Что является источником финансирования образования. Особенности финансирования современного общего образования. Приносящая доход деятельность

Мальцева Мария Александровна, преподаватель экономики,

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

г. Серпухов, Московская область

Система образования важная и главенствующая подсистема общества, которая гарантирует сохранение, накопление и воспроизводство человеческого капитала. В современном обществе понятие человеческий капитал означает совокупность знаний, умений, навыков, применяемых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, которые приобретаются благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту, помогают развиваться не только каждой отдельно взятой личности в целом, но и играют значительную роль в конкурентоспособности страны. На сегодняшний день человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста и позволяет увеличить ВВП. На мировой арене руководители государств все более обращают внимание на систему образования своего государства, что отражает индекс человеческого развития (ИЧР), рассчитываемый UNDP. Россия по индексу человеческого развития (ИЧР), заняла 57-е место среди 185 стран, войдя в группу стран с высоким уровнем человеческого потенциала. Можно отметить, что занимаемая позиция России по образованию находится на достаточно приличном уровне, но следует отметить, что существующие проблемы в образовании могут привести к значительному ухудшению положения России на мировой арене.
Что же значит образование? Образование - процесс и результат прохождения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных образовательных организациях под руководством квалифицированных педагогов. Образование имеет большое значение в создание образа, завершает воспитание в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование является следствием усвоения человеком традиций и опыта поколений, представленных определенным объемом систематизированных знаний, навыков, умений, приемов мышления, которые приобрел обучаемый. В результате этого можно сказать, что человек образованный. Также важным качество образованного человека можно считать стремление и способность к совершенствованию себя, к повышению своей образованности и понимаю необходимости в этом.
В России образование имеется и предлагается в различных формах: очной, очно - заочной, заочной, самообразования, экстерната. Возможно комбинирование форм обучения.
Организация является образовательной, если она осуществляет образовательную деятельность, и (или) обеспечивает всем необходимым и обучает воспитанников и обучающихся. Существуют следующие формы собственности таких организаций: государственная (федеральная или которая находится в ведении субъекта РФ), муниципальная, негосударственная (частная).
Федеральная государственная образовательная организация – это организация, которая находится в федеральной собственности и финансируется за счет средств федерального бюджета.
Бюджет - это сегмент денежных отношений, который связан с формированием, распределением и использованием центрального фонда денежных средств, который предназначен для обеcпечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый документ страны, инструмент регулирования государством.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ производить финансирование образовательных организаций возможно из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения. Это значит, что, к примеру, финансирование муниципального детского сада осуществляется исключительно из муниципального бюджета. При этом бюджет субъекта федерации может предоставлять средства на осуществление учебного процесса в этом детском саду только через перечисления их в соответствующий муниципальный бюджет, притом без обязательного их направления в детский сад. На сегодня учитывая финансовую ситуацию страны денежные средства могут быть израсходованы на другие, не менее важные в определенный момент времени, цели.
Недостаток же бюджетных средств на финансирование большинство стран возмещает за счет внебюджетных средств. Привлечение внебюджетных средств производится посредством:

  • Поступления денежных средств за выполненные работы (услуги) согласно заключенным договорам с государственными, общественными предприятиями или с физическими лицами;
  • Выручки от аренды помещений, зданий, сооружений, оборудования (основных фондов);
  • Поступлений денежных средств за оказание дополнительных образовательных услуг, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также от обучения физических лиц;
  • Спонсорство;
  • Добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных и других предприятий, отдельных граждан;
  • Взятие займов и кредитов;
  • Средства от предоставления образовательных услуг, таких как изучение не предусмотренных учебным планом предметов; помощи психологов; подготовительные курсы для поступления; формирования групп для обучения детей с отклонениями в развитии;
  • Поступления от предоставления развивающих услуг, таких как различные кружки, студии и т.д. по интересам;
  • Поступления от предоставления спортивно - оздоровительных услуг, с учетом создания секций и групп по укреплению здоровья детей

Законодательство в сфере образования разрешает образовательным организациям заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением запрещенной законом. Для развития этой деятельности система образования (особенно профессионального) имеет достаточный интеллектуальный и материально-технический потенциал. Также, образовательным организациям предоставлены налоговые льготы, что является дополнительным стимулом для получения дополнительных доходов, но налоговое регулирование в данном вопросе не совсем совершенно. Есть несколько нюансов, имеющих отношение к получению доходов от внебюджетной деятельности и их налогообложению. Например: следовало бы привести в соответствие положения налогового и бюджетного законодательств, касающиеся доходов от коммерческой и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений. В целях разработки стимулов для занятия коммерческой деятельностью бюджетные учреждения желательно поставить в равные условия с остальными налогоплательщиками, в части уплаты налога на прибыль, но с возможностью самостоятельного распоряжения прибылью после выполнения налоговых обязательств (это предполагает аннулирование положений бюджетного законодательства в разрезе обязательности перечисления оставшейся после уплаты налогов прибыли в доходы соответствующего бюджета), либо исключения бюджетных учреждений из состава плательщиков налога на прибыль (посредством занесения соответствующих правок в налоговое законодательство) и необходимости перечисления доходов от предпринимательской деятельности в доход соответствующего бюджета, но с гарантией в законодательном порядке (отсутствующей в настоящее время) возврата перечисленных доходов для покрытия расходов, которые не финансируются учредителем. Предложенные версии предполагают увеличение внимания организаций, в том числе образовательных, в привлечении внебюджетных средств для покрытия расходов, которые не финансируются учредителем. Но несмотря на положительный характер возможности выручки финансов от внебюджетной деятельности можно определить несколько недостатков. С одной стороны, внебюджетные средства помогают получить дополнительный источник финансовых ресурсов, что дает возможность сделать устойчивым финансовое положение организации. С другой стороны, возрастание возможностей коммерции в образовании дает возможность усомниться в некоммерческом характере данной сферы, который закреплен в действующем законодательстве. А также, регламентирование использования доходов от внебюджетной деятельности, снижает заинтересованность образовательных организаций в законном получении таких доходов. Другой же стороной этого процесса может стать повышение опасности увода внебюджетных средств в негосударственный сектор.
С учетом вышесказанного, напрашивается вывод, что в условиях действующего бюджетного финансирования решить нынешние проблемы эффективного использования того, что есть чрезвычайно сложно. Это происходит не только ввиду нехватки денежных средств, но из-за недостатков сложившейся организационно-экономической системе деятельности образования.
Сегодня современное образование характеризуется недостаточностью бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности, а также несовершенством возможностей получения денежных средств посредством внебюджетных источников. Это одна из главенствующих проблем, затрагивающих данную сферу.
Несмотря на такие проблемы как качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее; недоступность качественного образования для каждого обучающегося, ввиду малой информационной поддержки образования, такой как доступность базы данных, дистанционного образования; развитие связей с рынком труда отходят на второй, а возможно и третий план. В соответствии с нехваткой финансовых ресурсов нельзя говорить об эффективном и действенном решении этих проблем. Также можно предположить, что данные проблемы появились и появляются вследствие нехватки денежных средств.
В результате выявляется целая цепочка непреодолимых последствий: при недостатке финансовых ресурсов, снижается качество образования и его дальнейшее развитие, что приводит к снижению человеческого капитала и падению экономического роста страны.
Выделим основные методы совершенствования системы финансирования образования:
1) Финансирование учебных заведений необходимо производить из бюджетов разных уровней на основании установленных нормативов;
2) Расширения границ привлечения внебюджетных средств. Данное направление быть непротиворечивым и сочетаться с развитием автономии учебных заведений в распоряжении финансовыми ресурсами.
3) Рекомендовано освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с бюджетных средств, к которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе от осуществления соответствующей деятельности с использованием государственного имущества, переданного ему в оперативное управление.
4) Необходимо включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета. Это вызвано тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных учреждений, образовательных, связанных с их спецификой, материально-технической базой, географическим расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной мере предусмотрены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;
5) Выделение финансов на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая финансы на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и компьютерной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
6) Создавать благоприятные условия меценатам и спонсорам, освободив их добровольные взносы в образовательную деятельность от налогов вообще или значительно их снизить. Также рекомендуется отдельно рассмотреть вопрос о льготах, которые обеспечивают стабильное значительное поступление средств из различных внебюджетных источников.
Рассмотрев и применив данные принципы можно говорить об укреплении системы образования страны, повышении благосостояния, а также увеличения экономического роста страны, который зависит от развития человеческого капитала.

Список использованной литературы:

1. Аветисян, И.А. Финансирование расходов на высшее образование в Российской Федерации и направления его совершенствования / И.А. Аветисян // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007.
2. Беляков, С. А. Лекции по экономике образования / С. А. Беляков. - М.: ГУ–ВШЭ, 2007. - 338 с.
3. Беляков, С. А. О налогообложении высших учебных заведений / С. А. Беляков // Университетское управление: практика и ана- лиз. - 1997. - № 2. - С. 3–8.
4. Беляков С.А, Агранович М.Л., Озерова Н.Б., Клячко Т.Л. Москва: Технопечать, Финансирование образования анализ эффективности, 2003, cерия "Управление. Финансы. Образование"
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
6. Макарчева О.А. Статья «Современный механизм внебюджетной деятельности ВУЗа».
7. ФЗ «Об образовании»: от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
8. Налоговый кодекс РФ
9. Якушина Н. А. Статья: «Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в Российской Федерации» Опубликовано 14.04.2013
10. «Доклад о человеческом развитии 2014 года» (Human Development Report 2014), подготовленном Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН).

Финансирование проекта предполагает выбор некоторых методов оплаты расходов, связанных с его реализацией, а также определение источников инвестирования с их структурой. Указанный метод выступает в качестве способа привлечения ресурсов для инвестирования с целью обеспечения реализации выбранного проекта.

Методы финансирования

Любая программа финансирования предусматривает использование таких методов:

Самофинансирование, осуществляющее инвестирование лишь за счет собственных ресурсов;

Акционирование и прочие виды долевого финансирования;

Предоставление кредитов банковскими учреждениями, а также выпуск облигаций;

Финансирование за счет бюджетных средств;

Комбинация различных указанных выше форм финансирования;

Проектное финансирование.

Проектное финансирование

Это метод, которому необходимо уделить больше внимания в данной статье, так как в экономической литературе можно встретить разнообразные взгляды по вопросу его состава. Одним из главных разногласий является определение данного термина. При всем разнообразии его толкований необходимо выделить узкое и широкое определение:

Широкая трактовка предполагает следующую формулировку. Проектное финансирование - это совокупность методов и форм обеспечения денежными средствами реализации различных разработок. В этом случае данное понятие рассматривается в качестве способа мобилизации разных источников ресурсов с комплексным использованием соответствующих методов, которыми осуществляется финансирование проекта. Также это могут быть выделенные денежные ресурсы, которые направляются только на строго определенные цели в рамках конкретной инвестиционной разработки.

Узкое определение: проектное финансирование - это метод обеспечения ресурсами определенных направлений деятельности, характеризующийся способом возвратности таких вложений. В его основе находятся только те денежные доходы, которые генерируются инвестиционным проектом. Также для данной трактовки характерно оптимальное распределение взаимосвязанных с данным проектом рисков сторон, участвующих в его реализации.

Источники выделения денежных ресурсов

Любое финансирование предприятия и его проектов представляет собой денежные ресурсы, которые могут подразделяться на (внутренние), а также заемный и привлеченный капитал (внешние). В данной статье будут рассмотрены основные формы таких источников в соответствии с задачами финансирования конкретных инвестиционных проектов.

Итак, внутреннее финансирование должно быть обеспечено за счет предприятия, которое планирует непосредственную реализацию инвестиционных разработок. С его помощью предполагается использование собственных ресурсов в форме акционерного (уставного) капитала. К данному источнику можно причислить и поток средств, формируемый в процессе осуществления деятельности субъектом хозяйствования (чистая прибыль или При этом аккумулирование ресурсов, предназначенных для реализации любого проекта, должно иметь целевую направленность, которая достигается за счет выделения собственного бюджета на данную статью расходов.

Такое финансирование предприятия может использоваться лишь при реализации некрупных разработок. А капиталоемкие проекты, требующие дополнительных инвестиций, в основном финансируются за счет дополнительных источников.

Внешнее финансирование - это использование таких источников, как средства различных финансовых институтов и нефинансовых организаций (государства, населения и иностранных инвесторов), дополнительные вклады денежных средств учредителей субъекта хозяйствования. Данное инвестирование осуществляется с помощью мобилизации привлеченных средств в форме долевого финансирования и заемных ресурсов с помощью привлечения кредитного финансирования.

Источники привлечения дополнительных средств: достоинства и недостатки

При реализации различных инвестиционных проектов должна быть обоснована стратегия финансирования, проведен анализ всех возможных методов и источников финансирования, а также должна быть проведена тщательная разработка схемы задействования дополнительных средств для оплаты всех расходов, связанных с данным направлением деятельности субъекта.

Так, уже утвержденная схема финансирования должна обеспечивать:

Необходимый объем инвестирования при реализации разработанного проекта как в общем объеме, так и на каждом отдельном этапе его внедрения;

Оптимизацию состава финансовых источников;

Максимальное уменьшение и рисков самого проекта.

Финансирование образования

Образование является достаточно важной отраслью жизнедеятельности общества, требующей дополнительного финансирования в определенных объемах. Его источниками являются:

Бюджеты различных уровней;

Предоставление платных услуг в сфере образования;

Научная деятельность таких учреждений с последующей реализацией ее результатов;

Осуществление предпринимательства данных организаций, не связанного с научной деятельностью и образованием.

Обращаясь к статистическим данным, необходимо отметить, что сегодня муниципальное и государственное финансирование образования занимает в ВВП порядка 3%, а из средств субъектов хозяйствования и населения в данную сферу поступает порядка 2% ВВП.

Финансово-инвестиционная стратегия организации

Данное понятие предполагает наличие совокупности определенных решений, которыми охватываются приоритеты, выбор и величины использования всевозможных источников дополнительных ресурсов. Такое финансирование - это средства, направленные на решение технических, маркетинговых, социальных и управленческих стратегий. При этом центральное место отводится маркетинговой стратегии, которая существенным образом индуцирует другие компоненты решений в иных сферах (техническая, управленческая и социальная). Однако указанные направления принятия решений можно реализовать и автономно.

ТЕМА 3. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

3.2. Финансирование образования

Источниками финансирования образования являются:

Государственный бюджет;
- поступления от платных образовательных услуг;
- научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов,
- предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.

Государственное и муниципальное финансирование образования составляет 3,2% ВВП, из средств предприятий и населения по различным каналам в сферу образования поступает 1,7% ВВП. В 90-е гг. произошло резкое падение финансирования образования, вызванное неблагоприятной макроэкономической ситуацией. По уровню финансирования образования Россия заметно отстает от индустриально развитых стран мира. Так, затраты на одного студента в конце 90-х гг. составляли 300 долл. в год, в США – 18 тыс. долл 19 .

Государственное финансирование

Общие расходы на содержание учреждений образования России в последние годы составляют примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты: из федерального бюджета на образование выделяется около 4% его расходов, из бюджетов субъектов РФ - около 20% их расходов.

Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, на воспитание детей и подростков, на культурно-просветительскую работу и на подготовку кадров. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, на школы-интернаты - 8%, на среднее специальное образование - 10,5%, на высшее образование - 11,5%.

В общей сумме бюджетного финансирования средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ, на 1% - из федерального бюджета. Высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и на 4% - из территориальных бюджетов 20 .

Законом предусмотрено, что финансирование образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В компетенции РФ находятся:

Доля федерального бюджета, направляемая на финансирование образования;
- формирование федерального бюджета в части расходов на образование;
- создание федеральных фондов развития образования;
- установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования;
- определение федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от количества учащихся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений и государственных органов управления образованием.

В компетенции субъектов РФ находится формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции органов местного самоуправления - формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования.

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения с момента их государственной регистрации, но существует дискриминация негосударственного и смешанного секторов образования.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося или воспитанника по каждому типу образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов.

Схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование. Они включают затраты на текущее содержание (зарплата, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и др.), приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт и строительство новых зданий. Расходы на текущее содержание школ определяются исходя из среднегодового количества классов и среднегодового количества педагогических ставок на один класс.

Расходы на школы-интернаты определяются по числу воспитанников, количеству классов и педагогических ставок. В отличие от общеобразовательных школ здесь дополнительно предусматриваются штат воспитателей и некоторые другие расходы.

Финансирование детских дошкольных учреждений зависит от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении. Статьи расходов - зарплата работников учреждения, питание воспитанников, игрушки, канцелярские и хозяйственные расходы, оборудование, пособия. Плата родителей составляет примерно 20% общих расходов детских дошкольных учреждений.

Финансирование подготовки кадров включает финансирование учреждений профессионально-технического образования, среднего специального образования, высших учебных заведений. Бюджетные ассигнования высшей школе направляются в основном государственным учебным заведениям. Расходы определяются отдельно по каждому ВУЗу (с учетом специфических условий их работы) исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей. Финансирование высшего образования осуществляется на основе следующих принципов:

1) компенсационный принцип: нехватка средств государственного (регионального) бюджета должна быть компенсирована дополнительными законодательно определенными полномочиями, предоставленными ВУЗу государством (местными властями);
2) принцип наделения высшей школы дополнительными правами в налогообложении;
3) принцип ориентации на вложение средств в развитие высшей школы как субъекта рыночной экономики: инвестирование в перспективные направления деятельности ВУЗа, поддержка развития предпринимательства в высшей школе;
4) реинвестиционный принцип - предоставление высшей школе права на предпринимательский оборот госбюджетных средств в целях увеличения инвестиционных возможностей;
5) принцип равнозначности государственных и негосударственных высших учебных заведений исходит из того, что негосударственные учебные заведения обеспечивают удовлетворение потребностей в образовании, более чутко реагируют на рыночную конъюнктуру, способствуют повышению уровня конкурентности высшего образования, обеспечивают разгрузку государственной системы высшей школы.

Доходы от платной образовательной деятельности

Государственные учреждения образования имеют право выполнять дополнительные платные услуги. К дополнительным платным услугам населению относятся: обучение по дополнительным образовательным программам и платным специальностям, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение отдельных предметов и т.д. Например, общеобразовательная школа по существующему законодательству имеет право:

Привлекать дополнительные средства за счет организации платных факультативных курсов по углубленному изучению отдельных предметов, специальных лекций и консультаций с приглашением высококвалифицированных специалистов из других организаций, дополнительных занятий физической культурой и спортом;
- предоставлять населению за дополнительную плату образовательные услуги повышенного качества путем снижения наполняемости классов ниже нормативного уровня;
- реализовывать изделия и услуги, полученные в процессе воспитания учеников при выполнении ими заказов предприятий и организаций;
- сдавать в аренду школьные помещения и т.д.

Для негосударственного образовательного учреждения платная образовательная деятельность является основным источником финансирования. Она не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.

Доходы от научно-технической деятельности и коммерческой реализации ее продукта

Образовательное учреждение может получать доходы от выполнения заказов на научно-техническую продукцию как от органов государственной власти, так и коммерческих структур. Доход может быть получен также от реализации учебных изданий, обучающих компакт-дисков, словарей и т.п.

Доходы от предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения - сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджета.

Спонсорская поддержка

В настоящее время спонсорские средства на поддержку учебных структур относятся после уплаты налогов на чистую прибыль предприятий. Это делает спонсорскую помощь крайне невыгодной для предприятий. Требуется изменить существующий порядок, создать стимулы спонсорской поддержки учреждений образования.

19 Поиск. - 1997. - №13. - С.9.

Введение


Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации ставит задачу выработки новых подходов в формировании ресурсного обеспечения общеобразовательных учреждений. На практике большинство муниципалитетов самостоятельно не справляются с возложенными на них обязанностями по финансированию общеобразовательной школы. Данные обстоятельства требуют серьезного пересмотра и изменения элементов существующего финансового механизма сферы общего образования, принципов финансирования, совершенствования практики управления финансами и формирования новой системы многоканального финансирования общеобразовательных учреждений. Ранее финансирование системы образования базировалось на идеологии государства, которое признавало только механизм распределения финансовых ресурсов страны под нужды государства для выполнения им основных социально-экономических функций.

Изменение роли государства в распределении финансовых средств, направлении существующих денежных потоков на уровне общеобразовательных учреждений помогут избежать кризиса системы, повысить эффективность распределения финансовых ресурсов между различными общеобразовательными учреждениями, что сделает общее образование более доступным и качественным.

В настоящий момент, на наш взгляд, нет четко сформулированной концепции создания механизма финансирования общеобразовательных учреждений и управления им, существует множество коллизий в законодательной базе. Недостаточная разработанность теоретических и методических аспектов рассматриваемого вопроса определяет актуальность данной темы.

1 . Финансовые аспекты модернизации образования в Российской Федерации


1.1 Механизм финансирования системы общего образования: сущность и специфика


Экономика образования как специальная отрасль экономического знания сложилась лишь к концу 60-х годов XX столетия. Именно к этому времени экономические вопросы развития образования оказались в поле пристального внимания правящих и деловых кругов, поскольку в эти годы образование начинает выступать в качестве одного из ключевых факторов долговременного экономического роста и социальной модернизации общества.

Различные аспекты проблемы финансово-экономических отношений в системе образования исследовались в разные годы зарубежными и отечественными учеными. Однако научно-методическое обоснование механизма финансирования системы общего образования, несмотря на многочисленность работ, представлено несистемно и является недостаточно изученным в условиях изменяющейся концепции развития образования. Современный организационно-финансовый механизм оказания образовательных услуг сегодня требует существенной корректировки.

На сегодняшний день средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование не только в России, но и во многих странах мира (Германии, Франции, Швеции, Великобритании и т.д.), при этом масштаб государственного финансирования образования выступает одним из главных показателей, характеризующих политику страны.финансирование образование монетарный экономика

Процесс по организации финансирования системы образования можно представить в виде последовательной цепочки состоящей из трех блоков:

определение объема бюджетного финансирования;

организация системы бюджетного финансирования;

организация системы отчетности по расходованию бюджетных средств.

В Законе РФ "Об образовании" определено, что, основой государственных гарантий получения гражданами страны полного общего и профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов выступает государственное и муниципальное финансирование образования.

До начала 90-х годов финансирование учебных заведений и системы образования в целом характеризовалось относительной стабильностью. Сравнительно проста была и технология поступления и расходования финансовых ресурсов.

С переходом экономики страны на рыночные начала хозяйствования в организации финансового обеспечения образовательных учреждений появились принципиально иные, рыночные подходы. Новый финансовый механизм системы образования характеризуется, прежде всего, сочетанием бюджетного финансирования учебных заведений с развитием платных образовательных услуг и другими источниками самофинансирования.

При этом, в целях реализации принципа бюджетного финансирования образовательного стандарта на федеральном и региональном (местном) уровнях ключевым является решение вопроса распределения бюджетных полномочий в сфере образования и в какой пропорции должно осуществляться финансирование.

Здесь критериями разграничения расходных полномочий между властями разных уровней являются следующие.

) Субсидиарностъ: максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия, к потребителям соответствующих бюджетных услуг.

) Территориальное соответствие: максимальное совпадение территориальной юрисдикции органа власти, реализующего расходные полномочия, и зоны потребления соответствующих бюджетных услуг.

) Внешние эффекты: чем выше заинтересованность общества в целом в реализации расходных полномочий, тем, при прочих равных условиях, за более высоким уровнем власти они должны закрепляться.

) Эффект территориальной дифференциации: чем выше региональные и местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем, при прочих равных условиях, на более низких уровнях бюджетной системы они должны предоставляться.

) Эффект масштаба: концентрация бюджетных расходов, при прочих равных условиях, способствует экономии бюджетных средств.

В связи с децентрализацией бюджетного процесса изменилась схема финансирования образования. Основным по объему источником финансирования является местный бюджет - 60% расходов на образование. При этом федеральные органы управления образованием не имеют реальных рычагов активного влияния на формирование фонда федеральной поддержки субъектов, из которого осуществляется субсидирование регионов.

Для сферы образования характерен своеобразный финансовый механизм .

Для проведения научного исследования механизма финансирования системы образования Российской Федерации и связанных с его функционированием проблем необходимо рассмотреть понятийный аппарат и категории, используемые при анализе, поскольку это позволит более четко формулировать проблемы, имеющиеся в образовательной деятельности, и предметно проанализировать финансирование системы образования.

Опираясь на результаты исследования научных взглядов на вопросы финансирования сформулируем определение механизма финансирования системы общего образования как совокупности условий, форм и методов создания, распределения и использования финансовых средств общеобразовательными учреждениями и органами просвещения в целях обеспечения выполнения государственного общеобразовательного стандарта и удовлетворения потребностей в общеобразовательных услугах физических и юридических лиц.

В рамках системы общего образования финансовый механизм включает четыре взаимосвязанных элемента: финансовые методы, финансовые рычаги, финансовые инструменты, обеспечивающие подсистемы (правовую, нормативную, информационную, технологическую, кадровую).

Под финансовыми методами чаще всего понимаются способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы воздействуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств.

Финансовые рычаги представляют собой показатели, при помощи которых субъект управления воздействует на денежные потоки: прибыль общеобразовательного учреждения, доход общеобразовательного учреждения, норматив на одного учащегося, норма, тарифы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, арендная плата, налоги, дисконт (скидка), цена общеобразовательной услуги, формы расчетов, виды кредитов.

Законодательно механизм бюджетного финансирования образовательных учреждений определен в Главе 4 Закона РФ "Об образовании" ст. 41:

деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования;

финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения;

федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с законом о федеральном бюджете на очередной год, и являются минимально допустимыми (что, между прочим, не выполняется);

региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения;

схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Проблемы финансирования.

Нам представляется, что наибольшие сложности создают следующие ситуации, разрешение которых будет способствовать улучшению ситуации в финансировании системы образования:

разграничение расходных полномочий, т.е. прав и обязанностей органов власти разных уровней по нормативно-правовому регулированию, обеспечению финансовыми средствами и собственно финансированию (организации предоставления) бюджетных услуг. В его основу должно быть положено разграничение предметов ведения между федеральными, региональными и местными органами власти по основным расходным статьям экономической классификации;

переложение на поселенческие муниципальные образования непосильных для них обязательств по финансированию социальной инфраструктуры. Как правило, муниципальные бюджеты дефицитны, что заведомо обрекает на нищенское существование объектов социальной сферы;

сокращение самостоятельности органов местного самоуправления в расходовании бюджетных средств. Образовательные учреждения поставлены в жесткие рамки целевого использования выделяемых средств, при этом они не имеют возможности перераспределения в пределах утвержденной сметы полученных средств по статьям экономической классификации, т.к. данные перемещения рассматриваются контролирующими органами как нецелевое их использование;

усиление иждивенческих настроений руководителей органов местного самоуправления, а также руководителей общеобразовательных и дошкольных учебных заведений. Данная ситуация обусловлена действующим налоговым законодательством. Необходимо пересмотреть механизм налогообложения внебюджетных средств образовательных учреждений;

нехватка квалифицированных руководящих кадров;

низкая заработная плата в бюджетной сфере (зарплата преподавателей, учителей, библиотекаря, врачей и т.д.). В рыночной экономике высокая заработная плата - основной фактор спроса на науку и высокие темпы НТП;

неопределенность и внутренняя противоречивость нынешнего статуса бюджетных учреждений. С одной стороны, государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам и должно включать в доходы и расходы бюджета их внебюджетные средства, с другой, бюджетные учреждения, практически без ограничений, распоряжаются внебюджетными средствами, имея "параллельную" смету. В результате одни из них оказываются сверхобеспеченными, ибо, как правило, главные распорядители не корректируют сметы в зависимости от объема средств, зарабатываемых бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, другие - практически неспособными, из-за недостатка чисто бюджетного финансирования, к выполнению своих функций. При этом для одних режим бюджетного учреждения - очень мягкий, для других - слишком жесткий.

Для решения этой проблемы предполагается сохранить статус бюджетных учреждений только за теми, которые действительно нуждаются в административном контроле и сметном финансировании.

необходимо региональным властям совместно с главами органов местного самоуправления и другими заинтересованными ведомствами провести анализ необходимости проведения оптимизации сети образовательных учреждений для создания условий доступности качества образования, а также произвести оценку целесообразности по регионам перехода на нормативный метод планирования и финансирования образовательных учреждений, активизировав при этом деятельность руководителей образовательных учреждений, экономических и финансовых служб органов власти и самоуправления.

Поставленные выше вопросы связаны с преодолением просчетов в социально-экономической политике.


1.2 Концепция развития механизма финансирования общеобразовательных учреждений в условиях рыночных отношений


В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р, предполагалось в полном объеме восстановить ответственность государства в сфере общего образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики.

Опыт реализации программы модернизации обнаружил некоторые серьезные проблемы в исходной концепции, а также проблемы с осуществлением некоторых ключевых реформ. Несмотря на поставленную Президентом общую задачу разработки и введения новых механизмов финансирования общего образования в Российской Федерации, опыт регионов, взявшихся за ее решение, показывает, что единый простой путь реализации данного направления реформ пока не найден. Постоянные проблемы, связанные с нехваткой средств, привели к накоплению нерешенных проблем по всей системе образования. К числу самых острых из них относятся: ремонт и реконструкция школ, низкая заработная плата учителей, обновление содержания образования.

В настоящее время многие государственные гарантии приоритетности образования отменены. Статья. 40 Закона РФ "Об образовании" признана утратившей силу, что негативно сказывается на состоянии системы общего образования.

Необходимость государственного бюджетного финансирования образования определяется свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны, но вместе с тем необходимо найти оптимальное сочетание рыночных механизмов с государственной образовательной политикой. Поэтому, на наш взгляд, особенно актуальными при построении концепции развития механизма финансирования общеобразовательных учреждений должны стать три приоритетных направления:

рост бюджетных ассигнований и переход на нормативное финансирование;

рост внебюджетных доходов и их легализация;

повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

На современном этапе управлению образованием целесообразно придать государственно-общественный характер посредством вовлечения родителей в процесс финансирования общего образования через "покупку" образовательных услуг. Базисный учебный план при сохранении принципа разделения часов на составляющие - федеральный, региональный и школьный компоненты - следует дополнить составляющей "платные общеобразовательные услуги населению". Это даст импульс к формированию цивилизованного рынка общеобразовательных услуг, позволит общеобразовательным учреждениям получить дополнительные средства, увеличит социальный и экономический эффекты системы общего образования.

Анализ международной практики реализации различных вариантов финансирования системы общего образования показывает, что во многих экономически развитых странах финансирование общеобразовательных учреждений осуществляется за счет средств бюджета, платы учащихся за образовательные услуги, пожертвований частных лиц и организаций, процентов от накоплений в специальных фондах и других источников. Главными участниками схем финансирования и кредитования общего образования в странах с развитой рыночной экономикой являются учащиеся (потребители общеобразовательных услуг) и государство. Государственная финансовая поддержка учащихся и их семей осуществляется в виде субсидий, различных стипендий и кредитов, налоговых льгот. Данный подход предлагается использовать при разработке финансовой стратегии развития общего образования в России.

Считаем, что суть современной финансовой стратегии в сфере общего образования должна сводиться к поэтапному переходу от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" к "бюджетированию, ориентированному на результаты" (программно-целевое бюджетирование). Это, в свою очередь, предполагает создание условий и предпосылок для максимально эффективного использования бюджетных ресурсов в соответствии с приоритетами социально-экономической политики государства путем расширения самостоятельности и ответственности администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Модель "бюджетирование, ориентированное на результаты" предполагает следующее. Бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Расходы имеют четкую привязку к функциям, программам, услугам, видам деятельности общеобразовательных учреждений. При их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ с точки зрения экономической эффективности их достижения и социальной значимости. Приоритет отдается упреждающему внутреннему контролю, а ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни.

Сегодня во главу угла ставится развитие системы качественного образования. Этим определяется необходимость введения в бюджетный процесс разработки и прогноза социально-экономического развития региона на очередной бюджетный год, а также концептуальных документов, прямо или косвенно влияющих на финансирование и качественное развитие сферы общего образования Оренбургской области.

Это позволит органам управления более четко выстраивать финансовую стратегию в регионе, в отдельной отрасли и даст два безусловных преимущества - стабильность и предсказуемость, а это будет способствовать успешному внедрению перспективного финансового планирования в сферу общего образования.


1.3 Нормативное бюджетное финансирование


В условиях бюджетной экономии, свойственной сегодня большинству стран, идет реформирование и модернизация систем финансирования образования, направленные на поиск наиболее эффективных моделей и механизмов осуществления этого процесса.

В России это введение нормативного бюджетного финансирования и предоставление хозяйственной самостоятельности общеобразовательным учреждениям.

Большинство экономистов сходятся во мнении, что важно найти рациональное соотношение государственных и частных источников финансирования системы общего образования. Мы считаем, что общеобразовательные услуги обладают свойствами как общественных, так и частных благ. Последние должны производиться и обеспечиваться на рыночной основе. А государственный стандарт общего образования (общественная компонента образовательных услуг) должен финансироваться за счет средств государственного бюджета.

Поиск оптимального соотношения между государственным и частным финансированием образования стал ключевой проблемой реформирования системы общего образования во многих странах. В ряде стран в финансировании образовательных учреждений доля внебюджетных источников составляет: в Японии - 57%; в США - 52%; в Канаде - 39%; в Великобритании - 38%.

Анализ существующих взглядов на данную проблему позволяет углубиться в вопросы организационно-финансовых аспектов формирования рынка дополнительных платных образовательных услуг и сделать следующий вывод. В сложившихся условиях требуется существенный пересмотр распределения бремени оплаты обучения между государством и предприятием - потребителем будущего специалиста, а также средствами семьи, что позволит определить истинную ценность общего образования и педагогического труда.

Сегодня государством реализуется принцип доступности образования, под которым понимается всеобщее образование для граждан России. Данный принцип по своей сути предполагает финансирование определенного образовательного минимума на основе разработанных государственных образовательных стандартов. Все, что выходит за их рамки, должно финансироваться за счет средств заказчиков, заинтересованных в получении дополнительных общеобразовательных услуг.

При этом государственный механизм финансирования работает в части государственного стандарта общего образования, а рыночный механизм - в части дополнительных платных общеобразовательных услуг, инициированных и востребованных потребителем. Реализация нового механизма на территории Оренбургской области предполагает к 2010 году придание 90 % общеобразовательных учреждений статуса самостоятельного хозяйствующего субъекта. Основной идеей является создание механизмов, при которых государственные (муниципальные) услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм.

Участие таких организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг предполагает формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативное бюджетное финансирование (НБФ) и государственный (муниципальный) социальный заказ.

НБФ подразумевает возмещение расходов организации на оказание стандартизируемых услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе - в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Под государственным (муниципальным) социальным заказом понимается установленный государственным стандартом общего образования образовательный минимум, который должен получить гражданин Российской Федерации на условиях свободного выбора образовательного учреждения с государственным финансированием организации учебного процесса.

Анализ положительного опыта внедрения нормативного бюджетного финансирования по ряду регионов, позволил предложить алгоритм внедрения модели нормативного бюджетного финансирования на территории Оренбургской области.

Формирование системы нормативного бюджетного финансирования базируется на следующих ключевых принципах:

единая методология расчетов;

учет законодательно утвержденных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (стоимости государственной услуги) и минимальных государственных социальных стандартов;

расчет нормативов финансовых затрат в расчете на одну услугу (как совокупность расходов на единицу нормирования) - для системы образования расчет норматива бюджетного финансирования на одного учащегося.

При формировании бюджетов образовательных учреждений с применением подушевых нормативов необходимо применять следующие показатели:

величина норматива на одного обучающегося по типу программы и ступени обучения,

число обучающихся по этим программам;

расходы на содержание учебных площадей.

Доведение финансовых ресурсов с одного уровня бюджетной системы до другого, вплоть до общеобразовательного учреждения, должно осуществляться исключительно по указанным показателям. При этом руководитель общеобразовательного учреждения самостоятельно должен определять направления использования полученных ресурсов и формировать смету по статьям бюджетной классификации в соответствии с поставленными целями и задачами данного образовательного учреждения.

Такой механизм, с одной стороны, позволяет формировать бюджет на подушевой нормативной основе, с другой - расширяет права руководителя образовательного учреждения, соответствует нормам Бюджетного кодекса, а также не входит в противоречие с принципами казначейского исполнения бюджета. При таком подходе достигается наиболее эффективное использование бюджетных средств.

Стоимость общеобразовательной услуги, предлагается Правительством исчислять в расчете на одного обучающегося для каждого городского и районного муниципального образования по формуле:



где - норматив расходов по заработной плате в i -ом муниципальном образовании на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося по видам классов (v) и по ступеням обучения (s);

Норматив расходов на обеспечение учебного процесса в расчете на одного обучающегося в i -ом муниципальном образовании;

Мы же предлагаем в норматив включать НСЗ.

где - норматив расходов на содержание зданий общеобразовательных учреждений в i -ом муниципальном образовании.


2. Особенности монетарных процессов в экономике России


Монетарная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка (ЦБ) в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данной формы регулирования - достижение равновесного и устойчивого развития экономики.

Особенностью монетарных методов является то, что с их помощью государство стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активный элемент при этом - влияние (через кредит) на мотивы, связанные с инвестированием. Для сравнения отметим: наиболее активная сторона финансового регулирования - воздействие (через прямые и косвенные субсидии) преимущественно на совокупный спрос.

Субъектами данного механизма регулирования выступают центральный банк и деловые (коммерческие) банки.

В рамках монетарной политики центральный банк выполняет две основные функции:

·обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой, являющейся важнейшим элементом инфраструктуры рынка;

·воздействие на кредитную деятельность деловых банков (в интересах макроэкономической политики).

В России основная функция Банка России - разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Согласно принятым в странах с развитой рыночной экономикой законам, деятельность ЦБ должна быть нацелена на выполнение задач экономической политики правительства. В то же время данный кредитный центр может иметь различный статус по отношению к правительству. В ряде случаев ЦБ полностью подотчетен, иногда имеет небольшую самостоятельность, а порой занимает достаточно независимое положение.

Определенная степень самостоятельности дается центральному банку на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, особый статус дает центральному банку право не быть безропотным исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

Практика зарубежных стран показывает: операционная самостоятельность ЦБ обусловливает, как правило, более удачные макроэкономические результаты.

Инструменты монетарной политики

Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия. В этом - аналогия общим принципам действия государства в экономике. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом. Операции на открытом рынке представляют собой наиболее рыночный вариант воздействия ЦБ на экономику. Цель, которая при этом преследуется, - регулирование количества денег, находящихся в обороте в данной стране. В ходе продажи ценных бумаг коммерческим банкам у них изымаются избыточные балансовые резервы. В итоге денежная масса в обращении сокращается. В случае покупки ценных бумаг у деловых банков ЦБ оплачивает их стоимость и тем самым вводит в народнохозяйственный оборот дополнительную массу денег.

Учетная политика. На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которому он выдает кредиты деловым банкам. Происходит своего рода регулирование "цены кредита". Получая данные ресурсы, деловые банки предоставляют их (по более высокому проценту) другим субъектам экономики. Мировой опыт показывает, что ставки коммерческих банков превышают ставку ЦБ, как правило, на 0,5-2%. В условиях России инфляционные явления в 1990-х гг. обусловливали формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка рефинансирования ЦБ могла составлять примерно 100%, то последующий уровень ставки у коммерческих банков достигал 150-180%.

С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. "Дорогой" кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны предпринимательского сектора. В итоге сокращаются их инвестиции. Деловая активность в стране снижается.

В историческом плане заметна тенденция повышения учетной ставки в развитых странах в течение XX в. В первой половине столетия под влиянием рекомендаций Дж. Кейнса правительства стремились проводить политику "дешевых денег". С середины 30-х по начало 50-х гг. учетная ставка в Англии сохранялась на уровне 2%, в США - 1%. Во второй половине XX в. ставки заметно повысились. В 1990 г. они достигли наиболее высокого уровня (13,9% - в Англии и 6,5% - в США). Затем, однако, они вновь несколько снизились. В целом следует отметить, что данный вид регулирования в мировой экономике со временем стал использоваться менее активно.

Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда деловые банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ.

Отметим также интересную деталь: учетная ставка выполняет информационную роль. Меняя ставку, ЦБ дает частному сектору сигнал о желательной активизации или, наоборот, - о сдерживании деловой энергии. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие рычаги (например, политика минимальных резервов).

Специфической особенностью трансформируемых экономик является тот факт, что величина учетной ставки может резко отличаться от традиционного, уровня, характерного для развитых стран. Данный факт обусловлен инфляционными явлениями.

Разыгравшаяся в начале реформы инфляция резко повысила уровень ставки рефинансирования. Ее модуляция в течение каждого года была, к тому же, весьма значительной (что отражало, отчасти, активную монетарную политику в первой половине 1990-х гг.). Однако по мере достижения более равновесного состояния экономики, величина учетной ставки стала постепенно снижаться.

Политика обязательных минимальных резервов представляет собой резервирование части активов деловых банков в ЦБ. Согласно закону, все банки обязаны держать примерно 20% своих активов в распоряжении ЦБ. Данные средства размещены в форме бессрочных вкладов. Доля, причитающаяся для хранения в ЦБ, называется "нормой резерва". В России данная операция (обязательные резервы) начала практиковаться с 1990 г. Норма резерва составляет (по разным группам активов) от 2,5 до 18% .

Данная операция ЦБ представляет собой механизм воздействия на объем денежной массы в обращении. Характеризуя этот метод, следует сказать: по сравнению с другими вариантами регулирования он считается "грубым". В нем меньше выражена рыночная ориентация (например, в сравнении с операциями на открытом рынке).

Итак, наибольший эффект в процессе регулирования дает:

а)использование широкого спектра методов,

б)применение их в целесообразной последовательности (от более мягких - к более жестким) в зависимости от реакции деловых банков.

В России в настоящее время используются в основном две операции:

  • политика рефинансирования,
  • политика обязательных минимальных резервов.

Добровольные соглашения. Центральный банк стремится порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод позволяет принимать операционные решения, действуя быстро и без особого бюрократизма.

Резюмируя обзор монетарной политики, можно сделать следующие выводы:

а)в процессе своей реализации кредитная политика имеет целый ряд эффективных сторон. В то же время имеются и очевидные сбои;

б)монетарные методы воздействия на экономику (равно как и финансовые) имеют двойственную природу. С одной стороны, они являются механизмом реализации экономической политики государства. С другой стороны, - это самостоятельное направление макроэкономического регулирования

Специфика взаимодействия финансовой и монетарной политики

Проведение экономической политики с помощью финансового или кредитного механизма выдвигает перед экономистами важный вопрос: в какой ситуации является более оптимальным тот или иной вариант? Актуален и другой аспект: какое соотношение финансовых и кредитных мер разумно практиковать в экономике?

Преобладание в процессе регулирования финансовых мер принято называть кейнсианским вариантом проведения экономической политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической науке название "монетаризма". Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание в сторону усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической ситуации.

Периодические колебания в методах государственного регулирования (между финансовыми и кредитно-денежными рычагами) напоминают цикличность. Однако механических повторов существовать при этом не может. Сама основа, подлежащая регулированию, - экономика - развивается и усложняется. Кейнсианство, например, успешно работало в тот период, когда степень межстрановой зависимости была слабее. Не столь ожесточенно проявлялась международная конкуренция. Страны не имели нынешней степени экономической открытости.

Итак, объективная реальность такова, что экономическая политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство вынуждено использовать инструменты (финансовые, денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.

В экономической политике России отрабатывается практика использования обоих инструментов. Начало реформы неизбежно усилило роль денежно-кредитных мер, т.е. монетарной политики. Причина: без проведения такой ориентации не могла начаться сама реформа. Преобладание финансовых рычагов в регулировании в течение 1985-1992 гг. не могло дать старта коренным преобразованиям.

В то же время, повышение значимости денежно-кредитных мер не привело к тому, что финансовый механизм сократил масштабы своего функционирования. Отечественная экономика (особенно такие сферы, как ВПК, аграрный и социальный секторы) получает стимулы для развития в значительной мере за счет бюджетного финансирования.


Список литературы

финансирование образование монетарный экономика

1. Беляков С.А., Дмитриева В.А., Дудников В.В., Мусарский М.М. Экономика и финансы образования. Учебное пособие. - М.: Издательство МГОУ, 2002.

Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. Книга 1. - М.: Народное образование, 2003..

Вифлеемский А.Б. Экономика образования. Учебное пособие в 2 кн. Книга 2. - М.: Народное образование, 2003.

4. Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. - Н.Новгород: НИМБ, 2001.

Www . alexpublishers . ru


Приложения


Тема - Финансы хозяйствующих субъектов


1. К финансовым ресурсам предприятий относятся:

а)собственные средства и приравненные к ним;

б)заемные средства;

в)привлеченные средства.

2. Финансы предприятий выполняют следующие функции:

а)распределительную;

б)стимулирующую;

в)контрольную.

3. Среди принципов организации финансов предприятий выделяют следующие:

а)принцип хозяйственной самостоятельности;

б)принцип самофинансирования;

в)принцип материальной заинтересованности;

г)принцип материальной ответственности;

д)принцип обеспечения финансовых резервов;

е)принцип заимствования.

4. Первоначальные взносы учредителей, прибыль от основной деятельности, амортизационные отчисления относятся к:

а)собственным средствам;

б)заемным средствам;

в)привлеченным средствам,

5. Согласно ст. S3,85,90 ГКРФ фактором, влияющим на организацию финансов предприятия, является:

а)организационно-правовая форма;

б)уставный капитал;

в)суммадебиторской задолженности.

6. Оборотные производственные фонды:

а)полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции;

б)частично переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции;

в)не переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции;

г)обеспечивают непрерывный процесс производства.

7. К собственным средствам и приравненным к ним относятся:

а)первоначальные взносы учредителей;

б)кредиты и займы;

в) бюджетные субсидии.

8. К заемным средствам относятся:

а)прибыль от основной деятельности;

б)банковские ссуды;

в)средства от продажи акций.

9. К привлеченным средствам относятся:

а)устойчивые пассивы;

б)инвестиционный налоговый кредит;

в)паевые и иные взносы членов трудовых коллективов.

10. К средствам, поступившим в порядке перераспределения относятся:

а)страховое возмещение по наступившим рискам;

б)средства от продажи акций;

в)бюджетные субсидии.

П. Одной из функций финансов предприятий является:

а)распределительная;

б)контроль за движением денежных потоков; в) кредитная;

г)регулирующая.

12. К кредиторской задолженности относятся: а) средства, не принадлежащие предприятию;

б) средства, принадлежащие предприятию;

в)средства, временно принадлежащие предприятию;

г)средства, принадлежащие кредитной организации.

13. Устойчивые пассивы:

а)не принадлежат предприятию;

б)принадлежат предприятию;

в)не находятся в обороте предприятия;

г)находятся в обороте предприятия.

14. Оборотные средства служат для:

а)обеспечения непрерывного процесса производства,

б)создания резервного капитала;

в)создания добавочного капитала.

г)создания уставного капитала.

15. Привлеченные средства предприятий - это:

а)средства от продажи акций;

б)средства от продажи облигаций,

в)средства от продажи ценных бумаг;

г)займы коммерческих банков.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг возможно при наличии и эффективном использовании всех видов ресурсов и прежде всего финансовых ресурсов. В условиях действия рыночных отношений в экономике успешное развитие системы образования обеспечивается лишь при многоканальном, многоисточниковом финансировании.

Мобилизуя средства на развитие образования из различных источников, надо помнить, что гарантированным продолжает оставаться основной источник - стабильное государственное финансирование.

В действующем законодательстве область образования провозглашена приоритетной. В соответствии с этим законодательно определен порядок государственного финансирования образования.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают федеральным и территориальным органам власти возможность успешно выполнять возложенные на них политические, экономические и социальные функции. Государство с помощью бюджета сопоставляет законодательно определенные потребности, например, на развитие образования, и возможные финансовые ресурсы для их удовлетворения.

В Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) понятие «бюджет» определено как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система России определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Консолидированный бюджет страны представляет собой свод (сумму) бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность федеральных и региональных (субъектов РФ) органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса (например, органов управления образованием и образовательных учреждений) по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. При этом рассматриваются вопросы закрепления доходных источников, перераспределения доходов и расходов бюджета (включая расходы на образование).

Бюджетное учреждение (ст. 161 БК РФ) - это организация, созданная федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления для осуществления социально-культурных (например, образовательных) функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе утвержденной сметы доходов и расходов.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг (например, образовательных) и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение (в том числе образовательное) составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетное учреждение (включая образовательное учреждение) использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Подведомственное федеральным органам исполнительной власти бюджетное учреждение (в том числе образовательное) использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся федеральным казначейством.

Получатель бюджетных средств (ст. 162 БК РФ) - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Получатели бюджетных средств (ст. 163 БК РФ):

Имеют право на: своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования;

Обязаны: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, полученные на возвратной основе, и вносить плату за пользование этими средствами; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Правительство РФ утвердило положения о федеральных органах управления образованием, в которых определило их функции в части финансирования.

Так в Положении о Федеральном агентстве по образованию (утверждено постановлением Правительства РФ от 17.06.04 №288) установлено, что агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

В Положении о Министерстве образования и науки РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 15.06.04 №280) указано, что: министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства, и возложенных на министерство функций; министр вносит в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств.

В Положении о Департаменте экономики и финансов Минобрнауки России (утверждено приказом министра от 22.03.05 №82) определено, что департамент: формирует бюджетные проектировки по финансированию деятельности подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств, учреждений и организаций в рамках среднесрочного финансового планирования; участвует в рассмотрении Минфином России бюджетных проектировок; согласовывает в Минфине России материалы, расчеты, обоснования, нормативные документы, формы, предусмотренные методикой по определению направлений бюджетных средств; доводит годовые и квартальные уведомления о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета и объемы финансирования расходов до подведомственных бюджетных учреждений; регулирует объемы бюджетных обязательств по направлениям расходования средств в пределах лимитов, выделенных Минфином России; осуществляет мониторинг бюджетной сети Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств в части результативности бюджетных расходов; оказывает методическую помощь по финансово-экономическим вопросам.

В выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина на встрече с членами правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета целый блок посвящен сфере образования и возможностям ее дальнейшего развития.

Как подчеркивается в выступлении президента, надо думать не только о сегодняшнем дне, но и будущем нашей страны. Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И поэтому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть упущены.

Экономика России, отмечено в выступлении, за последние пять лет выросла почти на 40%. Проводимый курс обеспечил макроэкономическую стабильность.

Особое внимание уделено в выступлении практическим шагам в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И решение именно этих вопросов создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Важный вопрос - создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, современные образовательные технологии.

Анализируя положения данного выступления президента страны, можно сделать необходимые выводы. Один из них заключается в том, что в практической реализации поставленных задач видную роль будет играть государственный бюджет, выделяемые им средства, необходимые для решения проблем развития приоритетных отраслей, включая образование.

Бюджетное планирование позволяет определить объемы и направления использования бюджетных ресурсов в области образования на каждом из уровней управления бюджетной системы РФ. В процессе бюджетного планирования устанавливаются реально допустимые затраты, их обоснованность, определяются стратегия и тактика решения приоритетных общегосударственных, отраслевых, региональных и муниципальных задач в области образования.

Органы управления образованием и образовательные учреждения должны включаться в эту работу уже на стадии определения объема бюджетных средств, намечаемых на развитие образования на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Важно контактировать со всеми депутатами, работниками органов исполнительной власти, участвующими в процессе бюджетного планирования.

При этом уточняются все источники государственного финансирования образования, в том числе:

Из бюджета, за которым закреплено непосредственное финансирование конкретных образовательных учреждений;

Поступления из средств утвержденных целевых образовательных программ на всех уровнях власти;

Распределение расходов на образование между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений (например, расходов на зарплату, приобретение компьютеров и т.п.).

Основным показателем развития экономики страны является объем валового внутреннего продукта (ВВП). В России объем ВВП в 2003 году составлял 12,8 трлн. руб., 2004 г. - 15,3, 2005 г. - 18,7, 2006 г. (прогноз) - 24,4 трлн. рублей. Из приведенных данных видно, за последние годы объем ВВП возрос почти в два раза.

Это позволяло государству увеличивать общий объем консолидированного бюджета страны (сумма бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ) и его расходов на образование. Они составляли в 2001 г. - 264 млрд. руб., 2003 г. - 498 млрд. руб., 2005 г. - 762 млрд. рублей. Рост расходов консолидированного бюджета на образование намечается и на 2006 год.

Именно показатели расходов консолидированного бюджета страны на образование позволяют сделать вывод о том, как в целом по Российской Федерации обеспечиваются конституционные гарантии прав граждан на образование. Ведь подавляющее число образовательных учреждений находится в ведении субъектов РФ и местного самоуправления.

Основополагающим является планирование расходов консолидированного бюджета страны на образование в процентах к объему ВВП на планируемый период (год). На текущий 2005 год этот показатель предусматривался в размере 4,1%.

Проектом Кодекса РФ об образовании предлагается установить данный показатель в размере 6 процентов. Исходя из намечаемого на 2006 год объема ВВП расходы консолидированного бюджета страны на образование должны были бы составить полтора триллиона рублей. Чтобы достичь такого уровня, потребуется в ближайшие годы увеличивать объем расходов консолидированного бюджета страны на образование ежегодно примерно на 250 млрд. рублей. Учитывая сложившиеся темпы роста объема ВВП, подобная задача вполне выполнима.

Какие назревшие проблемы образования поможет решить такое увеличение государственного финансирования образования:

Ликвидировать «нищенское» положение педагогов, что соответственно положительно сыграет в пользу повышения престижности профессии педагога;

Полностью компьютеризировать учебный процесс во всех учебных заведениях (включая сельские школы), что позволяет повсеместно внедрить современные образовательные технологии;

Привести в соответствие с действующими требованиями материально-техническое состояние образовательных учреждений, провести необходимый капитальный ремонт, улучшить учебно-лабораторную базу, обеспечить проведение обязательных противопожарных мероприятий, охрану зданий и жизни обучающихся и работников системы образования.

В своем выступлении президент страны особо подчеркнул, что «будем откровенны, цифры экономического роста для очень многих людей остаются абстрактными». И вполне логично, что он предложил уже в 2006 году увеличить заработную плату участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики в среднем на 10 тысяч рублей в месяц. Ее конкретный размер должен прямо зависеть от объема и качества медицинской помощи.

Учитывая, что здравоохранение и образование объявлены государством приоритетными областями, что врачи и педагоги имеют высшее образование и работают в сложных условиях, полагаю целесообразным рассмотреть и принять на федеральном уровне решение об аналогичном единовременном увеличении зарплаты педагогов на 10 тыс. рублей в месяц.

Тем более что в своем выступлении президент указал: низкая зарплата педагогов - одна из ключевых проблем российского образования.

Как определено Трудовым кодексом РФ (ст. 132), заработная плата (в том числе педагогов) должна зависеть от их квалификации (сюда можно отнести высшее образование и опыт педагогической деятельности), сложность выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и не ограничиваться максимальным размером. Вне всякого сомнения, заработная плата педагогов должна индексироваться в соответствии с фактическим уровнем инфляции.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что повышение зарплаты педагогов сейчас - это повышение размера их пенсии потом. Так что думать об этом надо с перспективой на 10-15 лет вперед.

Другое важное направление государственного управления и регулирования определено в выступлении президента: в течение 2006 года завершить переход к нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися.

Здесь уместно напомнить о «шарахании» в этом вопросе. В 2004 году в Федеральном законе №122-ФЗ были исключены из действующих законов все упоминания о финансовых нормах в области образования. Отказались даже от нормы 3% расходов федерального бюджета на высшее образование. Хотя к тому времени утверждался федеральный бюджет на 2005 год, в котором предусматривались расходы на высшую школу в размере, превышающем 3%.

Финансовое нормирование позволяет законодательно регулировать процесс бюджетного планирования и финансирования расходов на образование, осуществлять бюджетное прогнозирование на среднесрочный период (до трех лет) затрат государства на обеспечение конституционных прав граждан на образование.

Финансовые нормы должны быть гибкими и позволять комплексно решать вопрос об объеме бюджетных ассигнований на развитие образования в каждом конкретном случае. Наиболее эффективным, на мой взгляд, может быть порядок, когда нормы предусматривают минимальный размер финансирования в расчете на одного обучающегося, а затем должны применяться к ним повышающие коэффициенты. Например, за выполнение государственного заказа, контрольных цифр приема обучающихся за счет средств бюджета, участие в мероприятиях целевых образовательных программ, проведении экспериментов, внедрение современных образовательных технологий. При этом надо обязательно учитывать рейтинг образовательного учреждения.

Главным при окончательном решении вопроса об установлении объема государственного финансирования на очередной финансовый год должна быть реализация всех имеющихся возможностей для повышения качества образования.

Финансирование образования за счет государства необходимо тесно увязывать с достижением намечаемых результатов деятельности системы образования в целом и каждого конкретного образовательного учреждения. Требуется каждый раз уточнять, как выполняется постановление Правительства РФ от 22.05.04 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», предусмотревшего смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами».

Следовало бы внести ряд дополнений и уточнения в Закон РФ «Об образовании»:

В ст. 1 «Государственная политика в области образования» раскрыть понятие «приоритетность образования», включая ответственность государства за финансирование за счет средств бюджета выполнения конституционных гарантий прав граждан на образование;

Восстановить упраздненную статью 40 «Государственные гарантии приоритетности образования», изложив ее в новой редакции с учетом упомянутого выше выступления президента страны;

В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» уточнить вопрос о финансовом нормировании, в том числе с учетом повышающих коэффициентов за достигнутые результаты, бюджетного прогнозирования государственных расходов на образование в перспективе.

Все это призвано содействовать практическому выполнению задач, сформулированных в выступлении Президента России: продолжать системную модернизацию образования; концентрировать бюджетные ресурсы на повышении качества жизни граждан страны; добиваться ощутимой отдачи от государственных ассигнований, не допуская бюджетоприедания. Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России.