Особенности взыскания задолженности по налогам. Недоимка по налогам: что это и стоит ли платить

Недоимка – это термин, который можно обнаружить еще в юридических документах 19 века. Тогда с крестьян взимались налоги, но у большинства не находилось средств для выплат. Образовывались недоимки. Тот, тяжелый для простых людей, период закончился, однако термин используется и сейчас.

Что собой представляет недоимка?

Согласно НК, недоимка — это налоги или обязательные платежи, которые не были выплачены.

Попросту говоря, это задолженность. Недоимку взыскивают как с физических, так и с юридических лиц. Выплаченные средства направляются в бюджет государства.

Недоимки по налогам

Налоговые отчисления предполагают установленную дату их оплаты. Если предприятие не сделает выплаты, то начисляется недоимка. Начисления формируются со следующего дня после просрочки. Неустойка начисляется ежедневно вплоть до даты оплаты задолженности и пени.

Если должник не выплачивает долг в полном объеме, пеня взыскивается в принудительном порядке. То есть, через суд. Сумма долга списывается с банковских счетов. Если средств нет, происходит арест собственности.

Если прошло много времени, никакие меры принуждения на должника не действуют, задолженность признается безнадежной. В этом случае она списывается.

ВАЖНО! К формированию недоимки могут привести возмещения от налогового органа за переплату налогов.

Недоимки по страховым взносам

Существуют следующие виды недоимок по страховым взносам:

  • По ФСС. Возникает при наличии задолженности перед ФСС. Существует определенный порядок расчетов размера недоимки: из общей суммы долга вычитаются уже уплаченные взносы. Из сумм, направленных в Фонд социального страхования, государство формирует бюджет для пособий.
  • В ПФР. Задолженность формируется из обязательных пенсионных выплат.
  • В ФФОМС. Долг формируется из обязательных выплат по медицинскому обслуживанию.

Наличие долга предполагает начисление пени по ставке, соответствующей текущей ставке ЦБ РФ. Предприятие, в котором есть наемные работники, должно уплачивать взносы до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Как выявляется недоимка?

Недоимка, в большинстве случаев, выявляется следующим образом:

  1. Составляется налоговая декларация.
  2. Рассчитывается налог.
  3. Если налог не уплачен вовремя, образуется недоимка.
  4. Формируется сумма пени.

Недоимка может быть обнаружена в результате налоговой проверки.

Обнаруживается при следующих обязательствах:

  • Неправильное составление платежных документов, по причине чего деньги не поступили кредитору.
  • Ошибки, которые появились при исчислении.

Найти недоимку может сам владелец предприятия в процессе проверки документов. В этом случае он должен незамедлительно провести оплату.

Порядок взыскания

Взыскание в принудительном порядке происходит в том случае, если должник отказывается оплатить их добровольно.

Сам кредитор не имеет права реализовывать принудительные меры в отношении дебитора. Делается это исключительно через суд.

Нельзя сразу отправиться в судебный орган. Нужно сначала попробовать решить проблему в досудебном порядке. Для этого должнику сначала направляется требование о добровольной выплате долга, в состав которого входит начисленная пеня. Требование составляется по установленной форме. Направляется оно в течение 3 месяцев с даты появления задолженности. Требование вручается лично в руки. Также оно может быть направлено заказным письмом. В документе обязательно указываются следующие пункты:

  • Сроки, в которые нужно покрыть недоимку.
  • Причины, на основании которых появилась задолженность.
  • Последствия, которые будут применены к должнику, если он не оплатил долг.
  • Информация из соответствующих законов.

В требовании также может не указываться сроков. В этом случае дебитору нужно погасить долг в течение 10 дней.

Если должник никаких выплат не делает, то кредитор имеет право обращаться в суд. После получения исполнительного документа начинается производственный процесс. В процессе его реализуются меры принуждения:

  • Списание средств с банковских счетов в размере долга.
  • Арест имущества.
  • Запрет на выезд за границу.

Если задолженность не выплачивается в течение длительного времени, она признается безнадежной и аннулируется.

Особенности начисления пени

Пеня начисляется ежедневно. Размер ее определяется в процентном соотношении от задолженности. К примеру, долг человека перед налоговой составляет 1000 рублей. Пеня определена в размере 0,1%. Просрочка составила 10 дней. То есть, и пеня будет равна 10 рублей. Недоимка определяется на основании текущей ставки рефинансирования ЦБ.

Учет пени

Как фиксировать пеню в бухучете? В расходах учитывать неустойку не требуется, так как она является необоснованной. Для отражения пени в документах используются проводки. Для отслеживания неустоек можно создать вспомогательные субсчета «Пени». Сумма неустоек указывается на счете «Убытки».

При выплате пени оформляется два платежных поручения. На документах проставляются разные коды бюджетной классификации. Данные коды включают в себя 12 знаков.

Срок давности взыскания

Срок давности в НК не оговорен. Сроки, указанные в ГК, не применимы к недоимкам. На основании чего определяется время для взыскания? В НК указаны сроки взыскания суммы через суд. Структура должна обратиться в судебное учреждение в течение трех лет. Это срок исковой давности. Взыскание происходит в течение следующего времени:

  • 9 месяцев с даты обращения организации в суд.
  • 2 года, если взыскание происходит за счет изъятия имущества.

ВАЖНО! Нужно сказать, что судебное взыскание – процесс длительный. Кредитору проще получить задолженность в досудебном порядке. Однако это касается долгов ЮЛ или ФЛ. Если долги возникли перед государственными структурами (налоговые органы, ПФР, страховые компании), то обычно взыскание происходит быстро. Если размер долгов не превышает 50 000 рублей, то кредиторы могут обратиться в мировой суд. Дело рассматривается быстро и без присутствия дебитора. Однако должник может оспорить решения. Для этого ему необходимо направить соответствующий документ в мировой суд, который принимал решение.

Резюме

Недоимка представляет собой задолженность, образованную вследствие того, что предприятие не вносит налоговые отчисления, взносы в страховые фонды, ПФР. Обнаруживается недоимка в ходе , выявленных ошибок в платежных документах самим руководителем компании. Подлежит взысканию в судебном порядке. Сначала кредитор направляет дебитору требование об оплате. Если должник никак не реагирует на требования, кредитор вправе обратиться в судебный орган. Взыскание происходит посредством снятия средств с банковских счетов, ареста имущества.

Недоимка – это определение, относящееся к налоговой сфере, простыми словами – это задолженность.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, недоимка – это своевременно не уплаченный налог или обязательный платеж.

Статьями Налогового кодекса предусмотрено принудительное взыскание задолженности после вручения исполнительного листа.

Впервые недоимки появились у крестьян из-за несвоевременно уплаченной суммы сбора за земли. Зачастую тогда суммы налога превышали заработную плату крестьян. Другой причиной мог послужить низкий урожай. Хотя даже при хорошем урожае не каждый крестьянин мог уплатить достаточно высокие суммы налогов и сборов. Таким образом, недоимки увеличивались с каждым годом.

Только в 1986 году были списаны все недоимки.

Налоговая недоимка

Недоимка по налогам – это просроченный платеж по налогам, как граждан, так и предпринимателей в бюджет страны.

Недоимка может появиться из-за несвоевременно уплаченного налога, что повлечет за собой штрафные санкции.

К недоимке по налогам также относят и излишне возмещенных налоговым органом сумм платежей, например, налог на добавленную стоимость.

Вернуть из бюджета можно излишне уплаченный налог на добавленную стоимость и акцизы. Сумму уплаченного НДС можно вернуть, если сумма данного налога меньше суммы вычетов. Сумму уплаченного акциза можно вернуть, если вычеты окажутся выше суммы самого налога.

Штрафные санкции

При начислении вам какого-либо налога, устанавливается конкретный срок уплаты его в бюджет. Со следующего дня после срока уплаты налога начинают начисляться штрафные суммы и до тех пор, пока плательщик не перечислит данный налог уже вместе с пеней в бюджет.

Если вами была получена излишне возмещенная сумма налога, штрафные пени будут начисляться со дня перечисления вам этой суммы на счет в банке.

Недоимки могут и должны быть уплачены лицом по собственному желанию и уже с начисленной пеней. Если же налогоплательщик игнорирует уплату налогов, органы налоговой сферы могут взыскать их в принудительном порядке. Если же данную сумму списать с налогоплательщика невозможно, налоговые органы могут ее признать безнадежной и списать.

Требование об уплате налога

При выявлении факта неуплаты налога налоговым органом высылается требование налогоплательщику об уплате налога и установлен конкретный срок. Налогоплательщик обязан уплатить налог в указанный в требовании срок. Тогда никаких неприятных последствий для налогоплательщика не возникнет.

Если же налогоплательщик проигнорировал указанное требование, налоговый орган имеет право списать данную сумму с его банковских счетов без согласия должника. Если же у должника нет счетов в банках, либо они нулевые, налоговый орган имеет право подать в суд. После получения налоговым органом исполнительно листа, он имеет право взыскать имущество должника.

Недоимка может быть списана, если истек срок давности, либо она признана налоговым органом безнадежной.

Недоимка по страховым взносам в ФСС, ПФР и ФФОМС

Недоимкой по ФСС признается долг страхователя перед ФСС. Она рассчитывается как разница между уже уплаченных взносов и общей суммой. Работа Фонда социального страхования РФ направлена на сбор социальных взносов и выплата за их счет различного вида пособий гражданам РФ.

Недоимкой в ПФР признается долг по обязательным пенсионным взносам.

Недоимкой в ФФОМС признается долг по обязательным платежам по обязательному медицинскому обслуживанию.

Как и по недоимке по налогам, за неуплату страховых взносов возникает ответственность, как правило, она выражается в начислении пени. При возникновении долга, контролирующие органы составляют требование о принудительном погашении возникшего долга.

Такая недоимка возникнет в случае, если плательщик не перечислит взносы до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Эти взносы обязаны уплачивать лица, которые принимают на работу наемных лиц. Например, индивидуальный предприниматель принял на работу в свой магазин продавца, с этого момента он обязан уплачивать все обязательные взносы.

Для тех лиц, которые не имеют в своем составе наемных работников, предусмотрена уплата взносов один раз в конце года. К обязательным и основным платежам относят платежи медицинские и пенсионные. Социальные платежи уплачиваются в добровольном порядке.

Взыскание недоимки

При несвоевременной оплате либо полном отсутствии перечислений, происходит взыскание данных средств в соответствии с действующим законодательством.

Взыскание происходит следующими способами:

  • денежными средствами;
  • имуществом должника, если его банковские счета нулевые или на них недостаточно денежных средств.

Требование об уплате недоимки

Перед тем, как начнется процедура принудительного изъятия денежных средств с должника, ему высылается требование о добровольной уплате взносов с начисленной пеней . Требование обязательно содержит срок уплаты недоимки. Такое требование имеет стандартную форму: для пенсионных и медицинских взносов – 4-ПФР, для социальных взносов – 5-ФОС. Все формы бланков закреплены законодательством РФ.

Требование должнику должно быть выслано в течение трех месяцев с момента обнаружения контролирующим органом недоимки.

Если такая недоимка выявилась при проверке лица, ответственного за перечисление взносов, тогда требование ему высылается в течение 10 дней с дня принятия решения.

Такое требование должно быть вручено страхователю либо лично в руки под роспись, либо заказным письмом, либо в электронном варианте. В нем обязательно должны быть прописаны следующие данные:

  • сроки уплаты недоимки;
  • причины взыскания;
  • последствия, возникающие при неуплате недоимок в срок;
  • выдержки из законов, регулирующих деятельность страховых фондов.

Если в требовании не указан срок уплаты недоимки, то плательщик обязан погасить долг в десятидневный срок.

Если должник никаким образом не реагирует на полученное требование, контролирующие органы начинают процедуру принудительного изъятия денежных средств. Данный этап занимает около двух месяцев. Должник получает данное решение в течение шести дней.

После этого с вашего счета в банке могут быть списаны данные суммы без вашего согласия. Если денежных средств недостаточно, их могут списывать по факту пополнения вашей карты. Если же никаких операций по карте вы не проводите и денежных средств на ней недостаточно, контролирующий орган может принять решение об изъятии у вас имущества в пользу фондов, что также регулируется законодательно.

Порядок уплаты недоимки

После получения требования, необходимо уточнить срок оплаты недоимки.

  • Если в требовании указан срок , то именно в этот срок вам и необходимо ее оплатить.
  • Если срок в требовании не указан , необходимо оплатить недоимку в десятидневный срок с момента получения требования.
  • Если требование пришло вам заказным письмом – то это, как правило, уже шестой день, то есть у вас на оплату остается четыре дня.
  • Если же письмо пришло вам на электронную почту, либо вручено лично в руки , то первым днем считается день получения вами этого требования.

Платежное поручение необходимо сформировать самостоятельно на основе полученного требования.

Порядок начисления пени

Контролирующие органы при выявлении недоимки начисляют пеню. Сумма пени зависит от суммы задолженности. Однако чтобы не уплатить излишнюю сумму, вам нужно уметь правильно ее рассчитывать.

Она начисляется как ставка рефинансирования умноженная на ставку рефинансирования разделенную на 300, и все это умножается на количество дней просрочки.

Ставка рефинансирования берется на первый день возникновения недоимки. Если же ставка рефинансирования менялась в период недоимки, нужно рассчитывать по каждой ставке сумму отдельно. В текущем году ставка рефинансирования составляет 11%.

Учет пени при упрощенной системе налогообложения

При упрощенной системе налогообложения, в расходах учет пени не предусматривается, так как эти расходы признаются необоснованными. Из-за этого отражать их в книгах доходов или расходов не нужно.

В бухгалтерском учете пени отражаются соответствующими проводками. Для упрощения работы и для отслеживания наличия пеней можно открывать дополнительные субсчета «Пени». Суммы пеней должны указываться по счету «Прибыль и убытки».

Важно помнить, что при уплате недоимок и пени, необходимо составлять два платежных поручения, так как у них различные коды бюджетной классификации. Коды бюджетной классификации состоят из двадцати знаков.

Срок давности недоимки

Иногда плательщик налогов может получить требование об уплате недоимки, возникшей более пяти лет назад. Возникает вопрос: не прошел ли срок давности у такого платежа?

Начнем с того, что Налоговый кодекс никак не регламентирует срок давности по недоимке. Статьи Гражданского кодекса также невозможно применить к недоимкам.

Но в Налоговом кодексе оговаривается срок взыскания суммы через судебные органы. Общий срок составляет около девяти месяцев с момента обращения налогового органа в суд. Если же налоговый орган подает в суд на изъятие имущества должника, данный срок может составить порядка двух лет.

Недоимку также могут выявить и инспекции, к ним относят в основном недоимки по транспортному налогу. Недоимка в этом случае может выявиться из-за несовпадения суммы налога, указанной в счете на оплату с суммой налога, указанной в декларации плательщика.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что недоимки не имеют сроков исковой давности, но имеют ограничения по судебным взысканиям. Если суд примет решение о неправомерности начисления такой недоимки, либо контролирующий орган нарушит сроки подачи заявления в суд, тогда недоимка может быть признана безнадежной и будет списана.

О возникновении и прекращении обязанности по уплате налогов и сборов мы рассказывали в и указывали, что обязанность уплаты законно установленных налогов - одна из основных обязанностей налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). В случае, если налогоплательщик не оплатит в установленные сроки свои налоги, у него возникает недоимка.

Недоимка по налогам - это…

НК РФ дает следующее определение недоимки. Недоимка - это сумма налога или сбора или страховых взносов, которая не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ). Это значит, что задолженность по уплате пеней или штрафа за нарушение налогового законодательства недоимкой с точки зрения НК РФ не является.

За неуплату налогов в установленный законом срок в результате занижения базы или иных неправомерных действий организации несут ответственность, которую мы рассматривали в .

А у налоговых органов, в свою очередь, появляется право это недоимку взыскивать с учетом пеней, а иногда и штрафов за неисполнение налоговой обязанности (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для взыскания недоимки налоговая направляет налогоплательщику требование об уплате налога. В этом документе будет содержаться информация о неуплаченной сумме налога и об обязанности погасить ее в установленный срок (п. 1 ст. 69 НК РФ). Подробнее о налоговом требовании мы рассказывали в и приводили образец такого документа.

Налоговая инспекция будет предпринимать все доступные законные средства для взыскания недоимки по налогам с физических лиц или организаций, в т.ч. путем обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика-должника.

В исключительных случаях недоимка может быть признана безнадежной и списана налоговым органом (

В законодательстве РФ используется два близких по значению понятия - недоимки и задолженности. В чем их специфика?

Что такое недоимка?

Под недоимкой законодательство РФ понимает сумму установленного налога или сбора, которая не уплачена ФНС или иному компетентному государственному органу гражданином либо организацией, обязанными их уплатить, вовремя. То есть в срок, установленный положениями нормативно-правовых актов. Недоимками признаются и суммы страховых взносов в государственные фонды - ПФР, ФСС, ФФОМС.

Недоимкой также является сумма налога, сбора или взноса, которая недоплачена или начислена сверх того, что гражданин или организация уплатили, - например, по итогам проверки или по решению суда.

Таким образом, недоимка - это долг перед государственной организацией. Как правило, по факту ее обнаружения регулирующим органом плательщик обязуется погасить ее. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Что такое задолженность?

Под задолженностью понимается:

  • сумма налога, сбора или взноса, которую человек или фирма обязаны уплатить государству, еще не уплатили ее, но, в принципе, успевают это сделать в срок;
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация должны уплатить другому человеку или фирме в соответствии с законом или условиями частного договора (в этом случае задолженность именуется кредиторской);
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация рассчитывают получить от другого человека или фирмы в соответствии с законом или условиями частного договора (это, в свою очередь, дебиторская задолженность).

Таким образом, задолженность - это сумма налога, сбора или взноса до просрочки и превращения их в недоимку либо любые другие денежные средства, которые должны быть уплачены обязанной стороной в пользу управомоченной.

Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений - например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.

Сравнение

Главное отличие недоимки от задолженности в том, что первый термин имеет значительно более узкий круг применения и обозначает только сумму налога, сбора или взноса, которые гражданин или организация должны государству в лице отдельных органов или фондов. Кроме того, недоимка обозначает чаще всего одностороннее обязательство - перед государством.

Задолженность - понятие значительно более широкое. Оно может обозначать, в принципе, любую денежную сумму, которую одно частное лицо, организация или государственная структура должны другим субъектам. Или, наоборот, рассчитывают получить от них. Задолженность - это не перешедший в состояние недоимки налог, сбор или взнос, который гражданин или фирма еще успевают уплатить в срок.

Термин «задолженность» часто применяется в целях обозначения суммы, которую должен уплатить государственный орган (обычно взимающий налоги, сборы или взносы) в пользу тех лиц, что данные платежи обычно уплачивают сами. Так, если фирма переплатила налоги, то она получает право вернуть их из бюджета - и в этом случае у ФНС формируется задолженность перед ней.

Задолженность бывает двух видов: текущая и просроченная. В первом случае она не сопровождается начислением штрафных санкций. Во втором - обязанная сторона может столкнуться с необходимостью также уплаты неустойки.

Определив, в чем разница между недоимкой и задолженностью, отразим выводы в таблице.

Таблица

Недоимка Задолженность
Что общего между ними?
Задолженность гражданина или фирмы по налогу, сбору либо взносу, не погашенная в срок, превращается в недоимку
В чем разница между ними?
Представляет собой сумму налога, сбора или взноса, которую частное лицо или организация должны уплатить государству по закону Представляет собой сумму денежных средств, которую частное лицо или организация должны уплатить другому субъекту (или вправе получить от него) по закону или в силу договора
Носит, как правило, односторонний характер - когда частное лицо или организация должны государству Может носить обоюдный характер, бывает кредиторской и дебиторской
Формируется только по факту просрочки уплаты суммы Является текущей по факту возникновения в силу закона или договора, становится просроченной по факту неперечисления обязанной стороной платежа вовремя
Госорган, управомоченный взимать недоимку, может начислить на нее пеню Просроченная задолженность может сопровождаться начислением неустойки в силу закона или договора

Являются важнейшей обязанностью любого субъекта предпринимательской деятельности. Своевременное исполнение указанной обязанности позволяет организации , избежать дополнительных финансовых потерь в виде штрафных санкций. Однако довольно распространена ситуация, когда у организации в силу объективных причин возникает недоимка по налоговым платежам . При принудительном взыскании налоговыми органами указанной недоимки налогоплательщик может защитить свои интересы . Рассмотрим эти возможности.

Правовое регулирование

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (далее - налоговое законодательство). Указанная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством.
Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль над соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля, например камеральных и выездных налоговых проверок (ст. 87 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, при проведении которой выявлены нарушения налогового законодательства, выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также принимаются меры по принудительному исполнению обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Необходимо обратить внимание на то, что если налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налогов добровольно, то налоговые органы обязаны взыскать недоимку в принудительном порядке (ст. 39 НК РФ).
В налоговом законодательстве закреплены два способа принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), других обязательных платежей и санкций: бесспорный (внесудебный) и судебный порядки . И та, и другая процедуры имеют процессуальные особенности.

Бесспорный порядок взыскания недоимки

Моментом начала указанного процесса следует считать дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов . Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в указанный срок (ст. 69 НК РФ). В требовании в том числе должна содержаться информация о:
- сумме задолженности по налогу;
- размере пеней, начисленных на момент направления требования;
- сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (Указанный срок имеет большое процессуальное значение, так как он определяет срок принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки, а также срок подачи налоговым органом заявления в суд о взыскании недоимки (ст. 46 НК РФ));
- сроке исполнения требования (Требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан иной срок исполнения);
- мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней со дня вступления в силу решения по проверке (если недоимка выявлена в ходе камеральной или выездной налоговой проверки или в течение 3 месяцев со дня ее выявления (если недоимка выявлена не в ходе налоговой проверки). В последнем случае налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика (форма документа утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@). На дату составления указанного документа, с точки зрения налоговых органов, следует ориентироваться при определении срока выставления требования. Аналогичное мнение выражено, в частности, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2007 N А26-3314/2007. Заметим, что данный подход к определению даты выявления недоимки является по меньшей мере небесспорным.
Недоимка может быть выявлена только после того, как налогоплательщик представил декларацию с суммой налога к уплате или пропустил срок уплаты налога. О том, что налог не уплачен, налоговому органу становится известно на следующий день после истечения срока уплаты. Следовательно, в этот же срок он узнает о сумме недоимки. Указанная позиция находит отражение и в судебных решениях (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2009 N А82-14902/2008-27).
Логично предполагать, что обнаружение налоговым органом данных в своих внутренних документах не может свидетельствовать ни о фактическом наличии недоимки, ни о наличии переплаты, поскольку такие данные полностью зависят от действий его сотрудников, т.е. носят субъективный характер. В сложившейся ситуации налогоплательщику, допустившему образование недоимки, можно рекомендовать провести сверку расчетов с налоговыми органами. В этом случае дата акта сверки может свидетельствовать о сроке выявления недоимки.
Действующие правовые нормы налогового законодательства не дают ответа на вопрос, является срок направления требования об уплате налога пресекательным, т.е. является ли недействительным соответствующее требование, выставленное с нарушением указанного срока. При решении данного вопроса целесообразно обратить внимание на сложившуюся арбитражную практику. Точка зрения судебных органов содержится, например, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, а также в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 и заключается в том, что нарушение срока выставления требования не влечет изменения срока на бесспорное взыскание недоимки. Таким образом, срок взыскания недоимки при нарушении срока выставления требования будет исчисляться таким же образом, как если бы требование было выставлено вовремя (Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2006 N КА-А40/6689-06-П).
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
Необходимо обратить внимание на то, что при направлении требования заказным письмом могут возникнуть неприятные для налогоплательщика ситуации. Так, требование может быть направлено по юридическому адресу организации, а не по месту ее фактического нахождения. Кроме того, требование может получить работник организации, находящийся в офисе в момент поступления корреспонденции, и не поставить об этом в известность руководителя. В этих случаях руководство организации может не знать о начале процедуры принудительного взыскания недоимки.
Важно помнить, что срок исполнения требования исчисляется с даты его получения организацией, а не с даты его составления. Правильно определить дату получения требования при его направлении по почте позволит почтовая отметка на конверте или дата, указанная в уведомлении о вручении заказного письма адресату. Если организация не получала требования, направленного по почте, то она при защите своих прав, в том числе и в судебном порядке, вправе потребовать от налоговых органов доказать факт почтового отправления и дату указанного отправления.

Взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика

Если налогоплательщик не погасил недоимку в указанный в требовании срок, то налоговые органы в течение двух месяцев после указанного срока вправе принять решение о взыскании суммы задолженности с банковского счета налогоплательщика . Причем взыскание может быть обращено на средства, находящиеся на расчетном счете, даже если указанные средства получены из бюджета на конкретные цели по государственным контрактам (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 N 8580/09). Судебный орган в обоснование своей позиции отметил, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по общему правилу не производится. Но в рассматриваемом случае взыскание производится не за счет бюджетных средств, а за счет собственных средств налогоплательщика, какими являются средства, поступившие на расчетный счет организации от бюджетополучателя.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. Необходимо обратить внимание на то, что решение, вынесенное с пропуском указанного срока, является недействительным и, следовательно, исполнению работниками кредитных организаций не подлежит.
Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. При этом сроки направления в банк указанного поручения в настоящее время не установлены. Применительно к ситуациям, возникшим до 2 сентября 2010 г., действовал срок направления в банк указанного поручения, равный одному месяцу со дня принятия решения о взыскании недоимки.
Нередко решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках выносится налоговым органом до истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. В этом случае нарушаются права организации и с ее счета могут быть списаны денежные средства, которые она планировала использовать для исполнения своих обязательств перед контрагентами. Указанное планирование денежных потоков может учитывать срок уплаты недоимки, указанный в требовании, и не приводить к нарушению закона. В отношении законности подобного решения налогового органа единообразная арбитражная практика не сформирована. С одной стороны, решение является незаконным, так как процедура взыскания недоимки проходит несколько взаимосвязанных этапов. Для каждого этапа, имеющего самостоятельное юридическое значение, налоговое законодательство предусматривает определенный порядок и сроки принудительного взыскания налога (пени), несоблюдение которых влечет наступление правовых последствий в виде признания ненормативного акта налогового органа недействительным (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2010 N А46-21966/2009). С другой стороны, решение является законным, поскольку налоговое законодательство не содержит такого основания для безусловного признания незаконным решения о взыскании задолженности, как несоблюдение срока на добровольное исполнение требования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.12.2010 N Ф03-9322/2010).
Актуальным является вопрос, связанный с возможностью выставления налоговыми органами повторного инкассового поручения , например, если налогоплательщик закрывает счет в банке, в который отправлено инкассовое поручение, и открывает счет в другом кредитном учреждении. Налоговым законодательством вопрос выставления повторного поручения не урегулирован. Анализ арбитражной практики показал, что в большинстве случаев судебные органы признают право налоговых органов на указанные действия (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2009 N Ф04-8140/2008(18774-А81-34), ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 N А65-10152/2008). Суд указал, что законодательство не содержит запрета на выставление повторного инкассового поручения.
Противоположная позиция изложена в Постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2010 N А09-3231/2010. Суд установил, что налоговый орган после возврата банком инкассового поручения в связи с закрытием расчетного счета выставил новое поручение на списание денежных средств со счета налогоплательщика в другом банке. Суд указал, что, начав процедуру бесспорного взыскания, налоговый орган обязан довести ее до конца, в том числе вынести решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Возврат банком инкассового поручения не является основанием для повторного выставления нового поручения.

Взыскание недоимки за счет иного имущества организации

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, а также при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Указанное взыскание производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю (ст. 47 НК РФ).
Налоговое законодательство не содержит правовых норм, обязывающих налоговый орган уведомлять налогоплательщика о принятии в отношении него решения и постановления о взыскании налога за счет имущества. Налогоплательщик при этом будет поставлен в известность судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Указанная точка зрения находит подтверждение в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25.
Решение о взыскании должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
При этом остается неурегулированным вопрос о том, имеет ли законную силу решение о взыскании налога за счет имущества, если инспекция не направляла налогоплательщику решение о взыскании налога за счет средств на счетах в банке. В случае возникновения подобной ситуации организация имеет право оспорить правомерность действий налогового органа. Сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2009 N Ф04-1029/2009(1032-А45-49) суд установил нарушение закона в действиях налогового органа. Однако в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2008 N Ф08-4387/2008 суд определил, что при соблюдении прочих требований налогового законодательства указанное обстоятельство само по себе не может быть основанием для отмены решения о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика.
Необходимо обратить внимание на то, что законность решения о взыскании не ставится судебными органами в зависимость от следующих обстоятельств:
- налоговый орган не отозвал ранее выставленное инкассовое поручение о погашении недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2005 N 853/05);
- налогоплательщик не получал высланного ему решения налогового органа о взыскании недоимки за счет денежных средств организации в банке (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2008 N А33-6337/07-03АП-1556/07-Ф02-1863/08).
Исполнительные действия должны быть совершены в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения его задолженности перед бюджетом.

Судебный порядок взыскания недоимки

Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 46 НК РФ). При этом налоговым законодательством прямо не урегулирован вопрос, вправе ли налоговый орган обратиться за судебной защитой с заявлением о взыскании сумм налога, если до этого им своевременно было принято решение о взыскании. Официальная позиция по указанному вопросу отсутствует. Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что налоговый орган не вправе обращаться в суд, а должен самостоятельно довести процедуру бесспорного взыскания до конца, а именно направить инкассовое поручение в банк, а также при необходимости принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2010 N А45-10407/2009, ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2009 N А05-6505/2008).
Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Ни НК РФ, ни АПК РФ не содержат перечня уважительных причин. Поэтому в каждом конкретном случае суд, анализируя конкретные обстоятельства дела, определяет, является ли соответствующая причина уважительной.

Пример 1 . Причина пропуска срока - большой объем работы и недостаток специалистов у налогового органа. Суд удовлетворил ходатайство налогового органа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2009 N А13-3227/2008). Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2008 N А19-15231/07-Ф02-3485/08).

Пример 2 . Причина пропуска срока - проведение налоговым органом сверки расчетов с налогоплательщиком. Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.03.2009 N Ф03-717/2009).

В отношении просроченной к взысканию недоимки необходимо отметить два обстоятельства.
Во-первых, налоговый орган не вправе начислять пеню . Указанная точка зрения содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2009 N 5838/09. В обоснование своего мнения ВАС РФ отметил, что исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу пеня не может служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не начисляется. Такую же позицию по данному вопросу занимает и Минфин России (Письмо от 29.10.2008 N 03-02-07/2-192).
Во-вторых, налоговый орган не вправе производить зачет излишне уплаченного другого налога . Если налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания недоимки, то он обязан по заявлению организации вернуть ей переплату, образовавшуюся по другому налогу (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09).
Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет иного имущества налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 47 НК РФ). Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Срок давности исполнения обязанности по уплате налогов

Налоговое законодательство устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанный срок составляет 3 года (ст. 113 НК РФ). Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Таким образом, указанный срок давности может применяться только для взыскания штрафов, но не применяется к самой сумме задолженности.
Следовательно, НК РФ не устанавливает срок давности для исполнения обязанности по уплате налогов , в том числе и в принудительном порядке (Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2009 N Ф09-3963/09-С3).
По данному вопросу существует и иная точка зрения. Так, исходя из пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик не обязан хранить данные бухгалтерского и налогового учета, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, более четырех лет. Таким образом, можно сделать вывод, что давность взыскания недоимки должна быть ограничена тремя годами, так как за пределами этого срока налоговый орган не сможет подтвердить документами факт возникновения недоимки. Данная позиция подтверждается обширной судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 23.07.2009 N КА-А40/6541-09, от 29.07.2008 N КА-А40/6762-08; ФАС Поволжского округа от 10.06.2008 N А57-1648/02; ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10520/08-С3; Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07).
Распространенной ранее являлась ситуация, при которой налоговыми органами сумма недоимки, нереальной к взысканию, включалась в справки о состоянии расчетов с бюджетом, которые запрашивались организациями. Такие справки, как правило, необходимы для привлечения кредитов или участия в тендерах и конкурсах. В указанном случае организациям приходилось погашать задолженность или же отказываться от получения кредита (участия в конкурсе). Налоговые органы обосновывали свои действия тем, что ст. 59 НК РФ и Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 допускали списание недоимки только в отношении ликвидируемых организаций. Данные выводы подтверждались в Письме Минфина России от 18.12.2009 N 03-02-07/1-545 и Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16507/04. Следует отметить, что некоторым налогоплательщикам удавалось через суд обязать налоговый орган выдать справку без указания в ней задолженности, взыскание которой невозможно (Постановление ФАС Уральского округа от 18.01.2010 N Ф09-10913/09-С3).
После 2 сентября 2010 г. расширен перечень оснований, по которым недоимка по налогам признается безнадежной к взысканию. В настоящее время ст. 59 НК РФ позволяет списывать недоимку после принятия судом решения, согласно которому налоговый орган утратил возможность ее взыскания в связи с пропуском установленных сроков. Решение о признании задолженности безнадежной по данному основанию принимают налоговые органы по месту учета организации. Порядок списания такой недоимки утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@.

Пример 3 . По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом выявлена недоимка и принято решение о привлечении организации к ответственности. Указанное решение вступило в законную силу 31 января 2011 г. Требование направлено в адрес организации заказным письмом. Определим сроки совершения возможных действий налоговым органом, направленных на принудительное взыскание недоимки с организации (см. таблицу). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).

Срок, установленный
налоговым
законодательством

Дата
истечения
срока

Выставление требования об уплате
налога

Получение организацией требования
об уплате налога

Срок уплаты недоимки, указанный в
требовании об уплате налога

Взыскание за счет денежных средств

Принятие решения о взыскании
недоимки за счет денежных средств

Доведения решения до сведения
организации


денежных средств в банке

6 месяцев

Взыскание за счет иного имущества

Принятие решения о взыскании
недоимки за счет иного имущества

Направление решения судебному
приставу-исполнителю

Подача в суд заявления о взыскании
с организации недоимки за счет
иного имущества