Стадии «отмывания. Отмывание денежных средств и иного имущества: позиция ВС РФ

К серьезным преступлениям, совершаемым на территории РФ, относятся действия, связанные с отмыванием капиталов, иного имущества. Отмывание денег – это любые операции, связанные с финансами и имуществом, которое было приобретено в собственность незаконны способом. Уголовная ответственность и наказание за подобное преступление рассматриваются в статье 174 УК РФ.

Что такое отмывание денег

Особенно остро стоит вопрос извлечения незаконной прибыли в процессе реализации одной из теневых схем, включая финансирование террористический группировок, лиц, связанных с терроризмом. Введение закона №115-ФЗ призвано регулировать множество неясностей относительно процедуры выявления и превентивных мерах, пресекающих развитие негативных сценариев расширения сфер незаконной деятельности преступных организаций.

Положения закона №115, принятого в августе 2001 года, направлены на противодействие отмыванию незаконно полученных доходов (их легализации в экономике).

Законом №115-ФЗ приводятся разъяснения относительно того, что входит в понятие «отмывание денег», и каковы инструменты для выявления преступной деятельности, связанной с легализацией капитала.

В рамках определения понятия под отмыванием доходов понимают денежные поступления в виде наличности или безналичные перечисления, ставшие результатом незаконной деятельности преступников. Таким образом, доход, полученный преступным путем, представляет собой прибыль, полученную при проведении преступных схем, требующую дальнейшей легализации для свободного использования в коммерческих и личных целях.

Термин «отмывание денежных средств» (другое название – легализация) неотъемлемо связан с операциями, направленными на придание деньгам, полученным преступным путем, законного статуса в пределах правового поля.

Легализация предполагает переход денежных средств из наличности в безналичную форму, конечная цель которого — скрыть настоящий источник дохода. Первые шаги по легализации зачастую связаны с подделкой документов для создания видимости ложных сделок. Возврат денежной массы истинному владельцу уже происходит законным путем, выводя его капитал из теневого оборота, создавая репутацию добросовестного приобретателя.

Описание процесса легализации

Любая операция по отмыванию средств характеризуется определенной последовательностью, представляя собой несколько шагов:

  1. Совершение преступления с незаконным добыванием денег или имущества. К таким преступлениям могут относиться мошеннические действия, деятельность террористов, взятки, коррупция, торговля наркотическими веществами, доход от организованной преступности, иные способы.
  2. Размещение средств в потоке «чистых» коммерческих капиталов.
  3. Сокрытие следов реального источника появления капиталов с переводом средств на счета в иностранных банках, иные инвестиции, никак официально не связанные с преступниками.
  4. На стадии интеграции средства банковских счетов в других странах возвращаются преступникам на абсолютно законных основаниях в качестве их дохода.

В результате возникают ситуации обогащения, настоящая причина которого практически не отслеживается. Задача государственных служб – своевременное выявление и препятствие отмыванию незаконных капиталов, а также привлечение ответственных в этом деянии людей к ответу в рамках уголовного и административного законодательства.

Несение уголовной ответственности

Не только сами преступники, совершившие операции по легализации средств, несут уголовное наказание, но и лица, которые не оказали противодействия в момент отмывания средств. Правда, меры к таким гражданам применяются на основании Кодекса об административных правонарушениях (в частности, ст. 15.27 КоАП РФ). Ответственность применяется как к должностным лицам, так и к обычным физическим лицам. Если будет доказано, что лицо оказало прямое способствование отмыванию средств, вина рассматривается на основании уголовного законодательства.

Виновных в преступлениях по отмыванию средств или имущества ждет наказание согласно ст. 174 УК РФ:

  • штраф на сумму равную 120 тысячам рублей или годовому заработку осужденного (зарплата или иной доход);
  • если преступление связано с легализацией больших объемов отмытых средств, штраф увеличен до 300 тыс. рублей, альтернативным наказанием служит начисление штрафа в размере двухлетнего заработка, или нахождение в заключении сроком до 4 лет с возможным штрафом в пределах 100 тыс. рублей или полугодового заработка осужденного, судья также может назначить отбывание срока без выплаты штрафа;
  • возможно назначение принудительных работ или отбывание срока в течение 2 лет, а также дополнительное начисление штрафа до 50 тыс. рублей или трехмесячного заработка осужденного.

На видео о проведении проверок

Если речь идет об отмывании средств на особо крупные суммы, совершенном в результате сговора отдельной группы лиц злоумышленников (пункты «а» части 3 ст. 174 и ст. 174-1 Уголовного Кодекса), а также в случае легализации крупных сумм, совершенной должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (пункты «б» части 3 ст. 174 и ст. 174-1), предусмотрено более суровое наказание длительностью от 4 лет. Максимальный срок наказания – 8 лет. В качестве дополнительного наказания применяется штраф на сумму до 1 миллиона либо в размере пятилетнего заработка. Назначение штрафа выполняется по усмотрению судьи.

Термин «отмывание денег» впервые был использован в 1980-х гг. в США применительно к доходам от нарко­бизнеса для обозначения процесса преобразования нелегально полученных денег в легальные. С тех пор предложено много опре­делений этого понятия. Президентская комиссия США по орга­низованной преступности в 1984 г. ввела следующую формули­ровку: «Отмывание» денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или неза­конное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхожде­ние».

В международном праве определение легализации («отмыва­ния») денег от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркоти­ческих средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988г., оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») денег от преступной деятельности понимаются:

· Конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правона­рушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

· сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, ме­стонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлин­ных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонару­шений или правонарушения, в результате участия в таком право­нарушении или правонарушениях;

· приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество полу­чено в результате правонарушения или правонарушений или в ре­зультате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

· участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, при­веденных выше, покушение на совершение такого правонаруше­ния или правонарушений, а также пособничество, подстрекатель­ство, содействие или консультирование при их совершении».

Как следует из положений Страсбургской конвенции и реко­мендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам «отмывания» денег, подготовленных в 1990 г., «отмывание» де­нежных средств и иного имущества - это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, т.е. различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систе­му (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом ис­пользуются в экономической деятельности и в результате возвра­щаются владельцу в ином «воспроизведенном» виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, ини­циировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.


Легализация («отмывание») дденег, полученных незаконным пу­тем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

Целью Отмывания денег является желание владельца таких денег скрыть или замаскировать незаконный источник их получения, что дает ему возможность эти деньги тратить, не вызывая подозрений у надзорных и правоохранительных органов.

Легализация денег, полученных преступным путем (что по сути своей и является отмыванием денег), - это фактическое внедрение «грязных» денег в финансовую систему. Незаконные доходы поступают в банковские структуры государств и путем проведения многочисленных операций принимают вполне легальный вид как с точки зрения обывателя, так и любого контролирующего органа. Для этого используются разнообразные средства, которые могут включать разделение (разбивку) наличных денег на меньшие денежные суммы, приобретение мелких предприятий, соучастие сотрудников кредитных организаций и др. Большое количество операций, успешно выполненных для сокрытия источника денежных средств, значительно затрудняет воспроизведение контролирующими органами всей их цепочки. Чем разнообразнее инструменты, используемые для размещения незаконных денежных средств для сокрытия источника средств, например чеки, дорожные чеки, акции, облигации и т.п., тем сложнее проследить происхождение денег. Определению происхождения доходов препятствует проведение денег через несколько стран, где отсутствует эффективная система противодействия легализации преступных доходов, или через офшорные финансовые центры. Общая схема лега­лизации доходов представлена на рис. 1.

Рис. 1 Схема легализации денег

Размещение - первый этап процесса отмывания денег. Он представляет собой видоизменение их начальной формы или адреса. Например, перевод денег (дистанцирование) дает возможность замаскировать их прямую связь с преступлением и вывести деньги за пределы досягаемости правоохранительных органов.

Формы размещения могут быть разными. Чаще всего используются следующие из них:

контрабандный вывоз наличных денег за границу;

превращение денег в другие финансовые инструменты;

обменные операции - обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;

аккумуляция денег небольшими суммами на один банковский счет;

депонирование денег на банковские счета (обычно несколько счетов в нескольких кредитно-финансовых учреждениях);

превращение денег в товары, драгоценные металлы и камни;

использование хозяйственных предприятий с большим наличным оборотом (бары, ночные клубы, рестораны, салоны красоты, казино и пр.), к легальной выручке которых присоединяются преступно полученные средства;

создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих нажитые преступным путем деньги в качестве выручки и пр.

Процесс отмывания денег легче всего раскрыть именно на первом этапе размещения полученных преступным путем денег. Поэтому законодательные, правоохранительные и регулирующие органы для решения проблемы противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем, сосредоточили на нем основное внимание.

Если преступно полученные средства существуют в наличной форме (например, доходы от торговли наркотическими веществами или оружием), их владельцам необходимо разместить эти средства в банковской системе.

Если средства получены в безналичной форме (преступления в экономической сфере), то необходимость в первой стадии отмывания отпадает.

Рассредоточение представляет собой вторую стадию процесса, на которой происходит отделение преступных доходов от источника их происхождения. На этой стадии проводятся множественные финансовые операции между кредитными организациями для сокрытия следов преступления.

Перемещение денег на стадии рассредоточения маскирует происхождение незаконных источников доходов и владельцев денег. Таким образом, связь между деньгами и их владельцами теряется. С этой целью используются подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие основанием для перевода денег. Как правило, подобные операции проводятся на международном уровне. В итоге, как уже отмечалось, установить источник происхождения денег практически невозможно. Здесь большую негативную роль играют офшорные финансовые центры, где следы преступно полученных доходов теряются окончательно.

Только на первом и частично на втором этапе легализации прослеживается связь между доходом, полученным от преступной деятельности, и лицом, совершившим основное преступление.

Интеграция - третья (последняя) стадия процесса отмывания денег. На этой стадии преступник имеет возможность вновь использовать деньги, полученные преступным путем, в реальном секторе экономики. Таким образом, эти деньги обретают легальный источник происхождения.

Основные формы интеграции легализованных преступных доходов в финансовую систему следующие:

операции с недвижимостью или произведениями искусства, аукционные сделки, где цену товара можно определить лишь условно. Используется заниженная или завышенная цена контракта. Разница с реальной ценой доплачивается неучтенными наличными денежными средствами;

экспортно-импортные операции, при которых составляются реальный и фиктивный договоры (с завышенной суммой сделки). Разница между реальной и фиктивной ценой товаров, работ, услуг, оплаченная выведенными из легального денежного оборота деньгами, остается на счете фирмы-посредника;

деньги депонируются на счете зарубежной фирмы и используются для выдачи ссуды, являющейся для заемщика легальными деньгами;

учреждение зарубежной корпорации в офшорной зоне, открытие ее счета в иностранном банке с последующим использованием этого счета для предоставления ссуд, платежей по фиктивным договорам аренды или за фиктивные услуги;

деньги преступного происхождения декларируются как легальный выигрыш в казино или лотерее.

В каждом отдельном случае могут применяться самые разные методы отмывания денег, но суть всех операций сводится к тому, чтобы придать незаконно полученным средствам вид дохода от законной деятельности. Анонимные денежные средства получают новый источник происхождения, и легализовавшийся доход перераспределяется в пользу преступника, совершившего основное преступление.

Эксперты ФАТФ отмечают, что иностранные источники нелегальных средств, поступающих в Россию и регионы бывшего СССР для «отмывания», малоизвестны.

Основу механизма уголовно-правового контроля за отмыванием криминальных денег в ПМР составляют статьи УК ПМР (ст. 169, 170, 171).

О.Н. КОРЧАГИН,

аспирант кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС при Президенте РФ

Для отмывания преступных доходов используются различные способы и методы, в том числе основанные на самых современных технологиях, которые обеспечивают высокую скорость перемещения практически любых сумм денежных средств. При выборе схемы отмывания денег в каждом конкретном случае преступники исходят прежде всего из необходимости обеспечить тайну преступного происхождения денежных средств или иного имущества и сохранить контроль над ними на всех этапах этого процесса.

Легализация доходов, полученных незаконным путем, осуществляется в несколько стадий. До настоящего времени ни отечественные, ни зарубежные исследователи в этой области не пришли к согласию относительно количества этих стадий и это лишний раз свидетельствует о модернизациях, предпринимаемых преступниками.

Рассмотрим одну из самых простых моделей, известных на сегодняшний день, коей является двухфазовая модель. Этой модели характерны два этапа отмывания преступных доходов. Первый этап представляет собой отмывание денег, полученных непосредственно в результате совершения преступления путем обмена этих денежных средств на купюры иного достоинства или другой валюты.

Второй этап заключается в совершении операций, в результате которых предварительно «отмытым» деньгам придается статус полученных законными путями и они вводятся в легальный финансовый оборот.

Более подробно считаем необходимым разобрать самую известную трехфазовую модель, которая является менее быстрой в реализации отмывания, но более качественной по «чистоте» легализации. Она предполагает выделение в процессе отмывания преступных денег следующих фаз: размещение, расслоение (запутывание следов), интеграция.

Размещение - первая стадия «отмывания» доходов, полученных из нелегальных источников, предполагает введение «грязных» денег в легальную финансовую систему через какое-либо финансовое учреждение, территориально удаленное от места извлечения преступных доходов, например, путем депонирования денежной наличности на банковский счет или приобретения ликвидных ценных бумаг. Так же может осуществляться физический перевод денежных средств посредством скрытого вывоза наличных денег курьерами (контрабанды). Для перевозки денежной наличности используются разнообразные хранилища, специально созданные в чемоданах, транспортных средствах, а также в предметах, которые допускают размещение большой суммы денежной наличности без внешних признаков изменения их первоначального вида.

«Грязные» деньги нередко смешиваются с легальными доходами, полученными в результате обычной экономической деятельности, и декларируются как «чистые» деньги. Данный метод легализации незаконных средств характерен также и на стадии запутывания следов. Кроме того, в страны, где обязателен контроль валюты, денежные курьеры въезжают с чемоданами, набитыми наличными купюрами. На таможне они декларируют ввоз в страну, например, двух миллионов наличных долларов, но в чемодане имеют только один миллион. Как правило, служащие таможни верят тому, что указывают въезжающие. После этого курьер может совершенно законно выехать из страны с двумя миллионами долларов - таким образом, один миллион получается «отмытыми».

В качестве одного из приемов легализации преступных доходов криминальные организации могут использовать установление контроля над деятельностью персонала финансового учреждения или над финансовым учреждением и это значительно упрощает размещение незаконных денег.

Эксперты в этой области считают, что этап размещения наличности является самым слабым звеном в процессе легализации. Незаконно полученные средства легче всего могут быть выявлены именно на этом этапе.

Запутывание следов (расслоение) - вторая стадия легализации доходов, приобретенных преступным путем, направлена на маскировку проверяемого следа происхождения «грязных» денег в преддверии возможного расследования. В результате маскируется связь между денежными средствами и преступным источником их происхождения.

Наиболее распространенным способом осуществления второй стадии является перевод денег, маскируемый притворными сделками из одной фирмы в другую и дальше, что позволяет достаточно эффективно скрывать истинный источник происхождения преступных средств. Необходимо отметить, что индустрия азартных игр активно использует наличные деньги, предоставляя своим клиентам анонимность. В частности, казино предлагает полный спектр таких финансовых операций как предоставление кредитов, сейфов, продажа чеков и перевод денег, тем самым создается реальная угроза в легализации преступных доходов.

На этой стадии преступниками активно используются так называемые оффшорные банки и оффшорные компании, предоставляющие необходимые основания и условия для проведения подобных операций. Международные эксперты справедливо сравнивают оффшорные юрисдикции, предлагающие секретность банковских операций, совершенно не прозрачные корпоративные законы и экономическое гражданство с финансовой черной дырой. При этом оффшорные зоны используются не только для отмывания преступных доходов, но и для их хранения. По имеющимся оценкам, постоянно циркулирующие на планете 600-700 миллиардов «грязных» долларов составляют лишь около 10% того богатства, которое сегодня прячется в оффшорах.

Интеграция - третья стадия процесса легализации, непосредственно направленная на придание видимой законности преступно нажитому состоянию путем приобретения объектов недвижимости, ценных бумаг, произведений искусства, предметов роскоши и этот перечень не ограничен.

Возможными способами легализации преступных доходов на данном этапе могут являться сделки с занижением цены и сделки с завышением цены. Рассмотрим указанные способы подробнее. Например, по заниженной цене приобретается квартира, либо какая то другая недвижимость, в отчетных документах указывается именно эта стоимость, а разница между этой ценой и реальной стоимостью доплачивается «грязными» деньгами, после этого происходит имитация ремонтных работ и эта недвижимость перепродается по высокой цене, в результате преступные доходы легализуются в виде денежных средств от выгодной продажи этой недвижимости.

Сделки с завышением цены заключаются в искусственном завышении реальной стоимости имущества, являющегося предметом сделки. Использование подобного способа распространено, как правило, в операциях с произведениями искусства, антиквариатом, на аукционах. При этом торговля антиквариатом является одним из лучших способов, позволяющих пропустить «грязные» деньги через такой бизнес, где наличная валюта является легальным и традиционным способом расчета.

На этой стадии незаконный капитал после широкомасштабной операции по укрыванию его природы возвращается обратно в экономический цикл, создавая впечатление о его легальном происхождении в результате законной деловой активности. Преступники получают возможность свободно использовать «отмытые» деньги. Таким образом, происходит окончательное прокручивание денег, которые обретают «легальный» источник происхождения и инвестируются в легальную экономику. Фактически по завершении операций на этой стадии заканчивается процесс легализации.

Некоторые эксперты используют четырехфазовую модель для для описания структуры процесса отмывания преступных денег. От трехфазовой четырехфазовая отличается присутствием этапа, на котором происходит освобождение от наличных денег и перечисление их на счета подставных лиц. Такими лицами могут быть, например, родственники преступника. При этом соблюдается только одно условие: посредники должны иметь собственные счета в банках. Причем, предпочтение отдается тем посредникам, которые имеют выходы на международные банки.

В заключение проведенного анализа, отмечаем, что ни один из перечисленных нами методов объективно в чистом виде преступниками не используется. Очень часто в ходе легализации преступных доходов возможные способы могут сменять друг друга и использоваться параллельно. В результате создается многосложная, запутанная цепочка из физических лиц, организаций и служащих, единой целью которых является сокрытие истинных прав на имущество, запутывание следов преступления, в результате которого возникла необходимость легализации преступных доходов.

Считаем, что более квалифицированной борьбе с этим негативным явлением может способствовать усиление комплекса мер, предпринимаемых Российской Федерацией совместно с международным сообществом в этой области, что и входит в предмет дальнейшего исследования.

Обналичивание денег статья УК РФ – это отмывание финансовых активов. Уголовное законодательство закрепляет множество составов, которые прямо или косвенно связывают прибыль юридических лиц с преступными целями или при уклонении от налогообложения. Следует изучить все вопросы, которые касаются обнала начиная от момента появления мотива и заканчивая необходимыми ресурсами. Результаты легализации всегда несут собой потери бюджетных средств или дохода государства.

Коммерческие и некоммерческие организации используют безналичную форму расчётов между собой. Однако это не означает, что существует возможность свободного снятия денежных средств.

Государственные органы и банки следят за тем, чтоб доходы от деятельности юридических лиц не выводились в бесконтрольный оборот.

Финансовая организация выступает не только в качестве хранителя капитала, но и является распорядителем денег предприятий.

Следует отметить, что существуют определённые категории расходов, которые могут или в некоторых случаях должны быть погашены именно наличными средствами:

Таким образом, можно всё-таки получить некий уход от бдительного взора банка. Для того чтобы обналичивание было произведено необходимо доказать, что оно находится в рамках законного поля и не превышает установленных лимитов.

Единоличный учредитель может запросить деньги у банка (подать заявку), но получить их в полном объёме вряд ли получится.

Незаконное обналичивание различных денежных средств носит сегодня стихийный характер. Ещё несколько лет назад руководители крупных организаций стремились увести от налогообложения капиталы посредством переводов в офшорные банки, сведения о которых не подлежали разглашению.

Сегодня таких манипуляций никто не производит, но цель по укрытию доходов от перехода их части в казну государства в виде налогов и сборов.

Популярность обнала также обусловлена некоторыми особенностями такой операции:

Вышеназванные преступления являются наиболее тяжкими, так как несут особую негативную нагрузку на общество, угрожая стабильности его развития и мирного сосуществования.

Всё же главные цели, которые мотивируют учредителей компаний скрывать часть доходов – высокие налоговые ставки и большой размер обязательных выплат.

Эти действия носят массовый характер.

Законных методов всего пять и каждый из них имеет свои особенности. Следует вкратце рассмотреть каждый:


Таким образом, законные методы обналичивания денежных средств должны иметь подтверждение и финансовое обоснование.

Сокрытие таким образом доходов невозможно, если не существует сговора между сторонами перераспределения прибыли.

Однако стоит обратиться к тому факту, что даже при компании не единственные субъекты подобных преступлений. Граждане, которые получают от государства какие-либо субсидии или дотации стремятся использовать их по своему усмотрению без соблюдения целевого характера денежных средств. В этом им помогают как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие предприятия.

Отдельно стоит обратить внимание на замену маткапитала деньгами и расходом его отличные от законных методы (неподконтрольные). В данном случае сертификат заменяется на денежный эквивалент, за удержанием комиссии посредника. По документам осуществляется проводка нормальной процедуры. Владелец сертификата отчитывается за ее реализацию, а компании, которая сопровождала сделку выдаются денежные средства. Пенсионный фонд старается отслеживать все операции, связанные с денежными средствами, предназначенными для выдачи материнского капитала.

Такие же схемы обналичивания присутствуют в любой сфере социального обеспечения или назначения дополнительных мер поддержки граждан. Статьи за обналичивание денег заключены в одном разделе Уголовного кодекса Российской Федерации, который отвечает за денежные махинации.

Обязательные атрибуты любой схемы обналичивания представлены:
  • наличие посредника, который выдаёт отчётные документы и затем получает денежные средства от контролирующих органов;
  • большое количество документов, которое может как запутать следы притворной и нелегальной сделки, так и полностью снять сомнения с вопроса о надлежащем способе обналичивания.

Уголовную ответственность за обналичивание денежных средств могут применить только в том случае, если будет доказано, что преступление носило умышленный характер.

Предполагается, что если деньги даются в заём или под отчёт, то должны иметься следы, которые помогут отследить момент возникновения обязательств и до момента возврата средств или подготовки отчёта с подтверждением финансовой части. Налоговое законодательство даёт полное право не учитывать деньги, потраченные таким путём при расчёте налоговой ставки за определённый период.

Возвратные деньги впоследствии должны быть восприняты в качестве доходов. Случается, что работник лишается возможности отдавать заёмные средства (потеря трудоспособности вне зависимости от протяжённости).

В такие моменты оплатить налог обязан именно заёмщик, так как денежные средства приравниваются к доходу.

Правила оформления обналиченных средств подобным способом предусматривают:
  1. Оформление договора займа или распоряжения о выдачи средств под отчёт.
  2. Бухгалтерские проводки по погашению задолженностей или составленного отчётного документа.
  3. Отчёт на полученные деньги должен быть составлен с приложением чеков или иных платёжных документов. Недопустимо в отчёте указывать какие-либо суммы, подтвердить которые невозможно.

Условно такой вид обналичивания денежных средств является самым безопасным, с точки зрения законности. Оспорить действия сторон, привлечённых к обналу крайне сложно. Договор займа – гражданско-правовой договор, а отчётные документы составляются на специальных бланках.

Сложность доказывания, что обналичивание денег статья уголовного законодательства имеет соответствующий состав.

Оформление обнала проводится с помощью бухгалтерских документов, то есть с использованием расходных кассовых ордеров. Не всегда обналичивание предполагает выдачу денег на руки. В некоторых случаях средства переводятся на карточку физ.лицу, которое может без ограничений производить снятие в банкоматах или отделениях финансовой организации.

Абсолютно не важно внутри ли одной финансовой организации производятся проводки или средства выводятся на баланс чужого счёта в другом банке.

Статья за обналичивание денежных средств будет применена, если:
  • не соблюдён порядок проводки и официального обнала;
  • изначально применена незаконная схема перевода средств с целью снятия наличных.

Обязательно должно быть соблюдено правило о создании внутренних локальных актов на предприятии, которые бы регламентировали порядок увода денежных средств от налогообложения. Этот порядок утверждается руководителем приказом или собранием учредителей посредством принятия решения. Подобное положение или документ с иным наименованием должен содержать алгоритм действий всех участников схемы обналичивания.

Существует схема, в которую привлекается посредник, производящий отслеживание законности бухгалтерских проводок.

Банки нередко становятся участниками преступных схем, имея непосредственное отношение к оформлению поддельных или несоответствующих действительности документов.

Подобная схема предполагает следующие действия:

  1. Человек оформляет крупный кредит и берёт поручителем юридическое лицо.
  2. Невозможность выплаты делает обязательным истребование средств от поручителя.
  3. Денежные средства вместе с пеней и процентами возвращаются в банк.
  4. Третье лицо передаёт аналогичную сумму, удерживая комиссионные.

В качестве человека, участвующего в кредитном договоре, зачастую выступает гражданин, который никогда не имел взаимоотношений с организацией и не знает, что на его имя оформлена крупная ссуда.

Зачастую имеющаяся задолженность перед фирмой, списывается как недополученный доход.

Эта схема действует только когда речь идёт о больших денежных суммах и предполагает единичный случай её использования. Она представляет собой колоссальный риск для обеих сторон (юридическое лицо – банк).

Именно из-за подобных махинаций Банк России ведёт массовую чистку среди финансовых организаций, прекращая действия их лицензий.

Следует уделить несколько слов о набирающей популярность криптовалюте. Некоторые организации выводят деньги на накопительные счета и получают доход, другие (прогрессивные) ищут пассивного дохода от особых объектов, которые сегодня носят название Биткоин.

Уникальность этой валюты заключается в том, что

Ранее (до внесения в Трудовой кодекс изменений) часто использовались гражданско-правовые договоры при найме сотрудников. Это было возможным и привлекательным, поскольку не существовала процедура по уплате тех же налоговых ставок и пополнения тех же фондов, если бы речь шла об обычных работниках.

Назначались повышенные суммы оплаты оказания услуг физическими лицами, в связи с чем присутствовало не только уголовно наказуемое деяние, но и нарушение трудовых прав граждан.

Отличие гражданско-правового от трудового договора предполагает:
  • отсутствие тесной взаимосвязи сотрудника с работодателем;
  • отсутствие понятия трудовой дисциплины;
  • обязательное составление акта выполненных работ по результатам каждого отработанного месяца.

Сегодня найти подобную схему сложно, законодательно урегулированы вопросы о любых видах гражданско-правовых сделок, которые могут быть использованы в качестве махинации для обналички денежных средств.

Таким образом, обналичивать доходы через гражданско-правовые договоры законно нельзя. Незаконный обнал предполагает заключение фиктивных сделок по различным видам деятельности и деньги просто утекают с одного расчётного счёта на другой. Услуга не осуществляется, а средства выводятся уже получившей их стороной.

Обналичивание денежных средств по различным статьям УК РФ предполагает, что деньги передаются не за счёт каких-либо действий, а на основании оформления сделки.

Схема такова:
  1. Физическое лицо предполагает продать какую-либо вещь организации. Это может быть как движимое, так и недвижимое имущество.
  2. Оформляется предварительный договор, по которому производится платёж фирмы.
  3. Далее стороны по обоюдному согласию или по инициативе гражданина расторгается, и оформляется запрос на возврат суммы, обозначенной в договоре.

По истечении трёх лет без подачи искового заявления в суд, предприятие теряет право требования долга.

Никто не может заставить подать иск в суд, а, например, за незаконное обналичивание денежных средств статья будет переквалифицирована на 179 (принуждение к совершению сделки), что не является действительным и уводит в сторону вопрос обналички.

На практике существует мнение, что обналичивание всегда сопровождается легализацией (отмыванием) доходов. Это совсем не так. Весьма добросовестные фирмы желают уменьшить «прессинг» государства на доходную часть и вывести некоторые средства в собственное пользование простым способом.

Следует обратить внимание, что обналичивание может быть связано со лжепредпринимательством или мошенничеством и необязательно иметь в качестве конечной цели увод денег от налогового бремени.

Поэтому при квалификации преступления, если оно обнаружено, следователи изучают:
  • все существенные признаки состава противоправного деяния;
  • особенное внимание уделяется факультативным признакам;
  • субъектов, которые действовали в единой финансовой цепочки;
  • какие сопутствующие преступления были совершены.

Таким образом, незаконные схемы могут быть только «ширмой» для других более сложных преступлений, которые несут серьёзную угрозу общества.

Посреднические услуги можно встретить и в этой преступной деятельности. Описывать схемы не представляется целесообразным, так как их разновидностей великое множество.

Следует знать основные признаки обнала через посредников:

  1. Количество посредников может исчисляться десятками.
  2. Эта деятельность оплачивается в процентном соотношении от передаваемой суммы.
  3. Человек непосредственно передающий «шуршащие купюры» руководителю фирмы, может не подозревать что за объект у него в руках и что действия его могут носить преступный характер.

Посредники пользуются огромным спросом у тех, кто организовывает схемы вывода денег незаконно.

Однако в ходе судебного заседания может быть неправомерное обналичивание денежных средств статья установлен другой круг участников, о которых было неизвестно в момент передачи средств.

Сегодня реализована возможность проверки контрагентов (то есть других организаций, которые привлекаются к обналичиванию). Можно увидеть сколько компаний были зарегистрированы на одного человека и как эффективно они работают (исчисляет средства в бюджет и фонды).

Такие фирмы по роду деятельности могут быть представлены в любой организационно-правовой форме или сопряжены (иметь в качестве одного вида деятельности) выдача микрофинансовых займов.

Схема предельно проста:
  • по поддельным документам или персональным данным, пользование которых запрещено, оформляются зарплатные проекты в банке (могут быть даже совершены фото держателя зарплатной карты);
  • основная фирма переводит за мнимую услугу деньги и ждёт, когда деньги будут выведены через банковские карты;
  • производится передача налички с удержанием процента за посредничество.

Таких фирм открывается множество, некоторые из них перебрасывают денег между собой, чтоб запутать следы.

Может ли банк оказаться в доле?

Сегодня таких банков становится всё меньше и меньше. Ежемесячно Центробанк публикует списки тех участников финансового рынка, которые могут участвовать подобным образом.

Безусловно, вероятность такая существует. Некоторые банки были специально учреждены для обналичивания денег.

В этом случае они могут выступать и как конечное звено преступной схемы, и быть при этом посредником по оформлению обнала.

Как определить границу того, что банк участвует в преступных махинациях:
  1. У такой финансовой организации нет банковских продуктов по вкладам или они крайне невыгодны.
  2. Кредитные проекты не развиваются или не имеют клиентской привлекательности из-за небольшого количества.

Следует обратить внимание на ответственность банков. Помимо лишения лицензии (получение которой весьма затруднительно) реальные сроки и штрафы грозят руководителю или будет наказываться материально ответственному лицу, которое может быть идентифицировано по результатам расследования преступления.

Можно сделать вывод, что куда бы ни глянул потенциальный преступник по ряду финансовых организаций, везде существует благоприятная среда. Рубеж по увеличению обнала государство старается переломить не только по отношению к ужесточению наказания, но и в части совершенствования нормативно-правового регулирования определённых вопросов.

Страницы в журнале: 114-117

В.С. КИРИЛЕНКО,

доцент кафедры теории государства и права Южно-Российского университета экономики и сервиса

В статье рассматриваются различные виды легализации денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем; исследуется практика применения ст. 174 УК РФ; анализируется международный опыт борьбы с этим видом преступлений и подчеркивается необходимость сотрудничества в этой области.

Одной из серьезных угроз экономической безопасности государства представляется в настоящее время процесс криминализации экономики, рост экономической преступности. Специфика этой угрозы заключается в том, что она имеет как внутренний, так и внешний аспект, т. е. реализуется в деятельности зарубежных и национальных субъектов хозяйствования, организованных преступных сообществ, имеющих антиобщественные интересы.

Преступления экономической направленности, нарушая нормальную деятельность управленческих, банковских и предпринимательских структур, лишают федеральный и местный бюджеты значительной части доходов. По оценкам специалистов - криминологов, экономистов, политиков, ежегодные объемы утечки средств за рубеж многократно превышают кредитную и гуманитарную помощь, получаемую Россией от различных государств и международных организаций. В нарушение действующего законодательства из страны за год вывозится иностранная валюта на сумму, превышающую 20-25 млрд долл. США. Эксперты утверждают, что в России около 40 тыс. различных фирм, контролируемых криминальными группировками, принимают участие в легализации (отмывании) денежных средств, полученных незаконным путем. Основными направлениями вывоза считаются оффшорные зоны, в первую очередь Кипр, где ежегодно отмывается до 12 млрд долл. США. Активно используются также подставные фирмы в Швейцарии, Австрии, Лихтенштейне и странах Персидского залива.

На эффективности борьбы с легализацией незаконных доходов серьезно сказываются отсутствие необходимой законодательной базы, просчеты в государственной системе контроля, недостатки во взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов. К таким неутешительным выводам пришли органы прокуратуры, обобщившие практику следствия в сфере экономической деятельности.

На сегодня Россией не ратифицирована Страсбургская конвенция 1990 года «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» и не решен вопрос о присоединении нашей страны к Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Не в полной мере урегулирован вопрос о взаимодействии правоохранительных органов России по выявлению фактов отмывания денежных средств, полученных незаконным путем, с соответствующими органами стран СНГ и стран, входящих в Совет государств Балтийского моря.

Согласно УК РФ, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Результаты изучения практики привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 174 УК РФ, показывают, что основные источники незаконных доходов - злоупотребления при приватизации и акционировании, взяточничество, контрабанда, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, незаконный сбыт запрещенной к обороту продукции, незаконные операции с ценными бумагами, нарушение авторских и смежных прав, незаконное пользование природными ресурсами и т. д. Однако пальма первенства принадлежит все же хищениям.

Законодательное регулирование ответственности за отмывание «грязных» денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью. Способы отмывания различны. Наиболее широко они используются в торговле наркотиками и оружием, мошенничестве, террористической деятельности, вымогательстве, проституции, торговле контрабандными и украденными товарами. Колоссальные средства, полученные от указанной запрещенной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость легитимной прибыли. Наличные деньги могут превратиться в другие ценности, например, во вклады в банки, в недвижимость (затем недвижимость продается и средства, полученные от продажи, становятся легальными).

Следует признать порочной практику некоторых органов предварительного следствия, которые часто исходят из того, что лицо (лица), добывшее деньги или иное имущество посредством совершения хищения в различных формах (статьи 158-162 УК РФ), а затем сбывшее похищенное, во всех без исключения случаях наряду с хищением несет ответственность по ст. 174 УК РФ.

Поверхностный подход органов предварительного расследования к определению признаков преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, приводит к вынесению судами оправдательных приговоров. При этом суды отмечают, что действия подсудимых, совершивших, скажем, хищения и использующих похищенное в своих личных целях без осуществления каких-либо действий, направленных на придание легитимности похищенному, охватываются основным составом преступления (хищением), поэтому дополнительная квалификация по ст. 174 УК РФ не требуется.

Определенные сложности у оперативных и следственных работников при квалификации деяний по ст. 174 УК РФ вызывает используемая в этой статье терминология, не характерная для уголовного права и недостаточно раскрытая в данной норме. Трудности возникают в связи с использованием таких понятий, как «финансовые операции», «другие сделки», «приобретение денежных средств или иного имущества заведомо преступным путем», «иная экономическая деятельность», «крупный размер».

Возбуждение большинства уголовных дел по ст. 174 УК РФ стало возможным из-за того, что в диспозиции данной нормы не содержится никаких указаний о размерах финансовых операций, за которые наступала бы ответственность при легализации денежных средств и имущества, добытых незаконным путем. Размер финансовых операций и сделок определяется лишь приблизительно.

Данный пробел в уголовном законодательстве затрудняет практику применения ст. 174 УК РФ. Согласно положениям этой статьи не исключается возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших легализацию незаконных доходов, сумма которых превысила 1 МРОТ (мелкое хищение - ст. 7.27 КоАП РФ). Отсутствие четкого суммарного критерия легализации приводит к различным толкованиям размера финансовых операций при легализации незаконно приобретенного имущества и к необоснованному возбуждению уголовных дел. Размер финансовой операции или имущественной сделки по уголовным делам данной категории, как правило, следователи определяют исходя из ущерба, причиненного преступлением, а не количеством легализованных средств.

В настоящее время, руководствуясь нормами уголовного законодательства, предусматривающими размер ущерба в экономических преступлениях, превышение которого влечет уголовное преследование, и исходя из целей введения законодателем в УК РФ данного состава преступления, целесообразно, на наш взгляд, установить конкретные размеры финансовых операций и сделок с незаконными доходами, проведя трехступенчатую градацию: простой состав - свыше 200 тыс. руб., квалифицированный состав - свыше 500 тыс. руб. и особо квалифицированный состав - свыше 1 млн руб.

Четкий конкретный размер, определяющий подобные операции (сделки) с незаконными доходами как уголовно наказуемые, приведет к единому толкованию и практике применения ст. 174 УК РФ.

Результаты анализа существующей правоприменительной практики приводят к выводам, подтверждающим, что принимаемые меры борьбы с экономическими преступлениями не отвечают реалиям сегодняшнего дня, когда преступления в сфере экономической деятельности всерьез угрожают устоям государства.

Разрешить проблему возможно путем усиления и ужесточения мер уголовного воздействия за экономические преступления. Однако многие нормы главы 22 УК РФ, по нашему мнению, обладают необоснованной либерализацией, не отвечают мировой практике и сложившейся криминальной ситуации в стране. В частности, ст. 174 УК РФ по характеру и степени общественной опасности не соответствует категории преступлений средней тяжести.

Большинство практиков, не согласных с действующей нормой в связи с ее пробельностью и разноречивостью, предлагают провести законодательное усовершенствование статьи, раскрыв ее основные признаки и понятия. Государственная дума приняла Федеральный закон от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”». Этим законом была введена в уголовное законодательство ст. 174.1 и изменена редакция ст. 174, но признаки новых составов преступлений, по нашему мнению, еще более казуистичны, что однозначно затруднит применение принятых норм и ослабит, а не усилит, как это было задумано законодателем, борьбу с рассматриваемым явлением.

Борьба с легализацией преступных доходов - это составная часть борьбы с международной организованной преступностью. Поскольку перемещение и размещение средств организованных преступных структур за рубеж является обязательным условием их отмывания, то для успешного противодействия данному виду преступности необходимо международное сотрудничество. Противодействие криминальным группировкам в процессе расследования случаев легализации преступных доходов - вот наиболее эффективный способ борьбы с ними, поскольку именно так подрывается материальная основа их функционирования. Для России, США и других стран отмывание денег связано в основном с перемещением их за рубеж с использованием оффшорных банков и компаний. Способы отмывания при этом практически не отличаются друг от друга.

По мнению аналитиков, процесс отмывания денег состоит из трех этапов. На первом этапе происходит размещение незаконных доходов в финансовых институтах (этап размещения). Второй этап заключается в проведении финансовых операций, цель которых - сокрытие преступного происхождения доходов (этап преобразования). На третьем этапе «очищенный» капитал возвращается преступнику в виде денежных средств, имущества или имущественных прав (этап консолидации). Классические схемы отмывания денег включают в себя операции с наличностью, злоупотребление услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры. В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением оффшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских («альтернативных») систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.

Суть процесса отмывания денег затрагивает важные вопросы, связанные с взысканием налогов. По мнению зарубежных специалистов, до тех пор пока существует возможность наживать деньги незаконными способами, преступники будут стараться скрыть их от тщательной проверки органами власти, в том числе налоговыми органами. После завершения отмывания денег необходимость в этом отпадает. Несмотря на то что при уклонении от уплаты налогов и при отмывании денег используются схожие методы и эти процессы могут быть взаимодополняющими, важно понимать, что по своему действию они совершенно разные. В целом при уклонении от уплаты налогов либо скрывается само существование законно полученного дохода (например, если он поступает в виде наличности), либо маскируется его характер (путем оформления таким образом, чтобы доход попал в категорию, не подлежащую налогообложению). В обоих случаях законный доход превращается в незаконный. При отмывании денег происходит обратное: незаконно полученному доходу придается видимость законного. Кроме того, уклонение от уплаты налогов и отмывание денег совершенно по-разному сказываются на финансовом положении страны.

Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля финансовых институтов, для сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика также показывает, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходимой информации даже при наличии в законе положений о коммерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований конфиденциальности полученной информации.

По мнению специалистов Интерпол/ФОПАК, отмывание денег определяется как любое действие или покушение, предпринимаемое с целью сокрытия или маскировки подлинного характера незаконно полученных доходов таким образом, чтобы эти доходы выглядели как происходящие из законных источников. Американские специалисты отмечают, что термин «отмывание денег» включает в себя различные методы, при помощи которых преступники маскируют источник, происхождение и права собственности применительно к незаконно полученным деньгам посредством участия в сделках, которые позволяют этим деньгам выглядеть так, как будто они получены из законного источника.

Неприменение государством правовых мер для противодействия легализации незаконно полученных доходов способствует криминализации экономических связей (по некоторым данным, в настоящее время под контролем преступных формирований находится около 70% банков страны), в хозяйственную жизнь проникают нравы преступного мира, что угрожает государственной безопасности Российской Федерации. В странах, где есть большой опыт борьбы с организованной преступностью, разработана эффективная система мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Прежде всего ищут и отсекают деньги преступной организации, которые составляют финансовую основу ее деятельности, отмываются и идут на воспроизводство преступного бизнеса. Именно поэтому исключение возможности распоряжаться полученными таким образом доходами становится одним из методов предупреждения и пресечения корыстных правонарушений, разрушения финансовой базы организованной преступности, а также способствует оздоровлению экономики.

Библиография

1 См.: Коротков А., Завидов Ф., Попов И. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях // Право и экономика. 2000. № 7. С. 57.

2 См.: Лазутин А.Ю. Отмывание денег: традиционные формы, современные тенденции. Интерпол // Информационно-аналитический бюллетень национального центрального бюро Интерпола в России. Вып. 2 (28)/2004. С. 17.

3 Более подробно о способах отмывания денег в США см.: Кузнецова Н.Ф., Багаудшова С.К. Контроль над легализацией преступных доходов США / Вестник МГУ. Сер. 11, Право. 1997. № 6.

4 См.: Борьба с отмыванием денег: Международный опыт и уроки для России. Аналитические материалы / Сб. ФСНП России. - М., 2005. С. 66-68.

5 См.: Финансовые убежища, банковская тайна и отмывание денег // Информационный бюллетень по вопросам предупреждения преступности и уголовного правосудия. - ООН, Нью-Йорк, 2003. № 34-35. C. 6-7.

6 См.: Борьба с отмыванием денег. Указ. изд. С. 73-74.

7 См.: Оперативная сводка о деятельности по отмыванию денег в Российской Федерации Интерпол/ФОПАК: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. - Тамбов, 2005. С. 166.

8 Джозеф А., Бекнер Б., Бекнер М. Уголовное преследование за «отмывание денег» в США: Американская ассоциация юристов. Министерство юстиции США. Совместный проект по оказанию содействия реформе уголовной юстиции // Подборка сравнительно-правовых материалов по вопросам борьбы с экономическими преступлениями. Указ. изд. С. 201-203.