План и программа аудиторской проверки ооо "альянс-м". Программа аудита, ее назначение

При подготовке программы аудита используются более 400 аудиторских процедур , включенных в методику аудита программы. В программу включены:

  • аналитические процедуры , формируемые на основе сводных таблиц, содержащих загруженные из 1С: Предприятие данные бухучета (например, анализ основных поставщиков, покупателей, отклонение по периодам цекупочных цент, анализ по периодам средних цен и т.д.)
  • процедуры по существу по различным разделам аудита
  • процедуры по оценке рисков по видам операций

Отсутствует необходимая процедура - добавьте ее самостоятельно

При необходимости выполнить процедуры, отсутствующие в методике аудита , аудитор может добавить необходимые процедуры и рабочие документы в программу аудита самостоятельно без привлечения разработчиков и программистов.

×

При документировании аудита в качестве первичных документов, подтверждающих выполнение аудиторской процедуры, предусмотрена возможность хранения любых файлов рабочих документов , включая отсканированные (сфотографированные) первичные документы клиента.

При необходимости все рабочие документы по проекту могут быть выгружены из программы с целью:

  • групповой печати документов


×

Однотипные группы операций - источник подготовки программы аудита

Подготовка программы аудита путем выбора необходимых аудиторских процедур - самый распространенный и привычный аудиторам способ подготовки программы аудита. Но у него есть один недостаток . Как правило, формируя программу аудита, аудитор еще порой не знает какие группы однотипных хозяйственных операций встречаются у клиента . А без наличия данной информации невозможно сформировать программу аудита аудируемого лица. Иначе она будет больше похожа на типовую программу аудита, а не на программу аудита аудируемого лица.

В основе предлагаемого варианта планирования аудита, реализованного в программе IT Аудит версии Профессионал, - систематизация операций на виды операций .

Термин “>виды операций” используется в следующих стандартах аудиторской деятельности:

  • МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита"
  • МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода"
  • МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения"
  • МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"
  • МСА 500 "Аудиторские доказательства"
  • МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски"
  • МСА 505 "Внешние подтверждения"


×

Перед подготовкой программы аудита клиента предварительной экспертизой не обойтись. Необходимо анализировать данные бухучета, а только потом составлять программу аудита. В большинстве своем аудиторы так и поступают, только не в полном объеме документируют ход планирования. А документировать есть что.

  • список видов операций (остатков по счетам), которые встречаются у аудируемого лица. Если этого не сделать, то подписывая аудиторское заключение руководитель фирмы, как правило, не владеет информацией о том, какие операции аудиторы не проверяли . Он может увидеть информацию только о проверенных операциях
  • оценка рисков по группе однотипных операций . Обычно аудиторы ограничиваются оценкой рисков в отношении отчетности в целом
  • закрепление исполнителей , ответственных за проверку групп однотипных операций
  • закрепление аудиторских процедур , подлежащих выполнению по группе операций. В зависимости от сути проверяемой операции, программа акцентирует внимание аудитора именно на тех процедурах, которые свойственны данной операции. При этом программа не ограничивает аудитора в выборе аудиторских процедур (это наш принципиальный подход). Аудитор имеет возможность выбрать необходимую процедуру из справочника или самостоятельно добавить новую аудиторскую процедуру.
  • документирование вопросов по операции . Порой руководителю группы достаточно обратить внимание коллег на конкретную проводку, а не давать задание на проверку целого раздела. В программе предусмотрена возможность документирования вопросов к членам аудиторской группы вплоть до отдельной проводки

Одной из особенностей программы IT Audit является возможность создания программы аудита на основании предварительного изучения однотопных видом операций клиента. Аудитор получает инструмент для изучения операций клиента на этапе планирования аудита и детализации программы аудита в части сопоставления подлежащих проведению аудиторских процедур с данными бухгалтерского учета аудируемого лица. Выбранные процедуры попадают в общую программу аудита.

Программа аудита может включать один аудит или более, в зависимости от размера, характера деятельности и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут иметь ряд целей, а также включать комплексные и совместные аудиты.

Программа аудита также охватывает всю деятельность, которая необходима для планирования и организации типов и количества аудитов, а также для обеспечения их ресурсами, необходимыми для проведения их эффективно и результативно в установленное время.

Организация может разработать более одной программы аудита.

Высшее руководство организации должно делегировать полномочия по управлению программой аудита. Ответственные за управление программой аудита должны:

а) разрабатывать, выполнять, отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита;

б) определять необходимые ресурсы и обеспечивать их наличие.

На рисунке 2.1 изображена блок-схема процесса управления программой аудита.

Примечание 1. Рисунок иллюстрирует также применение методологии "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" в рамках настоящего международного стандарта.

Примечание 2. Цифры в этом и последующих рисунках указывают на соответствующий раздел настоящего международного стандарта.

В проверяемой организации действуют две системы менеджмента качества и окружающей среды, в программу аудита могут быть включены комплексные аудиты. В таком случае необходимо обратить особое внимание на компетентность группы по аудиту.

Две или более проверяющие организации могут сотрудничать в части своих программ аудита, осуществляя совместный аудит. В этом случае необходимо обратить особое внимание на разделение ответственности, обеспечение всех дополнительных ресурсов, компетентность группы по аудиту и используемые процедуры. Прежде чем начнётся аудит, необходимо достичь соглашения по этим вопросам.

Практическая помощь - примеры программ аудита.

Программы аудита могут включать следующее:

а) ряд внутренних аудитов, охватывающих систему менеджмента качества организации в текущем году;

б) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков критической продукции, которые должны проводиться в течение 6 месяцев;

в) сертификационные и надзорные аудиты, проводимые органом по сертификации систем менеджмента окружающей среды в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.

Управление программой аудита включает в себя планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объёме программы. Цели программы аудита.

Для того чтобы спланировать аудиты и провести их, необходимо определить цели программ аудитов. Эти цели могут основываться на:

а) приоритетах менеджмента;

б) коммерческих намерениях;

в) требованиях системы менеджмента;

г) законодательных, нормативных и контрактных требованиях;

д) необходимости оценивания поставщика;

е) требованиях потребителя;

ж) потребностях других заинтересованных сторон;

з) рисках организации.

Цели программ аудита могут включать:

а) подтверждение соответствия требованиям стандарта на систему менеджмента в целях сертификации;

б) подтверждение соответствия требованиям контракта;

в) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;

г) содействие улучшению системы менеджмента. Объём программы аудита.

Объём программы аудита может изменяться, и он может зависеть от размера, характера и сложности проверяемой организации, а также следующих факторов:

а) области распространения, цели и продолжительности каждого запланированного аудита;

б) частоты проведения аудитов;

в) количества, важности, сложности, сходства и размещения проверяемых процессов;

г) стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований, а также других критериев аудита;

д) потребности в аккредитации или сертификации/регистрации;

е) результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов;

ж) языковых, культурных и социальных аспектов;

з) мнения заинтересованных сторон;

и) существенных изменений в организации или её деятельности.

Ответственность.

Ответственность за управление программой аудита должна возлагаться на одно или несколько лиц, понимающих принципы аудита, обладающих компетентностью аудитора и умеющих пользоваться инструментами и методами аудита. Эти лица также должны обладать управленческими навыками, а также понимать технические вопросы и вопросы бизнеса той области, которая будет проверяться.

Лица, ответственные за управление программой аудита, должны:

а) устанавливать цели и объём программы аудита;

б) устанавливать ответственных и процедуры, обеспечивать наличие ресурсов;

в) обеспечивать выполнение программы аудита;

г) обеспечивать ведение соответствующих записей по программе аудита;

д) отслеживать, анализировать и улучшать программу аудита.

Ресурсы.

При определении ресурсов для программы аудита необходимо учитывать следующее:

а) финансовые ресурсы для разработки выполнения, управления и улучшения деятельности по аудитам;

б) методы аудита;

в) процессы достижения и поддержания компетентности аудиторов и совершенствования показателей их деятельности;

г) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, достаточной для достижения целей конкретной программы аудитов;

д) объём программы аудита;

е) время для переездов, размещение и другие потребности аудита. Процедуры.

Процедуры программы аудита должны охватывать следующее:

а) планирование и составление графиков аудитов;

б) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;

в) выбор соответствующих групп по аудиту и распределение ролей и ответственности;

г) проведение аудитов;

д) проведение последующих аудитов, если это требуется;

е) ведение записей программы аудита;

ж) мониторинг выполнения программы аудита и её результативности;

з) отчёт высшему руководству об общих результатах программы аудита.

Малым организациям можно вышеперечисленные действия охватить одной процедурой.

Выполнение программы аудита.

Выполнение программы аудита должно охватывать следующее:

а) доведение программы аудита до соответствующих сторон;

б) координирование и составление графиков аудитов и других действий, относящихся к программе аудитов;

в) установление и поддержание процесса оценивания аудиторов и их постоянного профессионального роста;

г) обеспечение подбора групп по аудиту;

д) предоставление необходимых ресурсов группам по аудиту;

е) обеспечение проведения аудитов в соответствии с программой аудита;

ж) обеспечение управления записями по аудиту;

з) обеспечение анализа и утверждение отчётов по аудиту, а также обеспечение их рассылки заказчикам аудита и другим сторонам;

и) организацию последующих аудитов. Записи программы аудита.

Записи ведутся с целью демонстрации выполнения программы аудита и должны включать в себя следующее.

1) Записи, относящиеся к отдельным аудитам:

Планы аудита;

Отчёты по аудиту;

Отчёты о несоответствиях;

Отчёты по корректирующим и предупреждающим действиям;

Отчёты по последующим аудитам (при необходимости).

2) Результаты анализа программы аудита.

3) Записи, относящиеся к персоналу, выполняющему аудит:

Оценка компетентности аудитора и его работы;

Формирование группы по аудиту;

Поддержание и повышение компетентности.

Записи должны храниться и должным образом быть защищены. Мониторинг и анализ программы аудита.

Выполнение программы аудита должно отслеживаться и с определённой периодичностью анализироваться для оценки достижения целей и идентификации возможностей улучшения. Результаты должны предоставляться высшему руководству.

Показатели эффективности (результативности) должны быть использованы для мониторинга таких характеристик, как:

Способность групп по аудиту выполнить план аудита;

Соответствие программам аудита и графикам;

Обратная информация, поступающая от заказчиков аудита, проверяемых и аудиторов. Анализ программы аудита должен учитывать, к примеру, следующее:

а) результаты и тенденции, получаемые путём мониторинга;

б) соответствие процедурам;

в) растущие потребности и ожидания заинтересованных сторон;

г) записи программы аудита;

д) альтернативные или новые методики в области аудита;

е) согласованность действий различных групп по аудиту в одинаковых ситуациях.

Следствием результатов анализа программы аудита могут быть корректирующие, предупреждающие действия, а также улучшение программы аудита.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое программа аудита?

2. На чём основаны цели программы аудита?

3. Приведите пример программы аудита.

4. Что необходимо учитывать при анализе программы аудита?

5. На чём должны быть основаны цели аудита?

6. Какими факторами определяется объём программы аудита?

7. Каковы функции лица, ответственного за управление программой аудита?

8. Какие параметры следует учитывать при анализе программы аудита?

9. Как следует осуществлять мониторинг программы аудита?

10. Какие виды записей используются в программе аудита?

Программа аудита

Программа аудита

Программа аудита - совокупность методов и приемов аудита, оформленная документально в установленной форме. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в конкретной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.

По-английски: Audit program

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Программа аудита" в других словарях:

    программа аудита - Совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Примечание Программа аудита включает в себя всю деятельность, необходимую для планирования, организации и… … Справочник технического переводчика

    программа аудита - 3.13 программа аудита (audit programme): Совокупность мероприятий по проведению одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Примечание Адаптировано из ИСО… …

    Программа аудита - 10. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором … Официальная терминология

    ПРОГРАММА АУДИТА - документ, составляемый аудитором при проведении аудиторской проверки, определяющий последовательность, совокупность приемов и методов аудиторской проверки, состав исполнителей и сроки проведения проверки. П.а. – часть документирования аудиторской … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    программа аудита (audit programme) - 3.11 программа аудита (audit programme): Совокупность одного или нескольких аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Примечание Программа аудита включает всю деятельность,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Программа аудита информационной безопасности - 3.67. Программа аудита информационной безопасности; программа аудита ИБ: План деятельности по проведению одного или нескольких аудитов ИБ (и других проверок ИБ), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной … Официальная терминология

    программа аудита (проверки) - 3.9.2 программа аудита (проверки) (en audit; fr audit): Совокупность одного или нескольких аудитов (проверок) (3.9.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2001:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ПРОГРАММА - 5.4.16. ПРОГРАММА Данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма ГОСТ 19781 Источник: РМ 4 239 91: Системы автоматизации. Словарь справочник по терминам.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ПРОГРАММА СОБЛЮДЕНИЯ НОРМ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И АККРЕДИТАЦИИ - В правовом регулировании: программа Национальной ассоциации специальных уполномоченных по страхованию, осуществляемая в США с начала 90 х годов, которая требует, чтобы органы власти и Департаменты по страхованию штатов вводили в действие законы,… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь

    Или программа аудита формализованная и документально оформленная совокупность методов и приёмов аудита, включающая список процедур для каждой конкретной аудиторской проверки. В понятие программа аудита также входят сроки исполнения всех процедур … Википедия

Книги

  • Учет и аудит внешнеэкономической деятельности (CDpc) , . Электронный учебник ГЛАВА 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Цели и методы государственного регулирования. Правила международного регулирования. Таможенное регулирование и…
  • Комплексный аудит и сопутствующие услуги , Самыгин Д.Ю.. В работе обобщаются подготовительные процедуры аудита, изучаются системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с позиции их соответствия действующему правовому полю, приводятся план и…

Планирование - один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит. Результаты планирования аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности оформляются двумя документами: план и программа аудита.

Планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности включает:

планирование проверки по существу - составление комплекса вопросов, включая перечень статей баланса, по которым проводится проверка;

планирование состава группы аудиторов для проверки;

составление календарного графика проверки, т. е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

План аудита должен содержать информацию об основных орга-низационных вопросах:

планируемые трудозатраты;

уровень (уровни) существенности;

оценку аудиторского риска;

сроки проведения проверки;

состав аудиторской группы;

перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнения.

Программа аудита содержит подробную информацию об ауди-торских процедурах, необходимых для практической реализации общего плана аудита:

виды процедур, которые будут использоваться при проверке;

способы применения процедур;

способы документирования.

Разработка общего плана и программы аудита происходит после предварительного сбора информации о предприятии, а именно об особенностях его хозяйственных процессов, специфике деятельности.

Процесс планирования можно разделить на 2 этапа:

предварительное планирование,

подготовку и составление общего плана и программы аудита.

Основные работы по планированию аудита проводятся после направления аудитором предприятию письма-обязательства о согласии на проведение аудита.

В то же время планирование проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности является непрерывным процессом. Аудитор в процессе аудита обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:

предприятие предоставило неточные сведения о положении дел, что привело к изменению основных позиций проверки;

обнаружены существенные ошибки, и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;

произошло изменение сроков проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности по вине предприятия.

По итогам предварительного планирования аудиторская ор-ганизация окончательно решает вопрос о возможности проведения аудита и заключения договора, определяет количественный и качественный состав группы специалистов для проведения аудита, а также стоимость аудиторских услуг.

При разработке общего плана и программы аудита определяется и стратегия аудиторской проверки.

Достоверность данных, отраженных в форме № 1 и форме № 2, проверяется в ходе анализа соответствующих объектов аудита (аудит основных средств, нематериальных активов, материально про-изводственных запасов, резервов и пр.).

Однако финансовая (бух-галтерская) отчетность является самостоятельным сегментом аудита, поскольку существующие нормативные акты предъявляют ряд требований именно к ней. Исходя из анализа указанных требований, можно выделить следующие задачи проверки отчетности, что и должно найти отражение в плане и программе аудита:

включение в финансовую (бухгалтерскую) отчетность показателей деятельности всех обособленных подразделений;

соответствие данных финансовой (бухгалтерской) отчетности данным учетных регистров и инвентаризации;

полнота раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период;

полнота раскрытия информации о данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, приведенной в пояснительной записке;

соблюдение взаимоувязки форм отчетности;

правильность оценки статей отчетности;

достоверность показателей отчетности;

формирование сводной отчетности.

Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках и пр.) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения выборочной проверки.

Объем выборки зависит:

от степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции финансовой (бухгалтерской) отчетности;

уровня существенности;

степени точности ожидаемых результатов;

оценки надежности системы внутреннего контроля.

В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. На изменение общего плана могут повлиять:

уточненная характеристика системы внутреннего контроля и оценка ее надежности. Необходимость дополнительных проверок отдельных элементов возникает, если оценка надежности системы внутреннего контроля клиента окажется ниже предварительной;

результаты проверочных процедур позиций отчетности с высокой степенью риска, если количество ошибок намного превышает планируемый объем;

прочие неизвестные в момент начала проверки выводы и факты.

Все изменения плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо отразить в рабочей документации. Вносимые в план изменения, а также их причины аудитор должен подробно документировать.

Документы, составленные во время разработки плана проведения проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, являются неотъемлемой частью рабочей документации.

Разработка и составление программы аудита является завершающей стадией планирования. Общий план и программа аудита должны быть оформлены в порядке, установленном внутрифирменными стандартами аудиторской организации, и соответствовать требованиям, предъявляемым федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Введение……………………………………………………………………. 3

Предварительное планирование аудиторской проверки …….. 5

1.1. Предварительное планирование ……………………………… 5

1.2. Сбор общих сведений о клиенте ……………………………… 6

1.3. Доказательная информация и правовые

обязательства клиента …………………………………………… 7

1.4. Оценка уровня существенности ……………………………… 8

1.5. Ознакомление с системой внутрихозяйственного

контроля и оценка риска контроля …………………………. 9

1.6. Понятие риска в аудиторской проверке и его

компонентов ……………………………………………………….. 10

Глава 2. Разработка общего плана и программы

аудиторской проверки …………………………………………….…… 12

2.1. Общий план проведения аудиторской проверки…….….. 12

2.2. Программа аудиторской проверки ………………………….. 15

Заключение………………………………………………………………… 16

Список литературы………………………………………………………. 18

Приложение ……………………………………………………………….. 19

Введение

В настоящей работе рассматриваются предварительное планирование аудиторской проверки, составление плана и программы.

Общие принципы планирования аудиторской проверки изложены в стандарте аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96, протокол № 6).

Целью этого стандарта является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Задачами правила (стандарта) являются: описание предварительного этапа планирования аудита, формулирование принципов и описание порядка подготовки общего плана и программы аудита.

В работе применительно к аудиторской процедуре используется термин «аудиторская проверка», т.к. аудит – это мероприятие более общего порядка, тогда как аудиторская проверка – конкретное мероприятие, осуществляемое фирмой-аудитором, результатом которого является формирование заключения о положении дел на предприятии и соответствии документального и фактического состояния хозяйственной части.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудиторской проверки, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков ее проведения, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование аудиторской проверки должно проводиться аудиторской фирмой в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: комплексности; непрерывности; оптимальности.

Принцип комплексности планирования аудиторской проверки предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы проверки. Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

При планировании аудиторской организации следует выделить основные этапы: предварительный, подготовка и составление общего плана аудиторской проверки; подготовка и составление программы аудиторской проверки.

Глава 1.
Предварительное планирование аудиторской проверки

Перед началом проведения аудиторской проверки необходимо разработать ее общий план:

¨ Предварительное планирование

¨ Сбор общих сведений о клиенте

¨ Сбор информации о правовых обязательствах клиента

¨ Оценка существенности, аудиторского риска, риска для бизнеса.

¨ Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля

¨ Разработка общего плана и программы аудиторской проверки

1.1. Предварительное планирование аудиторской проверки

Это подготовительный этап, в ходе которого создаются необходимые предпосылки планирования процесса проверки. Предварительное планирование базируется, прежде всего, на принятии решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом и системе подбора квалифицированных кадров, имеющих необходимые знания и опыт проведения аудиторских проверок. Упомянутые аспекты – важная составляющая качественной оценки деятельности аудиторской фирмы.

При подборе новых клиентов необходимо ознакомиться с финансовой информацией о клиенте – годовыми и промежуточными отчетами, различного рода документацией и т.п. Подробную информацию о компании и ее руководстве можно получить от обслуживающего ее банка, страховой компании, адвокатской фирмы и прочих, связанных с ней, юридических и физических лиц. Наиболее ценный источник информации – это аудитор, услугами которого ранее пользовался потенциальный клиент. Немаловажное значение имеет информация о вероятных рисках при обслуживании клиента и степени независимости аудиторской фирмы по отношению к возможному субъекту.

Большое значение имеет правильный подбор персонала, проводящего проверку. Назначая аудитора на конкретную операцию, целесообразно учитывать сложность работы, наличие специальных навыков (например, в области компьютерного аудита), необходимость привлечения дополнительной экспертизы и т.д. Персонал должен быть ознакомлен с общим планом проверки, целями и сроками работы, кругом своих обязанностей.

1.2. Сбор общих сведений о клиенте

Этот этап планирования необходим для адекватного проведения проверки. Лишь обладая достаточными знаниями о бизнесе клиента, отрасли в целом и его положении в отрасли, можно эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку. Аудиторам важно иметь представление об экономических условиях функционирования компании. Целесообразно проанализировать влияние на бизнес клиента изменений в законодательстве. Знание основных экономических факторов, под воздействием которых находится бизнес клиента, позволяет делать различного рода прогнозы, объяснять те или иные поступки клиента.

Определенную пользу может принести отраслевая информация. Особенно важно учитывать наличие значительных изменений в целом по отрасли, соотношения расширения или сужения деловой активности клиента в соответствии с динамикой в отрасли, подверженность отрасли циклическим колебаниям, надежность источников сырья и т.д. Своевременному выявлению возможных проблем, связанных с проверкой, способствует информация о конкурентной среде, в которой функционирует компания-клиент. Необходимо серьезное изучение практики учета, принятой в данной отрасли, и рассмотрение вопроса об использовании клиентом нетипичной для отрасли системы учета.

Детальное ознакомление с бизнесом клиента и положением в отрасли помогает выделить наиболее важные области аудиторской проверки – оценку степени риска и выявление природы ошибок, определение возможных проблем и нетипичных операций и т.д. Для этого необходима информация как о внешних факторах, находящихся вне контроля руководства компании-клиента, так и о внутренних.

Определение воздействия указанных факторов в прошлом и прогноз на будущие периоды является инструментом выявления требующих особого внимания статей бухгалтерской отчетности для оценки целесообразности и правомочности учетных операций. Если аудиторская фирма работает с клиентом в течение ряда лет, следует обратить внимание на изменения упомянутых факторов и провести сопоставление с предшествующими периодами. Подобные изменения могут, как снизить аудиторский риск, так и повысить вероятность возникновения существенных ошибок.

1.3. Доказательная информация и правовые обязательства клиента

Для вынесения профессионального суждения о финансовой отчетности клиента аудиторы должны собрать достаточное количество доказательной информации. Получение адекватной информации необходимо и для ознакомления с бизнесом клиента. Источниками информации служат публикации на общеэкономические, отраслевые и торговые темы, законодательные акты и методические рекомендации по бухгалтерскому учету и аудиту, документация компании, материалы прошлых аудиторских проверок. При этом информация должна быть доказательной и достаточной.

Чтобы считаться доказательной, информация должна быть реальной, уместной и беспристрастной. Наиболее доказательной является информация, полученная аудитором в результате его личных наблюдений и вычислений, а также полученная из независимых внешних источников. Достаточно низкой представляется доказательность информации, состоящей из документов, составленных, обработанных и хранящихся у клиента. Наименее доказательными считаются устные и письменные сообщения руководства и служащих компании, поэтому они обязательно должны подтверждаться другой информацией.

Официальных оценок количества информации, достаточного для составления аудиторского заключения, не существует. Успех планирования в значительной степени зависит от полноты информации. Труднодоступность или высокая стоимость получения информации не могут быть причинами для ее неполучения.