Эксперты: Не за горами бунты озлобленных людей, которым не за что жить. Что будет с Белоруссией после Лукашенко

В своем ежегодном послании парламенту и народу президент Беларуси заявил, что негативные тенденции последних лет вроде бы преодолели, по росту валового внутреннего продукта выходим из двухлетней рецессии, а полученные результаты превосходят то, на что были настроены годом ранее .

Фото из архива Александра Готовского

При этом 2 марта на совещании по подведению итогов прошлого года главой государства был задан правительству вопрос о том, что скрывается за средними цифрами. Было озвучено, что, по мнению некоторых должностных лиц, чуда пока не произошло — на улучшении ситуации в стране сказались подросшие цены на нефть и оживление спроса в России.

Эти заявления, задания по повышению средней заработной платы до тысячи рублей оставили много вопросов о факторах и устойчивости экономического роста Беларуси, а также неприятный осадок, еще больше усилившийся в свете последних событий с российским рублем.

Факторы внутренние или же внешние

Наибольший вклад в экономический рост Беларуси в 2017-м и первом квартале 2018 года был сделан промышленностью. Это 1,5 п.п. из 2,4% увеличения ВВП в 2017 году и 2,4 п.п. из 5,1% в первом квартале 2018-го.

Определить, внутренние или же внешние факторы являются основными в промышленном росте , с ходу не так-то и просто. Росли почти все секторы, потребляющие белорусскую промышленную продукцию, начиная с внутреннего розничного рынка и инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства и заканчивая экспортом (все показатели на рис. 1 приведены в сопоставимых ценах, включая физические объемы экспорта и импорта товаров).

По одному лишь кварталу 2018 года расчеты делать пока преждевременно, его количественные показатели являются следствием сложившихся ранее тенденций и низкой базы начала прошлого года. Поэтому смотрим внимательно на 2017-й, когда маховик промышленного и экономического роста только-только набирал обороты, и можно проследить, как они зарождались.

Начнем с экспорта . Его доля в объемах реализации промышленной продукции республики составила в 2016 году 51,7%, в 2017-м — уже 55,4%.

Но это лишь отгрузка экспортерами своей продукции на внешние рынки. А еще есть предприятия, поставляющие экспортерам сырье, материалы, комплектующие, топливо и энергию. У этих поставщиков есть свои поставщики, а у тех — свои и т.д. Увеличивается реализация на экспорт — оживляется вся производственная цепочка.

Всего, если разворачивать всю цепочку до конца, в объемах промышленного производства Беларуси порядка 64% приходилось на экспортеров и связанных с ними поставщиков. Не так уж и мало, нужно признать.

Из этой цифры и темпов увеличения экспорта в 2017 году (8% прироста в сопоставимых ценах) несложно посчитать влияние на промышленную динамику. Это 5,1 процентного пункта из 6,1% прироста промышленного производства в 2017 году.

Таким образом, основной импульс промышленному росту, без сомнения, был оказан внешним сектором. Реализация на экспорт обеспечила 83,6% (соотносим 5,1 п.п. с 6,1%) промышленного роста страны в 2017 году.

Аналогичные расчеты дают нам цифры по влиянию внутренних факторов .

Наибольшее воздействие было оказано внутренними инвестициями в основной капитал — 8,2%.

О заработной плате как об обеспечившем промышленный рост факторе говорить не приходится. Внутренний потребительский рынок рос вяло, и его вклад в промышленную динамику был небольшим. В части покупок отечественных продуктов питания — 4,9%, в части покупок отечественных непродовольственных товаров — 3,3%.

Российский или нероссийский рынок

Российский рынок и мировой рынок нефти и продуктов ее переработки — два столпа, на которых стоит белорусский экспорт. В 2017 году на них приходилось 67,6% товарного экспорта, а до последнего кризиса в 2013 году — и вовсе 77,6%.

Из-за такой высокой доли два этих рынка способны оказывать наиболее сильное влияние на динамику внешней торговли республики (не только положительное, но и отрицательное). Так оно и было в предыдущие годы.

Неудивительно, что наши аналитики не только внимательно следят за ситуацией с нефтяными ценами в России, но и автоматически связывают с ними любые сколь-либо значимые изменения в белорусской экономике.

Однако 2017 год стал в этом отношении исключением.

Физические объемы экспорта в 2017 году выросли на 8%. Это 1,9 млрд долларов в ценах 2016 года. Вклад в этот прирост российского рынка, исходя из рассчитанных «Белстатом» индексов, составил чуть более 0,5 млрд долларов. Основное влияние обеспечено рынком стран вне СНГ — 1,1 млрд долларов.

Из этих цифр несложно рассчитать влияние внешних рынков на прирост промпроизводства (рис. 3). Получается, что в 2017 году российский рынок обеспечил лишь около четверти промышленного роста Беларуси. Более значимым было влияние рынков стран вне СНГ.

Законный вопрос, почему основной для страны внешний рынок сбыта не стал основным драйвером промышленного роста?

Если очень тезисно, то российский рынок внес наибольший вклад в прирост экспорта продукции машиностроения, металлопроката и иных изделий из металла; шин, пластмасс и различных изделий из них; керамической плитки, отечественного легпрома и мебельной промышленности.

Но этот прирост был легко перекрыт другими рынками за счет калийных удобрений, достаточно высокой динамики сбыта продукции машиностроения на рынки остальных стран СНГ, продукции деревообработки, причем по таким позициям, как ДСП и ДВП, а не только продольно распиленная древесина и тара, как было раньше; широкой номенклатуры строительных материалов, начиная с цемента, изделий из бетона и заканчивая утеплителями.

И, конечно же, нельзя не упомянуть о продовольственной группе. Серьезно просели в тоннаже поставки в Россию молочных продуктов (на 7,5%), сырого мяса (на 9,7%), сахара (на 19,6%), мукомольно-крупяной продукции (в 1,5 раза), свежих фруктов (в 2 раза). Эти объемы были переориентированы на другие рынки, в первую очередь остальных стран СНГ.

А что с ценами?

С ценами гораздо более интригующая ситуация. Если прирост физобъемов экспорта обеспечил увеличение валютной выручки на 1,9 млрд долларов, то за счет повышения цен долларовый поток увеличился на 3,8 млрд долларов.

Однако как через экономику Беларуси прошли эти деньги? Если увеличение физобъемов отразилось в приличном приросте статистических показателей, то почему мы не заметили более значимого объема за счет цен?

Перераспределение через обменный курс белорусского рубля

Укрепление обменного курса белорусского рубля было небольшим (с 1,9876 руб. за доллар в 2016 году до 1,9324 руб. за доллар в 2017-ом), но экспортеры, переводя валютную выручку в белорусские рубли, не досчитались приличных денег. В эквиваленте это 0,8 млрд долларов.

Эти деньги не были учтены белорусской статистикой в показателях в белорусских рублях, но никуда не пропали. На соответствующую сумму подешевел импорт. Неявно через обменный курс произошло перераспределение от экспортеров к импортерам.

Изменение цен на сырьевые товары

Основной прирост валютной выручки от повышения цен был обеспечен по экспорту промежуточных товаров2,6 млрд долларов. А на оплату подорожавших импортных промежуточных товаров экономика потратила те же 2,6 млрд долл.

Одной рукой экономика заработала, другой рукой столько же потратила. Эти деньги мы увидели лишь в увеличении издержек и номинальных показателей. Реальные остались на прежнем уровне.

Этот инфляционный рост мы ощутили тоже не в полной мере.

Во-первых, благодаря укреплению обменного курса, который на 3% компенсировал удорожание импортного сырья и материалов, что и способствовало достижению исторически низких показателей по инфляции.

Во-вторых, большая часть этого удорожания произошла по ценам импортируемых энергоресурсов, так называемой 27-й товарной группы «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки» и в основном была переложена на экспортные цены.

Стоимость импорта по этой статье увеличилась на 2,3 млрд долларов, экспорта — на 2,1 млрд долларов. Это включая импорт российской сырой нефти, природного газа, с одной стороны, и экспорт собственной сырой нефти, нефтепродуктов, битумных смесей, с другой.

Соответственно, как бы кому ни хотелось, но тезис о прямых выгодах белорусской экономики от роста мировых цен на нефть по 2017 году не подтверждается.

Здесь мы не обсуждаем договоренности Беларуси и России об изменениях в распределении вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Это больше вопросы балансировки государственного бюджета в условиях выплаты накопленных ранее долгов и поддержания золотовалютных резервов. Они не имеют прямого отношения к повышению мировых цен на нефть.

Изменение цен на готовые инвестиционные и потребительские товары

Стратегию Беларуси в 2017 году по торговле готовыми инвестиционными и потребительскими товарами можно сформулировать очень лаконично — свое продали подороже, себе на эти деньги купили по хорошим ценам и побольше.

Увеличение стоимости экспорта этих товаров (на 1,7 млрд долларов) было в основном обеспечено за счет цен (на 1 млрд долларов). А при покупке импорта лишь 0,2 млрд долларов было израсходовано на оплату удорожания и 1,7 млрд — на увеличение объемов.

Здесь нет никакого криминала. Просто больше всего в регионе дорожали продукты питания — традиционная наша экспортная позиция. На этом фоне даже проседание тоннажа в Россию осталось почти незамеченным (цены перекрыли падение объемов).

А закупала Беларусь в основном инвестиционные и непродовольственные потребительские товары. По ним конкуренция на мировом рынке более интенсивная и цены не так подвержены колебаниям.

Есть здесь и минусы. Рост импорта был спровоцирован не только повышением доходов, но и укреплением белорусского рубля. Импорт по многим позициям либо подешевел, либо имел минимальный рост цен на фоне продолжающейся внутренней инфляции.

Как следствие, прирост доходов белорусы тратили сперва на импорт. Его доля выросла в структуре потребительских расходов, а влияние розничного рынка на отечественное производство, как мы видели выше, было слабым.

А что в 2018-м?

Вся эта история с новой волной роста началась еще в 2016-м. Уже с начала года динамика сбыта на российский рынок демонстрировала увеличение реальных объемов.

Но одного лишь российского рынка оказалось недостаточно. Уверенный рост по экспорту в целом начался в третьем квартале после перелома тенденций на рынке вне СНГ.

Ситуация с ценами начала меняться чуть позже. К четвертому кварталу 2016 года российский рынок лишь остановил падение средних цен белорусского экспорта. И только в первом квартале 2017 года перелом тенденций на рынке вне СНГ вывел динамику в положительную плоскость.

Изменение ситуации с внешним спросом в III квартале 2016 года обеспечило положительные темпы в промышленности к IV кварталу (табл. 1).

В свою очередь, рост промышленного производства и положительные темпы внешнеторговых цен улучшили финансовое состояние предприятий. В I квартале 2017 года был зафиксирован резкий рост полученной предприятиями прибыли. И в этом же квартале реальная заработная плата после падения восстановила положительную динамику.

В следующем II квартале импульс перешел на внутренний рынок. На положительные темпы вышли розничный товарооборот и инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства. А спустя квартал (в III квартале 2017 года) — и сфера услуг в целом.

Таким образом, импульс от внешнего сектора через промышленность поэтапно распространился на всю экономику Беларуси и к I кварталу 2018 года был раскручен весь маховик экономического роста.

Собственно, этим объясняются наблюдаемые сейчас более высокие темпы в промышленности и экономике в целом. В 2017 году факторы внутреннего рынка действовали не весь год, подключались поэтапно. А в 2018 году уже все они работают в полной мере. В том числе строительство, которое по 2017 году в целом сохраняло отрицательное влияние.

И что дальше?

Экономика страны — это, как мы увидели, достаточно тяжелая инерционная машина. Ее сложно вытолкать из пропасти отрицательных темпов. Еще сложнее сделать так, чтобы она, покатившись и ускоряясь, не опрокинулась на ходу, двигалась в нужном направлении.

Передавишь с внутренними факторами — зарплатой, инвестициями — вылетишь в отрицательное внешнеторговое сальдо, рост внешнего долга и закончишь валютным кризисом образца 2011 года.


Стабильность — одна из главных целей экономической политики. Это базовое условие существования экономики, как и правила гигиены для каждого из нас. Здесь не может быть никаких сомнений, должна поддерживаться соответствующая культура. И знаний у нас уже хватает, чтобы это обеспечить, не только теоретических, но, к сожалению, и практических.

Однако у нас все время говорят только об этом. Понятно, обжегшись на молоке, дуют на воду. Складывается даже впечатление, что наши экономисты, как и военные, все время готовятся к «прошлой войне».

Но есть еще и вторая очень важная цель экономической политики — экономическое развитие как таковое. Тоже со своими рисками.

Не задействуешь весь потенциал экономического роста — отстанешь от соседей по темпам и качеству развития, по зарплате и станешь статистом в оттоке людей за рубеж и падении рождаемости в стране.

Сейчас не только Беларусь, но и весь мир выходит на новую волну промышленного и экономического роста. По итогам четвертого квартала 2017 года мировая обрабатывающая промышленность разогналась до 4,7% (по данным Организации Объединенных Наций по промышленному развитию).

Российская экономика пока запаздывает, но западные наши соседи демонстрируют хорошую динамику.

Промышленное производство в Литве выросло за 2017 год на 6,7%, в Польше — на 6,9%, в Латвии — на 8,5%.

В конце 2017-го Европейский союз обогнал среднемировые темпы (4,9%), чего не наблюдалось с первого квартала 2011 года.

Это, с одной стороны, стимулирование белорусской экономики, что прослеживается по росту экспорта промежуточных товаров. Но, с другой, новые вызовы для нас — усиление конкуренции за потребителя, за рабочую силу, что мы видим по активности наших граждан в поездках «на закупы», а в последнее время — и на работу в эти страны.

В нынешних обстоятельствах необходима новая дискуссия о путях нашего развития. Переход от тактики выживания к стратегии, ориентированной в будущее, в новое качество экономического роста.

Этот подробный рассказ о факторах, о рынках сбыта, о достаточно благоприятных для нас условиях был лишь для того, чтобы показать отличия сегодняшней ситуации, новые возможности и вызовы, расставить точки над нашим белорусским «i» и начать принципиальный разговор об экономическом развитии.

Приведенные выводы — лишь основные для начала широкой дискуссии. С более полным, ориентированным на специалистов описанием методики расчетов и полученных результатов можно будет ознакомиться во втором номере Белорусского экономического журнала.

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Беларусь будет пытаться балансировать между двумя центрами: Западом и Россией. Хотя это балансирование и несимметричное. Связей по различным направлениям с Россией гораздо больше, чем с Западом. Однако я считаю, что Беларусь будет продолжать дистанцироваться от России и искать точки опоры на Западе.

Попытка усидеть на двух стульях продолжается уже два года и будет продолжаться дальше.

Неизвестно, какой стул окажется крепче. Но по итогам прошлого года доля России по влиянию на экономику Беларуси возросла еще больше, а доля Запада, наоборот, уменьшилась. Сейчас страна развивается по социально-экономической модели, которая не позволяет пока ничего резко менять.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– «Поворачиваться» Беларусь в 2017 году будет в ту сторону, где больше всего «пахнет» деньгами. До сих пор самый сильный запах денег шел с Востока, из России. Но теперь РФ сама переживает кризис, поэтому получать деньги оттуда станет труднее.

Ситуация сейчас крайне сложная. Белорусские власти будут искать все возможные источники финансирования. А Запад – это еще один потенциальный источник, который, возможно, и не принесет той прибыли, на какую рассчитывают власти.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

– Паварот на Усход, які працягваецца ўжо 20 гадоў, зараз дае негатыўны эфект. Таму што ў Расіі цяпер таксама не самы лепшы час. І адносіны з Еўрасаюзам, мабыць, атрымаюць нейкае паляпшэнне. Развівацца гэтыя адносіны будуць і далей. ЕС аказвае эканамічную дапамогу Беларусі, спрабуе неяк падтрымаць дзяржаўную самастойнасць.

Але не трэба спадзявацца на тое, што еўрапейскія палітыкі, са сваі мі шматлікімі праблемамі, будуць моцна займацца праблемамі Беларусі. Цяпер наог ул трэба спадзявацца толькі на самога сябе.

Об отмене виз для западных стран и активной белорусизации

Валерий Карбалевич, политический эксперт:

– Отмена визового режима для США и стран ЕС - это попытка найти новые механизмы экономического развития, потому что приток туристов в любую страну - это важный экономический фактор. В Беларуси эта сфера пока развита слабо. П оэтому отмена визового режима - это попытка властей привлечь туристов в страну, чтобы они здесь оставляли свои деньги. Можно еще назвать это попыткой найти новую отдушину для бюджета, для развития экономики.

Что касается активной беларусизации, то это попытка сформировать хоть какую национальную идентичность. Эта тема стала очень важной после того, что произошло с Крымом.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– Безвизовый режим - это попытка властей привлечь туристов. Тут мы, конечно, лет на 15 опоздали. Но опыт украинцев в этом вопросе показывает, что безвизовый режим оправдывает себя. Туристы приезжают и оставляют деньги. Да и дорогостоящие отели, построенные к чемпионату мира по хоккею, нужно кем-то заполнять. Сейчас они заполняются процентов на 15. А разве этого достаточно? И власти понимают, что западные туристы едут в Беларусь с деньгами, что они будут оставлять деньги здесь. Важно только создать более удобные условия для этого. И безвизовый режим - это, надо сказать, достаточно удобно. Также я считаю, что здесь есть некий политический аспект. Ведь чем больше европейцев будет в Беларуси, тем больше возможностей для нашей оппозиции продвигать свои идеи.

А вот насчет белорусизации, то я бы не назвал ее активной. Она, скорее, мягкая такая, фрагментарная. Лукашенко понимает, что он теряет часть электората, и пытается хоть как-то его вернуть или найти новых людей, которые к нему относятся хотя бы нейтрально.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:

Адмяніць візавы рэжым трэба было ўжо даўно. Дастаткова толькі глянуць на Львоў – і ўсё становіцца зразумела. Вялікая колькасць турыстаў дазваляе сцвярджаць, што адмена платных віз мае свае вынікі .

Але ш мат чаго залежыць ад таго, колькі турысту трэба заплаціць за побыт у якой-небудзь краіне. К алі раней віза каштавала вялікія грошы, ніхто асабліва не жадаў ехаць у Беларусь.

Калі гаварыць аб беларусізацыі, то ніякай актыўнасці я ў гэтым плане не бачу. Калі па краіне будзе хаця б 50% беларускамоўных школ, тады можна будзе сказаць, што вось цяпер беларусізацыя сапраўды актывізавалася .

Что ждет Беларусь в 2017 году

Валерий Карбалевич, политический эксперт:
– Один из главных вопросов, которые будут решаться в этом году, - как отдать государственный долг, который с каждым годом увеличивается. Экономика - это главный фактор, который влияет на жизнь белорусов.

Но на мой взгляд, в 2017 году кризис будет продолжаться. И лучше в ближайшее время не станет. Потому что модель поведения Беларуси в экономике не эффективна и зашла в тупик. Ее надо менять, но власти не хотят этого делать. Потому что такая модель - это оптимальная форма, позволяющая эту самую власть удержать.

Анатолий Лебедько, политический деятель:

– То, что будет в 2017 году, предсказать трудно. Есть два сценария: оптимистичный и пессимистичный. Оптимисты считают, что власти будут разворачиваться в сторону Европы, и пойдут на какие-то серьезные уступки.

Пессимисты указывают на внутренние и внешние риски. Внешние риски - это угроза со стороны России, ее присутствие в Беларуси в экономическом и военном плане. Можно также утверждать, что «молочные», «газовые» и «нефтяные» войны между нашими странами будут продолжаться и дальше.

А внутренняя ситуация может усложниться до такой степени, что я не исключаю полной остановки работы многих крупных заводов. Мне кажется, не за горами бунты озлобленных людей, которым просто не за что жить.

Алесь Бяляцкі, праваабаронца:
– Мы не можам прагназаваць нешта канкрэтнае. Рашэнні ў нашай краіне прымаюцца даволі закрыта, таму сказаць дакладна аб тым, што будзе, нельга. Аднак крызіс, які цягнуўся весь 2016 год, будзе працягвацца і далей.

Нішто не гаворыць аб тым, што нас чакае нейкае паляпшэнне ў бліжайшы час – мы бачым, што эканамічныя канфлікты памі ж Беларуссю і Расі яй працягваюць разгарацца . Усе гэта накладаецца на ўнутраны эканамічны крызіс. П ростым людзям будзе цяжка. Таму простыя людзі павінны больш часу і ўвагі аддаваць абароне сваіх правоў.

Последняя встреча Лукашенко и Путина и последующее глухое молчание о каких-либо достигнутых договорённостях как в РБ так и в РФ говорит о том, что Россия прекращает безусловное кормление многовекторного режима "батьки". На сей раз Лукашенко увёз из Москвы, вместе средств материальных, только слова Путина, сильно напоминающие троллинг:

Россия остается торгово-экономическим партнером номер один для Беларуси, а Беларусь входит в пятерку крупнейших торгово-экономических партнеров России. Снижение количественных показателей товарооборота связаны с известными всем нам обстоятельствами, но эти все явления временные.

.................

Главное, что у нас есть не просто большие проекты, создан механизм воспроизводства и объемов наших торгово-экономических связей, и главное - его диверсификации.

При этом Лукашенко, судя по его словам 24 ноября на совещании по стратегии развития отечественного машиностроения запаниковал:

Нужно с точки зрения экономики настроиться на военный лад и работать... выдержим экономически, будем жить.

Перечислим некоторые пункты, которые могли быть поставленны в вину РБ:

  • непризнание Южной Осетии и Абхазии независимыми от Грузии, непризнание Крыма российским.
  • отказ от выполнения Союзного договора (единая валюта, единое гражданство и т.п.).
  • снабжение ВСУ нефтепродуктами из российской нефти, поставляемой в РБ на льготных условиях, что позволет Украине продолжать убивать Донбасс.
  • отказ от переориентации экспорта нефтепродуктов (произведённых из Российской нефти) через Российские порты с целью поддержки русофобских прибалтийских режимов. Непоставка нефтепродуктов в РФ в нарушение заключенных договоров.
  • отказ от участия в капитале стратегически важных для РФ предприятий ОПК, что вынуждает ее заниматься дорогостоящим импортозамещением, как и в случае с Украиной.
  • отказ в размещении базы ВКС.
  • отказ в создании единого визового пространства.

Последний пункт списка появился как раз 22 ноября при параллельной встече в Минске Лаврова и Маккея и её результаты, надо полагать, не оставили у Кремля сомнений в правильности выбранного курса, хотя их и так не существовало.

Попробуем сделать прогноз дальнейшего развития кризиса в отношениях РФ и РБ.

Можно предположить, что Москва условием продолжения кормления выставила ускоренное, не допускающее отсрочек ни под какими предлогами, решение этих и других накопившихся проблем, представляющих собой некий пакет-минимум, без выполнения которого действующее руководство РБ будет признано недоговороспособным.

Одновременно, надо полагать, выработана программа действий на случай отказа РБ от выполнения пакета-минимума. А такой отказ более чем вероятен, ибо несмотря на "богатовекторность" РБ, вектор направленный в сторону России, отсутствует напрочь и перестроить русофобскую политику, формировавшуюся всё постсоветское время, на прямо противоположную для Лукашенко, и под стать ему подобранной команды, вряд ли возможно.

За годы независимости в РБ выросло целое поколение, воспитанное на учебниках истории, в которых термину "Беларусь" категорически отказано в значениии "Западная Русь". Теперешняя Россия для белорусов - это соседнее государство на востоке, из-за имперских амбиций которого Беларусь много и тяжело страдала. Писались такие учебники историками, надо полагать подобными Н.И. Стужинской, заявившей недавно на 1-м канале в ток-шоу "Время покажет", что для неё Бандера и Шухевич являются героями.

Заметим, что все эти трансформации оставались, да по сути и остаются, незамеченными в нашей стране и по сию пору в силу безусловно умышленного замалчивания российскими СМИ происходящего в Белоруссии, и наше население пребывает в наивном убеждении, что белорусы это совсем не тоже самое, что "хохлы". Особенно этому заблуждению способствует корень "рус", всё ещё остающийся в самоназвании белорусов (ему на смену уже спешат "литвины"). По результатам просмотра белорусского инфопространства и форумов и реакции на всевозможные события политической жизни (например Крым, Сирия и т.п.), можно предположить, что пророссийски настроенными в Белоруссии остаются примерно 50% населения. Среди молодёжи этот процент следует, видимо, положить равным 25%. Существенную часть этих процентов составляют, конечно, русские. Но это примерный расклад среди "перевоспитанного" местного населения. Что же касается собственно воспитателей - представителей белорусских СМИ, то здесь ситуация ещё хуже. В виртуальном пространстве русофобскими являются ~90% СМИ. По крайней мере автору попалось толька парочка ресурсов областного уровня, которые можно назвать пророссийскими.

Таким образом госструктуры РБ представляет собой давно отлаженный русофобский механизм, "экспортирующий" на Россию, тем не менее, приверженность "братству" и Союзному государству. Успешность такого "экспорта" заботливо охраняют российские центральные СМИ своим упорным молчанием - но это уже совсем другая история.

Разумеется, эту набравшую ход машину развернуть круто невозможно, даже при желании, которого нет.

Поэтому, скорее всего РФ на её пакет-минимум будет предложен коктейль из слоганов типа "родные народы", "братство" и ссылки на прозападную оппозицию, которая жаждет размолвки РБ и РФ и воспользуется ею, чтобы сделать переворот, с приходом к власти ещё более антироссийского режима, чем теперешний.

Но этот аргумент не должен приниматься руководством РФ всерьёз, ибо "оппозиция" отличается от госструктур РБ только тем, что не скрывает от России свою к ней ненависть. В белорусской "элите", официальной и оппозиционной, давно достигнут консенсус. Часть её вошла в официальные структуры, а другой части поручено изображать радикальную оппозицию, с которой борется "марионетка" Кремля - Лукашенко. Да и вся эта тусовка, режим-оппозиция, несомненно, управляется западными кураторами, освободившимися от работы на Украине и уже отдохнувшими. Нет, есть, конечно, в оппозиции маргиналы, искренне стремящиеся к свержению "диктатора", но они нужны для придания видимости реальной борьбы с режимом, за это их и держат. Один из таких, комментируя последний провальный визит батьки в Москву, заявил: "придурок, он надеялся гэбистов обмануть..."

Что произойдёт после падения жизненного уровня населения, как следствия прекращения кормёжки РБ Россией?

Выступления недовольных, ведомых оппозицией, примут массовый характер, которого современная РБ ещё не видела. Но развития ситуации по украинскому сценарию, с неконституционным переворотом, не будет, хотя бы под воздействием украинских же уроков. Кто знает, как этим сумеет воспользоваться Россия, уже отработавшая на Украине соответствующую технику?

В этой связи представляется вероятным следующий сценарий, вынашиваемый антироссийскими силами.

Лукашенко, "пророссийский" курс которого завёл страну в тупик, "под давлением масс" будет вынужден согласиться на досрочные выборы, победит на которых, разумеется, прозападный кандидат от оппозиции. Новый президент немедленно проводит через парламент решение о ликвидации Союзного государства с Россией и отмену прочих евразэсов. Вместо всего этого заключается союз с Польшей, которая всё это время, не отрывая глаз, следит за происходящим. Ну и, видимо, евроассоциация - куда же без неё!

Предлагаемая стратегия России. Российские СМИ, которые в Белоруссии смотрят все, следует пинками заставить, наконец, прорвать информационную блокаду реальных процессов, протекающих в Белоруссии, и развернуть разъяснительную работу среди граждан Союзного государства, что это самое государство является несостоявшимся. Категорически выступить против проведения досрочных выборов президента, как бессмысленных (мёртвому припарки бесполезны), и, напротив, провести референдум о вхождении Белоруссии в состав России . Причём речь не может идти о создании какого-то подобия нового Союза. Речь должна идти о вхождении в состав России дополнительных шести областей и только об этом. И ни о чём больше!

В конце года эксперты традиционно представляют свои прогнозы на будущий год. Экономике Беларуси, которая постепенно оживает после двухлетней рецессии, прочат относительно благополучное будущее, предупреждая, что она остается слишком уязвимой и не способной генерировать устойчивый рост.

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик, представляя прогноз , отметил, что пока восстановление набирает обороты: рост реального ВВП ускоряется пятый квартал подряд.

График: www.research.by

В третьем квартале рост реального ВВП ускорился до 2,8% год к году, а в октябре-ноябре достиг и вовсе 4,6% (год к году). Эксперт обращает внимание на то, что в основе роста лежат циклические факторы, а темпы роста долгосрочного тренда все еще отрицательные, хотя и уменьшаются (дно - март 2016 г., темпы прироста долгосрочного тренда -1,44% год к году; ноябрь 2017 г. - темпы прироста долгосрочного тренда - 0,99% год к году).

Александр Чубрик предположил, что рост реального ВВП начнет замедляться уже в первом квартале 2018 г. Прогноз Исследовательского центра на 2018 год для Беларуси выше июньского на 0,5 процентного пункта. Как ранее сообщалось, базовый сценарий прогноза Исследовательского центра ИПМ на 2018 год . При этом источником прироста была как благоприятная внешняя конъюнктура, так и рост потребления из-за увеличения доходов граждан.

В 2018 году директор Исследовательского центра ИПМ прогнозирует замедление роста потребления вследствие замедления увеличения реальной зарплаты. При этом, считает Чубрик, номинальная зарплата, вероятно, достигнет 1000 рублей в месяц к концу 2018 года.

Ранее эксперты ИПМ прогнозировали увеличение реальной зарплаты на 4% и 7,8% год к году в 2017 и 2018 годах соответственно. Однако, предполагали они, восстановление потребления домохозяйств будет более медленным из-за падения занятости. Причем снижается занятость при всех сценариях развития экономики примерно одинаково — более 2% в 2018 году. «Зарплата растет вслед за производительностью труда, но занятость сокращается, как вследствие старения, так и под влиянием падения экономической активности», — поясняют специалисты.

Международный валютный фонд , эксперты которого в конце года работали в Беларуси в рамках традиционных ежегодных консультаций по статье IV. МВФ прогнозирует прирост экономики Беларуси на 1,7% в нынешнем году и 1,8% - в 2018-м, темпы прироста совокупного внутреннего спроса будут соответственно 0,3% и 2,3%.

Ожидается, что неблагоприятная демографическая динамика, слабые условия кредитования, связанные с проблемными балансами предприятий и банков, а также отставание в области конкурентоспособности в рамках строящейся вокруг государственного сектора экономической модели ограничат среднесрочные темпы экономического роста приблизительно 2 процентами, предупреждают эксперты Фонда.

Президент недавно , что оснований для самоуспокоенности в связи с ростом экономики нет. Лукашенко заявил, что 2018 год будет особым, так как предстоит преодолеть отставание, допущенное в 2016 году, для выхода на траекторию пятилетней программы социально-экономического развития.

«Экономика за 2015−2016 годы потеряла 6%. В этом году отыграли только 2%, что явно недостаточно», — отметил президент.

По словам Лукашенко, возникает закономерный вопрос: почему при росте ВВП нет запланированного увеличения доходов населения? «Я не настаиваю на том, чтобы это был заоблачный рост — приемлемый рост, и он определен. Даже за два года мы не восстановили уровень, который был в конце прошлой пятилетки. Да и с выполнением моего поручения по достижению средней заработной платы в тысячу рублей много вопросов и проблем» — признал глава государства.

При этом в качестве безусловно достижения все эксперты признают то, что в 2017 году в Беларуси будет самый низкий уровень инфляции за всю историю независимости - около 6%.

Белоруссия меняет отношение к Украине. Впервые за время, прошедшее с момента государственного переворота в Киеве, президент РБ в весьма резких выражениях высказался о своем южном соседе. Что стоит за переменой отношения Лукашенко к украинской власти, выясняло издание Украина.ру

И вдруг, все изменилось. Причем речь идет не об оценках и впечатлениях главы Белоруссии. А о конкретных мерах, на уровне пограничной службы.

«Мы приняли решение об укреплении границы с Украиной. Мы видим, сколько оттуда идет сегодня беды для Беларуси, и в том числе оружия переправляется. Мы должны закрыть границу. Но не для порядочных людей, а для бандитов, для тех, кто везет оружие», - заявил Александр Лукашенко.

Это уже не мнение. Это конкретное указание госсекретарю Совета Безопасности Станиславу Засю и главе Госпогранслужбы Анатолию Лаппо . Поскольку в Белоруссии подобные указания принято исполнять, можно уверенно сказать, что те, кто пересекает границу, несмотря на безвизовый режим, скоро увидят, что из всего этого получится.

Совещание у белорусского президента состоялось в тот же день, когда украинская пресса распространила мнения постоянного представителя Украины в ООН Владимир Ельченко и вице-спикера Рады Ирины Геращенко , о том, что переговорную площадку по Донбассу следует перенести из Минска в другое место. По их мнению, Белоруссия не нейтральна и выступает единым с Россией фронтом против Украины.

Заголовки украинских изданий, привыкших подхватывать и разгонять «месседжи» власти, тут же все это и подхватили, и разогнали.

«Украина возмущена предательским поступком Лукашенко» (Диалог UA);

«Украине пора отказаться от услуг Беларуси на переговорах по Донбассу» (Сегодня);

«Лукашенко потребовал закрыть белорусскую границу от «беды» из Украины» (Главред).

Слова тем, кто не согласен с такой точкой зрения и не хочет обострения отношений с единственной страной-соседкой, с которой Украина после госпереворота пока не разругалась, никто не предоставил. Лишь в социальных сетях единственный реальный переговорщик в Минске, украинский оппозиционный политик Виктор Медведчук смог высказать альтернативную точку зрения. Она очень проста и образна: «Это плевок в сторону МИД Белоруссии».Тем более, что в ходе голосований по всем вопросам, которые вносит на повестку дня Украина, абсолютное большинство стран давным-давно воздерживаются или просто не участвуют. Кстати вот этих, последних, с каждым годом все больше. Число послов стран мира в ООН, которые вообще перестали голосовать по украинской тематике, выросло втрое. С 24 в 2014 до 64 в сентябре 2018 года.

Обострение белорусско-украинских отношений из-за позиции представителя Минска в ООН, разумеется лишь верхушка этого айсберга. В подводной части не политическое, но реальное экономическое и научно-техническое сотрудничество двух стран. А вот в области политики речь идет об антиподах, у которых нет и не может быть ничего общего. Экономика - совсем другое дело.

После переговоров в Сочи между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко , последний озвучил слово «Украина» в числе болезненных вопросов, которые он обсуждал с президентом Российской Федерации. Для тех, кто следит - это был самый важный сигнал Киеву. А поскольку те, кто следит, знают о реэкспортных схемах, то и понимают, чего хочет Москва. И это отнюдь не то, о чем говорят в Киеве. Не солидарность при голосовании в ООН по украинской тематике и не желание тайно поддерживать интересы России на переговорах в Минске, в которых, к слову, представители Белоруссии участия не принимают.

Дело в том, что все спикеры официального Киева, та же вице-спикер Рады Ирина Геращенко, тот же постпред Киева в ООН Ельченко, да и большая часть нынешнего киевского режима - это люди с гуманитарным образованием. Цифры им скучны. К примеру, они, еще будучи оппозицией, на дух не воспринимали премьер-министра Николая Азарова по причине того, что он говорил языком скучных и не поэтических цифр. Поэтому всегда смеялись над «азаровским» украинским языком. Что, конечно же, говорило об их невоспитанности и слабой образованности.

Но цифры - штука упрямая. И они не в пользу Киева. Именно на Украину идет почти половина реэкспортируемых из России через Белоруссию бензина, солярки и природного газа. Именно этим недовольны в Москве. По информации «Нефтегазовой ассоциации Украины», 45% украинского рынка бензина и 35% солярки идут с территории северного соседа. Белоруссия обеспечивает поставками 40,31% украинского топливного рынка, Россия - 37,41%, Литва - 9,63%, а еще 12,65% - другие страны.

Именно реэкспортные схемы привели к тому, что летом Россия резко сократила поставки углеводородов в Белоруссию. Официальные лица заговорили даже о полном прекращении поставок нефтепродуктов. Пишут, что уже подготовлено решение о том, что с IV квартала 2018 года РФ ограничивает поставки нефтепродуктов и готова поставлять их исключительно для удовлетворения внутренних потребностей Белоруссии. Причем, власти Минск должен будет обеспечить Москве возможность мониторинга объема этих потребностей.

Если Владимир Путин в Сочи договорился с Александром Лукашенко о прекращении реэкспорта нефтепродуктов, то для Украины такая новость куда страшнее, чем то, как проголосовал в ООН по очередной украинской резолюции представитель Минска.Самое печальное для Украины то, что нынешние власти с гуманитарным образованием не понимают этого. Вице-спикер Ирина Геращенко по образованию - журналист, а спикер, Парубий - историк. А президент Порошенко , то ли юрист, то ли международник. Они и правда верят в то, что «не покупают российский газ» с помощью реверсных поставок из Словакии. Кстати, эту схему придумал и договорился о ней премьер-министр Николай Азаров , еще в 2013 году.

В числе «совпадений» этих дней имеется и нота Украины российскому МИД о не продлении так называемого «Большого договора» с Российской Федерацией. Это формальная процедура, потому что договор давно Украиной не выполнялся. Но даже акт отказа Киева пролонгировать соглашение совершен с нарушением процедуры - об этом украинская сторона обязана была заявить полгода назад. Само по себе это событие может серьезно повлиять не только на положение миллионов украинских трудовых мигрантов, усложнив его. Но и на украинско-белорусские отношения, в той части, о которой написано выше. Но Порошенко с маниакальным упорством продолжает дергать тигра за усы.