с кухней отпадает, и это помещение можно будет легко переоборудовать в гостиную.  

Разъяснять социально-экономическую политику КПСС, направленную на повышение материального благосостояния и культуры народа, всемерно развивать социалистическое соревнование, движение за коммунистическое отношение к труду. Активно способствовать успешному решению исторической задачи соединения преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции, обобщать и широко пропагандировать передовой опыт, успехи советской науки и техники. Настойчиво бороться за укрепление трудовой и государственной дисциплины, повышение ответственности за порученное дело, за экономию и бережное отношение к социалистической собственности, против расточительства, ведомственности и местничества.  

Народное благосостояние рассматривается как сфера жизнедеятельности людей, связанная с удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Благосостояние - это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами (предметами, услугами, условиями, удовлетворяющими определенные потребности). Уровень благосостояния зависит от развития производства и одновременно воздействует на него.

Возьмем три аспекта (точки зрения, с которых рассматривается предмет, явление) процесса формирования благосостояния.

Первый - это ресурсы, создаваемые в сфере производства. Они предназначены для удовлетворения потребностей человека.

Второй - доступность потребительских благ отдельным группам и слоям населения.

Третий - состояние здоровья населения, окружающей его социальной и природной среды.

Ресурсы для потребления как результат производства потребительских благ и услуг являются источником благосостояния. Они определяются величиной произведенного обществом национального дохода.

Доступность потребительских благ характеризуется уровнем и структурой потребления. Поэтому вторым существенным аспектом формирования народного благосостояния являются условия и механизмы распределения, находящие свое выражение в дифференциации оплаты труда и доходов населения; в реальном потреблении и степени удовлетворения потребностей семей; в имущественной и жилищной обеспеченности различных групп и слоев населения.

Третьим аспектом формирования благосостояния является динамика состояния населения по основным наиболее важным с точки зрения его жизнедеятельности параметрам (рождаемость, заболеваемость, смертность), а так же динамика показателей социальной и природной среды, включая условия труда. Эти показатели можно отнести к показателям, характеризующим качество жизни населения.

Перед нами стоит задача: рассмотреть вторую и третью стороны формирования процесса благосостояния населения, а именно признать факт реальности, что распределение доходов, справедливое с позиций рынка, оказывается далеко несправедливым с точки зрения отдельных категорий населения.

Материальное благосостояние или материальная обеспеченность населения характеризуется уровнем и качеством жизни. Повышение уровня и качества жизни - это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающее выживание.


Повышение уровня и качества жизни - социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Уровень жизни - это потребление материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени экономического развития. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют потребности духовные и социальные. Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Рост уровня жизни создает возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потребления товаров и услуг, выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т. д. Следовательно, качество жизни характеризуется уровнем образования и медицинского обслуживания, характером труда, состоянием окружающей среды. По большому счету, в рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения.

Для характеристики уровня и качества жизни используется система индикаторов - интегральных и частных, натуральных и стоимостных.

В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят:

· реальные доходы на душу населения;

· реальная заработная плата;

· доходы от вторичной занятости и реализации продукции личного подсобного хозяйства;

· дивиденды, проценты по вкладам;

· пенсии, пособия, стипендии.

С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов.

Доходы населения - материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы включают оплату по труду всех членов семьи; пенсии, пособия, стипендии; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Натуральные доходы включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги. Номинальная (начисленная) заработная плата превысила 101 тыс. тенге, реальные денежные доходы населения за два месяца 2013 год выросли на 2,6%, реальная заработная плата в январе-марте увеличилась на 0,9%, номинальная заработная плата выросла на 7,8% и превысила 101 тыс. тенге.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем он не учитывает динамики уровня цен.

Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.

Еще ориентируются на такой показатель как реальная заработная плата - составная часть реальных доходов, она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен - изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде.

Важное место занимают индикаторы, характеризующие дифференциацию доходов. Дифференциация позволяет оценить происходящие социальные изменения. Уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны. Дифференциацию доходов характеризуют следующие показатели:

· показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая 20% или 10% группа населения - распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения;

· децильный коэффициент - соотношение среднедушевых денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения;

· коэффициент дифференциации заработной платы - соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней;

· коэффициент дифференциации доходов населения.

К частным показателям уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности продуктами питания и др. Выделяют натуральные и стоимостные показатели. Натуральные характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами (данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с нормами). Стоимостные отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых и т. д.

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.

К интегральным показателям качества жизни относятся: индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.

Индекс развития человеческого потенциала 1РЧП - средняя арифметическая трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни 1ж, уровня образования 1о и валового внутреннего продукта на душу населения (ВВПн) (в долларах).

Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровень образования населения и состояние науки в стране. Учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке, удельный вес затрат на науку.

Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала.

Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики, осуществляемой на момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. Ниже 1,5 баллов означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения. Всемирная организация здравоохранения в 1995 г. определила, что коэффициент жизнеспособности российского населения 1,4. Высший балл - 5 баллов не имеет ни одна страна в мире: 4 - Швеция, Дания, Голландия, Бельгия; 3 - США,

Япония, Германия, Тайвань, Сингапур и Южная Корея; 2 - Китай, Вьетнам, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция; 1,6 - Сомали, Гаити, Бирма; 1,5 балла - Босния, Западная Сахара.

Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные показатели:

· социально-демографические (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности);

· экономической активности населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины);

· развития социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение);

· социальной напряженности (участие в забастовках, динамика преступности, теневая экономика);

· экологические показатели (содержание вредных веществ, доля затрат на экологию в ВВП).

Все рассмотренные показатели, как общие, так и частные, используются для анализа уровня и качества жизни в стране.

В России задачу повысить благосостояние народа поставили еще советские руководители. В начале 60-х годов прошлого столетия лидер СССР Н.С. Хрущев самоуверенно заявил, что современное поколение советских граждан будет жить при коммунизме. При этом предполагалось достижение обществом этапа развития, при котором будет наблюдаться изобилие в области материальных благ. Шли годы, но смелое утверждение партийного лидера не сбывалось.

После начала перехода российского народного хозяйства на капиталистические рельсы экономисты связывали рост благосостояния населения с внедрением методов свободной рыночной экономики. Однако на первом этапе экономических реформ уровень жизни широких слоев населения неуклонно снижался. Росла безработица, повышались цены на продукты питания и предметы первой необходимости. Усиливалось социальное неравенство и расслоение народа.

Стало ясно, что свободные рыночные отношения сами по себе не в состоянии облагодетельствовать народные массы. Для достижения высокого уровня благосостояния населения требовалось принять ряд мер в области государственного регулирования экономики и социального обеспечения. Экономисты России и ее государственные деятели обратились к опыту самых развитых стран, где социальные вопросы решались наиболее эффективно.

Способы повысить благосостояние населения

Выяснилось, что один из факторов, влияющих на повышения благосостояния населения – развитая инфраструктура рынка и прозрачные «правила игры», обязательные для всех субъектов экономической деятельности. Когда представители мира бизнеса и потребители товаров и услуг понимают, какими принципами руководствуется государство в экономической политике, создаются условия для сотрудничества между государством, свободным предпринимательством и народом.

Те страны, где уровень жизни народа считается высоким, используют практику широкого вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Поддерживая здоровую конкуренцию на рынке потребительских товаров и услуг, государство влияет на уровень цен, что способствует снижению расходов населения, в особенности его малообеспеченных слоев, менее всего защищенных в социальном плане. Предприниматели ставятся перед необходимостью учитывать интересы потребителей.

Еще один путь повышения благосостояния населения – разработка государством широкого спектра социальных программ и четкое выполнение социальных обязательств. Сюда входит увеличение расходов на здравоохранение, образование, культуру и науку. Уровень жизни населения – это не только увеличение его доходов, но и высокая степень развития всей социальной инфраструктуры.

Государство при всем желании не в состоянии обеспечить благосостояние всего народа только за счет бюджета и оказания социальной помощи. Более эффективный путь – создание условий для свободного развития предпринимательской инициативы у широких слоев граждан. В последние годы государство осуществляет программы помощи тем, кто решил взять свое будущее в собственные руки и заняться малым бизнесом. Предполагается, что такой подход позволит решить вопросы занятости населения, приведет к созданию рабочих мест, к общему росту доходов и благосостояния.

Основными конечными целями экономического роста являются повышение

материального благосостояния населения и поддержание национальной

безопасности. Повышение материального благосостояния как главная цель

экономического роста конкретизируется в следующих основных составляющих:

1. Увеличение среднедушевых доходов населения . Достижение этой цели

получает свое отражение в темпах роста национального дохода (НД) на душу

населения.

4. Улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг.

Эта составляющая не находит прямого отражения в показателе реального НД. В

то же время вполне допустимо предположить, что более высокое качество и

связывается с усилением его социальной направленности. Основными

составляющими качества экономического роста являются:

Улучшение материального благосостояния населения;

Увеличение свободного времени как основы гармоничного развития

личности;

Повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры ;

Рост инвестиций в человеческий капитал;

Обеспечение безопасности условий труда и жизни людей;

Социальная защищенность безработных и нетрудоспособных;

Поддержание полной занятости в условиях растущего объема предложения

на рынке труда.

В состав прямых входят пять основных факторов,

непосредственно определяющих динамику совокупного Производства и

предложения:

Увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

Рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;

Совершенствование технологии и организации производства;

Повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот

природных ресурсов; .

Рост предпринимательских способностей в обществе.

В состав косвенных входят такие факторы предложения, как снижение

степени монополизации рынков, уменьшение цен на производственные ресурсы,

деление общества на классы (по Ростоу, понятие «классы» идентично

замкнутым, разобщенным кастам), статическое равновесие в экономике, низкая

норма накопления, невосприимчивость производителей к НТП и высокие темпы

роста населения. Сочетание низких темпов экономического роста и, напротив,

высоких темпов роста населения ведет к падению реальных доходов на душу

населения. Под давлением этой негативной тенденции постепенно происходит

стабилизация численности населения и уровня доходов.

2. Стадия создания условий для разбега. Она характеризуется медленным,

постепенным созданием условий для некоторого повышения эффективности

производства и темпов роста экономики.

3. Стадия разбега. Ее отличительной особенностью является повышение

нормы накопления в национальном доходе, создающее возможность использовать

достижения НТП и преодолевать сопротивление развитию со стороны сложившихся

институтов власти, традиций и обычаев.

4. Путь к зрелости. Возрастают темпы экономического роста. Расширение

объема производства начинает опережать увеличение численности населения,

что ведет к повышению уровня жизни.

5. Общество высокого массового потребления. На этой стадии заботы о

ресурсных ограничениях роста объема производства отпадают. Напротив,

усиливаются ограничения со стороны спроса и экологии, растет значимость

товаров длительного пользования и услуг.
Государственное регулирование экономического роста

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений . При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

Уже более 8 лет в России продолжается экономический спад. За период гг. ВВП сократился на 42%, а промышленное производство - на 54%. Наиболее сильный спад наблюдался в обрабатывающих отраслях промышленности. Количество безработных за период гг. выросло с 3,6 до 9 млн. человек.

В конце 1998 - начале 1999 гг. в промышленности наметилась слабая динамика экономического роста. За первое полугодие 1999 г. промышленное производство выросло на 3,1%, но ВВП снизился на 2,9%. Небольшой рост в промышленности стимулировался тремя факторами:

расчисткой внутреннего рынка от импорта в связи с девальвацией рубля в 1998г. и ростом импортозамещающих производств;

ускорением товарооборота в связи с увеличением денежной массы в обращении;

изменением ценовых пропорций в пользу обрабатывающей промышленности.

Девальвация рубля обеспечила снижение спроса на импорт, причем как на потребительские, так и на инвестиционные товары . Национальные производители и иностранные компании, имеющие производства в России , получили возможность расширить производства импортозаменяющих продуктов. При этом некоторые группы российских товаров, например, ряд продуктов питания, в результате проведенной модернизации (до кризиса августа 1998 г., на основе в подавляющем большинстве случаев импортного оборудования) по качеству превосходят импортные аналоги.

В результате девальвации рубля резко возросла доля доходов экономики, полученных от экспорта. Национальные экспортеры получили мощный стимул зарабатывать растущую в цене валюту и, таким образом, обеспечивать благосостояние своих работников, платить налоги, создавать задел для инвестиций. Цены на экспортную нефть еще в начале года были очень низкими. Сейчас ситуация значительно улучшилась - мировые цены на нефть выросли до 20 долл. за баррель. Эта в принципе положительная тенденция для нашей экономики в III квартале привела к росту внутренних цен на нефтепродукты, что по цепочке ведет к росту инфляции в стране.

Однако почти не увеличился экспорт машин и оборудования, в том числе капиталоемкой продукции - государство не сделало для этого практически ничего.

Для того, чтобы полностью компенсировать падение импорта в 1999 году внутренним производством, необходимо обеспечить рост ВВП за год не менее, чем на 6%. Финансовые ресурсы для этого роста в России есть. Положительное сальдо внешнеторгового баланса в этом году может достигнуть 30 млрд. долл. Если хотя бы треть из 30 млрд. долл. будет использована для приобретения отечественных товаров, рост спроса позволит увеличить внутреннее производство на 5,5 - 6%.

Второй фактор, стимулирующий экономический рост, - ограниченная денежная эмиссия со стороны ЦБ РФ - привел к некоторому увеличению внутреннего спроса, сокращению бартера , улучшению структуры оборотного капитала , повышению ликвидности у промышленных предприятий.

Третий фактор экономического роста связан с пока еще быстрым ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности, особенно в пищевой и легкой отраслях, по сравнению с сырьевыми отраслями.

Таким образом, инфляция, явившаяся следствием девальвации рубля, объективно внесла позитивный вклад в нормализацию ценовых пропорций.

К сожалению, положительный импульс отмеченных факторов действует в весьма ограниченном пространстве, не затрагивая основной массив обрабатывающей промышленности. Рост цен на нефтепродукты свидетельствует о том, что позитивный эффект от девальвации рубля в России практически исчерпан.

Экономический рост, связанный с импортозамещением , упирается в ограниченность внутреннего спроса на российском рынке, в отсутствие доступных финансовых ресурсов. Чрезвычайно низок уровень инвестиций в реальный сектор экономики, отсутствует его целенаправленная финансовая поддержка со стороны государства. Для предотвращения угрозы нового спада в промышленном производстве необходимы срочные меры по повышению покупательной способности населения, по расшивке неплатежей.