Химическая промышленность великобритании кратко. Хозяйство великобритании

. Великобритания относится к высоко-развитых государств мира . По объемам. ВНП она занимает седьмое место в мире. Доминирующую роль в национальном хозяйстве страны играет частный капитал. Однако в некоторых отраслях, особенно в низкорентабельных и убыточных, веришь решающий значение имеет государственный сектор. Прежде всего, это касается угольной, судостроительной, авиационной, военной промышленности, частично транспортного машиностроения. Большую роль в экономике. Великой. Б ритании играют американские монополии, которые в отдельных отраслях промышленности занимают господствующее положение. С другой стороны, государство играет важную роль в международной экономике, валютно-финансовых опера цияраціях.

Великобритания имела в первой половине XX в огромные колониальные владения, из которых интенсивно вывозила сырье. После. Второй мировой войны она постепенно потеряла почти все свои колонии. Медленные

структурные изменения в экономике обусловили определенное отставание от других развитых стран

Ведущее место в отраслевой структуре экономики. Великобритании приходится на промышленность, на которую приходится около 5% промышленного производства высокоразвитых стран. Отмечается она также интенсивным сельским хозяйством.

В структуре промышленности. Ведущей отраслью является машиностроение, химическая промышленность и электроэнергетика. Заметно сократилась во второй половине XX в доля традиционных отраслей промышленности. Велико й. Британии - горнодобывающей и текстильноої.

Промышленность

Угольная промышленность является традиционной отраслью экономики. Однако добыча значительно сократился и сегодня страна превратилась из экспортера угля в его импортера. Снижение объемов добычи ву угилля вызывает уменьшение удельного веса его в топливном балансе, рост удельного веса в нем нефти, газа, ядерного топлива. Великобритания имеет мощную нефтеперерабатывающую промышленность (более 20 предпри приятийтв).

всего электроэнергии в. Великобритании производят мощные. ТЭС. Значительную часть дают. АЭС, а удельный вес. ГЭС очень мала

В металлургическом комплексе государства наблюдается падение объемов добычи железной руды и переориентация на импортное сырье. Объемы выплавки стали, осуществляется только кислородно-конверторным и электроплавильным способами, заметно сократились. Металлургические предприятия преимущественно размещаются в прибрежных городах, расположенных в устьях рек. Среди отраслей цветной металлургии лидируют м идна, свинцово-цинковая (по выплавке свинца более 320 тыс т - третье место в мире), алюминиевая. Предприятия по выплавке цветных металлов сосредоточены в основном в портовых городах, а также вблизи. ГЭС в. Шотландии и. Уэльсельсі.

Среди отраслей машиностроения преобладает производство технологического оборудования, сельскохозяйственных машин, тракторов, электротехнических и электронных приборов и станков, автомобилей, судов, тепло овозо-и электровозостроения тощ.

Продукция британского машиностроения является конкурентоспособной, но дорогой, что негативно сказывается на экспортных возможностях государства

Многоотраслевая химическая треть продукции поставляет на экспорт. Ведущую роль играют производства, химии органического синтеза и нефтеперерабатывающей промышленности, которые концентрируют ься в портовых городах. Предприятия, производящие минеральные удобрения, ориентируются на потребителя. Крупными центрами химической промышленности является. Лондон (многоотраслевая химия и фармацевтика),. Фоли (нафтохими я) и другие города центральной части. Англии и шотландодії.

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности также сосредоточены преимущественно в портовых городах, ориентируясь на привозном древесину

Легкая промышленность является традиционной отраслью специализации. Великобритании. Среди отраслей легкой промышленности ведущей является текстильная, которая сейчас находится в состоянии депрессии. Страна постепенно превратилась из экспортера хлопчатобумажных тканей на их импортерра.

Сельское хозяйство

. Большая часть сельскохозяйственных угодий в. Великобритании сосредоточена в фермерских хозяйствах , имеющих площадь более 100 га. Сельское хозяйство страны является одним из самых продуктивных и найоснащениших в мире. Оно обеспечивает потребности населения государства в продуктах питания на 75%. Основная отрасль ь сельского хозяйства - животноводство, которое дает 70% продукцииції.

Среди зерновых культур в растениеводстве ведущими являются пшеница, рожь, ячмень. Важную роль среди технических культур играют сахарная свекла. Великобритания входит в десятку крупнейших в мире производителей картофельлі.

Большую роль в производстве высокотоварных культур играют пригородные хозяйства, специализирующиеся на выращивании овощей, ягод, фруктов, цветов, хмеля. Они размещены на южном побережье острова ва, в долинах ричок.

Высокопроизводительное животноводство базируется на выращивании кормовых культур, а также природных лугах и пастбищах, задействованных круглогодично. Развитое в государстве скотоводство, особенно мясного направления, свинарст тво, овцеводство (многочисленное поголовье овец в. Европе), птицеводствоо.

Отдельные районы. Великобритании имеют свою узкую специализацию (для склонов гор и возвышенностей характерно разведение молодняка, на производстве молока специализирующихся. Юго-Запад и др.)

Транспорт

Транспорт. Великобритании обеспечивает связь с ее основными торговыми партнерами. Поэтому ведущую роль в грузообороте играет морской транспорт

Железнодорожный транспорт выполняет лишь 20% грузооборота внутри страны. Протяженность пути заметно сократилось до 17 тыс км с 29 тыс км в 1960 году. Автомобильный транспорт занимает ведущее место в внутреннего шныешніх

перевозках (75% грузооборота). Страна имеет густую сеть автомобильных дорог. Главная автомагистраль - это. Лондон -. Бирмингем -. Манчестер -. Глазго. Подводный туннель через пролив. Ла-Манш дает возможность сухопутной связи с материкомком.

В последние годы особую роль играет трубопроводный транспорт, подает нефть и газ из скважин. Северного моря до потребителей. Многие трубопроводов проложены по морскому дну

Водный транспорт работает только на реках. Темза и. Северн, а также на. Манчестерском канале. Другие реки и озера имеют рекреационный характер

Аэропорт"Хитроу"близ. Лондона является одним из крупнейших аэропортов мира, где пересекается очень много международных воздушных путей. Внутреннее значение воздушного транспорта, незначительное

Внешнеэкономические связи

По 2001-2005 гг удельный вес. Великобритании в мировой торговле снизилась более чем вдвое. Среди видов внешних связей первое место занимает вывоз капитала и его вложения в отрасли, щ обеспечивающих экономику страны сырьем и продовольствиеом.

В структуре экспорта почти 40% занимают машины и оборудование, оружие. Важными статьями экспорта также химические товары (1/3 продукции этой отрасли экспортируется), продукция сельского хозяйства. В. В структуре импорта основными являются машины и оборудование (около 40%), готовые изделия, полуфабрикаты, химические товары, продовольствие, уголь и другое минеральное сырьена.

Основными партнерами. Великобритании являются страны. ЕС,. Япония и. США, а в последние годы страна начала ориентироваться на рынок постсоциалистических стран. Центральной и. Восточной. Европы

1. Сравните по карте ЭГП Германии и Великобритании. В чем заключаются выгоды ЭГП Великобритании?

Германия и Великобритания занимают выгодное ЭГП, хотя между ними есть определенные различия. ФРГ расположена на перекрестке транспортных путей, важнейшие из которых имеют широтное направление. Они кратчайшими путями из стран Западной Европы до Центральной. Особое значение для страны имеет прямой выход к Северному морю, на побережье которого есть несколько портов мирового значения (Гамбург).

Великобритания - островное государство. Она расположена на пересечении международных морских путей. ЭГП страны улучшилось после завершения строительства тоннеля, который проложен в самом узком месте пролива Ла-Манш и соединяет о. Великобританию с материком.

2. Какие факторы способствовали развитию экономики страны? Для ответа привлеките знания по географии, истории.

Великобритания - островное государство. Узловое положение на важнейших линиях судоходства и мировой торговли, проходящих через проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, обеспечивает широкие связи с регионами мира.

Мягкая зима и нежаркое лето, значительное количество осадков позволяют выращивать все культуры умеренного пояса, хотя почвы не отличаются высоким плодородием.

Минеральные ресурсы Великобритании разнообразны (уголь, металлические руды и др.), но длительная их эксплуатация привела к исчерпанию или обеднению многих из них. «Подарком» для страны стали открытые месторождения нефти и газа в Северном море, благодаря которым Великобритания (наряду с Норвегией) превратилась в крупнейшего производителя и экспортера нефти и газа среди европейских стран.

До конца XIX в. эта страна являлась самой могущественной империей мира, родиной капитализма и наиболее ранней промышленной революции.

3. Выберите верные утверждения:

1) В Великобритании 9/10 грузооборота приходится на морской флот.

2) В структуре сельского хозяйства Великобритании преобладает растениеводство.

3) Для страны характерен низкий естественный прирост населения.

4) 90% жителей Великобритании живут в городах.

4. Чем обусловлено старение населения страны?

Старение населения страны обусловлено низкой рождаемостью.

5. Дайте характеристику одной из отраслей промышленности Великобритании (на выбор) по плану, приведенному на с. 119-120.

В самой крупной отрасли британской промышленности – машиностроении работает 25% всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Сейчас по выпуску автомобилей Великобритания занимает 8 место в мире (1296 тыс. легковых и 273 тыс. грузовых). В среднем на экспорт идет 40% продукции автомобилестроения. Великобритания – самый крупный в мире экспортер грузовых автомобилей. Некоторые марки английских машин («Лендровер», «Роллс-ройс») стали эталоном автомобилестроения. Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами «Воксхолл» и «Форд». Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеле). В связи с проведением правительственных мер по децентрализации промышленности три новых автомобильных завода были построены в Мерсисайде и два – в Шотландии (окрестности Глазго и Эдинбурга). Одна из наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения – самолетостроение. Доминирующая здесь фирма «Бритиш эйрспейс». Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэсленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри и городах Шотландии. По выпуску самолетов Великобритания уступает в мире лишь США. Она выпускает около 20 типов машин: военные, пассажирские, грузовые и небольшие самолеты для специальных целей. Совместно с французами был создан сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Известна Великобритания и своим судостроением. Судостроение отличается разнообразием и высоким качеством продукции, но англичане строят суда медленно и обходятся они очень дорого. Со стапелей британских судоверфей сходят танкеры, пассажирские лайнеры, баржи, землечерпалки, траулеры, подводные лодки, ледоколы, установки для бурения морского дна, яхты. Самый крупный центр судостроения на Британских островах – устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн. В Северной Ирландии на острове Куинз построена самая большая верфь в Европе. Однако в настоящее время эта отрасль британской экономики находится в кризисе.

6. Какова структура сельского хозяйства? Чем она обусловлена?

Сельское хозяйство страны - высокотоварное, специализированное, капиталистическое. Доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в структуре ВВП (1991 г.) - 1,8%. В сельском хозяйстве занято 2% населения. Для производства сельскохозяйственной продукции используется 19 млн. га. Практически вся земля обрабатывается фермерами. Площадь земель, занимаемых одной фермой, примерно 100 га. Однако имеются и огромные сельскохозяйственные объединения, земельные угодья которых достигают 1600 га. Основная отрасль животноводства - разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. Животноводческая продукция дает 70% стоимости сельскохозяйственной продукции. Животноводческие районы - горные районы Уэльса, Северной Англии и Шотландии. Основная часть пахотных земель расположена в восточной части острова Великобритания, где выпадает сравнительно немного осадков, низменные и плодородные почвы. Из зерновых культур сеют овес, ячмень и пшеницу. Увеличились площади под кукурузой, Традиционная культура - картофель - распространена повсеместно. На корм скоту выращивают также кормовую свеклу и капусту. Огороды, сады и парники занимают 1,5% сельскохозяйственных земель и дают 12% стоимости сельскохозяйственной продукции. Важная отрасль растениеводства - разведение цветов - бледно-желтых нарциссов, «голландских» тюльпанов, гиацинтов и др. Рыболовство играет большую роль в экономике страны. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье, недалеко от которого в Северном море находится отмель Доггер-Банка, где вылавливают около 2 млн. тонн рыбы в год. Рыболовецкий флот состоит из 11 тыс. судов.

Как указывалось выше, угледобывающая промышленность снизилась и энергетический сектор экономики был преобразован внутренними залежами природного газа и нефти. Ядерное топливо незначительно повысило уровень вырабатываемой в стране энергии, в то время как гидроэлектростанции сохранили свои позиции, а кое-где, например, в Шотландии, остались главным источником энергии. Подавляющее большинство энергии производится на обычных электростанциях.

В целом сфера производства продолжает сокращаться как в плане работников, занятых в этой области, так и в плане доли (теперь менее одной четверти) в валовом национальном продукте (ВНП). Этот сектор экономики был главной причиной стремительного увеличения уровня безработицы в начале 80-х годов. Когда же производство снова стало расти, произошло значительное увеличение в производительности труда и прибылях.

Наиболее важными секторами промышленности являются машиностроение, пищевая промышленность (включая производство безалкогольных и спиртных напитков), табачная и химическая промышленности, бумажная и печатная промышленности, легкая промышленности. Наиболее быстро развивающимися секторами промышленности стали химическая, лесная, мебельная, резиновая промышленности и производство пластиков. Внутри химической промышленности особенно активно стала развиваться фармацевтическая индустрия. Пищевая и легкая промышленности, а также машиностроение в целом работают ниже среднего.

В восьмидесятых годах значительно увеличился импорт промышленной продукции, но, несмотря на это, Великобритания продолжает экспортировать значительную часть своих товаров, баланс все равно остается в пользу импорта. Тем не менее, поддержка конкурирующей промышленности считается первостепенно важной для международной торговли, где она имеет больший вес, чем сфера услуг.

Центры промышленности.

  • 1. Нефтепереработка: Шелл-Хейвен, Фоли, Грейнджмут, Милфорд-Хейвен, Пембрук, Барри, Коритон, Лландарси, Стэнлоу-Каррингтон, Биллингем-Уилтон, Тиспорт.
  • 2. Чёрная металлургия: Шеффилд-Ротерем, Порт-Толбот, Лланверн, Сканторп, Скин-нингров, Редкар, Лланелли, Каррон, Клайд-Айрон, Мидлсбро, Равенскрег, Кардифф.
  • 3. Цветная металлургия: Суонси, Лондон и его пригороды, Холихед, Линмут, Эйвон-мут, Прескот.
  • 4. Алюминиевая промышленность: Бернтайленд, Долгаррог, Ньюпорт, Кинлохливен, Фойерс, Форт-Уильям, Холихед, Инвергордон.
  • 5. Свинцово-цинковая промышленность: Эйвонмут, Манчестер, Нортфлит, Глазго.
  • 6. Медная промышленность: Бутл, Ливерпуль.
  • 7. Электротехника и приборостроение: Большой Лондон, Глазго, Эдинбург, Ист-Килбрайт, Ливингстон, Бирмингем, Ковентри, Данди, Ньюкасл-апон-Тайн, Ливерпуль, Манчестер.
  • 8. Станкостроение: Бирмингем, Большой Лондон, Ковентри, Лестер.
  • 9. Автомобильная промышленность: Большой Лондон, Бирмингем, Ковентри, Лутон, Оксфорд, Дерби, Сандерленд, Ливерпуль.
  • 10. Авиационная и ракетно-космическая промышленность: Большой Лондон, Бри-столь с пригородом Филтон, Дерби, Глостер, Уайт, Йовил, Лутон, Манчестер, Престон.
  • 11. Судостроение: Клайдсайд, Барроу-ин-Фернесс, Белфаст, Сандерленд, Беркенхед, Ньюкасл, Глазго, Гринок, Портсмут, Плимут, Саутгемптон.
  • 12. Химическая промышленность: Большой Лондон, Фоли-Саутгемптон, Стэнлоу-Каррингтон, Биллингем-Уилтон, Норт-Тис, Грейнджмут, Моссморан, Бристоль с пригородами, Иммингем, Лондондерри, Глазго, Бирмингем, Ньюкасл, Мидлсбро с пригородами, Абердин, Хайт, Ливерпуль, Манчестер, Гулль, Шелл-Хейвен.
  • 13. Атомная промышленность: Амершем, Харуэлл, Олдермастон, Спрингфилд, Капенхерст, Райсли, Уонтидж.
  • 14. Текстильная промышленность: Лондон, Ноттингем, Лестер, Данди, Лидс, Хад-дерсфилд, Брадфорд, Арброт, Монтроз, Маклсфилд, Гринфилд, Гримсби, Вулвер-гемптон, Престон, Уилтон, Ковентри, Килруд, Манчестер, Белфаст.

Главными чертами экономики Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии являются: интегрированность в мировую экономическую систему; умеренные темпы экономического роста, соответствующие классической рыночной экономике.

Великобритания являлась лидером промышленной революции XIX в. Однако в начале XX в. ряд исторических факторов обусловил потерю лидирующих позиций. В настоящее время страна, некогда дававшая половину мирового промышленного производства, сохраняет за собой не более 3%.

С приходом в 1979 г. к власти консерваторов был ликвидирован контроль за иностранной валютой, дерегулированы финансовые рынки, проведена приватизация многих отраслей промышленности, сокращено прямое налогообложение высоких доходов. Правительство стало оказывать серьезную поддержку современным наукоемким отраслям и стимулировать экспансию иностранного капитала в экономику. На предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям, производится 25% промышленной продукции.

Британская продукция отличается высокой наукоемкостью. Великобритания – одна из стран, лидирующих в мировом НТП, у нее наибольший научно-технический потенциал в Европе. Подтверждением может служить то, что Великобритания является вторым, после США, государством по числу полученных ее учеными нобелевских премий (свыше 70). Важнейшими открытиями британцев являются:

– структура ДНК;

– суперпроводимость;

– компьютерная томография;

– озоновая дыра;

– радиоастрофизика;

– клонирование (Ян Вильмут из Эдинбурга вырастил овечку Долли, генетически идентичную донору).

Основу британской экономики составляет частный сектор, производящий 80% ВВП и обеспечивающий 75% занятости.

В конце XX в. сложилась следующая структура экономики Великобритании:

– «первичный сектор», включающий сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство – 1,8% ВВП и 1,1% общей численности трудовых ресурсов;

– «вторичный сектор» – обрабатывающая промышленность и строительство – 31,4% ВВП, 18,7 занятых;

– «третичный сектор» – сфера услуг – 66,8% ВВП и 80,2% занятых.

Промышленность. За последние два десятилетия произошли серьезные изменения в отраслевой структуре промышленности: повысился удельный вес машиностроения; возросла роль химической промышленности; быстрыми темпами развивается энергетика; нефтяная и газовая промышленность. В этот же период наблюдалось стабильное развитие пищевой промышленности. Однако снизилась роль и удельный вес угольной и легкой промышленности. Современное развитие промышленности страны определяют высокие технологии, именно поэтому продукция, произведенная в Великобритании, отличается своей высокой наукоемкостью. Расходы Великобритании на НИОКР составляют 2% ВВП.

Каменноугольная промышленность – одна из старейших отраслей хозяйства Великобритании.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. В настоящее время отрасль переживает кризис, так как на смену углю пришли нефть и газ.

Самыми крупными угольными бассейнами страны являются Йоркширский, Даремский и Северо-Западный. Однако доля угля в топливно-энергетическом балансе все время уменьшается, с 1970 по 1977 г. со 140 до 119 млн тонн. В настоящее время добыча угля составляет менее 49 млн тонн. Прежде Великобритания была крупным экспортером угля. В начале XX в. вывозилось до 110 млн тонн в год, теперь лишь 7–9 млн тонн.

Нефтяная и газовая промышленность. Великобритания занимает второе место в Западной Европе после Норвегии по добыче нефти. В 2000 г. добыча составила около 140 млн тонн. Сохраняется импорт нефти (40–50 млн т). Это связано, в том числе, с преобладанием легких фракций в североморской нефти и необходимостью получать всю гамму нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Кроме того, сохраняющийся импорт нефти из Ближневосточного региона – это остаточное явление тех времен, когда британская перерабатывающая промышленность была ориентирована на поставки дешевого сырья из региона Персидского залива с соответствующим образом оборудованными нефтеперерабатывающими предприятиями.

Нефтепереработка представлена шестнадцатью НПЗ общей мощностью 96 млн тонн в год. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона – в Фоли, в Ливерпуле, в устьях рек Темзы, Трента и Тиса. Построен также крупный завод в Шотландии на побережье Ферт-оф-Форта. От месторождений нефти в Северном море к нефтеперерабатывающим заводам в устье р.Тис и в заливе Ферт-оф-Форт проведены нефтепроводы.

Добываемый со дна Северного моря газ по проложенным на дне газопроводам достигает восточного побережья страны, а потом по магистральной нитке Лондон – Ланкашир и ее ответвлениям поступает во все районы страны. В 2000 г. добыча газа составила 90 млрд куб. м, из них

6,3 млрд куб. м идет на экспорт. Добыча ведется на 37 месторождениях. Крупнейшие из них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм (1/2 объема добычи). Великобритания сохраняет импорт природного газа из Алжира, Катара и Норвегии. Добычу газа ведет государственная компания «Бритиш ГАЗ».

Энергетика. Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников.

Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (67,7%), работающих на угле, газе и мазуте. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) расположены около крупных городов: Лондона, Бирмингема, Ливерпуля и др.

В последние два десятилетия быстрыми темпами в стране развивалась атомная энергетика. АЭС производят 29,3% электроэнергии. Построено 11 АЭС с 28 атомными реакторами общей мощностью 13 820 МВт.

На долю ГЭС приходится 3% производства электроэнергии. Крупнейшие ГЭС расположены на р.Трент, р.Темзе. Наибольшее количество ГЭС построено на реках и озерах Шотландского нагорья.

Общее производство электроэнергии в 2000 г. составило 337 млрд кВт/часов, это 9-е место в мире.

В 1970 г. в Великобритании было закончено строительство единой системы электропередач «Супергрид».

Черная металлургия является старейшей отраслью промышленности. Отрасль развивалась в благоприятных условиях. Страна была богата коксующимися углями, угольные пласты часто содержали железную руду либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый металлургии – это известняки. Они имеются на британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены недалеко друг от друга и от крупных морских портов. Это сейчас облегчает доставку сырья из других стран, поскольку собственная добыча практически прекращена. Железную руду в настоящее время привозят из Канады, Либерии, Мавритании.

Крупнейшие металлургические центры находятся на побережье, так как работают на привозной железной руде. Это Сканторп в Хамберсайде, Порт-Телбот и Ллануэрн в Южном Уэльсе, Редкар в Тиссайде, Равенскрейг в Шотландии. В центральной части страны сохранил свое значение лишь Шеффилд, где производят высококачественные стали.

Крупнейшими производителями стали в Великобритании являются транснациональные корпорации «LNM» – 4-е место в мире и «Бритиш Стил» – 6-е место в мире по производству стали.

В 2000 г. общий объем производства составил около 18 млн тонн.

Цветная металлургия – одна из крупнейших в Европе. Работает отрасль почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превышает экспорт черных металлов.

Великобритания – один из крупных экспортеров таких цветных металлов, как цирконий, бериллий, германий, уран, ниобий и др., используемых в атомной и авиационной промышленности, электронике. Главными покупателями цветных металлов у Великобритании являются США и ФРГ. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет лишь часть потребностей страны в важнейших цветных металлах. Например, потребность в меди и цинке обеспечивается на 1/2, в алюминии – на 2/3. Полностью покрываются потребности в олове, свинце.

Главный район цветной металлургии – Западный Мидленд. Крупными центрами отрасли являются Ливерпуль, Лондон, Соунси. Алюминий производят на заводах, расположенных у ГЭС в Шотландии. Три завода по выплавке алюминия расположены на о. Англси. Господствуют в отрасли две компании: «Бритиш алюминиум» и «Алкан индастриз».

Химическая промышленность. В послевоенные годы эта отрасль росла быстрее других. Изменилась ее сырьевая база. Открытие собственных крупных месторождений нефти и природного газа позволило быстрыми темпами развивать синтетическую химию возле нефтеперерабатывающих заводов. По объему продукции химической промышленности Великобритания уступает США, ФРГ и Японии, а по некоторым видам – и Франции, и Италии. Третья часть продукции идет на экспорт, объем его превышает импорт. В этой отрасли сильны позиции иностранного капитала, особенно американского.

Великобритания выделяется крупными масштабами производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, красителей, моющих средств, фармацевтики (четвертый в мире производитель лекарств).

В основной химии выросло производство серной кислоты, соды и хлора.

Расширился выпуск минеральных удобрений (ввозят фосфориты).

Главные районы химической промышленности: Юго-Восток, где в Большом Лондоне сосредоточено множество предприятий тонкой химии, особенно фармацевтических, а в Фоли – крупная нефтехимия. Ланкашир и Чешир сосредоточили предприятия основной химии. На северо-востоке Англии находится комплекс производств органической и неорганической химии (Бирмингем – Уилтон – Тиспорт), а нефтехимические производства – в Хамберсайде у Иммингема. В целом же нефтехимия тяготеет к портовым городам, куда поступает нефть. Минеральные удобрения производят на Юго-Востоке и в Йоркшире.

Машиностроение и металлообработка. Машиностроение – ведущая отрасль британской промышленности, обеспечивает стране 2/5 стоимости выпускаемой продукции, 1/3 объема экспорта. Во внешней торговле машинами и оборудованием Великобритания делит с Францией 4–5 места среди развитых стран.

В последнее десятилетие возрос объем инвестиций в передовые и наукоемкие отрасли – станкостроительную, электротехническую, авиационную, электронную.

Структура британского машиностроения сложней и многообразней, чем в других западноевропейских странах, за исключением ФРГ. Продукция отрасли высококачественна, что обеспечивается высокой квалификацией инженеров и рабочих.

Электротехника и электроника заняли первое место в структуре машиностроения по стоимости продукции. Наиболее динамично развивается электроника, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники – японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования и средств связи («Бритиш Телеком», «Ракал Электроникс», «Сименс-Плесси»).

В приборостроении более 2/3 стоимости продукции приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Получило развитие также производство часов и фотоаппаратуры.

Транспортное машиностроение после тяжелого спада 1970-х г. развивается высокими темпами. Оживление в отрасли вызвано притоком японского, американского и немецкого капитала.

В автомобилестроении 85% объема производства приходится на следующие фирмы: «Ровер групп» (бывшая английская компания, приобретена в 1994 г. немецкой компанией «БМВ»), «Нисан», «Хонда», «Тайота», «Форд», «Дженерал моторс», «Талбот» (филиал французской компании «Пежо-Ситроен»). В 2000 г. произведено 4,8 млн легковых и грузовых автомобилей, это восьмое место в мире.

Производство автомобилей сконцентрировано в Западном Мидленде (Бирмингем, Ковентри) и на Юго-Востоке (Большой Лондон, Оксфорд, Лутон).

Быстро растет выпуск продукции в авиаракетостроении. По доле продукции на мировом рынке Великобритания занимает четвертое место (после США, Германии, Франции). Отрасль производит также продукцию военного назначения. Ведущие позиции в отрасли занимает приватизированная компания «Бритиш аэроспейс», специализирующаяся на выпуске широкого спектра различных самолетов, в том числе и военного назначения (тактический истребитель вертикального взлета и посадки «Харриер», самолет «Торнадо», вертолеты «Си-Кинг», «Линкс» и др.), космических аппаратов, ракет. Английская компания «Роллс-Ройс» является одним из крупнейших мировых производителей авиадвигателей.

В этой отрасли широко развита кооперация. Созданный европейский консорциум «Эйрбас индастри» включает компании «Бритиш аэроспейс», «Аэроспасьяль» (Франция), «Даймлер-Бенц-Аэроспейс» (ФРГ), «КАСА» (Испания). В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации.

Авиаракетная промышленность концентрируется вокруг Большого Лондона, в Бристоле, в Восточном Мидленде и Западно-Мидлендской конурбации.

Получило развитие и судостроение. Великобритания производит практически все типы судов, в том числе военные корабли, подводные лодки. Однако вследствие большой стоимости британские суда несмотря на высокое качество неконкурентоспособны, поэтому их производство сокращается. Основными центрами судостроения стали: Белфаст, Барроу-ин-Фернесс, а также Клайсайд.

Легкая промышленность. Ей принадлежит особое место. Она сыграла выдающуюся роль в промышленном развитии страны, во введении машинного производства в мире. До первой мировой войны она занимала внеконкурентное положение в мире, отличалась, как и сейчас, высоким качеством и разнообразием. Со времени экономического кризиса 30-х гг. прошлого века эта отрасль находится в состоянии депрессии. Ныне Великобритания превратилась из экспортера в крупного импортера хлопчатобумажных тканей.

Шерстяное производство ориентировалось на внутренний рынок и богатых покупателей США и Западной Европы. Оно меньше зависело от импортного сырья, и поэтому спад в нем менее резкий.

География текстильной промышленности сохранилась с эпохи промышленной революции. Основная часть хлопчатобумажного производства сконцентрирована в Ланкошире, шерстяного – в Йоркшире, трикотажного – в Западном Мидленде, льняного – в Северной Ирландии. Производство тканей из синтетических волокон тяготеет к этим же районам.

Сфера услуг в постиндустриальной Великобритании является важнейшей сферой экономики. Получили развитие: финансовые услуги, туризм, услуги бизнеса и другие. Великобритания является одним из лидеров предоставления услуг на мировом рынке. Объем экспорта услуг составляет 10% от мирового экспорта в этой сфере.

Важнейшей сферой экономики являются финансы, которые создают 25% ВВП страны. Здесь занято около 4 млн человек, 12% трудовых ресурсов страны. Столица страны – Лондон – является еще и мировой финансовой столицей, крупнейшим финансовым центром планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (помимо английских в Лондоне представлено 50 крупных банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов, рынок облигаций, финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными активами, операции с драгоценными металлами. Другими крупными финансовыми центрами являются: Ливерпуль, Манчестер, Эдинбург, Кардифф.

Великобритания – один из мировых центров туризма. В отрасли занято 7% экономически активного населения. Доход, получаемый от туризма, превышает 8 млрд долларов в год. Крупным туристическим центром стал Лондон.

Транспорт – важнейшая отрасль сферы услуг. В Великобритании, некогда главной морской державе мира, до настоящего времени около 90% грузооборота (включая внешние перевозки) приходится на морской флот (433 корабля). По объему грузооборота она занимает 14-е место в мире. Ни один порт страны не входит в десятку крупнейших в мире. Самые крупные порты страны – Лондон с грузооборотом 60 млн тонн в год; Ливерпуль – 10 млн. тонн; Саутгемптон – 30 млн тонн.

Доля автомобильного транспорта во внутреннем грузообороте и пассажирообороте составляет 90%.

На железнодорожный транспорт приходится ныне менее 1/10 внутреннего грузооборота и пассажирооборота. Протяженность железных дорог – 16,7 тыс. км. С 1993 г. действует железнодорожный тоннель под Ла-Маншем.

Значение трубопроводного транспорта (5% грузооборота) растет с началом добычи нефти и газа в Северном море. 75% нефти поступает на сушу по нефтепроводам.

Велики успехи Великобритании в развитии гражданской авиации. Английская авиакомпания «Бритиш Эйрвейс» является крупнейшей авиакомпанией мира, а Лондонский аэропорт «Хитроу» – крупнейшим международным аэропортом.

Сельское хозяйство Великобритании – одно из самых продуктивных и механизированных в мире. В нем занято около 1,1% экономически активного населения. Общий уровень самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией составил в середине 1990-х гг. 82%. Полная обеспеченность достигнута по следующим продуктам: мясу птицы, свинине, говядине, молоку, пшенице, ячменю, овсу, всем овощам. Общая площадь обрабатываемых земель составляет 18,5 млн га.

Более 2/3 сельскохозяйственных угодий находится в руках фермеров. Однако для Великобритании все еще характерно наличие крупных землевладельцев (лендлордов), сдающих землю в аренду. Величина угодий, принадлежащих одному фермеру, в среднем составляет 70 га. В конце

XX в. насчитывалось 244 тыс. фермеров.

Ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство (62% стоимости сельскохозяйственной продукции). Выращивается крупный рогатый скот (около 12 млн голов), свиньи (8 млн голов), овцы (43,6 млн голов). Развитию этой отрасли в 1990-е гг. огромный ущерб нанесли эпидемии губчатого энцефалита и болезнь Крейцвальда-Якобса («коровье бешенство»).

В растениеводстве около 1/3 пашни занято зерновыми культурами. Выращивают пшеницу, ячмень. Часть зерна экспортируется. Под овощными и кормовыми культурами, садами, ягодниками занято 4% сельскохозяйственных угодий, больше 50% – под посевами многолетних трав.

Основные земледельческие районы расположены в Восточной и Юго-Восточной Англии, вокруг залива Уош.

Великобритания обладает прежде всего топливными ресурсами: на шельфе Северного моря расположены крупнейшие в Западной Европе месторождения нефти и природного газа (Экофиск, Вайкинг, Брент, Фортис, Фригг и др.), на территории страны расположено несколько крупных каменноугольных бассейнов (Йоркширский, Южно-Уэльский, Шотландский). Однако запасы нефти и газа подходят к концу, а добыча угля стала малорентабельной. Небольшие месторождения железных, вольфрамовых, оловянных руд, калийных и поваренных солей не ре-шают сырьевой проблемы страны. Большое значение имеют гидроэнер-гетические ресурсы (Шотландия), а также рыбные и рекреационные ре-сурсы.

Великобритания высокоразвитая страна с постиндустриальной структурой экономики, где ведущую роль играет непроизводственная сфера.

В стране развиты практически все виды промышленности .

Среди отраслей топливной промышленности прежде всего выделя-ются нефтяная и газовая . По добыче этих видов топлива Великобритания занимает 1 место в зарубежной Европе. Угольная промышленность стра-ны пришла в упадок, и в настоящее время Великобритания является крупным импортёром коксующегося и энергетического угля.

Основу энергетики Великобритании (около 400 млрд. кВт.ч в год) составляют тепловые электростанции, вырабатывающие более 70% электроэнергии страны, ещё 24% электроэнергии производят АЭС.

Чёрная металлургия , которая была гордостью Англии, переживает тяжелейший кризис. Старым металлургическим районом является Цен-тральная Англия (Шеффилд). Отказ от собственного сырья привёл к сдвигу отрасли на побережье, где возникли новые металлургические рай-оны: Северо-Восточная Англия (Редкар), Южный Уэльс (Кардифф, Порт-Толбот) и Сканторп.

Несмотря на почти полное отсутствие сырьевой базы, Великобрита-ния обладает развитой цветной металлургией , специализирующейся на производстве алюминия (Инвергордон, Холихед, Линмут), меди (Ливер-пуль), свинца (Нортфлит), олова (Норт-Ферриби).

Крупнейшей по числу занятых и стоимости выпускаемой продук-ции среди отраслей промышленности (около 40%) является высокораз-витое машиностроение : автомобилестроение (Лондон, Оксфорд, Ковен-три, Бирмингем), судостроение (Глазго, Сандерленд, Саутгемптон, Белфаст), авиаракетная промышленность (Лондон, Бирмингем, Дерби), тяжёлое машиностроение (Глазго, Мидлсбро), станкостроение (Лондон, Бирмингем, Манчестер), электротехническая промышленность и элек-троника (Лондон, Бирмингем, Манчестер, Силиконовая долина в Шот-ландии).

Среди отраслей химической промышленности наибольшее развитие получили нефтепереработка (Иммингем, Фоли, Грейнджмут), основная химия (Лондон, Южный Уэльс, Центральная и Северо-Восточная Анг-лия), производство полимеров (Лондон, Ланкашир), фармацевтическая промышленность (Лондон).

Традиционно развита лёгкая промышленность , где ведущие позиции сохраняет текстильная промышленность, особенно производство шер-стяных тканей в Йоркшире (Лидс, Бредфорд), хлопчатобумажных в Ман-честере и льняных в Белфасте. Лондон — всемирно известный центр мо-ды и швейной промышленности.

Большое значение имеет лесная , целлюлозно-бумажная и полиграфи-ческая промышленность (Лондон, Бристоль, Манчестер, Лидс, Глазго и Эдинбург). Материал с сайта

В стране развиты все основные виды пищевой промышленности , но международную известность снискали производство пищевых концен-тратов, кондитерских изделий, алкогольных напитков и табачная про-мышленность.

Для Великобритании характерно высокоразвитое интенсивное сель-ское хозяйство , в структуре которого значительно преобладает животно-водство , главными направлениями которого являются молочно-мясное скотоводство, овцеводство, свиноводство и птицеводство. В растениеводстве по трети посевных площадей занимают кормовые травы и зерно-вые культуры (главным образом, пшеница и ячмень), большое внимание уделяется производству технических культур (рапс, сахарная свёкла, лён), овощей и ягод.

На этой странице материал по темам:

  • Гидроэнергетические ресурсы великобритании кратко

  • Природные ресурсы великобритании кратко

  • Ресурсная база промышленности великобритании

  • Легкая промышленность зарубежной европы великобритания известные дома мод

  • Реферат великобритания высокоразвитая постиндустриальная страна

Вопросы по этому материалу:

  • Дайте характеристику природно-ресурсного потенциала Великобритании.

  • Охарактеризуйте особенности хозяйства Великобритании.