УСН: что выгоднее – только «доходы» или «доходы минус расходы»? Усн доходы минус расходы

В строке 010 «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, указывают ставку единого налога – от 5 до 15%, которая зависит от величины ставки единого налога, установленной законами субъектов Российской Федерации, в которых зарегистрирован «упрощенец».

С перечнем субъектов Российской Федерации, в которых действует пониженная ставка единого налога, можно ознакомиться на сайте «БУХ.1С» (http://www.buh.ru/document-1403). Там же можно узнать величину ставки в указанных субъектах Российской Федерации, нормативный документ, на основании которого эта ставка единого налога введена, а также условия применения пониженной ставки единого налога.

В строке 210 «упрощенцы», использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, указывают сумму всех доходов, полученных за налоговый период, а в строке 220 – величину произведенных расходов.

Порядок учета доходов у налогоплательщиков, которые уплачивают единый налог с разницы между доходами и расходами, такой же, как и у налогоплательщиков, рассчитывающих данный налог с суммы доходов.

Перечень расходов, которые организация (предприниматель) могут учесть при расчете единого налога, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанные расходы должны быть оплачены и документально подтверждены.

Кроме того, в состав расходов включается разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой единого налога за предыдущий период.

Следовательно, при заполнении строки 220 раздела 2 новой формы декларации следует использовать справку к разделу I книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н. В строке 220 следует указать сумму показателей строк 020 «Сумма произведенных расходов за налоговый период» и 030 «Сумма разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке налога за предыдущий налоговый период» справки к разделу I книги учета доходов и расходов.

Пример

ООО «Снежинка» применяет упрощенную систему налогообложения с 2006 г. В качестве объекта налогообложения организация выбрала доходы, уменьшенные на величину расходов.

По итогам работы за 2009 г. сумма доходов составила 5 897 452 руб., а величина расходов – 5 833 671 руб.

В 2008 г. организация получила убытки. Поэтому в бюджет был уплачен минимальный налог в размере 43 781 руб. Величина единого налога, рассчитанного за 2008 г. в общеустановленном порядке, была равна нулю. Следовательно, разница между минимальным налогом и единым налогом равна 43 781 руб.

Величина налоговой базы за 2009 г. – 20 000 руб. (5 897 452 руб. – 5 833 671 руб. – 43 781 руб.).

Справку к разделу I книги учета доходов и расходов бухгалтер организации заполнит следующим образом:

Справка к разделу I:

010 Сумма полученных доходов за налоговый период 5 897 452

020 Сумма произведенных расходов за налоговый период 5 833 671

030 Сумма разницы между суммой уплаченного.

минимального налога и суммой исчисленного.

в общем порядке налога за предыдущий.

налоговый период 43 781

Итого получено:

040 – доходов (код стр. 010 – код стр. 020 – код стр. 030) 20 ООО

041 – убытков (код стр. 020 + код стр. 030) – код стр. 010)_—_

В разделе 2 налоговой декларации по единому налогу за были указаны следующие данные:

– в строке 010 – ставка единого налога в г. Москве.

– в строке 210 – сумма доходов за 2009 г.

– в строке 220 – сумма расходов (5 833 671 руб. + 43 781 руб.).

«Упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут уменьшить налоговую базу на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, то перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены (письмо Минфина России от 23.03.2009 № 03-11-06/2/49).

В случае прекращения налогоплательщиками деятельности по причине реорганизации налогоплательщики-правопреемники вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, предусмотренных п. 5 ст. 346.6 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Сумма убытков, полученная в предыдущих налоговых периодах, отражается в строке 230. Показатель в этой строке должен быть равен показателю в строке 130 графы 3 таблицы раздела III книги учета доходов и расходов.

Налоговая база для исчисления единого налога за налоговый период отражается в строке 240. Она рассчитывается по формуле:

!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Строка 240 заполняется, только если величина налоговой базы больше нуля. В остальных случаях по этой строке ставится прочерк.

Пример

По итогам работы за 2006 г. ООО «Снежинка» получило убыток в размере 19 ООО руб., а в 2007 г. часть убытка в размере 2000 руб. была учтена при расчете налоговой базы по единому налогу. Величина убытка за 2008 г. составила 16 000 руб.

Налоговая база по единому налогу за 2009 г. составила 20 000 руб. (строка 040 справки к разделу I книги учета доходов и расходов).

Бухгалтер организации заполнил раздел III книги учета доходов и расходов следующим образом:

Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 год

При заполнении раздела 2 декларации по единому налогу: – в строке 230 следует указать сумму убытков, на которую организация уменьшила налоговую базу за 2009 г.:

– в строке 240 – поставить прочерк.

Когда величина произведенных расходов, отраженных по строке 220 раздела 2 новой формы декларации по единому налогу, превышает величину полученных доходов, указанных в строке 210, «упрощенцы» должны заполнить строку 250 «Сумма убытка, полученного за налоговый период». Показатель, указанный в этой строке рассчитывается как разница показателей строк 220 и 210. Его величина должна соответствовать величине показателя, указанного в строке 041 справки к разделу I книги учета доходов и расходов.

В строке 260 отражается сумма единого налога за налоговый период. Она рассчитывается по формуле:

Строка 260 = Строка 240 × Строка 201.

!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если в строке 240 «Налоговая база для исчисления налога за налоговый период» стоит прочерк, то строка 260 «Сумма исчисленного налога за налоговый период» не заполняется.

Строка 270 предназначена для указания суммы минимального налога за налоговый период. Она рассчитывается как произведение суммы доходов, указанной по строке 210 раздела 2 новой формы декларации, на ставку минимального налога в размере 1%.

Напомним, что обязанность по уплате минимального налога возникнет у «упрощенца», только если величина единого налога, рассчитанная за налоговый период, окажется меньше суммы минимального налога.

В следующем году «упрощенцы» могут учесть разницу между суммой единого налога, начисленного по общим правилам, и суммой уплаченного минимального налога при расчете налоговой базы по единому налогу (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Пример

Используем условия примера со с. 344.

Предположим, что деятельность ООО «Снежинка» в период с 2006 по 2008 г. была прибыльной и на протяжении трех лет организация платила в бюджет единый налог.

В этом случае в строке 230 «Сумма убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде, уменьшающая налоговую базу за налоговый период» необходимо поставить прочерк.

– в строке 240 – величина налоговой базы по единому налогу (5 897 452 руб. – 5 877 452 руб.)

– в строке 260 – сумма единого налога за 2009 г. (20 000 руб. × 15%)

– по строке 270 – сумма минимального налога (5 897 452 руб. × 1%)

Поскольку сумма минимального налога оказалась больше величины единого налога, рассчитанного по ставке 15%, то ООО «Снежинка» должно заплатить в бюджет минимальный налог.

При заполнении раздела 1 декларации «упрощенцы», которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, показатель, отражаемый в строке 060, рассчитывают по формуле:

Строка 060 раздела 1 = Строка 260 раздела 2 – Строка 050 раздела 1.

Если показатель, указанный в строке 270 «Сумма минимального налога за налоговый период» раздела 2 декларации, оказался больше значения показателя, отраженного в строке 260 «Сумма единого налога за налоговый период» раздела 2, то в разделе 1 вместо строки 060 заполняется строка 090. Показатель в эту строку переносится из строки 270 раздела 2 декларации.

Пример

Используем условия предыдущего примера.

Второй вариант объекта налогообложения при применении УСН – это «доходы за вычетом расходов», немаловажно понимать, что это за система, каким образом рассчитывается налог и нюансы, которые при этом возникают. Зная это, вы сможете правильно понимать принцип калькуляции и определить для себя – какую систему из двух вариантов начисления упрощенки выбрать – «доходы» или «доходы минус расходы».

Одним из преимуществ этого варианта налогообложения есть то, что ставка является дифференцированной. В зависимости от региона существуют пониженные (льготные) ставки, которые определяются на местном уровне и могут варьироваться от 5 до 15%. Узнать ставку в вашем регионе можно в налоговом органе, она устанавливается на год до начала учетного периода.

К примеру, Ямало-Ненецкий автономный округ в 2014 году установил ставку в 5% для всех видов деятельности на УСН при объекте налогообложения «доходы минус расходы», с другой стороны, на Алтае и Воронежской области приняли ставку 5% только для некоторых категорий предпринимательства.

Расчет налоговой базы при объекте налогообложения доходы минус расходы

В отличие от системы упрощенки, учитывающую только доходы, в этом варианте принимают во внимание расходы, которые несет предприниматель или организация. Данный факт накладывает определенные сложности на ведение учета. Так как все понесенные потери необходимо задокументировать и подтвердить. А этой порой вызывает определенную сложность. К тому же не все расходы можно взять к учету. Система вычисления очень похожа на расчет налога на прибыль предприятия.

Каковы же риски не признания расходов и есть ли они? Да, к сожалению, такие есть. Если чиновники не захотят признать какую-либо сумму, отнесенную вами на затраты, то ее убирают из учета расходов, в результате чего налог к уплате будет увеличен. Вместе с этим, начислят недоимку и пеню, а так же возможно наложение штрафа в размере 20% от той, суммы которую вы не доплатили в бюджет (ст.122 НК).

Но так ли страшен черт в табакерке? На самом деле при знании правил и верном их применении, у вас не должно будет возникнуть больших проблем. Выбор варианта налогообложения на упрощенке обусловлен снижением налога к уплате, что увеличивает вашу чистую прибыль. И на ряду с более сложным ведением учета, эта система может быть весьма выгоднее способа «доходы».

Если взять экономику процесса, то считается, что применение варианта расчета «доходы уменьшенные на величину расходов» имеет экономическую выгоду над системой «доходы» в том случае, когда вы сможете официально подтвердить понесенные затраты. При этом расходы должны составлять не менее 60% от ваших доходов. Если нет, то имеет смысл применять систему «доходы».

Внимание! Объект налогообложения «доходы минус расходы» имеет смысл применять в случае, если вы можете подтвердить не менее 60% затрат относительно дохода.

Выбор системы является сугубо добровольным фактом. К тому же, существует возможность смены калькуляции объекта налогообложения 1 раз в двенадцать месяцев, если вы уже применяете УСН – необходимо подать заявление о переходе на другую систему расчета налога до 31 декабря и уже начиная со следующего года сможете ее использовать. Другой вариант – при регистрации бизнеса сразу предоставить заявление об применении определенной системы налогообложения или в течение 30 календарных дней после подачи документов о гос. регистрации.

Учет прибыли для начисления налога

Формирования доходной базы происходит аналогично, как при системе «Доходы». Порядок определения прибыли описан в ст. 346.15 НК РФ, к ней относятся реализационные, внереализационные доходы.

К реализационным доходам можно отнести:

  • Выручку, полученную от реализации услуг, работа и продукции собственного производства
  • При реализации вами имущественных прав
  • Доходы от реализации товаров, которые были приобретены у других организаций и предпринимателей

Под внереализационными доходами понимается :

  • Доход, от безвозмездного получения капитала или имущественных прав, услуг и работ
  • Пени, штрафы и прочие поступления, полученные при нарушении договорных обязательств другой стороной, которые признаны ею или в результате судебных решений
  • Проценты, полученные за предоставление займов и кредитов
  • От долевых участий в других предприятиях и простых товариществах
  • Полученные за аренду и субаренду
  • В случае списании вам кредиторской задолженности

Доходы учитываются по кассовому методу, т.е. после фактического получения денег на банковские расчетные счета или в кассу. После отражаются в книге учета доходов и расходов той датой, когда было совершено это поступление.

Учет расходов, уменьшающих доходы

Перечень расходов, которые могут уменьшить налоговую базу

И так, помимо доходов полученных вами в ходе вашей деятельности необходимо учесть и расходную часть. Перечень расходов регламентируется ст. 346.16 НК, к ним относятся:

  • Приобретения основных средств – ОС (здания, оборудования и прочее)
  • Ремонт и обслуживания ОС
  • Выплата зарплаты и платежи в фонды с ФОТ, больничные, командировки и т.д.
  • Материальные расходы (расходы на приобретение сырья или получения услуг необходимых для производства)
  • Расходы, которые возникают при покупке товаров для целей их перепродажи
  • Платежи за аренду, лизинг, кредиты, оплата таможенных платежей
  • Расходы на ведение бухгалтерии, аутсорсинг, услуги нотариуса и юриста
  • Транспортные расходы
  • Суммы налогов, за исключением налога по УСН

Сумму налога по УСН нельзя уменьшить на расчетную сумму по УСН (самого на себя) и на авансовые платежи, которые платятся в течение года.

Оборудование, купленное в качестве уставного капитала при регистрации предприятия к затратам не принимается. Совет – внесите минимальный УК (10 т.р.), а при превышении – приобретите за счет предприятия, а не учредителей.

Обоснование расходов и документальное подтверждение

Все расходы, которые несет организация или работодатель должны быть обоснованы и относиться к хозяйственно-экономической деятельности предприятия (ИП). Налоговики в свою очередь имеют право проверить и задать неприятные вопросы, а не доказав экономическую целесообразность, могут их не принять в качестве расходов. К примеру, вы занимаетесь оптовой торговлей и вместо покупки грузового автомобиля, для перевозки вашего товара приобретете новенький мерседес представительского класса. Для чего? Сложно будет объяснить.

Такой порядок записи расходов приводит к тому, что некоторые затраты вы не будете принимать к учету, чтобы не попасть на штрафы и до начисления, зная, что они к делу не относятся. Поэтому вы должны сами смотреть, что проводить, а что нет.

Внимание! Свою затратную часть предприятие не согласовывает с налоговой – это ваше дело, но не все потраченные суммы можно принять к расходам.

В качестве документов, а их всего два, фиксирующих действительность расхода, относятся следующие – товарная накладная по форме Торг-12 и Акт выполненных работ – это первый, а второй – факт оплаты, чем является платежка (в случае оплаты через расчетный счет), кассовый чек (выплаты через кассу) или бланк строгой отчетности.

Документы, подтверждающие ваши расходы необходимо хранить не менее 4х лет.

Имейте в виду, что у вас к расходам относятся именно полученные и оплаченные затраты. В Книге учета расходов и доходов ставится число оплаты, оно и является датой принятия к учету, т.е. так же по кассовому методу.

Нюансы расчета налога

Бухучет доли расходов, которые возникают при покупке товаров для перепродажи

Для того, что расходы можно было принять к учету необходимо выполнение 2-х условий:

  • Во-первых, с вашей стороны должна пройти оплата за товар поставщику
  • Во-вторых, необходим факт его реализации покупателю (передача в собственность), причем не учитывается оплатили вам его или нет

Сложности расчётов возникнут, если вы приобретаете ряд ассортимента, а оплата происходить будет по частям, а не сразу за всю поставку. В данном варианте будет происходить определение доли оплаты и их реализации, исходя из этого производится учет расходов – так же берется часть.

Материальные расходы

При их учете следует знать, что их можно брать целиком, не деля на части, но при наступлении условия оплаты и оприходования материалов. Закрывается расходы по наступлению этих двух факторов. Т.е. если предприятие оплатило в первом квартале «расходники», а во втором их получила, то эти затраты отображаются во втором квартале датой их обретения.

Расходы, связанные с приобретением основных средств

В качестве основных средств считаются здания, станки, оборудование, транспорт, земля, дорогостоящий инструмент и т.д., стоимость которых составляет более 40 тысяч и срок эксплуатации не один год. Для учета необходимо полностью оплатить ОС и ввести его в работу (по акту ввода в эксплуатацию). То есть, если вы купили, к примеру станок и он у вас стоит пылиться не подключенным, то вы его не ввели в эксплуатацию и к расходам взять не можете.

Для учета в расходов на основные средства необходимо их сначала ввести в эксплуатацию.

Для принятия к расходам рассчитывается амортизация ОС, которая пропорционально делится согласно сроку эксплуатации, эта сумма и учитывается в расчете. Учет, как вы поняли, начинается с момента ввода в эксплуатацию. В том числе вы сможете учесть суммы по ремонту, наладке и пуску данного оборудования одномоментно (так же необходимы акты о этом факте).

Не порядочные фирмы, что с ними делать?

Так же следует учесть, что при формировании базы расходов не должны всплывать «левые» фирмы или подставные, потому как, при выявления этого у налоговой есть все основания для отказа в принятии этих затратов. Ответственность и проверка, прежде чем работать с контрагентами, лежит на вас, хотя нет законодательно прописанного документа, который на прямую об этом говорит.

Даже ваша добросовестность никак не влияет на это решение. В качестве нарушений могут быть: ведение деятельности без проведения государственной регистрации, использование при оформлении утерянных или же поддельных бумаг, ИНН организации не существует и сам контрагент не записан в государственном реестре, не находится по юридическому месту, согласно документам или же нарушает сроки сдачи налоговых деклараций и оплаты по ним. Проверить сведения в гос. реестре можно на сайте налоговой .

Минимальный налог к уплате

Еще один нюанс при этой системе расчета является то, что существует минимальное значение налога к уплате в бюджет, которое рассчитывается исходя из полученной вами прибыли за отчетный период (по году) умноженной на 1%, согласно статье 346.18 НК. Причем при расчете берутся только доходы, расходы вы не учитываете. По итогам квартала минимальный налог не считается.

Скажем, если у вас число дохода за период 1,2 млн рублей, а сумма налога у уплате 10 тысяч, посчитаем – 1,2 млн. руб. * 1%= 12 тысяч, расчетная сумма у нас 10 тысяч, следовательно к уплате в бюджет причитается 12 тысяч рублей.

Сроки сдачи и порядок расчетов

Хотя период отчетности по упрощенке в настоящее время год, это можно назвать скорее условно, потому как с вас не снимается производить ежеквартальные авансовые платежи по налогу, которые вы оплачиваете до 25 числа месяца, после квартала. А годовую отчетность и оплату необходимо произвести до 30 марта для организаций и до 30 апреля для предпринимателей.

Резюме

В качестве подведения итогов, можно отметить, что на ряду со сложность калькуляции налога, по сравнению с системой расчеты «доходы» этот вариант является наиболее выгодным, при правильном применении статей закона. Поэтому, выбирая между объектами налогообложения, берите в расчет и экономическую составляющую и трудозатраты. И скорее всего, без специалиста вам не обойтись. Но тут зависит от масштаба бизнеса.

Одним из вариантов, который предлагается – это аутсорсинг, он поможет сократить ваши издержки на штат бухгалтеров, избавит от дополнительных трат на программное обеспечение. Вам решать, как выбрать. Надеемся, что статья помогла вам в ваших размышлениях и вы поделитесь ей с другими.

Принципы налогообложения впервые были сформулированы адамомСмитом:1Справедливости2.Определенности3.Удобства

Экономии

Эти принципы легли в основу налоговых систем стран мира. В основе российской налоговой системы лежат следующие принципы:1.Справедливость, всеобщность и равенство в отношении участников налоговых обязательств, при этом учитываются фактическая способность налогоплательщика2.Недопустимость дискриминационного характера налогов в зависимости от таких признаков как расовые, социальные, национальные, религиозные3.Недопустимость установления налогов и сборов нарушающих единое экономичное пространство, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение по территории РФ товаров работ услуг или финансовых средств, препятствующих законной деятельности налогоплательщика4.Обеспеченность прав налогоплательщика, их законных интересов, никто не обязан уплачивать налоги и сборы, не установленные НК РФ5.Определенность и понятность законодательных актов о налогах и сборах, установление всех элементов налогообложения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу налогоплательщика6.Применение в области налогообложения правил и норм международных договоров, если они не соответствуют НК и принятом в соответствии с ним нормативно-правовым актом о налогах и сборах.

8. Современные представления о принципах налогообложения.

Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения в РФ. 1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 К РФ). Налогообложение - это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 К РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).



2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 К РФ, согласно этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 К РФ уст-ся, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения К развиваются в налоговом законодательстве.

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

3. Принцип справедливости налогообложения. В социальном государстве в отношении обязанности платить налоги предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот. Установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот не допускается в зависимости от формы собственности, гражданства физ. лиц или места происхождения капитала.

4. Принцип публичности налогообложения. Этот принцип связан с конституционной обязанностью каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это обусловлено публично-правовой природой государственной власти и тем, что налоговые правоотношения представляют собой отношения властного подчинения: налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а налогоплательщику - обязанность повиновения.

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 К РФ.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

9. Необходимость классификации налогов.

НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12.

НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые организациями; смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями.

По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.

Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком.

Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, относятся к неокладным.

Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды.

Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

10. Классификация налогов по форме уплаты и категориям плательщиков.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

· включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);

· относимые на издержки обращения и затраты производства;

· относимые на финансовые результаты;

11. Классификация налогов по уровням налоговой системы и по характеру применения.

Классификация налогов:

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

Земельный налог

Налог на имущество ФЛ

6. По порядку введения:

12. Классификация налогов по методу взимания. Особенности прямых и косвенных налогов.

Классификация налогов:

1. По способу взимания различают:

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

1) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги: НДС, Акцизы, НДФЛ, ЕСН, Налог на прибыль предприятий, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина.

2) региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

3) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов.

Земельный налог

Налог на имущество ФЛ

3. По целевой направленности введения налогов:

1) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

2) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

1) налоги, взимаемые с физ. лиц;

2) налоги, взимаемые с юр. лиц (например, налог на прибыль организаций);

3) смежные налоги, которые уплачивают как физ., так и юр. лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

1) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

2) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения:

1) общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);

2) факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание - компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные сборы).

13. Понятие налоговой политики. Взаимосвязь налоговой и финансовой политики.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

фискальные – повышение доходов государства;

международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика государства ежегодно реализуется в законе о бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.

Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов.

14. Субъекты налоговой политики. Цель и задачи налоговой политики.

Цели налоговой политики:
фискальная - основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
экономическая - целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
социальная - сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;
стимулирующая - активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
экологическая - охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
контрольная - для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
международная - введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Субъект налоговой политики - государство.

Объект налоговой политики - налогообложение.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:
построение стабильной налоговой системы;
облегчение налогового бремени товаропроизводителей;
сокращение налоговых льгот;
развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

15. Элементы налоговой политики.

Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и не­зависимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджет­ную систему страны, а значит, «обслуживает» бюджетную политику.

Однако в не меньшей степени налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности, а) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм; б) необходима эффективная система взи­мания и перераспределения налоговых поступлений между бюджета­ми разных уровней для обеспечения гармоничного развития государ­ства как целого и проведения региональной политики; в) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период.

Налоговая политика должна способствовать сглаживанию возни­кающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях до­ходов населения , поэтому можно говорить о неразрывной связи меж­ду налоговой и социальной политикой. Точно так же через опреде­ленные налоговые инструменты осуществляется воздействие на природоохранную, таможенную, валютную и другие направления го­сударственной политики.

Налоговую политику можно свести к трем элементам :

  • определение и постановка основных целей, вытекающих из об­щих целей социально-экономического развития общества, их конкре­тизация до уровня перспективных и текущих задач (в этом смысле можно говорить о налоговой стратегии и налоговой тактике);
  • разработка методов, определение средств и конкретных органи­зационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели и за­дачи;
  • подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать цели.

Налоговая политика может быть действенной (как, впрочем, и лю­бая политика) лишь в том случае, если она опирается на серьезные теоретические обоснования и глубокие концептуальные разработки.

Среди многих плодотворных идей, разработанных А. Смитом , пре­жде всего следует выделить доказанную им необходимость множест­венности налоговых платежей.

Множественность налогов в налоговой системе позволяет в большей мере уловить платежеспособность нало­гоплательщиков, отразить разнообразие форм доходов, сделать общее бремя психологически менее заметным, воздействовать на производст­во, потребление и накопление. Однако отсюда вытекает необходи­мость умеренности ставок по каждому из налогов. Вместе с тем мно­жественность налогов усложняет расчеты и налоговый контроль, по­тенциально предоставляет возможности уклонения от них. Поэтому общее число налогов в системе должно быть оптимальн

16. Теоретические основы налоговой политики. Типы налоговой политики.

Налоговая политика государства основывается на научных концепциях, получивших теоретическое признание и практическое применение. Эти концепции подробно рассматривались ранее в главе 2: классическая, кейнсианская, неоклассическая, неокейнсианская.
Каждая из этих концепций получила свое применение в зависимости от социально-экономических и политических условий, складывающихся в обществе, соответственно и развивалась.
В период так называемого« свободного рынка» преобладали классические взгляды, которые базировались в основном на принципах налогообложения, выдвинутых А. Смитом.« Одна из первых классификацийналогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов (XVII в.). Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться« прямым налогом», а все остальные являются перелагаемыми (косвенными налогами). А. Смит, исходя из своей теории факторов производства (земля, труд, капитал), добавил к числу прямых налогов (с доходов землевладельцев) еще два - налоги на предпринимательскую прибыль владельца капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвенным налогам А. Смит относил все те налоги, которые связаны с расходами и перелагаютсяна потребителей товаров и услуг. Таким образом, был принят первый действующий классификационный признак - разделение налогов на прямые и косвенные ».
В связи с цикличностью характера развития капиталистического хозяйства и неразрешимостью проблем депрессивной экономики в условиях свободного рынка возникла необходимость государственного вмешательства в экономические процессы В 30-е годы XX столетия появилась концепция профессора Кембриджского университета Джона Мейнарда Кейнса, основополагающим моментом которой являлосьгосударственное воздействие на экономические процессы. В связи с этим Кейнс предлагает введение прогрессивного налогообложения, посредством чего можно создать эффективный (финансово-обеспеченный) спрос.
В научной экономической литературе широко обсуждалась и еще обсуждается проблема возможности и, как многие считают, необходимости введения единого (всеобщего) налога на совокупный доход юридического или физического лица. Однако хотя и существуют выдвинутые (на теоретическом уровне) концепции о едином (всеобщем) налоге с совокупных доходов или же о едином всеобщем налоге на совокупные потребительские расходы, в налоговой практике имеются примеры объединения только группналогов с определенных категорий налогоплательщиков. Например, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог.
Характер налоговой политики, проводимой государством, зависит от принятой классификации налогов, методов и принципов налогообложения, которым в данной стране отдано предпочтение и которые законодательно установлены для строительства налоговой системы. На практике они применяются в определенном сочетании, которое и образует тип проводимой государством налоговой политики.В налоговой теории и практике на современном этапе различают следующие типы налоговой политики
1. Государство устанавливает максимальный уровень налоговой нагрузки. Главным принципомналоговой политики является - «авось поступят». В этом случае государство может повышать уровень налогообложения до определенного уровня, выше которого оно попадает в« налоговую ловушку», т.е. повышение уровня налогообложения уже не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена в зависимости от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в размере 50%.
Государство устанавливает умеренные налоговые ставки, способствуя при этом развитию предпринимательства. Однако политика максимального вывода производителя (предпринимателя) из-подналогообложения ведет к сокращению финансирования государственных социальных программ, сокращению финансирования бюджетной сферы и т.д.
3. Государство устанавливает достаточно высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите населения В условиях слаборазвитой экономики это может привести к раскручиванию инфляционной спирали. В условиях высокоразвитой экономики каждый из этих типов налоговой политики может быть применен достаточно успешно.

17. Механизм реализации налоговой политики.

Налоговый механизм - это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.
Элементы налогового механизма - планирование, регулирование, контроль.
Налоговое планирование - экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:
оперативное;
текущее;
долгосрочное;
стратегическое.
Основная задача налогового планирования - обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.
На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе - расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.
Налоговое регулирование - система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.
Принципы налогового регулирования:
экономическая обоснованность;
финансовая целесообразность;
сбалансированность интересов.
Основные задачи налогового регулирования - создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:
способы - льготы и санкции;
методы - инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.
Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов - налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

18. Понятие и структура налоговой системы, критерии ее эффективности.

Основным критерием при выборе вида объекта по УСН (6 или 15% ) является то, насколько велики расходы относительно доходов вашего бизнеса. Если они составляют более 65% от общей суммы дохода оптимальным вариантом будет объект «Доходы минус расходы». Если менее 65%, лучше выбрать объект – «Доходы».

Например, если вы собираетесь создавать бизнес в сфере торговли или производства, где будет необходимо закупать товары или материалы, то, в большинстве случаев, выгоднее будет выбрать объект налогообложения «Доходы минус расходы». В этом случае расходы придется подтверждать документально. Однако, если вы планируете бизнес связанный с оказанием услуг (где расходы могут быть небольшими), то полезнее будет использовать УСН «Доходы».

Обратите внимание , что уменьшить налог можно не на все расходы (например, штрафы и пени). Полный список расходов, на которые предприниматели или организации могут уменьшить доход, указан в статье 346.16 НК РФ.

Кроме того, нужно учитывать, что субъекты РФ могут самостоятельно изменять ставки по налогу. Для УСН «Доходы» регионы с 2016 года имеют право устанавливать ставку от 1 до 6%. Для УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов» – от 5 до 15%.

Бизнес с сотрудниками и без них

Помимо величины расходов вашего бизнеса, важным критерием в выборе объекта налогообложения на УСН является наличие или отсутствие работников.

Нужно учитывать, что на УСН «Доходы»:

  • Индивидуальные предприниматели и организации с работниками могут уменьшить до 50% налога (авансового платежа) на сумму уплаченных страховых взносов.
  • Индивидуальные предприниматели без работников могут уменьшить 100% налога (авансового платежа) на сумму уплаченных фиксированных платежей (за себя).

На УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов» ИП и ООО могут все уплаченные страховые взносы включать в расходы и, тем самым, уменьшать налоговую базу на их сумму.

Обратите внимание , что речь идет об уменьшении налоговой базы (которую еще надо будет умножить на ставку), а не окончательного налога, как на УСН «Доходы». Подробнее об этом читайте на странице про расчет налога на УСН «Доходы» и «Доходы минус расходы».

Универсальное правило

Существует правило (формула) для определения того, какой объект налогообложения УСНО выгоднее использовать. Так если расходы бизнеса превышают 65% от доходов, то лучше использовать «Доходы минус расходы». Здесь важно также не забывать учитывать в расходах сумму уплаченных страховых взносов.

Переход на другой объект налогообложения УСН

Изменить объект налогообложения на «Доходы» или «Доходы минус расходы» можно только один раз в год – с начала будущего года, подав уведомление в налоговую инспекцию до 31 декабря текущего года.

Как правильно применять «упрощенку» Курбангалеева Оксана Алексеевна

Объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов

В строке 010 «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, указывают ставку единого налога – от 5 до 15%, которая зависит от величины ставки единого налога, установленной законами субъектов Российской Федерации, в которых зарегистрирован «упрощенец».

С перечнем субъектов Российской Федерации, в которых действует пониженная ставка единого налога, можно ознакомиться на сайте «БУХ.1С» (http://www.buh.ru/document-1403). Там же можно узнать величину ставки в указанных субъектах Российской Федерации, нормативный документ, на основании которого эта ставка единого налога введена, а также условия применения пониженной ставки единого налога.

В строке 210 «упрощенцы», использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, указывают сумму всех доходов, полученных за налоговый период, а в строке 220 – величину произведенных расходов.

Порядок учета доходов у налогоплательщиков, которые уплачивают единый налог с разницы между доходами и расходами, такой же, как и у налогоплательщиков, рассчитывающих данный налог с суммы доходов.

Перечень расходов, которые организация (предприниматель) могут учесть при расчете единого налога, установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанные расходы должны быть оплачены и документально подтверждены.

Кроме того, в состав расходов включается разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой единого налога за предыдущий период.

Следовательно, при заполнении строки 220 раздела 2 новой формы декларации следует использовать справку к разделу I книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н. В строке 220 следует указать сумму показателей строк 020 «Сумма произведенных расходов за налоговый период» и 030 «Сумма разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке налога за предыдущий налоговый период» справки к разделу I книги учета доходов и расходов.

Пример

ООО «Снежинка» применяет упрощенную систему налогообложения с 2006 г. В качестве объекта налогообложения организация выбрала доходы, уменьшенные на величину расходов.

По итогам работы за 2009 г. сумма доходов составила 5 897 452 руб., а величина расходов – 5 833 671 руб.

В 2008 г. организация получила убытки. Поэтому в бюджет был уплачен минимальный налог в размере 43 781 руб. Величина единого налога, рассчитанного за 2008 г. в общеустановленном порядке, была равна нулю. Следовательно, разница между минимальным налогом и единым налогом равна 43 781 руб.

Величина налоговой базы за 2009 г. – 20 000 руб. (5 897 452 руб. – 5 833 671 руб. – 43 781 руб.).

Справку к разделу I книги учета доходов и расходов бухгалтер организации заполнит следующим образом:

Справка к разделу I:

010 Сумма полученных доходов за налоговый период 5 897 452

020 Сумма произведенных расходов за налоговый период 5 833 671

030 Сумма разницы между суммой уплаченного

минимального налога и суммой исчисленного

в общем порядке налога за предыдущий

налоговый период 43 781

Итого получено:

040 – доходов (код стр. 010 – код стр. 020 – код стр. 030) 20 ООО

041 – убытков (код стр. 020 + код стр. 030) – код стр. 010)_-_

В разделе 2 налоговой декларации по единому налогу за были указаны следующие данные:

– в строке 010 – ставка единого налога в г. Москве

– в строке 210 – сумма доходов за 2009 г.

– в строке 220 – сумма расходов (5 833 671 руб. + 43 781 руб.).

«Упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут уменьшить налоговую базу на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).

Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, то перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены (письмо Минфина России от 23.03.2009 № 03-11-06/2/49).

В случае прекращения налогоплательщиками деятельности по причине реорганизации налогоплательщики-правопреемники вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, предусмотренных п. 5 ст. 346.6 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Сумма убытков, полученная в предыдущих налоговых периодах, отражается в строке 230. Показатель в этой строке должен быть равен показателю в строке 130 графы 3 таблицы раздела III книги учета доходов и расходов.

Налоговая база для исчисления единого налога за налоговый период отражается в строке 240. Она рассчитывается по формуле:

!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Строка 240 заполняется, только если величина налоговой базы больше нуля. В остальных случаях по этой строке ставится прочерк.

Пример

По итогам работы за 2006 г. ООО «Снежинка» получило убыток в размере 19 ООО руб., а в 2007 г. часть убытка в размере 2000 руб. была учтена при расчете налоговой базы по единому налогу. Величина убытка за 2008 г. составила 16 000 руб.

Налоговая база по единому налогу за 2009 г. составила 20 000 руб. (строка 040 справки к разделу I книги учета доходов и расходов).

Бухгалтер организации заполнил раздел III книги учета доходов и расходов следующим образом:

Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 год

При заполнении раздела 2 декларации по единому налогу: – в строке 230 следует указать сумму убытков, на которую организация уменьшила налоговую базу за 2009 г.:

– в строке 240 – поставить прочерк.

Когда величина произведенных расходов, отраженных по строке 220 раздела 2 новой формы декларации по единому налогу, превышает величину полученных доходов, указанных в строке 210, «упрощенцы» должны заполнить строку 250 «Сумма убытка, полученного за налоговый период». Показатель, указанный в этой строке рассчитывается как разница показателей строк 220 и 210. Его величина должна соответствовать величине показателя, указанного в строке 041 справки к разделу I книги учета доходов и расходов.

В строке 260 отражается сумма единого налога за налоговый период. Она рассчитывается по формуле:

Строка 260 = Строка 240 ? Строка 201.

!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если в строке 240 «Налоговая база для исчисления налога за налоговый период» стоит прочерк, то строка 260 «Сумма исчисленного налога за налоговый период» не заполняется.

Строка 270 предназначена для указания суммы минимального налога за налоговый период. Она рассчитывается как произведение суммы доходов, указанной по строке 210 раздела 2 новой формы декларации, на ставку минимального налога в размере 1%.

Напомним, что обязанность по уплате минимального налога возникнет у «упрощенца», только если величина единого налога, рассчитанная за налоговый период, окажется меньше суммы минимального налога.

В следующем году «упрощенцы» могут учесть разницу между суммой единого налога, начисленного по общим правилам, и суммой уплаченного минимального налога при расчете налоговой базы по единому налогу (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Пример

Используем условия примера со с. 344.

Предположим, что деятельность ООО «Снежинка» в период с 2006 по 2008 г. была прибыльной и на протяжении трех лет организация платила в бюджет единый налог.

В этом случае в строке 230 «Сумма убытка, полученного в предыдущем налоговом периоде, уменьшающая налоговую базу за налоговый период» необходимо поставить прочерк.

– в строке 240 – величина налоговой базы по единому налогу (5 897 452 руб. – 5 877 452 руб.)

– в строке 260 – сумма единого налога за 2009 г. (20 000 руб. ? 15%)

– по строке 270 – сумма минимального налога (5 897 452 руб. ? 1%)

Поскольку сумма минимального налога оказалась больше величины единого налога, рассчитанного по ставке 15%, то ООО «Снежинка» должно заплатить в бюджет минимальный налог.

При заполнении раздела 1 декларации «упрощенцы», которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, показатель, отражаемый в строке 060, рассчитывают по формуле:

Строка 060 раздела 1 = Строка 260 раздела 2 – Строка 050 раздела 1.

Если показатель, указанный в строке 270 «Сумма минимального налога за налоговый период» раздела 2 декларации, оказался больше значения показателя, отраженного в строке 260 «Сумма единого налога за налоговый период» раздела 2, то в разделе 1 вместо строки 060 заполняется строка 090. Показатель в эту строку переносится из строки 270 раздела 2 декларации.

Пример

Используем условия предыдущего примера.

Поскольку сумма минимального налога оказалась больше величины единого налога, рассчитанного по ставке 15%, ООО «Снежинка» должно заплатить в бюджет минимальный налог. Поэтому строка 060 раздела 1 декларации не заполняется, а по строке 090 следует указать:

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

28. Объект налогообложения Определение имущества, работ, услуг. Реализация товаров, работ, услугОбъект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

Меняем объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» на «доходы» При переходе на объект налогообложения «доходы» у налогоплательщиков, как правило, не возникает никаких проблем с расчетом единого налога. Единый налог рассчитывается по ставке 6%

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Меняем объект налогообложения «доходы» на «доходы, уменьшенные на величину расходов» Если же объект ОС или НМА был приобретен (сооружен, изготовлен) в период применения УСН, то включить в состав расходов затраты на его приобретение (сооружение, изготовление) нельзя.

Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

Объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» При переходе на общий или другой режим налогообложения (кроме ЕНВД) организация в налоговом учете должна определять остаточную стоимость только тех объектов, по которым затраты на приобретение

Из книги Индивидуальный предприниматель: учет и налогообложение разных видов деятельности автора Вислова Антонина Владимировна

Объект налогообложения «доходы» Согласно разъяснениям Минфина России до 1 января 2008 г. порядок, установленный в п. 3 ст. 346.25 НК РФ, распространялся лишь на организации, которые выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы» (письмо Минфина России от 16.04.2008 №

Из книги Вмененка и упрощенка 2008-2009 автора Сергеева Татьяна Юрьевна

Объект налогообложения – доходы В строке 010 «упрощенцы», выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, указывают ставку единого налога -6%. Для отражения в декларации этого показателя предусмотрены два поля, разделенные точкой. Первое поле соответствует целой

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

20. Элементы налогообложения. Объект налогообложения. Налоговый период Элементы налогообложения представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Для признания налога законно установленным недостаточно лишь формально

Из книги автора

42. Налог на доходы физических лиц: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период Налогоплательщики. Включают две группы физических лиц: 1) налоговые резидентыфизические лица, фактически находящиеся на территории РФ более 183 дней в

Из книги автора

3.1. Объект «доходы» Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые выбрали объектом налогообложения доходы, налоговой базой признается денежное выражение доходов таких налогоплательщиков. При этом доходы определяются нарастающим итогом с начала

Из книги автора

3.2. Объект «доходы, уменьшенные на величину расходов» В случае если объект налогообложения выбран налогоплательщиком в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При

Из книги автора

8.2. Расчет единого налога при использовании объекта «Доходы, уменьшенные на величину расходов» Если в качестве объекта налогообложения применяется показатель «доходы, уменьшенные на величину расходов», то при расчете суммы авансового платежа за отчетный период нужно

Из книги автора

2.2.3. Объект налогообложения при упрощенной системе налогообложения Объектами налогообложения при применении УСН признаются доходы, а также доходы, уменьшенные на величину расходов.Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе

Из книги автора

4.2.1. Объект обложения «доходы» Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) и иного имущества, учитываются в совокупности с доходами, полученными в денежном выражении. Денежное выражение таких доходов определяется исходя из рыночных цен,

Из книги автора

4.2.3. Объект обложения «доходы за вычетом расходов» Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ, применительно к порядку, предусмотренному для налога на прибыль организаций ст. 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ, учитываются расходы, указанные в подп. 5, 6, 7, 9-21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.В соответствии с пунктом 2

Из книги автора

Переход на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов Сначала рассмотрим случаи перехода с других налоговых режимов на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Здесь же рассмотрим замену объекта

Из книги автора

Объект налогообложения Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе; ввоз товаров на территорию Российской Федерации.Также объектом