Объемно планировочное решение жилого дома пример описания. Объемно-планировочное решение здания (ОПР) Расположение (компоновка) помещений. Минимальные размеры помещений квартир

Если функционально-социальные требования влияли преимущественно на решение и состав главной потребительской единицы жилища - индивидуальной квартиры, то остальные нормативные требования влияют на выбор и решение объемно-планировочной структуры многоэтажного здания в целом и на его размещение в застройке. В связи с этим дальнейшее рассмотрение проблемы ведется применительно к объемно-планировочным решениям многоэтажных зданий. Различают четыре основные схемы -многосекционную, односекционную, коридорную, галерейную, и две комбинированные - коридорно-секционную и галерейно-секционную (рис. 10.6).

Наряду с ними в соответствии с природно-климатическими и градостроительными условиями и ситуациями находят применение специализированные типы многоквартирных домов - ветро, -шумозащитных и пр.

Многосекционные дома

Многосекционные дома составляют основную часть (80%) городских домов квартирного типа. Эти дома компонуют из нескольких планировочных секций - фрагментов зданий с повторяющимися поэтажными планами и единым стволом вертикальных коммуникаций (лестниц, лифтовых холлов, лифтов), объединяющим все квартиры секции между собой и с эвакуационными выходами из здания. Секции дома, как правило, содержат квартиры разного состава по комнатности, что позволяет при застройке многосекционными домами за счет варьирования состава квартир в секциях наиболее полно удовлетворять требования к расселению различных по численности семей.

С учетом расположения секции в плане дома и специфики очертаний участка строительства, его ориентации по странам света и эстетических задач применяют следующие типы секций: рядовые (широтные и меридиональные), торцевые, угловые, (с углом 90°), поворотные (с углом 135°), Т-образные в плане и разнообразные блокировочные вставки для объединения отдельных секций в общую композицию здания (рис. 10.7), В блокировочных вставках чаще всего размещают летние и подсобные помещения квартир.

Многосекционную планировочную схему применяют в основном для зданий от 3 до 25 этажей.

Односекционные дома

Односекционные (башенные) дома обычно входят в состав жилого комплекса в качестве композиционного элемента, формирующего акцентные вертикали силуэта застройки. В связи с этим односекционная планировочная схема применяется только в домах повышенной этажности и многоэтажных. Помимо архитектурно-композиционных достоинств односекционной схеме присущи функциональные и градостроительные преимущества: большая вариантность планировки квартир, их высокие гигиенических качества (за счет двухсторонней или угловой ориентации большинства квартир), маневренности при размещении в застройке. Эти преимущества, несмотря на большую (на 6-8%) стоимость кв.м общей площади в башенных домах по сравнению с многосекционными, определили достаточно широкое строительство односекционных домов. Односекционные дома в связи с их градостроительной маневренностью и малой площадью застройки широко применяют при реконструкции в целях повышения плотности застройки.

Коридорные дома

Коридорные дома, наряду с галерейными, относят к группе зданий, в которых вертикальные коммуникации (лестницы, лифты) дополнены развитыми горизонтальными: открытыми (галереи) или закрытыми (коридоры) коммуникационными помещениями. Коридорные дома проектируют преимущественно многоэтажными и строят главным образом в умеренном и холодном климате с малокомнатными квартирами.

Галерейные дома

Галерейные дома, в которых входы в квартиры осуществляются из открытых поэтажных галерей, применяют в жилой застройке районов с теплым и жарким климатом, размещая в таких домах преимущественно малокомнатные (1-2 комнаты) квартиры.

Галерейно- и коридорно-секционные дома

Галерейно-секционные и коридорно-секционные дома имеют комбинированные планировочные схемы, при которых коридорная (галерейная) планировка повторяется через 1-3 этажа, а промежуточный этажи имеют секционную планировку. Применение этих комбинированных схем позволяет с большей экономичностью использовать лифты и при необходимости ориентировать помещения квартир на две стороны горизонта или одну наиболее благоприятную.

Наряду с названными находят применение специальные варианты перечисленных планировочных схем многоквартирных многоэтажных домов, диктуемые местными градостроительными либо природно-климатический условиями, и позволяющие защитить основные помещения квартир от шума, холодного ветра или пыльных бурь (шумо-, ветро-, пылезащитные здания).

Специфичные объемно-пространственные варианты основных типов жилых зданий формируются при проектировании их для условий застройки на сложном рельефе.

Объемно-планировочные решения - часть архитектурного раздела проекта строительства зданий, в котором выполняется проработка компоновки, расположения, функциональной взаимоувзяки помещений с учетом технических, инженерных, противопожарных требований, предъявляемых к объекту, климатических условий, рельефа, природного и техногенного окружения. Важнейшие показатели объемно-планировочных решений - удобство эксплуатации здания, обслуживания технологического оборудования, соответствие нормативным документам.

Основные виды объемно-планировочных решений

Объемно-планировочные решения здания зависят от его типа (жилое, общественное, производственное), требуемого уровня комфорта, особенностей технологических процессов и других параметров, оговариваемых в задании на проектирование. Все внутреннее пространство здания делится на помещения при помощи вертикальных конструкций (стен, перегородок) и горизонтальных (перекрытий). Помещения бывают проходными и изолированными, которые соединяются друг с другом посредством третьего, вспомогательного помещения (коридора, тамбура).


Выделяют следующие типы объемно-планировочных решений:

  • с горизонтальной коммуникацией (коридорная система), при которой помещения располагаются с одной или с двух сторон от коридора. Схема используется для проектирования гостиниц, административных, офисных зданий, общежитий;
  • с последовательным расположением смежных проходных помещений (анфиладная планировка). Иногда в центре располагаются несколько помещений с большой площадью, а остальные формируются вокруг них. Такие схемы применяются при устройстве выставочных центров, музеев и подобных общественных зданий;
  • с центральным атриумом (внутренним двором или крытым пространством), объединяющим вокруг себя другие помещения здания, связанные друг с другом через атриум. Планировка применяется при проектировании крытых рынков, торговых центров, спортивных сооружений;
  • с центральным залом, определяющим основное функциональное назначение здания, вокруг которого сформированы остальные (вспомогательные) помещения. Схема используется для театров, кинозалов и других зрелищных зданий;
  • с вертикальной коммуникацией и повторяющимися этажными планами (секционная компоновка). В качестве связующего звена для помещений, как правило, выступают лестницы или лифты;
  • с комбинированной планировкой, включающей в себя элементы различных типов объемно-планировочных решений. Схема используется при проектировании многофункциональных зданий с объединением коридорных, анфиладных, атриумных и других типов планировок.

Этапы разработки объемно-планировочных решений

Объемно-планировочные решения зданий и сооружений прорабатываются на всех стадиях проектирования:

  • в составе эскизного проекта - для согласования с заказчиком, подготовки комплекта исходно-разрешительных документов;
  • на стадии "Проектная документация" - для прохождения экспертизы и получения положительного заключения;
  • на стадии "Рабочая документация" - детальная проработка объемно-планировочных решений с учетом конструктива здания, разводки санитарно-технических и электрических коммуникаций. Стадия разрабатывается непосредственно для строительства.

Введение.

Глава 1. Анализ опыта применения многоэтажных гаражей.

1.1. Объемно-планировочные решения многоэтажных гаражей. Область применения. Частота использования.

1.2. Анализ конструктивных решений существующих многоэтажных гаражей.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Совершенствование объемно-планировочных решений многоэтажных гаражей.

2.1. Основные требования, предъявляемые к объемно-планировочным решениям многоэтажных гаражей.

2.3. Типологическая классификация гаражей. Взаимосвязь функциональных, объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей.

Область их применения.

Выводы по главе 2.

Глава 3. Эффективные конструктивные решения многоэтажных гаражей.

3.2. Конструктивное решение многоэтажного гаража с использованием сборных железобетонных конструкций.

3.3. Конструктивное решение гаража-стоянки с использованием быстромонтируемых сборных железобетонных панелей. Стыковое соединение элементов сборного многопролетного здания.

3.4. Конструктивное решение малоэтажного сборно-разборного гаража с несущими конструкциями каркаса из металла и сборными железобетонными перекрытиями.

3.5. Совершенствование конструкции покрытия полов применяемых при проектировании гаражей.

Выводы по главе 3.

Глава 4. Экономическая эффективность применения предложенных объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей.

Рекомендованный список диссертаций

  • Методика разработки конструктивных решений и номенклатура изделий, с уточненными расчетными длинами колонн, для физкультурно-оздоровительных комплексов 2009 год, кандидат технических наук Келасьев, Николай Геннадьевич

  • Методы и принципы формирования многоэтажных гаражей-стоянок, размещаемых в нефункционирующих промышленных комплексах 2003 год, кандидат архитектуры Пекин, Олег Алексеевич

  • Новые конструктивные решения несущей системы каркасно-панельных зданий и нелинейные методы их расчета 1998 год, доктор технических наук Карабанов, Борис Владимирович

  • Влияние геометрических погрешностей сборных каркасов на работу конструкций многоэтажных зданий 1981 год, кандидат технических наук Сно, Владилен Евгеньевич

  • Формирование системы хранения индивидуального автотранспорта в микрорайонах крупных городов на примере Москвы 2004 год, кандидат технических наук Семенова, Ольга Сергеевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование и разработка эффективных объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей»

Автомобильный транспорт оказывает существенное влияние на развитие городов. Их планировка и благоустройство в значительной степени определяются условиями движения автомобилей. Несоответствие в развитии города и его автомобильного парка нарушают нормальную жизнь города. В настоящее время многие крупные города России не в состоянии вместить огромную массу автомобилей и обеспечить надлежащие условия для их хранения.,

Это связано с недостатками проводимой градостроительной политики, в которой вопросам хранения автомобилей не уделялось должного внимания.

При многообразии задач, решаемых автомобильным транспортом в экономической жизни города, потребность в автостоянках различна в отношении длительности хранения: от кратковременной остановки на несколько минут до многочасовой стоянки. ,,

Площадь автомобильных магистралей в центральных и жилых зонах большинства городов уже давно недостаточна для беспрепятственного развития уличного движения. Неподвижный транспорт занимает все большие площади и часто представляет собой существенное препятствие для движущихся автомобилей. В тоже время необходимое расширение площади транспортных магистралей почти всегда ограничено жесткими рамками не только финансовых, но также технических и градостроительных соображений. Поэтому хранение легковых автомобилей является важным вопросом перспективы развития городов.

Анализ литературных источников по вопросу развития автомобильного транспорта, в особенности данных о неподвижном транспорте и о мероприятиях по организации хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, показали, что многоэтажные гаражи, надземные, подземные или комбинированные, могут стать важным средством для решения проблемы хранения автомобилей в крупных городах. Выборочное сравнение технико-экономических показателей типичных представителей существующих гаражей-стоянок различных типов показал, что стоимость строительства (без учета стоимости земли) надземных многоэтажных гаражей-стоянок рампового типа на 25 -г- 30 % ниже, чем механизированных, и в 2-3 раза ниже подземных.

Исследования структуры транспорта и проблем хранения автомобилей, принадлежащих гражданам, проведенные более 20 лет назад, позволили сделать четкие выводы, которые могут быть сформулированы следующим образом: , ,

1. Недостаток мест хранения затрудняет движение транспорта на улицах. Задержки и заторы транспорта ведут к затруднениям в организации жизни города.

2. Во многих районах города уже практически нельзя покрыть растущую потребность в местах хранения, традиционными методами (строительство одноэтажных боксов, временных укрытий).

3. Возможности создания мест хранения и пропускная способность подъездных улиц к городским районам должны быть приведены в соответствие между собой.

4. Новые и дополнительные возможности организации хранения автомобилей могут возникать:

В ограниченном объеме при расширении улично-дорожной сети;

При создании мест хранения автомобилей на участках жилой застройки, прежде всего в новых, а также реконструируемых и расширяемых районах;

Вне проезжей части улично-дорожной сети на неиспользуемых площадях:

На полосах отвода железных дорог;

Под проезжей частью автомобильных дорог, мостов;

В санитарно-защитных зонах промышленных предприятий;

5- на земельных участках под опорами ЛЭП.

В настоящее время проблема хранения легкового транспорта, принадлежащего гражданам, особо остро стоит в г. Москве и других крупных городах страны.

Парк автомобилей в г. Москве растет стремительными темпами. Сегодня он составляет 1,49 млн. единиц, а к 2010 году предположительно достигнет 2,6 млн. единиц, из них 2,4 млн. частных автомобилей.

По данным ГИББД г. Москвы, парк легкового автотранспорта в последние годы ежегодно увеличивается на 300-^400 тысяч единиц, и только 470 тысяч автомобилей обеспечены местами паркования.

Правительством г. Москвы в последние годы принят ряд Постановлений и программа, направленные на упорядочение системы организации хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

За последние годы реализации программы введено в действие порядка 100.000 машино-мест. К 2001 году предусматривается построить современные многоуровневые гаражи-стоянки на 500.000 машино-мест.

Организация движения и необходимость создания современных мест хранения и паркования автомобилей в таком мегаполисе, как Москва, определили программу как одно из приоритетных направлений.

Эффективные решения проблемы хранения автомобилей невозможны без нормативной базы для разработки проектов гаражей-стоянок и сопутствующих им объектов сервисного обслуживания. В настоящее время такой системной базы нет. Большое количество действующих нормативов не способствует высокому качеству принимаемых проектных решений ввиду сложности, а иногда и противоречивости различных документов.

Все это говорит о том, что для успешного решения проблемы хранения легковых автомобилей необходимо тщательно проанализировать существующие нормативные документы и при необходимости скорректировать или разработать новые, а также сформулировать свод норм, правил и рекомендаций по данной тематике. При этом целесообразно учесть нормативы, действующие в зарубежных странах.

Кроме устаревшей нормативной базы более широкому применению эффективных объемно-планировочных решений гаражей-стоянок различных типов препятствует применяемый ограниченный набор конструктивных решений и элементов. Поэтому для выполнения программы массового строительства гаражей-стоянок была бы оправдана разработка эффективных конструктивных систем и производства конструкций для них, что резко ускорило бы время их возведения, и повысило качество проектных решений.

С применением высококачественной щитовой и туннельной опалубки кроме металлических и сборных железобетонных конструкций, появилась возможность возводить монолитные гаражи-стоянки. , , ,

После ввода в действие в США (шт. Нью-Йорк), Великобритании, Германии и ряде других странах противопожарных норм, отменяющих требования обязательного применения несгораемой облицовки стальных конструкций, расширено применение при проектировании гаражей-стоянок металлического каркаса. Так, например, по нормам Великобритании при определенных параметрах здания гаража-стоянки стальные конструкции достаточно покрывать огнестойкой краской. При этом расход стали, на одно машино-место, в среднем составляет 0.7-И).9 тонны. ,

В 1970 году на симпозиуме "Пожар и многоэтажные стоянки" (Великобритания) было отмечено, что стальные конструкции для гаражей-стоянок не менее надежны, чем железобетон. ,

Начиная с 1969 года, в Германии, широкое распространение получили гаражи-стоянки смешанной конструкции из серийно изготовляемых стальных и железобетонных конструкций. Применение таких решений позволяет существенно снизить стоимость машино-места и срок строительства. ,

В нашей стране и за рубежом, в последние годы, наблюдается тенденция увеличения объемов строительства быстромонтируемых зданий гаражей-стоянок. Здания из таких конструкций обычно возводят: в деловых районах города, где стоимость земли очень высока, на временно арендуемых участках или на территориях предназначенных в будущем для других сооружений. В отечественной и зарубежной практике разработаны различные системы быстромонтируемых стоянок. , ,

Повышение эффективности строящихся зданий гаражей-стоянок невозможно без детального рассмотрения элементов и объемно-планировочной структуры в целом, учета всех технологических требований, а также разработки конструктивных систем и их элементов для гаражей-стоянок.

Ученые разработавшие основные принципы формирования объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей-стоянок: Афанасьев Л.Л., Голубев Г.Е., Давидович JI.H., Орловский Б.Я., Лысогорский A.A., Шестокас В.В., Отто Штилл, Хевелев Э.М. и другие.

Произошедшие в последнее время во всех сферах жизни страны изменения привели к необходимости уточнения основных положений системы архитектурно-строительных решений гаражей-стоянок на современном этапе научно-технического прогресса. По данной проблеме в настоящее время работают: Блинков C.B., Гамбаров Г.А., Гранев В.В., Кайгородов М.А., Кодыш Э.Н., Леонтьев В.В., Лунева Т.П., Мельников В.М., Рабинович Р.И., Старцев В.И. и другие.

Изменения, происходящие в последнее время во всех сферах жизни страны, привели к необходимости уточнения основных положений системы архитектурно-строительных решений многоэтажных гаражей на современном этапе научно-технического прогресса.

По данной проблеме в настоящее время работают: Блинков C.B., Гамбаров Г.А., Гранев В.В., Кайгородов М.А., Кодыш Э.Н., Леонтьев В.В., Лунева Т.П., Мельников В.М., Старцев В.И. и другие.

Данная работа посвящена совершенствованию применяемых объемно-планировочных решений, разработке унифицированных габаритных схем и номенклатуры конструкций многоэтажных гаражей-стоянок, которые могут быть использованы при проектировании надземных многоэтажных рамповых гаражей с боксовой или манежной организацией хранения.

Цель работы, состоит в исследовании и разработке научно-обоснованных объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей для хранения легковых автомобилей, с учетом технологических особенностей сооружений данного типа.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

Исследовать объемно-планировочные и конструктивные решения существующих и проектируемых многоэтажных гаражей;

Определить основные требования, предъявляемые к объемно-планировочным решениям многоэтажных гаражей;

Рассмотреть существующую нормативную базу, регламентирующую проектирование многоэтажных гаражей, и разработать предложения по ее совершенствованию;

Предложить классификацию легковых автомобилей, на основе анализа автомобильного парка эксплуатируемого в России;

Выявить эффективные параметры элементов объемно-планировочной структуры многоэтажных гаражей для различных классов легковых автомобилей;

Составить типологическую классификацию многоэтажных гаражей, установить взаимосвязь функциональных, объемно-планировочных и конструктивных решений автостоянок;

Установить оптимальное количество габаритных схем многоэтажных гаражей и область их применения;

Предложить рациональные конструктивные решения гаражей, определить их основные параметры;

Разработать номенклатуру сборных железобетонных конструкций многоэтажных гаражей;

Проанализировать конструкцию пола применяемого в многоэтажных гаражах;

9- провести технико-экономическое обоснование полученных решений.

Объектом исследования являются надземные многоэтажные рамповые гаражи с боксовой или манежной организацией хранения, предназначенные для хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам.

Предмет исследования - элементы объемно-планировочной структуры, габаритные схемы и конструктивные решения, в частности номенклатура конструкций многоэтажных гаражей, а также методика выбора рациональных объемно-планировочных решений автостоянок.

Методы исследований:

Анализ научных исследований проблемы по литературным источникам;

Анализ отечественных и зарубежных проектных материалов по архитектурно-строительным решениям многоэтажных гаражей, а также нормативных документов;

Обобщение и статистическая обработка данных анализа;

Определение эффективных параметров элементов объемно-планировочной структуры гаражей;

Разработка методики выбора рационального объемно-планировочного решения многоэтажных гаражей;

Разработка номенклатуры сборных железобетонных конструкций многоэтажных гаражей;

Технико-экономическое сравнение вариантов.

Научной новизной работы является:

Разработка классификации легковых автомобилей;

Разработка научно-обоснованных параметров элементов объемно-планировочной структуры, габаритных схем многоэтажных гаражей с учетом различных вариантов организации технологического процесса;

Разработка методики выбора рациональных объемно-планировочных решений гаражей;

Выявление рациональных конструктивных решений гаражей;

10- разработка номенклатуры сборных железобетонных конструкций многоэтажных гаражей;

Разработка предложений по совершенствованию нормативных документов регламентирующих проектирование многоэтажных гаражей.

Практическое значение работы состоит в том, что разработанные габаритные схемы, рекомендуемые конструктивные решения и предложенная номенклатура железобетонных конструкций, а также методика выбора рационального объемно-планировочного решения, позволяет активно их использовать в процессе реального проектирования многоэтажных гаражей различных типов. Это подтверждается включением результатов данной работы в пособие по проектированию: "Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам", разработанное в ЦНИИпромзданий.

Классификация легковых автомобилей;

Эффективные параметры элементов объемно-планировочной структуры многоэтажных гаражей;

Методика выбора рационального объемно-планировочного решения многоэтажных гаражей;

Апробация полученных результатов. Диссертационная работа выполнена в АО ЦНИИпромзданий. Результаты исследований докладывались на научно-техническом совете в ЦНИИпромзданий, на секции "Строительные конструкции зданий", на научно-технических конференциях в Российском государственном открытом техническом университете путей сообщения и Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете.

Основные теоретические положения данных исследований использованы при проектировании ряда многоэтажных гаражей в г. Москве и Московской области.

Данные анализа отечественного и зарубежного опыта проектирования многоэтажных гаражей-стоянок, а также использование корректных методик расчета подтверждают обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, изложенных в диссертационной работе.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 6 статей и Пособие по проектированию гаражей.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, основных выводов и списка литературы из 150 источников и изложена на 175 страницах, из них 108 страниц машинописного текста, 42 рисунка и 36 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Строительные конструкции, здания и сооружения», 05.23.01 шифр ВАК

  • Пространственная работа несущих элементов каркасной системы с учетом нелинейности и податливости узловых сопряжений 2003 год, доктор технических наук Трекин, Николай Николаевич

  • Разработка комплексных технологий возведения многоэтажных каркасных зданий 2000 год, кандидат технических наук Привин, Владимир Иосифович

  • Определение эффективности развития гаражных комплексов в крупных городах 2001 год, кандидат экономических наук Аксенова, Майя Вячеславовна

  • Напряженно-деформированное состояние, трещиностойкость и прочность опорных зон предварительно напряженных многопустотных плит с подрезками 1995 год, кандидат технических наук Амжад Сулейман Акиль Аль-Нахди

  • Системная оценка параметров технологий возведения жилых многоэтажных зданий 2009 год, кандидат технических наук Дьячкова, Ольга Николаевна

Заключение диссертации по теме «Строительные конструкции, здания и сооружения», Барабаш, Игорь Валерьевич

Основные выводы

Настоящая диссертационная работа является научным трудом, в котором на основании выполненных автором исследований решена задача по определению эффективных объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей и создана методика определения геометрических параметров элементов объемно-планировочной структуры гаража.

По работе сделаны следующие выводы:

1. Целесообразно использовать, для решения проблемы хранения легковых автомобилей, следующие типы автостоянок:

В зоне общегородского значения - многоэтажные гаражи с временным хранением автомобилей;

В коммунальных и других нежилых зонах - многоэтажные гаражи с постоянным хранением автомобилей;

В жилой зоне - малоэтажные гаражи с постоянным хранением автомобилей;

В зоне городского транспорта (площади, улицы, транспортные развязки, мосты), в том числе ниже уровня движения транспорта -малоэтажные гаражи с временным хранением автомобилей.

2. На объемно-планировочные решения гаражей оказывают существенное влияние функционально-технологические, санитарно-гигиенические и противопожарные требования.

3. Проведен анализ существующего автомобильного парка и предложена классификация легковых автомобилей с учетом зарубежного опыта.

4. На основе предложенной классификации легковых автомобилей по их геометрическим параметрам произведен расчет параметров мест хранения автомобилей (для боксовой и манежной организации хранения), ширины внутригаражных проездов и параметров рамповых устройств (криволинейных и прямолинейных двухпутных рамп). Определены основные параметры элементов объемно-планировочной структуры гаражей (зоны хранения, зоны перемещения автомобилей). Рассмотрена взаимосвязь функциональных, объемно-планировочных и конструктивных решений многоэтажных гаражей.

4.7+5.5+5.7) с шагом 5.1, 7.5 м; высота этажа: первый этаж - 2.8, 3.0, 3.3, 3.6 м; верхние этажи - 2.8, 3.0 м. Общее количество габаритных схем - 188. Определена область их рационального применения.

I тип - каркасное здание с несущими конструкциями из сборного железобетона;

II тип - здание из сборных железобетонных панелей;

III тип - каркасное здание с несущими конструкциями из металла и сборными железобетонными или монолитными перекрытиями;

7. Определено, что для большинства габаритных схем рационально использование конструктивного решения из сборного железобетона по серии 1.020. Номенклатура сборных железобетонных конструкций многоэтажных гаражей разработана с учетом существующего парка опалубочных форм. Установлена рациональная область применения номенклатуры сборных железобетонных конструкций гаражей. Показана целесообразность применения при проектировании и строительстве 2+3 этажных гаражей конструктивных решений с использованием системы крупноразмерных быстровозводимых элементов.

При анализе области применения конструктивных решений автостоянок с использованием металлических конструкций установлено, что наибольшая эффективность достигается при проектировании и строительстве малоэтажных быстровозводимых сборно-разборных гаражей.

8. Проанализированы типы полов, применяемые в настоящее время в гаражном строительстве. Выявлены их недостатки. Сформулированы требования, предъявляемые к конструкции пола гаража. Приведены рекомендуемые типы полов. Рассмотрен вопрос применения дополнительного гидроизоляционного слоя в конструкции пола и даны рекомендации по типу применяемой гидроизоляции.

9. Эффективность предлагаемых объемно-планировочных и конструктивных решений подтверждена сравнительным анализом сметной стоимости строительно-монтажных работ для трех вариантов объемно-планировочных решений. Установлено, что применение рекомендуемых объемно-планировочных и конструктивных решений гаражей снижает затраты на 10-И 5% по сравнению с традиционными решениями.

10. Подтверждена целесообразность пересмотра подхода к определению основных параметров объемно-планировочных решений гаражей. Разработаны предложения по корректировке нормативных документов, регламентирующих проектирование гаражей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Барабаш, Игорь Валерьевич, 2000 год

1. Автомобильные перевозки и организация дорожного движения (справочник). Пер. с англ., М., Транспорт, 1981 г., 592 е.;

2. Абрамов Е.И, Кодыш Э.Н. "Монолитные железобетонные каркасные конструкции многоэтажных промышленных зданий. / Обзор. М.: ВНИИНТПИЮ, 1989. - 73 е.;

3. Адомавичюс В.П., Шестокас В.В. "Проблемы паркования и хранения легковых автомобилей в городах Литовской ССР", Вильнюс, 1977 г., 49 е.;

4. Андресен Б., Бентфельд Г., Бенеке П., под редакцией Голубева Г.Е. "Гаражи: проектирование и строительство", М., Стройиздат, 1986 г., 391 е.;

5. Аррак А. "Социально-экономическая эффективность пассажирских перевозок", Таллин, 1982 г., 198 е.;

6. Астафьева Е.И., Степанов В.К. "Подземный гараж на 530 автомашин в Женеве", М., Центр научной и технической информации по гражданскому строительству и архитектуре, 1969 г., 68 е.;

7. Афанасьев Л. Л., Маслов A.A. "Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей", 3-е издание переработанное и дополненное, М., Транспорт, 1980 г., 216 е.;

8. Барабаш И.В., Кайгородов М.А., Кодыш Э.Н., Лунева Т.П. "Гаражи-стоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам" // Пособие для проектирования.-М., 1998 г., 138 с.

9. Барашков И.В., Чепурных В.Д. "Организация технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей", М., Высшая школа, 1971 г., 143 е.;

10. Бордунов И.В., Архангельский Л.В. "О перспективах автомобилизации городов", Киев, Будивельник, 1966 г., 123 е.;-15311. Валефельд Р., Жак Ф. "Гаражи и автозаправочные станции",

11. Проектирование, строительство и оборудование, пер. с нем. инж.

12. Клейнермина Ю.А., М., Автотрансиздат, 1957 г., 259 е.;

13. Ванникова Е.М. "Многоэтажные подземные и надземные гаражи-стоянки", М., 1978 г., 156 е.;

14. Верещак Ф.П., Абелевич Л.А. "Проектирование авторемонтных предприятий", М., Транспорт, 1973 г., 78 е.;

15. ВСН 01-89 (Минавтотранс РСФСР) "Ведомственные строительные нормы. Предприятия по обслуживанию автомобилей".15. ВСН 2-85.

16. Герасимов А.Н., Романов А.Г. "Некоторые закономерности паркования автомобилей в центральном районе Риги", В кн.: Сб. науч. трудов ВНИИБД, М, Транспорт, 1981 г., с. 65-72;

17. Го Дэюнъити "Многоэтажный гараж", жур. "Изобретение стран мира" Наземное строительство, М., 1992 г., вып. 60, № 2, 50 е.;

18. Голубев Г.Е. "Автомобильные стоянки и гаражи в застройке городов", М., Стройиздат, 1988 г., 252 е.;

19. Гордон А.Л. "Роторная стоянка", жур. "Архитектурный вестник", 1996 г., № 2, с. 77-78;

20. ГОСТ 12.1.004 "Пожарная безопасность. Общее требования".

21. ГОСТ 12.1.004-85 "Пожарная безопасность"

22. ГОСТ 17.2.03.02-78 "Охрана природы. Атмосфера".

23. ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая".

24. Гранев В.В., Ватман Я.П. Унификация и типизация объектов промышленного строительства. / Обзор.-М.: ВНИИНТПИ, 1989.- 152 е.;

25. Давидович JI.H. "Проектирование предприятий автомобильного транспорта", М., Транспорт, 1967 г., 387 е.;

27. Инструкция по размещению и эксплуатации гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих гражданам, в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1 кВ: РД 32.02.201-91, Утв. Главтехуправлением Минэнерго, М., 1994 г., 8 е.;

28. Исханов Х.И., Каминский Я.Н., Пахомов A.B. "Пожарная безопасность автомобиля", М., Транспорт, 1987 г., 86 е.;

29. Караиванов Д., Никонов Б. "Многоэтажные гаражи-паркинги. Многоэтажные гаражи-стоянки", жур. "Строительные конструкции и изделия", 1985 г., № 6-7, с. 8-16;

30. Карташов В.П. "Технологическое проектирование автотранспортных предприятий" М., Транспорт, 1981 г., 175 е.;

31. Каталог "Автомобиль-Ревю" выпуск 52. Берн, 1998, 455 е.;

32. Каталог гаражного оборудования, ВНИИ комплексной информации по стандартам и качеству, М., 1990 г., 182 е.;

33. Кодыш Э.Н. Промышленные многоэтажные здания из сборных железобетонных конструкций. Обзор.-М.: ВНИИНТПИ, 1989 г., 84 е.;

34. Кодыш Э.Н., Барабаш И.В. Малоэтажные сборно-разборные здания гаражей // Актуальные проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта / Тез. докл. 3-й научно-техн. конф. РГОТУПС.-М., 1998 г.

35. Кодыш Э.Н., Барабаш И.В. Многоэтажные гаражи // Актуальные проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта / Тез. докл. 2-й научно-техн.конф. РГОТУПС.-М., 1997 г.

36. Кодыш Э.Н., Барабаш И.В. Совершенствование габаритных схем гаражей-стоянок. // Промышленное и гражданское строительство.-М., №1999 г.

37. Кодыш Э.Н., Барабаш И.В. Совершенствование методики определения ширины внутригаражных проездов. // Сборник трудов АО ЦНИИпромзданий (юбилейный к 40-летию института).-М., 2000 г.;

38. Колесников Э.П. "Организация городского движения.", Киев, Будивельник, 1971-1972 г.,ч. I, 165 е., ч. И-А, 63 е., ч. И-Б, 111 е.;

39. Колисский B.C., Манзон А.И., Кагула Г.Е. "Автомобиль категории С", М., Транспорт, 1987 г., 49 е.;

40. Куланов Ю.Д. "Многоуровневые автомобильные стоянки", жур. "Механизация строительства", 1995 г., № 7, с. 53-54;

41. Легковой автомобиль от А до Я, пер. с нем. под. ред. Кирше Х.И., М., Транспорт, 1988 г., 176 е.;

42. Лысогорский A.A. "Городские гаражи и стоянки. Формирование и хранение индивидуального автопарка в крупных городах", М., Стройиздат, 1972 г., 364 е.;

43. Маковский Л.В. "Опыт проектирования, строительства и эксплуатации подземных автостоянок и гаражей в крупных городах за рубежом", М., ГосИНТИ, 1974 г., 103 е.;

44. Марьясина И.Е. "Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий для автомобильного транспорта", М., МАДИ, 1984 г., 98 е.;

45. МГСН 1.01-94 "Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы" (Корректировка и дополнения);

46. МГСН 1.01-97 часть I "Временные нормы и правила планировки и застройки г. Москвы";

47. МГСН 4.04-94 "Многофункциональные здания и комплексы";

48. МГСН 5.01-94* "Стоянки легковых автомобилей";

50. Методические рекомендации по использованию ЭВМ при разработке схем генеральных планов промышленных узлов, ЦНИиПЭИ по методологии, организации, экономики и автоматизации проектирования инженерных изысканий, М., 1982 г., 32 е.;

52. Научно-технический прогресс в проектировании и строительстве промышленных зданий /C.B. Блинков, С.М. Гликин, В.В. Гранев и др.; под ред. Ю.Н. Хромца, ЦНИИПЗ-М., Стройиздат, 1987, 200 е.;

53. Николаев В.А. "Безгаражное хранение автомобилей", М., Высшая школа, 1973 г., 83 е.;

54. Ниссей К.К. "Многоэтажный гараж замкнутого типа", жур. "Изобретение стран мира" Наземное строительство, М., 1992 г., вып. 60, № 2, 50 е.;

55. Нормы проектирования планировки и застройки Москвы, ВСН 2-85, М., 1986 г., 68 е.;

56. НПБ 105-95 "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности".

57. НПБ 239-97 "Клапаны, противопожарные системы вентиляции зданий и сооружений. Методы испытаний на огнестойкость".

58. НПБ 240-97 "Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость".

59. НПБ-110-96 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками тушения и обнаружения пожара".

60. Общесоюзные нормы технологического проектирования авторемонтных предприятий, ОНТП 02-86, Минавтотранс РСФСР, ин-т Гипроавтотранс, М., 1986 г., 129 е.;

61. Овечников Е.В., Фишельсон М.С. " Городской транспорт", М., Стройиздат, 1976 г., 352 е.;

62. ОНТП 01-91 (Росавтотранс) "Отраслевые нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта".

63. ОНТП 24-86 (МВД СССР) "Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности".-15872. Орехов В.М. "Строительство гаражей-стоянок на сложном рельефеместности", Госстройиздат, 1962 г., 74 е.;

64. Орловский Б.Я. "Учебное пособие по проектированию городских гаражей", под редакцией д.т.н. проф. Михайлова Б.П., М., 1966 г., 86 е.;

65. Орловский Б.Я., Орловский Я.Б. "Архитектура гражданских и промышленных зданий. Промышленные здания", М., Высшая школа, 1991 г., 304 е.;

66. Пихлак И. "Расчет перспективного уровня строительства", В кн.: Тезисы докладов республиканской научно-технической конференции, Таллин, 1976 г., с. 58-59;

67. Планида В.Е., Ткаченко И.Н. "Основы проектирования автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей", Воронеж, 1981 г., 125 е.;

68. Поляков A.A. "Транспорт крупного города", М., Знание, 1967 г., 93 е.;

69. Пособие 15-91 к СНиП 2.04.05-91* "Противодымная защита при пожаре и вентиляция подземных стоянок легковых автомобилей",

70. Пособие к МГСН 5.01.94* "Стоянки легковых автомобилей" Выпуск 1.

71. Пособие по размещению автостоянок, гаражей и предприятий технического обслуживания легковых автомобилей в городах и других населенных пунктах (к СНиП П-60-75*), КиевНИИП градостроительства, М., Стройиздат, 1984 г., 108 е.;

72. Правила устройства электроустановок / Минэнерго России.-М., Энергоатомиздат, 1998, 640 с.;А88

73. Предприятия по обслуживанию автомобилей, ВСН 01-89, Минавтотранс РСФСР, ин-т Гипроавтотранс, М., 1990 г., 52 е.;

75. Рекомендации по определению сметной стоимости строительно-монтажных работ для Москвы в текущем уровне цен, выпуск 6/99, М.;-15985. Рекомендации по проектированию полов (в развитие СНиП 2.03.13-881. Полы") МДС 31-1 -98.

77. Савченко A.M. "Применение блок-элементной методики для проектирования гаражей", В кн.: Строительство и архитектура, вып. 17, Киев, Будивельник, 1981 г., с. 54-58;

78. Салов А.И. "Техника безопасности при эксплуатации и ремонте автомобилей", М., Автотрансиздат, 1961 г., 34 е.;

79. Самойлов Д.С. "Городской транспорт", изд. 2-е, М., Стройиздат, 1983 г., 384 е.;

80. Сборник материалов по проектированию автотранспортных и авторемонтных предприятий, М., БТИ, 1967 г., 25 е.;

81. Сводный перечень гаражного оборудования разработанного ПТБ, М., 1978 г, 45 е.;

82. Седов А.П. "Автостоянки и гаражи для легковых автомобилей за рубежом", М., Транспорт, 1961 г., 38 е.;

83. Сигаев A.B. "Автостоянки общественных центров"1, М., Стройиздат, 1968 г., 38 с.;

84. Синицын Н.И., Жоров С.М. "Техника безопасности при эксплуатации легковых автомобилей индивидуальными владельцами", М., Транспорт, 1981 г, 48 е.;

85. Син-Татикава Кокуни К.К. "Двухэтажный гараж со сдвоенными стенами", жур. "Изобретение стран мира" Наземное строительство, М., 1992 г., вып. 60, №2, с. 49;

86. Смирнов С.Г., Зущик A.B., Пастушков Г.П., Бусков П.И. "Из опыта строительства железобетонного гаража", жур. "Промышленное строительство", 1989 г., № 12, с. 33-35;

87. СНиП 01.02-85* "Противопожарные нормы".-16098. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве.1. Основные положения".

88. СНиП 11-12-77 "Защита от шума".

89. ЮО.СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы";101.СНиП 2.03.13-88 "Полы".

90. СНиП 2.04.01-85* "Водопровод и канализация зданий".

91. СНиП 2.04.02-85 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".

92. СНиП 2.04.03-85* "Канализация. Наружные сети и сооружения".

93. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

94. Юб.СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".

95. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений";

96. СНиП 2.07.01-89* "Планировка и застройка городских и сельских поселений".

97. СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания".

98. ПО.СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

99. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение";

100. СНиП 3.05.07-85 "Системы автоматизации".

101. Соболь И.А., Белинский А.Ю. "Организация движения и паркирования легкового транспорта в пригородной зоне большого города", М., Стройиздат, 1980 г., 27 е.;

102. CT СЭВ 383-87 "Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения";

103. И 5.CT СЭВ 446-77 "Противопожарные нормы строительного проектирования. Методика определения расчетной пожарной нагрузки";

104. Иб.Страментов А.Е., Сосянц В.Г., Фишельсон М.С. "Городской транспорт", изд. 2-е, М., Транспорт, 1969 г., 423 е.;

105. Технический отчет о строительстве подземного гаража в Москве способом стена в грунте, М., 1987 г., 36 е.;

106. Транспорт и планировка городов, пер. с нем. арх. Алекандера К.Э., под ред. Полякова A.A., М., Госстройиздат, 1960 г., 317 е.;

107. Хевелев Э.Н. "Проектирование городских гаражей", JL, Госстройиздат, 1961 г., 183 е.;

108. ЦНИИПградостроительства "Жилой район и микрорайон (пособие по планировке и застройке)", М., Стройиздат, 1971 г., 65 е.;

109. Черепанов В.А. "Транспорт в градостроительстве", М., Стройиздат, 1964 г., 114 с.;

110. Черепанов В.А. "Транспорт в планировке городов", изд. 2-е, М., Стройиздат, 1981 г., 216 с.;

111. Черупный В.Д. "Проектирование автотранспортных предприятий", М., Высшая школа, 1967 г., 80 е.;

112. Шестокас В.В. "Гаражи и стоянки", М., Стройиздат, 1984 г., 214 е.;

113. Шестокас В.В. "Город и транспорт", М., Стройиздат, 1983 г., 345 е.;

114. Щеглов В.А. "Организация хранения автомобилей в гаражах", М., Транспорт, 1980 г., 38 е.;

115. Юхименко В.Г. "Пожарная безопасность индивидуальных гаражей", М., Стройиздат, 1989 г., 30 е.;

116. AutosiIo Basel. In: Orion-Zeitschrift für Natur und Technik, Nr. 7/1958. Franzke, K. D.: Pkw-Einstellplatze und Parkbauten für Büro- und Verwaltungsgebäude mit grossem Parkftachenbedarf. - Braunschweig: Technische Hochschule 1965 Dissertation.

117. Bentfeld: Einfluss des Angebots an Parkmoglichkeiten auf die Vekehrs-mengen. General Report zum Thema IV der internationalen OTA-Tagung Rotterdam 1970.

118. Bentfeld: Park and Ride in Deutschland. Beitrag zur Tagung der International Road Federation München 1973.

119. Bentfeld: Schätzung des Parkbedarfs usw. Beitrag zum XII. internationalen Strassenkongress Rom r964. in: Hefl 35 1965 der Schriftenreihe Strassenbau und Strassenverkehrstechnik.

120. Bundesmtnisler für Verkehr 1974 Forschungs-arbeit.

121. Daub, K.-V.: Wirtschaftsverkehr und Parkprobleme in Ballungsräumen. In: Internationales Verkehrswesen, Nr. 3-4/1976.

122. Forschungsgesellschaft fur das Strassenwesen e. V.: Richtlinien fur Aniagen des ruhenden Verkehrs (RAR) Ausgabe 1975.

123. Heft 1091970 der Schriftenreihe Strassenbau und Strassenverkehrstechnik.13 6. Holl atz/Tamms:"" Die kommunalen Verkehrsprobleine in der Bundesrepublik Deutschland (Sachverstandigenbericht).-Essen: Vr.lk-Verlag 1966.

124. International Municipal Parking Congress. Berichte zur 12. Arbeitstagung und Jahresversammlung 1966 in Tampa, Fa.

125. Kleppe-H.: Parke und kaufe m der Innenstadt. In: Der Stadtetag, Nr. 11/1959.S. 54 Iff.

126. Monheim: Fussgangerbereiche, Bestand und Entwicklung. Reihe E, Heft 4 der Beitrage zur Stadtenfwicklung des Deutschen Stadtetages, Kom 1975.

127. Muller, G.: Garagen in ihrer Bedeutung fur Kraftverkehr und Stadtebau. - Berlin: Verlag J. Springer 1937.

128. Schiller und Heinze: Untersuchungen über Parkprobleme in Städten. In:

129. Sill O.: Die Rolle des Automobils in Städten.-Boston: World Traffic-Engineering Conference 1965 Beitrag.

130. Sill O.: Von der Schafstatt zur Werkstatt. In: Wo wohm-n-wo bauen?- Dusseldorf: Econ-Veliag 1978.

131. Sill/Benecke/Panten/Schroder: Untersuchung über Entlastung der Strassen durch zweckmassigen Bau und Betrieb von Parkbauten. - Bonn:

132. Sill/Lapp/Nedderhut: Untersuchimg über den Stellplatzbedarf fur Personenwagen m Bürogebäuden fur Dienstleistungsbetriebe. - Bonn: Bundesminister fur Verkehr 1972 Forschungsarbei.

133. Sill/Wrede: Auto, Emstellplatz und Wohnuns. In: Neue Heimat, Nr. 5/1955.

134. Sill: Entlastung der Strassen durch zweckmassigen Bau und Betrieb von Parkbauten.-Forschungsarbeit im Auftrage des Bundesministers fur Verkehr

135. Sill: Parkbauten, 2. Aufl.-Wiesbaden und Berlin: Bauverlag GmbH 1968.-163

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

  • Нечаев Эдуард Александович , студент
  • Северный Арктический Федеральный Университет имени М.В.Ломоносова
  • ПЛАНИРОВКА
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ
  • ДЕРЕВЯННОЕ ДОМОСТРОЕНИЕ
  • ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЖИЛОЙ ДОМ

В статье рассматриваются требования и рекомендации к выбору объемно-планировочного решения при проектировании индивидуального жилого дома. В статье также описывается важность проектировочного процесса, как для индивидуального заказчика, так и для архитектурного плана и общего вида населенного пункта в целом.

  • Сравнительный анализ физико-механических и теплоизоляционных характеристик клееного бруса и оцилиндрованного бревна при выборе материала для строительства индивидуальных жилых домов
  • Нестационарное движение пластины по поверхности неньютоновской жидкости
  • Перспективы применения нетрадиционных уплотнительных устройств в узлах пожарной техники
  • О проведении исследований прочностных характеристик деревянных конструкций при решении задач прикладной механики
  • Новые технические решения в восстановлении работоспособности рукавных систем на пожаре

Строительство индивидуальных малоэтажных домов динамично развивается и является перспективным сектором строительства в Российской Федерации. 65-75% жилого фонда малоэтажных домов состоит из деревянных домов, которые отличают высокие экологические характеристики и цена.

Малоэтажные деревянные индивидуальные жилые дома характеризуются весьма широкой типологией, которая принимает во внимание национальные и региональные особенности, возможность ведения хозяйственной деятельности на участке, а также необходимость или, наоборот, необязательность большой площади для проживания .

Объемно-планировочное решение при проектировании жилого дома позволяет на стадии проекта существенно индивидуализировать будущее жилище в соответствии со вкусами заказчика, кроме того, позволяет более рационально спроектировать дом с целью уменьшения затрат на строительство, а также правильно скомпоновать помещения в соответствии с функциональными процессами в доме .

Сам процесс выбора объемно-планировочного решения состоит из нескольких этапов.

  1. Архитектурные или проектные предложения от заказчика. На данном этапе именно, исходя из предложений и требований заказчика, будет определяться общий характер будущего дома. Зачастую данный этап сводится к нескольким рисункам, сделанный от руки.
  2. Разбивка всей постройки на несколько частей, эскизный проект. Обычно в состав данного этапа включаются: поэтажный план дома, план кровли, фасады, цветовые решения, ориентация по сторонам света, размер помещений, разбивка площадей, расположение дверей, лестниц, санитарных помещений и помещений для инженерного оборудования, кроме того обозначаются основные строительные материалы . Также на данном этапе определяется то, как будет оформлен интерьер.
  3. Проект. На данном этапе проводится работа по разработке более детального проекта индивидуального жилого дома с согласованием всех деталей с заказчиком: проект фундамента, варианты конструкции наружных и внутренних стен, решения по инженерному оборудованию (отопление, газо-, электро-, водоснабжение, канализация). Дополнительно прорабатываются нестандартные изделия: элементы фасадов, кровли, столярные изделия.

Количество этапов, а также их наполнение может отличаться в зависимости от требований и нужд заказчика.

При проектирования любого дома заранее выделяются отдельные зоны:

  1. Общественная. Это зона, доступ к которой имеет не только проживающая семья, но и посетители. В данную категорию входят: гостиная, столовая, санузел, гостевая спальня (если таковая имеет место быть).
  2. Зона отдыха. Это зона, скрытая от посетителей, сюда включаются спальни хозяев, ванные комнаты, гардеробные.
  3. Хозяйственная. Выделение данной зоны зависит от того, ведется ли хозяйственная деятельность на участке. Эта зона включает в себя хозяйственно-технические помещения: кладовые, бойлерные, помещения для скота и птицы и им подобные. Отличительная особенность данной зоны состоит в том, что из нее должен быть отдельный выход, ведущий непосредственно на приусадебный участок .

При проектировании индивидуального жилья стоит позаботиться о рациональных связях между этими зонами. Оптимальная планировка сокращает транзит между помещениями . Так, например, кухня и столовая должны иметь смежную стену, или должны быть объединены в одно помещение. Если дом имеет два этажа, то санузел должен быть на каждом этаже, и оба должны быть расположены строго друг над другом и относительно недалеко от кухни, так как это снижает затраты на коммуникации и снижает риск повреждения основных помещений в случае протечек.

Жилые комнаты являются главной частью дома. Они имеют различное предназначение и делятся на переднюю (прихожую), общую (гостиную) и спальные комнаты. Наиболее удобные жилые комнаты имеют соотношение ширины и глубины от 1:1 до 1:1,5. Глубину (длину от окна) жилых комнат необходимо принимать не менее 3 м и не более 6 м, ширину - не менее 2,4 м.

Передняя комната должна обеспечивать комфорт входного узла и связь с помещениями дома. Ширина передней должна быть не менее 1,4 м, минимальная площадь - 3 м 2 . Внутридомовые коридоры, соединяющие переднюю с жилыми помещениями дома, принимают шириной не менее 1,1 м, с подсобными - 0,85 м, высота при наличии антресолей - 2 м. Связь прихожей с жилыми комнатами возможна напрямую, а также посредством холла.

Общая комната является наибольшей по площади и служит местом отдыха и различных занятий членов семьи, приема гостей. Размеры общей комнаты назначаются не менее 16 м 2 , ширина не менее 3 м. Общую комнату, как правило, желательно расположить рядом с передней или кухней. Общая комната может пространственно объединяться дверями с широким проемом или раздвижными перегородками с холлом, столовой или кухней .

  • общения и отдыха (прослушивание музыки, просмотр видео, чтение книг и журналов);
  • хозяйственных работ и размещения вещей бытового назначения общего пользования (пылесос и т.п.);
  • эпизодического приема пищи (небольшой кофейный столик или небольшой стол для 4-5 человек).

Площадь общей комнаты (гостиной) определяется с учетом возможности размещения зон, перечисленных выше, а также расстановки минимально необходимой мебели и устройства проходов.

Спальня предназначена для сна, занятий, хранения одежды, книг, для игр детей. Площадь спален назначается 10-12 м 2 для двух человек и 8 м 2 - для одного . Желательно, чтобы комнаты для спален были непроходными. При этом допускается вход из этих помещений:

  • в кладовую комнату или гардероб;
  • в кухню и уборную в домах, в которых проживают инвалиды;
  • сна, хранения одежды и белья, вещей бытового назначения;
  • индивидуальных, профессиональных и любительских занятий членов семьи.

Для каждого члена семьи предусматривается спальное место с габаритами не менее 2х0,8 м. В спальнях, кроме супружеской, может быть размещено не более двух спальных мест. В спальне супругов допускается предусматривать спальное место для ребенка в возрасте до трех лет .

Кухня предназначена для приготовления и приема пищи. Одним из популярных видов кухонь для индивидуального дома является кухня-столовая.

В кухне-столовой, кроме рабочего оборудования кухни, размещаются обеденный стол и стулья (обеденная зона). Площадь такой кухни принимают в зависимости от размеров дома и количества членов семьи в пределах 8-20 м 2 .

Санузел включает в себя помещения, где находятся ванна, душ, умывальник и унитаз. В современных домах рекомендуется использовать раздельный санузел, при этом организовывать санузлы на каждом из этажей дома.

Вход в помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых помещений (кроме жилых помещений, предназначенных для семей с инвалидами) не допускается.

Не допускается размещение уборной и ванной (или душевой) непосредственно над жилыми комнатами и кухнями. Не допускается крепление приборов и трубопроводов непосредственно к перегородкам, ограждающим жилые комнаты.

По заданию на проектирование в составе дополнительного оборудования санитарно-гигиенических помещений допускается предусматривать установку биде, сушильных машин, гидромассажных ванн, душевых кабин и другого оборудования, а также предусматривать душевую, оборудованную душевым поддоном или душевой кабиной.

Кроме того обязательного оснащения санитарно-гигиенических помещений дома, в ванной комнате рекомендуется предусматривать место для размещения стиральной машины.

Допускается открывание дверей внутрь ванной комнаты, если глубина помещения или расстояние от дверного проема до санитарно-технического оборудования, расположенного напротив, составляет не менее 1,2 м (в чистоте). Во всех остальных случаях необходимо устанавливать дверь с открытием наружу от санузла .

Правильный выбор этажности жилых домов и их объемно-планировочной структуры имеет важное значение, как в экономическом, строительном и архитектурном отношении, так и для решения социальных значимых проблем, обеспечения необходимых благоприятных условий жизни и жизнедеятельности населения.

Список литературы

  1. СНиП 2.07.01-89*.
  2. СНиП 2.08.01-89 Жилые здания.
  3. СП 30-102-99 Планировка и застройка территории.
  4. М.О. Барщ, М.В. Лисициан, С.П. Тургенев. Архитектурное проектирование жилых зданий.– М.: Архитектура-С, 2006. - 488 с.