Инженер архитектор александр васильевич кузнецов. Бывший главный архитектор краснодара александр кузнецов освобожден от должности замминистра крыма. Труды и публикации

Во время подготовки сообщения о доме Московского политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке заинтересовалась, что ещё построил архитектор А.В. Кузнецов (1874-1954). Ведь половина его архитектурной деятельности протекала до революции, а другая - совпала с периодом индустриализации в нашей стране. Как оказалось, он был востребован во все времена.
Александр Васильевич Кузнецов родился в 1874 году в городе Санкт-Петербурге. Окончил петербургский Институт гражданских инженеров в 1896-м и Берлинский политехникум в 1898-м. Работал в Москве помощником Л.Н. Кекушева, а с 1899 года - Ф.О. Шехтеля. Под руководством Ф.О. Шехтеля принял участие в строительстве доходного дома Строгановского училища на Мясницкой, 24.
Преподавал в МВТУ, совместно с В.А. Весниным основал архитектурное отделение, затем архитектурный факультет. Пригласил в него преподавателями братьев Весниных, А.В. Щусева, А.Ф. Лолейта и других. С помощью этих выдающихся архитекторов, ученых и художников была создана самостоятельная архитектурная школа. В 1932 году она вошла в образованный на базе Вхутеина Высший архитектурно-строительный институт, ныне Московский архитектурный институт. Среди учеников А.В. Кузнецова были ставшие известными впоследствии архитекторы И.С. Николаев, Г.М. Орлов и Г.Я. Мовчан.
Стал основателем отечественной школы промышленной архитектуры. В первое десятилетие XX века А.В. Кузнецов приобрёл широкую известность как строитель текстильных фабрик. По проекту и под руководством А.В. Кузнецова в 1903-1908 годах были построены: большой комплекс зданий целиком из железобетона - Богородско-Глуховская мануфактура, ряд корпусов завода АМО, Дом политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке и др. Все новые технические идеи, в их числе широкое применение железобетона, создание больших одноэтажных промышленных зданий с верхним светом и центральной вентиляцией, задолго до появления в США кондиционирования, нашли воплощение в постройках Кузнецова.
Первой советской стройкой, в которой А.В. Кузнецову принадлажала роль технического руководителя, была Всероссийская сельскохозяйственная выставка в Москве в 1923 году. Она сооружалась только из дерева, но отличалась единством художественного замысла и передового технического опыта.
Часто при личном авторстве и руководстве Кузнецова велось проектирование строительства первых советских текстильных предприятий, к ним относится первая советская текстильная фабрика в Средней Азии в Фергане. Чертами нового в советских фабриках по проектам А.В. Кузнецова, а затем и его учеников, явилось обеспечение рабочих всеми удобствами как на рабочем месте, так и в бытовых условиях.
Среди работ Кузнецова в Москве такие здания и комплексы, как корпуса автозавода АМО, ЦАГИ, Электротехнического и Энергетического институтов и ряд других значимых объектов.
А.В. Кузнецову принадлежит авторство первой в России работы по теории железобетона (1899), им написана первая научная работа по теории дневной освещенности. В 1934 году журнал «Академия архитектуры» напечатал работу А.В. Кузнецова о синтезе архитектуры и инженерного искусства. Вскоре вышла книга, посвященная истории сводов («Своды и их декор», издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1937). Вместе со своими учениками А.В. Кузнецов издал монографии по балконам и эркерам. Он посвящал научные статьи пространственным системам покрытий (1935), кессонным покрытиям (1937), тектонике центрических зданий (1951).
В 1940 году Александр Кузнецов издал учебник «Архитектурные конструкции», ставший настольной книгой архитекторов. Изданием этой книги были завершены все поставленные им ранее научно-строительные проблемы архитектуры. Но особой заслугой А.В. Кузнецова была не только научная разработка этих проблем, но его архитектурное творчество, проходившее одновременно с научной работой.

Дома архитектора А. В. Кузнецова

В 1906 году к западному ризалиту дворца Лобанова-Ростовского по Мясницкой улице архитектор Кузнецов пристроил пятиэтажное здание для Реального училища К.П.Воскресенского.

Первый успех пришел к зодчему после возведения в 1908 году в подмосковном Богородске (Ногинске) зданий ткацкой фабрики и женской гимназии. Проект Богородской женской гимназии на 480 учениц был заказан Московскому Архитектурному обществу в 1906 году. Из трех премированных по конкурсу проектов был выбран проект А.В. Кузнецова.


Ногинск, Богородская женская гимназия, Советская улица,101, 1908

Поясняя художественную сторону своего проекта в журнале "Зодчий", Кузнецов писал: «… Индивидуальность как гимназии, вообще, так женской - в частности, в нашем случае выражена мягкостью и нежностью архитектурных форм и поверхностей, живописностью плана, поэтичностью группировки масс и легкими воздушными лепными украшениями. Подобными средствами хотелось передать и женственность, и детскую наивность».


Богородская женская гимназия, дворовый фасад

Главный дом усадьбы Н.Д. Морозова, построенный Кузнецовым в Солнечногорском районе, в 9 км от станции Крюково, не сохранился.


Главный дом усадьбы Н. Д. Морозова в Льялово, 1908-1909

А.В. Кузнецов блестяще знал все секреты строительного и отделочного мастерства, мог выступать не только проектантом, но и руководителем самой постройки. Его дореволюционные постройки и в советское время были технически образцовыми.
В 1908 году в селе Белая Криница А.В. Кузнецовым был построен старообрядческий Успенский собор на средства московских старообрядцев Овсянниковых. На строительство собора была потрачена астрономическая по тем временам сумма - полмиллиона российских рублей золотом. Строительные материалы, гранитные детали и отделки для храма доставлялись из Москвы, а под его фундамент даже были привезены две подводы российской земли.


Белая Криница, Успенский собор, 1908

В числе дореволюционных построек А.В. Кузнецова гражданского назначения - спроектированное и построенное непосредственно перед первой мировой войной здание для мастерских Строгановского училища. Здание имеет свободный план, сплошные горизонтальные окна, плоскую крышу, передовые железобетонные конструкции (безбалочные перекрытия), верхний свет для мастерских живописи. Железобетон понимался А.В. Кузнецовым не только как строительный материал, но как средство создания новой художественной формы. Примером этого может служить большая железобетонная спиральная лестница в интерьере здания.


Сандуновский, 4. Мастерские Строгановского училища в усадьбе Воронцова. А.В. Кузнецов, 1913-1915.

В 1915-1916 годах А.В. Кузнецов купил и перестроил для своей семьи особняк в Мансуровском переулке. В этом доме до сих пор живут его потомки.


Мансуровский, 11. Собственный особняк. А.В. Кузнецов, 1915-1916.

В 1915-1916 годах Кузнецов выстроил здание заводоуправления и корпуса АМО совместно с А.Ф. Лолейтом и К.С. Мельниковым на Автозаводской улице.


Автозаводская, 23. Автомобильный завод АМО Рябушинских. Лолейт и А.В. Кузнецов, 1915-1916

В ряде новых строек 20-х годок авторское участие и руководство А.В. Кузнецова внесло свой вклад в промышленную архитектуру. Речь идет о постройке более десятка зданий трех крупных научных институтов в Москве в 1924-1929 годах. Это ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), созданный Н. Е. Жуковским, где работали А. Н. Туполев и С. А. Чаплыгин, ВЭИ (Всесоюзный электротехнический институт, ныне Энергетический институт), МТИ (Московский текстильный институт), шерстяная и хлопковая лаборатории. Их здания явились реализацией нового творческого подхода к архитектурной композиции, к архитектурному ансамблю в целом.


Улица Радио, 17. Комплекс зданий ЦАГИ. А.В. Кузнецов, И.С. Николаев и др., 1924-1929.

В 1932-1935 годах совместно с В.А. Весниным построил конструкторский отдел ЦАГИ на улице Радио, 24/1.


Улица Радио, 24. Конструкторский отдел ЦАГИ. А.В. Кузнецов и В.А. Веснин, 1932-1935.

В 1926 -1919 годах Александр Кузнецов построил Московский текстильный институт на Малой Калужской улице, шерстяную и хлопковую лаборатории.


Малая Калужская., 1. Текстильный институт. А.В. Кузнецов и И.С. Николаев, 1929.

В 1924-1930 годы выстроил здание ВЭИ на Красноказарменной улице, 13.


Красноказарменная, 13. Всесоюзный электротехнический институт. А.В. Кузнецов, И.С. Николаев и др., 1924-1930



Красноказарменная, 13. Всесоюзный электротехнический институт. А.В. Кузнецов, И.С. Николаев и др., 1924-1930.

Источник информации:
Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975.

Александр Васильевич Кузнецов (1874-1954) – архитектор.

Александр Кузнецов получил образование в Петербурге, закончив реальное училище, а затем, в 1896 г., – Институт гражданских инженеров. Завершил обучение в Берлинском Политехникуме, где прослушал курс лекций в области строительной механики. Вернувшись в Москву, работал помощником в мастерских Л.Н. Кекушева и Ф.О. Шехтеля .

С 1900 г. Александр Васильевич Кузнецов уже работал самостоятельно. Архитектурная практика началась с уникальных особняков для купеческой семьи Морозовых. Но основное место в творчестве А.В. Кузнецова занимали промышленные сооружения. Будучи теоретиком и пропагандистом железобетона, он в 1906 г. изобрёл безбалочную конструкцию потолков. Техническую сторону строительства и инженерные консультации обеспечивал А.Ф. Лолейт.

После 1917 г. Александр Васильевич Кузнецов продолжил активную работу в области промышленного строительства. Конец практической деятельности наступил неожиданно. Его арестовали осенью 1930 г., обвинив в устройстве плоской кровли на здании Текстильного комбината в Фергане для посадки вражеских самолётов. Ещё одна жизнь была сломана. В заключении он пробыл меньше года, но после освобождения практически не строил, занялся преподавательской и научной работой.

Биография Кузнецова

  • 1874. 5 сентября – в Петербурге родился Александр Васильевич Кузнецов.
  • 1891. Окончание реального училища в Петербурге. Поступление в Институт гражданских инженеров.
  • 1896. Окончание Института с получением звания гражданского инженера.
  • 1897-1898. Александр Кузнецов прослушал курс лекций по строительной механике в Берлинском Политехникуме.
  • 1899. Возвращение в Москву. Работа помощником у Л.Н. Кекушева и Ф.О. Шехтеля . Публикация Александром Кузнецовым первого в России исследования по теории железобетона.
  • 1900. Начало самостоятельной архитектурной практики. Строительство и отделка особняков для Морозовых. Ежегодные поездки в Европу для ознакомления с новинками архитектуры. Начало преподавания в Московском техническом училище (впоследствии МВТУ).
  • 1906. Строительство уникального здания Новоткацкой фабрики в Глухове. Впервые в практике русского промышленного строительства возведено одноэтажное здание с фонарями верхнего света, создававшими естественную освещенность. Безбалочная железобетонная конструкция потолков А.В. Кузнецова была настолько удачной, что первый её ремонт потребовался через 60 лет.
  • 1907. Публикация статьи по теории дневной освещенности, обобщающей опыт строительства Новоткацкой фабрики в Глухове. Александр Кузнецов утверждён профессором Технического училища.
  • 1919. Назначение А.В. Кузнецова деканом Архитектурного факультета Технического училища.
  • 1920-1925. Проект фабрики Текстильного синдиката в Фергане.
  • 1927. Александр Кузнецов – член Технического совета ВСНХ.
  • 1930. Осень – арест А.В. Кузнецова. Обвинение в устройстве на здании Ферганской фабрики плоской кровли для посадки вражеских самолетов. Увольнение из Технического училища, исключение из Технического совета.
  • 1931. После освобождения Александр Кузнецов практически не строил, перейдя на преподавательскую и научную работу. Среди его учеников И.С. Николаев, А.С. Фисенко, Г.Я и В.Я. Мовчаны, Л.Н. Мейльман и другие крупные промышленные архитекторы и инженеры. Начало работы Александра Кузнецова во вновь организованном Московском архитектурном институте (МАрхИ).
  • 1937. Александр Кузнецов возглавил кафедру Строительной техники и тектоники архитектурных памятников в Институте аспирантуры Всесоюзной академии архитектуры.
  • 1938. Александр Кузнецов стал заведующим кафедрой Архитектурных и инженерных конструкций МАрхИ. В этой должности он проработал до конца жизни.
  • 1954. 2 января – умер Александр Васильевич Кузнецов.

Дома Александра Кузнецова в Москве

  • Автозаводская, 23. Автомобильный завод "АМО" Рябушинских. Лолейт и Александр Кузнецов, 1915-1916.
  • Биржевая площадь, 1. Банк П.М. Рябушинского. Скоморошенко, 1870-е;

Александр Васильевич Кузнецов (1874–1954) – гражданский инженер, архитектор, инженер-конструктор, инженер-строитель, исследователь, педагог. Только перечисление этих сторон деятельности А.В. Кузнецова показывает универсальный характер его творчества. Об этом свидетельствует и перечень его проектов построек и научных работ:

1899–1903 – исследования по расчету железобетонных покрытий, сводов и куполов;

1900–1903 – Церковь (старообрядческая) в Белой Кринице около г. Черновцы;

1904–1906 – Дом Политехнического общества в Москве;

1906–1908 – Новоткацкая фабрика Богородско-Глуховской мануфактуры, дома владельцев фабрики Морозовых, электростанция;

1909–1912 – ткацкая фабрика и электростанция мануфактуры Рябушинского в Вышнем Волочке;

1909–1911 – реконструкция писчебумажной фабрики в Окуловке;

1910–1912 – Ржевская льнопрядильная фабрика;

1913 – Торговый дом Жаркова в Москве;

1913–1914 – мастерские Строгановского училища (ныне МАрхИ);

1915 – отдельные корпуса завода АМО в Москве (сохранилось здание заводоуправления);

1915 – четырехэтажное складское здание в Москве;

1919 – конкурсный проект рабочего поселка в Филях (Москва) – 2-я премия;

1923 – главный конструктор и строитель Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве;

1924–1930 – здание Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве;

1925–1928 – здание Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ) в Москве (ул. Красноказарменная);

1926 – прядильно-ткацкая фабрика в Фергане;

1926–1929 – здание Московского текстильного института (МТИ) в Москве (ул. Малая Калужская);

1931 – конкурсный проект Дворца Советов в Москве под девизом «Дворец как песня» (отмечен премией);

1932 – конкурсный проект Дворца Советов в Москве (представлен по личной инициативе);

1934–1954 – исследования, связанные с определением взаимосвязей между архитектурой и строительной техникой;

1899–1954 – преподавательская работа в ИМТУ–МВТУ–ВИСУ–МАИ (МАрхИ).

Можно полагать, что творчество А.В. Кузнецова еще недостаточно изучено, и его вклад в развитие русской архитектуры еще не оценен в полной мере. В частности, Новоткацкая фабрика Кузнецова, малоизвестная даже среди специалистов, может быть отнесена к шедеврам русской архитектуры начала XX века. Более того, среди ограниченного количества памятников этого времени – серебряного века русской архитектуры – она выходит на европейский уровень архитектуры.

Доктор архитектуры Н.С. Гераскин, исследователь архитектуры русской текстильной фабрики, много времени уделял творчеству А.В. Кузнецова. Он писал:

«...архитектура и строительное творчество А.В. Кузнецова в области промышленного зодчества не менее замечательны, чем дореволюционные произведения Щусева, Фомина, Жолтовского в области гражданского зодчества».

Александр Васильевич Кузнецов родился в Петербурге 5 сентября 1874 года (по новому стилю). После окончания реального училища в 1891 году поступает в Петербургский институт гражданских инженеров (ПИГИ). Учится на государственную стипендию и очень ценит эту возможность. В 1896 году получает диплом в России и сразу едет в Германию, чтобы продолжить образование. После окончания Берлинского политехнического института Александр Васильевич приступает на родине к практической деятельности.

В это время в России начали внедряться новые приемы и методы строительства сооружений. Кузнецов публикует исследование по расчету железобетонных перекрытий и сводов. Через несколько лет увидело свет его новое крупное исследование по расчету и конструированию куполов. В 1904–1906 годах он строит свое первое в Москве сооружение – Дом Политехнического общества в Харитоньевском переулке, а в 1908-м – женскую гимназию в г. Богородске Московской области.

В 1903 году Кузнецов приступает к работе над объектами для Богородско-Глуховской мануфактуры.

Универсальность и многогранность способностей и знаний Кузнецова в значительной степени определялась как уровнем его подготовки в Петербургском институте гражданских инженеров, так и характером его последующей работы в вузах Москвы: он преподает всю жизнь, сначала в Императорском Московском Техническом училище (ИМТУ) – МВТУ (1900–1930), а после реорганизации МВТУ в 1930 г. – в Высшем инженерно-строитель­ном училище и затем – в Московском архитектурном институте.

В Императорское московское техническое училище А.В. Куз­нецов приходит почти сразу после окончания Берлинского политехникума. В начале века ИМТУ – мозговой центр развития промышленности московского региона и один из ведущих научных центров. Здесь зародились новые отрасли промышленности, например, авиация, и создавались новые технологии, в частности, строительные.

По отчету училища, в 1902 году А.В. Кузнецов ведет занятия по архитектуре на механическом и химическом отделениях. Его студенты получают теоретическую подготовку по архитектуре промышленных цехов и выполняют проекты. Предполагается, что инженеры, окончившие училище, могут составить комплексный проект (технологическую и строительную часть) завода или цеха. Их учат делать фасады цехов, которые по качеству проработки могут вызвать удивление. Часть выпускников механического отделения выполняет дипломный проект по инженерным сооружениям.

Происходит взаимодействие между исследовательской и преподавательской деятельностью и реальной архитектурно-строительной практикой. Это обстоятельство – один из существенных факторов достижения качественно нового уровня построек А.В. Кузнецова.

Перед первой мировой войной группа профессоров ИМТУ разработала проект превращения училища в школу политехнического типа. А.В. Кузнецов в рамках этого проекта вместе с П.А. Велиховым, Н.К. Лахтиным и другими разработал программу организации инженерно-строительного факультета (ИСФ) с 4–6 специальностями, в том числе архитектурной.

А.В. Кузнецов стал идеологом и фактическим главой архитектурного отделения (АО МВТУ), ему принадлежит заслуга в том, что училище сыграло выдающуюся роль в развитии русской советской архитектуры. 1918–1932 гг. – единственный период в длительной истории русской архитектуры, когда она вышла на европейский уровень и развивалась параллельно и почти на равных с передовыми центрами мировой архитектуры. Это период формирования и становления в России и СССР современной архитектуры, русского советского конструктивизма (представ­ляется, что этот термин, с известными оговорками и несмотря на наличие некоторых близких к нему иных направлений, может служить определением данного периода).

Важным фактором появления и становления современной архитектуры и формирования новых концепций, архитектурных и композиционных приемов, новых стилевых и эстетических представлений, прежде всего в сфере промышленного строительства, явилось развитие промышленности. А.В. Кузнецов, вынужденный заниматься промышленной архитектурой по роду своей преподавательской деятельности, становится ведущим мастером и авторитетом в этой области.

В силу факторов влияния промышленной архитектуры на формирование концепции современной архитектуры становится понятным место, занимаемое школой Кузнецова, школой АО МВТУ в архитектурно-строительном процессе того времени, а посредством генетических связей и в современном архитектурном образовании нашего времени.

Как видно из приведенного выше списка, А.В. Кузнецов проектирует и строит целую серию текстильных фабрик: в Глухове, в Вышнем Волочке, Окуловке и других городах. Их объединяют общие принципы архитектурной организации. Наибольшее удивление и восхищение у современников вызвала первая из них – Новоткацкая фабрика Богородско-Глуховской мануфактуры.

Новоткацкая фабрика – широкое одноэтажное здание с активным использованием верхнего естественного света, с несущими конструкциями и кровлей из монолитного железобетона (инженер А.Ф. Лолейт). Ранее фабрики строились многоэтажные с боковым освещением, не обеспечивающим необходимого ко личества и качества освещенности. В Новоткацком корпусе создаются качественно новые возможности организации технологического процесса и размещения оборудования, появляется гибкость в использовании производственной площади. Естественный верхний свет обеспечивает равномерное распределение яркости, повышается уровень освещенности, улучшаются условия зрительной работы, что для текстильного производства очень важно. Как следствие – улучшаются условия труда. При помощи монолитного железобетона широко применяются безбалочные покрытия. Тем самым значительно уменьшается количество выступающих строительных конструкций, на которых обычно оседает хлопковая пыль. Помещения легко вентилируются и убираются.

Удивительно красивы и воздушны потолки, прорезанные различного типа фонарями верхнего света. Качество строительства было таким, что первый капитальный ремонт кровли и фонарей был осуществлен только через 60 лет, в 1967 году. Применены горизонтальные ленточные l -образные и конусообразные фонари точечного типа. Предусмотрены средства защиты от попадания прямых солнечных лучей на рабочее место. Внутри фонарей, между наружными и внутренними слоями остекленения, устроены тележки для чистки и мытья окон.

Применена новая система вентиляции. Приточный воздух подается из подвальных каналов вверх, а потом загрязненный воздух сверху забирается вниз в подвальное пространство. Мощная приточно-вытяжная вентиляционная система с увлажнением и обеспыливанием воздуха приближается к современной системе кондиционирования. Задумана система была для освобождения потолка и фонарей от вентиляционных коробов и создания архитектурно чистого образа. Пространство цеха приобретает совершенно новое звучание. Гармоничное соотношение изящных линий оборудования с глухими и остекленными поверхностями вызывает ощущение легкости и иллюзорности. Изобретательностью отличается как общий архитектурный замысел и конструктивные решения, так и отдельные узлы и детали.

В ткацком цехе нижний светопрозрачный уровень горизонтального фонаря выступает в помещение по сечению в виде перевернутой трапеции. В цехе фонари смотрятся как светящиеся кристаллы, потолок приобретает интересную пластическую форму, четкий ритм выступающих светопрозрачных элементов облегчает ориентацию в огромном пространстве.

Досконально продумано не только общее архитектурное решение, но и детали. Надстройки на кровле напоминают барселоновские мотивы Гауди, их романтические формы имеют нечто общее с готическими башенками в доме Политехнического общества.

Можно заметить, что в Новоткацкой, как и в последующих постройках А.В. Кузнецова, уделяется исключительное внимание условиям труда. Еще раз вспомним время постройки – 1907-й, вскоре после революции 1905 года. Вся русская интеллигенция выступает за социальное обновление общества и сочувствует борьбе рабочих за улучшение условий их труда и жизни. Студенты ИМТУ – одни из самых активных сторонников демократических преобразований, профессура разделяет взгляды студентов. Нет сомнений, что А.В. Кузнецов убеждает владельцев фабрики – глуховских Морозовых – в том, что архитектура мануфактуры должна иметь не только утилитарное, экономическое значение, но и социальное. Впервые на русских фабриках здесь появились светлые удобные гардеробные с индивидуальными шкафчиками для рабочей одежды. Устроены входные вестибюли. Н.С. Гераскин считал Новоткацкую фабрику Кузнецова выдаю щимся архитектурным произведением, он писал, что «...она мо жет быть отнесена к разряду лучших произведений русской архитектуры начала XX столетия».

Найденные Кузнецовым в Новоткацкой и других фабриках решения становятся впоследствии классикой русской, а затем и советской промышленной архитектуры. С этого времени можно говорить о формировании современной системы принципов проектирования промпредприятий и становлении российской школы промышленной архитектуры. В эту школу входит целый ряд гражданских инженеров, архитекторов, строителей, но главой ее признается А.В. Кузнецов.

Для А.В. Кузнецова создание проекта – это всегда научная задача, связанная с изучением зарубежного опыта, анализом возможных вариантов и выбором наиболее целесообразного решения. В 1907 году А.В. Кузнецов защищает диссертацию «Освещение фабричных зданий дневным светом». Результаты проведенного исследования закладываются в реальные проекты, построенные объекты – результат внедрения его научных идей. Николай Степанович Гераскин упоминал как-то в разговоре со мной, что до революции Кузнецов каждый год ездил в Германию, чтобы ознакомиться с самыми последними достижениями в архитектуре и строительной технике. Иногда удавалось выехать за границу и в 20-х годах. В 1925 году в студенческом научно-техническом кружке фабрично-заводских строителей Александр Васильевич делает доклад «Строительная деятельность в Америке». Г.Я. Мовчан, знавший А.В. Кузнецова, говорил мне, что в МВТУ он читал курс лекций, который по смыслу можно было бы назвать «части зданий». Читал интересно. В числе прочего лектор демонстрировал зарубежные каталоги окон, ворот, устройства кровли и прочие различные достижения западной строительной техники. Композиционные и конструктивные решения Кузнецова всегда были на уровне современных концепций западной архитектуры. Здание сберегательной кассы в Берлине Отто Вагнера (1904–1906 гг.) – остекленный цилиндрический потолок на монолитном железобетонном каркасе – отдаленно напомина ет интерьерную форму горизонтальных фонарей Новоткацкой фабрики. Прием опрокинутого светопрозрачного «корыта», примененный Кузнецовым в Новоткацкой фабрике, я увидел затем только в начале 1990 годов в работах английских архитекторов. Фабрика турбин АЭГ в Берлине – хрестоматийная веха современной архитектуры – построена Петером Беренсом в 1909 году.

Серия современных по форме одноэтажных корпусов с фонарями верхнего света (Пирс Эрроу Мотор Кар Компани в Буффало и др.) построены Альбертом Каном в США в 1909–1910 гг.

Промышленные сооружения А.В. Кузнецова находятся в этом ряду. Некоторые приемы могут опережать свое время, другие появятся позднее на 1–3 года, что даже для данного короткого в архитектуре периода формирования качественно новых идей не существенно. Алгоритм новой современной архитектуры создает группа лидеров, которые идут параллельными курсами в одном направлении. А.В. Кузнецов находится в этой группе. Это соображение относится только к области промышленной архитектуры. Проектирование промышленных объектов многие не признавали вообще делом архитектора. В промышленном зодчестве налицо был вакуум престижности и значительности. В области архитектуры общественных сооружений, где очень сильно было влияние мэтров региональной архитектуры, Кузнецов не чувствовал себя так свободно и раскованно. Здесь он следует за модой, идет в фарватере уже устоявшихся представлений, хотя и делает это мастерски. Богородская гимназия выполнена в стиле «модерн», дом Политехнического общества – эклектика, ближе к ее петербургскому прочтению.

В промышленных сооружениях и, прежде всего, в Новоткацкой фабрике, А.В. Кузнецов выступает как первооткрыватель, здесь он не стремится следовать косным представлениям официальной архи тектуры, он идет в ногу со временем и даже опережает его.

Алекса́ндр Васи́льевич Кузнецо́в (5 сентября , Санкт-Петербург - 2 января , Москва) - русский и советский архитектор , инженер-конструктор , педагог . Один из мастеров московского модерна .

Биография

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (05.09.1944)
  • орден Отечественной войны 2-й степени (08.08.1947)
  • медали

Проекты и постройки

  • Ткацкая фабрика, Электростанция и прочие сооружения мануфактуры братьев Рябушинских (1909-1911, Вышний Волочёк)
  • Интерьеры магазина Перкса (1900-е, Москва);
  • Дом садовника в усадьбе Льялово (Морозовка) (1910-1911, Солнечногорский район , 9 км от ст. Крюково), не сохранился;
  • Ржевская льнопрядильная фабрика (1911-1913, Ржев);
  • Надстройка верхнего этажа на здании банка «Товарищества мануфактур П. И. Рябушинского с с-ми» (1911-1913, Москва, Старопанский переулок , 2/1 - Биржевая площадь , 1/2);
  • Мастерские Императорского Строгановского училища (1911-1915, Москва, улица Рождественка , 11 - Сандуновский переулок , 4);
  • Реальное училище Воскресенского (1912, Москва, Мясницкая улица, ?);
  • Ткацкая фабрика (1912-1913, Егорьевск);
  • Льнопрядильная фабрика (1913-1914, с. Локалово Ярославской губернии);
  • Здание заводоуправления и корпуса АМО , совместно с А. Ф. Лолейтом, К. С. Мельниковым (1915-1916, Москва, Автозаводская улица , 23), частично сохранились;
  • Складское здание (1915-1916, Москва);
  • Собственный особняк (перестройка) (1915-1916, Москва, Мансуровский переулок , 11/12 - Еропкинский переулок , 12/11), объект культурного наследия федерального значения ;
  • Библиотека и текстильная лаборатория Императорского Московского технического училища (1916-1917, Москва);
  • Конкурсный проект рабочего посёлка в Филях, 2-я премия (1919, Москва);
  • Конкурсный проект Дворца Труда в Охотном ряду, 2-я премия (1922, Москва), не осуществлён;
  • Техническое руководство, проектирование конструкция и строительство Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923, Москва, район Нескучного сада);
  • Текстильный комбинат (1924-1925, Фергана);
  • Комплекс Центрального аэрогидрографического института (ЦАГИ): научные лаборатории, завод Тяжелого самолётостроения, ангар, гидроканал, аэротруба, совместно с И. С. Николаевым , Г. Я. Мовчаном , В. Я. Мовчаном , Л. Н. Мейльманом , Г. Г. Карлсеном , Б. В. Гладковым , А. С. Фисенко (1924-1929, Москва, улица Радио , 17) ;
  • Здание Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ), совместно с архитекторами Л. Н. Мейльманом , В. Я. Мовчаном , Г. Я. Мовчаном , И. С. Николаевым (1924-1930, Москва, Красноказарменная улица , 13);
  • Здание Московского текстильного института (1926-1929, Москва, Малая Калужская улица);
  • Конкурсный проект Дворца Советов , 3-я премия (1931, Москва), не осуществлён;
  • Конкурсный проект Дворца Советов (1932, Москва), не осуществлён;
  • Конструкторский отдел ЦАТИ , совместно с В. А. Весниным (1932-1935, Москва, улица Радио, 24, корпус 1) .

Труды и публикации

  • Кузнецов А. В. Исследование купола по принципу неблагоприятнейшего распределения усилий // Зодчий . - 1903. - Вып. 10 . - С. 121-123 .
  • Кузнецов А. В. Освещение зданий дневным светом // Зодчий. - 1907.
  • Кузнецов А. В. Дом Политехнического общества, состоящего при Императорском Московском Техническом училище // Зодчий. - 1909. - Вып. 7 . - С. 67-70, табл. 1-4 .
  • Кузнецов А. В. Женская гимназия г. Богородска (Моск. Губ.). - 1909. - Вып. 52 . - С. 535-543 .
  • Кузнецов А. В. Архитектура и железобетон // Зодчий. - 1915. - Вып. 19-20 . - С. 191-198; 203-209 .
  • Кузнецов А. В. Ленинградский зоопарк (планировка) // Коммунальное и жилищное строительство. - 1932. - Вып. 4 . - С. 50-54 .
  • Кузнецов А. В. Архитектура и строительная техника в XIX и начале XX века // Академия архитектуры. - 1934. - Вып. 1-2 . - С. 42-52 .
  • Кузнецов А. В. Своды, их конструкции и декор // Академия архитектуры. - 1935. - Вып. 1-2 . - С. 8-34 .
  • Кузнецов А. В. Строительные детали // Архитектурная газета. - 1936. - Вып. 32 . - С. 3 .
  • Кузнецов А. В. Архитектурные пространственные системы // Академия архитектуры. - 1937. - Вып. 1 . - С. 3-16 .
  • Кузнецов А. В. Строение и архитектурная форма кессона // Проблемы архитектуры. - 1937. - Вып. 2 . - С. 351-390 .
  • Своды и их декор, М., 1938;
  • Архитектурные конструкции, М., 1940 (сост., ред.);
  • Тектоника и конструкция центрических зданий, М., 1951.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кузнецов, Александр Васильевич (архитектор)"

Примечания

Сноски

Источники

Литература

  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты . - Издание 3-е. - М .: Жираф , . - С. 289-297. - 2 500 экз. - ISBN 5-89832-043-1 .
  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В. Щусева и др. - М .: КРАБиК, 1998. - С. 149-150. - 320 с. - ISBN 5-900395-17-0 .
  • Перлин В. М. Александр Васильевич Кузнецов // Архитектура СССР. - 1967. - № 7 . - С. 44 .
  • Макотинский М. А. А. В. Кузнецов (1874-1954) // Архитектура СССР. - 1986. - № 1 . - С. 84-85 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кузнецов, Александр Васильевич (архитектор)

– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:
– Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги…
Пьер покраснел и замялся.
– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.
Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.
Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их.
Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать.
– Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе.
– Да, да, – сказала она, отвечая на совсем другое, – и я ничего бы не желала, как только пережить все сначала.
Пьер внимательно посмотрел на нее.
– Да, и больше ничего, – подтвердила Наташа.
– Неправда, неправда, – закричал Пьер. – Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже.
Вдруг Наташа опустила голову на руки и заплакала.
– Что ты, Наташа? – сказала княжна Марья.
– Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать.
Пьер встал и простился.

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».

Родился в Санкт-Петербурге.

В 1896 году окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Уехал учиться в Германию.

В 1898 году окончил политехникум в Берлине. Вернувшись в Москву, работал помощником Л.Н. Кекушева.

В 1899 году под руководством Ф.О. Шехтеля принял участие в строительство доходного дома Строгановского училища на Мясницкой, 24. Преподавал в МВТУ. В это же время написал первую работу по теории железобетона в России.

В 1900 году построил здание старообрядческой церкви в Белой Кринице на Украине.

В 1904 – 1906 годах построил дом Московского политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, 6. И в этот же период склады Товарищества «Эмиль Липгарт и К°» во дворе дома 43 на Мясницкой улице.

В 1907 году стал профессором Московского высшего технического училища (МВТУ), где совместно с В.А. Весниным основал сначала архитектурное отделение, ставшее в 1922 году факультетом промышленного строительства. Его работы на стыке неоклассицизма, экспрессионизма и рационализма стали основой для отечественной школы промышленной архитектуры. Иногда его стиль называют в исследованиях «железобетонный модерн» за широкое применение металлических конструкция, стекла, кафеля и железобетона.

В 1907 году Александр Кузнецов написал первую работу по научной теории дневной освещенности «Освещение фабричных зданий дневным светом».

В 1911 – 1913 годах он надстроил верхний этаж здания банка «Товарищества мануфактур П. И. Рябушинского с сыновьями» на углу Старопанского переулка и Биржевой площади.

В 1911 -1915 годах построил новый корпус мастерских Императорского Строгановского училища в Сандуновском переулке, 4.

В 1912 году Александр Кузнецов выстроил реальное училище Воскресенского на Мясницкой улице.

В 1915 - 1916 годах выстроил здание заводоуправления и корпуса АМО совместно с А.Ф. Лолейтом и К.С. Мельниковым на Автозаводской улице, 23.

В 1915 – 1916 годах Александр Кузнецов построил свой собственный особняк в Мансуровском переулке.

В 1916 – 1917 годах выстроил библиотеку и текстильную лабораторию Императорского Московского технического училища.

В 1919 году получил вторую премию за проект рабочего поселка в Филях в Москве.

В 1922 году был награжден второй премией за проект Дворца Труда в Охотном ряду в Москве.

В 1923 году Александр Кузнецов стал главный конструктором I Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, осуществляя техническое руководство, проектирование конструкций и строительство павильонов в районе Нескучного сада.

В 1926 – 1928 годах он возглавлял строительство комплекса Центрального аэрогидрографического института (ЦАГИ) на улице Радио: завод Тяжелого самолетостроения, научные лаборатории, ангар, гидроканал, аэротруба.

В 1924 – 1930 годы выстроил здание Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ) на Красноказарменной улице, 13.

В 1926 – 1919 годах Александр Кузнецов построил Московский текстильный институт на Малой Калужской улице, шерстяную и хлопковую лаборатории.

В 1931-1932 выполнил конкурсный проект Дворца Советов.

В 1932 – 1935 годах совместно с В.А. Весниным построил конструкторский отдел ЦАТИ на улице Радио, 24/1.

В 1938 году написал обстоятельный труд «Своды и их декор».

В 1940 году Александр Кузнецов издал учебник «Архитектурные конструкции», ставший настольной книгой архитекторов.

Скончался в 1954 году.