Типы экономических систем и их характеристика. Виды экономических систем

Экономическая система - это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру. Принято выделять 4 вида экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.

Традиционная экономика

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Как правило, она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Традиционной экономике характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. В традиционной экономике сильны традиции и негласные законы. Развитие личности в традиционной экономике сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Традиционная экономика нередко использует натуральный обмен вместо денег.

Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно. Сейчас практически не осталось стран, которые можно было бы отнести к странам с традиционной экономикой. Хотя в отдельных странах можно выделить изолированные общины, ведущие традиционный образ жизни, например, племена в Африке, ведущие образ жизни который мало отличается от того, что вели их далекие предки. Тем не менее, в любом современном обществе еще сохранились остатки традиций предков. К примеру, это может относиться к празднованию религиозных праздников, таких как Рождество. Кроме того, еще осталось разделение профессий на мужские и женские. Все эти обычаи так или иначе отражаются и на экономике: вспомните рождественские распродажи и возникающий вследствии этого резкое увеличение спроса.

Командная экономика

Командная экономика . Командная или плановая экономика характеризиется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества - альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы - как экономические, так и военные (вспомните насколько быстро Советский Союз смог быстро эвакуировать свои заводы на восток страны, вряд ли при рыночной экономике такое возможно повторить).

Рыночная экономика

Рыночная экономика . Рыночная экономическая система в отличие от командной основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не играет существенной роли в экономике, его роль ограничивается регулированием ситуации в экономике через законы. Государство только следит за тем чтобы соблюдались эти законы, а любые перекосы в экономике быстро ипраляются "невидимой рукой рынка".

Долгое время экономисты считали вмешательство государства в экономику вредным и утверждали, что рынок может регулировать сам себя без внешнего вмешательства. однако Великая депрессия опровергла это утверждение. Дело в том, что из кризиса можно было бы выйти лишь в том случае, если бы появился спрос на товары и услуги. А так как ни одна группа экономических субъектов не могла этот спрос сформировать, то спрос мог появиться только лишь со стороны государства. Вот почему во время кризисов государства начинают перевооружать свои армии - тем самым они формируют первичны спрос, который оживляет всю экономику и позволяет ей выйти из замкнутого круга.

Более подробно о правилах рыночной экономики вы узнаете из специальных вебинаров от форекс-брокера Gerchik & Co .

Смешанная экономика

Смешанная экономика . Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.

В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия - кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики - народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.

Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.

Из них самая древняя — традиционная экономическая система.

Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :

1) право частной собственности;

2) частная хозяйственная инициатива;

3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.

Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.

К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.

Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.

Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.

И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.

Именно рынки:

1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.

Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.

Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.

Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).

Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.

В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;

б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.

В результате в странах командной системы:

1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;

2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.

В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.

Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.

Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.

Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).

Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).

Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)

На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.


Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия

Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.

В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).

В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.

В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.

Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:

1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;

2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);

3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.

К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

2.1. Экономическая система. Типы экономических систем

Экономическая система - это организация экономической жизни общества, основанная на определенной структуре взаимосвязей между экономическими агентами.

Тип экономической системы зависит от преобладающих в обществе экономических целей, форм собственности и методов решения экономических проблем.

Как отмечают в "Экономикс" К.Р.Макконнелл и С.Л.Брю "...индустриально развитые страны мира в основном различаются по двум признакам: 1) по форме собственности на средства производства; 2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность" (Кемпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. М.:1992. - С.47). Выделяют два способа координации экономических выборов: стихийный и иерархический. Стихийный способ предполагает, что каждая фирма и домохозяйство самостоятельно решают что, как и для кого производить. Иерархический порядок выделяет такого экономического субъекта, который отвечает на фундаментальные вопросы экономики единолично за всех остальных экономических агентов.

Экономисты выделяют четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная. Каждая система по своему отвечает на фундаментальные вопросы экономики.

Традиционная экономика - эта экономическая система основана на соблюдении исторически сложившихся обычаев, канонов религии, традиций, которые определяют технологию и средства производства, обмен, распределение и потребление экономических благ. Роль экономических агентов в экономической системе во многом определяется наследственностью и преемственностью экономических отношений, а также и делением общества на сословия. Экономические проблемы - что производить, как производить и для кого производить - определяются в основном сложившимися веками традициями. Обычаи определяют порядок распределения, обмена и потребления ресурсов и продуктов. Внедрение новых техники и технологии осуществляется очень медленно, так как вступает в противоречие с обычаями и традициями, угрожает их сохранению, а значит стабильности существующего общественного устройства. В настоящее время данная экономическая система функционирует с элементами рыночной экономики в приблизительно 140 странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Основными чертами традиционной системы являются (Баликоев В.З., Ковалев В.А., Семенихина В.А. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. Новосибирский университет НГАС. Новосибирск, 1993. - С. 37):

1. Преобладание частной формы собственности.

2. Производство, распределение и обмен основываются на обычаях, традициях и культовых обрядах. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

3. Экономическую роль домашних хозяйств определяют наследственность и кастовость.

4. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Вследствие этого темпы экономического роста незначительны. Причем, темпы роста населения превышают темпы роста промышленного производства.

5. Неграмотность населения, высокий уровень безработицы и низкая производительность труда.

6. Огромный внешний долг государства, который трудно ликвидировать.

7. Большая роль государства и силовых структур (армии, полиции) в экономике и политике этих стран.

Рыночная экономика это экономическая система основная на стихийной координации экономических выборов. Для этого типа экономической системы характерно свободное предпринимательство, ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения, преобладание частной собственности. На фундаментальные вопросы экономики рыночная система отвечает следующим образом. Фирмы производят те товары и услуги, которые пользуются спросом. Товары производятся при помощи такой технологии, которая способна минимизировать издержки. Товары и услуги производятся теми экономическими агентами, которые обладают преимуществами в производстве данного товара. Под преимуществами понимается возможность минимизации затрат. И, наконец, товары производятся для тех, кто обладает достаточными доходами. Люди, не имеющие доходов, оказываются вне процесса потребления благ. В рыночной экономике существует частная форма собственности на ресурсы и конечные товары и услуги.

В рыночной экономике государство не вмешивается в экономические отношения и не влияет на поведение агентов по поводу производства, распределения и потребления благ.

Командная экономика - э кономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Характеристика рыночной и командной экономических

систем по двум основным признакам

Смешанная экономика - это тип экономической системы, основанной на рыночном механизме ценообразования, но включающий вмешательство государства в экономические взаимоотношения.

В современных условиях все больше находит место сочетание двух типов экономических систем - рыночной и командной. Это позволяет использовать достоинства этих систем и, в какой-то степени, нейтрализовать их недостатки. Имеются страны, в которых преобладает рыночный механизм регулирования, а государственная собственность, как и государственное вмешательство в экономику, играют менее значительную роль. К ним относятся США и многие страны Западной Европы.

Но есть и такие страны, где государство активно участвует в управлении экономикой в условиях рынка, ставя перед собой определенные цели развития и используя различные методы управления. Среди этих стран можно выделить две основные модели смешанной экономической системы. Одна из этих моделей отражает экономическую систему Японии, достигшей в послевоенный период высоких темпов развития. Другая модель - это экономическая система Швеции, в целевых установках которой преобладают социальные цели.

Таблица 2.2.

Основные черты японской и шведской моделей экономики

Японская модель

Шведская модель

1. Глобальная цель - высокие темпы экономического роста с последующим достижением социальных результатов.

1. Глобальная цель- решение социальных проблем.

2. Государственные планы экономического развития, имеющие рекомендательный (необязательный) характер, но способствующие более пропорциональному и эффективному развитию.

2. Активное участие государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов, создание для этого значительных общественных (государственных) фондов потребления.

3. Сохранение обычаев и традиций наряду с активным изучением и внедрением передового опыта других развитых стран.

3. Высокий уровень обеспечения гражданских прав, социальной справедливости.

Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой.

В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма.

К предпосылкам рыночных отношений относятся:

Опережающее создание правовой базы рыночной экономики;

Приватизация - разгосударствление значительной части средств производства, приводящее к появлению частных собственников, развитию предпринимательства и конкуренции;

Либерализация ценообразования - переход от жестких государственных цен к свободным рыночным ценам.

Условиями формирования рынка являются:

Постепенное отстранение органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий;

Комплексный триединый подход к формированию основных видов рынка - товарного, финансового и рынка труда;

Активное формирование и развитие рыночной инфраструктуры

Создание сети коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний, арбитражных учреждений и т.д.

Постепенное открытие национальной экономики и интеграция (вхождение) в систему мирохозяйственных связей;

Обеспечение со стороны государства социальной защищенности граждан.

Условиями функционирования рынка должны стать:

Свобода деятельности хозяйственных организаций (экономических агентов) в рамках государственных законов, регулирующих взаимоотношения субъектов;

Полная ответственность предпринимателей за результаты своей деятельности;

Свобода конкуренции, там, где она эффективна;

Свобода ценообразования, ограничиваемая для монопольных рынков.

Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости.

Человечеству в своей непростой истории довелось «пережить» уже достаточно много разных экономических систем. Это и дает основание ставить вопрос об их классификации. Классификация в науке - всегда сложное дело. Ее успешность, научная обоснованность во многом зависит от верно подобранного “ключа”. Таким “ключом” является критерий разделения, т.е. главный его признак, “пробный камень” или мерило. От правильного выделения критерия (или критериев) зависит научность классификации.

В современной экономической науке при рассмотрении типов экономических систем используются разные критерии. Основными из них называют следующие:

господствующая форма хозяйствования; основные формы собственности; способ координации экономических субъектов и действий; способ распределения доходов; тип государственного вмешательства в экономику; включенность экономики в мирохозяйственные связи.

Поскольку критериев, а это значит, критериальных подходов к классификации много, то и самих классификаций будет несколько.

Рассмотрим их в следующем порядке.

Первая классификация связывает выделение типов экономических систем с господствующей формой хозяйствования. При таком подходе выделяются: экономическая система с натуральной формой хозяйствования; экономическая система с товарной формой хозяйствования. По другому критерию - “основная форма собственности” - различаются экономические системы: общинного типа; частнособственнического типа; кооперативно-общественного типа; смешанные. Согласно критерию “механизм (способ) координации действий хозяйствующих субъектов” можно выделить следующие типы экономических систем: традиционный; рыночный; плановый. “Превалирующий способ распределения доходов” как критериальный подход к экономическим системам позволяет выделить такие типы: общинно-уравнительный; с распределением доходов по земле; с распределением доходов по факторам производства (по земле, по капиталу, по труду); с распределением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада. “Граница и тип государственного вмешательства в экономику” как критерий разделяет экономические системы на следующие типы: свободный, либеральный; административно-командный; экономически регулируемый; смешанный. По критерию “степени включенности в мирохозяйственные связи и отношения” экономические системы различают, как: закрытую; открытую. Наконец, по критерию степени зрелости экономические системы можно различать, как: формирующиеся; зрелые, развитые; деградирующие.

В современной экономической литературе Запада, особенно в популярных учебниках, например К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю, классификация сводится к различию трех основных типов экономических систем:

1) традиционная экономическая система;

2) рыночная экономика;

3) командная экономика.

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в экономическом сознании людей на основе опыта поколений. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющая замкнутый характер.

Рыночный тип экономики трактуется как такая экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляется под воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.

Плановая (командная) экономика определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяется административным центром на основе системы планов и команд.

Следует отметить, что такая классификация, хотя она в современной литературе и является наиболее распространенной, имеет определенную научную ограниченность. Во-первых, потому, что она основывается на разновидных, разносистемных критериях типологии экономических систем. Так, традиционный и рыночный типы выделяются на основе критерия “механизм координации действий субъектов экономики” (либо традиции, либо рыночные силы), а при выделении третьего типа - “плановая (командная) экономика” - использован уже иной критериальный подход - с позиций степени и способа государственного вмешательства в экономику. Во-вторых, критерий собственности также использован непоследовательно: в двух типах - рыночном и командном - он играет в типологии определенную роль (частная и общественная собственность противопоставляются), а в характеристике традиционного типа экономики вообще отсутствует. Даже такие логические дефекты данной типологии ограничивают ее научную значимость.

Преодолевая в некоторой мере ограниченность данной классификации, современная экономическая мысль выделяет еще один тип экономики - смешанная экономика. Для нее характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Именно такой тип экономики представляет собой ряд современных западноевропейских стран. Этот тип имеет объективные предпосылки. Так, один только рыночный механизм в современной жизни не обеспечивает действенного и устойчивого саморегулирования экономической системы, а ведет к известному разрегулированию экономики (кризисы, безработица, инфляция). Выход находят в определенной интеграции регулирующих механизмов - рыночного и государственного. В этом отношении экономическая система тоже становится смешанной.

Главное отличие смешанного типа экономики - ее разнообразность. Основными чертами этого типа являются:

сочетание частного и государственного секторов экономики; сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования; сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости в обществе.

Смешанную экономику можно считать особым типом экономической системы. Это обусловлено ее целостностью, устойчивостью, способностью к самовозобновлению, определенной совместимостью компонентов системы. А это все - свойства, присущие всякому типу экономической системы. Но реально приходится различать смешанную экономику развитых стран и смешанную экономику развивающихся стран. Это - виды смешанной экономики.

Оценивая развитие региона, необходимо уметь видеть, какая модель экономики в рамках какой экономической системы нем преобладает.

Экономическая система общества - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

Основными элементами экономической системы являются:

    социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

    организационные формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне;

    конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Субъектами экономической системы являются задействованные в ней участники, т.е.:

1) частные лица;

2) объединения, предприятия, учреждения;

3) государственные организации;

4) государство;

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

По способам регулирования хозяйственной деятельности (координа­ции хозяйственных связей) различают рыночные и нерыночные эко­номики.

Нерыночные типы экономик подразделяют на традиционные и командно-административные .

В существующих традиционных экономиках, которые еще характерны для слаборазвитых стран, в решении хозяйственных вопросов преобладает следование традициям и обычаям, религиозным догматам и культурным нормам.

Традиционные экономики всегда сопутствуют доиндустриальному обществу. Также для стран с этим типом экономики характерны :

Низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;

Политическая и экономическая нестабильность;

Слабая валюта, инфляция и большой внешний долг;

Чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики;

Неконкурентные цены на товары;

Низкий уровень накопления и скудные инвестиции;

Малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство;

Большой процент неграмотных;

Недостаток квалифицированных работников;

Высокий уровень безработицы.

!!! Интересно , что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях

Командно-административная (централизованная плановая) на­циональная экономика строится на подчинении основ хозяйствова­ния предприятий централизованным директивам. Такая система эко­номической координации строится на государственной собственности на средства производства.

Характерными чертами командно-административной системы выступают :

Полный контроль государства за производством и распределением;

Прямое управление предприятиями из центра;

Управление с помощью административно-приказных методов.

Рыночные экономики ранжируются по степени их эволюции:

Рыночная экономика свободной конкуренции (ранний капитализм);

Рыночная экономика с ведущей ролью корпоративного сектора;

Рыночная экономика с высокой долей государственной коррекции воспроизводственного процесса при сохранении регулирующей роли рынка.

Россия после распада СССР стремилась повсеместно ограничить роль государства, . Поэтому в ее на­циональном развитии велико влияние крупных корпораций (финансово-промышленных групп).

Типы и характеристика экономических систем

Тип экономиче­ской системы и ее характеристика

Достоинства

Недостатки

Традиционная

Традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить.

Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда.

Многоукладность экономики.

Консерватизм и неприятие ново­введений.

Не обсуждается, т.к. этот тип экономики несовременен, он соответствует доиндустриальным обществам

См. характеристику системы

Командная (плановая)

Экономические решения прини­мают в основном представители государственной власти.

Отсутствие у производителей свободы выбора.

Отсутствие у производителей заинтересованности в повы­шении эффективности произ­водства.

Возможность концентра­ции усилий и ресурсов на отдельных направлениях экономической деятель­ности.

Обеспечение экономи­ческой и социальной стабильности, так назы­ваемая «уверенность в за­втрашнем дне».

Невозможность быстрого раз­вития и внедрения достижений научно-технического прогресса Отсутствие свободы производ­ства и потребления.

Низкий уровень удовлетворе­ния потребностей. Возникновение «черного рынка», хронический дефицит предметов потребления.

Рыночная

Свободное решение основных эко­номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро­вания.

Преобладание частной собствен­ности.

Экономические субъекты осущест­вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически­ми интересами.

Свободная конкуренция.

Минимальное влияние государства.

Способствует эффективно­му распределению ресур­сов, так как направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в ко­торых общество больше всего нуждается («невиди­мая рука рынка»).

Свобода выбора и деятель­ности предпринимателей. Способствует повышению качества товаров и услуг. Гибкость, высокая адаптированность

к изменяю­щимся условиям. Стимулирование научно-технического прогресса.

Неравное распределение дохо­да; рынок ориентирован на удо­влетворение потребностей тех, кто платит деньги. Нестабильность развития, что приводит к инфляции и безра­ботице, социальным противо­речиям.

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования.

Ослабление конкуренции, про­исходящее вследствие слияния небольших предприятий. Расточительное отношение к природным ресурсам.

Смешанная (развитая смешанная экономика)

Одновременное сочетание част­ного и государственного секто­ров экономики, рынка и государственного

регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни.

Недостатки рыночной экономи­ки сглаживаются государствен­ным регулированием.

Непосредственное участие госу­дарства в предоставлении соци­альных благ.

Обеспечение экономиче­ского роста и экономиче­ской стабильности. Социальные гарантии. Защита и поощрение кон­куренции, борьба с моно­полиями.

Обеспечение политиче­ской стабильности. Стимулирование техноло­гических и организацион­ных инноваций. Поддержка сферы образо­вания, культуры, науки.

Отсутствие стандартных схем.

Необходимость разработки национальных моделей с уче­том национальной специфики.

Функции государства в смешанной экономике

Перераспреде­ление доходов с помощью налоговой системы и фон­дов централизо­ванных средств

Поддерж­ка пред­приятий государ­ственного сектора экономики

Финансирова­ние сферы обра­зования, куль­туры, науки, обеспечение общественного порядка

Влияние на перерас­пределение ресурсов между отраслями экономики для предотвращения без­работицы и спадов производства

ООН предложила группировку стран по достигнутому уровню экономического разви­тия . Она совместила эту группировку с типом хозяйственных проблем, которые соответствуют каждому уровню и выделила три группы стран (в составе ООН к середине 1990-х г.г., когда создавалась группировка, было 184 страны):

1. Ра звит ые страны с рыночной экономикой - 24 промышленно- развитых стра­ны с высоким уровнем доходов. Из этих стран выделяют страны «большой семерки»: США, Германию, Японию, Великобританию, Францию, Канаду, Ита­лию. Каждая из перечисленных стран производит ВВП, намного превышающий ВВП любой другой развитой страны (Турция, Мексика, Чехия, Венгрия и Южная Корея).

2.Р азвивающиеся страны с рыночной экономикой . - 132 государства Азии и Африки, Латин­ской Америки. Характеризуются низким и средним уровнем доходов и производят около 40% мирового ВВП. Их экспорт составляет 26% в мировом объеме. Китай, несмотря на его активное ре­формирование и промышленное развитие, пока еще относят к группе развивающихся стран

3.С траны с переходной экономикой (от административно-команд­ной к рыночной) - 28 государств. В их составе вы­деляют две региональные подгруппы. Первая подгруппа включает страны Центральной и Восточной Европы, в том числе и Албанию, вторая под­группа - страны СНГ и Монголию. Страны с переходной экономикой иногда называ­ют посткоммунистическими. Эти страны производят более 5% мирового ВВП, а их экспорт составляет чуть больше 3% мирового уровня.

Современная Россия попадает в группу стран с переходным типом экономики , хотя США вроде бы нас относило к рыночным.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

+ совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

    социально-экономические отношения;

    организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм;

    система стимулов и мотиваций участников;

    экономические связи между предприятиями и организациями.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I, фашистская Германия);

- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

q обеспечение занятости;

q полное использование производственных мощностей;

q стабилизация цен;

q параллельный рост заработной платы и производительности труда;

q равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

Рыночная экономика .Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Отличительные черты:

Многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

Развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

Ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

Изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

Рост уровня образования (послешкольное);

Новое отношение к труду (творческое);

Повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

Гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

Информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

- ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

Глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).