14.2. Инвестиционная политика государства.
Лекция
В реальной экономике под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиции принято делить на реальные и финансовые.
Портфельные (финансовые) инвестиции - вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды и доходы на ценные бумаги.
Реальные инвестиции - вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал: основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.
Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика - одна из составных частей экономической политики государства.
Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. Кним могут относиться: выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства; реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержка развития малого и среднего бизнеса; поддержка развития экспортных производств; обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России; реструктуризация угольной промышленности; реализация программы жилищного строительства в стране, в частности для военных и др
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую и инвестиционную деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, в том числе и инвестиционных процессов, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, участие государства в инвестиционной деятельности, создание свободных экономических зон, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитно-финансовые механизмы и другие.
Административные, т. е. методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении топ или иной задачи.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем: совершенствования системы налогов; применения механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера и др.;
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, которое осуществляется в форме капитальных вложений путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Россией совместно с иностранными государствами; формирования перечня строек и объектов, подлежащих техническому перевооружению для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий но инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и др.
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельной стране, регионе, городе. Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой - является ее результатом.
Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от их уровня, можно классифицировать в две группы:
1) Первая группа - факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне; все внешние факторы по отношению к предприятию. К ним можно отнести: степень совершенства налоговой системы; нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности; степень участия государства в инвестиционной деятельности; уровень инфляции; дефицит бюджета; состояние и динамику развития экономики страны; степень совершенства финансово-кредитной политики; экономическую, в том числе и инвестиционную, политику государства; социальное и политическое положение в обществе; степень совершенства рыночных отношений; наличие свободных экономических зон; созданные условия для привлечения иностранного капитала; степень риска вложения инвестиций; поддержку государством развития малого и среднего бизнеса и др.
2) Вторая группа - факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на микроуровне (внутренние факторы).К ним можно отнести: размеры (масштабы) предприятия; финансовое состояние; применяемые способы исчисления амортизационных отчислений; научно-техническую политику предприятия; инвестиционную политику; организационно-правовую форму хозяйствования и другие.
В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что дает возможность создавать накопления и больше потреблять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в ВВП страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Норма накопления в российской экономике 1999-2001 гг. оставалась низкой. В 2001 г. она составила 17%, в дальнейшем происходит рост валовых накоплений до 21% ВВП. Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал.
Мировой опыт зарубежных стран, преодолевавших негативные последствия структурных и циклических кризисов, показывает, что в фазах оживления и подъема экономики норма валового накопления в основной капитал достигала уровня 30-40% ВВП и выше (например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия, США в 50-60-е годы).
В СССР в течение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30% ВВП), но эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом, проблема накоплений в российской экономике связана с необходимостью аккумуляции достаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.
Возможности накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных сбережений государства, предприятии и населения. Однако для России в настоящее время характерен разрыв в цепочке «сбережения - инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП.
Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого капитала.Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в 90-е годы XX в., явилось резкое сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десятилетие инвестиции в основной капитал снизились в четыре раза.
Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполагает восстановление условий для внутреннего накопления, устранение диспропорции в отраслевом распределении - перераспределение внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность для модернизации и формирования современной структуры экономики.
Для этого целесообразно снижение чрезвычайно завышенной эффективности вложений в финансовый сектор экономики, восстановление нормальных экономически обоснованных соотношений между текущим потреблением и накоплением. Требуются меры по поддержке платежеспособного спроса на отечественные товары инвестиционного и потребительского назначения.
Решение этих задач может обеспечиваться проведением целого комплекса мероприятий, касающихся различных аспектов ценовой, валютной, налоговой политики, а также политики доходов. Отсюда объективно следует необходимость усиления роли государства как основного субъекта, организующего экономическую деятельность в переходной экономике.
Вопросы для самопроверки:
Какие меры необходимо принять для инвестиционного подъема в российской экономике?
Определите внутренние и внешние источники инвестиций для российских предприятий.
Чем объяснить низкую инвестиционную активность российских банков?
Как привлечь для инвестирования в производство средства населения?
Сбережения и норма накопления в современной российской экономике.
Бюджет развития как инструмент инвестиционной политики.
Налоговые механизмы стимулирования инвестиций.
Какие причины тормозят привлечение в Россию иностранных инвестиций?
Что необходимо сделать для улучшения инвестиционного климата в России?
В какие сферы российской экономики необходимо стимулировать приток иностранного капитала?
Каков баланс выгод и отрицательных последствий участия иностранного капитала в российской экономике?
#Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 14.2.
Тест учебный ()
SИнвестиционная деятельность - это:
N- Деятельность государства по стимулированию инвестиций
N+ Вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций
N- Совокупность мероприятий по защите инвестиций
SФинансовые инвестиции подразумевают вложение средств:
N- В средства производства
N+ В ценные бумаги
N- В интеллектуальные ценности
SПод расширенным воспроизводством основных фондов понимают:
N- Строительство и приобретение ОФ в размерах, соответствующих сумме начисленного износа по действующим производственным основным фондам
N+ Строительство и приобретение ОФ в размерах, превышающих сумму уменьшения ОФ в результате износа
N- Строительство и приобретение ОФ в размерах, меньше суммы уменьшения ОФ в результате износа
SВ состав заемных и привлеченных источников финансирования инвестиций не включаются:
N- Эмиссия акций
N+ Прибыль, лизинг
N- Банковские кредиты, лизинг
N- Мобилизация внутренних ресурсов
SФакторы, не влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне:
N+ Размеры предприятия
N- Уровень инфляции
N- Степень риска вложений
SВенчурный капитал образуется путем:
N- Формирования портфеля ценных бумаг предприятия
N- Привлечения иностранных инвесторов для создания совместных предприятий по продвижению инвестиционного товара на рынке сбыта
N+ Участия инвесторов в ограниченном определенными временными рамками акционерном обществе вновь создаваемых малых инновационных фирм
N- Благотворительности
SИнновационный потенциал фирмы - это:
N- Проведение научно-исследовательских работ, лицензионная деятельность фирмы
N- Деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта и доведение новых идей до их реализации в виде готового товара на рынке, представляющего интеллектуальную собственность
N+ Способность к собственной разработке новшеств, возможности к эффективному внедрению имеющихся открытий и изобретений
SРеальные инвестиции не направляются на;
N+ Приобретение ценных бумаг
N- Развитие непроизводственной сферы
N- Развитие производства
SВоспроизводственная структура капитальных вложений характеризует:
N- Распределение инвестиционных затрат на активные и пассивные элементы основного капитала
N+ Распределение инвестиционных затрат на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение
N- Распределение инвестиционных затрат по отраслям народного хозяйства
SКосвенное воздействие государства на инвестиционную деятельность включает:
N- Финансирование инвестиционных проектов
N+ Совершенствование механизма начисления амортизационных отчислений
N- Прямой запрет инвестиционной деятельности
N- Предоставление бюджетных ссуд
#Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 14.2.
Тест контрольный (14.2. Инвестиционная политика государства )
SПортфельные (финансовые) инвестиции – это вложения в:
N+ Акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий
N- Экономику других стран
N- Человеческий капитал
S Реальные инвестиции – это вложения в:
N+ Создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий
N- Конвертируемую валюту
N- В оборотные средства для поддержания сохранения недвижимости
S Под инвестиционной политикой государства понимается ком плекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством:
N- По улучшению качества товаров и услуг
N+ По созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности и подъема экономики
N- По увеличению производственных мощностей заводов и фабрик
S К з адачами инвестиционной политики могут относиться:
N- Выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;
N- Поддержка развития малого и среднего бизнеса;
N- Обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;
N- Поддержка развития экспортных производств;
N- Реализация программы жилищного строительства в стране;
N+ Все сказанное.
S К факторам, влияющим на инвестиционную деятельность предприятия на макроуровне не относится:
N- Степень совершенства налоговой системы
N- Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности
N- Степень участия государства в инвестиционной деятельности
N+ Организационно-правовую форму хозяйствования предприятия
N- Уровень инфляции
SК факторам, влияющие на инвестиционную деятельность на микроуровне (внутренние факторы ). можно отнести:
N- Размеры (масштабы) предприятия
N- Финансовое состояние
N- Применяемые способы исчисления амортизационных отчислений
N- Научно-техническую политику предприятия
N+ Все сказанное
S Норма накопления в российской экономике в последние 15 - 20 лет:
N- Остается низкой
N- Составляет от 17% до 21% ВВП
N+ Все сказанное верно
S Мировой опыт за рубежных стран показывает, что для подъема экономики норма валового накопления в основной капитал должна быть на уровне:
N- Более 70 % ВВП
N+ 30 – 40 % ВВП и выше
N- 10 -15 % ВВП
S Для России в настоящее время серьезной проблемой инвестировании в основной капитал является:
N- Резкое сокращение инвестиций в реальный сектор экономики
N- Разрыв в цепочке «сбережения (32% ВВП) - инвестиции (15% ВВП)»
N- Недоверие потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику
N+ Все сказанное верно
S Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполагает:
N- Восстановление условий для внутреннего накопления
N- Устранение диспропорции в отраслевом распределении (перераспределение внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность)
N- Поддержку платежеспособного спроса на отечественные товары
N+ Все сказанное верно
Список литературы:
Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол.авт,; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. - 7-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2007.-624с.
Курс экономической теории: учебник - 5-е дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2002 г. - 832 с.
Экономика. Учебник. Издание второе, перераб. и доп. / Под ред. А.И. Арипова, А.Н. Нестеренко, А. Б. Большакова. - М.:ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001, -784с.
Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / ; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н.Домной. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2007.-688с.
Государственная инвестиционная политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности. Она определяет цели, направления, формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.
Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.
Основные направления инвестиционной политики:
1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов.
Центр тяжести переносится с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию организаций (предприятий).
2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике.
Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям экономики.
3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.
4. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной программе до 2010 года финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных вложений.
Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.
5. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.
Задача: получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Потеря управляемости инвестиционным комплексом негативно сказывается на структурной перестройке экономики, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.
Инвестиционная политика на перспективу предусматривает также совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности, имея в виду повышение эффективности организационных методов и методов прямого воздействия государства на инвестиционную деятельность, предусмотренных Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (см. с. 29-30).
Все государства в мире должны проводить рациональную экономическую политику. Естественно, Российская Федерация не является исключением из правил. При этом инвестиционная политика России является одним из важнейших факторов и даже локомотивом эффективного развития экономики в стране.
В настоящее время Российская Федерация все еще проходит процесс становления рыночной экономики. Сейчас мы не можем признать эффективность ее работы ни на микро-, ни на макроуровне. В связи с этим значение грамотной инвестиционной политики РФ еще больше возрастает.
Как и в других странах мира, в России под инвестиционной политикой принято понимать создание механизма, с помощью которого государство может активно влиять на существующую экономическую систему, в частности, на рынок инвестиций и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Она включает себя большое количество способов влияния на данную сферу.
Цели инвестиционной политики в Российской Федерации можно сформулировать просто. Она должна:
- сформировать благоприятный деловой климат;
- стимулировать развитие предпринимательства;
- усовершенствовать социальную сферу;
- способствовать приоритетной реализации программ и проектов, которые имеют первостепенное значение для государства;
- минимизировать риски частных инвесторов и компаний;
- создать простые и понятные условия, которые бы позволили привлекать в страну большое количество иностранных инвесторов.
Существуют три уровня, в рамках которых имеет смысл рассматривать государственную инвестиционную политику:
- федеральный;
- региональный;
- муниципальный.
На федеральном уровне основными инструментами органов исполнительной власти являются налоговая (фискальная), денежная (монетарная) и кредитная политика.
Налоговая система решает две важнейшие задачи. Во-первых, она позволяет сформировать государственный бюджет, который впоследствии будет перераспределен и направлен на реализацию важнейших инвестиционных проектов. Во-вторых, она помогает создавать благоприятные условия, позволяющие привлекать в страну внешних инвесторов.
Монетарная и кредитная политика имеют собственные эффективные инструменты. Среди них управляемая учетная ставка, регулируемая масса денежных средств в стране, кредитование. Влияя надлежащим способом на перечисленные инструменты, Правительство и Центральный Банк РФ могут стимулировать спрос на инвестиции внутри страны.
Существующая специфика
Инвестиционную политику, проводимую исполнительными органами государственной власти, многие отечественные и зарубежные эксперты считают достаточно специфической. Ее прекрасно характеризуют такие особенности:
- существенное влияние государства на экономику;
- смешанный характер, допускающий существование как рыночных, так и административных рычагов воздействия;
- зависимость от мирового экономического кризиса.
Правительство Российской Федерации проводит собственную инвестиционную политику, опираясь на отраслевое законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты. С помощью данных нормативны документов происходит регулирование всех инвестиционных процессов, протекающих в государстве.
Основными субъектами государственной инвестиционной политики является Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов, Министерство экономического развития, Государственная дума и Центральный Банк.
Вполне естественно, что в такой огромной стране, как Россия, все инвестиционные процессы не могут регулироваться непосредственно из федерального центра. Большую роль в решении стоящих перед страной задач решают региональные власти. На уровне регионов для это создаются местные инвестиционные государственные структуры, которые, как правило, носят название департаментов и агентств.
Региональный аспект
Размер государства оказывает очень большое значение на методологию проводимой в нем инвестиционной политики. Россия является самой крупной страной в мире, поэтому для нее такая специфика приобретает особый размах. При разработке и проведении федеральной инвестиционной политики должна обязательно учитываться специфика отдельных субъектов федерации. Необходимо принимать во внимание:
- особенности географического положения;
- имеющиеся природные ресурсы;
- уровень развития транспортной инфраструктуры;
- непосредственное соседство с иностранными государствами;
- инвестиционную привлекательность;
- состояние экологии.
В идеале Правительство РФ должно максимально грамотно и эффективно объединить инвестиционные потенциалы всех субъектов федерации. На основе такой кооперации в масштабах страны должен создаваться благоприятный деловой климат.
Эффективность проводимой политики
В настоящее время инвестиционная политика, проводимая органами исполнительной власти России, не может быть в полной мере признана эффективной. По-прежнему остаются нерешенными целый ряд важных задач:
- не существует тесной взаимосвязи между приоритетными и реализуемыми инвестиционными проектами;
- уровень рационализации финансовых трат из федерального бюджета недостаточно высок;
- инвесторы не обладают всей полнотой прав и гарантий;
- государственное инвестирование доминирует над частным;
- не существует акцента на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.
Ключевым моментом видится именно недостаточный уровень частных инвестиций. Государственный инвестиционный потенциал в первую очередь должен быть направлен на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), фундаментальную и прикладную науку. Вместо этого ввиду отсутствия должного уровня частных вложений, Правительству приходится взваливать на государственный бюджет значительную часть инвестиций в экономику и социальную сферу.
Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика , представляющая собой комплекс хозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.
Государственная инвестиционная политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она содержит:
− направления;
− формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.
Основными целями государственной инвестиционной политики являются: мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевых комплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц.
Основные направления инвестиционной политики:
1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов. Центр тяжести перенести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.
2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетом реального положения дел в экономике. Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства.
3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.
4. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Правительство намечает в инвестиционной программе финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4 рубля частных вложений. Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из форм реализации инвестиционных государственных программ.
5. Повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость.
Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Инструментами инвестиционной политики государства являются:
− Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП);
− Федеральные целевые программы (ФЦП);
− Ведомственные целевые программы (ВЦП).