К реализуемым моделям муниципального хозяйства не относится. Основные модели и методы ведения муниципального хозяйства. Территориальные основы МСУ

Глава 1. Три модели муниципального хозяйства

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Услуги оказываются, в основном, частными структурами, транспортная сеть находится в муниципальной собственности, муниципалитет осуществляет регулирование в основном посредством транспортной сети, собственником которой является, и тарифной политики. Понятно, что тарифная политика осуществляется не только муниципалитетами, но и органами государственной власти субъектов Федерации и федеральными органами. И следующее - это производство централизовано, реализация услуг децентрализована. То есть притом, что сети находятся в муниципальной собственности, обслуживание этих сетей и предоставление этих услуг может быть достаточно легко децентрализовано.

И следующая чисто муниципальная модель, которая создана в большей степени в Западной Европе, в Соединенных Штатах. Это когда услуги оказываются полностью частными предприятиями. Муниципалитет осуществляет контроль за качеством предоставляемых услуг, в том числе при помощи муниципального заказа и система оказания услуг полностью децентрализована.

Опрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и (как следствие) о необходимом составе муниципального имущества - один из ключевых в определении путей дальнейшего развития местного самоуправления в России. Особую остроту он приобретает в период глобального экономического кризиса и поиска новых путей развития российского общества. В последние годы эта проблема активно обсуждается в муниципальном сообществе, среди участников дискуссии можно отметить А.Г. Воронина, С. Исупову, Ю.В. Кириллова, В.А. Лапина, Э. Маркварта, П.А. Ореховского, В.А. Черникова, А.Н. Широкова, С.Н. Юркову и др. Сохраняющиеся принципиальные разногласия по данному вопросу побудили автора высказать свою точку зрения и попытаться сформулировать конструктивные предложения по его решению.

Хозяйственная деятельность муниципалитетов должна быть сведена к минимуму функций, обойтись без исполнения которых в силу объективных причин невозможно или явно нерационально. Муниципалитет - некоммерческая организация и ничего не должен зарабатывать сам. Его задача быть органом местной власти, аккумулировать в своем бюджете налоги, перечень которых установлен государством, и выдавать за счет этих средств муниципальные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд силами хозяйственных обществ и муниципальные задания для некоммерческих организаций. Соответственно этому состав муниципального имущества также должен быть минимальным и ограничен закрытым перечнем имущества некоммерческого назначения. Земли городов, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты государственной и муниципальной собственности, должны находиться в частной собственности. Муниципальных предприятий (за исключением некоторых особых случаев) быть не должно.

Второй подход. Муниципалитет должен быть активным хозяйствующим субъектом - муниципальной корпорацией, обладать всем необходимым для этого имуществом, включая землю и местные природные ресурсы, иметь комплекс эффективно работающих муниципальных предприятий и самостоятельно зарабатывать средства на свое существование, что не исключает поддержку со стороны государства.

Между этими крайними точками зрения имеется широкий спектр промежуточных взглядов: что-то можно, а что-то нельзя. Очевидно, что степень участия муниципальной власти в хозяйственной деятельности, состав муниципального имущества, источники доходов и объемы расходных обязательств (полномочий) местных бюджетов находятся в неразрывной связи. С этой точки зрения принято выделять, как отмечает, например, А.Г. Воронин, три модели муниципального хозяйства.

1. Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов (налоги с населения и бизнеса) на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в имуществе, требующем затрат на его содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества.

2. Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в оказании жителям ряда бесплатных или частично оплачиваемых услуг, в основном социальных. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции дополняются рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории - земля и объекты недвижимости. Однако в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

3. Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что органы местного самоуправления несут значительную часть финансового бремени по решению вопросов жизнеобеспечения населения. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, включая предприятия обслуживающих нужды населения отраслей промышленности, транспорта, торговли, и, следовательно, стать полноценными хозяйствующими субъектами на своих территориях.

Коммунальная модель соответствует первому из изложенных выше подходов и реально возможна лишь в экономически развитых странах с высоким жизненным уровнем населения. Муниципально-рентная модель соответствует второму подходу, а коммунально-рентная занимает промежуточное положение.

Конечно, ни одна из перечисленных моделей не может существовать в чистом виде и в реальной жизни неизбежно их некоторое смешение. Однако ситуация, имеющая место в современной России, представляет собой причудливое сочетание диаметрально противоположных моделей. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. Этим обусловлено наличие в муниципальной собственности большого объема имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание. С другой стороны, государство провозгласило курс на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов и резкое сокращение состава муниципального имущества, способного приносить доходы, что характерно для коммунальной модели.

муниципальный коммунальный рентный хозяйство

Виды муниципальных хозяйств

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ. Так...

Методы муниципального управления

Администрирование муниципального хозяйства - это процесс принятия решений и осуществления действий в отношении конкретных объектов имущества и организаций, находящихся в муниципальной собственности...

Модель стратегического управления развитием муниципального образования города Челябинска

Модель местного самоуправления, используемая в Челябинске имеет сходство с моделью «Сильный мэр - Совет». В соответствии со статьей 22 Устава города Челябинска, Глава города, избираемый населением непосредственно...

Что из себя представляет структура муниципального хозяйства, каковы его элементы, и по какому основанию мы можем вести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает подход...

Муниципальное хозяйство. Структура, субъекты управления, бюджет, направления

муниципальный финансы инфраструктура государство Муниципальное хозяйство должно разрабатывать свою финансовую политику, планируя доходы и расходы бюджета, муниципальное образование должно ставить перед собой следующие цели: 1...

Муниципальное хозяйство: элементы, основная цель, модели

Муниципальное управление, с одной стороны, предполагает обобщенный характер построения и функционирования, с другой -- оно должно быть привязано к конкретному месту и времени...

Основные понятия муниципальной экономической политики

Потребности муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем...

Совершенствование управления развитием муниципального хозяйства

Структура управления муниципальным хозяйством

Как показано выше муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления...

Управление муниципальным хозяйством

Несмотря на большое разнообразие видов и методов ведения муниципального хозяйства, можно выделить три основные модели: коммунальную, рыночную (либеральную) и смешанную. Коммунальная модель (рис. 1) отличается тем...

Структура и порядок деятельности администрации муниципального образования в основном связаны с необходимостью решения задач управления муниципальным хозяйством. Прежде всего, необходимо выяснить...

Управление муниципальным хозяйством в муниципальном образовании г. Альметьевск

Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы...

местный самоуправление власть государственный Для рассмотрения возможных вариантов взаимодействия в рамках муниципального управления, построим модель...

Формы неформального взаимодействия руководителей органов муниципального и государственного управления

Проанализируем конкретные муниципальные образования, выделенные по типу (модели) взаимодействия. 1...

Министерство образования и науки

российской федерации

ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет»

Кафедра Управления и Права

Контрольная работа

по дисциплине

«Экономика муниципального хозяйства»

на тему «Модели муниципального хозяйства»

                    Выполнила:
                    студентка гр. ЗГМУ-31у
                    Арзикеева Е.В.

                    Проверил:
                    кэн.,доц. каф. У. и П.
                    Черкасова Л.А.

Йошкар-Ола

2011г.

Введение

Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь веков и связаны с необходимостью объединения людей с целью выживания. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций (охрана жизни, добыча пищи и др.). Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из старейших представителей данного рода, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественно по своей природе. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества. С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это - учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.).

Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.

Существует несколько моделей муниципального хозяйства:

  • Коммунальная модель муниципального хозяйства;
  • Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства;
  • Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства;

Безусловно, та или иная модель в чистом виде не существует, однако, роль и место того или иного элемента в различных странах значительно отличаются друг от друга.

Существование той или иной модели зависит от большого числа факторов, главными из которых являются: объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством; наличие и характер основных ресурсов у данной территории; наличие квалифицированных кадров в органах местного само управления и на муниципальных предприятиях; способность населения платить налоги.

B зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

Цель данной работы - раскрыть теоретические модели муниципального хозяйства.

Задача: рассмотреть все модели муниципального хозяйства.

1. Определение муниципального хозяйства

Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие "хозяйство", чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина "муниципальное хозяйство".

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов. С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта.

В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства. Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит прежде всего в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство - это "деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения". (Л. Велихов "Основы городского хозяйства", 1928 г., стр. 217.) В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

Связь между государством и населением;

Связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного. Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов государственной власти. Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

2. Модели муниципальных хозяйств

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Рассмотрим подробнее типы муниципальных образований:

  1. сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  2. городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом ―Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  3. поселение – городское или сельское поселение;
  4. муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  5. городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  6. внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  7. межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений.

Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

  • муниципализация;
  • муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;
  • муниципально-концессионная;
  • концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство, когда местное самоуправление становится, по существу, собственником предприятия, предполагается при муниципализации, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием.

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых), от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления.

С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные муниципальные хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципальных хозяйств, прежде всего по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее "благополучных" странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены.

Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

Рассмотрим вопрос о структуре муниципального хозяйства и проведем некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами. Прежде всего необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем провести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия “муниципальное хозяйство”, предлагает подход, исходящий из того, что:

  • 1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
  • 2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.
  • 3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Федеральные органы власти Региональные органы власти МУНИЦИПАЛИТЕТ Структура муниципального хозяйства Домохозяйства Хозяйствующие субъекты Представительные органы Вопросы местного значения Непосредственное обеспечение жизнедеятельности муниципального образования Реализация экономических интересов Решение проблем межпоселенческого характера Рынки города Прочие рынки Рынок капитала Рынок труда Рынок жилья. Система муниципального хозяйства Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей. И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

  • *муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
  • *иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией образований;
  • *органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования. Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности. Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства. Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной России общественных интересов населения муниципальных потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов. Поэтому с точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципального хозяйства, прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности. Рассмотрим теперь модели управления муниципального хозяйства. Выделяют следующие модели управления муниципального хозяйства: * Коммунальная модель муниципального хозяйства;

  • * Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства;
  • * Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства.
  • 1. Коммунальная модель муниципального хозяйства. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее “благополучных” странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.
  • 2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения производителя образования. продукции и услуг на территории муниципального
  • 3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга. От чего зависит существование той или иной модели? От огромного количества факторов, главными из которых безусловно являются:
  • 1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.
  • 2. Наличие и характер основных ресурсов территории.
  • 3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и муниципальных предприятиях.
  • 4. Налогоспособность населения. В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства. Следует отметить, что существование той или иной модели муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов МСУ. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские МСУ претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Как показано выше муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

  • 1) органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения данной территории;
  • 2) предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 31 Закона «Об общих принципах …». Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;
  • 3) предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.ст. 32, 33 Закона «Об общих принципах …». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а предприятия, находящиеся в частной собственности, поэтому целесообразно заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения данной территории. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Муниципальный заказ, являясь наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, в настоящее время получает все более широкое распространение. Различные субъекты федерации принимают свои законы, регулирующие этот вопрос. В Санкт-Петербурге, например, принят закон «О заказе Санкт-Петербурга», хотя формально Санкт-Петербург - это субъект Российской Федерации, так что, строго говоря, закон регулирует введение государственного заказа, но, фактически, речь идет о самом настоящем муниципальном заказе, если муниципальное образование - это крупный город. Целями данного закона являются обеспечение эффективного расходования средств городского бюджета и поддержка производства товаров, работ и услуг петербургскими организациями. Основными принципами формирования, размещения и исполнения заказа Санкт-Петербурга являются поддержка конкурентоспособных производств (заказ размещается по итогам конкурса) и создание благоприятных условий для их развития в городе, обеспечение приоритетности именно петербургских производителей (путем предоставления льгот и квот).

Рассмотрим теперь виды муниципального хозяйства: Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

  • - муниципализация;
  • - муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;
  • - муниципально-концессионная;
  • - концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную деятельность предприятия. Максимальное вмешательство осуществляется при муниципализации, когда местное самоуправление по существу становится собственником предприятия, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием. Следует иметь ввиду, что книга Велихова вышла в свет в 1928 г., и некоторые из ее положений все-таки устарели.

В настоящее время реализуются следующие виды муниципального хозяйства:

  • 1. Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценным хозяйствующим субъектом на территории муниципального образования (эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А.Велихова).
  • 2. Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать налогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.
  • 3. Коммунальная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов с жителей муниципального образования. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова).

Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же, она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но, несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Ключевые слова: модель муниципального хозяйства, муниципальное образование, муниципальное управление, коммунально-рентная модель, муниципально-рентная модель.

Аннотация:

Статья посвящена моделям муниципального хозяйства, их значимости в системе муниципального управления. В статье презентована различное толкование понятия «муниципальное хозяйство», характеристика различных моделей, принадлежность их муниципальному управлению в Российской Федерации. В статье перечислены условия регионализации реформ в муниципальном управлении и основы системы управления муниципальным имуществом.

Муниципальным хозяйством является, в сущности, жизнеобеспечивающий строй. Под ним имеется в виду классификация находящихся в местности городского создания фирм, ВУЗов и институтов, призванных исполнять различные потребности народонаселения, а вдобавок потребности промышленных компаний. Данное соединение включает в себя жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), компании домашнего обслуживания, строй промышленность, компании торговли и общественного питания, здравохранения, культуры и т.д.

Основная ветвь муниципального хозяйства – жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Оно обладает типическими отличительными чертами индустриальной и экономико-координационной работы, следующими из характера научно-технических процессов изготовления, реализации и потребления его продукции (услуг).

Жилищно-коммунальное хозяйство формируется из следующих разделов экономики:

а) жилищного хозяйства;

б) электроэнергетических компаний;

в) городского автотранспорта;

г) наружного благоустройства;

д) гостинничного хозяйства.

Существующая организация управления муниципальным хозяйством недостаточно эффективна в координационном, экономическом и индустриально-промышленном аспектах. Чем разнообразнее и сложнее в этом либо другом муниципальном образовании хозяйство, тем немалую важность приобретает общая координация абсолютно всех сфер индустриального и внепроизводственного характера. Особые проблемы связаны с формированием индустриальной инфраструктуры, где смешиваются отраслевые и областные интересы.

Очень медленное разрешение острых трудностей в значимой степени обуславливается безрезультативной концепцией управления территориальным развитием. С большим запозданием принят Закон "О единых принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 28 августа 1995 года, который по сущности только лишь выявляет единые принципы регионального самоуправления и с целью определенного воздействия требует изучения установленных нормативных бумаг, содержащих механизм учреждения самоуправления, финансово-экономное устройство муниципальных образований.

В наиболее тяжелом состоянии находятся регионы с высокой концентрацией неполноценных инвестиционных проектов, а также особенно зависимые от поставок продовольствия, материалов, продукции индустриально-технологического назначения, т. е. обладающие узкими возможностями самообеспечения и саморегуляции.

Неблагоприятная ситуация и в регионах с большим уделом секторов экономики производства, которые до данного времени строго контролировались страной по ценам и иным обстоятельствам реализации продукции, регионах с негативной природоохранной обстановкой, требующей закрытия большого колличества производств и специальных мер социальной защиты населения.

Объективные специфики Российской Федерации, отяжеленные явлениями реформации и разделения прежней финансовой и общественно-политической систем, требуют целесообразного совмещения 2-ух направлений в проведении российских реформ – регионализации и объединения.

Требование регионализации реформ значит:

Учет особенности регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политике;

Перенос ряда направлений реформы в основном в местный уровень – в особенности в малом бизнесе, общественной области, охране природы и применении естественных источников;

Системный подход к анализу сущности муниципального образования дает возможность трактовать его как сложную социально-экономическую систему, которая локализована на определенной территории и которая является одновременно подсистемой региональной и национальной экономических систем. Анализ элементов, входящих в состав системы, характер их взаимосвязи и взаимодействия позволяют дать трактовку сущности муниципального образования как сложной по своей структуре системе. Это сложившаяся в определенных территориальных границах социально-экономическая система, предстающая как совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к региональной и национальной экономическим системам определяется государственными органами и органами местного самоуправления. Муниципальное образование как социально-экономическую систему характеризуют общесистемные и специфические свойства:

Целостность как внутреннее единство и несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

Интегративность как свойство системы включать системообразущие элементы, утратившие отдельные индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;

Многовариантность как разноплановая организация элементов системы, которая на практике проявляется через многообразие форм использования вещественных и личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;

Адаптивность как свойство системы постоянно приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды;

Изоморфизм как соответствие территориальной структуры хозяйства муниципального образования территориальной структуре хозяйства региона и национальной структуре хозяйства в целом;

Синергизм - как объединение финансовых, материальных, людских ресурсов территориальной локальной общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного дохода.

К специфическим свойствам муниципального образования как экономической системы следует отнести разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования как социально-экономической системы, что характеризует разную степень их участия в процессе воспроизводства; наличие базовых, опорных элементов в структуре муниципального образования и сопряженных с базовыми промежуточных элементов. Комбинация базовых и небазовых элементов в структуре социально-экономической системы дает возможность выявить локомотивный сектор в составе муниципального образования, создающий основную часть валового муниципального продукта, и отрасли производственной и социальной инфраструктуры, оказывающие содействие предприятиям базовых отраслей, расположенных на данной территории и обеспечивающие население общественными благами и социальными услугами.

Потребность муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет.

Один из ключевых вопросов в определении путей дальнейшего развития местного самоуправления в России - это вопрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и, как следствие, о необходимом составе муниципального имущества. По этому вопросу выделяются три модели муниципального хозяйства Воронин А. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: 2006.. с.41 -42..

1. Коммунальная модель.

Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов.

Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества.

2. Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в оказании жителям ряда бесплатных или частично оплачиваемых услуг, в основном социальных.

Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоговые доходы дополняются рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории: земля и объекты недвижимости.

Однако в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

3. Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что органы местного самоуправления несут значительную часть финансового бремени по решению вопросов жизнеобеспечения населения. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоговые доходы и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и, следовательно, должны быть полноценными хозяйствующими субъектами на своих территориях Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление -- М.: ЭКМОС, 2007 - С.139.

Очевидно, что коммунальная модель муниципального управления возможна лишь в экономически развитых странах с высоким жизненным уровнем населения.

Для России эта модель преждевременна, ибо «низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели.

Однако муниципально-рентная модель противоречит проводимому государством курсу на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов. Поэтому само собой напрашивается вывод, что для России наиболее приемлемой является промежуточная - коммунально-рентная модель.

Ключевым, наиболее спорным вопросом в формировании российской модели муниципального управления является вопрос о допустимости и целесообразности хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики функции муниципального управления существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление и экономика. М. : КНОРУС, 2008. - С.97.

Сводное финансовое планирование развития территории в современных условиях стало на порядок сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории.