Кому принадлежит земля под многоквартирным домом. Проблемы формирования земельных участков под многоквартирными домами

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда дала полезные для многих разъяснения, которые касаются участка земли вокруг многоквартирных домов. Об этом сообщает Российская газета .

Разъяснения по такой ситуации Верховного суда могут быть полезны всем, кто столкнется с подобным конфликтом.

Рассмотренный конфликт начался с взаимных исков соседей, проживающих в одном доме. Некий гражданин принес в суд иск к соседке и попросил суд заставить ее освободить участок от имеющихся на нем строений.

Суду истец объяснил, что он - собственник квартиры в жилом доме. Дом одноэтажный и в нем четыре квартиры. Три года назад он получил от местной администрации в собственность участок под окнами дома с разрешением использовать его "под индивидуальную жилую застройку". Сейчас на этом участке располагаются металлический гараж, ящик, верстак и часть деревянного забора, которые принадлежат соседке.

Ответчик, точнее - ответчица, к которой были предъявлены претензии, написала встречный иск и не только к соседу, но и к местной администрации.

От чиновников она потребовала отменить старое решение в пользу соседа о выделении тому земли, просила признать недействительным договор купли-продажи соседом выделенного участка и снять его с кадастрового учета. Свои требования гражданка объяснила тем, что живет в этом доме очень давно - с 1961 года - и тоже является собственницей квартиры. Она уже не один десяток лет пользуется участком земли у дома. А в 80-е годы там построила гараж, которым пользуется уже без малого 30 лет.

Районный суд, рассмотрев оба иска, мужчине отказал, а гражданке встречный иск удовлетворил. Объясняя такое решение райсуд написал, что порядок пользования участком, на котором стоит многоквартирный дом, существует уже больше 30 лет. Поэтому предоставление местной администрацией одному из соседей куска территории при доме в собственность произошло вопреки сложившемуся между соседями дома порядку пользования участком при доме. А это, в свою очередь, нарушило 209-ю статью Гражданского кодекса.

Но апелляция это решение районного суда отменила и вынесла новое решение. По нему иск гражданина с просьбой освободить его территорию удовлетворен, а соседке с гаражом отказали. Апелляция в своем решении заявила, что нет никаких оснований говорить, что между соседями сложился порядок пользования участком. А еще вторая инстанция заявила, что все четыре квартиры в этом доме - изолированные части жилого дома. Главное - суд посчитал недоказанным то, что предоставленный соседу участок нарушает права соседки как собственницы части дома.

Итак, позиция Верховного Суда РФ:

По Закону "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором стоит многоквартирный дом, и "иные, входящие в состав дома объекты недвижимости", являются общей долевой собственностью собственников помещений в доме.

В случае если земельный участок, на котором стоит многоквартирный дом, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, то на основании решения общего собрания собственников любое уполномоченное лицо имеет право обратиться в органы госвласти с заявлением о формировании земельного участка, на котором стоит дом.

Формированием участка занимается госвласть или органы местного самоуправления. По статье 37 Земельного кодекса, действовавшего на момент возникновения спора, если право собственности на строение переходит к нескольким собственникам, то право на землю переходит, как правило, в размере, пропорциональном долям собственности в здании. По Земельному кодексу, который действовал на момент суда по спорной земле, в случае перехода прав собственности на здание к нескольким собственникам порядок пользования участком определяется с учетом доли в праве собственности на здание или сложившегося порядка пользования участком.

В совместном Пленуме Верховного и Арбитражного судов по вопросам защиты прав собственности также указано: если участок не сформирован и в отношении его не проведен кадастровый учет, то земля под домом находится в собственности публично правового образования . Но по смыслу закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой может быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственник жилья в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в которой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома.

Верховный суд подчеркнул: в этих случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором стоит дом, в силу статьи 305 Гражданского кодекса имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав.

Предыдущими судами установлено, что дом, чьи соседи судятся, - многоквартирный и участок под ним еще в 1957 году отведен под строительство дома. Информация о выделении участка есть в инвентарном деле. Но в материалах дела нет доказательств, что участок под домом сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет. Этого не учла апелляция, поэтому и вынесла незаконное решение.

Итогом рассмотрения стало решение Верховного Суда РФ об отмене выводов апелляции.

Если вы думаете, что земельный участок - это земля около вашего дома вон до той дороги, вы не правы. Как говорят учёные, давайте определимся с понятиями. Земельный участок - это часть поверхности земли, имеющая границы и размер, установленные согласно законодательству (ст. 36 ЖК РФ).

Сегодня мы расскажем, как оформить такой земельный участок под многоквартирным домом.

Определите для себя выгоду

Полную инструкцию по оформлению земельного участка с наглядными примерами 27 сентября на вебинаре «Оформление и содержание земельного участка» представила Елена Шерешовец.

Она посоветовала перед тем, как начать работы, выбрать дом, в отношении которого они будут производиться, и ответить для себя на несколько вопросов.

Определите, какой правовой статус у земельного участка на сегодняшний день. Проанализируйте, насколько это будет вам выгодно. Если вы пришли к выводу, что оформить земельный участок для вас выгодно, разработайте алгоритм действий:

  • выберите, кто будет заниматься проблемой, определите его полномочия;
  • обозначьте исполнительный орган, который поможет провести работы;
  • поймите, когда наступит момент перехода права собственности - с этого момента у вас появятся новые права и обязанности;
  • определите размер такого участка;
  • проанализируйте возможные сложности и пути их решения.

Самое главное, что нужно сделать вначале - определить размер и границы земельного участка, чтобы уточнить его правовой статус.

Получите сведения по Публичной кадастровой карте

Удобнее всего узнать правовой статус с помощью Публичной кадастровой карты на сайте Росреестра: вы получите однозначный отчёт от государственного органа о том, сформирован ли земельный участок под вашим многоквартирным домом.

Чтобы получить сведения, зайдите на страницу Публичной кадастровой карты, выберите свой город и введите адрес. Или, если у вы знаете координаты дома на географической карте, укажите их.

Найдя интересующий участок, кликните на него. Откроется окно, в котором будут собраны все доступные данные: точный адрес, площадь, кадастровая стоимость, форма собственности, юридический статус земельного участка и другие. Под статусом участка понимается его категория и вид разрешённого использования.

Эти данные нужно проверить, заказав выписку.

Кроме обращения к Публичной кадастровой карте есть ещё несколько способов узнать правовой статус земельного участка:

Сделать запрос может любой собственник помещений МКД, группа инициативных собственников, управляющая организация или ТСН.

Если участок уже сформирован и поставлен на кадастровый учёт, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Сформируйте земельный участок

Если земельный участок не сформирован, обратитесь за помощью к:

Для этого напишите заявление от собственников многоквартирного дома.

Кадастровые работы проводят кадастровые инженеры. Они делают их на основании заключаемого договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (либо заказчика).

Проекты планировки и межевания территории делаются для земельного участка, который находится под многоквартирным домом. Такие проекты относятся к компетенции органов местного самоуправления.

Формирование земельного участка включает в себя:

  • подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории,
  • выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учёта земельного участка.

Размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Если вам не терпится скорее провести все необходимые работы, есть четвёртый вариант. Собственники могут самостоятельно произвести межевание земельного участка под многоквартирным домом и обратиться в органы власти с заявлением о согласовании межевого плана, формировании земельного участка и постановки его на кадастровый учёт.

При этом собственники понесут дополнительные финансовые потери, которые органы местного самоуправления не возместят.

Мы рекомендуем вам помнить, что межевание земельного участка - это обязанность органов власти. Вы можете сделать межевание самостоятельно, если уверены, что органы власти сделают это некорректно. Например, выделят минимальный земельный участок под отмостку дома.

Но, помимо того что собственники понесут большие затраты, органы власти могут в итоге не согласовать такое межевание. Тогда собственникам придётся отстаивать свои права в суде.

К слову, защищать свои права в судебном порядке собственники могут и в случае, они не согласны с межеванием, которое сделала администрация. Рекомендуем вам не терять свои деньги и не упускать возможности - напишите заявление о формировании земельного участка.

Напишите заявление о формировании участка

Написать заявление может любой собственник многоквартирного дома, группа инициативных собственников, уполномоченное лицо. Управляющая организация или ТСН. УО и ТСН действуют по поручению собственников. В таком случае нужно провести общее собрание собственников, чтобы все выразили своё согласие.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • копию протокола общего собрания собственников помещений МКД;
  • копии документов, удостоверяющих личность уполномоченного лица;
  • документ, удостоверяющий состав и размеры помещений МКД;
  • при наличии - копии документов об отводе земельного участка.

Проведите общее собрание собственников

Общее собрание собственников понадобится только в том случае, если ни один собственник не захочет самостоятельно обратиться в орган власти с заявлением о формировании земельного участка, и собственники помещений в МКД захотят сделать это от имени всех собственников.

В этом случае вначале проводится общее собрание собственников, инициировать которое может любой собственник МКД, а затем в администрацию с заявлением обращается уполномоченное лицо.

Собрание проводится в порядке, описанном в статьях 45-48 Жилищного кодекса РФ. На повестку дня выносятся следующие вопросы:

  1. Принятие решения о необходимости формирования земельного участка под МКД.
  2. Выбор лица, уполномоченного представлять интересы собственников помещений МКД в органах государственной власти и органах местного самоуправления по вопросу оформления земельного участка, расположенного под МКД, в общую долевую собственность.

Земельный участок переходит в общую долевую собственность

В общую долевую собственность собственников помещений земельный участок под многоквартирным домом переходит после того, как:

  • органы государственной власти или органы местного самоуправления сформируют такой земельный участок,
  • его поставят на государственный кадастровый учёт.

Специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка или государственной регистрации права общей долевой собственности на такой земельный участок получать не нужно.

Есть разногласия - обращаетесь в суд

Если возникают разногласия по расположению границ земельного участка под многоквартирным домом, рекомендуем вам подать в органы власти мотивированное возражение и предложения по урегулированию спора.

Подать возражение может любой собственник МКД, группа инициативных собственников, управляющая организация или ТСН.

Если согласия по расположению границ земельного участка под многоквартирным домом достичь не удастся, собственники имеют право отстаивать свои интересы в суде.

Что нужно запомнить

Если вы хотите оформить земельный участок под многоквартирным домом, советуем вам сперва определить статус земельного участка на текущий момент и понять, насколько это вам выгодно.

Если вы решили оформлять участок, следуйте нашей инструкции:

  1. Получите сведения через Публичную кадастровую карту и проверьте их по выписке
  2. Если земельный участок не сформирован, напишите заявление о формировании земельного участка в органы власти.
  3. Если никто из собственников не хочет отдельно отправлять заявление, проведите общее собрание собственников.
  4. Возникнут разногласия по границам земельного участка и органы власти не захотят их решать - обращайтесь в суд.

300 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (10)

    получен
    гонорар 100%

    Юрист, г. Сыктывкар

    Общаться в чате
    • 9,6 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте, Евгений!

    Земельный участок под домом согласно ЖК РФ является общей собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме:

    Статья 36 ЖК РФ. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
    1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
    4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

    То есть в Вашу личную собственность часть земельного участка под многоквартирным домом не сможет перейти.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Уточнение клиента

    • получен
      гонорар 100%

      Юрист, г. Сыктывкар

      Общаться в чате
      • 9,6 рейтинг
      • эксперт

      Дополню, что по вопросу формирования земельного участка под многоквартирным домом есть ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»:

      Статья 16
      1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
      2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
      3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
      4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
      5. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

      Если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, то любой собственник помещения в многоквартирном доме (даже не уполномоченный на то общим собранием) вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист, г. Сыктывкар

      Общаться в чате
      • 9,6 рейтинг
      • эксперт

      Цель вопроса: в Москве собираются сносить все пятиэтажки, можно ли как-то всем жильцам дома документально оформить свою часть земельного участка в собственность, чтобы при переселениии земля осталась в собственности всех жильцов?
      Евгений

      Даже если земельный участок будет сформирован и будет в общей долевой собственности всех собственников помещений, то это, к сожалению, не поможет в случае, если будет решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Юрист, г. Тула

      Общаться в чате

      Здравствуйте.

      Порядок оформления з/у под МКД в общедолевую собственность определен в

      Письме Минэкономразвития РФ от 07.02.2011 N Д23-428.

      ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, ЗАНЯТЫЙ МНОГОКВАРТИРНЫМ ЖИЛЫМ ДОМОМ
      Положения ст. 25.2 Федерального закона о регистрации, касающиеся упрощенного порядка государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса, не применяются к земельному участку, занятому многоквартирным домом, так как государственная регистрация права собственности на такой земельный участок носит правоподтверждающий характер, поскольку право общей долевой собственности на такой земельный участок, в силу положений ст. 16Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ ""О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"", возникает с момента кадастрового учета земельного участка.

      В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ ""О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 ""О собственности в СССР"" (далее - Закон), но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

      В частности, для приобретения прав на земельный участок граждане совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

      При этом Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.

      Кроме того, в силу п. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, если иное не установлено федеральным законом. В случае государственной регистрации права общей долевой собственности правообладателями являются все участники общей долевой собственности.

      Учитывая изложенное, а также исходя из положений ст. ст. 244, 245, 246 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), ст. ст. 16, 24 Закона о регистрации, п. п. 8 и 11 Методических рекомендацийо порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество, утвержденных Приказом Минюста России от 25.03.2003 N 70, основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности, возникающего с момента государственной регистрации, являются заявления всех лиц, приобретающих объект недвижимости в общую долевую собственность, которые регистрируются в книге учета входящих документов под одним номером, в связи с чем необходимо представить отдельное заявление каждого сособственника либо одно (общее) заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности.

      Указанная позиция по рассматриваемому вопросу подтверждается материалами судебной практики (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2006 по делу N Ф08-2920/2006, Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.09.2009 N Ф09-7143/09-С6).

      При этом следует иметь в виду, что указанные положения относительно бесплатного приобретения доли в праве на земельный участок распространяются на лиц, права которых возникли до вступления в силу Закона.

      Ввиду отсутствия документов, поясняющих изложенную в обращении ситуацию, а также с учетом Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, установившего, что совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, признается многоквартирным домом, можно также сделать вывод об отнесении указанного жилого дома к многоквартирным.

      Отказ в государственной регистрации прав, в соответствии с п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса и п. 5 ст. 2 Закона о регистрации, может быть обжалован в судебном порядке.

      При этом отказ в государственной регистрации прав не препятствует повторному обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с соответствующим заявлением о государс

      твенной регистрации прав.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Тула

      Общаться в чате

      Перечень документов указан в Приказе Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (ред. от 29.11.2010) «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.11.2007 N 10555)

      В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 15; 2007, N 1, ст. 24) приказываю:
      Утвердить перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, согласно приложению.

      Министр Э.С.НАБИУЛЛИНА

      ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЕМЫХ К ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕНЫ ЗДАНИЯ, СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ

      (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 20.07.2009 N 282, от 29.11.2010 N 584)

      К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
      1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
      2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
      3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
      4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
      (п. 4 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 584)
      5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
      (п. 5 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 584)
      6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
      (п. 6 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 29.11.2010 N 584)
      7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на

      условиях, установленных земельным законодательством.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист, г. Сыктывкар

      Общаться в чате
      • 9,6 рейтинг
      • эксперт

      А если он будет оформлен, то государство для собственных нужд при изъятии не должно будет выкупать его?
      Евгений

      Конечно, возмещение за дом и землю будет.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Тогда ещё раз.

      Описание: при сносе пятиэтажке нас хотят переселить в новый дом. Это будет за счёт города. Нашу приватизированную квартиру снесут и дадут новую, которую мы сразу оформим в собственность. Без финансовых взаимоотношений. Однако встаёт ещё один вопрос с землёй.

      1. Если как-то оформить землю в собственность, то при получении новой квартиры в собственность взамен старой, можно будет дополнительно получить компенсацию за изъятие городом земли под снесенным домом?

      2. Если это возможно, то как это сделать?

      Юрист, г. Тула

      Общаться в чате

      В соответсвии с генеральным планом застройки Москвы возможны ограничения на оформление земельных участков под МКД включенных в программу переселения.

      Приложение

      к постановлению Правительства
      Москвы
      от 4 декабря 2007 г. N 1035-ПП
      ПОЛОЖЕНИЕ
      О ПОРЯДКЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
      (ЖИЛЫХ ДОМОВ), ПОДЛЕЖАЩИХ ОСВОБОЖДЕНИЮ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
      Настоящее Положение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы определяет порядок и условия переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве, в связи с необходимостью проведения реконструкции, капитального ремонта, сноса, по иным основаниям, а также в связи с изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) нужд по решению органов исполнительной власти города Москвы.
      1. Общие положения
      1.1. Правительство Москвы в целях развития территорий города, реализации государственных, в том числе городских программ (далее по тексту - городские программы) принимает правовой акт о переселении граждан и освобождении жилого дома (жилых домов) в случаях:
      1) проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
      2) освобождения жилого дома в связи с переводом жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, в нежилой фонд;
      3) признания в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания, жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
      4) изъятия или использования части или всего земельного участка для государственных (городских) нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития административных округов и районов города Москвы, реализацией городских программ.
      1.2. В случаях освобождения жилых домов (жилых помещений) по основаниям, указанным в подп. 1, 2, 3 п. 1.1 настоящего Положения, и при отсутствии сформированного земельного участка принимается правовой акт Правительства Москвы об использовании земельного участка. 1.3. Правовой акт Правительства Москвы об изъятии части или всего земельного участка принимается Правительством Москвы при наличии сформированного земельного участка, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
      1.4. В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, правовой акт Правительства Москвы об использовании земельного участка принимается при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
      1.5. Правовой акт Правительства Москвы об изъятии части или всего земельного участка для государственных (городских) нужд и находящегося на нем жилого дома подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

      1.6. Граждане, освобождающие жилые помещения, уведомляются территориальными органами исполнительной власти города Москвы о принятом правовом акте Правительства Москвы письменно в течение двух недель после даты его принятия. Собственник жилого дома (жилого помещения) не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного жилого дома (жилого помещения) должен быть уведомлен в письменной форме о принятом правовом акте Правительства Москвы об изъятии части или всего земельного участка и находящегося на нем жилого дома, о дате осуществленной в соответствии с п. 1.5 настоящего Положения государственной регистрации этого правового акта Правительства Москвы.
      1.7. Правовой акт Правительства Москвы является основанием для принятия префектурой соответствующего административного округа города Москвы решения по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию.
      1.8. В решении префектуры административного округа города Москвы по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, которое оформляется распоряжением префекта административного округа города Москвы, указываются:
      1) основания освобождения или изъятия жилого дома;
      2) жилой дом, подлежащий освобождению либо изъятию;
      3) уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы или юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, осуществляющие переселение граждан, предоставление гражданам жилых помещений и/или выплачивающие возмещение (компенсацию) либо выкупную цену собственникам;
      4) сроки освобождения или изъятия данного жилого дома, в том числе жилых помещений в нем;
      5) общая жилая площадь жилого дома, подлежащего освобождению или изъятию;
      6) порядок взаимодействия префектуры административного округа города Москвы, управы района города Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы, юридического (физического) лица, являющегося стороной инвестиционного контракта, по вопросам переселения граждан из жилых помещений (жилого дома) и по порядку предоставления возмещения (компенсации) либо выкупа собственникам;
      7) иные существенные условия освобождения или изъятия данного жилого дома, в том числе жилых помещений в нем, а также земельного участка.
      1.9. После принятия решения, указанного в п. 1.7 настоящего Положения, префектура административного округа города Москвы уведомляет управу района города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе города Москвы, юридическое (физическое) лицо, являющееся стороной инвестиционного контракта, о необходимости информирования граждан о содержании правового акта Правительства Москвы, о решении префектуры административного округа города Москвы по данному жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, о примерных сроках переселения, порядке и условиях переселения и освобождения жилых помещений (жилого дома) и о порядке взаимодействия организаций, отвечающих за переселение граждан, их оповещения, оплаты расходов по переселению.
      1.10. Управа района города Москвы, в свою очередь, информирует граждан о содержании правового акта Правительства Москвы, о примерных сроках переселения, условиях и порядке переселения и освобождения жилых помещений (жилых домов) путем совершения какого-либо из следующих действий:
      - публикации информации через средства массовой информации, в том числе соответствующего района, округа, либо размещения объявлений на подъездах сносимого жилого дома;
      - фотографирования дома (подъездов жилых домов), земельных участков с объявлениями о переселении;
      - отправки уведомлений с информацией по адресу граждан, проживающих по месту жительства в жилом доме (жилом помещении), подлежащем освобождению или изъятию.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист, г. Сыктывкар

      Общаться в чате
      • 9,6 рейтинг
      • эксперт

      2. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
      4. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
      5. Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
      6. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
      7. При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество , а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
      8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
      9. Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Приватизация земли под многоквартирными домами осуществляется в нашей стране с 01.03.2005 г., когда вступил в силу новый Жилищный кодекс. Сегодня далеко не во всех городах завершен процесс приватизации. Жильцы не понимают, зачем им заниматься этим достаточно сложным юридическим процессом, если выгоды от него не очевидны.

Что дает приватизация земли под многоквартирным домом?

Закон разрешает собственникам квартир проводить приватизацию земли под многоквартирными домами. Становясь полноправными землевладельцами, жильцы могут более не беспокоиться о том, что эта территория когда-либо потребуется городским властям, например, для строительства торгового центра или прокладки новой дороги. Только путем выкупа земли она может поступить обратно в распоряжение муниципалитета. Однако, нельзя забывать и о том, что собственники обязаны будут ежегодно платить налог на землю, поэтому их расходы на «коммуналку» увеличатся.

С момента получения документов, подтверждающих право собственности на землю, жильцы многоквартирного дома вправе благоустраивать придомовую территорию по своему желанию. Например, можно построить зону отдыха, детскую площадку, установить спортивные снаряды и т.д. Более того, собственники вправе получать прибыль от использования приватизированного участка.

Точные сведения о размерах и границах участка под домом содержатся в кадастровом паспорте. Если такового паспорта нет, то смотрят технический план. Наименьшей считается площадь, ограниченная внешними стенами здания. На практике земля вокруг дома, закрепленная за ним, может быть достаточно большой по площади. Это позволяет благоустраивать территорию, создавая для жильцов благоприятную обстановку.

Часто задают вопрос: можно ли оградить придомовую территорию. Этот вопрос решается отдельно с властями города. В общем случае установить ограду можно, но только в том случае, если она не препятствует жителям города пользоваться общими территориями (парками, скверами, дорогами и т.д.). Например, когда проход через двор многоквартирного дома - это единственный путь к скверу для жителей других домов, то администрация не даст разрешение на установку ограды, разве только частичной.

Допускаются следующие варианты применения приватизированной земли под домом:

  • Строительство спортивных и детских площадок, зон отдыха;
  • Строительство гаражей для инвалидов и ветеранов;
  • Озеленение;
  • Создание парковки;
  • Сдача имеющейся автостоянки в аренду.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Порядок приватизации

Во всех случаях, когда речь идет о приватизации земли, выполняется стандартная процедура, оговоренная в Жилищном кодексе. Ее основными этапами являются:

  1. Созывается общее собрание жильцов многоквартирного дома для принятия коллективного решения о приватизации. На собрании также избирается представитель для выполнения последующих этапов.
  2. В местный орган самоуправления подается заявление, на основании которого будет выполнена передача земли в собственность. К заявлению прилагаются план дома, решение собрания жильцов, справка о выполненном межевании, техпаспорт многоквартирного дома и некоторые другие. Полный перечень уточняется в муниципалитете.
  3. После получения заявления, муниципалитет выполняет формирование участка в соответствии с градостроительными нормами, уточняет его границы. Выбранный на общем собрании представитель получает акт на право собственности.
  4. Участок регистрируется в Росреестре, в подтверждение выдается выписка.
  5. Регистрируется право собственности на участок, каждый из жильцов становится равноправным собственником. Размер долей, согласно п. 1 ст. 37 ЖК РФ, пропорционален площади квартир.

Последствиями завершения процесса приватизации являются не только права, но и обязанности жильцов дома. Им придется не только оплачивать налог на землю, но и нести расходы на ремонт дома и содержание придомовой территории, следить за порядком и чистотой. Если вовремя этого не делать, то есть риск получить соответствующий штраф.

Вот почему на общих собраниях нередко находятся и те, кто категорически против приватизации земли. Однако, закон позволяет проводить приватизацию единолично без оглядки на остальных жильцов. По ее итогам владелец квартиры получает в собственность долю от участка под домом. Это и позволяет провести приватизацию без тех жильцов, которые не хотят этого делать.

Несмотря на то, что все жильцы стали собственниками земли, никто из них не сможет продать свою долю. Помимо земли, общей собственностью являются чердак, крыша, подвал, подъезды, которые могут быть использованы как-либо только на основании решения общего собрания жильцов.

Налог на землю

Налог за приватизированный земельный участок собственники оплачивают 1 раз в год . Расчет суммы налога выполняется на основании ст. 388 НК РФ и других нормативных актов. Основа для расчета - кадастровая стоимость земли, установленная по результатам последней оценки. Стоимость земли сегодня определяется по рыночным расценкам.

В одно и то же время жильцы дома будут получать налоговые уведомления, которые можно оплачивать во всех банках. Если же приватизация была выполнена не жильцами, а юридическим лицом, то именно оно и будет оплачивать налог. Для льготных категорий граждан (пенсионеров) расчет ведется по сниженной кадастровой стоимости, поэтому для них сумма налога будет снижена.

Какую землю можно приватизировать?

Следует учитывать то обстоятельство, что не каждый участок земли под многоквартирным домом может быть приватизирован. Так, например, если территория примыкает к госучреждению, то землю может находиться в государственной собственности и не подлежать приватизации.

В остальных случаях, приватизация имеет смысл, так как защищает интересы собственников. После внесения данных в Росреестр, им не придется больше опасаться сноса дома из-за изменившихся градостроительных планов.

Приватизировать можно только 1 раз

Согласно закону о приватизации, граждане только 1 раз в жизни могут воспользоваться правом на бесплатную приватизацию. Если кто-либо из жильцов ранее уже принимал участие в приватизации, то повторно сделать это бесплатно он уже не сможет.

Бесплатно приватизируются земли:

  1. Застроенные до 01.01.2001 г.
  2. Садоводческие товарищества.
  3. Под многоквартирными домами, построенными до 01.01.2001 г.
  4. Придомовые территории.
  5. Унаследованные.

Если дом был построен после 01.01.2001 г., то за приватизацию необходимо будет заплатить налог, сумма которого зависит от результатов оценки участка и построек на нем.

Приватизировать или нет?

У приватизации земли под многоквартирным домом есть преимущества и недостатки. Стоит ли всем жильцам участвовать в приватизации, решает общее собрание. Однако, каждый из участников вправе подать документы от себя лично для приватизации причитающейся доли. Даже если это сделает только 1 жилец дома, при намерении муниципалитета снести дом, только этому жильцу будет выплачена компенсация за его долю во владении участком под зданием. Остальные жильцы получат компенсацию только за свои квартиры.