Понятий кредит финансы и деньги. Финансы и деньги: общее и особенное. Система государственных и муниципальных финансов

Современный мир оценивает успех проектов и инвестиций в материальном выражении, ставя экономику во главу угла развития общества. На бытовом уровне мы часто путаем две категории: финансы и деньги. Они пришли из экономической сферы, однако в настоящий момент существенно изменили своё значение. В чём разница между ними и можно ли в определённом смысле считать данные категории синонимами?

Финансы – экономические отношения, связанные со сбором, распределением и контролем использования денежных средств. Их важнейшая особенность – постоянное течение, которое никогда не останавливается и не прекращается. Финансы возникают в процессе движения денежных средств и имеют различный уровень: международный, государственный, региональный, личный. Участники правоотношений формируют своеобразные рынки: валютный, фондовый, денежный, где для регулирования поведения применяется широкий набор инструментов. В обывательском понимании финансы обозначают активы, которые сосредоточены в руках физического или юридического лица.

Деньги – универсальный товар, принимаемый к оплате за любую продукцию, не запрещённую к обороту, на определённой территории. Он может использоваться в наличной и безналичной форме, а также в качестве эквивалента (драгоценные металлы и камни, недвижимость). Деньги используются для аккумулирования доходов, обмена товаров, инвестиций, стимуляции финансово-экономической деятельности. Универсальным средством выражения их цены являются валюты: конвертируемые и неконвертируемые.

Отличие

Определения категорий указывают на то, что объём понятия «финансы» значительно шире и включает в себя, в числе прочего, товарно-денежные отношения. Любые сделки, которые происходят между государствами, организациями и физическими лицами так или иначе отражаются на ВВП. Следовательно, они входят в объём финансовых отношений. В США пополнение бюджета и расчёт с кредиторами происходит 24 часа в сутки, и если приток средств будет остановлен, возникает угроза технического дефолта.

Итак, важнейшее отличие между указанными категориями – их функции. Деньги используются для определения стоимости товара, накопления, платежей, внешнеэкономических связей. Финансы выполняют контрольную, распределительную, стабилизирующую и регулирующую функцию. Если в обороте появляется слишком много наличных денег, они теряют в цене, и национальные банки проводят политику по их сокращению. Если денежные средства вместо образования идут на увеселительные мероприятия, политики перераспределяют финансовые потоки, изменяя расходные функции бюджета.

Выводы сайт

  1. Объём понятия. Финансы – понятие более узкое, в состав которого входят и денежные отношения.
  2. Происхождение. Деньги появились на заре современной цивилизации и использовались в качестве универсального товара. Финансы возникли вместе с централизацией государственной власти и развитием экономических институтов.
  3. Функции. Деньги служат для накопления, платежа, определения стоимости, международных расчётов. Финансы призваны направлять и перераспределять денежные потоки, стабилизируя цены, контролируя доходы и расходы.
  4. Определённость. Деньги всегда можно подсчитать, подобрать эквивалент определённой сумме и найти ей выражение. Финансовые отношения представляют совокупность денежных потоков, поэтому выразить их в какой-либо форме можно далеко не всегда.

Место финансов в системе экономических отношений.

Финансы появляются благодаря государству, без государства не было бы и финансов. Именно возникновение государства привело к необходимости выделения из экономических отношений новых дополнительных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства для выполнения им своих функций.

Финансы обусловлены потребностью общества, а не являются результатом деятельности государства.

Финансы возникают только при наличии товарно-денежных отношений.

Финансы имеют денежную форму (по своему происхождению – денежные отношения).

Одной из главных задач финансов является контроль над расходами государства, организации и домашних хозяйств.

Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров или оказании услуг, формируются доходы и накопления, принимающие форму финансовых ресурсов.

Финансы служат экономическим инструментом распределения национального дохода, в связи с этим финансы принято рассматривать на 2-х уровнях:

1.Централизованные (публичные) финансы – денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления.

2.Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборотом финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов (корпоративные финансы) и домашних хозяйств.

В отношении централизованных финансов гос-во является полноправным хозяином и может принудительно обеспечить свои доходы через систему налоговых и иных обязательных платежей, финансовых санкций и т.д.

В отношении децентрализованных финансов госрегулирование осуществляется в косвенной форме: ставки налогов и иных обязательных платежей (нормы, лимиты, финансовые санкции).

Определение финансов. Признаки финансов.

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных ресурсов в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства.



ПРИЗНАКИ ФИНАНСОВ:

1.Денежный характер (нет денег, нет финансов. Деньги являются обязательным условием для существования финансов).

2.Распределительный характер (позволяет соединить производство с потреблением, сделав потребление начальной стадией производственного процесса).

3.Фондовый характер (при реализации финансовых отношений образуются фонды денежных средств).

4.Императивный характер (то есть они обязательны к исполнению).

Отличие финансов от других стоимостных категорий (кредита, денег, заработной платы).

Отличие финансов от денег заключается в следующем:

1.Объём понятия. Финансы – понятие более узкое, в состав которого входят и денежные отношения.

2.Происхождение. Деньги появились на заре современной цивилизации и использовались в качестве универсального товара. Финансы возникли вместе с централизацией государственной власти и развитием экономических институтов.

3.Функции. Деньги служат для накопления, платежа, определения стоимости, международных расчётов. Финансы призваны направлять и перераспределять денежные потоки, стабилизируя цены, контролируя доходы и расходы.

4.Определённость. Деньги всегда можно подсчитать, подобрать эквивалент определённой сумме и найти ей выражение. Финансовые отношения представляют совокупность денежных потоков, поэтому выразить их в какой-либо форме можно далеко не всегда.

Отличия финансов от кредита:

1) возвратный характер кредита, т.е. кредитные ресурсы всегда

функционируют на возвратной основе, а финансовые ресурсы выражают одностороннее движение стоимости;

2) кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса, а финансовое перераспределение осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и в рамках каждого из них по целевому назначению и в соответствии с общественными потребностями;

3) кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения временно свободных денежных средств (субъекта хозяйствования, органов государственного правления), а финансовые ресурсы формируются из доходов, которые образуются на стадии стоимостного распределения;

4) кредитные ресурсы предоставляются на определённых условиях (срочность, возвратность, платность), а финансовые ресурсы предоставляются бесплатно и условия их возврата не оговариваются;

5) кредит имеет тесную взаимосвязь с денежным оборотом, с его помощью удовлетворяются потребности субъекта хозяйствования в платёжных средствах, а также происходит регулирование находящихся в обращении денежных средств.

Отличия заработной платы от финансов:

1) распределительные отношения составляют заработную плату,

материализующуюся в денежные доходы, которые поступают в собственность отдельных работников и используются ими для удовлетворения личных потребностей;

2) финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений, находящиеся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначенные для удовлетворения различных общественных потребностей;

3) с определённой степенью допускается, что функционирование заработной платы можно рассматривать как процесс посторонний, так как заработная плата носит конкретный характер, а финансы имеют одностороннее движение стоимости.

Функции финансов.

Все ученые выделяют две основные функции:

1.Распределительную

2.Контрольную

Распределительная функция обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства и проявляется:

· В распределении созданной стоимости между участниками производства. На этой основе формируются основные или первичные доходы. Это этап распределения, обеспечения продолжения воспроизводства отдельного хозяйствующего субъекта. Но этого распределения недостаточно для обеспечения общественного воспроизводства.

· В распределении функций, выраженных в перераспределении части национального дохода между первичными собственниками и гос-вом с целью формирования фондов, необходимых для финансирования бюджетной сферы и приоритетных отраслей. В результате перераспределения образуются вторичные доходы. Их уровень зависит от пропорций первичного распределения и объема перераспределенной части.

Контрольная функция – обеспечение соблюдения финансового законодательства, т.е. правильности формирования и использования финансовых ресурсов.

ОБЕ ФУНКЦИИ ДЕЙСТВУЮТ ОДНОВРЕМЕННО!

Высшим органом государственного финансового контроля является Счетная Палата Российской Федерации .

Она обладает организационной и функциональной независимостью и подчиняется Федеральному Собранию РФ – высшему органу управления финансами.

Федеральное собрание состоит из:

· Нижней палаты (Гос. дума)

· Верхней палаты (Совет Федерации)

Помимо контрольной функции, Счетная Палата РФ выполняет экспертно-аналитическую функцию, т.е. дает заключение по федеральным законопроектам, международным и межгосударственным договорам; предполагает использование гос. средств.

Финансы Финансы КРЕДИТ Деньги

Сущность финансов, их роль в обществе, основные функции

Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распред характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расшир-го воспр-ва, матер. стимул-ния работающих, удовлетворение соц. и других потребностей.ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ: распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары. Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей. На уровне конкретных субъектов хозяйствования финансовые параметры (например, прибыль) утверждаются в роли не только оценочных показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности, но и главной цели самого функционирования предприятия. Наиболее наглядно место финансов в общественном воспроизводстве и экономике в целом можно рассмотреть на примере процесса формирования и распределения финансовых ресурсов, комплексно отражающего финансовые отношения на всех уров-нях управления.



Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Бюджетная система РФ

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.



Государственная бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:

¨ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

¨ бюджеты субъектов РФ

¨ местные бюджеты (около 29 тыс. городских, районных, поселковых, сельских бюджетов).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Федеральный бюджет и разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению местного самоуправления.

Бюджеты субъектов РФ – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к их ведению.

Система бюджетных доходов

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают систему экономических отношений, возникающих при формировании фондов денежных средств. Налоги - обязательные платежи(имеют 2 функции!1)фискальная - налоги формируют государственный бюджет!2)регулирующая - налоги влияют на экономическую систему государства).

Существуют:

Прямые налоги (устанавливаются на доход или имущество)

Косвенные налоги (в виде надбавки в цене товара или тарифу).

По характеру использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги поступают на государственные нужды, а специальные используются только по назначению.

В РФ установлены виды налогов и сборов:

1)федеральные – налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательны к уплате по всей территории РФ по единым ставкам (ЕСН, НДФЛ, акцизы, НДС, НДПИ, ННП, гос пошлина, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов);

2)региональные – налоги, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на игорный бизнес, транспортный, на имущество организаций);

3)местные – налоги, установленные НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательных к уплате на территориях, составляющих муниципальные образования (имущество физ лиц, земельный).

Виды налоговых доходов : налог на прибыль организации; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги, сборы иррегулярные платежи за пользование природными ресурсами; гос пошлина, сборы.

Система бюджетных расходов

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса.

По своему экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

I. Текущие расходы:

Государственные закупки . Услуги в области государственного управления, национальной обороны и т.п., на рынке закупить нельзя, поэтому для их обеспечения создаются государственные предприятия и учреждения.

Социальные трансферты . Трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости).

II. Капитальные расходы. Специфика капитальных расходов бюджета в том, что они выходят за пределы бюджета одного года и нацелены на получение эффекта в длительной перспективе. Планирование таких расходов строится с учетом их долгосрочного характера.

Бюджетные инвестиции . Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.).

Бюджетные кредиты. Они могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики. Особенность данной формы государственных расходов - возмездность: кредиты предоставляются на возвратной основе, и на них начисляются проценты как плата за пользование кредитом.

Налоговая система РФ

Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы нало­гообложения, были приняты парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая систе­ма подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.

Налоговая система России включает следующие элементы:

¾ взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;

¾ система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

Методы кредитования

Под методами кредитования следует понимать способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования. В настоящее время при выдаче ссуд коммерческие банки используют другие методы кредитования, опираясь на имеющийся зарубежный опыт, который также основывается на двух методах кредитования. Сущность первого метода состоит в том, что вопрос о предоставлении ссуды решается каждый раз в индивидуальном порядке. Ссуда выдаётся на удовлетворение определённой целевой потребности в средствах. Этот метод применяется при предоставлении ссуд на конкретные сроки, т.е. срочных ссуд. При втором методе ссуды предоставляются в пределах заранее установленного банком для заёмщика лимита кредитования, который используется им по мере потребности путём оплаты предъявляемых к нему платёжных документов в течение определённого периода. Такая форма предоставления кредита называется открытием кредитной линии. Открытая кредитная линия позволяет оплатить за счёт кредита любые расчётно-денежные документы, предусмотренные в кредитном соглашении. Кредитная линия открывается в основном на один год, но может быть открыта и на более короткий период. Кредитная линия открывается, как правило, клиентам с устойчивым финансовым положением и хорошей репутацией. По просьбе клиента лимит кредитования может пересматриваться.

Рис.4

В целях регулирования денежно-кредитной политики ЦБ РФ привлекает следующие инструменты:

ставки учетного процента (дисконтную политику);

нормы обязательных резервов кредитных учреждений;

операции на открытом рынке;

регламентации экономических нормативов для кредитных учреждений.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях ЦБ. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБ подкреплять оборотную массу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением ЦБ в пределах эмиссионной директивы, т. Е. Предельного размера выпуска денег в обращение.

5)формы безналичных расчетов

При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
2. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Платежи на территории России могут осуществляться наличными деньгами и в безналичной форме. До принятия нового ГК РФ порядок и формы производства расчетов в России регулировались нормами банковских правил. ГК РФ -подробно регламентирует расчетные отношения, предусматривая конкретные формы безналичных расчетов. Банковские правила, предусматривающие правовое регулирование расчетных отношений, применяются постольку, поскольку они не противоречат нормам ГК РФ и федеральным законам, в частности Федеральному закону «О банках и банковской деятельности». Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения сумм или в безналичном порядке.

Расчеты между хозяйствующими субъектами, как правило, производятся в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации. Расчеты наличными деньгами допускаются лишь в случаях и пределах, устанавливаемых законодательством Российской Федерации1. Хозяйствующие субъекты обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам. Порядок и конкретная форма расчетов определяются сторонами при заключении соответствующего договора. В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» формы, правила и стандарты безналичных расчетов устанавливаются Банком России. Применяются также и формы, принятые в международной банковской практике при международных расчетах. ГК РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Расчеты платежными поручениями производятся как с одногородними, так и иногородними получателями. Платежное поручение - это поручение плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица. Платежное поручение - это банковский перевод. Кредитная организация, принявшая поручение, обязуется от своего имени, но за счет клиента-плательщика осуществить платеж третьему лицу - получателю средств. В литературе было высказано мнение о том, что кредитная организация, выполняя поручение клиента, действует как комиссионер2. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что общий срок безналичных расчетов, в том числе и банковского перевода, не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Федерации, пяти операционных дней - в пределах Российской Федерации. Договором и обычаями делового оборота могут быть установлены более короткие сроки для совершения безналичных расчетов. Для выполнения платежного поручения кредитная организация плательщика имеет право привлекать и другие кредитные организации. Клиент вправе требовать от кредитной организации информацию об исполнении поручения (отчета). Платежными поручениями производятся, например, расчеты за полученные товары и оказанные услуги при условии наличия указания на номер и дату товарно-транспортного или другого документа, подтверждающего отпуск товара или оказание услуг; по нетоварным операциям (например, платежи в доход бюджета соответствующего уровня); авансовые платежи. Платежные поручения используются для производства и иных платежей.

6)Денежная масса и ее агрегаты.

Денежная масса - совокупность наличных денег, находящихся в обращении и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство .

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему - каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты :

§ М0 = наличные деньги в обращении,

§ М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты).

§ М2 = М1 + средства на расчётных счетах, срочные вклады

§ М3 = М2 + сберегательные вклады

§ L = M3 + ценные бумаги

7)платежная система россии

Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются через платежную систему Банка России и частные платежные системы, которые представлены внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежными системами расчетных небанковских кредитных организаций, а также системами расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).(схемка не забудь)

10) Финансы предприятий – система денежных отношений, которые возникают в процессе распределения и перераспределения выручки и прибыли хозяйствующего субъекта, по поводу образования, распределения и использования доходов и финансовых ресурсов с целью удовлетворения общественных интересов и потребностей.

Финансы предприятий служат основой финансовой системы страны. Финансовое состояние предприятий существенно влияет на финансовое положение страны в целом.

Финансы предприятий функционируют в сфере общественного производства, где создаются валовой внутренний продукт, материальные и нематериальные блага, национальный доход – основные источники финансовых ресурсов. Именно поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей, улучшение финансового состояния страны.

11) http://www.sgqconsulting.ru/finansi-ekonom-pokazateli.htm

12,13) Финансы граждан - стоимостной показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг. Различают фактические и нормативные финансы граждан, последние выполняют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государственной политики доходов. Финансы граждан могут быть разных стандартов - минимальные, рациональные и элитарные финансы граждан, что отражает различный уровень удовлетворения потребностей.

Существуют три основных уровня удовлетворения потребностей: минимальный, нормальный и уровень роскоши. Первому из них соответствует минимальный потребительский бюджет, характеризующий ту структуру и уровень удовлетворения потребностей, которые общество на данном этапе экономического развития считает минимально допустимыми. Второму и третьему уровню удовлетворения потребностей (уровень достатка и роскоши) соответствуют рациональный (бюджет социального достатка) и элитарный потребительские бюджеты. Эти бюджеты рассчитаны на структуру и уровень потребления людей со средними и высокими (сверхвысокими) доходами.

В Российской Федерации в условиях перехода к рынку основное внимание уделяется разработке бюджетов прожиточного минимума, рассчитанных на кризисные условия функционирования российской экономики.

Рассмотрим методологические подходы к разработке финансов граждан различных уровней.

Финансы граждан включают, как правило, несколько сотен товаров и услуг в ценах реальных покупок. Этот набор товаров и услуг называется потребительской корзиной. Таким образом, потребительский бюджет представляет собой стоимостную оценку продовольственной и непродовольственной потребительских корзин, а также включает плату за услуги и налоги.

В структуре финансов граждан обычно предусматриваются следующие статьи расходов:

Питание;

Одежда, белье, обувь;

Предметы санитарии, гигиены, лекарства;

Мебель, посуда, товары длительного пользования;

Жилище и коммунальные услуги;

Культурно-просветительные мероприятия и отдых;

Бытовые услуги;

Транспорт;

Финансы граждан, как правило, дифференцируются по социально-демографическим и профессиональным группам населения, а также по регионам страны. Так, например, прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и отдельно для детей до 6 лет, детей 7-15 лет, мужчин в трудоспособном возрасте, женщин в трудоспособном возрасте, пенсионеров. Кроме того, территория России условно поделена на 16 зон проживания, характеризующихся сходными природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями потребления, что позволяет определять специальный минимальный набор продуктов питания для каждой из них.

Финансы граждан могут быть определены в расчете на одного человека и на семью разного состава, в последнем случае речь идет о потребительском бюджете семьи. Отметим, что разработаны специальные коэффициенты, учитывающие снижение семейного бюджета за счет совместного проживания членов семьи. Это позволяет формировать прожиточный минимум практически любых по составу семей: супружеская пара с детьми и без детей, матери-одиночки и т. д.

В мировой и отечественной практике выработаны следующие методы формирования финансов граждан 1:

Нормативный - бюджет определяется на основе нормативов потребления отдельных товаров и услуг (нормативной потребительской корзины) и их фактической стоимости. В зависимости от вида разрабатываемого бюджета нормативы могут быть минимального или нормального уровня.

Статистический - бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми реально располагают определенные слои населения страны. Так, для бюджета прожиточного минимума рассматриваются доходы 10-20% самых бедных граждан страны. Базой для установления элитарных потребительских бюджетов могут быть доходы состоятельных и богатых людей страны.

Комбинированный (как правило, нормативно-статистический) метод - расходы на питание устанавливаются по нормативам потребления, а остальные статьи - статистическим путем.

Субъективный метод - на основе опросов общественного мнения и экспертов о необходимом уровне соответствующего бюджета.

Ресурсный метод - исходя из возможностей государства в данный период обеспечить определенный уровень минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума.

Система потребительских бюджетов различных стандартов обеспечивает выполнение следующих задач:

Обеспечивает объективную оценку достигнутого и прогнозируемого уровня жизни населения;

Помогает обосновать государственную политику доходов и систему распределительных отношений;

Обеспечивает анализ социальной дифференциации в обществе и экономического положения отдельных социальных групп;

Является базой для адресной социальной политики, критерием экономического положения конкретных семей и ориентиром для регулирования доходов и потребления малообеспеченных семей.

14)слишком много матриала

15)Кредит - это движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Основные источники ссудного капитала:

  • денежные резервы экономических агентств, высвобождаемые в процессе кругооборота капитала;
  • денежные резервы, выступающие в виде специальных денежных фондов;
  • денежные доходы и сбережения населения;
  • государственный денежный резерв;
  • эмиссия денежных знаков, осуществляемая в соответствии с потребностями роста оборота наличных денег.

Функции кредита:

  • аккумуляция временно свободных денежных средств ;
  • перераспределительная - это перераспределение денежных средств на определенных условиях и с последующим возвратом;
  • экономия издержек обращения - это частное замещение наличных денег кредитными деньгами через развитие безналичного расчета;
  • регулирующая функция - это регулирование объема совокупного денежного оборота, осуществляемое государством в целях воздействия на хозяйственные процессы;
  • эмиссионная функция - выражается в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства;
  • контрольная функция - реализуется в процессе наблюдения за деятельностью заемщиков и кредиторов при оценке кредитоспособности и платежеспособности клиентов при контроле за соблюдением принципов кредитования.

По сроку возврата кредит подразделяется на:

  • долгосрочный;
  • краткосрочный;
  • среднесрочный.

Характерные черты современных денежных систем:

1. Обмен официального золотого содержания, обеспечение и размена банкнот на золото;

2. Переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги;

3. Выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства;

4. Преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

5. Усиление государственно регулирования денежного обращения.

Формы кредита:

1. Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа;

2. Банковский кредит - предоставляется кредит финансовыми учреждениями любым хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд;

3. Межхозяйственные кредит

4. Потребительский кредит - предоставляется частями лицам для приобретения потребительских товаров длительного пользования;

5. Ипотечный кредит - предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земля, здания, сооружения);

6. Государственный кредит - предоставляет собой систему кредитных отношений, в которой заемщиком выступает государства, а население и честный бизнес - кредиторами денежных средств;

7. Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Он представляется в товарной или денежной форме.

19) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook085/01/part-003.htm

Коммерческие банки являются деловыми предприятиями, выполняющими функции финансовых посредников. Так, они привлекают сбережения населения, капиталы, прочие свободные средства, которые высвобождаются в ходе хоздейятельности, для предоставления их в пользование другим субъектам экономической деятельности, временно нуждающимся в дополнительных средствах.

Для решения этих задач банки осуществляют банковские операции. Основными операциями этого направления являются операции, называемые активными и пассивными.

Необходимы для привлечения и концентрации капиталов как оборотных средств. Активные операции имеют целью размещение привлеченных ресурсов для получения прибыли. Пассивные операции коммерческих банков называют операциями по аккумулированию собственных ресурсов, которые необходимы для проведения активных операций (включая кредитные).

Формирование ресурсов банка происходит за счет привлечения средств населения во вклады, эмиссии банковских ценных бумаг, получение кредитов сторонних банков и других операций, которые приводят к увеличению средств, появляющихся в распоряжении банковского учреждения.

Пассивные операции коммерческих банков включают прием депозитов; выпуск банковских ценных бумаг (векселей, облигаций, сберегательных, депозитных сертификатов); ведение счетов разных клиентов, включая банки-корреспонденты; операции репо; получение межбанковских кредитов, включая централизованные кредитные ресурсы; евровалютные кредиты.

Коммерческие банки являются специфическими учреждениями, которые, с одной стороны, аккумулируют временно свободные денежные ресурсы, а с другой – предоставляют имеющиеся у них в наличии средства нуждающимся в русурсах предприятиям и населению во временное пользование за определенное вознаграждение.

Пассивные операции коммерческих банков определяют размер банковских ресурсов и, соответственно, определяют возможные масштабы их деятельности. При пассивных операциях средства концентрируются на пассивных или же активно-пассивных счетах банка. Пассивные операции помогают банкам приобретать кредитные ресурсы на свободном рынке.

Выделяют четыре основных формы пассивных операций: отчисления от собственной прибыли на увеличение или формирование фондов; первичная эмиссия банковских ценных бумаг (взносы в уставный капитал); получение кредитов от прочих юридических лиц; операции по депозитам (привлечение средств клиентов).

Пассивные операции коммерческого банка опосредуют привлечение денег, которые уже находятся в обороте. Прежде всего, к пассивным операциям относят депозитные операции по привлечению средств юрлиц и граждан во вклады либо срочные, либо до востребования. Именно депозитные операции и составляют основную часть пассивов банка.

Срочные депозиты определяются сроками, прописанными в договоре. По таким вкладам выплачивается более высокий процент вознаграждения, чем по вкладам до востребования. Последние же представляют собой средства на счетах, которые связаны с осуществлением расчетов и вкладами до востребования.

Активно пассивные операции коммерческих банков называются комиссионными, посредническими операциями, которые банки выполняют по поручению клиентов за плату - комиссию. Эти операции называют услугами. Выделяют расчетные услуги по внутренним и международным расчетам; трастовые услуги, которые подразумевают куплю-продажу банком инвалюты, ценных бумаг, драгметаллов по поручению клиентов; посредничество в размещении облигаций и акций; консультационное и бухгалтерское обслуживание клиентов и др.

20) http://pidruchniki.ws/12331119/politekonomiya/faktoringovye_operatsii

Соотношение понятий денег, финансов и кредита

Когда финансы превращаются в прилагат.(финансовые фонды, финансовые ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами. Финансы - это сист. экон. (денеж.) отношений, с помочью. кот. создаются и расходуются фонды ден. средств. Финансы – совокупность объективно обусловленных эконом. отношений, имеющих распределит. характер, ден. форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расшир. воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение соц. и др. потребностей. КРЕДИТ . Фонды банков формир. на стадии перераспред., т.е. кредит завершает распределит. процесс. Кредит. ресурсы формир. в рез.-те того, что появляется несоотв. в наличии собств. средств и их потребностью. Кредит дополняет фин. ресурсы и позволяет происх. процессу расшир. воспроизводства. Особенности:1. средства банка выдают на опред. срок; на опред. условиях и при условии возвратности.2. средства при финансир. выдаются на опред. цели; бесплатно безвозвратно. С пом. кредита происх. перераспред. фин. ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами. Постоянно происх. переливание кредитных ресурсов в фин. ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентр. на счетах в банках и явл. источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной явл. широкое исп.-е обеих в кругообороте и воспроизводств. процессе.Деньги - специф. товар (вещь), кот. явл. универсальным эквивалентом стоимости др. товаров или услуг. Через деньги выраж. стоимость др. товаров, т.к. деньги легко обмениваются на любой из них Но не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представл. собой овеществлённый человеч. труд и сами по себе соизмеримы по колич. затраченного труда, именно поэтому стоим. всех товаров измеряется одним и тем же специфич. товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоим., то есть в деньги.

Нередко в быту отождествляются категории денег и финансов. С точки зрения экономической науки, это неправильно. Данные понятия различны по своей сущности, целям, функциям. В чем отличие денег от финансов?

Исторический экскурс

Категория денег является более древней. Возникновение же обусловлено развитием товарно-денежных отношений.
Деньги: история денег

Ценность денег проявляется в том, что за них можно приобрести. Их история началась с давних времен, когда люди меняли одну вещь на другую, чтобы получить нужное. То есть, одному человеку нужна ткань. Он находит другого человека, у которого она есть. Дает владельцу ткани свою вещь и получает желаемое.

С развитием торговли люди вынуждены были договориться о единой системе, которая устанавливает цену каждой вещи. Решением данной проблемы стали деньги. Причем первоначальные их формы были далеки от современных аналогов. Так, в Африке мерой стоимости была соль и шерсть слона. На Соломоновых островах – табак, в Сибири – брикеты чая.

Существенно упростило товарообмен появление (около 2500 г. до н.э.) и бумажных банкнот. Они были разного размера, достоинства, цвета. Но ценность денег обусловлена экономической силой страны, которая их выпускает.

История появления финансов

Финансы – это совокупность всех денег, которые находятся в распоряжении государства. Также это система формирования, распределения и использования денежных фондов.

Появление финансов, как экономической категории, объясняется следующими причинами:

— появление государства и развитие товарно-денежных отношений;

— введение налогов;

— движение капитала и активов.

Перспективные отрасли для вложения

В последние годы наиболее важным и надежным направлением для инвестиций является вложение в материальные высоколиквидные активы. В их число вошли драгоценные металлы, камни, недвижимость. Конечно, по всем этим статьям у специалистов имеются различные данные о дальнейшем развитии.

Недвижимость в настоящее время сдает свои позиции, поскольку в последние годы именно этот рынок пресытился приложениями, в результате чего доход инвесторов по таким объектам упал на несколько позиций.

Однако те, кто хорошо понимает, данный вид инвестирования все еще интересен. Специалисты прогнозируют на нем небольшой рост и полное сохранение вложенных ресурсов. При сохранении нынешней ситуации убытков на нем не будет.

Наиболее благоприятными в настоящее время являются прогнозы на драгоценные металлы. При том если ранее в поле зрения предпринимателей попадало в основном золото желтое и белое, то в последние годы не меньшей популярностью стало пользоваться и серебро.

Цены на него показывают стабильный рост который, впрочем, имеет куда более быстрыми темпами, нежели у альтернативных объектов финансирования.

Покупка банковских металлов у стабильных средних и крупных компаний позволит не только сохранить финансы и деньги, но и приумножить их, по меньшей мере на 15-20% уже в ближайшие годы.

Такое вложение имеет минимальные риски, однако и подходит оно в самом деле не всем. Тем, кто предпочитает более быстрый рост средств, следует искать другие варианты вложений. И такой в настоящее время существует.

В объекты финансирования, отвечающие этим требованиям, можно вкладывать большую часто средств. К инвестированию же других с учетом нынешней кризисной ситуации нужно относится насторожено.

В целом даже в нынешний кризисный период существует много возможностей для удачного вложения средств как крупных, так и мелких начинающих инвесторов.

Желающим заработать в такое время нужно только внимательно подходить к выбору объекта финансирования, в обязательном порядке проверять историю предприятия и репутацию продавцов акций (если вы имеете дело с биржами), а также максимально диверсифицировать риски. И тогда вы обязательно получите ожидаемую прибыль.

Функции денег и финансов. В чем отличия

Для начала разберемся в том, тождественными ли являются выбранные нами понятия, и если нет, то различна ли функция денег и финансов. Согласно современной экономической теории эти понятия не тождественны.

Финансами принято называть отношения, которые возникают между различными субъектами: государством, рабочими, промышленниками и прочими лицами, участвующими в обмене ресурсов. В основе этих отношений разумеется, лежат денежные.

Под самим деньгами в этом случае нужно понимать универсальный эквивалент стоимости, используемы в ходе обмена людей товарами и услугами. Таким образом деньги являются составной частью, материальным воплощением финансовой системы (в том числе и электронные деньги, которые могут в любой момент быть обналичены и также являются эквивалентом стоимости).

Определив, что выбранные нами понятия не тождественны, мы можем переходить к следующему шагу — разбору функций, которые получают деньги и финансы в производственном процессе.

Ещё одно отличие денег от финансов заключается в функционировании экономических инструментов.

Деньги: функции денег

Деньги – это всеобщий эквивалент, посредством которого измеряются затраты труда товаропроизводителей. Их назначение выражается в функциях:

— мера стоимости;

— средство платежа;

— средство обращения;

— средство накопления и сбережения;

— мировые деньги.

Функции финансов

Специфические признаки финансов, как экономической категории, проявляются в их функциях:

— распределительной;

— контрольной;

— накопительной;

— регулирующей;

— стабилизационной.

Таким образом, финансы должны обеспечивать потребности субъектов общества. Для этого создаются денежные доходы и , происходят финансовые операции. Финансы, в отличие от денег, неосязаемая вещь.

Помимо этих функций, которые сегодня реализуют финансы в производственном процессе, были у них и другие функции, которые с развитием экономики постепенно были утрачены. К таким относится, прежде всего, функция покрытия государственного бюджета.

Подобные процессы имели место в РФ. Однако уже после 1995 года они были полностью остановлены, и до нынешнего времени экономисты к ним более не возвращались.

Остальные же функции финансов в мировой экономике являются стабильными, и их понимание является важным для правильного управления ресурсами на любо уровне экономики: от личных денежных и до финансов в масштабах государств, международных корпораций, крупных региональных компаний.

Это инструмент распределения и перераспределения ВВП. Но финансы не могут существовать и функционировать без денег. Вот, пожалуй, все самые главные отличия денег от финансов.

Людям свойственно уравнивать друг с другом или путать различные понятия. Особенно те, которые в обиходе, в массовом понимании используются на равных, будто являясь синонимичными. Подобная путаница происходит, например, с такими понятиями, как деньги и финансы.

На первый взгляд, они говорят об одном и том же. На деле же это совершенно разные термины. В чем же заключается отличие денег от финансов? Для того чтобы увидеть эту разницу, необходимо не только ознакомиться с определением двух этих терминов, но и выделить признаки, функции, в них заложенные.

Расшифровка понятия «деньги»

Это слово в интерпретации разных языков мира на слуху у людей уже несколько тысяч лет. Торговые отношения существовали задолго до появления монет в Лидии в 700-х годах до нашей эры, до появления валюты и общего эквивалента. Но как же происходила торговля без привычных современному человеку средств платежа? Примерно с восьмого тысячелетия до нашей эры люди использовали в качестве денег натуральную продукцию: товар обменивался на товар, желаемое на желаемое. Постепенно бартер, с появлением валюты и понятия стоимости, перестал быть единственной формой торговых отношений.

Таким образом, деньги существуют в течение всей сознательной истории человечества. В данном факте заключается одно из ключевых отличий денег от финансов: первые появились гораздо раньше и считаются более обширной категорией, а не вторичной, подобно вторым.

Пройдя долгий путь от риса, соли, специй, табака и пушнины, деньги теперь являются как наличными, так и безналичными. На данный момент в экономической науке деньги подразумевают под собой товар, которым можно оплатить продукцию определенной стоимости, в которую вложены всевозможные затраты (рабочего времени, ресурсов и т. д.). Их можно также определить как средство, которое выражает ценность услуг и товаров, принимающих участие в хозяйственной жизни государства и граждан.

Свойства и функции денег

Существует и третье которое звучит так: они представляют собой средство обмена, которое характеризуется таким важнейшим для экономики понятием, как ликвидность (liquidus с латинского - жидкий). Она подразумевает под собой меру, обозначающую скорость перевода активов в наличные деньги. Чем быстрее и легче происходит этот процесс, тем выше ликвидность.

В системе экономических отношений именно деньги отличаются наибольшей ликвидностью. Из этого вытекают два их важных свойства:

  1. Во-первых, они могут быть обменяны на любую продукцию.
  2. Во-вторых, они определяют стоимость данной продукции через цену на нее. По сути, цена является измерением стоимости, выраженной в деньгах.

Функции денег и финансов различны. В силу того, что деньги представляют собой более обширную категорию, у них больше функций - всего пять. Через функции выражается назначение и роль денег в хозяйстве.

Рассмотрим подробней:

  1. Мера стоимости. В экономической науке, в масштабе отдельного хозяйства, страны и мира в целом деньги служат всеобщим эквивалентом. Посредством их использования определяется стоимость того или иного продукта, услуги. Дается количественное определение расходов и доходов, потребностей, долгов, бюджета, как результат работы министерства финансов и т. д.
  2. Средство обращения. Деньги постоянно и непрерывно участвуют в обороте продукции, услуг, различных ценных бумаг. На них обмениваются товары, осуществляя тем самым процесс купли-продажи.
  3. Средство платежа. Деньги являются средством платежа тогда, когда речь идет о задолженностях, кредитах, о выплатах зарплат и авансовых платежей. Погашая долг или кредит, деньги становятся средством платежа, участвуя в дальнейшем в выплатах заработных плат и авансов.
  4. Средство накопления. В данном случае все просто: человек, откладывая личные сбережения, иллюстрирует подобную функцию денег.
  5. Распределительная. Также в хозяйстве выделяют распределительную функцию денег. Она базируется на принципе безвозмездной (не подразумевающей эквивалентный обмен) передачи денег определенному субъекту. Благодаря данной функции пополняется бюджет всех государств мира и функционируют социальные программы.

Расшифровка понятия «финансы»

Сравнение денег и финансов невозможно без определения второго ключевого понятия - финансов. Оно возникло относительно недавно, ближе к Новому времени. Появление финансов было обусловлено закреплением принципа частной собственности, появлением правовых норм в отношениях касательно имущества, расслоением общества на разные группы, появлением налогов. Эта категория возникла тогда, когда уровень доходов отдельных групп населения стал превышать норму, необходимую для удовлетворения минимальных потребностей.

Таким образом, финансы являются более узким понятием, чем деньги. Это скорее вторичная категория, которая появилась в истории относительно недавно. Одним из главных отличий финансов от денег является то, что они, не являясь на деле всеобщим эквивалентом, скорее представляют собой инструмент. С помощью него происходит распределение ВВП и ВНП с целью решения поставленных перед государством задач.

Признаки и функции финансов

Без денег не может быть финансов, поэтому одним из важнейших признаков последних является обязательное наличие денежной основы. В процессе финансовых отношений стороны, в них вовлеченные, имеют разные привилегии, права и полномочия. Исключительными правами обладает государство, благодаря которым оно способно формировать свой бюджет.

Поступления, обеспечивающие постоянный уровень денежных средств в бюджет государства, носят принудительный характер. То есть каждый гражданин обязан платить налоги и другие сборы. В противном случае с ним начинают работать государственные органы. Обеспечение принудительного характера выплат возможно благодаря развитой нормотворческой системе и деятельности таких государственных органов, как министерство финансов.

Что же касается функций финансов, можно выделить три важнейшие из них:

  1. Распределительная. Как было упомянуто выше, финансы служат инструментом распределения ВВП и ВНП. Все движения доходов происходят через финансовую систему. Через нее также идут следующее за распределением перераспределение доходов. Взаимосвязь финансов и денег в данном случае улавливается в единстве целей, заключающееся в решении задач государства.
  2. Контрольная. Она проявляется в создании различных денежных фондов (как бюджета, так и внебюджетных) и дальнейшем мониторинге их доходов и расходов, а также регулировке корректности протекающих процессов с точки зрения действующего законодательства.
  3. Стимулирующая. По причине того, что финансы подразумевают под собой совокупность всех денежных фондов, кредиты также являются частью финансов, а точнее частью ссудного фонда. Помимо выдачи займов, стимулирование отраслей в рамках данной функции финансов может достигаться посредством предоставления налоговых льгот.

Различия денег и финансов

Многие люди допускают ошибку, говоря, что эти два понятия тождественны друг другу. На деле финансы являются скорее вторичной категорией, производной от денег. Прежде всего, исторически деньги появились еще десять тысяч лет назад, в то время как финансы только с появлением закрепленных в законе прав касательно частной собственности и других.

Одно из важнейших отличий денег от финансов заключается в том, что первые участвуют во всех экономических отношениях, а вторые только в тех, чья деятельность связана с различными денежными фондами, их формированием и контролем деятельности.

Как уже выяснилось, деньги и финансы обладают разными функциями. Первые играют роль всеобщего эквивалента, а вторые, будучи экономическим инструментом, контролируют бюджет и внебюджетные фонды, а также распределяют ВВП и ВНП. То есть, представляют экономические отношения. Все финансовые операции проходят через фонды, удовлетворяя также потребности отдельных экономических субъектов. Стоит также отметить, что финансы невозможно потрогать, подержать в руках - это вещь неосязаемая, чего нельзя сказать о деньгах.

Различия на примерах

Рассмотрим различия между двумя понятиями на примере заимствования денег. С одной стороны, передача некоторой суммы человеку в долг может рассматриваться как передача предмета, вещи от человека к человеку. То есть один буквально передает другому вещь в виде купюры или монеты. Тогда подобное действие нельзя называть финансовыми отношениями. Они начинаются только тогда, когда четко определены две стороны - кредитор и заемщик. Между ними формируется некоторая договоренность, может быть составлен письменный документ с указанием суммы долга, сроков, процентов и т. д. Только в таком случае можно говорить о финансовых отношениях.

Общее финансов и денег

И все же, у этих двух понятий не может не быть чего-то общего, учитывая то, что в народе они зачастую употребляются в одном и том же значении. Поэтому, несмотря на различающиеся функции и содержания понятий, у денег и финансов есть нечто общее. Это база, фундамент, а именно денежная основа. Финансы представляют собой экономические отношения, мерой, материальным компонентом которых являются деньги. Именно они лежат в основе всех отношений в экономике. Без денег не представляется возможным нормальное функционирование финансов.

Общий вывод

Как соотносятся понятия «финансы» и «деньги»? В умах многих людей закрепилось установка, что это одно и то же, что на деле совсем не так. Второе упомянутое понятие знакомо человечеству уже в течение порядка десяти тысяч лет - в роли денег сначала выступали и меха, и животные, и специи. Финансы же появились только в Новое время. Они представляют собой инструмент, который не только контролирует бюджет и другие денежные фонды, но и с их помощью стимулирует отрасли экономики и отдельные предприятия.

Финансы неосязаемы, они нематериальны, поскольку представляют собой потоки доходов. Наличные же деньги можно потрогать, так как они воплощаются в банкнотах, монетах, чеках. Главное их отличие от финансов заключается в том, что деньги служат всеобщим эквивалентом. С их помощью можно купить товары, услуги. В них также измеряется и стоимость какой-либо продукции.