Пути решения проблемы рыночной конкуренции. Функционирование конкурентного рынка труда Функционирование конкурентного рынка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории и

истории экономических учений

Курсовая работа

на тему: «Конкуренция в механизме рынка. Проблема создания конкурентной среды в условиях становления рыночной экономики в Республике Беларусь»

Введение………………………………………………………………………………
1. Институт конкуренции в системе рыночных институтов 1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка………………

1.2. Виды конкуренции………………………………………………………

1.3. Методы и формы конкуренции…………………………………………

1.4. Влияние конкуренции на рынок………………………………………..
2. Зарубежная практика антимонопольного регулирования и развития конкурентной среды…………………………………………………………..
3. Проблемы развития конкуренции на белорусском рынке…………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………...

ВВЕДЕНИЕ

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторыеформыконкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием». Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе .

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Белоруссия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Белоруссия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Республики Беларусь. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе Белоруссии в вопросе построения конкурентной среды.

Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Конкуренция – это лекарство от застоя в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом. Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.

Целью данной курсовой работы является:

1) выяснить понятие и сущность конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие национальной экономики.

2) установить, как конкуренция (положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в различных рыночных ситуациях.

3) рассмотреть антимонопольную политику стран с развитой экономикой

4) определить, с помощью чего в Республике Беларусь развивается конкуренция, и какие меры наиболее эффективны для этого в нашей стране.

Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

В работе были использованы следующие литературные источники: «Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси» Лобковича; « Экономикс: принципы, проблемы и политика» Макконела, Брю; «Принципы экономической науки» Маршалла; «Международная конкуренция» Портера; «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита; Статистический ежегодник Республики Беларусь.

1. ИНСТИТУТ КОНКУРЕНЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ

1.1. Основные теории конкуренции. Четыре модели рынка

Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений. В это же время появились наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы. И основная заслуга в этом – классической политической экономии, и ее главного представителя А.Смита. Он рассматривал конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – автоматически равновесным механизмом рынка. Он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала, регулятору частных и общественных интересов. «Невидимая рука» может успешно действовать только в условиях достаточно острой конкуренции. Механизм конкуренции заставляет предпринимателя постоянно искать пути понижения издержек производства, иначе нельзя снизить цену и увеличить прибыль за счёт роста объёма продаж.

Несмотря на то, что А.Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, которые часто мешают достижению оптимума, он действительно сделал первый шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:

На основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);

Определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;

Впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;

Разработал элементы модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей;

Сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.

Однако, чтобы «система естественной свободы» функционировала, необходимо обеспечение свободы для конкуренции. Рынок, отмечает Смит, будет насыщен необходимыми товарами по возможно низкой цене и будут обеспечены занятость и рост благосостояния, если производители и торговцы будут соперничать без привилегий монополии. Монополия на внутреннем рынке приносит наибольшую выгоду купцам и мануфактуристам, но она разрушает конкуренцию, т.к. позволяет получать больше не в результате производительного труда, а вследствие привилегированного положения на рынке

Свободная конкуренции, теоретические основы которой постулировал А.Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике.

Д.Рикардо, развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, построил самую безукоризненную теоретическую модель совершенной конкуренции, при функционировании рыночной системы в долгосрочной перспективе. Такой подход позволил уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка и т.д., которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения.

Для условий, рассмотренных Д.Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.

Существенные результаты, дополняющие модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости, предложил в «Капитале» К.Маркс. По его мнению, конкуренция, регулируя распределение капитала между отраслями, способствует тенденции нормы прибыли к понижению, образованию средней нормы прибыли.

Неоклассическая школа еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной и свободное ценовое регулирование, на этой стадии развития, применялось на практике как никогда раньше, привлекая внимание и воодушевляя многих известных экономистов. Особенно значительными в этом смысле можно считать неоклассические концепции А.Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. Однако А.Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции - монополистической.

Ермоленко Ольга Александровна,4 курс«Менеджмент организации», «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Брянский филиал

Никонец Олеся Евгеньевна,к.э.н., доцент научный руководитель

Проблемы конкуренции в современных условияхРоссии

Аннотация.Встатье рассматриваются вопросы качественных изменений конкуренции в современной экономике.Ключевые слова:конкуренция, рыночная экономика, Федеральная антимонопольная служба, глобальная конкуренция, рейтинг

В современной экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. Рыночная экономика, как система, сформировалась в результате образования общественных отношений, призванных регулировать конкурентное поведение экономических субъектов, обеспечивающих гарантии свободы экономической деятельности каждому из хозяйствующих субъектов. К числу существенных признаков рыночной системы следует отнести, прежде всего, конкуренцию и развивающиеся на ее основе конкурентные отношения. До тех пор, пока в экономической системе воспроизводятся условия конкуренции и соответствующие ей конкурентные отношения, рыночная система продолжает функционировать и динамично развиваться. С исчезновением конкурентных начал, перестает существовать и целостная рыночная экономика. Никонец О.Е. в статье «Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка»отмечает, чтоконкуренция экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей, каки монополия,образуют диалектическое единство, постоянно противостоят друг другу на рынке. В современных условиях, когда потребности общества непрерывно усложняются, производственные цепочки становятся глобальными, происходит переход от иерархического к сетевому взаимодействию, фирмы сталкиваются с ограниченностью ресурсов для самостоятельного выполнения всех необходимых дляобеспечения собственного функционирования видов деятельности, классический подход к определению конкуренции как к борьбе в значительной степени утратил свою актуальность. Это ведет к необходимости осмысления современной специфики конкуренции и ставит задачу поиска новых принципов развития и защиты конкуренции в России.

Федеральная антимонопольная службаотмечает проблемы развития конкуренции в сфере госзакупок: заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе. Современный этап развития конкуренции XXвека характеризуется осмыслением, как роли конкуренции, так и роли монополии в повышении эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности корпораций в условиях глобализации. Специфика современной конкуренции заключается в том, что, вопервых, основное внимание в конкурентной борьбе фирм уделяется не совершенствованию продукта, а повышению качества сотрудничества с потребителями и обеспечению соответствия ценностей бренда ценностям целевой аудитории; вовторых, ограниченность ресурсов корпораций привела к тому, что конкурентное соперничество сменилось конкурентным сотрудничеством, в рамках которого конкурирующие предприятия, не переставая бороться за клиента, сотрудничают с целью снизить издержки текущей деятельности, обеспечить более широкий охват рынка и повысить конкурентоспособность своей отрасли; втретьих, усилением внутрикорпоративной и внутрифирменной конкуренции внутри субъектов хозяйствования, которые конкурируют на глобальных рынках. Проблемы развития конкуренции наиболее обострены в современной российской экономике, низкий уровень развития конкуренции –одна из важнейших причин высокого темпа роста цен, низкого качества предоставления услуг и ограниченности потребительского выбора. По данным докладаВсемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 20132014», Российская Федерация по индексу глобальной конкурентоспособности находится на 64 месте среди 148 стран (таблица 1). Хотя Россия в 2013 году, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, поднялась в рейтинге с 67 до 64 места, это положение улучшилось во многом за счет низкого уровня государственного долга и сохраняющегося профицита бюджета. А по признаку уровень развития конкуренции на рынках товаров и услуг Россия продолжает занимать низкие места. В 2013 году страна по данному признаку находилась на 135 месте. Таблица 1 Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012 2014г.

Экономика

Индекс глобальной конкуренции 2012

Проблемы,препятствующиеразвитию конкуренции в стране: 1. Неэффективность функционирования товарных рынков: неэффективность рыночных механизмов, высокая степень монополизации рынков, высокие барьеры для торговли и инвестиций, значительная роль государства в экономике, административные барьеры, ограничивающие предпринимательство, чрезмерное налоговое бремя, неэффективные таможенные процедуры; 2. Неразвитость институциональной среды: в соблюдении прав собственности, в том числе на интеллектуальную собственность, земельных прав и доступности покупки или аренды земли,коррупция и неправомерное влияние на бизнес, высокое бремя административного регулирования, неэффективная судебная система;3. Нестабильность и неустойчивость финансового сектора: нестабильность банковской системы, неустойчивость банков, недоступность финансовых ресурсов для компаний, низкая операционная эффективность банков;4. Неразвитость российского бизнеса: низкая конкурентоспособность компаний, ограниченная развитость кластеров, доминирование продуктов с относительно низкой добавленной стоимостью, низкий уровень управленческих компетенций;5. Деградация образования, в особенности математического и естественнонаучного.

Таким образом, государство, учитывая современную специфику конкурентных отношений, должно изменить принципы антимонопольного регулирования новых процессов в современной экономике, в частности: перейти от структурного подхода к исследованию рынка для оценки необходимости антимонопольного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов к структурноповеденческому подходу (анализу структуры рынка и конкурентных действий хозяйствующих субъектов на этом рынке).

Азоев Г. Л. Конкуренция:анализ, стратегияи практика / М.:Центр экономики и маркетинга, 2010.2.

Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресскурс. 3е изд./ Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.СПб.: Питер, 2011.3.Никонец О.Е. Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка/ Перспективы науки. 2011. № 6 (21). С.142144. 4. Роженцова О.В. Управление собственными финансовыми ресурсами предприятий промышленности и его информационное обеспечение/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социальноэкономический университет. ЙошкарОла, 20055.Фатхутдинов, P.A.Управление конкурентоспособностью организации. Учебник, -2е изд., М.: Издательствво Эксмо, 2010.6. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014г. http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219.6.Федеральная антимонопольная служба. http://www.rg.ru/2014/08/12/konkurencia.html.

Как известно, любое общество, независимо от типа социально-экономической системы, на всех уровнях экономики решает три основные взаимосвязанные проблемы:

- «что производить?» - проблема выбора;

-«как производить?» - проблема эффективности;

-«для кого производить?» - проблема распределения.

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике. Для решения второй - необходимо определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция. Решение третьей проблемы основано на принципах и формах распределения созданного в обществе продукта между потребителями.

Необходимость решения названных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости, противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В условиях ограниченности ресурсов общество вынуждено делать выбор между производством различных товаров и услуг с тем, чтобы в максимальной степени удовлетворить материальные потребности общества.

(недоделан)

Билет 4(Роль потребностей в развитии экономики.Классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.)

Потребность вообще - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность побуждает активность, направленную на устранение возникшего несоответствия.

Экономические потребности - это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно эти потребности участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?

В свою очередь экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство:

Во-первых , они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

В-третьих , ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.

Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:

Физиологические (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода)

В ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем состояние конкурентной среды на различных региональных и отраслевых рынках крайне неоднородно. В наиболее важных для экономики структурообразующих секторах рынок является монопольным, олигопольным или находится в состоянии монополистической конкуренции. На многих рынках сохраняются существенные структурные и административные барьеры, защищающие действующие на них предприятия-доминанты от здоровых сил конкуренции (горизонтальное доминирование, вертикальная интеграция, региональная сегментация, исключительные, в том числе неформальные, отношения продавцов и покупателей, институционально-регламентационные ограничения на вход новых субъектов).

Разумеется, такая структура рынка неизбежно приводит к монополистическим действиям со стороны отдельных его участников в форме как индивидуальных злоупотреблений доминирующим положением, так и антиконкурентных соглашений. Например, рынки продукции нефтяной промышленности имеют различную степень развитости конкурентных отношений: от субъектов естественной монополии в области транспортировки нефти до рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе можно оценивать как рынок с развитой конкуренцией. Однако наибольшую долю в объеме деятельности отрасли занимают переработка нефти и реализация нефтепродуктов. Если рассматривать этот рынок как национальный, его можно считать олигопольным, так как основными субъектами на нем являются вертикально-интегрированные нефтяные компании.

К категории олигопольных и монопольных рынков можно отнести также рынки металлов (особенно цветных), электроэнергии, услуг связи, газа, железнодорожных перевозок. На рынках услуг связи и электроэнергии имеет место своеобразный региональный структурный монополизм, поскольку они организованы по принципу “один субъект Российской Федерации -- один оператор”, а ценообразование осуществляется с участием органов власти субъектов Федерации.

Стратегические задачи государственной антимонопольной политики в наиболее систематизированном виде были отражены в среднесрочной программе социально-экономического развития страны, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 г. № 360. Программа определила конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации:

совершенствование системы конкурентного права, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования:

противодействие созданию новых монопольных структур, усиление контролю за отраслевой экономической концентрацией:

распространение требований антимонопольного регулирования и контроля на финансовые рынки, в том числе рынки банковских и страховых услуг, и рынок ценных бумаг:

усиление антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий:

разработка и реализация государственной политики демонополизации:

преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:

применение защитных мер во внешней торговле и поддержка отечественных товаропроизводителей:

охрана объектов интеллектуальной собственности и предотвращение недобросовестной конкуренции в данной области:

усиление интеграции деятельности национальных и международных антимонопольных органов:

Многие из этих направлений антимонопольной политики уже в той или иной степени реализованы, однако это не означает, что в России создана полноценная конкурентная среда и высокоэффективная правоприменительная система. Для дальнейшего поддержания курса на развитие конкуренции необходимы как усиление собственно антимонопольной политики и системы антимонопольных органов, так и реализация мер общеэкономической политики, способствующей созданию условий для развития конкуренции, облегчения входа новых субъектов на рынки и устранения структурного доминирования. Прежде всего речь идет о дальнейшей либерализации хозяйственной жизни в целом, будь то правила доступа к объектам недвижимости или земле, законодательство и практика лицензирования, система налогообложения или режим внешнеторговой деятельности. В существенном улучшении нуждается судебная система, чтобы она эффективно защищала права частной собственности и помогала разрешению хозяйственных споров. Требуется надлежащее государственное регулирование транспортных тарифов, поскольку оно способствует преодолению территориальной разобщенности хозяйствующих субъектов и регионализации рынков. Признаком конкурентной экономики является полнота информации о рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту и необходимой ему для принятия экономических решений, поэтому важной составляющей государственной конкурентной политики становится создание (содействие созданию) соответствующих информационных систем. Наконец, необходима постоянная деятельность государства по устранению административных барьеров в предпринимательской деятельности, искоренению коррупции, и протекционизма” т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

Пути решения проблемы:

Способность более эффективному использованью ресурсов;

Вызывать необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

Создать условия по оптимальному использованью научно - технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

Обеспечивать свободу выбора и действий потребителей и производителей;

Нацеливать производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

Конкуренция выступает движущей силой рыночной экономики.

Являясь состязанием между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья она выступает действенным механизмом регулирования пропорций общественного производства.

В России добросовестная конкуренция развита слабо. Главной причиной такого положения является господство монополий во многих отраслях и сферах экономики. В настоящее время монополии определяют ценовую политику в стране и являются главной угрозой экономического роста и проведения социально-экономических реформ. Создание конкурентной среды и конкурентного ценообразования - один из важнейших признаков формирования рыночной экономики. Этот процесс в экономике России происходит слишком медленно, с разной интенсивностью в различных отраслях и сферах. По существу можно вести речь лишь о начале создания в России конкурентного рынка. Рычагов контроля и государственного регулирования цен в России осталось очень мало. Не регулируются цены на нефтепродукты и уголь. Не имеется законодательных ограничений по норме рентабельности естественных монополий.

Из-за отсутствия достаточной экономической свободы и доминирования на рынке монополистов, а также отсутствия добросовестной конкуренции цены на отдельные продовольственные товары на рынке завышены в разы: молоко в крупных городах стоит до 3 раз дороже, цены на хлеб завышены до 5 раз, на овощи в Москве - до 7-10 раз по сравнению с конкурентными рыночными ценами.

Вызывают большую озабоченность конкурентоспособность промышленности России. Связано оно, прежде всего, с устареванием производственных мощностей. Средний возраст ее основных производственных мощностей составляет более 20 лет. Поэтому без серьезных мер, способных обеспечить обновление научно-технического потенциала страны невозможно обеспечить быстрое восстановление и ускоренное развитие промышленности и выпуск конкурентоспособных товаров. Инвестиции в машиностроение и металлообработку в 2011 г. были в четыре раза меньше чем в добывающую промышленность. А именно обрабатывающие отрасли в последнее время являлись локомотивами экономического роста России, их доля составляла 36% прироста промышленного производства в первом полугодии 2011 г.

Сегодня следует в массовом порядке менять устаревшую технику на новую, современную. Это позволит резко поднять производительность труда, повысить качество продукции, сделать многие наши товары несырьевого сектора конкурентоспособными на внутреннем и на внешнем рынках.

Следует отметить, что конкурентоспособность российской продукции постепенно повышается по сравнению с импортной. Так, тендер на модернизацию паровых турбин ОАО «Костромская ГРЭС» выиграла российская компания «Силовые машины», предложение которой было в 2,5 раза дешевле, чем у германского концерна «Сименс».

На конкурентном энергорынке, устойчиво работающем в зоне Центр-Урал, зарегистрировано 220 участников. В результате средняя цена в течение 2011 г. была почти на 16% ниже, чем устанавливаемая государством. Начиная с 2010 г., реально существует рынок электроэнергии, проходят разделения региональных энергокомпаний по видам деятельности, создаются межрегиональные распределительные сетевые компании, образовано несколько оптовых и территориальных генерирующих компаний, планируется преобразование оптового рынка энергии в рынок регулируемых долгосрочных договоров. В 90-е годы происходила практически не управляемая со стороны государства концентрация активов. В результате это привело к тому, что очень часто одно или две-три группы лиц контролируют более 60-70% рынка в отдельных отраслях. Такое доминирование и проведение согласованных действий на рынке позволяет устанавливать любые цены, что приводит к росту цен, инфляции, снижению уровня доходов населения. Действующие наказания за это не соразмерны с объёмами незаконных доходов, которые в результате получают монополии и картели. Максимальный штраф за нарушения антимонопольного законодательства в России составляет 15-16 тыс. долл., в то время как нарушители только за 1 день зарабатывают значительно больше. В большинстве регионов России на рынке бензина действуют всего несколько компаний, которые поддерживают нужный им уровень цен.

Процессы формирования и реализации экономических интересов субъектов рынка медицинских услуг
Расширение сферы услуг базируется на качественно новой индустриальной основе развития экономики и общества. Современное общество представляет собой в определенной степени постиндустриальное общество, где главное значение приобретает процесс передачи информации и знаний. Сред...

Расчет себестоимости продукции
Организация любого вида деятельности на предприятии связана с определенными расходами текущего и капитального характера. Текущие расходы связаны с решением тактических задач хозяйственной деятельности предприятия - приобретением сырья и материалов, содержанием персонала, облуживанием матер...