Какой из рынков не является частью нти. Что известно об нти. Критерии выделения рынков

О Национальной технологической инициативе (НТИ) уже много. Однако время не стоит на месте, поэтому мы решили сделать обновленный обзор истории возникновения и актуального состояния НТИ.

НТИ - что это?

4 декабря 2014 года в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин обозначил одним из приоритетов государственной политики Национальную технологическую инициативу (НТИ) - долгосрочную стратегию технологического развития России.

Эта программа направлена на создание высокотехнологичных решений, которые определят основное направление развития мировой и российской экономики через 15-20 лет. Создатели программы считают, что так Россия сможет получить инструмент формирования «рынков будущего», а российские компании - «национальные чемпионы» - получат на них значимую долю.

Участники НТИ

НТИ объединяет технологических предпринимателей, представителей университетов и исследовательских центров, крупные деловые объединения России, институты развития, экспертные и профессиональные сообщества, а также органы исполнительной власти.

Их действия координирует межведомственная рабочая группа при президиуме Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России. Рабочую группу возглавляют вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович и помощник Президента РФ Андрей Белоусов.

Агентство стратегических инициатив (АСИ) курирует разработку дорожных карт (планов мероприятий) и формирует рабочие группы из представителей государства, бизнеса, исследователей и разработчиков.

Направления НТИ

Выделяют девять ключевых направлений НТИ (девять перспективных рынков):

  • EnergyNet - рынок сервисов интеллектуальной энергетики, экосистемы производителей и потребителей энергии, которые беспрепятственно интегрируются в общую инфраструктуру и обмениваются энергией;
  • FoodNet - интеллектуальный рынок производства и распределения пищи и продуктов с индивидуальной логистикой;
  • SafeNet - новые персональные системы безопасности;
  • HealthNet - персональная медицина;
  • AeroNet - рынок сервисов на основе авиационно-космических и беспилотных аппаратов;
  • MariNet - рынок глобально распределенных интеллектуальных систем управления морским транспортом и технологий освоения Мирового океана;
  • AutoNet - рынок беспилотников и решений на их основе;
  • FinNet - рынок децентрализованных финансовых систем и валют;
  • NeuroNet - рынок информационного обмена следующего поколения, продукты и сервисы которого основаны на знаниях о мозге и направлены на расширение ресурсов мозга.

Продукты НТИ

Технологические продукты, разработанные в рамках программы НТИ, уже имеют спрос не только на родине, но и за рубежом. Вот самые интересные из них.

  • Программируемая платформа беспилотного автомобиля - продукт рынка AutoNet

С системой RoboRace старшеклассники и студенты инженерных ВУЗов смогут создавать системы управления беспилотным автомобилем. Комплект включает в себя макет электромобиля размером чуть более одного метра, навигационный чип, датчики и камеры для ориентации в пространстве, а также пульт управления и даже ноутбук для программирования устройства. Разработкой проекта занимается компания «Аврора Роботикс».

  • Генетические тесты для рынка HealthNet

Исследование ДНК - перспективное и чрезвычайно важное для человеческого здоровья направление науки. Разработками в этой области занимается компания Genotek. ДНК-тест «Здоровье и долголетие» выявляет вероятность возникновения заболеваний, тест «Планирование детей» определяет наличие наследственных болезней, тест «Диета и фитнес» позволит подобрать идеальный рацион, а «Генеалогия» сообщит об этнических особенностях клиента.

  • Телемедицина - еще одно направление HealthNet

Для дистанционных консультаций с высококвалифицированными врачами компания ММТ создала два сервиса: «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор». Оба сервиса позволяют пользователю общаться с доктором через браузер или мобильное приложение, хранить историю консультаций и медиафайлы в личном кабинете. Дежурные врачи, в том числе и узкопрофильные специалисты, ведут онлайн-прием круглосуточно.

  • Тренажеры для мозга - разработки для рынка NeuroNet

Чтобы повышать свою эффективность в учебе, работе или просто поддерживать ясность ума, создан онлайн-сервис «Викиум». Проект помогает людям улучшать и развивать когнитивные функции (внимание, память, мышление). Сначала пользователь проходит входное тестирование, которое определяет текущий уровень когнитивных показателей. На основе этих данных система выстраивает персональную программу развития на каждый день. Помимо этого, Викиум предлагает инновационное решение для тренировки мозга - игровые нейротренажеры.

Компания BiTronics Lab создала конструктор «Юный Нейромоделист», который позволяет школьникам изучать прикладное использование нейротехнологий. В комплект входят датчики, которые считывают электромиограмму (ЭМГ), электроэнцефалограмму (ЭЭГ), пульс, электрокардиограмму (ЭКГ) и кожно-гальваническую реакцию (КГР). Конструктор спроектирован на совместимой с LEGO платформе и может работать с роботами LEGO Education.

Перспективы НТИ

В феврале этого года вышло распоряжение правительства Российской Федерации №255-р, согласно которому в 2017 году на поддержку проектов НТИ будет направлено почти ₽8,5 млрд (а с учетом переноса с прошлого периода - ₽12,5 млрд). Эти средства направляются на реализацию дорожных карт (₽8,46 млрд), на нужды центров НТИ при университетах (₽2 млрд) и в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника , ₽2 млрд).

Фонд уже запустил ряд конкурсов, например, «УМНИК-НТИ» и две очереди «Развитие-НТИ». По словам заместителя генерального директора Павла Гудкова, отобрано более 250 проектов, направленных на преодоление технологических барьеров, на общую сумму ₽4 млрд.

Также в планах НТИ, согласно «дорожным картам», создать в 2018–2025 годах в ряде субъектов РФ инфраструктуру мобильной связи стандарта 5G, развернуть единую сеть центров киберзащиты гражданского назначения, построить отечественную интеллектуальную систему управления городским хозяйством. Также планируется разработать «отечественный компилируемый язык для безопасного и эффективного параллельного программирования». А с 2025 по 2035 годы авторы программы рассчитывают на «внедрение нейроинтерфейса, квантовых вычислений, телепортации и использование природоподобных явлений для передачи информации».

Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317
"О реализации Национальной технологической инициативы"

20 декабря 2016 г., 29 сентября 2017 г., 3 апреля, 10 сентября 2018 г., 20 апреля, 31 августа 2019 г.

В целях реализации Национальной технологической инициативы Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

По решению межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - межведомственная рабочая группа) "дорожная карта", мероприятия которой обеспечивают реализацию других "дорожных карт" и направлены в том числе на создание условий и механизмов финансового обеспечения других "дорожных карт" и развитие рынка интеллектуальной собственности, может разрабатываться и направляться для одобрения в Правительственную комиссию по модернизации экономики и инновационному развитию России в ином формате без использования формы, предусмотренной приложением к настоящим Правилам.

3. Участниками разработки и реализации "дорожных карт" являются:

б) рабочие группы по разработке и реализации "дорожных карт" (далее - рабочие группы), составы которых утверждаются межведомственной рабочей группой, а руководители (соруководители) - Правительственной комиссией по модернизации экономики и инновационному развитию России;

г) ответственные за реализацию одобренных "дорожных карт" федеральные органы исполнительной власти;

д) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации;

е) проектный офис Национальной технологической инициативы (далее - проектный офис);

ж) экспертные органы и организации, проводящие экспертизу, включая федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (далее - экспертные организации);

Информация об изменениях:

Пункт 3 дополнен подпунктом "з" с 18 апреля 2018 г. - Постановление

з) инфраструктурные центры - некоммерческие организации, осуществляющие функции по развитию отдельных направлений Национальной технологической инициативы.

4. Разработка проектов "дорожных карт" осуществляется в соответствии с поручением межведомственной рабочей группы на основании предложений заинтересованных организаций по итогам проведения исследования по методологии форсайта и (или) иных экспертно-аналитических мероприятий рабочими группами совместно с инфраструктурными центрами при участии представителей указанных организаций и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Проектный офис формирует методические указания по разработке проектов "дорожных карт" с учетом формы согласно приложению , а также осуществляет организационно-техническую, экспертно-аналитическую и информационную поддержку деятельности рабочих групп в связи с разработкой и актуализацией "дорожных карт".

По окончании разработки проекта "дорожной карты", а также подготовки пояснительной записки к нему руководитель и (или) соруководители рабочей группы направляют разработанный проект "дорожной карты" и соответствующий протокол заседания рабочей группы в проектный офис.

Проектный офис в срок, не превышающий 5 календарных дней со дня поступления проекта "дорожной карты", направляет разработанный проект на согласование в ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Направление проектным офисом проекта "дорожной карты" на согласование в ответственный федеральный орган исполнительной власти не требуется в случае, если руководитель (заместитель руководителя) ответственного федерального органа исполнительной власти является соруководителем рабочей группы. В этом случае указанный соруководитель обеспечивает реализацию процедур, предусмотренных пунктами 5 и настоящих Правил.

5. Ответственный федеральный орган исполнительной власти в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления проекта "дорожной карты", проводит процедуру согласования с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в части возможности финансового обеспечения проекта "дорожной карты" в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на реализацию проектов в целях реализации "дорожных карт".

В случае отсутствия разногласий по проекту "дорожной карты" ответственный федеральный орган исполнительной власти направляет согласованный проект "дорожной карты" в проектный офис. Проектный офис направляет полученный проект в рабочую группу и межведомственную рабочую группу.

6. При наличии замечаний и предложений ответственный федеральный орган исполнительной власти направляет заключение по проекту "дорожной карты" в проектный офис.

Проектный офис обеспечивает в течение 15 календарных дней со дня поступления указанного заключения доработку проекта "дорожной карты" рабочей группой совместно с инфраструктурным центром и направление его в ответственный федеральный орган исполнительной власти.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня поступления доработанного проекта "дорожной карты", проводит его повторное согласование в порядке, указанном в пункте 5 настоящих Правил.

При отсутствии разногласий согласованный проект "дорожной карты" направляется ответственным федеральным органом исполнительной власти в проектный офис. Проектный офис направляет полученный проект "дорожной карты" в рабочую группу и межведомственную рабочую группу.

При наличии неурегулированных разногласий после доработки проекта "дорожной карты" ответственный федеральный орган исполнительной власти направляет подготовленный совместно с рабочей группой и подписанный руководителем и (или) соруководителем рабочей группы, не являющимся представителем ответственного федерального органа исполнительной власти, проект "дорожной карты" с таблицей разногласий в проектный офис. Проектный офис направляет полученные материалы в рабочую группу и межведомственную рабочую группу.

7. Поступивший в межведомственную рабочую группу проект "дорожной карты" рассматривается на очередном заседании с целью вынесения решения о целесообразности его направления для одобрения в Правительственную комиссию по модернизации экономики и инновационному развитию России, о направлении проекта на экспертизу в экспертные организации в случае отсутствия согласования проекта ответственным федеральным органом исполнительной власти, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации или заинтересованным федеральным органом исполнительной власти (далее - органы исполнительной власти) и о необходимости его доработки.

8. Экспертные организации проводят экспертизу проекта "дорожной карты", заключений ответственного федерального органа исполнительной власти и направляют в межведомственную рабочую группу в срок, не превышающий 25 календарных дней со дня его поступления, подготовленное экспертное заключение и представленные для проведения экспертизы материалы.

9. По результатам рассмотрения на очередном заседании межведомственной рабочей группы в срок, не превышающий 10 календарных дней, межведомственная рабочая группа готовит проект решения и с приложением проекта "дорожной карты", а также полученных экспертных заключений направляет его для рассмотрения в Правительственную комиссию по модернизации экономики и инновационному развитию России.

10. После одобрения Правительственной комиссией по модернизации экономики и инновационному развитию России "дорожная карта" считается готовой к реализации.

11. Реализация "дорожных карт" осуществляется в форме проектов, разработка, отбор и реализация которых осуществляются в соответствии с Положением постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы".

Реализация "дорожных карт", мероприятия которых обеспечивают реализацию других "дорожных карт" и направлены в том числе на создание условий и механизмов финансового обеспечения других "дорожных карт" и развитие рынка интеллектуальной собственности, может осуществляться не в форме проектов.

Для нормативно-правового обеспечения реализации "дорожных карт" в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации, разрабатываются и реализуются планы мероприятий ("дорожные карты") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы.

В целях реализации "дорожных карт" могут осуществляться также отдельные мероприятия в соответствии с решениями и поручениями Правительства Российской Федерации.

12. По результатам мониторинга реализации проектов в целях реализации "дорожных карт", предусмотренного Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, руководитель и (или) соруководитель рабочей группы, проектный офис и (или) автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" могут выступить с инициативой о проведении заседания межведомственной рабочей группы для решения вопросов, возникающих в процессе реализации "дорожных карт", в том числе для рассмотрения вопроса о внесении изменений в действующие "дорожные карты".

13. С учетом результатов мониторинга проектов в целях реализации "дорожных карт", а также с учетом текущей экономической ситуации в целях обоснованного формирования финансового обеспечения "дорожных карт" за счет средств бюджетных и внебюджетных источников межведомственная рабочая группа может инициировать внесение изменений в "дорожные карты".

14. Подготовка и согласование изменений, которые вносятся в "дорожные карты", осуществляются рабочими группами в порядке, установленном для разработки проектов "дорожных карт".

Лимиты финансового обеспечения и структура финансирования по направлениям реализации плана мероприятий ("дорожной карты")

(тыс. рублей)

Оценка объема финансового обеспечения с привлечением средств из федерального бюджета

Средства внебюджетных источников

Оценка объема финансового обеспечения с привлечением средств из федерального бюджета

Средства внебюджетных источников

Создание, развитие и продвижение передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках

Совершенствование системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков

Развитие системы профессиональных сообществ и популяризация Национальной технологической инициативы

Организационно-техническая и экспертно-аналитическая поддержка, информационное обеспечение Национальной технологической инициативы

Итого по источникам

_____________________________

* Составляется на каждые 3 года реализации плана мероприятий ("дорожной карты").

Положение
о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает требования к разработке, отбору, реализации и мониторингу проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, одобренных Правительственной комиссией по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее соответственно - проекты Национальной технологической инициативы, "дорожные карты").

2. Проекты Национальной технологической инициативы представляют собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию направлений "дорожных карт", а также на достижение целей, целевых значений показателей и значимых контрольных результатов реализации "дорожных карт".

3. Основаниями для подготовки проектов Национальной технологической инициативы в целях реализации "дорожных карт" являются:

а) невозможность реализации направлений "дорожной карты", достижения ее целей и значимых контрольных результатов без реализации соответствующего проекта Национальной технологической инициативы, в том числе предусматривающего совершенствование нормативной правовой базы в сфере реализации "дорожной карты", либо мероприятия в составе проекта Национальной технологической инициативы в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;

б) принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности производства, и экономическая целесообразность поддержки соответствующих мероприятий;

в) необходимость координации межотраслевых связей, межведомственного взаимодействия или реализации механизмов государственно-частного партнерства для достижения целей "дорожных карт".

4. Проекты Национальной технологической инициативы должны удовлетворять следующим требованиям:

а) соответствие проектов Национальной технологической инициативы, их целей, задач, ожидаемых результатов и целевых показателей, а также мероприятий в составе проектов Национальной технологической инициативы целям, направлениям, показателям и значимым контрольным результатам "дорожных карт" с учетом сформированных в Российской Федерации научно-технических и технологических заделов;

б) соответствие сроков реализации мероприятий в составе проектов Национальной технологической инициативы срокам реализации направлений "дорожных карт";

в) наличие описания системы управления проектами Национальной технологической инициативы, критериев оценки успешности реализации проектов Национальной технологической инициативы и их завершения, указание ответственных за реализацию проектов Национальной технологической инициативы;

г) обоснованность формы предоставления поддержки проектов Национальной технологической инициативы и ее объема (в случае необходимости - в разрезе мероприятий в составе проектов), а также требований к ее получателям;

д) наличие обоснования целесообразности реализации проекта Национальной технологической инициативы или мероприятия, реализуемого в рамках проекта Национальной технологической инициативы, определенными физическими и (или) юридическими лицами с учетом обеспечения своевременности и полноты реализации целей, задач, ожидаемых результатов и целевых значений показателей проектов Национальной технологической инициативы или наличие предложения об отборе таких лиц на конкурсной основе;

е) наличие средств внебюджетных источников, предусмотренных на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, предполагающих предоставление поддержки, в размере не менее 30 процентов общего размера средств, предусмотренных на реализацию соответствующих проектов Национальной технологической инициативы, а также наличие сведений о механизмах их привлечения или обоснование отклонения от указанного размера. В случае если требуемый объем поддержки проекта Национальной технологической инициативы с привлечением средств из федерального бюджета превышает 500 млн. рублей, средства внебюджетных источников должны быть предусмотрены в размере не менее 50 процентов общего размера средств, предусмотренных на реализацию соответствующих проектов Национальной технологической инициативы;

ж) наличие описания проекта Национальной технологической инициативы согласно приложению и обосновывающих материалов к указанному проекту Национальной технологической инициативы.

5. В состав обосновывающих материалов к проекту Национальной технологической инициативы, направляемых для получения заключений от федеральных органов исполнительной власти, включается следующая информация:

а) основания для подготовки проектов Национальной технологической инициативы в целях реализации "дорожных карт" в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения;

б) сведения о соответствии проекта Национальной технологической инициативы целям и направлениям соответствующей "дорожной карты", включая оценку влияния реализации проекта Национальной технологической инициативы на достижение запланированных значений целевых показателей и значимых контрольных результатов "дорожной карты";

в) сведения об участниках проекта Национальной технологической инициативы, ответственных в том числе за его реализацию, и об их функциях, а также обоснование определения участников проекта Национальной технологической инициативы, ответственных за его реализацию, и (или) описание порядка проведения конкурсного отбора указанных участников и условий такого отбора;

г) сведения о механизмах управления проектом Национальной технологической инициативы, в том числе об участии, функциях и полномочиях представителей проектного офиса в таких проектах;

д) описание групп мероприятий в составе проекта Национальной технологической инициативы;

е) информация об объемах финансового обеспечения реализации проекта Национальной технологической инициативы за счет внебюджетных источников и механизмах их привлечения;

ж) обоснование необходимости осуществления поддержки реализации проекта Национальной технологической инициативы с указанием формы поддержки согласно пункту 17 настоящего Положения, источника финансового обеспечения поддержки согласно пункту 16 настоящего Положения, а также требуемого объема поддержки, в том числе с привлечением средств из федерального бюджета;

з) сведения о потенциальных рисках реализации проекта Национальной технологической инициативы и механизмах их минимизации;

и) сведения о критериях принятия решения о корректировке и завершении проекта Национальной технологической инициативы;

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 5.1 с 18 апреля 2018 г. - Постановление Правительства России от 3 апреля 2018 г. N 401

5.1. В состав обосновывающих материалов по проекту Национальной технологической инициативы, исполнитель и получатель поддержки по которому определяются по итогам конкурсных процедур, сведения и информация, предусмотренные подпунктами "в" , "д" и "е" пункта 5

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 5.2 с 1 мая 2019 г. - Постановление

5.2. В состав обосновывающих материалов по проекту Национальной технологической инициативы, по которому не запрашивается финансирование за счет средств субсидии на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, сведения и информация, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 5 настоящего Положения, не включаются.

6. При формировании проектов Национальной технологической инициативы, направленных на создание, развитие и продвижение передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках в части выполнения научно-исследовательских работ, рабочим группам по разработке и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее - рабочие группы) рекомендуется предусматривать участие в указанных проектах Национальной технологической инициативы образовательных организаций высшего образования и научных организаций.

7. Разработка проектов Национальной технологической инициативы осуществляется при организационно-технической, экспертно-аналитической и информационной поддержке организации, наделенной функциями проектного офиса Национальной технологической инициативы (далее - проектный офис), после представления в проектный офис информации и материалов, необходимых для разработки проекта Национальной технологической инициативы юридическими лицами, являющимися инициаторами проектов Национальной технологической инициативы.

Проектный офис направляет проекты Национальной технологической инициативы на рассмотрение рабочим группам, а также на рассмотрение в проектный комитет Национальной технологической инициативы (далее - проектный комитет), состав которого утверждается межведомственной рабочей группой по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - межведомственная рабочая группа).

Проекты рассматриваются на заседаниях рабочих групп, в том числе проверяются рабочими группами на соответствие требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения. Результаты рассмотрения проекта рабочей группой оформляются протоколом заседания рабочей группы, который направляется в проектный комитет для учета при рассмотрении проекта.

Проектный комитет с учетом протокола заседания рабочей группы, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, принимает решение о признании проекта готовым к реализации при условии его соответствия требованиям подпунктов "а" , "б" , "г" и "д" пункта 4 настоящего Положения и направлении его в проектный офис в целях экспертизы и отбора, а также иные решения в соответствии с положением о проектном комитете.

8. Методические указания по описанию проектов Национальной технологической инициативы разрабатываются проектным офисом с учетом описания согласно приложению и подлежат одобрению межведомственной рабочей группой.

II. Отбор проектов Национальной технологической инициативы

9. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия проектным комитетом решения о признании проекта Национальной технологической инициативы готовым к реализации и направлении его в проектный офис, инициатор проекта или один из соруководителей рабочей группы направляет в проектный офис сопроводительное письмо с приложением описания такого проекта, обосновывающих материалов, протокола заседания проектного комитета, которым оформлено указанное решение.

В случае если соруководителем рабочей группы является руководитель (заместитель руководителя) ответственного федерального органа исполнительной власти, проект Национальной технологической инициативы направляется в проектный офис с приложением заключения, указанного в пункте 11 настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2016 г. N 1406 Положение дополнено пунктом 9.1

9.1. Проектный офис в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения проекта Национальной технологической инициативы, осуществляет проверку оформления и комплектности полученных документов и материалов на соответствие требованиям, установленным пунктами 4 , и Положения, а также описанию проекта, предусмотренному приложением к настоящему Положению, и принимает одно из следующих решений:

а) об организации проведения экспертизы проекта Национальной технологической инициативы в соответствии с порядком проведения экспертизы и формирования заключений по проектам Национальной технологической инициативы в целях отбора, утверждаемым межведомственной рабочей группой (далее - порядок проведения экспертизы), включая рассмотрение проекта Национальной технологической инициативы экспертным советом Национальной технологической инициативы, состав которого и положение о котором утверждаются межведомственной рабочей группой (далее - экспертный совет);

б) о направлении проекта Национальной технологической инициативы инициатору проекта на доработку.

9.2. Проектный офис направляет проект Национальной технологической инициативы для подготовки заключений в ответственный федеральный орган исполнительной власти и в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем принятия проектным офисом решения об организации проведения экспертизы проекта Национальной технологической инициативы.

Постановление Правительства России от 20 апреля 2019 г. N 474

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 9.3 с 18 апреля 2018 г. - Постановление Правительства России от 3 апреля 2018 г. N 401

9.3. Проектный офис направляет проект Национальной технологической инициативы в общество с ограниченной ответственностью "ВЭБ-Инновации" (далее - общество "ВЭБ-Инновации") для получения заключения о возможности финансирования проекта Национальной технологической инициативы государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу компаний Внешэкономбанка, в случае, если проектом Национальной технологической инициативы предусматривается запуск и (или) масштабирование инновационных производств и требуемый объем поддержки проекта Национальной технологической инициативы превышает 500 млн. рублей, не позднее дня, следующего за днем принятия проектным офисом решения об организации проведения экспертизы проекта Национальной технологической инициативы.

Направление проекта Национальной технологической инициативы для подготовки заключения, указанного в настоящем пункте, не требуется, если данный проект уже был рассмотрен обществом "ВЭБ-Инновации" и имеет в составе пакета документов заключение о возможности финансирования проекта Национальной технологической инициативы Внешэкономбанком и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу компаний Внешэкономбанка. Направление такого проекта Национальной технологической инициативы для подготовки заключений, указанных в пунктах 11 и настоящего Положения, не осуществляется.

10. Заключения экспертных организаций подготавливаются в соответствии с порядком проведения экспертизы с учетом требований пунктов 3 и настоящего Положения.

11. Ответственные федеральные органы исполнительной власти в срок не более 20 дней со дня получения проекта Национальной технологической инициативы от проектного офиса обеспечивают подготовку заключения, содержащего следующие сведения (в части их компетенций):

а) соответствие проекта Национальной технологической инициативы приоритетам и задачам государственной политики;

б) целесообразность реализации мероприятий в рамках проекта Национальной технологической инициативы, предполагающих внесение изменений в нормативные правовые акты в интересах реализации соответствующих "дорожных карт";

в) информация о наличии в составе проекта Национальной технологической инициативы мероприятий, совпадающих по содержанию, срокам реализации, форме поддержки, виду расходов или составу исполнителей с мероприятиями, предусмотренными государственными программами Российской Федерации;

г) информация о поддержке за счет иных инструментов поддержки мероприятий, аналогичных предлагаемым к реализации в рамках проекта Национальной технологической инициативы;

д) обоснованность объемов запрашиваемой поддержки проектов Национальной технологической инициативы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2016 г. N 1406 пункт 11 дополнен подпунктом "е"

е) обоснованность определения конкретных физических и (или) юридических лиц получателями поддержки реализации проекта Национальной технологической инициативы.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 11.1 с 18 апреля 2018 г. - Постановление Правительства России от 3 апреля 2018 г. N 401

11.1. Заключение ответственного федерального органа исполнительной власти по проектам, исполнитель и получатель поддержки по которым определяются по итогам конкурсных процедур, не содержит сведения, указанные в подпункте "е" пункта 11 настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 11.2 с 18 апреля 2018 г. - Постановление Правительства России от 3 апреля 2018 г. N 401

11.2. По проектам, направленным на развитие экосистемы Национальной технологической инициативы, разработку новых "дорожных карт", внедрение новых механизмов развития Национальной технологической инициативы (проектам развития), заключения ответственных федеральных органов исполнительной власти и экспертных организаций не требуются.

12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в срок не более 20 дней со дня получения от проектного офиса проекта Национальной технологической инициативы обеспечивает подготовку заключения, содержащего следующие сведения:

а) соответствие мероприятий в составе проекта Национальной технологической инициативы, предполагающих реализацию фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок, приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации";

б) наличие в проекте Национальной технологической инициативы софинансирования за счет внебюджетных источников в соответствии с подпунктом "е" пункта 4 настоящего Положения, в том числе на каждый год для проектов, предполагающих реализацию научных исследований и опытно-конструкторских разработок (за исключением фундаментальных и поисковых исследований), или наличие обоснованного отклонения соответствующего показателя от установленного минимального значения;

в) непревышение запрашиваемого объема финансового обеспечения проекта Национальной технологической инициативы с привлечением средств из федерального бюджета над лимитами бюджетных обязательств на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, утвержденных в установленном порядке Министерству науки и высшего образования Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 12 дополнен подпунктом "г" с 1 мая 2019 г. - Постановление Правительства России от 20 апреля 2019 г. N 474

г) соответствие проекта Национальной технологической инициативы и его влияние на достижение целей и решение задач, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12.1 с 18 апреля 2018 г. - Постановление Правительства России от 3 апреля 2018 г. N 401

12.1. Общество "ВЭБ-Инновации" в срок не более 20 дней со дня получения проекта Национальной технологической инициативы от проектного офиса обеспечивает подготовку и направление в проектный офис заключения, содержащего сведения о соответствии проекта Национальной технологической инициативы:

основным направлениям и отраслевым приоритетам инвестиционной деятельности группы компаний Внешэкономбанка;

требованию по сроку окупаемости;

требованиям, установленным в соответствующем юридическом лице, входящем в группу компаний Внешэкономбанка, для предоставления финансирования.

13. После получения заключений по итогам проведения экспертизы проекта Национальной технологической инициативы в соответствии с порядком проведения экспертизы проектный офис в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает одно из следующих решений:

а) о направлении проекта Национальной технологической инициативы для рассмотрения в межведомственную рабочую группу;

б) о необходимости доработки проекта Национальной технологической инициативы;

в) о нецелесообразности поддержки реализации проекта Национальной технологической инициативы.

13.1. В случае принятия решения, указанного в подпункте "а" пункта 13 настоящего Положения, проектный офис не позднее дня, следующего за днем принятия проектным офисом соответствующего решения, направляет проект Национальной технологической инициативы с приложением сведений о предельном объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, для рассмотрения в межведомственную рабочую группу.

Доработка проекта Национальной технологической инициативы, его повторная экспертиза и рассмотрение ответственным федеральным органом исполнительной власти и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с последующим направлением на рассмотрение межведомственной рабочей группы осуществляются в соответствии с пунктами 9 - 13 настоящего Положения.

Допускается исправление рабочей группой неточностей, описок и опечаток в описании проекта в соответствии с заключениями по итогам проведения экспертизы проекта Национальной технологической инициативы, заключениями ответственного федерального органа исполнительной власти и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации без проведения повторной экспертизы проекта Национальной технологической инициативы и рассмотрения указанными федеральными органами исполнительной власти. Уточненное описание проекта подписывается всеми соруководителями рабочей группы.

14. Проекты Национальной технологической инициативы, не предполагающие предоставления поддержки и подготовки нормативных правовых актов, не требуют подготовки заключений федеральных органов исполнительной власти и экспертных организаций. Сведения о таких проектах Национальной технологической инициативы направляются в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в информационных целях.

15. Решение межведомственной рабочей группы по итогам рассмотрения представленных проектным офисом материалов о проекте Национальной технологической инициативы принимается с учетом результатов проведения экспертизы проекта Национальной технологической инициативы в соответствии с порядком проведения экспертизы, а также предельного объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на реализацию проектов Национальной технологической инициативы.

Одобрение межведомственной рабочей группой проекта Национальной технологической инициативы по итогам рассмотрения представленных проектным офисом материалов о проекте является основанием для начала его реализации, в том числе направления средств поддержки его реализации проектным офисом участникам проекта.

16. Поддержка реализации проектов Национальной технологической инициативы осуществляется за счет:

а) средств субсидии из федерального бюджета на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, предоставляемой проектному офису;

б) средств институтов развития на реализацию проектов Национальной технологической инициативы;

в) иных инструментов, предусмотренных государственными программами Российской Федерации;

г) реализации регулятивных функций органов исполнительной власти в сфере действия "дорожных карт".

17. Поддержка реализации проектов Национальной технологической инициативы осуществляется в следующих формах:

а) расходы на предоставление грантов физическим и (или) юридическим лицам, являющимся участниками проекта Национальной технологической инициативы, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

б) расходы на оплату договоров на предоставление услуг в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы;

в) оплата дополнительной эмиссии акций и (или) вклад в уставный капитал хозяйственных обществ, являющихся участниками проекта Национальной технологической инициативы;

г) взносы в некоммерческие организации, являющиеся участниками проекта Национальной технологической инициативы;

д) расходы на приобретение и предоставление в пользование физическим и юридическим лицам, являющимся участниками проекта Национальной технологической инициативы, научного и иного оборудования, интеллектуальных прав (технологий, программного обеспечения), не учитываемых на балансе проектного офиса;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2016 г. N 1406 пункт 17 дополнен подпунктом "е"

е) возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным физическими и (или) юридическими лицами, являющимися участниками проекта Национальной технологической инициативы, в российских кредитных организациях и (или) во Внешэкономбанке.

17.1. Финансовое обеспечение реализации проектов Национальной технологической инициативы в формах, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения, и организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки, информационного обеспечения разработки и реализации проектов Национальной технологической инициативы может осуществляться проектным офисом или Фондом поддержки проектов Национальной технологической инициативы, учрежденным проектным офисом, за счет взноса, осуществленного проектным офисом в указанный фонд, из средств субсидии, указанной в подпункте "а" пункта 16 настоящего Положения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2016 г. N 1406 Положение дополнено пунктом 17.2

17.2. Внешэкономбанк осуществляет финансирование проектов Национальной технологической инициативы на возвратной основе на условиях и в порядке, которые установлены Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 г. N 1007-р, а также положением о кредитной политике Внешэкономбанка, утверждаемым уполномоченным органом управления Внешэкономбанка.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2016 г. N 1406 Положение дополнено пунктом 17.3

17.3. Поддержка реализации мероприятия в составе проекта Национальной технологической инициативы за счет субсидии, предоставляемой проектному офису из федерального бюджета на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, не может осуществляться, если мероприятие по содержанию, видам расходов и составу исполнителей совпадает с мероприятием, на реализацию которого ранее были предоставлены средства за счет иной субсидии или бюджетных инвестиций из федерального бюджета.

III. Мониторинг реализации проектов Национальной технологической инициативы

18. Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", руководитель и (или) соруководители рабочей группы, проектный офис, ответственный федеральный орган исполнительной власти при необходимости могут выступить с инициативой о проведении заседания межведомственной рабочей группы для решения вопросов, возникающих в процессе реализации проектов Национальной технологической инициативы.

19. Проектный офис осуществляет мониторинг реализации проектов Национальной технологической инициативы (далее - мониторинг), который представляет собой систему мероприятий, направленных на оценку эффективности реализации проектов Национальной технологической инициативы, с учетом:

а) полноты и своевременности выполнения проектов Национальной технологической инициативы и содержащихся в них ключевых контрольных точек;

б) степени достижения целей, реализации задач и достижения ожидаемых результатов проектов Национальной технологической инициативы, а также влияния на достижение целей, значимых контрольных результатов и целевых показателей реализации "дорожных карт";

в) достижения в результате реализации проектов Национальной технологической инициативы целей, запланированных значений целевых показателей или отклонения их достигнутых значений от целевого уровня;

г) фактических затрат на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, в том числе по отношению к установленному плановому значению;

д) оценки рисков проектов и полноты мероприятий по управлению рисками.

20. Мониторинг основывается на сведениях о соотношении между фактическими и плановыми затратами на реализацию проектов Национальной технологической инициативы, о выполнении ключевых контрольных точек проектов Национальной технологической инициативы, реализации задач и достижении целевых показателей, получаемых от участников проектов Национальной технологической инициативы, а также на сведениях по итогам экспертной оценки реализации проектов Национальной технологической инициативы.

21. Порядок мониторинга и управления изменениями проектов Национальной технологической инициативы (далее - порядок мониторинга), включающий описание методик проведения экспертной оценки реализации проектов Национальной технологической инициативы и порядок внесения изменений в проекты Национальной технологической инициативы, разрабатывается проектным офисом и утверждается межведомственной рабочей группой.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 21.1 с 1 мая 2019 г. - Постановление Правительства России от 20 апреля 2019 г. N 474

21.1. В ходе мониторинга проектов Национальной технологической инициативы проектный офис в случае выявления рисков снижения эффективности реализации проектов с учетом критериев, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, или иных критериев, определенных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с межведомственной рабочей группой, вправе принять решение о приостановке реализации проектов Национальной технологической инициативы и (или) приостановке на срок не более 6 месяцев поддержки реализации таких проектов.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 21.2 с 1 мая 2019 г. - Постановление Правительства России от 20 апреля 2019 г. N 474

21.2. По окончании срока, предусмотренного пунктом 21.1 настоящего Положения, с учетом мер, принятых участниками проектов Национальной технологической инициативы, по устранению выявленных рисков проектный офис принимает следующие решения:

а) о возобновлении реализации проектов Национальной технологической инициативы и (или) возобновлении поддержки реализации таких проектов;

б) о вынесении на рассмотрение межведомственной рабочей группы вопроса, предусмотренного пунктом 23 настоящего Положения.

22. Проектный офис ежегодно представляет результаты мониторинга в межведомственную рабочую группу.

Межведомственная рабочая группа рассматривает результаты мониторинга на заседании в I квартале года, следующего за отчетным.

23. По итогам мониторинга рабочей группой, ответственным федеральным органом исполнительной власти, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации или проектным офисом на рассмотрение межведомственной рабочей группы выносится вопрос о внесении изменений в проекты Национальной технологической инициативы и (или) приостановке либо прекращении поддержки реализации таких проектов. Основанием для вынесения указанного вопроса на рассмотрение межведомственной рабочей группы является:

а) неполное или несвоевременное выполнение проектов Национальной технологической инициативы, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от действий участников реализации проектов Национальной технологической инициативы;

б) отклонение достигнутых значений целевых показателей от целевого уровня;

в) отклонение фактических затрат на реализацию проектов Национальной технологической инициативы от установленного планового значения;

г) утрата актуальности целей и задач проектов Национальной технологической инициативы с учетом обстоятельств, не связанных с их реализацией;

д) отсутствие в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на государственную поддержку проектов Национальной технологической инициативы;

е) существенные риски проектов Национальной технологической инициативы, мероприятия по минимизации которых требуют дополнительных ресурсов или времени.

24. Межведомственной рабочей группой принимаются решения об одобрении внесения изменений в проект Национальной технологической инициативы в части его наименования, целей, целевых значений показателей, ключевых контрольных точек, получателей, объема и формы поддержки реализации проекта Национальной технологической инициативы за счет субсидии, предоставляемой из федерального бюджета на реализацию проектов Национальной технологической инициативы (в том числе распределения общего объема поддержки по годам), объема софинансирования за счет средств внебюджетных источников (только в случае его уменьшения), исполнителей мероприятий в рамках проекта Национальной технологической инициативы, определяемых в описании проекта без конкурсного механизма.

Абзац утратил силу с 1 мая 2019 г. - Постановление Правительства России от 20 апреля 2019 г. N 474

Приложение
к Положению о разработке, отборе,
реализации и мониторинге проектов
в целях реализации планов мероприятий
("дорожных карт") Национальной
технологической инициативы

Описание
проекта в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы

I. Паспорт проекта

наименование проекта;

цели проекта и соответствие приоритетам "дорожной карты";

результаты и целевые показатели проекта (с указанием исходных значений и целевых значений);

плановые сроки и этапы проекта, включая ключевые контрольные точки;

организационная структура проекта, потенциальные исполнители;

затраты и источники финансирования и их распределение по этапам (с обоснованием формы предоставления и объема поддержки в разрезе отдельных мероприятий);

лица, ответственные за реализацию проекта.

II. Основные параметры и содержание проекта

Раздел, включающий следующую информацию о проекте:

общая информация о проекте, содержащая цели проекта, общий подход к проекту, соответствие проекта целям плана мероприятий "дорожной карты", анализ аналогичных проектов, состояние реализации проекта и понесенные затраты на текущий момент;

содержание проекта, включая результаты проекта, организационные и географические рамки проекта, показатели и критерии успешности проекта, поэтапный план реализации проекта, затраты и источники финансирования с учетом источников финансового обеспечения и их распределения по этапам и периодам (с оценкой объемов поддержки, а также указанием форм поддержки и источника финансового обеспечения поддержки согласно пунктам 16 и Положения о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы), а также обоснование формы предоставления и объема поддержки в разрезе отдельных мероприятий, организационная структура проекта, потенциальные исполнители, макроэкономические показатели и индикаторы для учета в планировании и корректировке планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, описание основных рисков проекта и мероприятий по управлению ими.

Правила
предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. N 317)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета организации, наделенной Правительством Российской Федерации функциями проектного офиса Национальной технологической инициативы (далее - получатель субсидии), для финансового обеспечения (в том числе возмещения) затрат на реализацию проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее - "дорожные карты") и на обеспечение информационной, организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки реализации Национальной технологической инициативы (далее - субсидии).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"проекты Национальной технологической инициативы" - проекты в целях реализации "дорожных карт", одобренные межведомственной рабочей группой по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России в соответствии с Положением о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы";

"показатели результативности" - показатели, характеризующие уровень достижения в отчетном финансовом году целевых значений показателей и ключевых контрольных точек проектов Национальной технологической инициативы.

3. Субсидии предоставляются на финансовое обеспечение (в том числе возмещение) получателем субсидии затрат на реализацию проектов Национальной технологической инициативы в целях создания, развития и продвижения передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских организаций на формируемых глобальных рынках, в том числе путем поэтапного совершенствования нормативно-правовой базы в целях устранения барьеров для использования передовых технологических решений и создания системы стимулов для их внедрения, совершенствования системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков, развития системы профессиональных сообществ и популяризации Национальной технологической инициативы в рамках "дорожных карт".

Субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и получателем субсидии в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение).

Субсидии также предоставляются на финансовое обеспечение информационной, организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки реализации Национальной технологической инициативы, в том числе на возмещение за счет средств субсидий указанных затрат (части затрат), предусмотренных направлениями затрат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, фактически произведенных из собственных средств до заключения соглашения, при наличии документов, подтверждающих оплату произведенных затрат (части затрат) и предусмотренных соглашением в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на финансовое обеспечение информационной, организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки реализации Национальной технологической инициативы.

Средства субсидии могут быть направлены получателем субсидии в Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы, учрежденный проектным офисом, в форме имущественного взноса для финансового обеспечения (в том числе возмещения) затрат на цели, указанные в абзацах первом и третьем настоящего пункта.

4. Субсидии предоставляются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства науки и высшего образования Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1

по обеспечению контроля за достижением целевых значений показателей проектов Национальной технологической инициативы, указанных в описании проектов Национальной технологической инициативы;

по осуществлению расходования средств субсидий исключительно в рамках заключения договоров (соглашений), предусматривающих достижение участниками проектов Национальной технологической инициативы соответствующих целевых значений показателей проектов Национальной технологической инициативы, предусмотренных в их описании;

е) порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, установленные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;

ж) порядок, формы и сроки представления отчетов о выполнении условий предоставления субсидий (в том числе условий соглашения), показателей результативности, отчета о реализации плана мероприятий, предусмотренного приложением к Правилам разработки и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы", включающего в себя ключевые контрольные точки реализации проекта Национальной технологической инициативы, динамику показателей и размер средств внебюджетных инвестиций, в том числе размер привлекаемых заемных средств и выплат по привлеченным средствам, и отчета об итогах реализации проекта Национальной технологической инициативы;

Приложению , и по возврату субсидии в доход федерального бюджета в случае нарушения целей и условий ее предоставления по итогам проверок, проведенных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля, а также в случае недостижения целевых значений показателей и ключевых контрольных точек проектов Национальной технологической инициативы в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;

л) право Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на расторжение соглашения в одностороннем порядке в случае недостижения показателей результативности в течение 12 месяцев реализации проекта Национальной технологической инициативы;

н) запрет приобретения иностранной валюты за счет средств, полученных из федерального бюджета, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством

р) указание в контрактах, договорах, соглашениях, заключаемых в рамках исполнения соглашения, условий, предусматривающих:

установление ответственности за отчуждение получателями поддержки - участниками проекта Национальной технологической инициативы, поддержка реализации которого осуществляется за счет средств субсидии, исключительных прав на создаваемые за счет предоставляемой поддержки результаты интеллектуальной деятельности иностранным юридическим лицам, а также российским юридическим лицам, доля иностранного участия в уставном капитале которых составляет более 50 процентов (далее - отчуждение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в иностранную юрисдикцию), а именно:

возврат получателями поддержки - участниками проекта Национальной технологической инициативы фактически предоставленных средств поддержки в случае отчуждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в иностранную юрисдикцию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня указанного отчуждения;

обязательство получателей поддержки - участников проекта Национальной технологической инициативы по уплате в случае отчуждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в иностранную юрисдикцию штрафных санкций в размере, определяемом в процентном отношении к объему подлежащих возврату средств за каждый день периода между датой предоставления средств государственной поддержки и датой их возврата исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в соответствующий период, одновременно с возвратом в соответствии с абзацем третьим настоящего подпункта фактически предоставленных средств поддержки.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 5.1 с 1 мая 2019 г. - Постановление законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) у получателя субсидии отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;

в) получатель субсидии не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;

г) получатель субсидии не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

8. Документы, указанные в пункте 7 настоящих Правил (далее - документы), прошиваются, нумеруются и подписываются лицом, имеющим право действовать от имени получателя субсидии. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации документов несет получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Датой представления документов считается дата их поступления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. В случае представления неполного комплекта документов либо документов, содержащих неполные сведения или оформленных ненадлежащим образом, документы возвращаются получателю субсидии в течение 10 рабочих дней со дня их поступления (с указанием причин возврата).

11. Перечисление субсидии осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства получателем субсидии платежных документов для оплаты денежного обязательства получателя субсидии.

12. Оценка эффективности использования субсидии получателем субсидии осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по итогам полного финансового года.

13. В случае несоблюдения получателем субсидии в отчетном финансовом году целей и условий предоставления субсидий и (или) обязательств по обеспечению достижения целевых значений показателей и ключевых контрольных точек проектов Национальной технологической инициативы:

а) более чем на 10 процентов - к получателю субсидии применяются штрафные санкции, направленные на взыскание средств, предоставленных получателю субсидии, расчет размера которых предусматривается приложением к настоящим Правилам;

б) более чем на 30 процентов - субсидия подлежит взысканию в доход федерального бюджета в размере фактически использованных средств для финансового обеспечения реализации проектов Национальной технологической инициативы, по которым значения целевых показателей и ключевые контрольные точки не достигнуты в отчетном году более чем на 30 процентов, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации без дополнительного применения штрафных санкций.

14. В случае установления в ходе проверок факта несоблюдения целей и условий предоставления субсидий соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня получения получателем субсидии соответствующего требования Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) уполномоченного органа государственного финансового контроля.

15. В случае невыполнения требований, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в срок до 30 рабочих дней со дня установления факта несоблюдения целей и условий предоставления субсидии направляет соответствующую информацию в Федеральное казначейство и Министерство финансов Российской Федерации для принятия решения о возврате соответствующих денежных средств в доход федерального бюджета в порядке, определенном бюджетным законодательством Российской Федерации.

16. За счет субсидии запрещено приобретать иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.

18. Информация о размерах и сроках перечисления субсидий учитывается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

19. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченные органы государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения получателем субсидии целей, порядка и условий предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами и соглашением.

20. Получатель субсидии ежегодно представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации не позднее 30-го рабочего дня, следующего за отчетным годом, отчет о расходах получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и отчет о достижении показателей результативности предоставления субсидии.

В случае непредставления получателем субсидии таких отчетов в указанный срок и (или) в случае недостижения получателем субсидии показателей результативности предоставления субсидии получатель субсидии уплачивает в доход федерального бюджета штраф в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Приложение
к Правилам предоставления субсидий из федерального
бюджета на реализацию проектов в целях реализации
планов мероприятий ("дорожных карт")
Национальной технологической инициативы

Расчет
размера штрафных санкций

С изменениями и дополнениями от:

Размер штрафных санкций на основании сведений о показателях проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее - проекты), одобренных межведомственной рабочей группой по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - межведомственная рабочая группа), достигнутое значение которых ниже планового значения (А), определяется по формуле:

n - количество показателей проектов, одобренных межведомственной рабочей группой, достигнутое значение которых ниже целевого значения;

N - общее количество показателей проектов, одобренных межведомственной рабочей группой;

Значение i-го показателя проекта, одобренного межведомственной рабочей группой, достигнутое в отчетный период;

Целевое значение i-го показателя проекта, одобренного межведомственной рабочей группой, установленное на отчетный период;

V - размер средств федерального бюджета, фактически использованных за отчетный период для финансового обеспечения реализации проектов.

27.09.2018, Чт, 11:11, Мск , Текст: Ульяна Гортинская

Межведомственная рабочая группа по реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России одобрила поддержку шести высокотехнологичных проектов. Государство окажет помощь разработкам рынков Нейронет, Хелснет, Технет и Кружковое движение, говорится в пресс-релизе венчурной компании РВК, которая является проектным офисом НТИ.

Как напоминает сообщение, Национальная технологическая инициатива – долгосрочная государственная программа, направленная на создание новых рынков и достижение глобального технологического лидерства России к 2035 г.

Так, в 2017 г. межведомственная группа по разработке и реализации НТИ при президиуме совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию одобрила 21 проект рынков НТИ. В 2016 г. было одобрено 11 проектов.

В 2018 г. были выбраны:

«Платформа биобанков-5» (исполнитель – ООО «НациональныйБиоСервис»)

«Национальный БиоСервис» входит в портфель Биофонда РВК и является первым в России широкопрофильным исследовательским биобанком и биосервисом. Компания занимается сбором, обработкой, хранением и анализом биообразцов, необходимых для разработки инновационных лекарственных препаратов и диагностических систем на территории России.

С помощью государственной поддержки в рамках НТИ планируется создать и масштабировать сеть биобанков тканей, клеточных линий и других исследовательских продуктов в пяти российских регионах. Создаваемые биобанки позволят собирать, изучать и анализировать биологические маркеры развития и прогрессирования опухолей, что, в свою очередь, поможет найти возможные терапевтические комбинации и выделить группы пациентов с теми или иными биомаркерами. Также биобанк может служить для определения эффективности отдельно взятой терапии, что особенно актуально в связи с развитием персонализированного лечения.

«Спинальный нейропротез» (исполнитель – ООО «Косима»)

Проект предполагает разработку нейростимуляционного устройства для самостоятельной ходьбы больных с тяжелыми двигательными нарушениями после инсульта. В основе разработки лежит метод неинвазивной электрической стимуляции спинного мозга, разработанный руководителем проекта Юрием Герасименко . Нейропротез позволит инициировать и контролировать ходьбу малоподвижных и парализованных пациентов. Устройство предназначено для использования не только в неврологических и реабилитационных отделениях клиник - его также можно будет эффективно использовать в рамках домашней реабилитации. Спинальные нейропротезы будут в разы дешевле, чем их ближайшие аналоги - экзоскелеты.

Команда проекта получит финансирование Фонда поддержки проектов НТИ. С помощью государственной поддержки будет создан прототип, проведены технические и клинические испытания, подтверждающие безопасность и эффективность изделий. К 2020 году разработчики планируют подать заявку на регистрацию спинальных нейропротезов в Росздравнадзор и получить российские и международные патенты.

«Экспериментально-цифровая платформа сертификации» (исполнитель – ООО «Тесис»)

Реализация проекта предполагает создание комплексной системы услуг в области ускоренной оценки соответствия и сертификации продукции из полимерных композиционных материалов (ПКМ). В рамках проекта планируется создание экспериментально-цифровой платформы, сервисы которой обеспечивают сокращение временных (до 3-6 месяцев) и материальных (более чем в 1,5 раза) затрат на сертификацию продукции из ПКМ, а в перспективе и продукции передовых производственных технологий. Апробация нового подхода и тестирование создаваемых сервисов выполняются на изделиях из ПКМ для железнодорожной инфраструктуры, автодорожного строительства и интермодального транспортного оборудования.

Заказчиками услуг платформы являются разработчики и производители новой продукции, заинтересованные в создании и применении инструментов опережающего нормативно-технического регулирования рынков новых материалов и изделий, в замене натурных сертификационных испытаний виртуальными, с применением цифровых моделей изделий и материалов.

Проект получит финансирование Фонда поддержки проектов НТИ, для его реализации также будут привлечены собственные средства исполнителей проекта.

«Operkit Platform» (исполнитель – ООО «ИЦ ИАС»)

Целью проекта является разработка единой информационно-аналитической онлайн-платформы по обеспечению процессов послепродажного обслуживания высокотехнологичных изделий и создание централизованного сервиса, объединяющего в едином информационном пространстве всех участников жизненного цикла продукта: производителей, разработчиков, эксплуатирующих организаций и дилеров.

Результаты проекта позволят внести вклад в формирование комплекса ключевых компетенций, обеспечивающих интеграцию передовых производственных технологий управления жизненным циклом высокотехнологичных изделий в различных отраслях промышленности, и повысить качество послепродажного обслуживания, увеличить объем конкурентоспособной кастомизированной/ персонализированной продукции на внутреннем и зарубежном рынках за счет использования технологий в интегрированной информационной среде.

Площадкой для внедрения созданной цифровой платформы в промышленную эксплуатацию станет холдинг «Вертолеты России».

«Академия наставников» (исполнитель – Фонд «Сколково»)

Проект направлен на создание системы массовой подготовки, аттестации и трудоустройства наставников для детских и молодежных проектов и команд в технологической сфере, стимулирование в России технического творчества и технологического предпринимательства.

В рамках «Академии наставников» будет создана система образовательных программ, конкурсов и массовых открытых онлайн-курсов в сфере наставничества, а также запущена онлайн-платформа, включающая различные сервисы для наставников, в том числе по аттестации и трудоустройству. Проект предполагает активное взаимодействие ключевых игроков в области работы с человеческим капиталом и технологического развития: участников «дорожных карт» НТИ, представителей ИЦ «Сколково», ОЦ «Сириус», Кванториумов и ЦМИТов, АНО «Ассоциация участников кружкового движения», World Skills Russia и др. К 2020 году авторы проекта рассчитывают подготовить не менее 6000 наставников. Проект получит финансирование Фонда поддержки проектов НТИ.

«Практики будущего» (исполнитель – АНО «Ассоциация участников кружкового движения»)

Программа направлена на создание проектных школ, которые должны стать пространством для вовлечения детей и взрослых из регионов России и зарубежья в разработку проектов по наиболее актуальным направлениям НТИ. Цель проекта - преодолеть разрыв между потребностями в молодежных командах, разрабатывающих проекты на фронтире технологического развития, и отсутствием в сложившейся системе образования механизмов по формированию таких команд.

Проектные школы будут проводиться за счет кооперации институтов развития, вузов, технологических компаний, организаций дополнительного образования и региональных площадок. Всего запланировано четыре формата проектных школ: региональные, профильные, всероссийские и международные. В пояснительной записке к проекту отмечается, что по итогам его реализации педагоги системы дополнительного и общего образования, заинтересованные студенты и преподаватели вузов смогут освоить инновационные технологии работы с молодежными проектами. В регионах появятся устойчивые сообщества энтузиастов, включающих в себя наиболее активную и талантливую молодежь, наставников и экспертов из компаний. Проект получит финансирование Фонда поддержки проектов НТИ.

- Долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет.

Принципы

  1. Национальная технологическая инициатива существенным образом отличается от других российских национальных проектов своими принципами, поэтому знакомство с ними играет важную роль в понимании всей программы.
    Во-первых, это программа объединяет людей, а не организации. НТИ изначально строится как широкое коалиционное действие, предполагающее формирование проектных групп из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений России, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти.
  2. Во-вторых, с точки зрения развития и продвижения НТИ включает новые глобальные высокотехнологичные рынки, борьба за лидерство на которых состоится на горизонте ближайших 20 лет в процессе цифровизации мировой экономики. Именно в этих направлениях у талантливых российских технологических предпринимателей есть наибольшие шансы на успех. При текущей мировой конъюнктуре попытка догнать мировых лидеров на уже сложившихся рынках или использовать их бизнес-модели для русскоязычной аудитории признана бесперспективной.
  3. В-третьих, значительная роль в программе отведена компаниям с «геном НТИ» - коллективам талантливых единомышленников, способных эффективно справиться с глобальными технологическими вызовами, именно поэтому с точки зрения образования приоритетный фокус внимания сосредоточен на опережающей подготовке талантливых исследователей, инженеров и предпринимателей в сфере деятельности НТИ.
  4. В-четвертых, с точки зрения науки и технологий программа направлена на формирование в нашей стране реального научно-технического задела по направлениям НТИ, а не на превращение государственных грантов в формальные отчеты.
  5. В-пятых, государство не является лидером в настоящей программе, определяющим логику стратегического маневра на новых рынках. Эта функция отведена отечественному высокотехнологичному бизнесу, компаниям с «геном НТИ». Государство здесь принимает участие как сервисная организация, помогая высокотехнологичному бизнесу ускорить темпы его развития в перспективных направлениях как внутри страны, так и на мировых рынках. Кроме того, НТИ, будучи национальной программой, не отрицает необходимость международного сотрудничества, а напротив - поддерживает данное направление работы. Кооперация с международными партнерами - залог успеха отечественных высокотехнологичных компаний в мире глобальных технологий.

Матрица НТИ

Для отечественных высокотехнологичных компаний матрица НТИ работает по принципу улитки (или по принципу спирали) – компании, работающие на глобальных рынках НТИ, могут разрабатывать и использовать перспективные технологии совместно с российским научным сообществом и компаниями из смежных сфер деятельности, пополнять свой штат талантливыми специалистами, заранее подготовленными государством для перспективных рынков НТИ, а также воспользоваться целым набором государственных сервисов, адаптированных под потребности компаний НТИ.

Данный подход позволит объединить усилия представителей бизнеса, научного и образовательного сообщества, государства, международных партнеров и всего общества в интересах развития новых высокотехнологичных отраслей отечественной экономики.

Национальная технологическая инициатива (НТИ) - это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. Реализация программы предполагает формирование групп единомышленников из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений России, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти. При этом НТИ формирует новые и усиливает действующие программы поддержки научно-технологического развития, обеспечивая формирование и трансляцию запросов со стороны потенциальных лидеров новых рынков в систему государственного управления.

НТИ концентрируется на новых глобальных рынках , которые сформируются через 15–20 лет. Большинство рынков будут иметь сетевую природу (наследовать подходы, которые существуют в Интернете, или использовать инфраструктуру Сети). Новые рынки будут ориентированы на человека как конечного потребителя, расстояние между производителем и потребителем на них будет минимальным. Россия в рамках НТИ сфокусирует внимание на тех рынках, в которых есть возможность создать отрасли нового технологического уклада, значимых с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан.

Отличительная особенность НТИ состоит в том, что содержательная часть перечня мер по достижению Россией лидерства на новых рынках формулируется самим высокотехнологичным бизнесом . По каждому рыночному направлению формируется Рабочая группа, которую возглавляет уже состоявшийся технологический предприниматель, профессионал в соответствующей тематической области, и профильный заместитель министра ответственного федерального органа исполнительной власти. В состав Рабочей группы НТИ входят представители бизнеса, научного и образовательного сообществ, органов исполнительной власти и другие заинтересованные участники.

В настоящее время действуют 12 рабочих групп, у которых в проработке находятся «дорожные карты» по развитию девяти перспективных рынков и трех кросс-рыночных направлений, одним из которых является Кружковое движение НТИ . Деятельность кружкового движения НТИдолжно привести к появлению компетентных специалистов в различных группах технологий, которые могут обеспечить развитие новых рынков НТИ до 2035 года.

Дорожная карта «Кружковое движение» НТИ

Состав рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы

Земцов Д.И. – лидер (соруководитель) рабочей группы, проректор по развитию Дальневосточного Федерального университета

Синюгина Т.Ю. – соруководитель рабочей группы, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Сапрыкина В.В. – ответственный секретарь рабочей группы, директор программ и проектов НТИ

Анисимов Н.Ю. – ректор Дальневосточного Федерального университета

Асонов И.Е. – координатор взаимодействия с программами образовательного центра «Сириус», программный директор Научного парка «Сириус»

Бухало А.Б. – член Общественной палаты, представитель общероссийской общественной организации «Молодая инновационная Россия»

Кравченко Д.Б. – депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию

Курмышев И.Н. – директор по развитию технологических партнерств АО «РВК»

Насибулин М.М. – руководитель программы инкубации Фонда Сколково

Недорослев С.Г. – сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Нуралиев Б.Г. – директор ЗАО «1С Акционерное общество»

Потехина И.П. – заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Пронькин В.Н. – первый заместитель генерального директора Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело»

Ракова М.Н. – генеральный директор Фонда новых форм развития образования

Светушкова А.А. – вице-президент по социальному направлению «Рыбаков Фонд»

Семенов А.Л. – академик РАН

Уразов Р.Н. – генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»»

Федосеев А.И. – президент Ассоциации участников технологических кружков

Шадрин А.Е. – директор Департамента социального развития и инноваций Министерства экономического развития Российской Федерации

Шишкин Д.А. – директор департамента инфраструктурных проектов Госкорпорации «РОСКОСМОС»

Ященко И.В. – директор Центра педагогического мастерства