Порядок обеспечения денежных знаков японии. Элементы денежной системы. Порядок прогнозного планирования денежного оборота

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве.

Порядок установления денежно-валютного курса;

Механизм денежно-кредитного регулирования;

Порядок прогнозного планирования;

Структура денежной массы в обращении;

1.Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран действует десятичная система деления.

3. Эмиссионный механизм - законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и изъятию денег из обращения) в государствах осуществляют:

1) – центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег;

2) – казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые в развитых странах приходится около 10% общего выпуска наличных денег).

В промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги (казначейские билеты), исключение США - там в ходу казначейские билеты в 100 долл., а в ряде развивающиеся стран бумажные деньги имеют достаточно широкое обращение.

Эмиссия банкнот ЦБ осуществляется тремя путями:

Предоставлением кредитов коммерческим учреждениям;

Кредитованием государства под обеспечение государственных ценных бумаг;

Выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

4. Структура денежной массы в обращении – представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте.

5. Порядок прогнозного планирования – включает систему планов денежного оборота, органов, составляющих эти планы, задачи, решаемые планами.

6. Механизм денежно-кредитного регулирования – это набор инструментов влияния государства на экономику в целом.

7. Порядок установления валютного курса – или котировки валют, т.е. соотношения денежной единицы страны к иностранным валютам.

8. Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве - отражает совокупность правил, форм, кассовых и отчетных документов, которыми руководствуются юридические лица и население при организации налично-денежного оборота.

Современные денежные системы рыночного типа строятся на следующих принципах :

1. Принцип централизованного управления денежной системой.



2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота.

3. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота.

4. Принцип кредитного характера денежной эмиссии.

5. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков.

6. Принцип неподчиненности ЦБ правительству и подотчетности его парламенту страны.

7. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования.

8. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования.

9. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом.

10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.

В рыночной экономике, в основе функционирования которой лежат товарно-денежные отношения, деньги играют исключительную роль. Их часто называют языком рынка, так как с их помощью осуществляется кругооборот товаров и ресурсов. Поэтому рынок невозможен без денег, без денежного обращения.

Денежное обращение – это непрерывное движение денег, их функционирование в качестве средства обращения или средства платежа. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение ссудного (в виде денежного капитала) и фиктивного (в виде ценных бумаг) капитала.

Денежная система – это исторически сложившаяся и закрепленная законом форма организации денежного обращения в государстве. Ее формированию и функционированию способствует банковская система. Национальная денежная система является неотъемлемым атрибутом экономики любого цивилизованного государства.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Законодательством каждой страны определяется структура денежной системы, которая включает следующие элементы:
- наименование денежной единицы и ее частей;
- масштаб цен;
- виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу;
- структура денежной массы;
- эмиссионный механизм;
- виды и порядок обеспечения денежных знаков;
- структура денежного оборота, регламентация безналичного денежного оборота и наличного денежного обращения;
- порядок установления валютного курса;
- государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. Наименование национальной денежной единицы, как правило, возникает исторически, но государство должно своим законодательным актом закрепить его. Денежными единицами являются, например, в США - доллар, в Японии - иена, в ряде европейских государств - евро, в Китае - юань, в России - рубль и т.д.

Масштаб цен - средство выражения стоимости в денежных единицах, базирующееся на весовом количестве денежного (драгоценного) металла в денежной единице. Сейчас масштаб цен складывается под влиянием спроса и предложения.

Виды денег - это номиналы банкнот и монет, которые находятся в обращении и являются законными платежными средствами. Прежде всего, это кредитные деньги (банкноты), разменная монета, а также бумажные деньги (казначейские билеты).

Структура денежной массы – рассматривается либо как соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо как покупюрное строение массы денежных знаков.

Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых в оборот денежных знаков. Эмиссия банкнот осуществляется центральным банком тремя путями:
- предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей;
- кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг;
- выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Банки осуществляют обеспечение выпускаемых в оборот денежных знаков за счет находящихся в их активах следующих средств: товарно-материальные ценности, драгоценные металлы , свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги и другие обязательства.

Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться, прежде всего, как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.

Валютный курс определяется на основании котировки. Котировка – определение и установление курса иностранной валюты к национальной. Она позволяет определить соотношение двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть постоянным, так как на валютном рынке постоянно меняются спрос и предложение. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие коммерческие банки.

Под государственным аппаратом, осуществляющим регулирование денежного обращения, подразумевается тот государственный орган, которому законодательно поручено наблюдать и регулировать процессы эмиссии, обеспечения, хранения и изъятия из обращения денежных знаков.

ТИП ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

Тип денежной системы зависит от формы функционирования денег - полноценные деньги или знаки стоимости. В процессе эволюции форм денег и денежных отношений сформировались два типа денежных систем:
- системы металлического обращения;
- системы обращения денежных знаков.
Системы металлического денежного обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические системы.

Биметаллизм - денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя драгоценными металлами - золотом и серебром. Эта система характеризуется свободной чеканкой монет из обоих металлов и их неограниченное обращение. Соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливается в зависимости от рыночной цены драгоценных металлов. Эта система существовала в XIV-XVII вв. Известны три ее разновидности:
- система параллельной валюты - соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно;
- система двойной валюты - государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились по этому соотношению;
- система «хромающей» валюты - золотые и серебряные монеты были законным платежным средством, но не на равных условиях. Серебро выполняло роль заместителя золотых монет в обращении, а также использовалось в качестве разменной монеты.

Однако биметаллическая денежная система не соответствовала потребностям развитого капиталистического хозяйства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов - золота и серебра, противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости. В результате удешевления производства серебра в конце 19 века и его обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище.

Развитие капитализма требовало устойчивых денег, единого всеобщего эквивалента, поэтому биметаллизм уступает место монометаллизму. Монометаллизм представляет собой денежную систему, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения. Одновременно с металлическими деньгами в обращении присутствуют другие знаки стоимости (банкноты, казначейские билеты, разменная монета), разменные на денежный металл. Истории известны серебряный и золотой монометаллизм.

Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843 - 1852 гг., в Индии в 1852 - 1893, в Голландии в 1847 - 1875 гг. В царской России система серебряного монометаллизма была введена в результате денежной реформы 1839 - 1843 годов. Денежной единицей стал серебряный рубль содержанием в 4 золотника и 21 долю чистого серебра. Были выпущены в обращение и кредитные билеты, обращавшиеся наравне с серебряной монетой и свободно разменивавшиеся на серебро. Однако эта реформа в условиях разлагающегося крепостничества при дефиците государственного бюджета и внешнеторгового баланса не могла на длительный период существенно упорядочить денежное обращение.

Внедрение системы золотого монометаллизма обусловлено становлением и развитием единого мирового рынка, поскольку усиление внешнеэкономических связей требовало стабильности от обслуживающих их национальных валют. Одной из прямых предпосылок внедрения государствами золотого стандарта явилось накопление золотых резервов. Золотой монометаллизм, или золотой стандарт, существовал в виде золотомонетного, золотослиткового и золотодевизного стандартов.

При золотомонетном стандарте золото выполняет все функции денег, в обращении находятся как золотая монета, так и знаки золота; производится свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием золота; золотые монеты свободно меняются на знаки золота по нарицательной стоимости. С началом Первой мировой войны золотомонетный стандарт прекратил свое существование в большинстве стран.

При золотослитковом стандарте банкноты обменивались только на золото в слитках (не на золотые монеты), причем с определенными ограничениями. А именно, продавались стандартные слитки золота весом около 12 кг, поэтому их могли приобрести лишь сравнительно богатые держатели средств. Этим предотвращалось рассредоточение золотого запаса среди мелких владельцев. Таким образом, золото постепенно вытеснялось в оптовый оборот.

Особенностью золотодевизного стандарта было то, что банкноты обмениваются на девизы, т.е. на иностранную валюту, разменную на золото. Важная роль золотодевизного стандарта заключалась в том, что он закрепил валютную зависимость одних стран от других, что явилось основой для создания в последующем системы международных валютных договоров и систем валютного регулирования, обеспечивающих относительную устойчивость свободно-конвертируемых валют.

Золотослитковый и золотодевизный стандарты были оформлены межгосударственными соглашениями, достигнутыми на международной экономической конференции в Генуе в 1922 году. Эта конференция определила статус резервной валюты (резервного девиза). Резервными валютами в этот период были признаны фунт стерлингов и доллар.

В результате мирового экономического кризиса 1929-1933 годов золотой стандарт был отменен во всех странах. Произошел отказ на внутренних рынках от всех форм платежей в золоте, утрачена зависимость между объемами золотых резервов банков и размером денежной эмиссии. После распада Британской империи роль резервной валюты закрепилась за долларом.

В 1944 году был утвержден устав Международного валютного фонда и установлена фиксированная цена золота - 35 долларов за тройскую унцию (31,1 грамма). Таким образом, был установлен золотодолларовый стандарт.

В связи с сокращением золотых запасов правительство США с 1971 года официально прекратило продажу золотых слитков на доллары, и золотодолларовый стандарт прекратил существование. Последним этапом разрыва денежных систем и золота стала отмена фиксированных золотых паритетов валют и переход к плавающим валютным курсам. Ямайская международная конференция, соглашения которой были введены в 1976 -1978 годах, юридически закрепила демонетизацию золота, что нашло выражение в следующем:
- отменена официальная (фиксированная) цена золота;
- отменено золотое содержание денежных единиц стран; - золото исключено из расчетов между Международным валютным фондом и его членами.

С 30-х годов ХХ века в Западных странах формируется система обращения номинальных денежных знаков, при которой денежный товар функционирует не в монетной форме, а в форме бумажно-денежного обращения и чисто банкнотного обращения. В современных денежных системах банкноты сохраняют кредитную природу, но подчинены законам бумажно-денежного обращения.

Денежные системы, основанные на обращении неразменных бумажных денег, существуют в настоящее время в подавляющем большинстве стран. Очевидные преимущества таких систем, связанные в первую очередь с удобством и экономичностью обращающихся денег, способствовали их повсеместному распространению.

Основными чертами денежной системы, характерной для рыночной экономики, являются:
- децентрализация денежного оборота между разными банками;
- разделение функции выпуска безналичных и наличных денежных знаков между разными звеньями банковской системы. Выпуск наличных денег осуществляют центральные банки, выпуск безналичных денег - коммерческие банки, находящиеся в разных формах собственности;
- создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования, который носит экономический характер;
- централизованное управление денежной системы через аппарат центрального банка.

Особенности функционирования бумажно-кредитных денежных систем

Денежные знаки в бумажно-кредитных (фидуциарных) денежных системах не являются представителями общественного материального богатства. Такие денежные системы сформировались в результате демонетизации золота. Выделяют три вида фидуциарных денежных систем:
- переходные (сочетают металлическое и бумажное обращение);
- полный фидуциарный стандарт;
- электронно-бумажные денежные системы.

В настоящее время в большинстве стран происходит переход к электронно-бумажным денежным системам. Характерные особенности таких систем следующие:
- выпуск денег в порядке банковского кредитования субъектов экономики и под прирост официальных золотовалютных резервов;
- развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного;
- монополизация эмиссии наличных денег государством в лице эмиссионного банка;
- преобладающее развитие в системе безналичного денежного оборота электронных денежных платежей;
- на базе «сетевых денег» (software-based / network-based systems) - денежная стоимость сохраняется в памяти компьютеров, и с помощью специального программного обеспечения осуществляется ее перевод по электронным коммуникационным сетям (электронные платежные системы эмиссионных банков, платежи в сети Интернет);
- возрастание роли государственного регулирования денежного обращения.

Особенности современной российской денежной системы

Денежная система России находится в постоянном развитии, отражая современные экономические и политические реалии. Ее особенность – жесткий централизм управления этой системой. Основные элементы денежной системы России:
1. Национальная денежная единица - рубль и его составная часть - копейка (1 рубль = 100 копеек).
2. Виды денег в обращении - банковские билеты (банкноты) и разменная монета (такая структура сложилась с 1991 года, когда из обращения были выведены казначейские билеты).
3. Национальная эмиссионная система России – монопольное право Банка России на эмиссию денег в обращение, закрепленное в настоящее время в Федеральном законе Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Эмитированные в обращение банкноты Банка России обеспечиваются совокупностью обязательств перед ним самим.
4. Национальный аппарат, осуществляющий поддержку и регулирование денежного обращения – монополия Центрального банка по всем вопросам, связанным с эмиссией денег и организацией их обращения на территории России.

Денежная система и денежное обращение функционируют согласно закону о Центральном банке от 12.04.1995 года, который определил их правовые основы. Денежной единицей РФ (валютой) выступает рубль. Законом запрещено введение других единиц денег, а также не требуется соотношения между рублями и золотом. Курс рубля по отношению к валютам развитых стран устанавливается Центробанком РФ и официально публикуется. Это необходимо для поддержания нормальных условий для экономической деятельности страны. Виды денег, имеющие силу в РФ – это банкноты и металлические монеты. Они обеспечены активами Центробанка, которые включают золотой запас, ценные бумаги, а также резервы кредитных учреждений. В РФ в обращении находятся наличные деньги (и монеты и банкноты) и безналичные (средства на счетах кредитных учреждений). Поскольку рубль не связан с золотом, то фиксированных масштаб цен в РФ отсутствует. Государство официально назначает масштаб цен рубля. Центробанк для регулирования экономики с помощью кредитно-денежной политики использует такие инструменты: дисконтную политику (ставка учетного процента), нормы резервов кредитных институтов, операции открытого рынка, регламентация нормативов для кредитных институтов и др. Центробанк утверждает образцы денежных знаков. Выпуск новых денег происходит на основе эмиссионного разрешения, которое выдает Правление Центробанка в пределах суммы, установленной Правительством РФ. О выпуске новых денег сообщается в средствах массовой информации.

Порядок обеспечения денежных знаков

Порядок обеспечения денежных знаков устанавливается государственным законодательством. Обеспечиваться денежные знаки могут товарно-материальными ценностями, золотом и драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами, страховыми полисами, гарантиями правительства, банков и других учреждений.

Эмиссионная система

Она представляет порядок денежной эмиссии и изъятия, то есть порядок печатания денег, их выпуска в обращение и изъятия. Украинская денежная система опирается на принцип единства, взаимодействия и взаемоперепливу наличного и безналичного обращения в функционировании общественного производства, достижения его эффективности, стабильности денежной единицы. Взаимодействие и регулирования наличного и безналичного обращения государство обеспечивает на основе актов внутреннего законодательства, учитывая при этом экономическое положение страны.

Выпуск безналичных денег осуществляется коммерческими банками в процессе выполнения ими кредитных операций. При погашении займов происходит изъятие денег из обращения.

Выпуск наличных денег в обращение осуществляется через расчетно-кассовые центры НБУ. Изъятие денег происходит при поступлении денежной наличности от коммерческих банков в расчетно-кассовые центры НБУ.

НБУ согласовывает с государственными органами величину денежной массы. Эмиссия банкнот НБУ осуществляется тремя способами:

Предоставление кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей;

Кредитование государственной казны под обеспечение государственных ценных бумаг;

Эмиссией банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Установления курса национальной валюты и порядок ее обмена на иностранную

Потребность установления валютного курса обусловлена особенностями выполнения деньгами функции мировых денег. Украинская гривна является законным покупательским и платежным средством только на территории Украины. За пределами Украины она должна быть обменена на ту валюту, которая является законным для другой страны.

Установления валютного курса, или котировки валют, означает выражение валюты данной страны в валютах других стран, то есть проявляется во время их обмена. По сути валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Ранее использовался порядок установления валютного курса, исходя из золотого содержания различных валют. В наше время, поскольку в одной стране не фиксируется золотое содержание денежной единицы, используется способ котировки, в основе которого лежит учета колебаний покупательной способности национальных валют, соотношение спроса и предложения той или иной валюты на валютных рынках и другие факторы.

Наличие государственных институтов, осуществляющих регулирование денежного обращения в стране

Нормальное функционирование национальной денежной системы невозможно без государственного установления и регламентирование порядка наличного и безналичного денежного обращения. Задача установления и регламентирования денежного обращения каждое государство возлагает на специальные органы. Регулирование денежного обращения и соблюдения законодательства по монетарным вопросам в Украине осуществляет Национальный банк Украины. Это предусмотрено Конституцией и Законом "О Национальном банке Украины". НБУ выступает центральным элементом денежной системы и государственным органом реализации денежно-кредитного и валютного регулирования.

Основу деятельности НБУ составляет контроль денежного обращения; обеспечение стабильности национальной денежной единицы - гривны; регламентация эмиссии наличных, стимулирования развития и укрепления банковской системы Украины, совершенствование правил осуществления безналичных платежей и тому подобное. НБУ разрабатывает денежно-кредитную политику в Украине и осуществляет повседневный контроль за ее реализацией.

Другие органы государственного управления экономикой - Кабинет Министров, Министерство экономики, Министерство финансов - тоже влияют на денежное обращение, реализуя свои меры экономической и финансовой политики. Однако регулятивные действия этих органов государственного управления экономикой в монетарной сфере они должны координировать с НБУ.

Принципы организации денежной системы

Основу денежной системы составляют принципы ее организации. Это правила, согласно которым государство организует функционирование денежной системы. На основе же каких принципов строится современная денежная система рыночного типа Украине?

1. Принцип централизованного управления денежной системой.

В денежной системе рыночного типа на первый план выступают экономические методы управления. Государство через Национальный банк Украины создает на рынке такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и других юридических лиц в сфере денежного обращения принимать решения, выгодные для обеспечения эффективного функционирования национальной экономики.

2. Принцип устойчивости и эластичности денежного обращения. Сущность этого принципа заключается в том, что функционирование денежной системы должно быть организовано таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции, а с другой - иметь возможность расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, сокращать его, когда эти потребности уменьшаются.

3. Принцип кредитного характера денежной эмиссии. Появление новых денежных знаков (наличных или безналичных) в хозяйственном обороте возможно только на основе осуществления банками кредитных операций.

4. Принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в обращение. Денежные знаки обеспечиваются товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, составляющих активы банков, ценными бумагами и другими долгосрочными обязательствами.

5. Принцип непидпорядкованости Национального банка Украины Правительства. Для поддержания устойчивости денежного обращения, борьбы с инфляцией, которые являются приоритетными задачами НБУ, могла бы возникать угроза в связи с тем, что при определенных обстоятельствах Правительство начнет использовать денежные средства НБУ для решения своих проблем.

6. Принцип предоставления Правительства денежных средств только в порядке кредитования. НБУ не должен финансировать правительство. Денежные средства ему он может оказывать только в порядке кредитования под определенное обеспечение.

7. Принцип надзора и контроля за денежным обращением со стороны государства. Цель этого заключается в обеспечении постоянного контроля за денежным оборотом, соблюдения всеми субъектами денежных отношений основных принципов организации наличного и безналичного обращения. Государство этот надзор и контроль осуществляет через банковскую, финансовую, налоговую систему.

8. Принцип функционирования на территории Украины исключительно национальной валюты. Платежи за товары и услуги, другие платежи внутри страны должны происходить согласно законодательству Украины исключительно в национальной валюте. На территории Украины национальная валюта может быть обменена на валюту других стран, но использована для платежей за рубежом или вложена в банковские депозиты.

2. Порядок обеспечения денежных знаков действует в странах в соответствии с установленным законом.

3. Эмиссионный механизм - законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Эмиссионные операции (по выпуску и; изъятию денег из обращения) осуществляет Центробанк РФ, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, которые составляют подавляющую часть наличных денег. Действует на основании федеральных законов «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 26.04.1995 г. и «О банках и банковской деятельности» от 03.02.96 г. с последующими изменениями и дополнениями.

4. Структура денежной массы в обращении представляет собой соотношение наличных и безналичных денег, а также соотношение денежных знаков разной купюрности в общем денежном обороте. Банкноты достоинством – 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб., монеты – 1, 5, 10, 50 копеек.

5. Порядок установления валютного курса или котировки валют, т.е. соотношение денежной единицы страны к иностранным валютам. Осуществляется Центральным Банком РФ.


Тема 3. Эволюция денежных систем и монетарная политика государства.

1. Причиной отмены золотого стандарта во всех странах с конца 70-х годов (после Конференции МВФ на Ямайке) является – развязывание неуправляемых инфляционных процессов в условиях золотого стандарта.

2. Известно, что на смену золотым слиткам пришли монеты. Я думаю, что выпускать золотые монеты выгоднее, чем продавать слитки, т.к. их значительно легшее реализовывать, ведь они имеют меньший вес и поэтому их может приобрести большее количество людей.

3. Если деньги для сделок совершают в среднем 5 оборотов в год, то количество денег, необходимых для обслуживания обмена, на которое предъявляется спрос – в 5 раз больше номинального объема ВНП.


Тема 4. Финансы: общее понятие и основные функции. Финансовая политика.

1. На какие функции денег опираются следующие функции финансов – распределительная и контрольная?

Распределительная функция финансов опирается на следующие функции денег – как меры стоимости, как средства накопления и сбережения, мировых денег.

Контрольная - как средства обращения, как средства платежа.

2. Каким сортом (обособленно или во взаимосвязи) действуют распределительная и контрольная функции финансов?

Данные функции действуют во взаимосвязи между собой, так например, контрольная функция проявляется до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты. Контрольная функция проявляется в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет, а распределительная – при формировании этих денежных фондов.

3. Ведет ли к изменению функции финансов стремительное развитие коммерческой банковской деятельности в РФ.

В данных условиях функции финансов будут иметь еще большее значение. Так, например, контрольная функции играет не последнюю роль в кредитно-банковском контроле, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов. Положительным влиянием на финансовую сферу развитие коммерческих банков имеет в виде, того что чем больше банков тем больше конкуренция, а значит населению будет предлагаться много выгодных систем капиталовложения, что в свою очередь привет к увеличению инвестиции в стране. Однако отрицательный момент также присутствует, дело в том, что тогда необходимо будет усилить, ужесточить и расширить контроль за этими банками в сфере денежного обращения.


Тема 5. Финансовая система: сочетание возмездных и безвозмездных денежных потоков и формирование финансов экономических субъектов.

1. В чем состоят особенности контроля, осуществляемого финансовыми органами и налоговыми инспекциями?

Такой контроль является частью финансовой деятельности государства и такая деятельность является особой в силу того, что она осуществляется от имени государства в лице соответствующих органов (Министерства финансов РФ, Федерального Казначейства, Счетной Палаты, Федеральной налоговой службой, Банком России и т.д.).

Кроме того, такой контроль важен, т.к. осуществляется он за денежными фондами государства на разных уровнях: на федеральном, региональном и местном уровнях.

Осуществляется он при исполнении намеченных программ, планов и смет, а именно бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований и смет бюджетных предприятий, учреждений, организаций.

Поскольку наибольшую массу доходов бюджета любого уровня составляют налоговые поступления, то и роль контроля осуществляемого налоговыми инспекциями очевидна. На сколько продуктивно, данный контроль будет проведен, на столько будет исполнена доходная часть бюджета, а в последствии – на сколько будет произведено финансирование всех расходных частей бюджета. Все это в итоге влияет на уровень жизни в стране населения, на экономическое развитие страны и т.д.

2. Каковы особенности аудиторской формы финансового контроля? Какие органы его осуществляют?

Аудиторский контроль осуществляется в соответствии с федеральным законом от 07 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской задолженности», в соответствии с которым аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах основанные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» она осуществляется Министерством финансов РФ (лицензирующий орган). Лицензия выдается сроком на пять лет при соблюдении ряда установленных требований:

Наличие квалификационного аттестата аудитора,

Осуществление предпринимательской деятельности только в виде аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг,

Обеспечения сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, и иные условия.

Министерство финансов РФ с целью соблюдения лицензиатами названных лицензионных требований проводит проверку их деятельности. Срок данной проверки не должен превышать 45 дней. Лицензирующий орган не вправе проводить более одной проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение одного календарного года по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. В случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков устранения.

Аудит делится на: обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ (ст. 7 Закона Об аудиторской деятельности), инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса в 200 тысяч раз превышает на конец отчетного года указанный норматив;

4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным раннее;

5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом.

Срок проведения аудиторской проверки определяется по договоренности с аудитором, но, как правило, составляет не более 2 месяцев.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, они могут быть взысканы с аудитора (аудиторской фирмы) на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию.

Составлено заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестат аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Современные денежные системы представляют собой систему, в рамках которой отдельные элементы находятся в определенном единстве. Элементами денежной системы являются:

· наименование денежной единицы;

· принципы организации денежной системы;

· масштаб цен;

· виды и порядок обеспечения денежных знаков;

· эмиссионный механизм;

· структура денежной массы;

· порядок прогнозирования и планирования денежного оборота;

· механизм денежно-кредитного регулирования;

· порядок установления валютного курса;

· порядок кассовой дисциплины.

Наименование денежной единицы. Формирование денежной системы любого государства начинается с установления названия монет и определения денежной единицы. Например, в США - это доллар, в Великобритании - фунт стерлингов, в странах ЕС – евро, в России - рубль и т.д.

Денежная единица - установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех экономических активов (кроме самих денег).

Как правило, она делится на мелкие кратные части. Все денежные знаки, монопольно эмитируемые центральным банком, есть законные платежные средства. Законные платежные средства - это денежные знаки, которые по закону являются обязательными к приему в погашение долга на территории данного государства. Все законные платежные средства являются деньгами, но не все деньги являются законными платежными средствами. Иностранная валюта не считается законным платежным средством. Отдельные субъекты экономических отношений могут быть готовы принять в уплату причитающегося долга различные денежные знаки, но законными платежными средствами называются только денежные знаки, которые они обязаны принимать в уплату по закону.

· принцип централизованного управления денежной системой . В условиях рынка централизованное управление денежной системой базируется преимущественно на экономических методах, основанных на мотивации деятельности хозяйствующих субъектов;

· принцип планирования денежного оборота в условиях рынка на основе составления соответствующих прогнозов;

· принцип устойчивости и эластичности денежного оборота : денежная система должна удовлетворять потребности экономики в денежных средствах, но не допускать развития инфляционных процессов;

· принцип кредитного характера денежной эмиссии означает, что эмиссия наличных и безналичных денег осуществляется на основе кредитных операций;

· принцип обеспеченности эмитируемых денег ;

· принцип независимости центрального банка от государства в области проведения эмиссионных операций, в решении задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования, предоставления денежных средств правительству в порядке кредитования;

· принцип надзора и контроля за денежным оборотом : государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.

Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.

На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.

Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой - через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.

Государством определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

Затем определяется масштаб цен – как выбор денежной единицы страны и как средство выражения стоимости товара через весовое содержание денежного металла в этой выбранной единице. Масштаб цен устанавливается государством с учетом покупательной способности денег на внутреннем рынке и существующих цен на золото и серебро на мировом рынке. Из-за постоянного снижения покупательной способности национальной валюты и роста цен на золото страны - члены МВФ в 1978 году отказались от определения официального, твердо фиксированного золотого содержания денежной единицы. Его определение в указанных условиях потеряло всякий смысл.

Государство определяет виды денег и денежных знаков – находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством знаки (кредитные деньги, банкноты и монеты).

Важный элемент денежной системы - порядок эмиссии неразменных на золото кредитных и бумажных денег. Эмиссионный механизм - это порядок эмиссии наличных и безналичных денег в оборот и их изъятия.

Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии. Эмиссию кредитных денег осуществлял эмиссионный банк. Ее размеры были ограниченны. Выпущенные в обращение кредитные деньги обеспечивались золотым запасом эмиссионного банка, валютными резервами, векселями. Эмиссию бумажных денег осуществляло государство (государственное казначейство). Эти деньги не имели специального обеспечения. Они держались на авторитете государственной власти.

В настоящее время эмиссия неразменных на золото денежных знаков монополизирована государством. Независимо от вида денежных знаков, их эмиссию осуществляют эмиссионные банки, которые организуют денежное обращение в стране и отвечают за его состояние. Это стирает грани между кредитными и бумажными деньгами, которые являются законным платежным средством на внутреннем рынке страны, а некоторые из валют - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). И те и другие выступают в виде банковских билетов. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, государства, операций, связанных с покупкой иностранной валюты, государственных ценных бумаг. В результате происходит рост денежной массы за счет увеличения остатка как наличных денег, так и платежных или потенциально возможных платежных средств в сфере безналичных расчетов.

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 90% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии банкнот (наличных денег), а благодаря депозитно-чековой эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием народного хозяйства - коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег.

Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. В каждый конкретный период кредитные отношения эмиссионного банка с коммерческими банками определяются его денежно-кредитной политикой, направленной на укрепление денежного обращения в стране. В результате происходит увеличение или сокращение кредитных вложений в народное хозяйство.

Увеличение кредитных вложений предполагает депозитно-чековую эмиссию, что ведет к росту денежной массы как за счет увеличения остатков средств на счетах клиентов коммерческих банков, так и за счет наличных денег в сфере обращения. Депозитно-чековая эмиссия осуществляется путем записи суммы предоставленного кредита на корреспондентские счета коммерческих банков, счета госбюджета в центральном банке. Так как выдача кредита в этом случае не связана с предварительным формированием ресурсов, то по своей природе это есть не что иное, как открытие мнимого вклада, на основе которого в дальнейшем увеличатся некоторые денежные агрегаты - М 1 , М 2 , М 3 и т.д.

На величину денежной массы влияют также и операции коммерческих банков. Во-первых, сумма выданного кредита и зачисленного на счет клиента увеличивает денежный агрегат М 2 . Во-вторых, увеличение остатков средств на расчетных и текущих счетах клиентов увеличивает кредитные ресурсы коммерческого банка, предопределяя, таким образом, дальнейший рост кредитных вложений. В-третьих, выпущенные коммерческими банками банковские векселя, депозитные сертификаты могут использоваться как средства платежа, что означает увеличение денежной массы в обращении.

Определяя элементы денежной системы, государство в законодательном порядке предусматривает экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой совокупность инструментов денежно-кредитного регулирования (прямых и косвенных), права и обязанности органов денежно-кредитного регулирования.

Центральный банк как эмиссионный центр страны постоянно изучает состояние денежного обращения и совершенствует его организацию. Он располагает целой системой экономических и административных мер по регулированию денежной массы в обращении.

К наиболее распространенным мерам экономического регулирования денежного обращения относятся:

· политика учетной ставки, т.е. регулирования величины процента по ссудам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам;

· операции на открытом рынке, связанные с покупкой и продажей государственных и других ценных бумаг;

· изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке.

В настоящее время наиболее распространенный инструмент регулирования денежной массы в обращении - операции центрального банка на открытом рынке. Так, в целях сокращения денежной массы центральный банк может активизировать продажу государственных ценных бумаг, иностранной валюты. В результате из обращения изымается часть наличных денег, и сокращаются остатки денежных средств на счетах клиентов банков. В то же время увеличение предложения государственных ценных бумаг на финансовом рынке может привести к повышению их доходности (для покупателей), к росту ссудного процента и снижению спроса на кредит. Все в комплексе и влияет на величину и структуру денежной массы в обращении.

В странах с развитой рыночной экономикой важным методом регулирования денежного обращения является процентная (или учетная) политика центрального банка. Повышая или понижая официальную учетную ставку, банк стимулирует «кредитную экспансию» или «кредитную рестрикцию», что, в свою очередь, влияет на уровень рыночного процента. При росте кредитных вложений денежная масса увеличивается, при сокращении - уменьшается. Как уже указывалось, регулирование учетной ставки, как правило, осуществляется в сочетании с операциями на открытом рынке.

На величину кредитных ресурсов коммерческих банков, а следовательно, и на объем кредитных вложений влияет такая мера центрального банка, как изменение норматива обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке. По мнению западных экономистов, эта мера является «грубым» инструментом регулирования денежной массы в обращении. В США практика обязательных резервов была введена еще в 1923 г. До 1933 г. норма обязательных резервов коммерческих банков в федеральной резервной системе не пересматривалась. Поэтому данная мера в денежно-кредитном регулировании роли не играла. Ее назначение сводилось к созданию страхового резерва для выплаты вкладов клиентам коммерческих банков в случае их банкротства. В 1933 г. произошел резкий рост избыточных резервов в банковской системе США, который мог привести к инфляционному взрыву. В связи с этим было принято решение о возможности изменения норм обязательного резервирования. Минимальные резервы стали выполнять две функции:

· образования страхового резерва;

· денежно-кредитного регулирования денежной массы в обращении.

В последующие годы этот инструмент был перенят многими странами, в том числе Германией в 1948 году, Францией в 1967 году, Испанией в 1979 году.

Желание коммерческих банков приумножить свои доходы заставляет их идти по пути мультипликативного роста пассивов и выпуска собственных платежных средств. Поэтому попытки центрального банка повлиять на величину денежной массы через изменение нормы обязательных резервов часто не достигают цели.

К административным мерам регулирования денежной массы в обращении можно отнести ограничения, установленные для коммерческих банков на выдачу отдельных видов кредита, например, на выдачу потребительского кредита, кредита биржевым спекулянтам. В некоторых странах для коммерческих банков устанавливаются предельные нормы годового прироста банковского кредита. Такие ограничения могут устанавливать центральный банк и соответствующие правительственные органы.

Порядок установления валютного курса. Валютный курс определяется на основании котировки. Котировка валют позволяет определить соотношение двух денежных единиц, предложенных для обмена. Это соотношение не может быть постоянным, т.к. меняется спрос и предложение на валютном рынке. Котировку проводят центральные (национальные) банки и крупнейшие коммерческие банки. Различают официальную и свободную (рыночную) котировки валют.

В настоящее время чаще всего используется способ котировки на основе «корзины валют», при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзину».

Порядок кассовой дисциплины - набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты при организации наличного денежного оборота, проходящего через их кассы.