Резервный фонд рф. Формируем и используем резервный фонд

‑ часть средств федерального бюджета. Он был призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Идея создания государственной "подушки безопасности" на случай падения цен на нефть . Разработанный механизм с одной стороны аккумулировал в резервах дополнительные нефтегазовые доходы, с другой ‑ был страховкой от чрезмерного укрепления рубля в условиях быстрого роста цен на нефть и притока валюты в страну. Для этих целей в 2004 году был создан Стабилизационный фонд РФ.

а) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, направляемого на финансирование расходов федерального бюджета, при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышал его нормативной величины;

б) доходов от управления средствами Резервного фонда.

Нормативная величина фонда утверждалась федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. Если величина Резервного фонда превышала 10% ВВП, то нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда осуществляло министерство финансов РФ в порядке, установленном правительством России. Отдельные полномочия по управлению средствами фонда могли осуществляться Центральным банком РФ. Целями управления средствами Резервного фонда являлось обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. В указанных целях допускалась возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами фонда осуществлялось путем приобретения на них иностранной валюты и размещения ее на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке РФ (при этом за пользование денежными средствами ЦБ РФ уплачивал проценты), а также путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте. К таким финансовым активам относились — долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций; депозиты в иностранных банках и кредитных организациях. При этом рейтинг долгосрочной кредитоспособности выбранного актива должен был не ниже "АА-" по стандартам ведущих рейтинговых агентств.

Средства Резервного фонда РФ были вложены в облигации США , Великобритании и некоторых стран Европы с наивысшим кредитным рейтингом.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Резервный фонд РФ.

Резе́рвный фонд Росси́йской Федера́ции сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 сентября 2014 года по данным Минфина объём средств резервного фонда составлял 3 387,34 млрд. рублей .

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд формируется за счет:

    нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    доходов от управления средствами Резервного фонда.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации. При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте. Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств указанного фонда и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Резервного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

Долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

Депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;

Депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Проанализировав объем денежных средств резервного фонда в динамике можно проследить тенденцию к снижению объемов поступления денежных средств. Это происходило в связи с понижением цен на топливно-энергетические ресурсы, в частности на нефть и газ.

Порядок формирования Поскольку для акционерных обществ сформировать резервный фонд - это обязанность, то данное условие непременно должно быть отражено в уставе. То есть меньше 5 процентов от размера уставного капитала этот фонд быть не может. Но акционеры могут определить его и в большем размере. Об этом также должно быть сказано в уставе.

Формируют фонд за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли до тех пор, пока его размер не станет равным установленной величине.

По общему правилу распределение прибыли относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, далее - Закон № 208-ФЗ). Поэтому, по нашему мнению, зачисление чистой прибыли отчетного года в резервный фонд среди других направлений ее использования должно быть определено в решении общего собрания. Это и будет документом, на основании которого бухгалтер сделает соответствующие записи в учете.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФОРМИРОВАНИИ РЕЗЕРВОВ

Обязанность акционерных обществ формировать резервный фонд установлена пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Его размер не может быть менее 5 процентов от уставного капитала. А вот максимальный размер фонда не ограничен. Это определяют собственники общества и отражают в уставе.

Источником резервного фонда служит чистая прибыль, а отчисления делают ежегодно в обязательном порядке до достижения фондом размера, указанного в уставе.

Формировать резервный фонд могут и общества с ограниченной ответственностью. Но для них это не обязанность, а право. В таком случае порядок формирования фонда и его размер собственники указывают в уставе (ст. 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Отражение в бухгалтерском учете Мы отметили, что документом, на основании которого бухгалтер отразит распределение прибыли, будет решение общего собрания акционеров. Но такое собрание состоится уже после окончания финансового года.
РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВПодпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Закона № 208-ФЗ установлено, что годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, включая и отчет о прибылях и убытках акционерного общества, должно утвердить общее собрание акционеров. Состояться оно должно в сроки, определенные уставом, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47 Закона № 208-ФЗ). Кроме того, общее собрание утверждает распределение прибыли, в том числе выплату (объявление) дивидендов и порядок погашения убытков.

Нужно помнить и о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, который утвержден приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. Дело в том, что согласно этому порядку в бухгалтерском балансе по состоянию на конец года показывается общая сумма чистой прибыли, полученная предприятием (строка 470). А вот направления использования прибыли, включая сумму объявленных дивидендов, показывают в пояснительной записке без отражения по счетам бухгалтерского учета.

Из этого следует, что отчисления в резервный фонд отражают в бухгалтерском учете уже следующего года - на дату решения общего собрания акционеров. Это делают записью по кредиту счета 82 «Резервный капитал» в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Это правило полностью применимо и к предприятиям, созданным в форме обществ с ограниченнной ответственностью. УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРА РЕЗЕРВНОГО ФОНДАСобственники имеют право увеличить размер резервного фонда, первоначально зафиксированного в уставе. Причем они могут это сделать даже в том случае, когда он еще не достиг 5-процентного размера уставного капитала.

Для этого на собрании акционеров следует принять решение об увеличении резервного фонда, о размере ежегодных отчислений и на основании этих решений внести соответствующие изменения в устав.

Обратим внимание на взаимозависимость размеров уставного капитала и резервного фонда. Дело в том, что законодательством определено, что сумма увеличения уставного капитала не может быть больше разницы между стоимостью чистых активов и суммой уставного и резервного капитала общества. Соответственно, при увеличении или уменьшении уставного капитала должен увеличиться либо уменьшиться резервный капитал.

Формирование и использование всех фондов, которые формируются в акционерном обществе за счет чистой прибыли, отражают в специальном Отчете об изменениях капитала (форма № 3).
Использование резервного фонда Резервный фонд акционерных обществ предназначен только для покрытия убытков, погашения облигаций общества и выкупа собственных акций при отсутствии других средств. Ни на какие другие цели резервный фонд использовать нельзя (п. 1 ст. 35 Закона № 208-ФЗ).
ПОГАШЕНИЕ УБЫТКОВПринимать решение об использовании средств резервного и иных фондов общества - это исключительная компетенция совета директоров или наблюдательного совета (подп. 12 п. 1 ст. 65 Закона № 208-ФЗ).

Если по итогам года получен убыток, на его погашение может быть направлен весь резервный фонд или его часть. Отражают такое использование следующей записью:

КРЕДИТ 84 субсчет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

- направлены на погашение убытка средства резервного фонда.

Данную операцию проводят на основании решения совета директоров либо выписки из протокола заседания совета. А саму бухгалтерскую запись, как и при отчислениях в резервный фонд, делают в том году, когда совет директоров принял решение. Объясняется это следующим. В действующей редакции порядка составления и представления бухгалтерской отчетности (утвержден приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н) уже нет специального указания о правилах отражения в годовом отчете данных по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Только в отмененном пункте 14* этого документа было указано, что такие данные следовало отражать с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год и принятых решений о покрытии убытков.

Следовательно, составленную бухгалтерскую отчетность, например, за 2009 год с выявленным убытком нужно представить на рассмотрение совету директоров. Заседание совета будет уже в 2010 году. После принятия решения о погашении убытка за счет резервного фонда делают соответствующую бухгалтерскую запись, которая будет датирована тоже 2010 годом. А вот в пояснительной записке к отчету за 2009 год указывают о факте погашения убытка.
* Пункт 14 порядка составления бухгалтерской отчетности отменен начиная с отчетности за 2004 год.
ВЫКУП АКЦИЙАкционерное общество может принять решение о выкупе собственных акций. Как правило, это делают с целью их дальнейшего погашения и уменьшения уставного капитала. Расходовать средства резервного фонда на такие цели можно только в том случае, если других средств недостаточно (например, данная операция приведет к возникновению убытка). Рассмотрим следующий пример.

ПРИМЕР 1
Общее собрание акционеров приняло решение уменьшить уставный капитал на 20 000 руб. Для этого будет выкуплено 20 акций номинальной стоимостью 1000 руб. с их последующим погашением. Фактическая цена выкупа одной акции составила 1200 руб. Покрыть разницу между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций решено за счет средств резервного фонда.

В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:
ДЕБЕТ 81 субсчет «Собственные акции (доли)»
КРЕДИТ 50
- 24 000 руб. (1200 руб/шт. х 20 шт.) - выкуплены акции у акционеров;

ДЕБЕТ 80 субсчет «Уставный капитал»

- 20 000 руб. (1000 руб/шт. х 20 шт.) - уменьшен уставный капитал путем погашения выкупленных акций;

ДЕБЕТ 82 субсчет «Резервный капитал»
КРЕДИТ 81 субсчет «Собственные акции (доли)»

- 4000 руб. (24 000 - 20 000) - отражена разница между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций.
ПОГАШЕНИЕ ОБЛИГАЦИЙСредства резервного фонда можно направить на погашение процентов по выпущенным обществом облигациям. Это также допустимо, если иных средств для этого у общества нет, а отражение по общим правилам может привести к убытку.

Когда акционерное общество погашает облигации, сумма, выплачиваемая их держателям, состоит из их номинальной стоимости и процентов.

Погашаемые за счет резервного фонда проценты относят в дебет счета 82.

А вот отражать задолженность в виде номинальной стоимости облигаций по дебету этого счета необоснованно, поскольку при их погашении происходит возврат заемных средств, получение которых было показано по дебету счета 51.

ПРИМЕР 2
Акционерное общество разместило 2000 облигаций номинальной стоимостью 500 руб. каждая. Начисленные за период обращения проценты составили 100 000 руб. По истечении срока обращения облигации были погашены.

Для предотвращения убытка совет директоров принял решение погасить начисленные держателям облигаций проценты за счет резервного фонда.

В бухгалтерском учете было записано следующее:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 67
- 1 000 000 руб. (500 руб/шт. х 2000 шт.) - получены денежные средства при размещении облигаций;

ДЕБЕТ 67 КРЕДИТ 51
- 1 100 000 руб. (1 000 000 + 100 000) - погашены облигации и выплачены начисленные проценты;

ДЕБЕТ 82 субсчет «Резервный капитал»
КРЕДИТ 67

- 100 000 руб. - отнесены за счет резервного фонда начисленные проценты по облигациям.

Средства резервного фонда являются частью собственного капитала предприятия наравне с нераспределенной прибылью. Учитывая жесткие ограничения по использованию этого резерва, принимая решение о его величине, нужно помнить, что расходовать сумму можно только при наступлении событий, для предотвращения последствий которых резерв был создан.Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №1, январь 2010 г.

Резервные фонды бюджетов - это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Резервные фонды призваны:

Обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренное по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины;

Способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость;

Выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы;

Маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов;

Удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджетов характеризуются специфическими чертами:

Они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения;

Их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий;

Их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер;

Они универсальны по направлениям использования, т.к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением чрезвычайных и непредвиденных событий событий.

Источник формирования резервных фондов - средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней.

Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом, поскольку представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов.

В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, используются только в период наступления определенного рода событий и обстоятельств. Если же в течение бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах - резервные фонды органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год.

Использование средств резервных фондов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы. Средства направляются на финансирование непредвиденных затрат.

Форма расходования средств резервных фондов определяется функциональным назначением выделяемых ресурсов. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной (представительной) власти и местного самоуправления о расходовании средств резервных фондов.

Функционирование резервных фондов в бюджетах всех уровней бюджетной системы, многофункциональность их назначения требуют создания разнообразных видов резервных фондов. Это объясняется различными по составу полномочиями, возложенными на каждый уровень власти, от которых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюджетных резервов вызвано большим количеством непредвиденных событий и обстоятельств, обслуживание которых на них возложено.

В России в состав резервных фондов бюджетов входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшееся в процессе исполнения бюджета.

Резервные фонды по функциональному назначению подразделяют на: стратегические, страховые и оперативные.

Стратегические бюджетные резервы предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, рассчитанные на перспективу: развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. На эти цели частично используются средства резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.

Страховые бюджетные резервы позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельность населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанес, такими чрезвычайными событиями. К ним, прежде всего, относится Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который выполняет функции централизованного страхового фонда. Аналогичные фонды могут создаваться в бюджетах субъектов РФ.

Оперативные бюджетные резервы формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодовых кассовых разрывов и т.п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвиденных расходов, оборотная кассовая наличность и др.

Резервный фонд Российской Федерации

Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.

Стабилизационный фонд Российской Федерации , основанный 1 января 2004 года, являясь частью федерального бюджета, создавался государством с целью отчисления в него сверхдоходов от экспорта нефти и стабилизации экономики страны. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне $20 за баррель).

Резервный фонд, в отличие от Стабилизационного фонда, помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Резервный фонд Российской Федерации формируется за счет:

Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

Доходов от управления средствами Резервного фонда.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

  • 34. Назначение, особенности формирования и направления использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
  • 36. Бюджет субъекта рф, состав его доходов и расходов.
  • 37. Расходные обязательства субъектов рф
  • 39.Расходные обязательства муниципальных образований.
  • 40. Назначение, особенности формирования и исполнения местного бюджета.
  • 41. Формы расходования бюджетных средств, предусмотренные Бюджетным кодексом рф.
  • 42. Собственные доходы бюджетов субъектов рф и бюджетов муниципальных образований.
  • 48. Особенности формирования бюджетов Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования
  • 49. Межбюджетные трансферты: понятие, необходимость предоставления и формы
  • 50. Содержание и значение бюджетной политики государства. Основы разработки бюджетной политики в Российской Федерации.
  • 52. Основные направления бюджетной политики рф на современном этапе.
  • 53. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов рф.
  • 54. Межбюджетные отношения в рф: принципы, проблемы, пути совершенствования.
  • 43. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: цели создания, источники формирования, управление средствами

    Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

    Резервный фонд формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    Доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Средства Резервного фонда могут использоваться на досрочное погашение государственного внешнего долга. С 1 января 2010 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

    Фонд национального благосостояния формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

    Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния

    Управление средствами осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

    Управление средствами Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния может осуществляться следующими способами:

    1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной в ЦБ РФ. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

    2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством РФ.

    Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

    44.Бюджет Пенсионного фонда РФ, состав его доходов, расходов и источников финансирования дефицита. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: · страховых взносов; · средств федерального бюджета; · сумм пеней и иных финансовых санкций; · доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; · добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; · иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. За счет бюджета пенсионного фонда РФ финансируется выплата пенсий, предусмотренных законодательством РФ, включая трудовые пенсии (в том числе трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца), социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Средства бюджета пенсионного фонда РФ , в соответствии с федеральным законом о бюджете пенсионного фонда РФ, направляются также на доставку пенсий, выплачиваемых за счет этого бюджета, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика.

    Источники финансирования дефицита бюджета ПФ:

    Уменьшение/ увеличение остатков денежных средств финансового резерва

    бюджета ПФ РФ

    Увеличение/уменьшение остатков финансовых резервов бюджетов

    Курсовая разница по средствам финансового резерва бюджета ПФ РФ

    Увеличение/уменьшение остатков средств пенсионных накоплений бюджета ПФ РФ