Что относится к непроизведенным активам. Активы предприятия. Непроизводственные нефинансовые активы

"Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях", 2011, N 10

Определение понятия "непроизведенные активы"

Под непроизведенными активами понимаются природные объекты, которые не являются продуктами производства и права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.). При этом непроизведенные активы должны использоваться в процессе деятельности учреждения и принадлежать ему на праве оперативного управления.

Учет отдельных объектов непроизведенных активов

Для учета непроизведенных активов предназначен счет 103 00 "Непроизведенные активы", они отражаются в бухгалтерском учете в момент их вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот.

Отдельные объекты непроизведенных активов учитывают на счетах (см. табл. 1).

Таблица 1

Наименование
балансового
счета
Синтетический счет объекта
учета
Наименование
группы
Наименование
вида
коды счета
синтетический аналитический
группа вид
1 2 3 4 5 6
Непроизведенные
активы
1 0 3 0 0
1 0 3 1 0 Непроизведенные
активы -
недвижимое
имущество
учреждения
1 0 3 0 1 Земля
1 0 3 0 2 Ресурсы недр
1 0 3 0 3 Прочие
непроизведенные
активы

Аналитические коды КОСГУ

При использовании Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, необходимо учитывать, что аналитический код по КОСГУ (24 - 26-й знак) по объектам непроизведенных активов, в соответствии с Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Приказ N 190н), следующий:

  • 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов".

На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости непроизведенных активов в государственной, муниципальной собственности, не являющихся продуктами производства (земля, ресурсы недр и пр.), права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены.

Кроме того, на данную статью относятся расходы неинвентарного характера (не связанные с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т.д.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов;

  • 430 "Уменьшение стоимости непроизведенных активов".

По данной статье отражается уменьшение стоимости непроизведенных активов в результате их реализации.

На счете "Земля" отражаются земельные участки, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера на поверхностное улучшение земель для сельскохозяйственного пользования (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли).

На счете "Ресурсы недр" учитываются:

  • подтвержденные запасы ресурсов недр (нефть, природный газ, уголь, запасы полезных рудных и нерудных ископаемых, залегающие под землей или на ее поверхности, включая морское дно);
  • некультивируемые биологические ресурсы (животные и растения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности);
  • водные ресурсы (водоносные пласты и другие ресурсы подземных вод).

На счете "Прочие непроизведенные активы" учитываются объекты непроизведенных активов, не учитываемые на других счетах, например радиочастотный спектр.

Контроль учетных данных по объектам непроизведенных активов

Каждому объекту непроизведенных активов независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах учета, но на объекте не обозначается. Инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов непроизведенных активов вновь принятым к учету объектам нефинансовых активов не присваиваются.

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведут в инвентарных карточках учета основных средств.

Инвентарный номер, присвоенный объекту непроизведенных активов, сохраняется за ним на весь период его учета.

В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нематериальных активов, сформированных на соответствующих счетах рабочего плана счетов, их фактическому наличию составляется оборотная ведомость по нефинансовым активам.

Формирование первоначальной стоимости непроизведенных активов

При поступлении непроизведенных активов в целях формирования первоначальной стоимости объектов при их приобретении, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта непроизведенных активов;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта непроизведенных активов;
  • суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект непроизведенных активов;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта непроизведенных активов.

Не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, а также расходы, связанные с приведением объектов непроизведенных активов в состояние, пригодное для использования.

Поступление объектов непроизведенных активов оформляют актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) или актом о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) с присвоением инвентарного номера и заполнением инвентарной карточки.

Учет поступления объектов непроизведенных активов

На основании п. 16 Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" предусмотрены операции по поступлению объектов непроизведенных активов:

  1. принятие к бюджетному учету объектов непроизведенных активов при их приобретении, осуществлении капитальных вложений по улучшению объектов непроизведенных активов, неотделимых от этих непроизведенных активов;
  2. принятие к бюджетному учету объектов непроизведенных активов при их безвозмездном получении;
  3. принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных непроизведенных активов, приобретенных без дополнительных затрат:
  • в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств (с использованием счета 030404330 "Внутриведомственные расчеты по приобретению непроизведенных активов");
  • в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и от физических лиц (с использованием счета 040110180 "Прочие доходы");
  • в рамках движения объектов между бюджетными учреждениями разных уровней бюджета (с использованием счета 040110151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации");
  1. оприходование излишков объектов непроизведенных активов, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости на дату принятия их к бюджетному учету.

Учет земельных участков

При оформлении учетных операций по земельным участкам следует руководствоваться Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ), на основании которого в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. При этом право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется (ст. 20 ЗК РФ).

Кроме того, юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии со ст. 36 ЗК РФ.

При принятии к учету земельных участков необходимо руководствоваться также ст. 66 ЗК РФ, на основании которой рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Основанием для принятия к бюджетному учету земельного участка является зарегистрированное в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право на распоряжение земельными участками. Решение о распоряжении земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, принимает уполномоченный орган по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, а в муниципальной собственности - уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом.

При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Кроме того, в п. 1 ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) указано, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (п. 2 ст. 131 ГК РФ).

Так, в соответствии с п. 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447, территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным федеральным имуществом осуществляют учет федерального имущества, в том числе в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, и федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на соответствующем вещном праве, по месту регистрации (для юридических лиц) или преимущественного проживания (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы соответствующие территориальные органы (за исключением случаев, когда учет соответствующего имущества относится к компетенции иных территориальных органов).

Таким образом, федеральное имущество, в частности земельные участки, принадлежащие государственным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут составлять государственную казну Российской Федерации. В связи с этим за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки, предоставленные государственному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования и не составляющие соответственно государственную казну Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Обратите внимание! Государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основаниями для принятия земельных участков к бюджетному учету (Письмо Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406), так как собственником является государство.

Если же учреждение приобрело земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ или по договору купли-продажи в соответствии с ГК РФ (ст. 549) и зарегистрировало его согласно требованиям законодательства, то первоначальная стоимость непроизведенных активов формируется на счете 106 03 "Вложения в непроизведенные активы" по КОСГУ 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов". На основании Приказа N 190н на данную статью относятся расходы на увеличение стоимости непроизведенных активов в государственной, муниципальной собственности, не являющихся продуктами производства (земля, ресурсы недр и пр.), права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены.

Пример. Учреждением принят к бухгалтерскому учету приобретенный за плату земельный участок, зарегистрированный с правом распоряжения, стоимостью 1 000 000 руб., переданный собственником имущества. Затраты по государственной регистрации и оформление права составили 12 000 руб. с НДС (выполнены по договору юридической фирмой). В учете были оформлены бухгалтерские записи (табл. 2).

Таблица 2

N
п/п
Содержание
операции
Дебет Кредит Сумма,
руб.
1 Формирование
первоначальной
стоимости
объектов
непроизведенных
активов при их
приобретении
1.1 Отражены
затраты по
приобретению
земельного
участка
1 10613 330
"Увеличение вложений
в непроизведенные
активы - недвижимое
имущество учреждения"
1 30233 730
"Увеличение
кредиторской
задолженности по
приобретению
непроизведенных
активов"
1 000 000
1.2 Отражены
расходы по
регистрации
земельного
участка
1 10613 330
"Увеличение вложений
в непроизведенные
активы - недвижимое
имущество учреждения"
1 30226 730
"Увеличение
кредиторской
задолженности по
прочим работам,
услугам"
12 000
2 Принят к
бюджетному
учету земельный
участок
1 10311 330
"Увеличение стоимости
земли - недвижимого
имущества учреждения"
1 10613 430
"Уменьшение вложений
в непроизведенные
активы - недвижимое
имущество учреждения"
1 012 000

Учет капитальных вложений по улучшению объектов непроизведенных активов

Капитальные вложения по улучшению объектов непроизведенных активов увеличивают их первоначальную стоимость, в частности работы, неотделимые от земли.

В соответствии с бюджетной классификацией на статью 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов" относятся расходы неинвентарного характера (не связанные с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т.д.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов. Но есть и часть расходов, например межевание границ земельных участков, которая относится на подстатью 226 "Прочие работы, услуги".

Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, отнес капитальные затраты на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) к материальным основным фондам, не включенным в другие группировки (19 0009010).

Старой Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях", была предусмотрена форма N 0504108 "Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях (для животных, многолетних насаждений и капитальных расходов по улучшению земель)" (N ОС-8). Несмотря на то что данный документ утратил силу, применение вышеуказанной инвентарной карточки установлено учетной политикой учреждения.

Пример. Учреждение произвело капитальные расходы по улучшению земельного участка по договору с подрядчиком. Сумма расходов - 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.) (табл. 3).

Таблица 3

N
п/п
Содержание
операции
Дебет Кредит Сумма,
руб.
1 Отражены
расходы на
капитальные
вложения по
улучшению
непроизведенных
активов
1 10613 330
"Увеличение вложений
в непроизведенные
активы - недвижимое
имущество учреждения"
1 30233 730
"Увеличение
кредиторской
задолженности по
приобретению
непроизведенных
активов"
590 000
2 Создан
отдельный
инвентарный
объект
1 10311 330
"Увеличение стоимости
земли - недвижимого
имущества учреждения"
1 10613 430
"Уменьшение вложений
в непроизведенные
активы - недвижимое
имущество учреждения"
590 000

Учет операций по поступлению объектов непроизведенных активов

Учет операций по поступлению объектов непроизведенных активов ведется:

  • в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций по принятию к учету объектов непроизведенных активов по сформированной первоначальной стоимости;
  • в журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов непроизведенных активов.

В учете должны отражаться также операции по внутреннему перемещению объектов непроизведенных активов между материально ответственными лицами по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 "Непроизведенные активы" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 "Непроизведенные активы" на основании накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032).

Переоценка стоимости и амортизация объектов непроизведенных активов

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов непроизведенных активов по состоянию на начало отчетного года путем пересчета их первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данные объекты переоценивались ранее. В соответствии с законодательством Российской Федерации сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ.

Результаты проведенной переоценки объектов непроизведенных активов подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Результаты переоценки объектов непроизведенных активов по состоянию на первое число текущего года не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

На непроизведенные активы не начисляется амортизация. В налоговом учете земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) также относятся к неамортизируемому имуществу (пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Отражение выбытия объектов непроизведенных активов

Отражение в бухгалтерском учете выбытия объектов непроизведенных активов осуществляется в случае:

  • прекращения имущественных прав по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию продажи, безвозмездной передаче (дарению);
  • прекращения использования объекта непроизведенных активов вследствие порчи, изменения качественных характеристик объекта, по иным основаниям невозможности использования объекта по установленному при принятии объекта к учету назначению;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выбытие объектов непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производится на основании:

  • акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
  • акта о списании групп объектов основных средств (ф. 0306033);
  • акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
  • акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Приказом N 162н определены бухгалтерские записи, связанные со списанием непроизведенных активов при их списании (пришедших в негодность), а также при выбытии с использованием счета для определения финансового результата 040110172 "Доходы от операций с активами".

Если выбытие объектов непроизведенных активов, пришедших в негодность, произошло вследствие стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, то применяется счет 040120273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами".

Безвозмездная передача объектов непроизведенных активов

Безвозмездная передача объектов непроизведенных активов отражается по дебету:

  • счета 030404330 "Внутриведомственные расчеты по приобретению непроизведенных активов" (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств);
  • счета 040120241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" [в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям];
  • счета 040120251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" (в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов);
  • счета 040120252 "Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств";
  • счета 040120253 "Расходы на перечисления международным организациям" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 "Непроизведенные активы".

Пример. Учреждение (муниципальное) передало объект непроизведенных активов (прочие непроизведенные активы) стоимостью 45 000 руб. федеральному учреждению.

В учете была сделана бухгалтерская запись (табл. 4).

Таблица 4

Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Объекты непроизведенных активов учитываются на счете 010300000 «Непроизведенные активы» .

К непроизведенным активам относятся активы, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.).

Указанные активы отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.

Каждому объекту непроизведенных активов, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер , который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах.

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств.

Учет операций по выбытию и перемещению объектов непроизведенных активов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Поступление объектов непроизведенных активов оформляется следующими первичными документами:

Операции по поступлению объектов непроизведенных активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Принятие к бюджетному учету объектов непроизведенных активов при их приобретении, безвозмездном получении, осуществлении капитальных вложений по улучшению объектов непроизведенных активов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010301330, 010302330, 010303330) и кредиту счета 010603430 «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»;

Принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости безвозмездно полученных непроизведенных активов, приобретенных без дополнительных затрат, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010301330, 010302330, 010303330) и кредиту счетов 030404330 «Внутриведомственные расчеты по приобретению непроизведенных активов» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств), 040101180 «Прочие доходы» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций, от иных организаций, за исключением государственных и муниципальных, и от физических лиц), 040101151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между бюджетными учреждениями разных уровней бюджета);

Оприходование излишков объектов непроизведенных активов, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости на дату принятия их к бюджетному учету по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010301330, 010302330, 010303330) и кредиту счета 040101180 «Прочие доходы»;

Внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов между материально ответственными лицами в учреждении отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010301330, 010302330, 010303330) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010301330, 010302330, 010303330).

Выбытие объектов непроизведенных активов, находящихся на учете в учреждении, производится на основании следующих первичных документов:

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Выбытие объектов непроизведенных активов оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Безвозмездная передача объектов непроизведенных активов отражается по дебету счетов 030404330 «Внутриведомственные расчеты по приобретению непроизведенных активов» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств), 040101241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям), 040101242 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций», 040101251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов), 040101252 «Расходы на перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств», 040101253 «Расходы на перечисления международным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010301430, 010302430, 010303430);

Списание объектов непроизведенных активов, пришедших в негодность, а также выбытие объектов непроизведенных активов при их реализации отражается по дебету счета 040101172 «Доходы от реализации активов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010301430, 010302430, 010303430);

Списание объектов непроизведенных активов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, отражается по дебету счета 040101273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010301430, 010302430, 010303430);

Вложение объектов непроизведенных активов в уставной капитал организаций отражается в размере их балансовой стоимости по дебету счета 020402530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010301430, 010302430, 010303430).

Учет объектов непроизведенных активов ведется на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

010301000 «Земля»;

010302000 «Ресурсы недр»;

010303000 «Прочие непроизведенные активы».

На счете 010301000 «Земля» учитываются объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т.п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов.

На счете 010302000 «Ресурсы недр» учитываются объекты непроизведенных активов в виде природных ресурсов, которые включают в себя подтвержденные запасы ресурсов недр (нефть, природный газ, уголь, запасы полезных рудных и нерудных ископаемых, залегающие под землей или на ее поверхности, включая морское дно), некультивируемые биологические ресурсы (животные и растения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности), водные ресурсы (водоносные пласты и другие ресурсы подземных вод).

На счете 010303000 «Прочие непроизведенные активы» учитываются объекты непроизведенных активов, не учитываемые на других счетах по учету объектов непроизведенных активов, например радиочастотный спектр.

Следует обратить внимание на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 мая 2006 г. № 02-14-10а/1406, в котором разъяснен порядок отражения в бюджетном учете земельных участков.

Непроизведенные активы (земля, ресурсы недр и пр.) становятся объектом бюджетного учета в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот и учитываются на счете 010300000 «Непроизведенные активы».

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 20) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества.

При этом государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету.

Таким образом, постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения.

Учет материальных запасов.

Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения приобретают и используют различные хозяйственные и строительные материалы, оборудование к установке, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства, горюче-смазочные материалы, мягкий инвентарь, материалы для учебных, научных и других целей, а также материалы длительного использования для лабораторных испытаний и научно-исследовательских работ.

К материальным запасам относятся :

· предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

· готовая продукция;

· орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова) независимо от их стоимости и срока службы;

· бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее) независимо от их стоимости;

· специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа), независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным фондам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства - изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п., независимо от их стоимости и срока службы;

· специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;

· форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;

· временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

· тара для хранения товарно-материальных ценностей;

· предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;

· молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;

· многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Основными задачами учета материальных запасов является:

Правильное и своевременное документирование всех операций по движению материалов, своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроль за выполнением договорных обязательств;

Выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением, определение их фактической стоимости для постановки на учет;

Обеспечение сохранности и контроля за движением материалов и правильным их использованием;

Систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализацией.

За сохранность и состояние материальных ценностей, находящихся в учреждении, несут ответственность материально ответственные лица, назначаемые приказом руководителя бюджетного учреждения. Прием на работу, перемещение и увольнение материально ответственных лиц должны быть согласованы с главным бухгалтером. При приеме на работу с материально ответственными лицами заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их классификация и оценка. Классификация материалов в бюджетных учреждениях положена в основу их учета по синтетическим счетам. Для учета материальных запасов предназначены счета:

- 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» : на счете учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.п.;

- 0 105 02 000 «Продукты питания» : на счете учитываются продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.д.;

- 0 105 03 000 «Горюче-смазочные материалы» : на счете учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов (дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и др.);

- 0 105 04 000 «Строительные материалы» : на счете учитываются все виды строительных материалов:

силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица), лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т.п.), строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.п.), металлоизделия (гвозди, гайки, болты, скобяные изделия и т.п.), санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники и т.п.), электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы и т.п.), химико-москательные (краска, олифа, толь и т.п.) и другие аналогичные материалы;

готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.);

оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ;

- 010505000 «Мягкий инвентарь» : на счете учитываются следующие виды мягкого инвентаря:

белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.);

постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.);

одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.);

обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки);

спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.);

прочий мягкий инвентарь;

- 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» : на счете учитываются следующие виды материальных запасов:

спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;

молодняк всех видов животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел независимо от их стоимости;

приплод молодняка при наличии в учреждениях рабочего скота;

посадочный материал;

реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;

хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), используемые для текущих нужд учреждений, канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и др.);

возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т.п.) как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными ценностями;

корма и фураж (сено, овес и другие виды кормов и фуража для животных), семена, удобрения;

книжная, иная печатная продукция, в том числе печатная сувенирная продукция, предназначенная для продажи, кроме библиотечного фонда и бланочной продукции;

запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря;

материалы специального назначения;

иные материальные запасы;

- 0 105 07 000 «Готовая продукция» : счет предназначендляучета изготовленной в учреждениях продукции в рамках деятельности, приносящей доход.

Материальные запасы принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости, с учетом сумм налога на добавленную стоимость , предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату , признаются:

· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей; таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку (транспортные услуги) материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки; суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с их использованием);

· иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материальных запасов к бюджетному учету в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бюджетному учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Фактическая стоимость материальных запасов при их изготовлении самим учреждением определяется исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.

Безвозмездное поступление материальных запасов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), между бюджетными учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств осуществляется по фактической стоимости, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в размере стоимости, предусмотренной в договоре.

Оценка материальных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бюджетному учету.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости .

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся, соответственно, из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

Важной предпосылкой рациональной организации учета является четкая система документооборота и строгий порядок оформления операций по движению материальных ценностей. Поступление, перемещение и отпуск материальных ценностей оформляется соответствующими бухгалтерскими документами.

Документальное оформление поступления материальных запасов

Поступление материалов в учреждение осуществляется в следующем порядке:

а) по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;

б) материалы собственного изготовления, отходов производства, материалы, оставшиеся от ликвидации основных средств;

в) материалы, полученные от подотчетных лиц;

г) безвозмездные получения, централизованные поставки.

Контроль за выполнением договорных обязательств осуществляют соответствующие службы организации.

Отгружая товар покупателю, продавец оформляет транспортные документы (товарно-транспортные накладные, путевые листы, квитанция к железнодорожной накладной и др.). В каждое тарное место продавец вкладывает сопроводительные документы (счет-фактуру, спецификацию, опись, упаковочный ярлык и др.), свидетельствующие о наименовании и количестве находящегося в нем товара. Типовая межотраслевая форма товарно-транспортной накладной №1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. №78.

При выявлении недостачи товара или его ненадлежащего качества по сравнению с данными, содержащимися в транспортных и сопроводительных документах продавца, приемка приостанавливается, оформляется и направляется продавцу уведомление о вызове представителя продавца с указанием времени, на которое назначена двухсторонняя совместная приемка товара, составляется акт на факт выявленной недостачи. Если факт недостачи будет подтвержден при двусторонней приемке, то оформляется совместный акт о приемке материалов (ф. по ОКУД 0315004, типовая межотраслевая форма №М-7, утвержденная Постановлением Госкомстата России № 71а от 30 октября 1997г.) в двух экземплярах за подписями представителей покупателя и продавца, который утверждается руководителем юридического лица-покупателя и служит в качестве первичного приходного документа. Аналогичный акт составляется при выявлении излишков. При отсутствии расхождений материалы приходуются по документам поставщиков.

Обязательные реквизиты первичных приходных документов: наименование поставщика, банковские реквизиты, наименование материальных ценностей, сорт, количество (масса), цена, сумма, дата поступления на склад и расписка материально ответственного лица, принявшего эти ценности.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от ликвидации основных средств, и т.п. оформляют требованиями-накладными (ф. по ОКУД 0315006, типовая межотраслевая форма, утвержденная Постановлением Госкомстата России № 71а от 30.10.1997г.), которые выписывают сдатчики в двух экземплярах. Один из них является основанием для списания материалов у сдатчика, второй направляется получателю и используется в качестве приходного документа.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет, который прилагается к авансовому отчету.

Документальное оформление по расходу материальных запасов

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, является их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов.

Все службы организации должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз из организации материалов. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны. Документы, служащие основанием для отпуска материалов, должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером или лицами, им на то уполномоченными. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации деятельности учреждения, направления расхода и периодичности отпуска и вида материалов.

Выдача материалов со склада производится по следующим документам :

· требование-накладная (ф. 0315006 ): применяется при выдаче материалов со склада и при перемещении материалов внутри учреждения.

Требование составляет кладовщик, отпускающий материалы, в 2 экземплярах: первый экземпляр остается на складе; второй экземпляр передается работнику, который получает материалы. На материалы разных наименований можно выписать общее требование-накладную;

· накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007 ): применяется для учета отпуска материалов на основании договоров. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов;

· меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202 ): применяется для оформления отпуска продуктов питания. Меню-требование составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о количестве довольствующихся лиц. Меню-требование, заверенное установленными подписями лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов питания утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные графиком. Сведения из меню-требования после проверки заносятся в ежемесячную накопительную ведомость по расходу продуктов питания.

· ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203 ): применяется для выдачи в течение месяца кормов и фуража для кормления рабочего скота и других животных. Каждая выдача кормов и фуража подтверждается подписью получателя. Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания выданных кормов и фуража в расход.

· ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210 ): применяется для оформления выдачи материальных ценностей в эксплуатацию для хозяйственных, научных и учебных целей, а также предметов основных средств стоимостью до 3000 рублей за единицу. Записи производятся по каждому материально ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3-12). Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания материальных ценностей в установленном порядке с баланса учреждения.

· акт о списании материальных запасов (ф. 0504230 ): применяется для списания с баланса материальных запасов на основании документов, подтверждающих их количественный расход и утвержденных руководителем учреждения. Акт составляется комиссией, назначаемой приказом (распоряжением), и утверждается руководителем учреждения.

· путевой лист (ф.0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007 ): путевой лист является первичным документом по учету работы автотранспорта, является основанием для начисления заработной платы водителю. Путевой лист выписывается диспетчером или уполномоченным лицом. В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Путевой лист также является подтверждением того, что в производственных целях было израсходовано топливо, и является основанием для списания ГСМ. К горюче-смазочным материалам относятся:

Топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);

Смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);

Специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

В путевом листе проставляются показания спидометра и показатели расхода ГСМ, указывается точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов. Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). Остаток горючего в баке фиксируется в листе на начало и конец смены.

Списание ГСМ производится в пределах норм расходов ГСМ. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Расчет расхода указывается по нормам, утвержденным в организации для данной машины. По сравнению с этой нормой указывается фактический расход, экономия или перерасход по отношению к норме.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации автомобилей. Кроме того, учитывается время года, численность населения пункта, в котором эксплуатируется автомобиль, и прочие факторы, которые могут повлиять на расход ГСМ. Такие лимиты обозначены в Методических рекомендациях к Распоряжению Минтранса России от 14 марта 2008 года № АМ-23-р.

ГСМ в пределах норм списывают на счет учета расходов (при осуществлении приносящей доход деятельности - на счет учета стоимости изготовленной продукции (работ, услуг)). А сверх лимита - на счет учета доходов с последующим восстановлением за счет виновных лиц или за счет установленных источников.

Перерасход ГСМ сверх установленных норм фактически является недостачей. Учет недостач материалов ведут на счете 0 209 04 000. При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба.

Содержание операции Дебет Кредит
Списано израсходованное топливо на основании путевых листов в пределах норм расхода 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов»
На основании путевого листа списан бензин на расходы по предпринимательской деятельности 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ услуг)» 2 105 03 440 «Уменьшение стоимости ГСМ»
Списан перерасход топлива по учетным ценам 1 105 03 440 «Уменьшение стоимости ГСМ»
Отражена недостача топлива по рыночным ценам 1 209 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов» 1 401 01 172 «Доходы от реализации активов»
Удержана сумма недостачи с заработной платы виновного лица 1 302 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» 1 209 04 660 «Погашение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов»

Непроизводственные активы в бюджетном учете - это ошибочное наименование непроизведенных активов, являющихся частью нефинансовых активов бюджетного учреждения. Какие именно нефинансовые активы можно отнести к числу непроизведенных (непроизводственных)? Разбираемся.

Что относится к непроизводственным активам бюджетной организации

Чаще всего ошибочно термином «непроизводственные активы» относительно вопросов учета в бюджетных организациях называют непроизведенные активы. Непроизведенные активы — это то, что не произведено человеком, то есть ресурсы, которые дарованы нам природой. Такие активы используются нами, улучшаются, осваиваются, добываются, иногда уничтожаются, но произвести их мы (чаще всего) не можем.

Понятие непроизведенных активов дано в п. 70 инструкции, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н (счет 10300). В бюджетном учете, нормируемом приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н, для учета непроизведенных активов используется счет 0010310000, там же обозначены субсчета по каждому виду активов. Субсчет 001031000 формирует данные о текущей стоимости всех непроизведенных активов учреждения, являющихся недвижимым имуществом.

К такому типу активов относятся:

  • земля,
  • ресурсы недр,
  • прочие непроизведенные активы.

Главным непроизведенным активом, которым располагает большинство бюджетных организаций, относящихся к органам государственного управления разных уровней, является земля. На субсчете 0010311000 отражается стоимость земли как нефинансового актива учреждения. Субсчета 0010311330 и 0010311430 позволяют корректировать первоначальную стоимость данного актива в сторону увеличения или уменьшения соответственно.

Первоначальная стоимость ресурсов недр (вода и полезные ископаемые) отражается на субсчете 0010312000. Увеличение и снижение стоимости ресурсов проводится, соответственно, по субсчетам 00103312330 и 0010312430.

Прочие непроизведенные активы имеют субсчет 0010313000, а для отражения прироста или снижения их стоимости используются субсчета 0010313330 и 0010313430.

Бухгалтерские проводки операций с непроизведенными активами в бюджетных организациях

Непроизведенные активы могут быть приняты на баланс бюджетной организации в результате:

  • приобретения (покупки, передачи в пользование, дарения);
  • передачи в оперативное управление;
  • выявления неучтенных объектов непроизведенных активов в ходе инвентаризации.

Поступление непроизведенных активов в учете отражается следующими проводками (пп. 20-21 приказа № 174н):

Первичные документы

Приобретение непроизведенных активов, капвложения в неотъемлемые от таких активов улучшения

Акт приема-передачи объекта или группы объектов (ф. 0306001, 0306031), сметы и акты приемки работ по капитальным улучшениям

Получение земли на правах бессрочного пользования (включая землю под объектом недвижимости): отражается или кадастровая стоимость, или стоимость, указанная в акте на право пользования земельным участком за пределами РФ

Акт, справка о кадастровой стоимости земли, о стоимости участков, расположенных за пределами РФ, акты передачи в бессрочное владение

010311330, 010312330, 010313330

Принятие на баланс в результате выявления в ходе инвентаризации

Акт о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов (ф. 0504835)

Изменение стоимости участков земли, которые были приняты к учету раньше, в результате изменения кадастровой цены

Справка об изменении кадастровой стоимости, расчет увеличения (уменьшения) стоимости земельного участка

010311330, 010312330, 010313330

010311330, 010312330, 010313330

Внутреннее перемещение объектов непроизведенных активов в результате смены материально ответственных лиц

Накладная на внутреннее перемещение объектов финансовых активов (ф. 0504102)

Списание (выбытие) непроизведенных активов отражается в учете следующими проводками (пп. 22, 23 приказа № 174н):

Первичные документы

010311330, 010312330, 010313330

Безвозмездная передача непроизведенного актива органам госвласти, госучреждениям или муниципальным учреждениям, включая случаи прекращения прав на оперативное управление

Акт о передаче объектов нефинансовых активов (ф. 504101), инвентарные карточки, которые прикладываются к такому акту

010311330, 010312330, 010313330

Внутриведомственная передача непроизведенных активов

Внутренние документы на такое перемещение: распоряжение, решение соответствующего головного органа, акт передачи, накладная на внутреннее перемещение (ф. 05044102)

010311330, 010312330, 010313330

Передача объектов непроизведенных активов другим приобретателям права на владение (управление) ими (кроме госорганов), в том числе безвозмездно

Решение о передаче прав владения безвозмездно, договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311330, 010312330, 010313330

Выбытие активов при их продаже (реализации) в соответствии с законами РФ

договоры купли-продажи, акты передачи прав владения

010311430, 010312430, 010313430

Расходы в связи с чрезвычайными ситуациями, приведшими к разрушению, выбытию активов

Акт (справка) о чрезвычайном событии, справка Торговой палаты о событиях форс-мажора, повлекших разрушения, акты оценки разрушений и списания

Уценка (дооценка) стоимости непроизведенных активов при проведении переоценки

Формы первичных документов, которыми оформляются операции по движению непроизведенных активов, утверждены приказом Минфина от 30.03.52 № 52н.

Порядок учета непроизведенных активов автономного учреждения

Приказ Минфина от 23.12.10 № 183н устанавливает План счетов и инструкцию по его применению для учреждений, относящихся к числу автономных. Структура Плана счетов для автономников мало чем отличается от Единого плана счетов для учета в бюджетных учреждениях, установленного приказом 157н.

Структура нефинансовых активов в плане счетов автономного учреждения аналогична структуре нефинансовых активов, приведенной в приказе № 174н для бюджетных учреждений.

Итоги

Выражение «учет непроизводственных активов в бюджетных учреждениях» имеет неверную формулировку, так как бухгалтерский учет у бюджетников подразумевает деление активов не на производственные и непроизводственные, а на финансовые и нефинансовые. Непроизводственными активами чаще всего называют активы непроизведенные, учет которых мы рассмотрели в статье.

Непроизведенные активы (НА) – это форма собственности бюджетного субъекта. Учет их нужно осуществлять отдельно от учета . Данное правило относится именно к бюджетным структурам. Учет в коммерческих фирмах ведется по-другому.

Что такое непроизведенные активы

Непроизведенные активы – это объекты, которые задействованы в производственном процессе, однако не считаются продуктами производства. Еще одна характеристика этих активов – наличие на них прав собственности. У компании должны иметься документы, подтверждающие право собственности. Самые распространенные примеры непроизведенных активов – земли, природные ресурсы. Рассмотрим объекты, которые могут быть отнесены к НА:

  • Материальные активы, на которых имеется право собственности.
  • Нематериальные активы, выраженные в форме объектов общественного устройства.

Если у компании нет права собственности на объект, он не может считаться активом. В большинстве случаев непроизведенные активы – это земельные участки и их составляющие, которые нельзя отделить. К последним относятся:

  • Постройки, дороги, тоннели.
  • Плантации и зоны для разведения животных.
  • Недра.
  • Некультивируемые ресурсы.
  • Водные ресурсы, располагающиеся под землей.

Для объектов НА характерны следующие условия:

  • Возможность оценки (определение стоимости).
  • Статус объекта купли-продажи или объекта прочих соглашений хозяйственного характера.
  • Возможность передачи в эксплуатацию.
  • Статус источника финансовых выгод.

Непроизведённые активы не являются продуктом деятельности сотрудников. Это одна из базовых характеристик рассматриваемых активов. Пункт 70 Инструкции №157н указывает на то, что права собственности на активы закрепляются в особом порядке. Как правило, нефинансовые объекты находятся в компании на правах оперативного управления. Исключение – земля, в отношении которой оперативное управление установлено быть не может.

ВАЖНО! НА учитываются только в момент начала их использования в обороте. Предполагается, что активы фиксируются в регистрах бухучета только тогда, когда они реализованы или приобретены, направлены в оперативное управление или задействованы иным образом. Основное условие использования – извлечение выгоды.

Особенности учета непроизведенных активов

Непроизведенные активы нужно фиксировать в учете по их изначальной стоимости. Под первоначальной стоимостью понимаются фактические расходы компании на покупку активов. Исключение – предметы, которые впервые были использованы в обороте. В этом случае начальной стоимостью считается нынешняя рыночная стоимость на момент принятия актива к бухучету. Это сумма, по которой можно реализовать НА. Учет проводится на дату вовлечения объектов в оборот.

Переоценка стоимости непроизведенных активов осуществляется на начало отчетного периода.

В ходе этой процедуры проводится перерасчет начальной или текущей стоимости. Перерасчет текущей стоимости актуален в том случае, если переоценка уже осуществлялась ранее. Итоги перерасчета требуется зафиксировать в бухучете. Учет непроизведенных активов проводится обособленно.

Итоги переоценки не входят в отчетность прошлого отчетного периода. Фиксировать их нужно в бухгалтерском балансе в начале отчетного периода. Оприходования излишков НА, обнаруженных при инвентаризации, фиксируются по рыночной стоимости.

ВАЖНО! К каждому предмету НА, вне зависимости от его эксплуатационного статуса (запас, консервация, использование), присуждается уникальный инвентарный номер. Он применяется в регистрах бюджетного учета. На самих НА обозначать этот номер не требуется.

Получение прав на непроизведенные активы

Право на собственность на основании статьи 131 ГК РФ нужно регистрировать в едином реестре. Фиксируются такие операции как образование прав, их переход к другим лицам, прекращение владения. Регистрировать необходимо следующие права:

  • Оперативное управление.
  • Собственность.
  • Непрерывную эксплуатацию.
  • Пожизненное право собственности, передающееся по наследству.
  • Хозяйственное ведение.
  • Ипотечный кредит.
  • Сервитуты.
  • Прочие права, указанные в ГК РФ или прочих нормативных актах.

Иногда необходима специальная регистрация. Актуальна она в отношении отдельных форм недвижимости. Порядок проведения регистрации, а также основания для отказа в ней прописаны в ГК РФ и ФЗ №122 от 21.07.97. Все нормы актуальны и в отношении бюджетных учреждений, и в отношении коммерческих компаний. К бухучету объекты НА принимаются только после того, как они прошли регистрацию.

ВНИМАНИЕ! На объекты непроизводственных активов амортизация не начисляется.

Базовые правила учета непроизводственных активов

Для учета непроизводственных активов нужно сформировать комплекс аналитических счетов. Открываются они к счету 010300000. Рассмотрим некоторые из счетов, входящих в группу:

  • 010311000 – земельный участок.
  • 010312000 – ресурсы недр.
  • 010313000 – прочие НА.

НА учитываются по одному коду. Они рассматриваются в качестве недвижимости. Единицей бухучета является инвентарный объект.

Инструкция №174н оговаривает варианты поступления НА в организацию:

  1. Покупка. Если объекты приобретаются, нужно учитывать их по первоначальной стоимости. Последняя фиксируется на счете 010613330. Также нужно отображать увеличение стоимости предметов. Стоимость объектов повысится в том случае, если приняты меры по их улучшению.
  2. Передача объекта от головного офиса или подразделений. Передача осуществляется на основании оперативного управления. Она возможна в рамках реорганизации. Начальная стоимость в данном случае не формируется. Оприходование осуществляется по дебету и кредиту.
  3. Обнаружение излишков после инвентаризации. Предмет нужно зафиксировать в учете по рыночной цене.

При учете используются счета, номера которых приведены выше.

К СВЕДЕНИЮ ! Порядок учета оговорен в Инструкции №157н. В 2014 году в этот документ были внесены изменения. На данный момент землю нужно фиксировать в балансовом учете. Прежде объекты учитывались за балансом. Однако в Инструкцию №174н соответствующие корректировки не внесены. По этой причине при учете кадастровой стоимости объектов нужно принимать во внимание Методические рекомендации, приведенные в письме Минфина от 19.12.2014.

Как определить стоимость непроизведенных активов

Налоговая база в отношении непроизводственных активов, на основании статьи 391 НК РФ – это кадастровая стоимость на 1 января отчетного года. Базу нужно определять в отношении каждого участка. То есть для расчета налогов можно использовать информацию, приведенную в бухучете. Никаких дополнительных корректировок при этом не вносится. На основании Конституции и ряда законов природные ресурсы находятся в общегосударственном владении. Отчуждать их в пользу других лиц нельзя. По этой причине невозможна их оценка по рыночной стоимости.

Порядок определения начальной стоимости объектов непроизведенных активов такой же, как и аналогичный порядок в отношении ОС и предметов нематериальных активов. Траты на покупку активов нужно фиксировать на счете, относящемся к капитальным вложениям. После того как начальная стоимость сформирована, образовавшиеся суммы нужно списать в аналитические счета. Перечень трат, которые входят в начальную стоимость при покупке или улучшении активов, изложен в пункте 72 Инструкции №157н.

Непроизведенные активы в бухучете

При улучшении непроизведенных активов используются следующие проводки:

  • ДТ010613330 КТ0302ХХ730. Производится учет затрат на работы и услуги, связанные с капитальными вложениями.
  • ДТ010311330 КТ010613430. Учет неинвентарных трат на поверхностное улучшение.
  • ДТ010312330 КТ010613430. Учет капитальных затрат, которые привели к повышению стоимости ресурсов недр.
  • ДТ010313330 КТ010613430. Учет капитальных затрат, которые привели к повышению стоимости непроизведенных активов.

ВАЖНО! , представленный поставщиками, принимается к вычету только тогда, когда активы покупаются для эксплуатации в деятельности, облагаемой НДС.

Муниципальное или государственное имущество отражается как нефинансовые активы. В качестве основного документа, регламентирующего отчетность по объектам, выступает Инструкция по бухучету. Рассмотрим далее, какие существуют виды нефинансовых активов.

Классификация

Состав нефинансовых активов включает в себя:

  • Юридические формы, образующиеся в процессе деятельности предприятия и способные переходить от одних организаций к другим. В учете они именуются как непроизводственные нефинансовые нематериальные активы. К ним относят документацию, разрешающую владельцу осуществлять ту либо другую деятельность.
  • Экономические средства натурального происхождения. Их именуют как нефинансовые произведенные материальные активы. Они могут являться возобновляемыми или нет. Эти нефинансовые активы могут также включать результаты производственной деятельности предприятия.

К средствам натурального происхождения относят полезные ископаемые, подземные водные источники, некультивируемые природные биологические запасы (растительный и животный мир).

Непроизводственные нефинансовые активы

К ним относят:


Такие нефинансовые активы не выступают как результат процессов, связанных с изготовлением продукции. Они или присутствуют в естественном виде в природе (земля, водные и прочие ресурсы с правом их владения), или возникают в ходе учетных или юридических действий. Они разделяются на материальные и нематериальные. Показатели, по которым характеризуются такие нефинансовые активы, введены в статистическую и бухгалтерскую отчетность. Гудвилл является показателем совокупности факторов, побуждающих клиентов снова и снова обращаться к услугам конкретной операции. В эту категорию относят постоянных клиентов, репутацию, деловые связи, наименование компании, торговые марки, квалификацию персонала и навыки руководителя, запатентованные методы и пр.

Произведенные нефинансовые активы

Они выступают как результат процессов, непосредственно связанных с выпуском продукции. Такие нефинансовые активы в течение продолжительного времени постоянно или неоднократно в неизмененной натурально-вещественной форме применяются при изготовлении продукции, оказании рыночных и нерыночных услуг. В ходе их использования теряется их стоимость. В состав нефинансовых произведенных активов входят:

Запасы

Оборотные фонды считаются важной составляющей национального богатства. Их неоднократно используют в процессе выпуска продукции. Эти нефинансовые активы постепенно переносят свою стоимость на товар или услугу в течение одного цикла. При этом их натурально-вещественная форма изменяется. В состав нефинансовых произведенных активов входят:

  1. Топливо, сырье, материалы (запасы).
  2. Незавершенное производство.
  3. Готовые изделия и продукция для перепродажи.
  4. Материальные резервы.

Ценности

В качестве них выступают дорогостоящие товары длительного использования. Они не подвергаются изнашиванию с течением времени. Их не используют для потребления либо в производстве. Они приобретаются преимущественно в качестве средств сохранения стоимости во времени, поскольку она не должна снижаться относительно общего уровня цен. Ценности включают в себя драгоценные камни и металлы, ювелирные изделия, выполненные из них, произведения искусства и так далее. В системе счетов их приобретение отражается не в качестве расхода на потребление, а как покупка активов определенной категории.

Особенности инвестирования

Вклады в нефинансовые активы являются капиталообразующими, обеспечивающими образование и воспроизводство оборотных и основных фондов компании. В этой связи организация управления такими долгосрочными инвестициями является одной из важнейших задач руководства и менеджеров фирмы. Эффективное администрирование вкладов может осуществляться только тогда, когда ответственные за него лица располагают всей необходимой информацией. Статистическая информация об инвестициях и их потенциале должна отвечать задачам и требованиям рациональной деятельности, целям предприятия, возможностям выполнения глубокого экономического анализа. В процессе формирования системы показателей деятельности следует учесть особенности рыночных условий, экономические признаки производства. Среди наиболее значимых из них следует отметить:

  1. Взаимосвязь со спецификой услуг, работ, продукции.
  2. Ориентацию на приоритетные направления инвестирования.
  3. Связь с нематериальной и материальной сферами деятельности.
  4. Отношение к характеру восстановления оборотного и основного капиталов.

Структуризация значений инвестиционных объемов отражает методологию, посредством которой определяется любой показатель. Это осуществляется путем суммирования первичных нижестоящих элементов в иерархии инвестиций.

Заключение

Таким образом, предприятие имеет в распоряжении не только финансовые, но и нефинансовые активы. Эти средства, в свою очередь, классифицируются на несколько типов. В зависимости от отношения к производственному процессу нефинансовые активы могут быть производственными или непроизводственными. Кроме этого, существует разделение на материальные и нематериальные средства. Особое значение в деятельности руководства предприятия имеет вопрос инвестирования в нефинансовые активы. Вложения должны производиться рационально и обоснованно, как, впрочем, и любое иное целевое расходование средств. При учете нефинансовых активов используются положения инструкции по ведению бухгалтерской документации.