Проблемы экономики. Основные проблемы экономической организации общества

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Ш что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?

Ш как эти товары и услуги надо произвести?

Ш кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.

1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего - вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

2. Как должны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.

По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет-интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем:

1 Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности и благосостояние. Потребности - это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении).

Для решения вопроса о том, что производить, раскрытия взаимосвязи «потребности - производство» наиболее «работающей» является классификация потребностей, которая основывается на концепции деятельностного подхода в развитии человека. Эта концепция исходит из того, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития его жизнедеятельности, основных ее форм: труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей и потребностей в общих условиях жизнедеятельности определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, показателями развития материальной базы сферы услуг.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;


2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) желание участвовать в управлении производством; 5) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.

Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени. Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

Деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния, т.е. уровня и качества жизни, под которыми понимаются степень развития и удовлетворения потребностей.

Ресурсы. Экономическая эффективность. Ресурсы (факторы производства, производительные силы) - это все, с помощью чего производятся товары и услуги.

В курсах «экономикс» выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант.

Труд (рабочая сила) - это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и субъектом потребностей. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Способность человека к труду и его благосостояние неразрывно связаны. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

Земля - так называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят плодородную почву, лес, запасы полезных ископаемых, энергию ветра и солнца, воду, воздух и т.д.

Капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы, сюда не включаются.

Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Некоторые экономисты выделяют еще один фактор производства под названием информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). Подобно капиталу, информация является вторичным фактором, она используется для производства жизненных благ. Но в отличие от капитала (и от других ресурсов) информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи.»

Существует и другой подход к классификации ресурсов, широко используемый в хозяйственной практике. Средства производства, к которым относят материально-вещественную часть производительных сил (по ранее предложенной классификации - это капитал и земля), разделяют на средства труда и предметы труда. Средства труда, или основные производственные фонды, многократно участвуют в производственном процессе и изнашиваются постепенно. К ним относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т.п. Предметы труда, или оборотные производственные фонды (сырье, материалы, и т.п.), расходуются в одном производственном процессе.

Все перечисленные факторы производства существовали практически всегда и везде (информация - с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В доиндустриальных обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство переходит к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд и информация, «человеческий капитал». Известный американский экономист Г. Беккер предложил это понятие для обозначения имеющихся у работника запасов знаний, навыков, мотиваций - способности к творческому самостоятельному труду, которые позволяют увеличивать его доход.

Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется система показателей эффекта и эффективности.

Эффект - конечный результат производства. Различают экономический эффект (результат производства как сумма произведенных товаров и услуг) и социальный эффект (благосостояние населения).

Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система показателей экономической эффективности производства включает в себя три основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу (табл. 1-1). Они характеризуют соответственно эффективность использования рабочей силы, основных и оборотных производственных фондов.

Таблица 1-1. Основные показатели экономической эффективности производства

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

·религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

·мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

·искусство - художественное освоение мира;

·наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

·право - совокупность норм, поддерживаемых государством;



·образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессесоциализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании,воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру. Социальная структура включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Самые важные разрезы этой структуры в широком контексте – социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, и др. Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждому периоду истории свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество. Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Основные признаки класса: 1) место в исторически определённой системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в общественной организации труда; 4) способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс. Во всех общественно-экономических формациях существуют основные, обусловленные данным способом производства (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия) и неосновные (сохранение остатков или зарождение нового способа производства) классы. Внутри этих классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Наряду с основными и неосновными классами в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т.д. Помимо этого в социальной структуре важную роль играют демографические группы (молодежь и т.п.). Особое место занимают интегральные социальные группы (город и деревня, лица физического и умственного труда). Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т. п.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальная защита - это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты :

Обеспечение пенсиями;
- обеспечение пособиями;
- бесплатное медицинское обслуживание;
- предоставление санаторно-курортного лечения;
- социальная помощь семьям, имеющим детей;
- обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социальной защиты - это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70- х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

В структуре любого отношения можно выделить ряд элементов:

·участники (субъекты) отношений;

·значимый для участников объект деятельности;

·потребности (отношения субъект – объект);

·интересы (отношения субъект – субъект);

·ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.

Россия позиционирует себя как социальное государство. Это значит, что проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. Среди этих структур муниципальной власти принадлежит особое место. Именно муниципальная власть максимально приближена к народу, а потому ее представители, во-первых, лучше всего знакомы с потребностями рядовых граждан, а во-вторых, имеют возможность именно самые насущные потребности удовлетворить непосредственно по месту жительства.

Муниципальная социальная политика важна еще и тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах.

В России нет богатого опыта местного самоуправления, поэтому исследования в области такого самоуправления и его социальной компоненты особенно актуальны. Целью настоящей работы является анализ особенностей проведения социальной политики на муниципальном уровне применительно к современной России. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Дается общая оценка социальной политики в нашей стране

2. Выявляется роль муниципальных образований проведении социальной политики в России.

3. Определяются конкретные механизмы реализации социальной политики

4. Рассматриваются пути взаимодействия государственных и муниципальных органов для решения социальных задач.

Методика выполнения настоящей работы заключается в исследование нормативных документов. а также учебной и научной литературы в том числе – в периодических изданиях.

Главной экономической задачей общества является выбор наиболее эффективного распределения факторов производства в целях максимального удовлетворения потребностей населения.

Для того чтобы осуществить выбор, хозяйствующий субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Эти три задачи являются основными проблемами, стоящими перед любым обществом.

Что производить - это принятие решений о том, какие именно продукты, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены продукты.

Для кого производить - это проблема того, кому достанутся произведенные продукты, в каком количестве ими будет располагать потребитель.

Общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы.

Экономическая система (хозяйственный порядок) - это особым способом упорядоченная система связи между производителями и потребителями продуктов.

Разные экономические системы отличаются друг от друга подходом и методами решения основных экономических проблем.

Обычно выделяют традиционную, централизованно планируемую, рыночную и смешанную системы.

В некоторых странах до сих пор действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие продукты, как и для кого производить. Экономические роли людей здесь определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс в эти системы проникает с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

В странах с централизованно планируемой (директивной) экономикой все решения по основным экономическим проблемам принимает правительство. Ресурсы здесь составляют собственность государства. Централизованное планирование охватывает все уровни экономической активности. Когда центральный планирующий орган отвечает на вопрос что, он определяет положение национальной кривой производственных возможностей, исходя из предположения правительства о том, что необходимо сделать в интересах страны.

Плановый орган распределяет продукцию и таким образом дает ответ на вопрос для кого. Для достижения целей национального производства планируется распределение ресурсов и производственных мощностей для каждой отрасли и наиболее крупных предприятий, что означает ответ на вопрос как. Причем, распределение ресурсов и товаров осуществляется на длительную перспективу на основе заранее определенных приоритетов. В силу этого производство продуктов постоянно отрывается от общественных потребностей.

В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы определяют рынок, цены, прибыль.

Проблема что производить решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель сам определяет, за что он готов платить деньги. Производитель стремится удовлетворить потребности потребителя, получая деньги за продукт, пользующийся спросом.

Вопрос как производить решается производителем, стремящимся максимизировать прибыль. Поскольку установление цены зависит не только от него, то для получения большей прибыли надо снижать издержки производства, улучшать качество продукции.

Проблема для кого решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В современных условиях большинство экономических систем располагаются между крайностями «чистого» рынка и директивной плановой экономики. Рыночный механизм не может справиться с решением всех проблем, встающих перед хозяйственной системой. Возникает необходимость государственного регулирования этого механизма с помощью различных методов. Среди них планирование, непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности, расширение государственной собственности в ущерб частной. То есть большинство экономически развитых стран принадлежат к смешанным хозяйственным системам. Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей.

Не существует однозначного решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Экономические системы общества

Основные экономические проблемы

Главной экономической задачей общества является выбор наиболее эффективного распределения факторов производства в целях максимального удовлетворения потребностей населения.

Для того чтобы осуществить выбор, хозяйствующие субъ­екты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить . Эти три задачи являются основ­ными проблемами, стоящими перед любым обществом.

Что производить - это принятие решений о том, какие продукты, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Как производить - это принятие решений о том, с помо­щью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с по­мощью каких технологий производить продукты.

Для кого производить - это проблема того, кому доста­нутся произведенные продукты, в каком количестве ими бу­дет располагать потребитель.

Экономические системы

Общество в своем развитии использовало и использует раз­личные экономические системы.

Экономическая система - это совокупность экономиче­ских институтов, которые общество выбирает для решения основных экономических проблем.

Обычно выделяют традиционную, централизованно плани­руемую, рыночную и смешанную системы.

В некоторых странах до сих пор действуют традицион­ные , основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие продукты, как и для кого производить. Экономические роли лю­дей здесь определяются наследственностью и кастовой принад­лежностью. Технический прогресс в эти системы проникает с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

В странах с централизованно планируемой(директив­ной) экономикой все решения по основным экономическим про­блемам принимает государство (правительство). Ресурсы здесь составляют собственность государства. Централизованное пла­нирование охватывает все уровни экономической активности. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговремен­ных приоритетов. В силу этого производство продуктов посто­янно отрывается от общественных потребностей.

В рыночной экономике все ответы на основные экономи­ческие вопросы определяют рынок, цены, прибыль. Проблема что производить решается платежеспособным спросом, голосо­ванием деньгами. Потребитель сам решает, за что он готов пла­тить деньги. Производитель стремится удовлетворить потребно­сти потребителя, получая деньги за продукт, пользующийся спросом. Вопрос как производить решается производителем, стремящимся максимизировать прибыль. Поскольку установле­ние цены зависит не только от него, то для получения большей прибыли надо снижать издержки производства, улучшать каче­ство продукции. Проблема для кого решается в пользу потреби­телей с наибольшим доходом.

В современных условиях большинство экономических си­стем располагаются между крайностями «чистого» рынка и ди­рективной плановой экономики. Рыночный механизм не может справиться с решением всех проблем, встающих перед хозяйственной системой. Возникает необходимость государственного регулиро­вания этого механизма с помощью различных методов. Среди них планирование, непосредственное участие государства в хо­зяйственной деятельности, расширение государственной соб­ственности в ущерб частной. Большинство экономически разви­тых стран принадлежат к смешанным хозяйственным систе­мам . Достоинством смешанной экономики является эффектив­ность использования ресурсов и экономическая свобода произво­дителей.

МОДУЛЬ 2

Тема 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК


Похожая информация:

  1. I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации