История экономической географии. Экономическая география как наука

Введение в экономическую географию и науку о регионах

Экономическая география и регионалистика - это комплекс научных дисциплин, изучающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.

Изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства — предметы и орудия труда).

Основываясь на законах развития общества и законах развития природы, экономическая география занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа — население — хозяйство». Предельный объект ее исследований — антропогенная (техногенная) сфера географической оболочки Земли (географической среды) с теми или иными структурами, обусловленными взаимодействием общества и природы (ноосфера В.И. Вернадского). Более конкретным объектом служат пространственные структуры населения, природопользования и хозяйства, складывающиеся под влиянием географического (территориального) разделения труда на различных иерархических уровнях — от локального и регионального до глобального.

Термин «регионалистика» обычно понимается как синтез подходов различных наук к региональным исследованиям (для обозначения комплекса знаний о регионах используются также термины — регионоведение, регионология, региональная наука).

В отечественной науке чаще использовался иной термин — региональная экономика. Региональная экономика - географическое (региональное) направление в экономике, научная дисциплина, изучающая пространственные аспекты развития национальной экономики и ее отраслей, с целью совершенствования управления факторами размещения производительных сил и территориального развития. Регионалистика - синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, изучающее регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям.

Основным понятием в регионалистике является «регион». В экономической литературе приводятся различные определения региона. Однако многие авторы выделяют следующие три отличительных признака региона: территория, специализация и наличие экономических связей.

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов (происходит от латинского слова и означает страна, край, область, т.е. некоторая местность).

С позиций системного подхода можно считать регион особой социальной экономической системой, важным элементом которой является население. Население одновременно производит и потребляет материальные и нематериальные блага. Цель функционирования данной социально-экономической системы — удовлетворение потребностей населения, создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека (согласно ст. 7 Конституции РФ).

В современной Российской Федерации существует несколько видов регионов — субъекты Федерации, федеральные округа, экономические районы, административные районы субъектов Федерации и другие территории.

Согласно Общероссийскому классификатору экономических регионов (ОКЭР) под экономическим регионом понимается совокупность объектов административно-территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков.

В данном систематизированном перечне региональных экономических группировок объектов административно-территориального деления России экономические регионы выделяются последующим классификационным признакам:

  • относительной общности объективных условий хозяйствования в пределах данной территории;
  • общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ экономического и социального развития добровольными объединениями субъектов Российской Федерации:
  • условиям изучения и контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности, в том числе на территориях государственных природных заповедников и национальных парков;
  • условиям осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих обеспечения сейсмической и радиационной безопасности;
  • условиям обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями;
  • характеру и степени дискомфортности условий жизнедеятельности населения, в том числе в районах проживания малочисленных народов России.

По этим признакам выделены федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ), экономические районы, экономические зоны (макрозоны), особо охраняемые природные территории, регионы компактного проживания малочисленных народов России и др.

Совокупность регионов России составляет основу территориальной структуры экономики, которой посвящены следующие разделы пособия.

При размещении производительных сил исследуются четыре главных вопроса: КТО, ЧТО, КОГДА И КАК размещает производительные силы в обществе.

КТО — это субъекты хозяйствования. Под ними подразумеваются юридические и физические лица. Юридические лица - это органы государственного управления, различные организации, объединения, фирмы, предприятия, наделенные особыми полномочиями и правами, согласно уставу их деятельности. Физические лица - это граждане, занимающиеся особого рода деятельностью, но не зарегистрированные государством в качестве юридических лиц, т.е. не имеющие зарегистрированного устава, печати и расчетного счета в банке.

ЧТО — это производительные силы общества. Они включают по меньшей мере два фактора, две субстанции: рабочую силу и средства производства.

- это люди, занятые в одной из двух сфер общественного производства: материальной и нематериальной (духовной).

— это орудия труда и предметы труда. Орудия труда можно интерпретировать узко и широко. В первом случае чаще всего подразумевают машины, механизмы, инструменты, а также здания и сооружения, необходимые для ведения производственного процесса. При широкой интерпретации сюда включаются энергетические ресурсы, привлекаемые для приведения в действие машин и механизмов (электроэнергия, вода, пар, специальные виды топлива из нефтепродуктов), а также информация, в том числе формируемая в научном процессе.

- это то, на что обращен производственный процесс. В ходе производственного процесса предметы труда превращаются в механизмы, но это узкая интерпретация данной категории. В широком смысле предметом труда является все то. что целенаправленно изменяет человек.

Вообще, «разместить» - это обычно построить новый производственный или социальный объект или заставить функционировать ранее бездействовавшие производственные мощности. Между производственными и социальными объектами существует конкретная связь. Средства производства могут функционировать только в тесном соединении с рабочей силой. Рабочая сила — это человек. Он должен воспроизводить свои рабочие возможности. Для такого воспроизводства нужна особая инфраструктура — социальная (жилье, больницы, школы, детские учреждения, объекты общепита и торговли). В связи с этим, размещая производительные силы, безусловно, необходимо размещать объекты социальной инфраструктуры.

КОГДА — оба фактора производства соединяются в производственном процессе специальным образом, т.е. согласно технологии. Поэтому требуется определенный порядок ввода в действие производственных элементов. Для создания нормальных условий воспроизводства рабочей силы в определенной последовательности вводятся в число действующих социальные объекты.

КАК — производительные силы страны в течение советского периода вводились в действие по определенной схеме под государственным руководством. В условиях отечественной рыночной экономики разрабатывается механизм индикативного планирования и государственного регулирования размещения производительных сил.

Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» имеет сложную дифференцированную структуру.

По однородным уровням пространства в экономической географии и регионалистике можно выделить:

  • локалистику (локальный уровень);
  • регионоведение (региональный уровень);
  • страноведение (национальный уровень, география зарубежных стран);
  • глобалистика (глобальный уровень, география мирового хозяйства).

По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются:

  • география природных ресурсов и природопользования;
  • география населения;
  • география хозяйства:
  • география управления и инфраструктуры;
  • коммерческая география;
  • гуманитарная география:
  • социально-политическая география.

В экономической географии и регионалистике выделяют отдельные направления, связанные с решением прикладных проблем:

  • территориальное планирование;
  • размещение предприятий;
  • региональное развитие;
  • геополитика и геоэкономика;
  • диффузия инноваций и др.

По временным критериям географию можно разделить на три ветви: историческая география, современная география, прогностическая география.

Очевидно, что предлагаемые варианты внутренней структуры экономической географии и регионалистики раскрывают только основные ее направления. Многие из них будут рассматриваться в разделах пособия.

Формирование профессионального мировоззрения будущих экономистов высшей квалификации должно начинаться с изучения экономической географии и регионалистики — единственной научной дисциплины в системе экономических знаний, которая занимается конкретной территорией. Актуальность изучения дисциплины для высшего экономического образования заключается в том, что вся экономическая деятельность, включая финансово-банковскую и расчетно-аналитическую, происходит на конкретной территории, особенности которой, ресурсный потенциал, структуру хозяйства и уровень развития экономист обязан знать досконально. В процессе получения высшего экономического образования обязательно должна быть сформирована географическая компетентность экономиста.

Обоснование рациональной территориальной организации производительных сил возможно только при совместном участии многих наук. Территориальность и комплексность — важные отличительные признаки, органически связывающие экономическую и социальную географию с целым рядом экономических, естественных и технических наук.

Экономическая география и регионалистика занимают особое место в системе экономических знаний. Она непосредственно взаимосвязана с экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками, экономикой природопользования, экономикой и социологией труда, экономическим прогнозированием, историей государственного управления, разработкой управленческого решения, региональным индикативным планированием и т.д.

Экономическая география связана с физической географией и другими естественными науками, в том числе гидрологией, геологией, биологией, климатологией. Среди технических наук можно выделить математику и демографию.

В настоящее время повышается роль субъектов Федерации и федеральных округов в формировании, развитии и размещении производительных сил, возникают особые (свободные) экономические зоны, формируются новые горизонтальные связи, меняется политическая и административная карта страны. Учитывая вышесказанное, будущим специалистам необходимы теоретические знания и практические навыки, позволяющие исследовать и анализировать экономические процессы на конкретной территории.


Введение

1. Объект исследования экономической географии и регионалистики

2. Методы исследования экономической географии

3. Современные тенденции развития экономической географии

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


География в переводе с греческого означает «землеописание» («гео» - земля, «граф» - пишу). Экономическая география - это комплексная наука, рассматривающая природу и общество в тесной взаимосвязи.

Экономическая география - отрасль науки, изучающая территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов.

Экономическая география подразделяется на общую экономическую географию, отраслевую, региональную экономическую географию и географию мирового хозяйства.

Практическая потребность в экономической географии как в своде знаний о распределении по территории России населения и отраслей хозяйства стала проявляться по мере развития товарного хозяйства.

М.В. Ломоносов, впервые употребивший термин «экономическая география», был инициатором и организатором широкого экономико-географического изучения России. Он создал русскую школу географов и возглавил департамент Академии наук, заложил научные основы экономической географии. Ученики М.В. Ломоносова - С.П. Крашенинников («Описание Камчатки») и П.И. Рычков («Топография Оренбургская») продолжили дело своего учителя. Создание научных экономико-географических описаний имело большое значение для познания хозяйства страны. В этом отношении важным событием было появление трудов И.К. Кирилова («Цветущее состояние Всероссийского государства... », 1727) и В.Н. Татищева (создавшего первый географический словарь в России, содержавший сведения и о хозяйстве страны).

Существенную роль в экономико-географическом исследовании различных территорий России сыграли комплексные экспедиции Петербургской АН во 2-й половине XVIII века. В 60-70-х годах XVIII в. были проведены географические экспедиции по европейской части России, Уралу и Сибири (И.И. Лепехин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев и др.). В результате экспедиций появилось четырехтомное сочинение Лепехина «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства». В нем впервые были описаны проявления нефтеносности в Поволжье и высказано предположение о наличии полезных ископаемых на севере России. В XIX в. было организовано 40 кругосветных плаваний знаменитыми русскими мореплавателями: И.Ф. Крузенштерном, В.К. Половиным, М.П. Лазаревым, Ф.П. Литке и др. Они дали большой материал для экономико-географических исследований.

Экспедиция Невельского Г.И. позволила изучить огромные просторы Дальнего Востока и присоединить его к России, путешественники П.П. Семенов, Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев, И.В. Шкетов исследовали территорию Средней Азии и Центральной Азии.

Для экономико-географического познания страны выдающееся значение имело появление во 2-й половине XIX - начале XX веков трудов П.П. Семёнова-Тян-Шанского, выпустившего 5-томный «Географическо-статистический словарь Российской империи» (1863-85) и руководившего многотомным изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1899-1914).

В конце XIX - начале XX веков стали изучаться вопросы воздействия человека на природу, предотвращения неблагоприятных его последствий и возможности проведения различных видов мелиорации; в этой области много работ создал А.И. Воейков, которому принадлежат также исследования населения России и мира.

Видное место в развитии экономической географии принадлежало Русскому географическому обществу, учрежденному в 1845 году, которое до революции было главным центром развития географической науки в стране.

В середине 20-х гг. XX века на базе исторического и диалектического материализма Н.Н. Баранским были разработаны новые принципы экономической географии. Они получили отражение в созданном им курсе «Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана» (1927). Баранский возглавил районную школу экономической географии, показал значение для экономической географии территориального разделения труда, выдвинул понятие экономико-географического положения, учение о иерархической роли городов в хозяйственной организации территории, разработал принципы экономического картографирования и т.д.

Особую актуальность экономико-географические проблемы приобрели в связи с разработкой пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. Одним из ведущих направлений советской экономической географии, особо важным с точки зрения практических задач территориального планирования, стала разработка проблем экономического районирования. Наряду с районной структурой народного хозяйства экономическая география изучала и его отраслевые аспекты.

В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям значение экономической географии и регионалистики возросло: практически любая проблема, возникающая в процессе экономических реформ, тесно связана с воздействием тех или иных региональных факторов и условий.

Целью работы является исследование предмета, метода и задач курса экономической географии и регионалистики. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • проанализировать объект экономической географии;
  • проанализировать предмет экономической географии;
  • проанализировать методы экономической географии;
  • исследовать современные тенденции экономической географии.

экономический география регионалистика

1. Объект исследования экономической географии и регионалистики


Экономическая география - это наука широкая, включающая географическое изучение природы, населения, хозяйства. В некоторых развитых странах в силу традиций прошлого параллельно существуют: география человека, экономическая география, политическая география, историческая география. Целостность анализа и прогноза социально-экономических территориальных систем при такой классификации утрачивается, так как прежде всего разрывается изучение населения и хозяйства.

Суть единства экономической географии в широком её понимании состоит в том, что она включает в своё рассмотрение все производительные силы, многие социальные и политические процессы, в том числе и исторические явления в их экономико-географической интерпретации. Такое единство экономической географии связано с решающей роли экономических условий в жизни общества, в его истории, в его взаимодействии с географической средой. Таким образом, термин " экономическая география" имеет глубокое принципиальное значение. Не может быть ни одной отрасли экономической географии, в которой бы определяющим не был экономический процесс, будь то география населения или политическая география. Конечно, степень влияния экономического процесса на отдельные стороны, изучаемые экономической географией, различна: в географии науки и культуры это влияние меньше, чем в географии промышленности, но всё равно оно тоже достаточно сильно.

Любая наука представляет собой особую систему знаний об определенных группах явлений материального мира. Значит, география имеет свои собственные, отличные от других наук, объект, предмет и содержание науки, а также методы исследования.

Понятие "объект науки" бывает 3х видов: широкий, конкретный и специфический. Так, широкий объект изучения многих наук - Земля. Но наук о Земле много и каждая из них имеет свой объект исследования: геология - строение Земли, физическая география - географическую оболочку Земли. Объектом экономической и социальной географии (ЭСГ) в широком понимании является взаимодействие географической среды и общества. Конкретные объекты ЭСГ - это народное хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среды, а также население и природные ресурсы. К специфическим объектам относятся экономические районы, ТПК, агломерации, транспортные системы и т.д.

Изучение размещения как результата пространственной организации "всего сущего на Земле" объединяет все географические науки, изучающие как законы природы, так и законы функционирования хозяйства и общества. Предметом исследования ЭСГ являются различные территориальные системы (городские агломерации, транспортные узлы, системы расселения).

"Содержание" науки - это совокупность объекта, предмета, методов и целей исследования, а также выявление закономерностей и взаимозависимостей между ними. Объект, предмет и содержание науки исторически меняется; расширяется или сужается предметная область исследования объекта, рассматриваются новые его стороны, углубляется изучение специфических объектов. Например, повышение роли человеческого фактора вызвало к жизни появление и развитие новых научных дисциплин ЭСГ таких, как география сферы услуг, география культуры, география религий и т.д. Это объясняется тем, что взаимные влияния природы и производства нестабильны, а всё время меняются в ходе истории природы и истории общества. Нет сомнения, что последнее из великих оледенений существенно повлияло на развитие и расселение человечества. Современные колебания уровня Каспийского моря отражаются на рыболовстве, судоходстве, жизни приморских населенных пунктов. Успехи науки и техники открывают новые перспективы более глубокого освоения географической среды, целенаправленного её изменения. Вырисовываются заманчивые возможности поворота морских течений, растапливания айсбергов, осушения болот путём подземных атомных взрывов и т.д. Однако любая проблема преобразования природы не может не учитывать три главных вопроса: сколько будут стоить работы по преобразованию природы, что реально они дадут народному хозяйству, в какие сроки окупятся расходы. Также необходимо учесть и вредные последствия "преобразования", которые могут сказаться прямо или косвенно сразу же или через годы и десятилетия. Поэтому географы должны работать над проблемами экономически эффективного освоения географической среды.

Таким образом, главная задача экономико-географической науки - изучение производственных и социальных комплексов и существующих в них взаимосвязей с тем, чтобы на основе этого изучения разработать рекомендации по наиболее рациональному использованию природных ресурсов и созданию оптимальных условий для жизни и производственной деятельности человека. Именно этим определяется значимость ЭГС как одной из фундаментальных наук.

Итак, экономическая география - это наука, изучающая социально-территориальные системы, которые формируются в процессе развития общества. Это наука, которая:

1.совместно с физической географией изучает взаимодействие природы и общества, географическую среду, в которой развивается производство;

.устанавливает конкретные пространственные взаимозависимости между географической средой и производством и их закономерности;

3.исследует расселение людей, их трудовые навыки, производственный опыт, географию и типы поселений;

.выявляет реально существующие территориальные системы производительных сил и закономерности развития и размещения их комплексов;

.производит научно обоснованное экономическое районирование;

.производит районирование отраслей, выделяя районы, узлы, зоны;

.изучает территориальное разделение труда между странами и районами, устанавливая закономерности его развития;

.производит типологию территориальных единиц разного масштаба;

.характеризует разные территориальные единицы с экономико-географической точки зрения;

10.делает практические выводы о рациональности территориальной организации производительных сил, о перспективах освоения и взаимодействия географической среды и производства.


. Методы исследования экономической географии


Наряду с поисками своего объекта и предмета исследования в процессе становления экономической географии как науки важное место занимают вопросы использования методов научного познания.

Понятие метод (от греческого "методос" - путь к чему-либо) означает совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать действия для решения тех или иных задач и умение применять эти знания на практике.

Учение о методе начало развиваться ещё в науке Нового времени. Её представители считали правильно выбранный метод ориентиром в движении к надёжному, истинному знанию. Так, известный философ XVII в. Ф. Бекон сравнивал метод познания с фонарём, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте.

Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято называть методологией. Методология дословно означает "учение о методах". Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования на 3 группы..Всеобщие методы: диалектический и метафизический - это общефилософские методы. Последовательность применения философского метода включает несколько стадий:

) научное значение начинается с наблюдения и сбора фактов, которые могут определять как зарегистрированные предметы, явления и события, отражающие разнообразие мира.

) затем происходит классификация фактов, когда из их однообразного множества по определённым признакам выводится первичная эмпирическая зависимость, пока без объяснения причин.

) как только исследователь начинает объяснять факты, начинаются теоретические знания. Совокупность систематизированных фактов - основа формирования гипотез и теорий, задача которых - объяснить имеющиеся факты и предсказать новые.

Таким образом, научное познание проходит ряд этапов от созерцания и непосредственного наблюдения до формировки дедуктивных построений: описание, объяснение и рекомендации. Таково основное содержание философского уровня методов исследования..Общенаучные методы, которые используются в различных областях науки, т.е. имеют широкий, междисциплинарный спектр применения. К ним относятся:

) моделирование;

) системный анализ;

) математический;

) балансовый.

) Моделирование процессов, связей, явлений широко применяется в географии. Стремясь к систематичности, географы во все времена исключали из поля зрения часть явлений. В последние 10-летия это делается сознательно, что и является, по сути, моделированием: ведь когда учёные "отбирают" только главные черты действительности, им становиться более ясной и понятной её структура, механизм развития.

Моделирование - упрощённое воспроизведение реальности, описывающее в обобщённой форме её существенные черты и взаимосвязи, широко используется в современной географии.

) Системный метод

Л. Берталанфи - творец системного подхода - в конце 40-х гг. писал: "Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи".

К числу важнейших понятий теории систем относятся: целостность, структура, саморегулирование, устойчивость. Системный поход позволяет не только по-новому взглянуть на объект как на целое, но и охарактеризовать его количественно, создать его графическую модель. В этом состоит практическое значение системной методологии.

В 60-70 гг. XX в. в географические исследования стал проникать системный подход, основанный на общей теории систем. Такое внимание не случайно. Ведь в реальной действительности любая система (целостный комплекс взаимосвязанных элементов) является бесконечно сложной и мы можем изучать лишь систему, полученную в результате некоторой абстракции от реальной системы. Системный подход применим к широкому географических проблем как в статистике (анализ элементов, образующих систему, их взаимоотношения, структуру), так и в динамике (ретроспекция, прогнозирование изменений и спонтанных и целенаправленных).

) Очевидно необходимы и математические методы. В географии они были вызваны к жизни стремлением как-то выразить "в числе и мере" бесконечного сочетания объектов природы, населения, хозяйства на определённых территориях. Но математические методы в географии особенно успешно применимы при определённой однородности пространства, что встречается редко.

В 60-е гг. некоторые географы рассмотрели внедрение в географию "количественных" математических методов как столбовую дорогу её развития. Это получило название "количественной революции" в географии, а её сторонники называли себя "количественниками". Но уже в 70-е начинается откат, т.к. очевидна вся сложность предметного отражения всего многообразия пространства и его элементов только методами математики.

) Балансовый метод - это совокупность математических приёмов, позволяющих исследовать и прогнозировать динамику развития сложных систем путём количественного сопоставления входящих и выходящих потоков вещества на определённой территории. Основным инструментом служит балансовая матрица, в которой выделяются 2 части - "приход" и "расход" ресурса. Интересны межотраслевые, межрайонные балансы, балансы трудовых ресурсов, широко применяемые в региональной экономике и экономической географии..Частнонаучные (специфические) - это методы, используемые только в какой-то конкретной науке. Среди них важное значение имеют следующие.

1.Сравнительный метод

Метод сравнения - один из старейших традиционных методов в географии. Он важен потому, что даёт возможность более полно и глубоко уяснить многообразие географических форм и типов человеческой деятельности в различных природных и социально-экономических условиях. Цель географических сравнений - в установлении количественных и качественных показателей, их описании и анализе для получения выводов о пространственно-временной структуре территориальных систем, их функционировании, состоянии и потенциале.

Сравнительный метод подразделяется:

на собственно сравнительно-географический (применяется при выявлении и отображении качественных и количественных различий одноимённых объектов и явлений);

географическое сопоставление (проводиться по составу, структурным связям, генезису, типу функционирования);

сравнение соответствия теоретической модели объективному развитию географических объектов (используется для установления закономерностей пространственной дифференциации объектов, изучения их динамики и развития).

Сравнительный метод интересен и для определения (или уточнения) типажа стран. Для этого выбирают какую-либо примечательную (модельную) в том или ином отношении страну. С ней сравнивают другие страны со сходными чертами развития или природными условиями.

Например, Швейцария выделяется особенно высокой концентрацией банковского капитала, крупными банками мирового значения. Ряд стран со сходными функциями нередко сравнивают со Швейцарией. Например, Уругвай - "латиноамериканская Швейцария", Ливан - "Швейцария Ближнего Востока".

Другой пример. В 90-е гг. Чехия добилась значительных успехов в структурной перестройке экономики, в развитии наукоёмких производств. Этим она напоминает "новые индустриальные страны". По глубине и темпам перестройки структуры и специализации промышленности опередила соседние страны (кроме Германии). Её нередко называют "Сингапуром Восточной Европы".

Сравнительно-географический метод при творческом использовании даёт возможность анализировать черты сходства далёких друг от друга и совершенно непохожих территорий.

) К сравнительному методу в определённой степени примыкает широко используемый в различных науках метод аналогов. Он состоит в том, что знания и данные о каком-либо географическом объекте выводятся из уже сложившихся представлений о другом, нередко сходном объекте (территории).

) Картографический метод имеет совершенно особое значение для выявления и осознания географических "различий от места к месту". Его максимально широкое использование, "упор на карту" представляет важнейшую черту географической культуры и географического мышления.

Можно сказать, что полная картографическая информация во многом обеспечивает успех географических исследований. Вслед за В.П. Семёновым-Тян-Шанским Н.Н. Баранский убеждённо доказывал, что карта представляет альфу и омегу географии. С анализа имеющихся и доступных карт начинается, а составлением новых обычно завершается любое географическое исследование.

Для более глубокого осознания своеобразия конкретных территорий полезно сравнение и наложение различных тематических карт. Особенно важно уметь "читать" карты, "снимать" с них максимально полную информацию. Связка география - географическое картографирование может и должна стать сердцевиной географической науки.

) Генерализация -одновременно метод и научный принцип - это отбор наиболее существенных и специфических для конкретной территории материалов.

Генерализация даёт возможность выбирать и представить основные черты развития и современное состояние территории, природопользования и населения, хозяйства и ТОО. Генерализация - это отсечение всего второстепенного и определяющего, что не означает простое сокращение, "ужатие" текста. Подлежащие отбору материалы должны удовлетворять трём основным условиям:

а) показать, чем конкретная территория отличается от других;

б) выявить особо важные характерные особенности территории;

в) охарактеризовать основные взаимосвязи между природой, хозяйством и человеком в системе социально-экономического, общественного и экологического развития территории.

) Исторический метод, который выявляет состояния и процессы во времени для объяснения и прогноза развития. Как говорил Ф. Ратцель: "Нельзя изучать географию, не зная её истории. Это особенность данной науки. В других науках полезно знать их историю, в географии же это необходимо. Но история географии есть не только история науки, а существенная часть всемирной истории. Она показывает, как народ познаёт свою страну, а человечество - родную землю". Только исторический подход к науке может показать пути её развития, обнаружить тупики, которые надо избегать. Для рассмотрения любого явления в историческом разрезе необходимо решить 3 задачи:

Я заключается в изучении прошлого состояния объекта в конкретной пространственно-временной обстановке;

Я - в исследовании на базе реконструкции настоящего состояния объекта как результата конкретного пространственно-временного развития;

Я - в прогнозировании будущих тенденций развития и состояния объекта на основе анализа их в прошлом и настоящем.

Кроме того, известно, что всякая система научных взглядов развивается в определённой общественной среде и главными действующими толчками в развитии любой науки являются "запросы жизни", т.е. общественная потребность в них.

Например, геометрия (землемерие) возникла в результате необходимости делить землю на части неправильной формы. Астрономия в Египте - из потребностей искусственного орошения (для точного определения сроков паводка).

6) Геоинформационные системы (ГИС)

Наше время называют эпохой "информационного взрыва", "информационной революцией" - поток информации обрушился буквально на всех.

География заметно выделяется среди других наук своей информативностью, объёмом "перерабатываемой информации".

В 60-70-е гг. объём научной информации удваивался каждые 5-7 лет.

В 80-е гг. на это требовалось 20 месяцев, с середины 90-х гг. удвоение происходит ежегодно. Масштабы этих процессов будут неизбежно возрастать. Поэтому принципиально важен вопрос о более эффективном использовании нарастающих потоков информации, об управлении ими. Резкое увеличение значения и объёмов самой разнообразной информации о различных территориях требует создания сети автоматизированных географических информационных систем. Это становится одной из самых важных задач географической науки во всех странах.

ГИС представляет комплекс различных взаимосвязанных источников информации о природных и социально-экономических процессах, использовании ПР и территории, состоянии окружающей природной среды. ГИС, таким образом, обеспечивают получение, передачу, хранение, обработку (включая отбор наиболее важных данных) и предоставление пользователям географической информации. Это относится и к оперативной информации о быстротекущих процессах (стихийные бедствия, техногенные взрывы).

ГИС включает сложные и взаимосвязанные системы компьютеров, средств связи, дистанционных (космических) установок, хранилищ статистической и иной информации (в том числе национальной "базы данных"). Таким образом, ГИС тесно связаны с новейшей техникой и прогрессивными информационными технологиями. Но и традиционные, проверенные временем виды географической информации не только не утрачивают, но и наращивают своё научное, практическое и социальное значение (карты, справочные издания).

Очень часто в географических исследованиях объектов или проблем применяется целый комплекс сопоставимых методов, т.е. методика сопряжённого анализа. В настоящее время особое место в практике научных географических исследований уделяется междисциплинарным сквозным методам и подходам. Так, экономико-географ А.М. Колотиевский предложил применять в ЭСГ естественно-экономическое, технико-экономическое и другие направления, необходимые для системного анализа размещения ПС. Он считал очень важным переход от раздельного применения сквозных методов в физической и экономической географии к их применению с системе географических наук. Такими сквозными направлениями в этой разветвлённой системе являются системный, экологический, конструктивный, исторический подходы.

Все эти группы не оторваны друг от друга, а тесно связаны. К сказанному остаётся добавить, что любой метод сам по себе ещё не предопределяет успеха в познании материальной действительности. Важно ещё умение правильно применять научный метод в процессе познания.

В конечном итоге овладение географическими методами и способами научного познания, их постоянное совершенствование определяют сущность географического мышления.


. Современные тенденции развития экономической географии


Последняя треть XX в. отличается

  • возросшими масштабами и скоростью технолого-экономического прогресса,
  • спецификой геополитических процессов (окончание холодной войны, распад биполярного мира),
  • углублением различий социально-экономических условий жизни развитых и развивающихся стран,
  • усложнением проблем цивилизационной культуры (экологических и социальных, натурофобии, падения морали и др.),
  • бурным развитием информационных технологий,
  • ростом национальных конфликтов и терроризма.

Последнее, как и третье, - диалектическая противоположность всем другим положительным тенденциям.

В развитии науки сказались кризисные ситуации индустриального общества и получили развитие новые тенденции:

  • экологизация сознания человека,
  • гуманитаризация естественных наук,
  • глобализация экономического и политического мышления, сложное сочетание глобального и регионального как на национальном, так и международном уровнях.

Ведущей установкой в географии становится восприятие мира как многомерного пространства со сложной системой связей и зависимостей. Базисными категориями такого пространства, составляющими основу географического мышления, становятся «пространство-место» и «территория-район». Философско-методологическое содержание этих пространственных понятий такое: пространство соответствует общему (роду), место - частному (виду), территория -целому, район - части. Иначе говоря, территория и район являются реальными объектами, а пространство и место - аналитико-синтетическими понятиями, т.е. территория и район - объекты, а пространство и место - предметы. В объектной и предметной областях наметились тенденции объединения географии вокруг изучения системы взаимосвязей общества и природы. Обобщающими категориями теоретического фундамента географии стали: геопространство, место, регион (территория), местоположение, единство пространства и времени, устойчивость и изменчивость, локально-глобальный континиум, географическая среда. Пополнение предмета географии «четвертым измерением» - временем, дополнило систему категорий функционированием, динамикой, эволюцией. Это было обусловлено общенаучной синергетической парадигмой и тесно связано с процессами экологизации и гуманитаризации. В методологии географии наметился поиск не жестких объяснений происходящих явлений и процессов. И, как следствие, появление географического подхода в системе наук. В географические исследования внедряются методы аэрокосмической съемки, дистанционные методы сбора информации и использования новых компьютерных технологий в ее обработке. Значительно больше внимания стало уделяться проблемам саморефлексии, т.е. осмыслению человеком, обществом своих задач, своего места в жизни, своей судьбы.

В.С. Преображенский, Т.Д. Александрова и Л.В. Максимова в числе основных направлений эпохи называют экологизацию, развитие природоведческих отраслей географии, человековедческих ветвей географии, глобальных и региональных подходов, поиска общих теоретических основ географии и ее методического перевооружения.

Экологизация охватила не только все семейство наук, но и мировое общественное сознание. После решений Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды в обиход вводят такие понятия как среда, охрана, воздействие на природу и их последствия, прогноз этих последствий.

Под влиянием экологических проблем тематика исследования географии перемещается от изучения проблем природных ресурсов к проблемам охраны живой природы, недр и окружающей человека среды, воздействия человека на природу и исследование природных антропогенных катастроф. Проводится не только инвентаризация ресурсов, но и их анализ и управление (менеджмент). Расширяется понятие «окружающая среда». К традиционной природной среде, которая приравнивалась к природным условиям, добавляется городская, техногенная и социальная среды. В СССР продолжало развиваться направление, получившее название природопользования. По мнению специалистов, именно «основы природопользования» должны устранить разрыв между физической и экономической географиями.

Экологизация очень остро поставила вопрос о соотношении фундаментальных и прикладных исследований в географии. Такая ситуация потребовала углубления разработок, как традиционных (картирование, оценивание), так и новых (мониторинг, геопроектирование, геопрогнозирование) видов географической деятельности, в основе которых лежали уже субъект-объектные отношения.

Экономическая география является одной из старейших отраслей науки. По-прежнему публикуется большое число учебников, руководств «введений» для разных специалистов. Идет обновление давно сложившихся отраслевых наук: географии промышленности и сельского хозяйства, транспортных систем. Возросло внимание к географии сервиса и розничной торговли. Появляется руральная (сельская) география и география информационного бизнеса. Научно-технологический прогресс сопровождает появление географии атомной энергетики, географии высоких технологий, географии коммуникационных сетей и телекоммуникаций. Разрабатываются проблемы территориально-производственных комплексов, вопросы освоения, развития и размещения производственных сил, территориальной организации общества. Развивалась и типологическая ветвь районирования (экстремальные районы, районы Севера, внешнеэкономической деятельности).

Глобальный и региональный подходы издавна в той или иной мере проявлялись в географии и далеко вышли за ее пределы. Эти понятия вошли в обиход экономистов, политиков, политологов, экологов, публицистов, стали общегражданскими символами организации мышления и деятельности.

Широкое употребление термина «глобальный» отмечается с 70-х годов. Особое значение этот термин получил в связи с проблемой глобальных изменений: глобального водообмена, изменения окружающей среды, политики в области охраны окружающей среды. Производные от термина «глобальный» распространились и на общественные явления - политику, экономику и экономические системы. В.П. Максаковский публикует «Географическую картину мира» (1993-1995).

Понятие «региональный» получило распространение после работы У. Айзарда «Введение в региональную науку» (1971). Осмысление этой проблемы осуществлялось учеными разных стран в разнообразной тематике: мировая региональная география, ее сущность, современное развитие и будущие перспективы. Регионалистика проявлялась в классических формах комплексного страноведения, а также в особых формах регионально-типологического направления.

Интересны замыслы объединения воедино глобального и регионального в географии. Наиболее ярко этот подход объединения получился в лозунге Римского клуба: «Мыслить глобально - действовать локально (регионально)!»

Поиски общих теоретических основ географии не прекращаются. Итоги «теоретической революции» не выразились в суммарных результатах теоретического поиска, поэтому наблюдается повышенное внимание к общей географии, ее основам и к расширению исследований в этом направлении.

Основным ядром теоретических разработок данной эпохи стали понятия пространство - место - время. Понятие пространство, пространственный подход активно внедряется в самые разнообразные сферы географического и социологического анализа. При этом интерес исследователей возбуждает не географическое (трехмерное) или геодезическое, а человеческое (многомерное) пространство, т.е. пространство, воспринимаемое не только приборами, но и людьми. В связи с этим в географических исследованиях появляются необычные «качественно окрашенные пространства»: индустриальное, общественное, историческое и др.

Для советской географии характерно использование иных терминов - территория, территориальный, место. Причина обращения к использованию иноязычной (территория), а не отечественной (пространство, место) терминологии трудно объяснить. Возможно это связано с тем, что Россия является материковой страной, а не страной с морскими владениями как Англия или Франция. Проблема территориальности связана с такими понятиями как локализация и размещение, возникающими в процессе «географической (территориальной) дифференциации» и «территориальной организации». Примером могут служить территориальные природные и производственные комплексы.

Разработка положений теории географии, процессов, динамики и экологических проблем стимулировала интерес к категории время. Проблемы времени рассматриваются в ходе изучения прошлого (историческая и эволюционная география), современных процессов (мониторинг) и прогнозном моделировании. В СССР - России это направление связано с разработкой таких понятий как устойчивость и изменчивость.

Важное значение приобретает и такое положение как соотношение пространства и времени. Появляются термины хроногеография и хронотоп, предлагающие обсуждать проблему единства пространства и времени.

Методическое перевооружение географии в первую очередь коснулось вопросов математического моделирования, методов геоинформатики, опирающихся на электронную технику, и внедрения дистанционных методов наблюдения и измерения. Сбор эмпирического материала и его математическая обработка в современных условиях требовали разработки моделей, замещающих в исследовательских работах «натуральный» портрет фрагмента географической реальности. Появляется большое число работ по проблемам разноаспектного моделирования: математико-географического или математико-картографического моделирования, моделирования в медицинской, рекреационной, экономической и социальной географии.

Получили новое осмысление и разработку методики, связанные с решением задач различных видов географической деятельности, связанные с так называемым «деятельностным подходом». Были усовершенствованы методы ландшафтной индикации, оценивания природных комплексов, природных ресурсов, природных условий жизни населения, а также геосистемного мониторинга, геопроектирования, ландшафтного анализа.

Большой удельный вес в публикациях 70-х и 80-х годов занимают работы, ориентированные на развитие и внедрение методов дистанционных исследований. Расширяются и области их применения: климатология, ландшафтоведение, гидрология, социально-экономическая география, мониторинг Земли, картографирование и др. Совершенствуется и методический уровень дистанционных исследований - аэрокосмические в системе мониторинга, дистанционные методы и интерпретация изображения, анализ цифровых образов. В Германии публикуются многочисленные результаты исследования аэрокосмических материалов в ходе регионального изучения климата, снежного покрова, рельефа, почв, растительности. Выходят журналы, посвященные дистанционным методам исследования.

Достижения техники и возросший объем запросов к географической информации обусловили революционный переворот в средствах накопления, обработки и выдачи географической информации. Создаются геоинформационные системы (ГИС), которые прошли путь развития от простых баз данных отдельных отраслей географии, через создание геоинформационных систем, до формирования ГИС - технологий. Последние позволяют решать не только прикладные (обеспечение менеджмента), но и теоретические задачи (прогноз и ретроспективное моделирование, электронное картирование и др.). ГИС - технологии не только активно внедряются во многие сферы жизни, но и приобретают характер нового географического товара. Отсюда, создание профессиональных объединений производителей ГИС-услуг и конференций ГИС-пользователей.

Для развития экономической географии в новом тысячелетии характерно усиление системно-структурных подходов. Усилилось внимание к областям знания, лежащим на стыке экономической географии с другими науками:

  • экологическим аспектам производственной деятельности, расселения и потребления;
  • социологическим и демографическим сторонам процесса общественного воспроизводства (в их пространственном выражении);
  • к условиям обитания населения (что создаёт у экономической географии общее «поле» интересов с медицинской географией и градостроительными дисциплинами).

Это расширяет рамки экономико-географических исследований и порождает потребность в совершенствовании методики и усиливает как комплексность самой экономической географии, так и связи её с другими географическими науками, в том числе особенно с физической географией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Экономическая география и регионалистика - направление в социально-экономической географии, изучающее пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства прежде всего с точки зрения эффективности самого производства, производительности общественного труда.

Объектом экономической и социальной географии (ЭСГ) в широком понимании является взаимодействие географической среды и общества. Конкретные объекты ЭСГ - это народное хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среды, а также население и природные ресурсы. К специфическим объектам относятся экономические районы, ТПК, агломерации, транспортные системы и т.д.

Предметом исследования ЭСГ являются различные территориальные системы (городские агломерации, транспортные узлы, системы расселения).

Главная задача экономико-географической науки - изучение производственных и социальных комплексов и существующих в них взаимосвязей с тем, чтобы на основе этого изучения разработать рекомендации по наиболее рациональному использованию природных ресурсов и созданию оптимальных условий для жизни и производственной деятельности человека. Именно этим определяется значимость ЭГС как одной из фундаментальных наук.

В своих исследованиях изучаемая дисциплина использует комплекс общенаучных и специфических научных методов. Среди специфических методов, выработанных и применяемых экономической географией: картографический, экономическое районирование, энерго-производственные циклы.

Рассмотренная эпоха стала рубежом, фиксирующим кризис географического мышления, который характерен для индустриального общества и происходит под воздействием процессов экологизации и гуманитаризации. Ползучий экологический кризис, техногенные катастрофы и угроза ядерной зимы обострили интерес к деятельности человечества, качеству среды жизни и запасам природных ресурсов. Гуманитаризация проявилась в формировании бихевиористских подходов, радикальной и общественной географии, в резком увеличении человеческих отраслей - социальной и политической географии. Все это усилило тенденции внутринаучной дифференциации и усложнило систему географических наук. Если в 1985г. назывались 39 «тематических специализаций» географов, то к середине 90-х годов их число приближается к 60.

В области теоретических обобщений географы пытались использовать глобальный и региональный подходы в системе взаимодействия общества и природы. Тенденция глобализации исследований была связана с осознанием целостности географической картины мира и взаимосвязи ее частей. Обобщающими категориями теоретического фундамента стали: геопространство (например, пространство географической оболочки), место, единство времени и пространства, устойчивость и изменчивость. Таким образом, земной мир стал восприниматься в качестве многомерного пространства, мозаики, сложного организма, системы связей и взаимосвязей. Если региональность еще в начале XX в понималась как явление частное, уникальное, то сейчас понимается как часть целого, глобального, сохраняющего при этом уникальные свойства.

В методологической сфере усилился поиск объяснений происходящих явлений и процессов. Географическое мышление стало проявляться не только в форме «науки», «отрасли науки», «учения», но и форме географического подхода, используемого специалистами других наук. В связи с этим усилилось внимание к изучению соотношения географии с философией и идеологией, с макросоциальными процессами (в частности с постмодернизмом). Все большую роль стали играть междисциплинарные проблемно ориентированные исследования (в том числе международные) на базе новых технологий (компьютеризации) и поиска взаимопонимания в сфере общности моделей и понятийно-терминологического аппарата. Компьютеризация привела не только к изменениям носителей геоинформации и методов ее переработки (компьютерное картографическое моделирование), но и к изменению отношений между производителями географических знаний и их потребителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакалавр Экономики: Хрестоматия в 3 томах. Т. 1. / под общ. ред. В.И. Видяпина. - М.: Информационно-издательская фирма "Триада". - 1999, 696 с.

Ромашова Т.В. Введение в экономическую и социальную географию. Курс лекций // Ассоциация образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет» #"justify">Шальнев. В.А. Проблемы общей географии (исторический аспект). - Ставрополь.: Из-во СГУ, 1999.

Шишков М.К. Экономическая география России. Краткий курс лекций. [Электронный ресурс] Режим доступа: Сайт Территориальное устройство России http://www.tur.samara.ru/sources/articles/id540.htm


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мира и России? Каков предмет исследования ландшафтоведения? Что изучает экономическая география и региональная экономика?

Истоки науки

Когда возникла география? Ответить на этот вопрос непросто. Возможно, она родилась именно тогда, когда древнейший человек впервые начертил острым камешком на стене своей пещеры примитивный рисунок местности, окружающей место его непосредственного обитания.

Первые научные экспедиции осуществляли древние египтяне примерно 5 тысяч лет назад. Их в первую очередь интересовал бассейн Красного моря, а также центральные районы Африки. Они же придумали календарь, чтобы было удобнее следить за разливами рек и прочими природными явлениями.

Огромный скачок на раннем этапе развития географической науки произошел в античные времена. Эратосфен, Страбон, Клавдий Птолемей - все эти ученые внесли в нее огромный вклад. В трудах Аристотеля были заложены основы современной метеорологии и океанологии. Кстати, именно в так называемый эллинистический период истории наметились первые признаки разделения единой науки географии.

Структура современной географической науки

Пять-шесть веков назад ведущие страны мира с небывалым азартом упражнялись в колонизации новых земель. Соответственно, суть географии в те времена сводилась лишь к одному: тщательному изучению вновь открытых территорий и прокладыванию новых маршрутов для будущих плаваний и экспедиций.

Но сегодня все совсем по-другому. Современная география - это наука, которая тратит немало времени на систематизацию знаний и фактов, добытых естествоиспытателями и путешественниками на протяжении предыдущих столетий. Она пытается выявить те закономерности, которые будут справедливы как для природных, так и для общественно-экономических процессов и явлений.

Географию сегодня принято делить на три большие отрасли. Это:

  • физическая;
  • экономическая;
  • социальная география.

Последние две области знаний очень часто объединяют в одну дисциплину под названием «социально-экономическая география».

В рамках каждой из вышеперечисленных отраслей существует еще целый ряд научных дисциплин. Например, в составе физической географии выделяют гидрологию, климатологию, геоморфологию, гляциологию и т. д. Социальная и экономическая география делится на политическую, медицинскую, военную, культурную географию, урбанистику, страноведение и прочие дисциплины.

Что изучает экономическая география? Каковы основные цели и задачи этой науки? Попробуем ответить на эти вопросы далее.

Что изучает экономическая география?

Данная научная дисциплина изучается сегодня в старшей школе, колледжах, техникумах и университетах. В чем ее суть? Что изучает предмет?

Экономическая география (или общественная) - это комплексная научная дисциплина, изучающая пространственную организацию экономической жизни общества, страны, региона, планеты в целом. Главный объект ее исследований - это так называемые территориально-экономические системы.

Что изучает экономическая география более конкретно? Предметом данной науки выступает изучение хозяйственного разнообразия конкретной страны или региона, поиск схожих и различных черт в экономическом развитии разных районов, выявление важных закономерностей в размещении общественного производства.

Современная экономическая география ставит перед собой массу теоретических и практических задач: от поиска конструктивных решений проблем территориально-экономических систем до подготовки соответствующих специалистов - экономико-географов. При этом в экономико-географических исследованиях используется широкий спектр научных методов: балансовый, статистический, «полевой», сравнительно-описательный, исторический, картографический и многие другие.

Что изучает социальная география и региональная экономика?

Если экономическая география занимается изучением экономики, то социальная, соответственно, исследует социум (население). Демографические показатели, образование и медицина, этнический состав населения, локальные конфликты и уровень развития культуры - все это входит в широкий круг интересов данной научной дисциплины.

Пожалуй, главной задачей социальной географии является определение особенностей социализации конкретного человека, а также оценка темпов развития в целом. При этом наука не просто исследует различные социальные процессы, происходящие в региональных общественных системах, но и пытается выработать алгоритм их оптимизации.

Региональная экономика - еще одна дисциплина, которая тесно связана с экономической и социальной географией. Однако она относится к системе чисто экономических наук. Региональная экономика изучает региональную организацию производства. Ее основной задачей является выявление специфики конкретных экономических регионов, а также разработка действенных программ по их развитию в будущем.

Что изучает социально-экономическая география мира и России?

Разница между социально-экономической географией мира и России очевидна. Если в первом случае наука изучает пространственную организацию экономической жизни общества в планетарном масштабе, то во втором она занимается изучением территориально-экономических систем в пределах одного государства.

Что изучает экономическая география России? Данная дисциплина раскрывает общую картину развития хозяйства в государстве, помогает понять особенности размещения основных производств, исследует закономерности развития экономики страны в целом и по отдельным регионам.

На сегодняшний день важнейшие центры развития социально-экономической географии находятся в США (университет Кларка в штате Массачусетс), Великобритании (Оксфордский университет) и России (МГУ им. Ломоносова).

Физическая география и ландшафтоведение

Физическая география занимается изучением географической оболочки нашей планеты в целом, а также исследованием ее отдельных компонентов. В связи с этим она подразделяется на несколько самостоятельных научных дисциплин, среди которых:

  • климатология;
  • метеорология;
  • геоморфология;
  • гидрология;
  • океанология;
  • палеогеография;
  • биогеография и др.

Несколько обособленно находится ландшафтоведение - наука, изучающая генезис, структуру, функционирование и развитие природных комплексов (ландшафтов). Название дисциплины происходит от немецкого слова Landschaft, что переводится как «пейзаж», «вид местности». Фундамент ландшафтоведения был заложен в работах немецких ученых - Карла Риттера и Александра Гумбольдта.

К слову, этот «пласт» географических наук наиболее тесно связан с другими науками естествознания - физикой, химией, биологией, экологией и почвоведением.

ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА. Каждая наука имеет свой предмет исследования. Предметом изучения социально-экономической географии мира являются закономерности развития и размещения населения, а также хозяйства в мире в целом и в отдельных регионах и странах. Первичными своеобразными кирпичами науки является понятие, из которых выстраивается взаимосвязанная научная система. Как в физике основным является понятие атома, в химии - молекулы, а в биологии - клетки, так в географии основным является понятие территории. Территория - Это ограниченная часть поверхности Земли с характерными для нее естественными и созданными человеком (антропогенными) особенностями и ресурсами, которая имеет определенную площадь, географическое положение и другие характеристики. Территория является частью географического пространства (геопространства), Что охватывает все земные сферы (лето-, гидро-, атмо-, Биосферу), единство и взаимосвязь которых оказывается в географической оболочке. Важными составляющими геопространстваесть акватория (Участки водной поверхности),воздушное пространство и недра, Которые в совокупности формируют географическое пространство. В социально-экономической географии, которая является составной частью географии,термин «территориальное» употребляется для определение всего, что связано с конкретной территорией, как синоним слова «Пространственный». От этого понятия происходят такие, как территориальное разделение труда, территориальный комплекс, территориальные связи и т.д. Социально-экономическая география мира охватывает широкий круг вопросов пространственных аспектов развития общества, мирового хозяйства, взаимодействия человека и природы в различных регионах мира. Таким образом, главным ее понятием является территориальная (Геопросторова) Организация общества или его отдельных частей (население, производственной и социальной сфер, производительных сил). Территориальная организация общества проявляется: 1) в размещении объектов на земной поверхности (отдельного населенного пункта, страны, региона);2) в пространственных связях между объектами (например, транспортных, в перемещении людей, энергии, информации);3) в территориальных образованиях (экономический район, хозяйственный узел, система расселения и др.);4) в функционировании территориальных образований во времени (изменение их результате взаимодействия с природным и общественной средой вследствие управления). Итак, другими словами можно сказать, что предметом социально-экономического географии мираявляется территориальная организация общества и хозяйства. Основные формы территориальной организации общества - государство (Страна), надгосударственные объединение (Политические блоки и группы государств, например НАТО - Блок стран Западной Европы и Северной Америки). Основной формой хозяйственно-экономической организации является национальное хозяйство (Национальный комплекс), а наднаціональногосподарською – экономические блоки стран(Например, Европейский Союз). Самая же форма - это мировое хозяйство в целом. На общегосударственном уровне такими формами являются экономическая зона, экономический район(Регион). Поэтому социально-экономическая география мира вооружает знанием о конкретных формах территориальной организации общества: районы, зоны, государства, их объединения, о мировом хозяйстве, особенности его пространственной структуры, о глобальных экономических, социальных, политические, культурные и иные связи и проблемы. Эти знания необходимы человеку, чтобы удовлетворить свои потребности и потребности общества в самом важном - в сырье, топливе, энергии, продовольствии, конструкционных материалах, сбыте товаров, в вопросах транспорта, культуры и т.д.Социально-экономическая география мира - это сложная система знаний, которая охватывает многочисленные научные отрасли и подотрасли, тесно переплетаются и взаимодействуют между собой (рис. 1). В наше время активно развиваются такие отрасли, как география культуры, география религии, Этногеография, география выборов, география Мирового океана.

Введение

основы мировой экономики ¾ экономической географии ¾ один из важных разделов современной науки.

Экономическая география изучает размещение хозяйства, его ресурсов и отраслей в мире, отдельных регионах и странах, особенности и закономерности этого размещения, а также влияние на него различных факторов. В более общем виде экономическую географию можно определить как науку о территориальной организации общественного производства, особенностях территориально-экономической структуры различных стран и регионов. Сам термин «экономическая география», который был введен в 1760 г. М. В. Ломоносовым, часто используют в качестве синонима слова «размещение». Например, принято говорить о географии промышленности, географии сельского хозяйства, географии минеральных ресурсов, географии транспорта, имея в виду размещение промышленности, сельского хозяйства и т. д.

Изначально экономическая география была задумана как пособие для коммерсантов, т. е. как «коммерческая география». Тем не менее в начале XX в. с развитием географической науки, и прежде всего экономической географии, на основе которой сформировался более широкий и комплексный предмет изучения, коммерческая география как самостоятельный курс и направление исследований постепенно теряет свое значение, растворившись в более общих дисциплинах, таких как, например, страноведение, экономическая география.

Экономическая география находится на стыке физической географии (которая является ее основой), экономики, социологии, политики, истории и права. Ее принято подразделять на две большие области ¾ отраслевую и региональную географию.

Отраслевая география включает три основных блока дисциплин: географию населения (демография), географию материального производства и отдельных его отраслей и географию непроизводственной сферы. В отраслевой экономической географии наибольшее развитие получили география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта; развивается география сферы услуг, география туризма, география природных ресурсов.

В свою очередь региональная география подразделяется на общую экономическую региональную и экономическую географию, изучающую своеобразие отдельных регионов и стран, и географию мирового хозяйства. Поскольку экономическая география тесно связана с демографией, ее часто объединяют в одно понятие «экономическая и социальная география». Общая и региональная экономическая география неразрывно связаны между собой: с одной стороны, в рамках отдельных регионов общие закономерности получают свое локальное проявление, с другой ¾ анализ и обобщение региональных сочетаний позволяют выявлять закономерности размещения хозяйства.

В структуре экономической географии зарубежных стран соединяются воедино элементы отраслевой и региональной географии. Здесь рассматриваются следующие основные вопросы.

Формирование и современный вид политической карты мира, государственный строй, административно-территориальное устройство и государственный режим стран мира, дифференциация стран в зависимости от различных критериев (типология стран).

2. Население стран мира, его динамика, размещение и миграции, этнический, расовый и религиозный состав, мировые процессы урбанизации.

3. Природно-ресурсный потенциал мира: виды ресурсов, их размещение и использование по странам и регионам.

4. Отраслевая структура мирового хозяйства.

5. Экономическая, политическая и социальная характеристика отдельных регионов, субрегионов и стран мира.

Экономическая география тесно связана с дисциплиной «мировая экономика», имеет с ней общие объекты исследования, является необходимой ступенью и составной частью изучения мирового хозяйства. Однако в отличие от мировой экономики в экономической географии акцент делается на размещении общественного производства и его основных компонентов ¾ человеческих и хозяйственных ресурсов, экономико-географического своеобразия стран и регионов. При этом затрагиваются также вопросы технологии отдельных видов производств и транспортировки их продукции, так как без знания, хотя бы в общих чертах, таких вопросов невозможно объяснить или обосновать размещение того или иного предприятия в данной местности. В свою очередь регулирование размещения хозяйственных объектов является важной составляющей экономической политики и стратегии государства, крупных хозяйственных структур (транснациональных корпораций) и вообще всех хозяйствующих субъектов, поскольку экономическая эффективность деятельности любого предприятия напрямую зависит от того, где именно оно размещено ¾ в каком регионе, стране, районе. Поэтому одно из условий организации предприятия в конкретном месте заключается в проведении предварительного анализа предпосылок и факторов, в том числе географических, действующих в данной местности, которые будут оказывать влияние на функционирование предприятия.

Экономическое и социальное развитие страны во многом зависит от ее географического положения, расположения по отношению к другим странам и территориям, размеров территории, наличия природных и людских ресурсов, сложившихся путей сообщения и др. Наличие или отсутствие ресурсов для хозяйственного использования может как тормозить, так и, напротив, стимулировать развитие экономики страны (например, благодаря необходимости развивать производства, призванные компенсировать нехватку того или иного ресурса). Вот почему знание особенностей географии страны в широком смысле слова, включая физико-географические, имеет существенное значение для всестороннего изучения ее хозяйства и происходящих в нем процессов.

Особо важную роль играют географические факторы в формировании отраслевой и территориальной структуры народного хозяйства страны. Это в первую очередь относится к сельскому хозяйству, которое в сильнейшей степени зависит от природных и климатических условий. Очевидно, что в странах умеренного климатического пояса и с достаточным количеством почвенной влаги, скорее всего, в сельском хозяйстве будет преобладать животноводство, рассчитанное на использование естественных пастбищ и лугов, а в зерновом хозяйстве ¾ озимые посевы культур, поскольку для яровых культур по условиям климата летнего тепла и света недостаточно. Очевидно также, что страны, не имеющие, например, собственных запасов железных руд или удобных пунктов для их подвоза, не будут стремиться развивать металлоемкие производства.

Различия между странами в природно-климатических условиях явились первоначальным толчком для международного (межрегионального, территориального) разделения труда, которое в свою очередь стало основой формирования мирового хозяйства.

Географическая среда наравне с общественной участвует в формировании психологии человека, его характера, склада ума, сознания, поведенческих стереотипов, т. е. всего того, что называется менталитетом; под ее влиянием складываются национальные особенности того или иного народа. Так, например, отсталость некоторых племен и народов (Африки, глубинных районов Бразилии) во многом объясняется специфическими природными условиями и изолированностью их территорий.

Важную роль в экономическом и социальном развитии страны играют протяженность и размеры ее территории.

Страной с большой территорией намного труднее управлять, так как здесь действует эффект «испорченного телефона» ¾ искажение и неправильное толкование на местах решений, принятых в центре; в свою очередь центр не всегда хорошо знает и учитывает особенности отдаленных районов. Успех экономических реформ в некоторых малых странах, напротив, не в последнюю очередь может быть объяснен небольшими размерами их территорий, одинаковостью условий проживания в разных районах, однородностью населения в культурно-нравственном, мировоззренческом и образовательном отношении, общностью восприятия и понимания тех или иных явлений общественной и политической жизни. С определенной долей уверенности можно сказать, что большая протяженность территории страны, наличие в ней относительно изолированных населенных районов не способствует формированию в ней однородного в нравственном, образовательном и мировоззренческом отношении населения. Этот недостаток больших стран, правда, может быть устранен или смягчен благодаря развитию современных телекоммуникационных систем, повсеместному распространению телевидения и радиовещания, строительству путей сообщения. Об этом достаточно убедительно свидетельствует опыт таких развитых стран-гигантов, как Канада, США, Австралия.

Вместе с тем нельзя впадать в географический детерминизм , объясняя отсталость или развитость страны, своеобразие ее общественной, экономической и культурной жизни исключительно географическими условиями, поскольку наряду с ними в конечном счете решающую роль в экономическом и социальном развитии страны играют общественно-экономическая система и созданные ею институты. С помощью одних только географических факторов невозможно объяснить, например, почему такие северные страны, как Финляндия, Швеция или Норвегия, не имеющие достаточно благоприятных условий для развития сельского хозяйства и крупных запасов промышленного сырья, сумели достичь высокого уровня экономического развития, войти в число наиболее благополучных стран мира, опередить многие развитые страны по ряду важнейших социально-экономических показателей. Очевидно, что влияние географической среды на хозяйственное развитие в разных странах оказывается разным ¾ большим или меньшим по сравнению с влиянием общественно-экономической системы, в свою очередь формирующейся в определенной географической среде.

О том, какое значение знанию основ экономической географии придается за рубежом, свидетельствует хотя бы тот факт, что Европейский союз (ЕС), объединяющий многие страны Европы и имеющий в своем распоряжении многотысячный управленческий аппарат, требует от желающих поступить на работу в аппарат обязательной сдачи наряду с другими экзаменами экзамена по экономической географии, без которого претенденты не смогут получить звание европейского служащего и поступить на работу в органы ЕС.

Экономическая география дает научное обоснование хозяйственной политики в области размещения производительных сил и территориальной организации народного хозяйства. Хотя эта отрасль науки непосредственно связана с физической географией, между ними есть принципиальное различие. Физическая география ¾ наука естественная, объектом которой является изучение законов природы, а объектом экономической географии служат законы общественного развития.

Экономическая география связана с другими науками. Она использует их методы и выводы для своего развития и одновременно обогащает их своими исследованиями. К таким наукам прежде всего относятся: экономическая теория, статистика, геология, экология, медицина и др.

Основными методами анализа, применяемыми в экономической и социальной географии, являются регионализация и районирование, картографирование, а также экономико-статистические и математические методы (сбор и статистическая обработка первичного материала, расчеты по различным вариантам размещения и пр.); широко используются также геометрические построения. Картографический метод, в частности, позволяет отразить территориальные отношения наглядно на географической карте.

Регионализация и районирование заключаются в делении изучаемой территории на части, отличающиеся друг от друга по каким-либо признакам (своеобразие экономико-географического положения, исторического и экономического развития, культурно-бытовые особенности населения и др.).

Регион ¾ это самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, состоящее из нескольких стран (страновых групп), расположенных на одной общей территории и объединенных рядом признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных, или главных, регионов: зарубежную (по отношению к странам Содружества Независимых Государств (СНГ), Европу, Азию, Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию.

Субрегион ¾ это крупная часть региона, отличающаяся от других составных частей региона своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, специализацией и особенностями размещения хозяйства. Страна ¾ это территория, границы и целостность которой обусловлены суверенитетом государства, отличающаяся от других стран условиями развития, специализацией и структурой хозяйства.

В пределах территории страны различают экономические районы. Экономический район ¾ это географически целостная часть территории страны, имеющая свою производственную специализацию, постоянные внутренние экономические связи и тесно сопряженная с другими частями страны территориальным разделением труда.

Регионалистика ¾ это комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая процессы деятельности и существования человека и создаваемой им культуры во взаимодействии с окружающей средой в рамках компактного географического пространства, «региона».

Основной методологический подход , используемый в экономической географии, как и в других общественных науках, состоит в том, что все явления общественной жизни рассматриваются в их развитии и взаимодействии. Важность применения такого подхода для экономико-географических исследований определяется тем, что все основные элементы, образующие предмет изучения экономической географии (экономико-географическое положение, ресурсообеспеченность, территориальная и отраслевая структура хозяйства и т. д.), подвержены постоянным изменениям, без учета которых невозможно дать адекватную экономическую картину мира.

Электронный учебник состоит из трех основных частей.

Первая часть посвящена характеристике современной политической карты мира и одной из важнейших составляющих экономической географии ¾ демографии, т. е. географии населения. Во второй части излагаются основные вопросы отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, включая его природно-ресурсную базу, основы размещения факторов производства. Далее рассматриваются ключевые отрасли мирового хозяйства ¾ сельское хозяйство, промышленность и транспорт.

Специальный раздел посвящен характеристике экономико-географического положения ряда регионов и стран в современном мировом хозяйстве. Автор несколько отошел от энциклопедичности изложения. Он не просто освещает географическое положение и социально-экономические показатели отдельных подсистем мирового хозяйства, а проводит их анализ с точки зрения экономической географии, т. е. выделяются основные факторы, влияющие на экономико-географическое положение отдельных регионов и их место в современной мировой экономике. Кроме того, дается оценка наиболее крупных подсистем и субъектов современного мирового хозяйства.

В электронном учебнике широко использованы работы известных российских экономикогеографов, обладающих большим опытом научно-педагогической деятельности, таких как В. П. Максаковский, И. М. Любимов, И. А. Родионова, В. В. Вольский и др.

Особенность данного электронного учебника заключается в том, что в нем нашли отражение новейшие статистические материалы международных экономических организаций по показателям основных категорий экономической географии: Всемирного банка, Всемирного института ресурсов, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Всемирной торговой организации (ВТО), Евростата, Конференции ООН по торговле и развитию, Международного валютного фонда (МВФ), Международной организации труда (МОТ), Организации Объединенных Наций по вопросам науки, образования и культуры, Фонда народонаселения ООН, Центрального разведывательного управления США и пр.

Цель курса ¾ обеспечить студентов, аспирантов и преподавателей достаточно информативным материалом по экономической географии и регионалистике современного мирового хозяйства, которое послужило бы первой ступенью в изучении мировой экономики, в том числе туризма и международных экономических отношений.