Отражение в учете передачи страховщику остатков автомобиля после дтп. Передача автомобиля страховой компании после угона

Полная гибель транспортного средства – это один из страховых случаев при автостраховании.

Он позволяет страховой фирме выплачивать потерпевшей стороне (ОСАГО) или страхователю (КАСКО) суммы меньшие, чем положено.

При гибели авто сумма ремонта может превышать его стоимость во много раз, что превысит максимальную сумму страхования.

Конечно, страховщики не могут на это пойти. Но при этом, используя лазейку с признанием тотала (полной гибели), они заведомо занижают и те выплаты, которые положены по закону и условиям договора.

Что такое полная гибель автомобиля (тотал)

Полная гибель автомобиля – это повреждения, ремонт которых превышает заранее обозначенный в страховой фирме процент.

Обычно он составляет 70% , но может различаться у разных страховщиков. Это вовсе не значит, что машина не подлежит ремонту совсем.

Одно дело, что выгодно в данном случае водителю, а другое – страховщику.

При оценке повреждений страховая фирма может признать повреждения тотальными и снизить величину выплат. Сразу соглашаться не следует.

Что стоит учесть:

От этих параметров зависит уровень выплат. Если страховщик учитывает процент износа, то к моменту окончания договора сумма выплаты может уменьшиться на серьезную цифру. Некоторые фирмы не учитывают износ, но их полисы стоят дороже. Если автомобиль уже ремонтировали до тотала во время действия страхового договора, то сумма выплат также снижается на стоимость ремонтных работ.

Если вы не были виновником аварии и повреждения не слишком большие, возможно, покроют стоимость ремонта. А если обратитесь для выплат по КАСКО, то покрытия может и не произойти.

ВПри оформлении полиса КАСКО обращайте внимание на то, уменьшает ли страховщик выплаты при возмещении ущерба. Это может стать решающим фактором при ремонте автомобиля.

Полная гибель автомобиля по КАСКО

При признании тотала по КАСКО каждая фирма определяет свой предел в процентах.

Если ремонт требует больших затрат, чем определенный процент от его рыночной стоимости, то признается факт гибели ТС. Процент этот в пределах 65-75.

Страховщик может и не обозначать эти проценты в договоре, а определять ущерб «на глаз».

Тогда при более-менее серьезных повреждениях и признается тотал. Это выгодно страховым фирмам, ведь при тотале они могут снизить выплаты на величину износа (обычно 1% в месяц), даже если во всех других случаях коэффициент износа не учитывается.

Когда страховщик признал гибель автомобиля полной, появляется 2 варианта:

  • Отдать автомобиль в собственность страховщика с уменьшением страховой выплаты на сумму износа.
  • Оставить авто себе, но вместе с износом из страховки вычтут стоимость годных остатков. Конечно, стоимость этих остатков будет сильно завышена.

Стоит оставить автомобиль себе, если его еще можно восстановить или выгодно продать. Если же износ еще небольшой, например, 2 месяца, то выбирайте первый вариант. Тогда от величины страховки КАСКО будет отнято всего 2% стоимости.

При несогласии с оценкой страховщика в признании тотала можно назначить независимую экспертизу. Если разница существенная – смело подавайте иск в суд на страховую компанию.

Выплаты при полной гибели по ОСАГО

Выплаты при полной гибели авто при ОСАГО отличаются от выплат по КАСКО.

Эти отличия закреплены в Постановлении правительства № 263 от 7.05.03 об утверждении правил страхования гражданской ответственности автомобилистов.

В нем прописано, что величина выплат по ОСАГО определяется фактической стоимостью автомобиля на момент гибели. В том числе, если стоимость ремонта превышает стоимость машины до аварии.
Иначе говоря, выплаты ОСАГО не зависят от величины износа и других факторов, которые есть в КАСКО. Максимальная сумма выплат установлена в 400 тыс. рублей.

Страховые фирмы могут назначить дополнительные вычеты, ссылаясь на противозаконное обогащение (когда стоимость выплат превышает стоимость ТС). Но в данном случае обогащение утверждено законодательно и самим условием страхового договора.

Последним аргументом перед страховщиком может быть факт, что незаконное обогащение подлежит обязательному возврату на основании гл. 60 Гражданского Кодекса РФ.

При несогласии с признанием тотала автовладелец может:

  • Сделать независимую экспертизу и, в случае расхождений с данными страховой фирмы, подать иск в суд для возмещения разницы оценок.
  • Если тотал признан, сделать грамотную оценку остатков. Если видна разница с оценкой страховой фирмы, то можно также подать иск в суд.
  • При ОСАГО часто выгоднее отказаться от автомобиля и получить полную сумму страховки без различных вычетов.

Во многих случаях признание полной гибели автомобиля невыгодно для страхователя. Если это так, принимайте все законные меры для доказательства обратного.

Злоупотребления страховых фирм при тотале, почему им это выгодно

Страховой фирме выгоднее признать полную гибель транспортного средства, чем оплачивать его ремонт.

Ремонт – дело дорогое и экономически невыгодное. А если еще нет третьего лица, с которого можно взыскать средства за ремонт?

Дли страховщика тотал – способ минимизировать свои денежные потери.

И злоупотребления на этой почве частое явление:

  • Необоснованное признание полной гибели автомобиля.
  • Намеренно завышение стоимости остатков авто, что непосредственно влияет на стоимость выплат. Чем дороже остатки, тем меньше выплаты.

В практике были случаи, когда остатки автомобиля якобы выставлялись на аукцион, где подставные участники искусственно завышали ставки для поднятия цены. А назначенную цену аукциона затем вычитали из общей суммы страховки.

Определение тотала должно быть в согласии с мнением владельца. Если владелец не согласен, то может подать иск в суд. Практика подобных судебных разбирательств показывает, что суд чаще на стороне страхователя.

Если конструктивная гибель – реальный факт, а вычета выплат по страховке нет или они не большие, лучше отдать автомобиль в собственность страховщика и получить страховку.

Антистраховой - стандартный блок

При наступлении страхового случая следует внимательно изучить условия страхового договора и все вычеты, которые могут быть при выплате страховки.

Страховые агенты действует в интересах своей компании, занижая стоимость ремонта, когда повреждения небольшие, и повышая в случаях полной гибели. Помните, что при любом несогласии с действиями страховой фирмы вы вправе защищать свои права при помощи независимых экспертов и суда.

Никакая машина в России не является не подлежащей восстановлению

Фото: Fotolia/ostrows1

Видеосюжет Банки.ру, где рассказывается о «воскресении» автомобиля после признания страховщиком его тотальной гибели, вызвал большой резонанс у пользователей. Мы решили копнуть глубже и разобраться, что происходит с машиной после признания ее гибели по договору каско, где проходит черта, за которой автомобиль «скорее мертв, чем жив» и в каких случаях клиент может остаться должен своей страховой.

Восстание машины

Героиня Юлия Чекменева 1 октября 2014 года попала в серьезное ДТП – произошло лобовое столкновение на скорости 120 км/ч. Сама девушка не пострадала чудом. «А у машины передней части просто не было. Автомобиль был признан непригодным к восстановлению, то есть тотальным», - рассказывает Юлия. Полис каско у нее был оформлен в компании «Росгосстрах», и Юлия отдала страховщику то, что осталось от машины, после чего получила выплату в 411 тыс. рублей (при страховой сумме 475 тыс.).

Но спустя почти год, 1 сентября 2015 года, Юлии пришло три извещения о штрафах на общую сумму 1 500 рублей – на ее старый, но уже отремонтированный автомобиль, который год назад был признан «погибшим», а теперь, как выяснилось, может не только ездить, но даже превышать скорость. А Юлия формально продолжает быть его владельцем.

Как объяснила девушка, после передачи разбитой машины страховщику она не сняла ее с регистрационного учета, так как в страховой ее заверили, что это необязательно. Однако в комментарии для Банки.ру заместитель главы управления департамента автострахования «Росгосстраха» Павел Бородин отметил, что обращаться в ГИБДД за снятием с учета должен сам страхователь, на что компания обращает внимание клиента при передаче транспортного средства страховщику.

«Прекратить регистрацию ТС, поврежденных в результате ДТП, без утилизации ПТС может только предыдущий собственник, подав заявление и документы, подтверждающие переход права собственности, в ГИБДД через десять дней после передачи/реализации транспортного средства», - объясняет представитель страховщика. Он ссылается на Административный регламент МВД по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.

Как пояснил Банки.ру Павел Бородин, страховщик не восстанавливал данный автомобиль, а продал его через аукцион третьему лицу в том состоянии, в котором принял от страхователя. Таким образом, страховая компания признала автомобиль погибшим, но кто-то, купивший его на аукционе, восстановил машину и впоследствии продал. Портал Банки.ру задался вопросом, насколько это, во-первых, законно и, во-вторых, безопасно для того, кто на этом восстановленном автомобиле ездит.

Тотал или не тотал, вот в чем вопрос

Гибель автомобиля с точки зрения договора каско и машина, действительно не подлежащая восстановлению, - это «две большие разницы», объясняет главный страховой аналитик Банки.ру Дмитрий Жуков. Обычно машина признается погибшей, если сумма ущерба составляет 65-70% от ее стоимости. «В этом случае оплачивать ремонт машины страховщику невыгодно по нескольким причинам. Во-первых, при гибели ТС действие договора каско сразу прекращается (и, соответственно, освобождает компанию от новых убытков по этому договору). Во-вторых, часть убытка компания может покрыть за счет реализации остатков машины, которые впоследствии могут быть восстановлены значительно дешевле стоимости ремонта у официального дилера. В-третьих, страховщик снимает с себя проблему контроля качества и стоимости ремонта, что при существенных повреждениях немаловажно», - говорит эксперт.

Такая практика со стороны страховщиков вполне законна, отмечает редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов. «Страховая компания реализует полученный от клиента автомобиль, а после этого вся ответственность лежит на покупателе - он может купить машину на запчасти, а может ее восстановить», - рассказывает эксперт.

«С момента подписания акта приема-передачи ТС и передачи нам автомобиля клиент перестает быть собственником транспортного средства, - объясняет директор департамента страховых выплат СК «АльфаСтрахование» Александр Харагезов. - Так как автомобиль становится собственностью «АльфаСтрахования», компания может распоряжаться им на законных основаниях. Мы выставляем эти машины на интернет-аукцион и продаем победителю».

Посредник, купивший автомобиль, восстанавливает его «задешево» - чуть ли не «в гараже», объясняет Сергей Смирнов. «Когда машину перепродают, покупателю не говорят, насколько серьезным было ДТП, в котором этот автомобиль побывал. И установить это никак невозможно», - говорит он.

«Не существует критериев, устанавливающих порог, при каком повреждении автомобиль можно восстановить и это безопасно, а при каком машину нужно однозначно утилизировать и запретить восстановление», - добавляет Сергей Смирнов.

Страховая компания решает вопрос о тотальной гибели автомобиля в первую очередь с точки зрения экономической целесообразности, подчеркивает автоэксперт Игорь Моржаретто. «Я видел в Литве мастерскую, куда иностранные компании отдавали автомобили на восстановление. Им было экономически невыгодно заниматься этим в Германии, а в Литве стоимость восстановления ниже. И продавцов совершенно не волнует, что сделают с машиной в этой мастерской и куда она потом попадет. А попадали они, скорее всего, в Россию», - рассказывает Игорь Моржаретто.

Регистрировать «труп» невыгодно

В соответствии с действующими правилами, такой процедуры, как «снятие с учета», уже не существует, замечает директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. Прекращение регистрации - это право, а не обязанность бывшего владельца, подчеркивает он.

Как ранее разъясняла ГИБДД РФ, с 15 октября 2013 года перерегистрация автомобиля происходит в момент постановки его на учет новым владельцем: у покупателя есть на это десять дней. При этом со страховой компании эта обязанность снимается, если ее уставом предусмотрена продажа имущества, оставшегося после страхового случая. Юрлица и ИП не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи, указывает директор департамента анализа, методологии и контроля СК «Согласие» Андрей Дятловский, ссылаясь на постановление правительства РФ № 938 от 12.08.1994 года.

Страховая заинтересована продать остатки машины как можно раньше, так как они занимают место на арендуемой стоянке, говорит Виталий Княгиничев. Эта процедура может занимать от одного до 30 дней, в отдаленных регионах - до полугода, при этом 10-15 дней может уйти на выплату возмещения страхователю и выяснение, нет ли на машине обременений по линии ГИБДД или приставов.

Перекупщикам битых авто перерегистрировать их на себя в таком состоянии тоже невыгодно. Как объясняется на сайте одной из компании по выкупу аварийных ТС, в этом случае сотрудники ГИБДД вносят в ПТС и электронные базы данных отметку о том, что автомобиль имеет механические повреждения после ДТП. «Как нетрудно догадаться, продать автомобиль с таким «волчьим билетом» будет практически нереально. По крайней мере, по рыночной цене», - говорится на сайте организации.

Поэтому регистрационные действия перекупщики предпочитают осуществлять уже с восстановленным автомобилем. Или, как мы видим на примере истории Юлии Чекменевой, оставлять это «на совести» покупателя. Которые иногда этой обязанностью пренебрегают, ведь отсутствие перерегистрации автомобиля не является помехой для покупки ОСАГО, а управлять автомобилем можно и со свидетельством о регистрации от предыдущего собственника - ПТС сотрудники ГИБДД для проверки не требуют.

«Действия новых собственников направлены на то, чтобы сэкономить: не платить транспортный налог, не платить штрафы», - комментирует Сергей Смирнов из журнала «За рулем» историю Юлии. Кроме того, новый владелец может скрыться с автомобилем с места ДТП, а официального собственника могут привлекать к ответственности, вызывать на допросы, предостерегает эксперт.

Как разъясняет ГИБДД РФ, в случае получения «чужих штрафов» собственнику автомобиля необходимо направить заявление в подразделение ГИБДД, которым выписан штраф, о том, что данный автомобиль ему уже не принадлежит, приложив подтверждающие документы (копия договора купли-продажи, а также копии документов на автомобиль). «Чтобы это предотвратить, необходимо при оформлении договора купли-продажи одновременно внести соответствующие записи в ПТС и сделать копии со всех документов, - разъясняет ведомство. - Также у бывшего владельца автомобиля есть право через десять дней после совершения сделки обратиться в регистрационное подразделение МРЭО ГИБДД для прекращения регистрации автомобиля, если новый собственник не зарегистрировал его в установленном порядке. При этом свидетельство о регистрации транспортного средства будет выставлено в розыск».

Аукционы, но не «Сотби»

Застрахованные машины, как правило, не утилизируют, так как это лишает компанию возможности минимизировать свои финансовые потери, объясняет Андрей Дятловский из «Согласия». По словам главного страхового аналитика Банки.ру Дмитрия Жукова, в зависимости от популярности марки автомобиля и характера повреждений страховая компания может компенсировать до 70% от выплаченной клиенту суммы. «Исключения составляют сгоревшие машины, которые чаще всего ничего не стоят, и сильно поврежденные автомобили непопулярных марок», - говорит аналитик.

Интернет-аукционов, где можно продать разбитую машину, великое множество - от крупных международных компаний, которые разрабатывают программное обеспечение для оценки стоимости поврежденных ТС, до небольших фирм, работающих только в одном регионе. Некоторые страховщики открывают собственные площадки: так, свой открытый интернет-аукцион по продаже битых автомобилей, принадлежавших клиентам компании, есть у лидера рынка каско «РЕСО-Гарантии» (доля рынка - 15,83%).

«В 2015 году количество победителей аукциона составило около 1,5 тысячи человек по России, кто-то выиграл одно транспортное средство за год, кто-то - 36. Конкретные организации выделить сложно, - рассказал Банки.ру заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. - Каждого победителя торгов мы предупреждаем, что в ПТС транспортного средства будет указано, что автомобиль был в собственности у страховой компании, потому что такие авто зачастую приобретают для того, чтобы подлатать в сервисе, а потом продать как б/у автомобиль без повреждений».

При этом не все покупатели остаются в неведении относительно «прошлого» такого автомобиля, говорит один из представителей рынка. «Некоторые идут на покупку восстановленного авто сознательно, ради существенной скидки, тем более что формально все законно. А понятия о безопасности у каждого свои», - говорит источник.

Кому «лом»

По словам Дмитрия Жукова, в случае гибели автомобиля договоры каско большинства компаний предусматривают три варианта. В первом, уже описанном, страховая забирает то, что осталось от машины. При этом из страховой суммы вычитается износ, франшиза (не покрываемая страховкой часть убытка), если они предусмотрены договором, и, иногда, страховые выплаты, если они были в период действия полиса (при агрегатной страховой сумме). Второй вариант - страховая компания выступает посредником между продавцом (владельцем) и покупателем автомобиля (обычно через комиссионный магазин). И третий вариант - разбитая машина остается у владельца, при этом из выплаты вычитается стоимость годных остатков (помимо износа, франшизы и предыдущих выплат).

Именно так и поступила Людмила, не пожелавшая расставаться со своей пострадавшей в ДТП машиной (случай произошел в 2007 году).

«Авария произошла при трогании на светофоре, на скорости 20 км/ч. Машина, конечно, внешне была сильно помята - капот сложился в «гармошку», но двигатель не задело, я даже смогла отъехать на обочину, - рассказывает женщина. - Но из-за стоимости запчастей ремонт вышел слишком дорогим, и машину признали «тотальной». Мне не хотелось ее отдавать, и повреждения такими уж катастрофическими не казались. При этом я не сразу заметила в договоре пункт, согласно которому могу оставить машину себе, при этом получив меньшую выплату».

По словам Людмилы, при передаче машине страховой выплата по каско составила бы около 460 тыс. рублей (при стоимости машины около 600 тыс.), а за вычетом стоимости остатков страховательница получила около 330 тыс. «Этих денег мне с головой хватило на ремонт машины в том же дилерском центре, который оценивал ущерб для страховой, - рассказала Людмила. - Смысл в том, что для страховой стоимость ремонта рассчитывается исходя из цены новых запчастей от производителя, даже кузовных. А если немного отходить от регламента, заменяя «родные» новые запчасти более дешевыми, но совершенно исправными аналогами, например, б/у, можно существенно сэкономить. На отремонтированной машине я и сейчас езжу, а вот каско на старую машину не покупаю.Те , совершенно не оправдывают себя».

Но, по словам представителя страхового рынка, в таких ситуациях страхователь поступает на свой страх и риск: страховщики рекомендуют отдавать тотальный автомобиль и получать выплату, так как никто не даст гарантий, что после ремонта машина будет полностью соответствовать требованиям безопасности. Кроме того, по словам Дмитрия Жукова, при таком исходе бывают парадоксальные случаи, когда страхователь формально может остаться должен страховой. «Это бывает, когда стоимость автомобиля из-за инфляции резко выросла и цена остатков превысила зафиксированную в договоре страховую сумму, после вычета износа, франшизы и произошедших убытков. По факту, конечно, клиент в этом случае страховой ничего не платит, стороны расходятся «по нулям», - говорит эксперт.

Как известно в 2017 году в ОСАГО был введен приоритет натурального возмещения (далее – ремонта - по тексту) над денежной выплатой. В связи с нововведением возникает ряд вопросов.

В чем суть приоритета ремонта по ОСАГО над выплатой

Простыми словами приоритет в том, что вы получаете вместо денежной выплаты направление на ремонт, который оплачивает страховая компания. При этом выбрать вместо ремонта деньги как это было раньше, теперь нельзя, за исключением небольшого списка случаев.

Давайте разберем по полочкам различные вопросы.

1.Когда можно выбирать между деньгами или ремонтом по старым правилам?

Чтобы определить, можно ли получить деньги по старым правилам, необходимо смотреть на полис виновника ДТП.

Приоритет ремонта над выплатой был введен ФЗ от 28.03.2017г. № 49-ФЗ. Он вступил в силу 28 апреля 2017 года. Это значит, что, если виновнику ДТП полис выдан до этой даты, то на вас распространяются старые нормы, когда у потерпевшего был выбор: деньги или ремонт.

Из чего складывается простой расчет. Последний день, когда может случиться ДТП, и вы будете иметь право выбирать при наличии старого полиса – 27 апреля 2018 года.

2.На какие СТОА направляют, и может ли гражданин выбрать СТОА по своему усмотрению?

Страховая компания выдает направление на СТОА, с которой у нее заключен договор. Перечень СТОА, с которыми у страховщика есть такие договоры, должен быть указан на его сайте.

Гражданин может провести ремонт на любой другой СТОА, только при наличии соответствующего соглашения со страховой компанией. Иными словами: выбор есть только в пределах предоставленного страховщиком.

3. Как проводится ремонт? Учитывается износ? Нужно ли доплачивать СТОА?

Закон обязывает при проведении ремонта использовать новые детали и запрещает ставить на автомобиль бывшие в употреблении. Поэтому износ не учитывается. К слову сказать могут поставить новые неоригинальные (китайские) запчасти.

Доплата за ремонт предусмотрена только в случае, если у виновника старый полис и вы выбрали ремонт вместо денег (см.ответ на вопрос 1).

4.Слетает ли гарантия при проведении ремонта по ОСАГО?

Обязательным требованием к СТОА, с которым у страховщика есть договор, является наличие у него собственного договора с производителем или дистрибьютором машин соответствующей марки. Иными словами это должно быть СТОА официального дилера.

Данное требование обязательно, если вашему автомобилю не более двух лет (с момента изготовления). Гарантия не слетает, если она сама не превышает этот срок. В ином случае, если гарантия дана на больший срок, то она слетает.

5. Каковы сроки осуществления страхового возмещения и производства ремонта?

Страховщик обязан после производства осмотра ТС выдать направление на СТОА в течении 20 дней с момента подачи вами заявления о страховом случае с полным пакетом документов.

Ремонт должен быть проведен в течении 30 дней с момента передачи вами автомобиля на СТОА. Это обязательное требование, которое никаким соглашением нельзя изменить. Обратите внимание именно после передачи автомобиля на сервис! Если вы авто не передаете в сервис, а продолжаете на нем ездить то и 30 дней не начинают исчисляться.

6. Кто несет ответственность за затягивание ремонта и его некачественность? Автосервис или страховщик?

Ответственность перед вами несет страховщик.

За нарушение сроков выдачи направления на СТОА, страховщик уплачивает вам неустойку в размере 1 % от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки.

В случае нарушения сроков производства ремонта, страховщик уплачивает неустойку в размере 0,5 % от той же суммы соответственно.

В случае некачественного ремонта требование о возмещении убытков вы предъявляете также страховщику.

7. Когда можно получить деньги вместо ремонта?

Таких случаев несколько. Разберем сначала общие основания:

  • наступила гибель машины - иными словами машину списывают в «тотал»
  • ваша смерть
  • вы получили тяжкий или средний вред здоровью и от вас поступило заявление на выплату
  • вы инвалид и от вас поступило заявление на выплату
  • у страховой компании нет возможности организовать ремонт на СТОА, с которой у него есть договор
  • у вас есть соглашение со страховщиком о производстве выплаты деньгами
  • если Центробанк в случае неоднократного нарушения страховщиком в течении года правил натурального возмещения, ограничит его право направлять на ремонт

Теперь перейдем к обязательным требованиям к СТОА:

  • сроки проведения ремонта на СТОА не превышает 30 дней
  • СТОА находится не далее 50 км от вашего места жительства или места ДТП
  • СТОА должна иметь договор с производителем или дистрибьютором машин данной марки, если вашей машине не более 2-х лет (см.ответ на вопрос № 4)

Если ни одна из СТОА, с которой у страховщика есть договор, не соответствует указанным требованиям, выплачиваются деньги.

Если Центробанк ограничил право страховщика направлять потерпевших на ремонт, ремонт может быть осуществлен только с вашего согласия. Информация о принятии Центробанком такого решения содержится на его официальном сайте.

7.Как в таком случае выплачиваются деньги? С учетом износа или без?

С учетом износа согласно Единой Методике, утвержденной Положением ЦБ РФ.

8. Подводные камни ремонта по ОСАГО

Предполагается, что собственнику поврежденного авто нет никакой разницы как получать страховое возмещение. Все, что он по сути хочет, чтобы авто отремонтировали и оно было на ходу.

Если страховщик сам выбирает станцию, сам оплачивает ремонт, старые детали меняют на новые, то граждане остаются только в выигрыше. По крайней мере, именно так анонсировались поправки в ОСАГО.

Между тем реальная жизнь преподносит сюрпризы.

Если раньше страховщики тянули с выплатой, то теперь они точно также тянут с выдачей направления на ремонт и оплатой ремонта.

Станции также не отличаются пунктуальностью и 30 дневный ремонт превращается в вялотекущий процесс на несколько месяцев. При этом некоторые СТОА спустя 2-3 месяца и вовсе отказываются делать ремонт из-за его дороговизны или невозможности заказать необходимые запчасти.

Немаловажно отметить, что качество ремонта также под большим вопросом. Если вашей машине больше двух лет, то вы не можете быть уверенным, что страховщик, стремясь сэкономить, не направит вас на СТОА, где ремонт будет проведен дешево и некачественно.

Некоторые страховые компании и вовсе не выдают направление на ремонт из-за дороговизны ремонта и стремления сэкономить. Дешевле выплатить с учетом износа, чем оплатить полноценный ремонт с заменой на новые детали. То есть сама идея приоритета натурального возмещения теряет всяческий смысл.

По состоянию на январь 2018 года в Санкт-Петербурге ситуация следующая.

Не все автовладельцы в курсе, что при полной непригодности машины из-за ДТП или ее краже они могут передать права на это имущество страховой компании (абандон). В таком случае им выплачивается денежное возмещение, равное страховой сумме.

Закон обязывает страховщиков предлагать этот вариант компенсации, однако не все на это идут. Применяются различные уловки и отговорки, предъявляются неприемлемые требования, чтобы затянуть процедуру.

Как получить компенсацию?

Отказ от прав на транспорт оформляется письменно. После передачи соответствующего заявления представителю страховой компании, дальнейшая судьба автомобиля не должна вас волновать. Это касается и снятия с регистрации, и переоформления других документов.
Клиент имеет право не интересоваться мнением страховой компании, передача прав на машину - односторонняя сделка.

Никаких дополнительных условий страховая компания выдвигать не имеет права. Хотя на практике имеем совершенно иное. Например, часто предлагают отдать авто в комиссионный магазин, подписав отдельное соглашение. Без этого деньги выплачивать отказываются. Соглашаться на это нельзя ни в коем случае. Вы передали машину страховщику, этого достаточно.

Абандон предусматривает отказ от прав собственности на имущество только в пользу страховой компании, за это положена компенсация в размере страховой суммы. Если в деле фигурирует третье лицо, вы лишаетесь полноценной выплаты.

Вероятны две ситуации при требовании компенсации:

  • Страховщик тянет до последнего, постоянно отодвигая принятие окончательного решения.
  • Не желая связываться с юридически подкованным клиентом, деньги переводят без проблем. Это - менее вероятный вариант.

Нередко единственный выход выяснить все до конца - подача иска в суд. Не забудьте потребовать возмещение морального ущерба, неустойку, оплату счета за услуги юриста.
Пока авто зарегистрировано на вас как на владельца, вы обязаны платить транспортный налог. Так что посчитайте, как выгоднее поступить.

Если вы намерены передать права на транспорт страховщику, внимательно перечитайте все разделы полиса КАСКО. Вполне вероятно, что в них описан порядок действий клиента в такой ситуации. Иногда не все устраивает, но придется выполнять требования страховщика.

Мошенничество при абандоне

Если вы обнаружили пункт, обязывающий автолюбителя отдать машину комиссионному магазину, его можно не выполнять, он явно противозаконный.

Еще один способ «надуть» владельца авто - предложение продать машину определенному покупателю за половину стоимости по рынку с обещанием доплатить еще половину из средств страховщика. Но страховая сумма и рыночная цена на момент продажи - совершенно разные вещи. В законе сказано, что страховая сумма не должна быть выше рыночной цены, определенной на момент покупки страхового полиса, а не на дату реализации остатков. Соглашаться ли на подобную сделку - дело автолюбителя, никто не может его принуждать.

Страховщик и его клиент могут оформить договор о процедуре передачи пригодных для дальнейшего использования запчастей и узлов. Например, в нем прописывают ее дату, время и место, а также дополнительные права и обязанности сторон. Перед подписанием покажите его автоюристу.