Что такое свободно экономическая зона. Особые экономические зоны. Причины создания свободных экономических зон

Глава 2. Организационно-правовой статус особых экономических зон (ОЭЗ) в Российской Федерации

2.1. Особые экономические зоны как разновидность СЭЗ: разграничение понятийного аппарата и характеристика различных типов зон

Для интенсификации развития экономики и проникновения на международные рынки многие государства пошли на создание на своей территории свободных экономических зон. Свободная экономическая зона воспринимается как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная экономическая система, включающая территориально-организационную структуру, административный аппарат, систему налоговых преференций, совокупность предприятий-резидентов, функционирующих на ее территории. Механизмы СЭЗ позволяют создавать новые или возобновлять существующие связи между экономическими субъектами на основе согласования их экономических интересов, образовывать конкурентоспособный задел, участвовать в перераспределении ресурсов мировой экономики, сглаживать отставания в развитии смежных и сопутствующих отраслей экономики, эффективно участвовать в межстрановой производственной кооперации.

Исторически в зарубежной научной литературе и законодательстве о свободных зонах, на основе которых было построено и российское законодательство, использовалось понятие «free trade zones» -- свободные экономические (торговые) зоны. В России до принятия Федерального закона 2005 г. «Об особых экономических зонах» практически повсеместно, когда речь шла о специальных территориальных образованиях, также использовался термин «свободная экономическая зона». При этом когда в редких случаях использовался термин «особые экономические зоны», он идентифицировался с понятием «свободные экономические зоны». Так, в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятом в 1995 г., предусматривалось, что «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации». В принятом в декабре 2003 г. Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается определение свободной экономической зоны, в точности повторяя формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 42 данного закона «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон, устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах». Такое постоянство в понимании этой категории, по мнению Н.Г. Дорониной, позволяет предположить, что законодатель намеренно связывал понятие «свободная экономическая зона» с кругом отношений, возникающих в рамках внешнеторговой или связанной с ней деятельности .

В учебной и научной литературе понятию «свободная экономическая зона» дается более широкое толкование. По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий» . Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности» . Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» . С.А. Рыбаков и Н.А. Орлова идентифицируют СЭЗ и ОЭЗ как равнозначные понятия и определяют их как «относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии» .

Прежде всего необходимо было выяснить, являются ли свободные экономические зоны, используемые во внешнеэкономической деятельности, и «образования с особыми экономическими условиями функционирования» - особые экономические зоны одной и той же категорией или все-таки речь идет о двух различных правовых институтах, из которых один используется применительно к инвестиционной, а другой - к внешнеторговой деятельности .

Зарубежная практика создания подобных экономических зон свидетельствует о том, что единый подход к их обозначению не сформирован до сих пор. Из всего многообразия названий экономических зон, встречающихся в зарубежных странах, можно с известной долей условности выделить следующие:

Свободные экономические зоны, создание которых нацелено прежде всего на привлечение иностранных инвестиций для социально-экономического развития данного региона;

Особые экономические зоны, основной целью создания которых является привлечение в экономику данного региона инвестиций вообще, безотносительно к тому, являются эти инвестиции внутренними или внешними.

Для свободных экономических зон характерно предоставление в первую очередь таможенных и иных внешнеторговых льгот, привлекательных для иностранных инвесторов. В случае с особыми экономическими зонами отсутствует четко обозначенный акцент на создании привлекательного экономического режима преимущественно для иностранных инвесторов. Государство создает общий льготный режим предпринимательской деятельности, пользователями которого могут быть в равной степени как национальные, так и иностранные инвесторы. Таким образом, возникла необходимость законодательного закрепления понятия «особая экономическая зона».

Законодательство (ст. 2 Федерального закона РФ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ») признает ос обую экономическую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности .

Территория особой зоны – это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности . Территория зоны - это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же - совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно-правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения - повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.

В определении ОЭЗ следует выделить следующие характерные черты:

1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.

2. Границы ОЭЗ определяются правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями правительства РФ об образовании ОЭЗ (например, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» ).

3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Определение предпринимательской деятельности содержится в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. В нем предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Данный порядок регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» .

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот:

Таможенных (внешнеторговых);

Налоговых;

Финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);

Административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 38 Закона об ОЭЗ резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности.

Таким образом, особую экономическую зону можно представить как отечественную разновидность международного института СЭЗ , специфика которого заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством.

Полномочия по нормативно-правовому регулированию деятельности ОЭЗ отнесены к исключительному ведению Минэкономразвития России. В сфере публичного санкционирования Минэкономразвития России осуществляет регистрацию субъектов предпринимательства в качестве резидентов особой экономической зоны и выдает разрешения на строительство, а также осуществляет иные разрешительные полномочия, например санкционирует въезд иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности.

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

Нажмите для увеличения

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

Цели образования СЭЗ:

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  • оффшорные зоны , в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории .

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики , который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны - это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы

Торговые зоны - самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Мировой опыт организации СЭЗ

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году. На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом "Об особых экономических зонах в РФ". Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон . Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-Петербург Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская область Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

Создание, функционирование и развитие свободных экономических зон (СЭЗ) (зонирование) как один из аспектов современной экономической политики имеет как общие, так и специфические для каждой конкретной страны мира черты. Государственная политика зонирования формулируется исходя из типа национальной хозяйственной системы (рыночная или централизованно планируемая, развитая или развивающаяся и т.п.).

Государственная политика зонирования - комплекс правовых, экономических, социальных и информационных мер, направленных на создание, эффективное функционирование и развитие СЭЗ и контроль их деятельности, интегрированный в единую социально- экономическую политику государства.

Основное значение СЭЗ состоит в том, что зоны:

  • являются мощным фактором социально-экономического, научно-технического, организационно-технологического и кадрового прогресса экономики страны;
  • опосредуют передачу передового опыта хозяйствования в отрасли народного хозяйства страны;
  • служат источником поступления иностранных инвестиций;
  • выступают стимулом освоения финансовых, трудовых, материальных и природных местных ресурсов.

Такое понимание роли СЭЗ определяет задачи, которые решает государственная политика зонирования.


Цели создания СЭЗ обычно сводятся к созданию особо благоприятных условий для привлечения иностранного и отечественного капитала на сравнительно ограниченную территорию страны. А поскольку предоставление льгот одной стороне означает недополучение прибыли другой стороной, то предполагается, что временные потери этой другой стороны будут перекрыты в дальнейшем за счет более высоких показателей по массе прибыли. Если это «золотое правило» неуклонно соблюдается, то развитие СЭЗ отвечает интересам всех участвующих сторон и в ходе зонирования не возникает противоречий между работой СЭЗ и общегосударственными интересами страны размещения.

Перечень целей зонирования определяет задачи, решаемые государственной политикой зонирования.

К основным целям создания СЭЗ в развивающихся странах относятся:

  • стимулирование экспортного производства и валютных поступлений;
  • насыщение внутреннего рынка продовольствием и промышленными товарами;
  • развитие инфраструктуры, складского хозяйства, развитие туризма;
  • подготовка управленческих кадров для работы в рыночных условиях;
  • стимулирование создания наукоемких производств и т.д.

Целями создания СЭЗ в промышленно развитых странах являются:

  • преодоление экономического отставания отдельных районов;
  • решение проблемы занятости населения;
  • стимулирование инноваций в наукоемких отраслях.

Сущность, основы классификации и типы свободных экономических зон


Имеется более 20 основных видов определения СЭЗ. В данной главе свободные экономические зоны определяются как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы на части территории государства. Эта формулировка охватывает широкий спектр различных институциональных явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования.

Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ является обязательным признаком, определяющим существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специального правового и льготного таможенного режимов, которые на практике сочетаются с предоставлением и иных льгот, включая налоговые, финансовокредитные и др.

Широко признано определение СЭЗ (или зоны-франко), данное в Приложении VIII к Киотской конвенции 1973 г., где под зоной- франко понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению.

Хотя СЭЗ обладает определенными признаками особой таможенной территории, она во всех случаях является неотъемлемой частью того или иного государства с общим пограничным режимом, поэтому СЭЗ не рассматривается в качестве политической автономии.

В практике зонирования различают внутреннюю и внешнюю границы СЭЗ. Внутренней границей СЭЗ считаются законодательно закрепленные и обозначенные на местности географические линии, ограничивающие территорию, занимаемую СЭЗ. Внутренняя граница СЭЗ ограничивает территорию, на которую распространяются особые режимы регулирования финансово-кредитной, ценовой и налоговой политики, установленные законодательными и подзаконными актами страны пребывания. Внешняя граница СЭЗ, как правило, совпадает с государственной границей страны.

Для СЭЗ используются самые различные названия. Так, в России применяется термин «особая экономическая зона», в странах СНГ чаще всего встречаются понятия «свободная экономическая зона», «специальная экономическая зона», «зона наибольшего благоприятствования в торговле», «свободная таможенная зона» и т.д. В Литве в законе о СЭЗ употребляются понятия «свободная экономическая зона», а также «зона свободного предпринимательства и торговли». В КНР широко распространена практика «специальных экономических зон», «открытых прибрежных городов», «районов экономического развития». На Украине, как и в КНР, используются понятия «специальные экономические зоны» и «специальные (свободные) экономические зоны». Опыт Южной Кореи обогатил мировую практику зонирования понятиями «зона свободного экспорта», «свободная зона». В Турции СЭЗ определена как понятие «зоны свободной торговли». В США помимо прочего применяется термин «технопарк», в Японии - «технополис». Большой практический опыт зонирования в развивающихся странах связан с деятельностью «свободных промышленных зон», а в странах Западной Европы - с деятельностью такого типа зон, как «портовые города» или «города-порты». В российской практике также создаются зоны типа «наукоград», «город-завод» и др.

Одной из основных причин многообразия типов зон в мировой практике зонирования является их четкая ориентация на определенный вид или группу видов специализированной деятельности.


СЭЗ - это:

  • 1) ограниченная часть таможенной территории страны, которая должна характеризоваться уникальностью своего географического положения, позволяющего выполнять специфические задачи;
  • 2) создание по инициативе центральных либо местных органов власти и хозяйственного руководства на основе соответствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, где создается «зона», территории самой «зоны», хозяйствующих на ней субъектов;
  • 3) особый льготный режим хозяйствования (инвестирования, налогообложения, финансирования, кредитования, визовый, валютный и таможенный режимы), устанавливаемый на территории зоны;
  • 4) законодательно и организационно определенные и оформленные границы «зоны»;
  • 5) выделенные и закрепленные специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью развития экономики «зоны» и национальной экономики страны в целом.

Классификацию СЭЗ можно осуществить по следующим критериям :

  • 1) степени интегрированности в национальную экономику;
  • 2) способу организации;
  • 3) характеру собственности;
  • 4) характеру деятельности или функциональному назначению;
  • 5) размеру территории зоны;
  • 6) степени открытости;
  • 7) числу стран-участниц;
  • 8) порядку организации границ зоны и режиму доступа на ее территорию.

В зависимости от степени интегрированности СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интегрированные в национальную экономику.

Анклавные зоны отличаются по размерам территории и направлениям их организации.

К первому направлению можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяются льготный налоговый и таможенный режимы. Такие зоны получили широкое распространение в Мексике, где функционируют так называемые макиладорас - экспортные предприятия, расположенные вдоль границы США. По таким же принципам создаются СЭЗ в Доминиканской Республике, Венгрии.


Ко второму направлению относятся небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Такие зоны создаются в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, а также в странах Северной Африки.

Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города, представляют собой третье направление (Китай, Индия, а также некоторые малые страны, такие как Шри-Ланка, Маврикий и др.). Таким образом, территориальный признак лежит в основе различных типологий СЭЗ анклавного типа.

Анклавные СЭЗ полностью ориентированы на экспорт всей производимой на их территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной части страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность - административными и экономическими методами.

Спецификой предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании транснациональные корпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортную базу для создания продукции с более низкими издержками производства.

Для интегрированных зон характерной особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренней экономикой страны. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности и конкурентоспособности товаров.

В отличие от зон анклавного типа интегрированные зоны ориентированы большей частью не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Так, в бразильской зоне «Манаус» доля национальных компонентов в готовой продукции составляет 40-90%, при этом на внутренний рынок страны поступает более 90% выпускаемой продукции. В зонах внешней торговли США около 80% всех поставок полуфабрикатов и материалов приходится на внутренние районы США и, в свою очередь, около 90% производимой продукции направляется на внутренний рынок .


Интегрированные зоны наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда.

В зависимости от способа организации различают две группы зон:

  • территориальные - зоны с обособленной территорией, на которой резидентные компании независимо от вида деятельности пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности;
  • функциональные - зоны льготного режима, который применяется к определенному виду деятельности независимо от расположения фирмы на территории страны. Например, офшорные центры в Карибском бассейне, туристические зоны.

По характеру собственности на объекты в СЭЗ различают частные и смешанные.

Наиболее распространенным в мировой практике является смешанный тип СЭЗ, где наряду с государственной присутствует и частная собственность.

В последнее время, однако, все большую роль играет частный капитал, как местный, так и иностранный, увеличивающий долю частной собственности в СЭЗ. В большинстве СЭЗ государству принадлежат только земля и объекты инфраструктуры, а основными хозяйствующими субъектами выступают частные компании. Следует также отметить, что в последние годы в развивающихся странах начинают создаваться частные СЭЗ, которые берут на себя создание большинства инфраструктурных объектов, а также управление зонами.

Таким образом, хотя государственная собственность играет важную роль в ряде развивающихся стран, а также в Китае, Вьетнаме и некоторых странах с переходной экономикой, тем не менее, основой развития СЭЗ становится частная собственность, частный капитал.

По профилю (признаку хозяйственной специализации) известны следующие типы СЭЗ.

  • 1. Торговые/реэкспортные зоны.
  • 2. Промышленно-производственные или предпринимательские зоны.
  • 3. Торгово-промышленные зоны.
  • 4. Специализированные научно-технические и технико-внедренческие зоны.
  • 5. Зоны со специализацией на сфере услуг.
  • 6. Комплексные зоны или зоны комплексного развития территории.

Торговые зоны представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории. В таких зонах осуществляются разнообразные торговые


и связанные с ними сопутствующие операции по складированию, упаковке, простейшей доработке, маркировке, контролю качества, расфасовке, комплектации партий ввозимых в страну и вывозимых из нее продовольственных и непродовольственных товаров. Часто в таких зонах оказываются и другие торговые и посреднические услуги. При этом если такая зона работает на вывоз (экспорт) товаров, то она имеет статус зоны внешней торговли (ЗВнТ) или свободной внешнеторговой зоны. Если на ввоз (импорт) - это зона внутренней торговли или свободная внутриторговая зона. Если же характер деятельности зоны смешанный с примерно равными долями объемов ввоза и вывоза товаров, то это чаще называется свободной таможенной зоной. Большое распространение в Западной и Центральной Европе получили такие зоны в морских портах тех стран, где морское и речное торговое дело имеет многовековые традиции. В Германии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии, Болгарии и других странах Европы можно насчитать десятки городов-портов, имеющих статус ЗСТ. Например, только в Германии их шесть: Бремен, Гамбург, Бремерхафен, Киль, Куксфахен, Эмден.

Для обозначения этого типа зон в мировой практике используются понятия «свободные торговые порты», «свободные портовые города», «свободные портовые зоны», «таможенные зоны» и др. История городов-портов Западной Европы насчитывает уже несколько столетий.

Такие типы зон есть и в других странах мира. Например, в КНР с 1984 г. действует 14 так называемых открытых прибрежных городов (ОПГ). Для торговых зон характерны быстрая окупаемость вкладываемых стартовых инвестиций, всех других видов расходов (затрат) и сравнительно оперативная и простая организация дела (обустройство территории, установка границ и т.п.).

Промышленно-производственные или предпринимательские зоны характеризуются тем, что в них создаются предприятия, производящие товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов, либо производится на такой основе так называемая импортозамещающая продукция для целей внутреннего рынка страны, осуществляется сборка готовой продукции. Эти зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где предприятия производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, пользуясь при этом налоговыми и финансовыми льготами. Наиболее распространен такой тип зон в КНР, где они носят название специальных экономических зон (о. Хайнань, провинция Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу). В Южной Корее - это Мазанская свободная зона, Ирийская свободная зона и т.д.

Эти зоны иногда называют зонами промышленной обработки. Иногда - просто производственными зонами, но чаще - свободны


ми экспортными зонами или зонами свободного импорта. Наиболее распространен такой тип зон в развивающихся странах, где их присутствие воспринимается как одно из условий активизации возрождения национальной экономики. Все семейство таких зон по признаку преобладания внешнего или внутреннего сбыта производимой на их территории продукции можно подразделить на зоны:

  • замещения импорта (преимущественная ориентация на внутренний рынок);
  • экспортной ориентации (преимущественное удовлетворение потребностей внешнего рынка);
  • экспортно-импортные (когда разнонаправленные каналы реализации производимой в этих зонах продукции равны или не слишком отличаются по объемам).

Торгово-промышленные зоны. Как свидетельствует само их название, они являются комбинацией двух первых типов зон. На их территории вводятся визовый, таможенный и финансово-кредитный, а также валютный и другой режимы, призванные обеспечить создание наиболее благоприятных условий производственно-сбытовой деятельности предприятий-резидентов зоны. Эти зоны получили широкое распространение в США.

Научно-технические и технико-внедренческие зоны обычно называются в США технопарками, в Японии - технополисами, в России и других странах СН Г - наукоградами. К ним же относятся и повсеместно возникшие научные парки и технополисы, активно создаваемые с начала 1980-х гг. в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, например на о. Тайвань (не случайно, что некоторые подобные зоны возникли из промышленно-производственных зон).

Эти зоны всех видов получают широкую поддержку государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и льготные кредиты, в том числе для мелких инновационных фирм. Главная цель таких зон - стимулирование инновационной деятельности.

Функциональные зоны - наиболее многоликая группа зон. К ним относятся сервисные зоны (банковские, страховые, рекреационнотуристические, историко-культурные, экологические и т.д.). В этих и подобных административно-территориальных образованиях устанавливается специальный режим для того вида предпринимательской деятельности, на котором специализируется каждая конкретная зона, а также особый режим пребывания в ней для клиентов.

Например, свободные банковские зоны (СБЗ) и свободные страховые зоны (ССЗ) представляют собой территории, в пределах которых можно осуществлять предпринимательскую деятельность, имея дело с иностранными и отечественными клиентами и иностранными


капиталами. Здесь практически отсутствует контроль за обменом иностранных валют, разными формами движения капитала (в форме денег, недвижимости, ценных бумаг и т.п.). СБЗ и ССЗ получили наибольшее распространение и наивысшую форму своей зрелости в экономически развитых странах, имеющих давние традиции функционирования различных форм капитала и предпринимательской деятельности, а также в тех новых индустриальных странах, где ныне высок уровень деловой и коммерческой активности, высока степень концентрации международного капитала. Примерами могут служить СБЗ в Швейцарии и Люксембурге, система СБЗ и ССЗ в США, Франции, Германии, Великобритании, а также СБЗ и ССЗ в Сингапуре, Гонконге, Бахрейне, Тайване, на Филиппинах. Отличительная черта всех СБЗ и ССЗ - высокая степень развития финансовой и коммуникационной инфраструктуры территории. В зонах типа СБЗ и ССЗ страховые компании освобождены от некоторых норм пруденциального регламентирования операций со стороны государства.

В свою очередь, такие виды сервисных зон, как офшорные зоны, дают возможность юридическим лицам, не ведущим на территории самой зоны хозяйственной и другой предпринимательской деятельности, пользоваться упрощенным режимом регистрации, налоговыми льготами, выполнять валютные расчеты с клиентами, национальными и иностранными государствами и т.д.

По мере развития многоаспектного международного сотрудничества повышается роль и значение такого вида сервисных зон, как рекреационно-туристические зоны, и традиционных, имеющих многолетнюю историю зон игорного и развлекательного бизнеса, а также тех регионов и территорий мира, которые известны своими культурными, религиозными, историческими и другими традициями. Последние зоны называют особыми историко-культурными центрами.

Рекреационно-туристические зоны отличаются тем, что при наличии в них прекрасных (часто уникальных) природно-климатических условий, позволяющих осуществлять здоровый отдых и лечение, заниматься спортом и т.д., они имеют еще и развитые транспортные и коммуникационные связи, развитую систему медицинского и туристического обслуживания. Примерами зон такого рода могут быть города-курорты в Альпах, курорты Средиземноморья, Канарских, Багамских и Сейшельских островов и т.д.

Зоны игорного и развлекательного бизнеса имеют давнюю традицию. Известны мировые центры этих зон - Монако, Лас-Вегас (США), Канн (Франция) и т.п. Целевая направленность этого типа зон предполагает их ориентацию на получение валюты в рамках криминогенного (или близкого к таковому) бизнеса.


Комплексные зоны - масштабные и достаточно разнообразные по сущности и природе своего создания зоны. К отличительным особенностям этого вида зон относятся:

  • значительная численность населения;
  • поэтапность в развитии и стадийность совершенствования экономической и социальной систем региона зоны;
  • ощутимость вклада экономики зоны в национальное хозяйство и во внешнеэкономические связи страны;
  • колебания размеров территории зон от очень значительных до точечных;
  • различные уровни развития отдельных регионов и территорий, входящих в состав самой зоны.

Так, например, относящаяся к этому типу зон специальная экономическая зона Шэньчжэнь в КНР имеет площадь территории 328 кв. км, а население - более 1 млн человек. Другая такая же китайская зона - Хайнань занимает всю площадь крупного острова, где проживает 6,5 млн человек. В свою очередь, свободная зона «Манаус» в Бразилии представляет собой крупнейшее территориальное образование. С момента развития этого территориального комплекса (с 1957 г.) в нем сформировалось несколько «субзон» различного типа. СЭЗ «Янтарь» объединяет все население, территорию и хозяйственный комплекс Калининградской области России. Комплексные зоны встречаются практически во всех регионах мира (например, территория «Огненная Земля» в Аргентине).

Размер территории, отводимой под размещение зоны, чрезвычайно дифференцирован. Они могут занимать от нескольких гектаров и нескольких квадратных километров до нескольких тысяч квадратных километров. В зависимости от этого различаются микрозоны (территория одного предприятия, порта, дьюти-фри), а также макрозоны, размещающиеся на территории одного района, города, крупного региона страны.

В зависимости от того, территорию скольких стран охватывают СЭЗ, их можно подразделить на мононациональные, расположенные на территории одного государства и действующие по его законам, и интернациональные (международные), охватывающие территорию группы государств и действующие по общим правилам.

Формулируя государственную политику зонирования на стадии принятия решений о создании СЭЗ, нужно учитывать, что работа СЭЗ, помимо позитивных черт, таит определенные опасности, которые необходимо принимать в расчет во избежание перекосов в национальной хозяйственной системе.

Зоны любого типа могут иметь статус требующих или не требующих жесткой организации их границ. При этом доступ на территорию зоны может быть свободным с точки зрения пропускного (по-


граничного) режима, а может быть жестко регламентированным и ограниченным. Поэтому в первом случае такие зоны следует считать открытыми , во втором случае - закрытыми, или специальными. Например, в КНР с 1980 г. действуют так называемые специальные экономические зоны (СпЭЗ ). Они являют собой типичный образец зон закрытого типа. В них не только проявляется явная автономия местных властей, их значительная свобода от центрального правительства в формировании политики региона зоны и автономное действие законов, регулирующих отдельные стороны хозяйствования и жизнедеятельности на ее территории, но и имеются свои внутренние границы, которые нельзя пересекать, не имея специального паспорта. В то же время другой тип китайских зон, так называемые открытые прибрежные города (ОПГ), практически не имеют своего автономного законодательства, лишены жестких границ.


Система управления СЭЗ, органы зонального управления


К уровням государственного регулирования СЭЗ относятся:

  • межгосударственный;
  • общенациональный (федеральный);
  • региональный;
  • внутризональный.

Основная цель системы управления СЭЗ - решение задач, поставленных перед зоной в рамках реализации государственной политики зонирования.

В мировой практике зонирования существуют различные системы управления СЭЗ, а регулирование хозяйства зоны проводится различными методами посредством создания специальных органов.

Органы управления СЭЗ разных уровней являются субъектами организационного механизма зонирования. В промышленно развитых странах - это местные органы власти, которые наделяются широкими полномочиями вплоть до законодательных. В странах с транзитивным типом национальной экономики управление в зонах возлагается на акционерные общества, куда входят в качестве учредителей все заинтересованные стороны: центральный (национальный) банк, крупная строительная организация, крупные предприятия, находящиеся в СЭЗ, местные власти, а также иностранные инвесторы.

В РФ в большинстве случаев для руководства экономической и организационной деятельностью СЭЗ создаются специальные органы управления.

  • См. ставшую классической работу: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  • См.: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005.

«Специальная экономическая зона, как правило, представляет собой географически локализованный земельный участок с четкими фиксированными границами и особым административным режимом, управляемый одной организацией, предлагающей структурированный пакет стимулов со стороны государства (например, освобождение от таможенных пошлин, облегченный таможенный режим) для компаний, которые размещают свой бизнес в СЭЗ».
(The World Bank)

Специальные экономические зоны в Казахстане

«Специальная экономическая зона» (СЭЗ) - часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим специальной экономической зоны для осуществления приоритетных видов деятельности.
(Закон Республики Казахстан «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года)

НПА, регулирующие деятельность СЭЗ

В Казахстане деятельность СЭЗ регулируется следующими нормативными правовыми актами:
. Налоговый кодекс - в части налогообложения участников СЭЗ
. Закон «О специальных экономических зонах» - основной закон, регулирующий деятельность СЭЗ
. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны - в части таможенного регулировани в СЭЗ (применяется временно до 1 января 2017 года)

Функционирование СЭЗ

Предложение о создании СЭЗ

Предложение о создании СЭЗ вносится в Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан (МИНТ) местными или центральными исполнительными органами, ассоциациями предпринимателей и юридическими лицами.

Управление СЭЗ

За исключением СЭЗ «Астана - новый город» все остальные СЭЗ управляются управляющей компанией. Управляющая компания может быть создана Правительством Казахстана, акиматами (местными исполнительными органами) и частными юридическими лицами, включая иностранные. В случае создания СЭЗ по инициативе государственных органов не менее 50% голосующих акций такой компании должны принадлежать государству. В том случае, если СЭЗ создается по инициативе частных юридических лиц, государству должно принадлежать не менее 26% голосующих акций. Таким образом, частные инвесторы (включая иностранные), желающие принять участие в деятельности СЭЗ, могут выступить в качестве учредителей управляющей компании. Тем самым им предоставляется возможность участвовать в принятии решений, оказывающих непосредственное влияние на их деятельность. Управляющая компания оказывает услуги участникам СЭЗ по принципу «одного окна», что означает минимизацию участия заявителей в процессах сбора и подготовки различных документов, и ограничение их непосредственного контакта с чиновниками.

Функции Управляющей компании

1) взаимодействие с государственными органами по вопросам функционирования специальных экономических зон;
2) предоставление в аренду (субаренду) земельных участков и предоставление в аренду (субаренду) объектов инфраструктуры лицам, осуществляющим вспомогательные виды деятельности;
3) заключение и расторжение договоров об осуществлении деятельности;
4) представление уполномоченному органу отчетности о результатах деятельности СЭЗ на основании ежегодных отчетов участников специальных экономических зон;
5) привлечение участников специальной экономической зоны;
6) привлечение инвестиций для строительства объектов инфраструктуры СЭЗ;
7) осуществление строительства объектов инфраструктуры согласно утвержденному технико-экономическому обоснованию на земельных участках, не переданных участникам СЭЗ;
8) организация места приема для функционирования центра обслуживания населения (ЦОН) по принципу «одного окна»;
9) подтверждение фактического потребления ввезенных товаров при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания СЭЗ;
10) мониторинг выполнения условий договоров об осуществлении деятельности.

Органы, регулирующие деятельность СЭЗ

Министерство индустрии и новых технологий
- является главным уполномоченным органом в области развития и регулирования СЭЗ согласно Закону «О специальных экономических зонах».

Управляющая компания
- Для управления СЭЗ создается Управляющая компания.
Акции управляющих компаний СЭЗ (10 СЭЗ) находятся напрямую либо косвенно в следующей собственности:

  1. в коммунальной собственности - Акиматы Мангистауской, Карагандинской (49% - частная), Павлодарской и Южно-Казахстанской областей - 4 управляющие компании СЭЗ
  2. в республиканской собственности - Министерство нефти и газа РК и МИНТ - 3 управляющие компании
  3. в собственности АО ФНБ «Самрук-Казына» - АО «НК «Казахстан Темiр Жолы» и ТОО «Объединенная химическая компания» - 2 управляющие компании
  4. ГУ СЭЗ «Астана-новый город» - Акимат города Астаны.
Налоговый орган на территории СЭЗ
- в части налогового регулирования в СЭЗ выступает соответствующее подразделение Налогового комитета Министерства финансов.

Таможенный орган на территории СЭЗ
- в части таможенного регулирования в СЭЗ выступает соответствующее подразделение Комитета таможенного контроля Министерства финансов.

Льготы в СЭЗ

Льготы в специальных экономических зонах предусмотрены в Налоговом Кодексе и Законе «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»

Налоговые льготы

Для участников всех СЭЗ предусмотрены следующие льготы:
. Освобождение от КПН;
. Освобождение от земельного налога;
. Освобождение от налога на имущество;
. При реализации на территории специальной экономической зоны товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания специальных экономических зон, по перечню товаров, определенных Правительством Республики Каазхстан, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.;
Существуют также дополнительные налоговые льготы для участников СЭЗ «Парк инновационных технологий» и СЭЗ «Астана новый город».

для СЭЗ «Астана новый город»:
. реализация на территории специальной экономической зоны «Астана - новый город» товаров, полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией, по перечню товаров, определенных Правительством Республики Казахстан, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

для СЭЗ «Парк информационных технологий»:
. Освобождение от социального налога на 5 лет при условии, что расходы на оплату труда составляют не менее 50% от годового дохода и 90% от расходов на оплату труда расходуется на резидентов РК Организация, зарегистрированная в Казахстане и находящаяся вне СЭЗ «ПИТ», до 1 января 2015 года считается участником СЭЗ «ПИТ» если она:

1) не имеет структурных подразделений;
2) не менее 70 процентов совокупного годового дохода составляют доходы, подлежащие получению (полученные) от реализации товаров собственного производства, работ, услуг от следующих видов деятельности: проектирование, разработка, внедрение, опытное производство и производство программного обеспечения, баз данных и аппаратных средств информационных технологий, а также услуги дата-центров, онлайн-услуги; проведение научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ по созданию и внедрению проектов в области информационных технологий.

Другие льготы

Упрощенный порядок найма иностранной рабочей силы
Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы местными исполнительными органами производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан, но в упрощенном порядке без поиска кандидатур на внутреннем рынке труда.

Бесплатный земельный участок на срок до 10 лет
Участникам СЭЗ на срок до 10 лет бесплатно предоставляется земельный участок для реализации проекта.

Условия получения налоговых льгот:
1) Регистрация в качестве налогоплательщика на территории СЭЗ
2) Не иметь структурных подразделений за пределами СЭЗ
3) Не менее 90 процентов совокупного годового дохода (для СЭЗ «ПИТ» - 70%) должны составлять доходы от реализации товаров собственного производства по приоритетеным видам деятельности СЭЗ.

Специальные экономические зоны в Казахстане

В целях активизации внешнеэкономических связей, ускоренного развития региона, поддержки отраслей экономики и решения социальных проблем, привлечения инвестиций, технологий и современного менеджмента, создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, в Республике Казахстан Указом Президента Республики Казахстан созданы 9 специальных экономических зон:
  1. СЭЗ «Астана - новый город» в городе Астана (легкая промышленность, автомобилестроение, авиационная, химическая);
  2. СЭЗ «Морпорт Актау» в Мангистауской области (легкая промышленность, химическая, металлургическая промышленность);
  3. СЭЗ «Парк информационных технологий» в городе Алматы (приборостроение);
  4. СЭЗ «Онтүстік» в Южно-Казахстанской области (легкая и текстильная промышленность);
  5. СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области (нефтехимическая промышленность);
  6. СЭЗ «Бурабай» в Акмолинской области (туризм);
  7. СЭЗ «Павлодар» в г.Павлодар (химическая и нефтехимическая промышленность);
  8. СЭЗ «Сарыарқа» в Карагандинской области (металлургия и машиностроение);
  9. СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» в Алматинской области (логистика);
  10. СЭЗ «Химический парк Тараз» в г. Тараз (химическая промышленность).
Мировой опыт свидетельствует о том, что создание СЭЗ является фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Данные СЭЗы условно можно разделить на три группы:
1) промышленно-производственные зоны - «Морпорт Актау», «Онтүстік», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Павлодар», «Сарыарқа», «Астана - новый город», «Химический парк Тараз»;
2) сервисные - «Бурабай», «Астана - новый город», «Хоргос - Восточные ворота»;
3) технико-внедренческая зона - «Парк информационных технологий».

Общей характерной чертой СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные и налоговые льготы.

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ, виды ОЭЗ

Свободная, особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания с точки зрения государства:

привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;

создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развитие экспортной базы;

импортозамещение;

апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

освоение новых рынков сбыта;

приближение производства к потребителю;

минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;

доступ к инфраструктуре;

использование более дешёвой рабочей силы;

снижение административных барьеров;

развитие территории.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны . Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированные в национальную экономику , ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны , в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Налоговые : налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль.)

Таможенные (импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий , упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности :

  • инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
  • благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
  • предоставляется ряд налоговых преференций;
  • система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

- Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

- Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

- Портовые зоны.

- Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

Автомобилей и автокомпонентов;

Строительных материалов;

Химической и нефтехимической продукции;

Бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

Нано- и биотехнологии;

Медицинские технологии;

Электроника и средства связи;

Информационные технологии;

Точное и аналитическое приборостроение;

Ядерная физика.

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов. Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.