Доходы населения и необходимость их государственного регулирования

Значительное неравенство в распределении доходов социально опасно и не соответствует потребностям современного производства. Платежеспособность населения, обеспечивающая высокий совокупный спрос, выступает важным условием экономического роста. В то же время поддержание высоких стандартов уровня и качества жизни необходимо для воспроизводства квалифицированной рабочей силы, необходимой производству в условиях постиндустриального, основанного на знаниях общества.

Сегодня в экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает прежде всего государственная политика доходов . Она осуществляется по двум основным направлениям:

  1. регулирование доходов населения;
  2. перераспределение доходов через государственный бюджет.

Политика регулирования доходов включает:

  • государственное регулирование оплаты труда. Эта мера имеет особо важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, женщины, иностранные рабочие;
  • индексацию доходов населения в целях защиты их от инфляционного обесценения. Под индексацией понимается увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Государство осуществляет индексацию трансфертных платежей. На уровне фирм в период высокой инфляции требование индексации заработной платы обычно включается в коллективный договор.

Остановимся подробнее на проблеме государственного регулирования оплаты труда. В настоящее время оно включает:

  • законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда;
  • налоговое регулирование средств, направленных на оплату труда организациями, а также доходов физических лиц;
  • установление государственных гарантий по оплате труда.

Основу организации оплаты труда составляет потребительский бюджет работника. В России в качестве такового используется минимальный потребительский бюджет низкого стандарта, реально не позволяющий обеспечить нормальное существование человека. С 1 января 2012 года он составляет 5205 рублей. Однако установленная государством минимальная заработная плата получается практически всегда ниже этого прожиточного минимума, что противоречит не только практике развитых стран, но и Трудовому кодексу РФ (ТК РФ). (Для примера, минимальный размер оплаты труда с июня 2011 года до 31 декабря 2012 составлял 4611 рублей, а прожиточный минимум в целом по России за 3 квартал 2012 года был 6554,6 рубля, для трудоспособного населения - 7275,6 рубля, для пенсионеров - 5073,7 рубля)

Минимальная заработная плата представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Помимо тарифной части, регулируемой в зависимости от минимальной заработной платы, в структуру заработной платы входят премии и вознаграждения, надбавки и доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда.

В бюджетных организациях и на предприятиях государственного сектора экономики регулирование заработной платы осуществляется на основе единой тарифной сетки (ETC).

ETC представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников - от рабочего низшего разряда до руководителя организаций.

Тарифная система оплаты труда - это совокупность нормативов, при помощи которых регулируется уровень заработной платы. Это тарифная сетка и тарифно-квалификационные справочники.

Бестарифная система оплаты труда - это индивидуальные разработки отдельных фирм. Существует также государственное районное регулирование заработной платы и доходов населения, осуществляемое на основе районных коэффициентов и северных надбавок. Эта система была сформирована в условиях жесткой плановой экономики и в рыночных условиях применяется слабо.

Бестарифная система оплаты труда учитывает два фактора:

  1. различия в потребностях населения, занятого трудом равной степени тяжести и сложности (квалификации);
  2. различия в уровне потребительских цен по районам.

Кроме того, учитывается фактор необходимости привлечения населения в отдаленные районы страны, испытывающие дефицит рабочей силы. В советское время многие люди вербовались на Крайний Север и в отдаленные районы страны, так как с учетом действия данной системы могли заработать значительные по тем временам средства.

В настоящее время в зависимости от степени дискомфортности, оцениваемой природно-климатическими, экономико-географическими, социально-психологическими условиями и фактором риска проживания, выделяется пять зон с коэффициентами от 1,0 в самой комфортной V зоне до 1,8–2,0 в самой некомфортной I зоне.

Северные надбавки применяются за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Их минимальный размер составляет 10% заработка, а максимальный дифференцирован по районам страны и по истечении пяти лет непрерывного стажа работы составляет от 30% от заработка на Европейском Севере, в южных районах Сибири и Дальнего Востока до 100% на островах морей Северного Ледовитого океана и на Чукотке.

Коэффициенты за работу в высокогорных районах установлены в зависимости от степени понижения трудоспособности человека в диапазоне от 1,0 до 1,4.

Такая система применяется только на государственных предприятиях. На частных, смешанных и кооперативных предприятиях с учетом районных коэффициентов определяется только минимальный уровень заработной платы. Поэтому сегодня эта система нуждается в серьезном пересмотре.

Политика перераспределения доходов предполагает:

  • аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения и предприятий прямых и косвенных налогов;
  • предоставление населению социальных услуг путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства, физкультуры и спорта, досуга и пр.;
  • финансирование системы социальной защиты, включающей: систему социальных гарантий, систему пенсионного, медицинского и социального страхования, систему социальной поддержки (помощи) населению.

Налоги - обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения. За счет в основном налогов образуется доходная часть бюджета государ­ства, где содержится роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.

Доходная часть бюджета во многих западных странах образуется за счет следующих видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов (кос­венных налогов на товары массового потребления и на услуги), на­логов на предметы потребления.

Наибольший удельный вес составляют: а) налоги на доходы фи­зических и юридических лиц; б) отчисления на социальное страхо­вание (поддержка престарелых, нетрудоспособных граждан).

Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновидность налогообложения - подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль предприятий. Как определяется величина этого налога?

Сначала подсчитывается валовой доход - сумма всех доходов, по­лученных физическими и юридическими лицами из разных источ­ников.

По законодательству обычно разрешается из валового дохода про­извести вычеты:

Производственные, транспортные, командировочные и реклам­ные расходы;

Различные налоговые льготы (необлагаемый минимум дохо­дов; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвали­дов и др.).

Важно установить налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различают следующие ставки налога:

Прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

Пропорциональные - единый процент уплаты налогов независи­мо от размеров доходов (в нашей стране такой налог составляет 13%);

Регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов (рис. 1).


При чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются стимулы к труду и новаторству.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стрем­лению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооб­лагаемая база - заработная плата и прибыль.

Но и без установления очень высоких ставок налога многие биз­несмены, получающие большие суммы прибыли, изыскивают все новые способы избавления от налогов.

Система налогов и сборов в России установлена Налоговым ко­дексом РФ (части первая и вторая).

V Задача 6.7. Какие способы избавления от уплаты налогов применяют нару­шители законодательства?

Налоги на прибыли предприятий составляют важную часть поступ­лений в бюджет (до 20%). Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пони­женные ставки для малых предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.

За счет налогов социальное государство создает условия для до­статочного удовлетворения наиболее значимых потребностей всего населения. Для этого оно берет на себя значительную часть расходов на среднее и высшее образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли нематериального производства и услуг. К этому добавляют­ся большие расходы на социальные программы.

Государство оказывает социальную помощь гражданам, которые нуждаются в содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средства­ми существования. Эта помощь проявляется в виде пенсий, предо­ставления денежных пособий, материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

Надежную систему материального обеспечения нетрудоспособ­ных людей называют социальным страхованием. Государство в России устанавливает и осуществляет разнообразную помощь нуждающим­ся за счет фондов - денежных или материальных средств определен­ного назначения.

В систему финансовой безопасности для нуждающихся входит фонд социального страхования. Из средств этого фонда производятся выплаты трудящимся пособий по временной нетрудоспособности (за период болезней) и др. В этих целях предприятия производят пла­тежи в фонд социального страхования в размерах, установленных законодательными актами (рис. 2).


Государство оказывает социальную поддержку безработным за счет специально выделенных средств федерального бюджета. На эти сред­ства проводятся мероприятия по содействию трудоустройству насе­ления (информация населения о положении на рынке труда, орга­низация общественных работ и др.).

Организуется профессиональное обучение безработных, выплачиваются пособия по безработице и оказывается другая материальная помощь.

Фонд страховой медицины обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Такая помощь осуществляется в объеме и на условиях, которые со­ответствуют программам обязательного медицинского страхования. В фонд обязательного медицинского страхования вносят платежи предприятия, учреждения, организации независимо от форм соб­ственности. Страховые взносы начисляются на средства, предназна­ченные для оплаты труда.

Пенсионный фонд - самостоятельное финансово-кредитное уч­реждение, которое осуществляет государственное управление денеж­ными средствами, предназначенными на выплаты пенсии. Пенсия - регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам по достижении пенсионного возраста. Отчисления в пенсионный фонд предприятия производят с сумм начисленной оплаты труда.

В какой же мере денежные доходы выравнивают социальное по­ложение граждан?

Можно определить дифференциацию (от лат. differentia - разли­чие) денежных доходов среди населения. Это - коэффициент Джини.

Коэффициент Джини характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распре­деления доходов от полностью равного их распределения между все­ми жителями страны.

Так, для определения степени концентрации (скопления) доходов разных слоев общества все денежные доходы населения (принятые за 100%) делятся на пять 20%-ных групп. При этом выделяется пер­вая группа с наименьшими фактически полученными доходами и пятая группа с наибольшими доходами. Коэффициент Джини пока­зывает, что при абсолютно равномерном распределении доходов между всеми группами населения расхождение величины получа­емых сумм денег приближается к нулю, а при усилении дифферен­циации доли групп - к единице.

О коэффициенте Джини на практике можно судить по статисти­ческим данным, касающимся нашей страны (табл. 2).

Таблица 2

Распределение общего объема денежных доходов населения

Показатели 1992 г. 2007 г.
Денежные доходы, всего, 100 100
в том числе по 20%-ным группам
населения:
первая (наименьшие доходы); 6 5
вторая; 12 10
третья; 18 15
четвертая; 26 22
пятая (наибольшие доходы) 38 48
Коэффициент Джини 0,29 0,42

В России коэффициент Джини возрос с 0,29 в 1992 г. до 0,4 в 2007 г., что свидетельствует об углублении дифференциации денеж­ных доходов. Пятая группа увеличила долю получаемых денег с 38 до 46%, в то время как доля первой группы уменьшилась с 6 до 5% всех доходов.

Существенно различался коэффициент Джини в ряде развитых стран. По последним опубликованным данным он составлял следу­ющие величины:

Германия - 28,3;

Франция - 32,7;

Италия - 36,0;

Великобритания - 36,0;

США - 40,8.

Нетрудно заметить, что наибольшей величиной коэффициент Джини достиг в США и России. Этот факт свидетельствует о боль­шом разрыве здесь в уровне денежных доходов самых богатых и са­мых бедных слоев населения. Нетрудно понять, что неограниченный рост коэффициента Джини ведет к наибольшему обогащению круп­ных собственников средств производства. Это, конечно, усиливает социально-экономическое расслоение общества.

Вполне очевидно, что достичь оптимального (от лат. optimus - наилучший) распределения национального дохода в обществе спо­собно только демократическое и социальное государство. Такое го­сударство предотвращает обострение социально-экономических противоречий в обществе.

Источником личных доходов населения является национальный продукт, фонд потребления, из которого каждый получает некую долю в результате первичного и вторичного перераспределения. При этом доходы могут быть получены в различных формах: доходы от трудовой деятельности, занятости в домашнем хозяйстве, использования собственности и капитала, бюджетные трансферты, прочие.

Доходы имеют две формы: номинальные и реальные. Реальные доходы образуются как результат деятельности, приносящей доход, располагаемые суммы для удовлетворения потребностей, они меньше номинальных доходов на величину налогов, других обязательных платежей, потерь от инфляции.

Регулирование денежных доходов осуществляется в единстве, непосредственной связи с расходами. Государство оказывает влияние на доходы и расходы в целях оптимизации баланса доходов и расходов населения. В сводном виде баланс свидетельствует об объемах и структуре доходов и расходов, покупательной способности населения. Основные статьи доходов, отражаемые в балансе: оплата труда наемных работников, доходы от собственности и предпринимательской деятельности, социальные трансферты. Статьи расходов: покупка товаров и оплата услуг, обязательные платежи и добровольные взносы, покупка иностранной валюты, ценных бумаг и др.

Основным источником доходов является оплата труда. Доходы от предпринимательства и собственности составляют почт 20%, что соответствует уровню стран с развитой рыночной экономикой. Однако это следствие не соотношения форм собственности, а нормы предпринимательской прибыли: в России работодатели частного сектора ориентируются на 80-120% прибыли, а на Западе довольствуются 10-30%.

Оплата труда призвана выполнять воспроизводственные и стимулирующие функции, обеспечивать связь между количеством, качеством труда и уровнем благосостояния. Основу оплаты составляет тарифная система, с помощью которой осуществляется дифференциация заработка работников различных категорий. Она включает тарифные ставки (оклады), тарифные разряды (коэффициенты), тарифные сетки. Отнесение видов труда к тарифным разрядам осуществляется на основе тарификации работ.

Присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих (ЕКС).

Тарифная система для работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, является гарантией их оплаты. Тарифная система оплаты работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ предусмотрено придание ЕТКС и ЕКС статуса, обязательного для применения предприятиями независимо от организационно- правовой формы.

Выбор тарифных ставок (окладов) во внебюджетной сфере устанавливается предприятием самостоятельно и закрепляется в коллективных договорах и соглашениях. Тарифная система оплаты труда работников на любом предприятии не должна быть ниже уровня государственных гарантий по оплате труда.

Государственные гарантии по оплате труда работникам независимо от сферы занятости опираются на принципы и нормы международного права и призваны обеспечивать своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, достойное существование семьи.

Государственными гарантиями являются:

  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы;
  • меры, обеспечивающие повышение реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя, размеров налогообложения заработной платы;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы;
  • получение работником заработной платы в случае неплатежеспособности и прекращения деятельности работодателя;
  • государственный надзор и контроль за реализацией гарантий по оплате труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на всей территории страны в качестве социального стандарта. Он периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни и социально-экономического положения в стране. Поставлена задача повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. В коллективных договорах и тарифных соглашениях могут устанавливаться минимальные тарифные ставки и оклады выше минимального размера оплаты.

Повышение уровня реального содержания заработной платы осуществляется в виде ее индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация призвана полностью или частично возместить удорожание, поддержать покупательную способность денежных доходов. Для бюджетных организации индексация проводится на основе закона и иных нормативных правовых актов, в организациях небюджетной сферы порядок индексации определяется коллективными договорами или нормативными актами организации.

В бюджетной сфере государство регулирует как общий уровень оплаты, так и соотношения в оплате между категориями работников, отраслями, регионами с помощью тарифной системы, финансовой поддержки и других рычагов. Оплата труда в бюджетной сфере не должна опускаться ниже 80-85% средней заработной платы в промышленности, оклады руководителей устанавливаются в кратном отношении к ставке основного работника организации. Кратность определяется органом исполнительной власти. Единая тарифная сетка (ETC), утвержденная постановлением Правительства РФ для бюджетных организаций, содержит 18 разрядов 1 ETC не распространяется на государственных служащих, оплачиваемых на основании Указа Президента РФ. Заработная плата высших должностных лиц называется денежным вознаграждением. Лицам рангом ниже (руководитель департамента в министерстве) выплачивается денежное содержание, оно включает кроме оклада различные доплаты и надбавки. .

Под эгидой Международной организации труда разработана «Стратегия сокращения бедности в России». Для индексации заработной платы бюджетникам рекомендовано использовать средства, получаемые в результате как экономического роста, так и совершенствования механизма распределения национального дохода.

В частном секторе государство ограничивается незначительным вмешательством в организацию штаты, и основным регулятором здесь выступают коллективные договоры и соглашения. Стороны трудового договора имеют свободу выбора в установлении размеров оплаты труда. Оплата зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, ее максимальный предел не устанавливается. Ограничение размера оплаты труда снизу не имеет для предприятий практического значения, так как не участвует в реальных расчетах по оплате труда. Не является надежным регулятором и коллективный договор работников с работодателем, их заключают далеко не все предприятия; на многих из них отсутствуют профсоюзные организации.

Оплата труда в реальном выражении в 2004 г. все еще оставалась ниже уровня 1990 г. 2 Регионы имеют право оплачивать разряды по более высоким ставкам. Так, ставка 1-го разряда ETC - 1100 руб. в месяц, 18-го разряда - 4950 руб., в Москве - соответственно 2500 и 11.4 тыс. руб. (при средней заработной плате в 2005 г. 17.3 тыс. руб.). Средняя начисленная заработная плата в феврале 2006 г. составила 9.1 тыс. руб. В 1990 г. она равнялась 180 руб., на эти деньги можно было купить 1200 кг хлеба, в настоящее время - только 900 кг. : 60% занятых в сельском хозяйстве, сферах культуры и здравоохранения имеют доходы ниже прожиточного минимума, а средняя оплата лишь в 1,5 раза превышает прожиточный минимум и в несколько раз ниже пособия по безработице в развитых странах.

В целом государственное регулирование распределительных отношений неэффективно. Оплата труда стала больше зависеть от факторов, не имеющих отношения к количеству и качеству труда, работодатели в основном руководствуются принципом «по результатам собеседования».

В развитых странах фонд оплаты определяется по фиксированным часовым ставкам, выделяются обязательные и дополнительные элементы оплаты, оптимально сочетаются гарантированный и возможный заработки, большое значение придается премированию руководителей и специалистов. Обязательные элементы оплаты фиксируются в коллективном или индивидуальном договоре; в минимальную ее часть включаются расходы по оплате квартиры, содержанию автомобиля, домашние расходы, отпускные и некоторые другие статьи.

Основными мерами дополнительного стимулирования являются:

  • повышение заработной платы с учетом результатов труда;
  • краткосрочные премии по результатам работы;
  • надбавки за сложность, условия труда, стаж;
  • социальные выплаты (страховка и др.);
  • повышение по должности с большей ответственностью;
  • участие в управлении;
  • владение акциями компании;
  • прочие формы (надбавки за инициативность, личные достижения, участие в сбыте, снижении затрат, премии за рационализаторские предложения и т.д.).

В США в основе оплаты - требования к выполняемой работе и результаты ее выполнения; в Японии придается важное значение анкетным данным работника, его возрасту; в Европе прежде всего учитывают квалификацию и сроки профессиональной подготовки.

Верхняя граница заработной платы находится в зависимости от степени напряженности и ответственности труда, затрат физической и умственной энергии и других факторов. Она определяется предельной производительностью труда по той оценке, которую дают главы фирм. Ни один из них не станет платить работнику больше того дохода, который он приносит предприятию.

При определении нижней границы заработной платы как модифицированной стоимости рабочей силы на первый план выдвигаются не только прожиточный минимум, но и налог на доходы и прочие налоги на физических лиц, рост платности услуг.

Если заработная плата будет определяться только себестоимостью рабочей силы. т.е. физическими, интеллектуальными и другими затратами, имевшими место в процессе трудовой деятельности, то ее хватит лишь на компенсацию этих затрат и простое возобновление способности к труду. А нужны средства на развитие рабочей силы (повышение образовательного, информационного, культурного уровня, квалификации), содержание нетрудоспособных членов семьи.

Средняя равнодействующая оплата устанавливается, в конечном счете, с учетом состояния рынка труда, спроса и предложения рабочей силы.

Научно-технический прогресс, рост производительности труда ведут к сокращению потребности в рабочей силе, но не обязательно - к экономии на заработной плате в той же пропорции, так как занятые работники вправе рассчитывать на повышение оплаты в результате прогресса. Становится ли это реальностью, зависит от политики бизнеса и состояния рынка труда.

В России бизнес еще молодой, и немало его представителей, пребывая в эйфории от вседозволенности, не вспоминают о социальной ответственности. Государство должно экономически и административно напоминать им о необходимости увеличения фондов потребления и накопления, учета социальных последствий своей деятельности.

Оптимизация фондов потребления и накопления требует введения механизма повышения оплаты труда в реальном секторе за счет сокращения предпринимательского дохода, не используемого на нужды накопления. В соответствии с рекомендациями, подготовленными Институтом социальной политики Академии труда и социальных отношений, для регулирования предпринимательского дохода устанавливается государственный норматив заработной платы, который обязаны соблюдать все работодатели. Норматив оставляет предпринимательский доход в остатке, при необходимости его ограничивает в интересах соблюдения нормы или накопления, или потребления. При убыточности производства накапливается долг по заработной плате. Конкуренция должна не позволить поднимать цены с целью компенсации снижения предпринимательского дохода.

В России политика регулирования доходов населения должна учитывать региональную дифференциацию социально-экономического развития. Базовые условия жизни не должны существенно зависеть от места проживания. Грамотная социальная политика особенно необходима в сельских районах, депрессивных регионах, северных территориях.

Положение сельских жителей значительно ухудшилось в результате ликвидации колхозно-совхозной системы, неразвитости фермерского хозяйства, деградации социальной инфраструктуры села. В депрессивных регионах не работают многие предприятия, не создаются новые рабочие места, отсутствуют условия для развития предпринимательства, что повышает социальную напряженность. Из северных территории, которые ранее интенсивно заселялись и благоустраивались, идет отток населения из-за падения производства и уровня жизни.

Выравнивание региональных производственных различий в первую очередь зависит от устремлений частного капитала и возможно лишь в отдаленном будущем. Пока же у бизнеса есть более привлекательные объекты для вложения средств. Государство ориентирует капитал на освоение тех или иных территорий лишь в целях повышения потенциала по экспорту сырья. В таком случае полнее должны использоваться возможности бюджетного территориального выравнивания, учитывая всевозрастающую концентрацию финансовых ресурсов в федеральном бюджете.

Финансовые ресурсы федерального бюджета позволяют увеличить расходы на жизнеобеспечение регионов и зон с особо сложными условиями хозяйствования и проживания, демографическими и миграционными проблемами, оказавшихся в неблагоприятной социально- экономической ситуации. Инструментами реализации такого направления региональной политики являются целевые трансферты, субвенции на образование, здравоохранение, социальную защиту населения, федеральные и региональные программы привлечения инвестиций и структурной перестройки.

Принята федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов (2002-2010 годы и до 2015 г.)». Целью программы является сокращение различий по основным показателям между наиболее развитыми и отстающими регионами (сейчас различия в десятки раз). Чтобы реализовать эту программу, должны создаваться условия для развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже средних по стране, создаваться благоприятная среда для предпринимательства и инвестиций, повышаться эффективность государственной поддержки субъектов РФ.

Однако суммарный объем финансирования составляет всего 66,3 млрд. руб. в течение 14 лет, из них средства федерального и ре- тонального бюджетов - 27,5 млрд. руб., или около 40%. Причем исполнителями программы назначены субъекты РФ и организации, определяемые на конкурсной основе. Они же несут ответственность за своевременное и полное выполнение программы.

Качественные сдвиги в развитии производства, рост объемов продукции и ее качества не возможны без глубоких преобразований во всем хозяйственном механизме, одним из важнейших звеньев которого является регулирование доходов и оплаты труда. В условиях рыночной экономики существуют объективные и субъективные факторы, которые обязательно следует учитывать при организации заработной платы на предприятиях.

К числу основных объективных рыночных факторов относятся стоимость рабочей силы, цены на средства труда и готовую продукцию, рынок сбыта товаров и его конъюнктура, механизм конкуренции, прибыль и т.д. Подобные факторы влияют на оплату труда независимо от государства и самих предприятий. При организации заработной платы основная роль принадлежит объективным факторам; менеджеры лишь могут и обязаны их учитывать.

К числу субъективных факторов относится регулирование государственное, самими предприятиями и профсоюзное.

Известно, что при рыночной экономике государство, хотя в значительно суженном виде, но сохраняет регулирующую функцию. Эта функция распространяется и на область доходов и оплаты труда. Регулирование доходов и оплаты труда на уровне макроэкономики имеет место во многих странах с развитой рыночной экономикой и является составной частью социально-экономической политики. Государство не может отказаться от регулирования доходов и оплаты труда, если не налажены рыночные механизмы саморегулирования, если на большинстве предприятий отсутствует реальный собственник, заинтересованный в реструктуризации и развитии производства. Кроме того, переход от централизованной системы решения проблем социальной сферы к рыночной не может произойти автоматически и стихийно, так как преобразования затрагивают глубинные, сущностные элементы системы.

Выделим следующие наиболее существенные цели государственной концепции доходов. Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение реальной заработной платы, для чего необходимо проводить ее индексацию, сократить задолженность и сделать платежи по ней первоочередными, принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы. Необходимо ускорить процесс сближения минимальной заработной платы со средним прожиточным минимумом. Для этого следует освободить минимальную заработную плату от функций регулирования социальных трансфертов, так как это сдерживает ее повышение, ибо связано со значительными бюджетными расходами.

Для обеспечения реального увеличения доходов необходимо усилить разграничения между налогообложением заработной платы и предпринимательских доходов, установив более льготный порядок для наемных работников и к ним приравненных (льготность заключается в более низком стартовом обложении и менее прогрессивных ставках). Следует укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы, отчисления от которого формируют пенсионный фонд. Законодательно, организационно и экономически необходимо сформировать механизм регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности.

Политика государственного регулирования доходов сегодня противоречит финансовой стабилизации, так как осуществляется за счет сокращения государственных выплат по всем статьям социальных расходов государственного бюджета.

Изменения претерпели также основные функции, связанные с воздействием государства на доходы населения. Эти перемены проявляются, прежде всего, в переориентации административно-командных функций на социально-защитные, которые направлены на смягчение негативных последствий переходной экономики. Среди приоритетных направлений можно выделить такие изменения функционального характера, как:

  • o обеспечение условий для зарабатывания доходов и создание равных возможностей при реализации прав на долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов;
  • o реализация социальных программ структурной переориентации экономики, направленных на жилищное строительство, образование, здравоохранение и т.д., а также на поддержку отраслей, обеспечивающих социальное развитие общества;
  • o уменьшение нежелательных, обусловленных переходным периодом, различий в получении и распределении доходов;
  • o проведение разумной политики сочетания налогообложения с социальной поддержкой (льготы производителям средств жизнеобеспечения, мелкому бизнесу, поощрение благотворительности, транспортные платежи, субсидии и т.д.).

Государственное регулирующее воздействие на доходы населения состоит в осуществлении мер, направленных на предотвращение негативных социальных последствий, связанных со становлением рыночного механизма. Формы государственного регулирования складываются из материальных, институциональных и концептуальных составляющих.

Материальное основание государственного регулирования доходов зависит от объемов национального производства и размеров той доли, которая перераспределяется централизовано через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельности соответствующих учреждений. Концептуальная опирается на использование той или иной теории в правительственной социальной политике.

Государственный механизм регулирования достаточно сложен и включает первичное распределение (оплату труда, другие первичные доходы населения и предприятий); перераспределение через государственный бюджет, налоговую и трансфертную системы; конечное распределение - через операции и услуги населению.

В ходе первичного государственного распределения доходов устанавливается верхний предел увеличения номинальной заработной платы в государственном секторе. Экономическое значение регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Первичное регулирование доходов используется государством как для повышения конкурентной способности национальной продукции, поощрения инвестирования, так и для сдерживания роста заработной платы и инфляции.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет, состоит из дифференцированного налогообложения различных групп, получателей доходов и социальных выплат населению.

Организуя бюджетное перераспределение доходов, государство решает несколько проблем: повышение доходов малоимущих слоев населения, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы, ослабление социальной напряженности.

Можно выделить следующие экономические, законодательные, согласительные, административные методы.

К экономическим методам относятся определение минимальных размеров оплаты труда, налоговая политика, регулирование оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и государственных служащих, занятости и др.

Рост минимальной заработной платы зависит от экономических возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Если не учитывать такой фактор, то это может привести к задержкам выплат заработной платы работникам, к дефициту бюджета и т.д. Вместе с тем минимум оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, которые необходимы для нормального физического воспроизводства рабочей силы, т.е. прожиточный минимум, что в свою очередь зависит от денежной политики государства.

Налоговые поступления в бюджет обеспечивает налоговая политика, без этого невозможно организовать перераспределение доходов, наладить эффективное стимулирование экономического роста. Например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке.

Регулируя оплату труда в бюджетной сфере, государство исходит из своих экономических возможностей. Усилиями этой сферы формируется человеческий потенциал любого общества. Велика роль этой сферы в укреплении здоровья, проведении досуга. Повышая расходы на содержание этой сферы, государство осуществляет социальную ориентацию экономики на развитие личности. Существует и обратная связь: более сложный, творческий труд создает в единицу времени большую массу продукции, что ведет к экономическому росту.

Законодательные методы. Важное место в регулировании доходов занимают вопросы разработки его законодательной и нормативной базы, которая является исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, нормы рабочего времени - для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, создания безопасных условий труда; ставки налогов - для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные и др.)

Для регулирования доходов и качества жизни населения наиболее значимыми являются Конституция РФ (Основной закон), Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, законы о реформировании экономики, о занятости, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ (о повышении минимальной заработной платы, правовом обеспечении коллективно-договорной системы, социальном обеспечении и страховании, социальных гарантиях и др.).

Административные методы. Они не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба, базируются на силе власти и включают меры запрета, разрешения или принуждения.

С переходом к рыночной экономике некоторые прежние административные меры сохранились, но появились и новые: прямой государственный контроль над монопольными рынками; разработка стандартов, контроль за их соблюдением; образование и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, ниже которой - нищета; защита интересов нации - лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом.

Согласительные методы. Во многих странах эти методы находят широкое распространение и считаются самыми экономическими и "бескровными". Социальное партнерство - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.

Идея социального партнерства, разработанная в 1950-е гг. Л. Эрхардом, Р. Балогом и другими, исходит из необходимости согласования общественных интересов, представленных с одной стороны профсоюзами наемных работников и с другой - объединениями предпринимателей ради успешного экономического развития страны. Оно предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальными объединениями работодателей и профсоюзами "общественного договора" в области экономической и социальной политики.

В соглашениях разного уровня (в Генеральном - на федеральном уровне, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях - на отраслевом и территориальном уровнях, в коллективных договорах - на предприятиях) отражаются вопросы о размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат, о порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и др.

Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда. Ее становление в России тормозят два фактора:

  • 1) обесценивание рабочей силы, в результате чего заработная плата не может выполнять свою воспроизводственную функцию;
  • 2) неоправданная дифференциация заработной платы по категориям работников на предприятиях одной и той же отрасли, территории, а также по отдельным отраслям и регионам.

Каждый метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия. К числу мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы на своей территории, регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, установление системы районных коэффициентов, государственное инвестирование, субсидирование программ по повышению эффективности производства, освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников и выделения определенного числа работников для выполнения общественно необходимых работ и т.д.

К числу косвенных способов воздействия относятся льготное налогообложение малоимущих слоев населения; избирательность процедуры распределения бесплатных благ.

Доходы участников рыночной экономики распределяются по степени участия факторов производства (земля, труд, капитал и предпринимательство). Факторная теория доходов не фиксирует размеры доходов отдельных лиц, которые формируются из различных нефакторных источников.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

От уровня доходов прямо зависит уровень потребления населения. По степени воздействия на процесс потребления различают: номинальные, реальные и реально располагаемые доходы населения.

Номинальные доходы населения - это денежное выражение доходов, полученных за определенный период. Они характеризуют уровень доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

В социально ориентированной экономике доля номинальных доходов населения в ВВП колеблется в зависимости от уровня развития страны и составляет в среднем 65-75%.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы, уменьшенные на сумму обязательных платежей и налогов, которые представляют собой денежное выражение суммы, присваиваемой непосредственно населением для окончательного потребления. Их величина определяется по формуле:

Др = Дн - Нп,

где Др - располагаемые доходы;

Дн - номинальные доходы;

Hn - сумма налогов и обязательных платежей.

Располагаемые доходы выражают отношение между государством и населением по поводу использования полученных денежных средств. В системе национального счетоводства располагаемые доходы соответствуют той части ВВП, которая поступает населению для потребления. Чем больше величина располагаемых доходов, тем большая часть ВВП расходуется на потребление и тем больший объем необходимых материальных благ поступает для поддержания жизнедеятельности населения.

Реально располагаемые доходы - это доход, скорректированный на уровень цен.

Величина реально располагаемых доходов растет, если рост цен не опережает роста реальных доходов, в противном случае - располагаемые доходы падают, что приводит к снижению платежеспособного спроса и сокращению объемов производства. Снижение располагаемых доходов вызывается следующими причинами:

во-первых, несбалансированными пропорциями между динамикой цен (на продукты питания, непродовольственные товары, транспорт, жилье) и доходами;

во-вторых, ростом тарифов на услуги, которые увеличиваются быстрее, чем цены на потребительском рынке;

в-третьих, ростом доли населения, уровень жизни которого ниже прожиточного минимума; усугублением процессов бедности, увеличением доли той части населения, которая живет ниже черты бедности.

Таким образом, несмотря на рост номинальных доходов, их реальная величина с учетом инфляции и налогов может падать, что приводит к снижению покупательной способности, сужает потребительский рынок, сдерживает рост объемов производства.

Основными видами доходов населения являются: оплата труда (вместе с различными начислениями и доплатами), социальные трансферты, доходы от собственности и др. В целом система видов доходов населения представлена на рис. 17.1.1.

Оплата труда - это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, за отработанное время, включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени, оплачиваемого в соответствии с трудовым законодательством и коллективными трудовыми договорами. Ее источником выступает фонд заработной платы.

Этот вид денежных доходов населения включает начисленные предприятием, учреждением, организацией любой формы собственности все виды оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Наряду с оплатой труда в условиях формирования рыночной экономики составляющим элементом системы доходов населения стали доходы от предпринимательской деятельности.

Характеризуя предпринимательство и доходы, получаемые от данного вида деятельности, необходимо подчеркнуть, что его социально-экономические типы существенно различаются: предпринимателем может быть мелкий собственник, управляющий акционерным обществом (менеджер), кооператор, арендатор, использующие наемный труд. Предпринимательской деятельностью занимаются как отдельные люди, так и группы людей (коллективное предпринимательство).

Рис. 17.1.1. Виды доходов населения 44

Формирование рыночных отношений внесло существенные коррективы в доходы, получаемые, с одной стороны, в форме заработной платы - с другой, от собственности, предпринимательской деятельности, самозанятости населения. Если в 1990 г. эти доходы в их общем объеме составляли лишь 11,2%, то в 1998 г. - уже 54,4%, а снижение их в 1999 г. до 21% объясняется снижением доли других доходов (из этого показателя выводится скрытая заработная плата). Доходы от предпринимательской деятельности возросли в 3,5 раза, достигнув 12,7%. Быстрыми темпами росли доходы от собственности, хотя удельный вес их остается небольшим - 7,4%.

Важное место в доходах населения занимают общественные или так называемые социальные трансферты.

К ним относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, страховые возмещения, выигрыши по лотереям, возмещение расходов инвалидам, возмещение ущерба репрессированным гражданам, а также бесплатные услуги, составляющие часть доходов граждан.

Фонды общественного потребления, достаточно объемно и доступно функционировавшие при социализме, сегодня практически разрушены. Единственно, что их сегодня еще представляет - это частично бесплатное образование и здравоохранение.

Доходы населения от собственности включают:

■ доходы по акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности предприятия, учреждения, организации;

■ проценты по вкладам, причитающиеся вкладчикам кредитных организаций, Сбербанка России и Внешэкономбанка (выплачиваемые в течение года и начисленные на остаток вкладов в конце года);

■ выплаты дохода по государственным и другим ценным бумагам Сбербанком России и кредитными организациями;

■ предварительную компенсацию по вкладам граждан;

■ доходы населения от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья.

Определенная и всевозрастающая часть доходов населения страны приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), коллективное садоводство и огородничество. До 70-х гг. преобладало негативное отношение к ЛПХ, и масштабы их развития были незначительны. Так, в начале реформ доходы от ЛПХ составляли 2,3% в семьях рабочих и служащих, 21,5% в семьях крестьян .

В основном ЛПХ ориентированы на удовлетворение личных потребностей владельцев (на получение доходов в натуральной форме). В 90-е гг. сельское население из ЛПХ удовлетворяло свои потребности в картофеле на 95%, мясе - 79%, молоке - 82%, яйцах - 97%. Приусадебные и садово-огородные участки городских семей и жителей поселков обеспечивают около 50% потребностей в картофеле, овощах, ягодах и фруктах.

Около четверти произведенных в JlllX продукции реализуется на рынке, принося доход в денежной форме. Но, по большему счету, реализуется так называемая традиционная или «пролетарская» стратегия модельного поведения домашних хозяйств, основанная на выживании внерыночного сектора эко-

Таким образом, JlllX превратилось для некоторой части населения в основное средство выживания.

Доходы от продажи продуктов личного подсобного хозяйства включают выручку от продажи скота и другой сельскохозяйственной продукции на рынках, заготовительным организациям потребительской кооперации, фермерским и государственным хозяйствам, различным организациям и др.

Доходы от JlllX оказывают положительное воздействие на рост доходов и снижение дифференциации доходов населения, особенно сельского. В совокупных доходах сельских семей доля доходов от них достигает 25-35%, а в городских - 3-5%.

Это связано не только с различиями в уровне доходов этих групп, но и с различиями в обеспечении городского и сельского населения земельными участками. По данным социологов, в среднем четверть городских семей имеют дачи, от 3 до 8% - земельные участки, а среди сельских семей 80% имеют садовые, огородные и приусадебные участки. У сельских семей, как правило, участки большие. Среди городских семей у 64,5% размер участка составляет 0,06 га, а среди сельских семей более чем у половины участок превышает 0,1 га.

Доходы от JlllX могут выступать не только в денежной, но и в натуральной форме.

Натуральные доходы представлены продуктами, которые используются производителями для собственного потребления или бартерного обмена на товары и услуги с другими гражданами. По-

требление продукции JlllX позволяет домашнему хозяйству сэкономить денежные средства, уменьшить долю расходов на питание в структуре денежных расходов. Экономия денежных средств в домашнем хозяйстве может быть рассчитана по формуле:

где j - виды продуктов;

Q - количество продуктов каждого вида, потребленных в домашнем хозяйстве;

р - цены на продукты аналогичного качества. Аналогично можно рассчитать и экономию, полученную в результате бартерного обмена продукции JlllX на товары и услуги, произведенные другими гражданами.

Кроме того, граждане получают и другие виды доходов от самозанятости, оказывая услуги другим гражданам и получая плату за них наличными, не отражаемую в документах. Определить точно размер доходов от самозанятости невозможно. Не могут быть точно отражены в балансе также доходы от теневой экономики. В данном случае возможно применение экспертных оценок и результатов социологических обследований.

Другие поступления включают:

Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда и выплат социального характера;

Поступления из финансовой системы, в том числе изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; изменение задолженности по ссудам, выданным кредитными организациями гражданам на потребительские цели; изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица;

Доходы населения от продажи иностранной валюты (коммерческим банкам и Сбербанку России);

Прочие поступления, в том числе: от продажи утильсырья, металлолома и т. д. (несельскохозяйственные заготовки), другие доходы;

Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм);

Доходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, включая командировочные расходы, авторские вознаграждения, надбавки к заработной плате, выплаченные работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы, полевое довольствие, стоимость выдаваемых бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам и т. п.;

Изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

Изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели кредитными организациями;

Изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит;

Изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица.

В составе прочих поступлений учитываются выручка от продажи металлолома, утильсырья и кустарно-ремесленных изделий (несельскохозяйственные заготовки) и другие доходы.

В этой статье учитываются выплаты из средств, выдаваемых предприятиям и организациям кредитными организациями на хозяйственно-операционные и другие расходы. В ней также отражены доходы населения от индивидуальной предпринимательской деятельности. Отражается здесь часть неучтенной заработной платы (например, денежное и вещевое довольствие военнослужащих Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.), а также заработная плата, укрываемая от налогообложения и выплачиваемая в различных формах - в виде покупки своим работникам автомобилей, квартир, денежной помощи на строительство индивидуального жилья, приобретение садового участка, предметов длительного пользования, беспроцентного кредита, открытия индивидуального счета в банке и т. и.

Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных сумм), увеличивают объем денежных ресурсов населения, предъявляемых в данном регионе (республике, крае, области) на покупку

товаров и оплату услуг, и поэтому учитываются в доходной части баланса. Если сумма денег, переведенных по почте, больше полученных сумм, то разность (сальдо) учитывается в расходной части баланса, поскольку в этих случаях уменьшается объем денежных ресурсов на покупку товаров и оплату услуг в данном регионе (республике, крае, области). Для расчета полученных (отправленных) сумм по переводам используются данные о почтовых и телеграфных переводах через предприятия связи.

Изменение структуры доходов населения за период перехода к рыночной экономике показано в таблице 17.1.1.

Таблица 17.1.1

Структура доходов населения РФ в 1990-2000 гг. (%) 47

Наименование денежных доходов 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Денежные доходы - всего, в т.ч.: 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
оплата труда 74Д 623 73,6 61,1