Принципы строительства вооруженных сил российской федерации. Современное строительство вооруженных сил. В Сухопутных войсках

Тема 1: «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан».

3.1.3 Назначение, состав и принципы
строительства ВС РФ. Военная доктрина
России.

Российские Вооруженные Силы – это неотъемлемый элемент государственности.
Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую
основу обороны страны.
Вооруженные Силы (ВС) РФ - государственная военная организация,
предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ,
вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российской
территории, выполнения задач в соответствии с российскими законами и
международными договорами РФ.
Решение об использовании ВС является исключительной компетенцией
Президента РФ - Верховного Главнокомандующего ВС РФ. Он же осуществляет
руководство, издает приказы и директивы, обязательные для исполнения всеми
войсками, воинскими формированиями и органами.
Сегодня одной из важнейших задач Вооруженных Сил является обеспечение
ядерного сдерживания. Оно составляет стержень всей системы национальной
безопасности страны. Кроме того, сегодня приходится решать и принципиально
новую задачу – осуществлять миротворческую деятельность как самостоятельно,
так и в составе международных организаций.

Вооруженные Силы РФ состоят:
центральных органов военного
управления;
объединений, соединений,
воинских частей и организаций;
видов и родов войск ВС РФ;
тыла ВС РФ;
войск, не входящих в виды и
рода войск ВС РФ.

Центральные органы
управления ВС РФ
Министерство
обороны
Генеральный
штаб
управления, ведающие
определенными
функциями и
подчиненные
определенным
заместителям министра
обороны или
непосредственно
министру обороны
Главные
командования
видами
Вооруженных
Сил.

Виды Вооруженных Сил
Российской Федерации
Сухопутные войска
ВоздушноКосмические Силы
Военно-Морской
Флот

Самостоятельные
рода войск
Ракетные войска
стратегического
назначения
Воздушнодесантные
войска

Под строительством Вооруженных Сил понимается система мероприятий,
осуществляемых федеральными органами государственной власти, направленных
на создание, оснащение, содержание и подготовку Вооруженных Сил к
выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени.
Главной целью строительства Вооруженных Сил Российской Федерации
является создание и развитие войск, способных обеспечить защиту независимости,
суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности граждан и
других жизненно важных интересов общества и государства.
В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации (2010 г.)
основной задачей строительства и развития Вооруженных Сил и других войск
является приведение их структуры, состава и численности в соответствие с
прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных
конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также политическими,
социально- экономическими, демографическими и военно-техническими
условиями и возможностями Российской Федерации.

Военная политика Российской Федерации направлена на сдерживание и
предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации,
форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск и органов,
повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и
безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.
Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного
конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации.
Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие
в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов
оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской
Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само
существование государства. Решение о применении ядерного оружия принимается
Президентом Российской Федерации.

Единоначалие – важнейший принцип строительства и жизнедеятельности войск.

1. Единоначалие как основа централизованного и устойчиво­го управления армией и флотом.

2. Всемерное укрепление единоначалия - долг и обязанность каждого военнослужащего Российских Вооруженных Сил.

Устав Внутренней службы оп­ределяет, что единоначалие явля­ется одним из принципов строи­тельства Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации, руководства ими, взаимоотношений между во­еннослужащими.

Заключается оно в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной вла­сти по отношению к подчинен­ным и возложении на него персо­нальной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие определяет пост­роение армии как централизован­ного военного организма, единст­во обучения и воспитания лично­го состава, организованность и дисциплину и в конечном счете высокую боеготовность войск. Необходимо отметить, что оно наилучшим образом обеспечивает единство воли и действий всего личного состава, строгую центра­лизацию, максимальную гибкость и оперативность руководства вой­сками. Единоначалие позволяет командиру действовать смело, ре­шительно, проявлять широкую инициативу, возлагая на коман­дира персональную ответствен­ность за все стороны жизнедея­тельности войск, способствует развитию у офицеров необходи­мых командирских качеств. Оно создает условия для высокой ор­ганизованности, строгой воин­ской дисциплины и твердого по­рядка.

Многовековой опыт позволяет утверждать, что командиры могут успешно выполнять стоящие пе­ред ними задачи только в услови­ях постоянно укрепляющегося единоначалия, сосредоточения в их руках всех функций руковод­ства и управления деятельностью воинских коллективов .

История Вооруженных Сил на­шего Отечества убедительно до­казала эффективность единонача­лия как в мирное, так и в военное время. Командир-единоначаль­ник, обладая всей полнотой рас­порядительной власти по отно­шению к вверенным ему вой­скам, единолично несет полную ответственность за их состояние, подготовку, обеспечение и дея­тельность.

Единоначалие обеспечивает единство воли, гибкость и опера­тивность управления войсками;

свободу действий командира в ходе выполнения поставленных задач; организованность и дис­циплинированность войск; целе­направленное обучение и воспи­тание личного состава; эффек­тивный контроль выполнения приказов и уставов (см. схему 1).

Единоначалие в Вооруженных Силах РФ направлено на повы­шение боеспособности и боевой готовности войск армии и сил флота, воспитание у воинов вы­соких морально-психологических качеств. Чем сложнее и труднее обстановка и решаемые войсками задачи, тем крепче должно быть единоначалие. Более того, войска не могут успешно выполнять бое­вые задачи без твердого единона­чалия и крепкой воинской дис­циплины.

Только строго централизован­ное управление войсками может обеспечить успех в бою, где важ­ное значение приобретают быст­рота принятия решения и немед­ленное проведение его в жизнь, четкая координация действий войск.

Единоначалие в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет четкую правовую основу, ко­торую составляют законы, воин­ские уставы, приказы и директи­вы. Эти нормативные акты вносят оформленность во внутренние отношения армии, в права и обя­занности военнослужащих. Они обеспечивают как правовой ста­тус командиров при управлении войсками, так и гражданские и личностные права военнослужа­щих.

Единоначалие предполагает от­дачу командиром (начальником) приказов, приказаний и распоря­жений, которые обязательны для неукоснительного выполнения подчиненными.

В армиях всех стран мира поря­док отдачи и выполнения распо­ряжений строго регламентирован, но существуют единые принци­пы, которые доказали необходи­мость их неукоснительного вы­полнения.

Прежде всего командир перед отдачей приказа обязан всесто­ронне оценить обстановку, а так­же предусмотреть меры по обес­печению его выполнения. Он лично несет ответственность за отданный приказ и его последст­вия, соответствие отданных рас­поряжений законодательству, а также злоупотребление властью. В Российских Вооруженных Си­лах не допускаются отдача прика­зов и распоряжений, направлен­ных на нарушение закона, поста­новка задач, не имеющих отно­шения к службе.

Приказ должен быть сформу­лирован предельно ясно для подчиненного, исключать двоя­кое толкование и не вызывать сомнений. Как правило, он от­дается в порядке подчиненнос­ти, но при крайней необходимо­сти старший воинский началь­ник может отдать приказ воен­нослужащему, минуя непосред­ственного начальника. При этом он сам сообщает об этом непо­средственному начальнику или приказывает подчиненному до­ложить самому. Военнослужа­щий должен выполнить приказ 50 точно и в срок, о выполнении полученных указаний обязан до­ложить командиру.

Военнослужащий в целях ус­пешного выполнения поставлен­ной задачи обязан проявлять ра­зумную инициативу. Она особен­но необходима, когда получен­ный приказ не соответствует рез­ко изменившейся обстановке, а условия таковы, что своевремен­но получить новый приказ нет возможности.

Укрепление единоначалия в ар­мии и на флоте Российской Фе­дерации имеет свою специфику, так как оно не имеет ничего об­щего с простым администрирова­нием, поскольку в своей практи­ческой деятельности командир опирается на общественные орга­низации, принимает активное участие в их работе, тесно связан с личным составом, поддержива­ет его инициативу, мобилизует на выполнение учебных и боевых за­дач.

Жизнь убедительно свидетель­ствует о том, что без проведения в жизнь принципа единоначалия невозможно добиться такого уровня дисциплины, который не­обходим для твердого управления войсками.

Принцип единоначалия обязы­вает командира применить всю силу своего влияния, всю власть, чтобы принятое им решение бы­ло непременно выполнено под­чиненными. Только в этом случае воинская дисциплина будет под­держиваться на должном уровне. Принцип единоначалия позволя­ет командиру постоянно мобили-зовывать и направлять усилия всех своих подчиненных на ус­пешное решение задач боевой подготовки и повседневной жиз­недеятельности, укрепление во­инской дисциплины.

Опыт показывает, что успеха добиваются те командиры-едино­начальники, которые системати­чески учат подчиненных офице­ров, прапорщиков, сержантов умению сочетать метод убежде­ния с мерами принуждения, пра­вильно применять власть, не до­пуская искажения требований Дисциплинарного устава Воору­женных Сил.

Единоначалие теснейшим обра­зом связано с воинской дисцип­линой и оказывает на ее состоя­ние решающее воздействие. Опыт передовых командиров наглядно свидетельствует, что последова­тельная реализация принципа единоначалия во всех звеньях ар­мейского организма благотворно сказывается на укреплении дис­циплины.

Всемерное укрепление едино­началия - одна из важнейших обязанностей командиров.

Главными направлениями в ра­боте по укреплению единонача­лия являются: непрерывное по­вышение профессиональной под­готовки командиров; выработка у них высоких нравственных ка­честв; совершенствование стиля практической деятельности; вос­питание всего личного состава в духе уважения к командирам, беспрекословного повиновения и дисциплинированности; активная деятельность общественных орга­низаций по поддержанию автори­тета командиров (см. схему 2).

Особое внимание необходимо уделять обучению офицеров, пра­порщиков и сержантов методике организации профилактической работы по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений. Анализ состоя­ния дисциплины в коллективе позволяет детально разобраться в нравственной атмосфере, в кото­рой живут и несут службу воен­нослужащие, характере и перво­причинах дисциплинарных про­ступков.

Важнейшим условием укрепле­ния воинской дисциплины явля­ется воспитание подчиненных в духе безусловного и точного вы­полнения всех без исключения требований уставов. В обшевоин-ских уставах изложены правила, которые четко регламентируют организацию службы, учебы и быта войск. Твердый уставной порядок является основой повы­шения боевой готовности подраз­деления, части. Он охватывает организацию учебного процесса, эксплуатацию и содержание техники, порядок в казармах и воен­ном городке, парках боевых ма­шин, караульных помещениях, учебных центрах. Он предполага­ет строгое выполнение распоряд­ка дня, четкую организацию быта и досуга воинов. Уставной поря­док служит не только важнейшим условием поддержания высокой воинской дисциплины, но и мощным фактором воспитания, является как бы органическим продолжением воспитательной работы .

Решающая роль в поддержании уставного порядка принадлежит командирам-единоначальникам. Они имеют достаточные права, несут личную ответственность за боевую и мобилизационную го­товность частей и кораблей, под­разделений и служб, обязаны слу­жить для подчиненных примером строгого соблюдения законов, норм морали, выполнения требо­ваний военной присяги, воин­ских уставов. И правильно посту­пают те командиры, которые ис­пользуют самые разнообразные формы и методы для воспитания военнослужащих в духе высокой дисциплинированности и испол­нительности. Ибо в этом – залог успеха в решении задач боевой подготовки.

Личный пример командира оказывает важное воспитательное и дисциплинирующее влияние на подчиненных. Они стремятся подражать командиру во всем, равняться на него. Как правило, воины учатся у своего командира не только боевому мастерству. Они перенимают у него манеру поведения. Вот почему команди­ру-единоначальнику необходимо быть для подчиненных образцом во всем, высоко держать свой ав­торитет. Жизнь убедительно под­тверждает, что высокий авторитет командира помогает успешно ру­ководить личным составом в лю­бых условиях.

Органическое единство адми­нистративной власти и индивиду­альных качеств командира оказы­вает решающее влияние на все стороны обучения и воспитания подчиненных, в том числе и на укрепление воинской дисципли­ны.

Авторитет командира является действенным инструментом его дисциплинарной власти. У авто­ритетного командира подчинен­ные служат с большим старани­ем, близко к сердцу принимают замечания и упреки, гордятся по­хвалой и стремятся заслужить его доброе слово.

Те трудности и лишения, кото­рые неизбежно выпадают на долю личного состава, командир при­зван стойко преодолевать сам, показывая при этом высокую си­лу духа. Все великие полководцы прекрасно осознавали эту аксио­му. , например, до­бровольно разделял с подчинен­ными все тяготы походов и бата­лий. Он всегда был вместе с сол­датами, находился в условиях, ничем не отличающихся от тех, в которых воевали его чудо-богаты­ри. На маршах, учениях, в сраже­ниях он переносил те же нагруз­ки, что и его войска, наравне со всеми подвергался опасностям. И уже за одно это солдаты боготво­рили Суворова, шли за ним в са­мое пекло сражений.

Умение требовать не приходит само собой. Этому надо терпели­во учиться. Желаемого результата в своей работе достигают те ко­мандиры, которые глубоко знают подчиненных, их склонности и

запросы, индивидуальные осо­бенности их характеров, мотивы поступков. Вместе с тем все это не должно снижать требователь­ности, а наоборот, способство­вать выбору лучших форм ее предъявления.

Чтобы требовать с подчинен­ных, командиру надлежит точно знать границы власти, предостав­ленной ему по занимаемой долж­ности и воинскому званию. В противном случае он не исполь­зует до конца всех возможностей или же рискует превысить свою власть, что также недопустимо.

Использовать власть следует осмотрительно, точно соразмеряя строгость наказания со степенью вины подчиненного, учитывая прежнее его поведение и обстоя­тельства, при которых совершено нарушение.

Дисциплинарный устав не ука­зывает, за какие нарушения сле­дует применять те или иные взы­скания. Командир в пределах своих полномочий сам выбирает такой вид взыскания , который, по его мнению, должен оказать максимальное воспитательное воздействие как на человека, к которому оно применяется, так и на подразделение в целом. Чрез­мерно строгое или, напротив, че­ресчур мягкое взыскание, как и огульное наказание лиц, непо­средственно не причастных к проступку, снижает воспитатель­ное воздействие наказания, под­рывает авторитет командира, ко­торый, погорячившись, неумело применил свои права. Незаслу­женное наказание больно ранит самолюбие человека, снижает его инициативу и старание, порожда­ет привычку к перестраховке .

Требовательность утверждается не сама по себе. "Права граждан­ства" она получает тогда, когда четко организована работа по проверке исполнения приказов и распоряжений. И в этой работе командир-единоначальник обя­зан показать личный пример.

Сложность задач, решаемых Вооруженными Силами России в современных условиях, требует от командиров творческого приме­нения разнообразных форм, ме­тодов и приемов воспитания во­еннослужащих с учетом индиви­дуальных особенностей каждого подчиненного.

Работать с каждым - значит учитывать как положительные, так и отрицательные качества во­ина, знать его мысли, настрое­ние, желания, все стороны жизни и поведения.

Глубоко знать личные качества подчиненных - одна из основных обязанностей командира и на­чальника, предусмотренная Уста­вом внутренней службы Воору­женных Сил РФ. Разумно ис­пользуя метод индивидуального подхода к подчиненным, коман­диры формируют из разных по уровню подготовки, духовному складу и физическому развитию молодых людей дружные, спаян­ные едиными целями воинские коллективы.

Командир-единоначальник за­нимает особое положение в воин­ском коллективе. Однако он не должен опасаться простоты, сер­дечности в отношениях с людьми только потому, что кто-то может использовать это во вред службе. Доброжелательное командирское отношение к людям должно соче­таться с высокой требовательнос­тью к ним, а доступность коман­дира - с умением подчинить сво­ей воле волю всех подчиненных. Только тогда командир может за­воевать авторитет среди всего личного состава.

Высоким авторитетом среди подчиненных пользуется тот ко­мандир, которому вежливость не мешает непримиримо относиться к любым нарушениям, а тактич­ность не снижает его принципи­альности. Меньше всего этот ко­мандир желает внушить страх подчиненным. Больше всего он дорожит их уважением.

Чутко и внимательно относить­ся к людям, проявлять отеческую заботу о них, решительно утверж­дать уставной порядок, воинскую дисциплину, всемерно повышать боевую готовность подчиненных частей, кораблей, подразделений - в этом долг и обязанность каж­дого командира-единоначальни­ка.

Таким образом, права и ответ­ственность командира органичес­ки взаимосвязаны между собой: чем шире его полномочия, тем выше мера ответственности за порученное дело. Умение практи­чески наладить работу, добиться реальных высоких результатов в боевой учебе, в укреплении дис­циплины и организованности личного состава - характерная черта командира-единоначальни­ка.

При рассмотрении первого вопро­са необходимо обратить внимание на раскрытие сущности единона­чалия как необходимого условия ус­тойчивого управления частями, кораблями и подразделениями, ос­новных форм, в которых оно осу­ществляется, и его влияния на ус­пешное решение боевых и учебно-боевых задач, а также задач по­вседневной жизнедеятельности.

При рассмотрении второго во­проса внимание акцентируется на основных направлениях работы по укреплению единоначалия, при этом подробно раскрываются фор­мы и методы деятельности офице­ров и прапорщиков по поддержа­нию авторитета командиров, фор­мированию здорового общественно­го мнения. Отдельно отражаются вопросы, связанные с непосредст­венным влиянием единоначалия на укрепление воинской дисциплины и организованности, особенно следу­ет подчеркнуть необходимость со­знательного и неукоснительного выполнения каждым военнослужа­щим требований законов, воинских уставов, приказов командиров.

1. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил РФ. - М.: Воениздат, 1994.

2. Отечество. Честь. Долг/Учебное пособие по общественно-государствен­ной подготовке. Выпуск 1. - М., 1997.

3. Единоначалие и воинская дисциплина. - М.: Воениздат, 1988.

Вопросы:
1. Становление вооружённых сил и их реформировали в докапиталистический период развития России.
2. Военные реформы в капиталистической России.
3. Развитие вооружённых сил и результаты военных реформ на переломных этапах развития Отечества».

Развитие вооружённых сил находится в прямой зависимости от проводимых реформ в стране, в том числе в армии и на флоте. История свидетельствует, что от их успеха или неуспеха во многом зависит обороноспособность государства. Опыт крупных, коренных военных реформ в истории нашей страны и в XIX, и в XX веке говорит о том, что сразу, с ходу идеальная модель никогда не достигалась. Сегодня в планы военного строительства также могут и уже вносятся корректировки, уточнения. Проблема военной реформы является весьма важной для решения главного вопроса: как и какими средствами в условиях экономических санкций Запада, кризиса и нарастающего технологического прорыва в военной области в XXI веке обеспечить национальную и военную безопасность России? Ответить на этот вопрос можно, лишь хорошо проанализировав предыдущие военные реформы, которые были в истории нашей страны.

В трактовке Военного энциклопедического словаря (М., 1983 г.) реформа военная - совокупность существенных преобразований военной организации государства, направленных на ее приведение в соответствие с изменившимися внешними условиями. Если исходить из определения, что реформа - это коренное преобразование или изменение, то таких преобразований в военной области в истории нашей страны было не так уж много. На этапе докапиталистического развития России к таким преобразованиям, коренным образом изменившим всю военную систему страны, следует отнести реформы Ив. Грозного и Петра I.
Формирование сильного русского государства в середине XVI века требовало создания мощных вооружённых сил. Русский царь Иван IV хорошо это понимал. Поэтому он попытался найти себе единомышленников, сплотить их вокруг себя и начать намеченные преобразования. Среди них были: архиепископ Макарий, дьяк Иван Висковатый, костромской вотчинник Алексей Адашев, воинник Иван Пересветов и другие. Так, в частности, Пересветов, которого по праву считают идеологом военной реформы И. Грозного, предложил оборону страны решить путём создании постоянного войска, вооружённого огнестрельным оружием. Причём ратники должны были систематически проходить военную подготовку.
Основное содержание военной реформы Иване Грозного:
1 Упорядочение системы комплектования и военной службы в поместном войске;
2 Организация централизованного управления армией;
3 Создание постоянного стрелецкого войска;
4 Выделение артиллерии в самостоятельный вид войск;
5 Централизация системы снабжения;
6 Создание постоянной сторожевой службы на южных рубежах страны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при Иване Грозном впервые на Руси сложилась новая система военного управления. Если раньше она состояла из отдельных лиц, выполнявших княжескую волю, то в ходе военной реформы в середине XVI века она стала государственным органом, имевшим свою чёткую структуру и обязанности.
Следующее направление военного Реформирования в эпоху правления Ивана Грозного - это изменение в системе комплектования армии.
Важнейшим документом, заложившим юридические основы создания постоянного войска в русском государстве, стал изданный Иваном Грозным в октябре 1550 года указ (приговор) «Об испомещении в Московском и окружающее уездах избранной тысячи служилых людей».
В 1556 году в «Уложении о службе» было законодательно закреплено положение о комплектовании дворянского поместного войска.
Создавая постоянное войско, Иван Грозный понимал, что его численности в годы лихой годины будет явно недостаточно для ведения серьёзных боевых действий, поэтому в состав русского войска также входила и «посошная рать», т.е. народное ополчение. Данные ратники набирались как из городского, так и сельского населения и предназначались для второстепенных действий, а иногда играли роль боевого резерва. В ходе проведения военной реформы в середине XVI века произошли также серьёзные изменения и в вооружении русской армии. К холодному оружию, которое применялось тогда в войсках в массовом порядке, стало прибавляться огнестрельное оружие. Сначала это были пищали, ружья, пистолеты, несколько позднее - артиллерия, которая была превращена в самостоятельный род войск.
Проведя социально-политический анализ военной реформы Ивана Грозного, можно сделать следующие выводы.
1. Создание постоянного войска стало важнейшим достижением России середины XVI века, что позволило ей значительно укрепить свою государственность, обеспечить военную безопасность и независимость от многочисленных врагов страны.
2. В ходе реформы создана принципиально новая система военной организации государства, включающая в себя регулярную армию, военное и государственное управление, обеспечивающие органы. Произошло выделение артиллерии в самостоятельный род войск.
3. Реформе зачастую проводилась репрессивными методами, что приводило к значительным жертвам среди населения страны, вызывало возмущение народа формами и методами ее проведения.
4. Осуществление военной реформы позволило России расширить территорию государства, ликвидировать феодальную раздробленность, покончить с обособлением дворян и бояр.
5. Преобразования, осуществлённые в ходе военной реформы, значительно повысили боеспособность армии, способствовали успехам русского оружия в войнах XVI-XVII вв.
История свидетельствует, что к исходу XVII века военная организация России имела ряд серьёзных недостатков, которые прямо или косвенно влияли на ее положение как в стране, так и на международной арене. Военная система того времени не могла обеспечить успешное решение назревших внутренних и внешнеполитических задач государства, что и предопределило военные реформы Петра I (1698-1721 гг.). На многие века он остался в общественном сознании как гениальный реформатор, превративший Россию в великую державу мира.
Основное содержание военной реформы Петра Первого:
1 Создание русской регулярной армии и флота;
2 Введение рекрутской системы комплектования;
3 Упразднение разнородных воинских формировать, введении однотипной организации и вооружения в пехоте, кавалерии и артиллерии;
4 Создание единой системы обучения и воспитания военных кадров;
5 Принятие уставов;
6 Централизация военного управления;
7 Замена приказов Военной коллегией;
8 Проведение военно-судебных реформ;
9 Открытие военных школ для подготовки офицерских кадров;
10 Чёткая perламентация воинской службы.
Необходимость реформирования армии была осознана Петром I после неудачных Азовских (1695-1696 гг.) походов. Молодой царь понял, что решить задачу выхода к морю можно лишь военным путём, а для этого необходима коренная реформа русской армии, создание мощного регулярного военно-морского флота. С этого времени началась его деятельность по коренной реорганизации русского войска.
В реформах Петра I необходимо отметить его стремление и постоянную заботу о создании системы подготовки отечественных военных кадров, их обучении и воспитании. По его требованию все молодые дворяне с 15-летнего возраста в течение десяти лет были обязаны пройти солдатскую службу в Преображенском и Семёновском гвардейских полках. В указе от 1719 года строго оговаривалось, чтобы никакого человека, ни в какой офицерский чин не допускать из офицерских детей и дворян, которые не будут в гвардии солдатом. После получения офицерского чина они направлялись в армейские части, где должны были служить пожизненно. Но такая система подготовки офицеров не могла полностью удовлетворить возрастающие потребности армии и флота в командных кадрах. Поэтому были учреждены ряд специальных военных школ.
Реформы позволили создать довольно стройную и единую для всех войск отечественную систему обучения и воспитания. В ходе неё были разработаны и приняты принципиально новые инструкции и уставы, которые отражали происходящие в практике военного дела изменения и были довольно прогрессивными и передовыми для того времени. Среди них следует выделить «Морской устав», «Устав Воинский» (1716 г.), «Для полевой битвы правила», «Воинские артикулы» (1715 г.) и т.д. В них использовался опыт передовых стран Европы. За период правления Петра I было принято более трек тысяч правовых актов. Главной особенностью этих актов был новый принцип «военного слушание». Ратная служба в них определялась как служба на регулярной основе, причём была службой не только царю, а и государству. Отечеству.
Главным в жизни Петра Великого, а также в проведении его военной реформы, явилось создание регулярного военно-морского флота. Пётр I хороню понимал значимость России как великой морской державы. Он отмечал, что «Всякий потентант (властитель, властелин. - Прим. ред.). который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

Серьёзные испытания выпали на долю России в XIX столетии: Отечественная война 1812 года, русско- турецкая (1828-1829 гг.), Крымская (1853-1856 гг.) и вновь русско-турецкая (1877-1878 гг.) войны, ознаменовавшиеся крупными сражениями на суше и на море. В ходе боевых действий отчётливо выявились недостатки военной организации государства. Правительство России вынуждено было извлечь уроки из побед и поражений, принять меры по совершенствованию всей военной системы. Государь поручил проведение военной реформы в России военному министру Д. Милютину.
Д. Милютин видел главную задачу военной реформы в том, чтобы согласовать по возможности требуемое сокращение наличных войск мирного времени с другим не менее важным условием - приготовлением всех средств к наибольшему развитию сил в случае войны.
Военные преобразования в России продолжались на протяжении всего двадцатилетнего пребывания Милютина на посту военного министра. Однако военные реформы не могли быть до конца последовательными, так как их внедрению мешали сохранившиеся феодально-крепостнические пережитки. Несмотря на это, Военному министерству удалось многое реализовать. Реорганизация военного строительства способствовала укреплению русской армии, превращению ее в регулярную и боеспособную.
Главным же результатом военной реформы Д. Милютина стало создание массовой армии буржуазного типа, что соответствовало уровню социально-экономического развития России середины XIX века.
После поражения России в русско-японской войне со всей очевидностью стал вопрос о проведении военной реформы в стране, чтобы в новом веке избежать более крупных поражений.
Военные реформы в России в 60-70-х годах XIX века Основное содержание военной реформы Д. Милютина:
1 Реорганизация Военного министерства, оставление в его ведении вопросов, имеющих значение для всей армии.
2 Создание военных округов с целью устранения излишней централизации управления и освобождения Военного министерства от решения военно-административных вопросов местного значения.
3 Создание новой системы комплектования армии и флота личным составом. Введение всеобщей воинской повинности. Определение сроков на действительной службе и в запасе.
4 Изменение общей организации вооружённых сил (постоянные войска и государственное ополчение).
5 Военно-судебная реформа. Создание постоянных военно-судебных органов в соответствии с новой структурой армии и флота и введением буржуазных принципов военного судоустройства и судопроизводства.
6 Перевооружение армии (нарезным стрелковым и артиллерийским вооружением).
7 Реорганизация системы подготовки командных кадров. Создание вместо кадетских корпусов военных прогимназий, гимназий, военных и юнкерских училищ.
8 Реформы на флоте (централизация управления флотом, изменение системы подготовки офицерских кадров, создание школ младших специалистов и т.д.).
9 Улучшение боевой подготовки войск. Обучение армии лишь тому, что необходимо на войне.
10 Обновление правовых документов, регламентирующих жизнь и деятельность армии (введение нового Положения о полевом управлении войсками в военное время, новых уставов и др.).
Послевоенное восстановление военной мощи России стало предметом обсуждения не только в высших политических и общественных кругах, но и достоянием общественности. Организация и проведение военной реформы начала XX века связано с А. Редигером и В Сухомлиновым. Последний в период с 1909 по 1915 год был военным министром России.
В ходе военного реформирования Россия к 1914 году стала иметь самую многочисленную в мире армию, насчитывающую 1 млн 423 тыс. человек. После объявления мобилизации ее численность возросла до 5 млн 338 тыс. человек. Содержание многочисленной армии требовало больших расходов, что крайне отрицательно сказывалось на уровне жизни населения. Достаточно отметить, что Россия в исследуемый период расходовала более пятой части своего бюджета на военные нужды. Общая сумма расходов на вооружения составила в 1898-1913 годах 2 585 000 000 рублей (не считая обычных бюджетов военных ведомств). Суммарный же бюджет по отчётам ведомств составил 8 381 367 000 рублей. Такие огромные расходы стали серьёзной причиной социальных потрясений 1917 года.

После окончания Гражданской войны и военной интервенции в России со всей остротой встал вопрос о необходимости проведения военной реформы. Необходимо было при вести военную организацию государства нового типа в соответствие с условиями мирного времени. Следовало перераспределить скудные послевоенные ресурсы на повышение жизненного уровни населения, восстановление разрушенного хозяйства страны, строительство промышленности и подъем сельского хозяйства.
Основное содержание военной реформы 1805-1912 годов.
1 Усилена централизация военного управления.
2 Введена территориальная систем» комплектование.
3 Сокращены сроки службы.
4 Значительно омоложён офицерский корпус.
5 Разработаны и приняты новые учебные программы для военных училищ.
6 Внедрены новые уставы.
7 Создана корпусная и полевая тяжёлая артиллерия.
8 Разработаны и приняты на вооружение новые виды оружия и боевой техники.
9 Улучшено материальное положение офицерского состава.
Претворять в жизнь принятые решения было поручено М. В. Фрунзе. Он был назначен заместителем Л. Д. Троцкого (председатель Реввоенсовета РККА), а также по совместительству начальником штаба РККА и начальником Военной академии. Проведению военной реформы в стране способствовал ряд обстоятельств. Среди них следует выделить следующие: окончание войны и невозможность содержать огромную армию военного времени; понимание руководством страны необходимости технического перевооружения армии и флота; приведение военного потенциала России в соответствие с имеемыми военными опасностями и экономическими возможностями государства.
Основное содержание военной реформы 1922-1990 гг.
1. Осуществлён перевод комплектования армии и флота по смешанному принципу.
2. Широкое обучение потенциальных призывников военному делу вне расположения воинских частей.
3. Изменена организационно-штатная структура РККА.
4. Обновлён командно-политический состав армии и флота.
5. Реорганизована система снабжения Вооружённых Сил.
6. Заложена основа плановой системы боевой подготовки.
7. Перестроена система политической подготовки военнослужащих.
8. Укреплены политорганы а штабах и воинских частях.
9. Созданы и внедрены в войска новые уставы.
10. Начато техническое перевооружение армии и флота.
11. Введено единоначалие.
12. Вооружённые Силы приведены в соответствие с новыми условиями развития социалистического государства
В заключение рассмотрения данного периода развития и военных преобразований в России необходимо сделать следующие выводы:
- военная реформа нового общественно-политического строя в стране носила осознанный характер, была направлена на повышение боевой готовности частей и подразделений при сокращении их численности;
- во главе проводимых преобразований стояла Коммунистическая партия, которая направляла деятельность органов управления обороной страны, вносила свои коррективы, связывала воедино нужды народа и обороны, расставляла военные кадры, определяла приоритеты в оборонном и государственном строительстве;
- в ходе реформы ярко проявились таланты советских военачальников, учёных, экономистов, которые в тяжелейших условиях строительства нового общества не только сохранили боеготовность армии и флота, но и значительно повысили её за счёт механизации. оснащения РККА и РККФ новой техникой и оружием;
- переест армии на милицейский принцип комплектовании позволял стране сэкономить огромное количество сил и средств, направив их на подъём экономики, развитие промышленности, решение проблемы безработицы;
- было улучшено материальное и социальное положение военнослужащих армии и флоте;
- коренному преобразованию подверглись органы управления армией и флотом;
- законодательно оформлены вопросы комплектования и прохождения воинской службы, определена классовая сущность армии и флоте.
Таким образом, в ходе военной реформирование были созданы и получили своё дальнейшее развитие армия и флот нового типа. Они показали себя надёжным военным организмом, способным обеспечить военную безопасность и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы развитие армии и флота Советского Союзе было связано с оснащением их ракетно-ядерным оружием, появлением РВСН, атомных подводим лодок и выходом ВМФ СССР в океан. Но в этот период преобразование реформами не назывались.
В истории нашей страны многие преобразования в военной обнести связаны с именами первых лиц государства. Нахождение у власти М.С. Горбачёва было ознаменовано стремлением привести военный механизм страны в соответствие с новыми политическими и экономическими реалиями. О военной реформе на данном историческом этапе говорилось и писалось довольно много, были опубликованы даже два варианта военной реформы Но ни один из них не был принят и не стал претворяться в жизнь, т.к. не успел стать официальным документом в связи с прекращением существования СССР и его Вооружённых Сил.
Не случайно Б.Н. Ельцин, едва придя к власти, принялся за «реформирование» Вооружённых Сил страны, фактически продолжив дело, начатое М.С. Горбачёвым, по разрушению военной составляющей государства. В конце XX века реформы свелись к бездумным сокращениям, реорганизациям, переорганизациям, объединениям и разъединениям различных структур Вооружённых Сил. За всеми этими «реформами» просматривалась борьба за личное влияние, карьеру, в лучшем случае корпоративный интерес родов войск, но отнюдь не стратегические интересы России. За десять лет не было принято ни одного решения, которое бы создало стратегическую перспективу укрепления и развития Вооружённых Сил.
«Реформа, - отмечал тогдашний министр обороны РФ И.Д. Сергеев, - единственная наша возможность сохранить Вооружённые Силы и заложить основы армии XXI века». Но вот в её осуществлении маршал был не совсем уверен уже тогда, в 1997 году, когда считал самым трудным делом начать реформу, а осуществить ее «только при консолидации усилий власти и общества». В статье И.Д. Сергеева «Новая Россия, новая армия» («Красная звезда», 1997 г., 19сентября) планы военного реформирования были несколько скорректированы, а по сути, раскрыты направления военной реформы, поставлен вопрос о ее необходимости, сказано, что надо делать для ее осуществления, определены сроки проведения. По его мнению, государственная идеология реформы Вооружённых Сил должна исходить из того, что жизнь военнослужащих - государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы.
Основные направления военной реформы в России в начале XXI века:
1. Структурные изменения в органах управления обороной страны.
2. Изменения в родах и видах Вооружённых Сил.
3. Поэтапный переход на комплектование армии и флота по контракту. Сокращение сроков службы военнослужащих по призыву.
4. Совершенствование системы подготовки военных кадров.
5. Сокращение численности Вооружённых Сил.
6. Перевооружение армии и флота на современные виды оружия и боевой техники.
7. Повышение уровня боевой выучки и боевого мастерства.
8. Реформирование военно-промышленного комплекса.
9. Оптимизация оборонных расходов. Перераспределение военного бюджета на приоритетные направления обороны.
10. Освобождение Вооружённых Сил от выполнения ими несвойственных им функций. Введение альтернативной воинской службы и аутсорсинга в армии. Совершенствование оборонного сознания населения страны.
11. Кардинальное повышение денежного довольствия военнослужащим и увеличение пенсий военным пенсионерам.
12. Забота государства об обеспечении военнослужащих и членов их семей жильём, оказание материальной и иной помощи.
13. Сокращение численности военных городков и устаревших видов вооружений.
Этап военного реформирования начала XXI века непосредственно связан с именем В.В. Путина. Став Президентом РФ, В.В. Путин не на словах, а на деле решил коренным образом реформировать военную систему России. Чтобы таким образом сделать оборону страны надёжной, безопасной и менее обременительной для общества.
Очень серьёзным и противоречивым периодом военного реформирования в начале XXI века стал временной интервал 2007-2012 годов, когда Министерство обороны РФ возглавлял А.Э. Сердюков. После известных событий августа 2008 года, когда Россия была вынуждена применить военную силу для принуждения Грузии к миру, стало ясно, что военная машина страны нуждается в серьёзном обновлении. По мнению бывшего начальника Генерального штаба Н Макарова, катализатором военной реформы стала именно война с Грузией, а сама реформа готовилась давно. Руководством страны в сентябре 2006 г была поставлена задача по формированию нового облика Российской армии. Историкам ещё предстоит, проанализировать и оценить этот период отечественного военного реформирования за его неоднозначные результаты и последствия. Однако уже сейчас можно констатировать, что именно в этот период произошли самые кардинальные перемены в военной организации государства современной России. Причём настолько кардинальные, что последующее руководство страны и Министерстве обороны в лице В.В. Путина и С.К. Шойгу вынуждено было некоторые ранее принятые решения отменять и приводить в соответствие с требованиями времени, существующими угрозами и возможностями страны.
Проведённые за первое десятилетие нового тысячелетия в России мероприятия по преобразование ее военной организации вполне могут определяться как военное реформирование. Они уже дают свои положительные результаты. Армия и флот стали вновь боеспособны. Регулярно стали проводиться учения с боевыми стрельбами. Впервые за долгие годы наши корабли и авиация вышли в Мировой океан, участвовали в совместных учениях с ВМС Индии, США, НАТО, проводили сухопутные учения в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), с армиями Китая, Индии, странами СНГ. Очень хорошо проявил себя личный состав армии и флота РФ во время известных событий в Крыму в марте 2014 года.
Что же ещё положительного дала военная реформа в современной России? Важным достижением стали переход на трёхвидовую структуру Вооружённых Сил РФ. Вместо шести военных округов было создано четыре: Западный, Восточный, Центральный и Южный. В Вооружённых Силах развёртываются центры боевого управления повседневной деятельностью войск. Это система охватывает вое звенья руководства Вооружёнными Силами, а так позволяет скоординировать усилия министерств и ведомств, участвующих в реализации Плана обороны страны.
Президентом страны 31 декабря 2010 года утверждена новая Государственная программа вооружения, рассчитанная до 2020 года. На её реализацию выделяется беспрецедентная сумма - почти 20 трлн рублей. В ее рамках к 2020 году доля современного оружия и современней техники должна быть доведена в войсках до уровня не менее 70%.
Наряду с поставками нового предусмотрена модернизация существующего вооружения.
Справедливости ради следует отметить, что за несколько последних лет негативные тенденции в развитии Вооружённых Сил были повёрнуты вспять, ситуация несколько изменилась в лучшую сторону. В этом немалая заслуга Президента РФ В.В. Путина, который правильно считает, что армия без нового вооружения, без укрепления боеспособности и новых разработок в военной области не имеет будущего.
В.В. Путин отметил, что нужно взять все лучшее, что было в прежней системе, и одновременно предлагать новые методики и программы, помогающие молодёжи готовиться к современным условиям срочной службы. Именно поэтому министр обороны РФ генерал армии С.К. Шойгу хочет придать армии новый моральный облик, изменив систему воспитания военнослужащих, улучшив морально-психологическое состояние подчинённых.
В ходе современного реформирования наша страна также избавляется от устаревших вооружений, на содержание которых в России уходит иного сил и средств.
В ходе военной реформы приводятся к оптимальным параметрам стратегические запасы, резервы и Ресурсы. Новая Россия предполагает наличие определённых запасов, необходимых ей для чрезвычайных ситуаций, связанных, однако, не с планами подготовки и ведения широкомасштабной войны, а с возможными стихийными бедствиями, авариями, локальными конфликтами и т.п. Практика оборонного строительства последних лет показывает правильность создания стратегических запасов.
Заканчивая рассмотрение проблемы реформирования военной системы в современной России, можно сделать следующие выводы:
- военная реформа начала XXI в. в России дала свои положительные результаты, позволила Вооружённым Силам страны приобрести современный облик, сделать оборону более надёжной и эффективной;
- в обществе осознали необходимость проведения кардинальных преобразований всей военной сферы, необходимых для приведения обороны государства к параметрам, соответствующим возможностям страны и достаточных для обеспечения ее военной безопасности;
- проблема военной реформы стала предметом глубокой научно-практической проработки, результатом которой призвана стать разработанная концепция военной реформы, которая не может быть схоластической, а должна быть практически ориентированной, т.е. определять подходы, приёмы, этапы, способы и методы решения конкретных задач современного оборонного строительства;
- в ходе проведения военной реформы Вооружённые Силы, другие войска, ВПК, система управления обороной страны приводятся в соответствие со степенью имеемых или потенциальных военных угроз и опасностей;
- проведение военной реформы не самоцель, а необходимое условие для нашей страны, переживающей сложное время и нуждающейся в коренном обновлении всех ее систем, в т.ч. политической, экономической, социальной и военной;
- реформирование Вооружённых Сил должно привести их на новый, более высокий уровень боеготовности, технической оснащённости, обеспечения социальной защищённости военнослужащих, повышений социальной значимости воинской службы.
Конечной целью военной реформы в России должно стать приведение военной мощи страны к оптимальным параметрам, создание Вооружённых Сил, отвечающих требованиям XXI века, т.е. более компактных, эффективных, способных обеспечить военную безопасность в любых условиях. Современная военная мощь России в новых условиях должна опираться не на численные показатели ее составляющих, а прежде всего на высокую боеспособность и боеготовность, техническую оснащённость, мобильность и возможность эффективного использования сил и средств.

Методические рекомендации.
При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на первые шаги в области создании регулярной армии и флота, раскрыть основные направления им реформирования, показать роль Ивана Грозного и Петра I. Во втором вопросе целесообразно рассмотреть направления военного реформирования вооружённых сил капиталистической России на разных этапах ее развития, вскрыть причины военной реформы. В третьем вопросе необходимо обратиться к руководящим документам, таким как Военная доктрина РФ (2014г). Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., майские указы В.В. Путина, регламентирующим развитие Вооружённых Сил современной России, а также рассмотреть пути развития армии и флота в современных условиях.

Рекомендуемая литературе:
1. Военная доктрина Российской Федерации. М., 2014.
2. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года. М., 2009.
3. Путин В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета – 2012 г., 20 февраля.
4. Шойгу С. «Реформе армии нужен здравый смысл». // Комсомольская правда» 2013 г., 12февраля.
5. Николаев А. Оборона России. М„ 2003,
6. Милютин Д. Первые опыты военной статистики. Кн. 1. СПб., 1874.

Капитан 1 ранга запаса Виктор КИРИЛЛОВ, доктор политических наук, профессор

Строительство Вооружённых Сил и военные реформы в истории России

Отечественные Вооруженные Силы имеют славную боевую историю, на всем протяжении которой они постоянно развивались и совершенствовались. На некоторых исторических этапах эти преобразования были настолько глубокими и радикальными, что приобрели форму военных реформ. Изучение опыта их проведения поможет воинским коллективам успешнее решать современные задачи в ходе формирования нового облика армии - армии XXI века.

Сущность строительства Вооруженных Сил

Под строительством Вооруженных Сил понимается система мероприятий, осуществляемых федеральными органами государственной власти, направленных на создание, оснащение, содержание и подготовку Вооруженных Сил к выполнению возложенных на них задач мирного и военного времени.

Строительство Вооруженных Сил осуществляется в неразрывной связи со строительством всей военной организации государства, под которой понимается совокупность органов государственного и военного управления вооруженных сил, других войск и воинских формирований, военно-промышленного комплекса, военно-научных и других учреждений, совместная деятельность которых направлена на обеспечение военной безопасности и осуществление вооруженной защиты страны.

Главной целью строительства Вооруженных Сил Российской Федерации является создание и развитие войск, способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности граждан и других жизненно важных интересов общества и государства.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации (2010 г.) основной задачей строительства и развития Вооруженных Сил и других войск является приведение их структуры, состава и численности в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также политическими, социально- экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации.

В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск Российская Федерация исходит из необходимости:

Совершенствования организационно-штатной структуры и состава видов и родов войск Вооруженных Сил и других войск и оптимизации штатной численности военнослужащих;

Обеспечения рационального соотношения соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;

Повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки;

Совершенствования взаимодействия между видами Вооруженных Сил, родами войск (сил) и другими войсками;

Обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения;

Интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения Вооруженных Сил и других войск, а также систем военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки;

Подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы.

Выполнение основной задачи строительства и развития Вооруженных Сил и других войск достигается путем:

а) формирования и последовательной реализации военной политики;

б) эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного финансирования Вооруженных Сил и других войск;

в) повышения качественного уровня оборонно-промышленного комплекса;

г) обеспечения надежного функционирования системы управления Вооруженными Силами и другими войсками в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

д) поддержания способностей экономики страны обеспечить потребности Вооруженных Сил и других войск;

е) поддержания мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение мобилизационного и стратегического развертывания Вооруженных Сил и других войск;

ж) создания сил гражданской обороны постоянной готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

з) совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных Сил и других войск, в том числе за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством;

и) создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры;

к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;

л) оптимизации количества военных образовательных учреждений профессионального образования в сочетании с федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программе военной подготовки, а также оснащения их современной материально-технической базой;

м) повышения уровня социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск;

н) реализации установленных федеральным законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;

о) совершенствования системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;

п) укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений;

р) совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан;

с) обеспечения государственного и гражданского контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны.

Принципы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации представлены на схеме.

Конституция Российской Федерации предусматривает широкие полномочия Президента Российской Федерации в сфере строительства Вооруженных Сил и обеспечения военной безопасности России. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания, вводит военное положение, утверждает военную доктрину, концепции и планы строительства Вооруженных Сил, издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы, ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне, по вопросам коллективной безопасности и разоружения, осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него законом.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно назвать несколько принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые сегодня определяют новый облик Вооруженных Сил и будут актуальными в будущем:

Способность осуществить стратегическое сдерживание;

Высокая боевая и мобилизационная готовность;

Стратегическая мобильность;

Высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;

Высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет определить приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в обозримой перспективе.

История отечественных военных реформ

В различные периоды истории государства, по мере развития материально-технических, социально-экономических и политических условий жизни общества Вооруженные Силы меняли свою организационную структуру, состав, способы комплектования, вооружение, приемы вооруженной борьбы. Эти изменения, как правило, проводились в ходе военных реформ, ставших важнейшими вехами в истории строительства армии и флота России.

Военные реформы включают в себя комплекс мероприятий, проводимых по решению высших органов государственного управления, направленных на коренное качественное и количественное изменение военной организации государства. Они осуществлялись в тесной связи с проводимой внешней и внутренней политикой, состоянием экономики, науки, культуры, социальной и духовной сферы государства, тенденциями развития военного дела в сопредельных странах.

Военная энциклопедия трактует понятие военной реформы как совокупность существенных количественно-качественных преобразований военной организации государства, направленных на повышение ее эффективности и приведение в соответствие с изменившимися внешними и внутренними условиями.

Так уж исторически сложилось, что в ходе военных реформ в России всегда решался примерно один и тот же круг вопросов, только каждый раз на качественно новом уровне. В обобщенном виде их можно свести к следующим условным группам:

1. Анализ прошедшей войны, определение целей и задач военной реформы, порядка ее проведения и основных исполнителей.

2. Совершенствование системы военного управления и структуры вооруженных сил.

3. Реорганизация системы комплектования вооруженных сил.

4. Принципиальные изменения в системе военного обучения, воспитания и подготовки к службе.

5. Реорганизация системы материально-технического снабжения армии и перевооружение.

6. Подготовка экономических условий и промышленной базы для проведения военной реформы.

7. Создание нормативно-правовой базы и специальных государственных институтов, закрепляющих результаты реформы.

История военных реформ России показывает, что в большинстве случаев они проводились в условиях острой нехватки финансовых средств и серьезного противодействия со стороны отдельных влиятельных сил в государстве и армии, что значительно удлиняло сроки их проведения и зачастую не позволяло в полном объеме достичь поставленных целей.

В истории России до 1917 года обычно выделяют четыре периода, связанных с проведением крупных военных реформ, и два периода серьезных военных преобразований, когда реорганизации подвергались только отдельные стороны военной структуры государства. Это военные реформы Ивана Грозного и Петра I, а также реформы 1860 - 1870-х и 1905 - 1912 годов. Военные преобразования проводились в период правления первых Романовых и Александра I.

Первую широкомасштабную военную реформу, затронувшую различные сферы государственной жизни, по праву связывают с деятельностью царя Ивана Грозного, начало которой положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы 1000 помещиками, занявшими ключевые командные должности в армии. Ее основной целью было создание военной структуры, способной обеспечить утверждение самодержавной царской власти в борьбе с князьями и боярством, возвращение исконно русских земель на западе и надежную защиту от Крымского, Казанского и Астраханского ханств, а при возможности - их нейтрализацию или завоевание.

Все основные цели реформы были достигнуты: создана военная организация, способная решать сложные внутренние и внешнеполитические задачи, а рубежи государства отодвинуты за Урал и к берегам Каспия.

После окончания Смутного времени совершенствование военной системы государства продолжилось в ходе преобразований в XVII веке, проводимых первыми царями династии Романовых. Изменениям подвергались только некоторые стороны военной системы. Основным содержанием преобразований стало дальнейшее развитие системы военного управления и создание воинских частей по западноевропейскому образцу.

В 1-й четверти XVIII века царь Петр I провел в стране кардинальные реформы, в том числе и военную. Результатом ее стало создание качественно новых вооруженных сил, комплектующихся по рекрутской повинности, имеющих единую форму и способных «прорубить окно в Европу». В ходе реформы были упразднены ранее существовавшие разнородные воинские формирования и введены однотипная организация и вооружение в пехоте, коннице и артиллерии. Произошла централизация военного управления, введена единая система воинского обучения, воспитания и подготовки офицерских кадров. Воинская служба стала регламентироваться уставами.

По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули Русскую армию на одно из первых мест в Европе.

До конца XVIII века в России серьезные военные преобразования не проводились, столь большой «запас прочности» заложил в новую армию Петр I и его последователи. К сожалению, в период царствования императора Павла I в армии началась определенная деградация. В XIX век Россия вступила с армией, созданной по прусским образцам, которую готовили не столько к войне и походам, сколько к торжественным разводам и вахтпарадам.

Начавшийся в Европе период наполеоновских войн показал, что военное дело в мире перешло на качественно новую ступень. Военная же структура России того времени устарела и нуждалась в безотлагательной реконструкции, без которой она не смогла бы противостоять современной французской армии. Речь не шла о коренной военной реформе. Период правления Павла I был относительно коротким, поэтому изжить из армии суворовский дух не успели, но боевые возможности армии заметно понизились. Императору Александру I, вступившему на престол в 1801 году, пришлось начать срочные военные преобразования. В короткий срок армия получила новую структуру, было проведено частичное перевооружение, улучшена подготовка офицерских кадров. Война 1812 года показала, что преобразования были проведены своевременно.

Поражение России в Крымской войне 1853 - 1856 годов продемонстрировало военную слабость страны. В начале 60-х годов под руководством военного министра Д.А. Милютина началась широкомасштабная военная реформа. Ее главным итогом стало создание массовой всесословной армии, комплектующейся по призыву и способной в короткие сроки значительно увеличивать свой состав за счет мобилизационного развертывания. Изменилась система подготовки и обучения военнослужащих, а также система подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ). В армии были приняты меры по укреплению дисциплины, введены новые воинские уставы, отменены телесные наказания, создана система военных судов. Кроме того, было проведено перевооружение на нарезные виды оружия и артиллерийские орудия, заряжающиеся с казенной части. На флоте на смену парусникам пришли броненосные металлические корабли. Была образована военно-окружная система управления (15 округов).

К сожалению, из-за сильного противодействия, как в военных кругах, так и в руководстве государства, реформа проводилась с большим трудом и изобиловала компромиссными решениями.

К началу XX века в России назрела необходимость проведения очередной реформы, что ярко продемонстрировало ее поражение в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. Основные мероприятия этой реформы были проведены в 1905- 1912 годах. В ходе ее впервые в России серьезно приступили к разработке принципов военной политики и военной доктрины. Было реорганизовано центральное военное управление вооруженных сил: учреждено самостоятельное Главное управление Генштаба (с 1908 г. в составе Военного министерства), созданы Совет Государственной обороны, Высшая аттестационная комиссия, введены должности генерал-инспекторов пехоты, кавалерии, инженерных войск и военно- учебных заведений, независимых от военного министра. Основным содержанием реформы явилось усиление централизации военного управления введением территориальной системы комплектования, сокращение сроков службы, омоложение офицерского корпуса, принятие новых уставов и программ для военных училищ.

В ходе реформы планировалось проведение комплекса из трех взаимосвязанных групп мероприятий. Во-первых, это ликвидация последствий русско-японской войны, восстановление боеспособности армии и повышение ее престижа. Во-вторых, изменение системы военного управления в стране, перевод армии на новую организационную структуру, отвечающую требованиям современной войны, значительное улучшение вооружения. В-третьих, воссоздание флотов в Тихом океане и на Балтике, понесших большие потери в кораблях, обеспечение армии современной военной и боевой техникой, реформирование системы подготовки военнослужащих запаса и офицерских кадров.

Как уже не раз бывало, в полном объеме решить все задачи военной реформы не удалось, но существенные изменения, значительно повысившие боеспособность армии и флота накануне Первой мировой войны, были проведены. Так, например, были приняты на вооружение новые образцы артиллерийских орудий (122-мм и 152-мм гаубицы), усилены инженерные войска, улучшено материальное обеспечение офицеров, осуществлены и другие меры.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г., уже в советской стране была проведена военная реформа (1924 - 1925 гг.), направленная на укрепление Красной армии. Ее формирование началось сразу после революции с реформирования старой императорской армии, значительно демократизированной Временным правительством. В декабре 1917 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декреты, отменявшие воинские чины, звания, знаки различия и преимущества. Вся власть передавалась солдатским комитетам и советам. Командиры - вплоть до командира полка - избирались на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня - на съездах соединений или совещаниях комитетов соединений. Параллельно осуществлялась частичная демобилизация армии.

В январе 1918г. СНК издал декрет, в котором говорилось об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии. Новая армия формировалась по принципу добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. Верховным органом общего руководства Вооруженными Силами являлся СНК, органом непосредственного управления - Народный комиссариат по военным и морским делам. В мае 1918 перешли от принципа добровольности к принципу всеобщей воинской обязанности, от выборов командиров - к их назначению. Все это позволило молодой РККА одержать победу в кровопролитной Гражданской войне и военной интервенции 18 государств.

Сразу после Гражданской войны начались кардинальное сокращение армии и другие структурные преобразования, которые переросли в военную реформу. Главными направлениями военной реформы стали: переход к смешанной системе устройства Вооруженных Сил, сочетавшей территориально-милиционную и кадровую системы; перестройка и укрепление аппарата военного управления; переход к единоначалию и реорганизация системы подготовки военных кадров; создание национальных воинских формирований; изменение структуры и системы работы органов военного тыла; совершенствование методов боевой и политической подготовки личного состава; разработка и внедрение в войска новых уставов и др.

Некоторые черты военной реформы носили и преобразования военной организации СССР, проведенные в 1935 - 1939 гг. в связи с переходом от смешанной кадровой и территориально-милиционной системы на полностью кадровую систему. В этот период: было увеличено число военных округов и комиссариатов; возросли сроки военной службы; снизился призывной возраст; удлинялся срок пребывания в запасе; весь личный состав Вооруженных Сил индивидуально приводился к военной присяге в связи с новым Положением о порядке ее принятия; были приняты меры по повышению ответственность за дезертирство и самовольные отлучки из части.
В конце 50-х - начале 60-х годов появление ракетно-ядерного оружия вызвало коренные изменения в характере и способах вооруженной борьбы, обусловило проведение новых существенных преобразований в советских Вооруженных Силах.

Распад Советского Союза заставил начать в новой России военную реформу, в ходе которой строительство и реформирование Вооруженных Сил России проводилось в течение трех периодов: 1992 - 1997 гг., 1997 - 2000 гг. и с 2000 по 2005 год. В ходе реформы была проведена реорганизация структуры и оптимизация численности Вооруженных Сил, созданы группировки войск (сил) на территории России в соответствии с их предназначением и задачами, оптимизация системы органов военного управления и военно-учебных заведений, совершенствование системы боевой и мобилизационной готовности, повышение эффективности воспитательной работы и другие мероприятия.

Масштабные изменения в Вооруженных Силах, связанные с их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы, не завершены. Строительство современных «инновационных» Вооруженных Сил, соответствующих самым современным требованиям, в соответствии с заново осмысленными национальными интересами, местом России в мире и степенью реальности угроз национальной безопасности страны продолжается.

Таким образом, практика строительства и реформирования Вооруженных Сил РФ свидетельствует, что эффективность этих преобразований всецело зависит от соответствия их действительным потребностям армии и флота.

Методические рекомендации
Во вступительном слове, подчеркивая актуальность темы, необходимо отметить, что отечественная история содержит богатый опыт строительства Вооруженных Сил и проведения военных реформ, знание которого поможет успешнее решать современные задачи по модернизации армии.

При освещении первого вопроса необходимо прежде всего раскрыть содержание таких понятий, как «строительство Вооруженных Сил», «военное строительство», «военная организация», а затем прокомментировать некоторые важнейшие положения военной доктрины.

В ходе рассмотрения второго вопроса важно раскрыть место и роль военных реформ в строительстве отечественных Вооруженных Сил, остановившись подробнее на некоторых из них, прежде всего на современных масштабных изменениях в Вооруженных Силах РФ, направленных на придание им нового облика, имеющих цель повышения их мобильности, боеспособности и боеготовности.

В заключительном слове надо сделать выводы, подвести итоги занятия, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию.

Рекомендуемая литература:
1. Военная энциклопедия. В 8 т. Т. 7. - М., 2004.
2. Жилин В. Организационное строительство Вооруженных Сил: История и современность. - М., 2002.
3. Отечественные военные реформы XVI - XX веков / Под общ. ред. В.А. Золотарева. - М., 1995.
4. Самосват Д. Развитие видов Вооруженных Сил и родов войск // Ориентир. - 2009. - №4.

Подполковник Дмитрий Самосват

Билет № 2

Военное строительство - система экономических, социально-политических, собственно военных и других мероприятий государства, осуществляемых в интересах укрепления его военной мощи. Общие цели, содержание и практические задачи военного строительства определяются военной политикой (военной доктриной) государства и зависят от непосредственных угроз национальной безопасности, характера государственной власти и состояния экономики страны.

Основными составляющими военного строительства являются строительство вооружённых сил, развитие и функционирование оборонно-промышленного сектора экономики государства, распределение материальных и людских ресурсов в интересах обороны. Важнейшая роль здесь отводится развитию военной науки, созданию органов управления, подготовке территории страны к обороне, а населения - к защите Отечества. Эти и другие составляющие были положены в основу строительства российской армии после распада СССР. Российская армия и флот фактически воссоздавались заново.

В марте 1992 г. в Российской Федерации было образовано Министерство обороны, выработана и начала реализовываться концепция строительства Вооружённых Сил России, определившая цели и приоритеты военной политики.

мая 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации "О создании Вооружённых Сил Российской Федерации". В нём подтверждалась преемственность лучших боевых и героических традиций российской армии, использование Вооружённых Сил для защиты свободы и независимости России, обеспечения её безопасности и суверенитета.

В состав Вооружённых Сил вошли Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морской Флот.

В состав Военно-Морского Флота были включены четыре флота - Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский, а также Каспийская флотилия.

Главной целью строительства Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации провозглашалось создание и развитие войск (сил), способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, безопасность граждан и других жизненно важных интересов общества и государства, соответствующих военно-политической и стратегической обстановке в мире и реальным возможностям страны.



В основу строительства Вооружённых Сил были положены следующие принципы:

·подконтрольность органов военного управления и должностных лиц органам государственной власти;

·соблюдение общегражданских политических прав и свобод и социальная защищённость военнослужащих в соответствии со спецификой военной службы;

·централизация военного руководства и единоначалие на правовой основе;

·соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск (сил) возлагаемым на них задачам, законодательству, международному праву и экономическим возможностям России;

·обеспечение высокого уровня профессионализма Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации;

·обеспечение возможностей для наращивания боевой мощи Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации адекватно возрастанию военной угрозы, заблаговременное накопление и подготовка мобилизационного резерва;

·учёт геополитического и геостратегического положения страны;

·использование отечественного и мирового опыта военного строительства.

К настоящему времени сложились основы правового регулирования строительства Вооружённых Сил и обеспечения военной безопасности России. Оборонная функция государства органично следует из нормы, установленной частью 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации, где определено, что "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории". В Конституции Российской Федерации содержатся отсылки к законам по вопросам обороны и военной безопасности, в том числе три отсылки к федеральным законам. Так, в соответствии с требованиями Конституции России приняты три федеральных конституционных закона по вопросам обороны и военной безопасности: "О военном положении", "О чрезвычайном положении" и "О военных судах Российской Федерации". Кроме того, отсылками Конституции Российской Федерации прямо либо косвенно предусмотрены следующие федеральные законы по вопросам обороны, строительства Вооружённых Сил и обеспечения военной безопасности Российской Федерации:

Об обеспечении целостности и неприкосновенности государственной территории (ч. 3 ст. 4 Конституции);

О государственных пенсиях, пособиях и иных гарантиях социальной защиты военнослужащих (ч. 2 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 39 Конституции)

О противодействии организациям, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции);

О государственной тайне (ч. 4 ст. 29 Конституции);

О воинской обязанности и военной службе (ч. 1, 2 ст. 59 Конституции);

Об альтернативной гражданской службе (ч. 3 ст. 59 Конституции);

Об обороне (п. "м" ст. 71 Конституции);

О безопасности (п. "м" ст. 71 Конституции);

Об оборонном производстве (п. "м" ст. 71 Конституции);

О порядке продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. "м" ст. 71 Конституции);

О статусе и защите государственной границы (п. "н" ст. 71, п. "д" ст. 106 Конституции);

О статусе Совета Безопасности Российской Федерации (п. "ж" ст. 83 Конституции);

О возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (п. "г" ст. 102 Конституции);

О ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области коллективной обороны и международной безопасности (п. "г" ст. 106 Конституции);

По вопросам войны и мира (п. "е" ст. 106 Конституции).

В этих условиях остро стоит проблема, связанная с реализацией основных направлений развития Вооруженных сил Российской Федерации, способных противостоять современным вызовам.

Направления, связанные с совершенствованием Вооружённых Сил РФ, определены в Концепции строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации на период до 2020 года.

Она была утверждена Президентом России 19 апреля 2010 года. Основными из приоритетов являются:

совершенствование стратегических сил сдерживания в составе Стратегических ядерных сил и сил воздушно-космической обороны;

наращивание межвидовых группировок войск (сил) на стратегических направлениях;

создание системы управления Вооружённых Сил в соответствии с их перспективным составом и структурой;

реализация мероприятий по переоснащению соединений и воинских частей современными образцами вооружения, военной и специальной техники в рамках Государственной программы вооружения (ГПВ- 2020);

создание новой системы вузов и подготовки офицеров и сержантов;

решение комплекса вопросов социальной защищённости военнослужащих.

В Сухопутных войсках:

формирование комплектов войск на стратегических направлениях, соответствующих требованиям современных боевых действий, сбалансированных по боевым и обеспечивающим формированиям;

обеспечение мобильности воинских формирований и группировок войск.

В Военно-воздушных силах:

повышение возможностей авиации ВВС по выполнению задач и обеспечению боевых действий сухопутных и морских группировок Вооружённых Сил;

совершенствование группировки военно-транспортной авиации и аэродромной сети, обеспечивающих стратегическую мобильность Вооружённых Сил.

В Военно-морском флоте:

поддержание состава и боевой готовности группировки морских стратегических ядерных сил;

серийное строительство многоцелевых атомных подводных лодок, надводных кораблей дальней и ближней морских зон.

сохранение существующей структуры группировки наземных СЯС;

завершение перевооружения на ракетные комплексы пятого поколения.

В Космических войсках:

развёртывание формирований, оснащённых перспективными средствами предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства;

развёртывание полного состава орбитальных группировок перспективных космических систем.

В Воздушно-десантных войсках:

повышение качества подготовки войск с учётом межвидового характера современных войн и вооружённых конфликтов;

перевооружение на современные образцы вооружения, военной и специальной техники.

Положения концепции детализируются в рамках разработки документов среднесрочного (План строительства Вооружённых Сил РФ на очередные пять лет) и краткосрочного планирования (ежегодное уточнение Плана строительства Вооружённых Сил РФ), к которым разрабатываются соответствующие стоимостные обоснования.

Состав и качественное состояние Стратегических ядерных сил (СЯС) обеспечивают осуществление ядерного сдерживания агрессии против Российской Федерации. Дальнейшее их развитие обеспечит гарантированное парирование прогнозируемых изменений стратегического баланса сил, связанных в первую очередь с развёртыванием глобальной системы противоракетной обороны США, а также возрастающим потенциалом высокоточного оружия большой дальности США и НАТО. Сохранится трёхкомпонентная структура СЯС (наземные, морские, авиационные).

2. Обязанности военнослужащих

Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
  • дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.
Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение военнослужащим его обязанностей, а также о сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику.
За нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства, издевательством или сопряженное с насилием, а также за оскорбление одним военнослужащим другого виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при установлении в их действиях состава преступления - к уголовной ответственности.

20. Военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы. Он должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ.

21. По служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника - к старшему начальнику.
По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.
При обращениях (внесении предложения, подаче заявления или жалобы) военнослужащий руководствуется законодательством Российской Федерации и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

22. Военнослужащий обязан знать и соблюдать нормы международного гуманитарного права, правила обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, медицинским персоналом, духовными лицами, гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными.

23. Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. В бою он обязан с честью выполнить свой воинский долг. Если военнослужащий, находясь в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен противником в плен, он должен искать и использовать любую возможность для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.
Военнослужащий, захваченный противником в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер. Он обязан сохранять честь и достоинство, не разглашать государственную тайну, проявлять стойкость и мужество, помогать другим военнослужащим, находящимся в плену, удерживать их от пособничества противнику, отвергать попытки противника использовать военнослужащего для нанесения ущерба Российской Федерации и ее Вооруженным Силам.
За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также за интернированными в нейтральных странах сохраняется статус военнослужащих. Командиры (начальники) обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного гуманитарного права.