Министр финансов рейтерн и его программы. М.Х. Рейтерн – министр финансов эпохи Великих реформ. Баграмян Иван Христофорович

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый "Работник по сортировке твердых коммунальных отходов".

Регистрационный N 40849

Профессиональный стандарт
Работник по сортировке твердых коммунальных отходов
(утв. Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2015 г. N 1144н

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Группа занятий:

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
А Обеспечение процесса обработки твердых коммунальных отходов и их подготовки к повторному применению и изоляции 3 Обработка твердых коммунальных отходов и подготовка их к обезвреживанию А/01.3 3
Размещение отобранных фракций твердых коммунальных отходов в контейнеры (емкости) для временного хранения А/02.3
Обеспечение временного хранения отобранных фракций твердых коммунальных отходов А/03.3
Подготовка контейнеров (емкостей) и инвентаря для временного хранения твердых коммунальных отходов к эксплуатации А/04.3
Технический контроль и обеспечение режима безопасной эксплуатации контейнеров (емкостей), инвентаря, оборудования А/05.3
В Обеспечение режима эксплуатации оборудования для обработки твердых коммунальных отходов 4 Подготовка к работе оборудования для обработки твердых коммунальных отходов В/01.4 4
Поддержание технологического режима работы оборудования при обработке твердых коммунальных отходов В/02.4

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Сортировщик отходов Сортировщик твердых коммунальных отходов Работник по обработке твердых коммунальных отходов
-
Другие характеристики

Дополнительные характеристики

3.1.1. Трудовая функция

Трудовые действия Выявление и отделение фракций твердых коммунальных отходов, пригодных к повторному применению без использования оборудования
Выявление и отделение фракций твердых коммунальных отходов, пригодных к повторному применению с использованием оборудования
Обработка отобранных для повторного применения фракций твердых коммунальных отходов
Необходимые умения
Применять технологии обработки твердых коммунальных отходов
Применять средства индивидуальной защиты
Соблюдать требования производственной санитарии и охраны труда
Необходимые знания Методики определения морфологического состава твердых коммунальных отходов
Нормы и нормативы технологических операций по обработке твердых коммунальных отходов
Конструктивные особенности технологического и вспомогательного оборудования
Правила производственной санитарии
Требования охраны труда
Другие характеристики -

3.1.2. Трудовая функция

Трудовые действия Упаковывание отобранных фракций твердых коммунальных отходов в контейнеры (емкости) для временного хранения и транспортирования твердых коммунальных отходов
Подготовка к изоляции неиспользуемой части твердых коммунальных отходов
Регистрация выполненных работ в журнале учета работ
Необходимые умения Соблюдать режимы упаковывания, транспортирования и временного хранения отобранных фракций твердых коммунальных отходов
Определять морфологический состав твердых коммунальных отходов
Использовать маркировку контейнеров (емкостей) для временного хранения и транспортирования твердых коммунальных отходов
Применять методики подготовки твердых коммунальных отходов к изоляции
Соблюдать правила производственной санитарии и охраны труда
Необходимые знания Технологии обработки, транспортирования и временного хранения твердых коммунальных отходов
Маркировка контейнеров (емкостей) для временного хранения и транспортирования твердых коммунальных отходов
Требования охраны труда
Другие характеристики -

3.1.3. Трудовая функция

Трудовые действия Установление массы фракций твердых коммунальных отходов, отобранных к повторному применению
Перемещение контейнеров с отобранными фракциями твердых коммунальных отходов к местам их временного хранения
Обеспечение безопасного размещения контейнеров (емкостей) с отобранными фракциями твердых коммунальных отходов в местах их временного хранения
Регистрация выполненных работ в журнале учета работ
Необходимые умения Соблюдать режим выполнения пооперационного маршрута транспортирования и временного хранения твердых коммунальных отходов
Использовать средства механизации и автоматизации
Использовать специализированные информационные системы и программное обеспечение
Вести техническую и учетно-отчетную документацию
Соблюдать правила безопасного обращения с твердыми коммунальными отходами
Необходимые знания Требования производственной санитарии
Устройство весов различных типов и применяемых приспособлений при взвешивании
Правила регулировки и способы определения точности показаний весов
Методы, приемы и средства эргономичного перемещения тяжестей
Морфологический состав твердых коммунальных отходов
Требования охраны труда, пожарной безопасности
Правила безопасной эксплуатации оборудования для обработки твердых коммунальных отходов
Другие характеристики -

3.1.4. Трудовая функция

Трудовые действия Приготовление моющих растворов и дезинфекционных растворов
Проведение работ по дезинфекции контейнеров (емкостей) и инвентаря
Регистрация выполненных работ в журнале учета работ
Необходимые умения Соблюдать общие требования к проведению дезинфекционных мероприятий
Выполнять инструкцию по применению моющих растворов и дезинфекционных растворов
Готовить растворы для мойки и дезинфекции
Необходимые знания Свойства и технические условия использования дезинфекционных и моющих средств, разрешенных к применению при обработке многоразовых контейнеров
Конструктивные особенности оборудования и инвентаря для осуществления мойки и проведения дезинфекционных мероприятий при обработке многоразовых контейнеров
Общие требования к проведению дезинфекционных мероприятий
Правила ведения учетно-отчетной документации
Правила применения средств индивидуальной защиты
Другие характеристики -

3.1.5. Трудовая функция

Трудовые действия Обеспечение установленного режима эксплуатации контейнеров (емкостей), инвентаря
Оценка технического состояния контейнеров (емкостей), инвентаря
Необходимые умения Выполнять работы в соответствии с правилами технической эксплуатации контейнеров (емкостей), инвентаря
Определять технические параметры состояния контейнеров (емкостей), инвентаря
Выявлять дефекты, наличие и соответствие маркировки контейнеров (емкостей), инвентаря
Оформлять учетно-отчетную документацию
Необходимые знания Правила технической эксплуатации контейнеров (емкостей), инвентаря
Правила применения средств индивидуальной защиты
Методики контроля технического состояния контейнеров (емкостей), инвентаря при эксплуатации
Правила маркировки контейнеров (емкостей), инвентаря
Требования охраны труда
Правила ведения технической и учетно-отчетной документации
Другие характеристики -

3.2. Обобщенная трудовая функция

Возможные наименования должностей, профессий Оператор - сортировщик твердых коммунальных отходов Оператор оборудования по обработке твердых коммунальных отходов
Требования к образованию и обучению Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, программы переподготовки рабочих
Требования к опыту практической работы -
Особые условия допуска к работе Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Другие характеристики Рекомендованы программы повышения квалификации не реже одного раза в год

Дополнительные характеристики

3.2.1. Трудовая функция

Трудовые действия Обследование технического состояния оборудования для обработки твердых коммунальных отходов
Оценка технического состояния средств индивидуальной защиты
Регистрация технического состояния оборудования в журнале технического состояния оборудования и учета работ
Необходимые умения Соблюдать требования к контролю состояния оборудования для обработки твердых коммунальных отходов, средств индивидуальной защиты
Применять методики оценки технического состояния оборудования для обработки твердых коммунальных отходов
Устанавливать технические параметры состояния оборудования, средств индивидуальной защиты
Необходимые знания Методики оценки технического состояния оборудования для обработки твердых коммунальных отходов
Назначение, устройство, принцип работы оборудования для обработки твердых коммунальных отходов
Требования эксплуатации оборудования для обработки твердых коммунальных отходов
Другие характеристики -

3.2.2. Трудовая функция

Трудовые действия Настройка и регулирование оборудования в соответствии с эксплуатационными документами
Контроль технического состояния оборудования при эксплуатации
Регистрация технического состояния оборудования в журнале технического состояния оборудования и учета работ
Необходимые умения Организовать эксплуатацию оборудования в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации
Оценивать технические параметры состояния оборудования при эксплуатации
Вести техническую документацию
Необходимые знания Правила технической эксплуатации оборудования
Методики контроля технического состояния оборудования при эксплуатации
Требования охраны труда
Правила оформления технической документации
Правила использования средств индивидуальной защиты
Требования производственной санитарии
Другие характеристики -

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

______________________________

*(1) Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

*(4) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства".

*(5) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Обзор документа

Утвержден профессиональный стандарт работника по сортировке твердых коммунальных отходов.

В нем дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации (выполняемые трудовые действия, необходимые умения и знания). Приведены требования к образованию и обучению. Указаны особые условия допуска к работе.

Основная цель профессиональной деятельности данного специалиста - обеспечение технологического процесса обработки и подготовки твердых коммунальных отходов к повторному применению и изоляции.

Профстандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, установлении систем оплаты труда. Его также используют организации профобразования при разработке профессиональных образовательных программ.

Граф, статс-секретарь, действительный тайный советник, член Государственного совета, министр финансов Российской империи, председатель Комитета министров.

Родился в дворянской семье голландского происхождения. Отец Христофор Романович (Христоф Адам) (1782-1833), — кавалерийский генерал, участник итальянской кампании 1799-1800 гг., Отечественной войны 1812 г., Заграничных походов 1813-1814 гг., Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Мать, Екатерина Ивановна (Юлиана Каролина Элеонора) (1789-1869), урожденная фон Гельфрейх, фрейлина императорского двора. В семье было 14 детей. Рейтерн состоял в родстве с поэтом В.А. Жуковским, который был женат на его двоюродной сестре Елизавете Алексеевне (урожденной Рейтерн).

Рейтерн получил домашнее образование, затем поступил в Царскосельский лицей, который окончил в 1839 г. с серебряной медалью. В 1840 г. юноша поступил на службу в министерство финансов в Особенную канцелярию по кредитной части. В 1843 г. перешел в министерство юстиции чиновником особых поручений и в следующем году получил должность столоначальника. Стремительному карьерному росту молодого человека во многом способствовали родственные связи с В.А. Жуковским, который был близок императорской семье, будучи воспитателем наследника престола, будущего императора Алексардра II.

Рейтерн успешно служил: в 1845 г., по поручению министра юстиции, собирал сведения о практике судопроизводства в остзейских губерниях, в 1846 г. был членом комиссии по созданию судебных учреждений в Таврической и Херсонской губерниях, в 1847 г. временно исполнял обязанности товарища герольдмейстера Сената и заведовал Первой экспедицией Департамента герольдии. Кроме того в 1847 г. он был избран членом Русского географического общества. Здесь он познакомился с председателем общества — генерал-адмиралом российского флота, великим князем Константином Николаевичем. В 1853 г. великий князь принял управление морским министерством и приступил к подготовке назревших, по его мнению, преобразований. Константин Николаевич собирал вокруг себя талантливых молодых людей и благодаря его протекции в 1854 г. Рейтерн был принят в морское министерство на должность чиновника для особых поручений. В ходе неудачной Крымской войны 1853-1856 гг. выяснилось, что российский флот устарел, и морское министерство приступило к реформам, в разработке которых Рейтерн принимал активное участие. Он фактически выполнял функции консультанта великого князя по экономическим вопросам.

В 1855 г. Константин Николаевич отправил его в поездку для ревизии портовых сооружений и госпиталей в Архангельске и Астрахани, что дало Рейтерну знание реалий российской провинции. Сразу по возвращении из этой поездки в том же году Рейтерн был отправлен в командировку за границу для изучения финансового строя западных государств: Пруссии, Франции, Англии, США. Командировка продолжалась почти три года. Из поездки он вернулся убежденным американофилом, он видел сходство в национальном характере русских и американцев.

По возвращении из-за границы в сентябре 1858 г. Рейтерн представил императору Александру II отчет о поездке, а затем по представлению великого князя Константина Николаевича был произведен в статс-секретари. В декабре 1858 г. Рейтерн был назначен управляющим делами Комитета железных дорог, а в 1859 г. был произведен в действительные тайные советники и назначен членом Совета министерства финансов с сохранением за ним по желанию великого князя места заведующего эмеритальной кассой в морском министерстве. Рейтерн стал завсегдатаем салона великой княгини Елены Павловны, которая оказывала поддержку либеральным деятелям.

После Крымской войны Россия находилась в глубоком финансово-экономическом кризисе: выпуск массы бумажных денег привел к росту инфляции и падению курса рубля, обмен кредитных билетов на золото и серебро прекратился. В этих условиях великий князь Константин Николаевич привлекает Рейтерна к обсуждению экономических реформ.

Как и многие экономисты того времени Рейтерн был последователем либеральной фритредерской теории А. Смита. Он считал, что чрезмерное вмешательство государства подавляет экономическую инициативу граждан. Таким образом, он выступал против крепостного права и сословного деления общества.

В январе 1860 г. Рейтерн занял пост управляющего делами Комитета финансов. Вместе с исполняющим обязанности товарища министра внутренних дел Н.А. Милютиным, чиновниками министерства финансов Ю.А. Гагемейстером и министерства государственных имуществ Е.И. Ламанским и профессором политэкономии Киевского университета Н.X. Бунге Рейтерн вошел в Комиссию по реформе банков. Он также был членом Редакционных комиссий (1859-1860 гг.), образованных для подготовки отмены крепостного права, в которых занимался разработкой правил операции по выкупу крестьянами своих наделов у помещиков. Кроме того Рейтерн входил в состав комиссии по пересмотру системы налогов и сборов, поскольку введенная Петром I подушная подать уже устарела. В ноябре 1860 г. он стал членом комиссии по подготовке питейной реформы, в результате которой в 1861 г. были отметены откупа и в 1863 г. введена акцизная система.

В декабре 1861 г. Комитет финансов принял решение о публикации со следующего года государственной росписи доходов и расходов, что укрепило кредит страны на мировом рынке.

В январе 1862 г. по рекомендации Константина Николаевича император назначил М.Х. Рейтерна министром финансов. Его программа экономических преобразований предусматривала партнерство государства и частного капитала в развитии народного хозяйства. Казна должна была поддерживать участие предпринимателей в приоритетных отраслях экономики.

Рейтерн стимулировал железнодорожное строительство в стране и поддерживал создание системы частных коммерческих банков и акционерных обществ. По его инициативе были проведены всероссийские промышленные выставки в Москве (1865) и Петербурге (1870), учреждены тринадцать новых бирж, при министерстве финансов создан Совет торговли и мануфактур (1872). Он поддерживал продажу нерентабельных казенных предприятий в частные руки. Ключевой задачей Рейтерн считал восстановление курса рубля до серебряного номинала и открытие свободного размена кредитных билетов на металлическую монету. Однако ему не удалось осуществить эту идею, предпринятая им попытка оказалась неудачной.

Понижение таможенных пошлин привело к росту импорта. И хотя Рейтерн стремился обеспечить России внешнеторговое преимущество за счет увеличения вывоза хлеба, избежать преобладания импорта над экспортом ему не удалось.

Несмотря на старания Рейтерна упрочить экономическое положение России, вследствие ряда его просчетов, а также внешне и внутриполитических обстоятельств (восстание в Царстве Польском 1863 г. и русско-турецкая война 1877-1878 гг.) государственный долг продолжал расти.

Когда было принято решение о вступлении России в войну с Турцией, Рейтерн заявил, что война уничтожит все результаты, достигнутые в стране за время реформ, и просил отставку с поста министра финансов, на котором в силу чувства долга и желания императора оставался до конца войны. В 1876 г. был издан указ о взимании таможенных сборов золотой валютой, что, согласно тогдашнему курсу рубля, означало повышение пошлин на 50%. Эта мера придала таможенной политике протекционистский характер. В 1878 г. здоровье Рейтерна резко ухудшилось, и он ушел в отставку, оставив своему преемнику на посту министра С.А. Грейгу «Финансовое духовное завещание». Вскоре Рейтерн начал слепнуть.

Несмотря на это в октябре 1881 г., по просьбе императора Александра III, Рейтерн принял пост председателя Комитета министров. Он был председателем также в Главном комитете об устройстве сельского состояния (1881-1882 гг.) и Комитете финансов (1885-1890 гг.). В конце 1886 г. в связи с окончательной потерей зрения он ушел с поста председателя Комитета министров. В январе 1890 г., в день пятидесятилетия служебной деятельности, император даровал бывшему министру графский титул. 11 августа этого же года Рейтерна не стало. Похоронен в семейном склепе в Курляндии, между Ригой и Либавой. Детей у него не было, поэтому графский титул был передан его племяннику барону В.Г. Нолькену.

Михаил Христофорович Рейтерн

Очерченное в конце предыдущей лекции тяжелое угнетенное экономическое положение тесным образом связывалось с таким же положением государственного хозяйства. После Крымской войны, в течение всей эпохи реформ, а затем и в пореформенное время правительство было в чрезвычайно трудных условиях. Тут первую роль сыграло, конечно, падение курса тогдашнего кредитного рубля. До Крымской войны, после денежной реформы 1843 г., в этом отношении положение наших финансов было довольно хорошее. После реформы Канкрина количество обращавшихся кредитных денег было весьма умеренно: в 1854 г. их было всего 311 млн. руб., и при этом был в наличности металлический фонд в 123 млн. руб., который мог достаточно обеспечивать безостановочный их размен, так что курс их стоял al pari. Когда началась восточная война, то оказалось, что вести ее пришлось на новые выпуски бумажных денег. После войны 1858 г. кредитных рублей обращалось уже 780 млн. руб., а металлический запас понизился до 119 млн. руб., так что был уже ниже той одной шестой, которую считал необходимой для поддержания безостановочного размена Канкрин, и поэтому пришлось отказывать в размене. Понятно, что курс таких неразменных денег должен был падать, и он падал в течение всех ближайших лет после Крымской войны.

Надо сказать, что при этом правительство, озаботясь, по-видимому, тем, чтобы развивался частный кредит и частные капиталистические предприятия, необходимость чего оно сознало в это время, уменьшило процент по вкладам, хранившимся в казенных кредитных учреждениях. Оно сделало это, чтобы способствовать перенесению вкладов в частные предприятия. Вклады стали быстро утекать из сохранных казен и в течение 10 лет дошли до 200 млн. руб. вместо ранее хранившегося миллиарда с лишним. Между тем правительство в дореформенное время свободно пользовалось этим фондом и делало из него позаимствования на свои нужды, так что в конце концов оказалось, что долг правительства сохранным казнам превышал 500 млн. руб. Поэтому, когда вклады стали выбирать быстрее, чем можно было рассчитывать, правительство оказалось в затруднительном положении. Чтобы пополнить свою растрату, ему пришлось совершать займы на тяжелых условиях. Но эти займы в конце концов дали возможность пополнить только часть растраты, а 160 млн. руб. правительство так и осталось должным этим кредитным учреждениям.

Разумеется, такое положение не облегчило государственных финансов и еще более пошатнуло курс кредитного рубля. Если уже от одного чрезмерного выпуска кредитных денег и уменьшения металлического фонда курс этих денег должен был сильно падать, то его падение еще усиливалось чрезвычайно невыгодным торговым балансом, который мы имели, потому что тогда нечего было вывозить, а ввоз после войны первое время был довольно значителен. Невыгодность нашего баланса в особенности усиливалась тем обстоятельством, что после почти полного запрещения выезда русских подданных за границу в царствование Николая Павловича, с 1856 г., когда эти ограничения были отменены, выезд за границу стал настолько значителен, и настолько велики были вывозимые путешественниками за границу суммы денег, что это также весьма заметно отражалось на ухудшении нашего баланса и понижении вексельного курса.

Таким образом, приток металлических денег был ничтожен, а отток их огромен и в общем положение становилось очень похожим на то, которое мы видели после Тильзитского мира и континентальной системы в начале XIX в. При таких обстоятельствах в 1862 г., когда положение особенно обострилось, был назначен на пост министра финансов талантливый и молодой сравнительно человек, М. Х. Рейтерн, – после двух совершенно бездарных министров: Брока и Княжевича.

Положение Рейтерна, когда он вступил на пост министра финансов, было, понятно, не из легких. Сам Рейтерн был подготовлен к занятию этого поста уже тем, что он был одним из деятельных членов финансовой комиссии, которая образована была при редакционной комиссии и выработала план выкупной операции. Рейтерн тогда же зарекомендовал себя как один из самых талантливых ее членов.

Вступив на пост министра финансов, на первых порах он, конечно, должен был поставить себе главной задачей именно борьбу с падением курса бумажного рубля, которое, разумеется, отражалось тогда на всей жизни страны и являлось чрезвычайно невыгодным условием и для правительства, и для целого ряда категорий населения. Рейтерн на этом и сосредоточился, и весь его финансовый план и сводился именно к борьбе с этим падением курса, а как дальний идеал он ставил себе переход к постоянной металлической валюте. Рейтерн пробыл министром финансов целых 16 лет и был, таким образом, одним из важнейших сотрудников императора Александра II. Но надо сказать, что независимо от того, как оценивать вообще план экономической политики министра финансов, который сводится исключительно только к этой одной задаче, независимо от этого надо сказать, что и при исполнении этого плана Рейтерн начал, по крайней мере, с крупной ошибки. Он просто, выражаясь вульгарно, несколько погорячился; для того чтобы повысить курс бумажных денег, он сделал попытку их размена и для этой цели сделал заем в 15 млн. фунтов стерлингов, т.е. около 150 млн. руб. металлических, что сразу очень увеличило металлический запас и позволило объявить, что казна начинает разменивать кредитные бумажки. Но при этом Рейтерн сделал чрезвычайно наивную, даже с первого взгляда, ошибку: он опубликовал, что до такого-то срока кредитные рубли будут размениваться по такому-то курсу, спустя некоторое время – по более высокому, потом – по еще высшему и т. д., рассчитывая, что курс рубля будет благодаря размену повышаться. Но он не учел того, что этим сейчас же воспользуются все спекулянты, которые, действительно, сразу поспешили захватить как можно более кредиток вначале, пока они разменивались по сравнительно дешевой цене, а затем предъявили их к размену тогда, когда было обещано за них платить дороже. Это создало такую бешеную спекуляцию, которая совершенно парализовала возможный успех этой меры, а к этому присоединилось еще польское восстание и ожидание правительством вмешательства иностранных держав, что повело, в свою очередь, к растрате на военные цели части накопленного металлического фонда, почему Рейтерн вскоре оказался не в состоянии продолжать свою операцию, а падение курса оказалось большим, чем то, какое было до этого. Хотя число обращавшихся кредитных рублей несколько и уменьшилось – с 780 до 700 млн. руб., но и металлический фонд опустился со 119 до 55 млн. руб., что составило уже около одной двенадцатой части всего количества кредитных денег и было с лишком в два раза меньше, чем тот умеренный фонд, который считал необходимым Канкрин.

Таким образом, Рейтерн начал, как вы видите, с большого промаха, но так как этот промах был несколько маскирован польским восстанием и Рейтерн мог ссылаться на военные приготовления, поглотившие много денег, то этот промах не подорвал его репутации, и он пробыл министром финансов, как я уже сказал, целых 16 лет. В дальнейшем он направил свою деятельность к подъему производительных сил в стране. Это понятно: раз основною его целью было бороться с падением курса бумажного рубля и раз он увидел, что героическими мерами тут не помочь, то он и направил, естественно, свои усилия в эту сторону. Он ясно видел, конечно, что для усиления вывоза главного предмета нашей заграничной торговли, русского хлеба, – чем и можно было скорее всего поднять баланс – существенно необходимой является постройка железных дорог, уже повсюду распространенных в Европе; и на это он и направил свои главные усилия. А так как он пользовался большим доверием императора Александра II, то, несмотря на частые несогласия с министрами путей сообщения, он и явился главным хозяином в этом важном деле.