ТЕМА 21. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.Сущность переходной экономики и переходного периода. Концепции переходной экономики.
2.Основные закономерности переходного периода и направления реформирования экономики.
1. Сущность переходной экономики и переходного периода. Концепции переходной экономики.
Переходная экономика – это соединение элементов административно-командной и современной рыночной систем. В результате того, что постоянно происходит усиление рыночных элементов и ослабление элементов административно-командной системы, подобной системе присуща изменчивость, нестабильность как одна из самых характерных ее черт.
Переходный период – это отрезок времени, в течение которого происходит демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов.
Необходимость перехода от административно-командной системы к современной рыночной тем, что первая не смогла обеспечить высокий уровень производительности труда, высокие темпы экономического роста и высокий уровень жизни населения. Анализ состояния экономики нашей страны и других социалистических стран вызвал необходимость экономических реформ, для проведения которых необходим особый период, - называемый переходным.
Большинство экономистов считают, что продолжительность переходного периода 10-15 лет. Начинается он с утраты государственной власти коммунистической партией, прекращения функционирования прежних законодательных и исполнительных органов власти, т.е. смена политического строя является необходимым условием осуществления рыночных преобразований. Демонтаж старого происходит быстро, в течение нескольких месяцев, формирование новой системы - более длительный срок.
В России рыночные реформы начались с января 1992 года, им предшествовали драматические события 1991 года, распад СССР, самороспуск Верховного Совета, отказ Президента от власти. Первоначально предполагалось, что в нашей стране сложится экономика, основанная на частной собственности и конкуренции, подобная экономической системе США. Однако практика показала, что цель преобразований в России – социальная рыночная экономика, которая представляет собой особый тип рыночной системы, который предусматривает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
Существует две концепции перехода к рыночной экономике – градуализм и шоковая терапия.
Градуализм (постепенность) – это экономическая концепция, предполагающая проведение медленных, последовательных реформ и значительную роль государства в их проведении.
Шоковая терапия – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка быструю и одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета.
В разных странах вполне успешно использовалась на практике и та, и другая концепция (в Китае – градуализм, в Польше, Чехии, Эстонии - шоковая терапия). Выбор, в результате, зависит от конкретных экономических и политических условий.
2. Основные закономерности переходного периода и направления реформирования экономики.
К основным закономерностям, складывающимся в переходный период относятся:
1.Утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами, значительная часть которых переходит в частную собственность, создание вместо принудительных распоряжений системы экономического воздействия на предприятия денег, налогов и других финансовых институтов.
2. Бюджетный кризис, хроническая нехватка средств в государственной казне, задолженности по выплате заработной платы, обеспечению бюджетной сферы.
3. Трансформационный спад, т.е. спад производства в результате отсутствия координации между экономическими агентами, когда плановые механизмы координации разрушены, а новые, рыночные не созданы, сбрасывание избыточного производства в отдельных отраслях (например, военной продукции), свертывание неэффективных предприятий, падение объемов производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, ориентация на зарубежную продукцию.
4.Социальная дифференциация общества (разделение на богатых и бедных), ухудшение условий жизни большей части населения, рост преступности и криминализация структур государственного управления.
Переход от административно-командной системы к современной рыночной экономике в разных странах имеет общие тенденции. Этот процесс включает, с одной стороны, глубокие институциональные изменения (прежде всего в отношениях собственности), а с другой стороны, предполагает осуществление стабилизационных мер (преимущественно в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании).
Основными направлениями реформирования экономики являются следующие:
Макроэкономическая, прежде всего финансовая, стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью подавления инфляции, безработицы и стимулирования экономического роста.
Приватизация, т.е. изменение характера собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности частным экономическим субъектам с целью повышения эффективности производства.
Либерализация, т.е. обеспечение свободы экономической деятельности предпринимателей, снятие или сокращение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности, прежде всего путем отмены директивного планирования, централизованного ценообразования, государственной монополии внешней торговли.
Интеграция в мировое хозяйство.
Институциональная трансформация, т.е. формирование рыночных институтов, рыночных организаций и рыночных правил игры, новых механизмов установления хозяйственных связей.
Демонополизация экономики и поощрение конкуренции путем снятия ограничений на движение товаров на внутреннем рынке.
Перестройка структуры экономики в направлении опережающего развития производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Переход к адресной системе социальной поддержки, с тем чтобы облегчить части населения приспособление к условиям рыночной экономики.
Закономерности перехода
В западных странах, в международных экономических организациях, обсуждая проблемы перехода (transition), нередко страны с переходной экономикой (транзитники) трактуют расширительно, присовокупляя к ним и так называемые страны с развивающимися рынками. Рекомендуя те или иные меры оздоровления и оживления экономики, ставят в один ряд множество стран с несовершенными рыночными институтами, у одних - в связи с пережитым социалистическим экспериментом, у других - из-за общего низкого уровня развития и феодальных пережитков. Заметим, что эти два множества пересекаются.
Договоримся, что здесь мы ведем речь только о первых - о бывших социалистических странах и о процессах их трансформации.
Тем не менее анализ закономерностей перехода представляет и теоретический, и практический интерес. Во-первых , переходный период во многих странах еще далек от завершения и, зная закономерности - что возможно и что невозможно, легче строить политику, строить планы в отношении того, что еще предстоит сделать. Во-вторых , о прошедших и предстоящих реформах не прекращаются идеологические споры. Во многих странах определенными группами лиц констатируется провал реформ по причине неправильной политики, которая признается главным, едва ли не единственным фактором успеха или поражения независимо оттого, с какими она сталкивалась ограничениями. А уж с тем, насколько распространены подобные оценки, связаны и серьезные политические следствия: какие деятели могут работать в правительстве, а какие нет, кого подвергнуть остракизму, несмотря на выдающиеся профессиональные и политические качества, и кого выдвигать. Поэтому мы посвятим главу закономерностям переходного периода. Накопленный опыт позволяет утверждать, что, несмотря на разнообразие условий в разных странах, они существуют. В то же время последующее изложение не претендует на исчерпывающий характер.
Несовместимость двух систем
Эффективная же рыночная экономика требует всего круга реформ и преобразований, в их числе и таких, которые иногда и сегодня еще не осуществлены даже в развитых странах с рыночной экономикой. Здесь речь идет уже о реформах второй очереди.
Реформы первой очереди включают:
Либерализацию;
Финансовую стабилизацию;
Приватизацию.
Эти три ключевых слова - три кита первого этапа рыночных реформ.
Либерализация охватывает:
переход к свободной торговле и свободным ценам;
демонтаж планово-распределительной системы, иерархической структуры управления и переход к сетевой структуре договорных отношений;
отмену монополии внешней торговли, открытие экономики;
введение свободного рыночного курса национальной валюты взамен его государственного регулирования; обеспечение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям.
Финансовая стабилизация предполагает приостановление инфляции после либерализации и стабилизацию национальной валюты.
Она состоит в:
переходе к жестким бюджетным ограничениям на всех уровнях;
создании налоговой системы и налаживании налогового администрирования;
организации надежного контроля за бюджетными расходами;
ограничении денежной массы и переходе к рыночному формированию процентных ставок;
организации надзора за коммерческими банками.
Приватизация призвана перенести ответственность и риск с государства на частных собственников, заменить большую часть государственной собственности частной, создать тем самым новую систему хозяйственных мотиваций и полноценных рыночных агентов.
К этому добавляются в составе первоочередных реформ налоговая реформа, создание системы коммерческих банков и двухуровневой банковской системы, а также рынка рабочей силы с отменой государственной системы регулирования оплаты труда. Это тот минимальный набор, который должен быть реализован за сравнительно короткое время, чтобы создать зародыш, генотип рыночной экономики и дать практически во всех странах с начальный импульс для ее развития.
усиление открытой инфляции, хотя масштабы этих явлений были различны.
Исключение составляют Китай и Вьетнам. Объяснение этому феномену чаще всего усматривают либо в неправильности политики, проводившейся в странах Восточной Европы и бывшем СССР, либо в том, что в Китае и Вьетнаме рост вместо спада обеспечило руководство коммунистических партий, которые гарантировали политическую стабильность и сохранение государственного регулирования.
Здесь, видимо, уместно обратить внимание на важность стадии развития, на которой находится страна, вступающая в переходный период. В отличие от других стран с переходной экономикой (помимо Монголии и Албании), Китай и Вьетнам к моменту прихода к власти коммунистов были отсталыми аграрными колониальными и полуколониальными странами, в собственном развитии не вышедшими из стадии феодализма. Энергия антифеодальной революции в них еще не была израсходована. Коммунисты, в частности, в Китае до окончания культурной революции не успели эту энергию ни высвободить, ни растратить.
Реформы в этих странах начинались с предоставления большей свободы крестьянству, которое использовало ее в первую очередь для повышения своего крайне низкого жизненного уровня, реализуя прежде всего резервы более разумно организованного и интенсивного труда. Это сразу же дало толчок росту экономики в целом. Точно такие явления наблюдались в годы нэпа в России, где в то время аграрный сектор мало чем отличался от китайского или вьетнамского 1960-х, 1970-х гг. Время господства коммунистического режима в жестких формах в этих странах было сравнительно коротким (25-30 лет), и естественные мотивации крестьянского труда еще сохранились.
Поэтому с первых шагов либерализации (Китай - 1975 г., Вьетнам - 1987 г.) экономика, начав с очень низкого уровня, все время росла. Переходные процессы здесь проходили без спада.
Во всех других странах с переходной экономикой спад (см. табл. 7.2) следовал сразу за началом активной фазы рыночных реформ (либерализация). Он был короче и менее глубок в тех странах, которые раньше стали делать шаги к рыночной экономике в рамках модели рыночного социализма (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия). Короткий и глубокий спад был в странах, где такой рыночной подготовки не было, но делались быстрые и решительные шаги по либерализации и финансовой стабилизации (страны Балтии). Наиболее длительным и глубоким был спад в тех странах, где история социализма была длиннее, накопленные диспропорции - глубже, не было эволюционного развития к рынку до радикальных реформ, а финансовая стабилизация растягивалась во времени. Все такие страны оказались на территории бывшего СССР (Россия, Украина и др.). Европейские страны с переходной экономикой, включая СССР, достигли среднего уровня индустриального развития, поэтому эффекты, наблюдавшиеся в Китае и Вьетнаме, здесь не имели места.
Закономерным следствием либерализации является также инфляция (см. табл. 7.4). Переход от дефицита и скрытой инфляции оплачивается скачком открытой инфляции, укротить которую должны меры финансовой Стабилизации.
С этим связаны также закономерные процессы определенного снижения уровня жизни и усиления дифференциации населения по доходам и материальной обеспеченности, обесценения сбережений. Попытки избежать этих явлений путем индексации доходов сбережений приводят к противоположным результатам, так как подогревай инфляцию - главный фактор этих явлений.
Структурная перестройка (реструктуризация) - процесс, который вызывается реформами первого этапа и со стоит в формировании новой структуры экономики, соответствующей рыночным условиям и способной реализован конкурентные преимущества страны. Она включает изменения отраслевой структуры, а также преобразование предприятий - из производственных единиц планового хозяйства в рыночные компании - на микроуровне.
Механизм структурной перестройки запускается либерализацией цен. Новые относительные цены показывают, где больше спрос. Туда устремляются ресурсы, высвобожденные из-под планового распределения.
Наименее развиты в плановой экономике те сектора, чьи функции замещались государственным распределением. Поэтому в первую очередь начинают развиваться торговля и финансовая сфера. Торговля берет на себя регулирование товарных потоков, и, пока она недостаточно развита, ее функции приходится выполнять государственным органам. Но со временем торговля их вытесняет.
Финансовые институты - банки, инвестиционные и страховые компании - берут на себя регулирование денежных потоков. Складываются финансовые рынки, на которых они действуют, - кредитный, валютный, фондовый (государственных и корпоративных ценных бумаг). Тем самым формируются рыночные механизмы мобилизации и перелива капиталов, крайне важные для эффективной структурной перестройки, для трансформации накоплений в инвестиции.
Далее от этих отраслей сигналы спроса и предложения в виде цен товаров и услуг, процентных ставок, доходности ценных бумаг поступают в другие отрасли, и с этого начинается структурная перестройка в узком смысле, т.е. собственно реконструкция предприятий, развитие одних, закрытие других и т.п.
Структурная перестройка разделяется как бы на две фазы: пассивную и активную. В пассивной фазе, когда уже определились спросовые ограничения, особо ощутимые в процессе финансовой стабилизации, а капиталов еще не хватает и рынки недостаточно развит ты, преобладают тенденции разрушения старого на фоне спада. Уже ясно, какая продукция не находит спроса, а освоение новых конкурентоспособных товаров еще не налажено. Эта фаза носит характер структурного кризиса, весьма болезненного, образующего, пожалуй, самый трудный период в реформировании экономики.
Активная фаза структурной перестройки обозначается тогда, когда увеличиваются инвестиции и созидательные тенденции начинают преобладать. Появляются позитивные сдвиги в структуре производства, развертывается процесс реконструкции предприятий, на рынок выходят новые товары и услуги, растут доходы.
На стыке пассивной и активной фаз происходит стабилизация производства, а затем начинается его подъем.
Смысл указанных процессов состоит в том, что прежнее производство, оказавшееся неконкурентоспособным, начинает сокращаться, тогда как новое производство, более эффективное, удовлетворяющее требованиям рынка, начинает расти (см. рис. 7.1). Спад старого производства можно замедлить, например, ценой высокой инфляции или закрытия экономики, но его нельзя остановить. Как бы ни были велики созданные ранее мощности, если они неспособны производить нужную рынку продукцию при цене, превышающей издержки, попытки их загрузить приводят лишь к отвлечению задержке его роста.
Охарактеризованные выше переходные процессы имеют разную длительность. Наиболее короткий - либерализация, хотя, конечно, его можно осуществлять поэтапно и достаточно долго. Например, в Китае либерализация и до сих пор не завершена, она проводилась шаг за шагом в увязке с другими мерами, порой ограничивалась территориально.
Второй по длительности процесс - финансовая стабилизация: чем дольше он продолжается, тем больше времени занимают инфляция, спад производства, снижение уровня жизни, тем больше откладывается активная фаза структурной перестройки.
Приватизация может занимать длительное время, до 5-6 лет и более, с определенного момента переплетаясь с процессами перераспределения собственности, укрепления институтов защиты прав на нее, налаживанием корпоративного управления и другими институциональными преобразованиями. Структурная перестройка, естественно, самый длительный процесс при переходе от плановой экономики
Поэтому активная фаза структурной перестройки начинается только через некоторое время после завершения финансовой стабилизации и приватизации большей части предприятий. А устойчивый экономический рост начинается только тогда, когда структурная перестройка вошла в активную фазу и снижение производства в старых структурах уже не оказывает на экономику определяющего влияния.
Сообразно с приведенным на рис. 7.2 графиком мы можем обозначить этапы перехода к рынку.
В принципе можно выделить подготовительный этап, в течение которого проходят пробные подготовительные реформы, эксперименты типа рыночного социализма в Венгрии и Югославии и горбачевских попыток реформирования у нас. Главная задача этого этапа - идеологическая и политическая подготовка рыночных реформ, подведение общества к пониманию их необходимости.
/ этап - с начала либерализации до завершения финансовой стабилизации и создания предпосылок перехода к активной фазе структурной перестройки и экономическому росту.
II этап - структурная перестройка и экономический рост, осуществление необходимых для этого институциональных изменений.
Интересный вопрос: а когда собственно, завершается переходный период? Напрашивается легкий ответ: когда восстанавливаются докризисные объемы производства, уровень жизни. Но он не совсем точен. Дело в том, что цель перехода отнюдь не в объемах ВВП или показателях потребления тех или иных продуктов. Физические объемы ВВП СССР у нас вообще могут быть не достигнуты никогда, просто это не нужно.
Более точно: переходный период завершается, когда большинство населения данной страны начинает жить богаче, лучше и уже воспринимает рыночную экономику как более эффективную.
Проблемы и трудности переходного периода
Различия переходного периода в разных странах определяется:
Во-первых, большое значение имеет факт различной продолжительности социалистического опыта: 40 лет в странах Восточной Европы. Более 70 лет в России, где к тому же социализм был отечественным, а не импортированным "продуктом". В странах ЦВЕ еще сохранилась память о недавнем рыночном прошлом, психологическая готовность к восприятию рыночных отношений была много выше, чем в России.
Во-вторых, в России рыночные реформы вынужденно проводились на фоне распада СССР. Р. Гринберг, правда, считает, что этот распад был инициирован самими реформаторами и зат-руднил, а не облегчил переход к рыночной экономике. Вопрос спорный, ибо не очень ясно, был ли при сложившихся обстоятельствах вообще возможен такой переход одновременно всеми республиками, если бы Россия не ушла вперед (см. гл. 5 о судьбе экономического союза). Но одно верно: в России наряду с задачами собственно реформ приходилось еще решать дополнительные задачи, например задачу обособления национальной денежной системы и разделения рублевой зоны.
В-третьих, на старте реформ серьезным бременем для России оказалась огромная доля в экономике (в сравнении с другими странами) военно-про мышленного комплекса* - *
Восемь проблем , которые считал важными тогда, причем только в институциональном аспекте. Спад, снижение эффективности и уровня жизни - следствия трудностей с решением этих проблем.
1. Переход от административной иерархии и безответственности к независимости, ответственности и жестким бюджетным ограничениям, формирование полноценных агентов рыночной экономики сопряжены с серьезными трудностями, в том числе социальными. Непростая трансформация, для многих организаций и людей вообще непреодолимая.
В России и других странах СНГ эта проблема сложнее из-за большей культурной отсталости в сравнении со странами ЦВЕ и большей укорененности планово-распределительной бюрократии.
2. Слабое развитие рыночной инфраструктуры, сети контрактных отношений и поддерживающих ее институтов. При быстром вхождении в рынок большинство предприятий не будет знать, что производить и кому продавать, где брать сырье и материалы, какие применять цены, у кого и на каких условиях кредитоваться, что делать в случае срывов.
3. С немалыми сложностями связана либерализация цен. Из-за огромных диспропорций в плановых ценах, больших размеров субсидий процесс выхода на новые равновесные относительные цены будет сопровождаться большими флуктуациями и порождать массу проблем структурного и социального характера, усиливаемых взаимопереплетением с вышеупомянутыми проблемами.
4. Крайняя монополизация советской экономики практически не оставляла места для конкуренции, а стало быть, и проявления преимуществ рынка. После 70 лет политики концентрации и узкой предметной специализации производства более 1500 групп товаров производилось только на одном предприятии. Малый бизнес не мог в короткие сроки изменить ситуацию, по крайней мере без потерь для качества и технического уровня производства.
Правда, дальнейший ход развития показал, что эта проблема оказалась не столь существенной вследствие открытия экономики.
5. Трудности макроэкономической стабилизации вследствие огромного инфляционного навеса, многолетнего дефицита, принявшего к концу 1991 г. немыслимые размеры. Достаточно сказать, что в 1987-1990 гг. разрыв между доходами и расходами населения при несбалансированном потребительском рынке составлял 30%. Это повышало болезненность либерализации цен.
В странах ЦВЕ власти все годы заботились о сбалансированности потребительского рынка. Поэтому для советских граждан поездка в Чехословакию или Болгарию давала невиданные дома возможности для приобретений. Для России же масштабы дефицита обозначали еще одну специфическую трудность в ходе реформ.
6. Для эффективной работы рыночной экономики необходимо согласованное функционирование основных видов рынков - товарного, фондового и рабочей силы. На базе того, что существовало в плановой экономике, в России сравнительно быстро могли сформироваться лишь товарные рынки. Рынок рабочей силы хотя и существовал в зародыше всегда, не мог в приемлемые срок стать механизмом ее перераспределения, особенно важным в процессе структурной перестройки. Низкая мобильность, привязанность людей к месту жительства, прежде всего из-за отсутствия рынка жилья, а в то время еще и прописки, приводили к разделению рынка труда на мелкие территориальные сегменты. Работники были также привязаны к предприятиям системой бесплатных социальных услуг, зачастую связанных со стажем работы. Не было ни системы трудоустройства, ни установленных пособий по безработице.
Фондовые рынки, институты перелива капиталов (кроме плана капиталовложений) отсутствовали вовсе? Уже одно это сулило достаточно длительное падение инвестиций в период между свертыванием централизованного планирования и развитием до необходимого уровня рынков капитала.
7. Открытие экономики, как тогда казалось, должно было натолкнуться на узкую экспортную базу, слабость платежного баланса и неконвертируемость рубля. К счастью, эти опасения оказались преувеличены. Напротив, именно открытие экономики облегчило решение ряда упомянутых проблем.
8. Наконец, проблема ментальности. Основная особенность взращенного homo soveticus в том, что, находясь всегда в роли подчиненного в иерархии субординации, он проявлял равнодушие к гражданским правам, но был склонен к формальному исполнению обязанностей, к уходу от контроля и действиям без всяких правил. Становясь начальником, он считал естественным использование служебного положения в личных интересах. И в общем все признавали это нормой. За это нижние слои иерархии ожидали защиты от верхних в отношениях с внешним миром - протекционизм, эгалитаризм, негативное отношение к предприимчивости, к имущим, убеждение, что стать богатым честным путем нельзя (см. также гл. 2).
12 июня 1991 г. на всеобщих выборах Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин (в апреле 1992 г. официальное название российского государства изменилось: РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию при равнозначности обоих названий). Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным взяло курс на дальнейшую либерализацию экономики и углубление рыночной реформы. Политика экономического либерализма означала освобождение товарно-денежных отношений от контроля государства. Первой мерой нового правительства Е.Т. Гайдара в январе 1992 г. стало освобождение (либерализация) цен от государственного регулирования. Одновременно правительство приняло меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения, означавшей централизованное распределение сырья и ресурсов, и государственного дотирования убыточных отраслей и регионов.
Одновременно проводимые политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободная конвертация рубля были призваны насытить рынок товарами народного потребления в условиях товарного дефицита. С насыщением рынка либерализованные цены постепенно стабилизировались. В то же время спрос на отечественную продукцию резко упал, приведя к массовому закрытию предприятий многих отраслей промышленности в 1994-1996 гг.
Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации - перевода государственной собственности через ее акционирование в частную, - руководителем которой стал А.Б. Чубайс.
В целом на пути проведения политики экономического либерализма с 1992 по 1995 г. правительству России не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, который проявился в общем спаде производства, росте цен и безработице.
Положение России на международной арене радикально изменилось. Отошла в прошлое существовавшая несколько десятилетий система силового противостояния двух лагерей во главе соответственно с СССР и США. Однако на смену ей пришло не мирное равноправное сотрудничество прежних соперников, а стремительное усиление позиций США в политической и военной области. Американское руководство сполна использовало ослабление России, с тем чтобы попытаться стать единственным арбитром в мировой политике. Такой подход вызвал растущее недовольство в мире, в том числе и со стороны союзников США.
После распада СССР не произошло четкого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властью России, т.е. между Съездом народных депутатов и Президентом РФ. Постепенно это вылилось в острейшее противостояние ветвей государственной власти. Под давлением Съезда в декабре 1992 г. правительство Е.Т. Гайдара ушло в отставку, и премьер-министром стал B.C. Черномырдин. Однако конфликт между Президентом и Парламентом не прекратился и в итоге привел к политическому кризису осенью 1993 г. Парламент долгое время откладывал принятие новой Конституции РФ, проект которой был предложен Президентом.
В сентябре 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Часть депутатов Съезда отказалась подчиниться такому решению и провозгласила отстранение Президента от власти. Оппозиция организовала в Москве ряд антипрезидентских демонстраций и силой стремилась взять власть, попытавшись штурмовать телецентр в Останкино и здание мэрии. В итоге началось вооруженное столкновение, в котором оппозиция потерпела поражение. Это означало установление единовластия Президента, за которым последовала ликвидация системы Советов всех уровней. Их функции передавались местной администрации и выборным местным органам власти.
12 декабря 1993 г. в ходе всенародного референдума принята Конституция Российской Федерации, которая четко разграничила полномочия разных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - и объявляла Россию демократическим федеративным государством. Главой государства является избираемый всенародно Президент РФ, а постоянно действующим законодательным органом стало Федеральное собрание из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В июле 1996 г. Президентом РФ был на второй срок переизбран Б.Н. Ельцин.
Новым основным Законом государства стала Конституция 1993 г., утверждавшая президентскую республику и практически неограниченные полномочия главы государства. В области внутренней политики это время отмечено непрерывной сменой премьер-министров - Е.Т. Гайдар, B.C. Черномырдин (декабрь 1992 - март 1998 г.), СВ. Кириенко (апрель - август 1998 г.), Е.М. Примаков (сентябрь 1998 - май 1999 г.), СВ. Степашин (май - август 1999 г.), В.В. Путин (с августа 1999 г.).
После распада СССР России пришлось заново строить отношения со странами СНГ. На этом пути приходится преодолевать немало серьезных препятствий, обусловленных разделением единого прежде политического и экономического организма на отдельные части, имеющие теперь самостоятельные цели и приоритеты развития. Резкому ухудшение внутриполитической ситуации в России способствовали две чеченские войны (1994-1996 и с 1999 г.) с целью восстановить «конституционный порядок» в Чечне, являющейся субъектом государства Россия. Они не привели к подчинению автономной республики общефедеральным законам.
Ташкентский договор о коллективной безопасности шести стран - членов СНГ (1992) также не привел к конкретным политическим результатам ввиду отсутствия общих экономических интересов в условиях распада единой «рублевой» зоны. В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья - республик Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. Однако многие военные конфликты, разгоревшиеся в республиках, вынудили руководство России оставить на их территории часть миротворческих сил.
С 1996 г. министерство иностранных дел России во главе с Е.М. Примаковым начало осуществлять «новый курс» в отношениях со странами СНГ. Был подписан договор о содружестве и формировании единого экономического и финансового пространства между СССР и Белоруссией (1996). Отношения Украины с Россией, имеющие ряд спорных вопросов о Черноморском флоте, статусе Крыма и др., по-прежнему остаются неурегулированными.
В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был подписан договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении ядерных вооружений. По настоянию США Россия единственная из стран СНГ становилась ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако Украина, Белоруссия и Казахстан не торопятся передать -России расположенное на их территории стратегическое ядерное оружие. В то же время руководство НАТО всячески стремится расширить свою организацию за счет бывших социалистических стран (Польша, Чехия, Венгрия) и республик бывшего Союза (Литва, Латвия, Эстония, Украина). Приближение военно-политического блока под эгидой США к границам России полностью игнорирует российские интересы безопасности. Ближайшей задачей нынешнего российского руководства становится недопущение нашей страны в сферу влияния внешней политики США и установление самостоятельных взаимовыгодных отношений с зарубежными странами на новом уровне.
В области экономики была предпринята попытка перехода к приоритету частной собственности, упразднению государственного регулирования и открытости в связях с внешним миром. Были сделаны определенные шаги к обеспечению свободы предпринимательства. Произошли некоторые сдвиги в сторону рыночной экономики, но ни одно из начинаний не было доведено до конца.
В области социальной жизни были провозглашены свобода, открытость всех источников информации, независимость их от власти. Начавшийся процесс формирования правового общества явился, пожалуй, высшим достижением последнего десятилетия.
В новых условиях прекратился открытый идеологический нажим на культуру, была отменена цензура. При этом значительно сократились ассигнования государства на культурные нужды. Во всех областях культуры окончательно утвердилось частное предпринимательство.
В марте 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В.В. Путин, до этого, согласно Конституции РФ, после отставки Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. исполнявший его обязанности. Более 70 лет советское общество развивалось по своим собственным законам, исходя не из объективных внутренних потребностей, а из задач, поставленных руководством правящей коммунистической партии. Сейчас российскому руководству предстоит решить нелегкую, уникальную в мировой истории задачу - вернуть российское общество к объективным законам развития. Причем делать это приходится без расчета на помощь извне, опираясь на созидательные силы народов России. Президент и Правительство РФ поставили своей целью преодолеть экономический кризис, укрепить политическую систему страны, упрочить позиции России на международной арене.
Начало либеральных реформ в экономике. 1992 г. стал для России годом экономических реформ, началом перехода к рынку, к легитимной частной собственности. В ноябре 1991 г. Б. Н. Ельцин сформировал новое правительство, основное ядро которого составили молодые экономисты-рыночники: П. Авен, А. Нечаев, А. Шохин, А. Чубайс. Вице-премьером этого правительства был назначен 35-летний экономист Е. Т. Гайдар. Молодых кабинетных ученых пригласили в правительство исключительно по причине глубины кризиса, в котором оказалась страна, а также из-за нежелания многих опытных экономистов и управленцев «разгребать авгиевы конюшни».
Главные экономические цели нового правительства России были изложены Президентом Б. Н. Ельциным 28 октября 1991 г.: переход к рыночной экономике и достижение макроэкономической стабилизации. Выбор этой модели был прежде всего реакцией на провал перестройки, который в общественном сознании связывался с медлительностью и непоследовательностью М. С. Горбачева. Для вывода страны из кризиса Президент, возглавивший «правительство реформ», выбрал путь «шоковой терапии», т.е. быстрого, «в один прыжок», вхождения в рынок. К этому времени экономическая ситуация в стране была катастрофической, полки магазинов пусты. Программа содержала набор мер, широко известных в мировой практике: вначале отпуск цен, затем введение свободной торговли, следующий шаг - приватизация, передача государственной собственности в частные руки. Свободные цены должны были, по замыслу реформаторов, определить реальную цену товаров и включить механизм конкуренции, заставить людей «зарабатывать деньги». Приватизация же, сделав людей собственниками, должна была создать мощные стимулы к труду.
Альтернативный вариант, предложенный известным экономистом Г. А. Явлинским (вначале достижение стабилизации экономической ситуации, а уже затем проведение рыночных реформ) был отвергнут, поскольку требовал как минимум жестких административных мер, обеспечить которые при очевидной слабости государственной власти было уже невозможно.
Реформы, начатые командой Е. Гайдара, с самого начала приобрели революционный характер перехода от одного общественного строя к другому. Правительство приняло ряд важных мер по слому командно-административной системы, либерализации хозяйственной деятельности. Значительные усилия были направлены на создание рыночной инфраструктуры - фондовых и товарных бирж, банковской системы, валютного рынка.
В соответствии с правительственной программой реорганизация коснулась органов власти и управления. Советский госаппарат был резко сокращен, правда, ненадолго.
Основой гайдаровских реформ стала либеральная монетаристская модель перехода к рынку, ориентированная на ослабление вмешательства государства в экономику, на первоочередное реформирование денежного сектора экономики, достижение финансовой стабилизации в стране, на
ликвидацию бюджетного дефицита, укрепление рубля. По планам реформаторов, программа стабилизации российской экономики на рыночной основе была рассчитана на три года.
В начале либеральных реформ - до декабря 1992 г. - наиболее революционную роль сыграл Указ Президента РФ от 2 января 1992 г. о либерализации цен и реорганизации торговли. Он предоставил предприятиям право самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию, право самостоятельного сбыта и покупки продукции и сырья. Указ вводил контроль за ценообразованием на предприятиях-монополистах, отменял запреты на деятельность негосударственных торгово-закупочных предприятий.
Стабилизационная политика правительства Е. Гайдара предусматривала также ряд важных мер по предотвращению гиперинфляции и социальной защите населения. Резкому сокращению были подвергнуты все государственные расходы (централизованные капиталовложения, дотации и т.д.). В частности, расходы на закупку вооружений были урезаны на 85 %. Одновременно прилагались усилия для конвертируемости рубля: упрощены схемы валютных операций, расширен валютный рынок и, наконец, установлен свободный валютный курс рубля на основе спроса и предложения.
Либерализация цен и ужесточение финансовой политики привели к тому, что российский рынок постепенно стал наполняться товарами, деньги вновь обрели свою цену, исчезли очереди в магазинах. Реформы, связанные с именем Е. Гайдара, продолжались около года.
Уже первые шаги правительства Е. Гайдара вызвали резкое противодействие со стороны Верховного Совета, который проваливал все законопроекты, предложенные правительством.
В силу прежде всего политических причин ход реформы с самого начала стал отклоняться от намеченного курса. Первоначально цены предполагалось отпустить лишь к лету 1992 г., однако под давлением объективных обстоятельств правительство вынуждено было объявить о либерализации цен уже в январе 1992 г.
Прогнозируемое реформаторами пятикратное повышение цен на деле обернулось их повышением в 100 и более раз, в результате чего большинство населения страны оказалось за чертой бедности. Вызванный либерализацией гигантский рост цен почти полностью уничтожил денежные накопления населения, хранившиеся в государственных сберегательных кассах. То, что эти средства собирались многими людьми в течение всей жизни, стало одной из причин недовольства большей части населения правительством и лично Е. Гайдаром. Накопления, а речь, по оценкам специалистов, идет о сумме в 1 триллион дореформенных рублей, были ликвидированы в один миг.
В конце 1992 г. на съезде народных депутатов Е. Гайдар был смещен с поста премьер-министра.
Главным итогом деятельности реформаторов стал выход России из социализма. Сложился, хотя и крайне незрелый, рынок.
В результате либерализации восстановилось доверие зарубежных партнеров к России, страна начала трудный путь интеграции в мировой рынок.
В итоге компромисса между президентом и Верховным Советом 4 декабря 1992 г. главой правительства стал вице-премьер В. С. Черномырдин. Смена правительственного кабинета в значительной мере была связана с исчерпанностью первого «романтического» этапа либеральных реформ и с наступлением нового - «прагматического».
С самого начала правительство В. С. Черномырдина носило коалиционный характер. В нем были представлены и демократы, и коммунисты, и аграрии. В результате разработка и реализация единой линии правительства была серьезно затруднена. С возвращением в сентябре 1993 г. в правительство Е. Т. Гайдара в качестве вице-премьера и министра экономики вновь открылась возможность для дальнейшей либерализации экономики.
В течение осени 1993 г. была проведена почти полная либерализация сельскохозяйственного сектора, закончился период «дешевых денег», то есть мощного государственного финансирования народного хозяйства через кредитную и бюджетную систему. Как следствие этих мер, темпы инфляции в стране заметно снизились. К концу 1993 г. были осуществлены необходимые институциональные изменения для полноценной макроэкономической стабилизации, а дефицит бюджета был сокращен до 6 % ВВП.
Однако результаты парламентских выборов 12 декабря 1993 г. резко изменили ситуацию в стране. Е. Гайдар и Б. Федоров были вынуждены покинуть правительство, и в нем вновь усилились позиции промышленного и аграрного лобби. Тем не менее В. С. Черномырдин не отказался полностью от политики денежной стабилизации, избрав умеренно-жесткий антиинфляционный курс. В дальнейшем экономике России пришлось пережить немало потрясений. Особенно стал памятным так называемый «черный вторник», когда в течение одного дня рубль подешевел на 27 %.
Этапы и результаты приватизации. Принятый 25 декабря 1990 г. российский закон о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешил индивидуальную предпринимательскую деятельность и создание частных предприятий.
Годом раньше союзным законом была разрешена аренда трудовыми коллективами государственных предприятий. На практике это означало выкуп госпредприятий по низкой цене. Тем самым было положено начало так называемой номенклатурной приватизации. Используя нечеткость принятых законов, директорский корпус получил в полное и бесконтрольное владение сотни тысяч государственных предприятий, в частности право самому себе назначать многомиллионные оклады и премии, увеличивать легальным путем свои доходы. К концу 1991 г. в России уже существовало 3076 ассоциаций, 227 концернов и 123 консорциума. Таким образом, еще до начала рыночных реформ значительная часть «общенародной» собственности оказалась розданной номенклатуре.
В августе 1992 г. Президентом России был подписал Указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». В соответствии с этим указом балансовая стоимость всех российских предприятий на начало 1990-х гг. была суммирована и поделена на общее число россиян. Все граждане страны, включая детей, обрели право на получение одного приватизационного чека (ваучера) номинальной стоимостью в 10 тыс. рублей. Предполагалось, что, вкладывая ваучеры в акции приватизированных предприятий, люди смогут получать дивиденды. Фактически этого не случилось. В результате многие россияне почувствовали себя обманутыми ваучерной приватизацией.
Одновременно с марта 1992 г. началась так называемая малая приватизация - продажа с аукционов магазинов, прачечных, других предприятий сферы обслуживания. Уже к началу 1996 г. более 84 % мелких предприятий в стране было приватизировано. Всего в частные руки перешло более половины промышленных предприятий, которые производят около 70 % валового национального продукта. На их долю приходится около двух третей всех инвестиций.
Социальная цена реформ. Слом советской социально-экономической системы и зарождение в России рыночной экономики привели к изменению социальных условий жизни и ценностных ориентаций людей. Миллионы российских граждан столкнулись с проблемами, которых не существовало в советское время. Обедневшее государство оказалось не способным нести затраты бесплатного образования, медицинского обслуживания и других форм социальной защиты. В результате в первые три года реформ резко подорожали транспортные услуги, качественное медицинское обслуживание, закрывались многие санатории и пионерские лагеря, детские клубы и спортивные школы. Начинали внедряться платное образование и платное медицинское обслуживание. Повышение цен на услуги сделало невозможным для многих пользование прачечными, химчистками, парикмахерскими, столовыми. Полноценный отдых и качественное образование из общедоступного становились достоянием очень узкого круга обеспеченных людей. За первые месяцы реформ жизненный уровень общества был отброшен на 10-20 лет назад. К 1994 г. реальные доходы населения уменьшились приблизительно в два раза. Из 148 млн жителей России за чертой бедности оказалось около 32 млн человек, т.е. более 24 %. Их доходы не превышали 40 долларов в месяц.
Важнейшим следствием начавшейся либерализации экономики стало резкое увеличение разрыва в уровне доходов и потребления. К 1995 г. на долю 10 % наиболее обеспеченных слоев приходилось около 31 % денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченных - лишь 2,4 % . Кризис экономики, сворачивание системы социального обеспечения и здравоохранения и, как следствие, падение уровня жизни способствовали сокращению средней продолжительности жизни. Последствием роста смертности и снижения рождаемости в 1992-1995 гг. стала абсолютная убыль населения страны на 2,7 млн человек.
К началу 1995 г. в ряде крупных городов России падение уровня жизни замедлилось. В результате прокатившейся волны сокращений, особенно на предприятиях ВПК, образовался целый класс людей, не занятых на производстве, однако большинство из них не пополнили ряды безработных, а принялись искать способы заработать себе на жизнь. Торговля стала той сферой, в которой часть людей смогла найти свою социальную нишу.
Упрощение выезда за границу способствовало появлению так называемых «челноков» - людей, совершающих кратковременные поездки за рубеж для закупки товаров с целью последующей их продажи на рынках.
Одним из реальных результатов экономической реформы, обнаружившихся в крупных городах России уже в первые месяцы ее проведения, стало насыщение потребительского рынка товарами, которые десятилетиями оставались дефицитными. Правда, происходило это главным образом за счет притока в страну импорта - продовольствия, сложной бытовой техники, обуви, одежды. Отечественные производители были вытеснены с рынка. В то же время в малых городах и селах России ситуация на потребительском рынке продолжала оставаться напряженной.
Либерализация экономической деятельности, передача госсобственности в частные руки, обнищание значительной части россиян, их люмпенизация, резкое увеличение числа бездомных и беженцев создали благоприятные условия для криминального «беспредела» в стране. Экономическая преступность вышла на уровень, угрожающий национальной безопасности России. За четыре года материальный ущерб от преступной деятельности составил около 1 трлн рублей. В эти годы население страны столкнулось с терроризмом и заказными убийствами.
К середине 80-х годов экономика СССР оказалась в состоянии кризиса. Сложившаяся в 30-е годы административно-бюрократическая система управления не соответствовала уровню развития производительных сил. Шло снижение темпов роста производства во всех отраслях.
В феврале - марте 1986 г. партийно-государственное руководство выдвинуло концепцию ускорения социально-экономического развития страны - концепцию утопическую, полностью оторванную от реалий жизни. Она исходила из того, что причина всех бед в экономике - распыленность капиталовложений. Достаточно изменить инвестиционную политику, сконцентрировать капиталовложения на ключевых направлениях, определяющих технический прогресс, и мы получим ускорение темпов социально-экономического развития страны. Предусматривалось резкое (в 1,8 раза) увеличение капиталовложений в развитие машиностроения, в строительство новых и реконструкцию старых машиностроительных заводов и на этой основе обновление всей промышленности. По существу, речь шла о второй индустриализации. Планировалось в кратчайшие сроки осуществить компьютеризацию, освоение новых, передовых технологий, в первую очередь ресурсосберегающих.
Программа ускорения социально-экономического развития страны потребовала гигантских капиталовложений в промышленное строительство и реконструкцию предприятий. Эти капиталовложения должны были дать отдачу через 5-10 лет. Рабочие получали зарплату, а товарной массой эта зарплата не обеспечивалась. Росли объемы незавершенного строительства, а министерства и ведомства продолжали наращивать объемы строительных работ. Изменилось направление внешнеэкономической деятельности. Резко увеличился импорт оборудования, технологий и сократился импорт предметов потребления, продуктов, лекарств. При слабом развитии легкой промышленности страны это еще более увеличило дефицит товаров. Во второй половине 80-х годов произошло снижение цен на нефть, составлявшую основную статью нашего экспорта.
В результате этих процессов на руках у населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. Начались неконтролируемые инфляционные процессы. Были предприняты попытки частичного реформирования административно-бюрократической системы, приспособление ее к рыночным отношениям. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении), несколько расширяющий права предприятий и предусматривающий введение хозрасчета. Теперь составление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы должны были включать обязательный госзаказ и прямые договоры с другими предприятиями и торговыми организациями. Однако в условиях государственной собственности на средства производства и монополизма производителей расширение прав предприятий привело к росту цен. Предприятия стали отказываться производить «невыгодную» продукцию, диктовать свою волю потребителю. Начался разрыв экономических связей.
С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер. Дефицит государственного бюджета составил в 1989 г. 120 млрд.р.. то есть расходы государства значительно превышали доходы, а разница перекрывалась печатанием денег, не обеспеченных товарами.
Предприятия, стремясь избавиться от денег, стали вкладывать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношении друг с другом начали переходить к безденежному товарообмену. Все большее развитие стали получать бартерные сделки с зарубежными фирмами. В условиях полного обесценения рубля предприятия стремились продать продукцию за рубеж по любой цене.
Реформа управления промышленностью носила косметический характер - это была попытка несколько ограничить администрирование. Ее осуществление еще более обострило ситуацию в экономике. К концу 80-х годов стало ясно, что политика ускорения потерпела крах. СССР встал перед необходимостью резко ограничить производственное строительство, перераспределить ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров (программа академика Л.И.Абалкина).
Однако трудности стремительно нарастали. В связи с экономическим кризисом резко возросли сепаратистские тенденции. Республики и отдельные области начали вводить ограничения и запрет на вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания. Установились таможенные барьеры, стали рушиться экономические связи. Началось массовое недовольство народа отсутствием товаров - стачки, забастовки. Это еще более обострило ситуацию.
В этих условиях стало ясно, что частичными изменениями не обойтись. Необходимо в корне менять систему управления, переходить от административных методов руководства к рыночным экономическим отношениям.
Программа перехода к рынку (программа «500 дней») была разработана группой академика С.Шаталина осенью 1990 г. Она предусматривала последовательное осуществление приватизации, разгосударствление экономики; либерализацию цен, переход к свободному ценообразованию; жесткую дефляционную политику, ограничивающую количество денег в обращении. Однако в обществе нарастала инфляция, шел распад единого экономического пространства. Время для реформы было упущено. Перед страной встала угроза голода, развала энергосистемы, разрухи на транспорте.
Попытка выйти из создавшейся экономической ситуации путем возвращения к чрезвычайным методам руководства (события 19 августа 1991 г.) привела к распаду СССР, окончательному разрыву экономических связей. В этих условиях у правительства России не осталось иного выхода, кроме как форсировать переход к рынку, не имея стратегии реформ, согласованной со всеми республиками бывшего СССР.
Первым шагом реформ стала либерализация цен. В январе 1992 г. были введены свободные цены на большинство товаров. Целью этой меры должна была стать стабилизация рубля. Развал денежной системы вел к параличу всего народного хозяйства. Необходимо было создать механизм финансового регулирования экономики.
Либерализация цен была осуществлена прежде, чем приватизация предприятий. Это привело к резкому скачку цен. В отсутствие конкуренции производителей, при сохранении сверхмонополизации экономики цены уже в первые месяцы реформ выросли в 100 - 150 раз, в то время как зарплата увеличилась лишь в 10 - 15 раз. Прилавки магазинов мгновенно наполнились товарами, но достигнуто это было за счет снижения платежеспособного спроса населения. Огромные денежные сбережения в момент обесценились, но это позволило снять давление денежной массы на рынок. Цена реформ оказалась крайне высока: свыше 30% населения оказались за чертой бедности.
Освобождение цен на сырье, электроэнергию привело к тому, что значительная часть предприятий сразу же стали нерентабельными. Сокращение спроса на их продукцию привело к росту взаимных неплатежей и падению производства. Правительство Е.Т.Гайдара считало, что рынок сам все поставит на место - нерентабельные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, наладят выпуск дешевой и качественной продукции. Когда угроза банкротства нависла над большинством предприятий, Гайдар вынужден был подать в отставку. Однако новое правительство В.С.Черномырдина продолжало ту же политику.
Следующим этапом реформ, начавшимся летом 1992 г., стала приватизация госпредприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом во главе с А.Б.Чубайсом. Проводилось акционирование предприятий. 51% акций распределялся между работниками предприятий, остальные поступили в открытую продажу. Каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер) стоимостью в 10 тыс.р. На ваучер можно было приобрести акции любого предприятия, ставшего открытым акционерным обществом. Для помощи гражданам были созданы приватизационные фонды. Целью приватизации провозглашалось создание класса собственников. Фактически же выгоду получили люди, осуществлявшие приватизацию: чиновники, директора предприятий, представители номенклатуры. Они практически за бесценок приобрели значительную часть бывшей государственной собственности. Основная же масса населения осталась ни с чем. Резко активизировался процесс разделения общества на богатых и бедных.
Третьим этапом реформ стала денежная приватизация, начавшаяся в 1993 г. Ее осуществление должно было дать доход государству и обеспечить инвестиции в экономику.
В целом итоги первых пяти лет реформ оказались неутешительными. Объем промышленного производства в 1997 г. составил 48,5% от уровня 1990 г., производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 1/3. Население России ежегодно убывает на 70 тыс. человек.
Усугубил положение экономический кризис, разразившийся в августе 1998 г. Он вызвал резкое (практически в 3 раза) падение курса рубля, скачок цен на импортную продукцию, на газ, электроэнергию и т.д. Стало ясно, что в курс реформ необходимо внести определенные коррективы: усилить роль государства в регулировании экономики, принять меры в поддержку отечественного производства.
Переход к эффективной рыночной экономике, таким образом, в России не завершился и экономический кризис продолжает углубляться.
Развитие рынка в России, как и везде в мире, происходит при обстоятельствах, которые люди свободно не выбирают, а которые даны им и перешли из прошлого.
После окончания гражданской войны в 20-е годы рыночные отношения получили широкое развитие. Но на рубеже 20-х и 30-х годов рынок вырубили до основания: было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. Установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные меры
Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:
- а) государство монополизировало производство и продажу основной массы товаров;
- б) оно выполняло роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).
В итоге абсолютная монополия в сфере товарно-денежных отношений стала полной противоположностью конкурентному рынку.
Условия функционирования рынка у нас были таковы, что его положительная роль в развитии экономики практически не проявлялась. Отсюда вытекают заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, так как акты купли-продажи существовали, что признавали и признают отдельные экономисты России и Запада (например, В. Ойкен и др.). Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не смог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован.
Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы:
- 1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
- 2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности);
- 3) крайне высокая степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие легального частного сектора при расширявшейся «теневой» экономики;
- 4) сверхмонополизация производства, что в условиях либерализации экономики вело к раскручиванию инфляции;
- 5) деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду;
- 6) крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
- 7) неконкурентоспособность преобладающей части производств, отягченная затяжным структурным кризисом в сельском хозяйстве.
В 90-е годы были предприняты экономические преобразования, которые были направлены на переход от административно-командной системы к рыночной системе. Однако для перехода к рыночной экономике приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом - абсолютной рыночной монополией и финишем - развитым рынком дистанция огромного размера. Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:
- 1) наличие в экономике свободных форм собственности и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, достаточное количество производителей, должно быть не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции;
- 2) обеспечение свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, способность свободно распоряжаться частью своих доходов, отсутствие жесткого административного товарного распределения, т.е. свободная купля-продажа;
- 3) формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены;
- 4) полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;
- 5) наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;
- 6) свободное маневрирование ресурсами;
- 7) сохранение наряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;
- 8) последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей
- 9) обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам.
Специфика вхождения России в систему социально-ориентируемого рыночного хозяйствования определяется следующим:
относительно низким уровнем развитием производительных сил по сравнению с развитыми странами;
ослабленностью мирохозяйственных связей;
сохраняющимся засильем элементов административно-командной системы;
глубоко монополизированной структурой экономики и основных рынков;
оторванностью от человека;
необходимостью сочетания общефедеральных и республиканско-региональных интересов.
Переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях российской экономики.
Для России характерна относительная зрелость рынка потребительских товаров. По сравнению с социалистическим временем бросаются в глаза несравнимо большая его насыщенность, резкое расширение ассортимента, снятие проблемы дефицита и очередей, а также достаточно активная конкуренция продавцов.
К недостаткам современного состояния рынка потребительских товаров в России можно отнести преобладание импортных товаров, что ведет к экономической зависимости.
Рынок инвестиционных товаров находится в сложном и противоречивом положении. Значительная часть сырьевых ресурсов экспортируется за границу. В условиях экономического кризиса спрос на инвестиционные товары в целом низкий. А в той части, в какой он существует, спрос направлен на импортные товары.
Рынок труда страдает от серьезных структурных перекосов как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Структурная перестройка экономики требует изменений в области занятости населения. Закрытие шахт, оборонных предприятий и т.п., ведет к безработице и одновременной к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы. Серьезным недостатком является также отсутствие полноценной информации о предложении рабочих мест.
Развивается рынок недвижимости (фактор земля): активно продаются и арендуются производственные, офисные, жилые помещения. Земельные участки пока практически не могут быть объектом купли-продажи. В данной сфере широкое распространение получила аренда.
Вплоть до кризиса 1998 г. наиболее быстро развивалась кредитно- финансовая сфера: коммерческие банки, инвестиционные институты, валютные и фондовые биржи, а также соответствующие экономические инструменты (кредит, ипотека, ценные бумаги - облигации, акции). Однако экономическая мощь коммерческих кредитно-финансовых учреждений пока невелика. Недостаточность объемов кредитования в целом, невозможность инвестировать в сферу производства - важнейшие недостатки деятельности коммерческих банков. Именно они привели банковскую систему страны на грань полного развала летом 1998 г. Отказ государства платить по своим обязательствам (так называемый ГКО) привел к фактическому банкротству большинства банков, не имевших более прочной основы для своего бизнеса.
Неравномерным является также переход к рыночной экономике в отдельных регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, где сосредоточены основные банки и другие финансовые учреждения, получило широкое распространение частное предпринимательство. Напротив, в отдаленных регионах и в сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.
На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному партенализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.
Основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентноспособность обрабатывающих отраслей (за исключением военно-промышленного комплекса), неэффективность сельского хозяйства. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции рынка. Поэтому программа экономических реформ должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику и следующие этапные задачи формирования рыночной экономики в России:
- 1)разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства;
- 2) формирование рынка и его инфраструктуры;
- 3) демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующей развитию рынка;
- 4) постепенное ограничение государственного контроля над ценами;
- 5) осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;
- 6) осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая обеспечила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении социальной переориентации. Таким образом, экономические реформы в России должны быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности.