Финансы сущность функции система. Сущность финансов и их функция

Тема 16. Финансы и финансовая система

16.1. Сущность и функции финансов

16.2. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь

Финансы - категория историческая, поскольку имеют стадии возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, стимулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов . Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода между участниками материального производства. Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь распределением между теми, кто его создавал, т. е. среди участников материального производства, но и в непроизводственную сферу, где национальный доход не создается. К числу таких сфер и областей можно отнести развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.

Контрольная функция финансов . Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета.

Стимулирующая функция финансов . Сущность этой функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении. Финансовыми рычагами являются: бюджет, цены, тарифы, налоги, экспортно-импортные пошлины.

2. Финансовая система, ее элементы и их взаимосвязь

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью, общественном воспроизводстве.

Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений: финансы организаций (хозяйствующих субъектов), публичные финансы (государственные и муниципальные финансы), финансы домашних хозяйств (населения).


Государственный бюджет - это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный доход государства.

Помимо государственного бюджета в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика (предприятия, физического лица) ничем не отличаются от налогов. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит - это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, по поводу формирования, распределения и использования особого централизованного фонда денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях осуществления основных функций участников этих отношений.

Фонды страхованияобеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Среди звеньев финансово-кредитной системы значительное место имеет фондовый рынок, который представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов - ценных бумаг. Основная задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Второй подсистемой финансовой системы России являются финансы предприятий.

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т. д.

В общей структуре финансовых отношений эта часть финансовой системы занимает определяющее, или ключевое, положение, потому что это - реальный сектор экономики. Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги.


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Сущность финансов

1.1. Понятие и сущность финансов 4

1.2. Функции и роль финансов в экономике 8

Глава 2. Анализ современных концепций 15

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

Финансы (франц. finance, financia - доход, платеж) возникли в условиях функционирования постоянного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на клас­сы.

Актуальность темы:

Финансы как экономические, денежные отношения орга­нически участвуют в механизме регулирования рыночной экономики. С развитием предпринимательства, деятельности акционерных обществ, конкурентоспособности предприятий и организаций становится весьма необходимым уметь эффек­тивно управлять финансовыми ресурсами. Государственные финансы - это мощный рычаг макро­экономического регулирования. С помощью умелого исполь­зования этого инструмента государство может решать раз­личные задачи: регулировать темпы экономического роста, социальный уровень жизни граждан, сглаживать конъюнк­турные колебания.

Цель моей курсовой работы - проанализировать сущность финансов и концепции финансов.

Из поставленной цели следуют задачи, необходимо охарактеризовать:

Понятие и сущность финансов;

Функции и роль финансов в экономике;

Использование финансов в общественном воспроизводстве;

Основные виды концепций;

Использование современных концепций в экономике.

Объект курсовой работы: сущность финансов и степень их проявления в экономике.

Предмет курсовой работы: финансы и современные концепции финансов.

Глава 1. Сущность финансов

      Понятие и сущность финансов

Финансы - это экономические отношения, организованные государством и связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономиче­ские отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах; под децентрализованными финансами - денеж­ные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэто­му их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как, по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированный про­изводителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образова­нием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходо­ванием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возни­кают между:

    предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

    предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

    государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

    государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

    предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

    отдельными звеньями бюджетной системы;

    органами имущественного и личного страхования, пред­приятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

    денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов, предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возмож­ности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национальной дохода и его отдельных частей - фон­да потребления и фонда накопления - определяются пропор­ции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу про­изводственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государ­ственных финансов. На определенных этапах исторического раз­вития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики страны определяет состояние финан­сов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса; спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появ­ление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевремен­ного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому перво­степенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

По своему материальному содержанию финансы - это целе­вые фонды денежных средств, в совокупности представляю­щие финансовые ресурсы страны.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы - это, прежде всего, распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и через цены и кредит. Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение национального дохода, товар должен быть реали­зован. Цена предопределяет величину денежных средств, посту­пающих от реализации продукции к ее собственникам и высту­пает исходной основой дальнейшего распределительного про­цесса. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем оказывают воздействие на воспроиз­водство.

Крупные перераспределительные процес­сы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит - взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные фи­нансово-кредитные институты.

Банки аккумулируют свободные денежные средства пред­приятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждаю­щимся в них. Если финансы выражают одностороннее и безвоз­мездное движение стоимости, то кредит должен быть в обуслов­ленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

    экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

    в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов государства и их использование.

Сущность финансов и их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

1.2 Функции и роль финансов в экономике

Под функциями финансов понимается проявление присущих им свойств, т.е. их роли, которую они выполняют в системе экономических отношений.

Финансы как экономическая категория проявляются в выпол­няемых ими функциях. Знание функций финансов необходимо для реализации финансовой политики. С точки зрения финансовой на­уки существует определенное единство функций финансов государ­ства, финансов предприятий и финансов домашних хозяйств. В то же время между ними есть различия, обусловленные, с одной стороны, общегосударственными интересами, а с другой стороны, аспектами предпринимательской деятельности предприятий и личными интересами граждан.

В процессе деятельности, связанной с регулированием реально­го денежного оборота, реализуются три основные функции финан­сов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспече­нии сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расши­ренного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.

Экономическая обособленность имущества, выраженного в сто­имостной форме, приводит к необходимости регулирования его круго­оборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т.д.

Совершающийся непрерывно кругооборот средств является ста­дией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с аванси­рования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в те­чение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, ока­занных услуг.финансов понятие “финансы ” рассматривается в двух аспекта: ... , что вытекает из сущности финансов . Принципы. Финансовая деятельность...

  • Понятие и сущность стратегического управления

    Доклад >> Менеджмент

    Понятие и сущность стратегического управления Проблема №1 ... многое другое, что составляет сущность стратегического управления, с помощью которого... продукции 1.4. Снабжение 1.5. Сбыт 1.6. Управление финансами 1.7. Управление персоналом 2. Этапы процесса...

  • Понятие "финансы" очень часто отождествляют с деньгами. Но это отнюдь не синонимы. Финансы отражают любые денежные отношения, возникающие между двумя конкретными субъектами, имеется в виду, что деньги - материальная основа функционирования и существования финансов. Кроме того, эти субъекты обладают неодинаковыми правами в рамках данных отношений, так как один из них, а именно государство, обладает совершенно особыми полномочиями.

    Финансы принято выделять из совокупности денежных отношений в общем. Так, те денежные отношения, которые происходят между гражданами невозможно отнести к финансам. Ведь они регулируются государством гражданско-правовыми методами, характерной чертой которых является полное равноправие субъектов в рамках данных отношений.

    Финансы являются важной частью денежных отношений. Сущность и функции финансов заметно отличаются от денег. Деньги - не что иное, как всеобщий инструмент измеряющий затраты труда. А вот финансы являются экономически необходимым инструментом перераспределения и распределения национального дохода и ВВП. Они - орудие для контроля за использованием и образованием вообще денежных средств.

    Сущность и предприятия понятия друг от друга зависящие. Ведь в функциях и проявляется сущность финансов. Выделяют три функции финансов: первая - распределительная, вторая - контрольная, третья - регулирующая.

    Экономическая сущность и функции финансов - понятия, которые играют важную роль в распределении национального дохода. Здесь речь пойдет именно о распределительной функции финансов. Сумма первичных или основных доходов равна национальному доходу. Когда национальный доход распределяется среди всех участников конкретно материального производства и формируются основные средства. Этих участников можно разделить на две большие группы: первая - заработная плата служащих, рабочих, доходы фермеров или других лиц, которые заняты именно в сфере материального производства; вторая - доходы учреждений, этой сферы. Но первичные доходы не могут обеспечить выполнение задач и в полном объеме, поэтому и нужно перераспределять и распределять национальный доход. В результате чего образуются производственные или вторичные доходы. Сущность и функции финансов связаны между собой и подчиняются одной цели. Распределительная функция нужна для того, чтобы развить создать рыночные структуры экономики, обеспечить высокий уровень жизни разным слоям населения и так далее.

    Сущность и функции финансов необходимо понимать, чтобы контролировать распределение ВВП. Такую задачу выполняет контрольная функция финансов. Она охватывает непроизводственную и производственную сферы. Такой контроль нацелен на значительное повышение стимулирования в экономике, бережное и рациональное расходование трудовых, материальных, а также финансовых ресурсов. необходим, чтобы проверять, точно ли соблюдается законодательство по различным финансовым вопросам, насколько полно выполняются обязательства перед налоговой службой, бюджетной системой и банками.

    Сущность и функции финансов невозможно представить без регулирующей функции. Она связаны с каким-либо вмешательством государства именно через финансы (например, налоги, государственные расходы или кредит) в процесс производства.

    Сущность и функции финансов реализуются исключительно через который есть часть механизма хозяйственного. А финансовый механизм включает много составляющих: начиная от порядка использования фондов денежных средств, заканчивая финансовым законодательством.

    Термин finansia возник в XIII-XV вв. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж.

    Финансы это деньги и денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

    Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охваты­ваемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе обще­ственного воспроизводства определяются экономическим строем об­щества, природой и функциями государства.

    Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денеж­ные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отноше­ния.

    Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

    Финансы - экономический инстру­мент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за об­разованием и использованием фондов денежных средств.

    Главное их назначение в том, чтобы путем образования де­нежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и конт­роль за расходованием финансовых ресурсов.

    По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы страны, главное условие роста которых - увеличение национального дохода. Следует разделять понятия - финансы и финансовые ресурсы, - поскольку сами по себе финансовые ресурсы не определяют ни сущности финансов, не раскрывают ни их внутреннего содержания, ни их общественного значения.

    Финансы - это, прежде всего, распределительная категория.

    С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода.

    Социально-экономическая сущность финансовых отноше­ний заключается в исследовании - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

    В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. Это, прежде всего, выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. Получили зна­чительное развитие внебюджетные социальные фонды.

    Таким образом, финансы - это распределительная катего­рия.

    Вместе с тем следует отметить, что распределительные про­цессы происходят не только через финансы, но и путем использо­вания цен и кредита.

    Сущность финансов, как и каждой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют функции, ресурсо или фондообразующую, распределительную и контрольную и регулирующую. Эти функции выполняются финансами параллельно во времени, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, формирование и распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.

    Фондообразующая функция финансов заключается в формировании фондов денежных средств.

    Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его общей части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

    Финансовые взаимоотношения создаются на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту возникновения национального дохода, т.е. в области материального производства. Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством, ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

    Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Основное назначение контроля - содействовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

    Помимо распределительной и контрольной функций, финан­сы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства.

    Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.

    Фи­нансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансо­вый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

    Еще по теме 2.1.1.Понятие финансов, сущность и функции финансов:

    1. 1.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ Что такое финансы?
    2. Глава 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
    3. Тема 1.Сущность и функции финансов. Финансы как экономическая категория

    1 Происхождение финансов

    2 Сущность и необходимость финансов

    3 Функции финансов

    4 Роль финансов в расширенном воспроизводстве

    1 Термин «финансы» возник приблизительно в 13-15 веках в торговых городах Италии и первоначально обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил распространение как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением по поводу формирования денежных средств. Финансы возникли и долгое время развивались как система мобилизации средств, материальных и финансовых ресурсов для нужд правящей элиты, разных форм государственных образований и защиты определенной территории. С этой целью государство вводило разные формы налогов, сборов и платежей. Использование собранных таким способом денег исключало контроль со стороны обычных граждан.

    На этом этапе развития термин «финансы» отражал следующее:

      денежные отношения между двумя субъектами – государством и населением

      в этих отношениях субъекты обладали различными правами, государство обладало особыми полномочиями

      в процессе этих отношений сформировался общегосударственный фонд – бюджет

      регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось государственно-принудительным характером взимания налогов и сборов

    Как историческая категория, финансы появились одновременно с появлением государств и расслоением общества на классы. На ранних стадиях развития государств не существовало разницы между ресурсами государства и ресурсами монарха. И только с отделением имущества монарха от государственной казны, появились такие понятия, как: государственные финансы, государственный кредит и государственный бюджет.

    Выделяют следующие предпосылки возникновения финансов :

      отделение имущества монарха от казны и возникновение государства; Власть монархов была значительно урезана. Возник общегосударственный фонд денежных средств, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

      налоги в денежной форме приобретают преимущественный характер; И только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном отношении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе. И финансы, являясь выражением этой сферы экономических отношений, являются экономической категорией

      формирование и использование бюджета стало носить системный характер. (возникли системы государственных расходов и доходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением)

    Финансы в своём развитии прошли 2 этапа :

    1 этап – неразвитые финансы . Характерные черты: примерно две трети денежных средств расходуется на военные цели; не оказывается никакого влияния на экономику со стороны государства; финансовая система имеет только 1 звено – бюджет, а все финансовые отношения связаны только лишь с формированием и использованием бюджетных средств. Этот этап длился до конца 19 века.

    2 этап – развитые финансы . Характерные черты: увеличивается удельный вес расходов государства на экономику и социальные нужды; финансовая система приобретает многозвенный характер, а потому и финансовые отношения приобретают разнообразный характер; получают развитие местные финансы, внебюджетные фонды, финансы предприятий разных форм собственности. Этот этап длится с конца второй мировой войны по сей день.

    Современные подходы к определению сущности финансов значительно расширили содержание этого понятия.

    2 Различают следующие подходы к определению экономической сущности определения «финансы»:

      Финансы - это система экономических (денежных) отношений, при помощи которых создаются, распределяются и перераспределяются фонды денежных средств;

      Финансы – это совокупность объективно обусловленных экономических отношений, которые имеют распределительный характер, денежную форму выражения, материализуются в денежных доходах и накоплениях, которые сосредотачиваются в государственных структурах и у субъектов хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, материального стимулирования работников, удовлетворения социальных нужд общества.

      Финансы – это система экономических отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, которые должны регулироваться правовыми нормами.

    Обобщая вышеприведенные формулировки, можно сделать вывод, что финансы – это совокупность экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование финансовых ресурсов государства и которые связаны с обменом, распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.

    Выделяют два уровня финансов:

    - централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, которые аккумулируются в государственном бюджете и внебюджетных фондах. Основной централизованный фонд государства – это бюджет.

    - децентрализованные финансы – это денежные отношения, обслуживающие кругооборот фондов предприятия.

    Финансы имеют как внешнюю форму проявления, так и внутреннее содержание. Видимая (внешняя) сторона финансов проявляется в денежных потоках, которые движение которых происходит между субъектами экономических отношений. Содержательная сторона финансов связана с тем, что они отображают те или иные денежные потоки, т.е. – движение стоимости произведенного в обществе продукта или обменные и распределительные отношения. От налаженности этих отношений зависит эффективность экономической системы и развитие общества. Обменно-распределительные отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и являются предметом науки «Государственные финансы».

    Главное назначение финансов – обеспечение физических лиц, субъектов предпринимательской деятельности и государственных структур достаточным для осуществления их деятельности денежными средствами

    Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) за вычетом потребляемых в процессе производства орудий и средств производства.

    ВВП (валовой внутренний продукт) – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

    Ключевыми элементами определения сущности финансов являются понятия финансовые отношения и финансовая деятельность.

    Финансовые отношения – отражают движение стоимости от одного субъекта к другому, характеризуют обменные, распределительные и перераспределительные процессы и проявляются в денежных потоках. Инструментом финансовых отношений являются деньги. Обычно финансы отождествляют с деньгами, однако «финансы» и «деньги» - это две разные экономически категории с разным общественным назначением. Деньги – более древняя категория, возникшая на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента и измеряющий затраты труда производителей. Финансы же возникли с появлением государства, для существования которого требовались определенные ресурсы – сначала в виде натуральных податей и трудовых повинностей, а затем и в денежной форме. Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми. Например, работник платит налоги из своей заработной платы – это финансы, а если он приобретает на рынке какой-либо товар, то это не финансы, а отношения купли-продажи.

    Финансовая деятельность субъектов проявляется в формировании ими доходов и осуществлении расходов.

    В экономической науке выделяются следующие характерные признаки финансов:

      обменно-распределительный характер отношений;

      движение стоимости от одного субъекта к другому;

      денежная форма отношений;

      формирование доходов и осуществление расходов;

      эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный характер перераспределения.

    3 Сущность финансов проявляется в их функциях. В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов в отношении функций финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную (Вознесенский Э., Сабанти Б., Родионова В., Дробозина Л., Гридчина М., Захожай В., Осипчук Л., Опарин В. и др.). Хотя в литературе можно найти и утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие – функция использования денежных доходов, стимулирующая, регулирующая и т.д.

    Обобщая существующие в экономической литературе мнения, можно выделить следующие функции финансов:

    1 Фискальная функция (функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

      государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);

      ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);

      ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.)

    2 Контрольная функция: проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В практической деятельности контрольная функция проявляется в финансовом контроле. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Необходимость контроля вытекает из того, что финансовые отношения имеют ярко выраженный противоречивый характер, поскольку каждый субъект стремится получить как можно больше. Именно для того, чтобы в процессе распределения и перераспределения ВВП отдельные субъекты финансовых отношений не присваивали не принадлежащую им часть, необходим постоянный, всеохватывающий финансовый контроль.

    3 Распределительная функция: состоит в распределении перераспределении НД между производственной и непроизводственной сферами н.х., отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. Эта функция выполняется в два этапа:

    а) распределение первичных доходов среди участников материального производства (у физических лиц – это зарплата, у юридических лиц – прибыль, у государства – прибыль госсектора);

    б) перераспределение , в результате которого образуются вторичные (производные) доходы (доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также выплаты и бесплатные услуги из централизованных фондов физическим лицам и ассигнования юридическим лицам, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.)

    Сумма первичных доходов равна сумме национального дохода. Эти доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на группы:

    Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

    Доходы предприятий сферы материального производства.

    Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

    Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными слоями населения.

    Перераспределение состоит в распределении и использовании централизованных фондов:

    Общегосударственных (бюджет и фонды целевого назначения);

    Ведомственных (фонды, которые создаются министерствами и ведомствами);

    Корпоративных (фонды, которые формируются корпоративными объединениями).

    Перераспределение включает 2 этапа :

      изъятие доходов у одних субъектов и формирование централизованных фондов;

      использование централизованных фондов и формирование вторичных доходов – доходов, полученных в непроизводственной сфере, а также выплат и бесплатных услуг из централизованных фондов физическим лицам и ассигнований юридическим лицам. Этот этап перераспределения и называется вторичное распределение.

    4 Регулирующая функция : связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, госкредит) в процесс воспроизводства. Элементами регулирования являются финансовое и бюджетное планирование рынка ценных бумаг и денежной массы, однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов в Украине развита слабо.

    4Расширенное воспроизводство требует поддержки и развития отраслей народного хозяйства и территорий, инвестиций и воспроизводства рабочей силы.

    Важная роль в расширенном воспроизводстве принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

    Государство (макро уровень) оказывает влияние на процесс воспроизводства.

      через бюджет

      через налоговую политику

      через кредитование

      Государственные финансы и прежде всего бюджетная система путём соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. Через госбюджет осуществляется межотраслевые и территориальные перераспределения ресурсов для выравнивания экономического и специального развития отдельных регионов.

      Большое влияние на предприятия государство оказывает через налоговую политику: виды взимаемых налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая система в современных условиях, нацеленная на сокращение дефицита госбюджета, не стимулирует расширенное воспроизводство.

      При переходе от командно-административной системы к рыночной резко сократились объёмы централизованных капитальных вложений. Поэтому наблюдается замедление темпов инвестиционной активности по этой причине и по причине кризиса неплатежей в народном хозяйстве, в связи с чем предприятия свёртывают капиталовложения. Но без увеличения инвестиций в украинскую экономику нельзя обеспечивать постоянный рост производства. Одним из путей решения этого вопроса является переход от возвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования имеет место преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер.

    Привлечение иностранных инвестиций требует упорядочения и стабилизации законодательной базы в Украине.

    Финансы играют большую роль в становлении и развитии любого предприятия, фирмы, корпорации, а также в повышении эффективности их работы. Главная задача хозяйствующих субъектов – рост активов предприятия и рачительное их использование.

    С помощью финансов предприятия организует свою работу на основе коммерческого расчёта, осуществляет контроль своей деятельности. В этой связи в условиях рыночной экономики особое значение приобретают вопросы финансового менеджмента, т.е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

    Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.