Учет 500 счетов в казенном учреждении. Учет бюджетных и денежных обязательств согласно единого плана счетов. Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера«

Информация, собираемая учреждениями на 500-х счетах, является весьма важным инструментом контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В 2016 году после внесения изменений в инструкции по учету бухгалтерам необходимо помнить о некоторых новых особенностях отражения информации на счетах санкционирования расходов.

Предназначение

Согласно пункту 308 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), счета раздела VI «Санкционирование расходов экономического субъекта» предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами:
·показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств,
·прогнозных показателей по доходам бюджета,
·сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения), показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам),
·а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным) финансовый год.
Аналитический учет операций по доведению показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений и принятых обязательств, в частности, государственными (муниципальными) учреждениями осуществляется на соответствующих счетах раздела VI Инструкции № 157н в разрезе подведомственных им структурных подразделений (филиалов), в том числе не являющихся юридическими лицами (п. 313 Инструкции № 157н).
В соответствии с пунктом 314 Инструкции № 157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми) назначениями и принятыми учреждением обязательствами (денежными обязательствами), осуществляется на основании первичных документов(учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением) с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных для соответствующего типа учреждений Инструкцией № 157н.
Напомним также, что, согласно пункту 21 Инструкции № 157н, в 24–26-м разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражаются, в частности:
Очевидно, что изменения в номере счета Рабочего плана счетов учреждения скоро коснутся не только КОСГУ , но и других кодов бюджетной классификации.
Применение 500-х счетов раздела VI «Санкционирование расходов экономического субъекта» Инструкции № 157н несколько различается в зависимости от типа учреждения. Особенности таких различий обусловлены, в частности, изменениями в законодательной и нормативно-правовой базе, произошедшими в 2015 году.

Казенные учреждения

Напомним, что последние изменения в Инструкцию по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н; далее – Инструкция № 162н) были внесены приказом Минфина России от 30.11.2015 № 184н (далее – Приказ № 184н). Однако в августе 2015 года в Инструкцию № 162н приказом ведомства от 17.08.2015 № 127н (далее – Приказ № 127н) также были внесены изменения, которые, в частности, затронули и счета раздела санкционирования расходов.
Обратите внимание! Согласно действующей редакции Инструкции № 162н учет на большинстве 500-х счетов ведется в разрезе соответствующих аналитических счетов. При этом в Плане счетов бюджетного учета (в редакции Приказа № 184н) 500-е счета даны без аналитических счетов (Таблица № 1).

Таблица №1

План счетов бюджетного учета (выдержка)

Наименование счета Номер счета
код
аналитический по БК <1> вида деятельности синтетического счета аналитический по КОСГУ
объекта учета группы вида
номер разряда счета
1 - 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Автономные учреждения обязаны вести двойной учет принятых обязательств (на счетах групп 300 00 «Обязательства» и 500 00 «Санкционирование расходов»). Как правильно организовать учет операций на данных счетах? В каких регистрах бухгалтерского учета ведутся такие операции? На основании каких документов и в какой момент следует отражать обязательства учреждения на том или ином счете? Ответы на эти вопросы представлены в статье.

Необходимость вести двойной учет принятых учреждением обязательств в государственных (муниципальных) автономных учреждениях регламентирована инструкциями № 157н, 183н. В соответствии с указанными нормативными документами в Плане счетов бухгалтерского учета для этих целей предусмотрены разделы 3 «Обязательства» и 5 «Санкционирование расходов».

На счетах группы 300 00 «Обязательства» отражаются расчеты с контрагентами (с поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами и т. д.). При этом к расчетам по обязательствам также относятся расчеты по выданным авансам (счет 206 00), расчеты с подотчетными лицами (счет 208 00). Учет операций по указанным счетам ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по оплате труда, журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, журнале операций с безналичными денежными средствами - в части оплаты расчетов по платежам в бюджеты, журнале по прочим операциям - в части иных операций.

Счета группы 500 00 «Санкционирование расходов» предназначены для обобщения информации о ходе исполнения автономным учреждением утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности сметных (плановых) назначений, в том числе по принятию и (или) исполнению принятых учреждением обязательств (счет 502 01), принятых денежных обязательств (счет 502 02) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год. При этом отметим, что операции на данных счетах не влияют на финансовый результат деятельности учреждения. Учет таких операций осуществляется в журнале по операциям санкционирования на основании первичных учетных документов, установленных учреждением самостоятельно с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, определенных финансовым органом.

Напомним, принятые обязательства отражаются в момент их возникновения (например, заключение договоров, начисление заработной платы, страховых взносов, налогов, учет иных расходов учреждения). Принятые денежные обязательства отражаются, когда по условиям договора или в соответствии с законами, иными нормативными актами у учреждения возникла обязанность уплатить денежные средства по принятым обязательствам. Аналитический учет принятых обязательств (денежных обязательств) ведется в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064), в котором указываются основание для их принятия (наименование, номер и дата документа), номер счета бухгалтерского учета и сумма (в рублях, иностранной валюте), дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В учреждении целесообразно организовать учет принятых (денежных) обязательств таким образом, чтобы оптимизировать учетные процедуры для бухгалтера. Так как в соответствии с п. 318 Инструкции № 157н учет принятых обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие согласно перечню, установленному в учетной политике учреждения, в этом же перечне можно прописать, в какой момент они должны отражаться в учете.

Рассмотрим в таблице примерный перечень принимаемых автономным учреждением обязательств в соответствии с п. 308 Инструкции № 157н, основания для их принятия и момент отражения в бухгалтерском учете по тому или иному счету.

Наименование обязательства Принятие обязательств на счета 300 00, 206 00, 208 000 Принятие обязательств на счет 502 01 Принятие денежных обязательств на счет 502 02
Оплата по договорам на поставку материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения, заключенным в отчетном периоде, а также обязательства по договорам, принятые в прошлые годы и не исполненные по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению в текущем финансовом году На основании заключенных договоров на дату их заключения При исполнении условий договора (оплата аванса, по факту поставки материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг) на основании счета, счета-фактуры, акта выполненных работ, оказанных услуг, товарной накладной на дату исполнения в соответствии с указанными документами-основаниями
Оплата труда работников
Начисления на оплату труда На основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета по нормам, установленным законодательством РФ на дату начисления
Выплаты работникам командировочных расходов (в том числе авансовые платежи, иные выплаты (суточные, разъездные и т. п.)) в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ На основании заявления работника, приказа руководителя, авансового отчета (в случае если предварительно аванс не выдавался, а также при возврате неиспользованных

подотчетных сумм)

Выплаты и компенсации работникам в соответствии с трудовыми договорами и законодательством РФ На основании справки (ф. 0504833) с приложением расчета по установленным нормам, расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетной ведомости (ф. 0504403) на дату начисления
Оплата обусловленных законодательством РФ выплат физическим лицам (стипендии, социальные выплаты и т. п.) На основании расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетной ведомости (ф. 0504403) на дату начисления
Оплата предусмотренных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (оплата налогов, сборов, пошлин, взносов, иные выплаты), установленных к исполнению в текущем финансовом году На основании справки (ф. 0504833), иных документов (расчетов, деклараций, требований) на дату начисления
Возмещение вреда, причиненного автономным учреждением при осуществлении им деятельности, по иным выплатам, обусловленным вступившим в законную силу решением суда, предусмотренным к исполнению в текущем финансовом году На основании судебных решений на дату начисления (принятия к исполнению)
Иные обязательства, пре-дусмотренные к исполнению в текущем финансовом году (например, отчисления денежных средств профсоюзным органам, прием и обслуживание делегаций (представительские расходы)) На основании справки (ф. 0504833), иных документов на дату их начисления

Еще раз отметим, что учреждение вправе предусмотреть в учетной политике иной порядок принятия обязательств (в том числе принять документы-основания, определить момент начисления) с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом, и специфики деятельности учреждения.

В настоящее время Минфином подготовлен проект приказа о внесении изменений в Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н, которым утверждены унифицированные формы первичных документов и регистры бухгалтерского учета, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению (размещен на сайте www.minfin.ru). Данным проектом вводится новая форма - уведомление о принятии обязательства (ф. 0504824). Это уведомление будетприменяться для оперативного представления сведений структурными подразделениями, оформляющими документы на принятие обязательств (договоры, контракты, исполнительные листы, служебные командировки и др.), в бухгалтерию учреждения в целях принятия бюджетных обязательств (изменений к ним) к бухгалтерскому учету на текущий финансовый год и плановый период.

На практике большинство вопросов возникает при отражении принятых денежных обязательств на счете 502 02, так как не всегда можно одновременно учесть обязательства учреждения на счетах 300 00, 206 00, 208 00 и 502 02. Однако, если правильно организовать их учет, не должно быть затруднений. Основное правило заключается в том, что при подведении итогов сумма принятых денежных обязательств, отраженных на счете 502 02, должна быть равна показателю суммы принятых обязательств, отраженных на соответствующих счетах по учету обязательств учреждения (как проверить показатели, представим ниже в таблице). Данные положения содержатся в проекте приказа о внесении изменений в Инструкцию № 183н, который также размещен на сайте Минфина.

Обязательства учреждения Показатели, которые в сумме должны быть равны сумме принятых денежных обязательств на счете 502 02
В части расчетов с контрагентами, за исключением расчетов с подотчетными лицами и расчетов по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, в разрезе получателей авансовых платежей - юридических, физических лиц, иных публично-правовых образований (контрагентов) - данные соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств). При этом включаются предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым обязательствам, за вычетом произведенных возвратов указанных авансовых платежей (не включаются остатки выданных авансовых платежей, которые числятся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 206 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие названные расчеты);

Кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам». При этом включаются начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году (не включаются кредитовые и дебетовые обороты, отражающие увеличение (уменьшение)

кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период);

Дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» (исполненные в текущем периоде принятые денежные обязательства прошлых лет)

В части расчетов с подотчетными лицами в разрезе контрагентов (подотчетных лиц) - дебетовые обороты по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» за вычетом кредитовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета указанного счета (полученные подотчетными лицами денежные средства (вне зависимости от способа выплаты) за вычетом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей);

Дебетовые обороты по соответствующим счетам счета 0 208 00 000 (полученные в текущем периоде подотчетными лицами на возмещение перерасходов прошлых лет денежные средства). При этом не включаются остатки выданных подотчетным лицам авансовых платежей, которые числятся на начало отчетного года на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 208 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода

В части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы РФ - кредитовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (0 303 02 730 - 0 303 13 730) (начисленные (принятые) в текущем периоде платежи (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи));

Дебетовые обороты соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 (0 303 02 830 - 0 303 13 830) (исполнение обязательств по оплате платежей (налогов, взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей) прошлых лет, которые числятся на начало текущего года и исполнены в текущем периоде). При этом не учитываются показатели расчетов по излишне уплаченным платежам (налогам, взносам, пошлинам, сборам и иным обязательным платежам), которые числятся на начало текущего периода на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 303 00 000, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты

В части расчетов по расходам на обслуживание долговых обязательств по соответствующим счетам аналитического учета счета 0  301  00  000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» - кредитовые обороты (начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году);

Дебетовые обороты (исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств)

В автономном учреждении 30.09.2013 начислена заработная плата за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в общей сумме 700 000 руб. Удержан НДФЛ - 91 000 руб.

Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды в общей сумме 211 400 руб.

07.10.2013 заработная плата работников перечислена им на банковские карты, перечислены НДФЛ и страховые взносы.

Учреждение установило в учетной политике принимать денежные обязательства по заработной плате, НДФЛ, страховым взносам в день начисления этих сумм.

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
30.09.2013. Операции, отраженные на основании расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), расчетов по страховым взносам, справки (ф. 0504833)
Начислена заработная плата (прямые расходы*) 2 109 60 211

2 302 11 000

700 000
Удержан НДФЛ 2 302 11 000

2 303 01 000

91 000
Приняты обязательства по заработной плате (с учетом НДФЛ) 2 506 10 211

2 502 11 211

700 000
Приняты денежные обязательства по выплате заработной платы (с учетом НДФЛ) 2 502 11 211

2 502 12 211

700 000
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды (прямые расходы*) 2 109 60 213

2 303 06 000

2 303 07 000

2 303 08 000

2 303 09 000

2 303 10 000

2 303 11 000

211 400**
Приняты обязательства по страховым взносам 2 506 10 213

2 502 11 213

211 400
Приняты денежные обязательства по страховым взносам 2 502 11 213

2 502 12 213

211 400
07.10.2013. Операции, отраженные в соответствии с нормативным документом, устанавливающим сроки выплаты заработной платы, на основании распоряжения руководителя, справки (ф. 0504833)
Перечислена заработная плата на банковские счета работников

(700 000 ‑ 91 000) руб.

2 302 11 000

2 201 11 000

забалансовый счет 18

609 000
Перечислен НДФЛ 2 303 01 000

2 201 11 000

забалансовый счет 18

91 000
Перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды 2 303 06 000

2 303 07 000 

2 303 08 000

2 303 09 000 

2 303 10 000

2 303 11 000

2 201 11 000

забалансовый счет 18

211 400**

В целях упрощения примера указана общая сумма страховых взносов (без разбивки по счетам).

Автономное учреждение заключило договор на поставку оборудования в сумме 1 000 000 руб. В договоре предусмотрен аванс в размере 30%. Окончательная оплата по договору осуществлена по факту поставки. Расходы произведены за счет целевой субсидии.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Операции, отраженные на основании договора о поставке оборудования, счета от поставщика
Приняты обязательства 5 506 10 310

5 502 11 310

1 000 000
Произведена оплата аванса в размере 30% 5 206 31 000

5 201 11 000

забалансовый счет 18

300 000
5 502 11 310

5 502 12 310

300 000
Операции, отраженные по факту поставки оборудования (на основании договора о поставке оборудования, товарной накладной от поставщика, счета-фактуры)
Поступило оборудование 5 106 31 000

5 302 31 000

1 000 000
Произведена окончательная оплата 5 302 31 000

5 201 11 000

забалансовый счет 18

700 000
Приняты денежные обязательства 5 502 11 310

5 502 12 310

700 000
Произведен зачет аванса 5 302 31 000

5 206 31 000

300 000

Автономное учреждение из кассы выдало под отчет денежные средства на командировочные расходы за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания, в том числе суточные - 500 руб., деньги на проезд - 5 000 руб., деньги на проживание в гостинице - 6 000 руб. По возвращении из командировки подотчетное лицо вернуло неизрасходованную сумму на проживание в гостинице в размере 350 руб.

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Операции, отраженные на основании заявления о выдаче денег под отчет
Выданы из кассы денежные средства на командировочные расходы:
- суточные 4 208 12 000 4 201 34 000 500
- на проезд 4 208 22 000 4 201 34 000 5 000
4 208 26 000 4 201 34 000 6 000
Отражены принятые обязательства:
- суточные 4 506 10 212 4 502 11 212 500
- проезд 4 506 10 222 4 502 11 222 5 000
- проживание в гостинице 4 506 10 226 4 502 11 226 6 000
Отражены принятые денежные обязательства:
- суточные 4 502 11 212 4 502 12 212 500
- проезд 4 502 11 222 4 502 12 222 5 000
- проживание в гостинице 4 502 11 226 4 502 12 226 6 000
Операции, отраженные на основании утвержденного авансового отчета
Начислены расходы (общехозяйственные*):
- суточные 4 109 80 212 4 208 12 000 500
- на проезд 4 109 80 222 4 208 22 000 5 000
- на проживание в гостинице 4 109 80 226 4 208 26 000 5 650
Внесена неизрасходованная сумма на проживание в гостинице в кассу учреждения 4 201 34 000 4 208 26 000 350
Отражено уменьшение принятых обязательств (методом «красное сторно») 4 506 10 226 4 502 11 226 (350)
Отражено уменьшение принятых денежных обязательств (методом «красное сторно») 4 502 11 226 4 502 12 226 (350)

В соответствии с учетной политикой учреждения.

  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Очень много вопросов возникает с применением 500 счетов, а именно: 1) при закрытии 2013 года возникла кредиторская задолженность по 302.34. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по кредиторской задолженности? 2) при закрытии 2013 года возникла дебиторская задолженность по 208.21, 206.34, 303.06. В 2013 были приняты бюджетные и денежные обязательства. При закрытии года 500 счета закрываются полностью. Какими документами и проводками в 2014 году отразить бюджетные и денежные обязательства по дебиторской задолженности? 3) в какой период лучше принять бюджетные и денежные обязательства по авансовому отчету?

Ответ

В соответствии с приведенным материалом обязательства (денежные обязательства) учреждение может принимать к учету в пределах утвержденных плановых назначений. Так же при завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. А показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый следует перенести на аналитические счета санкционирования текущего года. Следовательно если обязательства (денежные обязательства) были приняты на 2013 год на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год, то на 2014 год обязательства (денежные обязательства) не переносятся. Если же обязательства (денежные обязательства) были приняты в 2013 году но на 2014 год (очередной финансовый год - счета 0.502.12.000, 0.502.22), то в 2014 году на основании справки по форме 0504833, показатели по данным счетам подлежат переносу на счета 0.502.11.000, 0.502.12) прямой проводкой. Принятые обязательства (денежные обязательства) по дебиторской задолженности при завершении текущего финансового года на следующий год не переносятся, так как дебиторка принята на основании утвержденных плановых назначений на 2013 год. Обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам в соответствии с приведенным материалом нужно принимать в сумме начисленных обязательств (выплат). Следовательно, принимать обязательства (денежные обязательства) по авансовым отчетам нужно на дату утверждения авансового отчета.

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Исполнение Плана по расходам

Исполнение Плана ФХД по расходам предполагает принятие учреждением обязательств (денежных обязательств). Обязательства (денежные обязательства) принимайте к учету в пределах утвержденных плановых назначений.

Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утвердите в рамках формирования учетной политики (с учетом требований по санкционированию, установленных финансовым органом). Например, основанием для принятия обязательств могут быть приказы руководителя о премировании в межрасчетный период по формам № Т-11 и № Т-11а , заявления на выдачу подотчетных сумм, подписанные руководителем, и т. п.*

Аналитический учет сумм принятых обязательств (денежных обязательств) ведите в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064) в разрезе видов выплат (расходов), утвержденных Планом ФХД.

Такой порядок установлен пунктами , Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 163 Инструкции № 174н,пунктом 189 Инструкции № 183н, Методическими указаниями , утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н .

Операции по санкционированию обязательств, принятых в текущем году, формируйте с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств)* (п. 310 Инструкции к Единому плану счетов № 157н , п. 162 Инструкции № 174н , п. 188 Инструкции № 183н).

Принятие обязательств

К принятым обязательствам текущего года относятся расходные обязательства, которые предусмотрены к исполнению в текущем финансовом году (в т. ч. принятые и неисполненные обязательства прошлых лет).*

В бухучете обязательства отражайте в следующем объеме:*

  • выплата зарплаты (вознаграждения) сотрудникам - в объеме утвержденных плановых назначений на эти цели (т. е. принимать данные обязательства ежемесячно не нужно);
  • выплата сотрудникам командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами - в сумме начисленных обязательств (выплат);*
  • внесение обязательных платежей в бюджет (налоги, сборы, пошлины, взносы и иные выплаты) - в сумме начисленных обязательств (платежей);
  • возмещение вреда (причиненного учреждением при осуществлении им деятельности) и иные выплаты на основании вступивших в законную силу решений суда - в сумме начисленных обязательств (выплат);
  • иные расходные обязательства - в сумме принятых обязательств.*

Полный перечень обязательств (и порядок их принятия) приведен в пункте 1 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155. В данном пункте разъяснен порядок принятия бюджетных обязательств получателями бюджетных средств. Бюджетные и автономные учреждения вправе применять данный порядок с учетом Инструкций № 174н и 183н (п. 3 письма Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-06-07/155).*

Принятие обязательств, исполнение которых предусмотрено Планом ФХД, отражайте на следующих счетах:*

  • 0.502.01.000 «Принятые обязательства»;
  • 0.502.02.000 «Принятые денежные обязательства».*

В 22 разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:*

  • 1 - текущий финансовый год;
  • 2 - очередной финансовый год;*
  • 3 - второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
  • 4 - второй год, следующий за очередным.

Такой вывод следует из положений пункта 163 Инструкции № 174н, пункта 189 Инструкции № 183н, пункта 309 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Обратите внимание, что принятие обязательств отражается в учете корреспонденцией счетов 0.502.00.000 и 0.506.00.000. При этом, согласно положениям Инструкций № 174н и № 183н , счет 0.506.00.000 имеет детализацию по аналитическим кодам лишь на текущий и очередной финансовый годы. Поэтому в случае необходимости принятия обязательств на первый и второй годы, следующие за очередным, порядок их отражения в учете пропишите в учетной политике учреждения. Например, в 22 разряде номера счета 0.506.00.000 можно предусмотреть также аналитические коды 3 и 4.

В бухучете принятие обязательств (денежных обязательств) отразите следующим образом.

В учете бюджетных учреждений:

Пример отражения в бухучете принятых в текущем финансовом году обязательств и денежных обязательств*

В январе ГУ НИИ «Альфа» заключило с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» договор на поставку оборудования на сумму 580 000 руб. Источником финансового обеспечения выплаты по договору является целевая субсидия на приобретение оборудования.

Согласно утвержденной в учреждении «Альфа» учетной политике обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство - в момент получения товарной накладной.

В день подписания договора бухгалтер «Альфы» принял к учету обязательство:

Дебет 5.506.10.310 Кредит 5.502.11.310
- 580 000 руб. - приняты обязательства на основании подписанного договора поставки.

В феврале «Мастер» поставил оборудование и передал «Альфе» товарную накладную. На основании накладной бухгалтер «Альфы» принял к учету денежное обязательство:

Дебет 5.502.11.310 Кредит 5.502.12.310
- 580 000 руб. - приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования.

Перенос показателей при завершении года

При завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. Показатели по этим счетам, сформированные в отчетном году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) годом, следует перенести на аналитические счета санкционирования в следующем порядке:*

  • показатели первого года, следующего за текущим, - на счета санкционирования текущего года;*
  • показатели второго года, следующего за текущим, - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;
  • показатели второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.

Перенос показателей по санкционированию делайте в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833).*

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной

ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162 , п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов - оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 "Обязательства" (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н .

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом "Красное сторно" на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование - это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219 , п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н . Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ , порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ .

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 140 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства".
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 141 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

  • 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
  • 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
  • 31 "Акции по номинальной стоимости".

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор