Отраслевые стандарты бухучета. Российские стандарты бухгалтерского учета и их связь с международными стандартами финансовой отчетности. Отличия отраслевых стандартов от федеральных

В данной статье профессор М.Л. Пятов (СПбГУ) анализирует положения действующего Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отражающие новый для отечественного законодательства подход к формированию системы документов, регулирующих практику ведения официального бухгалтерского (финансового) учета экономическими субъектами в России. В статье показывается действительное содержание вводимых Законом новаций, раскрывается преемственность норм нового Закона относительно существующей системы регулирования учетной практики.

Система документов, регулирующих практику учета, как предмет законодательного определения

Новацией, во многом влияющей на возможное развитие учета в России, является определение новым Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон 2011 года) структуры документов, регулирующих практику финансового учета. Эту функцию выполняет .

Следует отметить, что нормы, определяющие структуру системы нормативных правовых актов, регулирующих практику бухгалтерского учета в России, содержал и Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (далее - Закон 1996 года).

Прежде всего, здесь следует вспомнить содержание статьи 3 Закона 1996 года , определявшей структуру законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете. Напомним, Закон 1996 года устанавливал, что «Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации».

В приведенных нормах и старого, и нового законов речь фактически в определенном смысле и идет о стандартах экономического субъекта в области бухучета.

Эти документы нельзя отнести к нормативным правовым. Они носят локальный характер и обязательны для применения работниками конкретного экономического субъекта в силу действия норм гражданского и трудового законодательства.

Соподчиненность документов в области регулирования бухгалтерского учета

3. Федеральные законы РФ.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету.

7. Отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету.

В следующей статье мы рассмотрим порядок разработки и принятия документов, регулирующих практику бухгалтерского учета, органами, имеющими соответствующие полномочия.

Успешное ведение бухгалтерского учета на предприятиях во многом зависит от квалификации главного бухгалтера и других работников бухгалтерии. Оценка его качества неразрывно связана с прибыльностью коммерческого предприятия.

Одним из важнейших факторов повышения квалификации бухгалтерского корпуса РФ является практическое использование им российских и международных стандартов.

Под стандартом понимают нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм и правил в определенной области деятельности человека.

Совокупность стандартов является сгустком научной мысли и практического опыта целого ряда поколений работников той или иной отрасли. Они включают в себя определения, термины, единицы измерения, краткие подходы и обобщенные методики.

Стандарты бухгалтерского учета позволяют обеспечивать следующие основные свойства финансово-хозяйственной информации.

Полезность, т.е. отражение реальных экономических параметров и характеристик.

Проверяемость, т.е. возможность независимых специалистов получить одинаковые результаты.

Независимость, т.е. отсутствие действий в пользу одной групп за счет других.

Измеряемость, т.е. возможность оценки даже при отсутствии денежного измерителя.

Следование стандартам позволяет работникам даже средней квалификации выполнять работу на высоком научно-практическом уровне и одновременно повышать уровень своего профессионального мастерства.

Стандарты бухгалтерского учета бывают двух уровней: национальные и международные. Национальные обобщают науку и практику одной страны, а международные - целого ряда стран. Следует иметь в виду, что национальные стандарты очень часто более точно и более полно охватывают специфику экономических отношений и традиции отдельных государств. Поэтому использование полного набора международных стандартов в настоящее время практически не наблюдается ни в одной стране мира. Вместе с тем, развитие внешнеэкономических связей государств, широкая инвестиционная политика настоятельно требуют взаимопроникновения, взаимосвязи и взаимообогащения национальных и международных стандартов.

4. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо)

В настоящее время бухгалтерский учет и финансовая отчетность в России по методологии и практическому применению все более приближаются к общепринятым нормам в экономически развитых странах.

Дальнейшее успешное продвижение в решении этой проблемы осуществляется путем сближения российской законодательной (договорной и налоговой) базы с международной и достижения конвертируемости рубля. А также идентификации учетной политики, принципов, приемов и плана счетов бухгалтерского учета и составления соответствующих вычислительных программ для ведения учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы.

Международные стандарты синтезируют опыт бухгалтерского учета многих стран, среди которых заметное место занимают США.

Все стандарты носят рекомендательный характер и используются в разных странах по-разному. Чаще всего конкретная страна применяет традиционный национальный бухгалтерский учет, адаптированный к нескольким или большинству международных стандартов. Перечень международных стандартов включает в себя следующие стандарты.

МСФО 1. Представление финансовой отчетности.

МСФО 2. Запасы.

МСФО 3. Консолидированная финансовая отчетность. (Заменен МСФО 27 и 28.)

МСФО 4. Учет амортизации. (Заменен МСФО 16 и 38.)

МСФО 5. Информация, подлежащая отражению в финансовой отчетности. (Заменен МСФО 1.)

МСФО 6. Учет воздействия изменяющихся цен. (Заменен МСФО 15.)

МСФО 7. Отчеты о движении денежных средств.

МСФО 8. Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике.

МСФО 9. Затраты на исследования и разработки. (Заменен МСФО 38.)

МСФО 10. Условные события и события, происшедшие после отчетной даты. (Частично заменен МСФО 37.)

МСФО 11. Договоры подряда.

МСФО 12. Налоги на прибыль.

МСФО 13. Отражение оборотных активов и краткосрочных обязательств. (Заменен МСФО 1.)

МСФО 14. Сегментная отчетность.

МСФО 15. Информация, отражающая влияние изменения цен.

МСФО 16. Основные средства.

МСФО 17. Аренда.

МСФО 18. Выручка.

МСФО 19. Вознаграждения работникам.

МСФО 20. Учет правительственных субсидий и отражение информации о правительственной помощи.

МСФО 21. Влияние изменений валютных курсов.

МСФО 22. Объединение компаний.

МСФО 23. Затраты по займам.

МСФО 24. Раскрытие информации о связанных сторонах.

МСФО 25. Учет инвестиций. (Заменен МСФО 40.)

МСФО 26. Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам).

МСФО 27. Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании.

МСФО 28. Учет инвестиций в ассоциированные предприятия.

МСФО 29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции.

МСФО 30. Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов.

МСФО 31. Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности.

МСФО 32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации.

МСФО 33. Прибыль на акцию.

МСФО 34. Промежуточная финансовая отчетность.

МСФО 35. Прекращаемая деятельность.

МСФО 36. Обесценение активов.

МСФО 37. Резервы, условные обязательства и условные активы.

МСФО 38. Нематериальные активы.

МСФО 39. Финансовые инструменты: признание и оценка.

МСФО 40. Инвестиционная собственность.

МСФО 41. Учет в сельском хозяйстве.

Наибольший вклад в указанные стандарты был внесен США. Их национальная система бухгалтерских стандартов и процедур GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) во многом определила основные принципы разрабатываемой международной системы бухгалтерского учета.

Поскольку внешняя экономическая среда оказывает существенное воздействие на систему бухгалтерского учета, то в странах с похожими социально-экономическими условиями бухгалтерский учет имеет много общего. По экономическому признаку принято различать три следующие основные модели бухгалтерского учета.

Британско-американская модель. Основополагающие принципы в указанную модель внесли Великобритания, США и Голландия. Главная идея модели состоит в ориентации бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов. Модель применяется следующими странами: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская Республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, США, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, Центральноамериканские страны, ЮАР, Ямайка.

Континентальная модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли развитые страны континентальной Европы и Япония. Главная идея модели состоит в ориентации на удовлетворение требований правительства, в частности налоговому законодательству. Модель применяется следующими странами: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости, Гвинея, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония.

Южноамериканская модель. Основополагающие принципы в данную модель внесли страны Южной Америки. Главная идея модели состоит в ориентации на потребности государственных плановых органов, в том числе на контроль исполнения налоговой политики и на корректировку бухгалтерской отчетности в соответствии с темпами инфляции. Модель применяется следующими странами: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов . Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив - это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал - это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство - это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход - это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход - это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы - главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта . Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.

Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС» . Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Аренда"».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами. Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета». К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.

Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:

  • федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
  • отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
  • внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ , предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:

  • признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
  • методы оценки;
  • условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
  • необходимость принятия учетной политики фирмы;
  • план счетов бухучета;
  • правила составления финансовой отчетности и др.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.

Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней. Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно. Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)

Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.

Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:

Минимально необходимые - в части правил по применению бухучета;

Допустимые - в части методов учета.

Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:

Детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;

Применяться, как универсальный вариант.

Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.

ОСБУ: примеры и проекты

Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:

Государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;

Будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;

Стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.

Общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;

Специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.

Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:

Для НФО – ОСБУ:

Операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;

Резервов – оценочных и условных обязательств НФО от 03.12.2015 № 508-п;

Порядок составления бух. отчетности от 28.12.2015 № 526-п и др.

Для страховщиков – ОСБУ:

- «Порядок составления бух. отчетности» от 28.12.2015 № 526-п;

Операций НПФ, связанных с ведением страховой деятельности» от 05.11.2015 3502-п.

Для КФО – ОСБУ:

Вознаграждений работникам КФО от 15.04.2015 № 465-П;

Операций, связанных с выполнениями резервных требований от 20.10.2016 № 554-п;

- ОС , НМА, недвижимости, временно не используемых активов, запасов, предназначающихся для реализации и полученных по договорам отступного или залога от 22.12.2014 № 448-п и др.

Итак, отраслевые, как и федеральные стандарты бухучета, диктуют определенные правила по ведению учетных операций в российских компаниях, устанавливая как общие требования, так и специфические, приемлемые только для определенных организаций или осуществляемых операций.

Марина Ритер,
юрист, автор книг

С 1 января 2013 года вступит в силу новый ФЗ от 06 декабря 2011 года № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете» Он придет на смену действующему в настоящее время ФЗ от 21 ноября 1996 года № 129 – ФЗ, также регулирующему бухгалтерский учет. Новый закон был принят для того, чтобы устранить пробелы законодательства и регламентировать понятия, возникшие в практической работе бухгалтеров в последние годы.

Что такое бухгалтерский учет?

ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое определение понятия бухгалтерский учет. Теперь это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных ФЗ № 402 – ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными тем же Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 1 ФЗ № 402 – ФЗ).

Напомним, что в ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерским учетом понималась упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, бязательствах организации и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Таким образом, новое определение бухгалтерского учета расширяет и дополняет это понятие.

Кто обязан вести бухгалтерский учет?

ФЗ № 402 – ФЗ ввел новое понятие – экономические субъекты, к которым относятся, российские организации, ИП, адвокаты, нотариусы, филиалы, представительства и другие структурные подразделения иностранных организаций, международные организации, простые товарищества.

Все вышеперечисленные обязаны вести бухгалтерский учет непрерывно от даты государственной регистрации и до даты реорганизации или ликвидации, то есть прекращения деятельности.

Здесь необходимо уточнить следующее:

– под российскими организациями новый ФЗ понимает:
– коммерческие и некоммерческие организации всех видов;
– государственные органы и органы местного самоуправления;
– органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;
– Банк России.

Таким образом, ФЗ не сделал исключений ни для кого, и теперь бухгалтерский учет должен применяться;

– при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности (п. 2 ст. 2 ФЗ № 402 – ФЗ);
– экономическими субъектами, применяющими УСН;
– организациями – участниками проекта «Сколково», независимо от объема годовой выручки;
– ИП, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой. Не вести бухгалтерский учет они могут только в том случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов или других объектов налогообложения, в оответствии с правилами, предусмотренными НК РФ;
– филиалы, представительства и друге структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с действующим законодательством иностранных государств. Аналогично предыдущему пункту, они могут не вести бухгалтерский учет в том случае, если ведут учет доходов и расходов, а также иных объектов налогообложения, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Какие новые понятия ввел ФЗ № 402 – ФЗ?

Новый закон о бухгалтерском учете вводит ряд новых понятий. А именно:

стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;
международный стандарт – стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;
факт хозяйственной жизни – сделка, событие или операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;
отчетный период – период, за который предоставляется бухгалтерская (финансовая) отчетность;
учетная политика – совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

Какие понятия изменил ФЗ № 402 – ФЗ?

ФЗ № 402 – ФЗ внес изменения и уточнения в ряд понятий, которые существовали в бухгалтерском учете ранее.
А именно:

руководитель экономического субъекта – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. В ФЗ № 129 – ФЗ под руководителем организации понимался руководитель ее исполнительного органа или лицо, ответственное за ведение дел организации;
план счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. В ФЗ № 129 – ФЗ речь шла о перечне синтетических счетов;
бухгалтерская отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями ФЗ № 402 – ФЗ. В ФЗ № 129 – ФЗ под бухгалтерской отчетностью следовало понимать единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по установленным формам;
объекты бухгалтерского учета , которые теперь включают в себя факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы, иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Ранее в это понятие входило только имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Кем должен вестись бухгалтерский учет?

В соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ бухгалтерский учет может вестись
– главным бухгалтером или иным должностным лицом экономического субъекта;
– по договору об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
По правилам нового ФЗ вести бухгалтерский учет лично может только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства.
Обратите внимание, что новый ФЗ предъявляет особые требования к лицам, которые ведут бухгалтерский учет в ОАО, страховых организациях, негосударственных ПФ, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях ПИФов, а также в других экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Также новые требования касаются лиц, ведущих бухгалтерский учет в органах управления государственных внебюджетных фондов и органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Итак, главный бухгалтер (иное должностное лицо) в перечисленных выше организациях должен:
– иметь высшее профессиональное образование;
– иметь стаж работы, напрямую связанный с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности или с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а в случае, если у должностного лица нет высшего рофессионального образования, то стаж работы должен составлять не менее пяти лет из последних семи;
– не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности.

ФЗ № 402 – ФЗ не исключает возможности предъявления иных требований к главным бухгалтерам в соответствии с федеральным законодательством.

Необходимо отметить, что названные выше требования будут предъявляться только к лицам, которые назначены на должность главного бухгалтера (иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) в перечисленных выше организациях после вступления в силу ФЗ № 402 – ФЗ, то есть после 01 января 2013 года.

Обратите внимание, что указанные требования нельзя обойти, даже заключив гражданско – правовой договор на бухгалтерское обслуживание. Если этот документ будет подписан с организацией, то хотя бы один ее сотрудник должен отвечать предусмотренным ФЗ № 402 – ФЗ требованиям.

Каковы принципы регулирования бухгалтерского учета?

В ст. 20 ФЗ № 402 – ФЗ закреплены основные принципы регулирования бухгалтерского учета. А именно:
– федеральные и отраслевые стандарты должны соответствовать потребностям пользователей;
– для некоммерческих организаций и субъектов малого предпринимательства должны быть предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета;
– федеральные и отраслевые стандарты должны быть разработаны на основании международных стандартов;
– для применения федеральных и отраслевых стандартов должны быть созданы условия единообразного применения;
– не должны совмещаться полномочия по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю в сфере бухгалтерского учета.

Каков порядок разрешения разногласий?

Новый ФЗ № 402 – ФЗ не возлагает на главных бухгалтеров ответственность ни за формирование учетной политики, ни за ведение бухгалтерского учета, ни за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае возникновения спорных вопросов между руководителем и главным бухгалтером, последний отражает (не отражает) в регистрах бухгалтерского учета спорный первичный документ только на основании письменного распоряжения руководителя.
Аналогично в бухгалтерской отчетности отражаются спорные объекты бухгалтерского учета.

Таким образом, принцип разрешения разногласий остался по сути прежним, только теперь по письменному распоряжению руководителя можно как отражать спорные документы или объекты, так и не отражать их.

Что такое внутренний контроль?

ФЗ № 402 – ФЗ введено новое понятие внутреннего контроля. На основании ст. 2 этого Закона осуществлять внутренний контроль совершения фактов хозяйственной жизни должен каждый экономический субъект. А организации, подлежащие обязательному аудиту, должны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Таким образом, с 01 января 2013 года в организациях должны появиться отделы или должностные лица, которые будут выполнять функции внутренних контролеров. Это правило не относится только к субъектам малого и среднего предпринимательства, где руководитель организации возложил ведение бухгалтерского учета на себя.

Что такое стандарты бухгалтерского учета?

Стандарт – это документ обязательный для применения, в рассматриваемом случае – каждым экономическим субъектом.

В соответствии с ФЗ № 402 – ФЗ стандарты бухгалтерского учета делятся на:

– международные, федеральные, отраслевые, стандарты экономического субъекта.
К международным стандартам следует относить стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем международного делового оборота. Среди таких стандартов следует назвать следующие:
– Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS)
– Общепринятые принципы бухгалтерского учета США (Generally Accepted Accounting Principles, US GAAP)
– Общепринятые принципы бухгалтерского учета Великобритании (UK GAAP)
Названные стандарты экономические субъекты могут использовать при разработке способа ведения бухгалтерского учета для формирования своей учетной политики, если в российских нормативных актах конкретные вопросы не урегулированы.

– Федеральные стандарты устанавливают:

Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия к бухгалтерскому учету и списания из бухгалтерского учета;
? допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
? порядок перерасчета стоимости объектов бухгалтерского учета в валюту РФ для целей бухгалтерского учета, если они были выражены в иностранной валюте;
? требования к учетной политике, в частности, к условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, видам электронных подписей;
? План счетов бухгалтерского учета и порядок его применения (кроме кредитных организаций);
? состав, содержание и порядок формирования информации, которая раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, образцы форм такой отчетности, состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
? условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовых результатах его деятельности и движении денежных средств;
? состав первой и последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок составления такой отчетности и денежного измерения указанных в ней объектов;
? упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства;
? федеральные стандарты могут устанавливать дополнительные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы или ведущим некоторые виды экономической деятельности.
? Федеральные стандарты не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ. До того момента как этот вид стандартов будет разработан и вступит в силу экономические субъекты должны применять Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Минфином до 2013 г.

– Отраслевые стандарты

Пункт 5 ст. 21 ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в условиях осуществления организациями отдельных видов экономической деятельности. Этот вид стандартов не должен противоречить федеральным стандартам и ФЗ № 402-ФЗ. Также как и в случае с федеральными стандартами, пока не появятся отраслевые, следует применять Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Минфином до 2013 года.

– Стандарты конкретного экономического субъекта

Разработка и применение этого вида стандартов –право, а не обязанность, экономического субъекта.

Если организация решает, что стандарты ей нужны, то сначала она должна разработать Порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены. Потом уже приступать к написанию самих стандартов.

Если в экономическом субъекте разработаны и применяются стандарты бухгалтерского учета, то он обязательны для всех его подразделений, филиалов и представительств. Если у экономического субъекта есть дочерние общества, то целесообразно разработать общие стандарты бухгалтерского учета для них и головной организации.

Стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта не должны противоречить ФЗ № 402-ФЗ, федеральным и отраслевым стандартам.

Как будут разрабатываться федеральные стандарты бухгалтерского учета?

С даты вступления в силу ФЗ № 402-ФЗ, то есть с 1 января 2013 г., бухгалтерский учет будет регулироваться:
– уполномоченным федеральным органом.

Под этим органом следует понимать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, то есть Минфин России. Именно на него будет возложена обязанность разработки федеральных стандартов по согласованию с Банком России, субъектами негосударственного регулирования и другими заинтересованными лицами.
– Банком России;
– субъектами негосударственного регулирования.

Под этими субъектами следует понимать саморегулируемые организации предпринимателей, других пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторов, а также их союзы, ассоциации и любые другие некоммерческие организации, которые считают нужным участвовать в развитии бухгалтерского учета в РФ.

Что изменилось в сфере учетной политики?

Учетная политика, с точки зрения ФЗ № 402-ФЗ, это совокупность способов ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом (п. 1 ст. 8 ФЗ № 402-ФЗ). Необходимо отметить, что основополагающие принципы применения и изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета остались прежними. Между тем, новый Закон устанавливает основные правила для формирования этого документа:
– учетная политика должна самостоятельно формироваться экономическим субъектом на основании действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета;
– при формировании учетной политики применительно к конкретному объекту бухгалтерского учета способ ведения такого учета следует выбирать из способов, которые допущены в федеральных стандартах;
– если для конкретного объекта способ ведения бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен, то экономический субъект имеет право разработать его самостоятельно, исходя из норм действующего законодательства, федеральных и отраслевых стандартов;

Также ФЗ № 402-ФЗ устанавливает, что руководитель экономического субъекта должен утвердить обязательные приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета;
– формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и документов внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие документы, которые необходимы конкретному экономическому субъекту для организации бухгалтерского учета.

Что изменилось в сфере бухгалтерских документов?

ФЗ № 402-ФЗ внес значительные изменения в правила, связанные с оформлением и применением следующих документов:

– первичные документы

Эти документы фиксируют каждый факт хозяйственной жизни экономического субъекта. С момента вступления в силу нового Закона о бухгалтерском учете формы первичных документов будут разрабатываться лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждаться руководителем экономического субъекта. Унифицированные формы применять не обязательно, но организация может взять их за основу при разработке своих форм первичных документов.

Также необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не содержит правила о лицах, обязанных подписывать первичные документы. Обязательные реквизиты, между тем, остались прежними.

– регистры бухгалтерского учета

Аналогично с первичными документами, регистры бухгалтерского учета должны быть разработаны лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждены руководителем экономического субъекта. Единственным правилом является необходимость соблюдения правил п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ, который устанавливает обязательные реквизиты для регистров бухгалтерского учета.

Также, следует отметить, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности более не является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Как внести исправления в бухгалтерские документы?

Новый Закон о бухгалтерском учете более четко регламентировал процесс внесения изменений в бухгалтерские документы. В соответствии с ним в первичных учетных документах допускаются исправления, если иное не предусмотрено действующим федеральным законодательством в сфере бухгалтерского учета (п. 7 ст. 9 ФЗ № 402-ФЗ).
В регистры бухгалтерского учета можно вносить исправления только с разрешения лица, ответственного за ведение такого регистра (п. 8 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Исправления и первичных документов и регистров бухгалтерского учета должны содержать:
– дату исправления;
– подписи и ФИО лиц, которые составили первичный документ, или лица, ответственного за ведение регистра бухгалтерского учета.

Также, необходимо отметить, что ФЗ № 402-ФЗ не предусматривает запрета на внесение исправлений в банковские и кассовые документы.

Как выглядит процесс изъятия бухгалтерских документов?

Если по каким – то причинам первичные учетные документы или регистры бухгалтерского учета (в том числе в электронном виде) изымаются, то в документы бухгалтерского учета должны быть включены их копии (п. 8 ст. 9, п. 9 ст. 10 ФЗ № 402-ФЗ).

Также по этой теме.