Принципы относящиеся к ямайской мировой валютной системе. Ямайская валютная конференция

Ранее мы рассмотрели историю возникновения и развития трех международных валютных систем - валютных систем. Сегодня мы расскажем о последней, ныне действующей мировой валютной системе, но прежде вспомним основные вехи истории развития ее предшественниц.

До середины XIX века не существовало единой юридически оформленной международной валютной системы. Самые ранние денежные системы основывались на бронзе, а позднее на серебре. Чистый серебряный стандарт существовал в Центральной Европе в VIII-XIV веках. С начала XV века установился биметаллизм с фиксированным обменом серебра на золото. В XIX веке произошел переход на бумажные деньги и монеты из недрагоценных металлов.

Парижская система - золотой стандарт

Система золотого стандарта берет начало в середине XIX столетия после промышленной революции в капиталистических странах. Она возникла на базе золотого монометаллизма и была вызвана необходимостью обеспечить торговые расчеты между большими промышленно развитыми странами того времени в Европе и в Северной Америке. Ее юридическим оформлением стало межгосударственное соглашение на Парижской конференции в 1867 году, вследствие чего за системой и закрепилось название - Парижская валютная система. В соответствии с этим документом золото признавалось единой формой мировых денег, а валюты,
«привязанные» к золоту, соотносились по твердому курсу. Система золотого стандарта закончила свое существование в связи с изменениями экономических условий, возникших в результате первой мировой войны.

Генуэзская система - золотовалютный стандарт

Вторая международная валютная система, называемая золотовалютной или золотодевизной, была юридически оформлена в 1922 году на Генуэзской международной экономической конференции. Во время действия Генуэзской валютной системы национальные кредитные деньги стали активно использоваться в качестве международных платежных резервных средств. Международные расчеты, производимые платежными средствами, получили название «девизы». Однако официальный статус резервных денежных единиц не получила ни одна валюта.
Основные претенденты на это звание - британский фунт и доллар США так и не смогли выбиться в лидеры в этой области. Кризис системы возник в эпоху второй мировой войны.

Бреттон-Вудская система

Вопросы урегулирования международных валютных и финансовых отношений по окончании второй мировой войны решались на валютно-финансовой конференции ООН в июле 1944 года в США на горном курорте Бреттон-Вудс. В результате 22-дневного обсуж- дения было принято решение о создании новых международных институтов - Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Развитие экономики в этот период можно охарактеризовать сильным влиянием США на мировые международные экономические отношения. Доллару, курс которого наряду с другими денежными единицами привязывался к золоту, отводилась ведущая роль резервной валюты в международных расчетах, он стал единственной валютой, конвертируемой в золото по фиксированному курсу. Однако подобная система была обречена.

Ключевое противоречие Бреттон-Вудской системы было сформулировано еще в начале 1960-х Робертом Триффином и получило название «Парадокс Триффина»: В связи с растущими потребностями для мировой торговли требовалось все большее количество денежной массы - резервной валюты. Следовательно, США должны были выпускать все большее количество долларов. Однако чем больше денег выпускается, тем меньше их стоимость, что в конечном итоге подрывает доверие к доллару и снижает его ценность в качестве резервного актива.

Ямайская валютная система

В конце 60-х - начале 70-х гг. США в значительной мере потеряли на мировом рынке свои конкурентные преимущества, возник дефицит платежного баланса, начали развиваться инфляционные процессы, резко сократились запасы золота. В связи с нарастающим кризисом в августе 1971 года президент США Ричард Никсон объявил о временном приостановлении конвертируемости доллара в золото, что ознаменовало отказ от действующей системы. 17 декабря 1971 года произошла девальвация доллара на 7,89 процентов, а через два года Япония и Европейский союз отменили привязку к американской валюте. Режим фиксированных денежных курсов закончил свое существование, и появилась валютная система плавающих котировок валют, регулируемая центральными банками.

С 1972 по 1974 гг. члены Международного валютного фонда (МВФ) подготовили проект реформы мировой валютной системы и уже в январе 1976 года подписали новое соглашение. Оно было названо Ямайским в честь государства, где прошла встреча властей. Уже через два года были внесены соответствующие изменения в устав МВФ.

Их суть сводилась к отмене официальной цены золота, т.е. драгоценный металл стал лишь дорогим товаром, а не самостоятельной валютой. Помимо доллара США в качестве резервных валют стали использоваться немецкая марка и японская иена. Государствам было предоставлено право самостоятельного выбора любого валютного режима, а также появилась возможность свободно определять курс национальных денежных единиц, например, фиксировать его или отпускать в свободное плаванье (так называемые «плавающие валютные курсы»). В оборот был введен новый вид международного платежного средства - SDR (special drawing rights), что переводится как «специальные права заимствования».

SDR - это резервная единица Международного валютного фонда, используемая для безналичных международных расчетов путем записей на специальных банковских счетах. SDR не являются ни валютой, ни долговым обязательством, имеют только безналичную форму, подобные банкноты не выпускаются. Специальные права заимствования можно охарактеризовать как потенциальное требование на свободно конвертируемые валюты стран-участниц Международного валютного фонда. Каждая страна имеет свою долю SDR в соответствии со своей долей в МВФ. Государства-члены могут добровольно обменивать специальные права заимствования на валюту между собой. Курс SDR как расчетной валюты МВФ определяется в четырех валютах: долларах США, евро, британских фунтах и в японских иенах. До 1999 года курс вычислялась в пяти валютах, вместо евро были немецкая марка и французский франк, а еще раньше - в 16 валютах. Котировки SDR объявляются ежедневно в Лондоне в полдень по среднеевропейскому времени и публикуются на сайте МВФ.

Несмотря на то, что по замыслам экономистов, Ямайская система должна была стать более гибкой и быстрее адаптироваться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов, без недостатков не обошлось. Доллар все равно сохранил роль основного платежного средства, что было обусловлено высоким экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США.

Сегодняшние проблемы в экономике США, рекордный дефицит платежного баланса в сочетании с непомерным государственным долгом ведут к тому, что некоторые страны начинают думать об отказе от привязки к доллару. Примечательно, что США от этого не особенно пострадают, поскольку их долги в этом случае станут дешевле.

Основным недостатком современной мировой валютной системы является то, что она оказалась неспособной обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих денег»*, валютными спекуляциями. Именно поэтому большинство центральных банков предпочитает регулировать «плавание» национальных валют разными методами валютной политики.

* Горячие деньги - денежные средства, крупные массы спекулятивных краткосрочных капиталов, владельцы которых срочно перемещают их из одной области применения или из одной страны в другую с целью избежать последствий инфляции или получить более высокую прибыль, в результате чего происходит миграция капиталов, возникает блуждающий капитал. Основным генератором Г.Д. являются экономическая и политическая нестабильность, инфляция, валютный кризис. Г.Д. опасны внезапностью перемещения; в периоды оживления и подъема они стимулируют экономический бум, при спаде - усугубляют и обостряют кризисные явления путем усиления инфляции, нестабильности платежных балансов, колебаний валютных курсов. (Борисов А.Б. «Большой экономический словарь»).

1. Необходимость создания ямайской валютной системы…………………... 2

2. Основные принципы функционирования ямайской валютной системы….4

3. Место СДР в ямайской валютной системе………………………………….8

4. Проблемы ямайской валютной системы…………………………………...10

5. Список литературы……………………………………...…………………..19

1. Необходимость создания Ямайской валютной системы.

Яма́йская валю́тная систе́ма - современная международная валютная система, основанная на модели свободной конвертации валют для которой характерно постоянное колебание обменных курсов. Эта система действует в мире и по настоящее время (2010), хотя в свете глобального кризиса 2008-2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы.

Ямайская валютная система - современный этап развития мировой валютной системы, принципы которой были разработаны в 1976 г. Ямайская валютная система предусматривает полную демонетизацию золота и окончательный переход к использованию в качестве мировых денег национальных валют и международных расчетных денежных единиц - специальных прав заимствования (СДР), выпускаемых МВФ, что предполагает право выбора странами любого режима валютного курса, признание систем плавающих валютных курсов, сохранение за золотом роста фонда ликвидных активов и разрешение его купли-продажи по рыночным ценам, наделение МВФ полномочиями по наблюдению за валютной политикой стран-членов. Оговаривается возможность установки паритетов, помимо СДР, по отношению к любой валюте, т.е. возможность перехода к многовалютному стандарту.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы поро­дил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту.

Сторонники монетаризма выступали за рыночное регулирование против государственного вмешательст­ва, воскрешали идеи автоматического саморегулирова­ния платежного баланса, предлагали ввести режим плавающих валютных курсов (М. Фридман, Ф. Махлуп и др.). Неокейнсианцы сделали поворот к отверг­нутой ранее идее Дж. М. Кейнса о создании интернаци­ональной валюты (Р. Триффин, У. Мар­тин, А. Дей. Ф. Перу, Ж. Денизе). США взяли курс на окончательную демонетизацию золота и создание международного ликвидного средства в целях под­держки позиций доллара. Западная Европа, особенно Франция, стремилась ограничить гегемонию доллара и расширить кредиты МВФ.

Поиски выхода из валютного кризиса велись долго вначале в академических, а затем в правящих кругах и многочисленных комитетах. МВФ подготовил в 1972-1974 гг. проект реформы мировой валютной системы.

Ее устройство было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г соглашением стран - членов МВФ. В основу Ямайской валютной системы положен принцип полного отказа от золотого стандарта .

2. Основные принципы функционирования ямайской валютной системы.

В 1978 году были произведены соответствующие изменения в уставе МВФ:

· отменена официальная цена золота, прекращен обмен долларов на золото, ни одна национальная валюта больше не имеет золотого содержания. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка.

· зафиксирована демонетизация золота: центральным банкам разрешается продавать и покупать золото как обычный товар по рыночным ценам;

· странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса: свободно плавающего (их котировка формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения), ограниченного (коридор к одним валютам и свободное плавание к другим) либо фиксированного (привязанного к одной валюте, СДР, корзине или скользящий паритет).

· введен новый вид международного платежного средства - СДР (SDR - Special Drawing Rights, СПЗ - специальные права заимствования) - расчетная единица Международного валютного фонда, используемая для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах. Соглашение о создании этой новой международной счетной валютной единицы (по проекту О. Эммингера) было подписано странами-членами МВФ в 1967 г. Первое изменение Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вошло в силу 28 июля 1969 г. Каждая страна получила свою долю СДР в соответствии со своей долей в МВФ.

· расширены возможности проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

· помимо СДР, резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в евро);

В соответствии с ямайскими поправками к Уставу МВФ ни одна из национальных валют не получила статус резервной валюты. Роль главного международного платежного и резервного средства была закреплена за коллективной валютой. Теперь ни одна валюта не может иметь золотого содержания; все золотые запасы стран и международных валютно-финансовых институтов заморожены.

Новый вид международных платежных средств - СДР (SDR, СПЗ - специальные права заимствования), используется для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы Международного валютного фонда.

К моменту принятия Ямайского соглашения в «корзину» СПЗ входили валюты 16, а с 1981 г. 5ти стран. Доля каждой валюты определяется экономическим потенциалом страны и подлежит пересмотру каждые пять лет.

Все страны - участники Ямайского соглашения перешли от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, к плавающим валютным курсам - свободно изменяющимся в определенных пределах под воздействием спроса и предложения на валютных рынках.

Переход к гибким обменным курсам предполагал достижение трех основных целей:

· выравнивание темпов инфляции в различных странах;

· уравновешивание платежных балансов;

· расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Механизм действия современной валютной системы может быть представлен следующим образом:

Страны - члены Международного валютного фонда получили определенную долю СДР (SDR, СПЗ) в соответствии с долями в основном капитале фонда. СДР (SDR, СПЗ) функционируют только как расчетные единицы; при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. Удельные веса валют определены в соответствии с удельным весом валют в международной торговле и платежах. По классификации МВФ, страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

С 1 января 1981 года МВФ использовал упрощенную котировку СДР на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоявшей из следующих валют: доллар США - 42 %, немецкая марка - 19 %, французский франк, английский фунт стерлингов, японская иена - по 13 % (в соответствии с удельным весом валют в международной торговле, они периодически пересматриваются).

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

· курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. Обычно фиксируют курсы своих валют по отношению к доллару США, европейскому евро.

· курс национальной валюты фиксируется к СДР.

· «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран – торговых партнеров данной страны. Допускается колебание валютного курса ± 1 %.

· курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

· валюты, курс которых может колебаться относительно одной/нескольких валют ± 2,25 %. В эту группу ранее попадал ЭКЮ, что позволяло странам ЕЭС сохранять свои валюты по отношению друг к другу в твердом соотношении, а все вместе они «плавали» по отношению к валютам третьих стран;

· валюты с полностью свободно плавающим курсом.

В «свободном плавании» находятся валюты США, Канады, Великобритании, Японии, Швейцарии и ряда других стран. Однако часто центральные банки этих стран поддерживают курсы валют при их резких колебаниях. Именно поэтому говорят об «управляемом», или «грязном», плавании валютных курсов. В целом развитые страны имеют курсы валют, находящиеся в чистом или групповом плавании.

3. Место СДР в ямайской валютной системе.

Развивающиеся страны обычно фиксируют курс собственной валюты к более сильной валюте или определяют его на базе скользящего паритета. Важную роль играют специальные права заимствования – СДР. В рамках Ямайской валютной системы они являются одним из официальных резервных активов. Вторая поправка к Уставу МВФ закрепила замену золота СДР в качестве масштаба стоимости. СДР стали мерой международной стоимости, важным резервным авуаром, одним из средств международных официальных расчетов.

Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ. Однако членство в Фонде не означает автоматического участия в механизме СДР. Для осуществления операций с СДР в структуре МВФ образован Департамент СДР. В настоящее время все страны-члены МВФ являются его участниками. При этом СДР функционируют только на официальном, межгосударственном уровне, на котором они вводятся в оборот центральными банками и международными организациями. МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СДР, для стран-участников Департамента СДР.

Эмиссия СДР осуществляется и в том случае, когда Исполнительный Совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка такой потребности определяет размеры выпуска СДР. Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других «уполномоченных держателей». Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета Управляющих МВФ, принимаемому большинством, - страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.

Состав корзины SDR постоянно меняется.

СДР был введен вместо "золотого стандарта". Отменена официальная валютная цена золота, а также заявлено о недопустимости установления государственного или межгосударственного контроля над мировыми рынками золота с целью искусственного замораживания его цены. Одновременно были приняты и решения, касающиеся использования золота, которое находилось в распоряжении МВФ. Одну шестую часть золотого запаса (а это составляло 25 млн. тройский унций, или 777,6 т.) МВФ возвратил старым членам в обмен на их национальные валюты по существовавшей до Ямайского соглашения официальной цене (35 ед. СДР за одну унцию) пропорционально их квотам в капитале Фонда. Такое же количество золото было продано в течение четырех лет, начиная с июня 1976 года по май 1980, на свободном рынке путем регулярно проводившихся открытых аукционов.

Таким образом, центральные банки получили возможность свободно покупать золото на частном рынке по складывающимся там ценам и совершать сделки в золоте между собой на базе его рыночной стоимости. Так же было упразднено существовавшее до того времени обязательство стран-участниц МВФ делать взнос в капитал Фонда в золоте. Было ликвидировано право МВФ требовать от стран-участниц золото в счет их взносов в капитал Фонда или при осуществлении каких-либо операций с этими странами.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

4. Проблемы ямайской валютной системы.

Как всегда, сохраняется преемственная связь новой мировой валютной системы с предыдущей. Эта закономерность проявляется при сопоставлении Ямайской и Бреттонвудской валютных систем. За стандартом СДР скрывается долларовый стандарт. Хотя усиливается тенденция к валютному плюрализму, пока отсутствует альтернатива доллару как ведущему международному платежному и резервному средству; золото юридически демонетизировано, но фактически сохраняет роль валютного товара в модифицированной форме; в наследие от Бреттонвудской системы остался МВФ, который осуществляет межгосударственное валютное регулирование. По замыслу Ямайская валютная система должна быть более гибкой, чем Бреттонвудская, и эластичнее приспосабливаться к нестабильности платежных балансов и валютных курсов. Однако новая валютная система периодически испытывает кризисные потрясения. Ведутся поиски путей ее совершенствования в целях решения основных валютных проблем.

Проблема СДР . Итоги функционирования СДР с 1970 г. свидетельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Более того, возник ряд проблем : 1) эмиссии и распределения, 2) обеспечения, 3) метода определения курса, 4) сферы использования СДР. Характер эмиссии СДР неэластичный и не связан с реальными потребностями международных расчетов.

Поскольку объем эмиссии СДР незначителен, ежегодно развивающиеся страны, при поддержке ряда промышленно развитых стран, особенно Франции, поднимают вопрос об их дополнительном выпуске. Причем возникли противоречия и дискуссии в связи с принципом распределения выпущенных СДР между странами пропорционально их взносу в капитал МВФ. В итоге неравноправия на долю промышленно развитых стран приходится свыше 2/3 выпущенных СДР, в том числе “большой семерки” более половины, США получили около 23%, столько, сколько развивающиеся страны, что вызывает недовольство последних. Развивающиеся страны и некоторые развитые страны предлагают ввести принцип связи распределения СДР с оказанием помощи, финансированием развития. По инициативе Франции этот вопрос был поднят при обсуждении проблем урегулирования внешнего долга развивающихся стран. Но другие страны не поддержали это предложение. США и ФРГ выступают против дополнительной эмиссии СДР, опасаясь увеличения международной валютной ликвидности и усиления инфляции.

Важной проблемой СДР является их обеспечение, поскольку в отличие от золота они лишены собственной стоимости. Вначале (с 1970 г.) единица СДР приравнивалась к 0,888671 г золота, что соответствовало золотому содержанию доллара того периода. Отсюда их первоначальное название “бумажное золото”. Поэтому условная стоимость СДР зависела от изменения цены золота. С 1 июля 1974 г. в связи с переходом к плавающим курсам валют было отменено золотое содержание СДР, так как привязка к золоту затрудняла их использование в расчетах между центральными банками, поскольку золото оценивалось по нереальной заниженной официальной цене. С 1 июля 1974 г. курс СДР определялся на основе валютной корзины средневзвешенного курса вначале 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее 1% мировой торговли. С 1 июля 1978 г. состав валютной корзины был скорректирован с учетом усиления валют нефтедобывающих стран (ОПЕК). С января 1981 г. валютная корзина сокращена до 5 валют, чтобы упростить формулу расчета условной стоимости СДР. В их числе доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов. Речь идет о валютах стран, имеющих наибольший объем экспорта товаров и услуг и долю в официальных резервах странчленов МВФ. Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые 5 лет. МВФ ежедневно определяет стоимость СДР в долларах с учетом изменения его плавающего курса. Тем самым усилилось влияние рыночного регулирования курса СДР в отличие от первоначального периода, когда он фиксировался волевым решением межгосударственной организации МВФ.

Валютная корзина придала определенную стабильность СДР по сравнению с национальными валютами. Но определение их курса на базе валютной корзины привело к превращению СДР в международную счетную валютную единицу. Не имея собственной стоимости и реального обеспечения, СДР не могут полностью заменить золото и резервные валюты.

Вопреки замыслу СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Практика их использования не соответствует целям, зарегистрированным в измененном в 1978 г. Уставе МВФ. В июле 1993 г. к СДР были прикреплены лишь 4 валюты против 15 в 1980 г. СДР в основном применяются в операциях МВФ как коэффициент пересчета национальных валют, масштаб валютных соизмерений; квоты, кредиты, доходы и расходы выражены в этой счетной валютной единице.

Вне МВФ СДР используются в ограниченных сферах: 1) например, вместо франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях; 2) на мировом рынке ссудных капиталов некоторые текущие счета, облигации, синдицированные кредиты выражены в СДР; 3) более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях “своп”, срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СДР могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами. Поэтому, хотя и без особого успеха, в отличие от ЭКЮ развиваются частные СДР. Рынок частных СДР оценивается примерно в десяток миллиардов в основном в форме банковских депозитов, отчасти депозитных сертификатов и международных облигаций.

СДР как международное средство накопления валютных резервов применяются незначительно. Их доля в мировых валютных резервах колеблется от 9,2% в 1971 г. до 3,4% в 1992 г.

В качестве международного платежного средства СДР используются в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса (около 24% их общего объема), сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран с активным платежным балансом. Накопление СДР формально выгодно, так как они более стабильны, чем национальные валюты, и имеют международные гарантии. Кроме того, МВФ выплачивает процентные ставки за хранение (использование) СДР сверх распределенных странам лимитов.

Первоначально страны были обязаны “восстанавливать” сумму потраченных СДР до 30% выделенной им доли (с января 1979 г. по апрель 1981 г. не менее 18%). С мая 1981 г. это правило отменено, и страны заемщики СДР могут использовать всю сумму выделенного им лимита. Объем операций в СДР незначителен (209 млрд. единиц, или 286,6 млрд. долл. с 1970 г. до мая 1992 г.). Роль СДР по сравнению с ЭКЮ остается скромной. При наличии ряда позитивных моментов в СДР, что делает возможным их использование как базы многовалютных оговорок, они не обладают абсолютной приемлемостью, не обеспечивают эквивалентности сопоставлений и урегулирования сальдо платежного баланса. МВФ создал Департамент СДР в целях активизации операций с этой коллективной счетной валютной единицей как наднациональным резервно-платежным средством, поскольку использование в этом качестве национальных валют противоречит логике интернационализации хозяйственных связей.

Нестабильность доллара как резервной валюты. Хронический дефицит платежного баланса по текущим операциям, разбухание краткосрочной внешней задолженности, уменьшение официального золотого запаса страны, инфляция, две девальвации подорвали монопольное положение доллара как резервной валюты в 70-х годах. Формально лишенный этого статуса в результате Ямайской валютной реформы доллар фактически остается ведущим международным платежным и резервным средством, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с другими странами, их огромными заграничными инвестициями. Зарубежные предприятия американских монополий выпускают больше продукции, чем любая западноевропейская страна или Япония. Это определяет господствующую роль США в международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношениях.

Во-первых, используя привилегированное положение доллара как резервной валюты, США покрывают дефицит платежного баланса национальной валютой, т.е. путем наращивания своей внешней краткосрочной задолженности.

Во-вторых, хотя США имеют самый крупный в мире официальный золотой запас (8,14 тыс. из 35,8 тыс. т), они с помощью евродолларов стали должниками, не платящими за бессрочный кредит. Евровалютная форма внедрения доллара в мировой оборот используется для усиления международных позиций доллара.

В-третьих, США манипулируют долларом и процентными ставками, чтобы поддержать свою экономику за счет Западной Европы и Японии.

Доллар подвержен колебаниям, спекулятивным взлетам и падениям. Хроническая слабость доллара, характерная для 70-х годов, сменилась резким повышением его курса почти на 2/3 с августа 1980 г. до марта 1985 г. под влиянием ряда факторов. В их числе:

· преимущество США в экономическом развитии по сравнению с другими странами;

· снижение темпа инфляции в США с 15 до 3,6%;

· политика относительно высоких процентных ставок;

· огромный приток иностранных капиталов в США;

· снижение цены на золото (с 850 долл. за унцию в январе 1980 г. до 400300 долл. в 1984 г.), чго повысило привлекательность инвестиций в доллары в условиях высоких процентных ставок по долларовым счетам.

С середины 1985 г. преобладает понижательная тенденция курса доллара под влиянием следующих факторов:

· замедление экономического роста США;

· завышенность курса доллара по сравнению с его покупательной способностью (на 1530%);

· снижение процентных ставок (“прайм рэйт” с 20,5% в 1980 г. до 9,5% в 1985 г.);

· растущий дефицит текущего платежного баланса США;

· огромный дефицит государственного бюджета;

· опасность усиления инфляции;

· рост внутреннего и внешнего долга, превращение США в международного нетто-должника с 1985 г.

Опасаясь неконтролируемого падения курса доллара, США проявили инициативу проведения совместной валютной интервенции “группы пяти” в 1985 г. Таким образом, США перекладывают бремя своих неурядиц на другие страны, которые требуют от Вашингтона “навести порядок в собственном доме” и отказаться от манипулирования курсом доллара в ущерб странам-партнерам. Курс США на упрочение позиций доллара, игнорирование требований своих партнеров оказывают дестабилизирующее влияние на международные валютно-экономические отношения. В условиях противоборства и партнерства трех центров доллар постепенно утрачивает монопольное положение резервной валюты под натиском других валют.

Проблема многовалютного стандарта . Укрепление валютно-экономических позиций новых центров стран Западной Европы, особенно ЕЭС, и Японии обусловило тенденцию перехода от стандарта СДР (фактически долларового стандарта) к многовалютному стандарту на основе ведущих валют (марки ФРГ, японской иены, швейцарского франка и др.).

“Общий рынок” сформировал собственный валютный центр в виде ЕВС, где господствует марка ФРГ. Но Западная Европа не в состоянии противостоять засилью США в валютной сфере, воздействовать на курс доллара, вытеснить его из операций по проведению валютной интервенции и международных расчетов.

Созданный за послевоенные годы мощный экономический потенциал Японии способствует укреплению ее позиций в международных валютных отношениях. Об этом свидетельствуют:

· активизация платежного баланса страны, хотя Япония удовлетворяет за счет внешних источников 89% потребностей в энергии, 55% потребностей в продовольствии. Внешнеторговая экспансия Японии обеспечивает валюту для оплаты импорта сырья и топлива и сопровождается наступлением на конкурентов в Западной Европе и США.

· увеличение валютных резервов;

· развитие сети банков за границей;

· превращение Токио в мировой финансовой центр;

· укрепление иены, интернационализация ее использования, особенно в Азии.

Однако влияние Японии в валютной сфере значительно слабее ее позиций в мировой экономике. Практически после второй мировой войны она шла в фарватере валютно-экономической политики США, к которым она привязана военно-политическим союзом.

Формирование новых центров в мире угроза лидерству США в валютной сфере. Однако ни один из трех центров не имеет такого превосходства над другими в валютно-экономической сфере, чтобы установить безраздельное господство своей валюты, что обостряет противоречия в международных валютных отношениях.

Проблема золота . Доллар, став конкурентом золота, имеет определенные преимущества в период его стабильности. Во-первых, объем долларовых резервов может увеличиваться при необходимости в отличие от ограниченного объема добычи золота. Во-вторых, банкам выгоднее хранить резервы в долларах, если они стабильны, чем в золоте, так как по долларовым счетам платят проценты. Третье преимущество доллара конверсия в золото было постепенно утрачено. С 60-х годов США всячески препятствовали обмену долларов на золото для иностранных центральных банков, а с 15 августа 1971 г. официально его прекратили. Однако, несмотря на относительные преимущества доллара и законодательный разрыв мировой валютной системы с золотом как валютным металлом, фактически его демонетизация не завершена. Денежные функции золота не исчерпаны, а золотые запасы остаются фондом мировых денег и наиболее надежными резервными активами по сравнению с современными функциональными формами мировых денег национальными кредитными деньгами, евровалютами, международными счетными валютными единицами (СДР, ЭКЮ).

Страны Западной Европы, располагая большими золотыми запасами, чем США, заинтересованы в сохранении их как реальных резервных активов. Это проявилось в возобновлении межгосударственных операций с золотом в ЕВС. На их долю приходится около 1/4 золотых запасов всех стран. Американцы являются покупателями 40% всех выпускаемых в мире золотых монет. Отношение к золоту остается актуальной проблемой. Легализация роли золота как валютного металла затрудняется в связи с колебаниями (подчас значительными) рыночной цены золота и отсутствием реальной официальной цены золота.

Парадоксальная ситуация золота иллюстрирует несоответствие юридической демонетизации и фактического положения золота как чрезвычайных мировых денег, которое правительства бессильны изменить.

Режим плавающих валютных курсов. Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями “горячих” денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. На повестке дня проблема возвращения к стабильным курсовым соотношениям.

Таким образом, Ямайская валютная реформа не обеспечила валютную стабилизацию. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остаются скромными по сравнению с огромными международными финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов. Недовольство стран-партнеров валютным механизмом, позволяющим США осуществлять “долларовую эксплуатацию” других государств, усиливает объективную необходимость дальнейшей фундаментальной реформы мировой валютной системы. Прежде всего речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Валютная солидарность диктуется их стремлением усовершенствовать мировой валютный механизм, который стал одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции.

Список литературы

1. Аникин А.В. Золото. Международный экономический аспект. – М.: Международные отношения.

2. Болотин Б. Валютный рынок и его организация // Финансы Сибири. - №5. – 1995.

3. Бункина М.К. Валютный рынок. – М., 1995.

4. Красавина Л.Н. Современный валютный кризис. – М., 1975.

5. Гилберт М.В. В поисках единой валютной системы. – М.: Прогресс, 1984.

6. Горбунов С.В. Международный валютный фонд. – М.: Международные отношения, 1988.

7. Котелкин С.В. Тумарова Т.Г. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. – СПб., 1997.

Интернет ресурсы:

1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/18531

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ямайская конференция

Кризисные явления в международных валютно-финансовых отношениях показали несостоятельность мировых валютных систем обеспечить их стабильное функционирование. Нерівнозваженість экономических показателей промышленно развитых стран и отсутствие координации их экономической политики вызвали значительные проблемы в некоторых сферах и ограничили эффективность плавающих курсов, обусловив перекосы. Значительные спекулятивные перемещения капиталов и существенные колебания валютных курсов создали условия неуверенности в валютных отношениях, снизили стимулы к инвестициям и усложнили проведение экономической политики.

Благодаря большей гибкости режима валютных курсов Ямайская валютная система была призвана препятствовать возникновению экономических и валютных кризисов, способствовать экономическому росту, устранять диспропорции в изменении валютных курсов и внутренней покупательной способности валют.

Надежды, которые возлагались на плавающие валютные курсы авторами Ямайского соглашения, в значительной степени не оправдались. Отсутствие юридически очерченных границ курсовых колебаний должна была снизить спекулятивное давление на валютные рынки и в целом обеспечить курсам реальный характер, который отражал бы темп инфляции, экономический рост, эффективность производства, конкурентоспособность экспорта. Однако на практике вместо выравнивания перекосов в движении внутренних и внешних знецінень валют, плавающие валютные курсы в начале 80-х годов XX в. стали меняться в направлении, обратном тенденции движения фундаментальных курсоутворюючих факторов.

Плавающие валютные курсы стали каналом переноса противоречий внутренней экономики стран-эмитентов резервных валют в другие страны, и наоборот. Опыт "плавание" курсов валют свидетельствует, что оно не дало автономии экономической политики отдельных стран, на которую надеялись сторонники такого режима курсов, и не устранило перенос инфляции из одних стран в другие.

В среднесрочной перспективе плавающие валютные курсы не всегда менялись согласно теории паритета покупательной способности, а реагировали на разницу в процентных ставках и другие факторы экономического и политического характера. Появление резких скачков в движении плавающих курсов, которые наносили ущерб участникам международной торговли, заставляло валютные органы отдельных стран проводить интервенции.

В условиях "плавание" курсов значительно вырос валютный риск. Этому способствовало и повышение в структуре рыночных валютных отношений доли операций чисто финансового характера. Традиционные методы прогнозирования валютных курсов не срабатывали. Увеличилась потребность валютных органов в диверсификации валютных курсов, потому что с точки зрения валютного риска больше нельзя было иметь в запасе только одну валюту, курс которой мог упасть. Валютные операции с целью страхования валютного риска стали осуществляться регулярно и в больших масштабах, уравновешивая убытки по одним валютам и прибылями по другим.

Извлечения из Устава МВФ положений, которые закрепляли денежные функции золота, означало официальное устранения золотого монометаллизма из мировой валютной системы, однако это не привело к фактическому его снижение в роли международных валютно-кредитных отношений. Золото осталось привилегированным товаром, который не только был наиболее качественным компонентом международной ликвидности, но и служил важным фактором кредитоспособности государств-должников. Переоценка золота по рыночной цене означало адекватное рост не только международной ликвидности, а и кредитоспособности стран, которые обладают значительными золотыми резервами.

В свою очередь для банков-кредиторов золотые запасы страны-должника были важным показателем ее платежеспособности. Рост мировых цен на золото увеличивало стоимость золотого запаса в долларах, что соответственно снижало чистую внешнюю задолженность страны.

Повышению роли золота и сделок с ним в США и в международных валютно-кредитных отношениях в значительной мере способствовало отмены американским Конгрессом запрета на владение золотом частными лицами и увеличение внешней задолженности как развитых стран, так и развивающихся стран.

Ямайская валютная система, позволив центральным банкам стран - членов МВФ осуществлять между собой операции с золотом по рыночной цене, создала условия для активизации мировых денежных функций этого товара. Введение плавающих валютных курсов видозмінило связь между резервными валютами и золотом. Золотые резервы превратились в своеобразные "плавающие" активы: выражение их стоимости в резервных валютах стало изменяться в зависимости от тенденций изменения курсов последних. При этом резервная функция золота усиливалась по мере повышения темпов инфляционного обесценения этих валют. В условиях острых валютных кризисов центральные банки стремились сохранить свои золотые запасы как наиболее надежный резерв международных ликвидных средств в противовес бумажным валютам.

Обесценивание доллара в 70-е годы XX в. сопровождалось значительным повышением рыночной цены золота в этой валюте, в начале 80-х годов XX в. эта тенденция изменилась на противоположную. При этом мировая цена золота в долларах снизилась не в результате роста предложения золота на рынке, а вследствие повышения курса доллара к другим валютам. Общий размер золотых резервов центральных банков стран - членов МВФ и Швейцарии в физическом выражении в течение 1979-1988 гг. XX в. практически не изменился. В то же время золотые резервы центральных банков развитых стран за этот период снизились с 789,06 млн до 781,65 млн унций, совокупные мировые резервы всех стран - членов МВФ даже выросли с 944,44 млн до 945,21 млн унций.

Таким образом, Ямайская валютная сделка, вытеснив золото с операций МВФ, не внесла значительных изменений в фактическую роль металла. В современном Уставе МВФ нет четких формулировок о признания или отрицания за золотом роли резервного актива. Золото продолжает быть конечным средством урегулирования платежных балансов стран, особенно тех, чей доступ к международному валютному кредиту ограничен. Реализация этой функции осуществляется через покупку золота на свободном рынке за доллары США.

Внесены с 1 апреля 1978 г. поправки к Уставу МВФ предусматривают постепенное превращение единицы Фонда - СПЗ - главный резервный актив мировой валютной системы. В течение первых трех лет действия системы было внедрено свыше 9,3 млрд СПЗ. В связи с ростом международной ликвидности, вызванной увеличением дефицитов платежного баланса США, дальнейшие выпуски СДР не осуществлялись до 1979 г. В следующие три года был осуществлен второй распределение СПЗ примерно на сумму по 4 млрд в год. В результате за весь период функционирования системы было эмитировано 21,4 млрд СДР, что в отношении валютных резервов ведущих стран эквивалентно примерно 5 %1,

Еще одной слабой стороной СПЗ является принцип, на основе которого осуществляется распределение определенных единиц. Выпуски СДР распределяются между странами - членами МВФ в соответствии с размерами их квот, то есть за капиталом. Сумма квоты для каждого государства - участницы МВФ устанавливается в соответствии с объемом ее национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.

Порядок эмиссии СДР отражает кредитный характер этой единицы, поскольку ее выпуски осуществляются без какого-либо обеспечения, а полученные таким образом ресурсы предоставляются членам Фонда. Откуда и официальное название таких эмиссий - распределительная.

Таким образом, вследствие наличия жестких ограничений на операции с единицей Фонда и несовершенство определенного международного ликвидного актива, он не смог стать значительным источником резервных средств для мировой валютной системы в течение всего периода существования СПЗ3.

Ямайская валютная система практически не смогла выполнить свое важнейшее назначение - стабилизировать обратное воздействие на международную торговлю, кредитные отношения, мировое хозяйство в целом. Влияние ее регулятора - МВФ - на валютные и экономические отношения приобрел ярко выраженного асимметричного характера, поскольку вне сферы его регулирования оказались ведущие страны, валюты которых обслуживают международные расчеты всех стран1.

Ямайская валютная сделка предусматривала увеличение капитала МВФ с 29 млрд СПЗ до 39 млрд СПЗ, которое сопровождалось некоторым перераспределением сил в рамках этой организации. Так, за счет стран - экспортеров нефти в некоторой степени увеличивалась в МВФ доля квот развивающихся стран в результате снижения доли квот развитых стран, включая США. Эта перемена означала реализацию на практике юридически закрепленного принципа полицентризма в мировой валютной системе: отныне и развивающиеся страны получили право накладывать вето на наиболее важные решения Фонда, требующих большинства - 85 % голосов. Следует отметить, что в сфере принятия решений Ямайская валютная система является механизмом консервативным, чем Бреттон-Вудская.

развивающиеся Страны имели возможность блокировать реформу Бреттон-Вудской валютной системы, однако они приняли участие в Ямайской соглашении вследствие частичных уступок развитых стран в сфере кредитных отношений. К ним следует отнести прежде всего решение о создании Доверительного фонда за счет продажи золота МВФ и добровольных взносов государств; увеличение кредитования МВФ и создание Комитета развития МВФ - МБРР (объединен на уровне министров комитет Советов управляющих МВФ и МБРР по поводу реальных ресурсов в развивающиеся страны). Однако их важные требования - установление связи между финансированием развития и новыми распределениями СПЗ, увеличение квот в МВФ удовлетворены не были. Итак, проблема международных кредитных отношений стран, оказалась вне Ямайской валютной сделки. В дальнейшем именно она и стала важным фактором дестабилизации мировой валютной системы.

Принимая во внимание тот факт, что Ямайская валютная система создавалась в условиях глобального кризиса существующей на то время валютной системы, которая исчерпала свои возможности регулирования валютно-финансовых отношений, Ямайская валютная сделка имеет ряд преимуществ. Важнейшая - прекращение денежных функций золота и введение новой расчетной единицы СПЗ. Также значительным достижением является введение режима плавающих курсов. Однако ожидаемые результаты от создания нового международного валютного порядка не оправдались. Ямайская валютная система оказалась несовершенной во многих аспектах, одним из которых является то, что меры по реформированию старой валютной системы имели нерадикальний характер, в частности довольно неопределенной осталась регулирующая роль МВФ, или тот факт, что золото, несмотря на устранение его как основы установления стоимости валюты, выполняет функции международного резерва и средства международной ликвидности. Также достаточно существенный недостаток Ямайской валютной системы - неспособность урегулирования кризисных явлений и связанных с этим проблем большой задолженности развивающихся стран. Таким образом, система не отражает интересов всех стран мирового сообщества, которые имеют разный экономический уровень развития.

Соглашения по которой были подписаны на Ямайке в городе Кингстон в начале 1976 года. Ее введение окончательно отменило принцип золотого стандарта и узаконило свободный флоатинг (плавание) курсов валют. При этом механизм межгосударственного и национального воздействия на формирование валютных курсов был существенно модифицирован. Эта система не базируется на валютных системах отдельно взятых стран (включая США) - в ее основе лежат законодательно закрепленные межгосударственные принципы.

Принятие новой системы валютных курсов имеет свою предисторию. В конце пятидесятых и начале шестидесятых годов XX века для США наступил период, когда все чаще их оказывался отрицательным, увеличивалось количество долларов за рубежами страны, а золотые запасы стали истощаться. США, согласно Бреттон-Вудским соглашениям, были вынуждены удовлетворять растущий спрос на золото Центробанков других стран. И, если учесть, что золото Соединенные Штаты вынуждены были продавать за фиксированную цену по 35$ за унцию, то понятно, что это постепенно привело к подрыву золотого запаса.

Отмена золотого стандарта, инициатором которого в 1971 стал Ричард Никсон, и установка возможных пределов колебания валют по отношению к доллару в пределах 2,25%, привели к значительной нестабильности Бреттон-Вудскую систему не смогло сохранить и увеличение этого интервала до 4,5%, и в 1972 году, весной, США объявили о 10-процентной девальвации доллара.

Япония в начале 1973 года объявила о плавающем курсе своей национальной валюты, а где-то через месяц это сделал и ЕС. Таким образом, «плавающий» режим валютных курсов с этого момента неофициально стал преобладающим, благодаря чему увеличилась волатильность мировых валют.

Ямайская валютная система поставила начало законному курсов валют. Начиная с 1978 года, в силу вступил обновленный устав МВФ, который дает возможность странами-членам гибко маневрировать, в частности:

  • члены фонда освобождены от установления валютных паритетов и вправе использовать «плавающий» режим курсов валют;
  • рыночные курсы между валютами с установленным паритетом могут колебаться в интервале 4,5% от него;
  • страны, которые предпочли зафиксировать паритет для собственной валюты, могут при желании перейти к «плавающему» валютному режиму.

Таким образом, Ямайская предоставила членам МВФ возможность выбора:

  • установить валютный «плавающий» курс;
  • иметь или поддерживать фиксированную расчетную единицу МВФ в SDR (со специальными правами заимствования), введеного взамен «золотого стандарта», или других возможных расчетных единицах;
  • установить твердые соотношения своей валюты (привязать) к другим валютам: одной или нескольким.

Но возможность паритета валют в золоте полностью исключена.

Среди стран, имеющих «плавающие» курсы валют, можно отметить США, Канаду, Швейцарию, Японию, Грецию, Израиль, Великобританию и многие другие. Довольно часто Центробанки этих стран при резких колебаниях все-таки поддерживают курсы валют. Вот почему «плавание» валютных курсов называют «управляемым» или «грязным». В целом курсы валют развитых стран находятся в групповом или чистом «плавании».

Существуют также собственные региональные валютные системы, например, ЕВС, внутри которой первоначально пользовались новой расчетной единицей ЭКЮ, основанной на корзине валют стран, которые являлись участницами соглашения. В 1999 году ЭКЮ заменил Евро.

Вместе с тем Ямайская валютная система имеет необходимость в дальнейшем реформировании, которая необходима для усовершенствования мирового валютного механизма, одного из источников нестабильности национальных и мировой экономик.

Ямайская валютная система является современной системой свободной конвертации валюты. Это значит, валютные курсы колеблются в зависимости от изменения спроса и предложение на валютном рынке.

Ямайская валютная система пришла на смену Бреттон-Вудской валютной системе в 1976-1978 гг. Ямайское соглашение было принято в 1978 г. и знаменовало современную эру свободно конвертируемой валюты.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы в 70-х годах 20 столетия был вызван излишним государственным регулированием валютного рынка, нерабочей моделью золотого стандарта, а также проектами коллективной резервной валюты.

Мировая экономика и экономические отношения развивались такими темпами, что правительства всех стран мира стояли на пороге новой валютной системы, которая могла бы удовлетворить потребности в скорости обмена товаров и услуг всех участников мирового рынка.

Принципы Ямайской валютной системы

М. Фридман, Ф. Махлуп пропагандировали в этот период свои монетарные взгляды насчет обустройства новой валютной системы, в которой платежный баланс будет формироваться автоматически без влияния государства, на рыночных факторах, и при этом будет плавающий валютный курс. Неойкенсианцы в это время вспомнили об идее Дж. М. Кейнса о разработке интернациональной валюты. Американцы заканчивали демонетизацию золота и начали задумываться над поиском международного средства платежа, которое бы поддержало и укрепило доллар. Франция была заинтересована в интеграции идей европейцев по всему миру, а также отстаивала возможность выдачи кредитов МВФ в противовес долларизации мировых экономик.

Так что работа над созданием новой валютной системы кипела на всех уровнях мирового общества. Как результат этой работы, в период 1972 – 1974 гг., МВФ подготовила проект реформы мировой валютной системы.

Страны члены МВФ собрались на конференцию в январе 1976 г. в Кингстоне, Ямайка, где и приняли основные принципы новой валютной системы.

Основополагающим решением Ямайской валютной системы является отказ от золотого паритета, когда доллар обменивался на золото. Таким образом, золото перешло в товарный рынок и прекратило свое влияние на денежный рынок.

Важным решением Ямайского соглашения стало право выбора членов МВФ порядка функционирования валютной системы у себя в стране: свободно плавающий валютный курс, либо ограниченный валютный курс, либо фиксированный валютный курс с вариациями привязки к одной из мировых валют, СДР, или вообще скользящий валютный паритет.

Ямайская валютная система предполагала и создание нового вида международного платежного средства – СДР (SDR – SpecialDrawingRights). СДР была специальной расчетной единицей МВФ, которая использовалась для международных расчетов на отдельных для этого счетах.

Примечательно, что соглашение об обращение СДР между странами МВФ было подписано еще в 1967 г. Однако, только в 1969 г. каждая страна участница МВФ получала свою долю СДР в соответствии с долей участия в МВФ.

Также, по условиям Ямайской валютной системы, каждая страна МВФ получала возможность организации своих Центральных банков, которые не имели права вмешиваться в рыночные условия работы валютного рынка, однако могли проводить валютные интервенции в случае дестабилизации валютного курса.

Ямайское соглашение внесло изменение в устав МВФ и в части определения резервной валюты. Так вышло, что ни одна из национальных валют стран-участниц МВФ не стала резервной валютой. По решению членов МВФ, главным резервным и платежным средством стала коллективная валюта.

Таким образом, как только начала действовать Ямайская валютной система, то ни одна валюта не имела золотого стандарта и золотые запасы стран участниц МВФ заморозили.


Для валютных расчетов между странами, согласно Ямайской валютной системе, все должны были пользоваться специальными правами заимствования – СДР, которые использовали как записи на специальных счетах МВФ.

С 1970 г., до Ямайского соглашения, СДР приравнивался к доллару. То есть, 1 СДР был равен 1 доллару США.

С 1974 г. СДР начал формироваться на основании корзины валют 16 развитых стран. Однако возникли проблемы с колебанием курса валют разных стран.

С 1984 г. СДР решили формировать на основании 5 основных валют мира (английский фунт стерлингом, американский доллар, немецкая марка, японская иена, французский франк).

С 2002 г. СДР формировался на основании 4 мировых валют (английский фунт, японская иена, евро и американский доллар).

Корзину СДР МВФ решило пересматривать каждые пять лет.

Ямайская валютная система и плавающий валютный курс

Таким образом, в результате принятого Ямайского соглашения, весь мир получил право на свободную конвертацию валют, что способствовало возникновению международного валютного рынка Форекс.

Зачем нужно было вводить гибкий обменный курс валют по мнению членов МВФ?

Во-первых, с помощью свободно конвертируемой валюты возможно выровнять темпы инфляции в разных странах мира.

Во-вторых, новая валютная система предполагала выравнивание и платежных балансов стран.

В-третьих, каждая страна получила возможность управлять своей кредитно-денежной политикой самостоятельно через функционирование Центральных банков.

Как начиналась работа современная валютной системы?

Страны-участницы МВФ получили долю СДР, как оплату части уставного фонда. СДР нужна только как расчетная единица и при желании может быть обменена в национальную валюту. Удельный вес валют в корзине СДР зависят от удельного веса их в международной торговле. При этом, каждая страна получила право выбора режима работы валютных курсов: плавающий, фиксированный или смешанный.

Важно понимать, что фиксированный валютный курс имеет несколько разновидностей:

  • Национальный валютный курс фиксируется по отношению к другой валюте. Как правило, выбирают привязку национальной валюты к доллару или евро.
  • Национальный валютный курс фиксируется с СДР.
  • Национальный валютный курс фиксируется, привязывается к корзине валют стран-партнеров.
  • Национальный валютный курс фиксируется на основании скользящего паритета, когда привязка между валютами не прямая, а на основании сложной формулы расчета, в которой может быть зависимость валюты от темпа роста цен в стране.

Последствия Ямайской валютной системы

Изначально предполагалось, что смена Бреттон-Вудской валютной системы на гибкую Ямайскую валютную систему вызовет экономический прорыв стран-участниц МВФ. Однако вышло наоборот, поскольку американский доллар хоть и был лишен качества официального международного платежного средства, все равно фактически выполнял эту функцию.

Таким образом, американцы начали сильно укреплять свой военно-технический и экономический потенциал, продолжая экспансию доллара на все доступные страны.

На самом деле, плавающий валютный курс не смог стабилизировать темпы инфляции стран и выровнять платежные балансы. Как не старались Центральные банки с помощью валютных интервенций избежать перераспределения капитала, так у них ничего и не вышло, в это время появились первые валютные спекулянты — миллионеры.

Однако главной заслугой Ямайской валютной системы стало упразднение золотого стандарта, вместе с СДР позже. Это было начало вытеснения золота из международных отношений и формирование современной валютной системы.

Свободный курс валют способствовал скорости движения международных капиталов и росту объема инвестирования. Так, страны с сильной национальной валютой получали зарубежные инвестиции и могли реализовывать крупные инвестиционные проекты и покрывать расходы бюджета. В тех странах, которые имели слабую национальную валюту, наблюдались процессы оттока инвестиций и роста безработицы.

Теперь, валютный курс стал объектом разногласий между странами, поскольку определял конкурентоспособность товаров и услуг и экономический потенциал страны в целом.

Таким образом, мы рассмотрели суть и принципы Ямайской валютной системы, которая знаменовала формирование современной валютной системы. Сейчас валютный курс играет огромную роль в темпах развития экономики каждой страны.