Объекты и субъекты экономической безопасности. Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм обеспечения

Объект системы обеспечения экономической безопасности неразрывно связан с субъектом. Под субъектом в широком смысле понимается лицо либо группа лиц, осуществляющих предметно-практическую деятельность, направленную на объект. При осуществлении деятельности субъект принимает решения относительно объекта, совершает конкретные действия и несет за них ответственность.

В практической деятельности сложно разделить объект и субъект. Но есть определенные правила, по которым можно идентифицировать объекты и субъекты. Во-первых, процесс принятия решений - это управление. Поэтому идентифицировать и разделить объект и субъект можно, руководствуясь пониманием, кто управляет. Тот, кто управляет, т.е. принимает решение, - субъект , то, чем, или тот, кем управляют, - объект. Субъект всегда является физическим лицом или группой лиц. В силу того что группа лиц, принимающих решения, осуществляет свою деятельность в границах организации, под субъектом также понимаются хозяйствующие субъекты, организации, государственные органы. Неодушевленный предмет, процесс всегда является объектом. Объектом может быть и физическое лицо, организация, государственный орган.

Субъект всегда имеет интересы, которые пытается реализовать посредством процесса управления. Данные интересы являются также объектом экономической безопасности. И совпадение, и противоречивость интересов экономических субъектов порождают угрозы одного из субъектов в адрес другого относительно объекта пересечения их интересов. Другой экономический субъект, в адрес которого направлена угроза, вынужден противодействовать ей.

Субъект экономической безопасности - лицо либо группа лиц, осуществляющих свою деятельность, направленную на объект экономической безопасности. Деятельность субъекта может носить не только созидательный характер, при котором создаются специальные механизмы защиты от угроз объектам в сфере экономики, но и деструктивный характер, т.е. формирующий различные угрозы для достижения определенных целей, например завладения имуществом, бизнесом или уничтожения конкурента.

Субъект экономической безопасности имеет сложный характер, обусловленный не только направленностью его действий (формирование угроз или противодействие им), но и участием в противодействии угрозам субъектов всех уровней независимо от того, к какому из уровней относится объект угрозы.

Аналогично объектам субъекты могут быть отнесены к одному из четырех уровней:

  • 1) мегауровень - государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • 2) макроуровень - региональные органы законодательной, исполнительной и судебной власти и органы управления отраслями;
  • 3) микроуровень - коллегиальные и единоличные органы управления хозяйствующими субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, объединениями хозяйств или групп), службы экономической безопасности, сотрудники хозяйствующих субъектов;
  • 4) уровень человека, гражданина - человек, гражданин.

В соответствии с двумя классификационными критериями (характер действий и отношение к объекту экономической безопасности) можно выделить четыре группы субъектов экономической безопасности предпринимательства:

  • 1) внешние конструктивные субъекты;
  • 2) внешние деструктивные субъекты;
  • 3) внутренние конструктивные субъекты;
  • 4) внутренние деструктивные субъекты.

Конструктивные и деструктивные субъекты разделяются в зависимости от характера влияния на объект экономической безопасности. К конструктивным субъектам относятся органы государственной и региональной законодательной, исполнительной и судебной власти, все функционирующие организации, предприятия, граждане. К деструктивным субъектам - недружественные хозяйствующие субъекты, конкуренты, теневые экономические структуры, сотрудники организации, недовольные кадровой политикой хозяйствующих субъектов.

Внутренние и внешние субъекты определяются в зависимости от иерархического уровня, к которому относится объект экономической безопасности. К внешним субъектам микроуровня и уровня отдельного человека , гражданина относятся:

Деятельность органов государственной власти направлена на обеспечение безопасности законопослушных участников рынка, вступающих в правовые отношения между собой в рамках предпринимательской деятельности. Основной задачей этих органов является создание законодательной основы взаимоотношений участников рынка и обеспечение ее исполнения.

К внутренним субъектам экономической безопасности микроуровня хозяйствующего субъекта относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите его объектов от угроз экономической безопасности:

Внешние субъекты макроуровня:

  • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
  • органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
  • банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные вне территории региона;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные вне территории региона;
  • иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • общества защиты прав потребителей, расположенные вне территории региона.

Внутренние субъекты макроуровня:

  • органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления;
  • банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные на территории региона;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные на территории региона;
  • общества защиты прав потребителей, расположенные на территории региона.

Внешние субъекты мегауровня :

  • соответствующие органы других государств;
  • иностранные банки, биржи, фонды и страховые компании;
  • производители и продавцы продукции, работ и услуг и т.д. Внутренние субъекты мегауровня :
  • органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, Государственная Дума);
  • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
  • органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
  • банки, биржи, фонды и страховые компании;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • общества защиты прав потребителей.

Каждый субъект экономической безопасности в соответствии с законодательно закрепленными за ним компетенциями реализует свои функции в сфере экономической безопасности. Разделение компетенций и функций между субъектами экономической безопасности разного иерархического уровня позволяет сформировать комплексную иерархическую систему экономической безопасности.

Объект — это то, на что направлена деятельность человека любого характера: познавательная, исследовательская, практическая. Объектом могут выступать как предметы, существующие независимо от сознания человека, так и созданные им. В силу того что безопасность имеет конкретный предметный характер, т.е. безопасность кого-либо или чего-либо, объектом безопасности является все то, что подвержено угрозам различного вида. К объектам безопасности относится то, по отношению к чему человек применяет специальные механизмы для предотвращения угроз или обеспечения его безопасности.
Поэтому можно говорить, что объект безопасности определяет содержание инструментов, обеспечивающих его безопасность, что имеет важное значение в организации деятельности соответствующих служб. Объектами безопасности являются предметы, их свойства, функции, выполняемые предметами, процессы, интересы субъектов.
Все множество объектов безопасности может быть разделено на классы в соответствии с двумя классификационными критериями: 1) принадлежностью субъекта к структурному уровню, его масштабом; 2) видами опасности. Экономическая безопасность — многоуровневое явление и включает в себя:
1) мегауровень — страны;
2) макроуровень — региона;
3) микроуровень — хозяйствующего субъекта;
4) уровень отдельного гражданина.
На уровне гражданина, человека объектом безопасности являются его права и свободы, которые условно делят на следующие основные группы: социальные (например, право на образование и культурное развитие); экономические или материальные (право на труд и жилье); политические и личные (духовные, право на жизнь, безопасность, здоровье и здоровый образ жизни).
На микроуровне в качестве объекта выделяются интересы предпринимателя как экономической системы и хозяйствующего субъекта, к которым относятся свобода предпринимательства, экономический потенциал организации.
На макроуровне региона в качестве объекта выделяют интересы отдельного региона во взаимосвязанных социальной и экономической сферах: экономический потенциал региона; наличие полезных ископаемых и природных богатств; экологическое состояние региона; человеческие ресурсы и социальные отношения.
На мегауровне как объект выделяют интересы государства, общества, конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность, систему организации государственной власти, систему институциональных отношений (отношений, связанных с социальными институтами, т.е. с определенной формой организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей), экономику страны в целом (в широком смысле экономика — это совокупность производственных отношений исторически определенного способа производства, материальный базис общества; в узком смысле — совокупность отдельных отраслей и видов производства), экономический потенциал страны, природные богатства и полезные ископаемые, экологическое состояние, человеческие ресурсы.
Интересы указанных экономических субъектов взаимосвязаны и взаимообусловлены и в то же время противоречивы. Интересы субъектов каждого уровня качественно отличны, но взаимосвязаны и взаимообусловлены. Материальный и социальный уровни граждан государства будут выше, если государство экономически развито и стабильно. В экономически развитом государстве хозяйствующие субъекты и граждане платят больше налогов. В этом заключается также и противоречие интересов субъектов, относящихся к различному уровню государственной структуры. Поэтому организация обеспечения безопасности объектов каждого уровня является уникальной, учитывающей не только сложные взаимосвязи объектов в рамках одного уровня, но и межуровневые связи.
Государство является объектом экономической безопасности на мегауровне в силу того, что государство как целостная система подвержено внутренним и внешним угрозам.
Сложная иерархическая структура экономической системы страны предопределяет многоуровневость и объектов экономической безопасности. Аналогично объектам безопасности количество уровней объектов экономической безопасности равно четырем:
1) мегауровень — экономика страны в целом;
2) макроуровень — экономика регионов и отраслей;
3) микроуровень — хозяйствующие субъекты (домашние хозяйства, предприятия, объединения хозяйств или группы);
4) уровень человека, гражданина.
К объектам экономической безопасности на государственном уровне относятся:
. экономический комплекс государства, включающий хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики;
. полезные ископаемые;
. природные ресурсы (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, включающие трудоспособное население;
. недвижимость;
. финансовые ресурсы и финансовая система в целом.
К объектам экономической безопасности на региональном уровне относятся:
. экономический комплекс региона, включая хозяйствующие субъекты всех отраслей экономики, расположенные на территории региона;
. полезные ископаемые, расположенные на территории региона;
. природные ресурсы, находящиеся на территории региона (сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, воздух);
. людские ресурсы, в том числе трудоспособное население региона;
. недвижимость, расположенная на территории региона;
. финансовые ресурсы и финансовая система региона.
К объектам экономической безопасности на уровне хозяйствующего субъекта относятся:
. природные ресурсы (земля, воздух, вода);
. ресурсы организации (информационные, финансовые, материальные, интеллектуальные);
. технологии;
. различные виды деятельности (производственная, коммерческая, снабженческая, управленческая и т.д.);
. сотрудники организации, ее руководители, акционеры.
К объектам экономической безопасности на уровне человека, гражданина относятся имущество, принадлежащее ему, и право на труд.

Понятие экономической безопасности

Как показывает исторический опыт, каждое государство должно иметь систему мер и механизмов, которые бы гарантировали бы стабильное и поступательное развитие экономики, гарантировало бы стабильность в обществе. Такой совокупностью мер является система экономической безопасности государства. Она представляет собой многоуровневую систему, носящую интегральный характер. Данная система является результатом усилий всех ветвей власти, сил и средств организаций и отдельных граждан.

Определение 1

Экономической безопасностью называется система мероприятий, которые гарантируют стабильное развитие экономики, функционирование производства несмотря на влияния различных факторов внешней и внутренней среды, несущих угрозу стабильности и функционированию хозяйственного комплекса.

Экономическая безопасность является основой государственной экономической политики. Первооснову ее составляет определение сферы национальных экономических интересов государства. Они отражают фундаментальные ценности и стремление народа данного государства, его потребности в нормальных условиях жизни и деятельности, цивилизованные пути и способы их создания и достижения. У каждого суверенного государства могут быть свои собственные национальные интересы. Они, как правило, не совпадают с интересами соседних государств. Это является объективной необходимостью формирования и поддержания каждым государством системы своей национальной экономической безопасности.

Структура экономической безопасности

В структуре экономической безопасности выделяют несколько уровней: международный, национальный, региональный и локальный (частный). Международный уровень представлен целым комплексом международных соглашений и внутренней политики. Все эти мероприятия направлены на обеспечение стабильности международных экономических отношений. Они призваны поддержать конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках и обеспечить дальнейшее развитие государства.

На национальном уровне экономическая безопасность представлена следующими разновидностями (направлениями):

  • демографической безопасностью;
  • информационной безопасностью;
  • политической безопасностью;
  • социальной безопасностью;
  • оборонной безопасностью.

Основной задачей на национальном уровне является воздействие политических решений на экономические показатели и на степень уязвимости экономики.

Региональный уровень обеспечивает стабильность хозяйственной жизни общества определенного региона. Локальный уровень обеспечивает нормальное функционирование конкретного предприятия. Все уровни безопасности тесно взаимосвязаны между собой.

Объекты экономической безопасности

Объектами экономической безопасности являются такие основные элементы, как личность, общество, государство, основные элементы экономики, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Выделяют следующие иерархические уровни объектов экономической безопасности:

  • макроэкономический (экономика государства);
  • региональный или отраслевой;
  • микроэкономический (агенты рынка);
  • семейно-личностный (интересы семьи и отдельной личности).

Некоторые ученые-экономисты в качестве объектов экономической безопасности называют как экономическую систему в целом, так и отдельные ее компоненты:

  • природные ресурсы;
  • производственные и непроизводственные фонды;
  • недвижимость;
  • финансовые ресурсы;
  • структурные подразделения экономики;
  • семья;
  • частные лица.

Субъекты экономической безопасности

Государство и органы власти, предприятия, организации и учреждения не зависимо от форм собственности, отдельные граждане и их объединения одновременно являются как объектами, так и субъектами экономической безопасности. Указом Президента Российской Федерации от $29.04.1996$ №$608$ была утверждена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Согласно этому документу государственные структуры имеют приоритет перед остальными субъектами экономической безопасности. Важную роль в системе экономической безопасности государства играет такой субъект, как государственный бюджет.

Понятие экономической безопасности

Как показывает исторический опыт, каждое государство должно иметь систему мер и механизмов, которые бы гарантировали бы стабильное и поступательное развитие экономики, гарантировало бы стабильность в обществе. Такой совокупностью мер является система экономической безопасности государства. Она представляет собой многоуровневую систему, носящую интегральный характер. Данная система является результатом усилий всех ветвей власти, сил и средств организаций и отдельных граждан.

Определение 1

Экономической безопасностью называется система мероприятий, которые гарантируют стабильное развитие экономики, функционирование производства несмотря на влияния различных факторов внешней и внутренней среды, несущих угрозу стабильности и функционированию хозяйственного комплекса.

Экономическая безопасность является основой государственной экономической политики. Первооснову ее составляет определение сферы национальных экономических интересов государства. Они отражают фундаментальные ценности и стремление народа данного государства, его потребности в нормальных условиях жизни и деятельности, цивилизованные пути и способы их создания и достижения. У каждого суверенного государства могут быть свои собственные национальные интересы. Они, как правило, не совпадают с интересами соседних государств. Это является объективной необходимостью формирования и поддержания каждым государством системы своей национальной экономической безопасности.

Структура экономической безопасности

В структуре экономической безопасности выделяют несколько уровней: международный, национальный, региональный и локальный (частный). Международный уровень представлен целым комплексом международных соглашений и внутренней политики. Все эти мероприятия направлены на обеспечение стабильности международных экономических отношений. Они призваны поддержать конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках и обеспечить дальнейшее развитие государства.

На национальном уровне экономическая безопасность представлена следующими разновидностями (направлениями):

  • демографической безопасностью;
  • информационной безопасностью;
  • политической безопасностью;
  • социальной безопасностью;
  • оборонной безопасностью.

Основной задачей на национальном уровне является воздействие политических решений на экономические показатели и на степень уязвимости экономики.

Региональный уровень обеспечивает стабильность хозяйственной жизни общества определенного региона. Локальный уровень обеспечивает нормальное функционирование конкретного предприятия. Все уровни безопасности тесно взаимосвязаны между собой.

Объекты экономической безопасности

Объектами экономической безопасности являются такие основные элементы, как личность, общество, государство, основные элементы экономики, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Выделяют следующие иерархические уровни объектов экономической безопасности:

  • макроэкономический (экономика государства);
  • региональный или отраслевой;
  • микроэкономический (агенты рынка);
  • семейно-личностный (интересы семьи и отдельной личности).

Некоторые ученые-экономисты в качестве объектов экономической безопасности называют как экономическую систему в целом, так и отдельные ее компоненты:

  • природные ресурсы;
  • производственные и непроизводственные фонды;
  • недвижимость;
  • финансовые ресурсы;
  • структурные подразделения экономики;
  • семья;
  • частные лица.

Субъекты экономической безопасности

Государство и органы власти, предприятия, организации и учреждения не зависимо от форм собственности, отдельные граждане и их объединения одновременно являются как объектами, так и субъектами экономической безопасности. Указом Президента Российской Федерации от $29.04.1996$ №$608$ была утверждена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Согласно этому документу государственные структуры имеют приоритет перед остальными субъектами экономической безопасности. Важную роль в системе экономической безопасности государства играет такой субъект, как государственный бюджет.

Объект системы обеспечения экономической безопасности неразрывно связан с субъектом. Под субъектом в широком смысле понимается лицо либо группа лиц, осуществляющих предметно-практическую деятельность, направленную на объект. При осуществлении деятельности субъект принимает решения относительно объекта, совершает конкретные действия и несет за них ответственность.
В практической деятельности сложно разделить объект и субъект. Но есть определенные правила, по которым можно идентифицировать объекты и субъекты. Во-первых, процесс принятия решений — это управление. Поэтому идентифицировать и разделить объект и субъект можно, руководствуясь пониманием, кто управляет. Тот, кто управляет, т.е. принимает решение, — субъект, то, чем, или тот, кем управляют, — объект. Субъект всегда является физическим лицом или группой лиц. В силу того что группа лиц, принимающих решения, осуществляет свою деятельность в границах организации, под субъектом также понимаются хозяйствующие субъекты, организации, государственные органы. Неодушевленный предмет, процесс всегда является объектом. Объектом может быть и физическое лицо, организация, государственный орган.
Субъект всегда имеет интересы, которые пытается реализовать посредством процесса управления. Данные интересы являются также объектом экономической безопасности. И совпадение, и противоречивость интересов экономических субъектов порождают угрозы одного из субъектов в адрес другого относительно объекта пересечения их интересов. Другой экономический субъект, в адрес которого направлена угроза, вынужден противодействовать ей.
Субъект экономической безопасности — лицо либо группа лиц, осуществляющих свою деятельность, направленную на объект экономической безопасности. Деятельность субъекта может носить не только созидательный характер, при котором создаются специальные механизмы защиты от угроз объектам в сфере экономики, но и деструктивный характер, т.е. формирующий различные угрозы для достижения определенных целей, например завладения имуществом, бизнесом или уничтожения конкурента.
Субъект экономической безопасности имеет сложный характер, обусловленный не только направленностью его действий (формирование угроз или противодействие им), но и участием в противодействии угрозам субъектов всех уровней независимо от того, к какому из уровней относится объект угрозы.
Аналогично объектам субъекты могут быть отнесены к одному из четырех уровней:
1) мегауровень — государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
2) макроуровень — региональные органы законодательной, исполнительной и судебной власти и органы управления отраслями;
3) микроуровень — коллегиальные и единоличные органы управления хозяйствующими субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, объединениями хозяйств или групп), службы экономической безопасности, сотрудники хозяйствующих субъектов;
4) уровень человека, гражданина — человек, гражданин.
В соответствии с двумя классификационными критериями (характер действий и отношение к объекту экономической безопасности) можно выделить четыре группы субъектов экономической безопасности предпринимательства:
1) внешние конструктивные субъекты;
2) внешние деструктивные субъекты;
3) внутренние конструктивные субъекты;
4) внутренние деструктивные субъекты.
Конструктивные и деструктивные субъекты разделяются в зависимости от характера влияния на объект экономической безопасности. К конструктивным субъектам относятся органы государственной и региональной законодательной, исполнительной и судебной власти, все функционирующие организации, предприятия, граждане. К деструктивным субъектам — недружественные хозяйствующие субъекты, конкуренты, теневые экономические структуры, сотрудники организации, недовольные кадровой политикой хозяйствующих субъектов.
Внутренние и внешние субъекты определяются в зависимости от иерархического уровня, к которому относится объект экономической безопасности. К внешним субъектам макроуровня и уровня отдельного человека, гражданина относятся:
. органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации);




. отечественные и иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;

Деятельность органов государственной власти направлена на обеспечение безопасности законопослушных участников рынка, вступающих в правовые отношения между собой в рамках предпринимательской деятельности. Основной задачей этих органов является создание законодательной основы взаимоотношений участников рынка и обеспечение ее исполнения.
К внутренним субъектам экономической безопасности микроуровня хозяйствующего субъекта относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите его объектов от угроз экономической безопасности:
. сотрудники службы безопасности организации;
. специализированные организации, оказывающие услуги по защите объектов экономической безопасности.
Внешние субъекты макроуровня:

. органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
. органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
. банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные вне территории региона;
. отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные вне территории региона;
. иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
. общества зашиты прав потребителей, расположенные вне территории региона.
Внутренние субъекты макроуровня:
. органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления;
. банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные на территории региона;
. отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные на территории региона;
. общества защиты прав потребителей, расположенные на территории региона.
Внешние субъекты мегауровня:
. соответствующие органы других государств;
. иностранные банки, биржи, фонды и страховые компании;
. производители и продавцы продукции, работ и услуг и т.д.
Внутренние субъекты мегауровня:
. органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, Государственная Дума);
. органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
. органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
. банки, биржи, фонды и страховые компании;
. отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
. общества защиты прав потребителей.
Каждый субъект экономической безопасности в соответствии с законодательно закрепленными за ним компетенциями реализует свои функции в сфере экономической безопасности. Разделение компетенций и функций между субъектами экономической безопасности разного иерархического уровня позволяет сформировать комплексную иерархическую систему экономической безопасности.