Эволюция пенсионного фонда российской федерации. Этапы развития пенсионного фонда российской федерации. Московская государственная юридическая академия

Регулирование взносов, их взыскания и уплаты ложится на многие статьи из Налогового кодекса. 5. Денежные средства Пенсионного фонда находятся на государственном обеспечении и не входят в состав бюджетов, то есть взыскивать эти денежные средства на цели, которые не предусмотрены законом, запрещено. 6. Распределение средств Фонда происходит непосредственно под присмотром руководства Фонда или органов власти. Социально значимые функции Пенсионного фонда К социально значимым функциям можно отнести: 1. Назначение и выплата пенсий. 2. Назначение и реализация социальных выплат. 3. Учет участников системы обязательного пенсионного страхования. 4. Взаимодействие со страхователями. 5. Выдача сертификатов на получение материнского капитала. 6. Управление средствами пенсионной системы. 7. Проведение научно-исследовательской работы в области пенсионного страхования. 8.

История пфр

Пенсионный фонд Российской Федерации – это организация по оказанию социальных услуг для граждан.


Внимание

Какова история развития Пенсионного фонда в Российской Федерации? Каковы его социально значимые функции? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.

Это событие помогло получить новый способ финансирования и выплаты пенсий и пособий.

Инфо

Сначала функцией Пенсионного фонда был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий.


Но позже начали формироваться Единые пенсионные службы, в обязанности которых входила начисление и выплата пенсий.
Система Пенсионного фонда развивалась и далее, периодически выдавались указы, постановления органов власти, которые вносили изменения в структуру Пенсионного фонда, и от момента своего создания и за время существования произошло немалое количество изменений.

Пенсионный фонд российской федерации: история развития и функции

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, в соответствии с которым к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан.

Важно

В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель.


В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня, охватывающую более ПО млн.
граждан

Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн.

пенсионеров).

История создания, развития пенсионного фонда россии

Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ.

В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель.

В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий.

Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации».

История образования и становления пенсионного фонда российской федерации

Так как он принимался во время бурных экономических и политических изменений в стране, то в определенной степени при его разработке сказалась и политическая конъюнктура, затрудняющая принятие профессиональных решений.

Все это отразилось на практике становления и развития обязательного государственного пенсионного страхования в России.

В целях реализации норм Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного бюджета и осуществляющего управление этим бюджетом. Это стало вторым по важности мероприятием первого этапа реформы. Таким образом, к концу 1990 г.

Государственный пенсионный фонд

Развитие системы персонифицированного учета (1996 – 1998 г.) В 1996 году вступил в силу федеральный закон от 01 марта 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» /63/ в пяти субъектах РФ, а с 1 января 1997 года – на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим законом к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретали не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня, охватывающую более 110 млн.

Пенсионный фонд рф (6)

Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона. Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.

В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.

История возникновения и развития пенсионного фонда рф

Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда и сохраняет его по сей день; 2) основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и застрахованными лицами. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стали не средства государственного бюджета, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования. Этап 2.

Электронная библиотека

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществлена замена основной части льгот, предоставляемых государством гражданам, проживающим на территории Российской Федерации.

Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. от 28 12.2013 года) еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Пенсионный фонд Российской Федерации – это организация по оказанию социальных услуг для граждан. Какова история развития Пенсионного фонда в Российской Федерации? Каковы его социально значимые функции? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.

Пенсионный фонд Российской Федерации был создан 22 октября 1990 года. Это событие помогло получить новый способ финансирования и выплаты пенсий и пособий. Сначала функцией Пенсионного фонда был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий. Но позже начали формироваться Единые пенсионные службы, в обязанности которых входила начисление и выплата пенсий.

Система Пенсионного фонда развивалась и далее, периодически выдавались указы, постановления органов власти, которые вносили изменения в структуру Пенсионного фонда, и от момента своего создания и за время существования произошло немалое количество изменений. Много дополнительных функций появилось во власти Пенсионного фонда. Он смог решать такие вопросы как оформление пенсии и подтверждение стажа и др.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Но и денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Система Пенсионного фонда имеет трехуровневую структуру. В нее входят:

1. Центральный аппарат.

2. Отделения ПФ в субъектах Российской Федерации.

3. Управления ПФР в городах и районах.

Исполнительная дирекция осуществляет управление центральным аппаратом Пенсионного фонда.

Фонду присущ целый ряд особенностей:

1. Имеет строгую целевую направленность.

2. Денежные средства используются для финансирования расходов, которые не входят в бюджет.

3. Тарифы взносов в Фонд являются обязательными и устанавливаются государством.

4. Регулирование взносов, их взыскания и уплаты ложится на многие статьи из Налогового кодекса.

5. Денежные средства Пенсионного фонда находятся на государственном обеспечении и не входят в состав бюджетов, то есть взыскивать эти денежные средства на цели, которые не предусмотрены законом, запрещено.

6. Распределение средств Фонда происходит непосредственно под присмотром руководства Фонда или органов власти.

Социально значимые функции Пенсионного фонда

К социально значимым функциям можно отнести:

1. Назначение и выплата пенсий.

2. Назначение и реализация социальных выплат.

3. Учет участников системы обязательного пенсионного страхования.

4. Взаимодействие со страхователями.

5. Выдача сертификатов на получение материнского капитала.

6. Управление средствами пенсионной системы.

7. Проведение научно-исследовательской работы в области пенсионного страхования.

8. Управление средствами пенсионной системы.

9. Международное сотрудничество по вопросам, касающимся пенсионной системы.

Это одни из основных социально значимых функций. Естественно, они играют большую роль в деятельности Пенсионного фонда и помогают ему проникать во все сферы социальных отношений.

Функции фонда

У Пенсионного фонда имеются 3 функции:

1. Фискальная – сбор денежных средств для проведения мероприятий, которые относятся к пенсионному обеспечению.

2. Перераспределительная – выплата пособий и пенсий гражданам, которые в первую очередь нуждаются в финансовой помощи (инвалидам; лицам, которые потеряли кормильца и так далее).

3. Контрольная – наблюдение за сложившимися в стране условиями в сфере пенсионного обеспечения.

Формирование дохода Пенсионного фонда

Доход Фонда формируется за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов лиц, которые занимаются индивидуальной деятельностью, страховых взносов граждан других категорий, добровольных взносов и выплат из бюджета Российской Федерации. А все налоги и сборы устанавливаются законодательной властью.

Выводы

Пенсионный фонд Российской Федерации составляет очень большую и важную часть системы социального обеспечения. Благодаря ряду функций Фонд может обеспечивать материальной поддержкой все слои населения. И с каждым годом социальная система Российской Федерации становиться более совершенной благодаря работе Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФ Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации 1 .

Сегодня Пенсионная система Российской Федерации основывается на обязательном социальном страховании и социальной помощи государства. Огромную роль в новом учёте граждан, делающих взносы в Пенсионный Фонд, сыграло внедрение индивидуального (персонифицированного) счёта. Теперь вместе с существующим учётом предприятий, учреждений и компаний, Пенсионный Фонд Российской Федерации может учитывать каждое застрахованное лицо.

Большим плюсом стало, что при выходе на пенсию среднемесячный заработок гражданина устанавливается за счёт персонифицированного счёта 2 .

Также нужно отметить внедрение страхового стажа, т.е. теперь ваша пенсия напрямую зависит от количества проработанных лет и уплаты страховых взносов соответственно. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят 3:

Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

Капитализация средств ПФ Российской Федерации, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ Российской Федерации страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств 1 ;

Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФ Российской Федерации, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Государственное пенсионное обеспечение - это назначение и выплата пенсий военнослужащим, инвалидам, участникам ВОВ, гражданам, которые пострадали от техногенной или радиационной катастрофы, государственным служащим. Этот вид пенсий выплачивается из федерального бюджета России. В соответствии с рис. 1 организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации выглядит следующим образом:

Пенсионный фонд Российской Федерации (рис.1)

Правление Пенсионного фонда Отделения по субъектам

Исполнительная дирекция Руководство в том числе:

Председатель Правления Управляющий Отделением

Первый заместитель Председателя Заместитель управляющего

Заместители Председателя Специалист по кадрам

Управляющие Отделениями ПФ РФ Группа по защите информации

Представители общественных, религиозных Юридический отдел

организаций, действия которых связаны с Бухгалтерия

защитой интересов пенсионеров, инвалидов Экономический отдел

Отдел по погашению просроченной задолженност

Отдел по организации персонифицированного учета

Межрегиональные пункты персонифицированного учета

Отдел учета поступления и расходования средств

Контрольно-ревизионный отдел

Отдел координации деятельности уполномоченных

Административно-хозяйственный отдел

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

Фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса Российской Федерации;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда.

Отделения обеспечивают организационную работу по сбору страховых взносов на пенсионное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств 1 .

Кроме ПФРФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет Пенсионный фонд Российской Федерации и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, Пенсионный фонд Российской Федерации организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

До настоящего времени в России использовалась так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые с работающего населения, шли на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявлялась на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения РФ до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек.

Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Однако вследствие постепенного перехода в пенсионный возраст начнут входить более многочисленные поколения родившихся после Великой Отечественной войны, что обусловит её рост. Показатель демографической нагрузки уменьшился к 2007 году до 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, против 745 лиц в 1997 году. Потом будет отмечаться увеличение этого показателя, который в 2015 году составит 696 человек.

Современная пенсионная реформа предполагает создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов. Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в РФ – состояние экономики и производительности труда.

Таким образом, результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

1990 год - образование ПФР с целью сбора и аккумуляции страховых взносов на пенсионное обеспечение.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1. положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1.

Пенсионный фонд России был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались следующие задачи:

  • Ш средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, сохраняя его по сей день.
  • Ш основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и застрахованными лицами. В результате источников выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стали не средства государственного бюджета, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.
  • 1996-1998 годы - развитие системы персонифицированного учета.

В 1996 году вступил в силу федеральный закон от 1 марта 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» в пяти субъектах РФ. А с 1 января 1997 года на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которым к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 году в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня, охватывающую более 110млн. граждан российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров).

1999-2001 годы - передача функций по назначению и выплате государственных пенсий из органов социальной защиты в органы Пенсионного фонда.

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» был принят порядок передачи органами социальной защиты населения территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации путем создания Единой пенсионной службы РФ.

2001 год - передача функций по сбору страховых взносов в налоговые органы.

До 2001 года источником финансирования бюджета ПФР были страховые взносы. Пенсионный фонд сам обеспечивал целевой сбор страховых взносов, осуществлял администрирование, а также осуществлял финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. После внесения в 2000 году поправок в Налоговый кодекс Российской федерации формой платежа в систему государственного пенсионного страхования вместо взноса стал налог, точнее часть единого социального налога, которая направлялась на финансирование пенсионных выплат, размер ее составил 28% от фонда оплаты труда.

С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в силу ПФР прекратил самостоятельный сбор средств для финансирования пенсионных выплат и передал эти функции налоговым органам.

2002 год - начало пенсионной реформы.

По мере нарастания изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-1995 и 1997-1998 годах успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, на сегодняшний день крупнейший социальный проект в Российской Федерации.

Структура пенсии в настоящее время состоит из базовой, страховой и накопительной частей.

Большое значение приобрело внедрение сетевой технологии назначения пенсий, которая позволяет быстро решать вопросы при обслуживании населения путем создания и внедрения многочисленных «клиентских служб». Клиентские службы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно сократить сроки назначения трудовых пенсий.

Важным результатом реформирования пенсионной системы стало то, что люди начали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной. Важно не ждать наступления пенсионного возраста, а активно готовиться к выходу на пенсию, грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом и негосударственными структурами не только при обращении за пенсией, но и на протяжении всей трудовой деятельности.

2004 год - «Монетизация льгот».

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов». «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления В Российской Федерации» осуществлена замена основной части льгот, предоставляемых государством гражданам, проживающим на территории Российской Федерации. Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

2007 год - «Материнский капитал».

Совершенно новое направление в деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации - это работа с материнским (семейным) капиталом.

С 1 января 2007 года в Пенсионный фонд создает федеральный регистр семей, имеющих право на дополнительную государственную поддержку в связи с рождением (усыновлением) второго или последующих детей.

Этап 1. Образование ПФР с целью сбора и аккумуляции страховых взносов на пенсионное обеспечение (1990 г.)

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 /93/. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 /92/. Пенсионный фонд России был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались следующие задачи:

1) средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда и сохраняет его по сей день;

2) основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались работодателями и застрахованными лицами. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стали не средства государственного бюджета, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Этап 2. Развитие системы персонифицированного учета (1996 – 1998 г.)

В 1996 году вступил в силу федеральный закон от 01 марта 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» /63/ в пяти субъектах РФ, а с 1 января 1997 года – на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим законом к органам ПФР перешло от кадровых служб работодателей ведение учета пенсионных прав работающих граждан. В реформируемой пенсионной системе основное значение для увеличения размера пенсии приобретали не трудовой стаж, как в старой пенсионной системе, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника работодатель. В 1997 в системе ПФР был создан Информационный центр персонифицированного учета, который ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня, охватывающую более 110 млн. граждан Российской Федерации (из них свыше 62 млн. работающих и 38,2 млн. пенсионеров).

Этап 3. 1999-2001г. – Передача функций по назначению и выплате государственных пенсий из органов социальной защиты в органы Пенсионного фонда

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» /94/ был принят порядок передачи органами социальной защиты населения территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории Российской Федерации путем создания Единой пенсионной службы РФ.

Этап 4. Передача функций по сбору страховых взносов в налоговые органы (2001 г.)

До 2001 года источником формирования бюджета ПФР были страховые взносы. Пенсионный фонд сам обеспечивал целевой сбор страховых взносов, осуществлял администрирование, а также осуществлял финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий. После внесения в 2000 году поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации формой платежа в систему государственного пенсионного страхования вместо взноса стал налог, точнее часть единого социального

налога, которая направлялась на финансирование пенсионных выплат.


Размер ее составил 28 % от фонда оплаты труда.

С вступлением в 2001 году этих норм налогового законодательства в силу ПФР прекратил самостоятельный сбор средств для финансирования пенсионных выплат и передал эти функции налоговым органам.

Этап 5. Начало пенсионной реформы (2002 г.)

По мере нарастания изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе – пенсионной практики, предпринятые в 1994 – 1995 и 1997 – 1998 годах успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, – на сегодняшний день крупнейший социальный проект в Российской Федерации. Пенсия в настоящее время состоит из базовой, страховой и накопительной частей.

Большое значение приобрело внедрение сетевой технологии назначения пенсий, которая позволяет быстро решать вопросы при обслуживании населения путем создания и внедрения многочисленных «клиентских служб». Клиентские службы не только обеспечивают оперативный ежедневный прием пенсионеров, страхователей и застрахованных лиц, но и дают возможность значительно сократить сроки назначения трудовых пенсий.

Важным результатом реформирования пенсионной системы стало то, что люди начали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной. Важно не ждать наступления пенсионного возраста, а активно готовиться к выходу на пенсию, грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом и негосударственными структурами не только при обращении за пенсией, но и на протяжении всей трудовой деятельности.

Этап 6. «Монетизация льгот» (2004 г.)

В соответствии с федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании

утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» /95/ осуществлена замена основной части льгот, предоставляемых государством гражданам, проживающим на территории Российской Федерации. Функции по установлению и выплате ежемесячных денежных выплат возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Этап 7. «Материнский капитал» (2007 г.)

Совершенно новое направление в деятельности органов Пенсионного фонда Российской Федерации – это работа с материнским (семейным) капиталом.

С 1 января 2007 года в Пенсионный фонд создает федеральный регистр семей, имеющих право на дополнительную государственную поддержку в связи с рождением (усыновлением) второго или последующих детей.